Избирательные комиссии - организаторы и участники избирательного процесса. Основные субъекты избирательного процесса

Реальное осуществление народовластия в ходе подготовки и проведения выборов обеспечивается целеустремленной и правомерной деятельностью участников, или субъектов, избирательного процесса, круг которых определяется действующим законодательством.

Действующее в Российской Федерации и ее субъектах законодательство о выборах, регулирующее выборные правоотношения, предусматривает следующий основной типовой состав участников (субъектов) избирательного процесса:

1. Нормоучредительные участники избирательного процесса - органы государственной власти федерального и регионального уровня, избирательные комиссии, наделенные правом издавать законы и иные нормативные акты и определяющие порядок подготовки и проведения выборов: например, Федеральное Собрание России, которое принимает законы о выборах в федеральные органы государственной власти, или Законодательное Собрание субъекта РФ, принимающее Избирательный кодекс.

2. Инициаторы избирательного процесса - органы и должностные лица государственной и местной власти, правомочные принимать юридические акты о назначении выборов, в которых нередко определяются даты и территория проведения голосования. Издание инициирующего избирательный процесс правового акта обязательно, поскольку при отсутствии такого акта нормы материального и процессуального избирательного права не могут быть приведены в действие, хотя в новейшем избирательном законодательстве предусматриваются процедуры, позволяющие выйти из положения, когда управомоченный орган не в состоянии принять инициирующий акт.

3. Организаторы избирательного процесса - избирательные комиссии, общественные объединения и группы граждан, органы и должностные лица государственной и местной власти, создающие надлежащие условия и обеспечивающие необходимые средства для реализации законодательства о выборах.

4. Голосующие на выборах граждане Российской Федерации - активные избиратели, реализующие право нормотворческого голоса при принятии юридически обязательных решений на собраниях (сходах) граждан и на референдумах либо право властеучредительного голоса на выборах органов государственной и местной власти, а также при отзыве выборных представителей.

5. Баллотирующиеся на выборах граждане Российской Федерации - кандидаты в депутаты представительных органов государственной и местной власти или кандидаты в народные представители других выборных органов (пассивные носители избирательного права).

6. Наблюдатели, в том числе иностранные и международные, - лица, которые в соответствии с действующим законодательством осуществляют контроль за соблюдением требований выборного законодательства на всех стадиях избирательного процесса. Российская Федерация является одной из немногих стран в мире, где иностранным (международным) наблюдателям законодательно разрешено присутствовать на выборах и референдумах, в том числе и на региональном уровне.

7. Суды, рассматривающие жалобы и споры в связи с нарушением избирательного законодательства при проведении выборов и голосования, в том числе Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации.

8. Органы прокуратуры, осуществляющие надзор за соблюдением законодательства о выборах в соответствии с правилами, определяющими компетенцию и порядок работы этих органов.

9. Другие участники избирательного процесса (например, политические партии, общественные объединения, группы избирателей), обладающие правом выдвижения и поддержки кандидатов; организации и учреждения, частные лица, участвующие в формировании избирательных фондов; досрочно отзываемые депутаты и другие выборные должностные лица.


Список литературы:

Конституция Российской Федерации: официальный текст. – М.: Вече, 2007. – 48 с.

Глас да глаз: корреспонденты «РГ» о правах и обязанностях наблюдателей за выборами в разных странах // Российская газета. – 2013. – 8 апреля (№ 75). – С.10

Головистикова, А.Н. Конституционное право России: учебник / А.Н.Головистикова, Л.Ю. Грудцина; под ред. Н.А.Михалевой. – М.: Эксмо, 2006. – 864 с

Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов / отв. Ред. А.В.Иванченко. – М.: Норма, 1999. – 856 с.

Ионов, И.А. Защита избирательных прав граждан избирательными комиссиями /И.А.Ионов // Гос. власть и местное семоуправление. – 2010. - № 2. – С.11-15

Иоселиони, А.Ю. Наблюдатель как субъект избирательного процесса в Российской Федерации / А.Ю.Иоселиони // Гос. власть и местное самоуправление. – 2010. - № 6. – С. 14-17

Макарцев, А.А. К вопросу о статусе избирательных комиссий: проблема возложения полномочий / А.А.Макарцев // Гос. власть и местное самоуправление. – 2011. - № 1. – С. 26-28

Нисиевич, Ю.А. Законодательная деятельность: Политико-правовой анализ: учебное пособие для студентов вузов / Ю.А.Нисиевич, В.М.Платонов, Д.Е.Слизовский. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 285 с.

Нудненко, Л.А. Принцип свободных выборов в реализации пассивного избирательного права в России / Л.А.Нудненко // Гос. власть и местное самоуправление. – 2013. - № 11. – С. 27-31

Парламентское право России: учебник / М.: Эксмо, 2006. – 656 с.

Шугрина, Е.С. Некоторые организационно-правовые проблемы в работе избирательнеых комиссий в Российской Федерации / Е.С.Шугрина // Гос. Власть и местное самоуправление. – 2014. - № 1. – С. 44-48.


Официальные сайты субъектов избирательного процесса

В условиях современных научных представлений о многофункциональности выборов последние выступают не только в качестве института народовластия, но и как способ реализации политической (избирательной) правоспособности граждан, служат важнейшей предпосылкой реализации личностью се избирательных прав и обязанностей.

Вследствие все большего признания в российском обществе основных положений концепции естественного права для юридической науки актуальной стала проблема комплексного исследования конституционно-правового положения личности как субъекта избирательных правоотношений. Решение этой проблемы будет во многом способствовать проводимой в России реформе политической системы, главная цель которой состоит в том, чтобы через демократизацию всех сторон жизни соединить интересы личности с интересами общества, на деле поставить человека в центр общественною развития, обеспечить ему достойные условия жизни и реальные возможности участия в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Как уже отмечалось, избирательные правоотношения характеризуются широким кругом участников. Однако их объединяет то, что в рамках данного вида правовых отношений они выступают как носители прав и обязанностей, связанных с подготовкой и проведением выборов в представительные органы государственной и муниципальной власти.

Реализация конституционных избирательных прав граждан осуществляется посредством деятельности различных лиц и организаций, обеспечивающих организацию и проведение выборов.

В избирательном процессе принимают участие различные субъекты, имеющие четко определенный правовой статус. Полномочия (права и обязанности) участников избирательного процесса различаются по объему, структуре и правовым свойствам.

В литературе существуют разные подходы к классификации субъектов избирательного права (процесса). Представители первого из них говорят о трех группах таких субъектов:

1) іражданс, обладающие активным избирательным правом (избиратели), которые должны иметь общие юридические характеристики (возраст, свободное состояние воли и т.п.), определенные законом; к этой же группе субьекгов причисляется и избирательный корпус, т.е. совокупность всех граждан, обладающих активным избирательным правом, а также электорат - совокупность избирателей, намеревающихся принять непосредственное участие в избирательной кампании, а также кандидаты на выборные должности, список кандидатов, зарегистрированные кандидаты (зарегистрированный список кандидатов);

2) граждане и их объединения, реализующие пассивные избирательные права, - кандидаты на выборные должниети, политические партии, их уполномоченные представители, инициативные группы граждан по выдвижению кандидатов на выборные должности, представители и доверенные лица кандидатов, наблюдатели;

3) избирательные органы - избирательные комиссии1

Согласно другой точке зрения участников избирательного процесса можно разделить на две группы:

1) индивидуальные субъекты, в качестве которых могут выступать избиратели, члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, кандидаты на выборные должное гн и зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица и представители, наблюдатели, должностные лица государственных и муниципальных органов;

2) коллективные субъекты избирательного процесса - избирательные комиссии, политические партии, избирательные и общественные объединения, государственные органы и органы местного самоуправления, средства массовой информации .

Избирательные объединения представляют собой коллективный субъект, наделенный избирательными правами и действующий в избирательной кампании как персонифицированный участник выборов.

Круг субъектов избирательного процесса не является раз и навсегда данным. Законодательство о выборах развивается, поэтому могут появляться новые субъекты, например члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, а другие субъекты, которые прежде активно участвовали в выборах, согласно современному российскому законодательству уже нс обладают избирательной правоспособноегью, например трудовые коллективы, выборные руководящие органы общественных объединений.

Центральное место среди субъектов избирательного процесса занимают избиратели, которые выражают свою выегггую непосредственную власть на выборах и референдумах. Избирателем на выборах признается гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом В определенных законом случаях им может стать и иностранный гражданин, постоянно или преимущественно проживающий в Российской Федерации.

Гражданин должен обладать право- и дееспособностью согласно российскому законодательству и досі гинуть на день голосования возраста 18 лез. Граждане Российской Федерации, проживающие или находящиеся в период подготовки и проведения выборов за пределами ее территории, обладают равными с иными гражданами Российской Федерации избирательными правами.

Правовой статус избирателя представляет собой совокупность его прав и обязанностей, связанных с избирательными процедурами и действиями

Избиратель может действовать индивидуально, совместно с другими избирателями или через политические партии и общественные объединения, членом которых оі і является. Основу правового статуса избирателя составляют сто права и обязанности, связанные с реализацией основных приниипов проведения выборов. На выборах любого уровня избиратели участвуют на основе всеобщею равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Права и обязанности избирателя реализуются во всех стадиях избирательного процесса.

И биратели имеют право добиваться назначения выборов путем подачи заявления в соответствующий суд общей юрисдикции в случае, если выборы не будут назначены уполномоченным на то органом или соответствующим должностным лицом либо избиратель ной комиссией.

Избиратели имеют ряд полномочий, связанных с составлением списков избирателей Каждый избиратель имеет право: на включение его в список на конкретном избирательном участке по месту его постоянного или преимущественного проживания и на ознакомление с этим списком; заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем; на беспрепятственный доступ к информации о себе, о том. к го и в каких целях зту информацию использует.

Избиратель может быть исключен из списка избирателей после его подписания председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии. Такое исключение может производиться только на основании официальных документов, полученных из соответствующих органов, осуществляющих регистрацию (учет) избирателей, а также в случае выдачи избирателю открепительного удостоверения в установленном законом порядке.

Избиратели могут Принимать участие в формировании ряда избирательных комиссий. На собраниях по месту жительства, работы, >чсбы они вправе предлагать кандидатуры в состав территоришіь- ных, участковых избирательных комиссий, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные органы субъектов РФ и в представительные органы местного самоуправления;

Кроме того, гражданин может быть членом избирательной комиссии и через нее участвовать в организации всех избирательных процедур и действий.

Каждый избиратель, обладающий активным избирательным правом, имеет право как индивидуально, так и в качестве делегата съезда (конференции) политической партии или общественного объединения выдвинуть кандидата па выборную должность, а избиратель, обладающий пассивным избирательным правом (т.е. дос тигший установленного для конкретных выборов возраста), - на самовыдвижение в одномандатном избирательном округе.

При проведении сбора подписей в по;ідержку кандидатов на выборные должности избиратель имеет право поставить свою подпись в поддержку различных кандидатов (списка кандидатов), но только один раз в поддержку выдвижения одного и того же кандидата (списка кандидатов)

Дееспособный гражданин РФ, достигший 18 лет, имеет право на сбор подписей избирателей. Кандидат может заключить с гражданином договор о сборе подписей, оплата работы сборщика подписей осуществляется через избирательный фонд кандидата.

При проведении выборов избирателям предоставляется право проведения беспрепятственной агитации за участие в выборах, а\\ или против конкретных кандидатов (списков кандидатов), против всех кандидатов. Предвыборная агитация может проводиться гражданами, политическими партиями, общественными объединениями в допускаемых законом формах и законными методами.

Избиратель имеет право участвовать во всех официальных мероприятиях кандидатов - в митингах, встречах кандидатов с населением, он может распространять избирательные брошюры, плакаты. листовки, посещать с агитационными целями других избирателей и т.п.

Избиратель может выступать в качестве доверенного лица кандидата, политической партии. Такие лица регистрируются соответствующей избирательной комиссией при наличии письменного заявления кандидата, представления политической партии, а также заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом.

Каждый зарегистрированный кандидат на выборную должность, каждая из политических партий, зарегистрировавших федеральный список кандидатов, каждое из общественных объединений, зареги-

стрированных в установленных законом порядке, вправе назначить наблюдателей, которые имеют право в день голосования присутствовать в избирательных комиссиях при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов, составлении протоколов об итогах голосоваЛтя, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры.

Граждане вправе оказывать финансовую Поддержку кандидату, политической партии через соответствующие избирательные фонды. Избиратели имеют право участвовать в создании таких избирательных фондов посредством пожертвований.

Высшим уровнем участия избирателей в выборах является голосование. Избиратель имеет ряд полномочий, связанных с организацией и порядком голосования, подсчетом голосов, установлением результатов выборов. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других избирателей не допускается за исключением случаев, установленных законом. Избиратель, который не может самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня, или заполнить его, вправе воспользоваться помощью другого избирателя, о чем в соответствующей графе списка избирателей делается запись. Заполненный избирательный бюллетень избиратель опускает в опечатанный (опломбированный) ящик для голосования.

Избиратели имеют право проголосовать досрочно, если они в день выборов находятся на значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено. Кроме того, закон предусматривает возможность участия в голосовании избирателей, которые не могут по уважительной причине (состоянию здоровья, инвалидности) самостоятельно прибыть в помещение для голосования. Такое голосование проводят члены избирательной комиссии, имеющие при себе переносной ящик для голосования, предварительно опечатанный в участковой избирательной комиссии, необходимое количество избирательных бюллетеней установленной формы и другие документы, установленные законом.

Участие в голосовании избирателей является наиболее очевидным выражением их активности на выборах. В этом смысле достаточно остро стоит проблема осмысленного участия в голосовании, а «нс за компанию, в состоянии апатии, безысходности, а также злобы, ненависти и г.п. - все эго, к сожалению, может иметь место с учетом сильной поляризации общества»1.

К другой группе субъектов избирательного процесса относятся политические партии - избирательные объединения, представляющие собой организационно оформленные и зарегистрированные в установленном законом порядке объединения граждан политического характера (политические партии, политические организации, политические движения) Избирательные объединения - это коллективный су обе кт, наделенный избирательными правами и действующий в избирательной кампании как персонифицированный участник выборов.

Политическое влияние основных социальных групп на осушсст вление государственной власти находит свое проявление в деятельности политических партий. Демократизм избирательного процесса в значительной мере определяется именно характером и степенью участия политических партий в выборах. Обязательным предварительным условием такого участия является государственная регистрация политической партии и ее региональных отделений. Согласно Федеральному закону «О политических партиях» 2001 г. политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвшать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. Политическая партия вправе принимать участие в выборах и референдумах, официальное решение о назначении которых состоялось после предоставления политической пар- тией в уполномоченные органы документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений более чем в половине субъектов РФ (ст. 36).

Вместе с тем в действующей российской Конституции отсутствуют нормы, которые раскрывают роль политических партий в этом смысле, кроме, пожалуй, косвенного их упоминания в виде формулировок о «политическом многообразии» и «многопартийности». Роль партий заключается в том, что они являются основным инструментом связи между властью и гражданами, а также посредником и между институтами власти, способным в гом числе гасить конфликты между ними без слишком прямого воапечения в эти конфликты высших органов государственной власти. Усиление партий, помощь им в утверждении в собственной роли - это факторы, которые способствуют и усилению парламента, от чего в конечном счете выигрывает демократия, поскольку повышается ответственность парламентариев. В этом смысле Федеральный закон об основных гарантиях избирательнрых прав 2000 г. подчеркивает значение роли политических партий в избирательном процессе.

При проведении федеральных и региональных выборов избирательными объединениями признаются только политические партии и их региональные отделения Закон стимулирует участие политических партии в парламентских выборах. Так, регистрация кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями, осуществляется без сбора подписей избирателей и внесения избирательного залога при условии, что по результатам предыдущих выборов депутатов Государственной Думы РФ федеральные списки кандидатов этих политических партий были допушены к распределению мест в палате.

В то же время число партий, реально способных участвовать в осуществлении государственной власти, не может быть слишком большим. Многообразие существующих политических партий лишь дезориентирует избирателей и дестабилизирует политическую обстановку в стране. В 2003 г. к началу избирательной кампании правом участия в выборах депутатов Государственной Думы Федеральною Собрания РФ в соответствии с законом обладали 44 политические партии, а также 20 общероссийских об шественных объединений. В 1999 г. таких объединений было 139 В 2005-2006 гг. в избирательное законодательство и Закон «О политических партиях» были внесены значительные корректировки, которые способствовали введению более строгих требований к регистрации политических партий как субъектов избирательного процесса. В соответствии с этими требованиями на конец 2006 г. было зарегистрировано только 17 партий, имеющих право участвовать в выборах депутатов Государственной Думы в 2007 г. К августу 2007 г. их число незначительно изменилось в результате объединения ряда партий. На июнь 2009 г. зарегстрировано всего семь партий.

Политические Партии признаются единственным видом общественных объеоинений, обладающим правом самостоятельно участвовать в выборах в органы государственной власти путем выдвижения кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности. Что касается иных общероссийских общественных объединении, созданных в форме общественной организации или общественного движения, устав которых предусматривает участие в выборах, то они смогут участвовать в этих выборах как субъекты выдвижения кандидатов только на выборах в органы местного самоуправления и поае соответствующей их регистрации.

Вхождение членов одной партии для участия в выборах в списке другой партии запрещено действующим законодательством1.

В тоже время в соответствии с ч. 1, 2, 3 ст. 37 Закона «О выборах депутатов Государственной Думы» каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом (не являющийся членом иной партии, т.е беспартийный), вправе обратиться в любое региональное отделение любой политической партии с предложением включить его в федеральный список кандидатов, выдвигаемый этой политической партией. Партия и сама, по собственной инициативе, может рассмотреть вопрос о включении тою или иного гражданина Российской Федерации, не являющегося членом данной политической партии, в выдвигаемый сю федеральный список кандидатов Причем в соответствии с ч. 6 ст. 36 Закона такие лица могут составлять около 50% в федеральном списке кандидатов политической партии.

Отсюда следует ведущая роль политической партии как коллективного субъекта, наделе,иного законом правом выдвигать кандидатов (список кандидатов), что и открывает возможность осуществлять такого рода избирательные действия гражданам Российской Федерации, обладающих пассивным избирательным правом

Список таких политических партий и список общероссийских общественных объединений составляются федеральным органом юстиции, уполномоченным принимать решение о регистрации политических партий и общественных объединений. В настоящее время перечисленные функции возложены на Федеральную регистрационную службу Министерства юстиции РФ. Эти два списка по состоянию на день официального опубликования решения о назначении выборов направляются по се запросу в Центральную избирательную комиссию РФ, а зачем в средства массовой информации для опубликования.

Функции и полномочия политических партий, являющихся избирательными объединениями, распространяющія практически на все стадии (этапы) избирательной кампании. В частности, законодательством закреплены их полномочия, связанные с назначением выборов (при определенных условиях), выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов, проведением предвыборной агитации и представлением избирателям своих предвыборных программ, участием в финансировании предвыборных расходов, наблюдением }а ходом голосования, подсчетом голосов и определением результатов выборов, обжалованием решений и действий (бездействия) любых субъектов, нарушающих избирательные права граждан и других участников выборов.

Важнейшими объектами избирательного процесса являются кандидаты на выборные должности и их представители К ним относятся доверенные лица кандидатов, наблюдатели, члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса.

Доверенные лица назначаются кандидатом после его регистрации. Такими лицами могут быть назначены граждане РФ, обладающие активным избирательным правом. Регистрация доверенных лиц осуществляется избирательной комиссией в течение трех дней со дня поступления письменного заявления кандидата (представления избирательного объединения) о назначении доверенных лиц вместе с заявлениями самих граждан о согласии быть доверенными лицами.

Доверенными лицами кандидатов, избирательных объединений в соответствии с п. 2 ст. 43 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» не могут быть кандидаты, лица, замещающие государственные илы выборные муниципальные должности, главы местных администраций, работники аппаратов избирательных комиссий. Государственные и муниципальные служащие могут быть назначены доверенными липами при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период исполнения полномочий доверенного лица. Регистрация доверенного лица, являющегося государственным или муниципальным служащим, осуществляется при условии представления в соответствующую избирательную комиссию приказа об освобождении его от исполнения служебных обязанностей (в том числе на период отпуска).

Доверенные лица получают в избирательной комиссии удостоверения. Доверенные лица не имеют полномочий наблюдателя (п. 3 ст. 43 Закона). На период полномочий доверенных лиц работодатели обязаны предоставлять по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Число доверенных лиц кандидата, избирательного объединения устанавливается законом в зависимости от уровня выборов. Так, кандидат на должность Президента РФ вправе назначить до 600 доверенных лиц, политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы, - до 1000. Указанные лица должны быть зарегистрированы соответственно Центральной избирательной комиссией РФ

Доверенные лица участвуют в избирательной кампании кандидата илы политической партии, в том числе осуществляют агитаци- онн\\ю и иную деятельность в пользу назначивших их субъектов избирательного процесса. Они могут представлять их предвыборные платформы, выступать на предвыборных собраниях, ветре іах с избирателями, участвовать в предвыборных дебатах и т.д. Полномочия доверенных лиц прекращаются по решению кандидата, избирательного объединения либо вместе с утратой статуса назначившим их кандидатом или с утратой статуса кандидатами, включенными в список кандидатов, который выдвинут избирательным объединением, назначившим этих доверенных лиц.

Кандидаты, политические партии могут в любое время отозвать своих доверенных лиц, уведомив об этом избирательную комиссию, которая аннулирует выданное такому Лицу удостоверение. Доверенное лицо также вправе в любое время по собственной инициативе сложитъ свои полномочия.

Наблюдатели - граждане РФ, уполномоченные проводить наблюдение за ходом проведения голосования (в день голосования, в дни досрочного голосования) за подсчетом голосов избирателей и иной деятельностью избирательных комиссий. Иностранные и международные организации также могут участвовать в указанных мероприятиях через иностранных (международных) наблюдателей.

Наблюдатели и иностранные наблюдатели вправе присутствовать в различных избирательных комиссиях при установлении итогов голосования, определении результатов выборов, составлении протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторним подсчете голосов избирателей.

Наблюдатели вправе знакомиться со списками избирателей, находиться в помещении для голосования соответствующею избирательною участка, наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателями, присутствовать при голосовании вне помещений для голосования, знакомиться с протоколами избирательных комиссий, в которую они направлены, а также нижестоящих избирательных комиссий, обжаловать решения и действия (бездействие) избирательных комиссий в вышестоящую избирательную комиссию или в суд и др.

Закон запрещает наблюдателям выдавать избирателям избирательные бюллетени, расписываться за избирателя в получении бюллетеня (в том числе по его просьбе), заполнять за избирателя (в том числе по его просьбе), избирательные бюллетени, предпринимать действия, нарушающие тайну голосования, принимать непосредственное участие в подсчете голосов избирателей, совершать действия, препятствующие работе избирательных комиссий, проводить предвыборную агитацию среди избирателей, участвовать в принятии решений соответствующим избиркомом.

Наблюдателей вправе назначить:

Каждый зарегистрированный кандидат;

Каждое избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата, список кандидатов;

Общественное объединение (в случаях, предусмотренных законом).

Не могут быть назначены наблюдателями выборные должностные лица, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры.

Иностранные (международные) наблюдатели получают разрешение на въезд в Российскую Федерацию в порядке, установленном законом, и при наличии соответствующего приглашения аккредитуются ЦИК РФ. Приглашения могут быть направлены Президентом РФ Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания РФ, Правительством РФ ЦИК РФ после официального опубликования решения о назначении выборов. Предложения о направлении приглашений могут быть поданы Уполномоченным по правам человека в РФ, международными и национальными правительственными и неправительственными организациями, а также частными лицами, имеющими признанный авторитет в области защиты прав и свобод человека и гражданина.

ЦИК РФ выдаст иностранному наблюдателю удостоверение, которое дает ему право осуществлять свою деятельность в период подготовки и проведения выборов. Срок его полномочий начинается со дня его аккредитации и заканчивается в день официального опубликования общих результатов выборов. В период осущсствлс ния своей деятельности иностранный наблюдатель находится под покровительством Российской Федерации. Федеральные и региональные органы государственной власти, избирательные комиссии обязаны оказывать ему необходимое содействие.

В то же время закон запрещает иностранному наблюдателю использовать свой (Гіатус для осуществления.Деятельности, не связанной с наблюдением за ходом избирательной кампании, подготовкой и проведением выборов.

ОБСЕ устанавливает для своих наблюдателей общие правила и принципы, которым они должны следовать: иметь при себе удостоверение, выданное при аккредитации; строго соблюдать непредвзятость в исполнении своих обязанностей, не выражать предубеждения или предпочтения по отношению к властям, партиям, кандидатам, а также к вопросам, возникающим в процессе выборов, не вмешиваться в избирательный процесс и процедуры вдень выборов или подсчет голосов; не давать никаких инструкций и не предпринималъ действий, расходящихся с решениями избирательных комиссий; основывать свои заключения на документированных, действительных и поддающихся проверке фактах; воздерживаться от личных или прсждсврс- менных комментариев о своих наблюдениях при беседах с представителями СМИ или другими заинтересованными лицами; соблюдать все законы и правила страны пребывания1.

Опыт проведения избирательных кампаний подтверждает, что присутствие наблюдателей на избирательных участках в день выборов повышает уверенность граждан в справедливости выборов и способствует их активному участию в избирательной кампании Они выполняют также избирательно-технологическую функцию: следя за подсчетом голосов, обеспечивают параллельное определение общих итогов голосования или используют иные способы и методы контроля, являются источником информации, на основе которой могут быть сделаны оценки и заключения относительно подлинности официальных итогов голосования. Например, общественный контроль за выборами депутатов Государственной Думы РФ в 2003 г. осуществляли около 800 тыс. наблюдателей от кандидатов и политических партий, а также около 1200 иностранных (международных) наблюдателей. Анализ выявленных наблюдателями нарушений (наиболее распространенных, хотя и не всегда преднамеренных) позволяет совершенствовать избирательное законодательство и процесс реализации избира тельных прав граждан .

Одной из особенностей избирательной кампании является широкое участие в них средств массовой информации - прессы, телевидения и радио, как участника избирательного права и процесса. В современных условиях организация и проведение таких массовых кампаний, как выборы, без участия средств массовой информации немыслимы. Например, для освещения выборов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ четвертого созыва при ЦИК РФ получили аккредитацию более 1200 российских и иностранных журналистов.

Правовой статус и формы участия СМИ в избирательных каѵі- паниях регулируются Законом РФ «О средствах массовой информации» и Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан».

Государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и радиовещание, редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны предоставлять избирательным комиссиям бесплатное эфирное время для информирования избирателей, а также бесплатную печатную п ю- щадь дія опубликования их решений и актов, размещения иной печатной информации.

Государственные и муниципальные СМИ обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям равные условия проведения предвыборной агитации как бесплатно, так и на платной основе.

Негосударственные СМИ вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям эфирное время, печатную площадь за плату. При этом условия оплаты должны быть едиными для всех названных участников избирательного процесса.

Избирательное законодательство регулирует общие условия доступа зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений к СМИ, а также условия проведения предвыборной агитации на телевидении и радио и череі периодические печатные издания.

Представители СМИ имеют право:

Присутствовать на заседаниях избирательных комиссий, обеспечивать гласность и открытость их деятельности,

Знакомиться с протоколами избирательных комиссий об итогах голосования или результатах выборов;

Присутствовать на публичных предвыборных мероприятиях, освещать ход их проведения;

Находиться на избирательных участках в день голосования при проведении голосования, подсчете голосов и составлении протоколов об итогах голосования.

Избирательные комиссии, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности СМИ по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки информационных и справочных материалов и в других формах. СМИ. их должностные лица обязаны предоставлять избирательным комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения избирателы іых ком иссий.

Федеральные и региональные государственные органы, органы местного самоуправления, их должностные лица в соответстви и с избирательным законодательством наделены значительными полномочиями по обеспечению ряда избирательных действий и процедур, а также по оказанию содействия избирательным комиссиям различного уровня в осуществ. ієни и их компетенции:

1) на них возложены обязанности по назначению выборов;

2) они обязаны участвовать в формировании соответствующих избирател ы і ых ком исс и й;

3) на них возложено осуществление регистрации (>чета) избирателей; по согласованию с избирательными комиссиями они образуют избирательные участки и публикуют их списки в СМИ;

4) они оказывают содействие избирательным комиссиям в реализации их полномочий (в частности, на безвозмездной основе предоставляют необходимые помещения, обеспечивают их охрану, предоставляют транспортлые средства, средства связи, техническое оборудование, оргтехнику и т. д.);

5) они обязаны содействовать зарегистрированным кандидатам и избирательным объединениям в организации и проведении собраний, встреч с избирателями, публичных дебатов, митингов, демонстраций, безвозмездно предоставлять дія этих целей помещения, обеспечивать безопасность при проведении массовых мероприятий.

Правоохранительные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления незаконных и подложных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных аі итаітионных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей таких материалов и источник их оплаты, а также немедленно информировать соответствующую избирательную комиссию о выявленных фактах и о принятых мерах1.

Особо необходимо остановиться на участии в избирательных правоотношениях судебных органов, которые практически выступа юі в качестве универсального гаранта избирательных прав граждан применительно к любому уровню выборов в Российской Федерации. Они вправе рассматривать любые избирательные споры с участием граждан, избирательных комиссий и других субъектов. При этом судебные органы наделены правом не только реагировать по инициативе иных участников избирательных правоотношений на нарушения законодательства о выборах, но и в прямо предусмотренных законом случаях назначать выборы по заявлениям избирателей, политических партий, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора.

Отличительной особенностью правового статуса государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений, средств массовой информации, а также их должностных лиц является то, что они вправе участвовать в избирательных правоотношениях строго в рамках предоставленных им полномочий и не могут выходить за их пределы, какими бы соображениями ни мотивировалась необходимость и целесообразность подобного рода действий.

\"См.: Пышн В.В. Избирательное и референлумное право Российской Федерации: Учеб.-практич. пособие. СПб., 2003. С. 316.

Введение

В современной отечественной науке сложилось следующее понимание категории "субъект избирательного процесса": участник избирательных правоотношений, которые реализуют избирательные права или исполняют юридические обязанности. Однако многие ученые не проводят какой-либо классификации субъектов или эта классификация поверхностна. Так, Ю.А. Дмитриев и В.Б. Исраелян делят всех субъектов на три группы: индивидуальные лица, объединения и органы публичной власти . Очевидно, что такое деление не подчеркивает особой роли тех или иных субъектов. Например, в первой группе оказались избиратели и наблюдатели. Очевидно, что возможно проведение выборов без наблюдателей, но без избирателей - никогда. К.В. Краснов в своей диссертации предложил более развернутую классификацию. На его взгляд, в процессе участвуют 6 групп участников: органы, назначающие выборы; избирательные комиссии; субъекты избирательного права; СМИ; органы, осуществляющие контроль за законностью выборов; органы, материально обеспечивающие выборы . Данная классификация, как нетрудно заметить, лишена единого основания деления и также не отражает особой роли тех или иных субъектов в избирательном процессе. Стоит также отметить, что отдельные авторы к субъектам процесса относят даже нормоучредительные органы, которые, на наш взгляд, в избирательных отношениях вообще не участвуют .

Классификация субъектов избирательного процесса

При решении вопроса о классификации субъектов избирательного процесса следует руководствоваться критерием, выработанным учеными-процессуалистами. Так, общепринятой точкой зрения является деление субъектов гражданского процесса на основных и вспомогательных. Основные субъекты - носители спорного материального права, так называемые лица, участвующие в деле - истец, ответчик. Вспомогательные - лица, способствующие осуществлению правосудия - свидетель, эксперт, а также представители . В уголовном процессе большинство ученых также придерживаются аналогичной точки зрения . При этом отметим, что большинство ученых в качестве отдельной группы выделяют суд в качестве организатора процесса. Данную точку зрения, на наш взгляд, вполне уместно использовать и для классификации субъектов избирательного процесса.
Подобные взгляды не раз излагались учеными. Так, В.А. Ершов в зависимости от характера участия субъектов в избирательном процессе подразделяет лиц на две большие группы: субъекты, непосредственно реализующие свои избирательные права, и субъекты, способствующие реализации избирательных прав . Следовательно, граждане, участвующие в избирательном процессе в качестве избирателей или кандидатов, действуют в самостоятельном качестве: они реализуют свои избирательные права. Наоборот, наблюдатель, участвующий в процессе, создает условия для нормальной реализации чужих избирательных прав, принадлежащих избирателям, кандидатам, политическим партиям.
Данная классификация субъектов избирательного процесса опирается на классификацию избирательных прав. Напомним, что в п. 28 ст. 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон "Об основных гарантиях...") содержится следующее определение: избирательные права граждан - конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях . Таким образом, законодатель установил, что все избирательные права делятся на 2 группы. В первой группе - активное и пассивное избирательное право, т.е. материальные избирательные права. Можно эти права называть основными. Во вторую группу законодателем отнесены в основном процессуальные права (права участвовать в наблюдении за голосованием и др.), их можно называть дополнительными. Очевидно, что процессуальные права выполняют "обслуживающую" функцию по отношению к активному и пассивному избирательному праву.
В.А. Ершов относит к вспомогательным субъектам, кроме наблюдателей и доверенных лиц, также избирательные комиссии и иные публичные органы власти, участвующие в организации и проведении выборов. Согласимся, что указанные органы участвуют в избирательном процессе с целью реализации чужих субъективных избирательных прав. Но справедливо ли определять место избирательных комиссий среди наблюдателей, доверенных лиц? Роль избирательных комиссий и доверенных лиц различна. Без избирательных комиссий немыслимо проведение выборов, в то время как участие доверенных лиц необязательно, например, на местных выборах.
Напомним, что многие процессуалисты относят суд к особому субъекту гражданского и уголовного процесса, подчеркивая его исключительное положение. В силу этого мы считаем, что для классификации субъектов избирательного права необходимо руководствоваться не только критерием обладания материального избирательного права.
Р.Ф. Биктагиров в своей диссертации излагает мысль о существовании обязательных и факультативных (вспомогательных) субъектов. Без участия обязательных субъектов проведение выборов невозможно. К таким субъектам Р.Ф. Биктагиров, в частности, относит избирателей, кандидатов, избирательные комиссии. Участие факультативных (вспомогательных) субъектов необязательно . К таким субъектам автор относит наблюдателей и др. Данная точка зрения нам представляется весьма ценной. В силу этого мы предлагаем совместить классификации В.А. Ершова и Р.Ф. Биктагирова.
На наш взгляд, в избирательном процессе участвуют две большие группы субъектов: обязательные и факультативные участники. Субъекты каждой из групп, в свою очередь, подразделяются на две подгруппы в зависимости от наличия материальных или процессуальных избирательных прав. Так, очевидно, что среди обязательных субъектов можно выделить носителей активного или пассивного избирательного права. Поскольку данные права можно называть основными, видимо, вполне обоснованно их носителей называть основными субъектами избирательного процесса. Не вызывает сомнений утверждение, что избиратели и кандидаты - основные участники избирательного процесса.

Основные участники избирательного процесса

Согласно п. 18, 35 ст. 2 Закона "Об основных гарантиях...", избиратель - гражданин РФ, обладающий избирательным правом. Кандидат - лицо, выдвинутое в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата. Отметим, что закон разрешает избирателям и кандидатам участвовать в процессе в том случае, когда они будут обладать материальным избирательным правом ко дню голосования. Исходя из этого, несовершеннолетний гражданин должен признаваться избирателем, если он достигнет совершеннолетия ко дню голосования (ч. 1 ст. 4 Закона "Об основных гарантиях...").
Избиратели и кандидаты обладают основными (активным и пассивным избирательным правом) и дополнительными избирательными правами (в основном это процессуальные права, права участвовать в отдельных избирательных действиях). Данные субъекты участвуют в основных материальных избирательных отношениях - отношениях по поводу наделения полномочиями выборного должностного лица, формирования выборного органа власти. При этом основные субъекты вправе участвовать и в процессуальных правоотношениях на различных стадиях процесса. Так, избиратели вправе участвовать в осуществлении предвыборной агитации, сборе подписей, финансировании избирательной кампании и др.

Коллективный участник избирательного процесса

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, носителями активного и пассивного избирательного права являются только граждане, однако многие ученые выступают за отнесение избирательных объединений к основным участникам избирательного процесса . На наш взгляд, следует признать в качестве носителя пассивного избирательного права политическую партию.
На выборах, проводимых по пропорциональной избирательной системе, избиратели голосуют за ту или иную партию, выдвинувшую список кандидатов. При этом избранных по партийным спискам депутатов невозможно отозвать, поскольку избиратель голосовал за коллективного субъекта (партию), а не за конкретных личностей . В Российской Федерации устанавливается ответственность депутатов перед партией (предусматривается лишение мандата в случае выхода из состава фракции - п. "б" ч. 3 ст. 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации") . Поэтому мы считаем, что мандат непосредственно передается партии как субъекту пассивного избирательного права.
Стоит отметить, что правовая позиция Конституционного Суда РФ противоречива. Так, в п. 3 Постановления от 9 ноября 2009 г. N 16-П Суд изложил следующую точку зрения: "Право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право) - одно из основных прав гражданина и важнейший элемент его правового статуса в демократическом обществе - по своей природе является индивидуальным, а не коллективным правом. В реализации данного права существенную роль играют политические партии как основные коллективные участники избирательного процесса (выделено нами - Д.Х.). Тем самым граждане, реализуя свое активное избирательное право, голосуют не за конкретных кандидатов, внесенных в список, выдвинутый избирательным объединением - политической партией, а за весь этот список, т.е., по существу, отдают голоса за соответствующую политическую партию, ее политический курс и предвыборную программу" . Напомним, что существующая процессуальная наука основывается на утверждении, что основной субъект процесса - носитель спорного материального права. Это еще раз подтверждает необоснованность и алогичность правовой позиции Конституционного Суда РФ, который признает партии основным субъектом избирательного процесса, но отказывается признавать их носителями пассивного избирательного права.
Нередко ученые утверждают, что именно избирательное объединение является основным участником избирательного процесса . Эта точка зрения не совсем верна. Федеральный законодатель разрешает общественным движениям и организациям участвовать в местных выборах, проводимых по мажоритарной системе. Но в этом случае данное избирательное объединение лишь выдвигает кандидата в одно- или многомандатном округе. Непосредственно агитацию, финансирование избирательной кампании данное объединение не осуществляет. Граждане на таких выборах голосуют за кандидата непосредственно. В данном случае общественное объединение скорее является вспомогательным субъектом, а не основным.
Также не стоит признавать основным субъектом группу избирателей, поддерживающих самовыдвижение кандидата в Президенты РФ. Группа избирателей лишь поддерживает его самовыдвижение и в дальнейшем не участвует в избирательном процессе.
Напомним, что в России создание избирательных блоков запрещено. Впрочем, при проведении местных выборов по партийным спискам допускается создание соглашений между партией (структурным подразделением) и общественными объединениями. В последнем случае в партийный список кандидатов включаются представители общественных объединений. Очевидно, что в последнем случае происходит объединение списков, но не создание самостоятельного участника избирательного процесса, так как избирательные действия совершает исключительно партия.
В силу вышеизложенного мы считаем, что коллективным основным субъектом избирательного процесса следует признавать именно партии и их структурные отделения (региональные или местные отделения), которые участвуют в выборах, проводимых по партийным спискам. В случае проведения выборов по мажоритарной системе эти объединения уже не могут признаваться основными субъектами избирательного процесса, поскольку они выполняют вспомогательную функцию по отношению к выдвинутым ими кандидатам и ограничиваются участием лишь в отдельных избирательных действиях.
Если допускать существование коллективного субъекта пассивного избирательного права, следовательно, необходимо выделять и коллективный субъект активного избирательного права. Так, В.О. Лучин, Р.Ф. Биктагиров предлагают считать народ коллективным субъектом активного избирательного права . Народ - носитель суверенитета, источник верховной власти в России. Именно народ избирает своих представителей (Президента РФ, весь состав Государственной Думы) на федеральных выборах, поскольку от волеизъявления отдельных избирателей не зависит судьба выборов.
Как разъяснил Конституционный Суд в п. 8 мотивировочной части Постановления N 26-П от 17 ноября 1998 г., граждане, которые не голосовали вообще или голосовали, но не за тех кандидатов, которые стали депутатами, не могут рассматриваться как лишенные своего представительства в парламенте. Из положений Конституции РФ следует, что все законно избранные депутаты Государственной Думы являются представителями народа и, следовательно, представителями всех граждан, которые вправе осуществлять управление делами государства через своих представителей. Кандидат, победивший на выборах на условиях, определенных законом, причем независимо от того, по какому избирательному округу, одномандатному или федеральному, он избран, становится депутатом Государственной Думы как представительного органа Российской Федерации, т.е. представителем народа . Однако, на наш взгляд, коллективным субъектом активного избирательного права следует признать не народ Российской Федерации, а избирательный корпус, так как законом предусматриваются цензы избирательного права. Так, несовершеннолетние и недееспособные не обладают избирательной правосубъектностью. На региональных и муниципальных выборах голосует не народ государства, а избирательный корпус соответствующего политико-территориального образования. В недалеком прошлом некоторые государства разрешали проведение куриальных выборов. В этом случае существовал иной коллективный субъект активного избирательного права - избирательная курия (так, ранее в ЮАР белое и коренное население отдельно выбирало своих представителей) . При проведении непрямых выборов (как, например, при избрании Президента США) в голосовании участвует коллегия выборщиков - также еще один коллективный субъект активного избирательного права.
Коллективные субъекты, как нетрудно догадаться, категории собирательные (партии состоят из членов, избирательный корпус - из избирателей). Можно сделать вывод, что их существование обусловлено таким законом диалектики, как закон перехода количества в качество. Так, определенная совокупность избирателей перерастает в самостоятельный субъект - избирательный корпус (народ, как указано в Конституции РФ), чье волеизъявление не сводимо к воле отдельных избирателей. Непосредственно в избирательном процессе коллективные субъекты не участвуют, поскольку от их имени действуют представители (интересы партии представляют доверенные лица и уполномоченные представители; народ же на выборах представляют рядовые избиратели, после выборов - депутаты и выборные должностные лица).

Избирательные комиссии

Ко второй подгруппе обязательных субъектов следует отнести органы государственной власти и местного самоуправления, проводящие и организующие выборы. В России такими органами являются избирательные комиссии (п. 21 ст. 2 Закона "Об основных гарантиях...").
Избирательные комиссии лишены каких-либо материальных или процессуальных избирательных прав, они наделены полномочиями, причем весьма существенными. Таким образом, можно утверждать, что данная категория участников является уполномоченными субъектами, исполняющими возложенные на них законом юридические обязанности.

Факультативные субъекты избирательного процесса

Данные участники выполняют обслуживающую функцию. Цель участия этих субъектов - создать необходимые условия для нормальной подготовки и проведения выборов, а также реализации активного и пассивного избирательного права основных субъектов избирательного процесса. Их участие в избирательном процессе необязательно, более того, обычно они участвуют лишь в отдельных избирательных действиях. Видимо, этих лиц можно называть вспомогательными участниками избирательного процесса.
Факультативных (вспомогательных) субъектов можно подразделить на две большие подгруппы. В первую подгруппу мы отнесли тех участников, которые, как правило, обладают процессуальными правами и участвуют лишь в отдельных избирательных действиях. Ими являются: наблюдатели; СМИ и их представители; доверенные лица; уполномоченные представители политических партий и кандидатов; группы избирателей; сборщики подписей; общественные объединения, выдвигающие кандидатов; юридические лица, осуществляющие пожертвования в избирательные фонды, и пр. Нетрудно заметить, что данные субъекты выполняют вспомогательную функцию только по отношению к каким-либо основным участникам процесса (избирателям, кандидатам, партиям).
Органы государственной власти, местного самоуправления и должностные лица, способствующие организации и проведению выборов, выделены во вторую подгруппу факультативных субъектов. К ним можно отнести Президента РФ, Совет Федерации, Государственную Думу, губернаторов, региональные парламенты, глав местных администраций, командиров воинских частей, загсы, суды, прокуратуры и др. Данные участники, как и избирательные комиссии, являются уполномоченными субъектами и лишены избирательных прав. Они совершают лишь отдельные избирательные действия (назначают дату проведения голосования на выборах, ведут учет избирателей, формируют избирательные комиссии, образуют избирательные округа и участки), а также оказывают содействие избирательным комиссиям при организации и проведении выборов. Следовательно, они выполняют обслуживающую функцию по отношению к обязательным участникам процесса вообще. Иначе говоря, они обеспечивают участие в процессе как основных субъектов (избирателей, кандидатов, партий), так и избирательных комиссий. В этом заключается их главное отличие от субъектов первой подгруппы факультативных участников.
Отметим, что участие указанных субъектов не является обязательным. Так, если уполномоченный орган не назначит дату проведения голосования на очередных выборах, то данное действие совершает соответствующая избирательная комиссия (ч. 8 ст. 10 Закона "Об основных гарантиях...").
Весьма спорен вопрос об отнесении к субъектам избирательного процесса суда и прокуратуры. Отдельные авторы утверждают, что суд участвует в избирательных отношениях, отменяя регистрацию кандидатов или обязывая избирательную комиссию назначить выборы . С такой точкой зрения трудно согласиться. Привлекая виновных лиц к конституционно-правовой ответственности или обязывая избирательную комиссию назначить выборы, суд все равно остается субъектом гражданско-процессуальных отношений и за рамки гражданского процесса не выходит. Непосредственно избирательные действия совершает уполномоченный субъект, исполняющий решение суда (им, как правило, является избирательная комиссия). По нашему мнению, суд участвует в избирательном процессе лишь в том случае, когда извещает органы, осуществляющие учет избирателей, о лицах, признанных недееспособными или восстановленных в дееспособности (ч. 8 ст. 16 Закона "Об основных гарантиях...").
В настоящий момент прокуратура может обращаться в суд с требованием назначить выборы, отменить регистрацию кандидата и т.д. Однако данные действия также не являются избирательно-правовыми. Безусловно, прокуратура участвует в гражданском процессе. Участие прокуроров в сугубо избирательных действиях менее значимо. Видимо, следует признать прокурора субъектом избирательного процесса лишь при его участии в рассмотрении избирательного спора в административном порядке (т.е. избирательными комиссиями). Так, прокуроры неоднократно обращались в избирательные комиссии при нарушении порядка жеребьевки по распределению бесплатного эфирного времени, реализуя свое право вносить протесты, представления или предостережения . Видимо, следует признать, что суды и прокуроры являются субъектами избирательного процесса, оказывающими содействие избирательным комиссиям в организации и проведении выборов.

Результаты

Таким образом, в избирательном процессе участвуют две большие группы субъектов - обязательные и факультативные субъекты. К числу обязательных субъектов мы отнесли основных участников (кандидаты, избиратели, избирательный корпус, партии) и избирательные комиссии. Без их участия проведение выборов невозможно. Именно основные участники обладают материальными избирательными правами и формируют выборные органы власти, наделяют полномочиями выборных должностных лиц. Избирательные комиссии исполняют обязанности по организации и проведению выборов, непосредственно не участвуя в материальных избирательных правоотношениях. Субъекты, способствующие проведению выборов, оказывающие ту или иную помощь кандидатам, партиям, избирательным комиссиям, являются факультативными участниками. Их участие в процессе желательно, но необязательно. Отдельные факультативные участники наделены процессуальными правами, другие (органы публичной власти и должностные лица) - нет.
Предложенная нами классификация субъектов избирательного процесса не должна пониматься статично. Очевидно, что вполне возможно присоединение юридических статусов. Так, гражданин может быть одновременно и избирателем, и кандидатом. Он может быть и избирателем, и наблюдателем в избирательной комиссии (т.е. совмещать статус основного и факультативного субъекта). Однако следует иметь в виду, что в отдельных случаях закон запрещает совмещение статусов. Так, согласно ст. 29 Закона "Об основных гарантиях...", не могут быть на соответствующих выборах членами избирательных комиссий с правом решающего голоса кандидаты, их доверенные лица; полномочия наблюдателя не может осуществлять кандидат или доверенное лицо и др.

Выводы

Как выяснилось, круг субъектов избирательного процесса весьма широк. В процессе участвуют субъекты, выполняющие ту или иную функцию, обладающие различным объемом прав и обязанностей. Максимально возможным объемом прав обладают основные субъекты процесса - избиратели, кандидаты и партии, которые вправе участвовать практически во всех стадиях избирательного процесса. Факультативные (вспомогательные) субъекты, как правило, обладают лишь единичными процессуальными правами, которые реализуются на отдельных стадиях процесса. Более того, отдельные субъекты вообще лишены избирательных прав (избирательные комиссии, иные органы государственной власти, местного самоуправления, а также должностные лица), что, однако, не освобождает их от несения юридических обязанностей. В силу этого мы приходим к важному выводу о том, что выделяемый в науке принцип равенства участников избирательного процесса не должен пониматься абстрактно. Строгое равенство должно обеспечиваться только среди однопорядковых субъектов. Среди разнопорядковых субъектов равенства нет и быть не может, поскольку они выполняют различные функции. Подобное неравенство не должно признаваться дискриминацией.

Библиографический список

1. Арбитражный процесс: Учебник / Под ред. Д.Х. Валеева, Ю.М. Челышева. М.: Статус, 2010. 572 с.
2. Биктагиров Р.Ф. Роль судов общей юрисдикции и органов прокуратуры в избирательном процессе // Журн. о выборах. 2010. N 2. С. 29 - 32.
3. Биктагиров Р.Ф. Субъект избирательного права Российской Федерации: Конституционно-правовое исследование: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2010. 50 с.
4. Власов А., Сеченова Р. Участие прокурора в избирательном процессе // Законность. 2002. N 5. С. 9 - 11.
5. Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право: Учебник. М.: Юстицинформ, 2008. 312 с.
6. Ершов В.А. Основы избирательного права: Учеб. пособие для студ. вузов. М.: ГроссМедиа, 2008. 192 с.
7. Князев С.Д. Курс лекций по избирательному праву и избирательному процессу Российской Федерации. Владивосток: Изд-во ДГУ, 2001. 213 с.
8. Краснов К.В. Субъект избирательного процесса в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. 25 с.
9. Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М.: Закон и право, 1997. 159 с.
10. Маклаков В.В. Избирательное право и избирательные системы буржуазных и развивающихся стран. М.: ВЮЗИ, 1987. 65 с.
11. О заключении Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по вопросам, предлагаемым для вынесения на референдум Российской Федерации Московской городской региональной подгруппой инициативной группы по проведению Российской Федерации: Постановление ЦИК Рос. Федерации от 20 апр. 2005 г. N 143/981-4 // Рос. газ. 2005. 14 мая.
12. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федер. закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ (с изм.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. N 2. Ст. 74.
13. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федер. закон от 12 июля 2002 г. N 67-ФЗ (с изм.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. N 24. Ст. 2253.
14. Пахоменко Т. Избирательное законодательство и соблюдение законности // Законность. 2000. N 7, 8. С. 11 - 16.
15. По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 21 июня 1995 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации": Постановление Конституц. Суда Рос. Федерации от 17 нояб. 1998 г. N 26-П // Рос. газ. 1998. 8 дек.
16. По делу о проверке конституционности положения п. 11 ст. 51 Федерального закона от 24 июня 1999 года "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации": Постановление Конституц. Суда Рос. Федерации от 25 апр. 2000 г. N 7-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. N 19. Ст. 2102.
17. По делу о проверке конституционности пункта 32 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подпункта "к" пункта 2 статьи 21 Федерального закона "О политических партиях", части 3 статьи 30 Закона Краснодарского края "О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края" и части первой статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.З. Измайлова: Постановление Конституц. Суда Рос. Федерации от 9 нояб. 2009 г. N 16-П // Рос. газ. 2009. 27 нояб.
18. Шаталов А.С. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации в схемах. М., 2006. 410 с.
19. Югов А.А. Правовые основы публичной власти в Российской Федерации: Монография. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1999. 124 с.

Избирательный процесс - это практический организационный компонент В него, в свою очередь, включены два элемента. Ими являются избирательная кампания и избирательная процедура.

Избирательной кампанией называют действия, которые совершают непосредственные участники выборов. К этим участникам, в частности, относят общественные организации, партии, избирателей, кандидатов. Действия в рамках указанной кампании проводятся в период времени, специально установленный законом.

Второе понятие, «избирательная процедура», характеризует комплекс мероприятий, предусмотренных законодательством. Эти мероприятия связаны с организацией подготовки и проведения выборов, осуществляемых на территории государства.

Стадии избирательного процесса в РФ представляют собой слаженную и последовательную деятельность участников в избирательных нормативных взаимоотношениях. Эта деятельность регулируется соответствующим законодательством и представлена в форме этапов, логически следующих друг за другом.

Стадии избирательного процесса в России.

  1. Назначение выборов. Данный этап производится в законодательно установленные сроки: не позднее шестидесяти пяти суток до завершения срока действия полномочий предшествующего состава избираемого органа или должностного лица. Назначение осуществляют уполномоченные организации посредством издания подзаконного нормативного акта, носящего индивидуальный характер и подлежащего официальному опубликованию в обязательном порядке. В случае если уполномоченными органами либо должностным лицом выборы не были назначены, их назначает соответствующая комиссия. Если же и комиссия не смогла их назначить, это делает соответствующий федеральный суд общей юрисдикции.
  2. Подготовка к выборам. В рамках этой стадии избирательного процесса осуществляется формирование соответствующей инфраструктуры: комиссий, участков, округов. На данном этапе осуществляется формирование, корректировка списков голосующих граждан и прочие действия.
  3. Выдвижение кандидатов (или списков).
  4. В рамках этой стадии избирательного процесса осуществляется взаимодействие кандидатов с гражданами, СМИ и прочими структурами, способствующими распространению программ претендентов, информации о них. Для агитации предусмотрен определенный период - со дня выдвижения до дня, который предшествует дню голосования.
  5. Досрочное голосование. Это стадия считается факультативной. Досрочное голосование допускается только в рамках если в законе соответствующего субъекта оно не предусмотрено по открепительным удостоверениям.
  6. Голосование. Этот этап проводится в определенный установленный срок после того, как были назначены выборы. Голосование может проводиться только в воскресенье. Участковой комиссией обеспечивается возможность для отдельных граждан реализовать свое избирательное право на дому.
  7. Повторное голосование. является факультативной. Она имеет место, например, во втором туре при избрании Президента.
  8. Подсчет голосов. В рамках этой стадии избирательного процесса осуществляется определение количества голосов, отданных за того или другого кандидата (список). Подсчет производится гласно и открыто, при этом присутствуют наблюдатели. По полученным результатам составляется протокол.
  9. Повторный подсчет голосов. Эта стадия считается чрезвычайной и факультативной.
  10. Определение итогов производится участковыми комиссиями. При этом составляются протоколы о результатах голосования на соответствующих участках.
  11. Обработка итогов выборов.
  12. Официальное опубликование результатов голосования.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ - организации временного или постоянного характера, наделенные в соответствии с избирательным законом правом выдвигать кандидатов на выборах и иным образом участвовать в избирательном процессе. По фед. законодательству РФ под И.о. понимается общеросс. полит. общ. объединение(полит. партия, иная полит.организация, полит.движение), которое создано и зарегистрировано в МинюстеРФ в порядке, установленном фед. законами.

Согласно п.25 ст.2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» 2002 года, избирательное объединение – это:

    полит.партия, имеющая в соответствии с фед. законом право участвовать в выборах;

    региональное отделение или иное структурное подразделение полит. партии, имеющие в соответствии с ФЗ право участвовать в выборах соответствующего уровня;

    при выборах в органы местного самоуправления избирательным объединением признается, помимо указанных выше, также зарегистрированная в установленном порядке общ. организация, в уставе которой указана возможность участия в муниципальных выборах.

При проведении фед. и регион. выборов избирательными объединениями признаются только полит. партии и их регион. отделения, а при проведении выборов в органы местного самоуправления - также иные общ. объединения, созданные и зарегистрированные в форме общественной организации либо общественного движения» 30 .Значение избирательного объединения в современном избирательном процессе сложно переоценить. Полит.партия или общественная организация, допущенная к участию в выборах на местном уровне, являясь коллективным субъектом, выражает консолидированную волю своих членов и единомышленников, формируя в итоге власть, основанную на законе и поддерживаемую большей частью населения страны.

Основной вид избирательного объединения, согласно действующему законодательству, - полит. партия.Полит.партии являются непосредственным источником законодательной власти в России. С политической точки зрения такого рода поправка в законе, явно усиливает и без того серьезный политический вес полит. партий, с социальной же стороны непосредственно влияет на консолидацию политически активных граждан, вокруг какой либо полит. партии, готовой отстаивать соц. интересы на всех уровнях власти.Небезосновательно можно утверждать, что современное понимание избирательного объединения преимущественно в значении «политическая партия», направлено на стимулирование участия партий в выборах.Так, была предусмотрена возможность регистрации кандидатов (списков кандидатов), выдвинутых избирательными объединениями, без сбора подписей избирателей или внесения избирательного залога. При этом такая возможность предоставлена лишь тем избирательным объединениям, кандидаты которых по результатам предыдущих выборов были избраны депутатами, должностными лицами органов государственной власти или органов местного самоуправления либо списки кандидатов которых приняли участие в распределении депутатских мандатов.

Результаты предыдущих выборов могут учитываться и при определении объема бесплатного эфирного времени, предоставляемого избирательным объединениям на каналах гос. и муниципальных организаций телерадиовещания. Кроме того, в отличие от других участников предвыборной агитации избирательным объединениям, выдвинувшим кандидатов, могут быть предоставлены дополнительные платные и бесплатные эфирное время, а также печатная площадь для проведения избирательной кампании.Соответственно, современные выборы невозможны без избирательных объединений, тем более что современный подход законодателя к участию избирательных объединений в выборах основывается на необходимости слияния нескольких мелких партий в одну без их объединения в избирательные блоки.

Как было указано выше, при проведении выборов в органы местного самоуправления избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. При этом указанное общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением его полномочий - не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования.

Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения.Участие в муниципальных выборах наравне с политическими партиями (избирательными объединениями) общественных организаций обусловлено локальным характером общественных отношений, порождаемых местными выборами и тем значением, которое имеют на небольшой территории маленькие по сравнению с партиями общественные организации.

Права и обязанности избирательных объединений закрепляются, прежде всего, в ФЗ«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» Они возникают с момента регистрации избирательного объединения соответствующей избирательной комиссией. После регистрации, избирательные объединения вправе:

    выдвигать кандидатов и списки кандидатов (В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. В многомандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов);- создавать избирательный фонд;

    назначать представителей;

    проводить предвыборную агитацию;

    участвовать в иных избирательных процедурах.

К обязанностям избирательных объединений можно отнести:

    соблюдение Конституции РФ и законодательства Российской Федерации;

    соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

    регистрацию в соответствующей избирательной комиссии;

    выдвижение кандидатов и списков кандидатов на выборах;

    обязанность подавать отчеты в финансовые органы;

    перерегистрацию в установленном законом порядке и др.

Законодательством также установлены отдельные гарантии деятельности избирательных объединений, к которым можно отнести освобождение от сбора подписей, льготы при распределении эфирного времени для политических партий, представленных в соответствующих выборных органах государственной власти, и др. Наиболее серьезная санкция, которая может быть применена к избирательным объединениям в избирательном процессе – отмена регистрации избирательного объединения.