Основания возникновения изменения и прекращения финансовых правоотношений. Особенности возникновения, изменения, прекращения и функционирования финансовых правоотношений. Виды финансово-правовых норм

Читайте также:
  1. Абсолютная монархия в Англии. Предпосылки возникновения, общественный и государственный строй. Особенности английского абсолютизма.
  2. Абсолютная монархия в Англии. Предпосылки возникновения, общественный и государственный строй. Особенности английского абсолютизма. (лекция)
  3. Агентский договор может быть прекращен как по общим, так и по специальным основаниям, предусмотренным ст. 1010 ГК.
  4. Акционерные общества и их виды. Правовое регулирование статуса, образования, функционирования и прекращения деятельности
  5. Анализ деловых и финансовых рисков предприятия во взаимосвязи с уровнем рентабельности
  6. Анализ и оценка финансовых коэффициентов рыночной устойчивости организации.
  7. Анализ платежеспособности организации: понятие, цели, информационная база, методика расчета показателей, оценка их изменения. По данным бухгалтерской отчетности проведите анализ.
  8. Анализ состава и динамики прибыли. Анализ финансовых результатов.

Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов.

Финансовые правоотношения отличаются тем, что они: а) возникают в процессе финансовой деятельности государства; б) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший или местный орган государственной власти; в) всегда возникают по поводу денег, денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.д.

В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: государственно-властный и имущественный.

Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Такой нормативный акт в области финансовой деятельности государства - закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Индивидуальный нормативный акт - извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.

Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.

Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях. Из них наиболее часто встречаются следующие:

1) погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);

2) выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;

3) использование выданных бюджетных ассигнований;

4) осуществление компетентными органами права взыскания недоимки по налогам;

5) прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например в связи с переходом на пенсию, призывом в армию и т.д.

Порядок, органы и методы защиты финансовых правоотношений. Для защиты прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, применяется административный и судебный порядок защиты.

Отношения в сфере финансовой деятельности государства являются предметом регулирования финансового права. Будучи урегулированы нормами финансового права, отношения в сфере финансовой деятельности государства приобретают характер финансовых правоотношений.

Вне правовых отношений финансовая деятельность государства и муниципальных образований неосуществима. Этот посыл подтверждается тем, что только при взаимосвязанных юридических правах и обязанностях, реализация которых гарантируется мерами государственного принуждения, может быть обеспечено получение государством и органами местного самоуправления запланированных доходов, их распределение и использование соответственно намеченным планам и программам.

Имея несомненное сходство с другими правоотношениями, финансовые четко выделяются из общей массы благодаря своим отличительным чертам, основная из которых проявляется в том, что финансовые отношения возникают в процессе планового образования, распределения и использования государственных, муниципальных, иных публичных денежных фондов и доходов, т.е. в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которая, в свою очередь, так или иначе связана с нормотворчеством.

Итак, финансовые правоотношения обладают всеми общими признаками данной группы правовых отношений.

Во-первых, возникают и развиваются в рамках финансовой деятельности государства.

Во-вторых, правоотношение является формой реализации публичных интересов, в связи с чем характеризуется как публично-правовое отношение.

В-третьих, является властеотношением, в котором одной из сторон всегда выступает государство в лице его компетентных органов.

В-четвертых, финансово-правовое отношение всегда по своей сути экономическое отношение.

В-пятых, финансовые правоотношения всегда имущественные. И здесь опять-таки подчеркивается неоднородность финансовых правоотношений, среди которых выделяются так называемые организационные или процессуальные (процедурные) правоотношения, не опосредующие процесс перехода денежных средств от одних субъектов к другим.

Условия возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений происходят при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия (бездействие) или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей.

Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Такой нормативный акт в области финансовой деятельности государства - Закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Индивидуальный нормативный акт - извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.

Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.

Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях. Из них наиболее часто встречаются следующие:

  • - погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);
  • - выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;
  • - использование выданных бюджетных ассигнований;
  • - осуществление компетентными органами права взыскания недоимки по налогам;
  • - прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например, в связи с переходом на пенсию, призывом в армию и т.д.

Проблемы уяснения организационной характеристики финансовых отношений в современных условиях приобретают все большую значимость в науке финансового права.

С.В. Запольский: «Важное… место занимают в предмете финансового права денежные, но не имущественные (неденежные) финансовые отношения. Речь идет о налоговом процессе, бухгалтерском учете, финансовом контроле, валютном регулировании. Если исходить из традиционного понимания предмета финансового права («фондовой теории»), то данным институтам места в системе финансового права действительно не находится… Неимущественные и неденежные правоотношения должны рассматриваться как входящие в предмет финансового права вследствие их неотъемлемости от механизма правового регулирования имущественных денежных отношений».

Пожалуй, что традиционно объединяет многих финансоведов - это указание на организационную составляющую общественных отношений, входящих в предмет финансово-правового регулирования.

Традиция раскрывать общественные отношения, охватываемые предметом финансово-правового регулирования через организационные характеристики, так называемый организационный элемент финансовых отношений, сложился еще в советский период.

В частности, М.И. Пискотин исходил из того, что все финансовые, в том числе бюджетные, правоотношения есть сугубо организационные, подчеркивая тем самым их властную управленческую природу.

Ряд исследователей изучали природу финансовых отношений через динамику имущественной и организационной характеристик этих отношений.

Например, Р.О. Халфина называла характерной чертой финансовых отношений наличие как имущественного, так и организационного элементов. При этом она подчеркивала, что соотношение этих элементов в различных отношениях не всегда одинаково. В некоторых налоговых отношениях организационный элемент настолько доминирует, что фактически вытесняет имущественный.

Немалое влияние на формирование воззрений по поводу проблематики организационной составляющей в предмете отечественного финансового права сыграла цивилистическая полемика относительно дифференциации имущественных и организационных отношений. Наибольший вклад в развитие концепции по разграничению имущественных и организационных отношений внес С.Н. Братусь.

Он определял финансовые отношения как властно-организационные и вместе с тем имущественные. С.Н. Братусь достаточно убедительно доказывал, что организационная деятельность государства - это не метод правового регулирования, а особый вид общественных отношений, существующих и складывающихся наряду с целым комплексом иных социальных связей.

Все эти подходы в целом восприняты наукой финансового права и в современный период. В этом ключе представляет большой интерес точка зрения Е.Ю. Грачевой: «…организационные финансовые отношения есть такого рода общественные связи, которые возникают в процессе управления финансами с целью упорядочения и координации совместной деятельности людей по аккумуляции, распределению, перераспределению и использованию денежных фондов для достижения целей и задач, стоящих перед государством и муниципальными образованиями на данном этапе развития общества». Д.В. Винницкий определяет организационные отношения как «общественные связи, возникающие между индивидуумами, их объединениями и публично-территориальными образованиями, направленные на согласование публичных и частных интересов и возникающие в связи с решением общественных (публичных) задач (то есть задач, имеющих значение для неограниченного круга лиц)». Подобные трактовки понятий организационного отношения и финансового организационного отношения вносят немалый вклад в развитие науки финансового права.

Несколько иной подход к определению организационных отношений в рамках предмета финансового права имеет Э.Д. Соколова. «Предметом финансового права, - пишет Э.Д. Соколова, - являются денежные, а также организационные и иные общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности государства и муниципальных образований, т.е. в процессе создания, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств, обеспечивающих государство и муниципальные образования финансовыми средствами, необходимыми для выполнения их целей и задач». При этом автором высказано мнение о вхождении в предмет финансового права и тех общественных отношений, которые возникают в процессе создания фондов денежных средств хозяйствующих субъектов, действующих на праве частной собственности. Она отмечает невозможность «использования понятий «управление», «управленческие отношения» для характеристики финансовой деятельности государства и муниципальных образований, поскольку ее осуществляют не только органы исполнительной власти, но и законодательной и судебной власти. При осуществлении финансовой деятельности… возникают не управленческие, а организационные отношения, без которых… ни налог, ни пошлина сами по себе не поступают в соответствующие фонды».

Не во всем можно согласиться с Э.Д. Соколовой. Конструкция организационных отношений не есть исключительная характеристика сферы деятельности органов исполнительной власти. Так, скажем, ключевым участником процесса по принятию закона о публичном бюджете является законотворческий орган. Поэтому «разводить» организационные и управленческие отношения по субъектному составу вряд ли имеет смысл.

Пожалуй, наиболее важное значение организационной характеристики общественных отношений, охватываемых предметом финансового права, придает Е.М. Ашмарина. Она исходит из того, что предметом финансового права охватываются организационные финансовые отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства.

Указанный финансовед акцентирует внимание на том, что «финансовую деятельность следует охарактеризовать как организационную деятельность компетентных органов государства и муниципальных образований по образованию, распределению и использованию централизованных денежных фондов, а также по созданию оптимальных условий, побуждающих в нужном для государства направлении к образованию, распределению и использованию децентрализованных денежных фондов с целью обеспечения бесперебойного функционирования государства и муниципальных образований на том или ином этапе исторического развития».

Е.М. Ашмарина утверждает: «Учитывая то, что содержание категории «финансовая деятельность государства» с учетом современных реалий объективно требует расширения, следует обратить внимание на то, что это влечет за собой увеличение круга организационных финансовых общественных отношений, подлежащих урегулированию нормами финансового права» и выделяет три группы организационных общественных финансовых отношений:

  • - «отношения по образованию, распределению и использованию централизованных государственных и муниципальных денежных фондов, непосредственно обеспечивающих бесперебойное функционирование государства и муниципальных образований на том или ином этапе исторического развития;
  • - отношения по созданию оптимальных условий, побуждающих в нужном для государства направлении к образованию, распределению и использованию децентрализованных государственных и муниципальных денежных фондов, способствующих обеспечению бесперебойного функционирования государства и муниципальных образований на том или ином этапе исторического развития;
  • - отношения по созданию оптимальных условий, побуждающих в нужном для государства направлении к образованию, распределению и использованию децентрализованных частных денежных фондов, способствующих обеспечению бесперебойного функционирования государства и муниципальных образований на том или ином этапе исторического развития». «Эти отношения, - пишет автор, - складываются в процессе финансовой деятельности в целях образования необходимых обществу денежных фондов, т.е. имеют организационный характер».

Финансовые правоотношения - это урегулированные норма­ми финансового права общественные отношения, участники ко­торых выступают как носители юридических прав и обязаннос­тей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.

Обладая общими с другими правоотношениями чертами, фи­нансовые правоотношения имеют и особенности. Основная осо­бенность, которая определяет и другие отличительные черты фи­нансовых правоотношений, заключается в том, что они возникают в процессе планового образования, распределения и использова­ния государственных (а также муниципальных денежных фондов и доходов, т.е. в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Отсюда и другая их особен­ность: финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных отношений, имеющих публичный характер, так как возникают по поводу денежных средств, точнее - финансо­вых ресурсов государства и муниципальных образований, исполь­зуемых на общезначимые потребности. Такой объект правоотно­шений налицо, например, при возникновении их между государ­ством и предприятиями в случаях внесения обязательных плате­жей в бюджет или, напротив, при получении из него ассигнований;

при оказании финансовой помощи органом государственного уп­равления подведомственным организациям, между Центральным банком РФ и Правительством РФ при использовании банковского кредита для покрытия бюджетного дефицита; между государством или и органами местного самоуправления и гражданами в связи с уплатой налогов и т.д.

Урегулированные нормами финансового права отношения про­цедурного характера, связанные с использованием определенных форм и порядка деятельности, также обеспечивают движение фи­нансовых ресурсов.

Следующая особенность финансовых правоотношений состоит в том, что одной из сторон в них всегда выступает государство и его уполномоченный орган, муниципальное образование и соответст­вующий орган местного самоуправления. Это обусловлено тем, что само государство (или муниципальное образование) в интересах общества осуществляет финансовую деятельность: организует по­ступление денежных средств в различные государственные (муни­ципальные) денежные фонды, распределяет и использует их на социально-экономические программы и другие общественно необ­ходимые потребности. При этом государственные органы наделе­ны властными полномочиями: они вправе издавать предписания, обязательные для исполнения другими участниками финансовых правоотношений - предприятиями, организациями, учрежде­ниями, гражданами. Такого рода предписания могут быть адресо­ваны также другим государственным органам согласно подчинен­ности и подконтрольности. Однако государственные органы, вы­ступая в финансовых правоотношениях от имени государства, имеют не только право властных предписаний, но и обязанности, связанные с правами других участников финансовых правоотно­шений. Аналогично взаимодействуют с участниками финансовых правоотношений и органы местного самоуправления. Права всех участников финансовых правоотношений находятся под защитой государства, реализация их, как и выполнение финансовых обя­занностей, обеспечивается его принудительной силой.



В связи с существованием материальных и процессуальных норм финансового права, выделяемых в зависимости от объекта правового регулирования, финансовые правоотношения также могут быть материальными и процессуальными.

В материальных финансовых правоотношениях реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов. Эти финансовые ресурсы выражены в конкретном размере или определенном виде доходов и расходов. Основное содержание субъективных ма­териальных финансовых прав и обязанностей заключается в воз­можности или необходимости получения, уплаты, распределения, расходования, перераспределения, изъятия и т. п. этих конкретно определенных объемов финансовых средств. В результате реализа­ции данных прав и обязанностей в конечном итоге регулярно обра­зуются и используются государственные и муниципальные денеж­ные фонды.

В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государст­вом или органами местного самоуправления в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Поэто­му процессуальные субъективные права и обязанности (полномо­чия) направлены на использование определенной юридической формы и порядка финансовой деятельности. Например, на стадии составления проекта бюджета к ним относятся обязанность Прави­тельства РФ представить в установленный срок Государственной Думе проект федерального бюджета по определенному перечню показателей. Процессуальные финансовые правоотношения осу­ществляются путем использования установленных форм и видов актов государственных органов и органов местного самоуправле­ния, соблюдения определенной последовательности и сроков тех или иных действий.

Возникновение, изменение и прекращение финансовых право­отношений происходит при наличии четко определенных в право­вых нормах условий, или юридических фактов. Сами участники финансовых правоотношений о них договариваться не вправе. К юридическим фактам в финансовом праве относятся действия

(бездействие) или события.

Действия - это юридические факты, которые являются ре­зультатом волеизъявления лиц. Они могут быть правомерными, т.е. отвечать требованиям закона, и неправомерными - не соот­ветствующими им. Для финансовых правоотношений наиболее ха­рактеры такие юридические факты, как утверждение финансово-плановых актов. Соответственно общим требованиям правовых норм в них конкретно выражены права и обязанности участников правоотношений в области финансовой деятельности. После вы­полнения заданий, содержащихся в планах, финансовые правоот­ношения прекращаются, но нередко возникают вновь между

этими же участниками на основе новых планов.

На основании правовых норм и финансовых планов общего зна­чения принимаются индивидуальные финансово-правовые акты, которые также ведут к возникновению, изменению или прекраще­нию финансовых правоотношений. Это, например, извещение на­логоплательщика налоговым органом о необходимости уплаты оп­ределенной суммы налога, распоряжение министерства о передви­жении средств по статьям смет подведомственных учреждений в рамках сводной сметы этого министерства, о выделении временной финансовой помощи подведомственным предприятиям и др.

При неисполнении участниками финансовых правоотношений своих обязанностей возникают правоотношения, связанные с при­менением мер ответственности (начисление пеней на невнесенную сумму налогового платежа в государственный или местный бюд­жет, прекращение финансирования при использовании средств не по целевому назначению и др.).

События - это обстоятельства, не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие). Правовая норма может связывать с ними возникновение, изменение или пре­кращение финансовых правоотношений. Например, рождение у гражданина ребенка, достижение лицом определенного возраста влияют на правоотношения по поводу налоговых платежей; в связи со стихийными бедствиями, эпидемиями возникают право­отношения по поводу предоставления субвенций из вышестоящего бюджета в нижестоящий.

Вопрос №13. Субъекты, объекты и содержание финансовых правоотношений.

Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету об­щественные отношения, определяет круг участников или субъек­тов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обя­занностями, которые обеспечивают планомерное образование, рас­пределение и использование государственных денежных фондов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финан­сового права.

Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения», хотя они во многом совпадают.

Субъект финансового права - это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником фи­нансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимы­ми правами и обязанностями.

А субъект финансового правоотно­шения - это реальный участник конкретных правоотношений.* Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельнос­ти принадлежат субъектам финансового права в силу действия фи­нансово-правовых норм, независимо от участия в конкретных пра­воотношениях. Но нельзя и противопоставлять данные понятия. Ведь субъект финансового права, вступая в конкретные правоотно­шения при реализации своих прав и обязанностей, приобретает новые свойства - он становится субъектом (участником) правоот­ношения. Но при этом он сохраняет свои качества, которыми обла­дал до вступления в них, т.е. остается субъектом финансового права.

Субъекты российского права подразделяются на:

а) государство и его территориаль­ные подразделения;

б) коллективные субъекты;

в) индивидуаль­ные субъекты.

В первую группу субъектов финансово-правовых отношений (государство и его территориальные подразделения) входят:

Российская Федерация; субъекты Российской Федерации - республики, края, облас­ти, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, автономная область, автономные округа; муниципальные образования - городские, сельские поселения и иные территории; административно-территориальные единицы (населенные пункты), входящие в состав муниципального образования; административно-территориальные образования особого ре­жима.*

Такой круг субъектов свойствен, в частности, бюджетным пра­воотношениям. Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами или органами местного самоуправле­ния, что выражает принцип народовластия, закрепленный в Кон­ституции РФ

Коллективными субъектами финансового права являются го­сударственные и общественные организации, к числу которых от­носятся: органы государственной власти и управления; органы местного самоуправления; предприятия, организации, учрежде­ния, основанные на разных формах собственности, среди которых выделяются коммерческие и некоммерческие организации.

Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансового права, участие которых обязательно в финансовых правоотношениях.

В их круг входят: органы представительной власти и исполни­тельной власти федерального уровня и субъектов Федерации. В числе органов исполнительной власти - как органы общей ком­петенции, так и различные органы специальной (отраслевой) ком­петенции - министерства, комитеты, службы и т.д., в том числе система финансово-кредитных органов.

Особую группу составляют органы местного самоуправления, осуществляющие самостоятельное решение финансовых вопросов местного значения (ст. 12, 132 Конституции РФ).

Широкий круг субъектов финансового права представляют предприятия и иные коммерческие организации различных орга­низационно-правовых форм и форм собственности. В качестве ос­новной цели своей деятельности они преследуют извлечение при­были и действуют на праве хозяйственного ведения. Такие органи­зации вступают в финансовые правоотношения в связи с внесением в казну налогов и других обязательных платежей, получением из нее ассигнований, распределением прибыли и т.д. (ст. 50 ГК РФ). Для вступления в такие правоотношения предприятия должны обладать юридической самостоятельностью, иметь свой финансо­вый план. Однако законодательством предусматривается возмож­ность стать субъектом финансовых правоотношений и филиалам, другим обособленным подразделениям предприятий (например, по поводу уплаты налога на прибыль, налога на добавленную сто­имость).

Среди этой группы субъектов финансового права выделяются своей спецификой казенные предприятия как форма государствен­ных предприятий, основанных на праве оперативного управле­ния.* Такие предприятия находятся в прямом государственном подчинении и управлении уполномоченных органов, включая об­ласть финансов. Поэтому содержание финансовых правоотноше­ний, в которые вступают эти предприятия, отличаются специфи­кой, обусловленной наличием у государственных органов полно­мочий по управлению их финансовой деятельностью, определен­ным ограничением их самостоятельности.

Индивидуальные субъекты финансового права, или физичес­кие лица, - это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Их права и обязанности связаны большей частью с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в государственную или муниципальную казну. Законодатель­ство устанавливает в качестве основных условий привлечения гражданина к уплате налогов наличие у него дохода, превышаю­щего установленный необлагаемый минимум, или определенного имущества, подлежащего налогообложению (строения, транс­портные средства, земельный участок и др.). Граждане могут всту­пать в финансовые правоотношения в области государственного и банковского кредита, государственного страхования, по поводу самообложения в муниципальных образованиях.Среди физических лиц - субъектов финансового права выде­ляются граждане, занимающиеся предпринимательской деятель­ностью, в том числе без образования юридического лица, главы крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 23 ГК РФ).

Важно отметить и такую сторону правосубъектности граждан РФ - они имеют право на участие в финансовой деятельности го­сударственных органов. Оно основано на положениях Конститу­ции России (ч. 1 ст. 32).

Объекты правоотношения – это материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникают правоотношения.

Виды объектов:

предметы материального мира (вещи, деньги, ценные бумаги, земля);

личные нематериальные блага (жизнь, здоровье, деловая репутация);

продукты духовного творчества людей (проза, музыка и другие произведения);

поведение субъекта и его результат.

Субъективное право – это мера возможного поведения, которому лицо следует в своих интересах.

Субъективное право включает в себя 3 полномочия:

полномочия на свои собственные действия;

полномочия требовать от обязанных лиц исполнение их обязанностей;

полномочия обратиться за защитой своего нарушенного права.

Юридическая обязанность – это мера должного поведения, которому обязанное лицо следует в интересах уполномоченного.

Юридическая обязанность включает в себя следующие обязательства:

обязательства на совершение действий (активная обязанность);

обязательство воздержаться от совершения каких-либо действий (пассивная обязанность);

обязательства нести юридическую ответственность за невыполнение своих обязанностей (негативная обязанность).

Финансовые правоотношения -- это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государством финансовой деятельности в целях образования, распределения и использования денежных средств и их фондов, необходимых для решения задач, определяемых финансовой политикой государства.

Виды финансовых правоотношений:

1) В зависимости от функций финансовой деятельности - отношения, возникающие:

в ходе мобилизации денежных средств;

в ходе распределения денежных средств;

в ходе использования денежных средств;

в ходе контроля за движением денежных средств;

в связи с денежной эмиссией.

2) В зависимости от субъектного состава - отношения, возникающие:

с одной стороны, между органами, осуществляющими финансовую деятельность государства, а с другой между организациями и физическими лицами;

между органами, осуществляющими финансовую деятельность государства.

3) В зависимости от деления на финансово-правовые институты - отношения:

бюджетные;

налоговые;

неналоговые;

по государственному долгу;

по сметно-бюджетному финансированию;

по государственному внебюджетному финансированию;

по бюджетным кредитам;

по государственному страхованию и др.

Основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений, как и любых других правоотношений, является юридический факт, т.е. действие или событие, предусмотренное финансово-правовой нормой.

Возникновение финансовых правоотношений основано, как правило, на таких юридических фактах, как правомерные действия в форме индивидуальных актов, выражающих властное веление государства или уполномоченного органа (например, извещение финансового органа об уплате налога). В качестве основания могут выступать такие события, как достижение определенного возраста, рождение ребенка и т. д.

Изменение финансовых правоотношений также связано с действиями и событиями. Например, для физических лиц - уменьшение или увеличение дохода, приобретение имущества определенного вида, изменение семейного положения и т. д., для организации - увеличение прибыли, временное отсутствие средств - для получения ссуды банка и т. д.

Прекращение финансовых правоотношений связано обычно с погашением финансовых обязательств. Например, внесение платежа или налога в бюджет в ряде случаев связано с освобождением от налога в установленном законом порядке. Иногда - с определенным событием. Например, достижение физическим лицом определенного возраста для призыва в армию или смерть гражданина, которые могут повлечь прекращение налогового отношения.

Финансовые правоотношения возникают в связи с изданием закона. Однако закон устанавливает лишь типичные признаки этих правоотношений. Для возникновения же конкретного финансового правоотношения необходимо, чтобы на основе и во исполнение закона были изданы нормативные и индивидуальные финансовые и финансово-плановые акты. Например, налоговый закон устанавливает типичные признаки, на основании которых возникают конкретные налоговые правоотношения (субъект налога, объект обложения, ставки налога, льготы по налогу и т. д.). Но общая норма закона не адресована непосредственно к предприятию, организации, отдельному гражданину. Для возникновения конкретных правоотношений необходимо издание нормативного или индивидуального акта. Для социалистического предприятия таким актом будет план доходов и расходов (финансовый план), общий для данного ведомства и индивидуальный для каждого предприятия данного ведомства, в котором предусмотрены обязательные платежи в государственный бюджет на данный планируемый период. Для рабочих и служащих такой акт выражен в ведомости на выплату заработной платы, для некооперированных кустарей и ремесленников, для лиц, платящих сельскохозяйственный налог, - в налоговом извещении.

В области государственных доходов и расходов финансовые правоотношения связаны с Законом о государственном бюджете СССР и законами о государственном бюджете союзных и автономных республик. Однако для возникновения этих правоотношений необходимо: а) установление Советом Министров СССР при принятия годового бюджета квартальных назначений по доходам и расходам союзного бюджета. Соответственно квартальные назначения устанавливаются Советами Министров союзных республик по республиканским бюджетам союзных республик, исполкомами Советов депутатов трудящихся - по местным бюджетам; б) установление на основе этого акта бюджетной росписи доходов и расходов по всем бюджетам. Такой финансово-плановый акт издается министром финансов СССР и в пределах своей компетенции министрами финансов союзных к автономных республик, заведующими финансовыми отделами областных (краевых), городских и районных Советов депутатов трудящихся; в) издание индивидуальных актов об открытии на основе бюджетной росписи бюджетных кредитов для отдельных учреждений, предприятий и организаций.

Совет Министров СССР ежеквартально утверждает кредитные и кассовые планы. На основе кредитного плана устанавливаются лимиты кредитования, которые оформляются специальным лимитным распоряжением соответствующего учреждения Госбанка. Лимитное распоряжение определяет право кредитующейся в банке организации на получение на данный планируемый период предельной суммы кредитов и служит юридическим фактом для возникновения кредитных правоотношений.

Таким образом, общая норма закона конкретизируется в ряде общих и индивидуальных финансовых и финансово-плановых актов, изданных на основе и во исполнение закона, обеспечивая возникновение финансовых правоотношений в связи с законом и в точном соответствии с установленными им нормами, которые отражают реальные хозяйственные и финансовые связи, действующие в социалистическом обществе.

В финансовых правоотношениях имеют место случаи, когда в процессе их осуществления происходят изменения, которые, однако, совершаются не по волеизъявлению участников правоотношения, а в силу изменений, происходящих в фактическом составе. К такого рода изменениям относятся факты и события, влияющие на условия и характер финансового правоотношения. Так, увеличение или уменьшение размера дохода, оборота, прибыли, имущества вызывает соответствующие изменения налогового правоотношения. Изменения финансовых правоотношений могут произойти также под влиянием изменения объекта бюджетного финансирования (увеличение или уменьшение размеров ассигнований на отдельные целевые мероприятия).

Прекращение финансовых правоотношений наступает в ряде случаев, из которых наиболее типичными являются следующие:

  • 1) погашение финансового обязательства в случае уплаты суммы в срок или в результате взыскания недоимки (просроченного платежа), исполнения задания на планируемый период по государственным доходам, денежным ресурсам Госбанка и Стройбанка, планов-заданий по страховому фонду Госстраха ит.д.;
  • 2) использование выданных бюджетных ассигнований, ассигнований по кредитному плану по назначению или в связи с окончанием бюджетного и хозяйственного года (31 декабря);
  • 3) смерть гражданина-налогоплательщика вызывает прекращение правоотношений лишь по личным налогам граждан; достижение определенного возраста, вызывающего по закону прекращение данного правоотношения (например, в налоге на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР); призыв в ряды Советской Армии рядового и сержантского состава вызывает прекращение правоотношений по подоходному налогу с населения, налогу с холостяков, малосемейных и одиноких граждан;
  • 4) осуществление органами государства права сложения недоимки при установлении безнадежности взыскания или в случаях стихийных бедствий.

Все эти типичные случаи свидетельствуют о том, что возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений связаны с законом. С одной стороны, это определяет специфический характер финансового закона, отличающегося четкой и определенной регламентацией типичных случаев возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений. С другой стороны, достигается соблюдение социалистической законности во всей финансовой деятельности социалистического государства.