Коап рф надлежащее уведомление. Порядок извещения лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, и последствия его нарушения. Московский городской суд

ПРОКУРАТУРА ИНФОРМИРУЕТ

Порядок извещения лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, и последствия его нарушения.

В связи с увеличившимся количеством обращений граждан по вопросам нарушения их прав, как участников производства по делу об административном правонарушении, по причине рассмотрения дел в отсутствие указанных лиц, представляется необходимым дать разъяснения законодательства, регулирующего соответствующие отношения.

Порядок извещения лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, установлен статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в органы административной юрисдикции заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Таким образом, по смыслу закона, извещение может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено.

При направлении извещений должны быть соблюдены следующие требования:

Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. Место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя;

Если лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, заявило ходатайство о направлении извещений по иному адресу, извещение подлежит направлению также по этому адресу. В этом случае извещение считается врученным лицу, участвующему в производстве по делу об административном правонарушении, если оно доставлено по указанному таким лицом адресу.

Следует отметить, что согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», утвержденных приказом ФГУП «Почта России» от 31.08.2005 № 343 (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5).

Надлежащее извещение лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, является необходимым условием для реализации процессуальных прав участников производства, в том числе, права на защиту лица, привлекаемого к административной ответственности.

Нарушение установленных требований к порядку извещения лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, сложившейся судебной практикой признается существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, и влечет отмену постановлений по делам об административных правонарушениях.

Проскурой Сергачского района проводятся проверки соблюдения требований административного законодательства сотрудниками МО МВД России «Сергачский». В ходе проверок проведенных в 2014 году выявлено 30 нарушений закона, принесено 30 протестов, которые рассмотрены и удовлетворены.

Прокуратура Сергачского района

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П рассмотрев жалобу Жаравина Е.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 4 Новочеркасского судебного района Ростовской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 9 Новочеркасского судебного района Ростовской области от 11 января 2017 года, решение судьи Новочеркасского городского суда Ростовской области от 03 марта 2017 года и постановление заместителя председателя Ростовского областного суда от 18 мая 2017 года, вынесенные в отношении Жаравина Е А по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 ,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Новочеркасского судебного района Ростовской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 9 Новочеркасского судебного района Ростовской области от 11 января 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Новочеркасского городского суда Ростовской области от 03 марта 2017 года и постановлением заместителя председателя Ростовского областного суда от 18 мая 2017 года, Жаравин Е.А., признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 , и подвергнут административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на один год.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации Жаравин Е.А. просит об отмене судебных актов, вынесенных в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы прихожу к следующим выводам.

Разрешая данное дело, мировой судья указал, что Жаравин Е.А надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела ходатайство об отложении рассмотрения дела суду не представил.

Судья Новочеркасского городского суда Ростовской области и заместитель председателя Ростовского областного суда согласились с выводами мирового судьи, оставив постановление от 11 января 2017 года без изменения.

Вместе с тем состоявшиеся по делу судебные акты законными признать нельзя в связи со следующими обстоятельствами.

В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах возникающих у судов при применении » в целях соблюдения установленных сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», утвержденных приказом ФГУП «Почта России» от 31 августа 2005 года№ 343.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении определением мирового судьи судебного участка № 4 Новочеркасского судебного района Ростовской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 9 Новочеркасского судебного района Ростовской области от 26 декабря 2016 года дело об административном правонарушении в отношении Жаравина Е.А. по части 5 принято к производству, судебное заседание назначено на 15 часов 00 минут 11 января 2017 года.

Для извещения о месте и времени рассмотрения дела Жаравину Е.А направлена судебная повестка по адресу, указанному в протоколе об административном правонарушении в качестве адреса его проживания (л.д. 10).

Согласно отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором (л.д. 14), а также конверта о направлении судебной повестки Жаравину Е.А. извещение о времени и месте судебного заседания им не получено, конверт был возвращен с отметкой «истек срок хранения» 16 января 2017 года, то есть после рассмотрения дела об административном правонарушении мировым судьей.

Подавая жалобу на постановление мирового судьи Жаравин Е.А. также ссылался на тот факт, что извещения о назначении времени и места рассмотрения дела им не получено, в связи с чем он по независящим от него причинам не смог участвовать в рассмотрении дела, чем были нарушены его права предусмотренные .

Из материалов дела следует, что на имя Жаравина Е.А. 11 января 2017 года в 10 часов 15 минут направлена телефонограмма о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.

Таким образом, из содержания телефонограммы не следует о возможности проконтролировать получение информации лицом, которому она направлена.

Кроме того, имеющаяся в материалах дела телефонограмма на имя Жаравина Е.А. от 11 января 2017 года не свидетельствует о том, что лицо привлекаемое к административной ответственности было извещено заблаговременно.

Не содержит императивного указания о способе извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, если избранный способ извещения позволяет подтвердить его получение адресатом.

При этом, основным условием рассмотрения дела об административном правонарушении в отсутствии лица, привлекаемого к административной ответственности является надлежащее и заблаговременное извещение этого лица о времени и месте рассмотрения дела, а также предоставление ему возможности реализовать свои права. Следовательно, извещения о дне и месте рассмотрения дела должны направляться с тем расчетом, чтобы обеспечить их получение адресатом заблаговременно до начала их проведения.

Изложенные требования о заблаговременном уведомлении лица привлекаемого к административной ответственности, соблюдены не были поскольку согласно телефонограмме, звонок произведен непосредственно в день рассмотрения дела об административном правонарушении 11 января 2017 года, что нельзя признать надлежащим извещением.

Лицо, в отношении которого рассматривается дело об административном правонарушении, должно быть проинформировано о дне рассмотрения дела заблаговременно и таким образом, чтобы иметь реальную возможность явиться в судебное заседание, что является гарантией соблюдения прав и законных интересов этого лица.

Несмотря на данные обстоятельства, мировой судья рассмотрел дело в отсутствие Жаравина Е.А., указав, что последний был извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении мировым судьей не соблюден, дело рассмотрено без участия Жаравина Е.А. в отсутствие сведений о том, что он извещен о месте и времени его рассмотрения заблаговременно и надлежащим образом.

В ходе рассмотрения дела в городском суде Жаравиным Е.А. было заявлено ходатайство о назначении судебной экспертизы на предмет соответствия горизонтальной дорожной разметки требованиям государственных стандартов (л.д. 32).

Согласно , лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом должностным лицом, в производстве которых находится данное дело (часть 1 указанной статьи). Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения (часть 2 данной статьи).

В нарушение приведенных норм данное ходатайство судьей городского суда разрешено не было.

Исходя из положений части 1 , обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Неполное выяснение существенных для данного дела обстоятельств и невыполнение требований о создании судом необходимых условий для справедливого разбирательства дела и реализации лицом, в отношении которого ведется производство по делу, права на защиту, повлекло нарушение этого права Жаравина Е.А.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 4 Новочеркасского судебного района Ростовской области исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 9 Новочеркасского судебного района Ростовской области от 11 января 2017 года решение судьи Новочеркасского городского суда Ростовской области от 03 марта 2017 года и постановлением заместителя председателя Ростовского областного суда от 18 мая 2017 года, вынесенные в отношении Жаравина Е.А по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 , подлежат отмене.

С учетом того, что на момент рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации жалобы Жаравина Е.А. срок давности привлечения его к административной ответственности, установленный частью 1 для данной категории дел, истек, производство по настоящему делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь и , судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

жалобу Жаравина Е.А. удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 4 Новочеркасского судебного района Ростовской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 9 Новочеркасского судебного района Ростовской области от 11 января 2017 года, решение судьи Новочеркасского городского суда Ростовской области от 03 марта 2017 года и постановлением заместителя председателя Ростовского областного суда от 18 мая 2017 года, вынесенные в отношении Жаравина Е.А. по делу об административном правонарушении предусмотренном частью 5 , отменить.

Производство по данному делу на основании пункта 6 части 1 прекратить.

Судья Верховного Суда Российской Федерации В.П. Меркулов

<*> Tsukanov N.N. On the problem of proper notification in the proceedings on cases concerning administrative offences.

Цуканов Николай Николаевич, начальник кафедры административного права и управления в органах внутренних дел Сибирского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

В рамках представленной статьи автор рассматривает вопрос о проблеме надлежащего уведомления заинтересованных лиц о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении и предлагает его возможные решения. В результате проведенного анализа формулируются предложения по внесению изменений в КоАП России.

Ключевые слова: уведомление, извещение, повестка, вручение копий процессуальных актов, административные правонарушения, ходатайство.

In the frame of this article the author examines the issue of the problem of proper notification the persons who are concerned with place and time of considering cases on administrative offences and proposes its possible decision. On the basis of analysis the author formulates the corresponding proposals concerning making changes in the Code of administrative offences of the Russian Federation.

Key words: notification, summons, directing and delivery of procedural acts" copies.

Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. В связи с этим особую значимость представляет вопрос о критериях надлежащего уведомления соответствующего лица о месте и времени рассмотрения дела по существу. Неэффективное решение данного вопроса достаточно часто оказывается причиной отмены постановлений о назначении административного наказания.

Поскольку КоАП РФ не решает данной проблемы, определенные попытки ее решения предпринимаются правоприменительными субъектами. В частности, Верховный Суд Российской Федерации указывает, что соответствующее извещение может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.). Кроме того, лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда с указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение о том, что оно фактически не проживает по этому адресу <1>. В письме Красноярского краевого суда от 19 марта 2007 г. сформулировано еще одно важное правило, достаточно хорошо зарекомендовавшее себя на территории региона: "...извещение путем направления лицу судебной повестки заказным письмом по адресу, указанному им в протоколе об административном правонарушении, следует считать надлежащим и в том случае, если такое извещение лицом не было получено, а повестка вернулась в суд по истечении срока хранения на почте. Неполучение лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судебной повестки, несмотря на направленные ему объектом почтовой связи в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи извещения, следует расценивать как злоупотребление лицом своими процессуальными правами. При наличии сведений о том, что адресат за почтовым отправлением (судебной повесткой) не явился, судья вправе, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, принять решение о рассмотрении дела в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении" <2>.

<1> См.: О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5.
<2> СПС "КонсультантПлюс".

Однако данные правила в отдельных случаях могут выглядеть несправедливыми по отношению к субъектам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении. Достаточно наглядным примером является ситуация, описанная в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 27 октября 1995 г. по жалобе Исаковой <3>. По мнению А.С. Дугенца, не является допустимой форма уведомления лица, при которой соответствующее извещение доставляется почтальоном в почтовый ящик адресата с отметкой работника почты на уведомлении о доставке (роспись адресата в этом случае не предусмотрена). Автором идеи выражается уверенность в том, что при отсутствии записи о получении повестки адресатом уведомление о времени и месте рассмотрения дела не является надлежащим <4>.

<3> См.: СПС "КонсультантПлюс".
<4> См.: Дугенец А.С. Административная ответственность в российском праве: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 122 - 123.

С другой же стороны, реализация подобных правил зачастую не оказывается серьезным препятствием для уклонения правонарушителей от ответственности. Сотрудники милиции сталкиваются с ситуациями, при которых лицо, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении, отказывается назвать свой адрес, открыть дверь сотруднику милиции, доставившему повестку, расписаться в получении повестки и т.д. Достаточно часто в силу отсутствия соответствующего лица в момент доставления повестки последняя вручается иным лицам, проживающим по указанному адресу. Соответственно, лицо может сообщить о том, что повестка ему не вручалась (причем подтвердить это личным заявлением "забывчивого" родственника). Наконец, в целях уклонения от ответственности извещаемый может проставить на повестке иную подпись, а затем обвинить должностных лиц милиции в подлоге.

Иными словами, существующий порядок далеко не всегда эффективен. При значительных затратах (материальных (в виде оплаты стоимости заказных писем, оплаты труда сотрудников, нарочным доставляющих соответствующие повестки, и т.д.), организационных, эмоциональных и т.п.) он вовсе не гарантирует успешное решение задачи обеспечить надлежащее уведомление соответствующего лица и доказать факт такого уведомления.

Достаточно распространенным способом решения данной проблемы является практика уведомления соответствующего лица о месте и времени рассмотрения дела в момент составления протокола об административном правонарушении. Предложения о возможной легализации подобного варианта высказываются Н.В. Комаровой <5>, поддерживаются В.В. Дорохиным <6>. Однако Верховный Суд Российской Федерации по вполне убедительным, на наш взгляд, причинам занимает иную позицию. В частности, им указывалось, что извещение лица о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, нельзя признать надлежащим, поскольку решение вопросов о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении и вызове в судебное заседание лиц, указанных в ст. 25.1 - 25.10 КоАП РФ, и т.д. отнесено к компетенции судьи (органа, должностного лица), уполномоченного рассматривать дело об административном правонарушении. Отмечалось, что "при назначении дела к рассмотрению лицом, составившим протокол об административном правонарушении, до направления дела в суд пропускается целая стадия, имеющая важное значение, а это может повлечь нарушение прав, в частности, лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, и потерпевшего" <7>.

<5> См.: Комарова Н.В. Рассмотрение дел об административных правонарушениях в органах внутренних дел (милиции): Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2002. С. 127.
<6> См.: Дорохин В.В. Производство по делам об административных правонарушениях, осуществляемое органами внутренних дел: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 85.
<7> Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2005 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 5.

В 2007 г. указанное разъяснение было признано Верховным Судом РФ утратившим силу. В частности, было указано: "Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п. Таким образом, вручение судебной повестки о времени и месте судебного заседания может быть произведено и сотрудником ГИБДД. Факт вручения повестки удостоверяется подписью лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на корешке повестки, который возвращается в суд" <8>.

<8> Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2007 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. N 10.

Уведомление на этапе составления протокола об административном правонарушении - достаточно удобный для субъекта административно-юрисдикционной деятельности вариант. Поэтому подобное разъяснение в практической сфере начинает толковаться как право сотрудника ГИБДД уведомить лицо о месте и времени рассмотрения дела в тех ситуациях, когда дата рассмотрения дел о соответствующей категории административных правонарушений заранее определена судебным органом. Однако Верховный Суд РФ даже не изменяет, а лишь уточняет свое разъяснение, поскольку решение о принятии конкретного дела к производству, определении даты рассмотрения дела, а также о направлении повестки и т.д. принимается по-прежнему судом. Иными словами, уведомление лица о месте и времени рассмотрения дела путем проставления отметки в протоколе об административном правонарушении само по себе не является его надлежащим уведомлением.

Решение данной проблемы, на наш взгляд, должно быть основано на следующих положениях.

Во-первых, участие правонарушителя в рассмотрении дела об административном правонарушении является, прежде всего, формой реализации его права на самозащиту. Любая организация может совершенно правомерно отказаться от участия своего законного представителя в производстве. Аналогично решается вопрос и в отношении физических и должностных лиц. Относительно последних ст. 27.15 КоАП РФ, кстати, не предусматривает возможность производства привода. Основной обязанностью милиции в подобных случаях является не обеспечение обязательного участия указанных лиц в производстве, а создание условий, при которых это право может быть беспрепятственно реализовано. Ситуация меняется лишь в отдельных предусмотренных КоАП РФ случаях, когда дело не может быть рассмотрено в отсутствие соответствующих лиц, в том числе по причине признания их участия в рассмотрении дела обязательным.

Во-вторых, действующий закон допускает различные формы уведомления. В зависимости от конкретных условий некоторые из них могут оказаться для лица неприемлемыми. Например , в одних случаях нерегулярно доставляется почта, отсутствует запорное устройство на почтовом ящике или сам почтовый ящик, в других - физическое лицо периодически выезжает в краткосрочные командировки, в третьих - родственники, совместно проживающие с лицом, находятся с ним во враждебных отношениях и могут скрыть факт поступления повестки и т.д. Полагаем, было бы вполне уместным в письменной форме согласовывать с гражданином на этапе составления протокола об административном правонарушении форму такого уведомления. Последняя может быть различной (главное, чтобы она позволяла контролировать получение информации лицом, которому оно направлено) - от повестки и телефонограммы до SMS-сообщения. Данное решение позволит не только экономить временные и материальные ресурсы, но и сформулировать условия, необходимые для констатации факта уведомления соответствующего лица.

Именно лицо заинтересовано в возможности реализации своих процессуальных прав. Правоприменитель, руководствуясь общеправовой фактической презумпцией правопослушности, вправе рассчитывать на то, что лицо, которому адресовано соответствующее уведомление, не будет злоупотреблять своим процессуальным положением. Если имело место согласование формы уведомления, обязанность правоприменительного органа сводится к совершению действий по передаче соответствующей информации в указанной форме. В случае же потери (отключения) сотового телефона, изменения его номера и т.д., в том числе - изменения места жительства, заинтересованное лицо обязано уведомить об этом соответствующий орган (должностное лицо), как это, например, предусмотрено ст. 124 АПК РФ. Невыполнение данного условия свидетельствует либо о попытке злоупотребления лицом своими процессуальными правами, либо о его отказе от использования предоставленных возможностей и позволяет считать уведомление о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении состоявшимся.

Недостатком предлагаемого варианта является то, что он применим лишь в ситуациях, когда соответствующее лицо стремится реализовать свои процессуальные права. Если же лицо не соглашается назвать форму уведомления, повестка должна быть направлена по указанному им адресу заказным письмом (если адрес не указывается, в соответствии с фактической презумпцией правопослушности, делается вывод о соответствии адреса регистрации по месту жительства (проживания) фактическому адресу проживания соответствующего лица). При этом имеет смысл использовать правило, аналогичное закрепленному в ч. 2 ст. 52 Налогового кодекса РФ. Лицо должно считаться уведомленным по истечении срока пересылки почтовой корреспонденции, независимо от того, проявило ли оно интерес к указанному письму или нет.

Однако в практике органов внутренних дел нередко возникают ситуации, когда лицо отказывается назвать адрес своего места жительства, а установить его не представляется возможным. Полагаем, что для подобных случаев КоАП РФ должен предусматривать возможность возложения на указанных лиц обязанность явиться в определенный момент в орган (к должностному лицу) административной юрисдикции для выяснения времени и места рассмотрения дела. Невыполнение данного требования должно свидетельствовать либо о попытке злоупотребления лицом своими процессуальными правами, либо о его отказе от использования предоставленных возможностей и, соответственно, позволять рассматривать дело об административном правонарушении заочно.

В контексте предлагаемых решений нельзя не обратить внимание на неудачную формулировку ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ, согласно которой "при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным". Полагаем, правильнее было бы сформулировать данную норму следующим образом: "Административный арест и административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства могут быть назначены лицу лишь при условии его личного присутствия при рассмотрении дела об административном правонарушении".

Значение рассмотренного вопроса не ограничивается рамками первого этапа стадии рассмотрения дела по делам об административных правонарушениях. Он проявляет себя и в иных ситуациях, связанных, например, с вызовом соответствующих лиц для участия в процессуальном действии либо направлением копий процессуальных актов. КоАП РФ не содержит нормы, регламентирующей порядок извещения либо уведомления участников производства по делам об административных правонарушениях, хотя в АПК РФ, ГПК РФ или Федеральном законе от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" этому вопросу посвящены отдельные главы. В связи с изложенным предлагается дополнить КоАП РФ ст. 24.8 следующего содержания:

"Статья 24.8. Извещение, вызовы и направление копий процессуальных решений

  1. Лица, участвующие в производстве по делам об административных правонарушениях, вызываются в случае необходимости проведения процессуальных действий или извещаются о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении (жалобы на постановление по делу) заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении либо при условии предварительно оформленного письменного согласия лица (либо по его ходатайству) - телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи, электронной почте, с помощью средств мобильной связи, а также с использованием любых иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручения адресату.
  2. Копии процессуальных актов направляются в соответствии с требованиями настоящего Кодекса по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо при условии предварительно оформленного письменного согласия соответствующего лица (либо по его ходатайству) - телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи, электронной почте, с помощью средств мобильной связи, а также с использованием любых иных средств связи и доставки. На копии переданного текста (за исключением случаев направления копии документа заказным письмом), остающегося в органе (у должностного лица), осуществляющем производство по делу об административном правонарушении, указываются фамилия лица, передавшего этот текст, дата, время и способ его передачи.
  3. Извещения и вызовы должны быть вручены (направлены) с таким расчетом, чтобы соответствующие лица имели достаточный срок для необходимой подготовки и явки в соответствующий орган (к должностному лицу). Копии процессуальных документов направляются в сроки, предусмотренные настоящим Кодексом.
  4. Извещение, вызов, а также копии процессуальных документов направляются по указанному лицом адресу, а в случаях, предусмотренных ч. 1, 2 настоящей статьи, - на указанный им номер телефона, факса, адрес электронной почты и т.д. В случае отказа лица сообщить о себе необходимую информацию извещение, вызов, а также копии процессуальных документов направляются по адресу места регистрации соответствующего лица по месту жительства (по месту пребывания). В случае отсутствия информации о месте регистрации лица по месту жительства и по месту пребывания соответствующему лицу в письменной форме разъясняется его обязанность явиться в орган (к должностному лицу), в который направляются материалы дела об административном правонарушении, для выяснения даты, места и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.

Извещение, вызов законного представителя, а также копии процессуальных документов, адресованные организации, направляются по месту ее нахождения (по месту нахождения филиала, представительства юридического лица), а в случаях, предусмотренных ч. 1, 2 настоящей статьи, - на указанный организацией номер телефона, факса, адрес электронной почты и т.д.

  1. В случае если лицо сообщало адрес фактического проживания, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты или иную аналогичную информацию, оно должно проинформировать орган (должностное лицо), осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, об их изменении во время производства по делу. В случае возникновения обстоятельств, исключающих возможность получения извещения (вызова, копии процессуального документа) с помощью согласованных в соответствии с ч. 1, 2 настоящей статьи средств связи и доставки, соответствующее лицо должно информировать об этом орган (должностное лицо), осуществляющий производство по делу об административном правонарушении.
  2. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, считаются извещенными надлежащим образом (получившими копии процессуальных документов), если орган (должностное лицо), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, располагает сведениями о получении адресатом направленного ему письма, сообщения, копии процессуального документа.

Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, считаются извещенными надлежащим образом (получившими копии процессуальных документов) в случае выполнения органом (должностным лицом) действий, перечисленных в ч. 4 настоящей статьи, если при этом:

а) адресат отказался от получения соответствующих письма, повестки, копии процессуального документа и этот отказ зафиксирован;

б) извещение (копия процессуального документа) не вручено (не передана) в связи с тем, что адресат фактически не проживает по указанному им адресу либо в нарушение ч. 5 настоящей статьи им изменены номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т.д., либо в момент неоднократных передач соответствующей информации указанные технические средства не функционировали и соответствующее лицо не выполнило требования, предусмотренные ч. 5 настоящей статьи;

в) извещение (копия процессуального документа), направленное в соответствии с ч. 4 настоящей статьи по месту регистрации лица по месту жительства (по месту пребывания), не вручено (не передано) в связи с тем, что адресат фактически не проживает по данному адресу;

г) извещение (копия процессуального документа) не вручено (не передана) в связи с тем, что лицо не выполнило возложенную на него в соответствии с ч. 4 настоящей статьи обязанность явиться в орган (к должностному лицу), в который направляются материалы дела об административном правонарушении, для выяснения даты, места и времени рассмотрения дела об административном правонарушении;

д) несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением письма, направленного органом (должностным лицом), осуществляющим производство по делу об административном правонарушении, в установленном порядке, о чем орган связи проинформировал соответствующий орган (должностное лицо);

е) в связи с отсутствием лица, участвующего в производстве по делу об административном правонарушении, извещение (копия процессуального документа) вручено (передана) кому-либо из проживающих совместно с ним взрослых членов семьи с их согласия для последующего вручения адресату".

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 5-АД16-21

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ., рассмотрев жалобу Останова В Г на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка №293 района Перово города Москвы от 13 октября 2015 г. и постановление заместителя председателя Московского городского суда от 9 марта 2016 г., вынесенные в отношении Останова В Г (далее Останов В.Г.) - по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка №293 района Перово города Москвы от 13 октября 2015 г., оставленным без изменения постановлением заместителя председателя Московского городского суда от 9 марта 2016 г., Останов В.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на один год семь месяцев.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации Останов В.Г. просит отменить постановления, вынесенные в отношении ней по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административны правонарушениях, считая их незаконными.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.

Частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 названного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении судья выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, а также причины их неявки, и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

13 октября 2015 г. мировой судья судебного участка №293 района Перово города Москвы рассмотрел дело об административном правонарушении в отсутствие Останова В.Г., признав его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8

С выводами мирового судьи согласиться нельзя.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, извещение о месте и времени судебного заседания 13 октября 2015 г. в 11 часов 00 минут было направлено Останову В.Г. 09 октября 2015 г. по адресу, указанному в протоколе об административном правонарушении (л.д.23).

Согласно сведениям почтового идентификатора на сайте Почты России в сети «Интернет» указанное судебное извещение вручено адресату 19 октября 2015 г., то есть после судебного заседания.

Имеющиеся в материалах дела сведения о направлении Останову В.Г. СМС-извещений нельзя признать надлежащим извещением о времени и месте судебного заседания.

Как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27 декабря 2007 г. № 52 «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях», исходя из положений частей 2 и 3 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья вправе рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие указанного лица при соблюдении следующих условий: у судьи имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела, в том числе посредством СМС-сообщения в случае его согласия на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату; по данному делу присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, не является обязательным и не было признано судом обязательным (часть 3 статьи 25.1 Ко АЛ РФ); этим лицом не заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения (абзац второй пункта 14 Постановления).

Вместе с тем из материалов дела следует, что при составлении протокола об административном правонарушении 30 августа 2015 г. Останов В.Г. дал согласие на извещение его о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении посредством СМС-сообщения, указав номер телефона (л.д.2). 2 октября 2015 г. в ходатайстве об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении Останов В.Г. указал номер телефона, при этом согласие на СМС-извещение по указанному номеру телефона им не дано (л.д.20).

Согласно пункту 2.3 приказа Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 257 «Об утверждении регламента организации извещения участников судопроизводства посредством СМС-сообщений» извещение посредством СМС-сообщения осуществляется только с согласия участника судопроизводства, то есть на добровольной основе. Факт согласия на получение СМС-извещения подтверждается распиской, в которой наряду с данными об участнике судопроизводства и его согласием на уведомление подобным способом указывается номер мобильного телефона, на который оно направляется, а также подтверждение отсутствия блокировки на получение сообщений с коротких номеров и буквенных адресатов.

Таким образом, материалы дела не содержат сведений о том, что на день рассмотрения дела об административном правонарушении 13 октября 2015 г.

Останов В.Г. был надлежащим образом извещен о времени судебного заседания.

В силу положений части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Исходя из положений части статьи 1 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении был нарушен, поскольку дело было рассмотрено 13 октября 2015 г. мировым судьей без участия Останова В.Г. в отсутствие данных о его надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебной участка №293 района Перово города Москвы от 13 октября 2015 г и постановление заместителя председателя Московского городского суд: от 9 марта 2016 г., вынесенные в отношении Останова В.Г. по делу о

Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения) подлежат отмене.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Останова В.Г. подлежит прекращению связи недоказанностью в с обстоятельств, на основании которых были вынесены обжалуемые судебные постановления (пункт 4 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

жалобу Останова В Г удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка №293 района Перово города Москвы от 13 октября 2015 г. и постановление заместителя председателя Московского городского суда от 9 марта 2016 г., вынесенные в отношении Останова В Г по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Верховного Суда Российской Федерации С.Б.Никифоров

Статьи законов по Делу № 5-АД16-21

КоАП РФ
КоАП РФ
КоАП РФ
КоАП РФ
КоАП РФ

Какая ответственность предусмотрена, если ФАС прислало в учреждение уведомление о составлении протокола об адм.правонарушении в отношении члена комиссии, а работник не будет с ним ознакомлен (работодатель не передал информацию)?

Ответ

Ответственность за невручение работодателем уведомления работнику о времени и месте составления протокола об административном правонарушении законом не установлена.

Согласно КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. Если лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, заявило ходатайство о направлении извещений по иному адресу, суд, орган или должностное лицо, в производстве которых находится дело, направляет извещение также по этому адресу. В этом случае извещение считается врученным лицу, участвующему в производстве по делу об административном правонарушении, если извещение доставлено по указанному таким лицом адресу.

Учитывая данные нормы, можно предположить, что если уведомление о составлении протокола не было направлено работнику по месту жительства, а также отсутствуют доказательства вручения (получения) уведомления работником иным способом, отсутствует его ходатайство о направлении извещений по адресу его работодателя, такое извещение не может быть признано надлежащим.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» .

« Извещение лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении

Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату*.

Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.* При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.

Если лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, заявило ходатайство о направлении извещений по иному адресу, суд, орган или должностное лицо, в производстве которых находится дело, направляет извещение также по этому адресу. В этом случае извещение считается врученным лицу, участвующему в производстве по делу об административном правонарушении, если извещение доставлено по указанному таким лицом адресу.»

2. Постановление Челябинского областного суда от 11.09.2014 № 4а14-616

«Постановление руководителя УФАС Челябинской области вынесено в соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ, порядок обжалования постановления, предусмотренный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, в нем разъяснен. О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, назначенном на 5 ноября 2013 года, Г. также извещен надлежащим образом, посредством почтовых отправлений и телеграммы по месту его работы и регистрации. С места регистрации конверт вернулся отправителю с отметкой «истек срок хранения», по месту работы отправление вручено представителю администрации 16 октября 2013 года, телеграмма, направленная 7 октября 2013 года по месту регистрации Г., вручена не была, так как квартира была закрыта. Указанный способ извещения согласуется с требованиями ст. 25.15 КоАП РФ, а невручение почтового отправления адресату при указанных обстоятельствах согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», является надлежащим извещением.»