Форма сообщения о наделении обособленного подразделения полномочиями. Образец приказа о наделении правом подписи. Бояться больших штрафов теперь не следует

В детском дошкольном образовательном учреждении в 2018 году в разных месяцах работало от 23 до 27 человек, в 2019 году – 27 человек (из них одна работница находится в декрете). В каком порядке учреждение должно представлять в ФСС сведения, необходимые для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и других пособий, связанных с материнством: в электронной форме либо на бумажном носителе (учреждение расположено в субъекте РФ, участвующем в пилотном проекте)? Покупатель – плательщик НДС вправе воспользоваться вычетом предъявленного ему налога по товарам, работам, услугам, имущественным правам в случае, если соблюдены прописанные в ст. 171 и 172 НК РФ условия: покупка предназначена для облагаемой НДС операции и поставлена на учет, у покупателя имеется оформленный соответствующим образом счет-фактура. Правда, если этот документ получен с опозданием, у налогоплательщика могут возникнуть дополнительные вопросы. За какой период заявлять вычет? Как его перенести на последующие налоговые периоды и не просчитаться со сроком, отведенным законодателем на данное мероприятие? Можно ли отсрочить лишь часть вычета? Четыре судебные инстанции, включая ВС РФ, отказали гражданке Ж. в праве зарегистрировать новое ООО «Д». Формальным основанием для данного отказа явилось непредставление заявителем определенных Федеральным законом № 129‑ФЗ необходимых для государственной регистрации документов, а именно то, что заявление по форме Р11001 не содержит сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, об адресе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица в пределах его место нахождения, а также имеются признаки отсутствия у учредителей – юридических лиц ООО «П», ООО «Б» и их руководителей возможности осуществлять управление в создаваемом юридическом лице.

Изменение ставки по НДС само по себе вроде бы не должно вызывать сложности для учетных работников. Действительно, начисляете большие суммы к уплате в бюджет и все… Однако трудности могут возникнуть в период перехода от меньшей ставки к большей. В данной статье мы представим обзор последних разъяснений чиновников на эту тему, связанных с выполнением работ и оказанием услуг. В апреле 2019 года была выявлена ошибка: по объектам библиотечного фонда, принятым к учету и введенным в эксплуатацию в августе 2018 года, амортизация не начислялась. Какие исправительные записи необходимо сделать в бюджетном учете?

Уведомление об открытии обособленного подразделения в ИФНС (образец прилагается)

В соответствии с нормами отечественного законодательства российские юридические лица могут открывать свои обособленные структурные подразделения. Процедура их открытия и требования, предъявляемые к ним, описаны в соответствующих актах нормотворчества. В некоторых случаях компания, открывающая обособленное подразделение, направляет уведомление об открытии обособленного подразделения в ИФНС.

Общие положения об обособленных подразделениях

Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает создание юридических лиц, которые являются одним из субъектов хозяйственной деятельности.

Юридические лица имеют возможность открывать обособленные подразделения. Для уведомления налоговиков о таком открытии нужно направить в ИФНС сообщение об открытии обособленного подразделения.

Гражданское законодательство не предусматривает возможности открытия структурных подразделений, прямо не названных в ст. 55 ГК РФ . То есть из ГК РФ прямо следует возможность открытия только филиала или представительства.

Несколько иные положения указаны в статье 11 НК РФ , которая прямо допускает открытие иных структурных подразделений, имеющих стационарные рабочие места.

Федеральная налоговая служба России издала приказ от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@ , которым утвердила форму уведомления о создании обособленного подразделения. Указанная форма применяется для случаев открытия обособленных подразделений, не являющихся филиалами и представительствами.

Заполнение формы заявления об открытии обособленного подразделения

Бланк уведомления о создании структурного подразделения имеет номер С-09-3-1 и код по 1111053.

На листе № 1 указанной формы содержится поле, предназначенное для указания кода налоговой инспекции, в связи с чем для ответа на вопрос, куда подавать сообщение об открытии обособленного подразделения, следует изучить указанный Приказ.

Следует помнить, что, если происходит открытие нескольких обособленных подразделений (кроме филиалов и представительств), заполняется одно заявление с приложением вторых листов в количестве, равном количеству открываемых представительств.

Нумерация заявления является сквозной, все листы нумеруются нарастающим итогом.

На первый взгляд правила , установленные главой 34 НК РФ, почти не отличаются от положений Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (Закон N 212-ФЗ). Но именно "почти".

Так, Закон N 212-ФЗ предписывал страхователя исполнить обязанности организации по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также обязанности по представлению расчетов по страховым взносам по месту своего нахождения, при условии что у подразделения есть счет в банке и отдельный баланс, а также если им начислялись выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Если приведенные условия не выполнялись, то уплату взносов и за обособленное подразделение производила головная организация по своему местонахождению (в том числе если обособленное подразделение находилось за пределами территории РФ (п. 14 ст. 15 Закона N 212-ФЗ)).

Пункт 11 статьи 431 НК РФ также обязывает организацию уплачивать страховые взносы и представлять (форма расчета утв. Приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@):

  • по месту своего нахождения и
  • по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Дата представления указанного расчета - не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые опять же начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (п. 7 ст. 431 НК РФ). Сумма страховых взносов, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины базы для исчисления страховых взносов, относящейся к этому обособленному подразделению. Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года (ст. 423 НК РФ).

Иных норм, касающихся обязанностей обособленных подразделений, находящихся на территории РФ, в части страховых взносов в главе 34 НК РФ нет.

Закон и разъяснения чиновников

Понятие обособленного подразделения и его отличительные признаки даны в абзаце 20 пункта 2 статьи 11 НК РФ. Местом нахождения обособленного подразделения российской фирмы считается место осуществления этой организацией деятельности через свое подразделение (абз. 18 п. 2 НК РФ).

Территориальная обособленность подразделения от организации определяется адресом, отличным от адреса указанной организации (письмо Минфина России от 18.08.2015 N 03-02-07/1/47702). Оборудованием стационарного рабочего места считается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей (письмо Минфина России от 14.06.2016 N 03-02-07/1/36019). Рабочим считается место, где работник должен находиться (или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой) и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ). Форма организации работ - вахта или командировка, срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте правового значения в данном случае не имеет.

С 1 января 2017 года статья 23 НК РФ, которой определялись обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов, дополнена пунктом 3.4, устанавливающим обязанности плательщиков страховых взносов (подп. "б" п. 17 ст. 1 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ, далее - Закон N 243-ФЗ).

Среди таковых обозначена для организаций обязанность сообщения в свой налоговый орган о наделении обособленного подразделения, созданного на территории РФ, полномочиями начислять выплаты (вознаграждения) физическим лицам (о лишении таких полномочий). И о наделении полномочиями, и о лишении их необходимо сообщать в течение одного месяца со дня наделения (лишения) (подп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).

Если создаваемое обособленное подразделение не наделяется соответствующими полномочиями, то сообщать в налоговый орган об этом не надо (письма Минфина России от 28.12.2016 N 03-04-12/78677, от 12.01.2017 N 03-15-06/679). В таком случае и уплата страховых взносов, и представление расчетов за обозначенное обособленное подразделение производятся организацией по месту нахождения головного подразделения.

Решение о наделении подразделения соответствующими полномочиями плательщик страховых взносов принимает самостоятельно (письма ФНС России от 14.02.2017 N БС-4-11/2682@, Минфина России от 23.03.2017 N 03-15-06/16906, от 27.02.2017 N 03-15-06/10903).

Если организация, имеющая обособленные подразделения, до 1 января 2017 года в централизованном порядке начисляла выплаты и иные вознаграждения в пользу физлиц, уплачивала страховые взносы, представляла расчеты и данный порядок не изменился после 1 января, то уплата страховых взносов и представление расчетов в текущем году производятся такой организацией в налоговый орган по месту своего нахождения.

Если уплата страховых взносов и представление расчетов в прошлом году осуществлялись раздельно самой организацией и ее обособленными подразделениями и данный порядок не изменился после 1 января, то с 2017 года взносы уплачиваются по-прежнему раздельно. Уведомлять налоговые органы о наделении обособленных подразделений соответствующими полномочиями не надо.

Если же с 2017 года организация переходит на централизованное исчисление и уплату страховых взносов, то она обязана уведомить налоговый орган о лишении обособленных подразделений соответствующих полномочий. Отчетность по страховым взносам такая организация представляет только в налоговый орган по месту своего нахождения (письмо Минфина России от 06.03.2017 N 03-15-10/12652).

Обязанность по сообщению в налоговые органы о зарегистрированных плательщиках страховых взносов - обособленных подразделениях российских организаций, которые самостоятельно осуществляли начисление выплат и иных вознаграждений физическим лицам по состоянию на 1 января 2017 года, согласно пункту 1 статьи 4 Закона N 243-ФЗ возложена на территориальные органы ПФР.

Оформление наделения полномочиями

Ни законодательство о страховых взносах, ни НК РФ не уточняют, какими документами должен подтверждаться факт наделения обособленного подразделения рассматриваемыми полномочиями. Логично предположить, что этот факт оформляется внутренним распорядительным документом организации, например:

  • положением о филиале (представительстве, ином обособленном подразделении), утвержденным приказом руководителя организации;
  • специальным приказом руководителя организации о наделении обособленного подразделения полномочиями по начислению выплат и вознаграждений физическим лицам.

В первом случае обособленное подразделение получает полномочия с момента своего образования, во втором - с даты, указанной в приказе или распоряжении руководителя организации.

Если руководство сочтет нецелесообразным дальнейшее осуществление соответствующих полномочий, то следует издать приказ о лишении обособленного подразделения полномочий по начислению выплат и вознаграждений физическим лицам. И соответственно, в течение месяца сообщить об этом в свою налоговую инспекцию.

Желательно, чтобы дата начала осуществления начислений обособленным подразделением выплат и вознаграждений физическим лицам приходилась на первое число календарного месяца. Именно с этого момента плательщик должен представлять расчеты по страховым взносам по месту нахождения организации и месту нахождения обособленного подразделения.

Если дата придется на первое число квартала, то организации не придется представлять отчетность по страховым взносам по месту нахождения обособленного подразделения за предыдущий отчетный период.

Форма сообщения

Форма сообщения для российских организаций, которые наделяют обособленные подразделения полномочиями по начислению выплат и вознаграждений физическим лицам (и о лишении их таких полномочий), утверждена Приказом ФНС России от 10.01.2017 N ММВ-7-14/4@. Этим же Приказом также утверждены формат представления сообщения в электронной форме и порядок заполнения сообщения (приложения 1, 4 и 7 к Приказу).

В представляемом сообщении организации необходимо заполнить как минимум две страницы: титульную и сведения об обособленном подразделении (филиале, представительстве).

Общие требования к заполнению данной формы идентичны общим требованиям при заполнении налоговых деклараций и налоговых расчетов.

Страницу "Сведения об обособленном подразделении (филиале, представительстве)" следует заполнять отдельно в отношении каждого подразделения, филиала или представительства, которое наделяется или, напротив, лишается полномочий производить выплаты физическим лицам.

На каждый случай наделения полномочиями и лишения их составляется отдельное сообщение.

На каждой странице сведений об обособленном подразделении в полях "ИНН" и "КПП" указываются ИНН и КПП организации, присвоенные ей при постановке на учет по месту нахождения. Обособленное подразделение, которому осуществляется наделение, представляется кодом:

  • 1 - если это филиал организации;
  • 2 - соответствует представительству;
  • 3 - иному обособленному подразделению.

Указывается информация, непосредственно относящаяся к обособленному подразделению (КПП, наименование (при наличии), адрес).

На каждой странице проставляется подпись лица, подтверждающего достоверность сведений (руководителя организации или представителя), и дата. Затем все страницы нумеруются, начиная с 002 и т.д. Полученный результат с добавлением единицы заносится в соответствующее поле титульной страницы.

Пример 1. Организация наделяет полномочиями производить выплаты физическим лицам два обособленных подразделения.
Направляемое в налоговый орган уведомление должно содержать три страницы: титульную и две страницы сведений.

На титульной странице сообщения приводятся данные об организации (наименование в соответствии с учредительными документами, ИНН, КПП, ОГРН). В поле "Количество обособленных подразделений (включая филиалы, представительства)" приводится число подразделений, в отношении которых заполняется сообщение.

Окончание примера 1. При наделении полномочиями по начислению выплат и вознаграждений физическим лицам двух обособленных подразделений в поле "Количество обособленных подразделений (включая филиалы, представительства)" указывается 2---.

В поле "Сообщает" необходимо указать одну из цифр:

  • 1 - если сообщается о наделении подразделения полномочиями по начислению выплат и вознаграждений физическим лицам;
  • 2 - если подразделение, напротив, лишается таких полномочий.

В разделе "Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящем сообщении, подтверждаю" следует указать:

  • 1 - если сообщение подписывает руководитель организации;
  • 2 - когда подпись под сообщением ставит представитель организации.

Во втором случае к сообщению требуется приложить копию документа, подтверждающего права представителя (доверенности и т.п.). В этом же разделе приводятся полностью его Ф.И.О. и ИНН.

Сообщение может быть представлено как на бумажном носителе (лично, через представителя, по почте), так и в электронной форме.

Иные особенности

Организация, имеющая несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании, Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, вправе выбрать для постановки на учет налоговый орган по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений (п. 4 ст. 83 НК РФ). В то же время такой выбор не отменяет обязанности, установленной пунктом 7 статьи 431 НК РФ, т.е. обязанности представлять расчеты по страховым взносам в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения каждого обособленного подразделения, осуществляющего начисление выплат и вознаграждений (письмо Минфина России от 18.11.2016 N 03-02-07/1/67974).

Если обособленное подразделение лишено полномочий начисления выплаты и вознаграждений, то страховые взносы за последний месяц уплачиваются по месту нахождения обособленного подразделения не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем такого лишения. Платежные поручения на перечисление страховых взносов при этом заполняются в обычном порядке.

Расчет по страховым взносам за период с начала текущего года по день лишения обособленного подразделения подается в налоговую инспекцию по месту учета обособленного подразделения. Его желательно представить одновременно с сообщением о лишении подразделения соответствующих полномочий.

Если обособленные подразделения расположены за пределами России, то уплата страховых взносов и представление расчетов по ним осуществляются организацией по месту своего нахождения (п. 14 ст. 431 НК РФ).

Сумма страховых взносов, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, как было сказано выше, определяется исходя из величины базы для исчисления страховых взносов, относящейся к этому обособленному подразделению.

Пример 2. Обособленным подразделением организации в июне текущего года работникам в виде выплат и вознаграждений начислено 143 239 руб., в том числе пособие по временной нетрудоспособности - 7 239 руб. За январь - май сумма начислений составила 664 629 руб., в том числе пособие по временной нетрудоспособности - 7 629 руб., оплачиваемое за счет бюджета ФСС России. Подразделением за период с начала года по май включительно начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - 144 540 руб., на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - случай ВНиМ) - 19 053 руб., на обязательное медицинское страхование - 33 507 руб. Организацией при начислении страховых взносов используются общие их тарифы.
По итогам каждого календарного месяца организацией производится исчисление страховых взносов. Искомая сумма определяется как произведение базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов. Причитающаяся же к уплате сумма страховых взносов равна разности между исчисленными суммами за рассчитываемый период и периода по предшествующий календарный месяц включительно (п. 1 ст. 431 НК РФ).
Размер базы страховых взносов на ОПС, на случай ВНиМ и ОМС за январь - июнь - 739 000 руб. ((664 629 - 7 629) - (143 239 - 7 239)). Исходя из этого за первое полугодие обособленным подразделением начислено в ПФР 174 460 руб. (739 000 руб. x 22%), в ФСС России - 22 997 руб. (739 000 руб. x 2,9%), в ФФОМС - 33 507 руб. (739 000 руб. x 5,1%).
Перечислению же за июнь подлежат в ПФР 22 920 руб. (174 460 - 144 540), в ФСС России - 3 944 руб. (22 997 - 19 053), в ФФОМС - 6 936 руб. (40 443 - 33 507).
В июне обособленным подразделением выплачено работнику пособие по временной нетрудоспособности 7 239 руб. Величина страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай ВНиМ уменьшается на сумму произведенных страхователем расходов на выплату страхового обеспечения (п. 2 ст. 431 НК РФ).
Размер выплаченного пособия превосходит сумму, причитающуюся к уплате за июнь (7 239 > 3 944). При превышении величины произведенных страхователем расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай ВНиМ общей суммы исчисленных страховых взносов по этому виду социального страхования полученная разница подлежит зачету в счет предстоящих платежей. Налоговый орган осуществляет такой зачет на основании полученного от территориального органа ФСС России подтверждения заявленных страхователем расходов на выплату страхового обеспечения за соответствующий расчетный (отчетный) период (п. 9 ст. 431 НК РФ).
Начисление выплат и вознаграждений работникам обособленного подразделения, сумм страховых взносов и перечисление их на счета Федерального казначейства сопровождаются следующими записями:

Дебет 20, 26 Кредит 70

  • 130 000 руб. (143 239 - 7 239) - начислена заработная плата работникам подразделения за июнь и пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня болезни работника;

Дебет 69, субсчет "Расчеты по страховым взносам на случай ВНиМ", Кредит 70

  • 7 239 руб. - начислено пособие по временной нетрудоспособности, уплачиваемое за счет средств бюджета ФСС России;

Дебет 20, 26 Кредит 69, субсчет "Расчеты по страховым взносам на ОПС",

  • 22 920 руб. - начислены страховые взносы на ОПС за июнь;

Дебет 20, 26 Кредит 69, субсчет "Расчеты по страховым взносам на случай ВНиМ",

  • 3 944 руб. - начислены страховые взносы на случай ВНиМ за июнь;

Дебет 20, 26 Кредит 69, субсчет "Расчеты по страховым взносам на ОМС",

  • 6 936 руб. - начислены страховые взносы на ОМС за июнь;

Дебет 69 "Расчеты по страховым взносам на ОПС" Кредит 51

Дебет 69 "Расчеты по страховым взносам на ОМС" Кредит 51

  • 6 936 руб. - перечислены денежные средства в счет уплаты страховых взносов на ОМС.

Уплатить приведенные суммы страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, 22 920 и 6 936 руб., обособленному подразделению необходимо до 17 июля по месту своего нахождения.

Сумма страховых взносов, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой страховых взносов, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой страховых взносов, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений (п. 13 ст. 431 НК РФ).

Окончание примера 2. Уточним условие: общие суммы выплат и вознаграждений работникам организации составили за июнь - 429 239 руб., за январь - май - 2 027 341 руб. В этих суммах учтены суммы пособий по временной нетрудоспособности, выплачиваемые за счет бюджета ФСС России, соответственно 7 629 и 22 341 руб. Исчисленные суммы страховых взносов головным подразделением на ОПС, ОМС и на случай ВНиМ за январь - май - 296 560, 39 092 и 68 748 руб. соответственно, начисленные суммы доходов работникам организации за первое полугодие не достигли предельной величины базы страховых взносов на случай ВНиМ.
Следование приведенной норме пункта 13 статьи 431 НК РФ обязывает организацию вначале определить размеры баз для исчисления страховых взносов по указанным видам обязательного страхования за первое полугодие. Размеры баз при этом будут одинаковыми, поскольку организацией не заключались с физическими лицами договоры гражданско-правового характера. Искомая величина определяется как разность между общей суммой выплат и вознаграждений - 2 456 580 руб. (2 027 341 + 429 239) и совокупностью выплаченных пособий по временной нетрудоспособности: 29 580 руб. (22 341 + 7 629) - 2 427 000 руб. (2 456 580 - 29 580).
Следующим шагом становится исчисление соответствующих величин страховых взносов по видам страхования за полугодие: 533 940 руб. (2 427 000 руб. x 22%), 70 383 руб. (2 427 000 руб. x 2,9%) и 123 777 руб. (2 427 000 руб. x 5,1%).
За январь - май по организации были начислены страховые взносы на ОПС в сумме 441 100 руб. (296 560 + 144 540), на случай ВНиМ - 58 145 руб. (39 092 + 19 053), на ОМС - 102 255 руб. (68 748 + 33 507).
Следовательно, по организации в целом за июнь подлежат уплате в виде страховых взносов на ОПС 92 840 руб. (533 940 - 441 100), на случай ВНиМ - 12 238 руб. (70 383 - 58 145), на ОМС - 21 522 руб. (123 777 - 102 255).
Суммы страховых взносов по рассматриваемым видам обязательного страхования, которые подлежат уплате по месту нахождения головного подразделения организации за июнь, составят соответственно 62 920 руб. (92 840 - 22 920), 8 294 руб. (12 238 - 3 944) и 14 586 руб. (21 522 - 6 936). Их надлежит перечислить до 17 июля 2017 года.

Не совсем понятно предназначение приведенной нормы пункта 13 статьи 431 НК РФ, если:

  • ни общая сумма выплат и вознаграждений работникам и иным физическим лицам в целом по организации,
  • ни размеры баз для исчисления страховых взносов на ОПС, ОМС и на случай ВНиМ в целом по организации,
  • ни начисленные суммы страховых взносов по рассматриваемым видам обязательного страхования в целом по организации -

в отчетных документах по страховым взносам, представляемых в налоговые инспекции, не фигурируют.

В подаваемом в ИФНС России по месту учета организации расчете по страховым взносам (утв. Приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@) будут приведены сумма выплат и вознаграждений работникам и иным физическим лицам, размеры баз по исчислению страховых взносов на ОПС, ОМС и на случай ВНиМ, начисленные суммы страховых взносов, которые определяются по начислениям головного подразделения организации.

Рассматриваемая норма впервые была озвучена в главе 24 НК РФ "Единый социальный налог" (абз. 3 п. 8 ст. 243 НК РФ), затем была повторена в пункте 14 статьи 15 Закона N 212-ФЗ. При этом во время действия и главы 24 НК РФ, и Закона N 212-ФЗ указанные суммы выплат и вознаграждений, размеры баз и начисленные суммы страховых взносов по юридическому лицу в целом в отчетных документах, представляемых организацией-налогоплательщиком (страхователем) контролируемым органам по месту своего учета, не приводились.

Теперь же данная норма "успешно" перекочевала в главу 34 НК РФ.

Рассматриваемая норма все же поспособствует определению совокупной суммы выплат работника, который в течение календарного года осуществлял трудовые функции и в головном подразделении, и в обособленном. А это может повлиять на порядок начисления страховых взносов, если доход работника, исчисленный с начала расчетного периода, превысит предельные величины баз для исчисления страховых взносов на ОПС и социальное страхование на случай ВНиМ - 876 000 и 755 000 руб. соответственно (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.11.2016 N 1255).

Страховые взносы с выплат и вознаграждений, превысивших предельную величину базы на случай ВНиМ, не начисляются (п. 3 ст. 421 НК РФ), а пенсионные взносы взимаются по меньшему тарифу - 10% (п. 1 ст. 426 НК РФ).

Экономические субъекты, которые осуществляют выплаты и вознаграждения физическим лицам, в силу пункта 1 статьи 226 НК РФ признаются налоговыми агентами по налогу на доходы физических лиц. Налоговые агенты - резиденты, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (п. 7 ст. 226 НК РФ).

Пункт 2 статьи 230 НК РФ предписывает указанным налоговым агентам представлять:

  • справки о доходах физических лиц (форма 2-НДФЛ, утв. Приказом ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@) и
  • расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ, утв. Приказом ФНС России от 14.10.2015 N ММВ-7-11/450@), -

в отношении работников этих обособленных подразделений, а также в отношении физических лиц, получивших доходы по договорам гражданско-правового характера, в налоговый орган по месту учета обособленных подразделений, заключивших соответствующие договоры.

Сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения организации, определяется исходя из величин:

  • дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения, а также
  • дохода, начисляемого и выплачиваемого по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами обособленным подразделением (уполномоченными лицами обособленного подразделения) от имени такой организации.

Перечислять НДФЛ с доходов в отношении работников обособленного подразделения и указанных физических лиц налоговым агентам следует в налоговый орган по месту учета обособленного подразделения.

Приведенные нормы главы 23 НК РФ с первого взгляда идентичны рассматриваемым нормам главы 34 НК РФ. В то же время никаких специальных норм для налоговых агентов частью первой НК РФ не установлено. В силу особенностей норм законодательства о налогах и сборах порядок и место представления отчетности по страховым взносам и налогу на доходы физических лиц различны (письмо ФНС России от 14.02.2017 N БС-4-11/2682@).

Страхователи-работодатели ежеквартально представляют в установленном порядке территориальному органу страховщика по месту их регистрации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам (форма 4 - ФСС, утв. Приказом ФСС России от 26.09.2016 N 381) (п. 1 ст. 24 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", далее - Закон N 125-ФЗ).

Регистрация страхователей - юридических лиц осуществляется в территориальных органах страховщика после представления налоговиками в территориальные органы ФСС сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, т.е. по месту регистрации юридического лица (подп. 1, 2 п. 1 ст. 6 Закона N 125-ФЗ).

Обособленные подразделения юридических лиц регистрируются в качестве страхователей по месту их нахождения, если:

  • им для совершения операций открыты счета в банках (иных кредитных организациях) и
  • они начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, -

на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 30 календарных дней со дня создания такого обособленного подразделения.

Одновременно с регистрацией в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний организации регистрируются по месту нахождения обособленных подразделений в территориальных органах ФСС России в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 1 ст. 2.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством").

Страхователи - юридические лица обязаны сообщать в территориальные органы ФСС России:

  • о создании, ликвидации, изменении адреса (места нахождения) и (или) наименования обособленных подразделений;
  • закрытии счета в банке (иной кредитной организации), открытого для осуществления деятельности обособленным подразделением;
  • прекращении полномочий обособленного подразделения по ведению отдельного баланса или по начислению выплат и иных вознаграждений физическим лицам (п. 13 ст. 17 Закона N 125-ФЗ).

Обособленные подразделения страхователей, которые имеют счета для совершения операций и начисляют выплаты, вознаграждения, исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей) и представлению расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам по месту своего нахождения (п. 11 ст. 22.1 Закона N 125-ФЗ).

При закрытии счета уплата страховых взносов "на травматизм", исчисленных с выплат и вознаграждений работников обособленного подразделения, осуществляется головным подразделением по месту нахождения организации.

Как видим, имеются различия в нормах законодательства о налогах и сборах и страховых взносов "на травматизм". В связи с чем не исключена вероятность, что порядки уплаты страховых взносов, исчисленных с выплат и вознаграждений работников обособленных подразделений:

  • на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательное медицинское страхование и
  • на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний -

будут различными.

Согласно ст. 9 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402, каждый факт хозяйственной жизни предприятия подлежит оформлению первичным учетным документом. К первичке относятся любые бумаги, касающиеся бухгалтерского и налогового учетов:

  • счета-фактуры;
  • платежные поручения;
  • акты;
  • выписки;
  • справки;
  • товарные накладные и т. д.

Обратимся к мнению Минфина России, высказанного по этому поводу в Информации от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012. Согласно ему, руководитель каждой организации должен определить перечень лиц, которым будет предоставлена возможность заверения первичных учетных документов.

Выделяют право первой и второй подписи. Первая принадлежит руководителю. Чтобы наделить таким правом, используется образец приказа о праве первой подписи. Вторая принадлежит главбуху организации. При необходимости директор предприятия определяет, кому следует делегировать заверение тех или иных бумаг. В основном оно предоставляется сотрудникам, которым по долгу службы приходится часто работать с первичкой: руководители обособленных подразделений и филиалов, работники бухгалтерии, сотрудники экономических отделов и т. д. Третьим лицам, не имеющим отношения к фирме, возможность подписания бумаг не предоставляется.

При необходимости делегировать полномочия руководитель решает, каким образом предоставить своему сотруднику право подписи. Сделать это можно двумя путями:

  • при помощи доверенности на подписание первички;
  • утверждением специального распоряжения.

Теперь разберемся, в каких случаях нужно составлять доверенность, а в каких — издавать приказ.

Доверенность

Уместна в тех случаях, когда бумаги подписываются не только внутри предприятия, но и в других местах. Например, при получении водителем-экспедитором груза со склада организации-партнера или при получении бухгалтером банковской выписки и т. п.

Приказ

Он касается только тех лиц, которые трудятся в компании и получают право заверения строго внутрикорпоративных бумаг.

После составления указа директор должен заверить подписи работников, указанных в нем, своим автографом. Длительность действия распоряжения определяется в индивидуальном порядке: приказ на право подписи первичных документов может иметь бессрочный характер, а может составляться на конкретный срок, в зависимости от ситуации внутри фирмы.

Несмотря на то, будет ли оформлен распорядительный акт или руководитель отдаст свое предпочтение доверенности, в бланке необходимо указать:

  • персональные данные уполномоченного лица;
  • наименования бумаг, которые оно сможет подписывать;
  • в случае, если оформляется доверенность, следует дополнительно указать срок ее действия.

Порядок передачи права подписи

Наделение сотрудника данными полномочиями оформляется следующим образом.

В образец приказа о предоставлении права подписи вносятся все необходимые реквизиты:

  • номер распоряжения;
  • дата составления;
  • наименование компании;
  • населенный пункт, в котором зарегистрировано предприятие.

В основной части образец приказа на право подписи документов должен содержать данные сотрудника (или сотрудников, если приказ касается нескольких лиц):

  • должность;
  • Ф.И.О.;
  • список документов, которые имеет право подписывать сотрудник;
  • виза руководителя;
  • образец подписи уполномоченного лица.

С данным решением следует ознакомить сотрудника. Он должен расписаться в знак ознакомления с ним и выразить согласие с передаваемыми ему обязанностями. Поскольку унифицированной формы приказа на данный случай не существует, вы можете самостоятельно разработать бланк, ориентируясь на наши образцы, и использовать его в работе.

Согласно официальной позиции организация не вправе выбрать только один налоговый орган для постановки на налоговый учет. Правило выбора инспекции, прописанное в п. 4 ст. 83 НК РФ, работает только при наличии нескольких обособленных подразделений организации (Письмо Минфина России от 15.04.2011 № 03-02-07/1-126).

Если наделено рядом полномочий.

В случае наделения организацией своего обособленного подразделения полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц и уплате страховых взносов как в отношении работников обособленного подразделения, так и в отношении работников самой организации уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения, наделенного вышеуказанными полномочиями, и у названной организации возникает обязанность, установленная пп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ: сообщить об этом в течение одного месяца со дня наделения обособленного подразделения соответствующими полномочиями в ИФНС по месту его нахождения (Письмо Минфина России от 05.05.2017 № 03-15-06/27777).

Сообщение российской организации – плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения полномочи­ями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц передается по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 10.01.2017 № ММВ-7-14/4@ (пп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).

При этом в соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ положения пп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ применяются в отношении обособленных подразделений, созданных на территории РФ, которые наделяются российской организацией полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц после 01.01.2017 (письма Минфина России от 04.04.2017 № 03-15-06/19684, ФНС России от 06.03.2017 № БС-4-11/4047@ (вместе с Письмом Минфина России от 20.02.2017 № 03-15-07/9512)).

Ответные действия налогового органа

По результатам вышеназванных действий направляет в адрес организации уведомление о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения. Сделать это контролеры обязаны в течение пяти дней со дня получения сообщения от обозначенной организации в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ (п. 2 ст. 84 НК РФ).

О мерах ответственности за несообщение о создании обособленного подразделения. Возможные варианты

Если выяснится, что организация в нарушение пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ в установленный срок не сообщила в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях со дня их создания, то данное обстоятельство, скорее всего, послужит основанием для ее привлечения проверяющими должностными лицами налогового органа к ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ.

Обратите внимание:

Согласно п. 2 ст. 116 НК РФ ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10 % от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб.

Однако у Минфина иная позиция. Ведомство разъясняет: ответственность за несообщение в инспекцию о создании обособленного подразделения должна устанавливаться в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ (Письмо Минфина России от 17.04.2013 № 03-02-07/1/12946). Данной нормой установлена ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, преду­смотренных НК РФ.

ФНС придерживается аналогичного мнения (Письмо от 27.02.2014 № СА-4-14/3404), указывая при этом: за непредставление сведений о создании обособленного подразделения организация подлежит ответственности п. 1 ст. 126 НК РФ, то есть в виде штрафа в размере 200 руб. Ответственность же по п. 2 ст. 116 НК РФ наступает в случае, если деятельность ведется без постановки на учет самого налогоплательщика.

По причине того, что на практике контролеры зачастую применяют к налогоплательщикам санкции в соответствии с п. 2 ст. 116 НК РФ, возникают налоговые споры, которые чаще всего перерастают в судебные.

Арбитры, признавая позицию налогового органа неправомерной, указывают: положения ст. 23, 83, 84 НК РФ предусматривают информирование налогового органа лишь о создании обособленного подразделения, а не о действиях налогоплательщика по постановке обособленного подразделения на налоговый учет. Несообщение о создании обособленного подразделения диспозицией ст. 116 НК РФ не охватывается, и указанное нарушение образует состав налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ (Постановление АС УО от 28.12.2015 № Ф09-10484/15 по делу № А60-4800/2015).

Обратите внимание:

В ряде случаев суды приходят к выводу, что за несообщение сведений в инспекцию налогоплательщику грозит штраф 5 000 руб. Непредставление сообщения о создании обособленного подразделения организации является несообщением сведений, соответственно, ответственность за данное нарушение установлена п. 1 ст. 129.1 НК РФ (Постановление АС МО от 30.10.2014 № Ф05-11191/14 по делу № А40-130227/2013, Определением ВС РФ от 26.02.2015 № 305-КГ14-9035 оставлено без изменений). Свое решение арбитры мотивируют следующим: действующим законодательством предусмотрена обязанность ИФНС по постановке на налоговый учет обособленных подразделений, а не соответствующая обязанность налогоплательщиков, которые обязаны лишь направлять сведения о создании обособленных подразделений.

Судебные разбирательства на высшем уровне.

Споры аналогичного характера дошли до Верховного суда (Определение от 23.10.2017 № 304-КГ17-8872). В ВС РФ обратилась организация, которая, по мнению контролирующего органа, вела деятельность через обособленные подразделения без постановки на учет по месту их нахождения. А подобные действия образуют состав налогового правонарушения по п. 2 ст. 116 НК РФ. Сумма штрафа для организации оказалась внушительной и составила почти 12 млн руб.

Укажем, что суд первой инстанции не согласился с ИФНС. Арбитры пришли к выводу об отсутствии в действиях организации состава правонарушения по п. 2 ст. 116 НК РФ, ведь обязан только проинформировать налоговый орган о создании обособленных подразделений.

Суд отметил, что обязанность по постановке на учет налогоплательщика по месту нахождения его обособленного подразделения возлагается на налоговый орган. При этом непредставление в ИФНС сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, образует событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 126 НК РФ.

Суд апелляционной инстанции, наоборот, заявил: поскольку обществом на территории иных муниципальных образований созданы обособленные подразделения без постановки на налоговый учет, выводы о наличии в действиях компании состава налогового правонарушения, ответственность за которое установлена п. 2 ст. 116 НК РФ, правомерны.

Кассационная инстанция также поддержала налоговый орган.

Однако Верховный суд оказался на стороне налогоплательщика. Он указал: налоговое законодательство устанавливает обязанность налогоплательщиков-организаций сообщать в инспекцию о наличии обособленных подразделений посредством представления соответствующих документов в установленных срок.

Вместе с тем непредставление в установленный срок документов и иных сведений, предусмотренных НК РФ (если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 119, 129.4 и 129.6, а также п. 1.1 и 1.2 ст. 126), влечет ответственность, оговоренную в п. 1 ст. 126 НК РФ.

При этом нормой п. 2 ст. 116 НК РФ установлена ответственность за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе как одного из видов нарушений порядка постановки на указанный учет.

Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций установлен ст. 84 – 85 НК РФ, в которых содержится упоминание о том, что в целях проведения налогового контроля организации ставятся на учет не только по месту своего нахождения, но и по месту нахождения обособленных подразделений.

По мнению ВС РФ, выраженному в Определении № 304-КГ17-8872, взаимосвязанные положения пп. 2 п. 1 и пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ позволяют сделать вывод о том, что законодатель различает обязанность налогоплательщика встать на учет в ИФНС и обязанность сообщить в налоговый орган обо всех созданных на территории РФ обособленных подразделениях российской организации.

При этом непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, образует событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 126 НК РФ.

Следовательно, в случае, когда допущенное организацией нарушение порядка постановки на налоговый учет выражается в неисполнении обязанности по сообщению налоговому органу сведений о созданных обособленных подразделениях, такие действия подлежат квалификации по ст. 126, а не по п. 2 ст. 116 НК РФ.

Обратите внимание:

Названный вывод Верховного суда соответствует правовой позиции, сформулированной в Определении от 26.06.2017 № 303-КГ17-2377.

Верховный суд указал: необходимо четко разграничить между собой составы правонарушений, предусмотренных п. 2 ст. 116 и 126 НК РФ.

Факт установления санкций согласно положениям п. 2 ст. 116 НК РФ свидетельствует о том, что предусмотренное данной статьей изъятие соответствующей части дохода организации сопряжено с отсутствием у налогового органа возможности идентифицировать налогоплательщика в рамках налогового контроля и, следовательно, определить, какие налоги и в каком размере должен он уплатить в связи с ведением сокрытой от налогообложения деятельности.

В том случае, когда у инспекции имеется возможность определить размер налоговой обязанности, организация подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) налогов.

В рассматриваемой ситуации в рамках налоговой проверки инспекция установила величину доходов, полученных налогоплательщиком через обособленные подразделения. Однако факта неуплаты налогов от деятельности, осуществляемой через названные обособленные подразделения, контролерами установлено не было.

Значит, у налоговой инспекции отсутствовали законные основания для привлечения организации к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 116 НК РФ, и применения к ней санкций в виде изъятия части дохода, с которого налогоплательщик уплатил налоги в соответствии с требованиями налогового законодательства.

Бояться больших штрафов теперь не следует

С учетом рассмотренной в статье правовой позиции Верховного суда можно констатировать: на данный момент вопрос об ответственности организации за несообщение налоговому органу о создании обособленного подразделения решен в пользу налогоплательщиков. Им грозит минимальный в данном случае штраф в размере 200 руб. по п. 1 ст. 126, а не по п. 2 ст. 116 НК РФ.

Полагаем, что с учетом позиции ФНС (Письмом от 29.06.2017 № СА-4-7/12540@ ведомство направило в адрес территориальных налоговых органов и налогоплательщиков для использования в работе обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах КС РФ и ВС РФ, принятых во II квартале 2017 года по вопросам налого­обложения (п. 13)) риск применения налоговым органом к нарушителю последней из указанных норм минимален.