Оперативно-розыскная характеристика преступлений совершаемых организованной преступностью


Концептуальный подход к современной организованной преступности иностранных граждан дает основание рассмотреть понятие оперативно-розыскной характеристики, имеющей принципиально важное значение для правильного конструирования уголовно-правовых мер и выработки организационно-тактических приемов и способов борьбы с оргпреступностью иностранцев ближнего и дальнего зарубежья. С позиции теории оперативно-розыскной деятельности в качестве базовых элементов для разработки оперативнорозыскных методик по выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, совершенных иностранцами, выступают «особенности оперативно-розыскной характеристики отдельных групп преступлений» .
В научной литературе по-разному рассматривается структура и содержание оперативно-розыскной характеристики. Д.В. Гребельский одним из первых рассматривал оперативно-розыскную характеристику «как совокупность ряда
информационных признаков, почерпнутых из различных информационных источников, входящих прежде всего в криминалистическую, криминологическую, психологическую, экономическую и другие характеристики преступлений» . Ю.М. Худяков содержание оперативно-розыскной характеристики представляет «как совокупность следующих элементов: преступление и его общественная опасность; способы приготовления к преступлению; способы совершения преступления; особенности оставления преступниками следов; личность преступника, сведения о закономерных связях преступления с другими» . Иными словами он включает в оперативно-розыскную характеристику сведения криминалистического и криминологического характера.
К.И. Фортуна в перечень элементов оперативно-розыскной характеристики предложил включить способ совершения и сокрытия преступления; обстоятельства, при которых оно готовилось и было совершено; особенности оставляемых преступником следов; личность преступника; сведения о закономерных связях преступления с другими . Таким образом, оперативно-розыскную характеристику он представляет в основном как криминалистическую характеристику преступления, что практически аналогично мнению Р.С. Белкина .
МДЧерненко под оперативно-розыскной характеристикой понимает «степень сосредоточения в ней информационно-поисковых качеств». По его мнению, оперативно-розыскная характеристика должна концентрировать в себе как можно больше различной информации (криминалистической, криминологической, уголовно-правовой, оперативно-тактической).
Н.П. Водько содержание оперативно-розыскной характеристики рассматривает как совокупность розыскной и иной информации, позволяющей по наиболее характерным устойчивым признакам изучать тенденции и процессы, происходящие в преступной среде . Он рассматривает оперативнорозыскную характеристику организованной преступности как состоящую из четырех элементов: структурно-функцио- нальные признаки ОПФ (структура ОПФ, тип ОПФ, уровень криминального развития, особенности формирования и т.д.);

личностные характеристики участников и лидеров ОПФ (качественные характеристики, состояние криминального формирования, психологическое состояние внутри ОПФ и т.д.); характер и способы противодействия деятельности ОПФ (сведения о противоправной деятельности ОПФ, направление криминальной активности ОПФ и т.д.); объекты и тактические следы преступных посягательств ОПФ (сведения об объектах преступного посягательства, позволяющие определить направление функционирования ОПФ, определить преступный замысел, установить сферу деятельности ОПФ).
Такое содержание оперативно-розыскной характеристики оргпреступности позволяет иметь достаточно объективную информацию криминалистического характера о деятельности организованного преступного формирования из числа граждан России, действующих в пределах Российской Федерации. Однако получить объективную информацию о состоянии оперативной обстановки по линии организованной преступности иностранных граждан только с учетом указанных элементов оперативно-розыскной характеристики будет недостаточно.
Ряд авторов рассматривают преступность иностранцев с учетом только криминологических характеристик, совершенных ими преступлений без учета других факторов, имеющих прямое значение для эффективной борьбы с преступностью иностранцев, что значительно сужает объем информации, характеризующей преступность иностранцев.
Анализ точек зрения ученых на содержание оперативнорозыскной характеристики преступлений показывает, что в целом они придерживаются мнения, что в качестве основных элементов оперативно-розыскной характеристики следует считать уголовно-правовую, криминалистическую, криминологическую и другие характеристики преступлений.
Таким образом, с учетом специфики многих преступлений, совершенных иностранными гражданами, начиная от субъекта совершения преступления (граждане других стран) до объекта преступных посягательств, при определении оперативно-розыскной характеристики преступлений, совершенных иностранцами, следует исходить прежде всего
из определения групп элементов, отражающих закономерности совершения либо подготовки к совершению преступлений. При этом, определяя содержание оперативно-розыскной характеристики, необходимо помимо общепринятых элементов (уголовно-правовая, криминалистическая и криминологическая характеристики) выделять «факультативные составляющие оперативно-розыскной характеристики» преступлений иностранцев в качестве поисковых признаков.
Факультативные признаки (элементы), входящие в содержание оперативно-розыскной характеристики преступлений иностранных граждан, можно условно разделить на два типа: внутренние, касающиеся формирования личности пре- ступников-иностранцев, и внешние, оказывающие влияние на поведение преступников-иностранцев.
К внутренним признакам, имеющим непосредственное отношение к формированию личности преступника-иност- ранца, следует отнести национальность, т.е. этнопсихологию нации, формирующую национальный характер, непосредственно влияющий на поведенческие функции иностранца-ин- дивида; мотивацию преступной деятельности, зачастую связанную с мотивацией приезда; положение в землячестве либо в этнической группе, определяющее роль иностранца при совершении преступлений (либо организатор, либо исполнитель, либо пособник и т.д.); закрытость внутренней структуры; наличие религиозной зависимости, т.е. зависимость поведения от нетрадиционных религиозных учений; трудовая специализация либо ее отсутствие; степень адаптации в новых условиях; криминальная направленность поведения и др.
К внешним признакам, оказывающим негативное влияние на поведение преступников-иностранцев, можно отнести: постоянную зависимость от организованных преступных щи, находящихся на родине, выражающуюся в форме контроля за поступлением денежных средств от преступной дальности; занятие противоправной деятельностью, вы- юдящую за пределы России (организация нелегальной им- шграции, продажа женщин и детей в сексуальное рабство,
сбыт наркотиков и т.д.); финансирование преступной деятельности из-за рубежа; влияние международных религиозных экстремистских организаций (например, наемничество и терроризм) и др.
Следовательно, оперативно-розыскную характеристику преступности иностранных граждан следует рассматривать как совокупность уголовно-правовых, криминалистических и криминологических характеристик преступлений, совершенных (совершаемых) иностранцами, а также факультативных признаков, касающихся формирования личности преступника-иностранца и влияющие на его поведение, имеющих значение для более эффективного использования оперативно-розыскных возможностей в предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений.
Уголовно-правовые характеристики преступности иностранцев как составной части оперативно-розыскной характеристики прежде всего свидетельствуют о наличии корыстной мотивации большинства преступлений, совершенных либо совершаемых иностранными гражданами.
Так, изучение уголовных дел, возбужденных по фактам совершения краж гражданами СНГ, показало, что длительность совершенных ими преступлений в 65% случаях составляла от одного года до трех и более лет, 24,7% - несколько месяцев и лишь 10,3% преступлений данного вида, включая однократные, продолжались менее одного месяца. Это объясняется тем, что около 70% граждан ближнего зарубежья после совершения преступления в России выезжают за ее пределы. В свою очередь для граждан стран дальнего зарубежья характерна многоэпизодная преступная деятельность, которая может подпадать под признаки продолжаемого, неоднократного преступления или совокупности преступлений, чем в значительной степени осложняется юридическая оценка содеянного (ст. 17,18 УК РФ). Основные признаки продолжаемого преступления выражаются в неоднократных тождественных действиях, которые имеют общую цель незаконного завладения имуществом и охватываются единым умыслом виновного . Кроме того, исследование показало, что для граждан стран дальнего зарубежья свойственна устойчивая
мотивация корыстных преступлений, что связано, во-первых, со спецификой их нахождения в России (временно, нелегально); во-вторых, с наличием профессиональных преступных навыков и приверженности к «выбранной специальности»; в-третьих, с достаточно ограниченным кругом их преступных связей за пределами землячества, что затрудняет совершение ими преступлений различных видов.
Таким образом, в зависимости от особенностей корыстного мотива и его устойчивости длительность и интенсивность преступной деятельности иностранных граждан являются доминирующими уголовно-правовыми признаками преступности иностранцев, что представляет большую общественную опасность и требует от органов внутренних дел дополнительных усилий по ее установлению и пресечению.
Важным уголовно-правовым признаком, характеризующим преступность иностранных граждан, является групповая и рецидивная преступность. В целом по России более 40% преступников из числа российских граждан действуют в составе групп . Однако этот показатель можно принять только в качестве сравнения с групповой преступностью иностранных граждан, в частности из стран СНГ.
Исследование этой проблемы в ряде крупных городов России, которое показало, что такие преступления, как кражи, грабежи, незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также незаконное изготовление, приобретение, хранение, пересылка, перевозка либо сбыт наркосредств или психотропных веществ в группах значительно чаще совершают граждане ближнего зарубежья из Азербайджана, Армении, Грузии и Таджикистана - 65-89%.
Криминологическое исследование иностранной преступности констатирует, что масштаб преступной деятельности этнических групп позволяет отнести их к многофункциональным преступным сообществам, действующим как на территории России, так и за ее пределами. Учитывая всевозрастающий профессионализм участников ОПГ из числа иностранцев, высокий уровень конспирации, этническую закры
тость, существование языкового барьера, можно сделать вывод, что этнические организованные преступные группы являются трудноуязвимыми для правоохранительных органов и это «в совокупности обусловливает их высокую латентность» . Поэтому снижение, например, количества преступлений, совершенных иностранными гражданами дальнего зарубежья за последние 10 лет почти в два раза при многократном увеличении (с 1,5 до 7 и более млн) количества нелегалов-иностранцев, не отражает реальной картины и свидетельствует прежде всего о неэффективности борьбы с преступностью иностранцев.
Динамика преступлений, совершенных иностранными гражданами за последние 10 лет, показала, что увеличение в два раза преступности граждан стран СНГ, обусловливается комплексом причин социально-политического и экономического характера (высокая безработица в бывших республиках Союза ССР, политическая нестабильность, низкий уровень жизни населения, практически неконтролируемая их внут- рироссийская миграция, отсутствие социальных условий в местах проживания мигрантов, серьезные просчеты в паспортном режиме и регистрации, отсутствие четкой миграционной политики, коррумпированность органов власти и др.).
В преступности иностранных граждан активизировалась международная составляющая, т.е. удельный вес преступлений, совершенных организованными преступными группами, имеющими международный характер либо совершившими международные преступления. Тем самым изменилась направленность деятельности криминальных иностранных структур, произошло «их внедрение в легальную экономику, образование собственной ниши в мировой криминальной экономике» , расширение межрегиональных и международных связей за счет востребованности таких преступлений, как нелегальный наркобизнес, торговля оружием сексуальная эксплуатация детей и женщин и др.
Как правило, преступным группам из числа граждан стран СНГ присуще совершение общеуголовных преступлений (убийства, кражи, разбои, грабежи, мошенничества и другие), в то время как для граждан стран дальнего зарубе
жья более свойственны преступления, выходящие за пределы России (наркобизнес, торговля женщинами для занятий проституцией, нелегальная иммиграция, контрабанда, незаконный вывоз металла, древесины, и др.), имеющие явные признаки организованности и транснациональности, что свидетельствует о высокой степени их общественной опасности. Причем для преступности иностранцев дальнего зарубежья в большей степени, чем для деяний граждан СНГ, характерны негативные последствия, связанные прежде всего с безопасностью государства и охраной общественного порядка (торговля оружием, наркотиками, создание и участие в незаконных вооруженных формированиях, их финансирование; разжигание межнациональной вражды, распространение религиозно-экстремистских учений, захват заложников, терроризм и др.).
Исходя из исследования можно выделить следующие группы криминогенных факторов, влияющих на оперативнорозыскную характеристику преступности иностранных граждан.
Первая группа - внутриполитические и внутригосударственные факторы: резкое обострение межнациональных конфликтов и, как следствие, вынужденная миграция огромной массы людей; ослабление паспортно-визового режима; бесконтрольность передвижения и, как результат, высокая криминальная миграция внутри России; отсутствие четкой миграционной политики и соответствующих норм в законодательстве России, «не позволяющих привлекать к уголовной ответственности организаторов и пособников нелегальной миграции» .
Вторая группа - экономические факторы: расширение внешнеэкономических связей и проникновение на внутренние рынки России различного рода иностранных фирм и преступников-иностранцев; развитие частных банковских структур и появление возможностей для облегчения легализации преступных капиталов; растущий спрос на иностранную рабочую силу, в частности в городе Москве, и появление большого количества иностранных мигрантов из стран СНГ (Узбекистана, Таджикистана, Молдавии, Киргизии и др.).

Третья группа - социально-демографические факторы: затянувшиеся процессы социально-экономических преобразований в странах СНГ и, как следствие, увеличивающаяся прослойка людей, живущих ниже черты бедности, способных к совершению ситуативных преступлений; безработица; высокая рецидивность; падение нравственности; стремление любым способом добыть средства к существованию либо для организации собственного бизнеса; высокая концентрация иностранцев в крупных городах России.
Четвертая группа факторов - это неэффективная правоохранительная деятельность: недостаточная квалификация сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел; отсутствие научных разработок и методик по использованию всего спектра агентурно-оперативной работы в этом направлении; недостаточно эффективное взаимодействие как между оперработником и субъектами оперативнорозыскной деятельности, занимающимися проблемой борьбы с преступностью иностранцев, так и международного сотрудничества в сфере ОРД.
На преступность граждан дальнего зарубежья серьезно влияют такие криминологические факторы, как активизация преступной деятельности транснациональных преступных групп; деятельность международных террористических организаций; влияние международных религиозно-экстре- мистских организаций на разрастание межэтнических конфликтов; несогласованность международного сообщества в борьбе с транснациональной организованной преступностью, вовлечение криминальных структур в миграционные процессы и создание на этой основе прибыльного бизнеса.
Среди криминологических факторов, влияющих на преступность иностранных граждан, следует отметить мотивацию их приезда в Россию. Исследование показало, что устойчивые криминальные установки на совершение преступлений в России имеют 20% иностранцев и прибывают они именно с этой целью (криминальный мотив), 45% иностранцев приезжают, чтобы заняться определенной трудовой деятельностьн для удовлетворения своих материальных потребностей (социально-экономический мотив). Однако, постоянно соприкасаясь
с криминогенной средой, часть лиц этой категории (по оперативным данным, порядка 15-20%, из них иностранцы дальнего зарубежья составляют около 60%) склонны к совершению ситуационных преступлений, как правило, тяжких.
Значительную часть (около 20%) иностранцев как ближнего, так и дальнего зарубежья составляют лица, которым не удалось адаптироваться в новых для них условиях, - это иностранцы-маргиналы и нелегалы, в основной массе склонные к совершению преступлений. Это потенциально криминогенная среда, большое влияние на которую имеют лидеры ОПГ, вербующие участников совершения преступлений.
В структуре преступности иностранцев ближнего зарубежья организованная преступность, по оперативным данным, составляет примерно 30%. В основном в сферу их преступлений входят действия с наркотиками, контрабанда, кражи и угоны автомобилей, преступления в сфере экономики и др. В то же время организованная иностранная преступность граждан дальнего зарубежья составляет порядка 80%. Это объясняется прежде всего характером и видами совершаемых ими преступлений в большинстве своем имеющих транснациональный характер. Например, данные, полученные из самых различных источников, в основном средств массовой информации, указывают на явную тенденцию разрастания торговли людьми. Для России проблема торговли людьми, особенно на Дальнем Востоке, приобретает все более острый характер. В Китае, по некоторым данным, находится до 10 тыс. российских граждан, используемых в качестве «живого товара». Более 5 тыс. проституток, женщин граждан России, были завербованы на Дальнем Востоке России для занятия сексбизнесом в Таиланде.
Процессы интернационализации преступности, т.е. возрастание в ней удельного веса иностранных и международных элементов, объективно свидетельствуют об изменении тенденций в развитии криминальной ситуации, связанной с иностранцами. В первую очередь это привело к оживлению миграционных потоков иностранных граждан в целях занятия преступной деятельностью (криминальной миграции).

Для граждан стран СНГ характерна высокая криминальная миграция внутри России, которая объясняется прежде всего географической близостью с Россией и возможностью практически беспрепятственного пересечения ее границы; постоянным проживанием на ее территории крупных диаспор, выходцев из бывших республик России; исторически сложившимися экономическими интересами стран Содружества с Россией. Так, высокий уровень преступности граждан СНГ характерен для нефтяных регионов России - 7,8% (Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО), а также регионов, граничащих с Китаем, Литвой, Финляндией, Монголией, Украиной и Казахстаном, - 11% (Алтайский, Приморский, Хабаровский края, республики Бурятия и Тыва, Белгородская, Иркутская, Калининградская, Омская, Оренбургская и Челябинская области) .
Рассматривая криминальную миграцию граждан дальнего зарубежья как криминологический фактор, влияющий на преступность, следует отметить, что основными ее условиями являются: высокий удельный вес среди них (до 80%) лиц, нелегально проживающих в Российской Федерации; криминальная активность организованных преступных групп из числа граждан Китая, Вьетнама, Турции, Афганистана и др.; территориально-региональный характер преступности граждан стран дальнего зарубежья, зависящий от близости к государственной границе, крупным городам с их широким спектром возможностей, а также экономического уровня региона и наличия сформированной инфраструктуры.
В криминальной миграции граждан дальнего зарубежья мы выделяем такую качественно новую оперативно-розыск- ную характеристику, зависящую от ряда факторов, как транснациональность. Практически все виды преступлений международного характера: незаконный оборот наркотических средств, похищение и контрабанда культурных ценностей, незаконная торговля оружием, терроризм, кражи транспортных средств, торговля женщинами и детьми и другие - неразрывно связаны с внешней миграцией иностранцев, что позволяет выделить закономерность транснациональной организованной преступности - порождать нелегальную имми-
рацию, влиять на ее интенсивность, определять потоки и герритории перемещения. В качестве примера можно привести проблему распространения наркотиков в России. Существенное влияние на нее оказывает нелегальное присутствие на ее территории сотен тысяч граждан зарубежных стран. Это подтверждается увеличением в два раза за последнее пятилетие масштабов транзитного перемещения наркотиков через Россию из Афганистана, Таджикистана, Азербайджана, Казахстана и Китая в Западную Европу и дальнейшим расширением международной кооперации криминальных структур в организации контрабандных поставок наркотиков.
Международный наркобизнес осуществляет активную раббту по включению в сферу своего влияния российского рынка для обеспечения регулярных прямых поставок наркотиков, отмывания наркодолларов и освоения новых маршрутов транзита из стран Латинской Америки, Юго-Восточной и Юго-Западной Азии. Параллельно с этим в России практически завершен процесс формирования «собственной» наркомафии, включающей в себя организацию производства, переработку, транспортировку и распространение наркотических средств в общенациональном масштабе. В большинстве крупных городов страны действуют устойчивые наркогруппировки из числа иностранных граждан. За период 2000-2005 гг. удельный вес совершенных ими преступлений, связанных с наркотиками и по которым возбуждены уголовные дела, возрос с 5,8 до 18,8%.
Раскрытие преступлений, совершенных иностранными гражданами, имеет свою криминалистическую специфику. Как было отмечено, после совершения тяжких и особо тяжких преступлений, лица их совершившие (в первую очередь граждане СНГ), выезжают за пределы России. Это создает большие трудности для оперработников и следствия по сбору доказательств их причастности к преступлению, проведению опознаний, работе со свидетелями, проведению следственных и ОРМ на месте совершения преступления, выдвижению версий и т.д.
Криминалистические характеристики как элемент оперативно-розыскной характеристики преступности иностран
ных граждан включают в себя информацию об объектах и целях преступного посягательства, о способе, механизме и обстановке совершения преступлений иностранными гражданами; информацию об организованном преступном сообществе «как о специфическом и одном из главных элементов анализируемой преступной деятельности» , а также об организации и структуре ОПФ из числа иностранцев; информацию о членах преступной группы.
Таким образом, структурно оперативно-розыскная характеристика преступности иностранных граждан не совпадает со структурой аналогичной характеристики преступлений, совершенных не иностранными гражданами. Она намного сложнее, так как в качестве самостоятельного элемента дополнительно включает в себя факультативные составляющие оперативно-розыскные характеристики, влияющие на поведенческие функции иностранных граждан. К ним относятся: закрытость внутренней структуры ОПГ и быстрая адаптация форм ее преступной деятельности к национальной политике и защитным механизмам страны пребывания; транснациональный характер преступной деятельности ОПГ из числа иностранцев, так как многие преступления, совершенные ими, выходят за пределы Российской Федерации, что делает их более общественно опасными не только для России, но и для международного сообщества; тесная связь с криминальными структурами за рубежом, что ведет к постоянной детерминации преступности иностранцев; основной состав организованных преступных групп - это иностранцы, прибывшие в Россию для занятия криминальным бизнесом, т.е. речь идет о специальной мотивации приезда в Россию; высокая степень организованности как для эффективного противодействия уголовному преследованию, так и для монополизации конкретных видов преступлений в России, активного внедрение в легальную экономику, образования собственной ниши в мировой криминальной экономике.
Оперативно-розыскная характеристика преступности иностранных граждан позволяет оперативным подразделениям органов внутренних дел, занимающихся проблемой иностранной преступности, формировать и целенаправленнс
использовать гласные и негласные методы ОРД; планировать проведение оперативно-розыскных мероприятий; расширить возможности по документированию преступной деятельности иностранных граждан в рамках дел оперучетов.

Наиболее частым поводом к возбуждению уголовных дел рассматриваемой категории является непосредственное обнаружение органами дознания признаков преступления в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности.

Данный вид деятельности закреплен и регламентирован Федеральным законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», который определяет ее содержание и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ).

Оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая гласно и негласно, проводится в целях обеспечения защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 Закона «Об ОРД»).

При наличии сведений о фактах совершения противоправных действий, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, в целях выявления таких действий, а также лиц и преступных групп, в них участвующих, ст. 6 Закона «Об ОРД» дает возможность осуществлять целый комплекс розыскных мероприятий.

Наиболее часто применяемыми в таких ситуациях являются:

· проверочная закупка;

· наблюдение;

· обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

· контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

· прослушивание телефонных переговоров;

· контролируемая поставка.

Принятие решения о проведении того или иного оперативно-розыскного мероприятия должно быть обоснованным. Основаниями для проведения вышеуказанных мероприятий являются:

1. Наличие возбужденного уголовного дела и поручения следователя по нему, адресованного оперативным работникам. При этом в поручении не должно содержаться указаний на конкретные средства и методы проведения оперативно-розыскной деятельности. Оно должно носить характер постановки общей задачи перед органом дознания о проведении розыскных мероприятий, а орган дознания самостоятельно определяет мероприятия и формы их проведения;

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого или совершенного противоправного деяния, связанного с незаконным оборотом наркотиков, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Основные группы наркотических средств, находящихся в незаконном обороте, их виды и характеристика. Источники поступления наркотиков в незаконный оборот. Способы потребления наркотиков. Поведенческие признаки лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества. Симптомы наркотического опьянения. Юридическая фиксация факта наркотического опьянения.

Основные группы наркотических веществ:

  • Опиаты (морфин, героин, кодеин, метадон, трамал…)
  • Стимуляторы (кокаин, амфетамин, метамфетамин, никотин, кофеин…)
  • Депрессанты (алкоголь, барбитураты, бензодиазепины, седативные вещества…)
  • Марихуана (гашиш, тетрагидроканнабиол…)
  • Психоделики (LSD, DMT, DOB, 2C-B, айяхуаска, псилоцибин, мескалин…)
  • Диссоциативы (DXM, PCP, кетамин…)
  • Антихолинолитики (циклодол, тарен, дурман, мандрагора…)
  • Летучие растворители (клей, дихлорметан, бензин, хлороформ…)

· Вредное воздействие наркотических средств на организм человека

· 2.1 Варианты состояния наркотического опьянения

· В общем виде можно говорить о двух типичных вариантах состояния наркотического опьянения:

· 1. С преобладанием явлений торможения. Наблюдается общая вялость, сонливость, иногда ᴨȇреходящая в сон, который в зависимости от вида наркотика может быть поверхностным, легко прерываемым или глубоким с тяжелой обездвиженностью. Видимы затруднения при попытках общения, бледность, замедленность, нечеткость, иногда полная неразборчивость речи, замедленность движений, нарушение их координации, равновесия, походки, эмоциональная заторможенность, подчас безразличие, апатичность.

· 2. С преобладанием явлений возбуждения нервной системы. Выражается в психическом и двигательном возбуждении - поведенческая расторможенность с размашистыми, плохо координированными движениями, повышенная, а нередко избыточная активность, суетливость, непоследовательность в действиях, затрудненная концентрация внимания, повышенная отвлекаемость, убыстренность речи, многословие с частым уходом от темы разговора, ответами невпопад, повышенный фон настроения, веселость, чрезмерная смешливость, беспричинный, часто внезапный смех. Возбуждение может усиливаться, сопровождаться раздражительностью, гневом по незначительному поводу, агрессивностью, драчливостью. При наркотическом опьянении частота пульса резко меняется в сторону замедления или ускорения, кожные покровы бледнеют или краснеют, наблюдается усиленное слюноотделение либо чрезмерная сухость кожи и слизистых оболочек, опьяневший часто облизывает ᴨȇресохшие губы, голос садится, глаза становятся мутными, и наливаются кровью или лихорадочно блестят. Меняется ширина зрачков от «точечных» до огромных-«во все глаза». Нарушается мышление-способность к пониманию, осмыслению происходящего вокруг, анализу, общению, формулировке мнений, оценок, суждений.

· 2.2 Симптомы при употребление наркотических средств

· У лиц, употребляющих наркотики, во внешнем облике отмечаются:

· - значительное похудение или прибавление в весе;

· - появление сальности кожи лица;

· - пигментация;

· - покраснение кожи;

· - отеки, круги, «мешки» под глазами, их блеск или тусклость;

· - желтеют и быстро портятся зубы;

· - имеются следы от уколов.

· У человека злоупотребляющего наркотиками, постеᴨȇнно происходят личностные изменения, ведущие к развитию таких качеств, как лживость, безразличие к окружающим, безответственность, черствость, и др. На более поздних этапах наркотизации наблюдается резкое сужение круга жизненных интересов. Наркоман начинает жить исключительно интересами наркотизации. Хронический наркоман не способен к систематическим нагрузкам, старается уклониться о любого вида труда.

· Чрезвычайной ситуацией для хронического наркомана является абстиненция, то есть состояние, вызванное отсутствием наркотиков. У него резко ухудшается самочувствие, развивается озлобленность и агрессивность, появляется желание получить дозу наркотиков любой ценой, не взирая на возникшие препятствия. В этом состоянии наркоман очень опасен, так как ради получения наркотиков он готов совершить насилие, кражу или иное противоправное деяние

Предупреждение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Характеристика обстоятельств, способствующих совершению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, меры по их выявлению и устранению. Выявление лиц, незаконно потребляющих наркотические средства, а также склонные к совершению преступлений, связанных с НОН, и организация профилактической работы с ними.

Предупреждение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков позволит снизить не только уровень их проявлений, но и уровень смертности и болезней населения, оптимизировать социальную ситуацию в обществе, повысить авторитет государства в мире. Именно поэтому государство сосредотачивает усилия как на предупреждении и пресечении незаконного оборота наркотических средств, наказании лиц, виновных в "наркотических" и связанных с ними преступлениях, так и на лечении наркоманов, проведении с ними реабилитационных мероприятий.

В настоящее время проводится разъяснительная работа с населением, пропагандирующая здоровый образ жизни и отказ от принятия наркотических средств. Способы такой работы различны, например:

Регулярные встречи и беседы с различными группами населения специалистов, осуществляющих противодействие распространению наркотиков, борьбу с этим социальным злом, обеспечивающих лечение наркоманов;

Специализированные теле- и радиопрограммы, рубрики, выступления в средствах массовой информации о вреде незаконного оборота и употребления наркотических средств;

Распространение разнообразных предметов агитационного характера (рекламок, буклетов, листовок и т.п.);

Проведение направленной предупредительной работы с отдельными категориями граждан, находящихся в "зоне риска" (несовершеннолетними и молодежью, маргиналами и др.);

Обеспечение согласованных усилий субъектов, на которые возложена обязанность противодействовать незаконному обороту наркотиков и бороться с преступностью данного вида;

Устранение источников и сырьевых возможностей для незаконного изготовления и распространения наркотических средств и их прекурсоров.

Индивидуальное предупреждение злоупотреблений наркотическими средствами и преступлений на этой почве осуществляется в следующих направлениях:

Выявление лиц, злоупотребляющих наркотиками и склонных к совершению на этой почве преступлений;

Устранение причин и условий индивидуального антиобщественного или противоправного поведения;

Устранение конкретных обстоятельств, приводящих к употреблению ими наркотиков;

Осуществление наблюдения и обеспечение иного социального контроля за поведением и образом жизни лиц, злоупотребляющих наркотиками и склонных на этой основе к правонарушающему поведению;

Осуществление в отношении указанных выше лиц мер воспитательного, медицинского, правового и иного характера с целью недопущения правонарушающего поведения с их стороны.

Важное значение в предупреждении незаконного оборота наркотиков имеет противодействие совершению наркоманами отдельных видов преступлений, предметно и мотивационно связанных со злоупотреблением наркотическими средствами.

Особенности раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Первоначальные и последующие ОРМ при раскрытии преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Особенности раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
Начальная стадия раскрытия преступления связанного с незаконным оборотом наркоти-ков - операция по задержанию. Основанием для применения задержания является совершение лицом преступления или административного правонарушения связанного с наркотиками. Це-лью является предупреждение возможности скрыться правонарушителю и воспрепятствование совершению им противоправных действий.
В зависимости от ситуацию-задержание может быть открытым или легендированным, глас-ным и негласным. При открытом задержании подозреваемому сразу сообщаются факт и причи-на его задержания, после чего он доставляется в орган внутренних дел; при легендированном - подозреваемый доставляется в ГОРОВД под каким-либо благовидным предлогом и только там ему сообщается о задержании и его причине; при гласном - процедура задержания не маскиру-ется от окружающих; негласном -задержание производится скрытно.
Перед проведением задержания правонарушителей, за незаконный оборот наркотиков опера-тивные работники должны обеспечить участие в задержании следователя, предварительно со-гласовать с ним все возможности получения доказательств. изобличающих преступников. При проведении задержания действия оперативных работников должны быть направлены не только на изъятие наркотических средств, но и на принятие оперативных и процессуальных мер к до-казыванию факта их принадлежности подозреваемому, установлению источников и каналов поступления наркотиков.
Задержание в связи с незаконным оборотом наркотиков сопряжено с определенными труд-ностями, что обуславливается стремлением задерживаемого в момент опасности освободиться от наркотиков.
Необходимым условием эффективности задержания является неожиданность его проведения как для задерживаемого, так и для остальных членов преступной группы.
Планирование операции по задержанию основывается на данных о личностных и поведенче-ских особенностях задерживаемых. результатах изучения района и конкретного места предпо-лагаемого задержания. Планом определяется:
- цель операции (поимка с поличным, пресечение заготовки сырья и т.п.);
- время и место ее проведения;
- количество и характер оперативных групп и их численность;
- способы маскировки, форма одежды, виды вооружения и спецсредств;
- порядок производства неотложных следственных действий, проводимых в процессе задержания. С целью правильного и результативного проведения задержания рекомендуется:
- включать в группу задержания большее число тщательно проинструктированных работни-ков милиции, чем задерживаемых (как правило в два-три раза);
- привлекать представителей общественности, обращая особое внимание на необходимость визуального наблюдения за действиями задержанных;
- задержание производить в малолюдных местах или на открытой местности.
- использовать момент внезапности, блокировать руки задерживаемого и его сообщников;
- по возможности проводить кино- видео- или фотосъемку процесса задержания.

Контрольная работа
Тема: Оперативно – розыскная характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров

Выполнил:

Проверил:

Содержание
Введение………………………………………………………… ………………3

    Понятие наркотических средств и психотропных веществ……………6
    Общественная опасность незаконного оборота наркотиков и его основные понятия…………………………………………………………9
    Организация оперативно-розыскной деятельности в сфере борьбы
с незаконным оборотом наркотиков…………………………………….13
Заключение…………………………………………………… ………………….17
Список литературы………………………………… …………………………....19

Введение
Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ в России с каждым годом приобретает все более значительные масштабы. Увеличение числа больных наркоманией закономерно влечет за собой рост совершенных преступлений, связанных с наркотиками, а, следовательно, и преступных доходов. Гигантские прибыли от торговли наркотиками порождают заинтересованность организаторов и исполнителей преступлений в постоянном совершенствовании механизма преступной деятельности, особенно связанной с распространением наркотиков. Отсутствие четкой правовой регламентации оборота наркотических средств и психотропных веществ отнюдь не способствовало борьбе с этим гибельным для любой нации социальным злом.
Важнейшим этапом регулирования правоотношений, связанных с охраной здоровья граждан, государственной и общественной безопасности, стало принятие Федерального закона от 8 января 1998 г. "О наркотических средствах и психотропных веществах". Закон вступил в действие 16 апреля 1998 г. Таким образом, правовую базу регулирования оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (веществ, часто используемых при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенных в соответствующий Перечень) пополнил Федеральный закон.
Указанный Федеральный закон установил правила оборота наркотических средств и психотропных веществ на территории РФ, определил, что все наркотические средства и психотропные вещества должны быть определены в соответствующие Списки, которые утверждаются Правительством РФ.
Серьезной проблемой современной России является немедицинское употребление наркотических средств и их незаконный оборот. Темпы наркотизации общества приобрели глобальные масштабы, создали угрозу целостности российского генофонда и безопасности государства. По экспертным оценкам более двух третей лиц, употребляющих наркотики и психотропные вещества, имеют возраст до 30 лет. Из года в год набирает темпы подростковая и школьная наркомания. Будучи известными, человечеству с давних времен, наркотики и прочие одурманивающие вещества существовали как элементы быта или различных субкультур. С первой четверти прошлого века наркотики применялись, в основном, как средства обезболивания. Позднее они завоевали популярность в немедицинской сфере, пугая общественность примерами тяжелого пристрастия, которое возникает у их поклонников.
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена организованностью преступной деятельности в сфере незаконного оборота наркотиков. В последние десятилетия наркоситуация в России резко обострилась, немедицинское потребление наркотиков распространилось повсеместно и уже не является проблемой крупных городов и морских портов. По данным социальных исследований, около 4 миллионов россиян пробовали наркотики. Почти две трети потребителей наркотиков - лица в возрасте до 30 лет. Бурными темпами растет детская и подростковая наркомания, за последние 5 лет количество наркоманов в России возросло примерно в 3,5 раза. В связи с этим борьба с наркотизмом превратилась в одно из приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов 1 .
Незаконный оборот наркотиков в России в настоящее время принимает организованный характер. Преступные группы активно налаживают пути беспрепятственной доставки наркотиков не только в крупные города и центры, но и в сельскую местность, вовлекая в процесс немедицинского потребления наркотиков молодежь. Предпринимаемые государственными силовыми структурами меры по противодействию наступлению наркотизму до сих пор не приносят желаемых результатов. Как феномен российской практики борьбы с этим злом можно отметить противодействие наркодельцам со стороны представителей «теневого бизнеса», препятствующих распространению наркотиков в целых регионах России 2 .
Понятно, что организовать противостояние наступлению наркотиков без фундаментальных исследований закономерностей функционирования преступных групп, занимающихся незаконным оборотом наркотиков, невозможно. Исследования в этой сфере должны проводиться в разных направлениях и на различных уровнях, начиная от общеполитических, социальных и заканчивая узкоспециальными.
Цель контрольной работы изучение характера и причин преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ, а также изучение составов преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и определение приоритетных направлений борьбы с данными преступлениями.
Объект исследования - преступная деятельность в сфере незаконного оборота наркотиков и сопровождающая ее деятельность правоохранительных органов в выявлении, раскрытии и расследовании преступлений в этой сфере.
Предмет исследования - особенности преступного оборота наркотических средств и нормы законодательства, предусматривающие ответственность за данный вид преступлений.

    Понятие наркотических средств и психот ропных веществ
Наркомания в России получила в последние годы значительное развитие, что отрицательно сказывается на здоровье населения. В Уголовном кодексе содержится шесть статей, предусматривающих ответственность за преступления, связанные с распространением наркотиков: ст. 228 УК устанавливает ответственность за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ, ст. 229 за хищение либо вымогательство таких средств или веществ, ст. 230 за склонение к их потреблению, ст. 231 за незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества. Ст. 232 карает за организацию либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ, ст. 233 за незаконную выдачу либо подделку рецептов или иных документов, дающих право на получение таких средств или веществ. Наиболее часто возбуждаются дела по ст. 228 УК, поэтому далее речь пойдет в основном о методике расследования преступлений, предусмотренных именно этой статьей 3 .
Наркотическими средствами признаются вещества, оказывающие стимулирующее, возбуждающее, угнетающее, галлюциногенное воздействие на центральную нервную систему человека. Под психотропными понимаются природные или синтетические вещества, оказывающие стимулирующее или депрессивное воздействие на центральную нервную систему человека, включенные в списки международных конвенций Венскую конвенцию о психотропных веществах 1971 г. и Конвенцию ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.
Перечень наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых запрещен или ограничен в Российской Федерации, утвержден постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. Перечень содержит два списка. В списке № 1 названы наркотические средства, оборот которых запрещен в соответствии с законодательством России и ее международными договорами. В нем значится 153 наименования, в том числе гашиш, героин, лист коки, маковая соломка, опийный мак и др. Список № 2 содержит перечень наркотических средств, оборот которых ограничен, в связи с чем согласно законодательству РФ и ее международными договорами устанавливаются меры контроля. Всего в списке 45 наименований, среди которых амфетамин, кодеин, кокаин, морфин, омнопон и др.
Все наркотические средства подразделяются на две группы: растительного и синтетического происхождения. Сырьем для производства первых служат конопля, мак, лист коки и др.
Для изготовления наркотических средств практически пригодны все сорта конопли, однако наибольшую наркотическую активность имеет дикая конопля, произрастающая в южных регионах и на Дальнем Востоке. Для удобства транспортировки и повышения наркотической активности конопля подвергается переработке. После простого измельчения стеблей получают марихуану (жаргонные названия: травка, дурь, план, клевер, сено, нот, грас, хей). Она представляет собой измельченные верхушки стебля и листьев. Эта масса имеет цвет от светло-зеленого до коричневого и употребляется обычно путем курения. Из марихуаны вырабатывается гашиш (жаргонное название: опилки, план, дурь). При этом марихуану просеивают для удаления частиц стебля, а оставшуюся массу спрессовывают в виде таблеток, пилюль, плиток. Иногда из нее изготовляют пасту. Цвет гашиша от светло-зеленого до коричневого, он обладает характерным запахом 4 .
Наркотические средства и психотропные вещества на российский подпольный рынок попадают из различных источников. Многие производятся в специально организованных подпольных мини-заводах, создаваемых в химических лабораториях научно-исследовательских учреждений, высших учебных заведений, а также в частных домовладениях и квартирах. Значительная часть наркотиков похищается на предприятиях фармакологической промышленности, изготавливающих лекарственные препараты. Важным источником поступления наркотиков на подпольный рынок являются лечебные учреждения, где создаются неучтенные запасы под видом списания препаратов с просроченными сроками годности, а также путем замены наркотиков другими лекарствами. Значительное количество наркотиков приобретается через аптеки по поддельным медицинским рецептам. В последние годы наркотики стали поступать контрабандным путем из-за рубежа, особенно из Средней Азии, с Ближнего Востока и даже из Северной Америки 5 .
    Общественная опасность незакон ного оборота наркотиков и его основные понятия
Проблемы, связанные с незаконным оборотом наркотических средств в России и в мире, являются многоаспектными и приобретают все большую актуальность. Распространение наркотических средств, их объемы и последствия создают существенную угрозу здоровью населения, подрывают экономический потенциал, негативно влияют на демографическую ситуацию в мире и правопорядок в государстве. Уже сейчас отмечается серьезное негативное влияние потребления наркотических средств на новые поколения, поскольку их основной удар приходится на молодежь (80% их потребителей составляют молодые люди в возрасте до 25 лет). Наблюдается существенное снижение качества физического, психического и нравственного здоровья населения России, его репродуктивных возможностей. Происходит самоизоляция потребителей наркотических средств от жизни общества, дезадаптация и деградация их личности и тем самым подрыв экономики, гражданской жизни, обороноспособности страны.
Потребление наркотических средств и их незаконный оборот обусловливают расширение зоны повышенного социального и криминального риска: распространение болезней, связанных с иммунодефицитом и ВИЧ-инфекциями, венерическими болезнями, суицидальными попытками, увеличение контингента лиц с повышенной виктимностью. Инициируется также мотивация корыстной, корыстно-насильственной и иной связанной с этими явлениями преступности 6 .
Безусловно, это не исчерпывающий перечень негативных последствий, связанных с незаконным оборотом и потреблением наркотических средств. По экспертным оценкам, только экономический ущерб такого оборота и потребления составляет около 15% внутреннего валового продукта России. Отмечается высокая прибыльность наркобизнеса в России, составляющая от 400 до 1000%. По данным, приведенным на 2-м Международном конгрессе по противодействию наркотикам, состоявшемся в июне 2003 г., доходы преступников от незаконного оборота наркотиков в России составляют 8-10 млрд. долларов США. Подобные доходы, безусловно, определяют привлекательность этого вида преступной деятельности, влияют на преступную консолидацию и порождают транснациональный характер наркобизнеса 7 .
Таким образом, распространение и употребление наркотиков в России, наркотизация населения становятся общенациональной проблемой, которая по своим долгосрочным последствиям относится к категории прямых угроз национальной безопасности.
Преступления, совершаемые в сфере незаконного оборота наркотиков, включают следующие противоправные действия:
- незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов;
- незаконное производство, сбыт или пересылка указанных предметов;
- нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ;
- хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ;
- контрабанда наркотических средств, психотропных веществ;
- склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ;
- незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества;
- организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ;
- незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ.
Наряду с тенденцией роста количества преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, особую опасность представляет увеличение тяжести совершаемых деяний. Так, около 45% всех этих преступлений являются тяжкими и особо тяжкими: незаконные действия с наркотиками (в т.ч. их хищения, вымогательства, сбыт) в крупном и особо крупном размере (свыше 80% преступлений), совершение их организованными группами (свыше 2%); совершение их лицами, ранее неоднократно судимыми, с применением насилия, повлекшие тяжкие последствия, и т.п.
Растет (до 10-15 тыс.) и число преступлений, обусловленных незаконным оборотом наркотиков, совершаемых ежегодно лицами в состоянии наркотического и токсического опьянения 8 .
Анализ происшедших за последние годы изменений в структуре изъятых правоохранительными органами наркотиков подтверждает тенденцию постепенного замещения легких наркотических средств более концентрированными и дорогими. Так, при снижении удельного веса марихуаны и соломки мака удельный вес используемых при совершении преступлений гашиша и опия возрос в 2,5 раза, кокаина - в 10 раз, стимуляторов амфетаминового ряда - в 20 раз, героина - в 23 раза. Указанная тенденция проявляется и в изменении стоимостной структуры изъятых наркотиков. Если пять лет назад основной доход наркодельцов формировался в результате незаконного оборота опия, то в настоящее время главную роль в формировании наркодоходов играет незаконный оборот героина (более 30% от общей стоимости изъятого), синтетических наркотиков (более 40%).
Основными центрами по нелегальному производству синтетических наркотиков стали такие города, как Москва, Санкт-Петербург, Казань, Новосибирск и др. Реальной является возможность появления таких центров и в других городах, где имеются крупные нефтехимические комплексы, закрытые военные предприятия химического профиля, квалифицированный технический персонал 9 .
    Организация оперативно-розыскной деятельно сти в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков
и т.д.................

Состояние бюджетного дефицита, возникшее сегодня в силу сложной экономической ситуации в России, в числе прочего актуализирует вопросы поиска эффективных механизмов противодействия налоговой преступности. Выявление и раскрытие налоговых преступлений ввиду их серьезной маскировки, особенностей налогового, уголовного и уголовно-процессуального законодательства традиционно вызывают сложности в оперативно-следственной практике. Эффективность борьбы с криминальными налоговыми схемами в немалой степени зависит от тщательного исследования сотрудниками правоохранительных органов важных в оперативном плане сторон преступной деятельности. Сформированные информационные модели противоправной налоговой оптимизации выступают необходимым базисом для создания действенного поискового инструментария выявления указанной группы преступлений, выбора оптимальных средств и методов их раскрытия и документирования. Сегодня в теории оперативно-розыскной деятельности информационные модели, о которых идет речь, включаются в содержание понятия «оперативно-разыскная характеристика преступления». Однако, несмотря на то, что указанный термин является вполне устоявшимся, он до сих пор вызывает дискуссии в научной среде. Предметом полемики выступают непосредственно сущность и содержание «оперативно-розыскной характеристики», а ряд ученых вообще подвергают сомнению обоснованность и практическую значимость указанной теоретической конструкции. Причины существования таких крайних точек зрения относительно данного термина связаны с одним из первых его определений, предложенных Д.В. Гребельским. Упомянутый автор понимал «оперативно-разыскную характеристику» как «совокупность ряда информационных признаков, упорядоченных и взаимосвязанных между собой, почерпнутых из различных информационных источников (входящих прежде всего в криминалистическую, криминологическую, психологическую, социологическую, экономическую и другие характеристики преступлений)». Позицию Д.В. Гребельского в том или ином виде позднее поддержали ряд авторов. Спорным моментом указанной концепции является тот факт, что информационное наполнение оперативно-разыскная характеристика получает исключительно путем объединения в своем содержании сведений, заимствованных из характеристик, разрабатываемых уголовным правом, криминалистикой, криминологией и другими науками так называемого «криминального» блока. Указывая на это, некоторые ученые-криминалисты ставили вопрос об обоснованности существования самостоятельной оперативно-розыскной характеристики преступления, мотивируя свою позицию тем, что «использование составных элементов характеристик преступления, разрабатываемых смежными с теорией ОРД науками, следует рассматривать как проявление естественных связей между этими отраслями научного знания, а это не дает оснований для признания в числе других характеристик еще и оперативно-розыскной». С другой стороны, теория оперативно-розыскной деятельности, как и любая другая юридическая наука имеет собственный предмет изучения и оценивает те или иные признаки преступной деятельности с позиции реализации своих целей, связанных с формированием рекомендаций по наиболее эффективному использованию оперативно-розыскных средств и методов. По нашему мнению, если в рамках оперативно-розыскной характеристики происходит трансформация знаний, накопленных в иных отраслях юридических наук, их преломление под углом зрения предмета теории ОРД, тогда рассматриваемая концепция может иметь значительный практический потенциал. В этой связи наиболее оптимальным следует признать определение оперативно-розыскной характеристики, предложенное В.Д. Ларичевым, В.Ф. Щербаковым и О.Б. Исаровым, которые понимают ее как «научно разработанную систему обобщенных данных о наиболее типичных оперативно значимых признаках преступления, проявляющихся в особенностях объекта преступного посягательства, способах совершения преступления, механизме следообразования преступных действий, а также личностных данных субъекта преступления, знание которых является теоретической и информационной базой для разработки основных методических и тактических приемов выявления и раскрытия преступлений». При этом следует отметить, что особенности криминалистической природы экономических преступлений детерминируют необходимость специфического подхода к формированию элементов их оперативно-розыскной характеристики.

Необходимо учитывать, что экономические (в т. ч. налоговые преступления) совершаются в процессе и под видом законных хозяйственных операций. Субъекты противоправной деятельности создают видимость документальной обоснованности минимизации обязательств перед бюджетом. Например, при реализации преступного замысла они используют различные хозяйственные механизмы завышения себестоимости выпускаемой продукции, связанные с отражением в бухгалтерской и налоговой отчетности вымышленных затрат. Вследствие этого для налоговых преступлений становится специфичной своеобразная следовая картина, декодирование которой возможно только с использованием специальных методов исследования экономической информации. В данном случае речь идет о неявных следах, проявляющихся на уровне первичной учетной документации, регистров бухгалтерского и налогового учетов и отчетности в виде определенных несоответствий.

Как показывает проведенный анализ правоохранительной практики, оперативные сотрудники, учитывая изложенные обстоятельства, нередко переоценивают роль документа как основного источника доказательств по данной категории дел. Указанная тенденция приводит, с одной стороны, к преувеличению роли лица, обладающего специальными экономическими познаниями, который получает для проведения исследования или экспертного изучения значительный объем документов, не содержащих оперативно значимой информации. С другой стороны, это нередко приводит к подрыву конспиративных основ оперативно-розыскной работы. В последнем случае речь идет о ситуациях утраты негласного характера проверочных действий вследствие преждевременного проведения официальных мероприятий по изъятию документации недобросовестного налогоплательщика.

Учитывая вышеизложенные особенности, полагаем, что одним из важнейших компонентов оперативно-розыскной характеристики налоговых преступлений должно быть определение характерных обстоятельств, подлежащих доказыванию, установление которых возможно на основе анализа экономической информации, и обстоятельств, для установления которых требуется проведение иных (не связанных с исследованием материалов бухгалтерского и налогового учета) оперативно-розыскных мероприятий. Как представляется, указанный компонент обладает значительной практической значимостью, поскольку содержит признаки, позволяющие определить тактику проверочных мероприятий по данной категории дел.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что оперативно-розыскная характеристика преступлений является информационной основой для решения задачи выбора оптимальных средств и методов оперативно-розыскной деятельности, необходимых для их эффективного выявления и раскрытия. Рассмотренные автором особенности организованных схем уклонения от уплаты налогов, совершаемых с использованием формально-легитимных организаций, имеют определенное практическое значение и, как представляется, должны быть учтены при формировании оперативно-розыскной характеристики указанных преступлений.