Политико-правовое учение м. сперанского. Концептуальные подходы м.м. сперанского к Сперанский иппу

М. М. Сперанский (1772–1839) родился в деревне Черкутино Владимирской губернии в семье младшего духовного чина по фамилии Третьяков. Михаил Михайлович окончил Владимиро-Суздальскую духовную семинарию с присвоением ему "прозвания" Сперанский (от лат. speranto – надежда) и был направлен в числе трех лучших учеников в Санкт-Петербургскую духовную семинарию (с 1797 г. – академия) в качестве преподавателя математики, физики, риторики и философии. В 23 года он становится ректором этой семинарии, затем поступает на службу к генерал-прокурору А. Б. Куракину, на которой вскоре дослуживается до чина статского советника. Александром I Сперанский был приближен к двору, где занимал ряд высоких должностей, последняя из которых – государственный секретарь. Интриги завистников, а также недовольство его реформаторской деятельностью со стороны дворянства послужили причиной отставки и ссылки Сперанского в 1812 г. (Нижний Новгород, Пермь). В 1816 г. он получил назначение губернатором в Пензу, а в 1819 г. по ходатайству графа А. А. Аракчеева стал губернатором Сибири. Только в 1820 г. Сперанскому было позволено возвратиться в Санкт-Петербург, а в 1826 г. император Николай I поручил ему составление Свода законов Российской империи. Комиссией под руководством Сперанского этот Свод был инкорпорирован за четыре года и составил 45 томов, имевших историко-хронологическое значение, а еще через три года было подготовлено пятнадцатитомное издание, кодифицирующее действующее законодательство. Николай I наградил М. М. Сперанского за этот труд Андреевской звездой.

Умер Сперанский в 1839 г. Современник мыслителя, поэт Петр Вяземский, характеризуя этого выдающегося государственного деятеля, сказал о нем: "чиновник огромного размера".

Политическая доктрина М. М. Сперанского опирается на глубокие познания в политических теориях как античных, так и современных ему европейских мыслителей. Будучи глубоко религиозным человеком, он совершенно отрицал "мрачную систему чувственного материализма" и воспринимал бога как верховного законодателя Вселенной. Договорную концепцию государства он допускал как гипотезу (договор как реализация воли бога).

Россия, по мнению Сперанского, в своем историческом развитии прошла три ступени: в Средние века – удельщина; в Новое время – абсолютная монархия, а в настоящий период – промышленное состояние, которое требует конституционного ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав всем подданным (безопасность личности, сохранность собственности и обеспечение личных политических прав). Россия, полагал он, ждет перемен, но не революционным путем, как в странах Запада, а исключительно эволюционным, "через правильные законы", жалованные императором народу. "Реформация государства производится десятилетиями и веками, а не в два-три года" ("О постепенности усовершенствования Российского").

В своих проектах государственных преобразований Сперанский мечтал о конституционной монархии, которая бы позволила "правление доселе самодержавное (здесь в значении абсолютное. – Н. 3.) учредить на непременном законе". Законность форм осуществления власти Сперанский связывал с необходимостью разделения властей. Законодательная власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно. Глава исполнительной власти – монарх – участвует в деятельности Думы, но "никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы. Установление новых податей, налогов и повинностей уважается в Думе". Мнение Думы свободно, и поэтому монарх не может "ни уничтожить законов, ни обезобразить их".

Судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающейся высшим судебным органом – Сенатом. Три власти управляют государством подобно тому, как человек – своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению.

Сперанский предусмотрел и возможность объединения усилий различных властей для согласного их действия в Государственном совете, состоящем частично из лиц, назначаемых монархом, а частично избранных по избирательным законам. Государственный совет заседает под председательством царя, он обладает правом законодательной инициативы, но законы, "коими вводится какая-либо перемена в отношении сил государственных или в отношении частных лиц между собой", утверждаются непременно и исключительно Государственной думой. Таким образом, Государственная дума имеет законодательный статус.

Организация местной власти предполагает введение коллегиального управления сверху донизу через систему представительных органов – дум: губернских, уездных и волостных, избираемых на многоступенчатой основе.

Порядок в устроенном таким образом государстве охраняется законами. Одним просвещением и деятельностью просвещенных монархов невозможно достичь политических результатов. Идеал Платона (правление философов) Сперанский отвергал, следуя в этом вопросе Аристотелю и утверждая, что законы, а не люди должны управлять государством.

Он полагал, что в преобразованном по его проектам государстве возможно наилучшим способом обеспечить права подданных. В духе положений Ш. Монтескье о правах гражданских и политических Сперанский анализирует понятия: рабство политическое и свобода политическая, рабство гражданское и свобода гражданская.

Под политическим рабством он понимал такое состояние, "когда воля одного – закон для всех", а политическую свободу определял как подчинение всех и каждого законам, а также предоставление избирательного права.

Под гражданским рабством он понимал подчинение одного класса ("в повинностях личных или вещественных") другому, а гражданская свобода, по его мнению, выражается в основанной на законе независимости друг от друга всех сословий и групп в обществе.

Анализируя связи между этими понятиями, Сперанский отметил, что политическая свобода имеет больший объем по своему содержанию и поэтому является фундаментом для свободы гражданской. "Никакая сила в обществе не может родить в государстве свободы гражданской, не установив свободы политической", и напротив, если в государстве учреждается политическая свобода, то гражданское рабство умирает само собой. "Права гражданские должны быть основаны на правах политических, закон гражданский не может быть без закона политического". Но законодательство не самоцель и само по себе не является гарантом против произвола. "К чему гражданские законы, – восклицает Сперанский, – когда скрижали их могут быть разбиты о камень самовластья!" Гарантом всех свобод в государстве является конституция и основанное на ней разделение властей. Для России настало время переменить существующее положение вещей и установить новый порядок; имея в виду движение России к свободе, он отмечал, что "темпы развития ее идут несравненно быстрее, чем в других государствах".

Конституционная монархия, основанная на законе, должна опираться на квалифицированный чиновничий аппарат, обеспечивающий ее функциональную деятельность. Для осуществления такого проекта Сперанский предложил и провел два закона о чиновниках: "О придворных званиях" (3 апреля 1809 г.) и "Об экзаменах на чин" (6 августа 1809 г.). Этими узаконениями вводились необходимые условия для занятия должностей и получения служебных чинов: наличие диплома о высшем образовании или сдача экзаменов на чин по весьма обширному списку предметов. Придворные звания не являлись более основанием для получения чинов и продвижения по службе, а сделать карьеру, не служа, стало для дворян невозможно.

На сословный строй общества Сперанский в целом не покушался, но предлагал произвести его правовое оформление с закреплением прав и обязанностей сословий.

В своих проектах он наделял дворянство всеми политическими и гражданскими правами и дополнительным правом владения землями, населенными крестьянами, с обязанностью уплаты налога за владение землями. Среднему сословию (владельцам любых форм недвижимости) он предоставлял все гражданские права, а политические – в зависимости от размера собственности (т. е. по цензу). Рабочий народ он наделял только гражданскими правами.

К крепостному праву Сперанский относился отрицательно. "Крепостничество, – писал он, – несовместимо с цивилизованной государственностью. И нет никакого основания считать, что в России оно не могло бы уничтожиться, если будут приняты к тому действительные меры". "Каким образом, – спрашивал он, – ремесла в городам могут совершенствоваться без соревнования ремесленников, когда они рассеяны в рабстве?"

Однако немедленной отмены крепостного права Сперанский опасался, полагая, что россияне, получив свободу, обратятся "к кочевому образу жизни". Он предложил двухэтапную схему: вначале ограничиваются крестьянские повинности, производится личное освобождение крестьян от помещиков, а затем к крестьянам возвращается "древнее право перехода" (Юрьев день). Землю предполагалось оставить за помещиками, но с предоставлением крестьянам права ее приобретения.

Проекты Сперанского вызывали резкую критику в адрес реформатора со стороны дворян, которые были весьма недовольны указами о чиновниках, ущемлявших их привилегии, а в социальных проектах Сперанского усматривали ущемление своих земельных прав (не без основания). На него посыпались обвинения в "возжигании 6yнтов" и даже в «способствовании истребления дворянства».

В конечном итоге судьба "великого чиновника" была решена и он был отстранен от службы и отправлен в ссылку.

К сожалению, реализация его проектов растянулась во времени: частично их осуществил его ученик Александр II (Сперанский читал цесаревичу Александру Николаевичу курс политических наук), а ограничение верховной власти "на непременном законе" опоздало на сто лет и было произведено только при Николае II в Манифесте 17 октября 1905 г. "Об усовершенствовании государственного порядка" и Основных законах Российской империи в редакции 23 апреля 1906 г., но они, к сожалению, уже не смогли обеспечить эволюционный путь развития России к новым формам жизни, как того хотел великий реформатор.


Введение 3

1. Ситуация в государственном управлении России начала XIX века 4

2. Жизнь, посвященная развитию российской государственности 5

3. Осуществленные и неосуществленные проекты государственных преобразований Сперанского 8

4. Деятельность Сперанского по систематизации российского законодательства 12

Заключение 14

Введение

В государственной, политической и общественно-социальной сфере Россия первой половины XIX века шла своим путем, во многом отличавшимся от пути западных стран. Буржуазные революции, произошедшие в Англии, Франции и других странах, миновали Россию. Она сохраняла свое традиционное экономическое и социальное устройство. Вместе с тем, обходясь без Конституции, российские императоры не могли обойтись без совершенствования государственного аппарата и без приспособления его к нуждам нового времени. В это время, как указывает О.И. Чистяков, «феодальная государственность в России вступила в полосу сильнейшего кризиса. Нужны были перемены».

Изучение личности, политико-правовых взглядов и идей Михаила Михайловича Сперанского (1772 - 1839) чрезвычайно актуально потому, что на настоящем этапе происходит активное переосмысление общественного и исторического прошлого России. «Вольтером в православно-богословской оболочке» называл Сперанского историк В.О. Ключевский. Как и Вольтер, Сперанский много сделал для преодоления устаревшей системы государственно-правового устройства страны и был наиболее прогрессивным деятелем своей эпохи. Многие идеи Сперанского находят воплощение в России настоящего времени (административная реформа, проектирование закона о борьбе и коррупцией и т. д.).

Целью работы является изучение политико-правовых взглядов, государственной и юридической деятельности М.М. Сперанского. Для раскрытия темы привлечен необходимый историко-биографический контекст.

Методы исследования. В основу данной работы положен принцип историзма (рассмотрение событий в хронологической последовательности); использованы общетеоретические методы анализа, сравнения и обобщения.

1. Ситуация в государственном управлении России начала XIX века

В начале XIX в. Россия в социально-политическом и правовом плане представляла собой абсолютистское и крепостническое государство. Основной политической силой были дворяне. Наиболее же многочисленной частью населения были крестьяне, разделённые на несколько категорий (помещичьи, государственные, «экономические» и др.). Существовавшие политический строй и социальная система сдерживали развитие производительных сил и модернизацию экономики России. Объективные, общенациональные потребности государства и субъективные интересы самодержавия, постепенное развитие произво-дительных сил привели к необходимости полномасштабных реформ.

В литературе отмечается, что к началу XIX века система государственного управления Российской империи находилась в состоянии развала. Коллегиальная форма центрального управления себя не оправдывала. Александр I (годы правления 1801 - 1825) надеялся навести порядок в управлении путём введения министерской системы, основанной на принципе единоначалия. Вместо прежних 12 коллегий в 1802 г. было учреждено 8 министерств (военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции). Высшим административным органом стал Комитет министров, рассматривавший дела, которые не могли быть решены из-за отсутствия законов, а также связанные с надзором за государственным аппаратом. При Александре I были составлены два проекта Конституции - М.М. Сперанского и Н.Н. Новосильцева. Но эти проекты остались неосуществленными.

Российский абсолютизм, особенно в годы царствования Николая I (1825 - 1855) достиг своего крайнего выражения. Вся власть была сосредоточена в руках императора Всероссийского, который стремился лично вмешиваться в мелочи государственного управления. Конечно, царь был не в состоянии обойтись без государственных органов, которые проводили бы его желания, его политику в жизнь. «Страна слишком обширна, чтобы государь, будь он хоть вторым Петром Великим, мог все делать сам при существующей форме правления без Конституции, без твердых законов, без несменяемых и независимых судов», - эти слова графа С. Р. Воронцова, относящиеся к 1801 г., выражали сложившееся в российском обществе мнение.

В разработке готовящихся реформ еще в начале царствования Александра I большую роль играл Комитет общественного спасения - придворный кружок советников государя, названный современниками «Негласным комитетом». В него входили: граф П.А. Строганов, граф Н.Н. Новосильцев, князь А. Чарторыйский, граф В.В. Кочубей. В это время были разработаны: Указ о вольных хлебопашцах 1803 г., Устав о цензуре 1804 г., начата реформа образования. Дальнейшие назревшие и так необходимые России государственные реформы связаны с именем Сперанского.

2. Жизнь, посвященная развитию российской государственности

Сперанский родился в 1772 г. в семье сельского священника с. Черкутино Владимирской губернии. Первоначальное воспитание получил в Суздальской духовной семинарии, а закончил свое образование в Петербургской (Александро-Невской) главной семинарии. Далее он остался преподавателем академии (преподавал математику, красноречие, философию, французский язык и т. д.).

Рекомендованный в домашние секретари князю и вице-канцлеру А.Б. Куракину, Сперанский при его протекции поступает на государственную службу (1797). По воспоминаниям современников, Сперанский «принёс в русскую неопрятную канцелярию XVIII века необыкновенно выправленный ум, способность бесконечно работать, отличное умение говорить и писать». Этим объясняется его быстрая служебная карьера. Сперанский получает известность уже при Павле I, а при Александре I служит директором департамента Министерства внутренних дел (1803 - 1807). Затем его переводят в новообразованный Непременный совет, где он в звании статс-секретаря управляет «экспедицией гражданских и духовных дел».

Подчеркнем, что все важнейшие проекты законов, изданных в Российской империи с 1802 г., редактируются Сперанским, как управляющим департаментом министерства внутренних дел. С 1806 г. начинается деловое и дружеское общение Сперанского с Александром I. Сперанский назначается товарищем (первым заместителем) министра юстиции и вместе с императором начинает работать над общим планом государственных реформ. С 1808 г. Сперанский - член Комиссии составления законов.

В этот период своей жизни Сперанский составляет несколько проектов государственных реформ, важнейший из которых излагается в «Записке об устройстве судебных и правительственных учреждений в России» (1803). Он составляет «Полное собрание законов Российской империи», начиная с Уложения 1649 г. (1803). Названные проекты Сперанского были положены в основу всей последующей системы российского законодательства. В 1809 г. он, по поручению Александра I, подготавливает план государственных преобразований - «Введение к уложению государственных законов», в котором рекомендует для предотвращения возможных революционных потрясений в России придать самодержавию внешние формы конституционной монархии. Также по инициативе Сперанского в 1809 г. издается указ, требовавший от чиновников определенного уровня образования. На практике Сперанскому удается провести ряд административных мероприятий, крупнейшим из которых является учреждение Государственного совета (1810).

Несомненно, что Сперанский был лучшим и даровитейшим представителем старого духовно-академического образования. Но по характеру образования и по склонности он был скорее «идеологом», «теоретиком». План (проект) государственных преобразований начат Сперанским в конце 1808 г., а уже в начале октября 1809 г. почти закончен. «Это был план, отличающийся удивительной стройностью и последовательностью в проведении принятых начал. Но, когда пришлось осуществлять этот план, ни государь, ни министр никак не могли подогнать его к уровню действительных потребностей и наличных средств России», - пишет С.И. Семевский.

Сперанский получает отставку в марте 1812 г. и ссылается в Нижний Новгород. После ссылки Сперанский назначается пензенским губернатором, потом генерал-губернатором Сибири. Он изучает обширную Сибирь и составляет проект её устройства, с которым приезжает в Петербург в 1821 г. Сперанского оставляют в Государственном совете.

Сперанский пересматривает некоторые свои прежние взгляды на монархию. Он является составителем Манифеста 13 декабря 1825 г. о вступлении на престол императора Николая I, а также членом Верховного уголовного суда над декабристами.

С 1826 г. Сперанский фактически возглавляет II-е отделение Собственной его имперского величества канцелярии, осуществлявшее кодификацию законов. Под руководством Сперанского составляются «Полное собрание законов Российской империи» в 45 томах (1830), «Свод законов Российской империи» в 15 томах (1832). Кроме того, Сперанский приводит в порядок целый ряд специальных и местных законодательств: Свод военных постановлений в 12 томах; Свод законов остзейских и западных губерний; Свод законов Великого княжества Финляндского. Сперанский работает также над законом об освобождении крестьян, но без особого продвижения.

В 1820 - 30-х гг. Сперанский является членом ряда высших государственных комитетов; в 1835 - 1837 гг. преподает юриспруденцию наследнику престола будущему императору Александру II. В последние годы жизни (1838 - 1839) работает председателем департамента законов Государственного совета.

3. Осуществленные и неосуществленные проекты государственных преобразований Сперанского

Общая система государственного устройства. План государственных преобразований - как проект российской Конституции, - был предложен Сперанским Александру I осенью 1809 г. По словам самого М. М. Сперанского, «… весь разум плана состоял в том, чтобы посредством законов учредить власть правительства на началах постоянных и тем сообщить действию этой власти больше достоинства и истинной силы».

План Сперанского предусматривал три параллельных ряда учреждений: законодательных, судебных, исполнительных или административных. Законодательный ряд должны были образовывать «Думы» - волостные, уездные, губернские и высшая - Государственная Дума. Все эти учреждения должны были иметь земский выборный характер. Предполагалось, что волостные думы будут составляться из земельных собственников волости и из депутатов от казённых крестьян (по одному человеку от 500 душ). Волостная дума выбирает волостное правление и депутатов в уездную думу. Последняя выбирает уездное правление и депутатов в Губернскую думу. Губернская дума, в свою очередь, выбирает губернское правление и депутатов в Государственную Думу. Эта система многоступенчатых выборов сходна с моделью, практиковавшейся во Франции при избрании Генеральных Штатов (1789). Государственная Дума должна была собираться ежегодно, рассматривать и одобрять вносимые правительством законопроекты и государственный бюджет, делать представления о нуждах народа, об ответственности министров и о распоряжениях властей, нарушающих основные («коренные») государственные законы.

Исполнительной властью являются правления - волостные, уездные и губернские, - избираемые местными думами. Высшая исполнительная власть - министры - назначается государем.

Судебную власть образуют волостные суды (более третейского или мирового характера), затем - уездные и губернские суды, состоящие из выборных судей и действующие с участием присяжных. Высшую судебную инстанцию составляет Сенат, члены которого избираются (пожизненно) Государственной Думой и утверждаются императором.

Для объединения и согласования действий высших государственных учреждений формируется Государственный Совет, состоящий из высших государственных сановников, по назначению монарха. Государственный Совет является совещательным учреждением, которое рассматривает новые законодательные предложения и финансовые мероприятия до их внесения в Государственную Думу, а также наблюдает за исполнением законов во всех областях государственного управления.

Таким образом, план Сперанского 1809 г. излагает новое устройство государственного механизма и управления, которое составляется из учреждений трех уровней - законодательных, исполнительных и судебных. Во главе этого здания стоя: Государственная Дума, состоящая из депутатов всех сословий; министерства, ответственные перед Думой, и Сенат (совещательный орган). Деятельность этих учреждений объединяется Государственным советом, состоящим из представителей аристократии.

Объясняя необходимость этого проекта, Сперанский прозорливо пишет, что России в будущем угрожают те же потрясения, что произошли во Франции после 1789 г. Революцию можно предотвратить, если вовремя произвести коренные реформы. Ввиду сложности и трудности дела преобразование было начато «сверху». «Этот план не мог быть осуществлён в полном объёме, так как нисколько не был рассчитан на политические средства страны. Это была политическая мечта, разом озарившая два лучших светлых ума России», - пишет В.Н. Балязин. Хотя план преобразования государственных органов был расписан по месяцам и дням, Александр I уступает давлению консерваторов, и проект Государственной Думы остается на бумаге. «Быть может, реформа Сперанского потому и не была осуществлена, что Александр боялся её скороспелости и убедился в её непопулярности среди окружающих его сановников и чиновников», - отмечает историк С.Ф. Платонов.

Государственный совет . 1 января 1810 г. был открыт преобразованный Государственный совет, разделявшийся на четыре департамента: 1) законов; 2) военных дел; 3) дел гражданских и духовных и 4) государственной экономии. Общее собрание составлялось из членов всех департаментов и из министров (всего 35 членов). Председательствовал сам государь или особое лицо, им назначенное. Совет должен был рассматривать все законы, уставы и важные мероприятия. Его решения представлялись на утверждение государя. «Высочайшее мнение Государственного Совета» становилось законом.

Этим устанавливался твёрдый порядок законодательного процесса Российской империи, заключавшийся в следующем: 1) Совет рассматривает новые законы по всем отраслям управления; 2) ни один рассмотренный им закон не предаётся исполнению без утверждения верховной власти. С.Г. Пушкарёв указывает на двоякое значение Совета - законодательное и объединительное: «он, во-первых, обсуждает возбуждаемые по всем отраслям управления законодательные вопросы; во-вторых, объединяет деятельность всех этих отраслей, сообщая им одинаковое направление».

Завершение министерской реформы. Вслед за Государственным советом по плану Сперанского двумя актами (манифестами от 12 июля 1810 г. и от 25 июня 1811 г.) преобразуются министерства. Образовано 12 министерств вместо 8; учреждено новое Министерство полиции, упразднено Министерство коммерции и т. д. Министерства делятся на департаменты (с директором во главе), департаменты - на отделения. Кроме министерств создаются «главные управления» - путей сообщения, ревизии государственных счетов и Главное управление духовных дел иных (кроме православного) исповеданий. Главным отличием министерств от коллегий является принцип единоначалия. Министр полностью отвечает за руководство вверенной ему отраслью управления и имеет все полномочия для осуществления этой задачи. Одновременно с министерствами создается Комитет министров - совещательный орган при царе, решавший вопросы, касающиеся сразу нескольких министерств или превышающие компетенцию министра. Кроме того, у него был и собственный круг полномочий, в частности, Комитет наблюдал за губернаторами и губернскими правлениями Данный установленный административный порядок, даже в подробностях, действовал очень долго.

Предложение по реформированию Сената. Проект преобразования Сената был подготовлен Сперанским к началу 1811 г. и в июне был внесён в Государственный совет. Проект основан на строгом разделении дел административных и судебных. Поэтому Сенат предложено было преобразовать в два особых учреждения: Сенат правительствующий, который бы состоял из министерств с их товарищами и начальниками особых частей управления; и Сенат судебный. Особенностью судебного Сената была двойственность его состава: часть членов назначались императором, а часть выбиралась дворянством. Реформа Сената не была проведена, хотя большая часть совета высказалась «за», и государь проект утвердил.

Указ о придворных званиях. Низкий образовательный уровень чиновничества характеризовал не только судебные органы, но и весь государственный аппарат. В 1809 г. по инициативе Сперанского выдвигается требование о наличии определенного образования для продвижения по службе. Новый Указ о придворных званиях запрещает производить в эти чины служащих, не имеющих свидетельства об окончании курса в одном из русских университетов или не выдержавших в университете экзамена по установленной программе (программа прилагается к указу). Программа была весьма насыщенной: требовалось знание русского языка и одного из иностранных, права римского и гражданского, государственной экономики и уголовных законов, отечественной и всеобщей истории, статистики Русского государства, а также географии, математики и физики. Придворные аристократы были крайне раздражены тем, что «безродный попович» пытается заставить их сдавать экзамены для получения высокого чина. Однако больших результатов это мероприятие не дало, даже к концу периода.

4. Деятельность Сперанского по систематизации российского законодательства

В 1826 г. Второму Отделению канцелярии император Николай I поручает собрать и привести в существующие законы. Сперанским подготавливается к изданию два сборника. «Полное Собрание Законов Российской империи» в 45 томах включает в хронологическом порядке все законы и указы, изданные со времён Соборного Уложения 1649 г. до начала правления Николая I в 1825 г. В «Своде Законов Российской империи» (далее - СЗРИ) все действующие законы располагаются по особой системе, разработанной Сперанским. СЗРИ строится по отраслевому принципу. В основу структуры Свода было положено деление права на публичное и частное, идущее от западноевропейских буржуазных концепций, восходящих к римскому праву. Сперанский называет эти две группы законов «государственными» и «гражданскими». Работая над СЗРИ, Сперанский изучает лучшие образцы западной кодификации - римский, французский, прусский, австрийский кодексы, но не копирует их, а создает собственную оригинальную систему.

СЗРИ был издан в XV томах, объединённых в 8 книгах. Книга 1-я включает законы об органах власти и управления и государственной службе; 2-я - уставы о повинностях; 3-я - уставы казенного управления (уставы о податях, пошлинах, питейном сборе и др.); 4-я - законы о сословиях; 5-я - гражданское законодательство; 6-я - уставы государственного благоустройства (уставы кредитных установлений, уставы торговые и о промышленности и др.); 7-я - уставы благочиния (уставы о народном продовольствии, общественном призрении и врачебный и др.); 8-я - законы уголовные. конкретных законов. В 1885 г. к Своду добавляется XVI том, содержащий процессуальное законодательство. С самого начала законодатель устанавливает, что эта структура СЗРИ должна оставаться неизменной, несмотря на изменение содержания, и этот принцип соблюдается до 1917 г.

После издания СЗРИ Сперанский хочет приступить к третьему этапу систематизации - к созданию Уложения, которое должно было не только содержать старые нормы, но и развивать право. Если Полное Собрание и СЗРИ были лишь инкорпорацией, то создание Уложения предполагало кодификационный метод работы, то есть не только соединение старых норм, но и дополнение их новыми. Однако систематизация российских законов не была доведена до конца.

Заключение

Таким образом, Сперанский внёс большой вклад в развитие российской государственности и законодательства.

Осуществлённые части плана государственных преобразований Сперанского относятся к центральному управлению. В результате реформирования механизма государственного управления на основе проекта Сперанского из трёх отраслей высшего управления - законодательной, исполнительной и судебной - были преобразованы только две первые; третьей реформа не коснулась. Губернское управление не было преобразовано, Государственная Дума создана не была. Идея Сперанского о создании двухпалатного парламента с избираемой нижней палатой была реализована лишь в начале ХХ века. Сперанским дан пример систематизации российского законодательства, из которого вырастают кодификации более позднего времени.

Интерес к наследию Сперанского возрождается в конце ХХ века в связи с обсуждением конституционных проблем. Отмечая значение Сперанского для государственного устройства России, ученые называют его «архитектором устройства государственной власти», теоретиком государственного управления. Значимость трудов Сперанского («Руководство к познанию законов», «Введение к уложению государственных законов» и др.) для государственного и правового строительства понимается только спустя почти два века - в наши дни, в период поиска новых подходов к решению проблем правового государства и устройства государственной власти. Сперанский развивает классический постулат о разделении и соотношении трех ветвей власти. Важнейшей частью его теории является обоснование вертикали государственной власти «сверху до низа» социального пространства России. Вертикаль должна уравновешиваться развитой системой волостного, уездного и губернского управления, основанного на выборности. Созданная в первой четверти XIX века система государственного управления, пусть и не до конца «по Сперанскому», сохранялась в своих основных и важнейших чертах до 1917 г.

Причину неудач преобразовательных начинаний Сперанского и Александра I историки видят в их непоследовательности и преждевременности. «Император и Сперанский стали вводить новые государственные учреждения ранее, чем были созданы согласованные с ними гражданские отношения, хотели построить либеральную конституцию в обществе, половина которого находилась в рабстве», - справедливо отмечает С.Г. Пушкарёв.

Список использованной литературы

  1. Балязин, В.Н. Неофициальная история России. Отец и сын: Николай I - Александр II / В.Н. Балязин. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. - 192 с.
  2. Бачило, И.Л. Наследие М.М. Сперанского в законотворчестве современной России [Электронный ресурс] / И.Л. Бачило. - Режим доступа: http://www.perspektivy.info/history/, свободный.
  3. История отечественного государства и права: В 2-х ч. - Ч. 1 / Под ред. О.И. Чистякова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2010. - 480 с.
  4. Ключевский, В.О. Исторические афоризмы / В.О. Ключевский. - М.: Правда, 1991. - 622 с.
  5. Луковская, Д.И. Научная библиотека: Михаил Михайлович Сперанский: Материалы к биографии / Д.И. Луковская, С.С. Гречишкин, В.И. Морозов. - Москва - Augsburg: «WERDEN"VERLAG», 2001. - 118 с.
  6. Орлов, А.С. История России: Учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2011. - 528 с.
  7. Пушкарёв, С.Г. Обзор русской истории: Учеб. пособие / С.Г. Пушкарев. - 5-е изд., стереотип. - СПб.: Лань, 2003. - 432 с.
  8. Семевский, В.И. Сперанский / В.И. Семевский // Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: В 16 т. - Т. 13. - М.: Эксмо, 2008. - С. 188-189.
  9. Томсинов, В.А. «Светило российской бюрократии»: исторический портрет М.М. Сперанского / В.А. Томсинов. - М.: Молодая гвардия, 1991. - 334 с.
  10. Цейтлин, Р.С. История государственного управления и муниципального самоуправления в России: Учеб. пособие / Р.С. Цейтлин, С.А. Сергеев. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Омега-Л, 2010. - 125 с.

Первая половина XIX в. характеризуется широким спектром политических идей, рассматривающих будущее России. Либеральная политико-правовая традиция была продолжена в проектах конституционных преобразований Михаила Михайловича Сперанского.

Сперанский Михаил Михайлович (1772-1839) - политический мыслитель, правовед, общественный деятель. Происходил из семьи сельского священника. По сути, Сперанский был ближайшим советником Александра 1 по вопросам внутренней политики.

Политическая доктрина М.М. Сперанского оригинальна и самобытна, формулируя её, мыслитель опирался на свои глубокие познания в политически теориях как античных, так и современных ему европейских мыслителей. М.М. Сперанский был первым в России, кто приступил к систематическому обоснованию либерализма: он разрабатывал не только вопросы текущей политики, но и проблемы общеполитического характера. Взгляды М.М. Сперанского представляют русский либерализм в процессе его зарождения.

Наиболее полно идеи Сперанского отражены в записке, предоставленной Александру 1 в 1809 году - «Введение к уложению государственных законов». Сперанский признавал, что самодержавие является исторической формой правления, то есть имеющей своё начало и конец. В этом отношении он сделал шаг вперед по сравнению с В.Н. Татищевым и Н.М. Карамзиным, которые считали самодержавие изначальной и вечной формой власти в России. Появление государства рассматривает как результат развития собственности. Он считает, что государство - общественный союз, который возник, чтобы обеспечить «свое каждому». Государство строится на «1) взаимном признании самостоятельности, 2) собственности». Государство представляет собой союз польз. Польза является источником права: «Подати собираются не по праву, но по необходимости и пользе, отнять необходимость и тогда подати будут несправедливы». Наиболее мощными движущими силами общества провозглашал собственность и торговлю. Будучи глубоко религиозным человеком, он совершенно отрицал «мрачную систему чувственного материализма» и воспринимал Бога как верховного законодателя Вселенной.

Договорную концепцию государства он допускал как гипотезу (договор как реализация воли бога), полагая при этом, что Россия в своем историческом пути прошла три ступени: в средние века - удельщина, в новое время - абсолютная монархия, а в настоящий период - промышленное состояние, которое требует конституционного ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав всем подданным (безопасность личности, сохранность собственности и обеспечение гражданских и политических прав). Россия, по мнению Сперанского, ждет перемен, но не революционным путем, как в странах Запада, а исключительно эволюционным «через правильные законы», жалованные императором народу. «Реформация государства производится десятилетиями и веками, а не в два-три года» («О постепенности усовершенствования Российского государства»). Государством, по Сперанскому, движут и управляют три силы: законодательная, исполнительная и судебная. Начало их и источник - народ, ибо он и есть не что иное, как нравственные и физические силы людей в отношении общежития. Законодательная власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно, один раз в год. Глава исполнительной власти - монарх участвует в деятельности Думы, но «никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы». Мнение Думы свободно, и поэтому монарх не может «ни уничтожить законов, ни обезобразить их», т.к. в своих действиях исполнительная власть подконтрольна представительному органу. Судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающейся высшим судебным органом - Сенатом. Три власти управляют государством подобно тому, как человек своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению. Сперанский предусмотрел и возможность объединения этих властей для согласного их действия в Государственном Совете, состоящем частично из лиц, назначаемых монархом, а частично из избранных по избирательному праву. Государственный Совет заседает под председательством царя. Он обладает правом законодательной инициативы, но законы, «коим вводится какая-либо перемена в отношении сил государственных или в отношении частных лиц между собой», утверждаются непременно и исключительно Государственной Думой.

Организация местной власти предполагает введение коллегиального управления сверху донизу через систему представительных органов - дум: губернских, уездных и волостных, избираемых на многоступенчатой основе.

Порядок в устроенном таким образом государстве охраняется законами. Одним просвещением и деятельностью просвещенных монахов нельзя достичь политических результатов. Идеал Платона отвергал, следуя скорее Аристотелю и утверждая, что законы, а не люди должны управлять государством. В преобразованном государстве возможно наилучшим способом обеспечить права подданным. В духе учения Ш. Монтескье о правах гражданских и политических Сперанский анализирует понятия: рабство политическое и свобода политическая, рабство гражданское и свобода гражданская. Под политическим рабством он понимал такое состояние, «когда воля одного - закон для всех», а политическую свободу определял как подчинение всех и каждого законам, а также предоставление избирательного права, обеспечивающего участие подданных в действиях законодательной и исполнительной власти.

Под гражданским рабством понимал подчинение одного класса («в повинностях личных или вещественных») другому, а гражданская свобода, по его мнению, выражается в основанной на законе независимости друг от друга всех сословий и групп в обществе. Анализируя связи между этими понятиями, М.М. Сперанский отметил, что политическая свобода имеет больший объём по своему содержанию и поэтому является фундаментом для свободы гражданской. «Никакая сила в обществе не может родить в государстве свободы гражданской, не установив свободы политической», и, напротив, если в государстве учреждается политическая свобода, то гражданское рабство умирает само собой. «Права гражданские должны быть основаны на правах политических, закон гражданский не может быть без закона политического». Но законодательство не является гарантом против произвола. Гарантом всех свобод в государстве является Конституция и, основанное на ней, разделение властей. М.М. Сперанский в отличие от некоторых русских просветителей (например, С.Е. Десницкого) признавал феодальный характер самодержавия. Однако феодализм он понимал лишь как систему юридических норм, как определенную форму государственной власти.

Сперанский - сторонник конституционной монархии. В записке «О коренных законах государства» он прямо указывает, что будущим строем должны быть или «ограниченная монархия, или умеренная аристократия», основанные на конституции. Это означает: «1) что коренные законы государства должны быть творением народа; 2) что коренные законы государства полагают пределы самодержавной воли».

Закон, по мнению М.М. Сперанского, считается не только ограничением власти самодержавия, но и сосредоточением силы государства. Приходит к убеждению, что «самовластие» - признак слабости правительства.

Конституционная монархия, основанная на законе, должна опираться на квалифицированный бюрократический аппарат, обеспечивающий её функциональную деятельность. В этих целях Сперанским были проведены два закона о чиновниках: «О придворных званиях» (03.04.1809 г.), «Об экзаменах на чин» (06.08.1809 г.). Они вводили необходимые условия для занятия должностей и получения служебных чинов: наличие диплома о высшем образовании или сдача экзаменов на чин по весьма обширному списку предметов. Придворные звания не являлись более основанием для получения чинов и продвижения по службе, а сделать карьеру, не служа, стало для дворян невозможно. На сословный строй общества М.М. Сперанский в целом не покушался, но предлагал произвести его правовое оформление с закреплением прав и обязанностей сословий.

Дворянство он наделял всеми политическими и гражданскими правами и дополнительным правом владения землями, населенными крестьянами, с обязанностью уплаты налога за владение землей. Среднему сословию (владельцам любой недвижимости) он представлял все гражданские права, а политические - в зависимости от имущественного ценза. Рабочий народ - только гражданскими правами. К крепостному праву Сперанский относился отрицательно. «Крепостничество, - писал он, - несовместимо с цивилизованной государственностью. И нет никакого основания считать, что в России оно не могло бы уничтожиться, если будут приняты к тому действительные меры». В крепостном праве он усматривал только препятствие к интенсивным формам ведения сельского хозяйства, но и преграду развития городских промыслов и ремесел. При этом резкой отмены ее опасался, полагая, что, получив свободу, россияне обратятся «к кочевому образу жизни». Предлагал осуществить отмену крепостного права в два этапа: вначале ограничиваются крестьянские повинности, подушная подать заменяется на поземельную и производится личное освобождение крестьян от помещиков, а затем к крестьянам возвращается «древнее право перехода» (Юрьев день). Землю предполагалось оставить за помещиками, но с предоставлением крестьянам права ее приобретения.

Проекты Сперанского вызывали резкую критику в адрес реформатора со стороны дворян, которые были недовольны указами о чиновниках, сокращавшими их привилегии, а в социальных проектах Сперанского усматривали ущемление своих земельных прав. В итоге Сперанский Александром 1 был отстранен от службы и отправлен в ссылку.

М.М. Сперанский написал целый ряд произведений, посвященных изложению его философско-правовых и политических взглядов на устройство государственной власти в России. Наиболее подробно его мысли изложены во "Введении к Уложению государственных законов" (1809 г.). Государственный идеал мыслителя здесь вырисовывается с особой тщательностью. Сперанский попытался представить себе ту Россию, к которой стремился всю жизнь. Во "Введении" есть указание на изучение всех существующих в мире конституций. Особенно высоко Сперанский ценил английское конституционное право. В своих работах он писал, что английские учреждения основываются на высоком правосознании нации. В Англии давно господствует принцип неприкосновенности личности, свобода слова, хорошо организованно местное самоуправление. Эти основы Сперанский считал краеугольным камнем "истинной монархии", их необходимо умело ввести в народную жизнь, народ и правительство ещё должны понять их и сделать неотъемлемым для всего бытия См.: Чибиряев С.А. Великий русский реформатор: жизнь, деятельность, политические взгляды М.М. Сперанского. М.: Наука, 1989.С. 87. . В настоящий период, считал мыслитель, Россия вошла в состояние, требующее ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав подданным. Однако такие перемены должны были произойти не посредством государственного переворота, как в Европе и США, а "через правильные и справедливые законы" См.: Морозов В.И. Указ. соч.С. 46. , жалованные императором народу.

Определяя форму правления для России, Сперанский обратился к теории географической среды, разработанной Монтескье. Французский философ утверждал, что на форму правления оказывает влияние размеры территории, климатические условия, уровень технических средств. Исходя из названных признаков, присущих России, а также "по настоящей степени просвещения" народа наилучшим образом правления, "наиболее сходственном для счастия ее существования", может быть только монархия, учрежденная на "законе непременном" См.: Семигин Г.Ю. Российские политико-правовые доктрины. М.: Мысль, 2005.С. 74. . Форму правления, соответствующую этим требованиям, он называл "правильной" или "истинной монархией". Для того чтобы подтвердить свои идеи о необходимости введения в России "истинной монархии", основанной на незыблемых законах, Сперанский противопоставлял идеалу государства современные ему недостатки государственного строя. Государь в России обладает всей полнотой власти и пользуется ей безгранично. Вся власть сосредоточена в одном лице, завалена множеством работы. "По внешности у нас есть все, а на деле у нас нет ничего, и в особенности у нас нет монархического правления" См.: Там же. . Путь к разрешению вопроса он видел в адаптации для России принципа разделения властей и привлечения к участию в управлении страной "народного мнения". Он был убежден в возможность реформирования России "сверху", без участия народных масс, без бедствий и кровопролитий.

"Истинная монархия" Сперанского, согласно его концепции базируется на двух основах. Первая - это принцип законности. Он предлагал сделать коренные законы государства "столь неподвижными и непеременяемыми, чтобы никакая власть переступить их не смогла". Коренные законы государства - это воля народа, обращенная к правительству, в условиях, когда "государи перестали быть отцами их народов, когда народы познали, что они отделяют свои пользы от их благосостояния, и силы, им вверенные, не только обращают не для них, но часто и против них". Закон, по его мнению, является "первым источником силы правительства" См.: Довнар-Запольский М.В. Политические идеалы М.М. Сперанского. // Цит. по Тимошина Е.В. Указ. соч.С. 226. .

Другим принципом "истинной монархии" Сперанский видел разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Общество существовало раньше появления державной власти. Слияние воли отдельных индивидуумов составляет сущность державной власти. В отдельности каждый индивидуум имел присущие ему волю, закон и исполнение. Вместе эти три начала порождают силу, способную управлять государством - державную власть. Власть может пользоваться всеми этими силами одновременно - тогда правление будет деспотическим, а поданные - рабами. "Нельзя основать правление на законе, если одна державная власть будет и составлять закон, и исполнять его" См.: Морозов В.И. Указ. соч.С. 67. . Государство организуется на принципе разделения властей, которые в свою очередь реализуются на основании законов и правового порядка. Но Сперанский не полагался на одни изменения в законодательстве. Столь легальное положение государства требует общего изменения. Никакие частные перемены ни приведут к изменению целого. Для установления в государстве демократических свобод нужны серьезные гарантии, наличие, которых он усматривал во введении соответствующей формы правления, "истинной монархии". Мыслитель рассматривал такой вариант ограничения монархии в России, который предполагал внутреннее ограничение самодержавия "силой установлений", законов и "самим делом". Большое значение в своей концепции Сперанский отводит принципу публичности. Весь народ не может блюсти за тем, чтобы правительство оставалось в законных рамках, то необходимо сословие, "достаточно просвещенное,.. должно быть независимо и быть связано с интересами народа". Образцом такого сословия Сперанский видел английскую аристократию См.: Там же. . Порядок в устроенном таким образом государстве охраняется законами, свобода людей определяемся только как "зависимость от положительного закона", сам престол держится "на твердых столпах закона и всеобщего порядка". Закон Сперанский определял "как ограничение натуральной свободы человека известными правилами". Общее назначение закона состоит в обеспечении пользы и безопасности людей, определяет отношения между частными лицами и государственными органами. Сперанский предлагал вводить "органические" законы, которые определят форму учреждений, которые служат средствами для сил государства.

Сперанский предполагал, что в преобразованном по его проектам государстве будет возможно наилучшим образом обеспечить права подданных. Он разработал собственную концепцию, состоящую из двух пар категорий: рабство политическое и свобода политическая и рабство гражданское и свобода гражданская См.: Сперанский С.И. Учение Сперанского М.М. о праве и государстве. М.: Ось-89, 2001.С. 53. . Политическая свобода в понятии Сперанского означает подчинение всех и каждого законам, а также возможность "участия.. в действии законодательной и исполнительной власти". Политическая свобода у Сперанского связывается с недвижимой собственностью, т.к. имеющий недвижимость "более способен, в силу собственных интересов, заботится о доброте закона". Под политическим рабством мыслитель понимал состояние, когда "воля одного закон для всех", под которыми подразумевались известные категории населения, как домашние слуги, ремесленника и "народ рабочий", которые могли быть допущены к праву выбора, в силу только того, что они не обладают достаточным "разумом" и "любочестием" См.: Там же. .

Гражданское рабство Сперанский рассматривал как подчинение одного класса "в повинностях личных или вещественных" другому, а гражданскую свободу как основанную на законе независимость друг от друга всех сословий и групп в обществе См.: Сперанский М.М. Проекты и записки. // URL: http: //stepanov01. narod.ru/library/speransky/chapt03-2. htm (дата обращения 02. 02.2009). . В своих работах Сперанский отмечал, что свобода политическая имеет гораздо больший объём, по сравнению со свободой гражданской, и поэтому является её основой, но и гражданским правам Сперанский придавал большое значение. "Права гражданские должны быть основаны на правах политических, точно также как и закон гражданский не может быть тверд без закона политического" См.: Семигин Г.Ю. Указ. соч.С. 78. . Как следствие этого Сперанский разделяет государство на три сословия: дворянство, "среднее состояние" и "народ рабочий". Дворянство обладает всеми гражданскими и политическими правами, также добавлялось право владеть землями, населенными крестьянами, с обязанностью уплаты налога с земли, вторые (купцы, мещане, однодворцы) обладают политическими правами "по их собственности" и гражданскими правами. "Народ рабочий" (помещичьи крестьяне, домашняя прислуга, мастеровые) пользуются общими гражданскими правами и не имеют политических прав. Своей конечной целью Сперанский ставил наделение равными гражданскими правами и как следствие этого стремление к отмене крепостного права См.: Чибиряев Указ. соч.С. 91. .

В Сперанском видели человека, увлеченного и наполеоновским режимом, и английским конституционным правом и стремившегося перенести все это в Россию. Соединяя в себе ум теоретика и способность практика, ему удалось то, что до него никому не удавалось в сфере государственных деятелей: синтезировав правовую и философскую мысль Запада и Востока, разработав во многом оригинальную концепцию идеала государственной власти.