Мелкая взятка за незаконные действия. Мелкое взяточничество: состав и виды преступления

Наказания за мелкое взяточничество регламентируются действующим Уголовным кодексом. В университете я несколько раз платил деньги за экзамены, считая, что данная несущественная сумма не является взяткой. Однако, исходя из текста законодательного акта под номером 291.2, который расположен в УК РФ, я ошибался.

В данной статье я расскажу о мелком взяточничестве, чтобы предостеречь физических лиц от уголовной ответственности. Также речь пойдет о наказаниях, ожидающих осужденных. Кроме того, будет рассказано то, что грозит за дачу взятки физическим лицам, у которых уже имеется судимость.

Если денежные средства либо какие-то имущественные объекты предоставляются должностному физическому лицу в качестве подкупа, то данная процедура расценивается, как взяточничество. Помимо того, ответственность за деяние подобного рода грозит не только тому физическому лицу, которое давало взятку, но и человеку, являющемуся ее получателем. Может быть и так, что материальные средства, выступающие в качестве взятки, были переданы не напрямую, а через посредника. В данном случае уголовной ответственности также не избежать, причем абсолютно всем участникам.

Взятки бывают разных размеров, собственно от которых и зависит форма наказания. Если сумма равна меньше десяти тысяч рублей, то это мелкая взятка.

Наказания за мелкое взяточничество

Если физическое лицо было замешано во взяточничестве, то в качестве наказания с нарушителя будет удержан штраф. Наибольшая сумма данного удержания может составлять двести тысяч рублей. Размер штрафа определяется судьей. Акцент делается на том, как часто человек давал либо получал взятки. Если данный проступок был замечен за осужденным всего лишь один раз, то сумма штрафа будет минимальной. Если же взяточничество (хоть и мелкое) осуществлялось систематически, то размер штрафных санкций утвердят в максимально возможном размере.

Еще с нарушителей закона могут удерживать их основной доход (в большинстве случаев это заработная плата). Денежные средства нужно предоставлять на протяжении трех месяцев. Также за взяточничество заставляют трудиться на принудительных работах. Осужденному требуется исполнять определенные обязанности в течение одного года, а часть выручки отдавать в государственную казну.

Помимо того, за взятки могут ограничить в свободе либо вовсе лишить ее. В первом случае наказание действует не более двух лет, а во втором — утверждается максимум на один год. Лишение свободы подразумевает тюремное заключение и соответственно полную изоляцию от внешнего мира. Ограничение же свободы означает наложение запретов и отмену некоторых прав.

Наказания для ранее судимых лиц

Второй пункт все той же статьи номер 291.2 посвящен регламенту наказаний для физических лиц, которые были замешаны во взяточничестве и уже имеют судимость. Если быть точнее, то данные наказания актуальны в случае нарушения правил статьи номер 290 УК РФ (о получении взяток), законодательного акта под номером 291 этого же источника (дача взяток) либо же статьи 291.1 (соучастие во взятках).

Ранее осужденные физические лица в случае совершения взяточничества будут выплачивать гораздо больший штраф. Его сумма может достигать одного миллиона рублей. Что касается выплаты заработных плат, то их будут удерживать около года. Также на три года могут присудить исправительные работы. Ограничивать в свободе преступников, которые уже имеют судимость, могут на целых четыре года, а лишать свободы — на три года.

Обращаю внимание на то, что формы перечисленных наказаний применяются исключительно в случае совершения взяточничества в мелких размерах. Если взятка была крупной либо особо крупной, то наказания ужесточаются.

В каких случаях освобождают от ответственности

Иногда даже если физическое лицо и виновно во взяточничестве, совершенном в мелком размере, оно может быть освобождено от ответственности. Перечень ситуаций, в которых наказание не применяется, зафиксирован в примечании акта № 291.2. Это следующие случаи:

  1. Если преступник содействовал раскрытию дела. Может быть и так, что физическое лицо оступилось, дав либо получив взятку, однако вовремя одумалось. Например, мой знакомый участвовал в предоставлении групповой взятки. Студенты всего курса собрали сумму равную восемь тысяч рублей и передали ее преподавателю с целью получения ответов на определенное задание. Действия подобного рода выполнялись неоднократно. Данная информация дошла до соответствующих органов, и было заведено уголовное дело. Знакомый не захотел рисковать репутацией, подвергая при этом себя уголовной ответственности, и соответственно начал активно способствовать раскрытию преступления;
  2. Если с преступника вымогали взятку . Иногда физические лица совершают такое правонарушение, как мелкое взяточничество не по своей вине. Другие люди могут всячески оказывать давление и вымогать дачу взятки. Если человек поддался дурному воздействию и совершил преступление, то уголовная ответственность с него снимается. Однако факт оказания давления обязательно должен быть подтвержден (документально, с помощью свидетельских показаний, аудио либо видео материалов и так далее);
  3. Если преступник признался самостоятельно . В некоторых случаях физических лиц, нарушивших закон о взяточничестве, начинает терзать совесть и страх уголовной ответственности. Тогда они самостоятельно приходят в органы, имеющие полномочия возбуждать соответствующие дела, и сообщают о своем проступке. Если человек признался самостоятельно, то вина с него снимается автоматически. Однако если уголовное дело уже было возбуждено и физическое лицо числилось в кругу подозреваемых, то чистосердечное признание не освобождает от наказания.

Кроме того, если физическое лицо выступало в роли посредника в делах, связанных со взятками, его также ожидает уголовная ответственность. Данному вопросу посвящен акт под номером 291.1, который расположен в действующем УК РФ. Если человек каким-либо способом способствовал даче/получению взяток, то он автоматически является посредником. Кроме того, если при этом он использовал свое служебное положение, то для утверждения соответствующего наказания в силу вступает второй пункт статьи.

В качестве наказаний применяется штраф, размер которого не может превышать одного миллиона рублей. Кроме того, могут заставить выплатить сумму, равную произведению размера взятки на коэффициент от двадцати до пятидесяти. Еще вдобавок к штрафной санкции лишают права нахождения на определенной должности и соответственно исполнения служебных обязанностей. Однако данную дополнительную меру наказания утверждают не всегда. Также могут лишить свободы (минимум на трехлетний период времени, а максимум на семь лет) и наложить штраф равный до тридцатикратного размера суммы взятки.

Следует отметить, что физических лиц, которые выдвигали предложения о посредничестве во взяточничестве, также ожидает ответственность (пункт 5 статьи 291.1 УК РФ).

Основные выводы

  1. За дачу и получение мелких взяток, а также соучастие в данной процедуре предусмотрена уголовная ответственность по статье 291.2;
  2. Под мелким размером подразумевается взятка на сумму, которая не превышает десяти тысяч рублей;
  3. Осужденного за мелкие взятки в качестве наказания ожидают штрафные санкции, исправительные работы либо лишение свободы. Форму наказания утверждает судья;
  4. Для физических лиц, нарушивших правила статьи 291.2, у которых уже имеется судимость, предусмотрены более ужесточенные наказания;
  5. Посредников также ожидает уголовная ответственность. Виды и срок действия наказаний регламентированы законодательным актом под номером 292.2.

Текущая редакция ст. 291 УК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника -
наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового.

2. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника в значительном размере -
наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до сорокакратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от пятикратной до пятнадцатикратной суммы взятки или без такового.

3. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) -
наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

4. Деяния, предусмотренные частями первой - третьей настоящей статьи, если они совершены:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) в крупном размере, -
наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

5. Деяния, предусмотренные частями первой - четвертой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, -
наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Комментарий к статье 291 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: установленный порядок функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, а также Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, законодательных, исполнительных, административных или судебных органов иностранного государства, публичных международных организаций, авторитет государственной власти;
2) объективная сторона: действия, выражающиеся в даче должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника взятки за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе. Обязательным элементом состава преступления является предмет, к которому относятся: деньги, ценные бумаги, иное имущество, а также услуги имущественного характера и имущественные права;
3) субъект: физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет;
4) субъективная сторона: характеризуется прямым умыслом.

Преступление считается оконченным с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей. Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лица, пытавшегося передать предмет взятки, содеянное им квалифицируется как покушение на дачу взятки.

К квалифицирующим признакам преступления относится:
1) дача взятки в значительном размере (ч.2). Значительный размер взятки составляет сумму, превышающую 25 тысяч рублей;
2) дача взятки за незаконные действия (ч.3);
3) дача взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п."а" ч.4). Взятка считается переданной по предварительному сговору группой лиц, если в преступлении участвовали два и более лица, которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления. При этом не имеет значения, какая сумма передана каждым из этих лиц, либо передача осуществлялась только одним из них. Организованная группа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и руководителя;
4) дача взятки в крупном размере (п."б" ч.4). Крупный размер взятки составляет сумму, превышающую 150 тысяч рублей.

5) дача взятки в особо крупном размере (ч.5). Особо крупный размер взятки составляет сумму, превышающую 1 миллион рублей.

Примечание к комментируемой статье содержит условия для освобождения от уголовной ответственности лица, давшего взятку.

Первым обязательным условием освобождения от уголовной ответственности взяткодателя является активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления. При отсутствии такого условия решение об освобождении его от уголовной ответственности будет являться незаконным. Второе обязательное условие носит альтернативный характер для принятия решения об освобождении от уголовной ответственности должно иметь место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления должно добровольно сообщить о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

2. Применимое законодательство:
1) ФЗ "О противодействии коррупции";
2) приказ Федерального агентства по рыболовству от 14.04.2010 N 338 "Об организации в Федеральном агентстве по рыболовству работы по информированию о событиях и происшествиях, связанных с противодействием коррупции, прохождением федеральной государственной гражданской службы и кадровой работой";
3) письмо Федеральной службы судебных приставов от 27.04.2012 N 12/12-10190-АП "Об активизации работы по выявлению взяткодателей";
4) письмо Федеральной службы судебных приставов от 01.06.2010 N 12/12-11488-АП "О коррупционных правонарушениях, выявленных в 2010 году";
5) информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.03.2013 "Обзор рекомендаций по осуществлению комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки";
6) информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.02.2013 "Обзор рекомендаций по осуществлению комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки".

7) указание Следственного комитета при прокуратуре РФ от 29.12.2008 N 7/224 "Об организации работы в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в сфере противодействия коррупции".

3. Судебная практика:
1) постановление ВС РФ от 09.07.2013 N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях";
2) Ленинским районным судом г.Иркутска (Иркутская область) (приговор от 23.05.2012) гр.Р. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 30 ч.3, 291 ч.1 УК РФ с назначением ему наказания в соответствии со ст. 46 ч.2 УК РФ в виде штрафа в размере 25000 рублей;
________________
URL: http://docs.pravo.ru/document/view/25954592/25741889/
3) Октябрьским районным судом г.Краснодара (Краснодарский край) (приговор от 28.01.2011) гр.П. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 РФ, ч.2 ст. 291 УК РФ, и ему назначено наказание в виде трех лет лишения свободы (условно, с испытательным сроком 3 года). Как установлено судом, гр.П. совершил покушение на дачу взятки должностному лицу лично за совершение им заведомо незаконных действий, если при этом преступление не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам. Преступление совершено при следующих обстоятельствах. дд.мм.гггг., примерно в 10 часов 50 минут, в, несовершеннолетняя гр.Ф., находясь в торговом помещении, расположенном в подземном переходе вблизи пересечения улиц и, принадлежащем индивидуальному предпринимателю гр.Д., приобрела табачное изделие - сигареты марки "Kent", что было выявлено инспектором ОПДН ОУУМ и ПДН ОМ N УВД по гр.И. В соответствии с п.1 ч.2 ст. 28.3 КоАП РФ гр.И., отнесенный законодателем к числу лиц, наделенных властными полномочиями, составил протокол о совершении индивидуальным предпринимателем гр.Д. административного правонарушения по ст. 14.2 КоАП РФ, который ввиду отсутствия последней не был предъявлен. дд.мм.гггг., примерно в 10 часов 00 минут, в гр.П., имея умысел на дачу взятки должностному лицу, с целью увода от административной ответственности своей супруги гр.Д., находясь в служебном кабинете отдела по делам несовершеннолетних ОМ N УВД по, расположенного по N, передал гр.И. в качестве незаконного вознаграждения 10000 рублей за незаконные действия, заключающиеся в удержании гр.И. протокола об административном правонарушении и не направлении его в мировой суд. Однако довести свой преступный умысел гр.П. до конца не смог по независящим от него обстоятельствам, так как его действия были пресечены сотрудниками отделения N ОБЭП УВД по;
_________________
URL: http://docs.pravo.ru/document/view/17985972/15640539/
4) Кошкинским районным судом (Самарская область) (приговор от 31.08.2011) гр.И. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 30 УК РФ, ч.3 ст. 291 УК РФ (в редакции Федерального закона от 04.05.2011 N 97-ФЗ) с назначением ему наказания в виде штрафа в тридцатикратном размере суммы взятки, то есть в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.

Фундаментальные изменения в экономической, политической, социальной и других сферах общественной жизни, наряду с положительными результатами, инициировали негативные процессы в обществе, создали благоприятные условия для ранее неизвестных социально опасных форм поведения. Среди многих социально опасных форм поведения коррупция занимает особое место. Коррупция как массовое негативное широко распространенное антиобщественное явление в условиях российской действительности представляет собой реальную угрозу национальной безопасности государства, препятствует его прогрессивному развитию. Ущерб, связанный с коррупционными преступлениями, заключается в том, что они подрывают основы государственного управления, дискредитируют власти, создают социальную напряженность в обществе и оказывают негативное влияние на государственные и социальные институты. В этих условиях особое внимание следует уделять организации борьбы с коррупционными преступлениями. Законодатель, решающий проблему борьбы с этими общественно опасными действиями, расширяет возможности правового влияния, где наряду с другими применяется уголовное право. Это может быть подтверждено правилами об ответственности за коррупционные преступления.
Одним из приоритетных направлений в деятельности органов внутренних дел руководство МВД России, определяя стратегию действий, признало борьбу с коррупцией.
1 марта 2011 года вступил в силу Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 № 3-ФЗ «О полиции», закрепивший антикоррупционные полномочия российских полицейских. Рассматривая статью 291.2 уголовного кодекса «Мелкое взяточничество», введенная Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 324-ФЗ, включает две части и примечание. В части 1 указы как «Получение взятки, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей» (основной состав). А во второй части раскрывается, какая ответственность предусматривает за «те же деяния, совершенные лицом, имеющим судимость за совершение преступлений, предусмотренных статьями 290, 291, 291.1 настоящего Кодекса либо настоящей статьей» (квалифицированный состав). Деяния, указанное в части 1, наказывается штрафом в размере до 200 тысяч рублей или заработной платой, или другим доходом осужденного на срок до трех месяцев или исправительными работами на срок до одного года, или ограничение свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года. Часть 2 предусматривает штраф в размере до одного миллиона рублей или заработную плату, или другой доход осужденного на срок до одного года, или исправительные работы на срок до трех лет, или ограничение свободы на срок до четырех лет, или тюремное заключение на срок до трех лет. В примечания к статье 291.2 УК РФ, в которой предусматривались обстоятельства освобождения от уголовной ответственности, и изложил ее следующим образом: «лицо, совершившее дачу взятки в размере, указанном в настоящей статье, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки, либо это лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело о даче взятки» Как и в случае взятки, как действие, так и бездействие или помощь в принятии решения в пользу лица, дающего взятку, могут быть вознаграждены при условии, что это входит в официальную компетенцию получателя взятки. Исследование показало, что за рассматриваемое преступное деяние законодатель предусматривает: во-первых, более легкое наказание по сравнению со статьями 290, 291 и 291.1 уголовного кодекса; второе — относится к преступлениям незначительной тяжести, поскольку срок лишения свободы в части 1 статьи 291.2 уголовного кодекса не превышает одного года, а часть 2 — три года, что является юридически значимым обстоятельством при определении степени общественной опасности совершенного деяния, выбора примитивных мер против подозреваемого (обвиняемого), а также вынесения приговора .
Коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также от имени или в интересах юридического лица . Особую актуальность приобретает борьба с коррупционерами в самой системе правопорядка. В целях повышения престижа службы в органах внутренних дел и противодействия коррупции руководством МВД России приняты ведомственные нормативно-правовые акты. В ходе реализации Национальной стратегии была проведена реформа органов внутренних дел, в том числе в июле 2011 года в органах внутренних дел были созданы специализированные подразделения «Экономической безопасности и противодействия коррупции» вновь созданного подразделения в июле 2011 года после тщательного отбора и проверок были отобраны сотрудники, основные задачи которых и являлось предупреждение, выявление и пресечение коррупционных деяний, минимизация их последствий, обеспечение экономической безопасности РФ, на федеральном уровне в Министерстве внутренних дел РФ данным подразделением являлось Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции.
В Федеральном законе РФ от 7 февраля 2011 № 3-ФЗ «О полиции» к основным направлениям деятельности органов внутренних дел применительно к противодействию бытовой коррупции отнесено следующее: защита личности, общества и государства от противоправных посягательств (подп. 1 п. 1ст. 2), предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений (подп. 2 п. 1 ст. 2), выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам (подп. 3 п. 1 ст. 2), государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства (подп. 11 п. 1 ст. 2) и др. Значительные полномочия предоставлены российским полицейским по выявлению, раскрытию, расследованию и предупреждению коррупционных правонарушений в сфере быта (глава 3). Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, координация работы правоохранительных органов по вопросам предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений коррупционной направленности, надзор за исполнением законодательства РФ о противодействии коррупции, надзор за исполнением законодательства РФ органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, органами предварительного следствия при возбуждении ,
Вопрос о квалификации действий взяткодателя в случае перевода им денег в размере не более 10 тысяч рублей за незаконное бездействие должностного лица остается спорным. Типичными примерами таких преступлений являются факты передачи сотрудникам ГИБДД или миграционных подразделений взятки за освобождение от административной ответственности. Ранее, до внесения поправок в уголовное законодательство, такие действия были квалифицированы в соответствии с частью 3 статьи 30 части 3 статьи 291 Уголовного кодекса в качестве попытки подкупить за совершение заведомо незаконных действий (бездействия), которые относятся к категории серьезных преступлений и, следовательно, заслуживает более сурового уголовного наказания. В настоящее время судебная практика формируется путем квалификации этого вида преступлений по части 3 статьи 30, статья 291.2 уголовного кодекса как попытка мелкого взяточничества. Такие примеры вызвали многочисленные вопросы правоохранительных органов. В попытке устранить недопонимание Верховный суд отметил «специальность» положений статей 204.2 и 291.2 уголовного кодекса в отношении положений статей 204, 290 и 291 Уголовного кодекса и указал, что они не предусматривают таких условий их применения, как отсутствие квалифицирующих признаков преступлений, предусмотренных в частях 2-4, 6-8 статьи 204, части 2-6 статьи 290 или частей 2-5 статьи 291 уголовного кодекса. На основании этого коммерческого взяточничества в размере, не превышающем 10 тысяч рублей, получение взятки, дача взятки в размере, не более 10 тысяч рублей влекут ответственность по части 1 статьи 204.2 или части 1 статьи 291.2 уголовного кодекса независимо от времени совершения (до 15 июля 2016 года или после этой даты); действий (законное или незаконное); состава участников (индивидуально или группой лиц) и другие отягчающие обстоятельства коммерческого взяточничества и подкупа. Кроме того, Верховный суд заявил, что после 15 июля 2016 года совершившее небольшой коммерческое подкуп или мелкое взяточничество, лицо, осужденное по соответствующим статьям, влечет ответственность по части второй статьи 204.2 или части 2 статьи 291.2 уголовного кодекса Российской Федерации . Примером может служить приговор в отношении гр. Ю., обвиняемого в совершении преступления в марте 2017 года, предусмотренного частью 3 статьи 30, частью 1 статьи 291.2 УК РФ. Гр. Ю., управляя транспортным средством, явно нарушая требования Правил дорожного движения, был остановлен находящимися при исполнении служебных обязанностей старшими инспекторами ДПС, которыми в свою очередь были выявлены административные правонарушения со стороны гр. Ю., предусмотренные статьями 12.6, 12.20, 12.36.1 КоАП. С целью избегания административной ответственности, осознавая, что инспектор ДПС является должностным лицом и исполняет служебные обязанности, путем дачи взятки решил побудить последнего отказаться от выполнения возложенных на него обязанностей и совершить заведомо незаконное бездействие. Гр. Ю., находясь на переднем пассажирском сиденье патрульного автомобиля, осознавая, что им допущены административные правонарушения, за которые он может быть привлечен к административной ответственности, имея умысел на мелкое взяточничество, действуя умышленно, будучи предупрежденным об уголовной ответственности своих действий, с целью дачи взятки должностному лицу — старшему инспектору ДПС, находящемуся при исполнении своих должностных обязанностей, за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия), то есть за несоставление материала об административном правонарушении с целью избегания установленной законом ответственности, действуя умышленно, положил на пластиковую панель между водительским и передним пассажирским сиденьем денежные средства в размере 1 тыс. рублей, предложив инспектору службы ДПС принять их в качестве взятки за совершение заведомо незаконного бездействия, однако действия гр. Ю. не были доведены до конца по независящим от него обстоятельствам, так как инспектор данную взятку не принял .
Проблема для правоохранительных органов — это также оценка незаконного действия как полноценной части мелкого взяточничества или его оценки как попытки защитить эти социальные отношения. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 года № 24 разъясняет в пункте 12, что в случае отказа принять взятку или предмет коммерческого взяточничества должностному лицу или лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой организации, действия лица, непосредственно передающего, квалифицируются как покушение на преступление и если установленная передача ценностей не происходит в силу обстоятельств, не зависящих от воли лиц, действия которых непосредственно направлены на их передачу или получение, акт должен быть квалифицирован как попытка дать или получить взятку, посредничество во взяточничестве или коммерческом взяточничестве .
В свою очередь правоохранительные органы ищут все возможности, для того чтобы избежать получение взятки, заботясь о гражданах, выданный момент времени внедрение технических средств и систем с использованием фото- и видеофиксации оказали положительное влияние на складывающуюся ситуацию на дорогах. В том числе уменьшает попытки дать взятку сотрудником ГИБДД. Заметно активизировалась информационно-пропагандистская и разъяснительная работа, призывающая водителей и пешеходов соблюдать правила дорожного движения. Формирование правового сознания рассматривается сегодня в качестве основного направления деятельности МВД России. Наиболее сложные вопросы в применении новых составов создают условия конкуренции части 1 статьи 290 и части 1 статьи 291 с частью 1 статьи 291.2 Уголовного кодекса. Существует общее правило квалификации преступлений в случае конкуренции общих и специальных правил: в случае конкуренции общих и специальных правил следует применять специальное правило . Верховный суд правильно разъяснил вышеприведенный случай применения статьи 291.2, как, казалось бы, содержание отягчающих обстоятельств статьи 290 или статьи 291, статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации в сумме, не превышающей 10 тысяч рублей. Проблема заключается в том, что новые составы в уголовном праве появились только как тенденция криминальной политики, направленной на противодействие коррупционным преступлениям, согласно статистике, сумма взяток не превышает 10 тысяч рублей, а часто составляет 1 тысячу рублей, 500 рублей. Показателем общественной опасности этого деяния и его последствий не является размер взятки. Нововведения в уголовном праве не в полной мере способствуют улучшению борьбы с взяточничеством и требуют тщательной и систематической переработки, в связи с чем породило массу проблем и вызвало неоднозначную оценку как ученых, так и практиков. Сотрудники правоохранительной системы тщательно способствуют нововведениям для уменьшения коррупции.

Довольно интересно сталкиваться на практике с человеческим лицемерием. Неоднократно проводили небольшие социальные опросы, суть которых заключалась в ответе на довольно просто вопрос: «Если бы вам за безвредное, но незаконное, действие и у вас были бы гарантии, что привлечение к ответственности не последует. Взяли бы вы её?». Наверняка многие догадались, какой же каждый раз был итог опроса. Да, действительно подавляющее большинство ответили положительно, и лишь малое число ответило категоричным отказом.

Наказание за за мелкое взяточничество.

Многие мотивировали свой ответ банально просто: «Если наши чиновники могут и делают, то почему не могу сделать это и я». К сожалению, это действительность современной и далеко не идеальной системы, что и порождает такое негативное мнение об управленческой структуре нашей страны в целом. В настоящей статье пойдёт речь об уголовно наказуемом деянии, имеющим прямое отношение к вышеупомянутой коррупции, в виде мелкого взяточничества и о степени ответственности за его совершение.

Уголовно-правовая характеристика

Сложность и неоднозначность вынудили законодателя внести серьёзные изменения в положения Уголовного Кодекса Российской Федерации. В июле 2016 года 30 глава УК РФ была дополнена целым рядом статей. Одной из «новинок» стала статья 291.2, которая и устанавливает в настоящей редакции УК РФ ответственность и состав преступления по рассматриваемой теме. Внесения изменений в ранее действующие нормы были обусловлены и необходимостью проявления и применения принципа гуманности, так как не совсем корректно или дачу взятки в размере 5000 рублей, и аналогичное деяние, но в размере 1.000.000 рублей.


И на основе всех вышеописанных обстоятельств ныне действующая редакции статьи 291.2 УК РФ выглядит следующим образом:

  1. Получение взятки, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей, -

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх месяцев, либо на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

Как видно, часть первая регулирует оба самостоятельных преступления и объединяет их в общее понятие - «мелкое взяточничество». И кроме этого, сразу же предоставляется и основное определение введённого понятия - это взятка, размер которой не превышает 10.000 рублей.


Следует понимать, что приведённая сумма денежных средств или стоимость материальных предметов или каких-либо имущественных, или финансовых услуг в размере 10.000 рублей устанавливает и максимальный размер предлагаемой взятки. Следует пояснить это на примере:

Гражданин «А», являясь субъектом малого предпринимательства, планировал расширение собственного бизнеса путём открытия двух новых ларьков по продаже алкогольной продукции. На осуществление данной деятельности у гражданина «А» отсутствовала лицензия, и в попытке урегулирования данного вопроса «А» обратился к своему знакомому «Б» с деловым предложением. Сумма предложения составляла 100.000 рублей, которая была разбита на несколько банковских переводов. 21.01.2018 был совершён первый и последний перевод на сумму 9000 рублей, так как и гражданин «А», и гражданин «Б» были задержаны сотрудниками правоохранительных органов.

Из примера видно, что одариваемый получил лишь 9.000 рублей, что соответствует упомянутой выше сумме, так как не превышает 10.000 рублей. Но квалификация будет исходить из положений статьи 290 для получателя, и по статье 291 для взяткодателя. Дело в том, что диспозиция рассматриваемой темы предполагает, что вся сумма взятки, включая все полученные и не полученные средства, не превышает 10.000 рублей, а не фактически полученные средства. Это один из ключевых моментов данного преступления, который обязательно необходимо учитывать.


  1. Те же деяния, совершённые лицом, имеющим судимость за совершение преступлений, предусмотренных статьями 290, 291, 291.1 настоящего Кодекса либо настоящей статьей, -

наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до одного года, либо исправительными работами на срок до трёх лет, либо на срок до четырёх лет, либо лишением свободы на срок до трёх лет.

Часть вторая устанавливает наказание за совершение рецидива рассматриваемого преступления. Субъектом по части 2 может быть только лицо, которое ранее уже получило судимость, и она до сих пор не погашена, за любое из преступлений, предусмотренных в теме взяточничества - дача (290 УК РФ), получение (291 УК РФ), посредничество (291.1 УК РФ) или мелкое взяточничество (291.2 УК РФ). Наказание по рассмотренной теме не превышает лишение свободы сроком до 3-х лет, что значительно мягче, нежели приведённые выше статьи.

Заключение

В целом, данное злодеяние абсолютно идентично основным преступлениям, и единственным отличием выступает лишь сумма взятки.