Альтернативная служба. Альтернативная служба в армии: условия и требования

Альтернативная служба - это особый способ отдать свой долг Родине, не беря в руки оружия и не изучая основ военной подготовки. Следует сказать, что такой вариант службы - это не ноу-хау отечественного законодательства, а общепринятая мировая тенденция. Какие особенности предусмотрены в этом случае и кто может использовать альтернативную возможность вместо службы по призыву, мы поговорим ниже.

На кого рассчитана альтернативная служба?

Итак, начнем с того, что определим альтернативную службу как обычную работу по гражданской специальности по традиционному трудовому договору. Правда, существует несколько отличий, о них мы поговорим позже.

Любой военнообязанный гражданин нашей страны имеет право отказаться от прохождения срочной службы, выбрав альтернативный вариант, если у него имеются основания для этого. Основанием для отказа считается вероисповедание призывника, которое не позволяет ему нести военную службу, либо личные убеждения такой же направленности. При этом не имеет значения, насколько официально признано такое убеждение. Оно может быть как чисто философским, так и последствием воспитания в семье. Недавно на рассмотрение в Госдуме был внесен законопроект, позволяющий отказаться от несения срочной военной службы в пользу альтернативной гражданам с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Особое положение малочисленных народов, ведущих коренной образ жизни также является основанием для прохождения альтернативной службы .

Как правило, служить гражданам, сделавшим свой выбор в пользу альтернативной службы , приходится далеко от дома. Но бывают и исключения. В некоторых случаях удается пройти ее и по месту постоянного проживания. Если же гражданина отправляют служить в другой населенный пункт, то на время службы ему должны предоставить общежитие. Нужно также сказать, что общежитие предоставляется на безвозмездной основе.

Виды работ при альтернативной службе

Вариантов трудовой деятельности может быть множество, в зависимости от выявленной потребности в тех или иных работниках. Для прохождения такой службы следует получить направление в Федеральной службе по труду и занятости, которая опирается на утвержденные перечни должностей, а также профессий и организаций. Следует отметить, что прохождение альтернативной службы возможно только в государственных организациях и на предприятиях, подведомственных субъектам федерации.

При определении специальности работника Роструд руководствуется профессиональными навыками поступившего на альтернативную службу гражданина, а также его возрастом, состоянием здоровья, семейным положением и способностями.

На сегодняшний день чаще всего предлагаются профессии санитара в медицинских учреждениях, а также интернатах и диспансерах; рабочих на заводах и строительных площадках; или же предлагаются должности библиотекарей, архивистов, пожарных и т. п.

Если говорить о коренных малочисленных народностях, то их трудовая деятельность в период прохождения альтернативной службы будет немного иной. По мере возможности их стараются распределить по предприятиям, занимающимся оленеводческой деятельностью, либо другим предприятиям, занимающихся традиционными для малых народностей видами деятельности.

Особенности работы в период альтернативной службы

Работник, проходящий альтернативную службу , наделен всеми правами и обязанностями, возложенными на него действующим законодательством. Ее продолжительность составляет 21 месяц, а в случае прохождения такого варианта службы на предприятиях военной отрасли, например на заводах или в Спецстрое России, ее срок не превысит 18-ти месяцев.
Важно отметить, что в период службы работнику должен предоставляться оплачиваемый отпуск, а ввиду продолжительности периода работы их будет 2.
Так как альтернативная служба является предусмотренным законом способом отдать долг Родине, некоторые права работающего гражданина все же будут ущемлены. Так, например, такой служащий не имеет права уволиться до окончания срока несения службы, не может участвовать в забастовках. Кроме того, он лишен возможности работать по совместительству.

Нюансы альтернативной службы

Прежде чем решиться на прохождение альтернативной службы , необходимо также ознакомиться с некоторыми нюансами.

  1. Очень низкие заработные платы, но общежитие предоставляется совершенно бесплатно. А вот всем остальным в этот период обеспечивать альтернативщиков никто не будет. При этом на сегодняшний день в большинстве случаев они получают заработную плату, равную МРОТ (минимальному размеру оплаты труда).
  2. Выразить свое желание на прохождение альтернативной службы вместо срочной нужно в военкомате по месту своего жительства, написав заявление в свободной форме, в котором указать причину своего отказа от прохождения срочной службы, а также сослаться на свидетелей, которые могут подтвердить действительное наличие оснований для замены срочной службы на альтернативную.
  3. После прохождения альтернативной службы необходимо будет в своем военкомате написать заявление о выдаче военного билета. Заявление рассматривается в течение месяца, по истечении которого выдается «военник».
  4. В отличие от граждан, проходящих службу по контракту, у «альтернативщиков» есть возможность одновременно с прохождением службы получать образование. Очно учиться, конечно, не получится, но вот вечернему, заочному или дистанционному обучению ничто не помешает.
  5. Особенностью такой службы: граждане работают не для достижения личных целей или удовлетворения личных потребностей или амбиций. Их труд направлен на то, чтобы принести пользу обществу и государству.
  6. После направления призывником заявления о прохождении альтернативной службы и его рассмотрения комиссией с последующей выдачей предписания о прохождении службы призывник обязан отбыть к месту прохождения службы. Следует отметить, что вместе с обязанностью призывника приступить к трудовой деятельности одновременно возникает и обязанность руководителя предприятия заключить с ним трудовой договор на весь срок службы.
  7. На «альтернативщиков» распространяются все установленные в нашей стране социальные гарантии и льготы, а также специальные льготы, связанные с особыми условиями труда (в том числе при осуществлении работ с вредными и опасными условиями труда).
  8. Служащему должна быть предоставлена возможность беспрепятственно и бесплатно проезжать к месту прохождения службы, а также к месту жительства на время ежегодного отпуска и после окончания срока службы.
  9. Острой проблемой, связанной с реализацией прав граждан на альтернативу, является недостаток у них квалификации или профессиональных навыков. Несмотря на достаточно большое количество вакансий, о которых сообщается в Федеральную службу по труду и занятости, удовлетворить потребности рынка за счет призывников не представляется возможным из-за низкого уровня профессионального образования или полного его отсутствия у призывников. В связи с этим служащим приходится занимать должности, которые не требуют специального образования. Как показывает практика, чаще всего это санитары в учреждениях здравоохранения и почтальоны.
  10. Исполнение условий заключенного трудового договора в рамках прохождения лицом службы «на гражданке» обеспечивается санкциями за неисполнение обязанностей. Действующее законодательство предусматривает дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и даже уголовную ответственность граждан, нарушивших принятые на себя обязательства.
  11. Перечень работ, для выполнения которых может привлекаться гражданин, решивший отказаться от службы в военной части в пользу альтернативного варианта , включает в себя более 200 профессий и не ограничивается техническими или рабочими специальностями. Так, например, в этот перечень включены профессии бухгалтер, агроном, инженер, воспитатель, врач и т. п. Правда, для выполнения таких работ необходимо наличие специального образования.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации (далее - граждане) конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Альтернативная гражданская служба

1. Альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

2. Правовой основой альтернативной гражданской службы являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

3. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, устанавливается настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 2. Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

Статья 3. Граждане, направляемые на альтернативную гражданскую службу

1. На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с настоящим Федеральным законом призывной комиссией района, города без районного деления, иного муниципального (административно-территориального) образования (далее - призывная комиссия) принято соответствующее решение.

2. На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе":

имеют основания для освобождения от призыва на военную службу;

не подлежат призыву на военную службу;

имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

Статья 4. Место прохождения гражданами альтернативной гражданской службы

1. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:

в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;

в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

Прохождение альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных органам местного самоуправления, определяется федеральным законом.

2. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

При невозможности направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы за пределы территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают, граждане в соответствии с решением специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти могут быть направлены для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, находящиеся на территориях субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

3. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов.

4. Перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, и места прохождения альтернативной гражданской службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребность организаций в трудовых ресурсах.

6. Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, не должна препятствовать трудоустройству других лиц, а также служить основанием для перевода на другое место работы лиц, выполняющих работу по трудовому договору, или для их увольнения.

Статья 5. Срок альтернативной гражданской службы

1. Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" срок военной службы по призыву и составляет 42 месяца, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования - 21 месяц.

2. Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает установленный Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" срок военной службы по призыву и составляет 36 месяцев, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования - 18 месяцев.

3. Началом альтернативной гражданской службы гражданина считается день его убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата.

4. Окончанием альтернативной гражданской службы гражданина считается день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином при его увольнении с альтернативной гражданской службы. При этом срочный трудовой договор с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, должен быть прекращен работодателем в день истечения срока его альтернативной гражданской службы.

5. В срок альтернативной гражданской службы не засчитываются:

прогулы (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);

время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем гражданам, обучающимся в образовательных учреждениях;

время отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста;

появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Статья 6. Организация альтернативной гражданской службы

1. Альтернативная гражданская служба организуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Организация альтернативной гражданской службы осуществляется специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, определяемыми Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями.

Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и настоящим Федеральным законом возлагают на специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществление нормативного регулирования, а также организационных, контрольных и иных функций в области организации альтернативной гражданской службы.

3. Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации утверждает положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, издает иные нормативные правовые акты в области организации альтернативной гражданской службы и обеспечивает их исполнение.

4. В организации альтернативной гражданской службы участвуют федеральные органы исполнительной власти, определяемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым подведомственны организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, а также эти организации.

Функции указанных федеральных органов исполнительной власти в области организации альтернативной гражданской службы определяются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и настоящим Федеральным законом.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

представляют в специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти предложения по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предлагается предусмотреть прохождение альтернативной гражданской службы;

ведут учет подведомственных им организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы;

направляют в специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти необходимую информацию о гражданах, прибывших для прохождения альтернативной гражданской службы в подведомственные им организации;

ведут учет граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в подведомственных им организациях, организуют их размещение и бытовое обслуживание;

контролируют исполнение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных им организациях, где граждане проходят альтернативную гражданскую службу;

Организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы:

представляют в соответствующий федеральный орган исполнительной власти или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации предложения по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу;

заключают срочные трудовые договоры с гражданами, направленными для прохождения альтернативной гражданской службы, и прекращают с ними срочные трудовые договоры;

организуют при необходимости профессиональное обучение граждан, направленных для прохождения альтернативной гражданской службы;

контролируют исполнение гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, трудовых обязанностей; в случае уклонения граждан от альтернативной гражданской службы принимают меры по привлечению их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение положений настоящего Федерального закона, осуществляют меры по реализации прав граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и их социальную защиту.

Статья 7. Ответственность должностных лиц за нарушение настоящего Федерального закона

Члены призывных комиссий, должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, способствующие своими действиями незаконному направлению граждан на альтернативную гражданскую службу либо уклонению граждан от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы, а также препятствующие исполнению гражданами обязанностей альтернативной гражданской службы или не исполняющие обязанности, связанные с организацией альтернативной гражданской службы, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Финансирование мероприятий, связанных с организацией альтернативной гражданской службы

Финансирование мероприятий, связанных с организацией альтернативной гражданской службы и предоставлением прав и социальных гарантий гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов организаций и внебюджетных источников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 9. Организация и прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время

Организация и прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время определяются федеральными конституционными законами, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Глава 2. Организация направления граждан на альтернативную гражданскую службу

подачу им заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (далее также - заявление);

рассмотрение заявления гражданина на заседании призывной комиссии и вынесение указанной комиссией заключения о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо решения об отказе в такой замене;

явку гражданина на медицинское освидетельствование и на заседание призывной комиссии для принятия решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу;

явку гражданина в военный комиссариат и получение предписания с указанием места прохождения альтернативной гражданской службы.

2. Направление граждан на альтернативную гражданскую службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром и осуществляет призывная комиссия в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и настоящим Федеральным законом.

3. На мероприятия, связанные с направлением на альтернативную гражданскую службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.

4. Порядок направления граждан на альтернативную гражданскую службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в порядке, определяемом положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

Статья 11. Подача гражданами заявлений о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

1. Граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки:

до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года;

до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.

Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.

Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, подают заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях.

Граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.

2. В заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой гражданин указывает причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом.

К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы гражданина (для работающих (работавших) и (или) учащихся (учившихся). К заявлению гражданин вправе приложить другие документы.

В заявлении гражданин вправе указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

3. Военный комиссариат выдает гражданину документ, подтверждающий регистрацию заявления.

Статья 12. Рассмотрение заявления гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

1. Заявление гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой рассматривается на заседании призывной комиссии только в его присутствии.
О времени и месте проведения заседания призывной комиссии гражданин извещается заблаговременно.

2. Призывная комиссия рассматривает доводы гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, на основании:

выступлений на заседании призывной комиссии гражданина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

анализа документов, представленных гражданином;

анализа дополнительных материалов, полученных призывной комиссией.

3. По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.

Заключение (решение) призывной комиссии должно быть вынесено (принято) в месячный срок со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат, установленный пунктом 1 статьи 11 настоящего Федерального закона.

При необходимости запроса призывной комиссией дополнительных материалов срок вынесения заключения или принятия решения может быть продлен председателем призывной комиссии, но не более чем на один месяц.

Заключение (решение) выносится (принимается) простым большинством голосов при участии в заседании не менее двух третей членов призывной комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно принято, с выдачей ему копии заключения (решения).

4. Гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые статьей 11 настоящего Федерального закона и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы;

характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения;

он дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины;

ранее ему была предоставлена возможность пройти альтернативную гражданскую службу и он от нее уклонился.

5. Уважительными причинами неявки гражданина на заседание призывной комиссии при условии документального подтверждения причин неявки являются:

заболевание или увечье (травма) гражданина, связанные с утратой трудоспособности;

тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

6. Гражданину, в отношении которого призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, вручается повестка с указанием срока явки на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении его на альтернативную гражданскую службу.

7. Гражданин, в отношении которого призывной комиссией принято решение об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, подлежит призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

Копия решения призывной комиссии должна быть выдана гражданину в трехдневный срок со дня принятия решения.

Статья 13. Медицинское освидетельствование гражданина и принятие решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу

1. Гражданин, в отношении которого призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, в сроки, определенные военным комиссариатом, проходит медицинское освидетельствование и является на заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении его на альтернативную гражданскую службу.

2. Медицинское освидетельствование граждан, направляемых на альтернативную гражданскую службу, осуществляется в порядке, определенном Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" для граждан, подлежащих призыву на военную службу.

3. Решение о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу принимается призывной комиссией в соответствии с заключением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой при отсутствии оснований для освобождения или отсрочки от призыва на военную службу.

Решение о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу может быть принято только после достижения им возраста 18 лет.

4. В случае неявки гражданина на заседание призывной комиссии без уважительных причин, определенных пунктом 5 статьи 12 настоящего Федерального закона, он подлежит призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

Статья 14. Направление гражданина к месту прохождения альтернативной гражданской службы

1. К месту прохождения альтернативной гражданской службы гражданина направляет военный комиссар в соответствии с решением призывной комиссии и согласно плану специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

2. Гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, является в военный комиссариат в срок, указанный в повестке военного комиссариата, и получает под расписку предписание для убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы.

Гражданин обязан явиться к месту прохождения альтернативной гражданской службы в указанные в предписании сроки.

Статья 15. Разрешение споров, связанных с направлением граждан на альтернативную гражданскую службу

Решение призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой может быть обжаловано гражданином в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В случае обжалования гражданином указанного решения его выполнение приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.

Глава 3. Прохождение альтернативной гражданской службы

Статья 16. Порядок прохождения альтернативной гражданской службы

1. Порядок прохождения альтернативной гражданской службы определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Работодатель, к которому гражданин прибыл из военного комиссариата для прохождения альтернативной гражданской службы, обязан заключить с ним срочный трудовой договор на период прохождения альтернативной гражданской службы в этой организации и в трехдневный срок уведомить об этом военный комиссариат, который направил гражданина на альтернативную гражданскую службу, а также федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.

3. Перевод гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую осуществляется по основаниям и в порядке, которые определяются положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

4. По решению федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу в организациях, подведомственных этим органам, могут привлекаться к ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации.

Статья 17. Отпуск гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу

1. Гражданину, проходящему альтернативную гражданскую службу, предоставляются отпуска в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации.

2. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска и отпуска без сохранения заработной платы увеличивается на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту использования отпуска и обратно.

Глава 4. Права, обязанности и ответственность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу

Статья 18. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу

1. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, есть совокупность прав и свобод, гарантированных государством, а также их обязанностей и ответственности, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Граждане приобретают статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, с началом альтернативной гражданской службы и утрачивают его с окончанием альтернативной гражданской службы.

3. Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, в соответствии с положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы выдаются документы, подтверждающие прохождение ими альтернативной гражданской службы.

Статья 19. Права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, предоставляемые им льготы, гарантии и компенсации

1. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, предоставляются льготы, гарантии и компенсации, связанные с особым характером их трудовой деятельности.

2. Время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности.

Время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате, засчитывается в стаж работы в этих районах и местностях.

Время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы на должностях и по профессиям, которые связаны с выполнением тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, засчитывается в стаж, дающий право на льготы и компенсации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. За гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, сохраняется жилая площадь, занимаемая им до направления на альтернативную гражданскую службу. При этом он не может быть исключен из списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

4. За гражданином, работавшим до направления на альтернативную гражданскую службу в государственной или муниципальной организации, в течение трех месяцев после его увольнения с альтернативной гражданской службы сохраняется право поступления на работу в ту же организацию и на ту же должность, а при ее отсутствии - на другую равноценную работу (должность) в той же или, с согласия работника, другой организации.

5. За гражданином, направленным на альтернативную гражданскую службу в период его обучения в образовательном учреждении, при увольнении с альтернативной гражданской службы сохраняется право быть зачисленным для продолжения учебы в то образовательное учреждение и на тот курс, где он обучался до направления на альтернативную гражданскую службу.

6. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на обучение во внерабочее время в образовательных учреждениях по заочной или очно-заочной (вечерней) форме обучения.

Указанным гражданам предоставляются гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации для лиц, совмещающих работу с обучением. При этом им не может быть установлена (установлено) сокращенная рабочая неделя (сокращенное рабочее время).

7. Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Медицинская помощь гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, оказывается в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту прохождения ими альтернативной гражданской службы.

8. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту прохождения альтернативной гражданской службы, в связи с переводом на новое место альтернативной гражданской службы, к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно (один раз в год), к месту жительства при увольнении с альтернативной гражданской службы.

Расходы, связанные с реализацией права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, на бесплатный проезд к месту прохождения альтернативной гражданской службы, в том числе в связи с переводом на новое место альтернативной гражданской службы, и к месту жительства при увольнении с альтернативной гражданской службы, компенсируются за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Расходы, связанные с реализацией права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, на бесплатный проезд к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно, компенсируются за счет средств работодателя в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 20. Условия и оплата труда, социальное страхование и пенсионное обеспечение граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу

1. Продолжительность рабочего времени граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, а также правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Исполнение гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, трудовых обязанностей при участии в мероприятиях, перечень которых определяется руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти либо руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация, где гражданин проходит альтернативную гражданскую службу; при необходимости проводится без ограничения общей продолжительности еженедельного рабочего времени. Порядок и условия предоставления отдыха, компенсирующего гражданину участие в указанных мероприятиях, определяются положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

2. Оплата труда гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, производится организацией в соответствии с действующей в организации системой оплаты труда.

3. Организации, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы, бесплатно обеспечивают общежитием граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу вне территории, где они постоянно проживают.

Размещение граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в одном здании с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, не допускается.

4. Обеспечение специальной одеждой, специальной обувью, другими средствами индивидуальной защиты и иное материальное обеспечение граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, осуществляются организациями в порядке, по нормам и в сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для соответствующего вида работ.

5. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а также государственному пенсионному обеспечению по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 21. Обязанности граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и ограничения их прав и свобод

1. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, обязаны:

соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и другие федеральные законы, выполнять требования, установленные настоящим Федеральным законом, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, локальными нормативными актами организаций;

соблюдать дисциплину труда, добросовестно исполнять трудовые обязанности, возложенные на них срочным трудовым договором.

2. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, не вправе:

отказываться от заключения срочного трудового договора, а также от исполнения трудовых обязанностей, возложенных на них срочным трудовым договором;

занимать руководящие должности;

участвовать в забастовках и иных формах приостановления деятельности организаций;

совмещать альтернативную гражданскую службу с работой в иных организациях;

заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в их предпринимательской деятельности, получать за это вознаграждение и пользоваться льготами;

покидать населенный пункт, в котором расположена организация, где они проходят альтернативную гражданскую службу, без согласования с представителем работодателя;

прекращать (расторгать) срочный трудовой договор по своей инициативе;

оставлять рабочее место и покидать организацию, где они проходят альтернативную гражданскую службу, в период рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности.

Статья 22. Ответственность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу

Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, связанных с прохождением альтернативной гражданской службы.

Глава 5. Увольнение с альтернативной гражданской службы

Статья 23. Основания и порядок увольнения с альтернативной гражданской службы

1. Гражданин подлежит увольнению с альтернативной гражданской службы:

по истечении срока альтернативной гражданской службы;

в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе или ограниченно годным к военной службе;

в связи с осуществлением им полномочий члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), депутатом представительного органа местного самоуправления, главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;

в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении гражданину наказания в виде лишения свободы.

2. Гражданин имеет право на досрочное увольнение с альтернативной гражданской службы при наличии оснований, по которым в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы.

3. Порядок увольнения гражданина с альтернативной гражданской службы определяется настоящим Федеральным законом и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

4. Решение об увольнении гражданина с альтернативной гражданской службы принимается должностными лицами, определяемыми руководителем федерального органа исполнительной власти или руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация, где гражданин проходит альтернативную гражданскую службу.

Решение должностного лица соответствующего федерального органа исполнительной власти либо должностного лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу. Работодатель производит соответствующую запись в трудовой книжке гражданина о причинах прекращения срочного трудового договора.

При прекращении срочного трудового договора работодатель обязан выдать гражданину в день увольнения (последний день работы) трудовую книжку.

5. Работодатель после прекращения срочного трудового договора с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, обязан в течение трех рабочих дней уведомить об этом федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.

Статья 24. Зачисление граждан, прошедших альтернативную гражданскую службу, в запас

1. Граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, зачисляются в запас Вооруженных Сил Российской Федерации.

2. Граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, на военные сборы не призываются.

Глава 6. Заключительные положения

Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Статья 26. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Внести в Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613) следующие дополнения:

пункт 1 статьи 27 дополнить абзацем следующего содержания:

пункт 1 статьи 29 дополнить новым абзацем восьмым следующего содержания:

"представитель соответствующего органа федеральной государственной службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы).";

пункт 2 статьи 55 дополнить подпунктом "п" следующего содержания:

"п) граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу.".

Президент
Российской Федерации
В. Путин

В нашей стране освобождение от воинской повинности появилось еще в 18 в. Екатерина II разрешила религиозной общине меннонитов вместо армейской службы работать пожарными , лесниками и мастеровыми в морском ведомстве , то есть Российская Империя была первым государственным образованием , которое позволило своим подданным отказываться от военной службы .

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА
в вопросах и ответах

Альтернативная служба - что это?

Альтернативная гражданская служба является легальной (законной ) возможностью отказаться от службы по призыву , заменив ее на обычный труд в гражданской сфере или в воинской части , но не в качестве военнослужащего , а в качестве наемного работника . Такая служба , как и любая другая трудовая деятельность , регламентируется не уставом , а трудовым кодексом , то есть во время альтернативной службы выплачивается зарплата и на служащего распространяются все социальные гарантии , включая оплачиваемый отпуск .

Кто может рассчитывать на замену армейской службы альтернативной гражданской ?

Любой молодой человек может выбрать альтернативную службу в том случае , если он :
- считает , что армия противоречит его внутренним убеждениям или религиозным принципам ;
- является представителем малочисленного коренного этноса , при этом ведет традиционный для этого народа образ жизни , включая традиционное хозяйствование и традиционный промысел .
Закон не уточняет , какими именно должны быть убеждениями . Обычно это антивоенные , политические , миротворческие , философские , моральные , этические убеждения , или их взаимодополняющее сочетание . Поэтому , шанс на альтернативную службу есть не только у верующих любой конфессии , но и любой молодой человек , если он желает приносить пользу обществу мирным трудом .

Как долго надо служить ?

1 г. 9 мес. - «на гражданке »
1 г. 6 мес. - в качестве гражданского персонала в воинских частях .
Во время службы предоставляется два отпуска .

Как попасть на альтернативную службу ?

Необходимо написать заявление с обоснованием своего желания пройти АГС вместо армейской и подать его в отдел того военкомата , где вы стоите на учете . К заявлению нужно прикрепить автобиографию и характеристику с места работы или учебы .

В какие сроки необходимо подавать заявление на альтернативную службу ?

Ст . 11 ФЗ «Об АГС » определяет следующие сроки :
- до 1 окт. - если ты должен призываться весной следующего года ;
- до 1 апр. - если ты должен призываться осенью текущего года .

Из всякого правила есть исключения . Молодые люди , пользующиеся отсрочкой , которая должна закончиться после окончания очередного призыва , но основание для отсрочки досрочно исчезли , могут написать заявление в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки .
Например , если ты студент и пользовался отсрочкой для обучения , но по какой-либо причине был отчислен из вуза , то у тебя есть 10 дней для подачи заявление об альтернативной службе в военкомат с момента Ректором приказа об отчислении .

Соблюдать сроки подачи заявления важно , т.к. призывные комиссии очень любят выносить отказные решения из-за несвоевременной подачи заявления , хотя призывные комиссии имеют право признавать пропуск срока уважительным .

Конституционный суд РФ еще в 2006 г. указал , что данные сроки не являются окончательными , и необходимы для удобства органов , занимающихся организацией альтернативной службы , а не для того , чтобы лишать гражданина его права на замену армейской службы на альтернативную службу (определение КС РФ от 17 октября 2006 года N 447-О)

Можно ссылаться на это определение и в призывной комиссии , и, при необходимости , в судах .
Что делать , если призывная комиссия отказала в замене армейской службы альтернативной ?
Такое решение можно обжаловать в суде . При этом выполнение решения приостанавливается , пока решение суда не вступит в законную силу .

Может ли православный заменить военную службу на АГС?

Да , так как данное право индивидуальное , а не коллективное . Даже если РПЦ приветствует службу в армии , то у тебя могут быть свои личные , индивидуальные взгляды .

Необходимо ли предоставлять справки о принадлежности к какой-либо религиозной или антивоенной организации ?

Нет. В ст.11 ФЗ об АГС приведен исчерпывающий список обязательных документов : заявление , автобиография и характеристика . Другие документы можно прикладывать по своему желанию . (ст . 11 ФЗ об АГС).

Надо ли доказывать свои убеждения ?

Убеждения невозможно доказать , в принципе . Закон говорит о том, что необходимо обосновать , а не доказывать свое стремление заменить армейскую службу на альтернативную . Если соблюдены сроки подачи заявления , то призывным комиссиям сложно законно отказать в твоем праве . Доказывать должен не ты , что у тебя есть убеждения , а призывная комиссия , что у тебя их нет (см . ст . 12 ФЗ об АГС).

Я не годен по состоянию здоровья к службе в армии . Могут ли меня призывать на альтернативную службу ?

Призывник, который по состоянию здоровья не годен к армейской службе, так же не годен и к альтернативной, но, согласно закону об АГС, проходить мед. освидетельствование необходимо только после вынесения решения по заявлению (см. ст. 10 ФЗ об АГС)
Вызов на мед. освидетельствование до вынесения решения по заявлению - незаконно!

Как можно узнать, куда направляют проходить альтернативную службу?

Соответствующий список организаций и профессий ежегодно утверждается приказом Министерства труда и социальной защиты и публикуется на сайте ведомства.
Сейчас список специальностей очень обширен. Молодые люди служат в лечебных учреждениях, на стройках, заводах, лесниками, в библиотеках. В Москве подавляющее число служит в почтовых отделениях. Есть даже такие экзотические места службы, как метеостанции, МЧС, цирки, театры.
При направлении должны учитываться образование, опыт работы, состояние здоровья, наличие семьи и детей.

Какие ограничения накладываются на гражданина, проходящего альтернативную службу?

Помимо обязанностей, указанных в Трудовом кодексе:

Нельзя по собственной инициативе отказаться от заключения трудового договора, или расторгать его.
- занимать руководящие должности;
- запрещено участвовать в забастовках;
- нельзя подрабатывать в другом месте;
- нельзя ни в каком виде, прямо или косвенно заниматься предпринимательством;
- без согласования с руководством выезжать из населенного пункта, в котором работает.

Какие преимущества есть у проходящего АГС в отличие от солдата?

Получает зарплату;
- находится на службе не круглые сутки, а только рабочее время, т.е. не более 40 часов в неделю.
- в отличие от солдата, имеет право на образование — по заочной или вечерней форме.
- свобода передвижения ограничивается не территорией воинской части, а населенным пунктом, в котором проходится служба.

Какие отношения с военкоматом возникают после прохождения гражданской службы?

Происходит зачисление в запас, при этом на военный сборы, прошедшего альтернативную службу призывать нельзя.

Альтернативная служба в армии в 2016 году остается актуальной возможностью для замены военной службы по призыву для граждан РФ. Право на альтернативную службу гарантировано Конституцией и урегулировано Федеральным Законом №113-ФЗ от 25.06.2002 «Об альтернативной гражданской службе».

В соответствии с этим законом, право на альтернативную службу граждане получают в двух случаях:

  • Служба в армии идет в разрез с убеждениями или вероисповеданиями призывника (пацифисты, буддисты и т.п.).
  • Призывник принадлежит к малочисленному коренному народу, который ведет традиционное хозяйствование и промыслы.

Обратите внимание: если призывник не пригоден для несения службы, на альтернативную службу он не направляется. Соответственно, альтернативная гражданская служба – это замена службы только для тех, кто признан годным для несения основной службы в ВС РФ.

Формально требования к призывнику для направления на альтернативную службу выглядят так:

  • Призывной возраст: от 18 до 27 лет
  • Отсутствие каких-либо действующих оснований для освобождения от военной службы

Суть альтернативной службы

Каждый гражданин РФ мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, который подлежит военному призыву, имеет право на прохождение альтернативной службы, которая представляет собой специфическую трудовую деятельность на благо государства. По состоянию на 2016 год существует 65 профессий и 61 должность , которая будет предложена призывнику вместо службы в армии. Несмотря на относительно низкую популярность альтернативной службы в России, по состоянию на 2014 год количество призывников «альтернативщиков» планируется на уровне около 6 тыс. чел (по сравнению с периодом 2012 – 2013, когда таких призывников насчитывалось 1,2 тыс. чел.).

Стоит отметить, что альтернативная гражданская служба – это не способ подыскать определенную работу недалеко от дома и пройти службу, особо не меняя своей привычной жизни. Все равно распределение призывников производится так же, как и в случае с военной службой: те, кто будут определены для прохождения «альтернативки» будут направляться за пределы субъектов РФ, где они проживают. Исключение – коренные малочисленные народности, для которых гражданской службой может быть привлечение к традиционным отраслям хозяйствования.

Срок альтернативной службы зависит от места ее прохождения:

  • В 1,5 раз больше, чем соответствующий срок прохождения службы в вооруженных силах, если «альтернативка» проходится в организациях, относящихся к Вооруженным Силам Российской Федерации. Нынешние призывники должны отслужить 18 месяцев.
  • В 1,75 раз больше, чем соответствующий срок прохождения службы в вооруженных силах, если служба проходится в других организациях. В частности, для граждан, которые были направлены на эту службу после 1 января 2008 года, срок составляет 21 месяц.

Есть одна тонкость: прогулы без уважительных причин, дополнительные отпуска по причине обучения в образовательных организациях, время пребывания под уголовным или административным арестом, а также выходы на работу в состоянии опьянения любой природы не засчитываются в срок службы.

Именно такие сроки и являются причиной низкой популярности альтернативки: призывники понимают, что в любом случае это будут потерянные годы жизни. И терять в полтора, а то и в 1.75 раз больше времени на службу никому не хочется. Однако стоит отметить, что альтернативка отлично подойдет тем, кто совершенно не мыслит себя в армейской среде со всей ее спецификой и сложностями социальных взаимоотношений.

Какие есть варианты?

На 2016 год альтернативная служба в армии утверждена приказом Минтруда России №110н от 27.02.2015 года. Список возможных вариантов можно определить одним словосочетанием: низкоквалифицированные виды работ . Наиболее распространенными являются профессии в отраслях животноводства, промышленности, сельского хозяйства, медицины, образования. «Альтернативщик» может быть направлен на прохождение службы поваров, плотником, подсобным рабочим, садовником, санитаром, слесарем, столяром, трактористом, уборщиком и т.п. Есть и более экзотические специальности, например:

  • Ряд специальностей, связанных с судоходством, к примеру – помощник шкипера и т.п.
  • Медицинские должности, включая должности врачей.
  • Актерские должности, включая варианты «артист балета» и «артист оркестра».
  • Работы, связанные с ЭВМ, в частности – программист.

Порядок действий, если вы хотите попасть на альтернативную службу

  • По месту военного учета призывник подает заявление о замене военной службы на альтернативную гражданскую. Подавать заявление нужно до 1 апреля для тех, кто призывается в октябре-декабре текущего года и до 1 октября для тех, кто попадает на призыв в апреле-июне следующего года. Если у призывника закончилась отсрочка, подать заявление можно позже, но не позднее 10 дней с момента прекращения оснований для отсрочки. К заявлению нужно приложить автобиографию и характеристику с места работы. Важно получить на руки документ о регистрации заявления.
  • Призывная комиссия рассматривает заявление в присутствии призывника. Время проведения заседания призывнику сообщается дополнительно. По итогам принятия решения ему выдается копия решения.
  • Необходимо пройти медицинскую комиссию, которая должна установить пригодность призывника для прохождения альтернативной гражданской службы.
  • На призывной комиссии происходит направление на альтернативную гражданскую службу, определяется конкретное место службы.
  • В военкомате призывник получает удостоверение, а также учетную карту и предписание для отправки на место прохождения службы. Выдаются проездные документы.
  • Необходимо в установленный срок явиться на пункт сбора и отправиться на место прохождения альтернативной службы.

При кажущейся волоките и дополнительной бумажной работе, на самом деле процесс относительно прост. И может послужить реальным шансом защитить себя от рисков, связанных с прохождением службы в армии.

Альтернативная гражданская служба - это предоставленная государством возможность избежать военной службы при существовании определённых условий, а каких именно, об этом далее.

Нормативное регулирование

Замена военной службы альтернативной гражданской находится под опекой ФЗ под номером 113. Законопроект был подписан президентом и опубликован 25 числа второго месяца лета (июля) в 2002 году. Данный нормативно-правовой акт регулирует общественные отношения, которые связаны с реализацией права каждого гражданина мужчины на замену военной службы на иной вид деятельности. Важно отметить, что данное правило распространяется исключительно на молодых людей, которые обязаны отслужить в армии по призыву. - это реальная возможность избежать жёсткого режима, предоставив взамен навыки, образование и годы опыта.

Об общих положениях

Статья 1 вышеназванного федерального закона даёт следующее определение: альтернативная гражданская служба представляет собой вид особой деятельности, который выполняется конкретным лицом в интересах не только государства, но и общества. Служба признаётся альтернативной в том случае, когда граждан обязан выполнять трудовую деятельность взамен службы по призыву.

Закон об альтернативной гражданской службе также указывает на определённую сферу нормативно-правового регулирования. Первоочерёдным актом среди всего многообразия законов является Конституция России. Далее, согласно юридической силе, за ними следуют ФКЗ и федеральные законы. Подзаконные акты, а также международные нормы, которые должным образом ратифицированы на территории России, также являются правовым источником, регулирующим положение граждан, проходящих гражданскую службу.

Условия замены

Замена военной службы альтернативной гражданской возможна только при наличии определённых условий, которые также перечислены в ФЗ № 113.

Первым условием является невозможность несения службы по призыву, связанная с религиозными убеждениями или вероисповеданию. Действительно, многие религии запрещают совершение военных действий против человека либо иным образом говорят о том, что служить - это греховно.

Другое условие связано с образом жизни конкретного человека. Так, закон говорит о том, что право на альтернативную гражданскую службу может быть реализовано представителем малочисленного народа, который ведёт образ жизни, тесно связанный с сельским хозяйством, занимается промысловым ремеслом, а также живёт и зарабатывает тем, что ведёт традиционный образ жизни, сходный с таковым на ранних исторических этапах развития человечества. Фактически интерпретируя слова законодателя, можно сделать вывод о том, что люди, которые всю жизнь занимаются традиционными промыслами, не смогут быть полезными государству при прохождении службы.

Условия для лиц мужского пола, направленных на службу

ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» определяет внутренние условия для тех, кто обладает правом перехода. Так, статья 3 говорит о том, что:

  • Рассматриваемый вид службы осуществляется только мужчинами, возраст которых варьируется в пределах 18-27 лет.
  • Лица мужского пола должны в обязательном порядке обладать правом на замену воинской службы, соответственно, должны соблюдаться все вышеперечисленные условия.
  • Мужчина не должен пребывать в запасе.

Вышеназванные условия являются фактическими, то есть исходят из определённых жизненных условий. Также существуют условия формальные, к которым принадлежит следующее:

  • Подача заявления лично в комиссариат, которое говорит о необходимости замены воинской службы на прохождение гражданской альтернативной службы.
  • Комиссия по призыву должна вынести в порядке, установленном нормативно-правовыми актами, соответствующее решение.

Не все граждане, даже обладающие основанием освобождения, могут проходить альтернативную службу. Так, положения федерального закона не распространяются на лиц мужского пола, которые:


Место прохождения службы

Альтернативная гражданская служба - это вид деятельности, особенность которой заключается в наличии трудовых правоотношений, которая может выполняться как индивидуально, так и в составе каких-либо формирований, чётко определённых законом:

  1. Организации, которые подведомственны уровня.
  2. Организации, которые относятся к органам власти субъектов.
  3. В формированиях, которые относятся к организациям государства, но в качестве гражданского персонала.

Как показывает практика, граждане проходят альтернативную гражданскую службу за пределами того субъекта, в котором постоянно проживают.

К лицам, являющимся частью малочисленного народа, применяются специальные меры. К ним также не применяется обязанность прохождения воинской службы, альтернативная гражданская служба проходит по месту осуществления хозяйственной деятельности. Перечень должностей, а также рабочих мест, на которых возможна альтернативная служба, утверждается Правительством России.

При выборе должности или рода деятельности необходимо учитывать уровень образования гражданина, его предыдущий род деятельности, специальность, опыт работы, квалификацию, а также иного рода качества и навыки, которые могут быть полезны при прохождении службы.

Срок службы

Альтернативная - это обязанность, которая ограничивается определёнными сроками. В ФЗ № 113 сказано, что срок альтернативной гражданской службы превышает в 1 целую 75 сотых раза срок службы по призыву. Это значит, что нет чётко определённой даты, если изменится срок воинской обязанности, альтернативная также претерпит изменения в вышеназванной пропорции.

На сегодняшний день срок альтернативной гражданской службы - 42 месяца, а для окончивших высшие учебные заведения - 21 месяц. В том случае, когда граждане проходят альтернативную службу в формированиях ВС РФ, срок данной деятельности - 3 года, а для тех, кто закончил высшее учебное заведение - 18 месяцев.

Отсчёт альтернативной службы начинается с того дня, как лицо убыло для прохождения службы. Дата указывается военным комиссариатом. День окончания службы считается день прекращения договора, который был заключён с лицом в связи с увольнением со службы.

Дни, не засчитываемые в срок службы

Существуют определённые дни, которые не подлежат учёту в срок службы, а именно:

  • Прогул . Так как данная деятельность наряду с вышеперечисленными нормативно-правовыми актами, регулируется Трудовым кодексом РФ, то прогулы - отсутствие работника на рабочем месте в установленное договором или инструкцией время более 4-х часов непрерывно в течение трудового периода.
  • Дополнительный отпуск , который предоставляется работодателем для обучения в образовательных организациях не засчитывается в срок службы.
  • Время уголовного наказания, отбываемого в местах заключения, либо административного - в виде ареста.
  • Выполнение трудовых обязанностей в состоянии опьянения , равно, как и появление на рабочем месте.

Организация службы

Первое требование, которое предъявляется для организации альтернативного вида службы, касается законодательства РФ, которое полностью регулирует данный вид деятельности. Непосредственными участниками, организующими прохождение службы, являются субъекты РФ. Данные участники выполняют следующие функции:

  • Предоставляют перечень вакантных специальностей, которые подходят для прохождения данного вида службы. Федеральные органы власти вносят предложения по усовершенствованию видов работ, по расширению их перечня, а также предоставляют оперативную информацию, касающуюся профессий, должностей и всех задействованных лиц.
  • Ведут учёт организаций, которые подведомственны субъектам и пригодны для прохождения рассматриваемого вида службы.
  • Принимают и направляют в соответствующие органы необходимую информацию о гражданах, которые прибыли для прохождения службы.
  • Осуществляют контроль исполнения норм законодательства, законности заключённого трудового договора, а также его исполнения.

Таким образом, сравнивая современную Россию с Советским Союзом, можно отметить, что многим гражданам предоставляется реальная возможность отдать свой долг родине, не облачая свои плечи в погоны. Определённые исключения предусматривает Альтернативная гражданская служба, в свою очередь, предоставляет право отдачи долга своей стране в ином виде.