Административно-правовые нормы: понятие, структура, виды, классификация, примеры. Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура и виды

Административно-правовые нормы - это установленные государством правила поведения, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе государственной деятельности.

Особенности административно-правовых норм проявляются в том, что они: выражают сущность исполнительной власти, устанавливая правовое положение и исполнительную компетенцию государственных органов; регулируют деятельность по осуществлению исполнительно-властных пол­номочий государственных органов; регулируют формы и методы их осуществления; устанавливают определенный порядок взаимоотношений между субъектами управления. Кроме того, административно-правовые нормы отличаются тем, что имеют собственные средства защиты от посягательств (в случае неисполнения их или ненадлежащего исполнения). За их нарушение наступает административная ответственность, а в некоторых случаях и дисциплинарная ответственность. Административно­правовыми нормами обеспечивается применение законодательства в целом. Во исполнение законов органы исполнительной власти принимают постановления и распоряжения, которые являются подзаконными нор­мативными правовыми актами. Рассматриваемые нормы часто устанавливаются субъектами исполнительной власти в процессе ее реализации, для которых эти нормы впоследствии являются обязательными. Посредством административ-ноправовых норм устанавливается и обеспечивается режим законности и государственной дисциплины в сфере государственного управления. Нормы административного права оп­ределяют должное поведение всех лиц и организаций, действующих в данной сфере.

Административно-правовая норма имеет традиционную структуру: гипотезу - условие действия нормы; диспозицию - предписания, запреты, дозволения; санкцию - меры административного или дисциплинарного воздействия.

Для административно-правовых норм характерно многообразие, которое отражает их различие по видам, классифицируемых по ряду оснований.

1. По способу воздействия на поведение субъектов административного права: обязывающие (предписывают обязательное совершение

определенных действий, устанавливая обязанность действовать в соответствии с требованиями данной нормы, например обязанность подчинения законному распоряжению представителя власти), запретительные (устанавливают запрет на совершение определенных действий в условиях, предусмотренных правовой нормой), уполномочива­ющие или дозволительные (предоставляют возможность действовать по своему усмотрению, используя или не используя предоставленное субъективное право), стимулирующие или поощрительные (мотивированно побуждают к совершению каких-либо действий с помощью средств морального или материального воздействия, например предоставлением льгот и стимулов (государственным служащим), рекомендательные (устанавливают варианты желательного и целесообразного поведения).

2. По целевому назначению: регулятивные (регулируют общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления) и охранительные (обеспечивают защиту государственно-управленческих отношений).

Е. их административно-правовой статус; в этом смысле их еще называют статичными) и процессуальные (регламентируют процедуру, порядок реализации прав и обязанностей, закрепленных материальными нормами, процедуру применения ответственности; их именуют динамичными).

4. По юридической силе: законодательные (оформленные актами, имеющими силу законов) и подзаконные (оформленные подзаконными актами, например содержатся в актах Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления).

5. По конкретному содержанию и уровню обобщенности: общие (регулируют государственно-управленческие отношения общего характера) и особенные (регулируют особенности управления в конкретной сфере общественных отношений).

6. По предмету ведения органов публичной власти: федеральные (относящиеся к компетенции федеральных органов исполнительной власти и изданные федеральными нормативными правовыми актами), субъектов федерации (относящиеся к компетенции органов исполнительной власти субъектов федерации и закрепление в их актах), местного самоуправления (принятые актами органов местного самоуправления по предметам их ведения).

7. По территориальному масштабу: общегосударственные (действуют в пределах юрисдикции государства), территориальные (действуют в административных границах соответствующего субъекта федерации), межтерриториальные (действуют в границах нескольких территориальных образований).

8. По объекту регулирования отраслей государственного управления: общеотраслевые (регламентируют наиболее важные стороны

государственно-управленческой деятельности, распространяясь на все сферы и отрасли), межотраслевые (регламентируют все или несколько отраслей государственного управления, отличаясь специализацией,

например административно-правовые нормы, имеющиеся в таможенном, налоговом законодательстве), отраслевые (регулируют управленческие отношения в определенных отраслях).

9. По адресату регулирования - регламентирующие общий и специальный административно-правовой статус субъектов государственно­управленческих отношений (граждан, организаций, органов исполнительной власти, государственных служащих и т. д.).

10. По кругу лиц: распространяющиеся на физических (распространяют действие на всех граждан либо на отдельные их группы, например распространение льгот для муниципальных служащих) и юридических лиц (распространяют действие на все организации, предприятия, учреждения, независимо от форм собственности, например по уплате налогов, либо на отдельные их категории, например по уплате налогов страховыми организациями).

11. По пределу действия во времени: бессрочные (действуют постоянно, т. е. без указания срока действия вплоть до официальной отмены компетентным органом) и срочные (действуют временно, т. е. в течение указанного срока действия).

12. По условиям действия: обычные (действуют в обычных условиях при ординарных обстоятельствах) и экстраординарные (действуют в чрезвычайных ситуациях при экстраординарных обстоятельствах).

Еще по теме §2. Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура, виды:

  1. § 5. Понятие административно-правовой нормы, особенности ее содержания и структуры

Лекция 2. Административно-правовые нормы и их особенности

2.1. Понятие административно-правовой нормы и ее структура

Норма права является структурной единицей права. Административно-правовым нормам присущи все характеристики общих норм, составляющих правовую систему. Вместе с тем они имеют ряд отличительных особенностей, что обусловлено спецификой регулируемых административным правом отношений. Свою реализацию административное право находит именно в правовых нормах.

Административно-правовые нормы - установленные государством правила поведения, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной власти.

Административно-правовые нормы имеют следующие особенности:

Административно-правовые нормы выражают сущность исполнительной власти.

Они имеют собственные средства защиты от посягательств (в случае неисполнения их или ненадлежащего исполнения). За нарушение административно-правовых норм наступает административная ответственность. В некоторых случаях может наступать дисциплинарная ответственность.

Иногда административно-правовые нормы регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей права. Такое регулирование наблюдается в области земельного, финансового, природоохранного, трудового права и пр. С помощью административных норм может осуществляться и защита норм указанных отраслей права. Так, нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.27 КоАП).

Рассматриваемые нормы часто устанавливаются субъектами исполнительной власти в ходе ее реализации, для которых эти нормы впоследствии являются обязательными.

Административно-правовыми нормами обеспечивается применение законодательства в целом. Во исполнение законов органы исполнительной власти принимают постановления и распоряжения, которые являются подзаконными нормативными актами.

В правовой литературе по традиции используется понятие "механизм административно-правового регулирования". Между тем, по мнению ряда юристов, целесообразнее говорить о системе, а не о механизме. В этом случае можно комплексно рассмотреть сущность административного права, понять его логику воздействия на общественные правоотношения, выделить ключевые элементы этой отрасли.

Один из главных компонентов административного права - административно-правовые нормы. Рассмотрим далее их особенности.

Общие сведения

Нормы примеры которых будут приведены далее, сформулированы в федеральном, региональном законодательстве, президентских указах, правительственных постановлениях, инструкциях, приказах, распоряжениях федеральных исполнительных структур, а также в иных актах. Этим элементам отводится центральное место в системе. В случае отсутствия в структуре административного права административно-правовых норм оно перестанет функционировать вообще.

Применение правовых положений

Этот процесс - тоже важнейшее звено в структуре регулирования. От качества реализации норм административного права будет зависеть конечный результат их воздействия.

Субъекты, применяющие положения, должны обладать высоким уровнем управленческой культуры, знаниями, необходимыми для осуществления полномочий, опытом. Применение норм административного права - это сложный процесс. В ходе него возникают разного рода коллизии (противоречия), неясности, проблемы и, соответственно, необходимость толкования тех или иных положений при возникновении разногласий между участниками правоотношений, сомнений в правильности действий, конституционности положений. В последнем случае большое значение имеет деятельность Конституционного суда.

Результатом применения и толкования норм управомоченные субъекты выносят соответствующие решения (судебные постановления, правоприменительные акты и проч.).

Административно-правовые отношения

Они рассматриваются как третий ключевой элемент системы. По сути, основной целью регулирования выступает установление управленческих отношений, регулируемых нормами административного права. Достигается эта цель не только за счет создания правовых положений, но и посредством применения их на практике.

Участники административно-правовых отношений обладают определенными обязанностями, правами и ответственностью.

Нормы административного права

Как положения иных юридических отраслей, они представляют собой установленные государством в лице его представительных или исполнительных структур правила допустимого поведения для субъектов управленческих отношений. Соблюдение предписаний обеспечивается за счет механизма государственного принуждения.

Существует ряд признаков, по которым можно отличить нормы отрасли. В административном праве:

  1. Обеспечиваются публичные интересы.
  2. Регулирование управленческих отношений осуществляется на особой организационной основе.
  3. На субъектов права оказывается одностороннее воздействие со стороны государства.

Сфера применения положений

Нормы административного права регулируют публичные отношения, возникающие при реализации исполнительными органами федерального и регионального уровней их полномочий. Кроме того, ими регламентируется взаимодействие местных структур власти с остальными участниками управленческого процесса. К числу последних следует относить государственные организации, учреждения, предприятия или юрлица, в которых преобладает доля госсобственности.

Множество норм административного права регулирует правоотношения, возникающие в ходе решения госструктурами, прокуратурой, судом вопросов, связанных с подбором кадров, назначением на должности оперативных сотрудников, установлением требований для них, прохождением службы, ответственности служащих и прочих внутриорганизационных отношений, отнесенных к компетенции этих органов.

Кроме этого, положения регламентируют функционирование общественных, негосударственных организаций, учреждений, предприятий (аудиторских фирм, обществ охраны потребительских прав, коммерческих банков), работу отдельных управомоченных лиц (частнопрактикующих нотариусов, к примеру) при реализации ими государственно-властных полномочий.

Таким образом, можно заключить, что административно-правовые нормы - это положения, регулирующие:

  1. Отношения, возникающие в сфере реализации полномочий исполнительными госструктурами, местной администрацией, общественными, некоммерческими и прочими негосударственными организациями при осуществлении отдельных управленческих функций.
  2. Внутригосударственные публичные правоотношения, относящиеся к другим сферам деятельности госаппарата. Речь, в частности, о работе органов законодательной власти, суда, прокуратуры.
  3. Отношения, возникающие в рамках применения мер принуждения.

Классификация

Рассмотрим подробно, какие нормы регулирует административное право.

На современном этапе развития рыночной системы целесообразно разделить правовые положения, ориентированные на обеспечение обороноспособности государства, общественной безопасности, правопорядка, охраны природы, сбор налогов и прочих платежей. Они называются охранительными. Регулятивные нормы административного права регулируют отношения, возникающие в рамках деятельности общественных и негосударственных коммерческих объединений, связанные с разрешением споров между физлицами, госорганами, предпринимателями, местными институтами власти и проч.

Охранительные положения закрепляют обязательные для соблюдения правила поведения, ограничения, запреты на совершение тех или иных действий. Регулятивные нормы административного права - это юридические инструменты, регламентирующие применение разных правил: уведомления о начале деятельности, лицензионный, регистрационный порядок, заключение управленческих соглашений. В их число также входят поощрительные, стимулирующие положения.

Материальные нормы административного права

Эти положения юридически закрепляют обязанности, права и ответственность участников управленческих отношений, то есть административно-правовое положение (статус) уполномоченных структур и их должностных лиц. Этими нормами регламентируется деятельность не только исполнительных структур, но и прочих субъектов.

В материальных административно-правовых положениях предусмотрены запреты, ограничения на совершение тех или иных действий, санкции за нарушения, компетенция органов по привлечению виновных к ответственности.

Исходя из юридического содержания, эти нормы можно разделить на:

  1. Обязывающие. Они предписывают совершение тех или иных действий.
  2. Запретительные.
  3. Ограничительные.
  4. Дозволительные (разрешительные). К данной категории можно отнести, например, правила лицензирования. Они допускают осуществление определенной деятельности, в том числе внешнеэкономической, при наличии специального документа.
  5. Управомочивающие (уполномочивающие). Они закрепляют возможность передачи определенных полномочий конкретным органам власти.
  6. Поощрительные. Эти положения служат для стимулирования наукоемкой, экономической и другой деятельности, обеспечения надлежащего поведения субъектов административного права.
  7. Уведомительные/регистрационные. Они закрепляют, например, правила проведения митингов, демонстраций, шествий, порядок регистрации предприятий разной формы собственности, общественных объединений, предпринимателей и проч.
  8. Рекомендательные. Они не обладают обязывающим характером. В них присутствуют рекомендации по выбору той или иной модели поведения. Зачастую такие нормы подкрепляются поощрительными мерами.

Процессуальные положения

Они закрепляют порядок, правила, процедуры правотворческой, правоприменительной и юрисдикционной деятельности структур госуправления и прочих участников административно-правовых отношений. Нормы административного права регламентируют реальное выполнение положений. При этом в каждом отдельном институте отрасли можно выявить весьма специфические процедуры и правила. Так, к примеру, в институте госслужбы процессуальными нормами являются положения о порядке поступления на госслужбу, процедуре перемещения служащего, прохождения службы, правилах проведения аттестации, присвоения специальных званий, рангов, увольнения, дисциплинарное производство и проч.

Другие классификации

В зависимости от формы предписания нормы разделяют на императивные и диспозитивные. Первые являются обязательными для исполнения, вторые предусматривают возможность выбора того или иного варианта разрешения ситуации.

В зависимости от адресата выделяют административно-правовые положения, регламентирующие:

  1. Организацию и деятельность исполнительной власти.
  2. Формирование и работу местной администрации.
  3. Административно-правовое положение муниципальных и госслужащих, должностных лиц управленческих структур.
  4. Организацию и функционирование общественных объединений, прочих негосударственных организаций по осуществлению ими государственно-властных полномочий в рамках своей компетенции.
  5. Формирование и работу учреждений и предприятий, преимущественная доля капитала которых состоит из средств государства.
  6. Административно-правовое положение общественных объединений, некоммерческих и коммерческих негосударственных организаций, граждан, а также правовые инструменты защиты их интересов, свобод и прав.

В зависимости от масштабов применения положения могут быть территориальными (действующими в пределах конкретных областей), местными (устанавливаются структурами муниципальной власти), общефедеральными (действующими по всей стране), региональными (распространяющие действие на конкретный субъект РФ), локальными (устанавливаются в организациях, на предприятиях, в концернах, объединениях и проч.).

По объему регулирования нормы разделяют на общеобязательные (охватывают всех участников административных правоотношений), внутриотраслевые (действуют на нижестоящие исполнительные органы, предприятия, учреждения и проч.), отраслевые, межотраслевые, общие.

В зависимости от характера действия во времени, положения могут быть срочными и бессрочными. Первые вводятся в действие на конкретный период. Для вторых срок применения не ограничивается.

Законной силой обладают только те административно-правовые нормы, которые утверждены в рамках компетенции соответствующих органов, входящих в систему госуправления, а в случаях, закрепленных в законодательстве, соблюден порядок вступления норм в силу.

Структурные элементы

Традиционно в структуре административно-правовой нормы выделяют три компонента:

  1. Гипотезу.
  2. Диспозицию.
  3. Санкцию.

С помощью гипотезы определяются условия, в которых предписания соответствующей административно-правовой нормы надлежит применять. По своей сути, этот структурный элемент закрепляет обстоятельства, выступающие основанием для возникновения, прекращения или изменения управленческих правоотношений.

В большинстве административно-правовых норм, в том числе регламентирующих организацию и деятельность компетентных исполнительных структур, а также определяющих полномочия этих органов и их служащих, гипотеза не используется. В положениях, устанавливающих ответственность за административные правонарушения, этот структурный элемент соединяется с диспозицией.

Гипотеза может присутствовать не непосредственно в административно-правовых нормах, а в общих положениях юридического акта (в преамбуле, вводной части) или иных блоках нормативного документа.

Диспозиция служит в качестве формулировки модели надлежащего поведения. Этот структурный элемент нормы административного права проявляется в прямых предписаниях, посредством которых устанавливаются обязательные правила, запреты и ограничения на совершение тех или иных действий.

Для указания на меру ответственности используется санкция. Она применяется при выявлении нарушений положений, содержащихся в административно-правовой норме. Как правило, санкции содержат меру административного или дисциплинарного воздействия на виновных.

Заключение

Административное право - одна из важнейших юридических отраслей. Управленческие отношения, регулируемые ее нормами, имеют сложную структуру. Для надлежащего регламентирования административно-правовой деятельности необходимы четкие и однозначные предписания, соответствующие современным условиям.

Административно-правовые нормы - важнейший инструмент регулирования организации и деятельности исполнительных структур, их взаимодействия с другими участниками отношений. Их ключевые функции заключаются в обеспечении защиты интересов всех субъектов управленческих отношений, поддержании правопорядка и законности.

Безусловно, административное право, как и другие юридические отрасли, постоянно изменяется. Совершенствуются и нормы, регулирующие управленческие отношения, и деятельность компетентных структур государственного административного аппарата. На всех уровнях власти ведется постоянная работа по развитию отрасли административного права. Для этого анализируется отечественный и зарубежный правоприменительный опыт.

Нормативный правовой акт - это письменный официальный доку­мент, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим орга­ном в пределах его компетенции и направленный на установление, изме­нение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание посто­янного или временного характера, рассчитанное на многократное приме­нение.

В административно-правовой норме содержится правило поведе­ния, регулирующее общественные отношения в сфере исполнитель­ной власти (государственного управления). Норма административного права выражает сущность регулируемого ею общественного отноше­ния, является «кирпичиком» конкретного административно-правово­го акта (закона, указа Президента, постановления Правительства и др.).

Нормы административного права занимают важное место в системе российского права, так как регламентируют широкий круг разнообраз­ных общественных отношений. Ими определяются границы должного, допускаемого или рекомендуемого поведения людей, порядок деятель­ности органов исполнительной власти и их должностных лиц, а также государственных и негосударственных предприятий, учреждений, ор­ганизаций и трудовых коллективов в сфере исполнительной власти (государственного управления). Нормы административного права ус­танавливают правовой режим взаимоотношений субъектов государственного управления и местного самоуправления, определяют права, свободы и обязанности граждан в сфере исполнительной власти и га­рантии их реализации. Значительное место занимают нормы об адми­нистративной, дисциплинарной и материальной ответственности, а также о способах обеспечения законности и дисциплины в деятельнос­ти органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Нормы административного права не только упорядочивают, за­крепляют и защищают новые общественные отношения, возникающие при переходе к рыночной экономике, но и вытесняют из сферы испол­нительной власти (государственного управления) общественные отно­шения, не отвечающие современным условиям. Во многих его нормах определяется механизм исполнения, претворения в жизнь, примене­ния требований законов к конкретным обстоятельствам и объектам управления.

Целям исполнения и применения законодательства служит и правотворческая деятельность самих органов исполнительной власти. В случаях, когда нормы законов не имеют прямого действия, эту роль выполняют подзаконные акты, издаваемые Правительством, феде­ральными и региональными органами исполнительной власти. Дета­лизируя и конкретизируя конституционные и законодательные нормы, подзаконные акты делают их реально «работающими».


Существуют различные виды административно-правовых норм (см. схему 3). Основаниями их подразделения на виды являются: содержа­ние; форма выражения установленных правил; круг лиц, на которых они распространяются; порядок действия норм в пространстве и другие признаки.

закрепляющие права, обязанности и ответственность (статус) субъ­ектов административного права: граждан, органов исполнительной власти, государственных служащих, предприятий, учреждений и орга­низаций;

определяющие формы и методы реализации исполнительной власти;

устанавливающие административную ответственность за правона­рушения, не являющиеся преступлениями;

регулирующие административно-процессуальную деятельность;

обеспечивающие законность в деятельности органов исполнитель­ной власти;

Схема 3. Классификация административно-правовых норм

определяющие основные положения по организации государствен­ного управления в экономической, социально-культурной и админи­стративно-политической сферах.

Те группы административно-правовых норм, которые определяют права, обязанности и ответственность участников регулируемых ими отношений, принято называть материальными - например, статьи многочисленных положений о субъектах государственного управле­ния. Административно-правовые нормы, которые определяют поря­док (процедуру) реализации норм материального права, называются процессуальными - например, разделы Кодекса об административных правонарушениях РСФСР* (КоАП), регулирующие производство по соответствующим категориям дел.

Нормы административного права

Нормы административного права в Российской Федерации определяют порядок создания, реорганизации и упразднения органов исполнительной власти, их перечень, цели и задачи их деятельности, компетенцию и другие стороны правового статуса этих органов, их структуру и процедуру деятельности. Распространяются они и на организацию местного самоуправления, и порядок взаимодействия его органов с органами государственной власти.

Нормы административного права устанавливают, кроме того, порядок создания, реорганизации и упразднения управляемых объектов – предприятий, учреждений и организаций и регулируют многие стороны их деятельности независимо от форм собственности, их взаимоотношения с органами государственной администрации. Нормы административного права закрепляют также порядок прогнозирования, планирования и ценообразования, распределения материальных ресурсов, регулирования заработной платы.

Конкретизируя и дополняя нормы конституционного права, нормы административного права определяют многие права и обязанности граждан, механизм их реализации и защиты от нарушений. Нормы административного права участвуют в установлении правового статуса общественных объединений, органов общественности, регулируют государственную службу.

Административное право регулирует не только публичную управленческую деятельность, но и управляемую деятельность. Пример тому – правила дорожного движения, правила поведения в общественных местах, торговли, охоты и рыбной ловли, правила, регулирующие преподавание в учебных заведениях, санитарные правила и т.д. Органы управления контролируют соблюдение этих правил и применяют меры государственного принуждения за их нарушение.

Нормы административного права определяют, какие деяния (действия или бездействие) являются административными правонарушениями, устанавливают виды и меры административной ответственности за их совершение, порядок производства по делам о таких правонарушениях.

В научной литературе высказывалось мнение, что административное право регулирует и общественное управление. В этом утверждении есть доля истины: государство иногда наделяет общественные объединения, органы общественности публичными полномочиями «внешнего» характера. Но в основном общественное управление регулируется не законодательством, а уставами общественных объединений.

Административное право не регулирует внутреннее управление в частных фирмах, ассоциациях, концернах и т.д. Их высшие органы сами устанавливают свои системы управления, свои порядки, которые, однако, не должны противоречить законодательству.

Органы исполнительной власти действуют на основе законов, но многие из них при этом обладают правом издания нормативных актов, которые регулируют деятельность предприятий, учреждений и организаций, а также граждан, т.е. участвуют в определении их прав и обязанностей. Гражданин может, конечно, не реализовать право, предоставленное ему, но он не может отказаться от самого этого права, поскольку оно установлено властным путем – законом или на основе закона. Все это связано с тем, что государственный орган, должностное лицо, осуществляющее исполнительно-распорядительную деятельность, действует по поручению государства, выражает государственную волю, участвует в выполнении функций государства.

Административное право очень близко стоит к конституционному (государственному) праву, и часто даже невозможно установить четкую грань между их нормами. Но различия между этими отраслями имеется. Конституционное право занимает ведущее положение в системе права, в том числе и по отношению к административному праву. Последнее берет у конституционного права исходные начала, прямо или косвенно относящиеся к органам исполнительной власти, детализирует и дополняет их, определяет механизмы реализации тех или иных норм.

Например, Конституция РФ и другие источники конституционного права закрепляют основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Административное право конкретизирует многие нормы о них, дополняет правовой статус гражданина другими (неосновными) правами и обязанностями, определяет механизм реализации многих конституционных прав, свобод и обязанностей. Так, Конституция РФ устанавливает, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 2 ст. 46). Нормы же административного права призваны определить подведомственность различных жалоб, сроки и другие стороны процедуры их рассмотрения в административном порядке (порядок рассмотрения жалоб в судах определяется гражданским процессуальным законодательством).

Административное право тесно связано с гражданским правом. Обе отрасли иногда регулируют одни и те же имущественные отношения, но разными методами. Например, по распоряжению уполномоченного на то органа исполнительной власти государственная организация передает другой здания, сооружения и оборудование. В данном случае властным методом регулируются имущественные отношения двух организаций. Стороны хозяйственного договора руководствуются стандартами на продукцию, которые устанавливаются органами исполнительной власти, т.е. властным путем. Многие гражданско-правовые отношения с участием гражданина тоже возникают на базе актов государственного управления. Так, часто договор жилищного найма гражданина с жилищной организацией заключается при наличии у него ордера на данную жилую площадь. Имущественные отношения иногда возникают прямо из актов государственного управления (т.е. без договоров); пример тому – конфискация и реквизиция предметов, наложение и взыскание штрафов. Сфера разграничения гражданского и административного права определена и в ГК РФ (п. 3 ст. 2).

Органы исполнительной власти иногда выступают не в качестве органов государства, а в качестве юридических лиц, действующих на основе норм гражданского права. Например, орган исполнительной власти может арендовать помещение у какой-либо организации, пользоваться телефоном по договору с предприятиями связи, закупать (в пределах сметы) мебель, оргтехнику и т.д. Но в таких случаях данный орган не выступает в качестве субъекта публичной исполнителъно-распорядительной деятельности, не выполняет государственных функций.

Некоторые нормы административного права тесно соприкасаются с нормами трудового права. Нормы административного права определяют полномочия органов исполнительной власти по регулированию трудовых отношений (например, полномочия Правительства РФ, Министерства труда и социального развития РФ).



Содержание индивидуальных актов управления в сфере трудовых отношений определяется, как правило, нормами трудового права, а порядок издания акта – нормами административного права, если, например, гражданин поступает на работу в государственный орган, но не на государственную должность. На государственных служащих нормы трудового права распространяются, если иное не установлено нормами административного права о государственной службе.

Через соответствующие инспекции и другие контрольные органы государство осуществляет надзор за соблюдением правил охраны труда и техники безопасности. Эта деятельность регулируется административным правом.

Административное право тесно связано с финансовым правом, которое своим рождением обязано конституционному, административному и частично гражданскому праву. Финансовое право, как известно, регулирует общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства, прежде всего по аккумулированию и распределению денежных средств, составляющих национальный доход (налоги, бюджет). Административное право определяет компетенцию Министерства финансов РФ и других органов исполнительной власти, действующих в финансовой сфере. Финансовое право широко применяет метод прямого приказа при регулировании финансовых отношений, т.е. административно-правовой метод.

Правовые нормы, определяющие компетенцию финансовых органов как специфической группы органов исполнительной власти, являются одновременно нормами административного и финансового права. Когда речь идет о нормах, устанавливающих содержание решений этих органов в сфере финансов, то это содержание определяется, прежде всего, нормами финансового права. Организация же работы финансовых органов регулируется административным правом. Иначе говоря, административное право преимущественно регулирует организационные отношения в области финансов, а финансовое право – преимущественно сами финансовые отношения как особую разновидность экономических отношений.

Административное право определяет компетенцию органов исполнительной власти по регулированию земельных отношений и поэтому тесно связано с земельным правом. За нарушение ряда норм земельного права наступает административная ответственность. Все это свидетельствует о тесном переплетении норм административного и земельного права. По этому же принципу строится отграничение административного права от водного, лесного и горного права.

Имеет административное право точки соприкосновения и с уголовным правом. Нормы административного права определяют, какие правонарушения являются административными проступками. Некоторые из этих проступков граничат с преступлениями, и поэтому, чтобы дать верную юридическую квалификацию противоправных деяний, нередко приходится толковать во взаимоувязке соответствующие нормы административного и уголовного права. Наконец, нельзя не упомянуть, что уголовное право устанавливает ответственность за должностные преступления.

Нормы административного права можно разделить на материальные и процессуальные.

В административном праве нет единого универсального процесса, наблюдается множество его разновидностей, что предопределяется широтой и многообразием общественных отношений, регулируемых материальным административным правом. Например, одна процедура установлена применительно к решению вопросов о предоставлении жилой площади, другая– к выдаче разрешений на приобретение охотничьих ружей, третья – к решению вопроса о приеме в вузы, четвертая – к решению дел об административных проступках. В то же время эти и другие процессы имеют и общие черты.

Административное право огромно по объему, разнообразно и изменчиво по содержанию. Его нормы, базирующиеся на нормах конституционного права, содержатся в большом числе федеральных законов и законов субъектов Федерации, в указах Президента РФ и президентов республик, в постановлениях Правительства РФ и правительств республик в составе Российской Федерации, в распоряжениях глав администраций и в постановлениях правительств областей, краев, городов федерального значения, в приказах министерств и глав ведомств. Поэтому кодифицировать его невозможно.

Правовое положение Правительства РФ и организация его работы урегулированы Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г.* Структура федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента РФ от 17 августа 1999 г.**, а их правовой статус – рядом федеральных законов и положениями о каждом из этих органов, утвержденными Президентом РФ или Правительством РФ.

* СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; 1998. № 1. Ст. 1.

Например, положение о Министерстве внутренних дел РФ утверждено Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г., изменено и дополнено Указом Президента РФ от 6 сентября 1997 г., а структура МВД России утверждена Указом Президента РФ от 24 апреля 1998 г.*

Государственная служба в настоящее время регулируется Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г.* и рядом законов и других нормативных актов, определяющих особенности службы в милиции, налоговой полиции, в таможенных органах, в прокуратуре, в судах.

* СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2990.

Административная ответственность регулируется Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (1984 г.) с большим числом последующих изменений и дополнений. В настоящее время идет подготовка проекта нового Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Административный порядок рассмотрения жалоб, заявлений и предложений граждан установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (в редакции Указа от 4 марта 1980 г. с последующими изменениями и дополнениями)*. Этот союзный законодательный акт продолжает действовать в Российской Федерации. Порядок судебного рассмотрения жалоб определяется Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 14 декабря 1995 г.**

* ВВС. 1980.№ 11. Ст. 192.

** ВВС. 1993. № 19. Ст. 685; СЗ РФ. 1995. № 51. Ст. 4970.

Выше названы лишь некоторые законы и иные акты, содержащие нормы административного права. Упомянуть все акты нет никакой возможности (их десятки тысяч).