Приказ о лицензировании отдельных видов деятельности. Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности

1. Лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности (за исключением деятельности по перевозкам грузов, пассажиров или иных лиц), перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, изменения в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если необходимость переоформления лицензии определена этим нормативным правовым актом.

2. До переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного частью 5 настоящей статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии.

3. Для переоформления лицензии лицензиат, его правопреемник или иное предусмотренное федеральным законом лицо представляет в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о переоформлении лицензии с указанием реквизитов документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за переоформление лицензии, и оригинал действующей лицензии на бумажном носителе или лицензию в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

4. Заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы могут быть направлены в лицензирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью лицензиата, его правопреемника или иного предусмотренного федеральным законом лица.

5. В случае реорганизации юридического лица в форме преобразования в заявлении о переоформлении лицензии указываются новые сведения о лицензиате или его правопреемнике, предусмотренные частью 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц. Заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

6. В случае реорганизации юридических лиц в форме слияния переоформление лицензии допускается в порядке, установленном частью 3 настоящей статьи, только при условии наличия у каждого участвующего в слиянии юридического лица на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц лицензии на один и тот же вид деятельности.

7. При намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по этому адресу. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

8. В случае прекращения деятельности по одному адресу или нескольким адресам мест ее осуществления, указанным в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются адреса, по которым прекращена деятельность, и дата, с которой фактически она прекращена.

9. При намерении лицензиата внести изменения в указанный в лицензии перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения о работах, об услугах, которые лицензиат намерен выполнять, оказывать, или о работах, об услугах, выполнение, оказание которых лицензиатом прекращаются. При намерении лицензиата выполнять работы, оказывать услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности, но не указанные в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии также указываются сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при выполнении данных работ, оказании данных услуг. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

10. В случае изменения наименования юридического лица или места его нахождения, а также в случае изменения места жительства, фамилии, имени и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, в заявлении о переоформлении лицензии указываются новые сведения о лицензиате и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц (для лицензиата - юридического лица), в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (для лицензиата - индивидуального предпринимателя).

11. Заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы принимаются лицензирующим органом по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов в день приема вручается лицензиату или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

12. В случае, если заявление о переоформлении лицензии оформлено с нарушением требований, установленных настоящей статьей, и (или) прилагаемые к нему документы представлены не в полном объеме, в течение трех рабочих дней со дня приема указанных заявления и документов лицензирующий орган вручает лицензиату уведомление о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют, или направляет такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

13. В случае, если в заявлении о переоформлении лицензии указывается на необходимость получения переоформленной лицензии в форме электронного документа, лицензирующий орган направляет лицензиату в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, копии описи указанного заявления и прилагаемых к нему документов с отметкой о дате их приема или уведомление о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют.

14. В течение трех рабочих дней со дня представления лицензиатом надлежащим образом оформленного заявления о переоформлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов в соответствии с частью 12 настоящей статьи лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении этого заявления и прилагаемых к нему документов или в случае их несоответствия положениям частей 3 , и (или) настоящей статьи о возврате этого заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата. В случае непредставления лицензиатом в тридцатидневный срок надлежащим образом оформленного заявления о переоформлении лицензии и (или) в полном объеме прилагаемых к нему документов ранее представленное заявление о переоформлении лицензии подлежит возврату лицензиату.

15. В случаях, предусмотренных частями 12 и настоящей статьи, срок принятия лицензирующим органом решения о переоформлении лицензии или об отказе в ее переоформлении исчисляется со дня поступления в лицензирующий орган надлежащим образом оформленного заявления о переоформлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов.

16. В срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня приема заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет их рассмотрение с учетом сведений о лицензиате, имеющихся в его лицензионном деле, а также проверку достоверности содержащихся в указанном заявлении и прилагаемых к нему документах новых сведений в порядке, установленном статьей 19

17. Переоформление лицензии в случаях, предусмотренных частями 7 и настоящей статьи, осуществляется лицензирующим органом после проведения в установленном статьей 19 настоящего Федерального закона порядке проверки соответствия лицензиата лицензионным требованиям при выполнении работ, оказании услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии, и (или) при осуществлении лицензируемого вида деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня приема заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

18. В сроки, установленные частями 16 и настоящей статьи, лицензирующий орган на основании результатов рассмотрения представленных заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов принимает решение о переоформлении лицензии или об отказе в ее переоформлении в порядке, установленном частями 2 - 6 статьи 14 настоящего Федерального закона.

19. Отказ в переоформлении лицензии осуществляется по основаниям, указанным в части 7 статьи 14 настоящего Федерального закона.

20. В случае, если в заявлении о переоформлении лицензии указывается на необходимость получения переоформленной лицензии в форме электронного документа, лицензирующий орган направляет лицензиату в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, переоформленную лицензию или уведомление об отказе в переоформлении лицензии.


Судебная практика по статье 18 ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ

    Решение от 1 ноября 2018 г. по делу № А34-9221/2018

    Арбитражный суд Курганской области (АС Курганской области)

    От 23.01.2014 на осуществление медицинской деятельности с бессрочным сроком действия. На основании приказа Управления Росздравнадзора по Курганской области от 09.07.2018 №69/ 18 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО «Мэрилин» лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, по результатам которой 09.08.2018 составлен акт проверки №57 и протокол...

    Решение от 31 октября 2018 г. по делу № А60-49717/2018

    Арбитражный суд Свердловской области (АС Свердловской области)

    56-003594(С). 10.09.2018 управление представило отзыв, требование не признало, указало на несоответствие заявления требованиям ч. 1 ст. 13 или ч. 12 ст. 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». 03.10.2018 управление представило ходатайство о приобщении к материалам дела материалов проверки лицензионных требований. 09.10.2018 управление представило...

    Решение от 23 октября 2018 г. по делу № А33-18049/2018

    Арбитражный суд Красноярского края (АС Красноярского края)

    Края по заявке Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края размещено извещение о проведении открытого конкурса №0119200000118002740. Согласно информационной карте об открытом конкурсе №ОК 3735/ 18 « Определение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос р. Чулым и ее притоков в черте населенных пунктов Красноярского края (2 этап)» (далее по тексту – информационная карта), объектом...

    Решение от 18 октября 2018 г. по делу № А64-5505/2018

    Арбитражный суд Тамбовской области (АС Тамбовской области)

    Суд Тамбовской области 392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12 http://tambov.arbitr.ru ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕШЕНИЕ г. Тамбов Дело № А64-5505/2018 18 октября 2018 года Резолютивная часть решения объявлена 11 октября 2018 года. Полный текст решения изготовлен 18 октября 2018 года. Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи В....

  • Положение о лицензировании отдельных видов деятельности принято для предупреждения ущерба интересам и правам, здоровью и жизни населения, окружающей природе, культурно-историческим объектам, безопасности и обороноспособности государства. Требования распространяются на всех предпринимателей и организации, при работе которых существует вероятность нанесения указанного вреда.

    Задачи

    Нормативные акты РФ о лицензировании отдельных видов деятельности принимаются для выявления, пресечения, предупреждения нарушений организациями, их руководителями и прочими должностными лицами, предпринимателями, их полномочными представителями установленных требований. В правовых документах предусмотрены условия, на которых субъектам выдаются разрешения на работу в той или иной сфере. Их соблюдение является обязательным требованием для всех заинтересованных субъектов.

    99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"

    Настоящий нормативный акт выступает в качестве основного регламентирующего документа. В нем определены ключевые понятия, обязанности и права органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности. Статьи нормативного акта содержат требования к заинтересованным лицам, устанавливают их ответственность за нарушение предписаний.

    Принципы

    Нормативный документ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (последняя редакция) устанавливает ряд условий осуществления работы органов, выдающих разрешения. К ним относят:


    Полномочия Правительства

    99 Закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусматривает следующие возможности для указанного института власти:

    1. Определение федеральных исполнительных органов, в компетенцию которых входит выдача разрешений.
    2. Утверждение положений, касающихся лицензирования видов деятельности, принятие соответствующих нормативных актов.
    3. Определение порядка, по которому должны представляться документы в электронной форме, удостоверенные электронной подписью, через каналы информационно-телекоммуникационных сетей публичного пользования, в том числе с единого портала муниципальных и госуслуг.
    4. Утверждение типового бланка лицензии.
    5. Определение показателей мониторинга результативности деятельности уполномоченных на выдачу разрешений органов, порядка его проведения, подготовки и предоставления ежегодных докладов.

    Работа территориальных структур

    99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определяет полномочия органов, осуществляющих выдачу разрешений заинтересованным субъектам. В их компетенцию, в частности, входят:


    Права служащих уполномоченных структур

    Говоря о лицензировании отдельных видов деятельности, особое внимание следует уделить возможностям, которыми наделены сотрудники уполномоченных структур. В частности, служащие могут направлять запросы в органы госвласти, местного самоуправления, заинтересованным лицам и получать от них документацию и сведения, необходимые для выполнения ими своих должностных обязанностей. Сотрудники могут истребовать только те материалы, предоставление которых предусматривает закон. ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" разрешает служащим:

    1. Выполнять проверки лиц, заинтересованных в получении разрешений.
    2. Применять меры, направленные на пресечение административных проступков и привлечение к ответственности виновных в порядке, установленном в нормативных актах России.
    3. Выдавать предписания лицензиатам об устранении выявленных нарушений.

    Обязанности

    Служащие органов в процессе своей работы должны:

    1. Выполнять в полной мере и своевременно полномочия в сфере лицензирования, предоставленные им в соответствии с законом.
    2. Соблюдать предписания нормативных актов, права заинтересованных лиц.

    При ненадлежащем выполнении своих обязанностей или при совершении противоправных действий/бездействий, служащие уполномоченных органов могут быть привлечены к ответственности. Не позднее месяца с даты получения информации о фактах нарушения требований нормативного акта 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности" и иных нормативных предписаний должностными лицами, организация или индивидуальный предприниматель, права или интересы которых нарушены, должны быть уведомлены о мерах, которые были приняты в отношении виновных.

    Требования

    Они устанавливаются в Положениях о лицензировании определенных видов деятельности, утвержденных Правительством. Требования включают в себя перечень предписаний к образованию юрлиц и ИП в соответствующих экономических сферах. Они направлены на обеспечение целей и реализацию задач лицензирования. Перечни предписаний составляются с учетом специфики работы или услуги, на выполнение/оказание которых необходимо разрешение. Говоря о лицензировании отдельных видов деятельности, стоит отметить ряд требований, которые могут быть установлены:


    Порядок предоставления заявления и документов

    Говоря о лицензировании отдельных видов деятельности, необходимо разъяснить правила, в соответствии с которыми составляется заявка на получение разрешения. В ней, в частности, должны присутствовать обязательные сведения. Для организаций:

    1. Полное и сокращенное название (фирменное наименование в том числе).
    2. Адрес расположения.
    3. Организационно-правовой статус.
    4. Адреса мест, в которых будут осуществляться лицензируемые виды деятельности.
    5. Регистрационный госномер записи об образовании юрлица.
    6. Данные документа, которым удостоверяется факт внесения информации об организации в ЕГРЮЛ. При этом указывается адрес и наименование органа, осуществившего регистрацию, его номера телефонов и адреса эл. почты.

    Для предпринимателей:

    1. Адрес проживания.
    2. Территория, на которой предполагается осуществление деятельности, подлежащей лицензированию.
    3. Сведения документа, удостоверяющего личность.
    4. Регистрационный госномер записи о регистрации субъекта в качестве ИП.
    5. Информация о документе, удостоверяющем факт внесения данных о предпринимателе в ЕГРИП. Как и организациям, субъекту необходимо указать адрес, название и контакты службы, осуществившей регистрацию.

    Кроме этого, в заявке должны присутствовать:


    В заявлении о предоставлении разрешения соискатель может указать просьбу направить ему разъяснения о лицензировании отдельных видов деятельности.

    Приложения

    К заявке прикладываются следующие документы:

    1. Квитанция, подтверждающая уплату госпошлины.
    2. Учредительные документы. Субъект предоставляет их копии, заверенные нотариально.
    3. Копии бумаг, перечень которых определен в Положении о лицензировании определенного вида деятельности, свидетельствующие о соответствии соискателя установленным требованиям.
    4. Опись приложенной документации.

    Орган, уполномоченный на выдачу разрешений, не вправе требовать иные, не предусмотренные в ФЗ документы от заинтересованного лица. Заявление и приложения к нему могут направляться соискателем по почте или предоставляться лично. Допускается отправка в электронной форме.

    Принятие документов

    Уполномоченный орган сверяет представленные бумаги с описью. Ее копия с отметкой о принятии документов вручается соискателю или отправляется ему по почте. При выявлении нарушений требований к оформлению заявления, отсутствии тех или иных бумаг, заинтересованному лицу направляется уведомление об устранении указанных недочетов в 30-дневный срок. В случае их отсутствия уполномоченный орган в течение 3 дней принимает решение о рассмотрении поданных материалов или о возврате их соискателю с мотивированным его обоснованием.

    Для большинства видов коммерческой деятельности нужно соответствующее разрешение. Педагогическая или медицинская практика, предпринимательство, производство - множество сфер нуждается в лицензировании. Разумеется, подобная процедура имеет законодательную основу. Таковой является Федеральный Закон под № 99, «О лицензировании отдельных видов деятельности».

    Настоящий закон был разработан и вступил в силу сравнительно недавно - одобрение Совета Федерации было получено 27 апреля 2011 года. Цель ФЗ 99 - регулировать порядок выдачи лицензий на деятельность определенного рода: кому они выдаются, какие для этого нужны документы, кто имеет право выдавать разрешения и т. д. Последняя редакция закона вступила в силу 1 января 2017 года.

    Тем не менее, ФЗ 99 не регулирует выдачу разрешений на все виды деятельности. Есть и исключения.

    Примеры сфер, лицензирование которых регламентируется другими федеральными законами (список неполный):

    • применение атомной энергии;
    • производство и товарооборот спиртосодержащей продукции;
    • выдача кредитов и страховок;
    • космическая деятельность.

    Срок выдачи лицензии

    У физических и юридических лиц, которые намерены заняться предпринимательством, часто возникает вопрос - на какой срок выдаются лицензии в соответствии с ФЗ 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности»?

    Чтобы получить ответ, нужно обратиться к статье 9 ФЗ 99 — «Действие лицензии». Настоящий пункт рассматривает не только права, которые предоставляет эта бумага владельцу, но и срок ее действия. Согласно пункту 4, разрешающие документы действуют бессрочно. Однако лицензиату стоит помнить, что он может лишиться права на осуществление деятельности, если допустит правонарушения того или иного рода, подробно описанные в статье 19 ФЗ 99.

    Скачать

    ФЗ 99 не относится к самым объемным. В законе 24 статьи, разделенных на 3 главы. За 6 лет существования, поправки и дополнения в него вносились 16 раз, включая последнюю редакцию ФЗ 99 от 30 декабря 2015 года, с которой можно ознакомиться .

    Последние изменения закона «О лицензировании»

    Последняя редакция закона «О лицензировании», датируемая 30 декабря 2015 года, внесла одно изменение.

    Речь пойдет о пункте 42 части 1 статьи 12 ФЗ 99 . Сама статья закона «О лицензировании» дает перечисление перечню сфер, на которые требуется лицензирование, с указанием возможных исключений. Пункт 42 описывает геодезическую и картографическую деятельность.

    В новой редакции ФЗ 99 «О лицензировании» расширен список исключений, когда разрешение не нужно:

    • для процедур, проводимых Вооруженными Силами Российской Федерации;
    • градостроительная практика;
    • кадастровая практика;
    • недропользование.

    Также, формулировка в статье об «общегосударственном значении» заменена перечислением планов и актов, которые создаются в результате геодезической и картографической деятельности:

    • топографические планы;
    • геодезические сети;
    • границы РФ и муниципальных образований.

    Отдельно упомянем 1 пункт данной статьи ФЗ 99, который не претерпел изменений в последней редакции, но является одним из ключевых в настоящем законе. В нем приводится список видов деятельности, подлежащих лицензированию, включая сферы производства, разработок, услуг, телевизионного и радиовещания и т. д.

    Следующие две статьи законопроекта не претерпели изменений в последней редакции закона «О лицензировании» от 30 декабря 2015 года, но они - носители ценной информации для физических и юридических лиц, желающих узнать больше об особенностях процедуры лицензирования.

    Ст. 2 ч. 2

    В данной статье ФЗ 99 «О лицензировании» рассматриваются цели и задачи процедуры лицензирования, и по каким критериям определяются виды деятельности, нуждающиеся в лицензии. Часть 2, о которой пойдет речь, описывает задачи выдачи документа. Они заключаются в пресечении нарушений закона со стороны индивидуального предпринимателя, юридического лица или его уполномоченного представителя при осуществлении ими выбранного вида деятельности.

    Ст. 19

    Эта статья ФЗ 99 определяет порядок организации и реализации лицензионного контроля, частично ссылаясь на ФЗ 294 «О защите прав юр. лиц и ИП при осуществлении государственного и муниципального контроля».

    Объекты рассмотрения статьи закона о лицензировании:

    • случаи, когда возможны внеплановые проверки;
    • предметы документарной проверки;
    • предметы и основания для внеплановой выездной проверки;
    • перечень нарушений закона, приводящих к отмене лицензии.

    Настоящей статьи, а также федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности в соответствии с частью 4 статьи 1 настоящего Федерального закона. Порядок организации и осуществления лицензионного контроля за конкретным видом деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

    2. В отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, в случаях, предусмотренных и настоящего Федерального закона, лицензирующим органом проводятся внеплановые проверки без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры.

    3. В соответствии с частью 2 настоящей статьи основанием для проведения проверки соискателя лицензии или лицензиата является представление в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии или заявления о переоформлении лицензии.

    4. Предметом документарной проверки соискателя лицензии или лицензиата являются сведения, содержащиеся в представленных заявлениях и документах, в целях оценки соответствия таких сведений положениям частей 1 и 3 статьи 13 и части 3 статьи 18 настоящего Федерального закона, а также сведениям о соискателе лицензии или лицензиате, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и других федеральных информационных ресурсах.

    5. Предметом внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата в случаях, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 18 настоящего Федерального закона, являются состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности, и наличие необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности работников в целях оценки соответствия таких объектов и работников лицензионным требованиям.

    6. В отношении лицензиата лицензирующим органом проводятся документарные проверки, плановые проверки и в соответствии с частью 10 настоящей статьи внеплановые выездные проверки. Данные внеплановые выездные проверки проводятся без согласования с органом прокуратуры, за исключением проведения внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в пункте 2 части 10 настоящей статьи. Положением о лицензировании конкретного вида деятельности может быть установлено, что при осуществлении лицензионного контроля за конкретным видом деятельности плановые проверки не проводятся или что при осуществлении лицензионного контроля за конкретным видом деятельности, осуществляемого с применением риск-ориентированного подхода, плановые проверки лицензиатов не проводятся в зависимости от отнесения деятельности лицензиатов и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.

    7. Предметом указанных в части 6 настоящей статьи проверок лицензиата являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, состоянии используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, соответствие работников лицензиата лицензионным требованиям, выполняемые работы, оказываемые услуги, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.

    8. Плановая проверка лицензиата проводится в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, разработанным в установленном порядке и утвержденным лицензирующим органом.

    9. Плановые проверки лицензиатов проводятся:

    1) не ранее чем через один год со дня принятия решения о предоставлении лицензии;

    2) не ранее чем через три года со дня проведения последней плановой проверки, если иное не установлено пунктами 3 и 4 настоящей части;

    3) в соответствии с периодичностью, установленной положением о лицензировании для лицензионного контроля, осуществляемого с применением риск-ориентированного подхода;

    4) в соответствии с периодичностью, установленной Правительством Российской Федерации для плановых проверок лицензиата, осуществляющего лицензируемый вид деятельности в сферах здравоохранения, образования, в социальной сфере.

    10. Внеплановая выездная проверка лицензиата проводится по следующим основаниям:

    1) истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;

    2) поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;

    3) истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии в соответствии с частями 2 и 3 статьи 20 настоящего Федерального закона;

    4) наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа;

    5) наличие приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

    11. Исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

    1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

    2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

    12. Внеплановая выездная проверка может быть проведена лицензирующим органом по основанию, указанному в пункте 2 части 10 настоящей статьи, после согласования в установленном порядке с органом прокуратуры по месту осуществления лицензируемого вида деятельности.

    13. Лицензирующий орган вправе проводить внеплановую выездную проверку по основанию, указанному в пункте 2 части 10 настоящей статьи, без направления предварительного уведомления лицензиату.

    14. При осуществлении лицензионного контроля лицензирующий орган вправе получить информацию, подтверждающую достоверность представленных соискателем лицензии, лицензиатом сведений и документов, информацию, подтверждающую соответствие соискателя лицензии, лицензиата лицензионным требованиям, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы обеспечения доступа к информации.

    15. Ежегодно федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляют подготовку докладов о лицензировании, об эффективности такого лицензирования и представляют указанные доклады в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий подготовку ежегодного сводного доклада о состоянии лицензирования, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы, порядок формирования и ведения которой определяется Правительством Российской Федерации.


    Судебная практика по статье 19 ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ

      Решение от 29 ноября 2018 г. по делу № А13-7649/2018

      Арбитражный суд Вологодской области (АС Вологодской области)

      Центрального отопления жилых зданий – на вводе в здание теплопроводов центрального отопления запорной арматуры, до и после нее - контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров). Частью 1 статьи 19 Закона № 99-ФЗ (в редакции без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 03.08.2018 № 316-ФЗ), регламентирующей порядок организации и осуществления лицензионного контроля, определено, что к...

      Решение от 7 ноября 2018 г. по делу № А60-47094/2018

      Арбитражный суд Свердловской области (АС Свердловской области)

      Роспотребнадзора обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении общества «НПП «Старт» им. А.И. Яскина» к административной ответственности по ч. 6 ст. 19 . 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Определением суда от 26.09.2018 предварительное судебное заседание назначено на 23.10.2018. В ходе судебного заседания заинтересованным лицом...

      Решение от 1 ноября 2018 г. по делу № А36-9506/2018

      Арбитражный суд Липецкой области (АС Липецкой области)

      Общества в судебном заседании 24-29.10.2018 возразил против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в отзыве от 10.09.2018 и дополнительных пояснениях от 19 . 10.2018, от 26.10.2018 (т.1, л.д.112-116; т.2, л.д.17-18, 21-22; см. протокол с/з от 24-29....

      Решение от 1 ноября 2018 г. по делу № А34-9221/2018

      Арбитражный суд Курганской области (АС Курганской области)

      Понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами «а», «б» и «в(1)» пункта 5 Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Как следует из заявления о привлечении к административной ответственности и протокола об административном правонарушении от 14.08.2018, в качестве...

      Решение от 31 октября 2018 г. по делу № А68-10047/2018

      Арбитражный суд Тульской области (АС Тульской области)

      Медицинская услуга по установке нитей была оказана Кузнецовой Ю.В. надлежащим образом, без причинения вреда здоровью и при отсутствии прочих условий, установленных частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отельных видов деятельности». Отсутствие устройства ультразвуковой очистки и дезинфекции инструментов также не может повлечь за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан...

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Принят Государственной Думой 13 июля 2001 года
    Одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 года

    Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

    1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

    2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на следующие виды деятельности:
    - деятельность кредитных организаций;
    - деятельность, связанная с защитой государственной тайны;
    - деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
    - деятельность в области связи;
    - биржевая деятельность;
    - деятельность в области таможенного дела;
    - нотариальная деятельность;
    - страховая деятельность;
    - деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг;
    - осуществление внешнеэкономических операций;
    - осуществление международных автомобильных перевозок - грузов и пассажиров;
    - приобретение оружия и патронов к нему;
    - использование результатов интеллектуальной деятельности;
    - использование орбитально-частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной информации);
    - использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира;
    - деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии;
    - образовательная деятельность.

    Статья 2. Основные понятия

    В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

    лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

    лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом;

    лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;

    лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;

    лицензирующие органы - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Федеральным законом;

    лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;

    соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;

    реестр лицензий - совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.

    Статья 3. Основные принципы осуществления лицензирования

    Основными принципами осуществления лицензирования являются:

    Обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации; установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;
    - установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
    - установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
    - гласность и открытость лицензирования;
    - соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

    Статья 4. Критерии определения лицензируемых видов деятельности

    К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

    Статья 5. Определение полномочий Правительства Российской Федерации при осуществлении лицензирования

    В целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации в соответствии с определенными Президентом Российской Федерации основными направлениями внутренней политики государства:

    Утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности; определяет федеральные органы исполнительной власти. осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности;
    - устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    Статья 6. Полномочия лицензирующих органов

    1. Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:

    Предоставление лицензий;
    - переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;
    - приостановление действия лицензий; возобновление действия лицензий; аннулирование лицензий (в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 13 настоящего Федерального закона);
    - ведение реестра лицензий;
    - контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

    Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

    2. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление своих полномочий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

    Статья 7. Действие лицензии

    1. Ha каждый вид деятельности, указанный в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, предоставляется лицензия. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

    2. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    Статья 8. Срок действия лицензии

    Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

    Статья 9. Принятие решения о предоставлении лицензии

    1. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:

    Заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения - для юридического лица;
    - фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;
    - копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридического лица;
    - копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) - для индивидуального предпринимателя;
    - копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);
    - документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии: сведения о квалификации работников соискателя лицензии.

    Кроме указанных документов в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, наличие которых при осуществлении конкретного вида деятельности установлено соответствующими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами, принятие которых предусмотрено соответствующими федеральными законами.

    Не допускается требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

    Все документы, представленные в соответствующий лицензирующий орган для предоставления лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю лицензии с отметкой о дате приема документов указанным органом.

    За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    2. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий шестидесяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа. Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии. Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии. Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа.

    В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.

    Лицензиат имеет право на получение дубликатов указанного документа. Дубликаты указанного документа предоставляются лицензиату за плату, равную плате, установленной за предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий.

    3. Основанием отказа в предоставлении лицензии является: наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

    Несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

    Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии.

    4. Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке. установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие.

    Статья 10. Содержание подтверждающего наличие лицензии документа и решения о предоставлении лицензии

    В решении о предоставлении лицензии и в подтверждающем наличие лицензии документе указываются:

    Наименование лицензирующего органа;
    - наименование и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения - для юридического лица;
    - фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;
    - лицензируемый вид деятельности; срок действия лицензии;
    - идентификационный номер налогоплательщика; номер лицензии; дата принятия решения о предоставлении лицензии.

    Статья 11. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии

    1. В случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места его нахождения, либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, либо утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат - юридическое лицо (его правопреемник) или индивидуальный предприниматель - обязан не позднее чем через пятнадцать дней подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату документа. подтверждающего наличие лицензии.

    2. При переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение десяти дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления.

    3. За переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, взимается плата в размере 100 рублей, которая зачисляется в соответствующий бюджет.

    Статья 12. Осуществление контроля

    1. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, определенных положением о лицензировании конкретного вида деятельности, осуществляется лицензирующими органами в пределах их компетенции.

    2. Лицензирующие органы имеют право: проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям;

    Запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы при проведении проверок; составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;

    Выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений; выносить предупреждение лицензиату.

    Статья 13. Приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии

    1. Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий. Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Плата за возобновление действия лицензии не взимается. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

    2. Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

    3. Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии.

    4. Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и (или) в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 1 настоящей статьи. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

    5. Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия.

    6. Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    7. Лицензирующий орган не вправе проводить проверки по предмету ведения иных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

    Статья 14. Ведение реестров лицензий

    1. Лицензирующие органы ведут реестры лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. В реестре лицензий помимо сведений, указанных в статье 10 настоящего Федерального закона, должны быть указаны: сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий; основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии; основание и дата аннулирования лицензии; иные сведения, определенные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

    2. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, в виде выписок о конкретных лицензиатах предоставляется физическим и юридическим лицам за плату. Размер платы за предоставление указанной информации составляет 10 рублей. Плата за предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий, зачисляется в соответствующий бюджет. Информация из реестра лицензий органам государственной власти и органам местного самоуправления предоставляется бесплатно. Срок предоставления информации из реестра лицензий не может превышать три дня со дня поступления соответствующего заявления.

    Статья 15. Лицензионные сборы

    За рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии взимается лицензионный сбор в размере 300 рублей. За предоставление лицензии взимается лицензионный сбор в размере 1000 рублей. Суммы указанных в настоящей статье лицензионных сборов зачисляются в соответствующие бюджеты.

    Статья 16. Финансирование лицензирования

    Финансирование лицензирования осуществляется в пределах средств, выделяемых из соответствующих бюджетов на содержание лицензирующих органов.

    Статья 17. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии

    1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

    Разработка авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
    - производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
    - ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
    - испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
    - деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств;
    - деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств;
    - предоставление услуг в области шифрования информации;
    - разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем;
    - деятельность по выдаче сертификатов ключей электронных цифровых подписей, регистрации владельцев электронных цифровых подписей, оказанию услуг, связанных с использованием электронных цифровых подписей, и подтверждению подлинности электронных цифровых подписей; деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
    - деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации;
    - деятельность по технической защите конфиденциальной информации;
    - разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность;
    - деятельность по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговля указанной продукцией;
    - разработка вооружения и военной техники;
    - производство вооружения и военной техники;
    - ремонт вооружения и военной техники; утилизация вооружения и военной техники;
    - торговля вооружением и военной техникой;
    - производство оружия и основных частей огнестрельного оружия;
    - производство патронов к оружию и составных частей патронов;
    - торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия;
    - торговля патронами к оружию;
    - экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию;
    - коллекционирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию;
    - разработка и производство боеприпасов;
    - утилизация боеприпасов; выполнение работ и оказание услуг по хранению, перевозкам и уничтожению химического оружия;
    - эксплуатация взрывоопасных производственных объектов;
    - эксплуатация пожароопасных производственных объектов;
    - эксплуатация химически опасных производственных объектов; эксплуатация магистрального трубопроводного транспорта;
    - эксплуатация нефтегазодобывающих производств;
    - переработка нефти, газа и продуктов их переработки; транспортировка по магистральным трубопроводам нефти, газа и продуктов их переработки;
    - хранение нефти, газа и продуктов их переработки; реализация нефти, газа и продуктов их переработки;
    - деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности;
    - производство взрывчатых материалов промышленного назначения; хранение взрывчатых материалов промышленного назначения;
    - применение взрывчатых материалов промышленного назначения;
    - деятельность по распространению взрывчатых материалов промышленного назначения;
    - производство пиротехнических изделий;
    - деятельность по распространению пиротехнических изделий IV и V класса в соответствии с государственным стандартом;
    - деятельность по предупреждению и тушению пожаров;
    - производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
    - деятельность по эксплуатации электрических сетей (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
    - деятельность по эксплуатации газовых сетей;
    - деятельность по эксплуатации тепловых сетей (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
    - проектирование зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом;
    - строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом;
    - инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом;
    - производство маркшейдерских работ;
    - деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
    - геодезическая деятельность;
    - картографическая деятельность;
    - выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления;
    - выполнение работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления;
    - деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
    - фармацевтическая деятельность;
    - производство лекарственных средств;
    - производство медицинской техники;
    - деятельность по распространению лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
    - техническое обслуживание медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
    - деятельность по оказанию протезно-ортопедической помощи;
    - культивирование растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ;
    - деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах";
    - деятельность, связанная с оборотом психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список III в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах"; деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;
    - производство дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств;
    - перевозки морским транспортом пассажиров; перевозки морским транспортом грузов;
    - перевозки внутренним водным транспортом пассажиров;
    - перевозки внутренним водным транспортом грузов;
    - перевозки воздушным транспортом пассажиров; перевозки воздушным транспортом грузов;
    - перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
    - перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом;
    - перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
    - перевозки железнодорожным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя и без выхода на железнодорожные пути общего пользования);
    - перевозки железнодорожным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя и без выхода на железнодорожные пути общего пользования);
    - сюрвейерское обслуживание морских судов в морских портах;
    - погрузочно-разгрузочная деятельность на внутреннем водном транспорте; погрузочно-разгрузочная деятельность в морских портах;
    - погрузочно-разгрузочная деятельность на железнодорожном транспорте;
    - деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
    - деятельность по техническому обслуживанию воздушного движения;
    - деятельность по техническому обслуживанию воздушных судов;
    - деятельность по ремонту воздушных судов; деятельность по применению авиации в отраслях экономики;
    - деятельность по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава на железнодорожном транспорте;
    - деятельность по техническому обслуживанию и ремонту технических средств, используемых на железнодорожном транспорте;
    - деятельность по обращению с опасными отходами;
    - организация и содержание тотализаторов и игорных заведений; оценочная деятельность;
    - туроператорская деятельность;
    - турагентская деятельность;
    - деятельность по продаже прав на клубный отдых;
    - негосударственная (частная) охранная деятельность;
    - негосударственная (частная) сыскная деятельность;
    - заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов;
    - заготовка, переработка и реализация лома черных металлов;
    - деятельность, связанная с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации;
    - деятельность по разведению племенных животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
    - деятельность по производству и использованию племенной продукции (материала) (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
    - публичный показ аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале;
    - воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей;
    - аудиторская деятельность;
    - деятельность инвестиционных фондов;
    - деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами;
    - деятельность специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
    - деятельность негосударственных пенсионных фондов;
    - деятельность по производству элитных семян (семян элиты);
    - производство табачных изделий; деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений;
    - осуществляемая в море деятельность по приемке и транспортировке уловов водных биологических ресурсов, включая рыб, а также других водных животных и растений;
    - деятельность по хранению зерна и продуктов его переработки; космическая деятельность; ветеринарная деятельность;
    - медицинская деятельность.

    2. Перечень работ и услуг по космической деятельности, ветеринарной деятельности и медицинской деятельности устанавливается положениями о лицензировании указанных видов деятельности.

    3. Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в предусмотренный настоящим Федеральным законом перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

    Статья 18. Переходные положения

    1. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок лицензирования отдельных видов деятельности, за исключением видов деятельности, предусмотренных пунктом 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, действуют в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, и подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом.

    2. Лицензирование видов деятельности, не указанных в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, прекращается со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. 3. Федеральные авиационные правила лицензирования деятельности в области гражданской авиации действуют до момента вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации.

    Статья 19. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов в связи с принятием настоящего Федерального закона

    Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:

    Федеральный закон от 25 сентября 1998 года N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 39, ст. 4857);

    Федеральный закон от 26 ноября 1998 года N 178-ФЗ "О внесении дополнений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 48, ст. 5853);

    Федеральный закон от 22 декабря 1999 года N 215-ФЗ "О внесении дополнений в статью 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 52, ст. 6365);

    Федеральный закон от 22 декабря 1999 года N 216-ФЗ "О внесении дополнения в статью 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 52, ст. 6366);

    Федеральный закон от 12 мая 2000 года N 69-ФЗ "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 20, ст. 2104);

    статью 2 Федерального закона от 29 декабря 2000 года N 169-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 1, ст. 21).

    Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

    Президент Российской Федерации
    В.ПУТИН