Получение взятки незаконные действия бездействие. Уголовно-правовая характеристика взяточничества. Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки дачи взятки

взяточничество посредничество уголовный ответственность

2.2.1 Объект и предмет дачи взятки

Объект дачи взятки и получения взятки одинаковый, так как оба этих преступления в УК РФ находятся в главе 30 и являются преступлениями против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Предмет взятки также совпадает, так как взяткополучатель принимает взятку от взяткодателя.

На пути к клиентам и деловым партнерам. . В этом кодексе изложены стандарты поведения, которые мы поставили перед собой для достижения этой цели. Он должен создавать прозрачность, обеспечивать руководство и обеспечивать ориентацию на юридические и этические проблемы повседневной работы. Признавая четкие принципы, следует поощрять независимую и этическую деятельность наших сотрудников.

Честная и высокая этическая манера работы также является ключом к созданию позитивной рабочей среды для наших сотрудников, основанной на доверии к их работе и их бизнесу. Вы обязаны соблюдать его положения и воздерживаться от нарушения содержащихся в нем правил. Чтобы обеспечить лучшую читаемость кода поведения, термин «служащий» используется ниже как нейтральный термин для женщин и мужчин.

2.2.2 Объективная сторона дачи взятки

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст.291 выражается в даче взятки только должностному лицу лично или через посредника. Дача взятки может выражаться в незаконном вручении, передаче материальных ценностей или предоставлении имущественных прав либо незаконно оказанных ему услуг имущественного характера должностному лицу лично или через посредника за совершение законных действий (бездействий), входящих в служебные полномочия должностного лица (взяткополучателя), в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, или за способствование должностным лицом в силу занимаемого им положения совершению действий (бездействия) другим должностным лицом, либо за общее покровительство или попустительство по службе взяткодателю или представляемым им лицам (ч. 1 ст. 291 УК), а равно за незаконные действия (бездействие) должностного лица по службе (ч. 3 ст. 291 УК).В этих случаях он должен нести ответственность не только за дачу взятки, но и за соучастие (подстрекательство) в преступлении должностного лица. Дача взятки также формальный состав преступления, то есть она признается оконченным деянием с момента принятия должностным лицом хотя бы части взятки. При даче взятки в несколько приемов передача хотя бы части обусловленной суммы содержит оконченный состав преступления. Оставление, например, денег в конверте на столе должностного лица либо в его кармане или в ином месте его кабинета еще не означает, что должностное лицо принимает их. Когда предлагаемая взятка должностным лицом не принята либо отвергнута, действия взяткодателя следует квалифицировать как покушение на дачу взятки. Взяткодатель должен отвечать за покушение на дачу взятки и в том случае, если посредник, которому он вручил деньги или иные ценности для передачи должностному лицу в качестве взятки, фактически их присваивает (мнимый, ложный посредник). При этом не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось, передать взятку, или нет.

Ожидания деловых партнеров

Мы ожидаем, что наши деловые партнеры и поставщики будут соблюдать принципы настоящего Кодекса поведения и внедрять схожие принципы в своей деятельности. В частности, все деловые партнеры должны обеспечить, чтобы они всегда действовали в соответствии с правовыми требованиями и уважали права человека и законы для предотвращения детского труда. Насколько мы можем, мы предлагаем помощь нашим деловым партнерам для того, чтобы работать над любым необходимым улучшением своих корпоративных принципов.

В частности, ответственность, доверие и надежность являются краеугольными камнями нашего самооценки. Эти ценности являются основой наших ежедневных сделок друг с другом и в отношениях с деловыми партнерами, поставщиками, клиентами и третьими лицами. Поэтому следующие бизнес-принципы должны быть непременным стандартом для всех наших действий и решений.

2.2.3 Субъект дачи взятки

Субъект дачи взятки - общий, то есть физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, желающее путем дачи взятки добиться желаемых результатов для себя, либо своих родных и близких. В качестве взяткодателя могут выступать частные лица, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, и должностные лица, что не имеет значения для квалификации дачи взятки. Должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, предложившее подчиненному ему по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации дать взятку должностному лицу, несет ответственность по соответствующей части статьи 291 УК РФ как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение, - как соучастник дачи взятки.

Этическое управление

Мы основываем наши действия на ответственном корпоративном управлении и нести ответственность за последствия наших предпринимательских действий и решений. Мы уважаем универсальные этические ценности и принципы, в частности, мы уделяем большое внимание целостности, взаимному уважению и открытости. Эти принципы характеризуют, как мы имеем дело с нашими сотрудниками, деловыми партнерами и третьими лицами.

Наша основная обязанность - соблюдать и не нарушать какие-либо законы стран, в которых мы работаем. Каждый из наших сотрудников обязан соблюдать закон, будь то в повседневной жизни или в исключительных обстоятельствах. Защита окружающей среды очень важна для нас. Поэтому мы соблюдаем нормативные положения и стандарты охраны окружающей среды и согласовываем наши производственные и бизнес-процессы с целью сохранения естественных основ жизни. Мы также разрабатываем наши продукты в соответствии с этой максимой и обращаем внимание на экологически чистые технологии, ответственное использование природных ресурсов, предотвращение загрязнения окружающей среды и содействие защите климата.

2.2.4 Субъективная сторона дачи взятки

Субъективная сторона преступления, предусмотренного статьей 291 УК РФ, характеризуется виной в виде прямого умысла. Взяткодатель осознает незаконность передачи должностному лицу взятки, отсутствие у него права на ее получение, что взятка вручается за совершение в его пользу определенных действий (бездействий), за способствование их совершению другими лицами либо за общее покровительство или попустительство по службе, связанных с использованием служебного положения должностного лица, его авторитета, и желает этого. Если же при передаче вознаграждения взяткодатель думает, что должностное лицо имеет на него право, то такое деяние не может быть квалифицировано как дача взятки. Нельзя говорить о даче взятки и в том случае, если вознаграждение вручается должностному лицу не за действия (бездействие), а равно какое-либо поведение, связанное с использованием должностного положения. Мотивы дачи взятки и цели, которых добивается взяткодатель с помощью взятки, могут быть различны: это и корыстные побуждения, и побуждения личного порядка, желание обойти закон, освободиться от ответственности, желание отблагодарить должностное лицо за принятое им решение или желание побудить должностное лицо принять то или иное решение по определенному, заранее обговоренному вопросу, удовлетворяющее интересы взяткодателя, и т.д. Действия виновного должны признаваться дачей взятки и в тех случае, когда условия передачи ценностей или услуг, хотя специально не оговариваются, но взяткодатель сознает, что взятка вручается с целью удовлетворения его интересов. Однако всегда взятка дается за служебные действия (бездействия) должностного лица в интересах самого взяткодателя или представляемых им лиц.Уголовное право России. Особенная часть: Учебник/Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.В. Лунева, А.В. Наумова. - 3-е изд., перераб. И доп. - М. : Юристъ, 2005 г..

Объективная сторона дачи взятки

Чтобы удовлетворить это требование, мы постоянно работаем над улучшением наших продуктов еще больше. У нас есть большие надежды на безопасность наших продуктов и соблюдение всех правовых норм, касающихся этих продуктов. Нам важно быть надежным деловым партнером и делать только те обязательства, которые мы можем сохранить. Мы ожидаем, что наши сотрудники будут честно вести себя и избегать вводить в заблуждение коллег, деловых партнеров и клиентов. Профессиональная и четкая коммуникация является важной частью нашего присутствия для третьих сторон и является краеугольным камнем нашего внутреннего диалога.

2.2.5 Отягчающие обстоятельства при даче взятки

Квалифицирующим признаком по части 2 статьи 291 является дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации в значительном размере. Значительным размером (определен в примечании к статье 290 УК РФ) признается сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей.

Мы осознаем нашу социальную ответственность и продвигаем социальные и благотворительные организации. Таким образом, мы помогаем создавать новые возможности в областях, требующих субсидий, и поддерживать существующие предложения. Мы также поощряем наших сотрудников к тому, чтобы они все время были вовлечены в общество и были вовлечены в общество.

Общие требования к поведению для сотрудников и компаний

Для нас очень важно соблюдение законов и руководящих принципов. Однако существуют законодательные положения, которые занимают особенно заметное место в нашей повседневной работе. Их требования должны быть описаны более подробно ниже.

Конкуренция и антимонопольное право

В нашей деятельности мы соблюдаем правила конкуренции и антимонопольного законодательства. Наши сотрудники не участвуют в каких-либо ограничительных соглашениях о ценах, сроках, возможностях, маржах или других факторах, которые влияют на конкурентное поведение компаний.

По части 3 рассматриваемой статьи отягчающим обстоятельством является дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации за совершение заведомо незаконных действий (бездействий). То есть взяткополучатель за взятку должен совершить неправомерные действия, которые не вытекали из его служебных полномочий или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения. Лицо, давая взятку, осознает, что склоняет должностное лицо к совершению незаконных действий (бездействия) по службе, и желает наступления конкретного результата таких действий (бездействия) - выдача подложного документа, постановка вне очереди на получение жилья в нарушение установленного порядка, отказ в возбуждении уголовного дела либо его прекращение вопреки требованиям уголовно-процессуального закона и т.д.

Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки дачи взятки

Предусматриваются также ассигнования на распределение клиентов, районов или продуктов, а также на участие в тендерах или подачу фиктивных предложений. Это также относится к неофициальным обсуждениям, которые имеют в качестве своего объекта или следствия одно из вышеупомянутых ограничений конкуренции. Точно так же запрещается приобретать конкурентное преимущество, получая информацию, имеющую отношение к отрасли, посредством промышленного шпионажа или взяточничества или заведомо распространяя ложную информацию о конкурентах.

Часть 4 статьи 291 в качестве отягчающих обстоятельств данного преступления предполагает:

· действия, предусмотренные частями 1-3, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

Взятку надлежит считать переданной группой лиц по предварительному сговору, если в преступлении участвовали два и более взяткодателя, которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления. Дача взятки организованной группой отличается тем, что такая группа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и руководителя.

Взяточничество и коррупция в деловых отношениях

Мы сталкиваемся с конкуренцией за заказы с качеством и ценой наших продуктов и услуг. Мы строго отвергаем коррупцию и аналогичные бизнес-практики. Это также относится к любому поведению, которое может даже показаться таковым. Любые претензии в отношении взятки или других льгот должны быть немедленно отклонены.

Влияние на публичных должностных лиц и лоббирование

Наши сотрудники не могут требовать или принимать какие-либо выгоды сами. При работе с государственными учреждениями мы соблюдаем все законодательные положения, в частности их правила проведения торгов по контрактам и государственным закупкам. Никакие денежные выплаты или другие льготы не могут быть сделаны или обещаны для ненадлежащего влияния на решение государственных должностных лиц или сотрудников государственных учреждений или государственных предприятий. Это относится, в частности, к лоббированию.

б) в крупном размере;

Крупный размер определен, так же как и значительный, в примечании к статье 290 УК РФ и равен сумме денег, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающих сто пятьдесят тысяч рублей.

· действия, предусмотренные частями 1-4, совершенные в особо крупном размере.

Общение с политическими контактными лицами всегда прозрачно и открыто. Предоставление или принятие подарков, услуг и развлечений разрешено только в том случае, если оно соответствует обычной деловой практике и соответствует. Принятие не допускается, если рассмотрение его характера, ценности или обстоятельств может повлиять на суждение получателя или быть понято как попытка повлиять на него. В любом случае, пожертвование должно быть прозрачным и не должно принуждать получателя к обязательной зависимости.

Если обмен подарками среди деловых партнеров из определенных культур является общим, тогда подарок должен быть подходящим для случая и может иметь только символический характер. Должно быть принятие или дар подарка в той или иной стране. Или запрещены принципами делового партнера, эти действия следует избегать при любых обстоятельствах.

Для квалификации действий по данному пункту части 4 статьи 291 УК РФ необходимо, чтобы сумма переданных ценностей, стоимость оказанных услуг имущественного характера, иных имущественных прав превышала один миллион рублей.

Получение взятки (статья 290).

Предметом взятки могут быть любые материальные ценности (деньги, в том числе иностранная валюта, иные валютные ценности, ценные бумаги, продовольственные и промышленные товары, недвижимое имущество и др.), а также различного рода услуги (выгоды), оказываемые взяткополучателю безвозмездно, хотя в принципе они подлежат оплате, или явно по заниженной стоимости. Это может быть предоставление санаторных или туристических путевок, проездных билетов, оплата расходов и развлечений должностного лица, производство ремонтных, строительных, реставрационных и других работ, путем якобы получения денег в долг, под видом погашения несуществующего долга лица, передавшего ценности, посредством продажи-покупки ценных вещей за бесценок и т.д. Получение должностным лицом различного рода услуг нематериального характера, не влекущих получение материальной выгоды, взяточничеством не признается.

Б. Субъективная сторона взяточничества

Получатель пожертвования и его конкретное использование должны быть известны и понятны. Кроме того, пожертвования для частных лиц или частных счетов и пожертвования для некоммерческих организаций не допускаются. Аналогичным образом, никакие пожертвования не могут быть предоставлены организациям, чьи цели или практика не соответствуют нашим основным принципам. Он всегда должен быть подотчетен общественности. Поэтому причина и цель пожертвования всегда должны быть достаточно документированы.

Объективная сторона получения взятки состоит в получении должностным лицом лично или через посредника предмета взятки за один из следующих вариантов служебного поведения:

За действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, входящих в служебные полномочия должностного лица (часть 1);

За действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но последний в силу своего должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию) (часть 1);

Мы хотим только иметь деловые отношения с клиентами, поставщиками и деловыми партнерами, чей бизнес соответствует закону и чье финансирование поступает из законных источников. В частности, мы не поддерживаем отмывание денег путем ввода средств в юридический экономический цикл. Мы всегда соблюдаем законы о борьбе с отмыванием денег и призываем наших сотрудников сообщать о подозрительном поведении или отмывании денег.

Мы соблюдаем все таможенные законы, применяемые в странах, в которых мы ведем бизнес. Все сотрудники, участвующие в импорте и экспорте товаров и в приграничных службах, обязаны соблюдать соответствующие положения и положения о поставках и экспорте, в частности эмбарго и санкции.

За общее покровительство или попустительство по службе должностным лицом взяткодателю или представляемым им лицам (часть 1);

За незаконные действия (бездействие) должностного лица в пользу взяткодателя или представляемых им лиц (часть 2).

В первом случае имеются в виду законные правомерные действия (бездействие) должностного лица, не нарушающие его служебных обязанностей, не выходящие за рамки его должностной компетенции, т.е., иначе говоря, действия, совершить (не совершать) которые в данном случае он имел право или, более того, был обязан.

Поведение компании по отношению к ее сотрудникам

Мы обязаны успехам нашей компании знаниям, опыту и приверженности каждого из наших сотрудников, которым мы уделяем особое внимание.

Уважение прав человека и равное отношение ко всем сотрудникам

Мы всегда стремимся к поощрению прав человека и уважаем личное достоинство каждого человека. Дискриминация или притеснения любого рода не будут допускаться, будь то работникам или третьим лицам. Мы уважаем всех, независимо от их происхождения, пола, цвета кожи, сексуальной идентичности или религиозной и социальной ориентации.

Пленум Верховного Суда указал, что субъектом получения взятки следует признавать и тех должностных лиц, которые хотя и не обладали полномочиями для выполнения в интересах взяткодателя соответствующих действий (бездействия), но в силу своего должностного положения могли за взятку способствовать совершению этих действий другими должностными лицами. Использование субъектом в данном случае дружественных или родственных отношений для достижения результата, желательного для лица, передавшего ему вознаграждение, не рассматривается как использование должностного положения, что исключает состав получения взятки.

Мы признаем, что мы обязаны успехом нашей компании в области знаний, опыта и преданности каждого из наших сотрудников. Неотъемлемой частью нашей корпоративной стратегии является надлежащее продвижение квалификаций и компетенций наших сотрудников. Мы предлагаем каждому сотруднику подходящие возможности для обучения и развития его навыков. Основой для этого являются лично проведенные обсуждения с соответствующими руководителями, в которых разрабатываются особые способности, возможно существующая потребность в улучшении и соответствующие возможности обучения.

Согласно трактовке Пленума Верховного Суда РФ, „к общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью. К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия“.

Мы инвестируем в квалификацию и компетенцию каждого из наших сотрудников и поощряем, в частности, приверженность и эффективность. Каждый менеджер несет ответственность за своих сотрудников. Он должен приобретать признание посредством образцового личного поведения, производительности, открытости и социальной компетентности. Менеджер доверяет своим сотрудникам и устанавливает четкие, амбициозные и реалистичные цели, предоставляя своим сотрудникам как можно больше личной ответственности и свободы.

Мы заботимся о безопасности и здоровье наших сотрудников. Поэтому мы принимаем все меры для обеспечения безопасной рабочей среды и предотвращения рисков для наших сотрудников. Наши сотрудники должны соблюдать действующие правила предотвращения несчастных случаев, регулярно проверять техническую функциональность рабочих материалов и выполнять свои обязанности с осторожностью.

Подобного рода взяточничество характерно при получении систематических вознаграждений от подчиненных или подконтрольных должностному лицу работников, поскольку должностное лицо постоянно решает вопросы, затрагивающие их интересы, и последние заинтересованы в благоприятном к ним отношении взяткополучателя, а также для коррумпированного аппарата государственных и муниципальных органов, когда представители организованной преступности как бы берут на содержание должностных лиц, обоснованно рассчитывая, что те в необходимых случаях будут действовать в интересах взяткодателей.

Действие (бездействие), совершенное должностным лицом, получившим за это вознаграждение, находится за пределами состава получения взятки и поэтому нуждается в самостоятельной правовой оценке.

При совершении должностным лицом деяния за полученную взятку, предусмотренного как самостоятельное преступление, его действия подлежат квалификации по совокупности.

Время передачи предмета взятки, т.е. до или после совершения действия (бездействия) в интересах дающего, как отметил в названном Постановлении Пленум Верховного Суда РФ, на квалификацию содеянного не влияет.

Вместе с тем ГК разрешает дарение, в том числе государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей, „обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда“. Независимо от размера незаконное вознаграждение должностного лица за выполнение им действия (бездействия) с использованием служебного положения должно расцениваться как взятка в следующих случаях:

Если имело место вымогательство этого вознаграждения;

Если вознаграждение (или соглашение о нем) имело характер подкупа, обусловливало соответствующее, в том числе и правомерное, служебное поведение должностного лица;

Если вознаграждение передавалось должностному лицу за незаконные действия (бездействие).

И только в том случае, когда имущественное вознаграждение без какой-либо предварительной договоренности об этом было передано должностному лицу за его правомерное действие (бездействие) по службе, решающим для разграничения подарка и взятки будет размер этого вознаграждения.

Субъектом получения взятки может быть только должностное лицо . Все иные лица, участвующие вместе с ним в совершении этого преступления, в том числе и выдававшие себя за должностных, могут отвечать только за соучастие в получении взятки как организаторы, подстрекатели или пособники.

Взятка может быть получена должностным лицом лично или через посредника.

С субъективной стороны получение взятки - это умышленное преступление , совершенное из корыстных побуждений .

Если должностное лицо, получая материальные ценности, вводит в заблуждение тех, кто их передает, создает видимость правомерности их получения, утверждая, например, что ценности получаются в качестве оплаты за оказанную учреждением услугу, выполненную работу, в виде штрафа и т.п., содеянное не может рассматриваться как получение взятки, а как мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения.

Получение взятки считается оконченным преступлением с момента принятия должностным лицом хотя бы части взятки, если она передавалась по частям, независимо от того, выполнило ли оно обусловленное действие или нет, собиралось оно выполнять это действие или нет, т.е. формальный состав .

Квалифицированные виды .

Ответственность повышается (часть 2 статьи 290) при получении должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие).

Незаконные действия (бездействие) должностного лица, о которых говорится в части 2 статьи 290, - это поведение, выходящее за рамки служебных полномочий субъекта, либо действия (бездействие), входящие в его полномочия, но при данных обстоятельствах оснований для их совершения не имелось. Иначе говоря, незаконное действие (бездействие) должностного лица - это поведение, связанное с нарушением обязанностей по службе.

Квалифицированным видом признается получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (часть 3 статьи 290).

Особо квалифицированными видами получения взятки (часть 4 статьи 290) закон считает совершение этого деяния:

Группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

С вымогательством взятки;

В крупном размере.

Взятку надлежит считать полученной по предварительному сговору группой лиц , если в совершении преступления участвовало два и более должностных лица, заранее, т.е. до начала преступления договорившихся об этом. В сговор преступников входит то, что они будут получать незаконное вознаграждение (выгоды) за те или иные действия (бездействие) в интересах взяткодателя или представляемых им юридических или физических лиц с использованием служебного положения либо за общее покровительство или попустительство по службе. Преступление признается оконченным с момента принятия взятки хотя бы одним из этих лиц. При этом не имеет значения, сознавал ли взяткодатель, что в получении взятки участвует несколько должностных лиц. При получении взятки по предварительному сговору группой лиц ее размер определяется общей стоимостью полученных ценностей и услуг.

В число членов организованной группы лиц, объединившихся для получения взятки, наряду с должностными могут входить и иные лица, выполняющие отведенную им роль по обеспечению совершения данного преступления.

Единым продолжаемым преступлением следует считать также систематическое получение материальных ценностей или выгод от одних и тех же взяткодателей за общее покровительство или попустительство им по службе.

Пленум Верховного Суда РФ истолковал вымогательство взятки как требование должностным лицом взятки под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам взяткодателя либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов. Такого понимания вымогательства взятки судебная практика придерживается в течение многих лет.

В обеих ситуациях, которые рассматриваются как получение взятки, сопряженное с ее вымогательством, взяткодатель вынужден дать взятку с тем, чтобы защитить или обеспечить реализацию своих законных, правоохраняемых интересов, которые ставятся под угрозу вымогателем. Поэтому, если взяткодатель заинтересован в неправомерном поведении должностного лица, стремится обойти закон, установленный порядок, добиться удовлетворения своих незаконных интересов, получить незаконные льготы, уйти от заслуженной ответственности и т.п., вымогательство как квалифицирующий признак получения взятки и как обстоятельство, влекущее освобождение взяткодателя от уголовной ответственности, отсутствует.

Крупный размер получения взятки исчисляется в денежном выражении. Согласно примечанию к статье 290 крупным размером взятки признается сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тысяч рублей.

Дача взятки (статья 291).

Объект - общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование государственной власти, государственной службы, службы в органах МСУ.

Предмет преступления – деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера.

Объективная сторона характеризуется передачей должностному лицу лично или через посредника взятии.

Дача взятки неразрывно связана с ее получением. Получение взятки не может состояться, если не было дачи взятки. Соответственно не может состояться оконченного преступления дачи взятки, если материальные ценности или выгоды имущественного характера, являвшиеся предметом взятки, не были приняты должностным лицом.

Субъектом может быть лица, достигшее возраста 16 лет.

Субъективная сторона . Дача взятки совершается с прямым умыслом . Если субъект добросовестно заблуждается относительно оснований передачи, полагая, что это не вознаграждение, или не осознавая его неправомерности, состав дачи взятки отсутствует.

Мотивы дачи взятки и цели, которых добивается взяткодатель с помощью взятки, могут быть различны. Взятка дается за служебные действия (бездействие) должностного лица в интересах самого взяткодателя или представляемых им физических или юридических лиц.

Квалифицированным видом преступления (часть 2 статьи 291) является дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия). Для вменения взяткодателю данного квалифицирующего признака необходимо доказать знание им того, что взятка дается именно за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействия). В этих случаях он должен нести ответственность не только за дачу взятки, но и за соучастие (подстрекательство) в преступлении должностного лица. Если взяткодатель ошибочно полагал, что действия (бездействие) должностного лица, за которые дается взятка, являются законными, входят в служебные полномочия взяткополучателя, в связи с допущенной фактической ошибкой он несет ответственность по части 1 статьи 291.

Необходимо разграничивать взяткодателя и посредника во взяточничестве, через которого может осуществляться передача и получение взятки.

Посредник - это лицо, которое, действуя по поручению взяткодателя или взяткополучателя, непосредственно передает предмет взятки. Действия посредника со стороны взяткодателя квалифицируются как соучастие в даче взятки, если, конечно, он осознавал, что передаваемые им ценности или предоставляемые услуги являются взяткой.

В практике следственных и судебных органов нередко встречаются случаи так называемого мнимого посредничества. Если лицо получает от взяткодателя деньги или иные ценности для передачи должностному лицу и, не намереваясь этого делать, присваивает их, содеянное следует квалифицировать как хищение чужого имущества путем мошенничества (статья 159) или присвоения (статья 160) в зависимости от обстоятельств дела. Когда же в целях завладения имуществом взяткодатель склоняется им к даче взятки, действия мнимого посредника помимо мошенничества должны дополнительно квалифицироваться как подстрекательство к даче взятки. Действия взяткодателя в обоих случаях квалифицируются как покушение на дачу взятки.

В примечании к статье 291 предусмотрены два самостоятельных основания освобождения взяткодателя от уголовной ответственности:

Если в отношении него со стороны должностного лица имело место вымогательство взятки;

Если он после дачи взятки добровольно сообщил о случившемся органу, имеющему право возбуждать уголовное дело.

Вымогательство взятки как основание, влекущее освобождение взяткодателя от уголовной ответственности, понимается точно так же, как и вымогательство, являющееся квалифицирующим признаком получения взятки.

Норма об освобождении взяткодателей от уголовной ответственности в случае их добровольного сообщения о преступлении по своей направленности является стимулирующей, побуждая виновного к деятельному раскаянию, к заглаживанию вреда, к разоблачению взяткополучателя.

Освобождение взяткодателей от уголовной ответственности по мотивам вымогательства взятки или добровольного сообщения о даче взятки не означает отсутствия в действиях этих лиц состава преступления. Поэтому они не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки, которые подлежат обращению в доход государства.

Совсем иная ситуация имеется в случаях, когда должностное лицо, покушаясь на получение взятки, требует передачи ему материальных ценностей у гражданина, а последний сообщает об этом в соответствующие органы, а затем с их ведома и под их контролем для уличения и задержания с поличным преступника, пытавшегося получить взятку, передает ему деньги или иные ценности. Подобные действия нельзя рассматривать как провокацию получения взятки, поскольку должностное лицо по своей инициативе требовало взятку, т.е. уже совершило уголовно наказуемое деяние - приготовление или покушение на получение взятки, за что и должно нести ответственность. В действиях гражданина в таких случаях нет состава преступления, так как он не давал должностному лицу взятку, а лишь имитировал ее. Поэтому, материальные ценности должны быть возвращены гражданину или иному субъекту по принадлежности.

Отграничение от коммерческого подкупа .

Коммерческий подкуп имеет много общих признаков объективной стороны со взяточничеством. Но при взяточничестве незаконное вознаграждение имущественного характера принимается должностным лицом органов государственной власти, местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований РФ в связи со служебной деятельностью этого лица, что и определяет принципиально другой объект преступления.

Билет 14. Нарушение неприкосновенности частной жизни. Нарушение неприкосновенности жилища.

Непосредственный объект нарушения неприкосновенности частной жизни (ст. 137 УК РФ) – право человека на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Предметом преступления являются сведения о частной жизни лица, составляющие его личную или семейную тайну. Носители таких сведений могут различаться: документы, вещи, информация на магнитных носителях, а также сам человек.

Личная и семейная тайна появляется у человека с рождения, именно с этого момента она охраняется уголовным законом. После смерти человека такая уголовно-правовая охрана прекращается, хотя в определенных ситуациях защита частной жизни лица может иметь место и после его смерти в гражданско-правовом порядке (ст. 150,152 ГК РФ).

Объективная сторона состава преступления характеризуется альтернативно предусмотренными действиями , а именно:

    Собирание

    Распространением указанных сведений без согласия лица;

    Распространение указанных сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующем произведении или СМИ .

Под собиранием следует понимать целенаправленное отыскание сведений о частной жизни лица независимо от способа отыскания (например, путем наблюдения, подслушивания, запросов, похищения документов).

Под распространением следует понимать доведение сведений о частной жизни человека до третьего лица любым способом (устно, письменно либо с использованием информационных технологий). При распространении лицо, о котором сообщаются те или иные сведения, должны быть индивидуально конкретизировано до степени его узнаваемости третьим лицам.

Собирание и распространение сведение о частной жизни лица должно быть незаконным, то есть совершаться в нарушение установленного законодательством порядка собирания и раскрытия на публике указанных сведений. Согласия лица на собирание и распространение сведений исключает признак.

Распространение сведений о частной жизни лица в публичном выступлении, публично демонстрирующем произведении или СМИ предполагает доведение указанных сведений для неограниченного числа лиц.

Субъективная сторона преступления характеризуется только прямым умыслом . Лицо осознает, что, собирая или распространяя сведения о частной жизни потерпевшего, причиняет вред конституционно закрепленным правам и интересам граждан, и желает так поступить. Мотивы преступления могут быть любые. Их следует учесть в соответствии со ст. 61-63 УК при индивидуализации наказания.

Субъект преступления - вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

В. Ч. 2 ст. 137 УК РФ предусмотрен один квалифицирующий признак – совершение деяния лицом с использованием своего служебного положения, следовательно специальный субъект .

Состав преступления формальный и преступление признается оконченным с момента совершения действий по собиранию или распространению сведений независимо от того, получило ли лицо искомую информацию или дошло ли оно до третьего лица.

Нарушение неприкосновенности жилища (ст. 139 УК).

Конституция РФ провозглашает принцип неприкосновенности жилища (ст. 25 Кон. РФ). Никому не дано право проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Одной из гарантий исполнения названных установлений является введение в уголовный закон нормы, предусматривающей ответственность за нарушение неприкосновенности жилища.

Объективная сторона – незаконное проникновение в жилище. Под жилищем понимается индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилой фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилой фонд, но предназначенное для временного проживания. Исходя из функционального назначения, жилищем можно считать частный жом (дачу), отдельную квартиру или комнату в ней, комнату в общежитии, гостинице и т.д.

Незаконное проникновение в жилище означает вторжение любым способом (с преодолением препятствий или без него), без согласия или против воли, проживающего там лица, при отсутствии оснований для законного вхождения. Законные основания излагаются в УПК.

Суды обязаны во всех случаях проверять материалы, подтверждающие необходимость срочного, безотлагательного проникновения в жилище.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом . Мотивы совершения преступления разнообразны – от хулиганских, до превышения властных полномочий со стороны оперативных работников правоохранительных органов.

Субъект общий , по части 3 ст.139 УК РФ, специальный. Это лицо, которое для незаконного проникновения в жилище использует свое служебное положение. В тех случаях, когда государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом, присваивает себе полномочия такого лица и на этом основании проникает в жилище – то по совокупности ст.288 и 139.

Ч.2 ст.139 устанавливает наказание за незаконное проникновение в жилище, совершённое применением насилия или с угрозой его применения (в виде побоев или причинения легкого вреда здоровью потерпевшего). Причинение более тяжкого вреда требует дополнительной квалификации по ст.111, 112 или 119 УК РФ.

Состав преступления формальный . Преступление считается оконченным с момента незаконного проникновения в жилище.