Порядок регистрации юл. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Регистрирует юридические лица в рф

юридический лицо регистрация правоспособность

Государственная регистрация юридических лиц является необходимым условием стабильности гражданского оборота и защиты интересов его участников. Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции от 19.07.2009) и издаваемых в соответствии с ними иными нормативными правовыми актам Российской Федерации.

В процессе регистрации осуществляется государственный контроль за соблюдением установленного законом порядка образования юридического лица, соответствием его учредительных документов закону, а также учет юридических лиц в целях налогообложения и в иных предусмотренных законом целях. Именно содержание учредительных документов, в которых отражаются цели создания юридического лица, отражает все его критерии правосубъектности.

Таким образом, регистрация - это в законодательном порядке установленная административная процедура легализации деятельности юридических лиц.

Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации". В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", таким органом является Федеральная налоговая служба, подчиненная Министерству финансов Российской Федерации. Регистрацией общественных объединений и политических партий как юридических лиц занимается Федеральная регистрационная служба.

Для регистрации юридического лица в соответствии со статьей 12 вышеназванного Федерального закона представляют следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются ценным почтовым отправлением с описью вложения. Но Правительством Российской Федерации могут быть определены и иные способы представления документов в регистрирующий орган. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются также Правительством Российской Федерации.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

В Российской Федерации ведется государственный реестр юридических лиц, содержащий сведения об их создании, реорганизации и ликвидации. Данные государственной регистрации юридического лица включаются в единый государственный реестр юридических лиц, который, в свою очередь, открыт для всеобщего ознакомления. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр.

Регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации юридического лица только в случаях, установленных законом, а это в случае:

а) непредставления определенных Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

в) при регистрации юридических лиц, учредителем которых выступает юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации или реорганизации при внесении соответствующих записей в единый государственный реестр юридических лиц;

г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;

д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;

е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества.

Наличие судебного спора о размере доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо о принадлежности доли или части доли конкретному лицу, а также иных споров, связанных с содержанием сведений об обществе с ограниченной ответственностью, подлежащих внесению в единый государственный реестр юридических лиц, не является основанием для отказа в государственной регистрации.

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на установленные нарушения. Оно должно быть принято не позднее 5 дней после подачи документов на регистрацию.

В случае отказа юридическому лицу в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации уполномоченным государственным органом, данные действия могут быть обжалованы в судебном порядке.

Лишь с момента государственной регистрации и внесения в государственный реестр юридических лиц, юридическое лицо считается созданным.

Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица - влечет наложение административного штрафа в размерах, установленных статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, завершающим этапом образования юридического лица является государственная регистрация, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим лицом. Государственная регистрация юридического лица является юридическим фактом, в результате которого юридическое лицо приобретает правоспособность.

Юридические лица могут быть коммерческими и некоммерческими. Если вы учреждаете юридическое лицо с целью получения дохода, оно относится к первой группе. Коммерческие организации, в свою очередь, подразделяются на корпоративные и унитарные.

Столь популярная в России организационно-правовая форма ведения бизнеса, как ООО, относится к коммерческим корпоративным организациям. В эту же категорию попадают хозяйственные товарищества, партнерства, крестьянские хозяйства и производственные кооперативы. Наибольшей популярностью пользуется ООО, поэтому, рассказывая о государственной регистрации юридических лиц, мы в первую очередь подразумеваем организации такого типа.

Где осуществляется государственная регистрация юридического лица

Государственную регистрацию юридических лиц осуществляет инспекция ФНС, за которой “закреплен” район, в котором предприниматель нашел адрес под офис. Определить точные координаты проще всего с помощью сервиса ФНС : введите город, улицу, дом — и система автоматически подскажет, какая инспекция вам нужна.

Приготовьтесь вместе с пакетом регистрационных документов представить сотруднику регистрирующего органа на юридический адрес. Такое письмо оформляет собственник или арендодатель помещения, подтверждая готовность разместить у себя офис создаваемой организации. Гарантийное письмо не служит безусловным доказательством “чистоты” юридического адреса: адрес массовой регистрации юридических лиц ФНС “забракует” в любом случае.

Закон не запрещает регистрацию ООО на адрес, по которому проживает директор или учредитель. Правда, при таком раскладе нельзя исключить вероятность отказа в регистрации юридического лица: сотрудники ИФНС могут посчитать, что ведение предпринимательской детельности в жилом помещении нарушает интересы других жильцов. Будьте готовы подтвердить обратное. Если место государственной регистрации юридического лица — это квартира, заявление Р11001 понадобится сопроводить копией свидетельства о праве собственности и оформленным в свободной форме . Возможно, потребуется согласие от каждого прописанного в квартире лица.

Какие документы нужны для регистрации юридического лица

Обратите внимание: с 29 апреля 2018 года в заявлении на регистрацию заявитель должен указывать свой электронный адрес. Документы, подтверждающие факт регистрации (лист записи ЕГРИП или ЕГРЮЛ, устав с отметкой ИФНС, свидетельство о постановке на налоговый учет), направляются инспекцией не в бумажном виде, как раньше, а в электронном. Бумажные документы, в дополнение к электронным, можно будет получить только по запросу заявителя.

Если вы выступаете единственным учредителем ООО, от вас понадобятся такие документы:

  • заявление на регистрацию по форме Р11001,
  • решение о создании организации,
  • устав учреждаемого общества,
  • банковская квитанция об оплате государственной пошлины за регистрацию юридического лица.

Если вы создаете ООО вместе с деловыми партнерами, список будет длиннее:

  • заявление по форме Р11001,
  • протокол общего собрания учредителей,
  • договор об учреждении коммерческой организации (в ИФНС на регистрацию он не создается, но должен быть заключен)
  • устав ООО,
  • квитанция об оплате госпошлины за регистрацию юридического лица.

Также понадобятся документы, подтверждающие юридический адрес. Если в создании юридического лица участвуют иностранные граждане, документы, удостоверяющие их личности, нужно будет перевести на русский. Если подавать заявление на регистрацию юрлица учредитель будет не сам, понадобится нотариальная доверенность, на основании которой представитель вручит сотруднику регистрирующего органа пакет документов для регистрации юридического лица.

Порядок регистрации юридического лица

Чтобы зарегистрировать юридическое лицо, нужно проделать следующие шаги:

  1. Придумайте , которое не противоречит букве закона. Не забывайте, что названия на иностранных языках и аббревиатуры разрешают использовать исключительно в качестве дополнительных. Подробнее об этом и других нюансах читайте в нашем материале, посвященном наименованию ООО.
  2. Определитесь с юридическим адресом. Воспользуйтесь адресов массовой регистрации юридических лиц, чтобы избежать отказа.
  3. Выберите коды ОКВЭД, описывающие деятельность создаваемой вами компании. Чтобы упростить эту задачу и не упустить ни одного кода, который может оказаться полезным впоследствии, воспользуйтесь по направлениям бизнеса.
  4. Определитесь с суммой . Минимальная сумма уставного капитала — 10 тысяч рублей (для некоторых типов бизнеса — больше). Если минимальная сумма не делится поровну на всех учредителей без остатка, увеличьте ее до подходящей цифры. Внести уставный капитал можно вплоть до четырех месяцев с дня регистрации в налоговом органе юридического лица, но чем быстрее, тем лучше.
  5. Оформите решение учредителя или протокол общего собрания и договор об учреждении ООО. вы найдете на нашем сайте. Здесь же можно оформить полный пакет документов с помощью бесплатного сервиса, тем самым избежав опечаток и неточностей, не нарушив хронологию и правила сокращений.
  6. Подготовьте . Учредители ООО могут воспользоваться типовым уставом или взять готовый устав из нашего сервиса и отредактировать его в соответствии со спецификой организации. Чтобы ничего не упустить при оформлении устава, стоит воспользоваться бесплатной услугой проверки регистрационных документов.
  7. Заполните . Образец заявления о государственной регистрации юридического лица вы найдете на нашем сайте. Обратите внимание: ошибки в заявлении чаще всего приводят к отказам в регистрации компании, поэтому не рекомендуем оформлять этот документ вручную. Воспользуйтесь специальной программой ФНС или подготовьте заявление вместе с прочими документами в нашем онлайн-сервисе. Распечатав заявление, не подписывайте его. Сделать это нужно на глазах у сотрудника регистрирующего органа или при нотариусе.
  8. Внесите в банке. В 2019 году госпошлина за регистрацию юридического лица — 4000 рублей. Сумма должна быть поровну разделена между учредителями.
  9. Подготовьте , если планируете платить налоги по этой системе. В большинство налоговых инспекций достаточно представить два экземпляра, но некоторые ИФНС требуют три.
  10. Проверьте документы и подавайте их в свою ИФНС. Если не получается сделать это лично, отправьте вместо себя доверенное лицо, предварительно посетив нотариальную контору. В таком случае понадобится сделать особую отметку в заявлении о государственной регистрации юридического лица.

Долго ожидать решения по вашему вопросу не придется: в 2019 году на регистрацию юридического лица в общем случае уходит не более трех рабочих дней (если нет объективных причин продлить срок рассмотрения документов).

Сведения о государственной регистрации юридических лиц вносятся в ЕГРЮЛ. Проверить информацию в реестре регистрации юридических лиц можно у нас на сайте через .

Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".

Согласно постановлению Правительства РФ от 17.05.2002г. № 319, Министерство РФ по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц, а с 1 января 2004 г. - государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также государственную регистрацию крестьянских (фермерских) хозяйств.

Согласно Указу Президента РФ от 9.03.2004 г. № 314, после вступления в силу соответствующего федерального закона Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразуется в Федеральную налоговую службу, с передачей его функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, по ведению разъяснительной работы по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах Министерству финансов Российской Федерации

20.Единый государственный реестр юридических лиц и порядок его ведения

В Российской Федерации ведется государственный реестр, содержащий сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и соответствующие документы. Государственный реестр является федеральным информационным ресурсом. ГРведется на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях, если не установлен иной порядок ведения государственного реестра. Ведение государственного реестра осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном Правительством РФ. В ГР содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице: а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов РФ и (или) на иностранном языке, в ГР указывается также наименование юридического лица на этих языках; б) организационно - правовая форма; в) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом; г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация); д) сведения об учредителях юридического лица; е) копии учредительных документов юридического лица; ж) сведения о правопреемстве - для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации; з) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы; и) способ прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации или путем ликвидации); к) размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого); л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии; м) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом. Записи вносятся в ГР на основании документов, представленных заявителями при ГР юридических лиц и внесении изменений в ГР. Сведения, содержащиеся в ГР, являются открытыми и общедоступными, за исключением паспортных данных физических лиц и их идентификационных номеров налогоплательщиков. Паспортные данные физических лиц и их идентификационные номера налогоплательщиков могут быть предоставлены исключительно по запросам органов государственной власти в соответствии с их компетенцией. Содержащиеся в ГР сведения о конкретном юридическом лице предоставляются в виде: выписки из ГР; копии документа (документов), содержащегося в регистрационном деле; справки об отсутствии запрашиваемой информации. Форма и порядок предоставления содержащихся в ГР сведений устанавливаются Правительством РФ. Основание - федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц".

Место регистрации юридического лица - это …

В соответствии с ГК РФ место регистрации юридического лица - это место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а если такого органа нет, то иного органа (или лица), уполномоченного выступать от имени организации (п. 2 ст. 54 ГК РФ , п. 2 ст. 8 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ). Адрес регистрации компании указывается в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 54 ГК РФ).

Место государственной регистрации юридического лица это не обязательно место ведения его деятельности (п. 4 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 N 61). Производственный цех, склад или торговое помещение могут быть расположены совершенно в другом месте. Однако это не означает, что в качестве адреса регистрации можно указать абсолютно любую точку на карте. Хотя бы потому, что по общему правилу адрес юридического лица, указанный в ЕГРЮЛ, это адрес, по которому с организацией можно связаться по почте. Налоговики вправе направлять компании документы, к примеру, требование о представлении пояснений, именно на адрес регистрации (п. 5 ст. 31 НК РФ). И если организация не получит эти почтовые отправления, т.к. по указанному адресу не расположена, то все равно будет считаться, что вся почта ей доставлена (п. 3 ст. 54 ГК РФ).

Отметим, что при регистрации в качестве адреса компании может быть указан адрес места жительства участника ООО или его директора (Письмо ФНС от 23.09.2011 N ПА-21-6/293). При условии что по данному адресу можно будет осуществлять связь с организацией. И если раньше помимо прочих документов налоговики просили предоставить, к примеру, договор аренды помещения, расположенного по тому адресу, где организация решила зарегистрироваться, то сегодня такие требования специалисты ИФНС не предъявляют.

Отказ в регистрации организации из-за недостоверного адреса

Одним из оснований для отказа в регистрации юрлица является указание недостоверных сведений об адресе регистрируемой организации в заявлении на регистрацию по форме Р11001 (пп. «р» п. 1 ст. 23 , пп. «в» п. 1 ст. 5 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

Налоговики могут решить, что указано недостоверное место регистрации ООО, если указанный в документах адрес (п. 2 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 N 61):

  • обозначен как адрес массовой регистрации компаний, причем со многими из них невозможно по нему связаться (почтовые отправления возвращаются с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.). Кстати, проверить адрес на массовость можно через сервис «Адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами» на сайте ФНС;
  • не существует. Или если объект, расположенный по этому адресу, разрушен;
  • является условным адресом, который присвоен объекту незавершенного строительства;
  • априори не может использоваться для связи с юридическим лицом. К примеру, если это адрес размещения органа государственной власти, воинской части и т.п.

Еще один случай, когда адрес признают недостоверным, - если у налоговиков есть заявление от собственника объекта недвижимости о том, что он не разрешает организациям регистрироваться по адресу местонахождения этого объекта недвижимости.

При выявлении любого из указанных обстоятельств, налоговики наверняка откажут в регистрации. Однако в своем решении об отказе они должны будут не только сослаться на определенную норму Закона, но и указать конкретные признаки, которые свидетельствуют о недостоверности адреса (

09.12.2002

С 1 июля 2002 года государственная регистрация юридических лиц возложена на налоговые органы. В целях упрощения для налогоплательщиков процедуры постановки на учет в налоговых органах теперь она предусмотрена при государственной регистрации юридических лиц. В статье излагается процедура регистрации и постановки на учет в налоговых органах вновь созданного юридического лица, а также юридических лиц, возникших в результате реорганизации.

Понятие государственной регистрации юридических лиц дано в ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее -- Закон № 129-ФЗ). Государственной регистрацией юридических лиц (далее -- государственная регистрация) является акт регистрирующего органа, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с Законом № 129-ФЗ. С 1 июля 2002 года государственную регистрацию юридических лиц осуществляют территориальные органы МНС России.
Сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц вносятся в государственный реестр на основании документов, представленных заявителем при государственной регистрации юридических лиц и внесении изменений в государственный реестр. Государственная пошлина за государственную регистрацию составляет 2000 руб.
Отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных Законом № 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов или их представления в ненадлежащий регистрирующий орган.
В соответствии со ст. 8 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого исполнительного органа -- по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Уполномоченным лицом, представляющим документы в регистрирующий орган (заявителем), могут являться следующие физические лица:
-- учредитель (учредители) юридического лица;
-- руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
-- иное лицо, действующее на основании доверенности или иного полномочия, предусмотренного федеральным законом или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
Формы заявления о государственной регистрации юридического лица при создании, а также заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, утверждены постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению" (далее -- постановление № 439). Заявление удостоверяется подписью заявителя с указанием паспортных данных или в соответствии с законодательством Российской Федерации данных иного удостоверяющего личность документа. Это может быть, например, паспорт моряка, дипломатический паспорт и др. В заявлении также указывается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) (при его наличии). Подпись заявителя на заявлении о государственной регистрации юридического лица должна быть нотариально удостоверена (ст. 9 Закона № 129-ФЗ).
Датой представления документов при государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом. В этот же день заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения.
Заявитель может представить документы в регистрирующий орган непосредственно или путем направления почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. В этом случае при поступлении в регистрирующий орган документов расписка высылается по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом.

Вновь созданные юридические лица

При государственной регистрации создаваемого юридического лица на основании ст. 12 Закона № 129-ФЗ в регистрирующий орган предоставляются:
-- заявление о государственной регистрации юридического лица при создании;
-- решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
-- учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии).
Юридическое лицо действует на основании устава либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора (ст. 52 ГК РФ). В предусмотренных законом случаях юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
Так, например, хозяйственные товарищества (полное товарищество, товарищество на вере) действуют на основании учредительного договора; общества с ограниченной ответственностью -- на основании учредительного договора и устава; производственные кооперативы -- на основании устава;
-- выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица -- учредителя;

По данным документам в срок не более чем пять рабочих дней со дня их представления в регистрирующий орган вносится запись в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) и не позднее одного рабочего дня выдается (направляется) заявителю свидетельство о государственной регистрации юридического лица. Форма свидетельства утверждена постановлением № 439.
Порядок постановки на учет в налоговом органе созданных или вновь возникших при реорганизации юридических лиц, прошедших государственную регистрацию, утвержден приказом МНС России от 09.08.2002 № БГ-3-09/426 (зарегистрирован в Минюсте России 03.10.2002 № 3830). Им предусмотрено, что одновременно с заявлением о государственной регистрации юридического лица при создании и комплектом перечисленных выше документов подается заявление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица , образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма данного заявления утверждена приказом МНС России от 27.11.98 № ГБ-3-12/309 (зарегистрирован в Минюсте России 22.12.98 № 1664).
В адресной части заявления о постановке на учет в налоговом органе в наименовании налогового органа указывается орган, осуществивший государственную регистрацию. Датой подачи заявления является день его предоставления в регистрирующий орган.
Заявление о постановке на учет в налоговом органе заполняется в упрощенном виде (пункты 1 и 2 раздела I, пункты 1 и 2 раздела II). Приложения №№ 1-4 не заполняются. Заявление заверяется подписью лица, подписавшего заявление о государственной регистрации юридического лица при создании, с указанием в п. 6 раздела II его фамилии, имени и отчества.

На основании заявления о постановке на учет в налоговом органе и представленных при государственной регистрации документов налоговый орган, осуществивший государственную регистрацию юридического лица, в течение пяти дней со дня регистрации ставит его на учет в качестве налогоплательщика и в тот же срок выдает (направляет по почте) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе .
Если имеется такая возможность, налоговый орган может выдать (направить) налогоплательщику-организации свидетельство о постановке на учет в налоговом органе одновременно со cвидетельством о государственной регистрации юридического лица, то есть не позднее одного рабочего дня с момента его государственной регистрации.
До внесения соответствующих изменений в НК РФ по порядку и срокам постановки на учет в налоговом органе подача заявления о постановке на учет в налоговом органе одновременно с предоставлением в регистрирующий орган документов, необходимых для государственной регистрации, является правом, а не обязанностью юридического лица. В случае отказа одновременно с комплектом документов, необходимых при государственной регистрации юридического лица, предоставить заявление о постановке на учет в налоговом органе юридическое лицо в течение десяти дней после государственной регистрации обязано самостоятельно подать такое заявление в налоговый орган по месту своего нахождения.
Вместе с тем согласно п. 10 ст. 83 НК РФ налоговые органы обязаны на основании имеющихся данных и сведений, сообщаемых им органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц, самостоятельно (до подачи заявления налогоплательщиком) принимать меры к постановке на учет налогоплательщиков в налоговые органы. Таким образом, в случае отсутствия заявления о постановке на учет в налоговом органе последний самостоятельно осуществляет постановку юридического лица на учет в качестве налогоплательщика. Но свидетельство о постановке на учет в налоговом органе будет выдано только после получения налоговым органом заявления от налогоплательщика -- юридического лица.
Нарушение должностными лицами установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет наложение административного штрафа на них в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда. Такое же нарушение, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда. Эти меры наказания установлены ст. 15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Юридические лица, возникшие в результате реорганизации

Реорганизацией юридического лица является его прекращение или иное изменение его правового положения, влекущее отношения правопреемства юридических лиц. Ст. 57 ГК РФ различает пять видов реорганизации юридических лиц: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование .
Как установлено ст. 16 Закона № 129-ФЗ, юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица путем присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, на основании ст. 14 Закона № 129-ФЗ в регистрирующий орган представляются:
-- заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации. На каждое вновь возникающее в результате реорганизации юридическое лицо заполняется отдельное заявление;
-- учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (подлинники или нотариально удостоверенные копии);
-- решение о реорганизации юридического лица;
-- договор слияния или присоединения в случаях, предусмотренных федеральными законами. Так, на основании ст. 52 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общее собрание участников каждого общества, участвующего в реорганизации в форме слияния, принимает решение в том числе и об утверждении договора о слиянии;
-- передаточный акт или разделительный баланс;
-- документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии со ст. 15 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц в срок не более пяти рабочих дней со дня предоставления документов в регистрирующий орган. Если реорганизуются два и более юридических лица, заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, с необходимым комплектом документов подается одним из реорганизуемых юридических лиц в регистрирующий орган по месту своего нахождения.
Одновременно с комплектом документов, предоставляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, подается заявление о постановке на учет в налоговом органе в отношении каждого вновь созданного юридического лица. Порядок его заполнения такой же, как заявления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, прошедшего государственную регистрацию при создании.
В случае если место нахождения юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, отличается от места нахождения реорганизуемого юридического лица, в адресной части заявления о постановке на учет в налоговом органе указывается налоговый орган, в котором будет осуществлена постановка на учет вновь возникшего в результате реорганизации юридического лица, а не налогового органа, осуществившего его государственную регистрацию.
Постановка на учет в налоговом органе осуществляется в течение пяти дней с момента государственной регистрации, и в тот же срок налоговый орган по месту нахождения вновь возникшего в результате реорганизации юридического лица выдает (направляет по почте) cвидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
Учитывая, что место нахождения юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, может отличаться от места нахождения реорганизуемого юридического лица и что дальнейшая государственная регистрация вновь возникшего юридического лица (при реорганизации, ликвидации, внесении изменений в учредительные документы или в сведения о юридическом лице, содержащиеся в государственном реестре) в соответствии со ст. 8 Закона № 129-ФЗ будет осуществляться регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица, при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется взаимодействие регистрирующих органов в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 440 "Об утверждении порядка взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации".

Регистрация в форме преобразования

На основании принятого решения о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ записи о вновь возникшем юридическом лице и прекращении деятельности преобразованного юридического лица. О государственной регистрации юридического лица, возникшего путем реорганизации в форме преобразования, регистрирующий орган сообщает в регистрирующий орган по месту нахождения вновь созданного юридического лица. Кроме того, он направляет в его адрес регистрационное дело и заявление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве налогоплательщика в установленный срок.

Реорганизация в форме слияния

В целях избежания одновременной государственной регистрации одного и того же вновь возникшего при реорганизации юридического лица в нескольких регистрирующих органах (в случае обращения двух и более подлежащих реорганизации юридических лиц в регистрирующий орган по месту своего нахождения по вопросу регистрации одного и того же возникшего при реорганизации юридического лица) при получении от заявителя документов о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, регистрирующий орган незамедлительно сообщает об этом в вышестоящий регистрирующий орган. Последний определяет, каким из регистрирующих органов будет осуществляться государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния.
На основании принятого решения о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись, а также запись о прекращении деятельности реорганизуемого юридического лица, находящегося на его территории. Далее он сообщает о государственной регистрации созданного юридического лица в другие регистрирующие органы по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц. Эти сведения необходимы для внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении реорганизуемых юридических лиц, расположенных на их территории.
О государственной регистрации юридического лица, возникшего путем реорганизации в форме слияния, регистрирующий орган сообщает в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица и направляет в его адрес регистрационное дело и заявление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве налогоплательщика в установленный срок.

Реорганизация в форме разделения

На основании принятого решения о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме разделения, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ записи о создании юридических лиц и прекращении деятельности реорганизуемого юридического лица.
О государственной регистрации юридического лица регистрирующий орган сообщает в регистрирующие органы по месту нахождения вновь созданных юридических лиц и направляет в их адрес регистрационные дела и заявления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве налогоплательщика в установленный срок.

Реорганизация в форме выделения

На основании принятого решения о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме выделения, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ записи о вновь возникшем юридическом лице. Одновременно в ЕГРЮЛ вносится запись об изменениях в учредительных документах реорганизуемого юридического лица.
Если в учредительные документы юридического лица, создаваемого путем реорганизации, вносятся изменения, государственная регистрация таких изменений осуществляется в соответствии с правилами, установленными главой VI Закона № 129-ФЗ (ст. 14 Закона № 129-ФЗ).
Таким образом, если в результате реорганизации требуется внесение изменений в учредительные документы реорганизуемого юридического лица, для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган одновременно с комплектом документов, представляемых при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, на основании ст. 17 Закона № 129-ФЗ предоставляются:
-- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, по форме, утвержденной постановлением № 439;
-- решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
-- изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
-- документ об уплате государственной пошлины.
О государственной регистрации юридического лица, возникшего путем реорганизации в форме выделения, регистрирующий орган сообщает в регистрирующий орган по месту нахождения вновь возникшего юридического лица и направляет в его адрес регистрационное дело и заявление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве налогоплательщика в установленный срок.

Реорганизация в форме присоединения

При данной форме реорганизации государственной регистрации подлежат изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, к которому присоединяются другие юридические лица, а также прекращение деятельности присоединенных юридических лиц. Государственная регистрация таких изменений осуществляется по правилам, установленным главой VI Закона № 129-ФЗ, на основании документов, предоставленных в регистрирующий орган в соответствии со ст. 17 Закона № 129-ФЗ.
Государственная регистрация изменений осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица, к которому присоединяются другие юридические лица.
После принятия решения о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, регистрирующий орган незамедлительно должен сообщить об этом в регистрирующие органы по месту нахождения всех реорганизуемых юридических лиц, которые, в свою очередь, должны внести в ЕГРЮЛ запись о прекращении их деятельности и незамедлительно сообщить об этом в регистрирующий орган по месту нахождения реорганизованного юридического лица. После этого регистрирующий орган по месту нахождения реорганизованного юридического лица вносит в ЕГРЮЛ запись об изменениях в учредительных документах юридического лица и выдает (направляет по почте) свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ.

Особенности регистрации отдельных видов юридических лиц и их постановка на учет в налоговых органах

Специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц может устанавливаться федеральными законами (ст. 10 Закона № 129-ФЗ). Так, в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21.03.2002 № 31-ФЗ "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц"", особый порядок государственной регистрации установлен:
-- для общественных организаций (Федеральный закон от 19.05.95 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях");
-- торгово-промышленных палат (Закон РФ от 07.07.93 № 5340-1 "О торгово-промышленных палатах Российской Федерации");
-- политических партий (Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ "О политических партиях");
-- профсоюзных организаций (Федеральный закон от 12.01.96 № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности");
-- религиозных организаций (Федеральный закон от 26.09.97 № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях");
-- кредитных организаций (Федеральный закон от 02.12.90 № 395-1 "О банках и банковской деятельности" (в редакции от 21.03.2002) (далее -- Закон о банках).
Государственная регистрация названных выше юридических лиц осуществляется в соответствии Закону № 129-ФЗ с учетом установленного федеральным законом или законом Российской Федерации специального порядка государственной регистрации того или иного вида юридических лиц.
Внесение записи в ЕГРЮЛ о создании, реорганизации, ликвидации торгово-промышленных палат, политических партий, общественных организаций, общественных движений, общественных фондов, общественных учреждений и органов общественной самодеятельности, религиозных организаций, а также иных, предусмотренных федеральным законом сведений об этих юридических лицах, осуществляют территориальные регистрирующие органы по месту их нахождения на основании решения, принятого федеральным органом юстиции или его территориальным органом.
Порядок взаимодействия федерального органа юстиции и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации утвержден постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 442 "О порядке взаимодействия федерального органа юстиции и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц".

Федеральный орган юстиции и его территориальный орган в установленные соответствующим законом сроки рассматривают представленные документы и принимают решение о государственной регистрации юридических лиц либо об отказе в государственной регистрации.
После принятия решения о государственной регистрации юридического лица федеральный либо территориальный орган юстиции представляет в территориальный регистрирующий орган один экземпляр документов, предусмотренных статьями 12, 14, 17 и 21 Закона № 129-ФЗ (в зависимости от вида государственной регистрации) для внесения записи в ЕГРЮЛ.
Территориальный регистрирующий орган в срок не более пяти рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов из федерального или территориального органа юстиции, принявшего решение о государственной регистрации, вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись. Не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи о государственной регистрации юридического лица, территориальный регистрирующий орган направляет документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРЮЛ, федеральному органу юстиции или его территориальному органу, принявшему решение о государственной регистрации юридического лица, для выдачи заявителю.
В соответствии с Порядком постановки на учет в налоговом органе созданных или вновь возникших при реорганизации юридических лиц, прошедших государственную регистрацию, территориальный регистрирующий орган, осуществивший регистрацию юридического лица, направляет копию регистрационного дела юридического лица в налоговый орган по месту его нахождения для постановки на учет в качестве налогоплательщика. Данный порядок утвержден приказом МНС России от 09.08.2002 № БГ-3-09/426 (зарегистрирован в Минюсте России 03.10.2002 № 3830).

Особый порядок государственной регистрации установлен и в отношении кредитных организаций . Кредитные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом № 129-ФЗ с учетом установленного Законом о банках специального порядка государственной регистрации кредитных организаций (ст. 12 Закона о банках).
Внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляет уполномоченный регистрирующий орган на основании решения Банка России о соответствующей государственной регистрации.
Взаимодействие Банка России с уполномоченным регистрирующим органом осуществляется в соответствии с Регламентом взаимодействия МНС России и Банка России по вопросам государственной регистрации кредитных организаций, утвержденным МНС России и Банком России 26.06.2002 № БГ-16-09/86/01-33/2202.
Банк России (территориальное учреждение Банка России) в срок, не превышающий шести месяцев с даты предоставления всех предусмотренных Законом о банках документов, принимает решение о государственной регистрации кредитной организации и в течение трех рабочих дней с даты принятия решения направляет в уполномоченный регистрирующий орган один комплект документов, предусмотренных статьями 12, 14, 17 и 21 Закона № 129-ФЗ (в зависимости от вида государственной регистрации).
В целях обеспечения единообразия процедуры государственной регистрации в комплект документов, направляемых в уполномоченный регистрирующий орган, включается заявление о государственной регистрации, составленное по формам, утвержденным постановлением № 439.
Уполномоченный регистрирующий орган в срок не более пяти рабочих дней со дня получения всех необходимых для государственной регистрации документов вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, направляет Банку России или территориальному учреждению Банка России сообщение о внесенной в государственный реестр записи указанием даты внесения и государственного номера.
При государственной регистрации кредитной организации при ее создании (создаваемой путем реорганизации) Банк России на основании информации, содержащейся в документе, подтверждающем факт внесения записи в ЕГРЮЛ о создании юридического лица, предоставленном уполномоченным регистрирующим органом по форме, утвержденной постановлением № 439, оформляет свидетельство о государственной регистрации кредитной организации. Форма такого свидетельства установлена Банком России.
Порядок постановки на учет в налоговом органе созданных или вновь возникших при реорганизации юридических лиц, прошедших государственную регистрацию, утвержден приказом МНС России от 09.08.2002 № БГ-3-09/426 (зарегистрирован в Минюсте России 03.10.2002 № 3830). В соответствии с данным порядком территориальный регистрирующий орган, осуществивший регистрацию юридического лица, направляет копию регистрационного дела юридического лица в налоговый орган по месту нахождения данного юридического лица для постановки на учет в качестве налогоплательщика.
Постановка на учет в налоговом органе осуществляется в течение пяти дней с момента государственной регистрации юридического лица, и в тот же срок выдается (направляется по почте) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

С.И. Федченко
Из Юридического департамента МНС России
Материал предоставлен журналом "Российский налоговый курьер"