Меры прокурорского реагирования фз о прокуратуре. Функции прокуратуры в РФ. Меры прокурорского реагирования. Форма прокурорского реагирования

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» содержит исчерпывающий перечень мер прокурорского реагирования на выявленные правонарушения, которые в полном объеме должны применяться по фактам нарушений законов в сфере экономики. Прокурор реализует предоставленные ему полномочия по выявлению и устранению нарушений прав предпринимателей посредством актов прокурорского реагирования.

Акты прокурорского реагирования - это предусмотренные законом формы реализации полномочий прокурора по устранению и предупреждению правонарушений.

Будучи предусмотренными в законе, акты прокурорского реагирования имеют процессуальный характер. Они составляются в определенной форме, вносятся в определенные адресаты. Закон определяет порядок внесения и рассмотрения актов прокурорского реагирования, права и обязанности прокурора и лиц, рассматривающих эти акты.

В актах прокурорского реагирования должны быть изложены сущность правонарушения, его негативные последствия, причины и условия, способствовавшие его совершению. Закон о прокуратуре предусматривает четыре вида актов прокурорского реагирования: протест, представление, постановление и предостережение.

1. Протест прокурора.

Это самое распространенное средство прокурорского реагирования. В соответствии с Федеральным Законом "О прокуратуре РФ" прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

2. Представление прокурора.

В соответствии со cт.24 Закона о прокуратуре представление вносится для устранения нарушений закона. Под нарушениями закона в данном случае следует понимать как единичные факты правонарушения в виде неисполнения или ненадлежащего исполнения требований закона или Конституции РФ, так и неоднократные однородные обобщенные факты правонарушений.

В представлении указываются не только совершенные правонарушения, их причины и способствовавшие их совершению условия, но и предложения прокурора о мерах и мероприятиях, осуществление которых необходимо для устранения названных причин и условий.

3. Постановление прокурора.

В соответствии с Законом о прокуратуре прокурор может вынести два вида постановлений: а) о возбуждении уголовного дела; б) о возбуждении производства об административном правонарушении.

Общим, обязательным требованием, предъявляемым законом к этим постановлениям, является их мотивированность. Это означает, что при вынесении постановлений прокурор должен быть убежден в наличии в выявленном правонарушении либо признаков преступления, либо признаков административного правонарушения. Эта убежденность должна быть отражена в мотивировочной части постановлений.

4. Предостережение о недопустимости нарушения закона.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

Этот акт прокурорского надзора как форма реализации полномочия прокурора установлен поправкой к Закону о прокуратуре от 10 февраля 1999 г.

Помимо предусмотренных Законом о прокуратуре актов прокурорского надзора, на практике встречаются случаи применение прокурорами иных, нетипичных средств прокурорского реагирования. Так, например, прокуроры некоторых субъектов федераций в своей надзорной деятельности при выявлении нарушений законов в правовых актах не предпринимают предусмотренных Законом о прокуратуре мер реагирования, а ограничиваются лишь информированием правонарушителя. Они подменяют предусмотренные законом о прокуратуре акты реагирования квазипротестами либо квазипредставлениями. Например, прокурор Республики Марий Эл подменяет принесение протестов "направлением предложений". Идентичная прокурорская практика наблюдается в городе Москве, где для "урегулирования некоторых вопросов, а также в случаях несоответствия законов города требованиям федерального законодательства в Мосгордуму направлялись предложения, при наличии оснований - соответствующие акты прокурорского реагирования". Некоторые прокуроры оповещали адресата о выявленных нарушениях письмами. Так, исполняющий обязанности прокурора Ленинградской области 28 апреля 1998 года направил письмо руководителю Законодательного собрания Ленинградской области, в котором уведомлял, что прокуратурой проведен правовой анализ закона области "О выборах органов и должностных лиц местного самоуправления Ленинградской области", на соответствие Конституции Российской Федерации и Федеральному избирательному законодательству. Ряд норм содержащихся в областном Законе, по мнению прокурора не соответствовали ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ". Направляя такое письмо, прокурор обязан учитывать, что оно может не породить никаких правовых последствий. Прокурор направлением письма лишь имитирует свою протестную деятельность.

Меры прокурорского реагирования

При обнаружении нарушений закона прокурор принимает меры реагирования путем вынесения соответствующих актов.

К мерам прокурорского реагирования относятся: протест прокурора; представление прокурора; постановление прокурора; предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона.

Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган либо должностному лицу, которые этот акт издали, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, или обращается в суд.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его принесения, а если протест был принесен на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления - па ближайшем заседании. При наличии исключительных обстоятельств, требующих немедленного устранения нарушений закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах принятых мер прокурор уведомляется в письменной форме.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В отличие от протеста, которым обращается внимание на незаконность вынесенного правового акта, представление подается в случаях, когда совершены конкретные действия (бездействие), в ходе которых были нарушены требования закона.

Если Генеральный прокурор РФ обнаружит, что постановление Правительства РФ не соответствует положениям Конституции РФ и федеральных законов, то он информирует об этом Президента РФ.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер прокурор уведомляется в письменной форме.

Если в результате прокурорской проверки будет установлено наличие в деяние признаков преступления, то прокурор выносит постановление о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Прокурор, исходя из характера нарушений закона, выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Такое постановление подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в установленный законом срок. О результатах рассмотрения постановления прокурор уведомляется в письменной форме.

Предостережение о недопустимости нарушения закона прокурор вносит в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. Письменное предостережение прокурор или его заместитель направляет должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, - руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам.

В случае неисполнения требований, которые были изложены в предостережении, и наступлении негативных последствий лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Правовые основы службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации

Порядок службы в органах и учреждениях прокуратуры РФ регламентирован Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", а также иными федеральными законами в соответствующей части.

Служба в органах и учреждениях прокуратуры является федеральной государственной службой.

Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, которые имеют высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, обладают необходимыми профессиональными и моральными качествами и способны по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

На должности помощников прокуроров прокуратур районов, городов и приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся но юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и окончившие третий курс образовательных учреждений.

Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на этой службе, если оно: является гражданином иностранного государства; признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным; лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока; имело или имеет судимость; страдает заболеванием, препятствующим поступлению на службу в органы и учреждения прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника; состоит в близком родстве или свойстве с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью, подконтрольностью одною из них другому-: отказывается от прохождения процедуры допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если эти сведения будут использованы при последующем исполнении служебных обязанностей.

Для прокурорских работников установлены следующие классные чипы (в порядке возрастания): младший юрист; юрист III класса; юрист II класса; юрист I класса; младший советник юстиции; советник юстиции; старший советник юстиции; государственный советник юстиции III класса; государственный советник юстиции II класса; государственный советник юстиции I класса; действительный государственный советник" юстиции.

За примерное исполнение работниками своих служебных обязанностей, продолжительную и безупречную службу в органах и учреждениях прокуратуры, выполнения заданий особой важности и сложности применяются поощрения. За неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, руководители органов и учреждений прокуратуры имеют право налагать на них дисциплинарные взыскания вплоть до увольнения из органов прокуратуры.

За исполнением законодательства выступает в качестве одного из ключевых направлений правоохранительной работы. Он сводится к решению задач по обеспечению реализации нормативных предписаний и защиты свобод и интересов граждан на всей территории страны. Эта работа проводится по правилам и в пределах, установленных положениями ФЗ №2202-I. Рассмотрим далее, что собой представляет прокурорское реагирование на нарушение закона.

Общая характеристика

Надзор за соблюдением законов осуществляется и другими госорганами. К ним, в частности, относят налоговые, экологические, санитарные инспекции, ГИБДД и так далее. Однако все эти структуры реализуют полномочия в конкретных направлениях, имеют подконтрольные сферы, границы которых четко очерчены нормами. считается универсальной. Ее полномочия распространяются почти на все урегулированные нормами.

Формы прокурорского реагирования

В указанном выше ФЗ предусматриваются специальные инструменты, которые могут использоваться должностными лицами в рамках своей работы. Средства прокурорского реагирования применяются в строгом соответствии нормативным предписаниям. Для каждого из них установлены особые правила, следование которым является обязанностью служащих. Нормами предусмотрены различные акты прокурорского реагирования. К ним относят протесты, представления и прочие инструменты, направленные на устранение выявленных нарушений. В ст. 23-25.1 ФЗ №2202-I установлены правила, в соответствии с которыми утверждаются и реализуются акты прокурорского реагирования. Исполнение любого из предусмотренных мероприятий - процедура процессуального характера.

Протест

Он представляет собой процессуальный документ. Он подготавливается непосредственно прокурором либо его заместителем. Протест приносится должностному лицу либо органу, принявшему противоречащий существующим нормам документ, вышестоящим структурам или служащим, а также в суд. В последнем случае действуют процессуальные правила. В протест включается требование об устранении нарушений, которые выявила прокурорская проверка, в какой-либо части документа либо во всем в целом, приведении его в соответствие с ФЗ или его отмене.

Особенности составления

Как правило, оформляются письменно. Нормами, однако, предусматривается возможность устного выражения протеста. Если же он составлен письменно, в нем должны присутствовать обязательные реквизиты. К ним относят:

  1. Точное наименование структуры, в которую приносится документ.
  2. Акт, который, по мнению прокурора, не соответствует предписаниям.
  3. Наименование нормы, ее положений, в противоречие с которыми вступил оспариваемый документ. Здесь же указываются основания, по которым должностное лицо делает выводы о его неправомерности и принимает решение об использовании меры прокурорского реагирования.
  4. Конкретное изложение требований. При их описании необходимо привести ссылки на нормы, регулирующие процедуру составления и рассмотрения протеста.
  5. Подпись заявителя с указанием классного чина и должности.

Нормами предъявляются требования не только к форме протеста. Особое внимание уделяется и содержанию протеста. В нем должностное лицо отражает свои выводы. В частности, служащий указывает:

  1. В чем именно выражено несоответствие/противоречие оспариваемого документа в целом либо его части, в отношении которого применяется воздействие.
  2. Предложение ликвидировать нарушение. Здесь прокурор выражает свою позицию, приводит конкретные действия, в которых должно выражаться устранение противоречия или несоответствия, юридические последствия.
  3. Требование рассмотреть принесенный протест в установленный срок. При этом приводятся ссылки на нормы, регламентирующие процедуру, указывается на то, что ответ должен быть направлен в письменном виде незамедлительно.

Представление

Применение этой меры прокурорского реагирования направлено на устранение не только нарушения нормативных предписаний, но и его причины, а также условий, способствующих его допущению. Представление должно быть рассмотрено незамедлительно после получения. В качестве адресата выступает должностное лицо либо структура, уполномоченная устранить нарушения. Составлению представления предшествует прокурорская проверка.

Оформление документа

В представлении служащий указывает:

  1. Структуру или должностное лицо, которому адресован акт.
  2. Источники сведений о допущенных нарушениях.
  3. Характеристику действий/бездействий, не соответствующих предписаниям.
  4. Анализ причин и условий, способствующих допущению нарушений.
  5. Требования об устранении несоответствий, причин и обстоятельств, их породивших.
  6. Ссылки на сроки и правила рассмотрения представления.

В документе прокурор приводит рекомендации относительно мероприятий по устранению нарушений. Они должны обладать юридической направленностью и не предполагать вторжения в оперативно-хозяйственную деятельность субъекта. Рекомендации по устранению обстоятельств и причин, послуживших допущению нарушений технического, организационно-управленческого, экономического характера, должны основываться на материалах ревизий, заключениях экспертов и прочих специалистов.

Среди требований в представлении допускается указание на необходимость привлечения к ответственности конкретных служащих, попустительствовавших неправомерным действиям/бездействиям. К ним могут применяться материальные и дисциплинарные наказания, если в составе нарушения отсутствуют признаки административного проступка или уголовного преступления.

Постановление

Оно считается одним из наиболее популярных инструментов в практике должностных лиц. Прокурор выносит постановление в рамках различных сфер своей работы, а также в ходе уголовно-процессуальных мероприятий. Принятие документа осуществляется, в частности, в ходе контроля реализации нормативных предписаний федеральными министерствами, госслужбами, комитетами и прочими исполнительными госорганами, представительными и распорядительными структурами региональной и местной власти, военного управления, контрольными инстанциями, а также их должностными лицами. Для использования указанной меры прокурорского реагирования у сотрудника должны быть основания. В качестве них выступают:

  1. Возбуждение административного или уголовного производства.
  2. Освобождение из-под стражи субъекта, неправомерно находящегося в УИН или учреждении, применяющем принудительные меры, подвергнутого задержанию, помещению в судебно-психиатрическое заведение, предварительному заключению в нарушение установленных правил.

Предписания, присутствующие в документе, подлежат незамедлительной реализации администрацией, органами, выполняющими приговоры в отношении граждан, к которым применено наказание, не связанное с лишением свободы. В рамках досудебных стадий, кроме имеет право принять любое, касающееся дела, процессуальное решение.

Предупреждение нарушений

В качестве еще одного инструмента, использующегося должностными лицами при реализации своих полномочий, выступает предостережение прокурора. Оно может объявляться при наличии информации о готовящемся противоправном деянии. Предостережение прокурора может составляться от его имени либо от лица его заместителя. Использование этого инструмента относится к исключительной компетенции этих лиц. При проведении профилактики нарушений нормативных предписаний в процессе дознания, рассмотрения дел в судах, предварительного следствия должны применяться иные меры прокурорского реагирования. Предупреждение объявляется только тогда, когда у служащего есть достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях должностных лиц, которые могут вызвать негативные последствия для государственных, гражданских или общественных интересов, но не влекут уголовную ответственность.

Обжалование

Предостережение прокурора может оспариваться в суде по установленным правилам. Если оно не было обжаловано либо не было признано неправомерным, а также если в указанный срок соответствующее объединение (религиозное или другая общественная организация), его региональное либо иное структурное подразделение не устранило нарушение, выступившее в качестве основания для объявления предупреждения, указанные субъекты подлежат ликвидации, а работа - запрету. Аналогичное правило действует и в том случае, если в 12-месячный период с даты объявления предостережения были выявлены новые факты, указывающие на наличие признаков экстремизма в процессе функционирования обществ.

Важный момент

Предостережение о недопустимости нарушений нормативных предписаний применяется исключительно к должностным лицам. Оно не может объявляться организациям и гражданам. Предостережение составляется в отношении служащих госорганов, структур местной власти, муниципальных и госучреждений, подразделений военного управления, воинских частей и прочих формирований. Оно также может объявляться руководителям и прочим сотрудникам некоммерческих и коммерческих предприятий, осуществляющим административно-хозяйственные и организационно-распорядительные функции.

Дополнительно

Порядок прокурорского реагирования предусматривает, что перед объявлением предупреждения о недопустимости нарушений нормативных предписаний сведения о готовящихся противоправных действиях должны быть всесторонне исследованы. При этом от подозреваемых должностных лиц должны быть истребованы объяснения в письменном виде. Объявление предостережения осуществляется служащему непосредственно в прокуратуре под расписку. Предупреждения объявляются на основании результатов изучения информации, в том числе по обращениям и заявлениям граждан, контролирующих структур, по прочим конкретным сигналам, в которых содержатся достоверные данные о готовящихся нарушениях.

Они оформляются в виде особых письменных прокурорских актов. Для повышения профилактического эффекта и обеспечения гласности предупреждение может быть объявлено по месту осуществления подозреваемым его профессиональной деятельности, в том числе в рамках рассмотрения итогов ревизий и прочих контрольных мероприятий на собрании коллектива или при его обсуждении коллегиальной структурой предприятия.

Заключение

Меры прокурорского реагирования считаются специфическими инструментами реализации должностными лицами их полномочий. Их применение имеет особое практическое значение. Эти инструменты затрагивают различные формы нарушений нормативных предписаний. Прокурорские меры направлены на предупреждение и пресечение неправомерного поведения должностных лиц различных органов, учреждений и предприятий. В задачи должностных лиц входит своевременное принятие сведений к рассмотрению и изучению. Анализ поступающей информации должен быть всесторонним и объективным. Сферы распространения контроля четко ограничены нормами.

В частности, он касается организационно-распорядительной и административно-хозяйственной функций субъектов. Это указывает на то, что оперативная (текущая) деятельность не затрагивается предусмотренными в законе мерами. Требования служащих вытекают из их полномочий. Прокурор обязан реагировать на все нарушения, пресекать готовящиеся неправомерные действия, поскольку должен обеспечивать контроль над надлежащей реализацией нормативных предписаний. К подведомственным ему структурам относят органы, осуществляющие предварительное следствие, оперативно-розыскные мероприятия, дознание. Служащий следит за соблюдением норм учреждениями, исполняющими наказание, применяющими принудительные меры, администрациями мест, в которых содержатся заключенные под стражу и задержанные.

Все предписания служащих подлежат реализации в установленные сроки. Нормативные акты предусматривают ответственность должностных лиц за умышленное уклонение от исполнения требований прокурора, которые вытекают из его полномочий и изложены в предупреждениях, представлениях, протестах и прочих документах. Для граждан устанавливается наказание в виде денежного взыскания. Его размер - 1-1,5 тыс. руб., для должностных лиц - 2-3 тыс. руб. Виновные субъекты привлекаются к ответственность по ст. 17.7 КоАП.

Более подробно методика проверки исполнения законов в сфере экологии на промышленных предприятиях отражена в научно-методической литературе.

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» содержит исчерпывающий перечень мер прокурорского реагирования на выявленные правонарушения, которые в полном объеме должны применяться по фактам нарушений законов в сфере экологии.

Наиболее часто допускаемые нарушения законодательства в сфере экологии – это факты издания различными органами незаконных правовых актов. В таких случаях прокурорами используется такая форма реагирования, как принесение протеста на противоречащий закону правовой акт в орган или вышестоящему должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или должностному лицу; в качестве альтернативы – обращению в суд с заявлением о признании незаконного правового акта недействующим; это самостоятельная мера реагирования, однако применение ее напрямую связывается с отклонением протеста вышеперечисленными субъектами.

В отдельных случаях, при необходимости устранения многочисленных несоответствий в правовом акте прокурор может ставить вопрос о его корректировке путем внесения представления. Данная мера реагирования оправдана, поскольку в установленный Законом десятидневный срок далеко не всегда полностью устраняются недостатки.

Руководствуясь ст. 24 Закона, нижестоящие прокуроры без соответствующего обращения к прокурору уровня субъекта Российской Федерации имеют право вносить представления в территориальные органы охраны окружающей природной среды областного уровня, если это будет реально способствовать устранению и недопущению нарушений на районном уровне, особенно если есть основания для привлечения к дисциплинарной ответственности руководителя органа экологического контроля районного звена.

Представления прокурора подразделяют на обычные, которые вносятся по результатам конкретных проверок, и обобщенные, основанием для внесения которых служит углубленный анализ какой-либо проблемы.

В тех случаях, когда нарушения закона в сфере экологии, допускаемые должностными лицами, носят характер административного правонарушения, прокурор вправе вынести постановление о возбуждении производства об административном правонарушении с последующим направлением материала в суд, административную комиссию, органы экологического контроля и санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с подведомственностью им конкретных правонарушений.

Что касается возможности привлечения к административной ответственности граждан, то она может наступать по инициативе прокурора в случаях:

а) переквалификации уголовно наказуемого деяния за малозначительностью;

б) неисполнения законных требований прокурора в виде неявки гражданина для дачи объяснений по факту нарушений законов.

В целях предупреждения нарушений экологического законодательства и при наличии сведений о готовящихся нарушениях прокурор в соответствии со ст. 251 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» объявляет должностному лицу предостережение о недопустимости нарушений закона, основанием тому могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, которые могут привести к причинению вреда окружающей природной среде, жизни и здоровью граждан.

При наличии поводов и оснований к возбуждению уголовного дела прокурор обязан решать вопрос о привлечении правонарушителя к уголовной ответственности.

В случаях, когда необходимо решить вопрос о возмещении ущерба, нанесенного окружающей среде, здоровью граждан или экономическим интересам государства, прокуроры, соблюдая установленные гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным законодательствами требования подведомственности и подсудности, готовят и вносят в соответствующие суды иски о возмещении вреда.

Условия, обеспечивающие эффективность актов прокурорского реагирования: своевременность вынесения, обоснованность, аргументированность содержащихся в них выводов и предложений, наличие определенной структуры и реквизитов каждого из документов, юридическая и стилистическая грамотность. Прокурор должен также включать в соответствующий акт реагирования указания о принятии необходимых мер по наказанию лиц, допустивших правонарушения.

Еще по теме Меры прокурорского реагирования на нарушения:

  1. II.3.5. Меры прокурорского реагирования на нарушения зако- нов и прав граждан в оперативно-розыскной деятельности.
  2. IV.4.3. Исковое заявление как средство прокурорского реагирования на выявленные нарушения законности в экономике.

3.1 Виды мер прокурорского реагирования

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» содержит исчерпывающий перечень мер прокурорского реагирования на выявленные правонарушения, которые в полном объеме должны применяться по фактам нарушений законов в сфере экономики. Прокурор реализует предоставленные ему полномочия по выявлению и устранению нарушений прав предпринимателей посредством актов прокурорского реагирования.

Акты прокурорского реагирования - это предусмотренные законом формы реализации полномочий прокурора по устранению и предупреждению правонарушений.

Будучи предусмотренными в законе, акты прокурорского реагирования имеют процессуальный характер. Они составляются в определенной форме, вносятся в определенные адресаты. Закон определяет порядок внесения и рассмотрения актов прокурорского реагирования, права и обязанности прокурора и лиц, рассматривающих эти акты.

В актах прокурорского реагирования должны быть изложены сущность правонарушения, его негативные последствия, причины и условия, способствовавшие его совершению. Закон о прокуратуре предусматривает четыре вида актов прокурорского реагирования: протест, представление, постановление и предостережение.

1. Протест прокурора.

Это самое распространенное средство прокурорского реагирования. В соответствии с Федеральным Законом "О прокуратуре РФ" прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

2. Представление прокурора.

В соответствии со cт.24 Закона о прокуратуре представление вносится для устранения нарушений закона. Под нарушениями закона в данном случае следует понимать как единичные факты правонарушения в виде неисполнения или ненадлежащего исполнения требований закона или Конституции РФ, так и неоднократные однородные обобщенные факты правонарушений.

В представлении указываются не только совершенные правонарушения, их причины и способствовавшие их совершению условия, но и предложения прокурора о мерах и мероприятиях, осуществление которых необходимо для устранения названных причин и условий.

3. Постановление прокурора.

В соответствии с Законом о прокуратуре прокурор может вынести два вида постановлений: а) о возбуждении уголовного дела; б) о возбуждении производства об административном правонарушении.

Общим, обязательным требованием, предъявляемым законом к этим постановлениям, является их мотивированность. Это означает, что при вынесении постановлений прокурор должен быть убежден в наличии в выявленном правонарушении либо признаков преступления, либо признаков административного правонарушения. Эта убежденность должна быть отражена в мотивировочной части постановлений.

4. Предостережение о недопустимости нарушения закона.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

Этот акт прокурорского надзора как форма реализации полномочия прокурора установлен поправкой к Закону о прокуратуре от 10 февраля 1999г.

Помимо предусмотренных Законом о прокуратуре актов прокурорского надзора, на практике встречаются случаи применение прокурорами иных, нетипичных средств прокурорского реагирования. Так, например, прокуроры некоторых субъектов федераций в своей надзорной деятельности при выявлении нарушений законов в правовых актах не предпринимают предусмотренных Законом о прокуратуре мер реагирования, а ограничиваются лишь информированием правонарушителя. Они подменяют предусмотренные законом о прокуратуре акты реагирования квазипротестами либо квазипредставлениями. Например, прокурор Республики Марий Эл подменяет принесение протестов "направлением предложений". Идентичная прокурорская практика наблюдается в городе Москве, где для "урегулирования некоторых вопросов, а также в случаях несоответствия законов города требованиям федерального законодательства в Мосгордуму направлялись предложения, при наличии оснований - соответствующие акты прокурорского реагирования". Некоторые прокуроры оповещали адресата о выявленных нарушениях письмами. Так, исполняющий обязанности прокурора Ленинградской области 28 апреля 1998 года направил письмо руководителю Законодательного собрания Ленинградской области, в котором уведомлял, что прокуратурой проведен правовой анализ закона области "О выборах органов и должностных лиц местного самоуправления Ленинградской области", на соответствие Конституции Российской Федерации и Федеральному избирательному законодательству. Ряд норм содержащихся в областном Законе, по мнению прокурора не соответствовали ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ". Направляя такое письмо, прокурор обязан учитывать, что оно может не породить никаких правовых последствий. Прокурор направлением письма лишь имитирует свою протестную деятельность.

3.2 Особенности мер прокурорского реагирования

Особенности протеста прокурора.

Протест вносится от имени прокурора или его заместителя, действующих в пределах своей компетенции. Это означает, что подписывает протест прокурор соответствующего района, города, субъекта РФ или его заместитель, хотя готовить протест могут другие прокурорские работники.

Протест как официальный акт прокурорского реагирования должен иметь определенную единообразную форму. Его содержание излагается на бланке соответствующей прокуратуры, в нем указывается полное наименование органа, организации или должностного лица, издавших незаконный акт, с указанием фамилии, имени, отчества, адреса их нахождения, даты принесения протеста, должностного положения с указанием классного чина фамилии, имени отчества прокурора принесшего протест, который он лично и подписывает. В описательной части протеста указывается кем, когда и какой акт был принят, в чем состоит его противоречие или несоответствие закону и какому именно, далее излагаются требования о полной или частичной отмене опротестованного акта. Могут также излагаться требования относительно устранения причиненного изданием незаконного акта вреда. В заключительной, части протеста указывается об установленной Законом о прокуратуре обязанности рассмотрения протеста и уведомлении прокурора о результатах его рассмотрения. В этой же части протеста, в случае необходимости, указывается на желание прокурора присутствовать при рассмотрении протеста и об уведомлении его о дне рассмотрения протеста.

Пункт 1 ст.23 Закона о прокуратуре определяет адресат принесения протеста. В нем указанно, что протест может быть принесен в орган или должностному лицу, которые издали противоречащий закону акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему лицу, либо прокурор обращается в суд в порядке предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Наиболее часто протесты на противоречащие закону акты приносятся в орган или должностному лицу, которые издали опротестованный акт, так как принесение протеста этим органам или должностным лицам - самый простой и короткий путь решения вопроса. Тот, кто издал акт, тот может изменить его или отменить.

Порядок рассмотрения протеста прокурора регулируется п. 2 - 4 ст.23 Закона о прокуратуре, в соответствии с их требованиями протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-тидневный срок с момента его поступления. В случае принесения протеста на противоречащие закону акты в представительные (законодательные) органы или в органы местного самоуправления протест должен быть рассмотрен на ближайшем с момента поступления протеста, заседании. При исключительных обстоятельствах, когда принятие противоречащего закону акта может повлечь тяжкие последствия в виде причинения значительного ущерба или вреда интересам общества или значительному числу граждан, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.

Закон предоставляет право прокурору отзывать свой протест до начала его рассмотрения. В практике такие случаи бывают нечасто. Обычно они связаны с отменой незаконного акта до рассмотрения протеста, изменением законодательства. Органы или должностные лица о результатах рассмотрения протеста обязаны незамедлительно сообщить прокурору в письменной форме.

Особенности представления прокурора.

При разработке и внесении в представление конкретных предложений об устранении причин и условий, способствовавших правонарушениям, прокурор не должен подменять орган управления, контроля, вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность. Поэтому в представлении должен строго соблюдаться "баланс" возможного и необходимого для предупреждения правонарушений.

Согласно п.1 ст.24 Закона о прокуратуре представление прокурора должно быть рассмотрено безотлагательно. Это означает, что органы или должностные лица, получившие представление, должны рассмотреть его в ближайшее возможное время.

Учитывая, что для устранения правонарушения, а особенно его причин и условий совершения, может понадобиться более продолжительное время, что это бывает, связано с необходимостью осуществления различного рода организационно управленческих и административно-хозяйственных мероприятий предусмотрен месячный срок со дня поступления представления для принятия конкретных мер по устранению правонарушения. В этот же срок прокурор должен быть уведомлен в письменном виде о принятых мерах.

Каждое внесенное представление регистрируется в прокуратуре, где указывается, когда и кому было внесено представление, в связи, с чем и о чем оно. Такой учет позволяет проконтролировать, во-первых, своевременность рассмотрения представления о принятых мерах, во-вторых, полноту выполнения требований прокурора.

После получения уведомления от соответствующих органов или должностных лиц о том, что правонарушение устранено с указанием, что конкретно было сделано для его устранения и предупреждения, прокурор анализирует полученные материалы. Если они его удовлетворяют, то об этом делается запись о получении этих материалов, и рассмотрение внесенного представления снимается с контроля. Если ответ органа или должностного лица о результатах рассмотрения, представления не удовлетворяет прокурора, то он может дополнительно уточнить свои предложения и потребовать их исполнения или провести проверку исполнения требовании ст.24 Закона прокуратуре.

Так, прокуратурой Ленинского района г. Оренбурга в ходе проверки по обращению Жаркова А.В. соблюдения трудового законодательства ООО "Студия авторского и молодежного телевидения" было установлено, что причитающаяся заработная плата Жаркову А.В. не выплачена в течении семи месяцев с момента увольнения, что противоречит трудовому законодательству.

В соответствии со ст. 140 Трудового кодекса РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. На основании изложенного прокурором было внесено Представление об устранении нарушений норм трудового законодательства. В котором прокурор потребовал принять меры к неукоснительному исполнению требований трудового законодательства, решить вопрос о выплате заработной платы Жаркову А.В., о результатах рассмотрения и принятых мерах в месячный срок уведомить прокурора Ленинского района г. Оренбурга.[

Особенности постановления прокурора.

Прокурор не имеет полномочий по привлечению и наказанию должностных лиц или граждан совершивших административное правонарушение. Поэтому, выявив в процессе осуществления надзора нарушение закона, имеющее признаки административного правонарушения, он только выносит постановление о возбуждении соответствующего производства. После этого постановление и приложенные к нему материалы направляются на рассмотрение уполномоченному на то органу или должностному лицу. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Постановление о возбуждении уголовного дела выноситься в тех случаях, когда в выявленном правонарушении имеются признаки преступления, то есть высокая степень общественной опасности, виновность, противоправность и наказуемость. Прокурор решает вопрос, направить ли постановление для дальнейшего производства расследования дела следователю или органу дознания, в исключительных случаях прокурор может принять дело к своему производству. Дальнейшие действия прокурора в связи с вынесением постановления о возбуждении уголовного дела выходят за пределы надзора за исполнением законов.

Особенности предостережение о недопустимости нарушения закона.

Оформляется в виде специального акта, в котором указывается наименование прокуратуры и должностного положения прокурора (или его заместителя), составившего предостережение, фамилия, имя, отчество и занимаемая должность предостерегаемого лица, краткое указание оснований предостережения, требования, предъявляемые к должностному лицу, и указание на последствия в случае невыполнения требований и нарушения закона в виде соответствующей ответственности, к которой может быть привлечено предупреждаемое лицо. В предостережении указывается дата его объявления предостерегаемому.

Формы реализации рассматриваемого акта прокурорского реагирования является смешанной. Сам акт, как уже отмечалось, имеет письменную форму, а его реализация осуществляется в устной форме. В отличие от протеста или представления, которые могут быть принесены, то есть переданы адресату по почте, или другим путем, предостережение должно быть в устной форме объявлено прокурором или его заместителем соответствующему должностному лицу. При этом ему должны быть разъяснены требования по прекращению конкретных деяний, могущих повлечь нарушение закона, и возможность привлечения его к ответственности в установленном законом порядке в случае невыполнения этих требований. Объявление предостережения должно быть соответствующим образом зарегистрировано.

Акты прокурорского реагирования

Закон «О прокуратуре РФ» предусматривает перечень правовых актов прокурорского реагирования на установленные нарушения закона в порядке общего надзора. К их числу относятся: протест; представление; постановление. Федеральный закон от 17.01...

Анализ правовых основ и содержания общего прокурорского надзора Российской Федерации

Деятельность органов прокуратуры по обеспечению законности, выявлению, устранению и предупреждению нарушений закона

Прокурор имеет право при осуществлении надзора за соблюдением законов принести протест, внести представление или вынести постановление, а также направить предостережение о недопустимости нарушения закона...

Конституционный Суд РФ. Этапы развития адвокатуры

Акты прокурорского реагирования -- это предусмотренные Законом о прокуратуре средства реализации полномочий прокурора по устранению и предупреждению правонарушений...

Нарушения прав предпринимателей, выявляемые и устраняемые органами прокуратуры. Меры прокурорского реагирования

Нарушения прав предпринимателей, выявляемые и устраняемые органами прокуратуры. Применение мер прокурорского реагирования

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» содержит исчерпывающий перечень мер прокурорского реагирования на выявленные правонарушения, которые в полном объеме должны применяться по фактам нарушений законов в сфере экономики...

Прокурорский надзор

Задачи проверки прокурорами исполнения законов состоят в установлении фактов их нарушения, правовой оценке, выявлении лиц, ответственных за нарушение закона, определении характера и размера причиненного вреда, причин и условий...

Перечень полномочий прокурора по надзору за исполнением закона содержится в ст. 22 Федерального закона « О прокуратуре Российской Федерации », делятся они на три группы: · полномочия по выявлению нарушений закона...

Прокурорский надзор за исполнением административного законодательства

Статья 22 Федерального закона « О прокуратуре Российской Федерации » закрепила перечень полномочий прокурора по надзору за исполнением закона, которые делятся на три группы: 1)полномочия по выявлению нарушений закона...

Прокурорский надзор за соблюдение прав граждан

В последнее время отмечается значительное увеличение числа преступлений, связанных с незаконным завладением жилой площадью граждан. Анализ показал...

Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Средства прокурорского реагирования - предусмотренные законом и совершаемые в установленном порядке действия по устранению выявленных нарушений законов, а также причин и условий, им способствующих...

Система правовых средств прокурорского надзора: теоретико-правовые основы

Прокурорский надзор, представляет собой комплексное понятие, каждая отрасль которого включает в себя сразу несколько различных отраслей направлений деятельности (подотраслей)...

Система прокуратуры Приднестровской Молдавской Республики

Акты прокурорского реагирования - это действия по устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, которые им способствовали, а также привлечение к ответственности виновных лиц в предусмотренном законе порядке...

Право опротестования наиболее ранняя форма прокурорского реагирования, которая была предусмотрена еще Указом Петра I 1722 года...