Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законодательства

Данного документа, пунктом 2 части первой статьи 26 , частью первой статьи 251 ГПК Российской Федерации признан частично не соответствующим Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 N 13-П.

В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

1. Предметом надзора являются:

соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

2. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.

В случае, если в ходе указанной проверки получены сведения, указывающие на наличие в деятельности проверяемого органа (организации) иных нарушений законов, требующих принятия мер прокурором, подтвердить или опровергнуть которые невозможно без проведения проверки, прокурор или его заместитель принимает мотивированное решение о расширении предмета указанной проверки или решение о проведении новой проверки и доводит принятое решение до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня его принятия.

Типовая форма решения о проведении проверки и типовая форма мотивированного решения о расширении предмета указанной проверки утверждаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

4. Срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения прокурором дополнительных проверочных мероприятий в рамках указанной проверки, по решению прокурора или его заместителя срок проведения проверки может быть продлен. Срок проведения проверки может быть продлен не более чем на 30 календарных дней. При необходимости решение о последующем продлении на срок, не превышающий 30 календарных дней, может быть принято только Генеральным прокурором Российской Федерации или уполномоченным им заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.

5. Срок проведения проверки в отношении органа (организации), осуществляющего свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению, региональному отделению органа (организации).

6. Проведение проверки по решению прокурора или его заместителя может быть неоднократно приостановлено:

при необходимости проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз для получения дополнительной информации, которая может повлиять на выводы проверки, если срок их проведения выходит за пределы срока проведения указанной проверки;

если действия (бездействие) проверяемого органа (организации), препятствующие проведению указанной проверки, приводят к невозможности завершения указанной проверки в пределах срока ее проведения;

в случае непредставления истребованных информации, документов и материалов или их копий в пределах установленных для их представления сроков, что приводит к невозможности завершения указанной проверки в пределах срока ее проведения.

7. Общий срок приостановлений прокурором или его заместителем проведения проверки не может превышать шесть месяцев. В случае невозможности в течение данных шести месяцев завершить указанные в пункте 6 настоящей статьи мероприятия либо получить необходимые информацию, документы и материалы или их копии срок приостановления проверки может быть продлен по решению Генерального прокурора Российской Федерации или уполномоченного им заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, но не более чем на шесть месяцев.

8. Проведение проверки возобновляется решением прокурора или его заместителя в случае прекращения оснований, установленных пунктом 6 настоящей статьи.

9. В срок проведения проверки не включается срок:

на который указанная проверка была приостановлена;

между датой окончания сроков для представления необходимых информации, документов и материалов или их копий, установленных абзацем первым пункта 2 и пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона, и датой их представления;

1. При осуществлении надзора за исполнением законодательства прокурор в пределах своей компетенции имеет право:

1. беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения входить в помещения и на другие объекты государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей. Вход прокурора на территорию и в помещения, доступ в которые ограничен в соответствии с законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь, и допуск его к сведениям, составляющим государственные секреты, осуществляются в соответствии с законодательством;

2. требовать от руководителей и иных должностных лиц государственных органов, иных организаций, индивидуальных предпринимателей предоставления принятых этими лицами (органами) постановлений, приказов, решений, распоряжений, статистических и иных сведений и других необходимых материалов, выделения специалистов для дачи в установленном порядке заключений, проведения проверок, ревизий и экспертиз. Должностные лица и индивидуальные предприниматели обязаны исполнить требование прокурора в порядке и сроки, установленные законодательными актами, и о результатах сообщить прокурору;

3. вызывать должностных лиц и иных граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и требовать объяснений об обстоятельствах, связанных с нарушением законодательства;

4. использовать на безвозмездной основе средства связи, информационные системы, банки данных и архивные документы государственных органов, иных организаций и граждан, за исключением средств связи, информационных систем, банков данных и архивных документов организаций и граждан, пользующихся в соответствии с международными договорами Республики Беларусь дипломатическим иммунитетом;

5. проверять законность административного задержания граждан и применения к ним административных взысканий;

6. осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

2. При осуществлении надзора за исполнением законодательства прокурор не вправе вмешиваться в предпринимательскую и иную хозяйственную (экономическую) и организационно-распорядительную деятельность государственных органов и иных организаций, индивидуальных предпринимателей, в личную жизнь граждан, за исключением случаев, определенных законодательными актами, когда это необходимо для защиты прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, общественных и государственных интересов.

40. Полномочия прокурора, направленные на устранение нарушений закона при осуществлении надзора за исполнением законодательства.

Полномочия прокурора по устранению нарушений закона представ­ляют собой систему правовых средств, используемых прокурорами для пресечения правонарушений, восстановления законности, ликвидации вызванных нарушением закона негативных последствий.

Названные пол­номочия закреплены в Законе «О прокуратуре» (ч.4 с.27):

1. опротестовывает правовые акты и решения (действия) республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, других организаций, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, отменяет их;

2. освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию;

3. дает письменные указания по делам об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательными актами, и направляет их органам, ведущим административный процесс;

4. в установленном порядке вносит представления, выносит предписания и официальные предупреждения, обязательные для исполнения соответствующими государственными органами и иными организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями;

5. вносит в порядке, установленном законодательными актами, предложение о роспуске местного представительного органа в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства;

6. обращается в случаях, предусмотренных законодательными актами, в суд с заявлениями (исками) в защиту прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, общественных и государственных интересов;

7. составляет протоколы об административных правонарушениях;

8. выносит постановления о возбуждении дисциплинарного производства или о привлечении к материальной ответственности;

9. выносит в случаях, предусмотренных законодательными актами, постановления о выселении в административном порядке;

10. выносит постановления о возбуждении уголовного дела.
41. Прокурорские проверки исполнения законов: понятие, виды и предъявляемые требования.

Прокурорские проверки исполнения законов - это основное правовое средство выявления, пресечения правонарушений и установления обстоятельств, им способствующих.

Виды проверок:

v Первичные

v Вторичные

Первичные проверки:

1) Целевая проверка – это проверка исполнения конкретного закона или группы законов, регулирующих однородные общественные отношения;

2) Комплексные проверки – это когда проверяется исполнение нескольких законов, регулирующих разнородные общественные отношения;

3) Сквозные проверки – исполнение закона или законов во всех или во многих органах данной отрасли;

4) Могут проводиться совместные с органами контроля и другими, в основном, вышестоящими органами проверки исполнения закона. Проводятся также одновременные с другими органами проверки, когда прокурор проверяет исполнение закона в одном органе, а, например, налоговая инспекция - в другом.

Вторичные проверки:

1. Контрольная проверка – проверка полноты и качества проверки, которую ранее проводил соответствующий орган;

2. Повторная проверка - в ходе ее проведения устанавливается, какое влияние оказали предпринятые прокурором меры на состояние исполнения законов, т.е. уменьшилось, осталось на прежнем уровне или увеличилось количество правонарушений.

3. Проверка результативности актов ПН - основная цель проведения таких проверок - определение эффективности акта или нескольких актов прокурорского надзора (реагирования). Их цель - установление достаточности принятых прокурором мер реагирования;

4. В целях повышения профессионального мастерства прокуроров, распространения положительного опыта работы практикуется проведение показательных проверок исполнения закона, которые проводятся наиболее опытными прокурорами.

Требования, предъявляемые к проверкам:

Ø Своевременность;

Проверку можно считать проведенной своевременно , если выявленные в ходе ее проведения нарушения законов можно устранить. Эффективность проверок тем выше, чем ближе время их проведения ко времени нарушения закона. Поэтому желательно всячески добиваться приближения времени проведения проверок ко времени совершения правонарушений.

Ø Полнота

Объем - это собственно границы проверки, которые должны быть оптимальными, позволяющими качественно и в намеченный срок провести проверку и выполнить стоящие перед ней задачи. Если границы проверки определены слишком узкими, это может привести к тому, что отдельные нарушения закона останутся не выявленными. Если же они определены неоправданно широкими, то в силу большого объема работы ее трудно или невозможно будет провести качественно.

Глубина проверки характеризуется полнотой или степенью проникновения в те вопросы, которые подлежат выяснению (доказыванию). Она выражается в полноте выявления нарушений законов, причин и условий, способствующих нарушениям, в полноте установления вредных последствий совершенных правонарушений, а также в полноте установления лиц, допустивших нарушения закона и способствующих им. Залогом проведения высококачественных проверок исполнения законов служит тщательная подготовка к ним прокуроров. Содержание подготовки к проверкам зависит от профиля органа, где ее предстоит проводить, от характера сведений о нарушении закона, в определенной мере от объема и специфики предстоящей проверки, ее сложности, от опыта работы и квалификации прокурора и от времени, которым он располагает. Особенно тщательно следует готовиться к проведению проверок начинающим или проводящим такие проверки впервые прокурорским работникам.


42. Организация и порядок проведения прокурорских проверок исполнения законов.

Приказ Генерального прокурора Республики Беларусь ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРОК ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ

13. О назначении плановой проверки проверяемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения. Уведомление, направленное по последнему известному органу прокуратуры месту нахождения (жительства) проверяемого субъекта, считается полученным им по истечении трех дней со дня его направления.

14. Уведомление о проведении проверки (далее - уведомление) должно содержать:

· наименование органа прокуратуры, который будет проводить проверку;

· наименование (фамилия, имя, отчество) проверяемого субъекта (при отсутствии наименования у проверяемого обособленного подразделения - адрес его местонахождения);

· дату начала проверки;

· проверяемый период;

· указание на основание проведения проверки (пункт координационного плана);

· исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке.

15. Проверка проводится на основании предписания руководителя органа прокуратуры или его заместителя, заверенного печатью органа прокуратуры или оформленного на общем бланке.

В предписании указываются:

Ø номер и дата выдачи предписания;

Ø основание проведения проверки (пункт координационного плана для плановых проверок);

Ø наименование органа прокуратуры, проводящего проверку;

Ø наименование (фамилия, имя, отчество) проверяемого субъекта (при отсутствии наименования у проверяемого обособленного подразделения - адрес его места нахождения);

Ø фамилия и инициалы проверяющего, его должность (состав группы проверяющих, фамилия и инициалы руководителя проверки, его должность);

Ø исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке;

Ø проверяемый период;

Ø срок проведения проверки (дата начала и окончания проверки).

16. Органы прокуратуры ведут отдельный учет выданных предписаний на проведение проверок в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

В случае необходимости проведения проверок нескольких проверяемых субъектов выдается одно предписание на проведение проверок данных проверяемых субъектов с указанием в нем темы проверки и вопросов, подлежащих проверке в отношении каждого проверяемого субъекта, сроков проведения проверки каждого проверяемого субъекта и проверяемых периодов.

17. Срок проведения плановой проверки, контрольной и дополнительной проверок не может превышать при проведении проверок:

индивидуальных предпринимателей, лиц, осуществляющих частную нотариальную, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, - пятнадцати рабочих дней ;

иных проверяемых субъектов - тридцати рабочих дней.

Срок проведения контрольной проверки не должен превышать пяти рабочих дней.

Срок проведения дополнительной проверки не может превышать десяти рабочих дней.

21. Проверяемый субъект обязан обеспечить возможность проведения плановой проверки в срок, указанный в уведомлении. По заявлению проверяемого субъекта, поданному не позднее трех рабочих дней со дня получения уведомления, с указанием причин, препятствующих проведению плановой проверки, органом прокуратуры может быть принято решение о переносе срока проведения плановой проверки. Решение о переносе (об отказе в переносе) срока проведения плановой проверки принимается руководителем органа прокуратуры (его уполномоченным заместителем) не позднее двух рабочих дней со дня получения заявления проверяемого субъекта. По инициативе проверяемого субъекта срок может быть перенесен только один раз.

22. Если за проверяемый период вопросы, указанные в уведомлении, уже были проверены иным контролирующим (надзорным) органом и по ним составлен акт (справка) проверки, проверяемый субъект обязан до начала проведения плановой проверки письменно проинформировать об этом орган прокуратуры, названный в уведомлении, и направить ему копию акта (справки) проверки. В таком случае вопросы, проверенные в ходе предыдущей проверки, не проверяются, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 12 Указа № 510.

23. Перед началом проведения проверки проверяющий (руководитель проверки) обязан предъявить проверяемому субъекту или его представителю служебное удостоверение, предписание на проведение проверки, а также внести необходимые сведения в книгу учета проверок (в случае ее представления). При непредставлении (отсутствии) книги учета проверок информация об этом указывается в акте (справке) проверки.

24. В книгу учета проверок запись о начале и завершении совместной проверки, сведения о ее результатах вносятся под одним порядковым номером каждым контролирующим (надзорным) органом, участвующим в совместной проверке.

25. После осуществления мероприятий, предусмотренных пунктами 23 и 24 настоящей Инструкции, проверяющие знакомят проверяемого субъекта или его представителя с перечнем вопросов, подлежащих проверке. Одновременно уточняется, каким из контролирующих (надзорных) органов ранее проверялись вопросы, подлежащие проверке. В случае совпадения периода проверки и вопросов, проверенных иным контролирующим (надзорным) органом, проверяющий обязан незамедлительно поставить в известность лицо, назначившее проверку (выдавшее предписание на проведение проверки), которым вносятся соответствующие изменения в предписание на проведение проверки либо принимается решение о прекращении проверки, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 12 Указа № 510.

Этапы проведения проверки:

1. Подготовка проверки;

2. Проведение проверки;

3. Принятие мер реагирования;

4. Разбор проверки с руководителями, проверяемой организации;

5. Составление итогового документа.


43. Предмет и пределы надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «О прокуратуре Республики Беларусь»

Для успешного осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства прокуроры наделены определенными правами и несут установленные законом обязанности, то есть обладают соответствующими полномочиями . Полномочия прокуроров при осуществлении общего надзора по их содержанию и целенаправленности подразделяются (с определенной долей условности) на две группы.

Первая группа полномочий прокуроров по надзору за исполнением законодательства направлена на своевременное выявление нарушений законов, иных нормативных правовых актов, а также способствующих им обстоятельств (причин и условий) и установление виновных в этом лиц . Эти полномочия закреплены в п. 1 ст. 27 Закона о прокуратуре.

При осуществлении надзора за исполнением законодательства прокурор в пределах своей компетенции имеет право:

  • 1) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения входить в помещения и на другие объекты государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей. Вход прокурора на территорию и в помещения, доступ в которые ограничен в соответствии с законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь, и допуск его к сведениям, составляющим государственные секреты, осуществляются в соответствии с законодательством. Право беспрепятственного входа заключает в себе возможность появления прокурора в нужное время в нужном месте у нужного лица. Лица, осуществляющие прокурорский надзор по своей должности должны иметь свободный доступ во все помещения поднадзорных им учреждений, право прокурора на беспрепятственный вход на поднадзорные ему объекты не может быть ограничено ведомственными и иными нормативными актами. К прокурорам не применимы правила пропускного режима, требующие предварительного согласования или выписывания пропуска. Использование данного права не обусловлено наличием сигналов о нарушении (может реализовываться в отсутствие повода);
  • 2) требовать от руководителей и иных должностных лиц государственных органов, иных организаций, индивидуальных предпринимателей предоставления принятых этими лицами (органами) постановлений, приказов, решений, распоряжений, статистических и иных сведений и других необходимых материалов, выделения специалистов для дачи в установленном порядке заключений, проведения проверок, ревизий и экспертиз. Должностные лица и индивидуальные предприниматели обязаны исполнить требование прокурора в порядке и сроки, установленные законодательными актами, и о результатах сообщить прокурору.

Хотя в ст. 27 Закона о прокуратуре и говорится о том, что прокурор может требовать предоставления ему документов и материалов не только от руководителей, но и от других должностных лиц указанных органов, прокуроры предъявляют такое требование, как правило, к руководителям или лицам их замещающим. Предъявление подобного требования к другим должностным лицам, минуя руководителя органа, явилось бы нарушением субординации. Прокурора могут интересовать сведения о состоянии законности, о совершенных правонарушениях, мерах, принимаемых к их устранению и предупреждению, о привлечении к ответственности виновных лиц и другая информация. При этом он может истребовать самые различные документы и материалы без каких-либо ограничений. Это могут быть правовые акты, изданные органом; материалы и акты проверок, ревизий, обследований; разного рода разрешения и лицензии; приходно-расходные документы; справки; статистические и другие отчеты, многие другие документы и материалы. В одном случае прокурор истребует документы непосредственно в прокуратуру, в другом - знакомится с ними по месту их хранения во время проведения соответствующих проверок.

В процессе осуществления надзора за исполнением законодательства в связи с содержанием этого законодательства и регулируемых им сфер общественных отношении (собственность, производство, транспорт, образование, медицина, социальное обеспечение и т.д., и т.п.) у прокурора зачастую возникают вопросы, которые он не может решить сам достаточно компетентно. В таких случаях он, используя названное полномочие, может требовать выделения специалистов, то есть лиц, обладающих необходимыми познаниями в экономике, технологии, экологии, финансах, здравоохранении и т.д., для решения возникших вопросов. Их необходимая высокая квалификация подтверждается обычно опытом работы по той или иной специальности, наличием ученых степеней и званий. Требование о выделении таких специалистов направляется прокурором руководителям или иным должностным лицам органов и организаций, имеющим право поручить выполнение требований прокурора подчиненным им работникам. Срок, на который выделяются такие специалисты, законом не определяется. Его продолжительность каждый раз зависит от продолжительности времени, необходимого для разрешения поставленных прокурором вопросов. Разрешая поставленные вопросы, специалисты, изучают, анализируют и дают оценку фактической стороне обстоятельств, в связи с которыми возникли вопросы. Правовую оценку этим заключениям специалистов дает сам прокурор. Использование помощи специалистов играет существенную роль в обеспечении высокого профессионального уровня работы прокурора, в преодолении дефицита знаний, находящихся за пределами профессиональной подготовки прокуроров. Специалисты помогают прокурорам учитывать особенности различных видов социальной, экономической, культурной, технической, управленческой деятельности при решении задач, стоящих перед органами прокуратуры, способствуют достижению профессионально безупречных результатов работы прокуроров.

Рассматривая право требовать проведения проверок и ревизий, следует учитывать, что проверка отличается от ревизии по смыслу и объему выполняемой работы. Проверка проводится по частному поводу, когда не возникает необходимости в исследовании довольно значительного числа документов или производственно-хозяйственных операций с использованием специальных познаний в области бухгалтерского учета. С требованием о проведении ревизии на предприятиях, основанных на негосударственной собственности, прокурор вправе обращаться только в случаях причинения ущерба общества или государству.

Требование прокурора о проведении ревизий может быть предъявлено руководителям, имеющим право назначать проведение ревизий в подведомственных или подконтрольных органах, организациях или учреждениях. В первом случае это означает, что проведение ревизии производится соответствующими специалистами, подчиненными руководителю органа или организации, находящимися в одном с руководителем министерстве, комитете, организации, чьи должностные лица и иные работники находятся в подчиненном по отношению к руководителю положении. К числу же подконтрольных организаций относятся не только организации одного ведомства, но и организации других ведомств, на которых распространяются функции контрольных органов. Требование прокурора о проведении проверок или ревизий обычно выражается в письменной форме. В требовании указываются основание и повод для проведения такой проверки, ставятся конкретные вопросы, которые должны быть выяснены при проведении проверки или ревизии. Правовую оценку результатов проверки или ревизии дает сам прокурор;

3) вызывать должностных лиц и иных граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и требовать объяснений об обстоятельствах, связанных с нарушением законодательства. Объяснение может быть дано в устной и письменной форме. Получение таких объяснений имеет определенное сходство с допросом свидетеля или обвиняемого, но принципиально отличается по процессуальной форме и юридическому значению. Объяснение может быть дано в произвольной форме. Лицо, дающее объяснение, не предупреждается об уголовной ответственности за дачу ложных показаний. Объяснение может быть дано по месту работы или жительства указанных лиц. Это часто бывает в тех случаях, когда прокурор проводит проверку исполнения законов на конкретном объекте (месте). В тех случаях, когда такая проверка не проводится или при ее проведении отсутствует возможность получения объяснений ввиду отсутствия необходимых должностных лиц или граждан или по другим причинам, они могут быть вызваны в прокуратуру. Вызов должностных лиц или граждан для дачи объяснений состоит в предложении указанным лицам явиться в указанный день и час в прокуратуру вызов может быть осуществлен в письменной или устной форме (по телефону).

При реализации рассматриваемого полномочия могут применяться различные тактические приемы, например, выбор очередности лиц для дачи объяснения, места дачи объяснения, формы объяснения (в виде свободного рассказа, ответа на поставленные вопросы и т.д.). Совокупность всех этих приемов составляет тактику вызова должностных лиц и граждан и получения от них объяснений по поводу нарушений закона.

Должностные лица и иные граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны являться по вызову прокурора и давать объяснения об обстоятельствах, связанных с проверкой соблюдения законодательства. В случае уклонения от явки должностное лицо и иной гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, по постановлению прокурора доставляются органами внутренних дел в принудительном порядке.

Лицам, вызываемым в рабочее время в органы прокуратуры, гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка. Факт вызова лица в орган прокуратуры в рабочее время и продолжительность нахождения его в органе прокуратуры удостоверяются в повестке или ином документе, выдаваемом прокурором;

  • 4) использовать на безвозмездной основе средства связи, информационные системы, банки данных и архивные документы государственных органов, иных организаций и граждан, за исключением средств связи, информационных систем, банков данных и архивных документов организаций и граждан, пользующихся в соответствии с международными договорами Республики Беларусь дипломатическим иммунитетом;
  • 5) проверять законность административного задержания граждан и применения к ним административных взысканий;
  • 6) осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Проверки являются основным правовым средством выявления правонарушения, а также установления причин, их порождающих, и условий, им способствующих.

Поводы к прокурорской проверке могут быть различны: обращение граждан, должностных лиц, депутатов, материалы уголовных и гражданских дел, публикации в СМИ, сообщения правоохранительных и контрольно-надзорных органов, непосредственное обнаружение нарушения закона самим прокурорскими работниками.

В литературе принято выделять следующие виды проверок:

  • 1. В зависимости от исходных материалов проверки делятся: на текущие - осуществляемые в целях исследования поступившей в прокуратуру информации о фактах нарушения закона; и плановые - проводимые на основе анализа статистических данных, обобщения имеющихся в прокуратуре сведений и т.п.
  • 2. По предмету проверочной деятельности проверки делятся на: целевые - направленные на проверку исполнения конкретного закона или группы законов, регулирующих однородные отношения; комплексные - когда предметом проверки является проверка исполнения нескольких законов, регулирующих разнородные отношения в определенной социально-экономической сфере (например, банковской); сквозные - когда проверяется исполнение конкретного закона во всех или многих органах определенной хозяйственной отрасли, министерства или службы.
  • 3. В зависимости от наличия повода: проверки бывают: инициативные (как правило, все они плановые) - проводимые прокуратурой по собственному усмотрению вне зависимости от наличия информации о нарушении закона; и проверки, проводимые в общем порядке, т.е. только при наличии сведений о нарушениях закона.
  • 4. В зависимости от числа проверяемых объектов и проверяющих субъектов также выделяют проверки: совместные (несколько проверяющих органов проверяют один объект) и одновременные - когда параллельно проверяется исполнение законов на нескольких объектах одним или несколькими проверочными органами.
  • 5. В зависимости от времени проведения проверки делятся на первичные и повторные (контрольные).

Контрольные проверки направлены на получение достоверных сведений о фактическом устранении ранее выявленных нарушений.

Проверки должны быть полными. Полнота прокурорской проверки определяется объемом и глубиной проверки. Объем проверки - границы проверки, которые должны быть оптимальными, позволяющими качественно и в намеченный срок провести проверку и выполнить стоящие перед ней задачи. Глубина проверки - степень изучения тех вопросов, которые подлежат выяснению (доказыванию).

Полнота проверки достигается с помощью применения прокурором различных проверочных действий: ознакомление с актами проверок, расследований, ревизий, инвентаризаций, приказами и другими правовыми актами, статистическим отчетами и многим другим документами; осмотр документов и предметов; назначение ревизий и экспертиз; получение заключений специалистов; беседы с должностными лицами и сотрудниками (работниками); получение устных и письменных объяснений; направление запросов и отдельных поручений; снятие копий с документов; составление разног рода справок.

Результаты проверок оформляются справками и докладными записками. В них отражаются объем и глубина проверки и выявленные нарушения законов.

Как правило, прокурорская проверка осуществляется в три этапа :

  • 1. Подготовительный этап, включающий в себя:
    • - предметное изучение законодательства; определение задач проверки;
    • - ознакомление с материалами ранее проведенных в этом органе проверок;
    • - анализ типичных нарушений в данной отрасли надзора;
    • - определение тактики и методики проведения проверки;
    • - подбор специалистов и формулирование вопросов, на которые необходимо дать ответы преимущественно в виде заключений;
    • - составление плана или программы проверки.
  • 2. Собственно проверка на конкретном объекте - получение массива информации, позволяющей обеспечить выявление фактов нарушения закона и создания условий для их последующего устранения.

Как правило, прокурор заблаговременно извещает руководителя о предстоящей проверке, согласует с ним время проведения, а по окончании знакомит с результатами проверки.

3. Завершающий этап - составление справки и документов прокурорского реагирования по окончании проверки.

Вторая группа полномочий прокуроров по надзору за исполнением законодательства направлена на устранение выявленных нарушений законов, иных нормативных правовых актов, способствующих им обстоятельств, а также на привлечение к ответственности лиц, виновных в правонарушении. Эти полномочия закреплены в п. 4 ст. 27 Закона о прокуратуре.

При установлении нарушений законодательства в зависимости от их характера прокурор в пределах своей компетенции принимает следующие меры прокурорского реагирования:

  • - опротестовывает правовые акты и решения (действия) республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, других организаций, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, отменяет их;
  • - освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию;
  • - дает письменные указания по делам об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательными актами, и направляет их органам, ведущим административный процесс;
  • - в установленном порядке вносит представления, выносит предписания и официальные предупреждения, обязательные для исполнения соответствующими государственными органами и иными организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями;
  • - вносит в порядке, установленном законодательными актами, предложение о роспуске местного представительного органа в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства;
  • - обращается в случаях, предусмотренных законодательными актами, в суд с заявлениями (исками) в защиту прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, общественных и государственных интересов;
  • - составляет протоколы об административных правонарушениях;
  • - выносит постановления о возбуждении дисциплинарного производства или о привлечении к материальной ответственности;
  • - выносит в случаях, предусмотренных законодательными актами, постановления о выселении в административном порядке;
  • - выносит постановления о возбуждении уголовного дела.
  • ПОЛНОМОЧИЯ
  • ПРОКУРОР
  • ПРОКУРАТУРА
  • ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

В данной статье рассматриваются полномочия прокурора в соответствии с ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за соблюдением законности в СИЗО.

  • Структурный анализ современного инновационного образовательного процесса
  • Механизм использования налоговых льгот образовательными учреждениями
  • К вопросу о вовлечении несовершеннолетних в занятие азартными играми
  • Сравнительный анализ законодательств о наследовании во Франции и Российской Федерации
  • Анализ правоприменительной практики по договорам потребительского кредитования

Прокурорский надзор это специфическая деятельность государственных органов прокуратуры, которая реализуется от имени Российской Федерации, заключающаяся в проверке точности соблюдения Конституции РФ, исполнения законов, которые действуют на территории государства.

Одним из направлений деятельности прокуратуры, согласно ст.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», является осуществление функции надзора за соблюдением законов администрациями учреждений и органов, которые исполняют наказания и применяют назначенные судом меры принудительного характера задержанных в отношении задержанных, также лиц, заключенных под стражу.

Прокурорский надзор в рассматриваемой сфере заключается не только в обеспечении предусмотренных законодательством России прав осужденных, лиц подвергнутых принудительным мерам медицинского характера, задержанных и арестованных, но и требований защиты прав человека в сфере пенитенциарной политики, содержащихся в международных правовых актах.

Важность прокурорского надзора за исполнением законов администрацией следственных изоляторов (далее СИЗО) определена, прежде всего, тем, что их деятельность основана на необходимости в определенных ограничениях прав граждан (в том числе личной неприкосновенности и свободы передвижения и др.).

Возможностей отстаивания своих прав, у лиц, содержащихся под стражей гораздо меньше, чем у лиц, которые находятся на свободе, а возможность нарушения прав данной категории граждан со стороны сотрудников СИЗО, наоборот выше. В связи с этим, прокурорский надзор в таких случаях является действенной гарантией обоснованности и законности ограничения прав лиц, находящихся в следственных изоляторах.

Сутью данного направления деятельности прокуратуры является надзор за соблюдением законности деятельности администраций СИЗО, по исполнению соответствующих решений органов и должностных лиц уголовного судопроизводства.

Администрация СИЗО должна выполнять требования и постановления прокурора, по вопросам соблюдения правил порядка содержания под стражей и отбывания наказания, которые предусмотрены уголовно-исполнительным законодательством и ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Правовой статус лиц, которые содержатся в СИЗО, определён в ст.36 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», и в Уголовно исполнительном кодексе РФ (далее УИК РФ).

Согласно ч.1 ст.10 УИК РФ, государство охраняет и уважает права, свободы и законные интересы осужденных, а также обеспечивает личную защиту и правовую безопасность законность при применении средств исправления, а также при исполнении наказаний.

Прокуроры во время проведения проверок законности в следственных изоляторах, обязаны обращать особое внимание на факты произвола, унижения человеческого достоинства, необоснованного применения мер дисциплинарного характера, жестокого обращения со стороны сотрудников СИЗО, а также на обеспечение гуманных условий содержания, и соответствующих минимальных стандартных правил обращения с заключенными. Считаем весьма важным изучение прокурорами практики реализации в СИЗО социальных прав, пребывающих там граждан, таких как право на образование, общение с родственниками и т.д.

Прокуроры во время проверки состояния законности в СИЗО обязаны обращать внимание на соблюдение законности применения специальных средств, газового и огнестрельного оружия, а также применения физической силы сотрудниками СИЗО и иными сотрудниками правоохран6ительных органов, которые привлекаются для обеспечения правопорядка в соответствии с ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и иными нормативными правовыми актами.

Применение специальных средств относится к числу крайних мер, не соблюдение которых является грубым нарушением. Также, строго ограничено и применение огнестрельного оружия. В случае применения оружия сотрудником, администрация СИЗО немедленно обязана, уведомить надзирающего прокурора. После чего он проверяет законность и обоснованность применения оружия (проводя ознакомление с материалами и заключениями служебного расследования, которое обычно проводят сотрудники территориального органа уголовно-исполнительной системы).

Повышенное внимание прокурор уделяет подразделениями специального назначения, созданных при региональных управлениях ФСИН, главной функцией которых является обеспечение порядка в СИЗО и исправительных учреждениях. Прокурор следит за тем, чтобы деятельность данных подразделений проходила в рамках законов.

В соответствии со статьей 17 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», обвиняемые и подозреваемые имеют право на личную безопасность даже в местах заключения под стражей. При какой-либо угрозе, сотрудники мест содержания под стражей должны немедленно принять меры по обеспечению безопасности такого лица. Вопросы личной безопасности лиц, содержащихся под стражей, также входят в контрольную функцию надзирающего прокурора.

При проверке следственных изоляторов, выявляются различные нарушения закона (в том числе и по медико-санитарному и бытовому обеспечению подозреваемых). Следует отметить, что данные нарушения законодательства, носят систематический характер, что подтверждает проведенный анализ ежегодных докладов Генерального прокурора РФ. Кроме этого, в сотрудники СИЗО также часто нарушают законность, незаконно применяя к обвиняемым и подозреваемым специальные средства, неправомерно налагая на них дисциплинарные взыскания и т.д.

Конечно, нарушения законности могут быть выявлены в процессе судебного или ведомственного контроля, но стоит отметить, что преимуществом прокурорского надзора является в его независимости от государственных органов власти. Например, надзорные функции суда реализуются только по инициативе заинтересованных лиц, по мере того, как поступают соответствующие материалы. Надзорная же функция прокурора отличается оперативностью, которая не нуждается в особой процедуре, обязательной для судопроизводства. Прокурор при необходимости может провести проверку внезапно, без предупреждения сотрудников СИЗО, для того, чтобы они не успели скрыть свои нарушения. Кроме этого, определены жёсткие сроки изучения органами прокуратуры писем, в которых указываются нарушения законности.

Таким образом, прокурорский надзор за соблюдением законности, возможен в тех местах, где невозможен судебный контроль. Кроме этого, особенности форм реализации надзорных полномочий наделяют прокуратуру возможностью проводить проверки, как по обращениям граждан, так и по собственной инициативе.

Полноценная реализация Прокуратурой своих полномочий, вкупе с внутриведомственным, общественным и судебным контролем, способна обеспечить соблюдение законности в деятельности СИЗО уголовно-исполнительной системы России.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
  2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 N 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 15.11.2016).
  3. Федеральный закон от 17 января 1992 N 2202-1 (ред. от 19.12.2016) «О прокуратуре Российской Федерации».
  4. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ (в ред. от 28.12.2016) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
  5. Абхалимов В.И., Булычев Е.Н.. 2016. Т. 3. № 55. С. 227-232.
  6. Булычев Е.Н. Принцип допустимости необходимых ограничений прав человека и Конституция Российской Федерации / Правовое государство: теория и практика. 2015. № 1 (39). С. 84-88.
  7. Булычев Е.Н. Принцип равенства и право задержанного по подозрению в совершении преступления на телефонный разговор / Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменения: Материалы VI международной научно-практической конференции. Евразийский научно-исследовательский институт проблем права. 2016. С. 238-241.
  8. Воронин О.В. О современной сущности прокурорского надзора / Вестник Томского Государственного Университета. Право. 2015.№6.

Прокурор вправе: 1) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов; 2) иметь доступ к их документам и материалам., проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; 3) требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; 4) выделять специалистов для выяснения возникших вопросов; 5) проводить проверки по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизии деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; 6) вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов; 7) возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении; 8) предостерегать о недопустимости нарушения закона; 9) освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов; 10) опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; 11) вносить представление об устранении нарушений закона; 12) приносить протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращаться в суд; 13) вносить представление об устранении нарушений закона; 14) исходя из характера нарушения закона должностным лицом выносить мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении 15) направлять предупреждения в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. Пределы предмета прокурорского надзора выражаются в исчерпывающем круге названных законодателем в ч. 1 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре» органов и должностных лиц. В число поднадзорных субъектов не входят граждане. Исполнение законов этими субъектами гражданского общества обеспечивается разветвленной системой органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, органами контроля (надзора) и их должностными лицами. В систему субъектов надзора не входят Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, федеральные суды и мировые судьи.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 15. Полномочия прокуроров при осуществлении надзора за законностью правовых актов и соблюдением законов. Пределы прокурорского надзора.:

  1. 56. Прокурорский надзор за соблюдением законов о несовершеннолетних: задачи, значение, предмет надзора, организация надзора, полномочия прокурора.
  2. 29. Прокурорский надзор за соблюдением законов судебными приставами: предмет надзора, полномочия прокурора.
  3. 19. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением законности органами предварительного следствия и дознания.
  4. 22. Содержание, предмет и задачи прокурорского надзора за использованием законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначенных судом. Полномочия прокурора при осуществлении надзора по этой отрасли деятельности.
  5. 40. Пределы прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов.
  6. 14. Понятие, предмет прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов (общий надзор).
  7. 36. Меры прокурорского реагирования при осуществлении надзора за соблюдением законности органами, осуществляющими предварительное расследование, дознания и оперативно-розыскную деятельность.
  8. 62. Полномочия прокурора, их характер и классификация при осуществлении надзора за законностью предварительного расследования.
  9. 49. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание.
  10. 50. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие.
  11. 17. Полномочия прокуроров при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
  12. 69. Методы осуществления прокурорского надзора за соблюдением законности в местах лишения свободы.
  13. 3. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за законностью судебных постановлений.
  14. 61. Основные этапы развития законодательства о прокурорском надзоре в советском государстве (1922-1990). Закон «О прокуратуре Республики Беларусь», иные акты, определяющие осуществление прокурорского надзора.