Какие изменения произошли в жкх. Новые законопроекты в сфере ЖКХ. О капитальном ремонте общего имущества в МКД

Сфера ЖКХ для простых россиян — тема довольно болезненная. Тарифы на “коммуналку” ежегодно растут, качество услуг зачастую зависит от добросовестности управляющих компаний или даже конкретных работников. До сих пор норма — толком не покрытые теплоизоляцией трубы, отапливающие улицу, грязь во дворах и подъездах, многие другие проблемы, которые хотя и кажутся единичными, все-таки складываются в некую систему. Узнаем о последних изменениях в ЖКХ России в 2018 году, каковы последние новости по поводу законодательства в этой сфере, как сильно вырастут тарифы летом.

Что больше всего беспокоит россиян в сфере ЖКХ

Центр общественного контроля в сфере ЖКХ “ЖКХ Контроль ”, при помощи которого можно пожаловаться на неудовлетворительную работу коммунальных служб и другие связанные с ЖКХ проблемы, обобщил статистику обращений граждан в 2017 году. Выяснилось, что больше всего в этой сфере россиян беспокоят:

  • проблемы начисления платы за коммунальные услуги — 28% обращений,
  • проблемы управления многоквартирными домами — 16,8% обращений,
  • проблемы неудовлетворительного состояния многоквартирных домов — 12,2% обращений,
  • проблемы качества коммунальных услуг — 9,4% обращений,
  • вопросы к капремонту — 8,4% обращений,
  • проблемы благоустройства дворов — 6,4% обращений,
  • проблемы с приборами учета — 3,1% обращений,
  • вопросы по общему имуществу — 1,8% обращений,
  • прочие вопросы — 13,8% обращений.

Понятно, что вопросы относительно того, насколько обоснованы цифры в платежках, волнуют россиян больше всего. “Коммуналка” зачастую съедает существенную часть семейного бюджета, и не со всеми цифрами можно согласиться. Люди справедливо хотят разобраться, не начислили ли им лишнего. И одно из нововведений в законе позволит им, кстати, даже оштрафовать управляющую компанию за неправильное начисление платежей.

Изменения в сфере ЖКХ РФ в 2018 году — что нового?

Аналитики “Российской газеты” изучили все последние новости относительно изменений в коммунальной сфере и обозначили семь главных новинок 2018 года.

Первая из этих новинок — за неправильное начисление суммы в платежке управляющая компания или ТСЖ будет платить штраф жильцу . Сама эта норма, в принципе, не новая, она появилась в законе еще в 2015 году, но толком не работала — не была описана процедура. Теперь процедуру конкретизировали. Если вам пришла платежка и вы считаете, что в ней что-то не так и начислено лишнее, вам нужно обратиться с заявлением в вашу УК, ТСЖ или ЖСК (в зависимости от того, какая организация управляет вашим домом). В течение месяца они обязаны дать ответ и либо обосновать, что начисление было верным, либо согласиться с вами. Если и правда в счете были выставлены лишние суммы — половину от излишка компания заплатит лично вам в виде штрафа. Сам излишек, разумеется, оплачивать вы не должны — на эту сумму сделают перерасчет, если оплата была совершена. Таким образом, если УК выставила вам счет на 100 рублей больше положенного — вы “заработаете” 50 рублей. А если вольно или невольно обманутыми окажутся все жители дома или района — управляющая компания рискует крупными убытками за свою ошибку. Так что новая норма будет стимулом относиться к начислениям внимательнее.

Вторая новинка 2018 года — штрафы за неаккуратное внесение сведений в ГИС ЖКХ . Информационная система ГИС ЖКХ содержит подробную информацию обо всей коммунальной сфере, информация вносится в том числе управляющими компаниями, поставщиками услуг и т.д. За неправильную, неполную информацию и за задержки с внесением свежих данных с 2018 года будут начисляться штрафы.

Третье нововведение — покупатели квартиры, не успевшие зарегистрировать право собственности, будут участвовать в общих собраниях . До 2018 года те дольщики, которые купили жилье в новостройке, но находились на этапе оформления права собственности, не могли участвовать в судьбе дома. Теперь они имеют равные права со всеми.

Четвертая новинка — управляющие компании, ТСЖ, а также ЖСК будут обязаны вести реестр собственников квартир дома . Реестр этот должен будет передаваться ими инициатору проведения общего собрания по первому требованию.

Пятое нововведение — появляются так называемые временные управляющие компании . Речь об УК, которые будут под принуждением города брать под свое управление “брошенные дома”, то есть, такие дома, которые остались без управления. Как правило, это многоквартирные дома, с которыми отказываются работать управляющие компании города по самым разным причинам. В каких-то случаях из-за накопившихся долгов и жителей, которые ведут асоциальный образ жизни и не особенно стремятся погашать свои долги. В каких-то — дом небольшой, находится в отдалении, и УК не может на нем много заработать. Теперь УК можно обязать брать такие дома “временно”.

Еще одна новинка — лицензии ЖКХ перестали быть бессрочными, теперь они выдаются на 5 лет . Более того — не смогут получить лицензию очевидные “клоны” управляющих компаний, созданные вместо проштрафившейся.

Наконец, все многоквартирные дома должны будут стать доступными для инвалидов , причем уже в скором времени. Правда, для установки пандусов за счет средств жителей нужно провести общее собрание. Если это будет делаться без привлечения этих денег — жителей никто не спросит.

Насколько вырастут тарифы ЖКХ летом

Ежегодно с 1 июля в России повышаются все тарифы на услуги ЖКХ. Раньше, как известно, пересмотр тарифов происходил 1 января, и это было не очень хорошо для экономики — с начала года начинала разгоняться инфляция.

В 2018 году, судя по прогнозам экспертов коммунальной отрасли, тарифы поднимутся не более чем на 4%. Дело в том, что обычно процент повышения тарифов ЖКХ примерно равен инфляции прошлого года, и новые тарифы призваны эту самую инфляцию компенсировать для поставщиков коммунальных услуг. В 2017 году инфляция оказалась меньше трех процентов, на текущий год она также планируется в пределах 4%. Более высокое повышение будет просто необоснованным.

Каждый год тарифы на коммунальные услуги повышаются. 2017 год не стал исключением для граждан Российской Федерации. Еще в начале прошлого года был принят новый закон об ужесточении ответственности для должников по оплате за услуги ЖКХ. Что предполагает новый закон и какое наказание предусмотрено для злостных неплательщиков, рассмотрим далее в статье.

Порядок оплаты коммунальных услуг регламентируется Жилищным Кодексом. По статье 153 ЖК РФ это является ответственностью каждого гражданина, в том числе и юрлица, которые арендуют какое-либо помещение. Услуги жилищно-коммунального хозяйства включают в себя:

  • оплату горячей и холодной воды;
  • произведение выплат за электричество (изучить );
  • внесение выплат за отопление;
  • и газоснабжение.

Согласно статье 155 ЖК РФ, существует определенный срок, в течение которого коммунальные услуги должны быть оплачены. Оплата производится каждый месяц до 10-го числа при получении соответствующего платежного документа. Льготами по оплате пользуются военнослужащие, ветераны и другие категории граждан.

Максимальная задержка оплаты за коммунальные может быть 31 день. Ранее за месяц просрочки начислялись пени, теперь штрафные санкции начисляются на 31 день отсутствия произведения выплат. Чтобы использовать рассрочку и отсрочку требуются уважительные причины для задержки оплаты. К таковым относят:

  • тяжелое заболевание;
  • потерю должности или единственного кормильца.

В любом из вышеперечисленных случаев потребуется документальное подтверждение фактов.

Чем грозит неуплата коммунальных услуг?

Новый закон о неуплате коммунальных услуг предполагает начисление пени должникам, не производящим оплату по платежкам вовремя за коммунальные услуги. В Федеральном законе №307 рассматривается порядок начисления пени за неуплату. В закон были внесены корректировки для повышения дисциплины потребителей.

Основными методами борьбы со злостными неплательщиками являются:

  • начисление пени;
  • введение ограничения или приостановление подачи коммунальных услуг;
  • крайней мерой является выселение из квартиры при помощи суда.

Рассмотрим вышеперечисленные методы наказания за просрочку по оплате, осуществляемые поставщиками коммунальных услуг, далее в статье.

Размер пени по закону

Самой распространенной мерой наказания является начисление пени. Пеня — это неустойка за большую по длительности просрочку в оплате квитанций за коммунальные услуги. Согласно общефедеральному закону №307, граждане, просрочившие платеж больше, чем на месяц, подвергнутся штрафным санкциям. Оплатить счет можно в течение 31 дня, после получения квитанции.

Общий размер неустойки зависит от размера задолженности и количества дней неосуществления оплаты, а также ставки рефинансирования ЦБ России.

Должники по квартплате, являющиеся физическими лицами, должны помнить, что с 31 дня по 90 начисляется 1/300 от ставки рефинансирования за каждый день неуплаты квитанции. А с 91 дня пеня возрастет в размере до 1/130 от ставки Банка России. На сегодняшний момент ставка составляет 9%.

Правовой статус потребителя коммунальных услуг оказывает влияние на расчет пени за просрочку. Для организаций по снабжению отоплением, водой и т. д. штраф будет взиматься следующий:

  • с 1-го по 60 день — 1/300 процентной учетной ставки ЦБ;
  • с 60 — 90 — 1/170;
  • с 91 дня — 1/130 процентной учетной ставки.

Для юрлиц штраф будет взиматься по максимальной учетной ставке — 1/130. Если долг за квартиру можно оплатить через терминал, то пеню нет. Оплату можно произвести только в отделении Сбербанка или в управляющей компании, что следует осуществить в кратчайший срок.

Начисления пени можно избежать, если гражданину предстоит уехать в другой город на долгий период. Заинтересованное лицо обязано написать заявление в управляющую компанию и уведомить о данном факте. Отсрочка по оплате будет действовать полгода. Если требуется продление, то очередное заявление отправляется по почте.

На что имеют право поставщики?

Кроме начисления пени, поставщики коммунальных услуг имеют право прибегать к другим мерам наказания должников. За просрочку оплаты свыше 3-х месяцев предусматривается отключение или ограничение в подаче газа, света, воды за неуплату коммунальных услуг. Поставщик имеет право действовать по данному регламенту до поступления денежных средств от должника. Уведомление неплательщика производится письменно при помощи почты. Через 3 дня, если уведомление игнорируется, оповещение производится собственнолично уполномоченным лицом.

Выселение из квартиры за долги тоже возможно. Однако применяется оно к гражданам, которые арендуют жилплощадь. В ыселять собственника з аконодательно запрещено из приватизированной квартиры. Толчком для данной процедуры является не общий размер задолженности, а временной отрезок невнесения оплаты за коммунальные — больше 6 месяцев.

Куда жаловаться на незаконные отключения?

В ФЗ о квартплате предусмотрены коммунальные услуги, которые не имеют право отключать, даже если оплата не поступает — отопление и подача холодного водоснабжения .

Отключение любого вида коммунальных услуг без соответствующего предупреждения со стороны поставщиков незаконно! Данное неправомерное действие можно обжаловать. Жалобу можно направить в управляющую компанию или ТСЖ. Если к обоюдному согласию прийти не удалось, претензия направляется в госжилищную инспекцию или Роспотребнадзор. Далее следует подача письменного заявления в прокуратуру и суд.

Поставщики коммунальных услуг могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности. За нарушение режима обеспечения населения ЖКУ налагает штраф на должностных лиц — 500 — 1.000 рублей, а на юрлиц — 5.000 — 10.000 рублей. За самоуправство и нанесение ущерба — взимается штраф до 80.000 рублей, или проводятся обязательные работы 180 — 240 часов, или исправительные работы от 1 — 2 лет, или арест на 3 — 6 месяцев.

Задолженность по оплате могла стать причиной отключения от подачи коммунальных услуг. Если должник получил уведомление вовремя и факт несвоевременной оплаты им признается, то единственным решением проблемы является выплата денежных средств. Когда долг погашен, подача света, газа, воды производится в двухдневный срок.

Изменения в жилищном законодательстве последних лет направлены на увеличение степени участия собственников и квартиросъемщиков в содержании не только принадлежащего им помещения, но и общедомового имущества и территории. О том, какие именно нормы претерпели изменения, рассказано в предложенном материале.

Каковы наиболее значимые недавние изменения в жилищном законодательстве

Говоря о недавних изменениях жилищного законодательства, стоит отметить наиболее значимые из них. Например:

  1. С 01.01.2017 изменен порядок расчета оплаты содержания жилых помещений. Теперь в ее состав вошла стоимость отдельных коммунальных ресурсов, затрачиваемых на оплату общедомового имущества (далее — ОДИ) (закон от 29.06.2015 № 176-ФЗ).
  2. Введены единые требования к определению размера платы за наем жилого помещения по договору соцнайма или найма помещений государственного или муниципального фонда (приказ Минстроя России от 27.09.2016 № 668/пр). Новая формула основывается на качестве социально-экономической обстановки в регионе.
  3. В Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, внесены изменения, касающиеся газоснабжения (в отношении заключения договоров, обслуживания оборудования и др.).
  4. Введена обязанность размещать всю информацию об услугах и лицевых счетах потребителей в Главной информационной системе ЖКХ, административная ответственность и гражданско-правовые последствия за неразмещение.

Новое в жилищном законодательстве: оплата ресурсов на обслуживание общедомового имущества

Одна из самых нашумевших новинок 2017 года — изменение размера оплаты коммунальных платежей в связи с принятием новых региональных нормативов для расчета стоимости ресурсов, затрачиваемых на содержание ОДИ (собственно понятие коммунальных ресурсов также было введено в 2017 году). Свое закрепление правовая норма нашла в ст. 154 и чч. 9.1-9.3, 10 ст. 156 ЖК РФ. Речь идет о необходимости оплаты таких ресурсов только в том случае, если само сооружение предполагает возможность их расходования.

Расчет оплаты таких ресурсов проводится на основании показаний:

  • общедомовых приборов учета;
  • автоматизированной информационно-измерительной системы учета.

В качестве альтернативного варианта собственники жилья могут принять на общем собрании решение о расчете расходов на оплату коммунальных ресурсов исходя:

  • из нормативов, установленных в регионе;
  • прошлогодних показателей за аналогичный период с учетом перерасчета.

Нормативы потребления определяются на уровне субъектов Федерации в порядке и по правилам, установленным Правительством РФ в постановлении от 23.05.2006 № 306. На данный момент все регионы уже разработали свои нормативы, но не все они оказались обоснованными.

Внесение сведений в ГИС ЖКХ

Законом «О внесении изменений…» от 28.12.2016 № 469-ФЗ был перенесен на 01.07.2017 срок обязательного размещения в ГИС ЖКХ сведений поставщиками коммунальных ресурсов и организациями, управляющими многоквартирными домами.

Ранее ГИС ЖКХ пополнялась за счет данных, вносимых из государственных и муниципальных информационных систем, и сведений о лицензиатах в области предпринимательства — управления многоквартирными домами. Последние были обязаны размещать в ГИС ЖКХ сведения о домах, которыми управляли согласно Составу сведений о многоквартирных домах…, утв. приказом от 29.09.2015 Минкомсвязи России № 368, Минстроя России № 691/пр.

С июля же 2017 года обязанность по внесению сведений, перечисленных в ст. 6 закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2014 № 209-ФЗ (далее — закон о ГС ЖКХ), распространена на большую часть коммунальных и управляющих организаций, кроме поставщиков информации, работающих на территории городов федерального значения.

С 01.07.2017 у органов жилищного контроля появилась возможность выдавать предписания о размещении недостающей информации в системе, но с датой выполнения после 01.01.2018 (письмо Минстроя России от 29.08.2017 № 30838-АЧ/04).

С 01.01.2018 не размещенная в ГИС ЖКХ квитанция не считается предоставленной потребителю (ч. 8 ст. 12 закона о ГИС ЖКХ), вследствие чего:

  • субъект, который должен был разместить информацию об оплате, подлежит административной ответственности по ст. 13.19.2 Кодекса об административных правонарушениях;
  • потребитель может не оплачивать квитанцию.

Таким образом, в 2017 году право в сфере ЖКХ обогатилось новым понятием «коммунальные ресурсы». Кроме того, наступил новый этап развития ГИС ЖКХ: законодатель дал субъектам, обязанным размещать информацию в данной системе, полгода на ее освоение, а с 2018 года ввел неблагоприятные последствия для нарушителей.

На сегодняшний день продолжается активное изменение жилищного законодательства. Едва ли не ежемесячно правительство издает все новые нормативно-правовые акты, которые касаются данной сферы, поэтому далеко не всегда мы успевает за ними следить.

Более того, с 1 января текущего года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации № 1112 от 17.10.2015, которым был введен целый ряд изменений. Сегодня поговорим о том, какие новшества вступили в законную силу в 01.01.2019, и что было принято уже по ходу текущего года.

Новшества с 1 января

Итак, в соответствии со вступившим в силу Постановлением Правительства РФ, в действующем жилищном законодательстве произошли некоторые изменения. Что именно поменялось? Разберем три основных нововведения:

  • новый порядок расчетов за утилизацию твердых бытовых отходов;
  • изменение графика уплаты управляющей компанией услуг ЖКХ оператору;
  • новый порядок перечислений РСО.

Поговорим о каждом из них более подробно.

Что касается работы с твердыми бытовыми отходами (или ТБО), теперь управляющим компаниям понадобится рассчитываться не только с поставщиками ресурсов, но и непосредственно с региональным оператором по работе с ТБО. В Постановлении четко оговорены все базовые требования к проведению расчетов за все ресурсы, которые необходимы потребителям коммунальных услуг.

Что же касается изменений непосредственно для населения, с начала 2019, в квитанциях на оплату КУ появилась новая опция: оплата сбора и вывоза ТБО на места хранения и утилизации. Данная норма содержится в Федеральном законе № 458, который был принят еще в конце 2014 года. Отныне данные перечисления будут направляться непосредственно компании-поставщику услуг по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов.

По второму пункту следует обратить внимание, что в Постановлении содержится норма, в соответствии с которой управляющая компания теперь должна перечислять платежи потребителей коммунальных услуг компании-поставщику КУ не позже следующего дня после получения средств. Данная норма действует абсолютно для всех управляющих компаний, которые заключили соглашения на поставки ресурсов для жильцов многоквартирных домов. Постановлением допускается единственное исключение, если ресурсопотребители осуществляют расчет с компаниями-поставщиками напрямую, без посредничества управляющих организаций.

Способы, при помощи которых будет производиться расчет, указываются в договорах поставки. Они обязательно должны соответствовать действующему жилищному законодательству РФ. Следует обратить внимание еще на одну немаловажную тонкость. Все платежи должны перечисляться строго в объеме, который был уплачен потребителем согласно квитанции. Таким образом, если жилец многоквартирного дома оплачивает услугу лишь частично, управляющая компания обязана оплатить ее в объеме, перечисленном плательщиком. Следовательно, при неполной уплате коммунальных платежей, потребитель остается должен именно поставщику ресурса, а не управляющей организации. Однако уплата все равно должна производиться именно на счет УК.

Также с 1 января 2019 года вступил в силу и новый порядок перечислений уплаты за ресурсы от управляющей компании. Теперь организация обязана перечислять поставщику сумму платежей, которые поступили на ее счет от всех потребителей на протяжении рабочего дня. Однако если потребители за указанный период перечисляют менее 5 000 рублей, УК имеет право не отправлять ресурсоснабжающей организации данный платеж. Его разрешено совершить и в любой другой день, но не реже раза в 5 дней. В договорах на оказание услуг между УК и РСО могут быть определены и другие суммы, а также другие предельные расчетные даты.

Если управляющая компания превысила установленный лимит времени, поставщик ресурсов имеет право направить письменный запрос с требованием разъяснить причину задержки. В свое время организация-должник обязана прислать ответ не позднее трех рабочих дней с момента получения документа.

По окончании каждого расчетного периода, компания-поставщик и управляющая организация обмениваются информацией о совершении платежей населения за потребленные коммунальные услуги. В отчетах обязательно указываются реквизиты плательщика, перечисленная им сумма и период, за который была произведена уплата. Период указывается в соответствии с квитанцией, на основании которой перечислялись средства.

Итак, мы перечислили основные изменения, которые вступили в силу с 1 января 2019 года. Но и по ходу текущего года уже было принято несколько законов, о которых обязательно следует упомянуть, разбирая изменения в жилищном законодательства.

Нововведения по ходу 2019 года

Наиболее активный период новшеств, связанных с жилищным законодательством, пришелся на 2-й и начало 3-го квартала текущего года. Начиная с мая и по июль, было принято несколько важных законов, которые вносят целый ряд изменений в жилищно-коммунальное законодательство. Перечислим их:

  • изменения в правилах хранения и применения средств для проведения капремонта помещений;
  • усиление защиты участников долевого строительства;
  • возможность объединения в ТСЖ для жильцов нескольких многоквартирных домов.

Теперь более подробно.

В соответствии с действующим законодательством, каждый владелец жилплощади в многоквартирном доме обязан ежемесячно вносить средства на будущий капитальный ремонт дома. При этом деньги могут перечисляться следующим образом:

  1. На общий счет регионального оператора.
  2. На спецсчет каждого конкретного многоквартирного здания.

12 июля был подписан закон, который вступил в силу в 2019 году. Его положениями четко определен порядок ведения вышеуказанных счетов и ответственность за несвоевременную уплату средств на капремонт. Если собственник жилья по тем или иным причинам не перевел необходимую сумму на счет, ему будет начислена пеня, сумма которой составляет 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Однако согласно новому закону, пеню станут насчитывать не с 1 дня просрочки, а только с 31. Соответственно, у владельца будет время погасить задолженность до начала применения к нему санкций.

Тем же законом был определен и еще один немаловажный момент – изменились правила защиты участников долевого строительства от мошенничества. Отныне застройщик обязан соответствовать следующим нормам:

  1. Привлечение участников долевого строительства не ранее полной уплаты уставного капитала. Его размер, согласно принятому закону, составляет от 2 500 000 до 1 500 000 000 рублей. Сумма может варьироваться, в зависимости от площади объектов, на строительство которых компания имеет лицензию и полномочия.
  2. Наличие собственного интернет-сайта. На нем в обязательном порядке должна публиковаться вся информация о ходе строительства.
  3. Присутствие компании в Государственном перечне застройщиков.

Одним из важнейших нововведений 2019-2020 года стала возможность объединения в ТСЖ жильцов из нескольких многоквартирных домов. Данная норма вступила в законную силу с 01.07.2018 и уже сейчас активно применяется в различных городах России. Принятый закон дал возможность организовывать ТСЖ жителям нескольких многоквартирных домов при соблюдении некоторых условий, в частности:

  1. Здания находятся на одном земельном участке.
  2. Дома имеют общую границу между собой.

С начала 2018 года в работе управляющих организаций появилось достаточно много существенных изменений. Они касаются правил лицензирования, работы с ГИС ЖКХ, проведения общих собраний, расширенных полномочий ГЖИ, новых штрафов и других вопросов. В статье мы рассмотрим наиболее важные нововведения с отсылками к конкретным законам о ЖКХ и приведением текстов нормативных документов.

В течение последней недели 2017 года российский президент подписал сразу несколько федеральных законов, положения которых влияют на работу управляющих организаций. Прежде всего, речь идет о 437-ФЗ и 485-ФЗ (их мы приведем в приложении). Чтобы разобраться в большом количестве изменений, рассмотрим наиболее важные из них в соответствующих подразделах данной статьи.

Какие штрафы и за что ждут УК в 2018 году

Важные нововведения в работу управляющих организаций внес 437-ФЗ, который скорректировал ряд положений КоАП. Штрафы за нарушения правил работы с ГИС ЖКХ остались, но оказались снижены. С 1 января 2018 года УК, не разместившую необходимые сведения в информационной системе или подавшую недостоверные данные будут штрафовать на 5 000-10 000 рублей. Ранее штраф для управляющих организаций составлял 30 000 рублей.

Штрафные санкции снизились и для администраторов ОСС, которые должны передавать в систему сведения о проведенных собраниях. Их ранее по статье 13.19.2 КоАП штрафовали на 15 000 рублей, теперь в кодексе прописаны следующие суммы:

  • 3 000-5 000 руб. для физических лиц;
  • 5 000-10 000 руб. для должностных лиц.

Прописано в законе о ЖКХ и наказание для оператора ГИС ЖКХ, своевременно не восстанавливающего работоспособность системы. Его будут штрафовать на сумму 150 000-200 000 рублей.

Еще одной новинкой является введение штрафов в пользу потребителя. Если УК неправильно начислила плату за содержание жилья или коммунальные услуги, то владелец квартиры может потребовать от нее уплаты штрафа в размере 50% от суммы допущенного превышения. Штраф будет платиться в пользу собственника за исключением следующих случаев:

  • плата неверно начислена по вине самого жильца;
  • ошибка была устранена до того, как собственник обратился в УК и/или оплатил завышенную сумму.

Воспользуйтесь on-line сервисом, чтобы определить - должны ли вы размещать информацию в ГИС ЖКХ:

Автоматизация ЖКХ

О необходимости перехода на автоматизированное оборудование в ЖКХ говорят уже давно и на разных уровнях. В конце 2017 года данные инициативы были озвучены на самом верху. Замглавы Минстроя Андрей Чибис рассказал о желании сделать приборы учета «максимально комфортными и автоматическими». Это нужно для упрощения считывания их показаний, так как жильцов избавят от необходимости проводить данную процедуру самостоятельно или с приглашением сотрудников управляющей организации. По словам Чибиса, переход на цифровое ЖКХ с автоматизацией должен быть проведен без дополнительной финансовой нагрузки на простого потребителя. О том, читайте в статье справочной системы « ».

Для реализации озвученных планов требуется установка в домах систем, которые автоматически собирают и передают показания счетчиков. Такие решения уже существуют и используются для электроэнергии и воды (холодной и горячей).

При автоматизированном учете регулярное снятие показаний становится максимально простой и понятной для каждой из сторон процедурой, а также появляется возможность в «ручном режиме» отключать неплательщиков. Кроме этого, решается сразу несколько сопутствующих задач:

  • полностью контролируется потребление ресурсов;
  • точно измеряется объем поставленных и потребленных ресурсов в заданный временной промежуток;
  • оперативно собирается и передается информация о текущих показаниях счетчиков;
  • в случае сбоев и аварий все данные сохраняются;
  • счетчики надежно защищаются от вмешательства в их работу без соответствующих санкций;
  • первичные данные о потреблении ресурсов хранятся длительное время;
  • легко формируются отчеты, которые нужно размещать в ГИС ЖКХ или передавать контролирующим органам.

Нововведения в проведении общих собраний

В соответствии со свежими изменениями в законах о ЖКХ совет МКД получает продление своих полномочий на аналогичный срок, если по завершении ранее оговоренного периода его работы не было произведено переизбрание. Кроме этого, право на участие в общедомовых собраниях получают люди, которые приняли у застройщика квартиру с составлением акта приема-передачи, но еще не прошли процедуру оформления ее в собственность. Данное право действует на протяжении года с момента введения МКД в эксплуатацию. Эта норма закрепляется в части 1.1 статьи 44 ЖК РФ.

УК, ТСЖ и ЖСК обязуются вести реестр владельцев квартир с их реквизитами, которые передаются инициаторам проведения собраний. Получить такой реестр может любой из собственников на основании письменного заявления.

Оригинал протокола общедомового собрания теперь нужно передавать в управляющую компанию. Организаторы собрания должны сделать это в 10-дневный срок после того, как были подведены итоги мероприятия. УК, в свою очередь, передает эти документы на хранение в Госжилинспекцию. В ГЖИ размещаются именно оригиналы решений и протоколов, а в определенном собранием жильцов месте хранятся их копии.

Лицензирование управляющих компаний

В 485-ФЗ оказалось несколько важных законодательных инициатив, касающихся лицензирования управляющих организаций. В том числе, в соответствии с новым законом о ЖКХ с 11 января 2018 года возникло новое лицензионное требование. Оно заключается в том, что УК должны иметь уникальные наименования. Теперь создавать управляющие компании с тождественным или сходным до степени смешения названием запрещено – их не будут допускать к работе.

Причиной появления этой новеллы стало, в первую очередь, недобросовестное поведение отдельных управляющих организаций. Начала распространяться практика, когда УК банкротилась и прекращала существование вместе с собранными с жильцов деньгами, а оставленные ею дома тут же занимал «чистый» клон, зачастую с теми же людьми в числе руководства и учредителей.

Эта законодательная инициатива не ударит по добросовестным управляющим организациям, которые получили схожие названия случайным образом. В сфере ЖКХ действительно не принято давать компаниям звучные имена, здесь обычно пользуются ограниченным отраслевым лексиконом и общими сокращениями. Для соблюдения требования об оригинальности необходимо озаботиться изменением тождественного названия. На это дается шесть месяцев, которые отсчитываются с момента вступления закона о ЖКХ в силу – с 11 января.

Государственная жилищная инспекция начнет проверять исполнение лицензионного требования о наименованиях по истечении обозначенного полугодичного срока, то есть с 11 июля. При обнаружении нарушений допустившие их управляющие организации могут лишиться своих лицензий.

ГЖИ может появиться у вас без предварительного уведомления, чтобы провести внеплановую выездную проверку. Достаточно жалобы потребителя.

Чтобы иметь право заключить договор управления, УО должна получить лицензию и соблюдать лицензионные требования. Контролируют деятельность лицензиата органы государственного жилищного надзора - проводят плановые и внеплановые проверки. Когда и на каких основаниях инспекторы проверяют УО, разъяснил Минстрой в .

Другое важное изменение в части лицензирования УК касается того, что у лицензий теперь появился срок действия. По новым правилам они выдаются на пять лет, после чего потребуется проходить процедуру продления разрешительной документации. Отсчетной датой здесь также является 11 января 2018 года. Получается, что к 11 января 2023 года управляющим компаниям потребуется озаботиться продлением действия лицензии.

Новое требование касается списка домов, находящихся в управлении лицензиата. Управляющие организации, у которых в течение шести месяцев не появляется информации о находящихся в обслуживании МКД, лишаются лицензий. Аннулирование разрешительного документа в данном случае нужно для того, чтобы убрать с рынка «пустышек», которые создаются действующими УК на случай банкротства и оперативной миграции вместе с жилищным фондом в заранее подготовленную компанию. Чтобы не лишиться лицензии, управляющей компании нужно вести деятельность и официально обслуживать хотя бы один дом.

Поменялся также срок, в который УК должна начать исполнять свои обязательства перед владельцами квартир в многоэтажке. Теперь этот момент определяется датой, когда были внесены корректировки в реестр лицензий, связанные с заключением договора управления. Данная процедура описывается в части 7 статьи 162 ЖК РФ.

Управляющей организации дается 5 дней с момента подписания договора управления на то, чтобы внести необходимую информацию в ГИС ЖКХ, а также отправить сведения в Госжилинспекцию. У ГЖИ с момента получения сообщения появляется обязательство о внесении корректировок в список домов лицензиата. Она должна сделать это в течение 10 дней. Данный срок может быть продлен до 30 дней, если:

  • не предоставлены все необходимые документы;
  • на дом претендуют другие управляющие организации;
  • есть другие причины, закрепленные в приказе Минстроя №938/пр от 2015 года.

Регламентируется также процедура вывода МКД из списка объектов, обслуживаемых лицензиатом. При прекращении управления домом УК в соответствии с частью 10 статьи 162 ЖК РФ за 3 дня должна передать новой управляющей организации:

  • ключи от замков, закрывающих помещения, включенные в состав общедомового имущества;
  • техническую документацию и прочие документы, относящиеся к управлению МКД;
  • электронные коды, обеспечивающие доступ к оборудованию и прочие технические средства, которые нужны для эксплуатации МКД.

По новым законам о ЖКХ с 2018 года управляющей организации с момента исключения информации о доме из реестра лицензий запрещается вести какую-либо деятельность, связанную с управлением многоэтажным домом. Прежде всего, это закрепленное в законодательстве правило касается начисления платы за жилье и коммунальные услуги, взимания денег с жильцов и выставления платежных документов.

Расширение полномочий ГЖИ

485-ФЗ изменил текст статей 20 и 196 ЖК РФ, в результате чего у Госжилинспекции появились дополнительные поводы для проведения проверок. Теперь ГЖИ могут проверять управляющую компанию в следующих случаях:

  • вскрылись нарушения правил содержания общедомового имущества (ПП №491);
  • вскрылись нарушения правил, по которым предоставляются коммунальные услуги, а также приостанавливается и ограничивается их предоставление (ПП №354);
  • имеется соответствующее распоряжение или приказ от главного жилищного инспектора страны.

Эксперты отметили, что в практической плоскости особых изменений не произошло. Инспектор ГЖИ при визите в управляющую компанию и ранее проводил проверку того, как она выполняет требования правительственных постановлений № 491 и №354. Если обнаруживались нарушения правил, прописанных в указанных ПП, то Госжилинспекция накладывала соответствующие штрафы. Изменилось только то, что теперь подобные проверки оказались утвержденными на законодательном уровне.

Модернизация ГИС ЖКХ

Постепенное разворачивание работы ГИС ЖКХ сопровождается продолжающимися изменениями законодательства. Так, в 437-ФЗ от 28 декабря 2017 года были прописаны корректировки части 2.2 статьи 155 ЖК РФ, которые прекратили разговоры о возможности неоплаты собственником квитанции, если платежный документ не размещен в ГИС ЖКХ. Возможность не платить по этому поводу не появилась, так как она признана способной подорвать и без того далекую от идеала платежную дисциплину граждан.

У управляющих компании были опасения о том, что закон о ЖКХ с 1 января 2018 года введет жесткие санкции за несоблюдение требований относительно работы с ГИС ЖКХ. Больше всего УК боялись того, что такие несоответствия будут признаваться нарушениями лицензионных требований в соответствии с частью 2 статьи 14.3 КоАП РФ. В этом отношении новости для управляющих компаний оказались хорошими. Законодатели не стали назначать УК, не разместившие в ГИС ЖКХ необходимые сведения, или разместившие недостоверную информацию нарушителями лицензионных требований.

На наших наши эксперты рассказывают о практических аспектах работы с ГИС ЖКХ:

В то же время размещение сведений осталось в числе лицензионных требований для управляющих организаций. По новому закону о ЖКХ такое условие должно соблюдаться с начала 2018 года. В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе (три существующих в России города федерального значения) данное требование станет лицензионным с 1 июля 2019 года.

Вложенные файлы

  • О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.doc
  • О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российс.doc