Что изменилось в законе о банкротстве. Фз о банкротстве. Что происходит после вынесения решения суда по делу о банкротстве

Уровень просроченной задолженности России неустанно растет с каждым годом. Так, чтобы помочь простым гражданам выбраться из «долговой ямы», избавить их от жесткого «сотрудничества» с коллекторами был разработан специальный закон о банкротстве физических лиц. На территории РФ он действует с 1 октября 2015 года под номером 127-ФЗ и по-прежнему актуален на 2019 год.

Главные нормы

Федеральный закон № 127 о банкротстве физических лиц (точнее, изменения в этот закон по ФЗ-476) появился в связи с принятием соответствующих поправок в ранее утвержденном законе о несостоятельности. Вследствие чего подать заявление в Арбитражный суд на проведение процедуры банкротства теперь могут не только ИП и юридические лица, но и обычные жители государства, имеющие огромную закредитованность и не в силах выполнять свои обязательства перед кредиторами, партнерами, другими уполномоченными органами. Официальный процесс может стать результатом полного списания долгов заемщика.

Главные нормы в отношении банкротства гражданина освещены в главе Х действующего закона (ст. 213.1 — 213.32). Отметим, что банкротство физических лиц применимо в нашей стране и для иностранных граждан, если на то имеются соответствующие условия. Например, белорус, получивший кредит в российском банке, может быть признан обанкротившимся, опираясь на «местное» законодательство.

Законодатель определил четкие требования к должникам для доказательства их несостоятельности, порядок прохождения процедуры, применяемые методики решения вопросов с кредиторами. В законе отведена особая роль финансовому управляющему, который за вознаграждение проводит все необходимые этапы реализации процедуры банкротства.

Необходимые требования к гражданину

Закон о банкротстве физических лиц разрешает обращаться в Арбитражный суд с заявлением о признании физлица банкротом не только самому должнику, но и конкурсносу кредитору, а также уполномоченным органам. Об этом свидетельствует п.1 ст. 213.3 ФЗ № 127.

Чтобы суд смог рассмотреть официальный запрос, должник обязан соответствовать ряду требований, отраженных в этой же статье (п.2), а именно:

  1. Иметь общий размер задолженности по одному или нескольким кредитам не менее 500 000 рублей.
  2. Не исполнять требования кредиторов в течение 3-х месяцев с даты, когда их нужно было исполнить.

Планка долга банкрота — особенности

Федеральный закон о несостоятельности банкротстве физических лиц на многих юридических сайтах трактуется несколько неграмотно. Так, как указано выше, размер долга потенциального банкрота должен быть не менее 500 000 рублей, однако в этом же законе в ст. 213.6 присутствуют и другие предпосылки признания гражданина несостоятельным человеком, например:

  1. Со стороны заемщика полностью прекращены расчеты с кредиторами.
  2. Более 10% от всех обязательств, обязанностей должника не исполнено им в период свыше 1 месяца с необходимой к погашению долга даты.
  3. Размер всей задолженности человека превышает стоимость его законного имущества.

Также суд вправе присвоить статус «банкрот» гражданину, у которого вообще нет никакого имущества. Получается, что суд рассматривает ряд исчерпывающих объяснений, подтверждающих реальную неплатежеспособность физического лица, а не только указанный в ст. 213.3 ФЗ № 127 порог долга — 500 000 рублей и выше. Вывод – внимательнее читайте Федеральный закон о банкротстве физических лиц с изменениями на 2019 год.

Подсудность — место отправки заявления

Обратимся к ст. 213.4 закона о банкротстве физических лиц. Там указано, что для начала проведения процедуры банкротства необходимо подать заявление в Арбитражный суд по месту жительства. Это можно сделать в случае невозможности исполнять требования одного или нескольких кредиторов, а также, если должник смог предвидеть факт своего банкротства при наличии определенных обстоятельств.

Отметим, что опираясь на п.2.1 ст. 213.4, прежде чем подать заявление в органы суда индивидуальным предпринимателям следует заранее (не менее чем за 15 дней) опубликовать предварительное уведомление в ЕФРС о том, что планируется подача бумаги о признании ИП банкротом.

К заявлению потребуется приложить множество других документов, список которых содержит п. 3 ст. 213.4 закона № 127. Образец заявления смотрите у нас на .

Выбор арбитражного управляющего

Опираясь на ст. 34 и ст. 2 закона о банкротстве физических лиц под действующей редакцией, дадим определение арбитражного управляющего: это гражданин РФ, являющийся членом СРО арбитражных управляющих. Им может выступать:

  1. Временный – проводит наблюдения.
  2. Административный – занимается финансовым оздоровлением.
  3. Внешний – назначается для внешнего управления.
  4. Конкурсный – работает над конкурсным производством.
  5. Финансовый управляющий – является непосредственным участником дела о банкротстве гражданина.

Назначается представитель закона арбитражным судом, т.е. сам должник по сути не принимает участия в выборе кандидата на «должность» арбитражного управляющего, но, как правило, суд выбирает того управляющего, который находится в составе СРО, прописанной должником в заявлении о банкротстве. Задаваться целью найти финуправляющего – бессмысленно. На заметку, в наиболее крупных саморегулирующих организациях число управляющих составляет свыше140 человек, и суд самостоятельно примет решение, кого именно из них назначить.

Закон не допускает к делу людей заинтересованных в отношении потенциального банкрота или кредиторов. Возможен также вариант замены арбитражного управляющего согласно п.4 ст. 45 ФЗ на основе ходатайства от заявителя.

Важные статьи закона о банкротстве физических лиц

Напомним, что документ № 154 Федеральный закон о банкротстве физических лиц, принятый 29.06.2015 года утратил силу с 01.10.2015 года, поэтому, рассматривая наиболее важные пункты процедуры, продолжим ссылаться на ФЗ № 127. Итак, потенциальному банкроту следует знать, какого вида процедуры применяются в деле. Их список изложен в ст. 213.2 действующего закона, а именно:

  1. Реструктуризация долга.
  2. Реализация имущества.
  3. Мировое соглашение.

Не менее важной статьей в документе является ст. 213.9, где прописаны определение и особенности работы финансового управляющего. Согласно п.1 его участие в деле является обязательным, но работать он будет не бесплатно, а за вознаграждение (фиксированная сумма – 25 000 рублей и сумма процентов – устанавливается в зависимости от требований кредиторов), оплачиваемое должником.

Далее следует обратить внимание на ст. 213.11 закона, в которой указаны последствия введения плана о реструктуризации долга и заодно детально изучить ст. 213.14, где прописано содержание этого плана. Ст. 213.25 и ст. 213.26 подробно освещают вопросы, связанные с имуществом должника, подлежащее реализации.

Также, пролистывая страницы ФЗ № 127, внимательно прочитайте ст. 213.30 закона о банкротстве физических лиц. Она расскажет, каковы последствия признания физилица несостоятельным человеком – банкротом.

Процедура банкротства на практике. Пошаговый инструктаж.

Пожалуй, наиболее распространенным в юридической практике вопросом в отношении является, как проводится данная процедура, каковы особенности, этапы, сроки? Давайте разбираться. Вы приняли взвешенное решение начать судебный процесс для получения статуса «банкрот». Вам потребуется следовать определенной схеме, но прежде, вспомните, имеете ли вы отношение к следующим действиям:

  1. Заключение брачного соглашения о разделе имущества, алиментах и пр.
  2. Оформление договора купли-продажи, дарения личного имущества за последние 3 года.
  3. Назначение должника учредителем в той или иной компании когда-либо.

Вышеизложенное окажет серьезное влияние на ход процедуры банкротства при наличии. Теперь конкретно, как проходит процесс на практике:

Действие должника Краткое описание
Сбор документов Процесс занимает примерно 1 неделю, если ответственно подойти к вопросу. Скорость сбора необходимых бумаг сыграет в пользу должника
Подача заявления Содержание закреплено ст. 213. 4 ФЗ № 127. Писать требуется кратко, не освещая подробности обстоятельств, приведших к банкротству
Суд До назначения даты первого заседания, возможно, потребуется донести какие-либо документы. В суде главное доказать, что у вас действительно отсутствуют средства и возможности для выполнения обязательств кредиторов. Если вы не желаете обращаться к адвокату, то следует тщательно подготовиться к решающему дню
Процедура банкротства Реструктуризация долга или реализация имущества назначенная по решению суда происходит на основе сотрудничества с финансовым управляющим, который согласно п. 7 ст. 213.9 закона имеет право получать информацию об имуществе физлица, его депозитах и пр. По факту, этот человек имеет доступ ко всем банковским счетам должника. Не уклоняйтесь от контакта с управляющим, предоставляйте все требуемые от вас документы и сведенья.

Что касается сроков, то многое зависит от назначенной судом процедуры. Если речь идет о реструктуризации – до 6 месяцев. Реализация имущества предполагает период от 4 до 6 месяцев. Немаловажную роль во времени всего процесса играют финансовый управляющий и судья, т.е., если вам попался ответственный, исполнительный управляющий, то все пройдет максимально быстро для вас и ваших кредиторов.

Стоимость процедуры

Выше мы указали, что оплата услуг финансового управляющего возлагается на должника и составляет 25 000 рублей плюс 2% от размера требований кредиторов (при реструктуризации долга), 2% от размера выручки при реализации имущества. Помимо этого с банкрота взимаются следующие платежи:

  1. Госпошлина – 6 000 рублей.
  2. Почтовые расходы – 1 000 — 4 000 рублей.
  3. Иные возможные траты: суммы, подлежащие выплате свидетелям, переводчикам (при необходимости), специалистам, адвокатам и пр.

Можно обратиться в специализированные юридические компании, где предоставляются специальные пакеты обслуживания, например: «Подготовка к банкротству», «Банкротство под ключ» и пр. Цена услуг рассматривается в индивидуальном порядке.

После банкротства

Итак, должник банков, МФО и пр. возможных органов объявлен банкротом. Теперь кредиторы потребуют возместить долг согласно судебному решению по максимуму. Стадия реализации имущества банкрота (если имеется) происходит в несколько этапов. Отметим, в ст. 213.25 описано, что все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия судебного решения, входит в конкурсную массу за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание, например, единственная квартира должника, земельный участок, на котором расположен его единственный дом или доля жилья .

После признания гражданина банкротом все вопросы по реализации его имущества будет решать финансовый управляющий. Звонки от коллекторов, рост долговых обязательств прекращаются еще на стадии объявления процедуры согласно п. 5 ст. 213.25 ФЗ.

Особенности продажи имущества должника

Имущество должника или его части после объявления гражданина банкротом реализуется на специальных торгах, аукционах, что указано в п. 3 ст. 213.26 ФЗ, если иное не предусмотрено по решению собрания кредиторов. Драгоценности, различные предметы роскоши (движимое или недвижимое имущество) по стоимости от 100 000 рублей также подлежат продаже на открытых торгах. Порядок продажи залога описан в ст. 110, в п.3 ст. 111, а также в ст. 134 ФЗ. Примечательно, что согласно п.5 ст. 213.26 имущество, которое финансовый управляющий не смог реализовать возвращается к банкроту по акту приема-передачи.

Процесс описи, оценки и реализации имущества должника должен быть отмечен управляющим в отчетах перед кредиторами, гражданином и другими уполномоченными органами (п. 6 ст. 213.26).

Если при продаже, например, квартиры должника затрагивается доля его супруги, которая ей принадлежит согласно СК РФ (50%), то деньги, вырученные от сделки, в соответствующем доли размере передаются жене банкрота.

Ограничения к гражданину-банкроту

Признание физического лица банкротом несет определенные для него последствия, освещенные в ст. 213.30 ФЗ, а именно:

  1. В течение 5 лет нельзя оформлять кредиты, займы, не указав факт своего банкротства.
  2. В течение 5 лет подать гражданином повторное заявление на процедуру банкротства не разрешается.
  3. В течение 3-х лет не допустимо занимать руководящие должности в органах управления юрлица или участвовать иным образом в управлении юрлица.

Также суд вправе запретить банкроту выезд за границу на определенный промежуток времени (срок устанавливается в индивидуальном порядке).

Плюсы и минусы закона

Принятие закона о банкротстве физических лиц стало скорее необходимостью в нашей стране в связи с наступившим кризисом. Он позволил многим простым людям избавиться от долгового бремени. Естественно, каждый случай следует рассматривать отдельно, но шанс полного списания долга на стадии процедуры все же есть. Да, долг возвращать придется, однако его размеры могут быть гораздо меньшими, ранее установленных кредиторами обязательств. Кроме того, закон не предусматривает лишение должника его единственного имущества, предметов первой необходимости, выигранных призов, наград, учитывает долевое разделение (супруги, дети, родственники).

Не обойтись и без минусов в законе, например:

  1. Дороговизна процедуры — все траты судебного процесса возлагаются на банкрота, который, по сути, уже является безденежным и несостоятельным человеком.
  2. Ограничения к гражданину, описанные в разделе выше.
  3. Длительность всего процесса (до 6 месяцев).
  4. Абсолютный контроль за финансами должника переходит в руки финансового управляющего.

В целом же преимуществ в законе № 127-ФЗ для должника больше, главное грамотно подойти к процессу, изучить все особенности и нюансы.

Судебная практика на текущий момент

Сегодня закон о банкротстве физических лиц работает в реальных условиях. В период его принятия у многих (депутатов, банковских учреждений) были некоторые опасения, но процесс реализации закона пошел благополучно.

Количество документов, необходимое для начала проведения процедуры достаточно громоздкое, но собрать его вполне возможно при желании. Заявление подается должником по месту регистрации, а не прописки, что довольно удобно для населения.

Если у потенциального банкрота есть хоть какой-то источник дохода, то суд назначает процедуру реструктуризации долгов перед кредиторами, и дальнейшее разбирательство будет проходить, опираясь на ст. 213.11-213.23 ФЗ. Судебная практика показывает, что пункт реструктуризации можно миновать и перейти к реализации имущества должника, т.е. начать его продажу.

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 222-ФЗ) внесены изменения, в том числе в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве).

Закон о банкротстве (в редакции Закона № 222-ФЗ) применяется арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после дня вступления в силу Закона № 222-ФЗ, а также производство по которым возбуждено до дня вступления в силу Закона № 222-ФЗ, если к этому дню в отношении должника не введена процедура, применяемая в деле о банкротстве.

К делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу Закона № 222-ФЗ, до момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве и введенной до дня вступления в силу Закона № 222-ФЗ, применяются положения Закона о банкротстве без учета изменений. Введенные изменения применяются к правоотношениям, возникшим с момента завершения соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве, независимо от даты принятия указанного дела о банкротстве к производству.

Изменению подверглись следующие положения Закона о банкротстве.
1. Подпунктом «в» пункта 1 и пунктом 2 статьи 4 Закона № 222-ФЗ внесены изменения в статью 2 и пункт 4 статьи 10 Закона о банкротстве, которые предусматривают возможность привлечения к субсидиарной ответственности лиц, являющихся конечными бенефициарами, а не номинальными руководителями. Введено прямое указание на должностные или родственные связи как основание для определения статуса контролирующего лица. Кроме того, увеличен срок, в течение которого будет определяться статус контролирующего лица с 2 до 3 лет. Введена презумпция вины для целей субсидиарной ответственности для директоров организаций за совершение налогового правонарушения.

2. Пунктами 3, 4 статьи 4 Закона № 222-ФЗ внесены изменения в статьи 61.2 и 61.4 Закона о банкротстве, согласно которым введена дополнительная степень защиты налоговых платежей от их оспаривания в качестве приоритетной сделки в процедуре банкротства.
Указанные изменения применяются к заявлениям о признании сделки недействительной, поданным после 01.09.2016.

3. Пунктами 6, 7, 11 Закона № 222-ФЗ внесены изменения в статьи 110, 111, 139 Закона о банкротстве, которые позволят обеспечить привлечение к торгам наибольшее число потенциальных покупателей и реализацию имущества по наиболее высокой цене благодаря наделению кредиторов правом самостоятельно утверждать условия проведения торгов и изменять состав лотов в случае нерезультативности первых торгов.
В целях оптимизации сроков процедуры банкротства введен предельный срок на представление арбитражным управляющим положения о торгах на утверждение собранию кредиторов – в течение одного месяца с даты окончания инвентаризации предприятия должника или оценки имущества должника.

Указанные изменения вступают в силу с 01.09.2016.

Пунктом 8 статьи 4 Закона № 222-ФЗ внесены изменения в пункт 2 статьи 129 Закона о банкротства, согласно которым, конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества в срок не позднее трех месяцев с даты открытия конкурсного производства. Данные изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, т.е. с 21.12.2016.

4. Пунктом 12 статьи 4 Закона № 222-ФЗ внесены изменения в пункт 4 статьи 142 Закона о банкротстве, согласно которым увеличен срок до 6-ти месяцев включения в реестр требований кредиторов для задолженности по обязательным платежам, которая выявлена после закрытия реестра требований кредиторов (по результатам выездной налоговой проверки или представления должником уточненных деклараций).

5. Пунктом 10 статьи 4 Закона № 222-ФЗ внесены изменения в абзац пятый пункта 2 статьи 134 Закона о банкротстве, согласно которым, определен исчерпывающий перечень эксплуатационных платежей (коммунальные платежи, платежи по договорам энергоснабжения и иные аналогичные платежи). Указанные изменения в Закон о банкротстве вступают в силу с 01.09.2016.

6. Пунктом 13 статьи 4 Закона № 222-ФЗ Закон о банкротстве дополнен статьёй 142.1, согласно которой, погашение требований кредиторов путем предоставления отступного допускается только при условии соблюдения очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов.

В соответствии с пунктом 12 статьи 142.1 кредитор, не направивший конкурсному управляющему заявления о согласии на погашение своего требования путем предоставления отступного в установленный срок и (или) не указавший сведений об имуществе должника, считается отказавшимся от погашения своего требования путем предоставления отступного.

В соответствии с пунктом 14 статьи 142.1 Закона о банкротстве в случае, если законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность удовлетворения требований кредитора или уполномоченного органа только в денежной форме, обязательным условием соглашения об отступном является внесение на специальный банковский счет должника суммы денежных средств в размере, достаточном для погашения соответствующих требований кредитора или уполномоченного органа, удовлетворение которых законодательством Российской Федерации предусмотрено только в денежной форме, пропорционально размеру погашаемых требований кредитора, заключающего соглашение об отступном.

Согласно статье 13 Закона от 23.06.2016 № 222-ФЗ данные нормы вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, т.е. с 21.12.2016.

Законодательство РФ в части регулирования гражданских сделок часто меняется. Это можно сказать, например, о сфере долговых правоотношений. В частности, закон о финансовой несостоятельности — в числе правовых актов, которые достаточно часто подвергаются корректировке. Какие из недавних новшеств законодателя, содержащихся в данном источнике, заслуживают особого внимания?

Законодательные нюансы

Говоря о нововведениях, касающихся законодательства о банкротстве, следует отметить, что в РФ есть только один правовой акт, регулирующий сферу долговых правоотношений в аспекте финансовой несостоятельности как с участием организаций, так и граждан. Речь идет о ФЗ №127 «О несостоятельности (банкротстве)». Он был принят 26.10.2002 г.

Регулирование банкротства физлиц

Долгое время данный правовой акт в полной мере регулировал долговые правоотношения только с участием организаций. Обращаться в суды могли, апеллируя к положениям, которые содержал закон о несостоятельности, предприятия, но не физлица. Однако в 2014 году в данный правовой акт были добавлены положения, благодаря которым заявить о своем банкротстве получили возможность и граждане.

Есть не совсем корректная точка зрения, что есть отдельный закон о несостоятельности физических лиц. Это не так. Банкротство как граждан и организаций регулирует один правовой акт, отмеченный ФЗ №127. С недавних пор это также и закон о несостоятельности кредитных организаций.

Регулирование банкротства кредитно-финансовых организаций

Дело в том, что до декабря 2014 года процедура банкротства, собственно, банков, регулировалась отдельным правовым актом — ФЗ №40, принятым 25.02.1999 г. Сейчас законодательство, касающееся финансовой несостоятельности, таким образом, объединено в общем источнике. Неважно, как его интерпретировать — как правовой акт, регулирующий банкротство бизнесов, банков, или же как закон о несостоятельности физических лиц — текст закона будет во многих его положениях одним и тем же, несмотря на то, что правовой статус субъектов долговых правоотношений разный.

Специфика новшеств

Сам факт того, что в закон о несостоятельности были включены положения, касающиеся соответствующей процедуры с участием физлиц, можно рассматривать как сенсацию: более 10 лет, таким образом, законодатель игнорировал возможность регулирования банкротства граждан, но вдруг решил пересмотреть свое отношение к соответствующим сферам активности. Поэтому если говорить о неких масштабных новшествах, внедренных в юридическую практику посредством ФЗ №127, то это как раз тот факт, что в РФ появился полноценный закон о несостоятельности физических лиц. Текст соответствующего правового акта с энтузиазмом начали изучать рядовые граждане. В частности, те, которые успели набрать различных кредитов и начали испытывать сложности с их выплатой.

После того как соответствующий правовой акт приобрел полноценный вид, в РФ появился закон о несостоятельности физических лиц, хозяйственных обществ — новые правки в него все же продолжают вноситься законодателем. Касаются они самых разных аспектов сферы долговых правоотношений. Наша задача — рассмотреть ключевые.

Регулятор внимателен к юридическим лицам

Можно отметить, что недавние корректировки имеют отношение, главным образом, к коммуникациям с участием предприятий. Активности физлиц пока что регулируются прежними положениями, которые, однако, сами по себе очень новые. Внесенные в закон о банкротстве последние изменения, принятые 29 декабря 2014 года, можно считать касающимися непосредственно предприятий (хотя при детальном рассмотрении некоторые из них можно трактовать и в отношении граждан). Поэтому в статье под термином «должник» мы будем подразумевать, прежде всего, юридическое лицо. Те положения, о которых пойдет речь, в полной мере применимы для организаций.

Взаимодействие банков с арбитражами

Изменения в коснулись такого аспекта, как взаимодействие кредиторов — в статусе банковских организаций, с арбитражными судами. В соответствии с нововведениями финансовые учреждения получили право обращаться в данные инстанции, даже если у них нет решения суда общей юрисдикции о взыскании с должника финансовых средств. В этом смысле получили преимущественное положение соотносительно с правомочиями конкурсных субъектов, которые, в свою очередь, должны иметь в подобных случаях на руках соответствующее судебное решение.

Минимум инстанций

До соответствующих нововведений кредиторы должны были обращаться в суд в порядке, соответствующем исковому производству. После этого им нужно было ждать, пока будет принято соответствующее решение о признании за заемщиком долга и о необходимости его взыскания. Следующий этап был связан с ожиданием того, пока постановление суда вступит в законную силу. К тому же должник мог подать апелляцию, что предполагало участие кредитора в новых судебных заседаниях, и хорошо, если с успехом для него. Теперь же предварительное обращение в суд не требуется. Но следует отметить, что данная норма касается только банков, то есть, структур, официально зарегистрированных как кредитная организация.

Последовательность действий банков

Будет полезно рассмотреть порядок некоторых действий, которому должен, в соответствии с законодательными нововведениями, следовать банк при инициировании банкротства должника.

Так, кредитная организация с момента вступления соответствующих поправок в силу, а именно, с 1 июля 2015 года, должна за 15 дней до обращения в арбитраж опубликовать уведомление, касающееся намерения инициировать процедуру признания должника несостоятельным. Данный документ направляется в Единый федеральный реестр сведений об активностях юридических лиц. Отметим, что до вступления поправок в силу срок подачи соответствующего уведомления составлял до 30 дней, при этом направлять документ нужно должнику, а также известным банку кредиторам.

В результате законодательных нововведений банк может инициировать процедуру банкротства заемщика без дополнительных судебных процессов. Более того, он вправе начать соответствующую работу раньше остальных кредиторов, тем самым, первым получив в распоряжение необходимые документы, касающиеся деятельности должника.

Выбор временного управляющего отменен

Изменения в законе о банкротстве коснулись такого аспекта, как процедура назначения временного управляющего. До нововведений должник имел право выбрать человека, выполняющего соответствующие функции, исходя из собственных предпочтений. После того как изменения в законе были утверждены, временные управляющие стали назначаться посредством случайного выбора. Правда, конкретный механизм подобной жеребьевки пока не определен. В связи с этим временный управляющий будет назначаться судом до момента утверждения в законах необходимых механизмов.

До нововведений заемщик мог назначить управляющего, который был, фактически, подотчетен фирме. Человек, занимающий данную должность, мог никак не препятствовать тому, чтобы компания-должник продолжила вести деятельность. Также нельзя было исключать, что «свой управляющий» закроет глаза на реальные финансовые проблемы компании-должника. Сохранялась вероятность того, что в реестр требований не будут включены кредиторы, претензии которых нежелательны для заемщика. Также управляющий, назначенный компанией-должником, мог помогать фирме совершать различные противоправные действия, например, производить сокрытие тех или иных фактов, значимых для суда и для кредиторов.

Каков порядок действий предписывают должнику изменения в законе о банкротстве? Перед тем если именно заемщик является инициатором процедуры признания финансовой несостоятельности, он должен опубликовать уведомление, касающееся данной активности, в Едином реестре. После этого в случайном порядке назначается арбитражный управляющий, но, как мы отметили выше, пока эта процедура не регламентирована, и выбор человека на соответствующую должность находится в компетенции суда.

Минимальный размер долга

Изменения в законе о несостоятельности затронули также такой критерий, как минимальная величина долга, которая дает право сторонам долговых отношений инициировать процедуру банкротства. В данном случае мы говорим только о должниках-организациях. До нововведений соответствующая величина составляла 100 тыс. руб. (для естественных монополий — 500 тыс.). После корректировок в законодательстве цифры увеличились: банкротство может быть инициировано, если компания должна не менее 300 тыс., а если она имеет статус естественной монополии, — от 1 млн. руб. Закон о несостоятельности физических лиц, что примечательно, характеризуется более строгими условиями в аспекте минимальной величины долга: банкротство гражданина возможно, только если он занял и не может отдать 500 тыс. руб. и более. Корректировок этой нормы пока что законодатель не осуществлял.

Права залоговых кредиторов

Изменения в законе о банкротстве дали повод говорить о том, что залоговые кредиторы — те, чьи требования обеспечены теми или иными активами, находящимися в собственности должника, получили дополнительные права. Какие именно? В частности, это право голоса на собраниях, где решаются вопросы о выборе управляющего, а также при обращениях в суд по поводу отстранения человека на соответствующей должности, о переходе компании к внешнему управлению. До нововведений залоговые кредиторы могли реализовывать право голоса чаще всего только на стадии наблюдения.

После внесения изменений в законодательство получили право фиксировать изначальную стоимость предмета залога, а также то, в каком порядке должны быть проведены торги. Если мнение соответствующих субъектов долговых правоотношений не найдет понимания у других участников процедуры банкротства, то в дело должен вмешаться суд.

Если на предприятии, которое рассматривается в качестве неплатежеспособного, осуществляется замещение активов, например, когда на базе фирмы создается несколько хозяйственных обществ, то залоговые кредиторы получают право на удовлетворение своих запросов за счет акционерных активов.

Кредиторы соответствующей категории получили право сохранить за собой предмет залога в процессе торгов. Для этого им необходимо составить публичное предложение, если заявки на участие в данного типа торгах отсутствуют. Это, как считают эксперты, можно трактовать как дополнительный механизм, обеспечивающий защиту интересов залоговых кредиторов.

Срок исковой давности

В числе иных примечательных новшеств, которые привнесли изменения в закон о банкротстве, можно выделить механизм, в соответствии с которым могут заявлять о том, что срок в отношении долгов иных субъектов, выдвигающих заемщику претензии, истек. Ранее такой возможности законодательство не предусматривало.

Ответственность за своевременное уведомление о банкротстве

Руководители фирм, в которых возникли финансовые сложности, дающие повод говорить о появлении признаков банкротства, обязаны уведомлять об этом собственников. Если директор организации не выполнит это обязательство, то в отношении него может быть наложен штраф в размере 25-50 тыс. руб. Также можно отметить, что ужесточена ответственность за иные неправомерные действия руководства фирмы при процедуре банкротства.

Банкротство должно быть обоснованным

До того как изменения в закон о банкротстве были внесены, каких-либо оснований для прекращения дел, предмет которых — банкротство, не предусматривалось. То есть, например, при выявлении судом каких-либо злоупотреблений со стороны инициатора процедуры банкротства могло не наступить никаких правовых последствий. В новой редакции закона сказано, что обращение в суд, предмет которого — инициирование процесса признания должника несостоятельным, не должно ограничиваться формальной обоснованностью. Важно, чтобы заемщик был неплатежеспособным фактически.

Если, таким образом, суд установит, что должник либо кредитор, которые инициировали процедуру банкротства, знали, что соответствующий субъект вполне платежеспособен, то есть преследовали выгоду, производство по делу может быть в законном порядке приостановлено. При условии, разумеется, что к тому моменту заемщик не утеряет платежеспособности. Подобная норма позволяет судам пресекать сговоры между должниками и кредиторами, которые могут в силу тех или иных обстоятельств выгодны им, но в то же время наносят ущерб иным заинтересованным лицам.

Банкротство физических лиц в России явление новое и пока ещё не имеющее широкого распространения.

Многие граждане сочли, что законодательство теперь позволит каждому человеку, который в силу каких-то обстоятельств оказался в трудной экономической ситуации, с лёгкостью снизить общее финансовое бремя.

Это так, но только при соблюдении ряда условий. Сам же конкретный случай для этого должен содержать ряд необходимых признаков .

То, что получило общее обозначение «Закон о банкротстве физических лиц» на деле является поправками к «Закону о несостоятельности», которые направлены в первую очередь на регулирование отношений между гражданами и банками, официальными кредитными организациями, коллекторами. С 1 октября 2015 года Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ касается не только предприятий и бизнесменов, которые осуществляют свою деятельность без образования юридического лица, но и обычных людей.

Правда, стать банкротом не так уж и просто, а признание гражданина таковым целиком и полностью зависит от решения арбитражного суда.

Как и почему физическое лицо становится банкротом?

Для этого необходимо, чтобы суд установил, что человек не имеет возможности выполнить свои денежные обязательства. К ним относится вся совокупность обязательных для гражданина платежей, включая налоги, штрафы, оплату услуг ЖКХ и, конечно же, возврат имеющихся долгов по кредитам.

Обратиться с этой целью в суд может сам гражданин, его кредиторы, налоговые органы и все те лица и структуры, которые наделены такими возможностями в силу законодательства России в общем случае.

Следует отметить, что гражданин имеет право подать соответствующий иск в суд, но не обязан это делать, если сумма его долга не превышает 500 тыс рублей и он совершил хотя бы одну оплату по графику в течение трёх месяцев. Если же долг переваливает рубеж в полмиллиона и просрочка более трёх месяцев, то должник обязан обратиться в суд с целью признания его банкротом.

Основанием для банкротства является неплатежеспособность, а не наличие какого-то долга.

Общими признаками неплатежеспособности являются:

Всё перечисленное выше является основанием для обращения в суд. Должник может быть признан банкротом в силу его финансовой несостоятельности. Для этого не обязательно, чтобы долг превышал сумму в 500 тыс рублей.

Стадии процесса и документы

Необходимо сделать два существенных замечания. Речь идёт о стадиях правового регулирования отношений кредиторов, всех лиц перед которыми гражданин имеет долг и им самим.

Какие-то этапы имеют отношение к сроку до объявления должника банкротом, какие-то начинают работать после. Это не стадии именно банкротства как такового. Банкротство - это просто признание судом экономической несостоятельности и назначение финансового управляющего .

Так же следует иметь в виду, что одного заявления в суд недостаточно. К нему необходимо приложить определённые документы. Их перечень зависит от конкретной ситуации. К тому же процесс внедрения поправок к закону 127-ФЗ идёт всего год, поэтому нельзя исключить, что он может быть изменён.

Потребуются документы , которые подтверждают наличие задолженности, причину её возникновения и неспособности физического лица возвращать долги. Нужны ещё и те, что подтверждают или отрицают наличие ИП. Получить их нужно в срок не превышающий отметку в пять дней до подачи искового заявления. Так же потребуется опись имущества и документы, подтверждающие право владения им. Это не говоря уже о тех, что раскрывают доходы гражданина, природу их получения, уплаты налогов.

При формировании этого пакета документов нужно учитывать индивидуальные особенности. Так, если гражданин является инвалидом, то копии подтверждающих это документов, а если не имеет работы, то копия решения о признании гражданина безработным.

Если банкротом пытается себя признать сам гражданин, то все копии нужно заверить нотариально.

После сбора документов и подачи их в суд начинается процесс, который может быть выражен в трёх стадиях. Они все оговорены законом, но какие-то могут быть исключены. К примеру, если вопрос будет решен в ходе мирового соглашения, то про две последующих можно забыть.

Мировое соглашение

В судебной практике оно чаще всего заключается, если должник не хочет, чтобы его признавали банкротом. Тогда заключаются какие-то новые договорённости. Они превращаются в соглашение, которое утверждается судом.

Не нужно путать мировое соглашение и реструктуризацию долга. Чаще всего соглашение просто подтверждает отсрочку или частичную уступку. При этом развернутый график не составляется. К примеру, если банк согласен подождать 2-3 месяца и не назначать штрафы, а по истечение срока должник надеется найти источник дохода и покрыть долг в полном объёме, то это отражается в соглашении.

Реструктуризация долга

Это чёткий график того, как должник будет выплачивать долг. Часто суды оставляют только «тело» долга, отменяют практически все штрафы и даже выплаты по процентным ставкам. Полученная сумма разбивается на части, а их должник обязан выплатить по графику. Срок при этом не может превышать 3-и года.

Обе эти стадии имеют отношение только к периоду до объявления человеком банкротом и практиковались российскими судами задолго до появления поправок 2015 года. Так же на основании законодательства, только основания для принятия решений судам давали другие статьи.

Нужно отметить лишь, что реструктуризацией всё может и кончиться, а может быть она станет преддверием продажи имущества. К примеру, долг составляет 1 млн рублей, а подлежащее отчуждению имущество нельзя оценить более, чем в 800 тыс. Тогда сумма долга пересматривается, приставы имущество забирают, а конкурсный управляющий начинает организацию торгов. В результате, к моменту их завершения, у банкрота долга не остаётся, но не остаётся и ничего, что не является необходимым для жизни или выполнения своих профессиональных обязанностей.

Объявление банкротства или признание судом финансовой несостоятельности происходит в случае, если упомянутые выше меры применить невозможно. После этого начинается третья статья. Она относится к периоду, когда гражданин уже признан банкротом официально.

Реализация имущества

С момента вступления в силу судебного решения банкрот теряет ряд своих возможностей. Его финансовые операции переходят под контроль управляющего. Это не значит, что он не может ничего продавать или покупать. Но финансовый управляющий имеет право остановить любые сделки, которые могут нанести вред хоть одному из кредиторов банкрота.

В этот же момент начинается процесс отчуждения и продажи имущества должника на торгах. Осуществляется это так же, как и ранее. Суд выписывает исполнительный лист, и с ним к должнику приходят приставы. Они могут отчуждать то, что не оговорено законодательством в качестве не подлежащего отчуждению. У банкрота не могут отнять квартиру или её часть, если это единственное место проживания, но могут автомобиль, если он не нужен для выполнения профессиональных обязанностей, другую недвижимость и подобные «лишние» вещи.

Сколько стоит банкротство?

Природа возникновения суммы в 500 тыс рублей, которую многие приняли за условие для объявления физического лица банкротом, станет понятной, если узнать о том, сколько денег придётся заплатить тому, кто решил сам объявить себя банкротом. Вряд ли нужно это делать, если долг её не превышает.

Госпошлина , которая берётся в момент подачи заявления в суд, - 6000 рублей. В этот же момент нужно перечислить на депозит суда вознаграждение управляющему , которое составляет 10000 рублей. Суд примет решение о том, сколько будет применено процедур. В классическом случае их две: реструктуризация долга и продажа имущества. Вознаграждение конкурсному управляющему за каждую ещё 10000 рублей. Так же необходимо дать объявления в средства массовой информации , которые тоже будут стоить примерно 10000 рублей.

Итак, минимум, если даже будет применена только одна процедура, 36000 рублей. Однако не плохо вспомнить и о том, что процессы по арбитражному законодательству достаточно сложные с точки зрения юриспруденции. А это значит, что не помешает и задуматься об услугах адвоката . Для среднего областного города в России по таким делам они могут вылиться в сумму в 30-40 тыс рублей.

Не нужно думать, что обанкротить себя самого в России сможет даже нищий. Сначала ему придётся собрать некоторую сумму.

Последствия

В общем-то никаких серьёзных последствий данной процедуры нет.

В течение пяти лет гражданин не сможет брать кредиты или займы без указания того, что он признан банкротом.

Сам он теряет право подавать заявление на повторное признание себя банкротом в течение такого же срока. Могут только другие заинтересованные лица.

Ещё нельзя стать руководителем юридического лица в течение срока в три года. Так же суд может запретить банкроту покидать пределы РФ так же на три года.

Преимущества процедуры

Основные из них относятся к области труднопрогнозируемых. Обычно граждане надеются на то, что признание банкротом спишет долг чуть ли не целиком . Практика показывает, что суды в РФ своей политики не изменили. Только теперь более тщательно анализируют реальную платежеспособность должника. Целиком долг списать очень трудно. Определённую сумму придётся выплатить или проститься с каким-то имуществом.

Основным преимуществом является то, что любые штрафы более не начисляются и погашать нужно только ту часть долга, которая зафиксирована в документах на момент признания физического лица банкротом.

Кроме этого, с момента признания гражданина банкротом коллекторы, которые с лета 2016 года действуют на законных основаниях, теряют все свои права и не могут выходить с банкротом на какие-то переговоры или присылать ему письма и другие сообщения.

Общие изменения в законодательстве

Принятие поправок 2015 года повлекло за собой изменения в других законах, которые относятся к административному и уголовному кодексам.

Теперь попытки искусственного ухудшения своего материального положения или подача ложных сведений о своём имущественном и финансовом положении могут повлечь уголовное преследование. Так, если ущерб от таких действий может быть оценен в сумму более 1,5 млн рублей, то виновному грозит срок до 6 лет. В случае, если ущерб оценят в меньшую сумму, то штраф.

Попавшим в трудную ситуацию гражданам следует иметь в виду, что налоговая служба уже начала практику при которой лица, не обратившиеся в суд с заявлением о признании себя банкротами при долге выше 500 тыс и при наличии просрочки более трёх месяцев, штрафуются на сумму от 1 до 6 тыс рублей.

Основные положения данного закона и порядок процедуры банкротства физлиц рассмотрены в следующем видеосюжете:

Федеральный закон от 29.07.2017 N 218-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные...

Статья 15. О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"

Внести в Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 43, ст. 4190; 2009, N 1, ст. 4; N 29, ст. 3632; 2011, N 29, ст. 4301; N 49, ст. 7015, 7024; 2012, N 53, ст. 7619; 2013, N 27, ст. 3481; N 52, ст. 6979; 2015, N 1, ст. 29, 35; N 27, ст. 3945, 3977; N 29, ст. 4362; 2016, N 1, ст. 11, 29; N 27, ст. 4237) следующие изменения:

1) в пункте 2.1 статьи 7 слова "- кредитной организации" заменить словами ", должника, работника, бывшего работника должника", слова "абзацем вторым пункта 2 статьи 7 настоящего Федерального закона" заменить словами "пунктом 2 настоящей статьи";

2) статью 41 дополнить пунктом 7 следующего содержания:

"7. Уведомление о направлении в арбитражный суд заявления уполномоченного органа о признании должника банкротом подлежит обязательному опубликованию путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в течение пяти рабочих дней с даты направления заявления в арбитражный суд.";

3) в статье 201.1:

а) пункт 1 дополнить подпунктом 2.1 следующего содержания:

"2.1) участник долевого строительства - гражданин, являющийся участником строительства и имеющий требование к застройщику на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, по которому застройщиком осуществлены обязательные отчисления (взносы) в компенсационный фонд, публично-правовая компания "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" (далее - Фонд), к которой перешло право требования по договору участия в долевом строительстве в результате осуществления выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом;";

б) дополнить пунктами 2.1 - 2.7 следующего содержания:

"2.1. Конкурсными управляющими (внешними управляющими) в деле о банкротстве застройщика, который осуществлял взносы в компенсационный фонд в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, утверждаются арбитражные управляющие, соответствующие установленным настоящим Федеральным законом требованиям и аккредитованные Фондом.

Аккредитация арбитражного управляющего в качестве конкурсного управляющего (внешнего управляющего) при банкротстве застройщиков осуществляется Фондом на основании заявления арбитражного управляющего в течение тридцати дней со дня его поступления. К указанному заявлению прилагаются документы, подтверждающие соответствие заявителя требованиям к аккредитации, установленным настоящим параграфом.

Порядок рассмотрения заявлений об аккредитации арбитражных управляющих в качестве конкурсных управляющих (внешних управляющих) при банкротстве застройщиков, аккредитации, аннулирования аккредитации, отказа в продлении аккредитации определяется регулирующим органом.

1) соответствие требованиям к арбитражным управляющим, установленным настоящим Федеральным законом;

2) наличие стажа работы на руководящих должностях в сфере строительства и реконструкции объектов капитального строительства не менее трех лет либо осуществление обязанностей арбитражного управляющего в процедуре, применяемой в деле о банкротстве застройщика (не менее трех процедур);

3) отсутствие в течение трех лет, предшествующих аккредитации, нарушений законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве), приведших к существенному ущемлению прав кредиторов, необоснованному расходованию конкурсной массы застройщика, непропорциональному удовлетворению требований кредиторов, а также отсутствие случаев отстранения от исполнения обязанностей арбитражного управляющего, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением таких обязанностей.

Срок действия аккредитации арбитражного управляющего в качестве конкурсного управляющего (внешнего управляющего) при банкротстве застройщика составляет три года. Продление срока действия аккредитации осуществляется Фондом на основании направляемых в Фонд за тридцать дней до истечения срока действия аккредитации заявлений арбитражных управляющих. Фонд выдает арбитражному управляющему, аккредитованному в качестве конкурсного управляющего (внешнего управляющего) при банкротстве застройщиков, свидетельство об аккредитации.

В случае аннулирования Фондом аккредитации арбитражного управляющего, аккредитованного Фондом, или отказа в продлении срока аккредитации такой арбитражный управляющий отстраняется арбитражным судом от исполнения своих обязанностей на основании заявления лица, участвующего в деле о банкротстве.

2.4. При подаче заявления о признании застройщика банкротом в нем указываются кандидатура арбитражного управляющего, аккредитованного Фондом, наименование и адрес саморегулируемой организации, членом которой является указанный арбитражный управляющий.

2.5. В случае освобождения или отстранения арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей, в том числе по жалобе Фонда на неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, арбитражный суд назначает арбитражного управляющего по правилам пункта 6 статьи 45 настоящего Федерального закона из арбитражных управляющих, аккредитованных Фондом.

2.6. Фонд, в том числе в случаях, если он не является кредитором застройщика, обладает правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании застройщика банкротом.

При обращении Фонда в арбитражный суд с заявлением о признании застройщика банкротом принимаются во внимание представленные им доказательства наличия признаков неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества застройщика, предусмотренных настоящим Федеральным законом. При этом не применяются положения, предусмотренные пунктами 2 и 2.1 статьи 7 и пунктами 8 и 9 статьи 42 настоящего Федерального закона.

В случае, если до назначенного судом заседания на рассмотрение арбитражного суда поступают заявления о признании должника банкротом от других лиц, все поступившие заявления рассматриваются арбитражным судом в качестве заявлений о вступлении в дело о банкротстве. Данные заявления должны быть рассмотрены в течение пятнадцати дней с даты судебного заседания по рассмотрению заявления Фонда в случае подачи им такого заявления.

В случае применения при банкротстве должника правил настоящего параграфа арбитражный суд направляет определение о принятии заявления о признании должника банкротом в Фонд, который вправе участвовать в судебном заседании по рассмотрению обоснованности заявления о признании застройщика банкротом.

2.7. При рассмотрении дела о банкротстве застройщика предусмотренные настоящим Федеральным законом наблюдение и финансовое оздоровление не применяются.

Арбитражный суд рассматривает обоснованность заявления о признании должника банкротом по правилам статьи 48 настоящего Федерального закона с учетом особенностей, установленных настоящим параграфом.

По результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом арбитражный суд:

выносит определение об отказе в признании должника банкротом и об оставлении такого заявления без рассмотрения;

принимает решение об отказе в признании должника банкротом и о прекращении производства по делу о банкротстве.

Указанные акты арбитражного суда могут быть обжалованы.

в) в пункте 3:

"Если сведения о том, что должник является застройщиком, становятся известны арбитражному суду после возбуждения дела о банкротстве, арбитражный суд:";

Дополнить абзацами следующего содержания:

"принимает по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, или по собственной инициативе решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства либо выносит определение в случае, если указанные сведения стали известны после признания должника банкротом, в которых указывает на применение при банкротстве должника правил настоящего параграфа;

освобождает арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве застройщика, если такой арбитражный управляющий не аккредитован Фондом. В указанном случае лицо, заявление которого о признании должника банкротом было признано обоснованным, представляет в арбитражный суд кандидатуру арбитражного управляющего, аккредитованного Фондом.

Сведения, содержащиеся в указанных в настоящем пункте решении или определении, подлежат опубликованию конкурсным управляющим в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона. Указанные решение или определение могут быть обжалованы.";

г) дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:

"3.1. Фонд вправе обращаться в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании сделок застройщика по основаниям и в порядке, которые предусмотрены главой III.1 настоящего Федерального закона.";

д) пункт 7 изложить в следующей редакции:

"7. С даты возбуждения производства по делу о банкротстве застройщика и до даты признания его банкротом застройщик обязан при заключении договора, предусматривающего передачу жилого помещения, а также при принятии денежных средств по ранее заключенным договорам, предусматривающим передачу жилого помещения, предварительно письменно сообщать им, что в отношении его возбуждено дело о банкротстве.";

ж) дополнить пунктом 8.1 следующего содержания:

В случае, если у застройщика имеются объекты строительства, в отношении которых были уплачены взносы в Фонд, первое собрание кредиторов проводится не позднее месяца после принятия решений собранием участников долевого строительства в соответствии со статьей 201.12-1 настоящего Федерального закона.

Участники строительства, требования которых включены в реестр требований кредиторов, при участии в собраниях кредиторов обладают числом голосов, определяемым исходя из суммы, уплаченной участником строительства застройщику по договору, предусматривающему передачу жилого помещения, и (или) стоимости переданного застройщику имущества, а также размера убытков в виде реального ущерба, определенного в соответствии с пунктом 2 статьи 201.5 настоящего Федерального закона.";

4) в статье 201.2:

а) пункт 1 дополнить словами ", и Фонд в случае, если застройщиком были уплачены обязательные отчисления (взносы) в компенсационный фонд в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости";

б) в пункте 2 слова "Указанному в пункте 1 настоящей статьи органу власти" заменить словами "Указанным в пункте 1 настоящей статьи органу власти и Фонду";

5) пункт 1 статьи 201.3 после слов "в виде запрета на" дополнить словами "расторжение арендодателем договора аренды земельного участка с застройщиком,";

6) статью 201.4 изложить в следующей редакции:

"Статья 201.4. Особенности предъявления участниками строительства требований при банкротстве застройщика

1. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в отношении застройщика в ходе внешнего управления в деле о банкротстве застройщика требования о передаче жилых помещений, в том числе возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, и (или) денежные требования участников строительства могут быть предъявлены к застройщику только в рамках дела о банкротстве застройщика с соблюдением установленного настоящим параграфом порядка предъявления требований к застройщику. С даты открытия конкурсного производства исполнение исполнительных документов по требованиям участников строительства, предусмотренным настоящим пунктом, прекращается.

2. Руководитель застройщика в течение десяти календарных дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязан обеспечить передачу сведений о всех участниках строительства конкурсному управляющему. Конкурсный управляющий в пятидневный срок с даты получения сведений от руководителя застройщика уведомляет всех выявленных участников строительства об открытии конкурсного производства и о возможности предъявления участниками строительства требований о передаче жилых помещений и денежных требований и о сроке предъявления таких требований.

4. Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении трех месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Требования участников строительства включаются в реестр требований о передаче жилых помещений при предъявлении указанных требований не позднее трех месяцев со дня получения уведомления конкурсного управляющего, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, независимо от даты закрытия такого реестра. В случае пропуска указанного в настоящем пункте срока по уважительной причине он может быть восстановлен арбитражным судом.

Конкурсный управляющий обязан обеспечить лицам, участвующим в деле о банкротстве, возможность ознакомления с реестром требований о передаче жилых помещений и основаниями для включения требований участников строительства в такой реестр. Возражения лиц, участвующих в деле о банкротстве застройщика, могут быть заявлены в течение пятнадцати рабочих дней со дня закрытия реестра требований кредиторов либо со дня включения требований участников строительства в реестр требований о передаче жилых помещений, если такие требования в соответствии с настоящей статьей включены после закрытия реестра, в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, который рассматривает такие возражения в порядке, установленном статьей 60 настоящего Федерального закона.

6. Наряду с приложением вступивших в силу решений суда, арбитражного суда, определений о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда или иных судебных актов и (или) подлинных документов либо их надлежащим образом заверенных копий, подтверждающих обоснованность этих требований, конкурсному управляющему должны быть представлены документы, подтверждающие факт полной или частичной оплаты, осуществленной участником строительства во исполнение своих обязательств перед застройщиком по договору, предусматривающему передачу жилого помещения.

7. Конкурсный управляющий рассматривает предъявленное в ходе дела о банкротстве требование участника строительства и по результатам его рассмотрения не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня получения такого требования вносит его в реестр требований о передаче жилых помещений в случае обоснованности предъявленного требования.

В тот же срок конкурсный управляющий уведомляет соответствующего участника строительства о включении его требования в реестр требований о передаче жилых помещений, или об отказе в таком включении, или о включении в реестр требования в неполном объеме. При включении требований участников строительства конкурсным управляющим учитывается размер убытков в виде реального ущерба, определенный в соответствии с пунктом 2 статьи 201.5 настоящего Федерального закона, независимо от предъявления участником строительства соответствующего требования в части убытков.

Если после включения конкурсным управляющим требования участника строительства в реестр требований о передаче жилых помещений в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи конкурсному управляющему станут известны обстоятельства, свидетельствующие о необоснованном включении такого требования, о наличии которых он не знал и не должен был знать на момент его включения в реестр, конкурсный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об исключении этого требования из реестра полностью или частично. Принятое по результатам рассмотрения этого заявления определение может быть обжаловано.

8. Возражения по результатам рассмотрения конкурсным управляющим требования участника строительства могут быть заявлены в арбитражный суд участником строительства не позднее чем в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения участником строительства уведомления конкурсного управляющего о результатах рассмотрения этого требования. К указанным возражениям должны быть приложены документы, подтверждающие направление конкурсному управляющему копий возражений и приложенных к возражениям документов.

10. Требования участников строительства, по которым заявлены возражения, рассматриваются арбитражным судом в порядке, установленном статьей 60 настоящего Федерального закона.

По результатам такого рассмотрения выносится определение арбитражного суда о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований о передаче жилых помещений. Копия определения о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований о передаче жилых помещений направляется лицу, заявившему возражения, и конкурсному управляющему не позднее дня, следующего за днем вынесения определения арбитражного суда.

Определение арбитражного суда о включении или об отказе во включении требований участников строительства в реестр требований о передаче жилых помещений может быть обжаловано.

11. Требование участника строительства, установленное соответствующим определением арбитражного суда, включается конкурсным управляющим в реестр требований о передаче жилых помещений не позднее дня, следующего за днем получения копии указанного определения конкурсным управляющим, о чем участник строительства уведомляется конкурсным управляющим в течение трех рабочих дней со дня внесения соответствующей записи в реестр требований о передаче жилых помещений.

12. В случае перехода требования участника строительства, включенного конкурсным управляющим в реестр требований о передаче жилых помещений в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, замена кредитора в реестре производится конкурсным управляющим (внешним управляющим) в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

13. Участники строительства, требования которых включены в реестр требований о передаче жилых помещений, имеют право участвовать с правом голоса в собраниях кредиторов.

Участники строительства имеют право предъявлять возражения относительно требований других кредиторов в порядке, установленном статьей 100 настоящего Федерального закона.

14. Требования участников строительства, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, предъявляются в порядке, установленном настоящей статьей, для целей включения в реестр требований о передаче жилых помещений независимо от даты закрытия реестра требований кредиторов. Участники строительства, требования которых возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом и включены в реестр требований о передаче жилых помещений, имеют право участвовать с правом голоса в собраниях участников строительства, а также в собраниях кредиторов по вопросам, предусмотренным пунктом 9 статьи 201.1 и пунктом 4 статьи 201.15-3 настоящего Федерального закона.";

7) в статье 201.5:

а) наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 201.5. Особенности установления денежных требований участников строительства";

б) в пункте 2:

в абзаце первом слова "(определенной на дату введения процедуры, применяемой в деле о банкротстве к застройщику, в рамках которой предъявлено требование участника строительства)" заменить словами "(определенной на дату введения первой процедуры, применяемой в деле о банкротстве к застройщику)", дополнить предложением следующего содержания: "В случае, если обязательство по оплате жилого помещения участником строительства исполнено не в полном объеме, размер указанного реального ущерба учитывается в размере, пропорциональном исполненной части обязательства.";

в абзаце втором слова "(определенной на дату введения процедуры, применяемой в деле о банкротстве к застройщику, в рамках которой предъявлено требование участника строительства)" заменить словами "(определенной на дату введения первой процедуры, применяемой в деле о банкротстве к застройщику)";

Абзац третий изложить в следующей редакции:

"Стоимость переданного застройщику имущества и стоимость жилого помещения, которое должно было быть передано участнику строительства, определяются оценщиком, привлекаемым конкурсным управляющим за счет застройщика. Стоимость жилого помещения рассчитывается исходя из общей площади жилого помещения, подлежащего передаче участнику строительства, и показателя рыночной стоимости одного квадратного метра в соответствующем объекте строительства. Соответствующий отчет об оценке направляется конкурсным управляющим участнику строительства и в арбитражный суд. Участник строительства вправе при установлении его требования доказывать в порядке, предусмотренном статьей 60 настоящего Федерального закона, иной размер стоимости переданного застройщику имущества и стоимости жилого помещения, в том числе на основании иного отчета об оценке.";

в) в пункте 3 слово "кредиторов" заменить словами "о передаче жилых помещений";

г) в пункте 4 слова "по договору участия в долевом строительстве в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"," исключить, слово "арбитражный" заменить словом "конкурсный";

8) статью 201.6 признать утратившей силу;

9) пункт 1 статьи 201.7 дополнить подпунктом 4 следующего содержания:

"4) сведения об уплате застройщиком по договору участия в долевом строительстве взноса в компенсационный фонд в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.";

10) в статье 201.8:

а) в наименовании слово "Рассмотрение" заменить словами "Правила рассмотрения";

б) в абзаце первом пункта 1 слова "С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения в отношении застройщика, в ходе проведения наблюдения и всех последующих" заменить словами "С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в отношении застройщика, в ходе проведения";

г) дополнить пунктом 9 следующего содержания:

"9. Правила настоящей статьи не применяются при рассмотрении требований участников строительства при включении их в реестр требований о передаче жилых помещений.";

11) статью 201.8-1 изложить в следующей редакции:

"Статья 201.8-1. Финансирование мероприятий по завершению строительства

1. Мероприятия по завершению строительства объектов незавершенного строительства, в отношении которых привлекались средства участников долевого строительства, могут осуществляться за счет средств Фонда либо целевого займа (кредита), выдаваемого застройщику Фондом и (или) третьими лицами. Такие целевые займы (кредиты) могут быть обеспечены залогом объектов незавершенного строительства и земельных участков (прав на земельные участки). Требования по таким займам (кредитам) погашаются в составе третьей очереди требований по текущим платежам.

2. Сделки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, а также договоры, предусматривающие передачу жилых и нежилых помещений в объекте незавершенного строительства, заключенные конкурсным управляющим (внешним управляющим) от имени застройщика, не могут быть признаны недействительными на основании пункта 1 статьи 61.2 настоящего Федерального закона, за исключением случая, если будет доказано, что цена сделки и (или) иные ее условия на момент заключения существенно в худшую для застройщика сторону отличаются от цены и (или) иных условий, при которых в сравнимых обстоятельствах совершаются аналогичные сделки в случае банкротства застройщика.";

12) в статье 201.8-2:

а) пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:

"1. В случае заключения конкурсным управляющим (внешним управляющим) в ходе конкурсного производства (внешнего управления) договоров, предусматривающих передачу жилых и нежилых помещений в объекте незавершенного строительства, и (или) принятия Фондом решения о финансировании мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства в целях финансирования строительства объекта незавершенного строительства конкурсным управляющим (внешним управляющим) от имени застройщика открывается специальный банковский счет застройщика, на который подлежат зачислению денежные средства по таким сделкам.

2. По договору банковского счета, указанного в пункте 1 настоящей статьи, денежные средства со специального банковского счета застройщика списываются только по распоряжению конкурсного управляющего (внешнего управляющего) и только в целях произведения расчетов по текущим обязательствам застройщика в соответствии с целями, предусмотренными и 18.1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Иное целевое назначение списания денежных средств со специального банковского счета для финансирования строительства объекта незавершенного строительства может быть установлено арбитражным судом по результатам рассмотрения ходатайства конкурсного управляющего (внешнего управляющего) об этом.

Для целей использования денежных средств, находящихся на специальном банковском счете для финансирования строительства, положения пункта 2 статьи 134 настоящего Федерального закона не применяются.";

б) в пункте 3 слова "или обязательствам арбитражного управляющего либо осуществляющих удовлетворение требований кредиторов лиц" заменить словами ", за исключением предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи";

13) в статье 201.9:

а) подпункт 3 пункта 1 изложить в следующей редакции:

"3) в третью очередь производятся расчеты в следующем порядке:

в первую очередь - по денежным требованиям граждан - участников строительства, за исключением требований, указанных в абзаце четвертом настоящего подпункта;

во вторую очередь - по требованиям Фонда, которые перешли к нему в результате осуществления выплат гражданам - участникам долевого строительства в соответствии со статьей 201.12-1 настоящего Федерального закона;

в третью очередь - по денежным требованиям граждан - участников строительства по возмещению убытков, установленных в соответствии с пунктом 2 статьи 201.5 настоящего Федерального закона.";

б) пункты 1.1 и 1.2 изложить в следующей редакции:

"1.1. Требования кредиторов, приобретенные в связи с финансированием строительства объекта незавершенного строительства на основании сделок, заключенных с учетом требований статей 201.8-1 и 201.8-2 настоящего Федерального закона, а также требования участников строительства, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, включаются в реестр требований о передаче жилых помещений независимо от даты закрытия такого реестра и погашаются в составе третьей очереди требований по текущим платежам.

1.2. При получении участником долевого строительства по требованию (части требования), включенному в реестр требований о передаче жилых помещений, выплаты, произведенной Фондом в соответствии со статьей 201.12-1 настоящего Федерального закона, конкурсный управляющий вносит в реестр требований о передаче жилых помещений сведения о переходе к Фонду требования о передаче жилого помещения.";

в) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, в случае, если предметом залога являются объект строительства, принадлежащий застройщику на праве собственности, и (или) земельный участок, принадлежащий застройщику на праве собственности или ином праве (в том числе аренды, субаренды), удовлетворяются за счет стоимости такого предмета залога в порядке, установленном статьей 201.14 настоящего Федерального закона.";

14) в статье 201.10:

а) в пункте 1:

в абзаце первом слова "В ходе финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства в случае наличия у застройщика объекта незавершенного строительства арбитражный управляющий не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев с даты его утверждения" заменить словами "В случае наличия у застройщика объекта незавершенного строительства конкурсный управляющий не позднее чем через три месяца со дня истечения срока для предъявления требований участников строительства, установленного пунктом 4 статьи 201.4 настоящего Федерального закона,";

в) в пункте 3:

в подпункте 1 слова "реестр требований кредиторов и" исключить;

в подпункте 4 слова "реестр требований кредиторов и" исключить;

г) в пункте 4 слова "реестр требований кредиторов и" исключить;

ж) в пункте 8:

в подпункте 2 слова "реестр требований кредиторов и" исключить;

Подпункт 3 дополнить предложением следующего содержания: "Если участник строительства исполнил обязательство по оплате жилого помещения не в полном объеме, в качестве паевого взноса он также обязан внести денежные средства в размере неисполненной части обязательства.";

з) в пункте 9 слова "реестр требований кредиторов и" исключить;

и) в абзаце первом пункта 11 слова "реестром требований кредиторов и" исключить;

к) абзац первый пункта 13 дополнить словами "либо в составе третьей очереди требований по текущим платежам";

л) в пункте 14:

в абзаце втором слова "реестр требований кредиторов и" исключить;

Абзац четвертый изложить в следующей редакции:

Абзац пятый дополнить словами "либо в составе третьей очереди требований по текущим платежам";

м) в пункте 15:

н) пункт 16 дополнить абзацем следующего содержания:

"Решением собрания участников строительства может быть предусмотрено создание одного кооператива в отношении нескольких объектов незавершенного строительства. В случае разной стоимости передаваемых объектов незавершенного строительства в связи с разной степенью их готовности решением собрания участников строительства может быть предусмотрена обязанность кооператива перечислить другому кооперативу денежные средства в размере такой разницы.";

о) дополнить пунктом 18 следующего содержания:

"18. Правила настоящей статьи применяются также в ходе внешнего управления.";

15) в статье 201.11:

а) в пункте 1 слова "арбитражный управляющий не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев с даты его утверждения (при завершении строительства в ходе конкурсного производства не позднее чем через шесть месяцев с даты его завершения)" заменить словами "а также при завершении строительства в ходе процедуры, применяемой в деле о банкротстве, конкурсный управляющий не ранее чем через три месяца со дня истечения срока для предъявления требований участников строительства, установленного пунктом 4 статьи 201.4 настоящего Федерального закона,";

б) в пункте 2:

в) в пункте 3:

в подпункте 3 слова "реестр требований кредиторов и" исключить;

в подпункте 6 слова "реестр требований кредиторов и" исключить, дополнить предложением следующего содержания: "Участник строительства должен полностью оплатить цену договора, предусматривающего передачу жилого помещения.";

г) в абзаце первом пункта 4 слова "реестром требований кредиторов и" исключить;

д) в пункте 7:

Абзац третий признать утратившим силу;

е) дополнить пунктом 8.1 следующего содержания:

"8.1. Арбитражный суд вправе вынести определение о признании права собственности участника строительства на жилое помещение в предусмотренном пунктом 8 настоящей статьи случае при отсутствии документа о передаче жилого помещения, если в отношении значительной части жилых помещений в соответствующем многоквартирном доме, но не менее одной трети от общего числа жилых помещений в таком доме соблюдается хотя бы одно из следующих условий:

право собственности участника строительства на жилое помещение признано вступившим в законную силу судебным актом;

осуществлена государственная регистрация права собственности участника строительства на жилое помещение в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Если в отношении одного и того же жилого помещения имеются требования нескольких участников строительства, право собственности на жилое помещение в соответствии с настоящим пунктом может быть признано арбитражным судом у участника строительства, денежные средства которого привлекались в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".";

ж) дополнить пунктом 11 следующего содержания:

"11. Правила настоящей статьи применяются также в ходе внешнего управления.";

16) в статье 201.12:

а) в пункте 1 цифры "12 - 15" заменить цифрами "12, 13 - 15";

б) дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:

"1.1. По решению конкурсного управляющего (внешнего управляющего) в случае, если количество участников строительства превышает пятьсот, собрание участников строительства может быть проведено без совместного присутствия участников строительства в форме заочного голосования.

Одновременно с включением в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений об опубликовании сообщения о проведении собрания участников строительства в форме заочного голосования включению в указанный реестр подлежат бюллетени для голосования без опубликования в официальном издании.

При подведении итогов голосования и принятии собранием участников строительства решений учитываются бюллетени для голосования, заполненные участниками строительства и полученные конкурсным управляющим (внешним управляющим) не позднее даты проведения такого собрания.";

в) в пункте 2 слова "реестр требований кредиторов и" исключить, дополнить словами ", а также Фонд, требования которого возникли в результате выплаты возмещения участникам долевого строительства в соответствии со статьей 201.12-1 настоящего Федерального закона";

г) в пункте 3 слова "реестр требований кредиторов и" исключить;

д) в пункте 4 слова "имеющих право голоса на этом собрании" заменить словами "участвующих в голосовании по соответствующему вопросу", дополнить предложением следующего содержания: "Собрание участников строительства правомочно в случае, если в нем участвуют не менее трети от общего числа участников строительства, которые обладают более чем половиной голосов от общего числа голосов участников строительства.";

17) дополнить статьей 201.12-1 следующего содержания:

"Статья 201.12-1. Особенности удовлетворения требований участников долевого строительства

1. В случае, если у застройщика имеются объекты незавершенного строительства, в отношении которых были уплачены обязательные отчисления (взносы) в Фонд, требования участников долевого строительства в отношении таких объектов удовлетворяются с учетом особенностей настоящей статьи.