Действуют такие привилегии предоставление льготных. Льготы для граждан россии

На лекарственное обеспечение льготных категорий граждан из госказны РФ ежегодно тратится около 100 млн. руб. Данная мера позволяет открыть доступ к необходимым медикаментам слоям населения. Но не все осведомлены о своем праве на перечень лекарств по федеральному или местному законодательству. Согласно последнему условия выдачи препаратов, их количество, наименования и лица, претендующие на преференцию, варьируются на усмотрение региональных властей.

ФЗ устанавливает общие права для всех граждан РФ, независимо от материального статуса и национальности. Льготы же зависят от принадлежности к особой категории (инвалид, ветеран, малоимущий).

К сожалению, получать лекарства можно только по одному из оснований (хотя прямого запрета на одновременное пользование федеральной и региональной преференциями нет), поэтому льготник должен будет сделать выбор. Выплату на лекарства государственному льготнику осуществляет ПФ, а региональному – орган соцзащиты.

Здравствуйте! Меня зовут Ирина Алексеева. Осуществляю деятельность в сфере юриспруденции с 2013 года. Специализируюсь преимущественно на гражданском праве. Училась в Московском гуманитарно-экономический институте (СЗФ) Юриспруденция (Гражданско-правовая специализация).

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан


Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2005 года N 1038-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 5, 18.01.2006);
постановлением Правительства Москвы от 20 июня 2006 года N 423-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 39, 12.07.2006);
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 18, 26.03.2007);
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 44, 05.08.2008);
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 67, 04.12.2012);
постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2014 года N 798-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 25.12.2014);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 21.07.2015);
постановлением Правительства Москвы от 15 декабря 2015 года N 880-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 16.12.2015) (вступило в силу с 1 января 2016 года);
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 71, 29.12.2015) (о порядке вступления в силу см. пункт 49 постановления Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 932-ПП);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 08.07.2016);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 30.08.2017);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 29.12.2018) (вступило в силу с 1 января 2019 года).
____________________________________________________________________

В целях организации транспортного обслуживания отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в городе Москве или Московской области, которым в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы или Московской области предоставлены меры социальной поддержки либо дополнительные меры социальной поддержки, Правительство Москвы
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2018 года N 1714-ПП . - См. предыдущую редакцию)

постановляет:

1. Обеспечить реализацию права на бесплатный проезд для граждан, имеющих место жительства в городе Москве, и предоставить право бесплатного проезда гражданам, имеющим место жительства в Московской области, меры социальной поддержки которых отнесены к ведению Российской Федерации, Москвы и Московской области, на территории города Москвы в транспорте общего пользования в городском сообщении, включая метрополитен:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 августа 2008 года постановлением Правительства Москвы от 22 июля 2008 года N 623-ПП постановлением Правительства Москвы от 21 июля 2015 года N 448-ПП постановлением Правительства Москвы от 7 июля 2016 года N 399-ПП постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2018 года N 1714-ПП . - См. предыдущую редакцию)

1.1. Гражданам по категориям согласно приложению, имеющим место жительства в городе Москве, на основании социальной карты, временного единого социального билета, выдаваемых в порядке, установленном Правительством Москвы.
(Пункт 1.1 в редакции, введенной в действие с 15 декабря 2012 года постановлением Правительства Москвы от 20 ноября 2012 года N 663-ПП ; в редакции, введенной в действие с 1 августа 2015 года постановлением Правительства Москвы от 21 июля 2015 года N 448-ПП постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 932-ПП постановлением Правительства Москвы от 30 августа 2017 года N 596-ПП . - См. предыдущую редакцию)

1.2. Гражданам, имеющим место жительства в Московской области и указанным в Законе Московской области от 1 июля 2015 года N 110/2015-ОЗ "О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, по бесплатному проезду на транспорте в городе Москве в 2015-2017 годах и внесении изменений в Закон Московской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" , Законе Московской области от 27 декабря 2017 г. N 258/2017-ОЗ "О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, по бесплатному проезду на транспорте в городе Москве" , Законе Московской области от 28 августа 2018 г. N 149/2018-ОЗ "О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки по бесплатному проезду на транспорте в городе Москве лицам, достигшим возраста 60 лет и старше, имеющим место жительства в Московской области" , на основании социальной карты жителя Московской области, временного единого социального билета жителя Московской области, выдаваемых в установленном порядке территориальными органами социальной защиты населения Московской области, и (или) универсальной электронной карты, соответствующих техническим параметрам и требованиям, определенным для использования в автоматизированных системах учета города Москвы (источниках официальной информации) в транспорте общего пользования в городском сообщении, включая метрополитен.
постановлением Правительства Москвы от 20 ноября 2012 года N 663-ПП ; в редакции, введенной в действие с 1 августа 2015 года постановлением Правительства Москвы от 21 июля 2015 года N 448-ПП ; в редакции, введенной в действие с 19 июля 2016 года постановлением Правительства Москвы от 7 июля 2016 года N 399-ПП ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2018 года N 1714-ПП . - См. предыдущую редакцию)

2. Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы обеспечить:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 декабря 2012 года постановлением Правительства Москвы от 20 ноября 2012 года N 663-ПП . - См. предыдущую редакцию)

2.1. Пункт утратил силу с 1 августа 2015 года - . - См. предыдущую редакцию .

2.2. Проведение необходимых мероприятий по учету фактического использования бесплатного проезда гражданами, указанными в пункте 1 настоящего постановления.
(Пункт 2.2 в редакции, введенной в действие с 1 августа 2015 года постановлением Правительства Москвы от 21 июля 2015 года N 448-ПП . - См. предыдущую редакцию)

2.3. Предоставление информации о фактически перевезенных на территории города Москвы гражданах, которые указаны в пункте 1 настоящего постановления и меры социальной поддержки которых отнесены к ведению Российской Федерации, в автоматизированные системы города Москвы.
(Пункт 2.3 дополнительно включен на основании ; в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2017 года постановлением Правительства Москвы от 30 августа 2017 года N 596-ПП . - См. предыдущую редакцию)

2.3(1). Ежегодное утверждение стоимости одной поездки, применяемой для определения размера субсидий из бюджета города Москвы в целях возмещения Государственному унитарному предприятию города Москвы "Мосгортранс" и Государственному унитарному предприятию города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И.Ленина" недополученных доходов, возникающих при предоставлении услуг по перевозке транспортом общего пользования в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении, за исключением железнодорожного транспорта, отдельных категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате проезда на транспорте общего пользования в городском и пригородном сообщении.
(Пункт 2.3(1) дополнительно включен с 10 сентября 2017 года постановлением Правительства Москвы от 30 августа 2017 года N 596-ПП)

3. Пункт утратил силу с 15 августа 2008 года - . - См. предыдущую редакцию .

4. Пункт дополнительно включен на основании постановления Правительства Москвы от 28 декабря 2005 года N 1038-ПП ; утратил силу с 15 декабря 2012 года - постановление Правительства Москвы от 20 ноября 2012 года N 663-ПП . - См. предыдущую редакцию .

5. Установить, что для определения размера субсидий из бюджета города Москвы в целях возмещения Государственному унитарному предприятию города Москвы "Мосгортранс" и Государственному унитарному предприятию города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И.Ленина" недополученных доходов, возникающих при предоставлении услуг по перевозке транспортом общего пользования в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении, за исключением железнодорожного транспорта, отдельных категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате проезда на транспорте общего пользования в городском и пригородном сообщении, применяется стоимость одной поездки, размер которой определяется в следующем порядке:

5.1. В 2017 году исходя из установленной Правительством Москвы стоимости одной поездки в 2016 году по проездному билету, предоставляющему право на совершение поездок в пределах уплаченной суммы ("Кошелек"), увеличенной на базовый индекс потребительских цен на 2017 год (в среднем за год), определенный в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, разработанном Министерством экономического развития Российской Федерации, с округлением стоимости поездки до одной копейки в соответствии с правилами математического округления.

5.2. С 2018 года и в каждый последующий год исходя из установленной Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы стоимости одной поездки, применяемой при определении размера субсидий из бюджета города Москвы на указанные цели в предшествующем году, увеличенной на базовый индекс потребительских цен на соответствующий финансовый год (в среднем за год), определенный в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий финансовый год и плановый период, разработанном Министерством экономического развития Российской Федерации, с округлением стоимости до одной копейки в соответствии с правилами математического округления.
(Пункт 5 дополнительно включен с 15 августа 2008 года постановлением Правительства Москвы от 22 июля 2008 года N 623-ПП ; в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2017 года постановлением Правительства Москвы от 30 августа 2017 года N 596-ПП . - См. предыдущую редакцию)

____________________________________________________________________
Пункты 5 , , 7 предыдущей редакции с 15 августа 2008 года считаются соответственно пунктами 6, 7, 8 настоящей редакции - постановление Правительства Москвы от 22 июля 2008 года N 623-ПП .

____________________________________________________________________

6. Установить, что Государственное унитарное предприятие города Москвы "Московский социальный регистр" обеспечивает:

6.1. Учет фактически перевезенных на территории города Москвы граждан, которые указаны в пункте 1 настоящего постановления, в автоматизированных системах города Москвы.

6.2. Изготовление временного единого социального билета для проезда лицам, имеющим право на бесплатный проезд транспортом общего пользования в городском сообщении, включая метрополитен, на Малом кольце Московской железной дороги.
(Пункт 6 дополнительно включен на основании постановления Правительства Москвы от 20 июня 2006 года N 423-ПП ; в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2017 года постановлением Правительства Москвы от 30 августа 2017 года N 596-ПП ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2018 года N 1714-ПП . - См. предыдущую редакцию)

7. Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы совместно с Департаментом информационных технологий города Москвы, Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы, Департаментом финансов города Москвы ежегодно не позднее 1 октября текущего года подготавливать проект соглашения с Правительством Московской области об организации транспортного обслуживания отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в городе Москве и Московской области, на очередной финансовый год в соответствии с Законом города Москвы от 28 марта 2001 года N 11 "О договорах и соглашениях города Москвы" .
(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 апреля 2007 года постановлением Правительства Москвы от 13 марта 2007 года N 159-ПП ; в редакции, введенной в действие с 15 декабря 2012 года постановлением Правительства Москвы от 20 ноября 2012 года N 663-ПП ; в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2015 года постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 932-ПП ; в редакции, введенной в действие с 19 июля 2016 года постановлением Правительства Москвы от 7 июля 2016 года N 399-ПП . - См. предыдущую редакцию)

8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Ликсутова М.С. и министра Правительства Москвы, руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Лысенко Э.А.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 декабря 2012 года постановлением Правительства Москвы от 20 ноября 2012 года N 663-ПП ; в редакции, введенной в действие с 19 июля 2016 года постановлением Правительства Москвы от 7 июля 2016 года N 399-ПП ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2018 года N 1714-ПП . - См. предыдущую редакцию)

Исполняющий обязанности
Мэра Москвы
В.П.Шанцев

Приложение. Перечень отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в городе Москве

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 1 февраля 2005 года N 46-ПП
(в редакции, введенной в действие
с 15 августа 2008 года постановлением
Правительства Москвы
от 22 июля 2008 года N 623-ПП ,
- см. предыдущую редакцию)

ПЕРЕЧЕНЬ
отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в городе Москве

Льготные категории граждан, меры социальной поддержки которых отнесены к ведению Российской Федерации

1. Инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий.

2. Участники Великой Отечественной войны.

3. Лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств.

4. Лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда".

5. Ветераны боевых действий, имеющие право бесплатного проезда в транспорте общего пользования в городском сообщении, включая метрополитен, за исключением железнодорожного транспорта, в соответствии с законодательством.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 декабря 2012 года постановлением Правительства Москвы от 20 ноября 2012 года N 663-ПП ; в редакции, введенной в действие с 19 июля 2016 года постановлением Правительства Москвы от 7 июля 2016 года N 399-ПП . - См. предыдущую редакцию)

6. Члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), члены семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.
постановлением Правительства Москвы от 30 августа 2017 года N 596-ПП . - См. предыдущую редакцию)

7. Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.

8. Инвалиды I, II, III группы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 декабря 2012 года постановлением Правительства Москвы от 20 ноября 2012 года N 663-ПП . - См. предыдущую редакцию)

9. Дети-инвалиды.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2017 года постановлением Правительства Москвы от 30 августа 2017 года N 596-ПП . - См. предыдущую редакцию)

10. Граждане, пострадавшие вследствие воздействия радиации, указанные в пункте 11 части 2 статьи 3 Закона города Москвы от 3 ноября 2004 г. N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы" , имеющие право на меры социальной поддержки в соответствии с указанным законом.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2017 года постановлением Правительства Москвы от 30 августа 2017 года N 596-ПП . - См. предыдущую редакцию)

Льготные категории граждан, меры социальной поддержки которых отнесены к ведению города Москвы

1. Труженики тыла.

3. Реабилитированные лица, подвергшиеся необоснованным политическим репрессиям.

4. Граждане, признанные пострадавшими от политических репрессий.

5. Участники обороны Москвы.

6. Участники предотвращения Карибского кризиса 1962 года.

7. Пенсионеры (не относящиеся к другим льготным категориям).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 декабря 2012 года постановлением Правительства Москвы от 20 ноября 2012 года N 663-ПП . - См. предыдущую редакцию)

8. Родители, иные законные представители детей-инвалидов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2017 года постановлением Правительства Москвы от 30 августа 2017 года N 596-ПП . - См. предыдущую редакцию)

9. Родитель инвалида с детства, обучающегося в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, образовательным программам высшего образования - бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры, - до 23 лет.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2017 года. - См. предыдущую редакцию)

12. Дети из семей с 3 и более детьми до достижения каждым ребенком возраста 16 (обучающимся в образовательной организации, осуществляющей общеобразовательную деятельность по образовательным программам начального общего образования, образовательным программам основного общего образования, образовательным программам среднего общего образования - 18) лет.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2017 года постановлением Правительства Москвы от 30 августа 2017 года N 596-ПП . - См. предыдущую редакцию)

13. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2017 года постановлением Правительства Москвы от 30 августа 2017 года N 596-ПП . - См. предыдущую редакцию)

14. Один из родителей семьи с 3 и более детьми до достижения младшим ребенком возраста 16 (обучающимся в образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего образования, образовательным программам основного общего образования, образовательным программам среднего общего образования - 18) лет.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2017 года постановлением Правительства Москвы от 30 августа 2017 года N 596-ПП . - См. предыдущую редакцию)

15. Опекун (попечитель),приемный родитель, воспитывающий ребенка сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей в возрасте до 18 лет.

16. Патронатный воспитатель ребенка, нуждающегося в государственной поддержке.

17. Граждане, достигшие возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, имеющие страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с федеральным законодательством в области пенсионного обеспечения.
постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2018 года N 1714-ПП)

18. Граждане, достигшие возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, которым присвоено звание "Ветеран труда" или звание "Ветеран военной службы".
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2019 года постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2018 года N 1714-ПП)

Перечень отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области (утратил силу)

(Раздел утратил силу с 1 августа 2015 года - постановление Правительства Москвы от 21 июля 2015 года N 448-ПП . - См. предыдущую редакцию)

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"























































Сами по себе льготы подразумевают существование особых преимуществ или предоставление частичного освобождения от общих для всех граждан:

  • правил;
  • обязанностей.

Льготы служат орудием, призванным обеспечить выполнение ряда первостепенных по важности функций государства. В частности, они являются средством обеспечения равенства социально-общественного. Речь идет здесь о привилегиях:

  • женщинам;
  • несовершеннолетним лицам;
  • инвалидам;
  • многодетным.

Предоставляют их и гражданам в качестве поощрения за имеющиеся у них заслуги перед страной и государством:

  • семьям погибших военных;
  • участникам военных конфликтов;
  • работникам некоторых организаций.

Дают также в виде компенсации за тяжелые условия труда на благо государства:

  • железнодорожникам;
  • шахтерам;
  • военнослужащим;
  • лицам, пострадавшие от радиации.

Также льготы могут быть стимулом для граждан, к примеру, молодым людям облегчают совмещение обучения и трудовой деятельности.

Привилегии такого рода предоставляются на основе действующего законодательства как Российской Федерации, так и ее субъектов, а кроме этого:

  • правительственных постановлений;
  • президентских указов;
  • инструкций и других локальных нормативных актов.

Льготные категории граждан

В реальности в РФ льготников очень много. Однако основная проблема состоит в том, что немало граждан даже не догадываются о своих правах. Как известно, преференции предоставляются в стране в большинстве случаев в заявительном порядке, а люди, не будучи осведомлены о собственных возможностях, не считают целесообразным обращаться в госорганы.

Также в немалой степени льготы отличаются в разных регионах страны. Таким образом, важно понимать все нюансы и, основываясь на точных знаниях, отстаивать свои права.

Так, федеральные перечни льготников содержат такие категории:

  • инвалиды-дети и взрослые, причисленные к разным группам;
  • граждане пенсионного возраста;
  • многодетные семьи;
  • военнослужащие;
  • все дети в возрасте до 3-х лет;
  • нуждающиеся;
  • молодые семьи;
  • безработные;
  • ветераны труда и Великой Отечественной войны;
  • доноры крови.

В числе прочего определенные льготы также получают:

  • нетрудоспособные;
  • иждивенцы, утратившие кормильцев;
  • вдовы и дети погибших военных;
  • беременные женщины.

Дети

Защита социально уязвимых групп населения лежит в основе деятельности Российского государства. И власти страны достаточно активно помогают им. Забота о маленьких детях является во многом приоритетом. В частности, они обладают правом пользоваться бесплатно общественным транспортом, если им не требуется отдельное место. Имеется в виду:

  • поезд (до 5 лет);
  • автобус (до 7);
  • самолет (до 2-х);

При этом детям школьного возраста предоставляется возможность покупать проездные документы со скидкой, если у них будет при себе соответствующее удостоверение.

Помимо того, родителям детей, которым не исполнилось еще 3-х лет, предоставляется наравне с другими льготными категориями право приобретать на особых условиях медикаменты.

Причем некоторые из них, входящие в Перечень лекарственных препаратов, утвержденный правительством, выдаются совершенно бесплатно.

Детям-инвалидам государство выплачивает пенсию. Для ее получения необходимо написать заявление в службу соцобеспечения по месту жительства и представить документы, подтверждающие статус.

Ветераны

Этой категории населения также предоставляется властями ряд льгот. Речь идет о ветеранах труда и ВОВ. При этом перечень привилегий определяется не только на федеральном уровне, но и на региональном. Таким образом, чтобы узнать, какие именно льготы точно положены, необходимо навести справки в своем регионе.

В целом же ветераны могут рассчитывать на:

  • обеспечение медикаментами;
  • изготовление бесплатных протезов (кроме зубных);
  • внеочередное обслуживание в лечебных заведениях;
  • медпомощь за счет бюджета;
  • доплаты к пенсии;
  • вычеты по налогам;
  • освобождение от имущественного и транспортного фискальных сборов (в зависимости от региона);
  • покупку лекарств по сниженным ценам;
  • скидки на оплату услуг коммунальных организаций (50 процентов);
  • внеочередную установку стационарного телефона;
  • санаторно-курортное лечение за бюджетный счет.

Родственники ветерана имеют право получить денежную компенсацию на их погребение.

При этом лица, принадлежащие к этой группе и получившие звание Героя СССР или РФ, также могут потребовать от властей бесплатные земельные участки или отдельное жилье.

Многодетные семьи

Для этой категории государство предусмотрело целый ряд мер, направленных на поддержку. Им назначаются разного рода выплаты, а в некоторых случаях даже предоставляется возможность улучшить жилищные условия.

В настоящее время в большинстве регионов РФ многодетной считают семью, в которой воспитывается от 3-х детей, не достигших еще совершеннолетия. При этом они могут быть как родными, так и усыновленными. Следует отметить, что такие семьи имеют льгот практически столько же, что и ранее упомянутые ветераны.

В частности, государство предоставляет многодетным право на:

  • получение выплат до того момента, пока детям не исполнится 16;
  • выдачу ряда лекарственных средств бесплатно;
  • запись в детсады без очереди и пользование ими без денег;
  • кормление ребятишек в школе за счет госбюджета;
  • предоставление государством школьной и спортивной формы;
  • обеспечение необходимыми для учебы вещами;
  • бесплатное получение жилья;
  • выделение участка земли;
  • пособия, выдаваемые к первому сентября;
  • билеты в музеи (один раз в месяц).

Не стоит забывать и про материнский капитал. В числе прочего таким семьям также положены и вычеты из налогов.

Инвалиды

Отдельные льготы предоставляются также и инвалидам. Их перечень во многом зависит от присвоенной группы. В частности, лица, достигшие совершеннолетия, имеют возможность обучаться в ВУЗах за счет государства. При этом нередко им назначают стипендию выше средней.

Обязательно инвалидам платят пенсии. В случае необходимости представителям этой категории также предоставляются совершенно бесплатно:

  • лечение;
  • медикаменты;
  • протезы;
  • устройства, нужные для реабилитации.

Причем они могут по своему усмотрению получить компенсацию после оплаты указанных выше услуг или предметов.

Работающим инвалидам также должны создать подходящие условия. Их не могут определять в ночные смены, а сверхурочные часы назначаются только с их согласия. В то же время они трудятся по сокращенному графику.

Инвалиды, как и вышеназванные категории, имеют право получать жилье или земельный надел бесплатно.

Пенсионеры

Граждане, ушедшие на пенсию, также принадлежат ко льготникам. В целом перечень привилегий для них выглядит таким образом:

  • выплата пенсии, даже в том случае, если гражданин продолжает работать;
  • бесплатный проезд в городском транспорте;
  • скидки на покупку билетов на поезд;
  • иногда им также разрешается платить меньше за коммунальные услуги;
  • пожилые лица могут бронировать себе билеты на пригородные электрички (в Москве за 10 дней);
  • их освобождают от налога на жилье и транспортного сбора;
  • установка городского телефона;
  • получение лекарств из перечня, составленного правительством.

Пенсионерам, служившим в российской армии, также доплачивают за стаж. Вдовы же военнослужащих получают выплаты, даже в том случае, если они не достигли определенного законом возраста.

Социальная льгота – это правомочие, данное действующим законодательством гражданам, для которых характерны определенные признаки. Создатели соответствующих нормативно-правовых актов исходят из предположения, что отдельные категории лиц нуждаются в защите и поддержке. Это люди, попавшие в непростые жизненные обстоятельства, пенсионеры, инвалиды, многодетные матери и другие.

Когда применяется социальная льгота

Законодательство выделяет три основания, по которым возможно получение льгот:

  • Низкий доход – отдельные категории граждан не способны обеспечить себе достаточный уровень заработка: многодетные или неполные семьи, пенсионеры, инвалиды и т.д. Предоставление льгот этим лицам помогает сгладить социальное неравенство.
  • Особые заслуги – дополнительная поддержка государства предоставляется участникам и инвалидам ВОВ, героям СССР, героям соцтруда, членам семей погибших военнослужащих. Так общество поощряет за высокие достижения и отвагу.
  • Принадлежность к определенным профессиям, важным для общества, – в эту категорию входят шахтеры, соцработники, военнослужащие и т.д. Так государство компенсирует тяжелые условия деятельности.

Использовать социальные льготы и гарантии вправе только граждане России

Порядок предоставления льгот регулируется федеральными законами и подзаконными актами: Указами Президента, Постановлениями Правительства, нормативными документами региональных властей и т.д.

В чем заключаются социальные льготы

Социальная поддержка, оказываемая государством, имеет следующие формы проявления:

  • предоставление дополнительных правомочий или денежных выплат;
  • скидка или полное освобождение от определенных платежей.

Льготы можно условно разделить на материальные и нематериальные. К первой категории относятся субсидии на кварплату, бесплатный проезд на городском транспорте, пенсии по потере кормильца и т.д. Во вторую категорию входит возможность получения квартиры вне очереди, преференции при поступлении в вузы, первоочередное бытовое обслуживание и т.д.

Виды социальных льгот выделяются в зависимости от категорий граждан-получателей. Список возможных преференций будет различным для пенсионеров, детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов, военнослужащих и других контингентов.

По данным статистики, всего в России насчитывается 150 видов льгот. Ими пользуется более 60% населения страны.

Преференции для пенсионеров в 2017 году

Престарелых людей можно назвать наименее защищенной общественной группой, поэтому федеральные и региональные власти вводят для них меры социальной поддержки. Действующие преференции делятся на три типа:

  • Освобождение от перечисления в казну имущественного налога на один объект недвижимости, относящийся к конкретной категории. Например, если пожилой человек владеет квартирой дачей и гаражом, его полностью освободят от бюджетных платежей
  • Освобождение от уплаты НДФЛ с пенсионных поступлений и материальной помощи от государства.
  • Возможность получения дополнительного отпуска за счет работодателей для пенсионеров, не прекративших трудовую деятельность.

Социальная льгота может устанавливаться властями конкретного субъекта РФ. Тогда она будет действовать только на его территории и финансироваться из регионального бюджета. В частности, власти Москвы и Подмосковья предоставляют пенсионерам дополнительные преференции по отношению к федеральным. Это бесплатный проезд на общественном транспорте, освобождение от коммунальных платежей за вывоз мусора, скидки на товары по социальной карте и другие.

Социальные льготы матерям-одиночкам в 2017 году

Матерям, воспитывающих детей в одиночестве, государство предоставляет социальные преференции. Чтобы пользоваться ими, женщина должна документально закрепить свой статус.

Матерями-одиночками считаются только женщины, воспитывающие детей, отцовство которых не установлено. Если отец ушел из семьи, умер или лишен родительских прав, неполной семье положен другой набор льгот

Матери-одиночки имеют право по требованию перевестись на неполный рабочий день, отказаться от сверхнормативного труда и командировок. Им полагается две дополнительных недели оплачиваемого отпуска. Их нельзя уволить по инициативе фирмы-нанимателя. Из заработной платы женщины делается налоговый вычет 2,8 тыс. руб.

Дополнительные льготы устанавливаются региональными и местными властями. К примеру, бесплатное получение лекарств и медицинских услуг, бесплатный проезд, путевки в санатории и другие преференции.

Льготы социальным работникам 2017

Оказание социального обслуживания в городском и государственном секторе – общественно значимая деятельность. Чтобы привлечь новые кадры и поддержать имеющиеся, государство предоставляет работникам этой отрасли следующие преференции:

  • бесплатное предоставление инвентаря и спецодежды;
  • компенсация проезда в городском транспорте;
  • компенсация стоимости бензина, если для передвижения сотрудник использует личный автомобиль;
  • право на установку городского телефона без очереди.

Когда работник находится при исполнении служебных обязанностей, он вправе проходить без очереди в отделениях банков, предприятиях связи, общепита и других учреждениях.

Монетизация социальных льгот

Чтобы воспользоваться преференциями, предоставляемыми государством, нужно оформить льготы. Для этого собирается пакет документов и представляется в МФЦ по месту прописки. Если вы не знаете, какие бумаги потребуются, проконсультируйтесь со специалистами службы «единого окна».

Как правило, для оформления льгот требуются следующие документы:

  • российский паспорт;
  • СНИЛС;
  • заполненное заявление;
  • бумага, подтверждающая право на преференции (справка об инвалидности, пенсионное удостоверение, справка о составе семьи и т.д.);
  • банковские реквизиты, на которые будут перечисляться положенные выплаты.

Любая социальная льгота 2017 от государства носит заявительный характер. Это означает, что для ее использования нужно написать заявление

Чтобы получить вычет по НДФЛ и тем самым снизить налоговые отчисления из заработной платы, гражданину необходимо обратиться в бухгалтерию работодателя. Ее сотрудникам следует предоставить заявление с личной подписью и свидетельство о рождении ребенка.

Льготы по системе социального обеспечения в отдельных случаях предоставляются в форме, которую выбрал сам гражданин-получатель. Например, человек вправе решать, что предпочесть: ЕДВ, перечисляемую одновременно с пенсией, или услуги в натуральном виде.

Льготы - это предоставление кому-либо преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения.
Социальные льготы - предоставленные отдельным категориям граждан преимущества в пользовании общественными фондами потребления, частичное освобождение от выполнения установленных законом норм или облегчение условий их выполнения. (Национальный доход распадается на фонд потребления и фонд накопления).
Льготы выполняют важные социальные функции:
средство достижения социального равенства в обществе (льготы многодетным семьям, женщинам, несовершеннолетним, инвалидам);
способ поощрения граждан за особые заслуги перед государством и обществом (льготы некоторым рабочим и служащим, для инвалидов и участников ВОВ, для семей погибших военнослужащих);
компенсация за особые условия деятельности в интересах государства и общества (шахтерам, железнодорожникам, военнослужащим, гражданам, подвергшимся воздействию радиации и др.);
средство стимулирования видов деятельности (для совмещающих работу с обучением и др.).
Основой для получения социальных льгот являются Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, Указы Президента, Постановления Правительства, инструкции и другие нормативные акты. От уровня принятия нормативного акта зависит и финансовое обеспечение предоставления льгот.
Основными федеральными законами, в соответствии с которыми льготные категории граждан имеют на них право, являются:
«О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.95 г. № 181;
«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.95 г. № 81 (с изм. и доп.);
«О дополнительных гарантиях детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» от 10.12.95 г. № 195;
«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. от 11.12.96 г. № 149);
«О ветеранах» (в ред. от 02.01.2000 г. № 40) и другие;
Законодательные акты устанавливают определенные льготы и определяют категории населения, на которые распространяются льготы.
Приведем категории граждан, имеющих право на льготы:
инвалиды;
участники Великой Отечественной войны и других боевых действий, члены их семей;
ветераны труда;
граждане, награжденные государственными наградами;
граждане, подвергшиеся воздействию радиации;
бывшие несовершеннолетние узники фашизма;
реабилитированные граждане и их родственники;
многодетные семьи
дети.
Кроме перечисленных категорий граждан, право на получение льгот имеют военнослужащие, судьи, прокуроры, следователи, сотрудники органов ФСБ, таможни, налоговой полиции, милиции и другие.
Большинство льгот предоставляется по категориальному принципу. Например, возьмем такую категорию как дети. Дети первых двух лет жизни имеют право на получение бесплатных специальных молочных продуктов. Дети до трех лет должны получать бесплатно лекарства по рецептам врача. Дети из многодетных семей в возрасте до 6 лет бесплатно получают лекарства по рецептам, бесплатно посещают музеи, парки культуры и отдыха. Так же они бесплатно обеспечиваются школьной и спортивной формой на весь период обучения (в соответствии с нормами) или им затраты компенсируются. Дети одиноких матерей получают ежемесячное пособие до 16 лет (на учащегося до 18 лет) в размере 140% минимальной заработной оплаты труда.
В числе льготников вы можете увидеть и такую категорию как социальные работники. В соответствии с законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.95 г. №122, социальные работники, работающие в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания населения, имеют право:
на бесплатный профилактический осмотр и обследование при поступлении на работу и бесплатное диспансерное наблюдение;
повышение квалификации за счет работодателя;
бесплатное получение жилой площади и жилищно-коммунальных услуг при проживании в сельской местности.
Социальных работников должны обеспечить специальной одеждой, обувью или компенсировать затраты на их приобретение; при выполнении обязанностей их должны вне очереди обслуживать; они имеют право на первоочередную установку квартирного телефона, на бесплатный проезд на транспорте общего пользования.
Социальные льготы для различных категорий населения предоставляются в сфере занятости и трудовых отношений, в сфере социального обеспечения и обслуживания, льготного налогообложения.
В сфере занятости:
при трудоустройстве: первоочередным правом получения рабочего места имеют беженцы, вынужденные переселенцы; бывшие военнослужащие; лица, освобожденные из мест лишения свободы; молодежь после окончания вузов; матери-одиночки, имеющие ребенка-инвалида и другие категории населения;
предоставляются льготные условия труда (например, беременным женщинам);
при организации и оплате труда: список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (шахтеры, медицинские работники и др.);
льготные отпуска (преподаватели, медицинские работники, летчики, моряки);
льготы по месту работы (различные виды страхования, обслуживания, обеспечения).
В сфере социального обеспечения и обслуживания:
пенсионное обеспечение: списки производств, работ, профессий, которые дают право получать пенсию по возрасту на льготных условиях (за выслугу лет) - шахтеры, летчики, военные, педагогические работники и др.;
медицинское обслуживание, предоставление бесплатных и частично оплачиваемых лекарственных препаратов - участники и инвалиды ВОВ, инвалиды, ветераны труда;
жилищно-коммунальное обслуживание: жилищная субсидия полагается тем, у кого оплата услуг превышает 22% от общего дохода семьи; предоставление дополнительной жилой площади некоторым категориям населения; 50% оплата жилья, услуг, телефона, радио;
система льготных цен (магазины и отделы).
Льготное налогообложение: льгота по уплате подоходного налога, на налог с недвижимости, земельного налога и другие.
Согласно российскому законодательству, льготы предоставляются 2/3 населения страны. Насчитывается их около 150 видов, и охватывают они около 68% населения страны (почти 100 млн. чел.).
Система социальных льгот построена на уравнительных принципах. В условиях осуществления рыночных реформ система оказалась неэффективной, хотя потребность в них, обусловленная ростом уровня бедности, значительно возросла. Действующая система социальных льгот имеет ограниченные возможности перераспределения ресурсов в пользу наиболее нуждающихся граждан.
Вследствие этого, планируется провести реформирование системы социальных льгот и тем самым достичь следующих целей:
рационального использования бюджетных средств путем их целевого, адресного перераспределения в пользу наиболее нуждающихся;
замены некоторых натуральных льгот денежными компенсациями (например, льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, проезду на городском транспорте);
приведения социальных обязательств государства в соответствие с финансово- экономическими возможностями.
Итак, предполагается категории льготников разделить на три группы. По отношению к каждой будут применяться различные меры социальной защиты, компенсирующие отмену большинства установленных законодательством льгот.
Первая группа - граждане, которым за особые заслуги перед РФ предполагается сохранить предоставление льгот вне зависимости от среднедушевого дохода получателей. К
этой группе относятся: Герои РФ и СССР, полные кавалеры ордена Славы, инвалиды и участники ВОВ, лица, ставшие инвалидами в результате защиты конституционного строя и правопорядка, лица, участвовавшие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
При замене натуральных льгот компенсациями необходимо разработать механизм индексации компенсаций с учетом инфляции или роста стоимости соответствующих услуг. Финансирование из средств ФБ.
Вторая группа - граждане, которым намечается предоставлять меры социальной защиты в зависимости от их среднедушевого дохода и величины ПМ, установленного в субъекте РФ. К этой группе относятся малообеспеченные граждане, ветераны труда, инвалиды и некоторые другие.
Натуральные льготы предполагается сначала заменить компенсациями, а в дальнейшем их социальную защиту осуществлять на основе закона о государственной социальной помощи.
Финансирование за счет средств субъектов РФ.
Третья группа - лица, пользующиеся льготами по профессиональному признаку. К ним относятся военнослужащие, сотрудники милиции, налоговой полиции, таможенных органов, судьи и многие другие. Финансирование профессиональных льгот должно проводиться за счет средств, выделяемых на содержание соответствующих министерств, ведомств и организаций.
С целью перевода льгот (по оплате жилья, коммунальных услуг и телефонов) в форму оплаты труда и денежного довольствия готовится проект федерального закона «О переводе в денежную форму некоторых социальных льгот и внесение изменений и дополнений в законодательные акты РФ».
Таким образом, предоставление социальных льгот будет опираться на дифференцированный подход. Категории льготников будут разделены на три группы. В основу отнесения к той или иной группе будут применены различные меры социальной защиты: сохранение льгот, замена льгот компенсациями, принцип адресности, повышение заработной платы и денежного довольствия некоторым категориям льготников.
Вопросы и задания для самоконтроля:
Что понимаете под социальной помощью?
В соответствии, с каким федеральным законом предоставляется социальная помощь?
Какой принцип лежит в основе предоставления социальной помощи?
Какие виды имеет социальная помощь?
Как вы считаете, кто может быть получателем государственной социальной помощи?
Назовите источники оказания государственной социальной помощи.
С какой периодичностью может быть оказана социальная помощь.
раскройте механизм получения социальной помощи.
Что такое социальные льготы?
Какие социальные функции выполняют социальные льготы?
Что является основой для получения льгот?
Перечислите основные федеральные законы, в соответствии с которыми предоставляются социальные льготы.
Назовите категории граждан, имеющие право на льготы.
По какому принципу предоставляются льготы?
В каких сферах предоставляются льготы? Приведите примеры.
Как вы считаете, необходимо ли реформирование системы льгот и почему?