Предельные величины значимости критериев оценки. Как оцениваются участники открытого конкурса в электронной форме. Расходы на эксплуатацию и ремонт товаров

14. При оценке заявок по критерию "цена контракта" ("цена контракта за единицу товара, работы, услуги") использование подкритериев не допускается.

15. Для определения рейтинга заявки по критерию "цена контракта" ("цена контракта за единицу товара, работы, услуги") в конкурсной документации устанавливается начальная (максимальная) цена контракта (сумма начальных (максимальных) цен за единицу товара, работы, услуги, предусмотренных в конкурсной документации, если применяется критерий "цена контракта за единицу товара, работы, услуги").

Ra_i = A_max - A_i x 100 ,
A_max

A_max - начальная (максимальная) цена контракта, установленная в конкурсной документации (сумма начальных (максимальных) цен за единицу товара, работы, услуги, установленных в конкурсной документации) в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил;

A_i - предложение i-го участника конкурса по цене контракта (по сумме цен за единицу товара, работы, услуги).

17. Для расчета итогового рейтинга по заявке в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию "цена контракта" ("цена контракта за единицу товара, работы, услуги"), умножается на соответствующую указанному критерию значимость.

18. При оценке заявок по критерию "цена контракта" ("цена контракта за единицу товара, работы, услуги") лучшим условием исполнения государственного (муниципального) контракта по указанному критерию признается предложение участника конкурса с наименьшей ценой контракта (с наименьшей суммой цен за единицу товара, работы, услуги).

Государственный (муниципальный) контракт заключается на условиях по данному критерию, указанных в заявке.

Методика оценки заявок по критериям оценки заявокПорядок оценки участника Запроса предложений


Таблица определения итогового рейтинга участников запроса предложений.

Вывод:__________________________________________________________________________________________

Оценка заявок по критерию "цена договора"
("цена договора за единицу работы")

A max - начальная (максимальная) цена договора, установленная в документации запроса предложений в руб;

A i - предложение i-го участника запроса предложений по цене договора.

2. При оценке заявок по критерию "цена договора" "цена договора за единицу работы" лучшим условием исполнения договора по указанному критерию признается предложение участника запроса предложений с наименьшей ценой договора.

Оценка заявок по критерию

«сроки выполнения работ»


  1. В рамках указанного критерия оценивается срок выполнения работ либо несколько сроков, в течение которых Участник запроса предложении должен выполнить работу.

  2. Для оценки в Документации о Запросе предложений устанавливаются единицы измерений срока: раб. днях
3. В рамках указанного критерия оценивается срок выполнения работ, на который Участник в случае заключения с ним договора принимает на себя обязательство по сроку выполнения работ. При этом такой срок не должен превышать максимальный срок выполнения работ, установленный в Документации о Запросе предложений (Техническом задании).

F max – максимальный срок выполнения работ (в раб. днях).

F i – предложение i-го участника запроса предложений по сроку выполнения работ.

5.При оценке заявок по критерию «сроки выполнения работ» лучшим условием исполнения договора по указанному критерию признается предложение участника запроса предложений с наименьшим сроком выполнения работ. В целях оценки и сопоставления предложений в заявках со сроком выполнения работ, меньше чем на половину максимального срока выполнения работ, установленный в документации запроса предложений, таким заявкам присваивается рейтинг по указанному критерию, равный 5.

Итоговый балл, присуждаемый текущей Заявке на участие в запрос предложений, определяется по формуле:

R i = R ai + R fi

– итоговый балл, присваиваемый текущей заявке;

- балл, присуждаемый текущей заявке по критерию цена договора ;

R fi - количество баллов, присваиваемых текущей заявке по критерию срок выполнения работ.

Оценка производится на основании Заявки на участие в запросе предложений, документов и сведений являющихся неотъемлемой частью заявки.

Заявке участника, набравшей максимальный итоговый балл, присваивается первый номер.

Победителем запроса предложений признается участник запроса предложений, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке на участие в запросе предложений которого присвоен первый номер.

  • On 02.07.2018
  • 0 Комментарии
  • 44-ФЗ, Закупки у единственного поставщика, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, Процедура закупки

Регулирующим подзаконным актом в части оценки заявок при выборе поставщика по 44-ФЗ является постановление Правительства № 1085 от 28 ноября 2013 года. В нем прописаны правила, в соответствии с которыми заказчики должны оценивать предложения поставщиков. В частности, в постановлении определены критерии оценки заявок , а также предельное значение по каждому из них.

Речь преимущественно идет о конкурсах , поскольку ко многим другим способам определения поставщика установленные критерии применить нельзя. Правила не действуют, в частности, в и , поскольку в них критерием выступает только цена. Не применяется постановление № 1085 и при проведении . Если в запросе предложений заказчик установил собственные критерии оценки, что допускается законом 44-ФЗ, то стандартные критерии также не применяются.

Виды критериев

Все критерии делятся на две группы - стоимостные и нестоимостные.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

К стоимостным относятся:

  • цена контракта;
  • эксплуатационные расходы;
  • затраты на ремонт;
  • стоимость жизненного цикла;
  • расходы по энергосервисному контракту.

Что касается расходов на эксплуатацию, то этот критерий можно применять только к товарам, которые предполагается использовать в дальнейшем. Если речь идет о работах, в результате которых создается предмет для дальнейшей эксплуатации заказчиком, то критерий носит название «расходы на использование созданного в результате выполнения работы объекта».

К нестоимостным критериям относятся:

  • характеристики товара;
  • квалификация поставщика.

При оценке характеристик товара учитываются такие показатели, как его потребительские свойства, качество, соответствие экологическим нормам. При оценке по критерию «квалификация» учитывают количество схожих контрактов, которые были исполнены поставщиком, его репутация, наличие материально-технических и трудовых ресурсов.

Принцип оценки

Порядок оценки заявок заказчик должен прописываться в закупочной документации. Необходимо указать, какие критерии он выбрал, а также какова их значимость. Должно быть как минимум два критерия , причем один из них (основной) - это цена контракта .

Значимость ценовых критериев устанавливается таким образом, чтобы в сумме их значения давали 100%. Для неценовых критериев также можно установить показатель значимости и прописать порядок, в соответствии с которым она будет оцениваться.

Значимость критерия измеряется в баллах - каждый из них оценивается по 100-бальной шкале. Когда оценен каждый критерий в отдельности, баллы суммируются. В результате получается общий балл заявки, в соответствии с которым они ранжируются. Первое место занимает заявка, набравшая большее количество баллов.

Также в постановлении определена предельная значимость критериев каждого типа. Так, для товаров установлена такая значимость:

  • для стоимостных критериев - минимум 70% ;
  • для не стоимостных критериев - максимум 30% .

Для услуг и работ цифры немного другие:

  • значимость стоимостных критериев - минимум 60% ;
  • значимость нестоимостных критериев - максимум 40% .

Как рассчитать баллы по стоимостным критериям

Рассмотрим, как происходит оценка по стоимостным критериям, на примере цены контракта . Берется минимальное из ценовых предложений, содержащихся в поступивших заявках - оно выступает своеобразным эталоном. Далее это значение делится на цену той заявки, которая оценивается, и умножается на 100. Это и будет количество баллов по данному критерию. Формула такова:

  • Цi — предложение участника закупки, заявка которого оценивается;
  • Цmin — минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;

Оценка по критерию «стоимость жизненного цикла» производится по тому же принципу.

Формулы для оценки по другим стоимостным критериям приведены в постановлении № 1085 .

Как проводится оценка по нестоимостным критериям

В отличие от оценки по стоимостным критериям, где все выражено в цифрах, в нестоимостных критериях гораздо больше субъективности. Комиссия оценивает каждую характеристику и ставит баллы. Далее вычисляется среднее значение. Затем рассчитывается оценка по неценовому критерию, формула которой приводятся в упомянутом выше постановление № 1085:

НЦБi = КЗ x 100 x (Кmin / Кi)

  • КЗ - коэффициент значимости показателя (в случае если используется один показатель, КЗ = 1);
  • Кmin - минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
  • Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается.

Оценка заявок в госзаказе - это ключевой процесс в закупочной процедуре, так как по результатам оценки заказчик выбирает победителя закупки. Критерии оценки заявок, в свою очередь, это правила, по которым заказчик выбирает победителя закупки. Знание поставщиком внутренней кухни формирования данных критериев в закупочной документации, а также умение показать заказчику свои сильные стороны может решить исход конкурса или запроса предложений в Вашу пользу. Рассмотрим, что из себя представляет оценка заявок, какие бывают виды критериев оценки заявки, их предельные значения и особенности.

1. Оценка заявок: понятие и особенности

Под оценкой заявки в госзакупках понимается процесс выявления победителя закупки, в соответствии с установленными критериями оценки и в порядке, определенной закупочной документацией.
Естественно, что порядок определения поставщика, критерии оценки не должны противоречить действующему законодательству о госзакупках. При этом, сами критерии оценки определены Постановлением Правительства РФ № 1085 от 28.11.2013 года «Об утверждении правил, оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Следует отметить, что данные правила обязательны при проведении государственных закупок по 44-ФЗ. Заказчики, которые проводят закупки по 223-ФЗ могут ориентироваться на правила оценки и критерии, прописанные в положении о закупках.

При оценки заявок применяются такие термины, как «», «значимость критерия оценки », «рейтинг заявок ». Рассмотрим эти понятия подробнее.

1.1. Значимость критерия оценки и коэффициент значимости критерия оценки

Значимость критерия - это весовое значение конкретного критерия оценки, выраженный в процентах.
Наиболее часто используемая заказчиками значимость критериев в конкурсе это 60/40. Цена заявки имеет чаще всего вес 60%, а квалификация или иные не ценовые критерии 40%. В Постановлении РФ № 1085 определены минимальные и максимальные весовые значения для различных видов закупок, на которые заказчик должен ориентироваться. Для закупок по 223-ФЗ заказчики могут устанавливать иные весовые значения, если это не противоречит внутреннему положению о госзакупках.

Отметим наиболее важные моменты:

  • сумма весовых значений должна быть 100
  • величина критериев оценки устанавливается заказчиком в зависимости от предмета закупки и с учетом установленных предельных величин по данным критериям
  • заказчик не имеет права использовать критерии оценки, которые противоречат Постановлению Правительства № 1085 или которые в данном постановлении отсутствуют (за исключением проведения запроса предложений)

Выделяют также и понятие «коэффициент значимости критерия оценки ». По сути данный коэффициент представляет собой значение «значимость критерия оценки» деленное на сто.

1.2. Рейтинг заявок

Рейтинг заявки по критерию оценки представляет собой не что иное, как цифровое значение в баллах, которые присуждается заявке поставщика с учетом коэффициента значимости. Каждый член закупочной комиссии оценивает допущенную к стадии оценки заявку участника и выставляет баллы исходя из установленных критериев оценки. Далее полученные в результате оценки заявки баллы по каждому критерию суммируются и умножаются на коэффициент значимости критерия оценки. В результате каждой заявке присваивается рейтинг, выраженный в количестве баллов. И на завершающем этапе комиссия ранжирует заявки и присваивает места в зависимости от количества набранных баллов. Первое место получает заявка, которая получает в сумме больший рейтинг (большее количество баллов с учетом коэффициента значимости).

2. Критерии оценки заявок (на участие в конкурсе)

Критерии оценки заявок разделяются на стоимостные и не стоимостные. К стоимостным критериям естественно относиться цена, кроме того расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, стоимость жизненного цикла товара, а также предложение о сумме расходов заказчика по энергосервисному контракту.

2.1. Стоимостные критерии оценки заявок

В случае, если по контракту предусматривается поставка товаров или выполнение работ, которое включает в себя обслуживание, ремонт или утилизацию, то заказчик вместо критерия «цена» может установить критерий «стоимость жизненного цикла».

2.2. Нестоимостные критерии оценки заявок

К не стоимостным критериям относится: «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки », "квалификация участника " (это может быть опыт, финансовые ресурсы, оборудование, наличие кадров, деловая репутация). Заказчик имеет право установить предельные значения по не стоимостным подкритериям, как максимальные значения, так и минимальные. Например, заказчик по критерию «опыт участника» может установить максимальное значение 10 контрактов и все участники подтвердившие в своей заявке такой опыт получат по данному подкритерию максимум баллов.

Критерий оценки Качество (качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок) может состоять из:
а) качество товаров, работ или услуг. В качестве подтверждения участник может приложить спецификацию, техническое предложение (методику, примеры отчетов).
б) функциональные, потребительские свойства товара. Участник может приложить технические паспорта в качестве подтверждающих документов.
в) соответствие экологическим нормам.

Критерий «квалификация участников закупки » может состоять из следующих подкритериев:
а) квалификация предлагаемых специалистов (руководителей и ключевых специалистов). В качестве подтверждающих документов заказчик может запросить трудовые книжки на специалистов, дипломы, сертификаты, свидетельства о повышении квалификации, а также справку о кадровых ресурсах по установленной (рекомендуемой) форме.
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема. В качестве подтверждения участник может приложить справку об опыте (по форме заказчика), копии исполненных договоров и актов, копии рекомендательных писем. Обращайте внимание также и на то, в каком виде требуется подтверждение опыта, необходимо ли прикладывать все страница договоров с приложениями или достаточно первой последней страницы и акта сдачи приемки.
в) обеспеченность материально-техническими ресурсами. В качестве подтверждения участник может приложить справку о материально-технических ресурсах (с перечислением оборудования, наличие собственного или арендованного офиса). Подтверждением указанных сведений может служить копия договора аренды офисного помещения, копии лицензионных договоров на программное обеспечение и прочее.
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами. Подтвердить соответствие данному подкритерию справкой о кадрах, копиями трудовых книжек специалистов или трудовых договоров, копиями дипломов, сертификатов.
д) деловая репутация участника закупки. В качестве подтверждения участник может приложить копии рекомендательных писем, свидетельства рейтинговых агентств.

ВАЖНО: Заказчик в закупочной документации обязан указать используемые для оценки заявок критерии оценки, а также величины значимости этих критериев. При этом таких критериев не должно быть меньше двух, один из критериев обязательно должен быть «цена» (или в определенных законом 44-ФЗ случаях «стоимость жизненного цикла»). Для каждого критерия применяется 100 бальная шкала, а сумма величин значимости критерия оценки (вес) в сумме должен быть 100 процентов.

Оценка заявок осуществляется комиссией заказчика с применением шкалы оценки в баллах, которые присуждаются участнику за наличие определенного значения показателя оценки. Если оцениваемых показателей несколько, то они должны корректироваться с учетом коэффициента значимости показателя.

Рассмотренные критерии оценки заявок на участие в конкурсе, могут также применяться заказчиком и при проведении запросов предложений.

Возможен также и вариант, когда единственный критерии оценки заявок это цена. Это справедливо, как для электронного аукциона, также и для запроса котировок. Но следует, помнить, что единственный критерии оценки заявок цена в конкурсе быть не может. В конкурсе должно быть установлено не менее двух критериев, а один из критериев должен быть цена.

3. Особенности оценки заявки на конкурсе

Оценка заявок на участие в конкурсе имеет свои особенности по сравнению с другими видами закупочных процедур. Прежде всего следует отметить, что на конкурсе важное значение имеет квалификация участника закупки. В сравнении с аукционами и котировками, где единственный критерий выбора победителя является цена, при оценке заявок на конкурсе ключевой показатель - это наличие необходимой квалификации участника (наличие опыта, кадров, качество услуг и прочее). Но не всегда отсутствие квалификации у участника может быть препятствием к результативному участию в конкурсе. Как правило, значимость весового критерия по цене выше, чем по квалификации и предложив цену более низкую, чем у конкурентов участник может набрать в сумме баллов итоговый рейтинг, чем конкуренты (например, 60% за цену и 40% квалификацию).

Также следует учитывать и то, что на конкурс может быть подана и всего одна заявка, которая может быть признана заказчиком соответствующей требованием и в этом случае контакт будет заключен с таким участником. В случае, если заказчиком устанавливаются весовые коэффициенты по квалификации значительно выше, чем по цене (например, 30% за цену и 70% за квалификацию), то выиграть такой конкурс без наличия должной квалификации будет очень сложно. В этом случае, при оценке заявок на конкурсе больше баллов получает участник, у которого максимальный балл по квалификации и не значительная разница по ценовому предложению с конкурентами. Такой участник с ценой даже выше, чем у конкурентов может выиграть конкурс.

В этом и заключается особенность оценки заявок на конкурсе: больше баллов получает участник с достаточной квалификацией и ценой, которая может составить конкуренцию другим ценовым предложениям участников. Типовая ошибка участников заключается в том, что имея 100% квалификацию по требованиям закупочной документации участники выставляют цену, которая незначительно снижена от . При оценке заявок на конкурсе, за счет значительной разницы между ценовым предложением между участниками преимущество по квалификации нивелируется. Анализируйте ценовую политику конкурентов, адекватно оценивайте свои возможности и проводите самостоятельно прогнозный расчет оценки заявок на конкурсе (своей и конкурентов). В этом случае, вы сможете эффективно конкурировать с другими участниками конкурсов.

В заключение мы с Вами рассмотрим предельные величины значимости критериев оценки заявок, как минимальные, так и максимальные. Следует отметить, что это значения, от которых заказчик не должен отклонятся, если закупка конечно же проводится по 44-ФЗ (заказчики по 223-ФЗ могут устанавливать вольные величины значимости, чем впрочем заказчики и пользуются при разработке закупочной документации). При этом у заказчика есть определенная свобода действий в этом плане, так нет жестких величин значимости этих критериев для оценки заявок, есть нижняя граница и верхняя.

Итак, рассмотрим предельные величины значимости критериев оценки заявок:

Из приведенной таблицы видно, что при проведении закупок на создание произведений литературы и искусства минимальное значение величины значимости по цене равно нулю. Это значит, что заказчик может стоимостной показатель установить равным нулю, а оценивать только нестоимсотные показатели. Также следует обратить внимание на закупки по исполнение, финансирование проката или показа национального фильма, выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ здесь минимальная величина по стоимостному показателю равна 20. По подобным закупкам заказчик будет уделять внимание качеству и квалификации поставщика.

Внимательно проанализируйте предельные величины по товарам, работам услугам, которые Вы поставляете и обязательно сверяйтесь с этими показателями при анализе закупочной документации, так как в некоторых случаях заказчик по незнанию или намеренно выставляет неверные величины значимости. Если видите нарушение отправляйте заказчику запрос на разъяснение, а в случае если заказчик не исправляет свою ошибку жалуйтесь в .

В силу ч. 2 ст. 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки установлен Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Правила оценки заявок).

Критерии оценки

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

Цену контракта;

Расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

Квалификацию участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В силу п. 4 Правил оценки заявок для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

1) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:

Цена контракта;

Расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;

Стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных п. 5 данных правил (далее - стоимость жизненного цикла);

Предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;

2) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Напомним, что ранее оценка заявок осуществлялась с использованием следующих критериев (п. 2 Правил № 722 ):

а) цена контракта;

Цена контракта за единицу товара, работы, услуги, которая включает в себя:

Цену единицы товара, услуги в случае размещения заказа на поставку технических средств реабилитации инвалидов, оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению для нужд заказчиков - если конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа;

Цену запасных частей к технике, оборудованию и цену единицы работы, услуги - если при проведении конкурса на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания и (или) на ремонт техники, оборудования конкурсной документацией предусмотрена начальная (максимальная) цена запасных частей к технике, оборудованию;

Цену единицы услуги - если при проведении конкурса на право заключить контракт на оказание услуг связи, юридических услуг конкурсной документацией предусмотрена начальная (максимальная) цена единицы услуги;

б) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;

в) качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг;

г) расходы на эксплуатацию товара;

д) расходы на техническое обслуживание товара;

е) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

ж) срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;

з) объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.

Обратите внимание

Правила оценки заявок применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные Законом о контрактной системе (п. 2 Правил оценки заявок ).

В силу ч. 2 ст. 32 Закона о контрактной системе при проведении запроса предложений заказчик вправе не применять вышеуказанные критерии, а установить по своему усмотрению иные критерии оценки заявок, окончательных предложений, их величины значимости.

Кроме того, в случаях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1087 «Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла» , для оценки заявок участников закупки заказчик в документации о закупке вправе устанавливать в качестве критерия стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта. Критерий стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта включает в себя расходы на закупку товара или выполнение работы, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока их службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта. Расчет стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта производится с учетом методических рекомендаций, предусмотренных ч. 20 ст. 22 Закона о контрактной системе .

Как мы уже отмечали выше, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки «цена контракта», а в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 32 Закона о контрактной системе , - «стоимость жизненного цикла».

Кроме того, следует учитывать, что использование критерия оценки «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ» возможно только в том случае, если контрактом помимо поставки товара (выполнения работы) предусмотрены дальнейшая эксплуатация, ремонт товара (использование созданного в результате выполнения работы объекта), в том числе поставка расходных материалов. При этом, оценка в части товаров осуществляется по критерию оценки «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), а в части работ - по критерию оценки «расходы на использование созданного в результате выполнения работы объекта».

Сумма величин значимости критериев оценки, применяемых заказчиком, должна составлять 100%. Величина значимости критерия оценки «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ» не должна превышать величину значимости критерия оценки «цена контракта».

В соответствии с п. 11 Правил оценки заявок для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 %.

Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.

В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик в качестве показателя нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» обязан установить опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема. При этом значимость данного показателя должна составлять не менее 50% значимости всех нестоимостных критериев оценки. Исключением из данного требования являются случаи, если в отношении участников закупки предъявляются дополнительные требования в соответствии с .

В соответствии с п. 14 Правил оценки заявок итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения). Победителем признается участник закупки, заявке (предложению) которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке (предложению) такого участника закупки присваивается первый порядковый номер.

Оценка заявок (предложений) по стоимостным критериям оценки

Как мы уже отмечали, в качестве стоимостных критериев могут выступать: «цена контракта», «стоимость жизненного цикла», а также «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ».

Согласно п. 16 Правил оценки заявок количество баллов, присуждаемых по критериям оценки «цена контракта» и «стоимость жизненного цикла» (ЦБ i ), определяется по формуле:

а) в случае если Ц min > 0 ,

ЦБ i = Ц min / Ц i x 100 , где:

Ц i - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Ц min

б) в случае если Ц min < 0 ,

ЦБ i = (Ц max - Ц i ) / Ц i x 100 , где:

Ц max - максимальное предложение из предложений по критерию, сделанных участниками закупки.

Оценка заявок (предложений) по критерию оценки «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ» может производиться при закупке товаров или работ по созданию объектов, которые, отвечая основным функциональным и качественным требованиям заказчика, могут различаться по стоимости эксплуатации и ремонта (использования результатов работ).

Исходя из особенностей закупаемых товаров, создаваемых в результате выполнения работ объектов, заказчик вправе установить в документации о закупке и учитывать при оценке один или несколько видов эксплуатационных расходов либо совокупность предполагаемых расходов.

Виды оцениваемых эксплуатационных расходов, учитываемых при оценке, устанавливаются заказчиком в документации о закупке исходя из особенностей закупаемого товара (объекта) и предполагаемых условий его эксплуатации и ремонта (использования результатов работ).

Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ» (ЦЭБ i ), определяется по формуле:

ЦЭБ i = ЦЭ min / ЦЭ i x 100 ,где:

ЦЭ min - минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;

ЦЭ i - предложение участника закупки о сумме расходов на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ в течение установленного срока службы или срока эксплуатации товара (объекта), заявка (предложение) которого оценивается.

В случае если все заявки содержат одинаковые предложения по критерию «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ», оценка заявок (предложений) по указанному критерию не производится. При этом величина значимости критерия «цена контракта» увеличивается на величину значимости критерия «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ».

Обратите внимание

Сумма величин значимости стоимостных критериев при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в целях заключения контрактов на исполнения (как результат интеллектуальной деятельности), а также на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ должна составлять не менее чем 20% суммы величин значимости всех критериев. В случае если при заключении таких контрактов критерий «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ» не используется, величина значимости критерия «цена контракта» должна составлять не менее чем 20% суммы величин значимости всех критериев. Величина значимости критерия «цена контракта» при определении исполнителей в целях заключения контракта на создание произведения литературы или искусства может быть снижена до 0% суммы величин значимости всех критериев ().

Необходимо отметить, что положения ч. 6 ст. 32 Закона о контрактной системе , касающиеся произведений литературы и искусства, применяются в отношении:

Литературных произведений;

Драматических и музыкально-драматических произведений, сценарных произведений;

Хореографических произведений и пантомимы;

Музыкальных произведений с текстом или без текста;

Аудиовизуальных произведений;

Произведений живописи, скульптуры, графики, дизайна, графических рассказов, комиксов и других произведений изобразительного искусства;

Произведений декоративно-прикладного и сценографического искусства;

Произведений архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства (внешний и внутренний облик объекта, его пространственная, планировочная и функциональная организация, зафиксированные в виде схем или макетов либо описанные иным способом, кроме проектной документации);

Фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии;

Производных произведений;

Составных произведений (кроме баз данных), представляющих собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Оценка заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки

В силу п. 10 Правил оценки заявок в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

В соответствии с п. 20 Правил оценки заявок оценка по нестоимостным критериям (показателям), за исключением случаев оценки по показателям «качество товаров (качество работ, качество услуг)» и «соответствие экологическим нормам», а также в случаях, когда заказчиком установлена шкала оценки, осуществляется в порядке, установленном п. 21 - 24 Правил оценки заявок .

Согласно п. 25 Правил оценки заявок показателями нестоимостного критерия оценки «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» в том числе могут быть:

Качество товаров (качество работ, качество услуг);

Функциональные, потребительские свойства товара;

Соответствие экологическим нормам.

Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по данным показателям, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по каждому из указанных показателей.

Показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть (п. 27 Правил оценки заявок ):

Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

Деловая репутация участника закупки.

Оценка заявок (предложений) по указанному нестоимостному критерию оценки производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с п. 10 Правил оценки заявок показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик.

В силу п. 29 Правил оценки заявок для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемых за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.

В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

Финансовых ресурсов для исполнения контракта;

На праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

Опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

Необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Так, например, дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации установлены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1089 «Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» .

В данных случаях такие дополнительные требования не могут применяться в качестве критериев оценки заявок (предложений).

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Правила оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт (гражданско-правовой договор бюджетного учреждения) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 № 722.