Нормативные материалы. Нормативные материалы Глава XII. Вступление закона в силу

Статья 1

Внести в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2001, N 22, ст. 2125; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 52, ст. 5581; 2007, N 46, ст. 5557; N 50, ст. 6246; 2009, N 29, ст. 3625; 2011, N 25, ст. 3534; 2012, N 18, ст. 2128; N 31, ст. 4321; 2014, N 48, ст. 6659; 2016, N 27, ст. 4215; 2017, N 7, ст. 1029; N 30, ст. 4457) следующие изменения:

1) в статье 2:

а) абзац второй дополнить словами ", и (или) буксировки, а также хранения грузов";

б) дополнить новым абзацем четвертым следующего содержания:

"проведения морских ресурсных исследований;";

"поисковых и спасательных операций;";

2) статью 4 изложить в следующей редакции:

"Статья 4. Использование судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, в целях торгового мореплавания

1. Если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом или принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства Российской Федерации, с использованием судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, осуществляются:

1) каботаж;

2) ледокольная проводка, поисковые и спасательные операции, подъем затонувшего в море имущества, гидротехнические, подводно-технические и другие подобные работы во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации;

3) морские ресурсные исследования, разведка и разработка минеральных ресурсов морского дна и его недр во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации.

2. Для целей настоящего Кодекса под каботажем понимаются перевозка грузов, пассажиров и их багажа и (или) буксировка:

1) во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации без пересечения Государственной границы Российской Федерации;

2) из внутренних морских вод и (или) территориального моря Российской Федерации к искусственным островам, установкам и сооружениям, расположенным в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации;

3) во внутренние морские воды и (или) в территориальное море Российской Федерации от искусственных островов, установок и сооружений, расположенных в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации;

4) между искусственными островами, установками и сооружениями, расположенными в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации;

5) из внутренних морских вод и (или) территориального моря Российской Федерации во внутренние морские воды и (или) в территориальное море Российской Федерации с пересечением Государственной границы Российской Федерации.

3. Исключительно с использованием судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, осуществляются:

1) лоцманская проводка, санитарный, карантинный и другой контроль, защита и сохранение морской среды во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации, а также ледокольная проводка и ледовая лоцманская проводка в акватории Северного морского пути;

2) морские перевозки нефти, природного газа (в том числе в сжиженном состоянии), газового конденсата и угля, добытых на территории Российской Федерации и (или) на территории, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации, в том числе на континентальном шельфе Российской Федерации, и погруженных на суда в акватории Северного морского пути, до первого пункта выгрузки или перегрузки;

3) хранение нефти и нефтепродуктов, природного газа (в том числе в сжиженном состоянии), газового конденсата и угля, если такое хранение осуществляется на судне в акватории Северного морского пути.

4. Правительством Российской Федерации могут приниматься решения о морских перевозках иных грузов в иных акваториях с использованием судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, а также решения о морских перевозках грузов, указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи, с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств, если это не противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации.";

3) пункт 2 статьи 5 после слов "гражданами правила," дополнить словами "в том числе правила буксировки,";

4) в пункте 3 статьи 5 1:

а) в абзаце первом слово "казенного" заменить словами "государственного бюджетного";

б) в подпункте 3 слова "согласование установки" заменить словом "установка", слова "районов проведения" заменить словом "проведение";

5) статью 16 изложить в следующей редакции:

"Статья 16. Возникновение права плавания под Государственным флагом Российской Федерации

Судно приобретает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации с даты его государственной регистрации.";

6) в статье 22:

а) пункт 1 дополнить словами ", а также суда, зарегистрированные в одном из реестров судов Российской Федерации";

б) абзацы первый и второй пункта 2 изложить в следующей редакции:

"2. Классификация и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, судов, зарегистрированных в Государственном судовом реестре или бербоут-чартерном реестре, осуществляются российскими организациями, полномочия которых определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации (далее - российские организации, уполномоченные на классификацию и освидетельствование судов), на возмездной основе за счет заявителей по тарифам, определяемым в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Классификация и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, по выбору судовладельца осуществляются российскими организациями, уполномоченными на классификацию и освидетельствование судов, или иностранными классификационными обществами, наделенными Правительством Российской Федерации необходимыми полномочиями в соответствии с международными договорами Российской Федерации.";

7) в статье 29:

а) наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 29. Выдача судовых документов";

б) пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. Разрешение на судовую радиостанцию выдается в отношении судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным органом исполнительной власти в области связи в течение трех дней с даты получения сведений об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на судовую радиостанцию.";

в) дополнить пунктом 5 следующего содержания:

"5. Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта устанавливает перечень судовых документов, выдача которых осуществляется в форме электронных документов, порядок их выдачи (за исключением разрешения на судовую радиостанцию), подписания электронной подписью и подтверждения действительности. Порядок выдачи разрешений на судовую радиостанцию, а также порядок их подписания электронной подписью и подтверждения действительности устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.";

8) статью 31 признать утратившей силу;

9) в статье 32:

"1. Судовые документы, указанные в подпунктах 8 - 11 пункта 1 статьи 25 настоящего Кодекса, ведутся на бумажных и (или) электронных носителях в соответствии с правилами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.";

б) в пункте 3:

в абзаце первом слова "снятия с него копий" заменить словом "копирования";

в абзаце втором слова "снятия с него копий" заменить словом "копирования";

10) в статье 35:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Государственная регистрация судов в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов, бербоут-чартерном реестре, а также государственная регистрация строящихся судов в реестре строящихся судов осуществляется капитаном морского порта. Перечень морских портов, капитаны которых осуществляют государственную регистрацию судов или строящихся судов в указанных реестрах судов, утверждается Правительством Российской Федерации.";

б) пункт 3 признать утратившим силу;

11) статью 37 дополнить пунктом 1 1 следующего содержания:

"1 1 . Судно может быть зарегистрировано в одном из реестров судов при условии проведения классификации и освидетельствования такого судна.";

12) пункт 1 статьи 42 изложить в следующей редакции:

"1. Первоначальная государственная регистрация судна осуществляется в отношении судов:

1) право собственности на которые было зарегистрировано в реестре строящихся судов;

2) приобретенных за пределами Российской Федерации.";

13) статью 45 изложить в следующей редакции:

"Статья 45. Утрата судовых документов, подтверждающих государственную регистрацию судна

В случае утраты свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации или судового билета дубликаты таких судовых документов выдаются органом, которым зарегистрировано судно.";

14) в пункте 1 статьи 46:

а) дополнить новым абзацем третьим следующего содержания:

"не соблюдены требования, предусмотренные пунктом 1 1 статьи 37 настоящего Кодекса;";

15) в статье 78 слова "обеспечения безопасности мореплавания и порядка в морском порту" исключить;

16) в абзаце первом пункта 4 статьи 376 слова ", расположенных вблизи судостроительных организаций" исключить.

Статья 2

Признать утратившими силу:

1) пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 20 декабря 2005 года N 168-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N52, ст. 5581);

2) подпункт "б" пункта 4 статьи 35 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5557);

3) статью 30 Федерального закона от 5 июля 2010 года N 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 28, ст. 3554);

4) абзац шестой пункта 20 статьи 1 Федерального закона от 14 июня 2011 года N 141-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 25, ст. 3534);

5) абзац пятый пункта 16 статьи 1 Федерального закона от 23 апреля 2012 года N 36-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 18, ст. 2128).

Статья 3

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2018 года, за исключением абзаца пятнадцатого пункта 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.

2. Абзац пятнадцатый пункта 2 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении одного года после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

3. Действие положений подпункта 2 пункта 3 статьи 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не распространяется на правоотношения, возникшие из договоров, заключенных до дня вступления в силу абзаца пятнадцатого пункта 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, а также международных договоров Российской Федерации, предусматривающих использование судов, плавающих под флагами иностранных государств.

4. Действие положений подпункта 3 пункта 3 статьи 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не распространяется на правоотношения, возникшие из договоров, заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также международных договоров Российской Федерации, предусматривающих использование судов, плавающих под флагами иностранных государств.

Президент Российской Федерации В. Путин

Здравствуйте, читатели блога сайт!

Несколько лет ходили разговоры о регулировании в России и вот сейчас вроде как решение есть и Закон о Форексе принят.

Федеральный закон 460-ФЗ внесет поправки в Закон 39-ФЗ (о рынке ценных бумаг). Действовать он начнет с 1 октября 2015 года (если, конечно, этот срок не перенесут, еще скажем на на несколько месяцев или год, как это стало с ), а до 1 января 2016 года форекс дилеры, а именно так будут называться организации, брокеры связанные с рынком Форекс на территории РФ и только они будут вправе использовать слово «форекс» и его производные в фирменном названии, также они будут обязаны получить лицензию, вступить в саморегулируемую организацию (СРО) и выполнить еще ряд строгих условий.

В настоящее время в России существует организация которая взяла на себя функцию СРО, это Центр регулирования внебиржевых финансовых инструментов (ЦРФИН), изначально она была создана крупными форекс брокерами, которые одни из первых заняли форекс нишу в России.

Данный факт немного настораживает, ведь вполне возможно, что эти самые крупные брокеры могут элементарно ставить палки в колеса конкурентам желающим легализоваться в России.

Изначально, целью ЦРФИН было достижение порядка на нерегулируемом государстве рынке, формирование способов сделать сотрудничество брокера с клиентом как можно прозрачнее и удобнее, а также защищеннее для клиентов.

СРО ЦРФИН будет заниматься отслеживанием соблюдаемых Законом условий и проверкой компаний входящих в ее состав, а также возьмет на себя функцию регулятора спорных и конфликтных ситуаций, которые могут возникать как среди участников СРО, так и между компаниями и их клиентами.

Согласно новому Закону о регулировании форекса в России дилеры станут профессиональными участниками рынка и будут регулироваться ЦБ РФ.

Условия, которые должны соблюсти форекс компании, желающие полностью официально работать в России:

  • первые и главные шаги, о которых уже сказано выше, это получение лицензии и вступление в СРО.
  • при вступлении в СРО, брокер должен сделать компенсационный взнос в размере 2-х млн. рублей (он не облагается налогами). СРО компенсационный фонд нужен на случай компенсации убытков клиентам из-за банкротства брокеров.
  • деятельность форекс брокера должна быть связана только с деятельностью на валютном рынке Форекс и не касаться других рынков (здесь трейдеры уже немного заволновались, а как же , инструменты и ?).
  • у форекс организации должны быть собственные средства в размере не менее 100 миллионов рублей. Если же инвестиционный поток будет большим и на номинальных счетах клиентов будут скапливаться средства превышающие 150 миллионов рублей, то собственные средства должны увеличиваться на 5% от превышенной суммы.
  • требования коснутся также и торговых условий, а конкретно, размер кредитного плеча будет ограничен до 1/50, но опять же, по отдельному требованию клиента и пересмотру брокера эта цифра может измениться до 1/100, но это уже после одобрения от СРО, Банка РФ и сформирования и подписания отдельного договора.
  • также, брокер обязан предупредить потенциального клиента о возможных рисках и сделать это непосредственно перед заключением договора. На сайте или в офисе должна быть раскрытая информация по этому поводу.

В общем время покажет как будет раскручиваться колесо официально регулируемого форекса в России. Но что уже не нравиться, что пытаются ограничить россиян инвестировать куда либо в другие страны и это относится не только к форексу.

Если у Вас есть что добавить к материалу, не стесняйтесь делитесь, побеседовать всегда полезно.

До встречи!

******************************************************************************************************************

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В КОДЕКС ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ

ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственной Думой

Советом Федерации

Внести в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2001, N 22, ст. 2125; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 52, ст. 5581; 2007, N 46, ст. 5557; N 50, ст. 6246; 2009, N 29, ст. 3625; 2011, N 25, ст. 3534; 2012, N 18, ст. 2128; N 31, ст. 4321; 2014, N 48, ст. 6659; 2016, N 27, ст. 4215; 2017, N 7, ст. 1029; N 30, ст. 4457) следующие изменения:

1) в статье 2:

а) абзац второй дополнить словами ", и (или) буксировки, а также хранения грузов";

б) дополнить новым абзацем четвертым следующего содержания:

"проведения морских ресурсных исследований;";

"поисковых и спасательных операций;";

2) статью 4 изложить в следующей редакции:

"Статья 4. Использование судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, в целях торгового мореплавания

1. Если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом или принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства Российской Федерации, с использованием судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, осуществляются:

1) каботаж;

2) ледокольная проводка, поисковые и спасательные операции, подъем затонувшего в море имущества, гидротехнические, подводно-технические и другие подобные работы во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации;

3) морские ресурсные исследования, разведка и разработка минеральных ресурсов морского дна и его недр во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации.

2. Для целей настоящего Кодекса под каботажем понимаются перевозка грузов, пассажиров и их багажа и (или) буксировка:

1) во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации без пересечения Государственной границы Российской Федерации;

2) из внутренних морских вод и (или) территориального моря Российской Федерации к искусственным островам, установкам и сооружениям, расположенным в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации;

3) во внутренние морские воды и (или) в территориальное море Российской Федерации от искусственных островов, установок и сооружений, расположенных в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации;

4) между искусственными островами, установками и сооружениями, расположенными в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации;

5) из внутренних морских вод и (или) территориального моря Российской Федерации во внутренние морские воды и (или) в территориальное море Российской Федерации с пересечением Государственной границы Российской Федерации.

3. Исключительно с использованием судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, осуществляются:

1) лоцманская проводка, санитарный, карантинный и другой контроль, защита и сохранение морской среды во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации, а также ледокольная проводка и ледовая лоцманская проводка в акватории Северного морского пути;

2) морские перевозки нефти, природного газа (в том числе в сжиженном состоянии), газового конденсата и угля, добытых на территории Российской Федерации и (или) на территории, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации, в том числе на континентальном шельфе Российской Федерации, и погруженных на суда в акватории Северного морского пути, до первого пункта выгрузки или перегрузки;

3) хранение нефти и нефтепродуктов, природного газа (в том числе в сжиженном состоянии), газового конденсата и угля, если такое хранение осуществляется на судне в акватории Северного морского пути.

4. Правительством Российской Федерации могут приниматься решения о морских перевозках иных грузов в иных акваториях с использованием судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, а также решения о морских перевозках грузов, указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи, с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств, если это не противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации.";

3) пункт 2 статьи 5 после слов "гражданами правила," дополнить словами "в том числе правила буксировки,";

4) в пункте 3 статьи 5.1:

а) в абзаце первом слово "казенного" заменить словами "государственного бюджетного";

б) в подпункте 3 слова "согласование установки" заменить словом "установка", слова "районов проведения" заменить словом "проведение";

5) статью 16 изложить в следующей редакции:

"Статья 16. Возникновение права плавания

под Государственным флагом Российской Федерации

Судно приобретает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации с даты его государственной регистрации.";

6) в статье 22:

а) пункт 1 дополнить словами ", а также суда, зарегистрированные в одном из реестров судов Российской Федерации";

б) абзацы первый и второй пункта 2 изложить в следующей редакции:

"2. Классификация и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, судов, зарегистрированных в Государственном судовом реестре или бербоут-чартерном реестре, осуществляются российскими организациями, полномочия которых определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации (далее - российские организации, уполномоченные на классификацию и освидетельствование судов), на возмездной основе за счет заявителей по тарифам, определяемым в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Классификация и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, по выбору судовладельца осуществляются российскими организациями, уполномоченными на классификацию и освидетельствование судов, или иностранными классификационными обществами, наделенными Правительством Российской Федерации необходимыми полномочиями в соответствии с международными договорами Российской Федерации.";

7) в статье 29:

а) наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 29. Выдача судовых документов";

б) пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. Разрешение на судовую радиостанцию выдается в отношении судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным органом исполнительной власти в области связи в течение трех дней с даты получения сведений об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на судовую радиостанцию.";

в) дополнить пунктом 5 следующего содержания:

"5. Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта устанавливает перечень судовых документов, выдача которых осуществляется в форме электронных документов, порядок их выдачи (за исключением разрешения на судовую радиостанцию), подписания электронной подписью и подтверждения действительности. Порядок выдачи разрешений на судовую радиостанцию, а также порядок их подписания электронной подписью и подтверждения действительности устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.";

8) статью 31 признать утратившей силу;

9) в статье 32:

"1. Судовые документы, указанные в подпунктах 8 - 11 пункта 1 статьи 25 настоящего Кодекса, ведутся на бумажных и (или) электронных носителях в соответствии с правилами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.";

б) в пункте 3:

в абзаце первом слова "снятия с него копий" заменить словом "копирования";

в абзаце втором слова "снятия с него копий" заменить словом "копирования";

10) в статье 35:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Государственная регистрация судов в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов, бербоут-чартерном реестре, а также государственная регистрация строящихся судов в реестре строящихся судов осуществляется капитаном морского порта. Перечень морских портов, капитаны которых осуществляют государственную регистрацию судов или строящихся судов в указанных реестрах судов, утверждается Правительством Российской Федерации.";

б) пункт 3 признать утратившим силу;

11) статью 37 дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:

"1.1. Судно может быть зарегистрировано в одном из реестров судов при условии проведения классификации и освидетельствования такого судна.";

12) пункт 1 статьи 42 изложить в следующей редакции:

"1. Первоначальная государственная регистрация судна осуществляется в отношении судов:

1) право собственности на которые было зарегистрировано в реестре строящихся судов;

2) приобретенных за пределами Российской Федерации.";

13) статью 45 изложить в следующей редакции:

"Статья 45. Утрата судовых документов, подтверждающих государственную регистрацию судна

В случае утраты свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации или судового билета дубликаты таких судовых документов выдаются органом, которым зарегистрировано судно.";

14) в пункте 1 статьи 46:

а) дополнить новым абзацем третьим следующего содержания:

3) статью 30 Федерального закона от 5 июля 2010 года N 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 28, ст. 3554);

4) абзац шестой пункта 20 статьи 1 Федерального закона от 14 июня 2011 года N 141-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 25, ст. 3534);

5) абзац пятый пункта 16 статьи 1 Федерального закона от 23 апреля 2012 года N 36-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 18, ст. 2128).

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2018 года, за исключением абзаца пятнадцатого пункта 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.

2. Абзац пятнадцатый пункта 2 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении одного года после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

3. Действие положений подпункта 2 пункта 3 статьи 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не распространяется на правоотношения, возникшие из договоров, заключенных до дня вступления в силу абзаца пятнадцатого пункта 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, а также международных договоров Российской Федерации, предусматривающих использование судов, плавающих под флагами иностранных государств.

4. Действие положений подпункта 3 пункта 3 статьи 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не распространяется на правоотношения, возникшие из договоров, заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также международных договоров Российской Федерации, предусматривающих использование судов, плавающих под флагами иностранных государств.

Президент

Российской Федерации

Москва, Кремль

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

Принят Государственной Думой 16 декабря 2014 года
Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2014 года

Статья 3

Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2001, N 23, ст. 2289; N 33, ст. 3413; 2002, N 22, ст. 2026; 2003, N 1, ст. 2, 6; N 19, ст. 1749; N 28, ст. 2886; N 52, ст. 5030; 2004, N 27, ст. 2711; N 34, ст. 3520; 2005, N 1, ст. 30; N 24, ст. 2312; N 52, ст. 5581; 2006, N 31, ст. 3443; N 45, ст. 4627; 2007, N 1, ст. 31, 39; N 22, ст. 2563; N 31, ст. 3991, 4013; N 49, ст. 6045, 6071; N 50, ст. 6237, 6245; 2008, N 27, ст. 3126; N 30, ст. 3614; N 48, ст. 5519; N 49, ст. 5723; N 52, ст. 6237; 2009, N 1, ст. 31; N 11, ст. 1265; N 29, ст. 3598; N 48, ст. 5731; N 51, ст. 6153, 6155; N 52, ст. 6455; 2010, N 15, ст. 1737; N 19, ст. 2291; N 31, ст. 4198; N 32, ст. 4298; N 47, ст. 6034; N 49, ст. 6409; 2011, N 1, ст. 7, 9, 21, 37; N 23, ст. 3262; N 24, ст. 3357; N 27, ст. 3881; N 30, ст. 4583, 4587, 4597; N 45, ст. 6335; N 47, ст. 6610, 6611; N 48, ст. 6729; N 49, ст. 7014, 7037; 2012, N 19, ст. 2281; N 25, ст. 3268; N 41, ст. 5527; N 49, ст. 6751; N 53, ст. 7596, 7607; 2013, N 23, ст. 2866; N 30, ст. 4081; N 44, ст. 5645; N 51, ст. 6699; N 52, ст. 6985; 2014, N 8, ст. 737; N 16, ст. 1835; N 19, ст. 2313; N 26, ст. 3373; N 30, ст. 4220; N 48, ст. 6647, 6657, 6663) следующие изменения:

а) в пункте 1:

подпункт 4 изложить в следующей редакции:

"4) с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке, без учета операций с финансовыми инструментами срочных сделок, перечисленных в соответствии с подпунктом 5 настоящего пункта;";

дополнить подпунктом 5 следующего содержания:

"5) с финансовыми инструментами срочных сделок и иными инструментами, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 4.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".";

б) в пункте 12:

в абзаце третьем слова "подпунктах 1 - 4" заменить словами "подпунктах 1 - 5";

в абзаце седьмом слова "подпунктах 1 - 4" заменить словами "подпунктах 1 - 5";

а) пункт 2 дополнить подпунктом 1.1 следующего содержания:

"1.1) форекс-дилер, осуществляющий с физическими лицами операции, на основании договоров, предусмотренных пунктом 1 статьи 4.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг". При этом налоговый агент определяет налоговую базу налогоплательщика по всем видам доходов от указанных операций, осуществленных налоговым агентом в интересах этого налогоплательщика;";

б) абзац первый пункта 10 после слов "депозитарных счетах" дополнить словами ", номинальных счетах форекс-дилера";

3) пункт 1 статьи 251 дополнить подпунктом 13.1 следующего содержания:

"13.1) в виде взносов в компенсационные фонды, создаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и предназначенные для возмещения убытков, причиненных в результате несостоятельности (банкротства) форекс-дилеров;";

4) дополнить пунктом 11.1 следующего содержания:

"11.1) в виде расходов, понесенных за счет средств компенсационных фондов, создаваемых в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и предназначенных для возмещения убытков, причиненных в результате несостоятельности (банкротства) форекс-дилеров;".

Статья 6

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 октября 2015 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

3. Абзацы двадцатый - двадцать второй пункта 2 статьи 2, пункты 1 и 2 статьи 3 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2016 года.

4. Организации, осуществляющие деятельность, предусмотренную статьей 4.1 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (в редакции настоящего Федерального закона), на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны получить лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности форекс-дилера и вступить в саморегулируемую организацию форекс-дилеров до 1 января 2016 года или прекратить осуществление такой деятельности.

5. Осуществление деятельности форекс-дилера после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением деятельности организаций, указанных в части 4 настоящей статьи, допускается только на основании лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности форекс-дилера при условии вступления в саморегулируемую организацию форекс-дилеров.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Запись размещена 1.02.2014 автором Вадим Федорович в рубрике

Дата последнего обновления материала: 9.02.2019

Вступление

До недавнего времени в России не было ни одного закона, регулирующего рынок Форекс: деятельность дилеров осуществлялась на основе Федерального закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 N 39-ФЗ. В конце 2013 года вышла исправленная и дополненная его редакция, а 16.12.2014 г. был принят Федеральный закон N 460-ФЗ — Закон о Форекс.

Ниже мы рассмотрим наиболее важные вопросы, интересующие участников рынка:

  • как и кем регулировался рынок Форекс в России до 2016 года;
  • что ждет российских участников Форекс после 2016 года;
  • какую роль играют СРО и Центробанк РФ в регулировании форекс-отрасли.

Все, что касается закона, регулирующего валютный рынок Форекс в России, собирается и систематизируется нами здесь с 2014 года. Следите за регулярными обновлениями.

1 Первые попытки регулирования Форекс — 2012-2013 годы

До определенного момента государство не обращало внимания на российский Форекс. Летом 2012 г. Минфин РФ разработал законопроект о регулировании валютного рынка, который должен был вступить в силу с 1 января 2013 года: участники Форекс работают с обычными дилерскими разрешениями, без лицензий, с капиталом не менее 35 миллионов рублей. Компаниям без разрешительных документов планировалось запретить рекламу.

Закон о российском Форекс в 2012 году

Предполагалось, что документ расширит возможности судебной защиты компаний и их клиентов. Между прочим, Минфин рассматривал несколько вариантов регулирования Форекс, предлагалось, в частности, ничего не менять или приравнять Форекс к рынку ценных бумаг. В результате остановились на отдельном отраслевом законе. Кроме того, сообщалось, что валютные трейдеры объединятся в отдельную отраслевую ассоциацию.

Данный законопроект развития не получил, но начало было положено.

В апреле 2013 года депутатами Василием Шестаковым из комитета по физкультуре и Александром Бабаковым из комитета по международным делам в Государственную Думу РФ внесен новый законопроект о регулировании рынка Форекс. Позднее к ним примкнули депутат Андрей Мурга и глава банковской Ассоциации «Россия» Анатолий Аксаков.

Похожая статья Изменения в варианте, который готовят ко второму чтению: увеличены требования по капиталу и прописано обязательное участие в саморегулируемой организации не менее половины всех участников рынка, которые должны будут платить вступительные, членские и прочие взносы (например, взносы в фонд для выплат компенсаций при неисполнении дилерами своих обязательств). Законопроект был направлен не столько на защиту частного клиента, сколько на передачу контроля над рынком саморегулируемой организации — по сути компаниям-лидерам. Предполагалось, что пострадают наиболее мелкие операторы рынка, деятельность которых не будет легализована после вступления в силу соответствующего законодательства.

Итак, Госдума на заседании 11 июня 2013 года приняла в первом чтении законопроект, который ввел определения , форекс-дилера, а также устанавил обязанность последнего разработать правила совершения операций на рынке операций с валютой. Также предусмотрено, что разногласия форекс-дилеров и их клиентов, связанные со сделками, рассматриваются в арбитражном суде.

Но главное замечание правительства к законопроекту не было учтено: документ должен сделать прозрачным ценообразование сделок. В текущей версии законопроекта осталось положение, что котировки определяет компания, хотя их параметры ее обяжут указывать в интернете.

2 Принятие закона о Форекс и его развитие — 2014-2016 годы

В мае 2014 года сообщается, что Закон о Форекс может быть принят Госдумой до конца весенней сессии. Однако уже тогда возникло сомнение, что это положит конец хаосу и мошенничеству в отрасли. Высокопоставленный сотрудник ЦБ () в кулуарах высказывался за то, чтобы закрыть Forex в России либо приравнять компании, работающие в этой индустрии, к казино и выселить в специальные игорные зоны.

По мнению других, не столь радикальных, экспертов, для создания цивилизованного рынка закон вообще не требуется, нужно только обязать проводить все транзакции через биржу: будет и судебная защита клиентов, и признаваемые котировки. Форекс-компании с ними не согласны: Форекс — внебиржевой рынок, и говорить о проведении операций через биржу недопустимо, а утверждение «биржевой форекс — безопасный форекс» спорно.

Как банки и брокеры будут делить Форекс

В июне 2014 года в организации участников фондового рынка - НАУФОР - прошел круглый стол, посвященный регулированию Форекса. В нем приняли участие как представители индустрии Форекса, так и яростные критики этого рынка. Разговоры шли серьезные: и о том, кто именно должен регулировать российский рынок, об актуальных проблемах — чистоплотность брокеров, проблема признаваемости котировок и т.п.

Эти проблемы на данный момент - одна из причин, по которой банки пока опасаются предоставлять эту услугу. А в принципе они давно присматриваются к этому рынку. Инвесткомпании уже активно осваивают рынок Форекс, так как он приносит бОльшие доходы, чем фондовый рынок. Банки же традиционно более консервативны, более щепетильны в отношении рисков и привычны к жесткому регулированию Центробанка.

Но как только Форекс приобретет респектабельное лицо, банки не заставят себя ждать: они обладают разветвленной сетью, базой клиентских контактов, которым они смогут предложить еще одну услугу (страсть людей к спекулятивной игре на валюте никуда не исчезнет), у них авторитетные бренды (что произойдет с рынком, на который придут гиганты типа Сбербанка ?). Форекс-компании могут быть «съедены» банками.

Закон о Форекс под угрозой

Лето 2014 года. Крупные форекс-компании до сих пор надеются, что в осеннюю сессию Госдума примет подготовленный ими законопроект о регулировании рынка Форекс. По их расчетам, это должно было произойти еще весной, но не произошло. Новый законопроект фактически полностью лишает права надзирать за участниками торгов единственного мегарегулятора - Банк России. Шансов, что Дума одобрит такой закон осенью, немного.

Похожая статья Новый законопроект призван избавить рынок форекс от , заключающих фальшивые сделки от имени клиентов и рисующих котировки с потолка. Основной критерий - величина компании. Требования по объему капитала, по разным версиям, 100-300 млн руб. Вводится требование об обязательном членстве в саморегулируемой организации (СРО) форекс-дилеров, аккредитованной Банком России.

На тот момент единственной СРО форекс-компаний (правда, пока не аккредитованной) был ЦРФИН. Именно ЦРФИН продвигал закон о регулировании рынка. Итак, условия членства в СРО: вступительный взнос 1 млн руб., ежемесячные членские взносы 350 тысяч рублей и единовременный взнос в компенсационный фонд в 2 млн руб. Небольшие форекс-брокеры считают, что цель авторов законопроекта — убрать с рынка «мелочь».

По мнению экспертов, в случае принятия законопроекта в этой версии, мошенников форекс станет меньше, поскольку крупные компании ведут себя гораздо приличнее. Однако он не решает проблему признаваемости котировок — уверенности в том, что они не генерируются искусственно внутри компании, а являются результатом поведения рынка.

Закон практически полностью написан в соответствии с концепцией ЦРФИН, выигравшей конкурс, организованный ФСФР. Концепция была отобрана из других проектов, представленных разными организациями и сообществами экспертов. Помимо прочих достоинств варианта ЦРФИН он оказался наиболее экономным для федерального бюджета - стоимость госконтракта по разработке концепции составляла… один рубль.

Пройдя первое чтение в Думе в мае 2013 года, законопроект получил негативное заключение главного правового управления президента. Затем его второе чтение не раз откладывалось, пока не было перенесено на осеннюю сессию 2014 года.

Закон о Форекс: кому это вообще выгодно

Итак, законопроект о регулировании Форекс фактически отдавал установление правил на этом рынке на усмотрение единственной СРО. При этом осенью Госдуме предстояло рассмотреть другой законодательный акт, внесенный и разработанный ЦБ. Он касался саморегулирования на финансовых рынках и содержал дополнительные требования к СРО: работа на рынке не менее пяти лет и членство не менее 30% представителей отрасли.

Законопроект Центробанка предотвращает возникновение «клубных» организаций, представляющих интересы лишь небольшого круга компаний, даже если это лидеры отрасли. И еще не известно, будет СРО ЦРФИН соответствовать этим требованиям. На ЦРФИН свет клином не сошелся.

ЦБ прекрасно понимает, что СРО ближе к рынку, видят ситуацию изнутри и смогут более эффективно отслеживать недобросовестное поведение участников рынка, чем сам регулятор. Законопроект о СРО на финансовом рынке предполагает обязательное членство в них. Но вот речи о полной подмене ими государственного регулирования нет. Между тем законопроект о рынке Форекс предполагает именно последнее.

Когда оба документа попадут на рассмотрение комитета по финансовым рынкам Госдумы, депутатам придется выбрать один из двух. На это противоречие указывает Алексей Тимофеев, возглавляющий НАУФОР: «Закон закрепляет модель регулирования, отличную от варианта ЦБ. В нем предусмотрено наличие только одной СРО, в отличие от проекта ЦБ, предполагающего множественность организаций и защиту от монополизации отрасли».

Перспективы рынка Форекс в России

Также глава НАУФОР указал на противоречия в регулирующих функциях Центробанка и ЦРФИНа, согласно законопроекту о рынке Форекс. «В нем столько изъятий из существующего законодательства, что ЦБ лишается большей части регулирующих и надзорных полномочий - они все передаются СРО», - недоумевает Тимофеев.

У саморегулирования на финансовом рынке большие перспективы. СРО могут, с одной стороны, не дать чиновникам задушить отрасль бюрократическими процедурами, а с другой, существенно облегчить регулятору задачу по выявлению недобросовестных участников рынка, при условии, что на рынке есть несколько СРО и они конкурируют.

Но если единственная организация, контролируемая крупнейшими компаниями отрасли, устанавливает на рынке свои правила, то это не саморегулирование, а картельный сговор. К которому, по-видимому, и стремятся форекс-компании. А картелям, как известно, надзор государства нужен только если он гарантирует им сохранение монополии.

Второе чтение проекта закона о Форекс

Итак, в ноябре 2014 года, в Госдуме подготовлен ко второму чтению проект закона о Форекс в России. Закон обязывает форекс-дилеров вести учет всех договоров и операций, запрещает одновременно об одних и тех же сделках с разными контрагентами на разных условиях, в одностороннем порядке расторгать договор/изменять его условия, менять цену покупки без того, чтобы изменить цену продажи, и т. д.

«Регулирование достаточно жесткое, мы где-то взяли американскую модель, где-то - элементы саморегулирования», - комментирует председатель думского комитета по финансовым рынкам Наталья Бурыкина. Но основная задача, говорит она, - в том, чтобы фиксировать сделки в ту же секунду, когда они проводятся: «Сделки должны сыпаться в репозитарий». Правда, о репозитарии в законопроекте не сказано.

«Если обо всех сделках сообщать в репозитарий, возможность манипулирования ценами резко снизится», - считают участники обсуждении законопроекта. Они надеются, что это положение появится в документе или будет введено ЦБ. Сделки на форекс считаются высокорискованными из-за того, что заемных средств на сделки форекс-дилеры выдают порой в сотни раз больше, чем есть у клиентов. Проект позволяет давать клиенту взаймы максимум в 100 раз больше, чем у того есть на счете, - но разрешает ЦБ увеличить позицию до 200 для торговли некоторыми инструментами.

Минимум собственных средств форекс-дилера - 100 млн руб., если средств физических лиц на его счетах не более 150 млн руб.; иначе капитал должен увеличиться на 5% от суммы, превышающей 150 млн руб. «Требование завышено, ни один из российских игроков Форекс ему не соответствует, требуем тех же условий, что и для участников фондового рынка, - 35 млн руб.», - протестует зампред правления ЦРФИН Е. Машаров.

Программно-технические средства должны обеспечивать бесперебойную деятельность и сохранность данных, в том числе путем создания резервных копий, быть в собственности форекс-брокера и располагаться в России. «Это сложно выполнимое требование, которое, надеюсь, будет скорректировано», - говорит Машаров: обычно форекс-компания покупает лицензию на использование программного обеспечения, а не сам продукт.

Наталья Бурыкина: «Я уверена, что примерно 80% всего кэша заходит на рынок Форекс не с банковских счетов, а неизвестно как». У форекс-брокеров уже нет анонимных клиентских платежей, как и диктует закон, настаивает Машаров: «Идентификация производится, даже если платеж прошел через терминал». В любом случае законопроект решает проблему: денежные обязательства по договорам с дилером исполняются в безналичной форме.

В документе говорилось, что закон о Форекс вступит в силу с марта 2015 г.

Госдума проясняет некоторые моменты в регулировании

21 ноября 2014 года всплывают новые подробности о будущем Форекс в России. Напомню, предполагается, что законопроект защитит любителей поиграть валютными курсами от недобросовестных форекс-дилеров. Согласно закону, уже принятому в первом чтении, важную роль на рынке будет играть единственная СРО форекс-дилеров. Это противоречит концепции саморегулирования финансовых рынков от ЦБ. Один из авторов законопроекта, депутат Анатолий Аксаков в интервью «Ленте.ру» прояснил некоторые моменты.

По словам Аксакова, новый законопроект приемлем для физических лиц в плане их максимальной защиты от мошенников. Надзорными органами выступят ЦБ и одна СРО. «Она должна стать организацией с соответствующими правами, обязанностями. Сейчас она существует как общественная организация, и с нее нечего спрашивать за нарушения ее участников. А когда будет реальное саморегулирование, она сможет требовать со своих участников соблюдения определенных правил и даже этических норм. Можно будет спросить с самой СРО форекс-дилеров, если она не наводит порядок».

«Организованная часть российского Форекс невелика. Для того чтобы организоваться, хватит одной СРО. Центральному Банку будет легче взаимодействовать с ней». Но в законопроекте о саморегулировании сказано, что на одном рынке должно быть несколько СРО. Анатолий Аксаков: «Можно установить такие требования к этим СРО, что будет одна. Это же дело техники. На мой взгляд, это очистит рынок от мошенников».

Аксаков о : «Мы закрепляем двойной контроль за порядком выставления котировок. Условия рамочного договора, порядок выставления котировок и подачи заявок должны соответствовать закону и примерным условиям рамочного договора (должны согласовываться с ЦБ), утвержденного СРО. Условия рамочного договора, в том числе и порядок выставления котировок, проходят две стадии контроля - СРО и ЦБ».

Что такое ложные (нерыночные) котировки на Форекс

Аксаков цитирует законопроект: «Форекс-дилер не вправе изменять условия котировки на покупку без соответствующего изменения котировки на продажу». То есть помимо ручного и СРО есть еще и законодательное ограничение. Но почему нельзя перевести все валютные торги на биржу или привязать котировки форекс-дилеров к биржевым? Аксаков возражает: «Биржа - не решение проблемы «рисованных» котировок. Именно внебиржевой характер обеспечивает форексу его особенности и специфику».

Помимо взятых с потолка котировок на Форекс есть проблема кредитной ловушки для клиента — кредитное плечо. У иных дилеров оно доходит до 1:1000. Кредит под 1000% в день. Аксаков уверен, проблема решаема: «Мы вносим поправки в закон «О рынке ценных бумаг» и прописываем там, что соотношение размера обеспечения, предоставленного физическим лицом форекс-дилеру, и размера его обязательств не может быть < 1:100″.

«Кроме того, ЦБ может (в том числе и по представлению СРО) изменить величину плеча в зависимости от базисного актива производного финансового инструмента или предмета иного договора, но не может уменьшить размер соотношения больше чем вдвое. А порядок расчета размера обязательств гражданина устанавливается нормативными актами регулятора. Кроме того, требования форекс-дилера, не удовлетворенные за счет средств клиента, взятых с него в качестве обеспечения, считаются погашенными».

В ходе обсуждения законопроекта говорилось о том, что все сделки на Форекс должны фиксироваться в репозитарии. Аксаков признает, что в тексте прямых таких требований нет, но рекомендует обратить внимание на положение законопроекта, по которому форекс-дилер обязан вести учет договоров и операций в порядке и сроки, установленные ЦБ РФ.

Еще проблема - no connection to server: проблемы с сервером «по роковому стечению обстоятельств» наступают именно в тот момент, когда клиент хочет зафиксировать прибыль. Но доказать, что технический сбой имел место, невозможно. Аксаков сообщает: «В законе установлены требования к ПО форекс-дилера. Его программно-технические средства (ПТС) должны соответствовать характеру и объему проводимых им операций.

Также дилер должен обеспечивать бесперебойную деятельность и сохранность данных, в том числе с помощью резервных копий. Форекс-дилер обязан располагать основным и резервным комплексами программно-технических средств. Эти средства должны быть в собственности форекс-дилера и располагаться на территории России. Требования к ПТС устанавливаются СРО и согласовываются с Банком России.

Что касается аннулирования результатов, в текущей редакции законопроекта прямого указания на это нет. Однако анализ положений законопроекта позволяет заключить, что обеспечение надлежащего порядка функционирования программно-технических средств возлагается на форекс-дилера. А он должен нести ответственность за неисполнение этих требований. Кроме того, проблема технических сбоев может урегулироваться актами ЦБ».

ЦБ намерен запретить банкам работу на Форекс с гражданами

Банкам придется прекратить предоставление форекс-услуг гражданам, рассказал первый зампред ЦБ Сергей Швецов. Согласно новому закону совмещение банковской деятельности и форекс будет запрещено: «Я не уверен, что банкам этот бизнес нужен, — это немного казино, а не финансовый сектор, там нет реальных сделок купли-продажи валюты». К такому заключению Центробанк пришел в процессе работы над законопроектом о рынке форекс, в текст которого вносятся правки для второго чтения, рассказывает финансист.

В первом документе, представленном для обсуждения министерствам, был значительный изъян — форекс-брокеры могли торговать производными финансовыми инструментами, в т.ч. на акции, чем создавали серьезную угрозу брокерскому бизнесу, который намного консервативнее форекс-клубов подходит к предоставлению заемных средств клиенту. «Это могло бы повлечь массовый отток клиентов от брокеров, а в результате и с биржи, потому что все бы стали торговать «акциями» на форекс-кухнях», — считают эксперты.

Но это будет исправлено. Деятельность форекс-дилеров будет ограничена только валютными парами, утверждает Швецов. Из-за желания «ограничить плечо» бизнес форекс-дилеров и был отделен от прочих видов деятельности, поскольку ограничение плеча легко преодолевается, если компания предоставляет кредит. «Мы не хотим, чтобы у форекс-клуба была возможность давать физическому лицу кредит», — сказал Швецов. Бизнес отделяется от банковского потому, что ЦБ хочет «обезопасить физических лиц от злоупотреблений, связанных с увеличением кредитного плеча», объяснил он.

Банковские эксперты: «Ведение запрета нецелесообразно, высок риск того, что так и не будет сформировано широкое предложение услуг форекс в российской юрисдикции. Банки в большей степени удовлетворяют потребностям физлиц с точки зрения надежности и качества котирования. В случае запрета на оказание банками этих услуг есть вероятность перехода большей части клиентов в компании с зарубежными юрисдикциями». Однако, как пояснил Швецов, у банков останется возможность владеть форекс-компаниями.

Госдума приняла закон о форекс-дилерах

Госдума приняла во втором, а чуть позже в третьем чтении законопроект о дилерской деятельность на Форекс, а 29 декабря 2014 года президент РФ Владимир Путин его подписал. Компании смогут оказывать услуги физлицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, для этого они должны иметь соответствующую лицензию и вступить в СРО. Размер собственных средств — не менее 100 млн руб. Если размер средств клиентов на номинальных счетах форекс-дилера превышает 150 млн руб., его собственные средства должны быть увеличены на 5% с суммы этого превышения.

Похожая статья Кредитное плечо не может быть меньше 1 к 50. При этом Банк России будет вправе увеличить это соотношение, но не более чем в два раза. Форекс-дилер обязан на своем сайте уведомлять о рисках, возникающих при заключении, исполнении и прекращении договоров, и об обобщенных финансовых результатах деятельности лиц, с которыми они заключены. Учредителями (участниками) форекс-дилера не вправе выступать юрлица, зарегистрированные в офшорах или у которых за нарушения была отозвана лицензия, а также работники форекс-дилера.

ЦБ также следит за порядком выставления форекс-дилерами котировок. Форекс-дилер не вправе изменять условия котировки на покупку без соответствующего изменения котировки на продажу. Функции СРО - разработка внутренних стандартов деятельности и согласование этих документов с Центробанком, допуск компаний на рынок, мониторинг деятельности своих членов, профилактика банкротства и отзыв лицензии компаний, а также досудебное рассматрение жалоб на членов СРО.

Для того, чтобы вступить в СРО, форекс-дилер должен будет разделять ценности организации (правила поведения на рынке, выполнение стандартов, предоставление достоверной отчетности и т.п.), а также перечислить 2 млн. рублей в качестве взносов в компенсационный фонд на случай, если средств компании окажется недостаточно, чтобы выполнить свои обязательства перед трейдерами при банкротстве. СРО - это защита потребителей. Если она не будет работать, регулятор лишит СРО своего статуса.

Члены СРО несут субсидиарную ответственность по обязательствам такой организации, а их взносы в компенсационный фонд освобождаются от налогообложения. Отсутствие лицензии на осуществление деятельности форекс-дилера либо неуплата взноса в компенсационный фонд служит основанием для отказа в принятии в члены СРО.

Реклама, побуждающая к заключению сделок с форекс-дилерами, должна предупреждать, что они являются высокорискованными и могут привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. И что до совершения сделок следует ознакомиться с рисками, с которыми они связаны. Публичное объявление цен и порядка их определения, а также иных существенных условий договора не является рекламой, побуждающей к заключению сделок с форекс-дилерами.

Законопроект также уточняет, что профессиональными участниками рынка ценных бумаг являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ и осуществляющие брокерскую, дилерскую (в том числе на рынке «Форекс»), депозитарную деятельность, а также деятельность по управлению ценными бумагами и по ведению реестра владельцев ценных бумаг.

Похожая статья и их представительства не смогут осуществлять деятельность некредитных финансовых организаций, в т.ч. деятельность профучастников рынка ценных бумаг, а также предлагать услуги иностранных организаций на финансовых рынках либо распространять информацию о таких организациях и (или) их деятельности, в т.ч. неограниченному кругу лиц, на территории РФ.

Закон вступает в силу с 1 октября 2015 года за исключением положений, для которых установлены иные сроки. Организации, осуществляющие на эту дату деятельность на рынке Форекс, обязаны получить лицензию на осуществление деятельности форекс-дилера и вступить в СРО форекс-дилеров до 1 января 2016 года или прекратить осуществление такой деятельности.

Обсуждение закона о Форекс на международном конгрессе в Москве

23 апреля 2015 года состоялся II международный форекс-конгресс. Представители власти, экспертного сообщества обсудили вопросы, касающиеся развития валютного рынка вообще и предстоящее регулирование рынка Форекс в России, рассмотрели проблемы российского регулирования рынка Форекс, особенности взаимодействия участников рынка и надзорных ведомств, в том числе главного регулятора — Банка России.

Старт российской форекс-юрисдикции

Российская форекс-юрисдикция стартовала 12 октября 2016 года: Центральный банк Российской Федерации форекс-дилеров (АФД) и выдал пятую лицензию одной из компаний-членов СРО НАФД, обеспечив тем самым ей более 26% лицензированных участников рынка и право на соискание официального статуса СРО форекс-дилеров. Мы поздравляем всех участников российского форекс-сообщества!

В свою очередь, 15 мая, в 13.00, в офисе ООО «ФИНАМ Форекс» (первый форекс-дилер, получивший лицензию ЦБ) была открыта на Форекс. В тот же день еще один дилер открыл двери для новых клиентов — компания от банковского сектора ООО «ВТБ24 Форекс». Российские финансисты, принимавшие участие в становлении форекс-отрасли, считают сегодняшний момент историческим.

3 Основные положения закона о Форекс на 2017-2018 годы

Для тех, кому лень изучать всю вышеперечисленную эпопею попыток отрегулировать валютный рынок, мы вкратце поясним, что представляет собой новый Закон о Форекс:

  1. Законом дано определение профессиональных участников рынка Форекс, понятие дилерской деятельности на внебиржевом рынке Форекс и форекс-сделки; для трейдеров предусмотрена судебная защита, налоговое сальдирование прибылей/убытков, прозрачное ценообразование и раскрытие информации о форекс-дилерах в соответствии с законодательством РФ.
  2. Регулированием Форекс в России занимается Центробанк совместно с СРО, саморегулируемыми организациями — сообществами участников отрасли .
  3. На сайте ЦБ будет опубликован реестр форекс-дилеров и СРО.
  4. Для получения права осуществлять соответствующую деятельность форекс-дилер должен вступить в саморегулируемую организацию (СРО) .
  5. На сайтах СРО будут размещены реестры входящих в них форекс-дилеров; для аккредитации Центробанком СРО должна включать в себя не менее 26% лицензированных участников рынка; кроме того, есть некоторые требования к руководству СРО.
  6. Форекс-дилеры смогут оказывать на внебиржевом рынке услуги физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями .
  7. Форекс-дилеры обязаны получить лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности форекс-дилера (приобретение статуса форекс-дилера) до 1 января 2016 года или прекратить осуществление такой деятельности.
  8. Срок рассмотрения Банком России пакета документов на получение лицензии - 60 рабочих дней .
  9. Работник форекс-дилера обязан иметь квалификационный аттестат первой серии (Аттестат ФСФР 1.0), «специалист финансового рынка по брокерской, дилерской деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами» (будет введена специальная, расширенная, программа квалификационных экзаменов).
  10. Размер собственных средств форекс-дилера должен составлять не менее 100 млн руб. и должен зависеть от принимаемых компанией рисков: чем выше риск, тем больше капитал .
  11. СРО форекс-дилеров обязана сформировать компенсационный фонд для выплат клентам компаний-банкротов, взнос в который при вступлении в нее составляет 2 млн руб.
  12. Если после банкротства дилера и использования компенсационного фонда средств для погашения обязательств перед трейдерами не хватает, участники СРО обязаны внести недостающую сумму пропорционально оборотам своих компаний до полного удовлетворения всех требований клиентов форекс-дилера, ставшего банкротом .
  13. Процедура банкротства определена законодательством РФ о банкротстве, выплаты клиентам будут производиться на основании решения суда в порядке очереди.
  14. Иностранные компании и их представительства не смогут осуществлять деятельность профессиональных участников финансовых рынков .
  15. Учредителями (участниками) форекс-дилера не вправе выступать юрлица, зарегистрированные в офшорах или у которых за нарушения была отозвана лицензия, а также работники форекс-дилера.
  16. Закон будет применяться ко всем компаниям, работающим в России, но никто не сможет запретить российским клиентам продолжать работу с иностранным юридическим лицом .
  17. Реклама компаний, не обладающих российскими лицензиями, но работающих на российском рынке, будет запрещена; за этим будут следить ЦБ и ФАС.
  18. Закон накладывает определенные ограничения на рекламу легальных форекс-дилеров, которые теперь обязаны включать в нее фразу о высоких рисках .
  19. Форекс-дилеры не могут выводить сделки на межбанковский рынок, а исполняют их внутри компании (внутренний клиринг);
  20. Форекс-дилер обязан иметь основной и резервный комплексы программно-технических средств, расположенных на территории РФ; требования к ПТС устанавливаются стандартом СРО форекс-дилеров, при согласовании с ЦБ РФ.
  21. У клиента будет ограничена ответственность перед форекс-дилером: последний не сможет взыскать с него сверх того, что он внес в качестве маржи (обеспечения).
  22. Форекс-дилер может по своему усмотрению увеличивать требование к обеспечению сделки и сокращать плечо в зависимости от рисков волатильности валютных пар .
  23. Деятельность форекс-дилеров будет ограничена только валютными парами (CFDs, металлы и другие базисные активы пока не являются предметами регулирования закона).
  24. Максимальный размер кредитного плеча ограничен в законопроекте до 1:50 с возможностью увеличения соотношения по решению регулятора до 1:100 .
  25. Форекс-дилеры должны вести учет и отражать изменения по заключаемым сделкам, предоставлять эту информацию регулятору и хранить ее; для этого форекс-дилер должен назначить специального сотрудника.
  26. Банковский счет форекс-компании, на который клиенты перечисляют средства, должен быть открыт в России, так же, как и банковские счета самих клиентов; закон, регулирующий рынок форекс, обязывает дилеров хранить клиентские средства на (до сих пор форекс-дилеры хранили деньги российских клиентов в офшорных банках) .
  27. Форекс-дилеры становятся налоговыми агентами: теперь при выводе прибыли с клиента автоматически будет .
  28. Совмещение банковской деятельности и форекс будет запрещено, но у банков останется возможность владеть форекс-компаниями .
  29. Закон вступает в силу с 1 октября 2015 года за исключением положений, для которых установлены иные сроки.
  30. Законом предусмотрен переходный период (с 01 октября 2015 года по 1 января 2016 года); в рамках его организации, уже осуществляющие деятельность, отнесенной законом к деятельности форекс-дилера, вправе продолжить ее осуществление без лицензии .
  31. С 1 октября 2015 года ни одна организация, которая на эту дату не осуществляла деятельность форекс-дилера, не вправе начать ее осуществлять, не получив лицензию Банка России и не вступив в саморегулируемую организацию форекс-дилеров.
  32. С 1 октября 2015 по 1 января 2016 года допускается деятельность форекс-дилера осуществляемая организациями, организационно-правовая форма или профильная деятельность которых может не соответствовать лицензионным требованиям, предъявляемым к форекс-дилерам (банки, зарубежные организации и прочие компании, которые до 1 января 2016 года должны привести свою деятельность в соответствие с требованиями Закона № 460-ФЗ, получить лицензию или уйти с рынка) .

Вы можете также ознакомиться с текстом закона о регулировании рынка Форекс в России от 29 декабря 2014 года в формате PDF или его в Российской Газете.