Бесплатный адвокат по административным правонарушениям. Множественность административных правонарушений: понятие, виды, порядок назначения административных наказаний. Виды административно-правовых норм и способы их реализации


На данной страничке изложены основы и принципы защиты прав в суде при производстве и рассмотрении дел об административных правонарушениях в области дорожного движения и при обжаловании судебных решений .

Обновленная, дополненная и исправленная версия

Ваша первоочередная задача - представить в суде свою позицию по делу, изложив все недостатки и противоречия по административному материалу . Это и есть основа Вашей защиты. Следует детально и подробно изучить и проанализировать административный материал, сопоставить содержание протоколов, имеющихся в материалах дела, с копиями протоколов, полученными при возбуждении дела об административном правонарушении, и с иными документами (рапорта, объяснения, схемы и прочее), проанализировать документы как по форме, так и по их содержанию, в том числе на полноту изложения и непротиворечивость сведений, содержащихся в них. Строить защиту следует на недостатках и противоречиях, имеющихся в административном материале, на недоказанности обстоятельств, положенных в основу вменяемого правонарушения, и квалификации правонарушения, на недостатках установленных законом порядка и процедуры применения мер обеспечения производства по делу, соблюдения требований закона при составлении и оформлении процессуальных документов, с расчетом на получение нарушений процессуальных требований со стороны судей при производстве по делу, которые могли бы повлиять на законность привлечения к ответственности, на всесторонность, полноту и объективность выяснения обстоятельств по делу и рассмотрение дела , в случае, если указанные Вами недостатки и противоречия, иные доводы защиты, будут проигнорированы судьями. Целесообразно изложить свою позицию в письменном виде, например, в виде Заявления по административному материалу, и указать на несоответствия и противоречия в административном материале, иных доказательствах по делу, правильно сформулировать свои доводы с соответствующим обоснованием ссылками на нормы закона и нормативных правовых актов. В дальнейшем, при правильной организации защиты, на это можно будет ссылаться, в том числе при обосновании доводов о неполноте исследования обстоятельств дела, на нерассмотрение доводов и прочее. Важно, чтобы Ваши доводы не были голословны и основывались на материалах дела, на объективных сведениях и иных доказательствах, на нормах закона и требованиях нормативных правовых актов. Если Вы хотите привести данные, которые не можете подтвердить, то лучше это оформить в виде отдельного документа, например, в виде объяснения.

Вместе с тем, следует иметь в виду, что представление того или иного довода в суде должно быть обосновано целесообразностью с точки зрения защиты и исхода дела заявления данного конкретного довода именно в той судебной инстанции, в производстве которой находится дело. В ряде случаев имеет смысл отложить представление довода до вышестоящей судебной инстанции или даже до надзора.

Формулировки по констатации обстоятельств события (объяснение для суда ) и формулировки доводов защиты (позиция по делу ), вот на что следует обратить внимание. Анализируйте материалы дела, выявляйте недостатки, противоречия и сведения о нарушении процессуальных действий со стороны ИДПС. Самому контактировать с кем-либо из участников производства по делу не целесообразно, так же как не следует самому вызывать в суд, а тем более "тащить в суд", кого бы то ни было, кроме своих свидетелей. Всё (вызов с целью опроса понятых, полицейских, запрос видеозаписи и прочее) оформляйте письменными ходатайствами на имя судьи с обоснованием необходимости и целесообразности ходатайств и соответствующих действий. Свои доказательства либо оформляйте ходатайствами о приобщении к материалам дела, либо в виде приложений к своим материалам (объяснение, заявление прочее), представляемым в суд.

Также следует заранее, при разработке стратегии защиты, продумать порядок представления материалов в суд (заявлений, ходатайств, заключений, рецензий, отзывов, возражений, справок и прочее), их содержание, способ изложения и представления.

Не следует пассивно относиться к своей защите. Мировой судья - не тот "добрый дяденька или тетенька", который пойдет Вам навстречу, все сам рассмотрит, всесторонне исследует и вынесет объективное постановление по делу. В Ваших интересах указать судье на недостатки и противоречия в административном материале, а не ждать, когда судья их выявит и установит. В подавляющем большинстве случаев судьи этим и не занимаются, а принимают представленные ГИБДД документы (доказательства) с заранее установленной силой. Забудьте о правосудии и презумпции невиновности, только наивный человек может на это надеяться. Следует изначально исходить из того, что в основе судопроизводства лежат принципы "наказание ради самого наказания", "нет оснований не доверять" (НОНД), "цель оправдывает средства" и "принцип виновности", несмотря на отсутствие в материалах дела доказательств, отвечающих требованиям закона, и принцип законности, установленный ст. 1.6 КоАП. Только активная, а порой и агрессивная, но правильно поставленная и организованная защита позволяют надеяться на благоприятный исход дела.

Например, если освидетельствование на состояние алкогольного опьянения или медицинское освидетельствование на состояние опьянения проводились при температуре окружающего воздуха, отличной от нормальной температуры, последняя согласно нормативным документам соответствует 15 °С - 25 °С, то Вам следует обосновать необходимость учета суммарной погрешности прибора, которую рассчитывают с учетом основной погрешности и дополнительной погрешности от изменения температуры окружающего воздуха, в аспекте правильности интерпретации и оценки результата исследования выдыхаемого воздуха.

Вот пример настойчивости при осуществлении защиты, когда, в конечном итоге через 3 месяца от момента совершения вменяемого правонарушения, удалось добиться справедливого рассмотрения дела: "… трижды запрашивали схему по моим настоятельным ходатайствам, все были разными, а последняя схема вообще порадовала сильно: на ней полностью отсутствовало одностороннее движение …" / Re: ст12.16 ч3 есть маленький шанс! /. Еще один пример долговременной (более 5 месяцев) настойчивой и упорной защиты с положительным исходом / 12.15ч4 /.

Ваши доводы должны быть непротиворечивыми, логичными, касаться события и состава вменяемого правонарушения, соблюдения процессуального порядка собирания и закрепления доказательств по делу, основываться на материалах дела и не должны опровергаться материалами дела. Доводы должны быть мотивированы и обоснованы ссылками на нормы закона и нормативно-правовых актов, должны вызывать сомнения в доказанности материалами дела обстоятельств события правонарушения и в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны учитывать вопросы соблюдения процессуального порядка составления административного материала, применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, производства по делу об административном правонарушении, соблюдения процессуальных норм, предусмотренных КоАП РФ, при вынесении решений по делу.

Имейте в виду, что доказательства не имеют заранее установленную силу и обстоятельства дела должны быть всесторонне, полно и объективно исследованы лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении, в их совокупности. Но, в первую очередь, все обстоятельства дела, имеющие значение для правильного разрешения дела на основе закона, должны быть установлены, а противоречия в административном материале - устранены.

Не рекомендуем опережать события и представлять в суд преждевременные ходатайства, которые зачастую пропагандируют некоторые "добрые советчики" на форумах. К ним относятся: "ходатайства о не использовании...", например, "ходатайство о не использовании схемы АПН", "ходатайство о переквалификации", "ходатайство о прекращении производства по делу" и прочее. Все эти ходатайства требуют от судьи полного изучение материалов дела, рассмотрение материалов дела по существу и, в конечном итоге, вынесение решения по результатам рассмотрения со всеми вытекающими последствиями, когда Вы даже не сумеете ходатайствовать перед судом о получении дополнительных материалов, которые, возможно, могли бы помочь Вам в Вашей защите. Зачастую схема правонарушения противоречит событию правонарушения, изложенному в протоколе об административном правонарушении. И вместо того, чтобы использовать это для своей защиты, для обоснования довода о противоречивости материалов дела, "добрые советчики" рекомендуют исключать схему из числа доказательств. Допустим, что судья действительно не примет схему в качестве допустимого доказательства по делу. И что? А протокол то об административном правонарушении останется и будет доказательством правонарушения, который и будет положен в основу квалификации правонарушения и постановления по делу с вполне известным исходом рассмотрения дела.

Вопрос о необходимости, целесообразности и своевременности подачи в суд соответствующих ходатайств, иных документов, целесообразности и своевременности представления доводов, может решить только достаточно опытный защитник, имеющих большой практический опыт участия в административных делах, и преследующий вполне определенные цели подачей указанных выше ходатайств и документов, как, впрочем, и других материалов.

Рекомендуем при организации защиты по делам об административных правонарушениях, тем или иным образом связанных с нарушением требований дорожной разметки, дорожных знаков, организации дорожного движения, запрашивать через суд схему организации дорожного движения, размещения дорожных знаков и нанесения дорожной разметки участка дороги на момент совершения вменяемого правонарушения с целью объективного рассмотрения обстоятельств дела.

Не будет лишним убедиться на соответствие ГОСТ размещения дорожных знаков и нанесения разметки, а также документально зафиксировать их состояние на момент вменяемого правонарушения.

Запомните, что в судах на исход дела прямо влияет правильность формулировок, вплоть до запятой, в том числе и не в последнюю очередь, по обстоятельствам события. От того, насколько правильно и аргументировано Вы сумеете преподнести это судье, может зависеть исход Вашего дела. Вспомните крылатое выражение для описания двух взаимоисключающих возможностей, один из известных примеров амфиболии, то есть двойственности и двусмысленности: "Казнить нельзя помиловать".

Аналогичное требование предъявляется и к доводам по защите: чем яснее и аргументированнее Ваши доводы, чем больше они обоснованы нормами закона, нормативных правовых актов, тем выше шанс положительного для Вас исхода дела.

При этом следует четко различать понятие "законность" с точки зрения соблюдения/нарушения требований материальных и процессуальных норм закона и с точки зрения практики рассмотрения административных дел в судах. Например, наличие в материалах дела акта медицинского освидетельствования, по мнению судов, никак напрямую не связано с процедурой направления на медицинское освидетельствование, а потому отсутствие понятых при направлении на медицинское освидетельствование или несоблюдение процедуры направления не влияют на законность судебных решений. В то же время, соблюдение/несоблюдение процедуры направления на медицинское освидетельствование будет играть и играет роль при отказе от прохождения медицинского освидетельствования.

Изучайте судебную практику , решения Верховного Суда (например, от 23 декабря 2010 года по делу № ГКПИ10-1458), результаты обжалования нормативно-правовых актов , ознакомьтесь с мнением заместителя председателя Мосгорсуда и с обобщением ошибок, наиболее часто допускаемых при участии в производстве по делу об административном правонарушении .

Все необходимые исходные материалы для успешной самостоятельной защиты содержатся на страничке сайта "НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ, БАНК ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ, КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ СТРАНИЧЕК САЙТА ".

Однако, имейте в виду, что все изложенное выше может не привести к ожидаемому результату, если судья принял решение лишить Вас прав. Но, отчаиваться не стоит, так как не факт, что вышестоящий судья подтвердит решение нижестоящего. Боритесь до конца! Подтверждением данного вывода являются положительные результаты рассмотрения надзорных жалоб в Верховном Суде РФ ("Тексты судебных решений Верховного Суда РФ ").

Уясните для себя следующий постулат: наиболее эффективна защита по нарушениям процессуальных требований КоАП со стороны судей, и обоснование недоказанности обстоятельств, на основании которых составлен административный материал и вынесены судебные решения. Следует указать, какие права или законные интересы лица были нарушены, и мотивировать, в чем состоит нарушение закона с соответствующим обоснованием этого нарушения.

Знакомьтесь с материалами дела (см. "Первое заседание суда ", информация на страничке "Медицинское освидетельствование . Введение. Наставление и памятка водителю "), сопоставляйте копии протоколов и иных процессуальных документов, полученных Вами, и оригиналы документов, имеющиеся в материалах дела, с целью выявления дописок и исправлений. Проверяйте правильность составления и оформления процессуальных документов, правильность изложения, достоверность и проверяемость сведений, содержащихся в них, правильность изложения события вменяемого административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении и его соответствие сведениям, изложенным в других документах административного материала. Основания для формулирования доводов защиты есть в любом деле, надо только уметь правильно пользоваться этими материалами и правильно использовать сведения, содержащиеся в материалах дела. Возможно, что в административном материале имеются недостатки, несоответствия и противоречия, которые позволят построить защиту в суде в надежде на положительный исход дела. Возможно, что несоответствия и противоречия по обстоятельствам события будут получены при опросе участников события, в связи с чем необходимо продумать вопрос о необходимости их вызова и опросе в суде. Возможно, что и при производстве по делу в суде появятся нарушения процессуальных требований КоАП, что также позволит надеяться на положительный исход. Ищите компетентного защитника или адвоката, специализирующихся по данного рода правонарушениям, способных провести компетентный и полный анализ материалов дела, процессуальных документов, актов, иных документов , и не поддавайтесь искушению воспользоваться услугами первого попавшегося адвоката или помощью так называемых правозащитников, даже если их имена, как говорится, "у всех на слуху". Дело в том, что мнение последних существенно отличается от практики рассмотрения дел об административных правонарушениях в судах и на 99 % основывается на пустом разглагольствовании и демагогии, незнании и неправильном толковании норм закона, оторванности от практики рассмотрения административных дел в судах.

Стратегия защиты разрабатывается на основе анализа административного материала. Тактика защиты определяется обстоятельствами рассмотрения дела об административном правонарушении и материалами дела. Определитесь с терминологией, устраните примитивизм и голословность, старайтесь убедить суд точно и четко сформулированными доводами, построенными на основе полного и объективного анализа административного материала, обстоятельств дела, других материалов, и обоснованными нормами закона и нормативных правовых актов.

Особенности ведения защиты при вменении выезда на полосу встречного движения и разбор типичных ситуаций изложены на страничках "Встречка ", "Лишение прав за выезд на встречку при развороте " и "примеры дорожных ситуаций и типовые примеры допускаемых правонарушений с разъяснениями Департамента ОБДД МВД "

Вопросы составления административного материала, судебного производства и защиты по делам об административных правонарушениях, предусматривающих административную ответственность за оставление, покидание или скрытие с места ДТП (статья 12.27. Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием), рассмотрены на страничке "Оставление места ДТП ".

Тем, кто уже прошел первую судебную инстанцию, возможно, будет полезным ознакомиться с материалами, изложенными на страничках "Апелляционная жалоба " и "Надзорная жалоба ".

Ознакомиться с практикой рассмотрения аналогичных дел различными судебными инстанциями вплоть до Верховного Суда РФ, узнать мнение и позицию Верховного Суда РФ по аналогичным делам, Вы можете, воспользовавшись ссылками на страничке "

Имеющиеся на сайте образцы актуальны как для начинающих, так и для профессионалов. Образцы составлены с учетом действующего законодательства. Часть образцов можно использовать без значительного редактирования. В содержание такого образца нужно только внести свои конкретные обстоятельства и подписать его. Нужно помнить, что не правильно оформленный документ будет оставлен без рассмотрения из чего следует, что только вдумчивый подход к его заполнению станет гарантом того, что поданное вами заявление не будет оставлено без внимания.

В Судебный участок №1 /данные изъяты/ района, /данные изъяты/ области
от /данные изъяты/ , проживающего по адресу: /данные изъяты/

Письменное объяснение по делу об административном правонарушении

В вашем производстве находится дело об административном правонарушении в отношении меня, по факту вменения мне административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 12.8 КоАП РФ. Согласно ст. 25.1. КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Пользуясь предоставленным мне правом, я хочу письменно пояснить следующее: /данные изъяты/ Года я на принадлежащей мне автомашине марки ВАЗ /данные изъяты/ ехал по ул. Мира в с. /данные изъяты/ района, области. В указанное время я был остановлен сотрудником ДПС, который предложил мне пройти освидетельствование на состояние опьянения на месте. До того как сесть за управление автомобилем я не употреблял спиртное и потому согласился на такое освидетельствование. При освидетельствовании прибор показал, что я нахожусь в состоянии опьянения. Тогда сотрудник ДПС предложил мне дать свои пояснения. Я пояснил, а потом и написал в протоколе, что вчера выпил бутылку пива. Заполнив, какие-то документы, сотрудник полиции остановил двух незнакомых мне ранее людей и предложил им подписать составленные им документы. Сотрудник ДПС перед освидетельствованием мне ни чего не объяснял, не тестировал при мне прибор для освидетельствования, не показывал тестовые показатели прибора, не показывал целостность упаковки трубки для освидетельствования на состояние опьянения. При составлении документов сотрудник ДПС мне мои права не разъяснял, а так же не разъяснял, что я имею право на медицинское освидетельствование. Копии составленных документов мне выданы не были. После составления документов сотрудник ДПС разрешил мне дальнейшее движение. В этот же день, т.е. /данные изъяты/ года примерно в /данные изъяты/ я управляя принадлежащим мне автомобилем был повторно в течении 30 мин остановлен для проверки на ул. /данные изъяты/ уже другим сотрудником ДПС, который так же предложил мне пройти освидетельствование на состояние опьянения на месте. При проведении освидетельствования прибор не показал, что я нахожусь в состоянии опьянения. Я понял, что ранее сотрудник ДПС незаконно сделал так, что показания на приборе указали значение, соответствующее состоянию опьянения. Ознакомившись с документами административного дела, я обнаружил, что в акте медицинского освидетельствования отсутствует заводской номер прибора для освидетельствования, а так же отсутствуют документы на прибор (сертификат, паспорт, сведения о проверке прибора) По указанным выше причинам считаю, что факт управления мной транспортным средством в состоянии опьянения не доказан, так как при освидетельствовании меня двумя разными приборами сотрудники ДПС получили противоположные результаты. Согласно ст. 1.5. КоАП РФ (Презумпция невиновности), лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. При указанных выше обстоятельствах отсутствуют надлежащие основания для возникновения моей виновности в совершении административного правонарушения. Изложенные мной обстоятельства служат основанием для прекращения производства по делу в отношении меня.

Дата
(подпись)

Для чего нужен образец

Необходимость обращения в суд возникает тогда, когда право физического либо юридического лица нарушено и у этого лица отсутствует иной способ для его защиты помимо обращения в суд, если законом не предусмотрена альтернатива.

Вы решили обратиться в суд. У вас есть два варианта: первый найти специалиста; второй составить исковое заявление (заявление) в суд самостоятельно. В первом случае все достаточно просто, нужно оплатить работу специалиста и получить юридическую услугу в виде готового искового заявления. Во втором случае сложнее.

Написание искового заявления в суд потребует от вас не только владение терминами права, но и еще знание действующего законодательства. Если у вас этого нет, то вам понадобятся образцы, шаблоны, типовые формы, имеющиеся на нашем сайте.

Как правильно пользоваться образцом

Надо помнить, что образцы исковых заявлений бывают разного содержания. Одни могут быть изготовлены в форме шаблона (типовой формы), другие в виде реальных исковых заявлений. Шаблон искового заявления, как правило, не содержит детального описания обстоятельств, послуживших для обращения в суд. Эти обстоятельства составителю заявления предлагается вписать в содержание искового заявления самостоятельно. Однако сделать без соответствующей подготовки это не просто. В случае если вам не удается правильно составить исковое заявление на основе шаблона, то вы ищите образцы исковых заявлений с готовым содержанием. Имеющиеся на сайте образцы актуальны как для начинающих, так и для профессионалов. Образцы составлены с учетом действующего законодательства. Часть образцов можно использовать без значительного редактирования. В содержание такого образца нужно только внести свои конкретные обстоятельства и подписать его. Нужно помнить, что не правильно оформленный документ будет оставлен без рассмотрения из чего следует, что только вдумчивый подход к его заполнению станет гарантом того, что поданное вами заявление не будет оставлено без внимания.

Правила скачивания информации

Сеть интернета позволяет не только смотреть разнообразную информацию, но и «забирать» ее себе. Вы можете найти нужные материалы и потом загрузить себе на диск компьютера. В этом случае информация стала вашей. Это выгодно, так как в любой момент вы можете открыть ее без сети интернета, переместить на флешку или на диск. Возможно даже передать ее по электронной почте или по скайпу. В том случае если из сети интернета эта информация удалена, то у Вас она по-прежнему будет открываться в «неизменном» виде. Такое действие«забирание» из сети принято обозначать скачиванием. Напоминаем, что скачать можно как текстовые данные, так и видео, музыку, фотографии и компьютерные программы. Проблема при скачивании может заключается в том, что для загрузки каждого типа данных существует свой вариант или даже несколько вариантов скачивания. Текст «скачиваем» одним способом, видео или музыку другим, фотографии третьим и т.д. К сожалению, не существует одной универсальной инструкции в каждом случае она своя.

Вы можете скачать образец в форматах: TXT, DOC, DOCX, WORD

Вы можете заказать выбранный образец в форматах: TXT, DOC, DOCX, WORD из архива сайта. Оформить заказ .

Арендный блок

Субъекты производства по делу об административном правонарушении образуют несколько групп в зависимости от их процессуальной роли.

1)Компетентные органы и должностные лица, наделенные правом принимать властные акты, составлять правовые документы, определять движение и судьбу дела

2) Субъекты, имеющие личный интерес в деле

3) Лица и органы, содействующие осуществлению производства

Правовое положение лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, регламентировано гл. 25 КоАП РФ.

1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами .

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении . В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях назначения АН без составления протокола, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения .

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу .

При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства или обязательные работы, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным .

Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо .

2. Потерпевший

Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред . Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего . В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Потерпевший может быть опрошен.

3. Законные представители физического лица

Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители . Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители . Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законом . Законные представители имеют права и несут обязанности, предусмотренные КоАП в отношении представляемых ими лиц . При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица .

4. Законные представители юридического лица

Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица . Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами , удостоверяющими его служебное положение. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника . В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях назначения АН без составления протокола, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя юридического лица .

5.Защитник и представитель

Для оказания юридической помощи лицу , в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник , а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель . В качестве защитника или представителя допускается адвокат или иное лицо . Полномочия адвоката удостоверяются ордером , выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом . Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении . Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

6. Свидетель

В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению . Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания .

Свидетель вправе : 1) не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников; 2) давать показания на родном языке или на языке, которым владеет; 3) пользоваться бесплатной помощью переводчика; 4) делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.

При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога . В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля .

Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний . За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, свидетель несет административную ответственность.

7. Понятой

В качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух . Присутствие понятых обязательно в случаях применения мер обеспечения производства . Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты. Об участии понятых в производстве по делу об административном правонарушении делается запись в протоколе . Понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий . Замечания понятого подлежат занесению в протокол. В случае необходимости понятой может быть опрошен в качестве .

8. Специалист

В качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств . В отличие от эксперта специалист может и не обладать специальными познаниями по существу фактов и обстоятельств рассматриваемого дела об административном правонарушении. В отличие от эксперта специалист дает пояснения, а эксперт представляет, как правило, письменное заключение.

9. Эксперт

В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения .

10. Переводчик

В качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода, необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении . Переводчик назначается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении .

11. Прокурор

Прокурор в пределах своих полномочий вправе:

1) возбуждать производство по делу об административном правонарушении; 2) участвовать в рассмотрении дела , представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; 3) приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные действия.

2. Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним , а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора .

10. Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении

К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника и представителя не допускаются лица в случае, если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу .

К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве специалиста, эксперта и переводчика не допускаются лица в случае, если они состоят в родственных отношениях с лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим, их законными представителями, защитником, представителем, прокурором, судьей, членом коллегиального органа или должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу, а равно если имеются основания считать этих лиц лично, прямо или косвенно, заинтересованными в исходе данного дела.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Административное право

Административное право – разновидность публичного права, обладающая своим предметом, который составляют государственно – управленческие отношения, т.е. те отношения, которые регулируются государством с целью их упорядочивания. Источники российского административного права. ОИВ - орган исполнительной власти; ФОИВ - Федеральный орган исполнительной власти

К данному материалу относятся разделы:

Понятие, особенности и значение Административного Права как отрасли права

Принципы и функции административного права

Предмет административно-правового регулирования

Метод административно-правового регулирования

Система административного права

Соотношение Административного права с Конституционным правом, Гражданским правом, Уголовным правом, Финансовое право и процессуальными отраслями права

Акты правосудия

Общая характеристика административного законодательства

Понятие административно-правовых норм и их особенности

Виды административно-правовых норм и способы их реализации

Понятие и основные черты административно-правовых отношений

Виды административно-правовых отношений

Субъекты административно-правовых отношений

Понятие и особенности административной правосубъектности граждан

Административно-правовой статус гражданина (общая характеристика прав и обязанностей в административном праве)

Понятие и виды органов исполнительной власти

Организационная структура ОИВ: понятие, признаки, особенности, виды структурных подразделений

Компетенция органов исполнительной власти

Правительство РФ: понятие, состав, структура, организационно-правовые формы деятельности, компетенция

Система федеральных органов власти: понятие, значение, нормативная основа, структура

Правовое положение федеральных министерств

Правовое положение федеральной службы

Правовое положение федеральных агентств: понятие, функции, организационная структура, полномочия

Система ОИВ субъектов РФ

Система государственной службы в РФ

Государственные должности в РФ

Понятие, принципы, признаки и особенности государственной гражданской службы

Понятие, принципы и особенности военной службы

Понятие, принципы и особенности правоохранительной службы

Должности государственной гражданской службы. Реестр должностей

Военные должности и должности правоохранительной службы

Формы деятельности государственной администрации

Понятие, признаки, виды и процедуры принятия индивидуальных административных актов

Понятие, признаки, виды и процедуры принятия нормативных административных актов

Правительственные и ведомственные административные акты: понятие, значение, регулятивные свойства, порядок принятия и опубликования

Методы деятельности государственной администрации

Поощрение в деятельности государственной администрации

Дисциплинарное принуждение в деятельности государственной администрации

Понятие и общая характеристика административно-правового принуждения: цель, основания, признаки, меры

Административно-предупредительные и административно-восстановительные меры принуждения: понятие, виды, особенности

Меры административного пресечения: понятие, виды, особенности

Специальные меры административного пресечения: применение физической силы, специальных средств, оружия

Административно-правовые споры: понятие, признаки, виды

Административная жалоба: понятие, признаки, виды. Процедуры разрешения административных жалоб

Понятие и признаки административной ответственности

Законодательство об административных правонарушениях. Общая характеристика КоАП РФ

Правила назначения административных наказаний: обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность, сроки давности назначения и погашения административных наказаний

Множественность административных правонарушений: понятие, виды, порядок назначения административных наказаний

Производство по делам об административных правонарушениях: общая характеристика (понятие, нормативная основа, задачи, принципы)

Правовое положение и виды органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях. Подведомственность дел

Правовое положение участников производства по делам об административных правонарушениях

Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: общая характеристика, понятие, система, нормативная основа

Доставление, административное задержание, привод: понятие, основание и порядок их применения

Личный досмотр, досмотр вещей и транспортных средств, осмотр помещений и территорий, изъятие вещей и документов, временный запрет деятельности: понятие, основание и порядок их применения

Отстранение от управления транспортным средством, его задержание и запрещение эксплуатации: понятие, основание и порядок применения

Стадия возбуждения дела об административном правонарушении: общая характеристика

Протокол об административном правонарушении: понятие, структура, содержание, должностные лица, уполномоченные на составление протокола

Стадии рассмотрения дела об административном правонарушении: общая характеристика

Постановление по делу об административном правонарушении: понятие, виды, основания для вынесения, структура, содержание

Особенности рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности в арбитражных судах

Стадия пересмотра дела об административном правонарушении: общая характеристика

Особенности пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях в арбитражных судах

Надзорный пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции

Стадия исполнения постановления по делам об административном правонарушении: общая характеристика

Процессуальные документы в производстве по делам об административных правонарушениях: понятие, структура, виды

Исполнение постановлений о назначении предупреждения, административного штрафа, конфискации, лишения специального права

Исполнение постановлений о назначении административного ареста, административного выдворения, дисквалификации, административного приостановления деятельности, обязательных работ

ДМИТРО ДОРОШЕНКО Мої Спомини Про Давнє-Минуле (1901-1914 роки) НАКЛАДОМ ВИДАВНИЧОЇ СПІЛКИ ТРИЗУБ Винипеґ, Манітоба 1949

Общие формы построения отдельных занятий в процессе физического воспитания

Занятия неурочного типа в отличие от урочного осуществляются на основе полной добровольности. Способы организации деятельности занимающихся на уроке

PR и Интернет как профессиональные сферы деятельности

PR и Интернет как профессиональные сферы деятельности представляют собой системы коммуникаций, которые различаются тем, что PR – это система коммуникаций в гуманитарном смысле, а Интернет – в технологическом.

Автоматизированные информационные системы (АИС)

Дипломная работа. Полностью автоматизированная информационная система или АИС - это совокупность различных программно-аппаратных средств, которые предназначены для автоматизации какой-либо деятельности, связанной с передачей, хранением и обработкой различной информации.

Христианская культура и культура западноевропейского средневековья

Западноевропейская культура. Ранний период. Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством. Каролингское Возрождение. Схема романского храма. Искусство. Образование в период развитого средневековья

Судебная статистика Верховного Суда РФ выделяет среди рассмотренных дел уголовные, гражданские и административные дела , причем последние считаются делами об административных правонарушениях . В некоторых случаях можно наблюдать путаницу с определением характера дел: иногда говорят, что мировые судьи рассматривают гражданские, уголовные дела и дела об административных правонарушениях; районные суды – гражданские, уголовные и административные дела; суды уровня субъекта РФ — гражданские, уголовные и административные дела; военные суды – гражданские, уголовные, административные дела и дела об административных правонарушениях . Однако ни в одном из перечисленных случаев авторы не указывают принципиальных различий понятий «административные дела» и «дела об административных правонарушениях».

И далее можно привести данные о структурировании содержания каждый месяц издаваемого в России Бюллетеня Верховного Суда Российской Федерации. Конечно, потенциала глубоко научных аргументаций этот пример не содержит. Однако он демонстрирует нестабильность представлений даже специалистов о сущности и содержании административного судопроизводства и термина «административные дела». Например, в одном из выпусков указанного Бюллетеня в разделе «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации» выделяются разделы: по уголовным делам; по гражданским делам; по административным делам . В последнюю категорию дел редакция Бюллетеня включает, например: «Практика рассмотрения дел о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части» . Следует отметить, что в указанных разделах вообще не идет речь о делах об административных правонарушениях . В других же случаях, в разделе «По гражданским делам» появляется подраздел «Практика рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений», в котором также приводятся примеры судебной деятельности по признанию оспариваемых норм (оспариваемого акта) недействующими или соответствующими закону. Здесь же редакция Бюллетеня публикует материалы под рубрикой «Вопросы применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» .

Ученые, комментирующие соответствующие статьи Конституции РФ, понимают административное судопроизводство именно в смысле осуществляемого судьями производства по делам об административных правонарушениях. Например, в одном из комментариев к Конституции РФ отмечается, что регулирование административного судопроизводства в соответствии с п. «к» ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов, «поэтому установление порядка административного судопроизводства КоАП, который был принят до введения в действие Конституции, не противоречит конституционным положениям о разграничении полномочий между Федерацией и ее субъектами» . Таким образом, в данном толковании административное судопроизводство устанавливается КоАП.

Однако самим законодателем деятельность по применению административных наказаний (даже если это осуществляется судьями) административным судопроизводством не называется. Думается, что при принятии решения и установлении конституционности тех или иных норм федеральных законов Конституционный Суд РФ должен находиться в «границах или пределах» категорий и терминов, используемых самим законодателем; если же в законодательных актах какой-либо термин отсутствует вообще, то следует исходить из характера регулируемых указанным законом отношений и не давать данному понятию расширительное толкование. То есть вряд ли оправданно, когда Конституционный Суд РФ, пытаясь «оценить» соответствующие статьи Кодекса об административных правонарушениях, в которых отсутствует термин «административное судопроизводство», вместе с тем определяет легитимность указанной категории для производства в судах дел об административных правонарушениях. Можно задать вопрос: почему же тогда КоАП РФ 2002 г. не установил в своих статьях понятие «административное судопроизводство»?

Суд осуществляет правосудие по спорным делам, содержащим спорные правоотношения. Как отмечается в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2002 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» участниками спорных правоотношений (по делам, которые рассматриваются арбитражными судами) могут быть юридические лица, индивидуальные предприниматели, а в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом РФ и иными федеральными законами, Российская Федерация, её субъекты, муниципальные образования, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, должностные лица, образования, не имеющие статуса юридического лица, и граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя.

Дела об административных правонарушениях – это дела о применении наказания, т.е. возникающие в известном смысле вне спорных отношений, это дела о деликте — административном правонарушении. Государство обязано создать условия и формальный порядок разрешения таких дел и применения к виновным в совершении правонарушений установленных наказаний (уголовных или административных). Административные дела – это дела о претензии (о жалобе), это притязание субъекта права к государству, административной власти, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Поэтому, если строго анализировать ст. 118 Конституции Российской Федерации, приходится сделать вывод о том, что именно в Конституции РФ заложена идея формирования административного судопроизводства как формы осуществления судебной власти в стране. Если бы законодатель, формулируя содержание ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, понимал бы под «административным судопроизводством» «производство по делам об административных правонарушениях», то тогда нужно было бы данную статью дополнить термином «производство по делам об административных правонарушениях». Думается, что законодатель целенаправленно («сознательно») сформулировал ч. 2 ст. 118 Конституции РФ таким образом, когда под «административным судопроизводством» нужно понимать рассмотрение судом дел, возникающих из административно-правовых и иных публично-правовых отношений.

Как известно, законодательство об административных правонарушениях (в его материальном и процессуальном содержании) было разработано и действовало на практике с советских времен, то есть задолго до принятия в 1993 году Конституции Российской Федерации, закрепившей термин «административное судопроизводство». Как, впрочем, и другие виды правосудия в России – уголовное или гражданское судопроизводство — имели долгую историю становления и развития. Однако в тексте Конституции Российской Федерации в 1993 году появился термин «административное судопроизводство»; этой для того времени, несомненно, правовой новеллой законодатель подчеркивал новое качество судебной власти и необходимость формирования нового качества самого российского правосудия. Следовательно, никакая идентификация административного судопроизводства с производством по делам об административных правонарушениях вообще не должна предприниматься.

В ФКЗ от 07 февраля 2011 г. «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» в п. 2 ст. 4 установлено, что суды общей юрисдикции рассматривают все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов за исключением дел, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации рассматриваются другими судами. Таким образом, в такой постановке термин «административные дела» дает основания другого толкования данного института. Во-первых, Федеральный конституционный закон, устанавливая в тексте этот термин – «административные дела», дает основания для предположений о его непосредственном и главном взаимодействии с термином «административное судопроизводство». Во-вторых, «административные дела» напрямую связываются с необходимостью защиты нарушенных или оспариваемых прав , свобод и охраняемых законом интересов . Таким образом, административно-деликтологические характеристики «административных дел» в данном случае не приемлемы; речь идет о судебной защите прав, свобод, законных интересов физических или юридических лиц. Именно поэтому дело об административном правонарушении, теоретически рассуждая, может быть отнесено к категории «административных дел». Однако по своему содержанию с позиции как предмета административно-правового спора, состава участников судебного разбирательства, так и особенностей процессуальных правил дела об административных правонарушениях – это не административные дела в смысле рассматриваемой статьи ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».

Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ) наиболее юридически грамотно распределил подведомственность дел арбитражному суду (ст. 27-33 АПК РФ). Анализируя нормы АПК РФ по распределению подведомственности дел арбитражным судам, можно констатировать наличие нескольких важнейших положений, относящихся к административному судопроизводству.

Во-первых, законодатель в ст. 29 АПК РФ устанавливает подведомственность арбитражным судам экономических споров и иных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений .

Во-вторых, используется термин «административное судопроизводство » или «порядок административного судопроизводства».

В-третьих, административное судопроизводство является формой разрешения возникающих из административных и иных публичных правоотношений экономических споров и иных дел, связанных с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности.

В-четвертых, административным судопроизводством законодатель считает рассмотрение арбитражными судами указанных споров и иных дел:

  • об оспаривании нормативных правовых актов в сферах, которые в полной мере установлены подпунктом 1 пункта 1 ст. 29 АПК РФ, например: налогообложение; валютное регулирование и валютный контроль; таможенное регулирование; антимонопольное регулирование; регулирование банковской, страховой, аудиторской, оценочной деятельности; несостоятельность (банкротство); в этих правовых нормах также определено, что дополнительные случаи правового регулирования могут предусматриваться соответствующим федеральным законом и в иных сферах;
  • об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц;
  • об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
  • о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
  • другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Глава 22 АПК РФ устанавливает особенности рассмотрения арбитражными судами дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений; глава 23 АПК РФ посвящена установлению порядка рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов ; глава 24 АПК РФ регламентирует порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов , решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц. В главе 25 АПК РФ определяется порядок рассмотрения дел о привлечении лиц к административной ответственности; в этой же главе устанавливаются правила разрешения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении соответствующих лиц к административной ответственности.

Таким образом, Арбитражный процессуальный кодекс РФ связывает термин «административное судопроизводство» с рассмотрением арбитражными судами различных по своему предмету экономических споров и иных дел, возникающих из административных и других публичных правоотношений. Административное судопроизводство (с позиции норм АПК РФ) – это и производство в арбитражном суде по оспариванию нормативных или ненормативных правовых актов, и производство по делам об административных правонарушениях. Следует отметить, что АПК РФ и ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 4) являют важнейшими федеральными законами в России, которые вслед за Конституцией РФ используют понятие «административное судопроизводство».

Следовательно, внимательно изучая многочисленные нормативные положения АПК РФ, касающиеся административного судопроизводства, можно констатировать дуализм его правового процессуального содержания. С одной стороны, административное судопроизводство в арбитражном процессе связывается с обеспечением законности в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и иных органов, т.е. когда арбитражный суд рассматривает дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности . С другой стороны, административное судопроизводство в арбитражном процессе имеет явно деликтный характер, ибо арбитражные суды могут рассматривать отнесенные к их компетенции дела об административных правонарушениях. Результатом первого вида судопроизводства является решение суда о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими или не соответствующими (в этом случае, следовательно, и не действующими полностью или в части) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в то время как итогом деликтного процесса (разбирательства) становится вынесение постановления о применении административного наказания. И тем не менее, с точки зрения законодателя, оба этих вида судебной деятельности называются «административным судопроизводством».

Весьма авторитетные представители науки гражданского процессуального права, рассматривая перспективные направления совершенствования системы гражданской юрисдикции, отмечают необходимость проведения специализации различных органов, образующих эту систему. Например, В.В. Ярков, размышляя о будущем административного судопроизводства, указывает на существование особенностей по целому ряду его составляющих, которые и определяют целесообразность модификации процессуальной формы и учета особенностей публичного права . Он считает необходимым создание специального суда, рассматривающего иски против государства и государственных органов, как участника гражданского оборота; автор не исключает создание в будущем административных судов, которые могут учреждаться, по его мнению, как специализированные судебные присутствия в рамках федеральных судов в тех регионах, где географический фактор имеет существенное значение .

Даже краткий анализ современных научных положений относительно проблемы гражданского судопроизводства , в которой отчетливо прослеживается идея так называемой его дифференциации . На эту тему в течение последнего времени подготовлено несколько научных трудов . Такими терминами, как «дифференциация», «унификация», «упрощение», «оптимизация» гражданского и арбитражного судопроизводства, можно объяснить многие проблемы современного российского судопроизводства, а также повлиять на характер обсуждения тематики «административное судопроизводство». Особенно трудно понять рассуждения авторов о принадлежности к гражданскому процессу производства по делам, возникающим из публичных правоотношений», которые пишут о «дифференциации цивилистического процесса» . Административный процесс по определению не должен включаться в структуры цивилистического процесса! За такими терминологическими изысками забывается самое главное – существует ли особенности административного судопроизводства ? Если нет, то тогда в науке появляется возможность для отстаивания мнения о необходимости изменения Конституции Российской Федерации, установившей особый вид судопроизводства – административное судопроизводство. Однако, если внимательно изучить современные труды по гражданскому судопроизводству, то даже и там обнаружим правильное мнение о необходимости создания законодательства об административном судопроизводстве. Например, Е.В. Слепченко делает вывод о том, «есть все основания для вывода о необходимости унификации рассматриваемых процессуальных правил, изъятия их из АПК РФ и размещения в едином Кодексе административного судопроизводства РФ» . Одним из важнейших выводов в работе Е.В. Слепченко можно считать утверждение, что «разделение норм административно-процессуального права между тремя кодексами – ГПК РФ, АПК РФ и КоАП РФ – не обеспечивает, на наш взгляд, необходимого уровня защиты прав граждан и организаций от произвола власти» . Однако, несмотря на позитивные и правильные рассуждения автора по указанным вопросам, окончательный вывод – весьма необоснован и поэтому противоречив. Е.В. Слепченко говорит о том, ни формализация административного судопроизводства как самостоятельного вида судопроизводства, ни реализация предложения о принятии Кодекса административного судопроизводства «вовсе не свидетельствует о необходимости создания специальных административных судов» . Автор предлагает оставить проблему не решенной; «все дела, возникающие иоз административных и иных публичных правоотношений, должны рассматриваться судами общей юрисдикции, специализированными составами и коллегиями этих судов. Арбитражные суды при этом должны быть объединены с судами общей юрисдикции в единую судебную систему. Все это позволит снять достаточно острую проблему определения подведомственности указанных дел, которые в настоящее время рассматриваются как судами общей юрисдикции, та и арбитражными судами» .

Рассуждения Е.В. Слепченко об объединении арбитражных судов с судами общей юрисдикции в «единую судебную систему» поначалу показались сильно новаторскими и рассчитанными на далекую перспективу. Но, как оказалось, это только на первый взгляд. В конце октября 2012 г. появилась информация о планах объединения (слияния) Высшего Арбитражного суда РФ и Верховного Суда РФ , а сразу за ней – новая идея о переезде объединенного суда в г. Санкт-Петербург . Наверное, так и будет в будущем.

Н.А. Громошина, рассуждая о специализированных судах, утверждает, что «растаскивание, дробление относительно единого сегодня гражданского судопроизводства приведет к более зримым негативным последствия» . Как можно понять из научного анализа обсуждаемой проблемы, автор – против специализированных судов, ибо ставится прямой вопрос: «допустимо ли за счет нищего государства проводить сомнительные социальные эксперименты?» . Про «нищее» российское государство и по многочисленные эксперименты можно говорить предметно в других статьях. Сейчас лишь нужно подчеркнуть, что вновь и вновь отрицается идея формирования административного судопроизводства и административных судов из-за нехватки финансов, «плохих дорог в России», не обеспечивающих доступности правосудия для «простых граждан». Здесь же нужно добавить, что в научных трудах постоянно повторяются одни и те же аргументы «против» учреждения в России административных судов.

В научных трудах, посвященных проблемам правосудия по гражданским делам, данный вид судопроизводства определяется как «деятельность суда общей юрисдикции или арбитражного суда по рассмотрению и разрешению дел, отнесенных к их компетенции гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством, которое устанавливает и сам порядок судопроизводства» . Таким образом, во-первых, очевидно, к гражданским делам автоматически тогда относятся и «дела, возникающие из публичных правоотношений»; а, во-вторых, только гражданское и арбитражное процессуальное законодательство относит данные дела к компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Именно здесь можно поставить вопрос: а соответствуют ли такие правовые положения конституционно-правовой норме о формах осуществления судебной власти в России и о самом предназначении административного судопроизводства? Не создаются ли такими нормативными констатациями предпосылки для ограничения доступа к правосудию и за защитой нарушенных прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц? А где же тогда местонахождение административного процессуального законодательства, административного права, административной практики, административно-правовых споров? Каким образом можно обосновать принадлежность негативных результатов действия норм административного права к компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Говорят, что такие нормы устанавливают ГПК РФ и АПК РФ. Но ведь эти кодексы появились в процессе законотворческой деятельности в условиях соответствующей концепции и господствовавших в те годы правовой идеологии в формировании процессуального законодательства. Времена меняются – изменяться должно и процессуальное законодательство. Здесь вполне уместно согласиться с мнением П.П. Серкова, который пишет, что «полномочия на рассмотрение административных дел разделены между судами общей юрисдикции и арбитражными судами главным образом с помощью норм АПК РФ, то есть законодательного акта, кодифицированного в качестве своеобразного аналога ГПК РФ с учетом специфики экономических споров» . При этом П.П. Серков весьма критически оценивает ситуацию, когда подведомственность арбитражных судов по административным делам определяется законодателем, в частности, в ч. 1 ст. 29 АПК РФ путем введения в оборот такого понятия, как «экономический спор, возникающий из административных и иных публичных правоотношений»; при этом, как подчеркивает автор, в законе не указываются «ни одного правового признака, позволяющего определить, когда такой спор имеет место» .

Учеными отмечается, что «из «буквы» и «духа» ст. 46 Конституции РФ, а также из правовых позиций, неоднократно высказывавшихся Конституционным Судом РФ, вытекает, что в суд можно обратиться за разрешением любого спора, затрагивающего права и интересы гражданина либо иного субъекта российского права, в том числе и спора, вытекающего из публичных правоотношений» . Здесь сразу же возникает вопрос: а что же в этом случае должен был утверждать Конституционный Суд России? Что у нас в стране нет гарантий рассмотрения судом возникающих правовых споров, в том числе и между гражданами и административными органами и их должностными лицами? Конституционный Суд РФ всегда будет констатировать наличие правовых возможностей и правовых механизмов для оспаривания в суде действий (бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц. По-другому и невозможно представить ответы на данные вопросы. Однако остается открытым вопрос: совпадает ли административное судопроизводство по всем своим признакам, назначению, принципам осуществления известным стандартам гражданского процессуального и арбитражного процессуального правосудия? Думается, весьма сложно будет положительно отвечать на данный вопрос, учитывая конституционно-правовой смысл нормы об административном правосудии.

См., например: Судебная статистика за 2001 г. //Рос. юстиция. 2002. № 8. С. 69-70.

См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации /Под общ. ред. В.Д. Карповича. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Юрайт-М; Новая правовая культура, 2002. С. 887-888.

См.: Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2012. — № 2. – С. 30-33; № 10. – С. 27-29.

См.: Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2011. — № 4. – С. 30-33; С. 36-37; Там же. – 2011. — № 8. – С. 17-20.

Для некоторых категорий малоимущих граждан законодательно закреплена обязанность по определенным правовым проблемам бесплатно оказывать юридическую помощь за счет государства. В УПК РФ также предусмотрены условия предоставления бесплатного за счёт государства. Почему та же категория граждан, имеющих право бесплатно получать юридическую помощь по гражданским делам, не имеет право бесплатно получать юридическую помощь по административным правонарушениям?


Многие слышали «бесплатный адвокат по уголовным делам », «бесплатный по гражданским делам». Есть ли «бесплатный адвокат по административным правонарушениям», не в плане, что адвокат по своей инициативе бесплатно оказал юридическую помощь по административному правонарушению? Предусмотрено ли законодательно предоставление помощи адвоката за счет государства по административному правонарушению?

Многие адвокаты по уголовным делам сталкивались, когда сначала его будущего клиента несколько дней содержали в камере ИВС за мелкое правонарушение, а потом возбуждали уголовное дело и уже в рамках уголовного дела заключали под стражу. Такие «номера» обычно проводят в отношении малоимущих граждан, которые из-за отсутствия юридической грамотности не знают, как защитить себя, а нанимать адвоката не имеют средств.

В кодексе об административных правонарушениях нет нормы, обязывающей для защиты правонарушителя назначить адвоката за счет государства. В КоАП РФ есть только статья, указывающая, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе пользоваться юридической помощью защитника (адвоката или иного лица). Защитник, допущенный к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства и заявлять ходатайства и отводы (ст.25.5 КоАП РФ).

С другой стороны, для некоторых категорий малоимущих граждан законодательно закреплена обязанность по определенным правовым проблемам бесплатно оказывать юридическую помощь за счет государства. Об этом указывалось в статье « ». В УПК РФ также предусмотрены условия предоставления бесплатного адвоката за счёт государства. Смотрите статью « ». Почему та же категория граждан, имеющих право бесплатно получать юридическую помощь по гражданским делам, не имеет право бесплатно получать юридическую помощь по административным правонарушениям?

Позиция ЕСПЧ. Бесплатный адвокат по административным правонарушениям.

Пункт 3 ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод предусматривает, что каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления имеет как минимум следующие права: (b) иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты; (с) защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника, или при недостатке у него средств для оплаты услуг защитника, пользоваться услугами назначенного ему защитника бесплатно, когда того требуют интересы правосудия. Право на бесплатную юридическую помощь на основании подпункта (с) пункта 3 статьи 6 Конвенции зависит от двух условий:

  1. у заявителя должно не хватать средств на плату юридической помощи;
  2. «интересы правосудия» должны требовать предоставления юридической помощи.

Критерий определения интереса правосудия для предоставления юридической помощи зависит от: тяжести правонарушения, суровости возможного наказания, сложности дела и личной ситуации гражданина.