Штрафы за СЗВ-М: в каких случаях санкции за несвоевременную сдачу можно отменить или уменьшить. Штрафы за сзв-м

800 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (7)

    получен
    гонорар 39%

    Юрист

    Общаться в чате
    • 8,4 рейтинг
    • эксперт

    Ирина, добрый день! Решение ПФР о начислении штрафных санкции в вашем случае обжалуется в арбитражный суд tatarstan.arbitr.ru/ в трехмесячный срок в порядке главы 24 АПК РФ

    ст. 198 АПК РФ

    Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

    укажите в заявлении смягчающие обстоятельства, как правило суды идут на снижение штрафов ПФР если речь о небольшой просрочке в сдаче отчетности или предоставлении информации

    ст. 199 АПК

    3. По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

    ст. 53, 54 212-ФЗ

    Каждое лицо имеет право обжаловать решения и иные акты органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера (далее - акты органа контроля за уплатой страховых взносов), действия (бездействие) его должностных лиц, если, по мнению этого лица, акты, действия (бездействие) нарушают права этого лица.
    1. Акты органа контроля за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
    2. Подача жалобы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.
    3. Судебное обжалование актов органа контроля за уплатой страховых взносов, действий (бездействия) его должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи заявления в арбитражный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    • получен
      гонорар 31%

      Юрист

      Общаться в чате
      • 9,1 рейтинг
      • эксперт

      Каков порядок подачи иска в суд на обжалование решения ПФР?
      Ирина

      Здравствуйте. Подаете иск в арбитражный суд области где расположены.

      в иске указываете все факты с которыми не согласны, прикладываете доказательства.

      3 месяца у вас на это по ст 198 апк

      И какие шансы на положительный для нас результат?
      Ирина

      Тут надо посмотреть документы, но от ответственности вас врятли освободят - случаи такие бывают не часто. А вот снизить штрафы- думаю возможно.

      Обстоятельства для этого вы уже перечислили, только 44 ст лучше убрать.

      во внимание смягчающие обстоятельства(ст.44 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 г.), такие как:
      Ирина

      44 ст утратила силу уже

      Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»Статья 44. Утратила силу
      КонсультантПлюс: примечание.
      Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.01.2016 N 2-П признан не соответствующим Конституции РФ пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ, которым статья 44 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» признана утратившей силу.

      Статья 44. Утратила силу с 1 января 2015 года. - Федеральный закон от 28.06.2014 N 188-ФЗ.
      (см. текст в предыдущей редакции)

      п.4 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ и определило применение финансовых санкций в размере 73000 рублей
      Ирина

      Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ
      (ред. от 01.05.2016)
      «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      получен
      гонорар 31%

      Адвокат, г. Москва

      Общаться в чате
      • 10,0 рейтинг
      • эксперт

      Добрый день, Ирина.

      Вы не первый человек, кто столкнулся с такой проблемой. Уже имели место факты обращения в суд с требованием смягчить наказание. В качестве обоснования при таких обращениях действительно указываются смягчающие обстоятельства. Вместе с тем, в настоящий момент какая-либо определенная практика по данному вопросу еще не сложилась. Проблема в том, что 27-ФЗ прямо не указывает на возможность смягчения наказания при наличии смягчающих обстоятельств.

      Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»Статья 17. Ответственность органов и должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации, страхователей и застрахованных лиц, списание безнадежных долгов по штрафам
      За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

      Финансовые санкции, числящиеся за отдельными страхователями, взыскание которых оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признаются безнадежными и списываются в порядке, установленном статьей 23Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

      Тем не менее, сказать, что шансов совсем нет тоже нельзя, поэтому пробуйте в любом случае, сумма немаленькая, ссылайтесь и подробно описывайте все смягчающие обстоятельства.

      С Уважением,
      Васильев Дмитрий.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Юрист

      Общаться в чате

      Здравствуйте, Ирина.

      В соответствии с ч. 4 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах» к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

      Взыскание указанной суммы производится органами ПФР в порядке, аналогичном порядку, установленному ст. ст. 19 и 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

      Решение обжалуется в общем порядке, а право обжалования решения ПФ предусмотрен тем же законом:

      Статья 28. Права и обязанности плательщиков страховых взносов

      1. Плательщики страховых взносов имеют право:
      10) обжаловать в установленном порядке акты органов контроля за уплатой страховых взносов и действия (бездействие) их должностных лиц;

      Кроме того, в силу ст. 39 указанного закона:

      11. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются срок , в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать указанное решение, порядок обжалования решения в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу), а также наименование этого органа, его место нахождения и другие необходимые сведения.

      Шансы на положительное решение оценить однозначно нельзя, но попытаться стоит. Статья 44. Утратила силу с 1 января 2015 года. - Федеральный закон от 28.06.2014 N 188-ФЗ.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Юрист, г. Москва

      Общаться в чате
      • эксперт

      Ирина, приветствую!

      Возможность снижения штрафа, наложенного на основании данной статьи, законом не предусмотрена.

      При обжаловании в суде ссылайтесь на Постановление Конституционного Суда РФ от 19.01.2016 № 2-П. Основания: наличие смягчающих обстоятельств. Просите снизить штраф (совсем отменить в такой ситуации не получится).

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      получен
      гонорар 39%

      Юрист

      Общаться в чате
      • 8,4 рейтинг
      • эксперт

      В дополнение пример из судебной практики

      Определение Верховного Суда РФ от 23.01.2015 N 309-КГ14-3170 по делу N А50-14294/2013

      Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", а также 278 126 рублей 95 копеек штрафа по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования - открытого акционерного общества «Российские железные дороги» и государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю,
      негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад N 139 открытого акционерного общества „Российские железные дороги“ (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Перми (далее - пенсионный фонд) от 09.07.2013 N 49 в части доначисления 855 775 рублей 52 копеек страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2011 год, 162 907 рублей 62 копеек пеней и 171 155 рублей 10 копеек штрафа по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ „О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования“ (далее - Закон N 212-ФЗ), а также 278 126 рублей 95 копеек штрафа по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ „Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ (далее - Закон N 27-ФЗ).
      Решением Арбитражного суда Пермского края от 22.01.2014, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2014, признано недействительным оспариваемое решение пенсионного фонда в части взыскания штрафа по статье 47 Закона N 212-ФЗ, превышающего сумму 17 115 рублей 51 копейка и штрафа по статье 17 Закона N 27-ФЗ, превышающего сумму 27 812 рублей 69 копеек, в удовлетворении остальной части требования учреждению отказано.
      Установив все фактические обстоятельства по делу, в том числе связанные с получением учреждением от своего учредителя целевого финансирования на осуществление уставной деятельности в 2011 году, не подлежащего налогообложению на основании статьи 251 Кодекса, за счет которого производились выплаты заработной платы сотрудникам учреждения, суды признали правомерным оспариваемое решение пенсионного фонда в обжалуемой части, за исключением привлечения учреждения к ответственности на основании статьи 47 Закона N 212-ФЗ и статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде взыскания соответствующих штрафов, размер которых снижен судом с учетом наличия обстоятельств, смягчающих ответственность.

      Т.е. начисленные штрафы были снижены судом примерно в 10 раз

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

    • Юрист, г. Москва

      Общаться в чате

      Здравствуйте. Коллеги указали в каком порядке необходимо обжаловать. Немного судебной практики, что вправе учесть суд в Вашем случае, т.к. практика сложилась ещё 2004г..

      ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
      ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
      от 11 августа 2004 г. N 79
      ОБЗОР ПРАКТИКИ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ,
      СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ
      ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ
      15. При удовлетворении требования о взыскании санкций за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, суд счел возможным снизить размер санкций.
      Орган ПФ РФ обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с территориального отделения общероссийской общественной организации производителей изделий медицинского и сельскохозяйственного назначения (далее - организация) штрафа за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, за 2002 год.
      Решением суда первой инстанции заявление удовлетворено частично со ссылкой на статьи 112 и 114 НК РФ, поскольку суд признал наличие смягчающих ответственность обстоятельств.
      Не согласившись с принятым судебным актом, орган ПФ РФ обратился с кассационной жалобой, в которой просил отменить решение суда в части уменьшения размера взыскиваемого штрафа и удовлетворить заявление в полном объеме, мотивируя это тем, что на правоотношения в сфере персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования нормы НК РФ не распространяются, поэтому в рассматриваемом случае не могут применяться статьи 112 и 114 НК РФ. Следовательно, у суда отсутствовали основания для учета смягчающих вину обстоятельств и уменьшения размера штрафа.
      Суд кассационной инстанции оставил решение суда без изменения, отметив следующее.
      В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона о пенсионном страховании правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.
      В пункте 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» <*> предусмотрено, что страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта сведения о каждом работающем у него застрахованном лице.
      - <*> Далее - Закон об индивидуальном учете.
      В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона об индивидуальном учете за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в ПФ РФ. Взыскание указанной суммы производится органами ПФ РФ в судебном порядке.
      Из анализа вышеназванных норм следует, что на правоотношения, связанные с контролем за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено законодательством об обязательном пенсионном страховании. К указанным правоотношениям применимы, в частности, положения главы 15 НК РФ «Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений», определяющие обстоятельства, смягчающие ответственность (пункт 1 статьи 112 НК РФ), и порядок определения размера подлежащего взысканию штрафа при установлении названных обстоятельств (пункт 3 статьи 114 НК РФ).
      Статья 112. НК РФ Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения
      1. Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:
      1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
      2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
      2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
      (пп. 2.1 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
      3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
      (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 04.11.2005 N 137-ФЗ)
      2. Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.
      3. Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа.
      (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
      4. Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
      Статья 114. НК РФ Налоговые санкции
      3. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.

      Просите суд признать указанные Вами обстоятельства смягчающими и снизить штраф.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Все услуги юристов в Москве

Штраф СЗВ-М возможен в нескольких случаях: сведения сданы в фонд несвоевременно, данные в отчете неверные или неполные, отчет сдан на бумажном носителе вместо электронного. А с 1 января 2017 года за ошибки и опоздание СЗВ-М штрафуют по новым правилам.

Штраф за несвоевременную сдачу СЗВ-М

C 1 января 2017 года сдавать СЗВ-М надо не позднее 15-го числа каждого месяца, следующего за отчетным. Если отчет сдать позже, фонд может оштрафовать:

  • директора или главбуха — на 300-500 рублей (ст. 15.33.2 КоАП РФ);
  • компанию — на 500 рублей за каждого сотрудника (ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

Сумма, как и раньше, не зависит от того, на сколько компания опоздала: на одну минуту, пару часов или месяц. Например, страхователю со штатом 1 тыс. человек грозит штраф в 500 тыс. рублей, если сдать отчетность не в срок.

В некоторых регионах фонд выписывает штрафы компаниям, которые уточняли расчет после крайнего срока сдачи. Если вы обнаружили ошибку в одном из прошлых отчетов СЗВ-М, безопаснее уточнить в своем отделении ПФР, примут ли уточненку без штрафа.

Совсем отменить штраф за несдачу СЗВ-М в 2017 году не получится. Но снизить сумму наказания можно значительно. Например, организация из Санкт-Петербурга опоздала с отчетом на 4185 сотрудников. Фонд оштрафовал ее на 2,1 млн рублей. Судьи снизили штраф в 70 раз до 30 тыс. рублей (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2017 № А56-68844/2016).

Когда фонд оштрафовал, подайте возражение. Если ПФР не примет доводы, обратитесь в суд. Ссылайтесь на смягчающие обстоятельства. Например, что незначительно пропустили сроки, нарушили впервые. Судьи вас поддержат (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2017 № А56-92305/2016).

Сдавайте отчет заранее. Если сдадите отчет в крайний день, он может не пройти из-за сбоя у провайдера. Даже если компания докажет, что ее вины в нарушении нет, суд все равно оставит штраф. Ведь у организации было достаточно времени, чтобы подготовить и сдать СЗВ-М в срок (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2017 № А56-70942/2016).

Другие штрафы за несдачу СЗВ-М в 2017 году

Штраф за несдачу СЗВ-М в электронном виде. Если компания сдает сведения на 25 и более лиц, то отчет должен быть в электронном виде (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ). C 2017 года фонд вправе оштрафовать страхователя на 1000 рублей, если сдать СЗВ-М на бумажном носителе вместо электронного отчета (ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

Если же в отчете меньше 25 человек, то представить форму СЗВ-М разрешается на бумаге либо электронно. При этом расчет на бумаге можно сдать лично, через уполномоченного представителя либо по почте (лучше заказным или ценным письмом с описью вложения).

Штрафы за ошибки в СЗВ-М. С 2017 года штраф за ошибки в отчете такой же, как и за сдачу отчета позже установленного срока, — 500 рублей (ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ). Но за ошибки могут оштрафовать также директора или главбуха на 300-500 рублей (ст. 15.33.2 КоАП РФ).

Штрафа за ошибки можно избежать, если компания сама обнаружит недочеты в расчете и уточнит сведения до того, как ошибки найдут налоговики (ст. 126.1 НК РФ).

Куда платить штраф по СЗВ-М в 2017 году: образец платежного поручения

У компаний возникает вопрос по уплате штрафа за СЗВ-М: не ясно, куда платить штраф, который прислал фонд, например за несвоевременную сдачу СЗВ-М, — на КБК фонда или налоговой.

Основной реквизиты для уплаты штрафа СЗВ-М — это КБК — 392 1 16 20010 06 6000 140 , где 392 — код администратора платежа, которым является Пенсионный фонд. Данный код должны применять все категории плательщиков при уплате штрафов за нарушение законодательства о внебюджетных фондах.

Образец платежного поручения для уплаты штрафа по СЗВ-М в 2017 году

Как отменить штраф за несвоевременную сдачу СЗВ-М

У компаний есть шанс отбиться от огромных штрафов СЗВ-М. Это показывает судебная практика.

В прошлом году сайт arbitr.ru опубликовал 11 первых дел об опоздании с ежемесячным расчетом. Компании выиграли все споры. Суды снижают штрафы, причем значительно: в десять, восемнадцать и даже сто раз (например, решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.09.2016 № А60-33366/2016).

Если фонд оштрафовал, сначала надо подать возражения. На это есть 15 рабочих дней с момента, когда вы получили акт. Решение можно в течение трех месяцев обжаловать в региональном отделении (ч. 5 ст. 38, ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Если фонд не примет доводов, не упускайте возможности обратиться в суд.

Конечное решение о сумме штрафа принимает суд. Но компания может повлиять на исход. Для этого в заявлении просите отменить штраф полностью. Тогда можно надеяться на максимальное смягчение. Бывает, компания просит лишь уменьшить штраф. Суд идет навстречу, но снижает сумму незначительно. Например, в одном случае суд снизил штраф вдвое, потому что так просила компания (решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.09.2016 № А47-6249/2016). Это меньше, чем по остальным делам.

Одной организации удалось отменить штраф полностью, потому что фонд нарушил процедуру. Он пригласил компанию для рассмотрения материалов на 22 июля, а принял решение 19 июля без ее участия (решение Арбитражного суда Красноярского края от 08.09.2016 № А33-17962/2016).

Если фонд ничего не нарушил, штраф полностью не отменят. Но его можно снизить во много раз. Четкая позиция и ее обоснование помогут вернуть больше денег. Приводите как можно больше доводов и по возможности представьте доказательства: подтверждение сбоя от провайдера, больничный лист и др. Аргументы, которые помогли компаниям в суде, смотрите ниже.

Три аргумента, чтобы отменить штрафы СЗВ-М

  1. Фонд должен выслать протоколы в течение четырех рабочих дней (распоряжение Правления ПФР от 11.10.2007 № 190р). Если протокол пришел с опозданием, компании по вине самих фондов не смогли сдать исправленные сведения в срок, установленный для сдачи расчетов.
  2. Ошибки можно исправить в течение двух недель с момента, когда получен протокол (п. 41 Инструкции, утв. приказом Минздравсоцразвития от 14.12.2009 № 987н). Если компания получила протокол после установленного срока сдачи сведений, у нее есть 14 дней, чтобы дополнить сведения без штрафа. Такие же разъяснения разослал ПФР во все регионы.
  3. Закон не уточняет, что такое недостоверные сведения. Фонды чаще всего находят технические ошибки — лишние пробелы, дефисы, точки. Из-за этого сведения нельзя считать ошибочными. Ведь компания верно записала Ф. И. О., ИНН и СНИЛС.

Какие аргументы компании используют в суде

Компания нарушила впервые. На этот аргумент можно ссылаться, если страхователь в первый раз задержал именно отчет СЗВ-М. Так считают специалисты фонда, которых мы опросили.

Бюджет не пострадал. Он может пострадать, только если в организации работают пенсионеры и отчет задержался на 15 дней и больше. Об этом сообщили в фонде.

Просрочка незначительная. В большинстве дел компании опаздывали на один — три дня. Иногда суды признают незначительной просрочку даже на восемь рабочих дней (решение Арбитражного суда Приморского края от 15.09.2016 № А51-15102/2016).

Деятельность компании — социально значимая (печет хлеб, управляет жилым домом).

Фонд нарушил порядок взыскания штрафа, неверно составил документы, не пригласил компанию на рассмотрение материалов камералки и др.

Сломался компьютер или не было выхода в интернет.

Федеральный Закон №27 про индивидуальный учет в системе обязательного пенсионного страхования определяет размер штрафных санкций, которые грозят каждому работодателю, несвоевременно или не в полном объеме подавшему информацию персонифицированного характера о работающих у него сотрудниках в Пенсионный фонд. Размер штрафа при срыве сроков подачи формы СЗВ-М составляет 500 рублей за каждого работника.

Штрафы за несвоевременную сдачу СЗВ-М в 2019 году грозят не только непосредственно организации, под штрафные санкции рискует попасть также руководитель или иное должностное лицо, которое отвечает за своевременную подачу отчетности, а также предоставление полной и достоверной информации. В подобном случае размер штрафа может составлять от 300 до 500 рублей.

Российское законодательство не предусматривает какого-либо рода смягчающих обстоятельств, которые бы оправдали страхователя, не подавшего вовремя отчет. Однако, это не означает, что на практике не может быть найдено рычагов, позволяющих уменьшить штраф.

Во-первых, не каждый сотрудник ПФР станет начислять штраф работодателю, который самостоятельно обнаружил и устранил неточности в поданном отчете. Во-вторых, за компанией всегда остается право обратиться в судебную инстанцию для уменьшения размера наложенных на нее санкций.

Новая форма сведений о застрахованных лицах

Форма СЗВ-М представляет собой бланк, включающий информацию по персонифицированному учету сотрудников. Начиная с апреля 2019 года, данный документ был введен для заполнения всеми работодателями, которые используют труд нанятых штатных и внештатных работников. Подается отчет в отделение Пенсионного фонда по месту регистрации организации.

Важно отметить, что в 2019 году произошли некоторые изменения, которые касаются подачи отчетности компаниями-нанимателями. С этого года контроль за страховыми взносами, кроме тех, которые выплачиваются «на травматизм», осуществляется Федеральной Налоговой службой. Однако, это никак не повлияло на сдачу отчета СЗВ-М, который, как и прежде, должен каждый месяц подаваться в ПФР.

В текущем году не был утвержден новый бланк, поскольку изменений в законодательстве, требующих внесения корректив в форму, не произошло. Исходя из этого, работодатели продолжают использовать отчет, который был утвержден постановлением Пенсионного фонда под номером 83 в феврале 2019 года.

Назначение бланка

В 2019 году Российское Правительство приняло антикризисные меры, в результате чего была введена новая статья в закон федерального значения про страховые пенсии. Данная статья установила иной порядок, по которому выплачивается пенсия пенсионерам, которые продолжают работать.

Согласно обновленным положениям закона, страховая пенсия в период работы особы, вышедшей на заслуженный отдых, не подлежит проведению ежегодной индексации. Сразу после увольнения человека запрет на проведение индексации снимается.

Форма отчета СЗВ-М была введена Пенсионным фондом для того, чтобы проводить ежемесячный мониторинг информации про работающих пенсионеров. Это позволяет своевременно решать вопрос с отменой или возобновлением индексации пенсии. Более того освобождает человека от обязанности самостоятельно обращаться в ПФР для предоставления подобного рода информации о себе — за него это должен делать работодатель.

Несмотря на это, за пенсионером остается право подать в подразделение Пенсионного фонда личное заявление про факт увольнения с работы, чтобы ускорить процесс проведения индексации его пенсии, которая положена после прекращения трудовых отношений.

Сроки сдачи документа

С 2019 года начали действовать новые термины для подачи отчета по форме СЗВ-М. С этого времени работодателю дается больше времени на подготовку и предоставление отчетности. Если в прошлом году граничным сроком подачи было включительно 10 число, следующего за отчетным, месяца, то сегодня наниматель имеет на 5 дней больше, то есть сдать форму следует до 15 числа следующего месяца.

Не существует никаких законодательных запретов на досрочную подачу отчета. Это означает, что работодатель может подготовить и подать его еще до окончания отчетного периода.

Однако, в этом вопросе лучше не торопиться, поскольку даже в последний день уходящего месяца в организацию может быть принят новый сотрудник. В результате придется подавать СЗВ-М повторно, при чем это уже будет уточняющая форма. В противном случае не удастся избежать штрафных санкций.

У многих работодателей возникает вопрос, что делать, если последний день сдачи отчета – это выходной день. В таком случае действуют общие для подобного рода отчетности правила: происходит смещение сроков на первый рабочий день, который идет за выходным. Например, при сдаче отчета за март 2019 года срок был перенесен на 17 апреля, поскольку 15 и 16 апреля – нерабочие дни (суббота и воскресенье).

Виды ответственности

В связи с несвоевременной подачей отчетов в Пенсионный фонд, работодатель может столкнуться с различными штрафными санкциями на основании таких законодательных документов:

  • Закон под номером 27, которым регулируется вопрос персонифицированного учета;
  • Закон №400 – про страховое пенсионное обеспечение;
  • Бюджетный кодекс России;
  • правительственное постановление №329, устанавливающий порядок, по которому происходит формирование отчетов.

Например, статья 17 ФЗ под номером 27 определяет, что плательщик взносов может быть привлечен к ответственности, если подаст отменяющую форму СЗВ-М. В то же время, нет такой статьи, которая бы предусматривала условия для освобождения от штрафных санкций, если плательщик лично обнаружил допущенные ошибки и исправил их.

Большинство представителей контролирующих органов заявляют о том, что не будут привлекать к ответственности организации, которые самостоятельно выявили и исправили допущенные ошибки. Однако, исходя из отсутствия подобного рода законодательных норм, нельзя с уверенностью утверждать, что все произойдет именно так.

В той же ситуации, когда работодатель укажет в отчете СЗВ-М неполные данные, ему грозят такие же штрафные санкции, как и в случае несвоевременной подачи формы: будет наложен штраф в размере 500 рублей за каждое физлицо, о котором была предоставлена неточная информация.

Согласно правительственному постановлению №83 форма СЗВ-М, начиная с апреля прошлого года, должна подаваться в территориальные подразделения Пенсионного фонда. Сдавать ее следует всем страхователям: и организациям, и частным предпринимателям, которые имеют наемных сотрудников и производят выплату заработной платы и других вознаграждений в их пользу.

В законе №27 предусмотрена ответственность, которая ожидает работодателей, не предоставивших отчет своевременно. Статья 17 данного законодательного акта говорит о том, что не предоставление отчета в указанный термин или же предоставление неверных или неполных сведений, приведет к тому, что на организацию будет наложен штраф, размер которого составляет 500 рублей. Такая сумма будет назначена для уплаты за каждую особу, по которой не предоставлена информация.

В расчет берутся не только те люди, с которыми заключены трудовые договора, но и те, кто работает на основании договоров цивильно-правового характера. Штрафы за несвоевременную сдачу в 2019 году начисляются как за каждый полный, так и каждый неполный месяц просрочки.

Важно сказать, что штраф может быть наложен не только на организацию, как плательщика налогов, но и на ее должностных особ, например, директора или бухгалтера, которые являются ответственными за своевременную подачу отчетности в фонды. Размер штрафных санкций в этом случае может колебаться от 300 до 500 рублей.

Возможно ли снижение размера санкции

В поточном году не было внесено никаких изменений в законодательные акты, поэтому, как и в 2019 году, не существует обстоятельств, которые бы могли снизить размер штрафа или вовсе отменить его. Механизм снижения штрафной суммы не предусмотрен в принципе.

Тем не менее, не нужно думать, что отсутствие подобных норм в законе не даст снизить размер штрафа на практике. Один из вариантов решения проблемы – обращение в судебный орган. Это означает, что компания или индивидуальный предприниматель имеет право подать заявление в суд по месту расположения отделения Пенсионного фонда, которым был выставлен штраф, и просить о том, чтобы решение, вынесенное ПФР, было признано частично недействительным, в результате чего штрафные санкции были снижены.

В данном случае можно привести ряд факторов, которые будут служить смягчающими обстоятельствами, среди них:

  • нарушение подобного рода допущено организацией в первый раз;
  • период просрочки составляет незначительный период, например, один день;
  • ошибка в форме не является принципиальной и т.д.

Судебная практика показывает, что штраф по решению суда может быть снижен в 100 раз. Так, например, по решению Арбитражного суда Свердловской обл., которое было вынесено по делу под номером А60-33366/2016 12.09.16 года, размер штрафа был уменьшен с 19 тыс. до 190 рублей.

Нужно отметить, что при обращении в суд важно правильно сформулировать свой запрос, поскольку судебный орган чаще всего не даст истцу больше того, о чем он просит. В том же 2019 году велось подобное разбирательство в Оренбургской области. Согласно решению суда, штраф был снижен в два раза, ровно на столько, на сколько об этом попросила компания-заявитель.

Порядок взыскания

В том случае, если работодатель все-таки не сдал форму СЗВ-М в установленный по закону термин, для начала со стороны специалистов Пенсионного фонда к нему будет выставлено требование про уплату штрафа, который начисляется за неподачу отчета. Предполагается, что заплатить его нужно на протяжении 10 календарных дней после того, как было получено соответствующее требование.

Однако, Пенсионный фонд имеет право самостоятельно установить в требовании срок, на протяжении которого отчет должен быть уплачен. Период уплаты в данном случае не может быть меньше установленного по закону, возможна исключительно его пролонгация.

В том случае, если в указанный термин компанией-нанимателем не будет уплачен штраф, сотрудники Пенсионного фонда имеют право вынести решение про обращение взыскания на расчетные счета организации. Это означает, что со счета фирмы или частного предпринимателя определенная сумма, которая будет соответствовать сумме штрафа, будет списана по инкассо.

Называются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование, всеми лицами, занимающимися частной практикой.

Кто о чем, а мы снова о штрафах. В этом материале напомним, какие штрафные санкции ждут работодателей за нарушения в части сведений по форме СЗВ-М. Не для того, чтобы напугать, а чтобы предупредить и вооружить.

Фиксированная сумма штрафа предусмотрена только за одно нарушение. Сведения на 25 и более человек должны подаваться только в электронном виде. Если отчет будет сдан на бумаге, организацию или предпринимателя оштрафуют на 1 000 рублей.

Штраф за остальные нарушения зависит от количества работников:

1. Штраф за несдачу или несвоевременную сдачу СЗВ-М определяется из расчета 500 рублей за одного сотрудника. Например, организация подала с опозданием сведения на 20 человек, штраф составит 500 х 20 = 10 000 рублей.

2. За недостоверные, лишние, недостающие сведения тоже 500 рублей, но не за всех, а за каждого сотрудника, по которому были поданы неверные сведения. Например, если в отчете у троих из двадцати сотрудников были обнаружены ошибки в фамилии (СНИЛС, ИНН), то ПФР оштрафует на 500 х 3 = 1 500 рублей.

3. За ошибку, которая касается всего отчета в целом (например, неверный отчетный период) - 500 рублей за каждого работника.

Имейте в виду, что если работник не представил вам свой ИНН и вы по этой причине не указали его в отчете - это не повод для штрафа или отказа принять отчет. Однако обмануть систему не получится. Если в то же время вы сдадите отчет по НДФЛ в налоговую, где укажете ИНН того же работника и тем самым покажете, что эта информация у вас была - штрафа от ПФР не миновать.

Как избежать штрафов за СЗВ-М

Если вы самостоятельно обнаружили ошибку, нужно поспешить ее исправить до последнего дня срока сдачи отчета - 15 число по окончании отчетного месяца. Для этого нужно подать отменяющую форму с недостоверными данными, и следом дополняющую с достоверными. Если ошибка касалась не отдельных людей, а всего отчета, нужно заново подать исходящую форму.

Если из ПФР пришел отрицательный протокол, ошибки в отчетности должны быть устранены в течение пяти рабочих дней. В этом случае штрафа не будет.

Чтобы к отчету не возникало нареканий, придерживайтесь следующих правил:

1. Включайте в отчет всех сотрудников, с которыми у вас в отчетном месяце были действующие договоры: трудовые, гражданско-правовые, авторского заказа, о праве использования произведений искусства. Включайте их независимо от того, были ли выплаты по таким договорам.

2. Не забывайте включить сотрудника в отчет, если он уволился или был принят в отчетном месяце, любого числа.

3. Не включайте физлиц лиц, по отношению к которым вы не являетесь страхователями, то есть не перечисляете с выплат страховые взносы. Это стипендии по ученическим договорам, премии к праздникам бывшим сотрудникам и т.д.

4. Своевременно подавайте документы на оформление СНИЛС сотрудникам, которые устраиваются на работу впервые, чтобы успеть включить их в отчет.

5. Исключите ошибки, связанные с человеческим фактором. Пользуйтесь сервисом для заполнения СЗВ-М. Система автоматически подтянет реквизиты организации и данные сотрудников, так что вероятность ошибки сводится к нулю.

6. Если вам нужно сдавать отчеты в ПФР в электронном виде, но вы этого еще не делали, поторопитесь оформить с ПФР соглашение об электронном документообороте, т.к. без него отправить электронный отчет в Фонд вы не сможете. Когда оформите соглашение, загрузите его номер и скан в сервис , чтобы в считанные минуты отправлять документы в ПФР из личного кабинета, и отслеживать их статус.

Работать без ошибок легко, если вооружиться умным помощником в виде интернет-бухгалтерии .

В сентябре 2016 г. при составлении отчета СЗВ-М за август 2016 г. был пропущен работник по договору ГПХ. 1 декабря 2016г были отправлен дополняющие сведения за август 2016г. Сейчас ПФР наложил штраф за неточные сведения.

Может ли ПФР штрафовать за неточность, которую организация сама обнаружила и дала сведения на исправление (в 2016 году)? Если не правомерно наложен штраф, то на какой документ можно сослаться?

Ответ

В ответ на Ваш вопрос сообщаем, что в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 — 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Также ст. 126.1 НК РФ (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016) установлено, что налоговый агент освобождается от ответственности , предусмотренной настоящей статьей, в случае, если им самостоятельно выявлены ошибки и представлены налоговому органу уточненные документы до момента, когда налоговый агент узнал об обнаружении налоговым органом недостоверности содержащихся в представленных им документах сведений.

Для самостоятельного поиска в системе можно использовать поисковый запрос:

самостоятельное исправление сведений СЗВ-М штрафы за форму СЗВ-М

Подборка документов по вопросу

1) Статья: Отчетность за полугодие 2016 г.: проблемные ситуации («Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия», 2016, N 25) {КонсультантПлюс}

Надо сказать, что Закон N 27-ФЗ не предусматривает возможность освобождения страхователя от ответственности в случае, если он сам обнаружит ошибку в представленных сведениях. Соответственно, к примеру, подача дополняющей формы СЗВ-М сама по себе свидетельствует о том, что первоначальный отчет содержит недостоверные сведения. А стало быть, применение финансовых санкций к страхователю вполне возможно.

В то же время практика показывает , что в территориальных отделениях ПФР лояльно относятся к страхователям, которые самостоятельно и оперативно исправляют свои ошибки. Более того, они ссылаются на п. 41 Инструкции, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития от 14 декабря 2009 г. N 987н, которая отводит страхователю две недели на исправление неточностей и повторную отправку отчетности. И это, кстати говоря, вполне вписывается в положения ст. 15 Закона N 27-ФЗ, которыми установлено право страхователя дополнять и уточнять переданные индивидуальные сведения на застрахованных лиц по согласованию с Фондом. Тем не менее с уверенностью на все 100 процентов можно сказать, что штрафных санкций не последует только в том случае, если ошибка будет исправлена до наступления крайнего срока сдачи СЗВ-М за отчетный месяц.

2) Статья: Возможна ли уточненка формы СЗВ-М? (как исправить поданные в ПФР сведения) (Елина Л.А.) («Главная книга», 2016, N 22) {КонсультантПлюс}

Итак, ошибки обнаружены и исправлены. Теперь надо понять, как к такому исправлению отнесется ваше отделение ПФР.

Отметим: в начале 2016 г. некоторые отделения ПФР считали, что подача любых дополняющих или отменяющих форм позднее установленного срока представления сведений влечет штраф в размере 500 руб. за каждое застрахованное лицо, по которому были исправлены сведения <5>. К примеру , если дополняющая или отменяющая форма СЗВ-М за апрель 2016 г. была представлена позже 10 мая, то, по мнению инспекторов ПФР, организация не могла избежать штрафа. Логика такая: представление корректирующих данных является подтверждением того, что изначально в СЗВ-М были указаны неверные или неполные данные <6>. И Закон о персонифицированном учете не дает страхователю какого-либо времени на исправление.

Однако есть и другой подход. Если ошибку обнаружило отделение Фонда, то оно не должно сразу налагать штраф. Сначала оно должно направить уведомление об устранении имеющихся расхождений. А страхователь в двухнедельный срок после получения такого уведомления должен представить уточненные данные <7>. Если же в этот срок он не исправит ошибки, отделение ПФР само должно скорректировать индивидуальные сведения. О чем не позднее 7 дней со дня принятия решения и сообщит страхователю. Самостоятельно обнаруженные ошибки тоже можно исправить без штрафов <8>.

Подтверждает такой подход и специалист одного из региональных отделений ПФР.

Прыгова Ольга Игоревна, заместитель управляющего Отделением Пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области

«Если организация самостоятельно обнаружит ошибку или неточность в уже сданной форме СЗВ-М , она может представить либо дополняющую форму СЗВ-М , либо отменяющую и штрафа не должно быть.

Причем не имеет значения, когда организация представляет подобную форму СЗВ-М :

(или) до истечения срока подачи СЗВ-М ;

(или) уже после истечения такого срока…

Если же ошибку обнаружит отделение ПФР, у организации есть 2 недели на то, чтобы исправить ошибку без штрафных санкций. И только по прошествии 2 недель, если ошибка не будет исправлена страхователем, его оштрафуют».

С 2017 г . будет действовать новая редакция ст. 17 Закона N 27-ФЗ. На исправление ошибок, неточностей или расхождений будет даваться 5 рабочих дней с даты получения от ПФР уведомления об устранении несоответствий/ошибок <9>.

3) Вопрос: …Можно ли уменьшить сумму штрафа за непредставление в ПФР в срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М? (Консультация эксперта, ПФ РФ, 2016) {КонсультантПлюс}

Пенсионным законодательством не определены обстоятельства, исключающие вину страхователя в связи с непредставлением им в установленный срок ежемесячной формы СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах», утвержденной Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п, и порядок снижения сумм штрафов за данное правонарушение.


4) Статья: Как «отбиться» от штрафов за форму СЗВ-М (Петрухина Т.) («Практическая бухгалтерия», 2016, N 11) {КонсультантПлюс}

Формальных оснований для штрафа два:

— отчет сдали не вовремя;

— отчитались в срок, но указали данные не по всем сотрудникам и людям, с которыми заключены гражданско-правовые договоры.

В обоих случаях штраф составляет 500 руб. за каждого указанного в отчете человека.

Как высчитывать сумму штрафа? В частных разъяснениях специалисты ПФР предлагают такой алгоритм.

Если опоздали с отчетом хотя бы на один календарный день, штраф считают исходя из численности указанных в отчете людей. То есть если СЗВ-М за 10 сотрудников представили не вовремя, штраф будет 5000 руб. (500 руб. x 10 чел.).

Если указали сведения не обо всех застрахованных лицах, штрафуют только за «забытых» сотрудников. Например, в отчете за октябрь указали данные по 10 работникам, а про двоих уволенных в середине месяца не отчитались. Тогда штраф составит 1000 руб. (500 руб. x 2 чел.).

Это общие правила. На деле же все бывает гораздо интереснее, о чем свидетельствует судебная практика. Об этом ниже. Но сначала надо разобраться в процессуальных вопросах и выяснить, как подавать жалобы…

Если дело дошло до штрафа, тут уже надо выбирать — или заплатить, или идти судиться. В любом случае на вручение требования об уплате штрафа отводится 10 рабочих дней с даты, когда решение по итогам «камералки» вступило в силу. Если организация не заплатит штраф, Фонд спишет его со счетов принудительно.

Вся эта драма в нескольких действиях предусмотрена ч. 4 ст. 17 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, ст. ст. 19, 20, 29, 38, 39 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, Постановлением Правления ПФР от 29.07.2016 N 684П.

Вывод простой: сначала подаем возражения. Если «отбиться» не удалось, платим штраф и идем в суд. Конечно, судиться имеет смысл, только если есть весомые аргументы.


5) Вопрос: При направлении отчета по форме СЗВ-М от Пенсионного фонда приходят сообщения об ошибках. Как правильно читать эти сообщения? Нужно ли исправлять ошибки? Может ли Пенсионный фонд оштрафовать за ошибки в СЗВ-М? («ЭЖ Вопрос-Ответ», 2016, N 10) {КонсультантПлюс}

На практике страхователи столкнулись с тем, что при сдаче отменяющих или дополняющих СЗВ-М территориальные органы ПФР начали предъявлять штрафы за недостоверные сведения. Ведь само представление дополняющих или отменяющих форм означает, что в первичном отчете была ошибка.

Необходимо помнить, что при привлечении к ответственности в такой ситуации сотрудники Пенсионного фонда должны руководствоваться Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н. Согласно п. 41 этой Инструкции при выявлении ошибок территориальный орган ПФР должен направить страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. У страхователя есть две недели на то, чтобы исправить СЗВ-М. Если он уложился в срок, установленный инструкцией, штрафа быть не должно . Если вы самостоятельно исправляли ошибки до получения уведомления на основании протокола ошибок, то при получении акта от ПФР необходимо направить возражения со ссылкой на п. 41 упомянутой Инструкции и указать на отсутствие оснований для привлечения к ответственности.

Ответ подготовлен 23.01.2017 г.

Cтатус предоставленных документов актуален на момент формирования ответа.

Ответ подготовлен в соответствии с регламентом Линии консультаций, можно заранее ознакомиться с услугой на сайте www.сайт.