Отработка наказания обязательные работы. За что назначают обязательные работы по ук рф. Виды обязательных работ

22.12.2016 / Пролетарский район г. Тулы

Наказание - есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления и заключается в предусмотренных Уголовным кодексом РФ лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

Одним из видов наказаний являются обязательные работы. До мая 2010 года Уголовный кодекс РФ 1996 г. содержал 67 статей Особенной части, в которых в качестве возможного наказания за преступления предусматривались обязательные работы. Федеральным законом от 06. 05. 2010 N81 - ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части назначения наказания в виде обязательных работ" эта мера наказания введена еще в 46 статей УК РФ.

Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, что также не исключает назначение этого вида наказания и лицам, не имеющим постоянного места работы или учебы. При этом судам следует выяснять трудоспособность осужденного.

Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно – исполнительными инспекциями.

В основном предприятия и учреждения, где осужденные могут отбывать наказание в виде обязательных работ занимаются благоустройством (очистка территории от мусора, озеленение, земляные работы, ремонтные работы дорог и других объектов внешнего благоустройства, уборка придомовых территорий, чердачных и подвальных помещений, ремонт систем водоснабжения, канализации и иных объектов коммунального хозяйства, уборка подъездов (лестниц, проемов, площадок), санитарной очисткой территорий и контейнерных площадок от мусора и твердых бытовых отходов; погрузочно - разгрузочные работы.

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока лишения свободы из расчета один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ.

Обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения приговора не отслужили установленного законом срока службы.

При назначении наказания в виде обязательных работ в резолютивной части приговора указывается только его размер.

Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются не свыше четырех часов в день.

Следует обратить внимание, что при назначении наказания в виде обязательных работ по совокупности преступлений, оно не должно превышать максимального срока или размера, предусмотренного Общей частью Уголовного кодекса РФ для данного вида наказания, то есть двухсот сорока часов. Превышение этого размера наказания влечет за собой вынесение незаконного приговора.

В соответствии со статьей 25 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее УИК), наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно - исполнительные инспекции по месту жительства осужденных.

Осужденный к обязательным работам привлекается к отбыванию наказания не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно – исполнительную инспекцию (далее УИИ) соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).

В свою очередь, уголовно - исполнительные инспекции ведут учет осужденных, разъясняют им порядок и условия отбывания наказания, согласовывают с органами местного самоуправления перечень объектов, на которых осужденные отбывают обязательные работы, контролируют поведение осужденных, ведут суммарный учет отработанного осужденными времени.

Осужденные к обязательным работам обязаны: соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестно относиться к труду; работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ; ставить в известность уголовно - исполнительную инспекцию об изменении места жительства, а также являться по ее вызову.

Уголовно - исполнительное законодательство устанавливает для осужденных к обязательным работам определенные ограничения. Так, предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение наказания в виде обязательных работ. Соответственно обязательные работы не могут быть приостановлены без наличия уважительных причин, предусмотренных действующим законодательством, в том числе и во время каникул в учебном заведении, в котором обучается осужденный.

В случаях тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, либо признания его инвалидом первой группы или осужденный вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания, а женщина в случае наступления беременности, к отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.

Вопрос о целесообразности отбывания наказания осужденным к обязательным работам на том или ином объекте, определяемом органом местного самоуправления и решается УИИ. Осужденный не может самостоятельно сменить объект обязательных работ либо прекратить их.

Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни - двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного - четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов. При наличии уважительных причин уголовно - исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов. Время отбывания наказания в виде обязательных работ не включается в общий, непрерывный и специальный трудовой стаж.

В обязанности администрации организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, по исполнению данного вида наказания входит обеспечение необходимого объема работ, организация работы осужденных, создание условий для выполнения обязательных работ, охрана труда осужденных.

Администрации указанных организаций разрабатывают правила внутреннего распорядка и знакомят с ними осужденных, составляют график выполнения работ, ведут учет отработанного времени, осуществляют контроль за выполнением осужденными определенных для них работ и соблюдением ими техники безопасности. О количестве проработанных осужденными к обязательным работам часов, а также о случаях их уклонения от отбывания наказания администрация организации информирует УИИ.

За нарушение осужденным к обязательным работам порядка и условий отбывания наказания УИИ предупреждает его об ответственности в соответствии с законодательством РФ, в частности о возможной замене обязательных работ другим видом наказания. В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, УИИ направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с частью третьей статьи 49Уголовного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 30 УИК РФ, злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный:

а) более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин;

б) более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину;

в) скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания.

Злостно уклоняющийся от отбывания наказания осужденный, местонахождение которого не известно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.

Старший помощник прокурора Пролетарского района г. Тулы младший советник юстиции Е.П. Краснова

Согласно УК РФ за те или иные виды правонарушений наказание может назначаться в виде обязательных или . Такая мера является одной из самых мягких, так как меньшим может быть только штраф. Но, правонарушителю следует понимать, что при неисполнении приговора наказание будет заменено на более жесткое, вплоть до лишения свободы.

Обязательные работы как вид наказания за уголовное правонарушение регламентируется статьей 49 УК РФ. Под данным подразумевается выполнение осужденным общественно полезных работ в свободное время. Если же правонарушитель не имеет постоянного места работы, то данное наказание может занимать больше времени, чем у официально трудоустроенных граждан.

Важно понимать следующее – обязательные работы не равны . В первом случае материального вознаграждения гражданин не получает, а вот во втором отчисление в бюджет составляет 5-20% от заработка во время выполнения наказания.

Обязательные работы классифицируются следующим образом:

  • Могут применяться не только в отношении официально трудящихся или обучающихся.
  • Работа должна быть направлена на получение общественной пользы.
  • Осужденный не имеет права выбирать место работы.
  • Не являются окончательным видом наказания, поэтому могут быть заменены на более жесткое, вплоть до ограничения или лишения свободы.

Обязательные работы (ст. 49 УК) заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид этих работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Это могут быть работы по благоустройству города или поселка, очистке улиц и дворов, уходу за больными, погрузочно-разгрузочные или иные виды общественно полезных работ, как правило, не требующие особой квалификации, специальных знаний и навыков.

Обязательные работы могут быть назначены только в качестве : когда они непосредственно предусмотрены в санкциях статей Особенной части УК: в порядке перехода к более мягкому виду наказания на основании ст. 64 УК; вместо штрафа в случаях злостного уклонения осужденного от его уплаты на основании ч. 5 ст. 46 УК.

Срок обязательных работ исчисляется в часах, их продолжительность установлена в пределах от 60 до 240 часов, отбываются они не свыше четырех часов в день (ч. 2 ст. 49 УК).

Карательный элемент содержания данного вида наказания составляют следующие его свойства:

  • обязательность работ, что обеспечивается возможностью государственного принуждения;
  • непрестижность работ и невозможность для осужденного самому выбрать их вид;
  • бесплатность выполняемых работ;
  • выполнение этих работ в свободное от основной работы или учебы время;
  • выполнение их по месту жительства осужденного, где последний может быть узнан близкими и знакомыми, что во многих случаях усиливает воздействие наказания.

В соответствии с ч. 4 ст. 49 УК обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока лишения свободы из расчета один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ (ч. 3 ст. 49 УК). Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ УИК (ст. 30) признает осужденного, который:

  • более двух раз в течение месяца не вышел на обязательные работы без уважительных причин;
  • более двух раз в течение месяца нарушил трудовую дисциплину;
  • скрылся в целях уклонения от отбывания наказания.

Исправительные работы (ст. 50 УК)

Исправительные работы (ст. 50 УК) называют традиционным именно для отечественного . Возникшее в советском уголовном праве в 1917 г. как «принудительные работы без помещения в места лишения свободы», в дальнейшем оно с некоторыми изменениями предусматривалось всеми УК РСФСР и получило широкое распространение на практике в качестве реальной альтернативы лишению свободы.

Согласно ч. 1 ст. 50 УК исправительные работы назначаются осужденному, не имеющему основного места работы, и отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказания в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного. Содержание этого наказания заключается в оказании психологического воздействия на осужденного, ограничении некоторых его трудовых прав и удержании части его заработной платы (в пределах от 5 до 20%) в доход государства.

Исправительные работы могут быть назначены судом только как основное наказание: в случаях, непосредственно указанных в санкциях статей Особенной части УК; а также в порядке замены наказаний на основании ст. 64, ч. 2 ст. 65, ч. 5 ст. 46, ст. 80 УК. Срок, на который они могут быть назначены, — от двух месяцев до двух лет (ч. 2 ст. 50 УК).

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания исправительных работ суд может заменить неотбытое наказание лишением свободы из расчета один день лишения свободы за три дня исправительных работ (ч. 4 ст. 50 УК). Злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ закон признает осужденного, допустившего повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после письменного предупреждения, сделанного ему за любое из указанных в ст. 46 УИК нарушений (неявка на работу или в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин, прогул или появление на работе в состоянии опьянения), а также осужденного, скрывшегося с места жительства, если его местонахождение неизвестно.

Исправительные работы не могут быть назначены лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву (ч. 5 ст. 50 УК).

В Уголовном кодексе прописаны различные виды наказаний, которые назначаются в зависимости от совершенного преступления. Наихудший приговор – это тюремное заключение на конкретный период. Обязательные работы как вид уголовного наказания могут быть назначены людям, совершившим деяние легкой и средней степени тяжести. Разберемся в особенностях данного приговора, а также в последствиях его не соблюдения.

Общая информация об обязательных работах

Обязательные работы – это разновидность наказания, которая прописана в статье 3.13 КоАП и 49 УК РФ. Назначаться оно будет как главная мера, заменяющая штраф или же смягчающая приговор. Суть этого наказания заключается в том, что гражданин в свободное от работы или обучения время будет выполнять полезную для общества деятельность.

Как можно понять, обязательные работы будут идти на благо общественности. Осужденный не имеет права самостоятельно выбирать ту деятельность, которую он будет осуществлять. Также нет права подбирать место. Зарплату за подобные работы гражданин не будет получать, и все деньги станут перечисляться в государственный бюджет.

Судебный орган вынесет приговор по поводу того, что человек должен выполнять обязательные работы. Однако конкретный вид назначит орган местного самоуправления, согласовав свое решение с уголовно-исправительной инспекцией. Человек не может отказаться от той деятельности, к которой его привлекут.

Особенности

Обязательные работы позволяют человеку отбывать наказание и при этом не отрываться от общества. Человек не изолируется и продолжает свою обычную деятельность. Однако его повседневное расписание изменяется, потому что нужно выделять часы для полезных обществу работ.

По сути, осужденный человек меняет время нахождения в тюрьме на время, потраченное на общественную деятельность. В этом случае 8 часов подобных работ приравниваются к 1 суткам лишения свободы. В расчет берется тот период, который человек мог потратить на работу, находясь в тюрьме.

К примеру, в число обязательных работ входит следующее: уборка местности возле многоквартирных домов, очистка подвальных помещений и подъездов, ремонт канализаций или системы водоснабжения, погрузочные задачи. Также осужденного могут принудить заниматься земельными работами: озеленять местность, размещать саженцы. Собственно, орган местного самоуправления самостоятельно решит, чем будет заниматься гражданин.

Кому назначаются

Приговор в виде обязательных работ может быть вынесен только определенным личностям. Наказывать, таким образом, могут за преступления легкой и средней тяжести. Если же человек совершил тяжкое деяние, тогда ему не удастся отделаться данным видом наказания. Отметим, что подобная деятельность назначается официально занятым людям, то есть, ученикам, студентам и работникам. А вот исправительные работы предназначаются для лиц без постоянного трудоустройства.

Уголовный кодекс РФ предусматривает ситуации, когда человеку не могут вынести данный приговор. Речь идет о следующих гражданах:

  1. Беременные женщины или девушки, у которых есть ребёнок в возрасте до трех лет.
  2. Люди, имеющие оформленную инвалидность первой группы.
  3. Призывники, находящие на срочной службе, либо контрактники, которые еще не завершили назначенный срок в армии.
  4. Несовершеннолетний возраст до 14 лет. Если подростку больше, тогда для него действуют другие правила по поводу прохождения обязательных работ.

Из этого можно сделать вывод, что человек обязан быть трудоспособным и не входить в вышеописанные категории. В ином случае гражданин, привлеченный к уголовной ответственности, получит другое наказание.

На какой срок

Как уже говорилось, судебный орган не указывает, к какому виду обязательных работ привлекается человек. Однако обязательно уточняется, в каком размере осужденный их должен пройти. Нельзя однозначно сказать, какой приговор будет вынесен в конкретном случае. Потому как все зависит от преступления, наличия отягчающих обстоятельств и иных факторов.

Важно! Минимальный размер, который может быть дан подсудимому, – 60 часов, при этом максимальный составляет 480 часов. Если же будет назначен более долгий срок, тогда приговор можно считать незаконным.

Что касается распределения данного времени, то тут нужно учитывать следующие особенности:

  1. За неделю гражданин должен отработать не больше 12 часов.
  2. В учебные или рабочие дни человек может трудиться не больше двух часов. По добровольному решению он может продлить время до 4 часов.
  3. В выходные и праздники обязательные работы длятся до 4 часов.

Если осужденный – несовершеннолетний, тогда с 14 до 15 лет он может трудиться не больше двух часов, с 15 до 16 лет – не более трех часов, от 16 лет – не больше 4 часов в день.

Что будет в случае злостного уклонения

Осужденного должны познакомить с внутренним распорядком организации, где ему предстоит заниматься общественно полезной деятельностью. Ему составляют график, а все отработанное время фиксируется. В уголовно-исправительную инспекцию обязательно докладывают о том, сколько часов человек проработал, как он себя ведет, а также были ли случаи уклонения от деятельности. При возникновении нарушения со стороны осужденного его предупреждают, что данное наказание могут заменить на более строгое.

Злостное уклонение – это не выход больше двух раз за месяц по составленному графику. При этом у человека нет для этого уважительной причины. Сюда же относится нарушение трудовой дисциплины не менее двух раз.

Если человек скрылся для того, чтобы не нести свое наказание, и о его местонахождении ничего неизвестно, тогда его имеют право задержать на период до двух суток. По решению судебного органа данный срок могут продлить на месяц. При этом по решению суда могут заменить приговор на принудительные работы или лишение свободы. Именно поэтому человеку лучше исправно выполнять положенную деятельность, чтобы не пришлось столкнуться с более суровым наказанием.

наказание обязательный преступление уголовный

Одним из способов достижения адекватного реагирования на совершенное преступление уголовно-правовыми средствами и повышения эффективности воздействия уголовного наказания на осужденных является разнообразие видов уголовного наказания. В связи с этим законодатель ввел новый вид уголовного наказания - обязательные работы (ст. 49 УК РФ). Согласно Федеральному закону от 8 января 1997 г. №2-ФЗ (в редакции от 10 января 2002 г.) положения УИК РФ о наказании в виде обязательных работ вводятся в действие федеральным законом или федеральными законами по мере создания необходимых условий для исполнения этого вида наказаний. (См.: Федеральный закон от 28 декабря 2004 г. №177-ФЗ "О введении в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде обязательных работ" // Российская газета. - 2004. 30 дек.)

Во время отбывания обязательных работ осужденные к этому виду наказания пользуются всеми правами и несут возложенные на них обязанности наравне с остальными гражданами, за исключением ограничений, вытекающих из приговора суда и установленных порядка и условий исполнения наказания в виде обязательных работ (ст. ст. 25-30 УИК РФ).

Обязательные работы как вид уголовного наказания выражаются в возложении приговором суда на осужденного обязанности бесплатно выполнять в свободное от работы или учебы время общественно полезные работы. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Обязательные работы устанавливается на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше 4 часов в день.

Несовершеннолетним лицам, осужденным за совершенные преступления, обязательные работы назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов. В ч. 3 ст. 88 УК РФ оговорено, что несовершеннолетние, приговоренные к данному виду наказания, привлекаются к посильным обязательным работам в свободное от учебы и основной работы время. Продолжительность обязательных работ для несовершеннолетних в возрасте до 15 лет не может превышать 2 часов в день, а для лиц в возрасте от 15 до 16 лет - трех часов в день.

Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых осужденный отбывал обязательные работы. Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни - двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного - четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов.

При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов.

Средствами достижения целей, стоящих перед наказанием в виде обязательных работ, являются режим отбывания обязательных работ, труд и воспитательная работа. В бесплатном выполнении работ, а также в характере этих работ выражается кара как средство достижения целей исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений как с его стороны (индивидуальное предупреждение), так и со стороны иных граждан (общее предупреждение).

Обязательные работы исполняются теми же органами, которые исполняют наказание в виде исправительных работ.

Суд после вступления приговора в законную силу обращает приговор к исполнению, т.е. направляет в адрес уголовно-исполнительной инспекции по месту жительства осужденного распоряжение об исполнении обязательных работ вместе с копией приговора.

Кроме того, суд осуществляет контроль за исполнением приговора в отношении осужденного к обязательным работам теми же способами, что и при осуществлении контроля за исполнением назначенного приговором суда наказания в виде исправительных работ.

На уголовно-исполнительные инспекции возложены следующие функции, связанные с исполнением обязательных работ:

  • а) ведение учета осужденных;
  • б) разъяснение им порядка и условий отбывания наказания;
  • в) согласование с органами местного самоуправления перечня объектов, на которых осужденные отбывают обязательные работы;
  • г) контроль за поведением осужденных;
  • д) ведение суммарного учета отработанного осужденными времени.

Уголовно-исполнительная инспекция, получив распоряжение суда об исполнении обязательных работ, ставит на учет осужденного, заводит личное дело, в котором отражается процесс исполнения обязательных работ осужденным; вызывает осужденного для беседы, в которой ему разъясняются порядок и условия отбывания наказания, его права и обязанности, уточняются и проверяются анкетные данные, выясняются сведения, имеющие значение для осуществления контроля за его поведением. Кроме того, уголовно-исполнительная инспекция разъясняет осужденному к обязательным работам содержание установленной законом ответственности за нарушение порядка и условий отбывания обязательных работ.

По итогам беседы у осужденного отбирается подписка и выдается предписание для отбывания обязательных работ.

Осужденный к обязательным работам привлекается к отбыванию наказания не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения с копией приговора (определения, постановления).

При определении осужденному вида обязательных работ и объекта учитываются его место жительства, график основной работы и учебы, состояние здоровья, возрастные особенности и профессиональные навыки. До направления осужденного в соответствующую организацию для отбывания обязательных работ уголовно-исполнительная инспекция согласовывает с органами местного самоуправления вопрос о том, в какую организацию необходимо направить осужденного для отбывания обязательных работ, и направляет этой организации вместе с копией приговора суда извещение о привлечении осужденного к обязательным работам.

В извещении администрации подробно разъясняются ее права и обязанности по исполнению приговора суда, условия отбывания обязательных работ, а также ответственность конкретных лиц за злостное неисполнение приговора суда, установленная ст. 315 УК РФ.

На администрацию организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, возлагаются:

  • а) контроль за выполнением осужденными определенных для них работ;
  • б) уведомление уголовно-исполнительных инспекций о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания.

Администрация организации обязана: издать приказ о приеме осужденного на работу (в соответствии с приговором суда), ознакомить его под расписку с правилами внутреннего распорядка организации, техники безопасности и производственной санитарии; вести ежедневный табель с отражением количества отработанных часов, ежемесячно направлять копии табеля в уголовно-исполнительную инспекцию; информировать уголовно-исполнительную инспекцию о невыходе осужденного на работу и допущенных им нарушениях трудовой дисциплины.

Осужденные к обязательным работам обязаны:

  • а) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, в которой он отбывает наказание;
  • б) добросовестно относиться к труду;
  • в) выполнять работы на определенном для осужденного объекте в течение срока, указанного в приговоре суда;
  • г) ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства.

Обязательные работы выполняются осужденными на безвозмездной основе. Предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнения наказания в виде обязательных работ.

В случае признания осужденного инвалидом I или II группы уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания, а в случае наступления беременности осужденной - представление об отсрочке ей отбывания наказания.

За нарушение осужденным к обязательным работам порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция предупреждает его об ответственности в соответствии с законодательством РФ.

В случае допущения осужденным злостного уклонения от отбывания обязательных работ по представлению уголовно-исполнительной инспекции суд может заменить обязательные работы ограничением свободы или арестом из расчета один день ограничения свободы или ареста за восемь часов неотбытых обязательных работ.

В соответствии со ст. 30 УИК РФ злостным уклонением от обязательных работ признается:

  • а) невыход без уважительных причин более двух раз в течение месяца на обязательные работы (под неуважительными причинами невыхода на обязательные работы имеются в виду те же причины, которые были рассмотрены при анализе злостного уклонения от исправительных работ);
  • б) нарушение трудовой дисциплины более двух раз в течение месяца, понятие "месяц" означает не определенную часть года (январь, февраль и т.д.), а период между определенным числом одного месяца и тем же числом следующего месяца, независимо от того, сколько дней в данном месяце, (под нарушением трудовой дисциплины понимается нарушение порядка выполнения работ, установленного законодательством о труде и правилами внутреннего распорядка учреждения, в котором осужденный отбывает обязательные работы);
  • в) злостным уклонением является и попытка скрыться от отбывания наказания. Подобного рода случаи, когда осужденный не проживает по месту своего жительства и не является по вызовам инспекции, влекут обязанность инспекции в течение месяца принять меры к розыску этого лица, для чего наводятся справки в жилищных органах, паспортных аппаратах, у родственников, если их адреса известны инспекции или участковому уполномоченному милиции. Выясняется, не задержан ли осужденный за совершение другого преступления, не попал ли он в больницу. Могут быть проверены морги, данные о несчастных случаях.

Если в течение месяца установить местонахождение лица не удалось, он объявляется в розыск, который осуществляет аппарат уголовного розыска. При обнаружении скрывшегося осужденного он может быть задержан на срок до 48 часов. При необходимости этот срок может быть продлен судьей до 30 суток.

Как следует из ст. 49 УК РФ в качестве наказания за общеуголовные преступления, совершенные лицами офицерского состава, прапорщиками, а также рядовыми и сержантами, поступившими на военную службу по контракту, и не отслужившими на момент вынесения приговора установленного законом срока службы по призыву, могут быть назначены обязательные работы. При этом ни уголовное, ни уголовно-исполнительное законодательство не содержит каких-либо указаний о порядке исполнения обязательных работ, назначенных по приговору суда вышеперечисленными категориям военнослужащих.

Толкование нормы права об исполнении обязательных работ на основе существующего в теории права положения о том, что при отсутствии специальной нормы права, регулирующей особенности применения положений, содержащихся в общей норме, положения, закрепленные в общей норме права, распространяются в полной мере и на специальные отношения, фактически существующие, но не урегулированные специальной нормой права, позволяет сделать вывод, что УИК РФ возлагает исполнение обязательных работ, назначенных приговором суда военнослужащим, на уголовно-исполнительную инспекцию, входящую в структуры ФСИН РФ, с привлечением осужденных военнослужащих к отбыванию наказания в виде обязательных работ в гражданских организациях, подчиненных органам местного самоуправления, по единым правилам исполнения этого наказания.

Такой порядок исполнения обязательных работ, назначенных приговором суда военнослужащим, игнорирует объективную необходимость обеспечения исполнения наказания в виде обязательных работ, назначенных приговором суда осужденным военнослужащим, без ущерба для интересов военной службы. Условия военной службы таковы, что их соблюдение несовместимо с порядком и условиями исполнения наказания в виде обязательных работ, предусмотренными УИК РФ. У военнослужащих рабочий день не нормирован. Во многих случаях продолжительность рабочего дня и регулирование его времени в течение суток определяются потребностями обеспечения постоянной боевой готовности войск (необходимостью проведения длительных полевых учений, ночных стрельб, поднятия войск по боевой тревоге, привлечения войск к выполнению боевых задач, ведения боевых действий во время войны и т.п.).

Это обстоятельство не позволяет совместить прохождение военной службы, регулируемое военным командованием, с исполнением обязательных работ, возложенных на местные органы власти - уголовно-исполнительную инспекцию и хозяйственную организацию, подчиненную местным органам самоуправления.

Допуская применение обязательных работ к военнослужащим, уголовное законодательство предполагает установление таких условий и порядка исполнения этого вида наказания, которые позволяли бы совместить исполнение наказания в виде обязательных работ, назначенных военнослужащим, с прохождением военной службы осужденными без причинения ущерба воинскому правопорядку, обеспечивающему поддержание войск и сил флота в постоянной боевой готовности.

Совмещение исполнения обязательных работ, назначенных в качестве уголовного наказания военнослужащему, с нормальным прохождением им военной службы, без причинения вреда порядку ее прохождения, возможно лишь при условии возложения исполнения этого наказания не на администрацию предприятия, находящегося по месту жительства осужденного, а на военное командование, в подчинении которого находится осужденный. В этом случае осужденные могли бы отбывать назначенное им наказание непосредственно в войсковой части по месту прохождения службы либо на других военных объектах. При отсутствии возможностей исполнения наказания на военных объектах следует направлять осужденных для выполнения обязательных работ на предприятия органов местного самоуправления. В этом случае сохраняются обязанности органов военного управления осуществлять контроль за исполнением приговора в отношении военнослужащего.

Военная реформа, предполагающая введение военной полиции в Вооруженных Силах, позволяет функции уголовно-исполнительной инспекции, касающиеся исполнения наказания в виде обязательных работ, назначенных военнослужащим, переложить на военную полицию и закрепить их в соответствующем законе.

Возникает потребность решения вопроса об исполнении обязательных работ, назначенных военнослужащим приговором суда в качестве уголовного наказания, в законодательном порядке военным ведомством. Пока в законодательном порядке этот вопрос не решен, вряд ли военные суды будут назначать этот вид наказания и вряд ли целесообразно назначение этого наказания осужденным военнослужащим, поскольку в санкциях статей Особенной части УК РФ он предусматривается в качестве альтернативного вида наказания. Если судебная практика пойдет иным путем, могут возникнуть нежелательные для Вооруженных Сил последствия - увольнение осужденного к обязательным работам со службы в связи с невозможностью выполнения им в полном объеме возложенных обязанностей по военной службе.