Порядок разработки, согласования и утверждения
планов гражданской обороны и защиты населения
(планов гражданской обороны) с изменениями от 04.06.2013 № 362дсп, от 04.02.2016 № 42дсп)
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) (далее - Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Федеральный закон "О гражданской обороне"), постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" и от 3 июня 2011 г. N 437-13 "О некоторых вопросах гражданской обороны в Российской Федерации" и определяет единые на всей территории Российской Федерации требования к разработке, согласованию и утверждению планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны).
2. Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по ведению гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3. План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации в соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868, разрабатывается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России). В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О гражданской обороне» федеральные органы исполнительной власти разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны. В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О гражданской обороне» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения. В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О гражданской обороне» организации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне. В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» ведение гражданской обороны осуществляется: в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях - на основе соответствующих планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; в федеральных органах исполнительной власти и организациях - на основе соответствующих планов гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций.
Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
ПОЛОЖЕНИЕ
О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" и определяет порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне.
2. Подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
(см. текст в предыдущей редакции)
Мероприятия по гражданской обороне в Российской Федерации организуются и проводятся на всей территории страны на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в организациях в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также настоящим Положением.
3. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
4. Порядок подготовки к ведению гражданской обороны:
(см. текст в предыдущей редакции)
В федеральном органе исполнительной власти определяется положением об организации и ведении гражданской обороны в федеральном органе исполнительной власти, утверждаемым его руководителем по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
в субъекте Российской Федерации определяется положением об организации и ведении гражданской обороны в субъекте Российской Федерации, утверждаемым высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с соответствующим территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
(см. текст в предыдущей редакции)
В муниципальном образовании утверждается руководителем органа местного самоуправления в соответствии с положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальном образовании, разрабатываемым и утверждаемым Министерством;
в организации утверждается руководителем этой организации в соответствии с положением об организации и ведении гражданской обороны в организации, разрабатываемым и утверждаемым Министерством.
5. Ведение гражданской обороны осуществляется:
в Российской Федерации - на основе Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;
в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях - на основе соответствующих планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
в федеральных органах исполнительной власти и организациях - на основе соответствующих планов гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций.
Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
(см. текст в предыдущей редакции)
Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
6. В целях обеспечения организованного и планомерного осуществления мероприятий по гражданской обороне, в том числе своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших опасностях в военное время, на территории Российской Федерации организуется сбор информации в области гражданской обороны (далее - информация) и обмен ею.
Сбор и обмен информацией осуществляются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.
(см. текст в предыдущей редакции)
Федеральные органы исполнительной власти представляют информацию в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Кроме того, федеральные органы исполнительной власти, в пределах своей компетенции осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, доводят сведения о прогнозируемых и возникших опасностях в военное время до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют информацию в главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, органы местного самоуправления - в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации - в орган местного самоуправления и в федеральный орган исполнительной власти, к сфере деятельности которого они относятся или в ведении которого находятся.
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с подготовкой населения в области гражданской обороны, являются:
(см. текст в предыдущей редакции)
развитие нормативно-методического обеспечения функционирования единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
создание, оснащение и всестороннее обеспечение учебно-методических центров по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации, других организаций дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников гражданской обороны, а также курсов гражданской обороны муниципальных образований и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне;
(см. текст в предыдущей редакции)
создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области гражданской обороны;
пропаганда знаний в области гражданской обороны.
8. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с оповещением населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются:
(см. текст в предыдущей редакции)
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения;
создание локальных систем оповещения;
установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;
комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, а также других технических средств передачи информации;
сбор информации и обмен ею.
9. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с эвакуацией населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, являются:
организация планирования, подготовки и проведения эвакуации;
подготовка безопасных районов для размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
(см. текст в предыдущей редакции)
создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.
10. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются:
(см. текст в предыдущей редакции)
строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем;
приспособление в мирное время и при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;
(см. текст в предыдущей редакции)
подготовка в мирное время и строительство при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа;
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны;
накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения;
обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки;
приспособление в мирное время метрополитенов для укрытия населения с учетом опасностей мирного и военного времени, наличия защитных сооружений гражданской обороны и планируемых мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
11. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с проведением мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки, являются:
(см. текст в предыдущей редакции)
определение перечня объектов, подлежащих маскировке;
разработка планов осуществления комплексной маскировки территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне, а также организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;
создание и поддержание организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, и организациями, обеспечивающими выполнение мероприятий по гражданской обороне, в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
(см. текст в предыдущей редакции)
проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.
12. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются:
(см. текст в предыдущей редакции)
создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств гражданской обороны, а также разработка планов их действий;
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ;
разработка современных технологий и технических средств для проведения аварийно-спасательных работ;
организация взаимодействия сил гражданской обороны с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, а также со специальными формированиями, создаваемыми в военное время;
учет и ведение реестров нештатных аварийно-спасательных формирований, привлекаемых для решения задач в области гражданской обороны, и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
13. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с первоочередным жизнеобеспечением населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются:
(см. текст в предыдущей редакции)
планирование и организация основных видов жизнеобеспечения населения;
создание и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
нормированное снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами;
предоставление населению коммунально-бытовых услуг;
проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
(см. текст в предыдущей редакции)
осуществление эвакуации пострадавших в лечебные учреждения;
определение численности населения, оставшегося без жилья;
инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определение возможности его использования для размещения пострадавшего населения, размещение людей, оставшихся без жилья, в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных учреждениях, временных жилищах (сборных домах, палатках, землянках и т.п.), а также осуществление подселения населения на площадь сохранившегося жилого фонда;
предоставление населению информационно-психологической поддержки.
14. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с борьбой с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, являются:
(см. текст в предыдущей редакции)
создание необходимых противопожарных сил, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны;
тушение пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время;
тушение пожаров на объектах, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в военное время.
15. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обнаружением и обозначением районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению, являются:
(см. текст в предыдущей редакции)
создание и обеспечение готовности сети наблюдения и лабораторного контроля на базе организаций, расположенных на территории Российской Федерации, имеющих специальное оборудование (технические средства) и работников, подготовленных для решения задач, связанных с обнаружением и идентификацией различных видов заражения и загрязнения;
введение режимов радиационной защиты на территориях, подвергшихся радиоактивному заражению (загрязнению);
(см. текст в предыдущей редакции)
совершенствование методов и технических средств мониторинга состояния радиационной, химической, биологической обстановки, в том числе оценка степени зараженности и загрязнения продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами.
16. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с санитарной обработкой населения, обеззараживанием зданий и сооружений, со специальной обработкой техники и территорий, являются:
заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ и растворов;
создание сил гражданской обороны для проведения санитарной обработки населения и обеззараживания техники, зданий и территорий, а также их оснащение и подготовка в области гражданской обороны;
организация проведения мероприятий по обеззараживанию техники, зданий и территорий, санитарной обработке населения.
Подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Ведение гражданской обороны осуществляется:
в Российской Федерации - на основе Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;
в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях - на основе соответствующих планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
в федеральных органах исполнительной власти и организациях - на основе соответствующих планов гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций.
Эффективность ведения гражданской обороны на всех уровнях определяется качеством и детализацией проработки планирующих документов.
Так, планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению в готовность гражданской обороны при переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) определяется приказом МЧС России от 16.02.2012 № 70 ДСП (зарегистрирован в Минюсте России 27 марта 2012, № 23622).
Наибольший практический интерес для широкого круга специалистов в области защиты населения представляет порядок разработки планов гражданской обороны категорированных организаций. Необходимо заметить, что при разработке планов гражданской обороны организаций, отнесенных к категориям по ГО, не следует ограничиваться теми подразделами, которые представлены ниже. В случае, если существует потребность раскрыть какой-либо специфичный для конкретной организации вопрос отдельно, указанную структуру необходимо дополнить соответствующим подразделом или приложением.
Этапы разработки, порядок согласования, уточнения (корректировки) плана гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне
Разработка планов гражданской обороны организаций выполняется в два этапа и включает в себя:
На первом этапе - оценку возможной обстановки, которая может сложиться в результате воздействия противника;
На втором этапе:
определение организации, порядка, способов и сроков выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в готовность, а также получение организациями мобилизационных заданий для обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне;
планирование мероприятий по гражданской обороне;
практическую разработку и оформление планов гражданской обороны.
Планы гражданской обороны организаций оформляются в виде текстовых документов с приложениями, являющимися составной и неотъемлемой их частью.
В планы гражданской обороны организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, включаются три раздела:
а) краткая оценка возможной обстановки в результате воздействия противника;
б) выполнение мероприятий при планомерном приведении в готовность гражданской обороны;
в) выполнение мероприятий по гражданской обороне при внезапном нападении противника.
Организации, не отнесенные к категориям по гражданской обороне и (или) прекращающие работу в военное время , расположенные в зонах возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного заражения (загрязнения), разрабатывают планы гражданской обороны в соответствии с типовым планом гражданской обороны (представлен в приложении к приказу МЧС России от 16.02.2012 № 70 ДСП). Данные требования относятся также и к организациям, не отнесенным к категориям по гражданской обороне и продолжающим работу в военное время.
Организации, не отнесенные к категориям по гражданской обороне и (или) прекращающие работу в военное время, расположенные вне зон возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного заражения (загрязнения), собственные планы гражданской обороны не разрабатывают. Мероприятия по защите работников указанных организаций учитываются в планах соответствующих муниципальных образований.
Количество экземпляров разрабатываемых планов гражданской обороны организации определяется разработчиком плана, но должно быть не менее количества пунктов управления организации.
Планы гражданской обороны согласовываются:
организации, отнесенной к категории особой важности или первой категории по гражданской обороне - с соответствующим органом местного самоуправления и главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации;
организации, отнесенной ко второй категории по гражданской обороне, а также организации, не отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) прекращающей работу в военное время - с соответствующим органом местного самоуправления.
План гражданской обороны организации подписывается работником организации, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, и утверждается руководителем.
План гражданской обороны организации ежегодно уточняется до 1 февраля по состоянию на 1 января текущего года, а также при принятии Президентом Российской Федерации решения о непосредственной подготовке к переводу Российской Федерации на условия военного времени при нарастании угрозы агрессии против Российской Федерации до объявления мобилизации в Российской Федерации.
Корректировка планов гражданской обороны осуществляется при необходимости в ходе ведения гражданской обороны в соответствии с реально складывающейся обстановкой.
При проведении уточнения (корректировки) плана гражданской обороны обеспечивается внесение соответствующих изменений во все экземпляры планов. Внесенные изменения в план заверяются подписью должностного лица, уполномоченного на внесение соответствующих изменений.
Переработка плана гражданской обороны осуществляется в случае существенных изменений структуры организации по решению соответствующего руководителя организации или по решению МЧС России.
Структура и содержание плана гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне
План гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне, состоит из трех разделов и приложений.
В первом разделе «Краткая оценка возможной обстановки в результате воздействия противника» приводится краткая характеристика организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и указывается:
место (территория) размещения организации, отнесенной к категории по гражданской обороне, с точки зрения географии, топогидрографии города (района), растительности, густоты застройки и плотности заселения;
характеристика зданий и сооружений, коммуникаций, систем газо-, энерго-, водо-, теплоснабжения объектов организации, отнесенной к категории по гражданской обороне;
перечень радиационно, химически, взрыво- и пожароопасных систем на объектах организации, отнесенной к категории по гражданской, и на ближайшей периферии от нее;
перечень железнодорожных станций, автомагистралей, где возможно скопление транспортных средств с аварийно химически опасными веществами, при авариях с которыми возможно влияние факторов ЧС на жизнедеятельность организации, отнесенной к категории по гражданской обороне;
численность персонала организации, отнесенной к категории по гражданской обороне, находящегося одновременно на работе (наибольшей работающей смены);
силы и средства гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне (состав, готовность и предназначение).
Подраздел «Краткая оценка возможной обстановки в организации, отнесенной к категории по гражданской обороне, после нападения противника» должен включать следующие сведения:
о степени возможных разрушений зданий и сооружений, потери промышленного производства, персонала, сил и средств ГО;
о возможной инженерной, радиационной, химической, пожарной, медицинской и биологической обстановке;
расчет потерь от вторичных поражающих факторов;
ориентировочный объем предстоящих АСДНР при планомерном приведении в готовность гражданской обороны и при внезапном нападении противника.
Заканчивается раздел выводами из оценки возможной обстановки.
Второй раздел «Выполнение мероприятий при планомерном приведении в готовность гражданской обороны» включает следующие подразделы:
порядок приведения в готовность гражданской обороны - в котором указаны порядок организации, объем и сроки выполнения первоочередных мероприятий по гражданской обороне первой, второй и третьей очередей, а также мероприятий по гражданской обороне, выполняемых по решению Президента РФ и Правительства РФ, осуществляемых в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 3 июня 2011 г. № 437-13 «Вопросы гражданской обороны в Российской Федерации»;
организация защиты персонала и членов семей - в котором раскрываются вопросыорганизации укрытия в защитных сооружениях, защиты работников и членов их семей, медицинской защиты, управления, связи и оповещения, выполнения мероприятий по повышению устойчивости работы объектов, проведения АСДНР и обеспечения мероприятий по гражданской обороне.
В третьем разделе «Выполнение мероприятий по гражданской обороне при внезапном нападении противника» должны быть раскрыты вопросы организации и проведения мероприятий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления и по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией об отбое воздушной тревоги, химической тревоги, радиационной опасности или угрозы катастрофического затопления.
К плану гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне, разрабатываются следующие приложения:
Приложение 1 «Основные показатели состояния гражданской обороны организации по состоянию на 1 января текущего года», по форме в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1 - Основные показатели состояния гражданской обороны организации по состоянию на 1 января текущего года
№п/п | Наименование основных показателей | Единица измерения | Значения показателей |
I. Укрытие рабочих и служащих организации |
|||
1. | Численность работников, подлежащих укрытию | чел. | |
1.1. | Укрывается всего, в том числе: | чел. | |
в подвальных и других заглубленных помещениях | чел. | ||
II. Обеспеченность средствами индивидуальной защиты |
|||
1. | Обеспеченность противогазами всех видов персонала, из них: | чел., % | |
взрослого населения | чел., % | ||
детей (от 1,5 до 17 лет) | чел., % | ||
детей камерами защитными детскими | чел., % | ||
2. | Организовано хранение противогазов: на рабочих местах | шт., % | |
на складе | шт., % | ||
III. Эвакуационные мероприятия |
|||
1. | Численность персонала и членов семей, подлежащих эвакуации, всего, в том числе: | чел. | |
из зоны возможных сильных разрушений | чел. | ||
из зоны возможного химического заражения | чел. | ||
из зоны возможного радиоактивного заражения | чел. | ||
2. | По способу эвакуации | ||
2.1. | пешим порядком | чел., % | |
2.2. | железнодорожным транспортом | чел., % | |
2.3. | автомобильным транспортом | чел., % | |
2.4. | водным транспортом | чел., % | |
2.5. | воздушным транспортом | чел., % | |
3. | Планируемый общий срок проведения частичной эвакуации | сут. | |
4. | Планируется эвакуировать населения (по частичной эвакуации) (нарастающим итогом) | чел., % | |
4.1. | За 1 сутки | чел., % | |
4.2. | За 2 сутки | чел., % | |
4.3. | За 3 сутки | чел., % | |
4.4. | За 4 сутки | чел., % | |
4.5. | За 5 сутки | чел., % | |
5. | Планируемый общий срок проведения общей эвакуации | час | |
6. | Планируется эвакуировать населения (по общей эвакуации) (нарастающим итогом) | чел., % | |
6.1. | За 6 часов | чел., % | |
6.2. | За 12 часов | чел., % | |
6.3. | За 18 часов | чел., % | |
6.4. | За 24 часа | чел., % | |
IV. Силы гражданской обороны |
|||
1. | Всего формирований | ед./ чел. | |
2. | В том числе: | ||
2.1. | формирований спасательных служб | ед./ чел. | |
2.2. | формирований аварийно-спасательных служб | ед./ чел. | |
2.2.1. | в том числе | ||
нештатных аварийно-спасательных формирований | ед./ чел. |
Приложение 2 «Возможная обстановка на территории организации», разрабатываемое на плане объектов организации с пояснительной запиской. При этом на плане отражаются:
пункты размещения запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
пункты управления организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;
пункты выдачи средств индивидуальной защиты;
места размещения защитных сооружений гражданской обороны.
Приложение 3 «Календарный план выполнения основных мероприятий по гражданской обороне», разрабатываемое по форме согласно таблице 2.
Приложение 4 «План мероприятий по защите работников и организации АСДНР», разрабатываемое на плане объектов организации с нанесением защитных сооружений гражданской обороны и путей подхода к ним, проездов, пожарных гидрантов, схем коммуникаций, водоемов и др.
Приложение 5 «Расчет укрытия работников организации и членов их семей в защитных сооружениях, по состоянию на 1 января текущего года», разрабатываемое по форме согласно таблице 3.
Приложение 6 «План наращивания инженерной защиты организации при приведении в готовность гражданской обороны», разрабатываемое по форме согласно таблице 4.
Таблица 2 - Календарный план выполнения основных мероприятий по гражданской обороне
№ | Наименование мероприятий по гражданской обороне | Объем выполняемых работ, единица измерения | Продолжи-тельность выполнения | Сроки проведения | Исполнители |
|||||||||
первые сутки | вторые сутки | последующие сутки |
||||||||||||
минуты | часы | часы | ||||||||||||
30 | 40 | 60 | 2 | 3 | … | 1 | 2 | .... | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
I. При планомерном приведении в готовность гражданской обороны |
||||||||||||||
а) мероприятия по гражданской обороне первой очереди |
||||||||||||||
б) мероприятия по гражданской обороне второй очереди |
||||||||||||||
в) мероприятия по гражданской обороне третьей очереди |
||||||||||||||
г) мероприятия, проводимые с получением распоряжения на проведение частичной эвакуации |
||||||||||||||
д) мероприятия, проводимые с получением распоряжения на проведение эвакуационных мероприятий в полном объеме |
||||||||||||||
е) мероприятия, проводимые с получением распоряжения на сработку (выпуск воды) крупных водохранилищ |
||||||||||||||
ж) мероприятия, проводимые с получением распоряжения на вывод формирований в загородную зону |
||||||||||||||
II. При внезапном нападении противника |
||||||||||||||
а) по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной опасности («Воздушная тревога») |
||||||||||||||
б) по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией об отбое воздушной опасности («Отбой воздушной тревоги») |
||||||||||||||
в) по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о химической тревоге |
||||||||||||||
г) по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией об отбое химической тревоги |
||||||||||||||
д) по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о радиационной опасности |
||||||||||||||
е) по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией об отбое радиационной опасности |
||||||||||||||
Таблица 3 - Расчет укрытия работников организации и членов их семей в защитных сооружениях, по состоянию на 1 января текущего года
№ | Мероприятия | В пункте(ах) постоянной дислокации, количество защитных сооружений/ количество укрываемых | В загородной зоне, количество защитных сооружений/ количество укрываемых |
1. | Подлежит укрытию: работников, человек членов их семей, человек | ||
2. | Имеется защитных сооружений: | ||
2.1 | убежищ (противорадиационных укрытий), отвечающих нормам инженерно-технических мероприятий гражданской обороны | ||
2.2 | убежищ (противорадиационных укрытий), не отвечающих нормам инженерно-технических мероприятий гражданской обороны Всего укрывается и % укрытия | ||
2.3 | подвалов и других заглубленных помещений | ||
2.4 | всего укрывается и % укрытия | ||
3. | Планируется строительство: | ||
4. | Итого будет укрываться, человек |
Таблица 4 - План наращивания инженерной защиты организации при приведении в готовность гражданской обороны
№ | Вид работы | Количество и вместимость | Примечание |
||||||||
сутки |
|||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | … | 39 | 40 | |||
1. В пункте постоянной дислокации |
|||||||||||
1. | Приведение в готовность существующих убежищ | ||||||||||
2. | Приспособление имеющихся подвалов и заглубленных помещений | ||||||||||
3. | Достройка убежищ по планам текущего года | ||||||||||
4. | Строительство быстровозводимых убежищ | ||||||||||
5. | | ||||||||||
Всего: | |||||||||||
2. В загородной зоне |
|||||||||||
1. | Приспособление имеющихся подвалов | ||||||||||
2. | Строительство противорадиационных укрытий | ||||||||||
3. | Строительство простейших укрытий | ||||||||||
Всего: |
Приложение 7 «План эвакуации работников организации и членов их семей»,разрабатывается в виде текстового документа с приложениями. План эвакуации является неотъемлемой частью плана гражданской обороны.
В текстовой части плана эвакуации работников организации и членов их семей отражаются:
порядок приведения эвакуационных органов в готовность;
порядок оповещения о начале эвакуации, сбора работников организации и членов их семей и их инструктирования;
численность работников организации и членов их семей, подлежащих эвакуации;
сведения о СЭП, времени развертывания СЭП и прибытия на них работников организации и членов их семей;
порядок подготовки необходимых документов и минимально-необходимых грузов к эвакуации, погрузки их на транспортные средства и разгрузки в пунктах эвакуации;
порядок передачи документов, оборудования и имущества, остающегося в пунктах постоянной дислокации;
порядок хранения документов, оборудования и имущества, вывозимых в пункты эвакуации и остающихся в пунктах постоянной дислокации, а также их охраны;
маршруты эвакуации, промежуточные пункты эвакуации, пункты посадки, высадки, количество транспортных средств, выделяемых для эвакоперевозок, их распределение по маршрутам;
начальники эвакуационных эшелонов, старшие по автомобильным колоннам и другие должностные лица, ответственные за организацию вывоза в загородную зону;
организация защиты работников организации и членов их семейств местах сбора, на маршрутах эвакуации;
организация управления и связи в ходе проведения эвакуации.
К тестовой части плана эвакуации работников организации и членов их семей разрабатываются приложения в виде карт и плана размещения работников организации и членов их семей в загородной зоне.
На карте отражаются:
границы территории муниципальных образований (до сельских районов включительно);
зоны возможных сильных и слабых разрушений, возможного опасного и сильного радиоактивного заражения (загрязнения), возможного опасного химического заражения и возможного катастрофического затопления;
маршруты рассредоточения и эвакуации с указанием их номеров и краткой характеристикой, а также основные маршруты (улицы), выходящие из города (населенного пункта), маршруты подхода (подъезда) к пункту постоянной дислокации организации;
СЭП, пункты посадки и высадки, приемные эвакуационные пункты при них с указанием их номеров, работников организации и членов их семей на каждый из них;
численность вывозимых работников организации и членов их семей, промежуточные пункты эвакуации;
закрепленные за организацией безопасные районы;
маршруты вывоза работников организации и членов их семей от приемных эвакуационных пунктов до мест расселения в загородной зоне;
организация управления и связи в ходе проведения эвакуации;
пункты регулирования, места привалов и их продолжительность;
медицинские пункты, пункты обогрева, пункты питания, водоснабжения;
наличие защитных сооружений (укрытий) вблизи маршрута;
дислокация промежуточных пунктов эвакуации;
сигналы управления и оповещения.
План размещения работников организации и членов их семей в загородной зоне разрабатывается на карте (плане), на которой (котором) отражаются:
здания и сооружения, планируемые для размещения работников организации и членов их семей, с указанием их площадей, вместимости, а также списка работников организации и членов их семей, которые занимают эти здания и сооружения;
численность прибываемых работников организации и членов их семей;
порядок размещения работников организации и членов их семей.
Организации, переносящие деятельность в загородную зону, дополнительно отражают:
порядок, виды и сроки доставки имущества (оборудования), необходимого для обеспечения деятельности в загородной зоне;
станцию (пункт) погрузки, порядок следования по маршруту вывоза имущества, места развертывания производственной деятельности;
порядок выделения сил и средств для погрузки и транспортировки имущества;
порядок убытия сил в загородную зону для обеспечения возобновления производственной деятельности в загородной зоне.
План эвакуации (рассредоточения) работников организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, и членов их семей разрабатывается в виде отдельного документа, подписывается председателем эвакуационной комиссии организации, согласовывается с органами местного самоуправления, на территориях которых планируется проведение эвакуационных мероприятий, и утверждается руководителем организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время.
Приложение 8 «План наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации», разрабатывается по форме согласно таблице 5.
Таблица 5 - План наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации
№ п/п | Наименование проводимых мероприятий | Объем | Сроки выполнения | Материально-техническое обеспечение | Исполнители |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Приложение 9 «Состав сил и средств гражданской обороны организации», разрабатывается по форме согласно таблице 6.
Приложение 10 «Расчет обеспечения и порядок выдачи средств индивидуальной защиты работникам организации», разрабатывается по форме согласно таблице 7.
Приложение 11 «Схемы управления, связи и оповещения», должно быть разработано с учетом особенностей каждой конкретной организации.
Таблица 6 - Состав сил и средств гражданской обороны организации
№ п/п | Наименование формирования | Количество | Оснащение | Время готовности, «Время получения сигнала» + |
||||||
формирований | л/состава | приборы радиационной, химической, биологической разведки и контроля, единиц | средства связи, единиц | автотранспорт, единиц | специальная техника, единиц |
|||||
Всего, единиц | | Всего, единиц | в том числе повышенной готовности, единиц (%) | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Таблица 7 - Расчет обеспечения и порядок выдачи средств индивидуальной защиты работникам организации
№ п/п | Наименование структурного подразделения | Подлежит обеспечению | Противогазы | Респираторы | Медицинские средства защиты | Места выдачи | Приме-чание |
|||
Всего | в том числе | наличие | наличие | АИ, наличие / потребность | ИПП, наличие / потребность | ППМ, наличие / потребность | ||||
рабочих и служащих | потребность | потребность | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Примечание: АИ - аптечки индивидуальные; ИПП - индивидуальные противохимические пакеты; ППМ - пакет перевязочный медицинский
Для служебного пользования
Экз. № ____
Утвержден
приказом МЧС России
от _________№______
Порядок
разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)
I . Общие положения
1. Настоящий Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) (далее – Порядок) разработан в соответствии Федеральным законом от 01.01.01 г. «О гражданской обороне» (далее – Федеральный закон «О гражданской обороне»), постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» и от 3 июня 2011 г. № 437-13 «О некоторых вопросах гражданской обороны в Российской Федерации», и определяет единые на всей территории Российской Федерации требования к разработке, согласованию и утверждению планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны).
2. Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению в готовность гражданской обороны при переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
3. План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации в соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000, разрабатывается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России).
В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О гражданской обороне» федеральные органы исполнительной власти разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О гражданской обороне» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О гражданской обороне» организации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» ведение гражданской обороны осуществляется:
в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях - на основе соответствующих планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
в федеральных органах исполнительной власти и организациях - на основе соответствующих планов гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций.
II . Разработка, согласование и утверждение плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации
4. Разработка плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации выполняется в два этапа и включает в себя:
4.1. На первом этапе:
подготовку и направление МЧС России в Министерство обороны Российской Федерации (далее – Минобороны России) запроса аналитических материалов о возможных угрозах и согласование с Минобороны России возможного распределения средств поражения по объектам тыла субъектов Российской Федерации в ходе ведения войн и вооруженных конфликтов;
подготовку органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с территориальными органами МЧС России системы исходных данных по оценке возможной обстановки в субъектах Российской Федерации, которая может сложиться в результате воздействия противника;
подготовку на основании аналитических материалов о возможных угрозах и системы исходных данных по оценке возможной обстановки в субъектах Российской Федерации возможной обстановки, которая может сложиться в результате воздействия противника на территории Российской Федерации;
4.2. На втором этапе:
н) обеспечение указанных мероприятий по гражданской обороне.
13. К плану гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации прилагаются следующие приложения:
а) возможная обстановка на территории Российской Федерации при ведении военных действий;
б) основные показатели состояния гражданской обороны Российской Федерации;
в) план основных мероприятий по приведению в готовность гражданской обороны в Российской Федерации;
г) план мероприятий по инженерной защите населения при приведении в готовность гражданской обороны;
д) основные показатели планирования эвакуационных мероприятий;
е) группировка сил гражданской обороны;
ж) схема управления;
з) схема организации связи;
и) схема оповещения.
14. План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации разрабатывается МЧС России, согласовывается с Минобороны России и представляется на утверждение Президенту Российской Федерации. Хранится План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации в МЧС России.
15. Уточнение Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации проводится ежегодно до 1 марта по состоянию на 1 января текущего года.
III . Разработка, согласование и утверждение планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
16. Разработка планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований выполняется в два этапа и включает в себя:
16.1. На первом этапе:
подготовку МЧС России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании аналитических материалов о возможных угрозах и исходных данных по оценке возможной обстановки в субъектах Российской Федерации, которая может сложиться в результате воздействия противника, и направление МЧС России (через территориальные органы МЧС России) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации возможной обстановки, которая может сложиться в результате воздействия противника в соответствующем субъекте Российской Федерации;
доведение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации до органов местного самоуправления выписок из возможной обстановки, которая может сложиться в результате воздействия противника в соответствующем субъекте Российской Федерации, в части касающейся;
16.2. На втором этапе:
определение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления порядка организации, объемов и сроков выполнения мероприятий по приведению в готовность гражданской обороны, а также выдачу мобилизационных заданий организациям для обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне;
уточнение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне и (или) продолжающих работу в военное время;
планирование мероприятий по гражданской обороне;
практическую разработку и оформление планов гражданской обороны и защиты населения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
17. Планы гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований оформляются в виде текстовых документов с приложениями, являющимися составной и неотъемлемой их частью.
18. В планы гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, территории которых отнесены к группам по гражданской обороне, включаются три раздела:
а) краткая оценка возможной обстановки на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) после нападения противника с применением современных средств поражения;
б) выполнение мероприятий по гражданской обороне при приведении в готовность гражданской обороны;
в) выполнение мероприятий по гражданской обороне при внезапном нападении противника.
19. Раздел, касающийся краткой оценки возможной обстановки на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) после нападения противника с применением современных средств поражения, состоит из следующих подразделов:
а) общие сведения о субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании);
б) возможные масштаб и характер последствий после нападения противника;
в) выводы из оценки возможной обстановки.
20. В подразделе, касающемся общих сведений о субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании), указываются следующие сведения:
а) в планах гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации – социально-экономическая и физико-географическая характеристика территории субъекта Российской Федерации, сведения о размерах и границах, административном делении территории, количестве территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне, количестве населения, его составе, плотности населения, количестве потенциально опасных объектов, количестве объектов, отнесенных к категориям по гражданской обороне, особенностях экономики, влияющих на организацию и ведение гражданской обороны;
б) в планах гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований – социально-экономическая и физико-географическая характеристика территории муниципального образования, сведения о размерах и границах территории, количестве населения, его составе, плотности населения, количестве и перечне потенциально опасных объектов, количестве и перечне объектов, отнесенных к категориям по гражданской обороне, площадях застройки, особенностях экономики, влияющих на организацию и ведение гражданской обороны.
21. В подразделе, касающемся возможных масштаба и характера последствий после нападения противника, указываются следующие сведения:
а) оценка характеристики возможной опасности, включая радиационную, химическую и биологическую опасность, опасность зон сплошных пожаров, образование зон затопления (подтопления);
б) общие расчетные данные о потерях производственного персонала, в том числе по отраслям (энергетика, металлургическая промышленность, машиностроение, нефтепереработка, нефтехимическая промышленность , машиностроение);
в) размеры зон воздействия вторичных поражающих факторов (по видам факторов);
г) площади зон пожаров, химического, биологического заражения, радиоактивного загрязнения, катастрофического затопления, сильных, средних и слабых разрушений;
д) количество аварий на коммунально-энергетических сетях;
е) потери производственных мощностей объектов экономики по отраслям (энергетика, металлургическая промышленность, машиностроение, нефтепереработка, нефтехимическая промышленность, машиностроение);
ж) снижение провозной способности транспорта по основным видам: железнодорожный, автомобильный, воздушный, морской (речной) транспорт;
з) потери систем жизнеобеспечения (водо-, газо-, теплообеспечения);
и) потери мощности местных объектов электроэнергетики ;
к) потери запасов топлива и горючего (по основным видам);
л) потери запасов пищевого сырья и продуктов питания (по основным видам);
м) выход из строя предприятий и сооружений связи, потери коммуникационного оборудования и каналообразующей аппаратуры связи, междугородней связи общего пользования;
н) возможные потери жилья;
о) численность населения, находящегося в зонах возможного поражения и в зонах затопления (подтопления);
п) численность населения в зонах возможных сильных и средних разрушений городов;
р) возможные общие потери населения, в том числе санитарные, безвозвратные и от вторичных факторов;
с) количество населения, подлежащего эвакуации;
т) прогнозируемая численность пострадавших, нуждающихся в оказании первой помощи;
у) прогнозируемая численность пострадавших, нуждающихся в эвакуации в лечебные учреждения;
ф) численность населения, подлежащего йодной профилактике.
22. В подразделе, касающемся выводов из оценки возможной обстановки, указываются следующие сведения:
а) показатели выводов из оценки возможной обстановки для принятия решения по гражданской обороне, в том числе:
прогноз общего объема завалов, образующихся на поражаемых объектах (в городах) вследствие ударов противника и требующих расчистки до проведения спасательных работ;
прогноз размера площадей зон сильных, средних и слабых разрушений, образующихся вследствие избыточного давления при взрывах головных частей высокоточного оружия;
прогноз размера площадей образующихся зон пожаров, требующих применения сил пожаротушения;
прогноз размера площадей зон затопления;
прогноз размера объема работ по организации и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из очагов поражения;
прогноз размера площадей радиоактивного загрязнения, химического или биологического заражения, разрушения плотин и затопления местности;
прогноз медицинской обстановки;
прогноз безвозвратных и санитарных потерь населения вследствие воздействия вторичных поражающих факторов;
б) ориентировочный перечень и объем основных предстоящих АСДНР, проводимых на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) после нападения противника, в том числе по:
разведке маршрутов, очагов поражения для обеспечения действий сил гражданской обороны;
разборке завалов;
расчистке маршрутов и устройству подъездов в завалах;
количеству растворов, рецептур и веществ, применяемых при ликвидации аварий на химически опасных объектах;
ликвидации аварий на коммунальных и энергетических сетях;
локализации и тушению пожаров;
локализации очагов химического заражения;
санитарной обработке людей;
дезактивации техники;
дезактивации зданий, сооружений и дорог.
23. Раздел, касающийся выполнения мероприятий по гражданской обороне при приведении в готовность гражданской обороны, состоит из следующих подразделов:
а) порядок приведения в готовность гражданской обороны;
б) организация обеспечения мероприятий по гражданской обороне;
в) организация взаимодействия с органами военного управления.
24. В подразделе, касающемся порядка приведения в готовность гражданской обороны, указываются порядок организации, объем и сроки выполнения первоочередных мероприятий по гражданской обороне первой, второй и третьей очередей, а также мероприятий по гражданской обороне, выполняемых по решению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, осуществляемых в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 2011 г. № 437-13 «О некоторых вопросах гражданской обороны в Российской Федерации».
25. В подразделе, касающемся организации обеспечения мероприятий по гражданской обороне, указывается порядок организации основных видов обеспечения мероприятий по гражданской обороне, в том числе:
комплексной разведки;
инженерного обеспечения;
радиационной, химической и биологической защиты;
медицинского обеспечения;
материального обеспечения;
технического обеспечения;
транспортного обеспечения;
противопожарного обеспечения;
охраны общественного порядка.
26. В подразделе, касающемся организации взаимодействия с органами военного управления, указываются следующие сведения:
а) при планомерном приведении в готовность гражданской обороны – организация взаимодействия по вопросам:
оповещения о введении соответствующих степеней готовности;
информирования об угрозе нападения противника;
возможности использования инфраструктуры и имущества военных городков для размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения, материальных средств и культурных ценностей с территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне, в загородной зоне;
согласования маршрутов эвакуации и ввода сил в очаги поражения для проведения АСДНР;
порядка использования транспортных средств, техники и коммуникаций для проведения эвакуационных мероприятий и создания группировки сил гражданской обороны в безопасных районах;
организации дорожно-комендантской службы на маршрутах вывода сил гражданской обороны в загородную зону, эвакуации и рассредоточения населения, в районах размещения эвакуируемого населения, ведения на этих маршрутах и в районах радиационной и химической разведки, технического обеспечения;
б) после нанесения ударов противника современными средствами поражения по территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) – организация взаимодействия по вопросам:
информирования о времени, месте и масштабах применения противником современных средств поражения;
уточнения сложившейся радиационной, химической, биологической, инженерной, пожарной и медицинской обстановки;
оказания помощи органам управления гражданской обороны, территориальным (местным) гарнизонам и объектам местной обороны в проведении АСДНР;
восстановления готовности сил гражданской обороны и нарушенного управления.
27. Раздел, касающийся выполнения мероприятий по гражданской обороне при внезапном нападении противника, состоит из следующих подразделов:
а) организация и проведение мероприятий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления;
б) организация и проведение мероприятий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией об отбое воздушной тревоги, химической тревоги, радиационной опасности или угрозы катастрофического затопления.
28. В подразделе, касающемся организации и проведения мероприятий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления, указываются следующие сведения:
а) организация оповещения органов управления гражданской обороны, сил гражданской обороны и населения о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления;
б) организация защиты населения, в том числе:
порядок укрытия населения в защитных сооружениях;
проведение мероприятий по безаварийной остановке опасных производств, кроме участков и цехов с непрерывным циклом производства;
проведение комплексной маскировки территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне, а также организаций, являющихся вероятными целями поражения противника;
организация радиационной, химической и биологической защиты населения, в том числе выдачи средств индивидуальной защиты и дозиметров на запасных пунктах управления, в защитных сооружениях гражданской обороны и на рабочих местах из запасов имущества гражданской обороны.
29. В подразделе, касающемся организации и проведения мероприятий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией об отбое воздушной тревоги, химической тревоги, радиационной опасности или угрозы катастрофического затопления, указываются следующие сведения:
а) организация оповещения органов управления гражданской обороны, сил гражданской обороны и населения по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией об отбое воздушной тревоги, химической тревоги, радиационной опасности или угрозы катастрофического затопления;
б) организация сбора данных и оценка обстановки, сложившейся на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в результате воздействия противника;
в) организация приведения в готовность к проведению АСДНР сил гражданской обороны и порядок их действий в составе группировки сил гражданской обороны;
г) организация основных видов обеспечения при проведении АСДНР.
30. К планам гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации (муниципальных образований, территории которых отнесены к группам по гражданской обороне) прилагаются следующие приложения:
а) возможная обстановка на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) после нападения противника с применением современных средств поражения;
б) основные показатели состояния гражданской обороны субъекта Российской Федерации (муниципального образования) по состоянию на 1 января текущего года;
г) план организации управления, связи и оповещения;
д) план организации и проведения АСДНР;
е) план эвакуации и рассредоточения населения, материальных и культурных ценностей субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
31. Возможная обстановка на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) после нападения противника с применением современных средств поражения отражается на карте (плане) субъекта Российской Федерации (муниципального образования), на которой (котором) указываются:
а) границы территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также границы муниципальных образований, в которые планируются эвакуация и рассредоточение населения, материальных и культурных ценностей, вывод сил гражданской обороны;
б) пункты управления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления);
в) пункты постоянной дислокации сил гражданской обороны, подведомственных органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органу местного самоуправления);
Приложение № 12
к Порядку разработки, согласования и утверждения планов ГО и защиты населения (планов гражданской обороны)
Типовой план гражданской обороны организации, не отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) прекращающей работу в военное время
1. При доведении до организации, прекращающей производственную деятельность в военное время, решения соответствующего органа исполнительной власти, органа местного самоуправления о прекращении производственной деятельности организаций, расположенных на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, в связи с нарастанием угрозы агрессии против Российской Федерации, объявлением состояния войны, фактическим началом военных действий или введением Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также решения о начале проведения частичной или общей эвакуации:
к Ч + __часов __минут организуется сбор руководящего состава организации в ______________________ (указывается место сбора), доводится сложившаяся обстановка и осуществляется постановка задач на выполнение мероприятий, связанных с прекращением производственной деятельности в военное время;
к Ч + __часов __минут по адресу: ________________________ в _________________ (указывается место) разворачивается пункт выдачи средств индивидуальной защиты и организуется выдача средств индивидуальной защиты работникам организации;
к Ч + __часов __минут работники организации направляются к месту жительства для организации выполнения мероприятий гражданской обороны по плану гражданской обороны и защиты населения соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
2. При оповещении по сигналу гражданской обороны «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге дежурный (ответственный) в организации:
немедленно доводит информацию о воздушной тревоге до работников организации _________________________________________ (указываются способы и средства доведения информации);
организует отключение систем тепло-, электро-, газо- и водоснабжения.
Работники организации немедленно укрываются в защитных сооружениях гражданской обороны (в приспособленных подвальных помещениях) по адресу: _________________________.
Время, отводимое для укрытия работников, составляет не более ____ минут (до 15 мин.).
3. При оповещении по сигналу гражданской обороны «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о химической тревоге дежурный (ответственный) в организации:
немедленно доводит информацию о химической тревоге до работников организации __________________________________________ (указываются способы и средства доведения информации).
Работники организации немедленно укрываются в защитных сооружениях гражданской обороны (приспособленных подвальных помещениях) по адресу: _________________________ .
При их отсутствии для экстренного укрытия работников при опасности поражения аварийно химически опасными веществами используются герметичные помещения __________________________________ (указывается наименование и адрес места нахождения), обеспечивающие безопасное пребывание в них ____ чел. без подачи воздуха в течение ____ часов (указываются какие помещения и порядок их использования для защиты от АХОВ).
Время, отводимое для укрытия работников организации до ___ минут (зависит от времени подхода зараженного облака от источника АХОВ).
4. При оповещении по сигналу гражданской обороны «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о радиационной опасности дежурный (ответственный) в организации:
немедленно доводит информацию до работников организации ______________________________________ (указываются способы и средства доведения информации).
При радиационной опасности работники организации немедленно укрываются в защитных сооружениях гражданской обороны по адресу: _________________________________, а также в помещениях, ________________________________ (указывается наименование и адрес места нахождения), обеспечивающих ослабление мощности дозы излучения в ____ раз (указываются какие помещения и порядок их использования для защиты).
Время, отводимое для укрытия работников, составляет не более ____ минут (зависит от расчетных показателей возможной обстановки).
К типовому плану гражданской обороны прилагаются:
1. Схема оповещения работников организации.
2. Расчет на укрытие работников организации в защитных сооружениях гражданской обороны, приспособленных подвальных помещениях и других помещениях, используемых для защиты работников.
3. Расчет и порядок выдачи средств индивидуальной защиты.