Приложения к порядку разработки плана го. Методические рекомендации по разработке, согласованию и утверждению планов гражданской обороны организаций. IV. Введение в действие Планов действий

Порядок разработки, согласования и утверждения
планов гражданской обороны и защиты населения
(планов гражданской обороны)

с изменениями от 04.06.2013 № 362дсп, от 04.02.2016 № 42дсп)

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) (далее - Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Федеральный закон "О гражданской обороне"), постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" и от 3 июня 2011 г. N 437-13 "О некоторых вопросах гражданской обороны в Российской Федерации" и определяет единые на всей территории Российской Федерации требования к разработке, согласованию и утверждению планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны).


2. Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по ведению гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

3. План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации в соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868, разрабатывается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России). В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О гражданской обороне» федеральные органы исполнительной власти разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны. В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О гражданской обороне» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения. В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О гражданской обороне» организации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне. В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» ведение гражданской обороны осуществляется: в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях - на основе соответствующих планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; в федеральных органах исполнительной власти и организациях - на основе соответствующих планов гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций.

Утверждено

Постановлением Правительства

Российской Федерации

ПОЛОЖЕНИЕ

О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" и определяет порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне.

2. Подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

(см. текст в предыдущей редакции)

Мероприятия по гражданской обороне в Российской Федерации организуются и проводятся на всей территории страны на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в организациях в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также настоящим Положением.

3. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.

4. Порядок подготовки к ведению гражданской обороны:

(см. текст в предыдущей редакции)

В федеральном органе исполнительной власти определяется положением об организации и ведении гражданской обороны в федеральном органе исполнительной власти, утверждаемым его руководителем по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

в субъекте Российской Федерации определяется положением об организации и ведении гражданской обороны в субъекте Российской Федерации, утверждаемым высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с соответствующим территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

(см. текст в предыдущей редакции)

В муниципальном образовании утверждается руководителем органа местного самоуправления в соответствии с положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальном образовании, разрабатываемым и утверждаемым Министерством;

в организации утверждается руководителем этой организации в соответствии с положением об организации и ведении гражданской обороны в организации, разрабатываемым и утверждаемым Министерством.

5. Ведение гражданской обороны осуществляется:

в Российской Федерации - на основе Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;

в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях - на основе соответствующих планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

в федеральных органах исполнительной власти и организациях - на основе соответствующих планов гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций.

Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

6. В целях обеспечения организованного и планомерного осуществления мероприятий по гражданской обороне, в том числе своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших опасностях в военное время, на территории Российской Федерации организуется сбор информации в области гражданской обороны (далее - информация) и обмен ею.

Сбор и обмен информацией осуществляются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.

(см. текст в предыдущей редакции)

Федеральные органы исполнительной власти представляют информацию в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Кроме того, федеральные органы исполнительной власти, в пределах своей компетенции осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, доводят сведения о прогнозируемых и возникших опасностях в военное время до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют информацию в главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, органы местного самоуправления - в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации - в орган местного самоуправления и в федеральный орган исполнительной власти, к сфере деятельности которого они относятся или в ведении которого находятся.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с подготовкой населения в области гражданской обороны, являются:

(см. текст в предыдущей редакции)

развитие нормативно-методического обеспечения функционирования единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

создание, оснащение и всестороннее обеспечение учебно-методических центров по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации, других организаций дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников гражданской обороны, а также курсов гражданской обороны муниципальных образований и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне;

(см. текст в предыдущей редакции)

создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области гражданской обороны;

пропаганда знаний в области гражданской обороны.

8. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с оповещением населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются:

(см. текст в предыдущей редакции)

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения;

создание локальных систем оповещения;

установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;

комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, а также других технических средств передачи информации;

сбор информации и обмен ею.

9. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с эвакуацией населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, являются:

организация планирования, подготовки и проведения эвакуации;

подготовка безопасных районов для размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

(см. текст в предыдущей редакции)

создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.

10. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются:

(см. текст в предыдущей редакции)

строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем;

приспособление в мирное время и при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;

(см. текст в предыдущей редакции)

подготовка в мирное время и строительство при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа;

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны;

накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения;

обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки;

приспособление в мирное время метрополитенов для укрытия населения с учетом опасностей мирного и военного времени, наличия защитных сооружений гражданской обороны и планируемых мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

11. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с проведением мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки, являются:

(см. текст в предыдущей редакции)

определение перечня объектов, подлежащих маскировке;

разработка планов осуществления комплексной маскировки территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне, а также организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;

создание и поддержание организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, и организациями, обеспечивающими выполнение мероприятий по гражданской обороне, в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

(см. текст в предыдущей редакции)

проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.

12. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются:

(см. текст в предыдущей редакции)

создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств гражданской обороны, а также разработка планов их действий;

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ;

разработка современных технологий и технических средств для проведения аварийно-спасательных работ;

организация взаимодействия сил гражданской обороны с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, а также со специальными формированиями, создаваемыми в военное время;

учет и ведение реестров нештатных аварийно-спасательных формирований, привлекаемых для решения задач в области гражданской обороны, и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.

13. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с первоочередным жизнеобеспечением населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются:

(см. текст в предыдущей редакции)

планирование и организация основных видов жизнеобеспечения населения;

создание и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

нормированное снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами;

предоставление населению коммунально-бытовых услуг;

проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

(см. текст в предыдущей редакции)

осуществление эвакуации пострадавших в лечебные учреждения;

определение численности населения, оставшегося без жилья;

инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определение возможности его использования для размещения пострадавшего населения, размещение людей, оставшихся без жилья, в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных учреждениях, временных жилищах (сборных домах, палатках, землянках и т.п.), а также осуществление подселения населения на площадь сохранившегося жилого фонда;

предоставление населению информационно-психологической поддержки.

14. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с борьбой с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, являются:

(см. текст в предыдущей редакции)

создание необходимых противопожарных сил, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны;

тушение пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время;

тушение пожаров на объектах, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в военное время.

15. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обнаружением и обозначением районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению, являются:

(см. текст в предыдущей редакции)

создание и обеспечение готовности сети наблюдения и лабораторного контроля на базе организаций, расположенных на территории Российской Федерации, имеющих специальное оборудование (технические средства) и работников, подготовленных для решения задач, связанных с обнаружением и идентификацией различных видов заражения и загрязнения;

введение режимов радиационной защиты на территориях, подвергшихся радиоактивному заражению (загрязнению);

(см. текст в предыдущей редакции)

совершенствование методов и технических средств мониторинга состояния радиационной, химической, биологической обстановки, в том числе оценка степени зараженности и загрязнения продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами.

16. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с санитарной обработкой населения, обеззараживанием зданий и сооружений, со специальной обработкой техники и территорий, являются:

заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ и растворов;

создание сил гражданской обороны для проведения санитарной обработки населения и обеззараживания техники, зданий и территорий, а также их оснащение и подготовка в области гражданской обороны;

организация проведения мероприятий по обеззараживанию техники, зданий и территорий, санитарной обработке населения.

Подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Ведение гражданской обороны осуществляется:

в Российской Федерации - на основе Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;

в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях - на основе соответствующих планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

в федеральных органах исполнительной власти и организациях - на основе соответствующих планов гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций.

Эффективность ведения гражданской обороны на всех уровнях определяется качеством и детализацией проработки планирующих документов.

Так, планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению в готовность гражданской обороны при переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) определяется приказом МЧС России от 16.02.2012 № 70 ДСП (зарегистрирован в Минюсте России 27 марта 2012, № 23622).

Наибольший практический интерес для широкого круга специалистов в области защиты населения представляет порядок разработки планов гражданской обороны категорированных организаций. Необходимо заметить, что при разработке планов гражданской обороны организаций, отнесенных к категориям по ГО, не следует ограничиваться теми подразделами, которые представлены ниже. В случае, если существует потребность раскрыть какой-либо специфичный для конкретной организации вопрос отдельно, указанную структуру необходимо дополнить соответствующим подразделом или приложением.
Этапы разработки, порядок согласования, уточнения (корректировки) плана гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне

Разработка планов гражданской обороны организаций выполняется в два этапа и включает в себя:

На первом этапе - оценку возможной обстановки, которая может сложиться в результате воздействия противника;

На втором этапе:

определение организации, порядка, способов и сроков выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в готовность, а также получение организациями мобилизационных заданий для обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне;

планирование мероприятий по гражданской обороне;

практическую разработку и оформление планов гражданской обороны.

Планы гражданской обороны организаций оформляются в виде текстовых документов с приложениями, являющимися составной и неотъемлемой их частью.

В планы гражданской обороны организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, включаются три раздела:

а) краткая оценка возможной обстановки в результате воздействия противника;

б) выполнение мероприятий при планомерном приведении в готовность гражданской обороны;

в) выполнение мероприятий по гражданской обороне при внезапном нападении противника.

Организации, не отнесенные к категориям по гражданской обороне и (или) прекращающие работу в военное время , расположенные в зонах возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного заражения (загрязнения), разрабатывают планы гражданской обороны в соответствии с типовым планом гражданской обороны (представлен в приложении к приказу МЧС России от 16.02.2012 № 70 ДСП). Данные требования относятся также и к организациям, не отнесенным к категориям по гражданской обороне и продолжающим работу в военное время.

Организации, не отнесенные к категориям по гражданской обороне и (или) прекращающие работу в военное время, расположенные вне зон возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного заражения (загрязнения), собственные планы гражданской обороны не разрабатывают. Мероприятия по защите работников указанных организаций учитываются в планах соответствующих муниципальных образований.

Количество экземпляров разрабатываемых планов гражданской обороны организации определяется разработчиком плана, но должно быть не менее количества пунктов управления организации.

Планы гражданской обороны согласовываются:

организации, отнесенной к категории особой важности или первой категории по гражданской обороне - с соответствующим органом местного самоуправления и главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации;

организации, отнесенной ко второй категории по гражданской обороне, а также организации, не отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) прекращающей работу в военное время - с соответствующим органом местного самоуправления.

План гражданской обороны организации подписывается работником организации, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, и утверждается руководителем.

План гражданской обороны организации ежегодно уточняется до 1 февраля по состоянию на 1 января текущего года, а также при принятии Президентом Российской Федерации решения о непосредственной подготовке к переводу Российской Федерации на условия военного времени при нарастании угрозы агрессии против Российской Федерации до объявления мобилизации в Российской Федерации.

Корректировка планов гражданской обороны осуществляется при необходимости в ходе ведения гражданской обороны в соответствии с реально складывающейся обстановкой.

При проведении уточнения (корректировки) плана гражданской обороны обеспечивается внесение соответствующих изменений во все экземпляры планов. Внесенные изменения в план заверяются подписью должностного лица, уполномоченного на внесение соответствующих изменений.

Переработка плана гражданской обороны осуществляется в случае существенных изменений структуры организации по решению соответствующего руководителя организации или по решению МЧС России.
Структура и содержание плана гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне

План гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне, состоит из трех разделов и приложений.

В первом разделе «Краткая оценка возможной обстановки в результате воздействия противника» приводится краткая характеристика организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и указывается:

место (территория) размещения организации, отнесенной к категории по гражданской обороне, с точки зрения географии, топогидрографии города (района), растительности, густоты застройки и плотности заселения;

характеристика зданий и сооружений, коммуникаций, систем газо-, энерго-, водо-, теплоснабжения объектов организации, отнесенной к категории по гражданской обороне;

перечень радиационно, химически, взрыво- и пожароопасных систем на объектах организации, отнесенной к категории по гражданской, и на ближайшей периферии от нее;

перечень железнодорожных станций, автомагистралей, где возможно скопление транспортных средств с аварийно химически опасными веществами, при авариях с которыми возможно влияние факторов ЧС на жизнедеятельность организации, отнесенной к категории по гражданской обороне;

численность персонала организации, отнесенной к категории по гражданской обороне, находящегося одновременно на работе (наибольшей работающей смены);

силы и средства гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне (состав, готовность и предназначение).

Подраздел «Краткая оценка возможной обстановки в организации, отнесенной к категории по гражданской обороне, после нападения противника» должен включать следующие сведения:

о степени возможных разрушений зданий и сооружений, потери промышленного производства, персонала, сил и средств ГО;

о возможной инженерной, радиационной, химической, пожарной, медицинской и биологической обстановке;

расчет потерь от вторичных поражающих факторов;

ориентировочный объем предстоящих АСДНР при планомерном приведении в готовность гражданской обороны и при внезапном нападении противника.

Заканчивается раздел выводами из оценки возможной обстановки.

Второй раздел «Выполнение мероприятий при планомерном приведении в готовность гражданской обороны» включает следующие подразделы:

порядок приведения в готовность гражданской обороны - в котором указаны порядок организации, объем и сроки выполнения первоочередных мероприятий по гражданской обороне первой, второй и третьей очередей, а также мероприятий по гражданской обороне, выполняемых по решению Президента РФ и Правительства РФ, осуществляемых в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 3 июня 2011 г. № 437-13 «Вопросы гражданской обороны в Российской Федерации»;

организация защиты персонала и членов семей - в котором раскрываются вопросыорганизации укрытия в защитных сооружениях, защиты работников и членов их семей, медицинской защиты, управления, связи и оповещения, выполнения мероприятий по повышению устойчивости работы объектов, проведения АСДНР и обеспечения мероприятий по гражданской обороне.

В третьем разделе «Выполнение мероприятий по гражданской обороне при внезапном нападении противника» должны быть раскрыты вопросы организации и проведения мероприятий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления и по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией об отбое воздушной тревоги, химической тревоги, радиационной опасности или угрозы катастрофического затопления.

К плану гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне, разрабатываются следующие приложения:

Приложение 1 «Основные показатели состояния гражданской обороны организации по состоянию на 1 января текущего года», по форме в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1 - Основные показатели состояния гражданской обороны организации по состоянию на 1 января текущего года


№п/п

Наименование основных показателей

Единица измерения

Значения показателей

I. Укрытие рабочих и служащих организации

1.

Численность работников, подлежащих укрытию

чел.

1.1.

Укрывается всего, в том числе:

чел.

в подвальных и других заглубленных помещениях

чел.

II. Обеспеченность средствами индивидуальной защиты

1.

Обеспеченность противогазами всех видов

персонала, из них:


чел., %

взрослого населения

чел., %

детей (от 1,5 до 17 лет)

чел., %

детей камерами защитными детскими

чел., %

2.

Организовано хранение противогазов:

на рабочих местах


шт., %

на складе

шт., %

III. Эвакуационные мероприятия

1.

Численность персонала и членов семей, подлежащих эвакуации, всего,

в том числе:


чел.

из зоны возможных сильных разрушений

чел.

из зоны возможного химического заражения

чел.

из зоны возможного радиоактивного заражения

чел.

2.

По способу эвакуации

2.1.

пешим порядком

чел., %

2.2.

железнодорожным транспортом

чел., %

2.3.

автомобильным транспортом

чел., %

2.4.

водным транспортом

чел., %

2.5.

воздушным транспортом

чел., %

3.

Планируемый общий срок проведения частичной эвакуации

сут.

4.

Планируется эвакуировать населения (по частичной эвакуации) (нарастающим итогом)

чел., %

4.1.

За 1 сутки

чел., %

4.2.

За 2 сутки

чел., %

4.3.

За 3 сутки

чел., %

4.4.

За 4 сутки

чел., %

4.5.

За 5 сутки

чел., %

5.

Планируемый общий срок проведения общей эвакуации

час

6.

Планируется эвакуировать населения (по общей эвакуации) (нарастающим итогом)

чел., %

6.1.

За 6 часов

чел., %

6.2.

За 12 часов

чел., %

6.3.

За 18 часов

чел., %

6.4.

За 24 часа

чел., %

IV. Силы гражданской обороны

1.

Всего формирований

ед./ чел.

2.

В том числе:

2.1.

формирований спасательных служб

ед./ чел.

2.2.

формирований аварийно-спасательных служб

ед./ чел.

2.2.1.

в том числе

нештатных аварийно-спасательных формирований

ед./ чел.

Приложение 2 «Возможная обстановка на территории организации», разрабатываемое на плане объектов организации с пояснительной запиской. При этом на плане отражаются:

пункты размещения запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

пункты управления организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;

пункты выдачи средств индивидуальной защиты;

места размещения защитных сооружений гражданской обороны.

Приложение 3 «Календарный план выполнения основных мероприятий по гражданской обороне», разрабатываемое по форме согласно таблице 2.

Приложение 4 «План мероприятий по защите работников и организации АСДНР», разрабатываемое на плане объектов организации с нанесением защитных сооружений гражданской обороны и путей подхода к ним, проездов, пожарных гидрантов, схем коммуникаций, водоемов и др.

Приложение 5 «Расчет укрытия работников организации и членов их семей в защитных сооружениях, по состоянию на 1 января текущего года», разрабатываемое по форме согласно таблице 3.

Приложение 6 «План наращивания инженерной защиты организации при приведении в готовность гражданской обороны», разрабатываемое по форме согласно таблице 4.

Таблица 2 - Календарный план выполнения основных мероприятий по гражданской обороне



Наименование мероприятий по гражданской обороне

Объем выполняемых работ,

единица измерения


Продолжи-тельность выполнения

Сроки проведения

Исполнители

первые сутки

вторые сутки

последующие сутки

минуты

часы

часы

30

40

60

2

3


1

2

....

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

I. При планомерном приведении в готовность гражданской обороны

а) мероприятия по гражданской обороне первой очереди

б) мероприятия по гражданской обороне второй очереди

в) мероприятия по гражданской обороне третьей очереди

г) мероприятия, проводимые с получением распоряжения на проведение частичной эвакуации

д) мероприятия, проводимые с получением распоряжения на проведение эвакуационных мероприятий в полном объеме

е) мероприятия, проводимые с получением распоряжения на сработку (выпуск воды) крупных водохранилищ

ж) мероприятия, проводимые с получением распоряжения на вывод формирований в загородную зону

II. При внезапном нападении противника

а) по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной опасности («Воздушная тревога»)

б) по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией об отбое воздушной опасности («Отбой воздушной тревоги»)

в) по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о химической тревоге

г) по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией об отбое химической тревоги

д) по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о радиационной опасности

е) по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией об отбое радиационной опасности

Таблица 3 - Расчет укрытия работников организации и членов их семей в защитных сооружениях, по состоянию на 1 января текущего года



Мероприятия

В пункте(ах) постоянной дислокации, количество защитных сооружений/

количество укрываемых


В загородной зоне,

количество защитных сооружений/

количество укрываемых


1.

Подлежит укрытию:

работников, человек

членов их семей, человек


2.

Имеется защитных сооружений:

2.1

убежищ (противорадиационных укрытий), отвечающих нормам инженерно-технических мероприятий гражданской обороны

2.2

убежищ (противорадиационных укрытий), не отвечающих нормам инженерно-технических мероприятий гражданской обороны

Всего укрывается и % укрытия


2.3

подвалов и других заглубленных помещений

2.4

всего укрывается и % укрытия

3.

Планируется строительство:

4.

Итого будет укрываться, человек

Таблица 4 - План наращивания инженерной защиты организации при приведении в готовность гражданской обороны



Вид работы

Количество и вместимость

Примечание

сутки

1

2

3

4

5

6



39

40

1. В пункте постоянной дислокации

1.

Приведение в готовность существующих убежищ

2.

Приспособление имеющихся подвалов и заглубленных помещений

3.

Достройка убежищ по планам текущего года

4.

Строительство быстровозводимых убежищ

5.



Всего:

2. В загородной зоне

1.

Приспособление имеющихся подвалов

2.

Строительство противорадиационных укрытий

3.

Строительство простейших укрытий

Всего:

Приложение 7 «План эвакуации работников организации и членов их семей»,разрабатывается в виде текстового документа с приложениями. План эвакуации является неотъемлемой частью плана гражданской обороны.

В текстовой части плана эвакуации работников организации и членов их семей отражаются:

порядок приведения эвакуационных органов в готовность;

порядок оповещения о начале эвакуации, сбора работников организации и членов их семей и их инструктирования;

численность работников организации и членов их семей, подлежащих эвакуации;

сведения о СЭП, времени развертывания СЭП и прибытия на них работников организации и членов их семей;

порядок подготовки необходимых документов и минимально-необходимых грузов к эвакуации, погрузки их на транспортные средства и разгрузки в пунктах эвакуации;

порядок передачи документов, оборудования и имущества, остающегося в пунктах постоянной дислокации;

порядок хранения документов, оборудования и имущества, вывозимых в пункты эвакуации и остающихся в пунктах постоянной дислокации, а также их охраны;

маршруты эвакуации, промежуточные пункты эвакуации, пункты посадки, высадки, количество транспортных средств, выделяемых для эвакоперевозок, их распределение по маршрутам;

начальники эвакуационных эшелонов, старшие по автомобильным колоннам и другие должностные лица, ответственные за организацию вывоза в загородную зону;

организация защиты работников организации и членов их семейств местах сбора, на маршрутах эвакуации;

организация управления и связи в ходе проведения эвакуации.

К тестовой части плана эвакуации работников организации и членов их семей разрабатываются приложения в виде карт и плана размещения работников организации и членов их семей в загородной зоне.

На карте отражаются:

границы территории муниципальных образований (до сельских районов включительно);

зоны возможных сильных и слабых разрушений, возможного опасного и сильного радиоактивного заражения (загрязнения), возможного опасного химического заражения и возможного катастрофического затопления;

маршруты рассредоточения и эвакуации с указанием их номеров и краткой характеристикой, а также основные маршруты (улицы), выходящие из города (населенного пункта), маршруты подхода (подъезда) к пункту постоянной дислокации организации;

СЭП, пункты посадки и высадки, приемные эвакуационные пункты при них с указанием их номеров, работников организации и членов их семей на каждый из них;

численность вывозимых работников организации и членов их семей, промежуточные пункты эвакуации;

закрепленные за организацией безопасные районы;

маршруты вывоза работников организации и членов их семей от приемных эвакуационных пунктов до мест расселения в загородной зоне;

организация управления и связи в ходе проведения эвакуации;

пункты регулирования, места привалов и их продолжительность;

медицинские пункты, пункты обогрева, пункты питания, водоснабжения;

наличие защитных сооружений (укрытий) вблизи маршрута;

дислокация промежуточных пунктов эвакуации;

сигналы управления и оповещения.

План размещения работников организации и членов их семей в загородной зоне разрабатывается на карте (плане), на которой (котором) отражаются:

здания и сооружения, планируемые для размещения работников организации и членов их семей, с указанием их площадей, вместимости, а также списка работников организации и членов их семей, которые занимают эти здания и сооружения;

численность прибываемых работников организации и членов их семей;

порядок размещения работников организации и членов их семей.

Организации, переносящие деятельность в загородную зону, дополнительно отражают:

порядок, виды и сроки доставки имущества (оборудования), необходимого для обеспечения деятельности в загородной зоне;

станцию (пункт) погрузки, порядок следования по маршруту вывоза имущества, места развертывания производственной деятельности;

порядок выделения сил и средств для погрузки и транспортировки имущества;

порядок убытия сил в загородную зону для обеспечения возобновления производственной деятельности в загородной зоне.

План эвакуации (рассредоточения) работников организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, и членов их семей разрабатывается в виде отдельного документа, подписывается председателем эвакуационной комиссии организации, согласовывается с органами местного самоуправления, на территориях которых планируется проведение эвакуационных мероприятий, и утверждается руководителем организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время.

Приложение 8 «План наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации», разрабатывается по форме согласно таблице 5.
Таблица 5 - План наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации


№ п/п

Наименование проводимых мероприятий

Объем

Сроки выполнения

Материально-техническое обеспечение

Исполнители

1

2

3

4

5

6

Приложение 9 «Состав сил и средств гражданской обороны организации», разрабатывается по форме согласно таблице 6.

Приложение 10 «Расчет обеспечения и порядок выдачи средств индивидуальной защиты работникам организации», разрабатывается по форме согласно таблице 7.

Приложение 11 «Схемы управления, связи и оповещения», должно быть разработано с учетом особенностей каждой конкретной организации.
Таблица 6 - Состав сил и средств гражданской обороны организации


№ п/п

Наименование формирования

Количество

Оснащение

Время

готовности,

«Время получения сигнала» +


формирований

л/состава

приборы радиационной, химической, биологической разведки и контроля, единиц

средства связи, единиц

автотранспорт, единиц

специальная

техника, единиц


Всего, единиц



Всего, единиц

в том числе повышенной готовности, единиц (%)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Таблица 7 - Расчет обеспечения и порядок выдачи средств индивидуальной защиты работникам организации


№ п/п

Наименование структурного подразделения

Подлежит обеспечению

Противогазы

Респираторы

Медицинские средства защиты

Места выдачи

Приме-чание

Всего

в том числе

наличие

наличие

АИ,

наличие /

потребность


ИПП,

наличие /

потребность


ППМ,

наличие /

потребность


рабочих и служащих

потребность

потребность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Примечание: АИ - аптечки индивидуальные; ИПП - индивидуальные противохимические пакеты; ППМ - пакет перевязочный медицинский

Для служебного пользования

Экз. № ____

Утвержден

приказом МЧС России

от _________№______

Порядок

разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)

I . Общие положения

1. Настоящий Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) (далее – Порядок) разработан в соответствии Федеральным законом от 01.01.01 г. «О гражданской обороне» (далее – Федеральный закон «О гражданской обороне»), постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» и от 3 июня 2011 г. № 437-13 «О некоторых вопросах гражданской обороны в Российской Федерации», и определяет единые на всей территории Российской Федерации требования к разработке, согласованию и утверждению планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны).

2. Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению в готовность гражданской обороны при переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

3. План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации в соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000, разрабатывается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России).

В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О гражданской обороне» федеральные органы исполнительной власти разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О гражданской обороне» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О гражданской обороне» организации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.

В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» ведение гражданской обороны осуществляется:

в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях - на основе соответствующих планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

в федеральных органах исполнительной власти и организациях - на основе соответствующих планов гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций.

II . Разработка, согласование и утверждение плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации

4. Разработка плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации выполняется в два этапа и включает в себя:

4.1. На первом этапе:

подготовку и направление МЧС России в Министерство обороны Российской Федерации (далее – Минобороны России) запроса аналитических материалов о возможных угрозах и согласование с Минобороны России возможного распределения средств поражения по объектам тыла субъектов Российской Федерации в ходе ведения войн и вооруженных конфликтов;

подготовку органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с территориальными органами МЧС России системы исходных данных по оценке возможной обстановки в субъектах Российской Федерации, которая может сложиться в результате воздействия противника;

подготовку на основании аналитических материалов о возможных угрозах и системы исходных данных по оценке возможной обстановки в субъектах Российской Федерации возможной обстановки, которая может сложиться в результате воздействия противника на территории Российской Федерации;

4.2. На втором этапе:

н) обеспечение указанных мероприятий по гражданской обороне.

13. К плану гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации прилагаются следующие приложения:

а) возможная обстановка на территории Российской Федерации при ведении военных действий;

б) основные показатели состояния гражданской обороны Российской Федерации;

в) план основных мероприятий по приведению в готовность гражданской обороны в Российской Федерации;

г) план мероприятий по инженерной защите населения при приведении в готовность гражданской обороны;

д) основные показатели планирования эвакуационных мероприятий;

е) группировка сил гражданской обороны;

ж) схема управления;

з) схема организации связи;

и) схема оповещения.

14. План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации разрабатывается МЧС России, согласовывается с Минобороны России и представляется на утверждение Президенту Российской Федерации. Хранится План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации в МЧС России.

15. Уточнение Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации проводится ежегодно до 1 марта по состоянию на 1 января текущего года.

III . Разработка, согласование и утверждение планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

16. Разработка планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований выполняется в два этапа и включает в себя:

16.1. На первом этапе:

подготовку МЧС России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании аналитических материалов о возможных угрозах и исходных данных по оценке возможной обстановки в субъектах Российской Федерации, которая может сложиться в результате воздействия противника, и направление МЧС России (через территориальные органы МЧС России) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации возможной обстановки, которая может сложиться в результате воздействия противника в соответствующем субъекте Российской Федерации;

доведение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации до органов местного самоуправления выписок из возможной обстановки, которая может сложиться в результате воздействия противника в соответствующем субъекте Российской Федерации, в части касающейся;

16.2. На втором этапе:

определение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления порядка организации, объемов и сроков выполнения мероприятий по приведению в готовность гражданской обороны, а также выдачу мобилизационных заданий организациям для обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне;

уточнение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне и (или) продолжающих работу в военное время;

планирование мероприятий по гражданской обороне;

практическую разработку и оформление планов гражданской обороны и защиты населения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

17. Планы гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований оформляются в виде текстовых документов с приложениями, являющимися составной и неотъемлемой их частью.

18. В планы гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, территории которых отнесены к группам по гражданской обороне, включаются три раздела:

а) краткая оценка возможной обстановки на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) после нападения противника с применением современных средств поражения;

б) выполнение мероприятий по гражданской обороне при приведении в готовность гражданской обороны;

в) выполнение мероприятий по гражданской обороне при внезапном нападении противника.

19. Раздел, касающийся краткой оценки возможной обстановки на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) после нападения противника с применением современных средств поражения, состоит из следующих подразделов:

а) общие сведения о субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании);

б) возможные масштаб и характер последствий после нападения противника;

в) выводы из оценки возможной обстановки.

20. В подразделе, касающемся общих сведений о субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании), указываются следующие сведения:

а) в планах гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации – социально-экономическая и физико-географическая характеристика территории субъекта Российской Федерации, сведения о размерах и границах, административном делении территории, количестве территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне, количестве населения, его составе, плотности населения, количестве потенциально опасных объектов, количестве объектов, отнесенных к категориям по гражданской обороне, особенностях экономики, влияющих на организацию и ведение гражданской обороны;

б) в планах гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований – социально-экономическая и физико-географическая характеристика территории муниципального образования, сведения о размерах и границах территории, количестве населения, его составе, плотности населения, количестве и перечне потенциально опасных объектов, количестве и перечне объектов, отнесенных к категориям по гражданской обороне, площадях застройки, особенностях экономики, влияющих на организацию и ведение гражданской обороны.

21. В подразделе, касающемся возможных масштаба и характера последствий после нападения противника, указываются следующие сведения:

а) оценка характеристики возможной опасности, включая радиационную, химическую и биологическую опасность, опасность зон сплошных пожаров, образование зон затопления (подтопления);

б) общие расчетные данные о потерях производственного персонала, в том числе по отраслям (энергетика, металлургическая промышленность, машиностроение, нефтепереработка, нефтехимическая промышленность , машиностроение);

в) размеры зон воздействия вторичных поражающих факторов (по видам факторов);

г) площади зон пожаров, химического, биологического заражения, радиоактивного загрязнения, катастрофического затопления, сильных, средних и слабых разрушений;

д) количество аварий на коммунально-энергетических сетях;

е) потери производственных мощностей объектов экономики по отраслям (энергетика, металлургическая промышленность, машиностроение, нефтепереработка, нефтехимическая промышленность, машиностроение);

ж) снижение провозной способности транспорта по основным видам: железнодорожный, автомобильный, воздушный, морской (речной) транспорт;

з) потери систем жизнеобеспечения (водо-, газо-, теплообеспечения);

и) потери мощности местных объектов электроэнергетики ;

к) потери запасов топлива и горючего (по основным видам);

л) потери запасов пищевого сырья и продуктов питания (по основным видам);

м) выход из строя предприятий и сооружений связи, потери коммуникационного оборудования и каналообразующей аппаратуры связи, междугородней связи общего пользования;

н) возможные потери жилья;

о) численность населения, находящегося в зонах возможного поражения и в зонах затопления (подтопления);

п) численность населения в зонах возможных сильных и средних разрушений городов;

р) возможные общие потери населения, в том числе санитарные, безвозвратные и от вторичных факторов;

с) количество населения, подлежащего эвакуации;

т) прогнозируемая численность пострадавших, нуждающихся в оказании первой помощи;

у) прогнозируемая численность пострадавших, нуждающихся в эвакуации в лечебные учреждения;

ф) численность населения, подлежащего йодной профилактике.

22. В подразделе, касающемся выводов из оценки возможной обстановки, указываются следующие сведения:

а) показатели выводов из оценки возможной обстановки для принятия решения по гражданской обороне, в том числе:

прогноз общего объема завалов, образующихся на поражаемых объектах (в городах) вследствие ударов противника и требующих расчистки до проведения спасательных работ;

прогноз размера площадей зон сильных, средних и слабых разрушений, образующихся вследствие избыточного давления при взрывах головных частей высокоточного оружия;

прогноз размера площадей образующихся зон пожаров, требующих применения сил пожаротушения;

прогноз размера площадей зон затопления;

прогноз размера объема работ по организации и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из очагов поражения;

прогноз размера площадей радиоактивного загрязнения, химического или биологического заражения, разрушения плотин и затопления местности;

прогноз медицинской обстановки;

прогноз безвозвратных и санитарных потерь населения вследствие воздействия вторичных поражающих факторов;

б) ориентировочный перечень и объем основных предстоящих АСДНР, проводимых на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) после нападения противника, в том числе по:

разведке маршрутов, очагов поражения для обеспечения действий сил гражданской обороны;

разборке завалов;

расчистке маршрутов и устройству подъездов в завалах;

количеству растворов, рецептур и веществ, применяемых при ликвидации аварий на химически опасных объектах;

ликвидации аварий на коммунальных и энергетических сетях;

локализации и тушению пожаров;

локализации очагов химического заражения;

санитарной обработке людей;

дезактивации техники;

дезактивации зданий, сооружений и дорог.

23. Раздел, касающийся выполнения мероприятий по гражданской обороне при приведении в готовность гражданской обороны, состоит из следующих подразделов:

а) порядок приведения в готовность гражданской обороны;

б) организация обеспечения мероприятий по гражданской обороне;

в) организация взаимодействия с органами военного управления.

24. В подразделе, касающемся порядка приведения в готовность гражданской обороны, указываются порядок организации, объем и сроки выполнения первоочередных мероприятий по гражданской обороне первой, второй и третьей очередей, а также мероприятий по гражданской обороне, выполняемых по решению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, осуществляемых в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 2011 г. № 437-13 «О некоторых вопросах гражданской обороны в Российской Федерации».

25. В подразделе, касающемся организации обеспечения мероприятий по гражданской обороне, указывается порядок организации основных видов обеспечения мероприятий по гражданской обороне, в том числе:

комплексной разведки;

инженерного обеспечения;

радиационной, химической и биологической защиты;

медицинского обеспечения;

материального обеспечения;

технического обеспечения;

транспортного обеспечения;

противопожарного обеспечения;

охраны общественного порядка.

26. В подразделе, касающемся организации взаимодействия с органами военного управления, указываются следующие сведения:

а) при планомерном приведении в готовность гражданской обороны – организация взаимодействия по вопросам:

оповещения о введении соответствующих степеней готовности;

информирования об угрозе нападения противника;

возможности использования инфраструктуры и имущества военных городков для размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения, материальных средств и культурных ценностей с территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне, в загородной зоне;

согласования маршрутов эвакуации и ввода сил в очаги поражения для проведения АСДНР;

порядка использования транспортных средств, техники и коммуникаций для проведения эвакуационных мероприятий и создания группировки сил гражданской обороны в безопасных районах;

организации дорожно-комендантской службы на маршрутах вывода сил гражданской обороны в загородную зону, эвакуации и рассредоточения населения, в районах размещения эвакуируемого населения, ведения на этих маршрутах и в районах радиационной и химической разведки, технического обеспечения;

б) после нанесения ударов противника современными средствами поражения по территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) – организация взаимодействия по вопросам:

информирования о времени, месте и масштабах применения противником современных средств поражения;

уточнения сложившейся радиационной, химической, биологической, инженерной, пожарной и медицинской обстановки;

оказания помощи органам управления гражданской обороны, территориальным (местным) гарнизонам и объектам местной обороны в проведении АСДНР;

восстановления готовности сил гражданской обороны и нарушенного управления.

27. Раздел, касающийся выполнения мероприятий по гражданской обороне при внезапном нападении противника, состоит из следующих подразделов:

а) организация и проведение мероприятий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления;

б) организация и проведение мероприятий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией об отбое воздушной тревоги, химической тревоги, радиационной опасности или угрозы катастрофического затопления.

28. В подразделе, касающемся организации и проведения мероприятий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления, указываются следующие сведения:

а) организация оповещения органов управления гражданской обороны, сил гражданской обороны и населения о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления;

б) организация защиты населения, в том числе:

порядок укрытия населения в защитных сооружениях;

проведение мероприятий по безаварийной остановке опасных производств, кроме участков и цехов с непрерывным циклом производства;

проведение комплексной маскировки территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне, а также организаций, являющихся вероятными целями поражения противника;

организация радиационной, химической и биологической защиты населения, в том числе выдачи средств индивидуальной защиты и дозиметров на запасных пунктах управления, в защитных сооружениях гражданской обороны и на рабочих местах из запасов имущества гражданской обороны.

29. В подразделе, касающемся организации и проведения мероприятий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией об отбое воздушной тревоги, химической тревоги, радиационной опасности или угрозы катастрофического затопления, указываются следующие сведения:

а) организация оповещения органов управления гражданской обороны, сил гражданской обороны и населения по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией об отбое воздушной тревоги, химической тревоги, радиационной опасности или угрозы катастрофического затопления;

б) организация сбора данных и оценка обстановки, сложившейся на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в результате воздействия противника;

в) организация приведения в готовность к проведению АСДНР сил гражданской обороны и порядок их действий в составе группировки сил гражданской обороны;

г) организация основных видов обеспечения при проведении АСДНР.

30. К планам гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации (муниципальных образований, территории которых отнесены к группам по гражданской обороне) прилагаются следующие приложения:

а) возможная обстановка на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) после нападения противника с применением современных средств поражения;

б) основные показатели состояния гражданской обороны субъекта Российской Федерации (муниципального образования) по состоянию на 1 января текущего года;

г) план организации управления, связи и оповещения;

д) план организации и проведения АСДНР;

е) план эвакуации и рассредоточения населения, материальных и культурных ценностей субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

31. Возможная обстановка на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) после нападения противника с применением современных средств поражения отражается на карте (плане) субъекта Российской Федерации (муниципального образования), на которой (котором) указываются:

а) границы территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также границы муниципальных образований, в которые планируются эвакуация и рассредоточение населения, материальных и культурных ценностей, вывод сил гражданской обороны;

б) пункты управления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления);

в) пункты постоянной дислокации сил гражданской обороны, подведомственных органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органу местного самоуправления);

Приложение № 12

к Порядку разработки, согласования и утверждения планов ГО и защиты населения (планов гражданской обороны)

Типовой план гражданской обороны организации, не отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) прекращающей работу в военное время

1. При доведении до организации, прекращающей производственную деятельность в военное время, решения соответствующего органа исполнительной власти, органа местного самоуправления о прекращении производственной деятельности организаций, расположенных на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, в связи с нарастанием угрозы агрессии против Российской Федерации, объявлением состояния войны, фактическим началом военных действий или введением Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также решения о начале проведения частичной или общей эвакуации:

к Ч + __часов __минут организуется сбор руководящего состава организации в ______________________ (указывается место сбора), доводится сложившаяся обстановка и осуществляется постановка задач на выполнение мероприятий, связанных с прекращением производственной деятельности в военное время;

к Ч + __часов __минут по адресу: ________________________ в _________________ (указывается место) разворачивается пункт выдачи средств индивидуальной защиты и организуется выдача средств индивидуальной защиты работникам организации;

к Ч + __часов __минут работники организации направляются к месту жительства для организации выполнения мероприятий гражданской обороны по плану гражданской обороны и защиты населения соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

2. При оповещении по сигналу гражданской обороны «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге дежурный (ответственный) в организации:

немедленно доводит информацию о воздушной тревоге до работников организации _________________________________________ (указываются способы и средства доведения информации);

организует отключение систем тепло-, электро-, газо- и водоснабжения.

Работники организации немедленно укрываются в защитных сооружениях гражданской обороны (в приспособленных подвальных помещениях) по адресу: _________________________.

Время, отводимое для укрытия работников, составляет не более ____ минут (до 15 мин.).

3. При оповещении по сигналу гражданской обороны «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о химической тревоге дежурный (ответственный) в организации:

немедленно доводит информацию о химической тревоге до работников организации __________________________________________ (указываются способы и средства доведения информации).

Работники организации немедленно укрываются в защитных сооружениях гражданской обороны (приспособленных подвальных помещениях) по адресу: _________________________ .

При их отсутствии для экстренного укрытия работников при опасности поражения аварийно химически опасными веществами используются герметичные помещения __________________________________ (указывается наименование и адрес места нахождения), обеспечивающие безопасное пребывание в них ____ чел. без подачи воздуха в течение ____ часов (указываются какие помещения и порядок их использования для защиты от АХОВ).

Время, отводимое для укрытия работников организации до ___ минут (зависит от времени подхода зараженного облака от источника АХОВ).

4. При оповещении по сигналу гражданской обороны «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о радиационной опасности дежурный (ответственный) в организации:

немедленно доводит информацию до работников организации ______________________________________ (указываются способы и средства доведения информации).

При радиационной опасности работники организации немедленно укрываются в защитных сооружениях гражданской обороны по адресу: _________________________________, а также в помещениях, ________________________________ (указывается наименование и адрес места нахождения), обеспечивающих ослабление мощности дозы излучения в ____ раз (указываются какие помещения и порядок их использования для защиты).

Время, отводимое для укрытия работников, составляет не более ____ минут (зависит от расчетных показателей возможной обстановки).

К типовому плану гражданской обороны прилагаются:

1. Схема оповещения работников организации.

2. Расчет на укрытие работников организации в защитных сооружениях гражданской обороны, приспособленных подвальных помещениях и других помещениях, используемых для защиты работников.

3. Расчет и порядок выдачи средств индивидуальной защиты.