Как сдать оружие на утилизацию по всем правилам закона. Взаимодействие таможенных органов с Росимуществом: реализация, переработка и уничтожение имущества Как сдать конфискованное оружие овд в теруправление

В соответствии со ст. 186 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" товары обращаются в федеральную собственность :
1) на основании решения суда по уголовному делу или делу об административном правонарушении при применении конфискации имущества со дня вступления в силу данного судебного решения;
2) на основании судебного акта по заявлению (иску) таможенного органа или иного уполномоченного органа о признании имущества бесхозяйным либо об обращении изъятых товаров в федеральную собственность в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, со дня вступления в силу судебного акта;
3) на основании помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства со дня передачи таможенным органам товаров по акту приема-передачи.
Исполнение приговора (постановления) суда по уголовному делу или делу об административном правонарушении при применении конфискации имущества осуществляется органом принудительного исполнения - Федеральной службой судебных приставов в порядке, предусмотренном ФЗ "Об исполнительном производстве" и Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации. В данном случае необходимо принудительное исполнение при распоряжении имуществом, и поэтому в процесс должна вовлекаться Федеральная служба судебных приставов. Распоряжение имуществом происходит с участием трех сторон: таможенных органов, Федеральной службы судебных приставов и Росимущества. Конфискованное имущество передается таможенным органом судебному приставу-исполнителю по установленной форме акта приема-передачи.
Имущество, и которое не было востребовано их собственниками, может признаваться судом бесхозяйным . Ранее правом обращения в суд о признании имущества бесхозяйным был наделен только уполномоченный Правительством Российской Федерации орган - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество). Сроки подготовки и последующего направления в суды исковых заявлений о признании имущества бесхозяйным территориальными управлениями Федерального агентства по управлению государственным имуществом занимали в отдельных случаях до нескольких лет. Для сокращения данных сроков ст. 19 N 186 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" предусмотрено право таможенных органов на предъявление в суды или арбитражные суды исков и заявлений о признании имущества бесхозяйным.
Для распоряжения имуществом, признанным судом бесхозяйным и , не требуется участие органов принудительного исполнения. Поэтому передачу имущества осуществляют непосредственно таможенные органы и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
В деятельности таможенных органов может возникнуть необходимость осуществления распоряжения не обращенным в федеральную собственность имуществом. Основаниями для такого распоряжения является ведущееся административное или уголовное производство. Изъятые вещи, подвергающиеся быстрой порче, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сдаются в соответствующие организации для реализации, а при невозможности реализации уничтожаются. В целях реализации ч. 11 ст. 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Правительство Российской Федерации утвердило Положение о сдаче для реализации или уничтожения изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче. По данному Постановлению уполномоченным органом, осуществляющим реализацию или уничтожение, являлся Российский фонд федерального имущества (РФФИ). Учитывая, что в настоящее время правопреемником РФФИ является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, то обязанность по распоряжению изъятым имуществом в рамках производства по делу об административном правонарушении также лежит на нем.
Длительное время РФФИ отказывался производить уничтожение изъятого в рамках дел об административных правонарушениях имущества, не пригодного к реализации. Однако складывающаяся судебная практика, указавшая уполномоченному органу на наличие соответствующей обязанности в его положении, изменила практику правоприменения.
Вещественные доказательства, приобщенные к материалам уголовного дела, могут быть переданы для реализации без их обращения в федеральную собственность на основании ст. 82 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Реализация данного имущества осуществляется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом.
Под влиянием решений Конституционного Суда РФ складывается практика по ограничению внесудебной реализации и уничтожению имущества в рамках уголовного и административного производства. Реализация вещественных доказательств по уголовным делам допускается только по решению суда. Аналогично складывается практика по распоряжению изъятыми вещами по делам об административных правонарушениях. По мнению Конституционного Суда РФ, ч. 12 ст. 27.10 КоАП РФ по своему конституционно-правовому смыслу не предусматривает возможность направления на переработку или уничтожение изъятой в рамках производства по делам об административных правонарушениях алкогольной и спиртосодержащей продукции, не отвечающей обязательным требованиям стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов, без судебного решения. Запрет на реализацию и уничтожение изъятых вещей, подвергающихся быстрой порче, в рамках производства по делу об административном правонарушении Конституционным Судом РФ пока не вынесен. С учетом выраженной позиции Конституционного Суда РФ по этому вопросу полагаем, что реализация имущества должна будет допускаться только по решению суда.
До 1 августа 2008 г. организацией, уполномоченной распоряжаться арестованным, конфискованным и иным имуществом, обращенным в собственность государства, являлось специализированное государственное учреждение при Правительстве РФ "Российский фонд федерального имущества".
Распоряжением Правительства РФ от 28 июня 2008 г. N 947-р Фонд был ликвидирован.
Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом. В соответствии с п. 5.5 данного Постановления Росимущество "организует в установленном порядке реализацию, в том числе выступает продавцом имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче, а также реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством РФ, переработку такого имущества, а в случае невозможности его реализации в силу утраты потребительских свойств - его утилизацию (уничтожение)".
В целях урегулирования вопросов передачи товаров, обращенных в федеральную собственность, изъятых по делам об административных правонарушениях, приобщенных в качестве вещественных доказательств к уголовному делу, разрабатывается проект межведомственного Приказа "О взаимодействии Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Федеральной таможенной службы по организации приема-передачи отдельных категорий имущества". Срок издания данного документа затянулся на длительный срок и связан с несогласием сторон по отдельным позициям соглашения. Полагаю, что данные вопросы, касающиеся деятельности и взаимодействия органов государственной власти, должны регулироваться не гражданско-правовыми методами (договорами, соглашениями), а публично-правовым способом - изданием соответствующего постановления Правительства РФ. В частности, в этом постановлении необходимо отразить условия, сроки и порядок передачи товаров от таможенных органов в Росимущество.
В настоящее время порядок передачи имущества строится по аналогии с тем, который существовал ранее при передаче имущества в РФФИ. По данному вопросу есть несколько рекомендательных документов Федеральной таможенной службы России: письмо ФТС РФ от 31 июля 2008 г. N 01-11/30956 "О взаимодействии с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом", письмо ФТС РФ от 16 сентября 2008 г. N 01-11/38008 "Об организации взаимодействия с территориальными органами Федерального агентства по управлению государственным имуществом", письмо ФТС РФ от 29 октября 2008 г. N 01-11/45251 "Об организации взаимодействия с территориальными управлениями Росимущества", письмо ЦТУ от 7 августа 2009 г. N 63-13/19977 "Об имуществе на складах временного хранения".
Таможенные органы проводят следующую работу по организации распоряжения имуществом , подвергающимся быстрой порче. Решение о реализации скоропортящегося товара регистрируется, заводится дело. В срок до одних суток с момента поступления на исполнение решения в Росимущество направляется уведомление о готовности таможенного органа к передаче скоропортящегося товара. К этому уведомлению прикладывается комплект документов, состоящий из:
- решения о реализации вещественных доказательств, подвергающихся быстрой порче;
- копии протокола изъятия вещей и документов;
- копии определения о возбуждении дела об административном правонарушении;
- справки специалиста об оценке реализуемого имущества;
- сертификата и иных документов, подтверждающих качество и безопасность имущества;
- акта приема-передачи имущества (в 3 экз.).
В акте приема-передачи отражается полное и точное наименование каждого отдельного предмета, внешний вид, комплектность, сроки годности, стоимость имущества, отраженная на учете в таможне.
Поступившие в таможню документы на распоряжение имуществом, обращенным в федеральную собственность, регистрируются. На каждую партию имущества заводится дело оперативного учета.
При поступлении в таможню документов на имущество, обращенное в собственность государства (бесхозяйное, конфискованное, помещенное под таможенную процедуру отказа в пользу государства), подразделение таможенного органа, в чьи обязанности входит работа по распоряжению имуществом, в 10-дневный срок направляет уведомление о готовности к передаче имущества в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его территориальные органы).
Имущество, признанное бесхозяйным по решению суда, передается по акту приема-передачи. Форма этого акта утверждена письмом ФТС РФ от 29 октября 2008 г. N 01-11/45251 "Об организации взаимодействия с территориальными управлениями Росимущества".
Имущество, помещенное под таможенную процедуру отказа в пользу государства, передается в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его территориальные органы) по акту приема-передачи с приложением к нему:
- копии таможенной декларации по таможенной процедуре отказа от товара в пользу государства;
- копии акта таможенного досмотра;
- акта приема-передачи имущества, заявленного под таможенную процедуру отказа от товара в пользу государства;
- сертификатов и иных документов (при их наличии).
Акт приема-передачи является основанием для снятия материальных ценностей с учета таможенного органа и постановки на учет Росимуществом.
В акте приема-передачи отражается полное и точное наименование каждого отдельного предмета или группы однородных равноценных предметов, внешний вид, комплектность, сроки годности, стоимость имущества.
Для определения стоимости имущества используются экспертные заключения независимых оценочных организаций, сведения о стоимости, содержащиеся в товаросопроводительных документах (товарно-транспортных накладных, счет-фактурах, актах приема имущества на ответственное хранение, инвойсах и т.д.).
До 2011 г. Федеральная таможенная служба России осуществляла перечисление в доход федерального бюджета денежных средств, полученных от реализации имущества, обращенного в федеральную собственность. С принятием бюджета на 2011 г. администрирование доходов, поступающих от реализации имущества, обращенного в федеральную собственность, возложено на Росимущество. Таким образом, таможенные органы лишились контроля за ходом распоряжения имуществом, а Росимущество по этому направлению никому не подотчетно.

Выводы

1. Под влиянием постановлений и определений Конституционного Суда Российской Федерации происходит ограничение полномочий органов административной юрисдикции по принятию решений по внесудебной реализации и уничтожению имущества, проходящего в рамках производства по делу об административном правонарушении или уголовному делу. В свою очередь, законодателю необходимо заблаговременно внести изменения в действующее законодательство по санкционированию судом реализации и уничтожения вещественных доказательств, осуществляемому в рамках уголовного или административного производства.
2. В связи со снятием полномочий с таможенных органов по администрированию доходов от реализации имущества, обращенного в федеральную собственность, необходимо возложить на Министерство финансов Российской Федерации функцию по контролю за оборотом имущества, обращенного в собственность государства, в Росимуществе и полного перечисления денежных средств в доход бюджета.
3. Правительству Российской Федерации необходимо издать нормативный правовой акт, регулирующий процедуру, сроки и обязанности лиц, участвующих в обороте по распоряжению имуществом, обращенным в федеральную собственность. Во избежание злоупотреблений не следует делегировать Росимуществу право по установлению процедуры взаимодействия по реализации имущества, обращенного в федеральную собственность, с заинтересованными ведомствами.

    ПРАКТИКА АРЕСТА И РЕАЛИЗАЦИИ АРЕСТОВАННОГО ГРАЖДАНСКОГО И СЛУЖЕБНОГО ОРУЖИЯ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ-ИСПОЛНИТЕЛЯМИ УПРАВЛЕНИЯ ФССП РОССИИ ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

    Н.А. ДИДКОВСКАЯ

    Дидковская Н.А., начальник отдела организации работы по реализации имущества должников Управления ФССП России по Мурманской области.

    Обращение взыскания на имущество должника является одной из наиболее распространенных мер принудительного исполнения. Форма реализации данной меры принудительного исполнения состоит в описи, аресте и последующей принудительной реализации имущества должника.
    Оружие, находящееся в собственности физических или юридических лиц, подлежит регистрации в органах внутренних дел, так как контроль за оборотом оружия и патронов осуществляется органами внутренних дел при оформлении, выдаче, продлении срока действия и переоформлении лицензий и разрешений, в ходе проверок обеспечения сохранности оружия гражданами и юридическими лицами, имеющими оружие, а также при рассмотрении заявлений, жалоб и сообщений граждан, обращений организаций и учреждений.
    Проверки проводятся в соответствии с планами работы, проведения профилактических и иных специальных мероприятий, а также могут осуществляться по решению руководителей органов внутренних дел.
    Учитывая особенности правового режима обращения оружия, право на приобретение и владение данным видом имущества возникает на основании Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии":
    а) у юридических лиц с особыми уставными задачами (предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, - абзац второй ст. 4), имеющих право в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства РФ приобретать гражданское и служебное оружие у юридических лиц - поставщиков после получения соответствующей лицензии в органах внутренних дел. Виды, типы, модели и количество гражданского и служебного оружия, которое имеют право приобретать юридические лица с особыми уставными задачами, устанавливаются Правительством РФ;
    б) у граждан Российской Федерации, достигших 18-летнего возраста, право на приобретение оружия самообороны, спортивного и охотничьего оружия, сигнального оружия и холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, возникает после получения лицензии на приобретение конкретного вида оружия в органах внутренних дел по месту жительства.
    За период с 2009 по 2011 год судебными приставами-исполнителями Управления ФССП России по Мурманской области было арестовано и передано на реализацию 12 единиц огнестрельного и иного оружия: пистолет травматический бесствольный ПБ типа "Оса" калибра 18 x 45; охотничье ружье с нарезным стволом "Browning Bar MK II Affut"; охотничье ружье с нарезным стволом "Anschutz Mod. 525"; гладкоствольное охотничье ружье "Сайга-12К" калибра 12 x 90; гладкоствольное охотничье ружье "Sauer" калибра 16 x 70; пистолет газовый "ИЖ-79-9Т"; пистолет газовый "Наганыч" Р1; гладкоствольное охотничье ружье "Sauer"; охотничье пневматическое огнестрельное ружье "ИЖ-27ЕМ"; гладкоствольное охотничье ружье "ИЖ-81"; гладкоствольное охотничье ружье "Benelli M4 Super 90"; пистолет ТТ "Лидер" (бесствольный).
    Для судебных приставов-исполнителей специалистами УФССП России по Мурманской области был разработан алгоритм действий по обращению взыскания на оружие, принадлежащее должнику. Этим алгоритмом предусмотрена совокупность согласованных действий судебного пристава-исполнителя, территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области (далее - Росимущество), организации, заключившей с Росимуществом договор на оказание услуг по реализации арестованного имущества и имеющей лицензию на продажу гражданского оружия и боеприпасов к нему (далее - реализатор), и органов внутренних дел, взаимодействующих на различных стадиях процесса обращения взыскания на оружие, т.е. изъятия оружия и его принудительной реализации либо передачи взыскателю в соответствии со ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).
    Стадии ареста имущества (оружия) должника предшествует запрос в рамках исполнительного производства в территориальный ОВД о наличии у должника оружия, принадлежащего ему на праве собственности, а также информации об этом оружии: модель, калибр, серия, номер, год выпуска, адрес, по которому данное оружие хранится у должника.
    По получении данных о наличии у должника оружия и перед совершением действий по его описи и аресту судебный пристав-исполнитель должен направить в территориальный ОВД постановление об объявлении запрета должнику распоряжаться данным имуществом и уведомление о времени и месте производства действий по описи и аресту этого имущества, а также о необходимости присутствия при их производстве работника службы по разрешительной работе (сотрудника ОВД).
    Территориальный ОВД, получив уведомление, направляет в указанное в нем время и по указанному адресу работника ОВД, имеющего полномочия по разрешительной работе, проверке и изъятию оружия, для проведения совместных действий по описи (аресту), изъятию и передаче ОВД оружия, принадлежащего должнику по исполнительному производству. Уведомление направляется в соответствующий ОВД факсимильной связью с последующим досылом почтой. Дополнительно судебный пристав-исполнитель должен согласовать свои действия по телефону.
    Арест имущества (оружия) должника. Одной из основных стадий обращения взыскания на имущество должника является наложение ареста, предусмотренного ст. 80 Закона об исполнительном производстве.
    Арест имущества должника состоит из совокупности следующих процессуальных действий судебного пристава-исполнителя:
    - описи имущества должника;
    - объявления запрета распоряжаться имуществом;
    - ограничения права пользования имуществом;
    - изъятия имущества или передачи его на хранение.
    Таким образом, арест имущества должника представляет собой совокупность нескольких перечисленных выше юридически значимых процессуальных действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем в отношении имущества должника и направленных на обеспечение принудительного исполнения требований исполнительного документа путем ограничения, а впоследствии и лишения должника права распоряжения принадлежащим ему имуществом.
    По своей правовой природе арест имущества является очным и разовым действием.
    Опись имущества предполагает описание видимого, наблюдаемого объекта, поэтому описи может быть подвергнуто только то имущество, которое непосредственно наблюдается судебным приставом-исполнителем.
    В ходе совершения исполнительных действий по описи, аресту и изъятию оружия у должника оружие передается на хранение в территориальный (городской, районный) ОВД. В акте ареста и изъятия в обязательном порядке указываются модель оружия, калибр, серия, номер, год выпуска, индивидуальные признаки (потертости, трещины, царапины, надписи, роспись, резьба, инкрустация и т.д.), а также является оружие коллекционным или нет.
    В процессе изъятия оружие может быть помещено в прозрачную упаковку и опечатано стикером судебного пристава-исполнителя с указанием данного действия в акте изъятия.
    Хранение арестованного и изъятого оружия осуществляет ОВД, которому оно передается по акту приема-передачи в соответствии с правилами и нормативными документами, действующими в ОВД.
    Помещение оружия в ОВД производится сотрудником ОВД, принимающим участие в изъятии указанного оружия. Основанием для изъятия служит постановление судебного пристава-исполнителя. Прием оружия для хранения производится дежурной сменой дежурной части ОВД в соответствии с Инструкцией, утвержденной Приказом МВД СССР N 63-86г.
    Оценка арестованного имущества (оружия) производится в ОВД, осуществляющем его хранение.
    Судебный пристав-исполнитель выносит постановление об участии в исполнительном производстве специалиста-оценщика для оценки арестованного оружия. С целью обеспечения доступа в ОВД специалиста-оценщика для осмотра арестованного оружия судебный пристав-исполнитель направляет факсимильной связью с досылом почтой письмо в соответствующий орган.
    В письме указываются фамилия, имя, отчество специалиста-оценщика, его принадлежность к оценочной организации, дата и время, когда он будет производить осмотр оружия; к письму прилагаются заверенные копии постановления об участии специалиста в исполнительном производстве и акта описи (ареста) имущества должника.
    Предоставление оружия для оценки обеспечивается сотрудником ОВД, отвечающим за хранение оружия.
    В указанное время сотрудник ОВД, отвечающий за хранение оружия, обеспечивает осмотр арестованного оружия специалистом-оценщиком. Дополнительно мероприятие может быть согласовано по телефону.
    При вскрытии (если это необходимо) упаковки, в которую помещено оружие, присутствие судебного пристава-исполнителя обязательно. После осмотра оружие вновь опечатывается судебным приставом-исполнителем.
    Передача арестованного имущества (оружия) на реализацию. После проведения оценки судебный пристав-исполнитель выносит постановление о передаче имущества на реализацию.
    УФССП России по Мурманской области направляет в Росимущество уведомление о готовности к реализации арестованного имущества.
    По поступлении в Росимущество уведомления о готовности к реализации арестованного гражданского оружия с приложением необходимого пакета документов Росимущество направляет в отдел лицензионно-разрешительной работы УВД по Мурманской области письмо с просьбой о выдаче уведомления о продаже арестованного гражданского оружия реализатору. К письму прилагаются заверенные Росимуществом копии постановления о передаче арестованного гражданского оружия на реализацию, исполнительного документа, акта описи и ареста.
    После получения уведомления о продаже гражданского оружия, выданного отделом лицензионно-разрешительной работы УВД по Мурманской области, Росимущество выдает реализатору поручение на реализацию; копия этого поручения направляется в УФССП России по Мурманской области и судебному приставу-исполнителю, направившему гражданское оружие на реализацию.
    Судебный пристав-исполнитель по предварительному согласованию с реализатором и работником отдела лицензионно-разрешительной работы УВД по Мурманской области в соответствии с требованиями ст. 87 Закона об исполнительном производстве назначает дату и время передачи гражданского оружия на реализацию.
    Для организации доставки гражданского оружия из ОВД либо иного места хранения в торговое помещение реализатора судебным приставом-исполнителем оформляется заявка на участие в совершении исполнительных действий судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отдела оперативного дежурства для обеспечения вооруженной охраны.
    Акт приема-передачи арестованного гражданского оружия на реализацию реализатору составляется в торговом помещении последнего.
    Передача нереализованного имущества (оружия) взыскателю либо возвращение его должнику. В случае нереализации оружия, согласия взыскателя принять арестованное оружие либо возвращения его должнику, а также при отказе должника принять нереализованное оружие судебный пристав-исполнитель выносит соответствующее постановление, которое направляет сторонам исполнительного производства и в ОВД, на учете которого стоит данное оружие. Во всех перечисленных случаях передача оружия по акту приема-передачи реализатором судебному приставу-исполнителю осуществляется в территориальном ОВД с участием сотрудника ОВД.
    Возврат оружия осуществляется в следующем порядке:
    - информируется ОВД, из которого оружие направлялось на реализацию;
    - оружие передается сотруднику ОВД для последующей транспортировки с соблюдением требований по обеспечению сохранности оружия на пути следования от места расположения реализатора до ОВД.
    Выдача оружия взыскателю производится на основании выдаваемых ОВД лицензий (разрешений) на указанный вид оружия. Оформление лицензий (разрешений) производится согласно требованиям действующего законодательства на основании заявления взыскателя.
    Должнику оружие возвращается на основании ранее выданной ОВД лицензии (разрешения) на указанный вид оружия при наличии вынесенного судебным приставом-исполнителем постановления о возврате оружия владельцу.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Исполнительное производство, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Росимущество по итогам прошлого года потратило на хранение конфискованного имущества больше, чем получило от его продажи. Об этом в заключении по итогам проверки эффективности реализации конфиската пишет Счетная палата. Выводы аудиторов есть в распоряжении РБК.

«Отдельной проблемой являются значительные расходы на хранение имущества, превышающие доходы от его реализации. В 2017 году расходы за хранение составили 222 млн руб., а доходы от реализации - 180 млн руб., за первое полугодие 2018 года - 62 млн и 64 млн руб. соответственно», - оценили в Счетной палате.

Эффективно распоряжаться конфискатом Росимущество не может «из-за недостаточного нормативного регулирования», объясняют аудиторы: основные документы в этой сфере потеряли актуальность (например, базовое Положение об учете имущества неактуально уже десять лет в связи с ликвидацией Российского фонда федерального имущества, переставшего существовать в 2008 году).

«Правовая неопределенность существует на всех стадиях работы с имуществом: прием - учет - экспертиза - оценка - реализация - переработка - уничтожение», - сказал аудитор Максим Рохмистров, слова которого передала пресс-служба Счетной палаты. По мнению Счетной палаты, территориальные органы Росимущества также «допускали нарушения в бухгалтерском учете, не проводили оценку имущества, поступившего без стоимости».

«Ненадлежащим образом ведется учет в информационной системе, аккумулирующей данные об обращенном в собственность государства имуществе, кроме того, она не интегрирована с системами ФТС, ФССП, Росрыболовства, прокуратуры и ФСБ. Росимущество не обладает достоверной информацией о характеристиках имущества, переданного для дальнейшего распоряжения», - говорится в выводах СП.

Достоверность в оценках конфискованного имущества тоже вызывает сомнения у аудиторов - например, в Новосибирске стоимость шести наручных часов известных брендов сначала оценили в 136 тыс. руб., а по результатам повторно проведенной оценки - в 1,3 млн руб.

Согласно положению о Росимуществе, оно ответственно за «реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность» (за исключением недвижимого имущества, включая земельные участки, акций и долей в уставных капиталах компаний). Возможность конфискации в пользу государства прописана в Уголовном кодексе - власти могут обратить в свою пользу деньги, ценности и иное имущество, полученное в результате преступлений или используемое для финансирования терроризма, экстремизма, преступной организации. Непосредственно изъятием занимаются таможенники, судебные приставы, ФСБ, Росрыболовство, прокуратура, затем конфискат передается в Росимущество.

Пресс-служба Росимущества сообщила РБК, что в течение нескольких лет (до 2017 года) порядок реализации конфиската отсутствовал и изъятое имущество можно было направлять только на утилизацию или уничтожение. С прошлого года, когда ведомство получило полноценную возможность продавать конфискат, «начался процесс становления и организации» соответствующих процедур. Объем расходов на хранение изъятой продукции и доходов с его продажи во многом объясняется тем, что часть продукции Росимуществу законодательно предписано отправлять на уничтожение, а у многих товаров нет разрешительных документов.

Доплата за конфискат

Самые большие риски возникают при уничтожении или утилизации конфиската, объясняет Счетная палата. «На уничтожение, переработку направляется 99% всего имущества. Однако нормативно эти понятия не определены, не установлены требования к их проведению и оформлению результатов. В итоге обязательное уничтожение контрафактных товаров легкой промышленности в ряде случаев заменяется переработкой», - заявил Рохмистров. Из-за того что этот процесс не контролируется (в частности, не ведется фото- и видеосъемка), конфискованное имущество может начать использоваться вновь. В Росимуществе РБК сообщили, что сейчас агентство «работает над закреплением требований к фото- и видеосъемке процессов уничтожения».

В то же время на продажу чиновники направляют менее 1% конфискованного имущества. Предпродажная подготовка проводится «необоснованно» долго (до восьми месяцев), а торги в электронной форме проходят не во всех регионах, отмечает Счетная палата.

«На протяжении 2017 года рынок пытался понять и привыкнуть к формату реализации конфиската. Сейчас мы уже видим и достаточное количество участников торгов (на некоторые лоты поступает до 100 заявок), и более активную позицию рынка в целом», - ответили в Росимуществе.

Аудиторы СП также заявили о демпинге на торгах по закупкам услуг по хранению, реализации и уничтожению конфиската - контракты либо заключались по символической цене 1 руб., либо исполнители даже доплачивали за контракт, а имущество впоследствии могло быть похищено. Сейчас власти работают над тем, чтобы переложить бремя затрат на уничтожение конфиската на бывших владельцев, сообщили РБК в Росимуществе.

Счетная палата отправила отчет о проверке в ФСБ и Генпрокуратуру, а также в Госдуму и Совет Федерации. Представления направлены в Росимущество и его нескольким территориальным управлениям - в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в Камчатском и Приморском крае, в Сахалинской и Новосибирской областях.

Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

Расходы Росимущества на хранение конфиската выше, чем доходы от его продажи, сообщила Счётная палата. Основные нормативные документы по этой теме потеряли актуальность ещё десять лет назад

Хранение дороже продажи

Росимущество по итогам прошлого года потратило на хранение конфискованного имущества больше, чем получило от его продажи. Об этом в заключении по итогам проверки эффективности реализации конфиската пишет Счётная палата. Выводы аудиторов есть в распоряжении РБК.

«Отдельной проблемой являются значительные расходы на хранение имущества, превышающие доходы от его реализации. В 2017 году расходы за хранение составили 222 млн рублей, а доходы от реализации — 180 млн рублей, за первое полугодие 2018 года — 62 млн и 64 млн рублей соответственно», — оценили в Счётной палате.

Эффективно распоряжаться конфискатом Росимущество не может «из-за недостаточного нормативного регулирования», объясняют аудиторы: основные документы в этой сфере потеряли актуальность (например, базовое Положение об учёте имущества неактуально уже десять лет в связи с ликвидацией Российского фонда федерального имущества, переставшего существовать в 2008 году).

«Правовая неопределённость существует на всех стадиях работы с имуществом: приём — учёт — экспертиза — оценка — реализация — переработка — уничтожение», — сказал аудитор Максим Рохмистров, слова которого передала пресс-служба Счётной палаты. По мнению Счётной палаты, территориальные органы Росимущества также «допускали нарушения в бухгалтерском учёте, не проводили оценку имущества, поступившего без стоимости».

«Ненадлежащим образом ведётся учёт в информационной системе, аккумулирующей данные об обращённом в собственность государства имуществе, кроме того, она не интегрирована с системами ФТС, ФССП, Росрыболовства, прокуратуры и ФСБ. Росимущество не обладает достоверной информацией о характеристиках имущества, переданного для дальнейшего распоряжения», — говорится в выводах СП.

Достоверность в оценках конфискованного имущества тоже вызывает сомнения у аудиторов — например, в Новосибирске стоимость шести наручных часов известных брендов сначала оценили в 136 тысяч рублей, а по результатам повторно проведенной оценки — в 1,3 млн рублей.

Согласно положению о Росимуществе, оно ответственно за «реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращённого в собственность» (за исключением недвижимого имущества, включая земельные участки, акций и долей в уставных капиталах компаний). Возможность конфискации в пользу государства прописана в Уголовном кодексе — власти могут обратить в свою пользу деньги, ценности и иное имущество, полученное в результате преступлений или используемое для финансирования терроризма, экстремизма, преступной организации. Непосредственно изъятием занимаются таможенники, судебные приставы, ФСБ, Росрыболовство, прокуратура, затем конфискат передаётся в Росимущество.

Пресс-служба Росимущества сообщила РБК, что в течение нескольких лет (до 2017 года) порядок реализации конфиската отсутствовал и изъятое имущество можно было направлять только на утилизацию или уничтожение. С прошлого года, когда ведомство получило полноценную возможность продавать конфискат, «начался процесс становления и организации» соответствующих процедур. Объём расходов на хранение изъятой продукции и доходов с его продажи во многом объясняется тем, что часть продукции Росимуществу законодательно предписано отправлять на уничтожение, а у многих товаров нет разрешительных документов.

Доплата за конфискат

Самые большие риски возникают при уничтожении или утилизации конфиската, объясняет Счётная палата. «На уничтожение, переработку направляется 99% всего имущества. Однако нормативно эти понятия не определены, не установлены требования к их проведению и оформлению результатов. В итоге обязательное уничтожение контрафактных товаров легкой промышленности в ряде случаев заменяется переработкой», — заявил Рохмистров. Из-за того что этот процесс не контролируется (в частности, не ведётся фото- и видеосъемка), конфискованное имущество может начать использоваться вновь. В Росимуществе РБК сообщили, что сейчас агентство «работает над закреплением требований к фото- и видеосъемке процессов уничтожения».

В то же время на продажу чиновники направляют менее 1% конфискованного имущества. Предпродажная подготовка проводится «необоснованно» долго (до восьми месяцев), а торги в электронной форме проходят не во всех регионах, отмечает Счётная палата.

«На протяжении 2017 года рынок пытался понять и привыкнуть к формату реализации конфиската. Сейчас мы уже видим и достаточное количество участников торгов (на некоторые лоты поступает до 100 заявок), и более активную позицию рынка в целом», — ответили в Росимуществе.

Аудиторы СП также заявили о демпинге на торгах по закупкам услуг по хранению, реализации и уничтожению конфиската — контракты либо заключались по символической цене 1 руб., либо исполнители даже доплачивали за контракт, а имущество впоследствии могло быть похищено. Сейчас власти работают над тем, чтобы переложить бремя затрат на уничтожение конфиската на бывших владельцев, сообщили в Росимуществе.

Счётная палата отправила отчёт о проверке в ФСБ и Генпрокуратуру, а также в Госдуму и Совет Федерации. Представления направлены в Росимущество и его нескольким территориальным управлениям — в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в Камчатском и Приморском крае, в Сахалинской и Новосибирской областях.

В 2017 году расходы на хранение составили 222 миллиона рублей, а доходы от продажи — 180 миллионов. Росимущество не может э ффективно распоряжаться конфискатом «из-за недостаточного нормативного регулирования», объясняют аудиторы: основные документы потеряли актуальность. Это сказывается на всех стадиях работы с имуществом, от приема до уничтожения.

Почему это важно:

Конфискация в пользу государства прописана в Уголовном кодексе. Власти имеют право обратить в свою пользу деньги, ценности и все, что получено от преступлений или использовалось для финансирования терроризма, экстремизма.

Что еще известно:

Изъятием же занимаются таможенники, судебные приставы, Федеральная служба безопасности России (ФСБ), Росрыболовство, прокуратура. Затем конфискат передается в Росимущество.

В Счетной палате считают, что территориальные органы Росимущества работают с нарушениями. Сомнения у аудиторов также вызывает достоверность в оценках конфиската. Например, в Новосибирске стоимость шести наручных часов известных брендов сначала оценили в 136 тысяч рублей, а по результатам повторной оценки — в 1,3 миллиона рублей.

В Росимуществе сообщили, что несколько лет подряд (до 2017 года) не было правил продажи конфиската и изъятое имущество выбрасывли или уничтожали. С прошлого года ведомство получило полноценную возможность продавать конфискат. Тогда «начался процесс становления и организации» соответствующих процедур.