Лицензия на оценку автомобиля. О порядке лицензирования оценочной деятельности. Размер лицензионных сборов

Постановление Правительства Российской Федерации
от 7 июня 2002 г. № 395
"О лицензировании оценочной деятельности"

В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" Правительство Российской Федерации постановляет:

  1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании оценочной деятельности.
  2. Установить, что лицензии на осуществление оценочной деятельности, выданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до вступления в силу настоящего Постановления, сохраняют свое действие до окончания предусмотренного в них срока.
  3. Признать утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2001 г. N 285 "О лицензировании оценочной деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 16, ст. 1612).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 июня 2002 г. N 395

Положение о лицензировании оценочной деятельности

1.Настоящее Положение определяет порядок лицензирования оценочной деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

2. Лицензирование оценочной деятельности осуществляется Министерством имущественных отношений Российской Федерации (далее именуется - лицензирующий орган).

3. Лицензионными требованиями и условиями осуществления оценочной деятельности являются:

а) соблюдение лицензиатом требований законодательных и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации по вопросам оценочной деятельности;

б) наличие в штате юридического лица как минимум одного работника, для которого данное юридическое лицо является основным местом работы, имеющего соответствующую квалификацию в области оценочной деятельности, полученную в соответствии с согласованными с уполномоченным Правительством Российской Федерации органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации профессиональными образовательными программами и подтвержденную документом об образовании;

в) наличие у индивидуального предпринимателя соответствующей квалификации в области оценочной деятельности, полученной в соответствии с согласованными с уполномоченным Правительством Российской Федерации органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации профессиональными образовательными программами и подтвержденной документом об образовании;

г) повышение не реже 1 раза в 3 года квалификации в области оценочной деятельности работника (работников) юридического лица и индивидуального предпринимателя;

д) страхование гражданской ответственности лицензиата путем заключения договора страхования по конкретному виду оценочной деятельности (в зависимости от объекта оценки) либо по конкретному договору об оценке объекта оценки;

е) предоставление по запросу лицензирующего органа документов и информации, необходимых для осуществления контроля за соблюдением лицензионных требований и условий.

4. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление о предоставлении лицензии с указанием: наименования, организационно-правовой формы и места нахождения - для юридического лица;
фамилии, имени, отчества, места жительства и данных документа,удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;
лицензируемой деятельности;

б) копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом);
копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);

в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);

г) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

д) копии документов работника (работников), подтверждающих получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности, а также трудовые отношения (приказ (распоряжение) о назначении на должность, трудовая книжка), заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, - для юридического лица;
копия документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности, - для индивидуального предпринимателя.

5. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в течение 40 дней с даты поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа.

6. Лицензия выдается на 5 лет.
Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке, установленном для переоформления лицензии.
Переоформление лицензии осуществляется в течение 10 дней с даты получения лицензирующим органом соответствующего заявления.

7. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется лицензирующим органом в форме проверок.
Мероприятия по контролю осуществляются на основании плана проверок, утвержденного лицензирующим органом, а также заявлений юридических и физических лиц, государственных надзорных органов, иных органов государственной власти, в том числе территориальных органов лицензирующего органа, и органов местного самоуправления.
Продолжительность проверки не должна превышать 30 дней. В отношении одного лицензиата плановая проверка проводится не чаще 1 раза в 2 года.
По результатам проверки составляется акт в 2 экземплярах, один из которых передается лицензиату. В случае если лицензиат не согласен с актом проверки, он имеет право в течение 7 дней письменно представить свои замечания, которые прилагаются к акту проверки.
Лицензиат в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением обязан обеспечивать условия для проведения лицензирующим органом проверок.

8. Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:
а) наименование лицензирующего органа;

б) лицензируемая деятельность;

в) сведения о лицензиате с указанием идентификационного номера налогоплательщика:
наименование, организационно-правовая форма, место нахождения - для юридического лица;
фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;

г) срок действия лицензии;

д) номер лицензии;

е) дата принятия решения о предоставлении лицензии;

ж) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;

з) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;

и) основание и дата аннулирования лицензии;

к) реквизиты документов, подтверждающих получение работником (работниками) юридического лица или индивидуальным предпринимателем соответствующего образования в области оценочной деятельности.

9. Лицензиат обязан сообщать лицензирующему органу в течение 15 дней об изменении сведений о лицензиате, указываемых в реестре лицензий.

10. Лицензирующий орган при принятии решения о предоставлении лицензии, переоформлении, приостановлении и возобновлении действия, аннулировании лицензии, ведении реестра лицензий и взимании лицензионных сборов руководствуется Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и настоящим Положением.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Оценочная деятельность (в том числе по оценке движимого имущества) лицензированию не подлежит.

Обоснование вывода:
Требование о лицензировании того или иного вида деятельности может содержаться либо в Федеральном законе от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", либо в нормативных актах о конкретных видах деятельности (государственная тайна, кредитные организации, страховая деятельность и т.д.).
Среди видов деятельности, подлежащих лицензированию, перечисленных в ч. 2 ст. 1, ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ, оценочная деятельность не упоминается.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости. При этом субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями Закона N 135-ФЗ (часть первая ст. 4 Закона N 135-ФЗ). Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным статьей 15.1 Закона N 135-ФЗ (часть вторая ст. 4 Закона N 135-ФЗ). Положений о необходимости лицензирования оценочной деятельности данный нормативный акт не содержит.
Таким образом, для осуществления оценочной деятельности, в том числе и деятельности по оценке движимого имущества, лицензии не требуется.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Семенова Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Довольно часто к нам обращаются люди, требующие перед началом работы по оценке предоставить лицензию на проведение оценочной деятельности. Для каких целей и кто посоветовал запросить такой документ они, как правило, не уточняют, и каждый раз нам приходится ссылаться на законодательство и объяснять что лицензия давно отменена. Вместо лицензии в силу вступили новые, гораздо более жесткие правила проведения работ оценочными компаниями.

Для того чтобы прокомментировать ситуацию мы обратились к директору юридического департамента Центра независимой оценки ИННОВАЦИЯ Дунаевой Маргарите Михаиловне.

Публикуем ответ эксперта:

Итак, закон гласит:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ N 128-ФЗ от 8 августа 2001 года (в редакции от 30.12.2008 N 309-ФЗ, с изменениями, внесенными по ФЗ от 18.07.2009 N 177-ФЗ)

Статья 18.

Переходные и заключительные положения (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ). п. 5.1. С 1 июля 2006 года прекращается лицензирование следующих указанных в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона видов деятельности: оценочная деятельность.

Данная формулировка явно отменяет необходимость лицензирования оценщика, и все требования (чаще всего ими грешат нотариусы) являются пустыми, от незнания закона.

Но что же стало взамен лицензии? Как контролировать оценщиков и оценочные компании?

Вместо лицензии - СРО

С 2006 года в ФЗ-135 (Федеральный закон об оценочной деятельности) появились поправки, касающиеся определения "субъект оценочной деятельности". В соответствии с ними оценку имеют право проводить оценщики, состоящие в саморегулируемой организации оценщиков (СРО), и застрахованные от возможных ошибок в одной из страховых компаний. В свою очередь в СРО оценщик может вступить только получив соответствующее специальное образование, и каждые три года оценщик обязан подтверждать свои знания путем прохождения курсов повышения квалификации.

Оценщик также имеет право осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, в частном порядке. Такую оценку принимают не все инстанции, и практически невозможно получить аккредитацию в крупном банке, однако практика существует.

На сайтах СРО публикуются сведения об оценщиках, в него входящих, указываются нарушения, замечания, дисциплинарные взыскания а также сведения об исключении из членов СРО с указанием причин. Единственно что не указывается - так это положительные стороны работы оценщиков. Почему так - не понятно.

Подготовка оценщиков является одним из основных вопросов создания полноценной профессиональной среды. Развитие учебного процесса является приоритетным направлением в вопросах подготовки и переподготовки оценщиков.

В целях реализации положений Закона N 135-ФЗ были разработаны Государственные требования к программам профессиональной переподготовки оценщиков, утвержденные Минобразования России 12.05.2000. Кроме того, Распоряжением Минимущества России от 03.11.2000 N 946-р создана комиссия по рассмотрению образовательных программ в области оценочной деятельности в целях повышения качества осуществления оценочной деятельности в Российской Федерации, обеспечения лицензирования оценочной деятельности, а также контроля за соответствием образовательных программ образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов в области оценочной деятельности, государственным стандартам и требованиям, достижения высокого уровня подготовки специалистов в области оценочной деятельности. Программы, выносившиеся на согласование образовательными учреждениями, также учитывали разделение оценочной деятельности на виды и теперь пересмотрены.

Распоряжением Минимущества России от 27.02.2002 N 500-р установлена необходимость для соискателей с 10 февраля 2002 г. представлять в Минимущество России копии документов об образовании, подтверждающих получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с согласованными Минимуществом России программами, которые перечислены в Приложении N 1 к данному Распоряжению. Например , программы профессиональной переподготовки, предусматривающие количество аудиторных часов более 800 ("Оценка стоимости предприятия (бизнеса)"), а также программы основного высшего образования по специальности "Финансы и кредит" со специализацией "Оценка собственности".

Приложение N 2 к Распоряжению N 500-р содержит перечень образовательных программ, дипломы об обучении по которым могут быть использованы для поддержания лицензий на осуществление оценочной деятельности, полученных до 10 февраля 2002 г. и предусматривающих разделение на работы (услуги). Это, например, оценка стоимости недвижимости с количеством аудиторных часов более 500.

Перечень образовательных учреждений, прошедших согласование образовательных программ в области оценочной деятельности в Минимуществе России, публикуется на официальном сайте Министерства в сети Интернет (www.mgi.ru).

Осуществление такого вида предпринимательской деятельности, как оценочная деятельность, без специального разрешения (лицензии) или с нарушением условий лицензирования является в соответствии со ст.171 Уголовного кодекса Российской Федерации незаконным предпринимательством. Если оценщиком заключен договор на оценочную деятельность без соответствующего разрешения и извлечен доход по этому договору в крупном размере (свыше 200 МРОТ), то он может быть привлечен к уголовной ответственности.

Кроме того, в соответствии со ст.ст.28.1 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вступившего в силу с 1 июля 2002 г., должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности, уполномочены возбуждать дела об административных правонарушениях в случае обнаружения фактов осуществления предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна, или с нарушением условий, предусмотренных лицензией, и составлять протоколы об административных правонарушениях, которые затем передаются для рассмотрения дел в суды.

Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна, влечет наложение административного штрафа в размере:

от 20 до 25 МРОТ — на граждан;

от 400 до 500 МРОТ — на юридических лиц.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа в размере:

от 15 до 20 МРОТ — на граждан;

от 300 до 400 МРОТ — на юридических лиц.

В соответствии с п.2 Положения о лицензировании на Минимущество России возложены функции по лицензированию оценочной деятельности, в том числе по контролю за соблюдением лицензионных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление оценочной деятельности (лицензиатами). В целях обеспечения выполнения возложенных полномочий Минимуществом России принято Распоряжение от 02.09.2002 N 3061 "О предоставлении информации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление оценочной деятельности". В соответствии с этим Распоряжением информация должна представляться в адрес Минимущества России за 2001 г. до 1 ноября 2002 г., за 2002 г. и последующие годы — до 1 мая года, следующего за годом, за который представляется информация. Объектом контроля является соблюдение лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении ими оценочной деятельности. Мероприятия по контролю включают документальную проверку деятельности лицензиатов, проведение экспертиз отчетов по оценке стоимости объектов оценки, составление актов и принятие решений.

Мероприятия по контролю осуществляются на основе:

сводного плана проверок, утвержденного Минимуществом России;

заявлений юридических и физических лиц, государственных надзорных органов, иных органов государственной власти, в том числе территориальных органов Минимущества России и органов местного самоуправления, а также по представлению сведений структурных подразделений об отчетах по оценке стоимости объектов оценки, используемых в работе Минимущества России.

Если заявление не позволит установить лицо, обратившееся в лицензирующий орган, или в заявлении юридического или физического лица не указывается мотивированное нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, то мероприятия по контролю не будут проводиться.

Продолжительность проверки не должна превышать 30 дней. В отношении одного лицензиата плановое мероприятие по контролю проводится не чаще одного раза в два года.

При проведении мероприятий по контролю должностные лица не вправе:

проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции лицензирующего органа;

распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

При проведении проверки должны запрашиваться исключительно те документы, которые имеют отношение к проверке лицензиата, например:

договор об оценке объекта оценки;

приложения и изменения к данному договору;

отчет об оценке объекта оценки;

договор (страховой полис) страхования гражданской ответственности оценщика;

учредительные документы со всеми изменениями и дополнениями к ним; свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя;

копии документов об образовании работников (для юридических лиц) или индивидуального предпринимателя, подтверждающих получение профессиональных знаний по указанным в заявлении работам (услугам) в области оценочной деятельности в соответствии с образовательными программами, согласованными с лицензирующим органом, и др.

По результатам проверки должностным лицом (лицами) лицензирующего органа, осуществляющим проверку, составляется акт проверки в двух экземплярах, один из которых передается лицензиату. Если лицензиат не согласен с актом проверки, то он имеет право в течение 7 дней письменно представить свои замечания, которые прилагаются к акту проверки.

а) непредставление в срок документов, затребованных территориальным органом Минимущества России;

б) установление факта представления в территориальный орган Минимущества России недостоверной информации;

в) несообщение в установленный срок в территориальный орган Минимущества России об изменениях и дополнениях, внесенных в документы, явившиеся основанием для выдачи лицензии (с представлением подтверждающих документов);

г) отсутствие у лицензиата договора (страхового полиса) страхования гражданской ответственности оценщика;

д) обнаружение факта отсутствия в штате работника, имеющего документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний по указанным в лицензии работам (услугам) в области оценочной деятельности;

е) иные нарушения действующего законодательства об оценочной деятельности, в том числе Стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденных Постановлением N 519.

В случае обнаружения нарушения может быть вынесено:

решение, обязывающее лицензиата устранить выявленные нарушения с указанием срока их устранения; срок устранения не может превышать 6 месяцев;

предупреждение лицензиату о приостановлении действия лицензии; при этом лицензиат обязан исправить нарушения, которые могут повлечь приостановление действия лицензии;

решение об утрате юридической силы лицензии (в случае обнаружения в ходе проверки данных о ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя);

решение о приостановлении лицензии; лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений (два и более раза) или однократного грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий;

решение об обращении в суд с исковым заявлением об аннулировании лицензии.

Основанием для приостановления действия лицензии являются выявление лицензирующим органом неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий. В случае приостановления действия лицензии срок, на который выдана лицензия, не продлевается, плата за возобновление действия лицензии не взимается. Лицензиат обязан устранить обстоятельства, повлекшие за собой приостановление действия лицензии, и направить в лицензирующий орган заявление о возобновлении действия лицензии. Если в установленный срок указанные обстоятельства не будут устранены, лицензия в установленном порядке аннулируется.

Лицензирующий орган в течение 3 дней со дня получения заявления осуществляет проверку устранения лицензиатом указанных обстоятельств и по результатам проверки принимает решение о возобновлении либо о невозможности возобновления действия лицензии. Лицензия считается возобновленной с даты принятия лицензирующим органом соответствующего решения. Об указанном решении лицензиат уведомляется в 3-дневный срок со дня принятия решения.

Основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии указываются в реестре лицензий. Документ, подтверждающий устранение указанных обстоятельств, определяется лицензирующим органом при принятии решения о приостановлении действия лицензии. Для установления факта устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии, лицензиат имеет право требовать проведения независимой экспертизы.

Приостановление действия лицензии означает запрещение лицензиату заключать договоры о проведении оценки объекта оценки. Представление лицензиатом в установленный срок документов, свидетельствующих об устранении нарушений, послуживших причиной для приостановления действия лицензии, является основанием для возобновления действия лицензии. Действие приостановленной лицензии возобновляется с момента издания соответствующего приказа Минимущества России.

Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации.

Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда. Решение о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием не позднее чем через 3 дня со дня принятия решения.

Аннулирование лицензии влечет за собой прекращение права лицензиата осуществлять оценочную деятельность и исключение лицензиата из реестра лицензий.

В заключение отметим, что целью мероприятий по контролю за соблюдением оценщиками лицензионных требований и условий являются формирование рынка высококачественных услуг, предоставляемых оценщиками, и защита интересов потребителей этих услуг.

Департамента экономики

и регулирования оценочной деятельности

Минимущества России

Профессиональная деятельность в качестве оценщика в обязательном порядке подлежит лицензированию, которое утверждается Правительст­вом РФ. В Федеральном законе «Об оценочной деятельности в РФ» (ста­тья 24) установлено три основных требования к лицензированию оценоч­ной деятельности:

1) государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя (для юридического лица — наличие государственной регистра­ции в качестве юридического лица);

2) наличие документа об образовании, подтверждающего получение
профессиональных знаний в области оценочной деятельности (для юридического лица — наличие в штате не менее одного работника, имеющего соответствующий документ об образовании);

3) уплата сбора за выдачу лицензии на осуществление оценочной дея­тельности.

Орган, выдающий лицензию на осуществление оценочной деятельнос­ти, осуществляет контроль за соблюдением требований к осуществлению этой деятельности оценщиками в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в РФ» и законодательством Российской Фе­дерации о лицензировании.

Профессиональный оценщик и юридическое лицо могут быть лишены лицензии на осуществление оценочной деятельности. Отзыв лицензии на осуществление оценочной деятельности осуществляется на основании:

— признания в установленном законодательством Российской Федера­ции порядке недействительным факта государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;

— признания в установленном законодательством Российской Федера­ции порядке индивидуального предпринимателя или юридического лица банкротом;

— признания в установленном законодательством Российской Федера­ции порядке недействительным имеющегося у оценщика, являющегося ин­дивидуальным предпринимателем, документа об образовании, подтвержда­ющего получение профессиональных знаний в области оценочной деятель­ности; если оценщиком является юридическое лицо — признания недействи­тельным документа об образовании работника этого юридического лица при условии, что он один имеет документ об образовании, подтверждающий по­лучение профессиональных знаний в области оценочной деятельности;

— выхода данным оценщиком в своей деятельности за пределы прав, пре­доставленных ему лицензией на осуществление оценочной деятельности;

— несоблюдения требований, установленных законодательством Рос­сийской Федерации;

— решения суда, арбитражного суда, третейского суда.

Ходатайство об отзыве лицензии на осуществление оценочной дея­тельности может быть представлено уполномоченным органом, саморегулируемыми организациями, а также иными заинтересованными лицами.

Указанный перечень оснований отзыва лицензии на осуществление оценочной деятельности является исчерпывающим и не может быть изме­нен иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ».

Требования к проведению оценки в соответствии

Со стандартами оценки

Важнейшее место в нормативно-правовой и информационной базе оценочной деятельности занимают постановление Правительства Россий­ской Федерации от 6 июля 2001 г. № 519 об утверждении стандартов оцен­ки и стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценоч­ной деятельности (утвержденные этим постановлением).

Утвержденные постановлением Правительства РФ стандарты оценки являются обязательными к применению субъектами оценочной деятельно­сти при определении цели оценки, вида стоимости объекта оценки, подхо­дов к оценке и методов оценки, а также при проведении оценки имущества.

При проведении оценки объекта на основании определения суда, арби­тражного суда, третейского суда или решения уполномоченного органа по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Фе­дерации оценщик обязан использовать вид стоимости объекта оценки, указанный в соответствующем определении или решении.

При подготовке и составлении отчета об оценке оценщик обязан ис­пользовать информацию, обеспечивающую достоверность отчета об оцен­ке как документа, содержащего сведения доказательственного значения.

В стандартах оценки определена рыночная стоимость объекта оценки и приведены виды стоимости объекта оценки, отличные от ры­ночной стоимости.

Лицензия на оценочную деятельность

Кроме этого, в стандартах даны определения трех подходов к оценке имущества (затратного, сравнительного и доходного) и следующих терминов: «метод оценки», «дата проведения оценки», «цена», «аналог объекта оценки», «срок экспозиции объекта оценки», «итоговая величина стоимости объек­та оценки», «экспертиза отчета об оценке».

Метод оценки — способ расчета стоимости объекта оценки в рамках од­ного из трех подходов к оценке имущества.

Дата проведения оценки календарная дата, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки.

Цена денежная сумма, предлагаемая или уплаченная за объект оценки или его аналог.

Аналог объекта оценки — сходный по основным экономическим, матери­альным, техническим и другим характеристикам объекту оценки другой объ­ект, цена которого известна из сделки, состоявшейся при сходных условиях.

Срок экспозиции объекта оценки — период времени начиная с даты представления на открытый рынок (публичная оферта) объекта оценки до даты совершения сделки с ним.

Итоговая величина стоимости объекта оценки — величина стоимости объекта оценки, полученная как итог обоснованного оценщиком обобще­ния результатов расчетов стоимости объекта оценки при использовании различных подходов к оценке и методов оценки.

Экспертиза отчета об оценке — совокупность мероприятий по проверке соблюдения оценщиком при проведении оценки объекта оценки требова­ний законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и договора об оценке, а также достаточности и достоверности используе­мой информации, обоснованности сделанных оценщиком допущений, использования или отказа от использования подходов к оценке.

Проведение оценки имущества профессиональным оценщиком вклю­чает в себя следующие этапы:

а) заключение с заказчиком договора об оценке объекта (объектов)
имущества;

б) установление количественных и качественных характеристик объекта оценки;

в) анализ рынка, к которому относится объект оценки;

г) выбор метода (методов) оценки в рамках каждого из подходов к оцен­ке и осуществление необходимых расчетов;

д) обобщение результатов, полученных в рамках каждого из подходов к оценке, и определение итоговой величины стоимости объекта оценки
(согласование результатов, полученных в рамках разных подходов к оценке имущества);

е) составление и передача заказчику отчета об оценке.

Оценка объекта оценки может проводиться профессиональным оценщиком только при соблюдении требования к независимости оценщика, предусмотренного законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случае если он не отвечает указанному требованию, оценщик обязан сообщить об этом заказчику и отказаться от заключения договора об оценке.

При заключении договора об оценке оценщик обязан предоставлять заказчику информацию о требованиях законодательства Российской Фе­дерации об оценочной деятельности, в том числе о порядке лицензирова­ния оценочной деятельности, обязанностях оценщика, требованиях к до­говору об оценке и к отчету об оценке, а также о стандартах оценки.

Факт предоставления такой информации фиксируется в договоре об оценке.

Оценщик осуществляет сбор и обработку:

— правоустанавливающих документов, сведений об обременении объек­та оценки правами иных лиц;

— данных бухгалтерского учета и отчетности, относящихся к объекту оценки;

— информации о технических и эксплуатационных характеристиках объекта оценки;

— информации, необходимой для установления количественных и каче­ственных характеристик объекта оценки с целью определения его стоимо­сти, а также другой информации, связанной с объектом оценки.

Оценщик определяет и анализирует рынок, к которому относится объ­ект оценки, его историю, текущую конъюнктуру и тенденции, а также аналоги объекта оценки и обосновывает выбор таких аналогов для исполь­зования информации об их стоимости в расчетах стоимости оцениваемого объекта.

Оценщик осуществляет в отношении объекта оценки необходимые расчеты стоимости того или иного вида (вида стоимости, выбранного и обоснованного оценщиком) с учетом полученных количественных и качественных характеристик объекта оценки, результатов анализа рынка, к которому относится объект оценки, а также обстоятельств, уменьшаю­щих вероятность получения доходов от объекта оценки в будущем (рис­ков), и другой информации, которая важна для определения стоимости объекта оценки.

Оценщик при проведении оценки обязан использовать (или обосновать отказ от использования) затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке. Оценщик вправе самостоятельно определять в рамках каждого из подходов к оценке конкретные методы оценки. Оценщик на основе полученных в рамках каждого из подходов к оцен­ке результатов определяет итоговую (согласованную) величину стоимос­ти объекта оценки.

Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях в виде единой величины, если в договоре об оценке не предусмо­трено иное, например, с указанием точности расчетов и интервала воз­можных значений рассчитанной величины стоимости.

Итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете об оценке, составленном в порядке и на основании требований, установлен­ных Федеральным законом «Об оценочной деятельности в РФ», стандар­тами оценки и нормативными актами по оценочной деятельности уполномоченного органа по контролю за осуществлением оценочной деятельно­сти в Российской Федерации, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если с даты составления от­чета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев.

⇐ Предыдущая567891011121314Следующая ⇒

Лицензии

Внимание!

Очень часто к нам обращаются клиенты, которым по каким то причинам нужна лицензия на оценочную деятельность:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ N 128-ФЗ от 8 августа 2001 года (в редакции от 30.12.2008 N 309-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 18.07.2009 N 177-ФЗ)

Статья 18.

Переходные и заключительные положения (в ред.

Как вывести оценщика на чистую воду.

Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ).
п. 5.1. С 1 июля 2006 года прекращается лицензирование следующих указанных в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона видов деятельности:

  • оценочная деятельность ;

Таким образом, все требования различных органов особенно нотариусов предоставит лицензию, да еще и нотариально заверенную — не обоснованы. Оценочная деятельность не является лицензируемой .

В настоящие время регулирование оценочной деятельности осуществляется несколько иным способом:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года «ОБ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в действующей редакции гласит:

Статья 4. Субъекты оценочной деятельности (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 157-ФЗ)

Субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (далее — оценщики).

Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным статьей 15.1 настоящего Закона.

Лицензии

отменены с 01 июля 2008 года

Внимание!

Очень часто к нам обращаются клиенты, которым по каким то причинам нужна лицензия на оценочную деятельность:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ N 128-ФЗ от 8 августа 2001 года (в редакции от 30.12.2008 N 309-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 18.07.2009 N 177-ФЗ)

Статья 18. Переходные и заключительные положения (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ).
п. 5.1. С 1 июля 2006 года прекращается лицензирование следующих указанных в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона видов деятельности:

  • оценочная деятельность ;
  • .........

Таким образом, все требования различных органов особенно нотариусов предоставит лицензию, да еще и нотариально заверенную - не обоснованы. Оценочная деятельность не является лицензируемой .

В настоящие время регулирование оценочной деятельности осуществляется несколько иным способом:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "ОБ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в действующей редакции гласит:

Статья 4. Субъекты оценочной деятельности (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 157-ФЗ)

Субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (далее - оценщики).

Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным статьей 15.1 настоящего Закона.