Учрежден новый консультативный орган – Совещание министров внутренних дел независимых государств, участие в котором принимают руководители органов внутренних дел практически всех республик, входивших в состав Союза ССР. Именно на таких Совещаниях были приняты многосторонние, принципиально важные документы: соглашения о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в борьбе с преступностью, о сотрудничестве в области обеспечения материально-техническими средствами и специальной техникой, об обмене информацией, о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Важнейшим шагом к созданию общего правового пространства стало подписание 22 января 1993 г. в Минске главами государств – членов СНГ Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Сегодня подписанные документы необходимо наполнить конкретным практическим содержанием, обеспечить четкую работу созданных правовых механизмов.
Некоторые проблемы требуют решения на межправительственном уровне. Так, в настоящее время разрабатывается совместная программа борьбы с организованной преступностью. Утверждать ее будет совет глав правительств стран Содружества. Совещание министров внутренних дел рассмотрит порядок провоза огнестрельного оружия , конвоирования и этапирования задержанных и осужденных и др.
Развивается международное сотрудничество российских органов внутренних дел с партнерами из дальнего зарубежья по основным направлениям. К ним относятся:
- договорно-правовая сфера;
- борьба с организованной, в том числе экономической, преступностью, наркобизнесом, с контрабандой и фальшивомонетничеством;
- подготовка кадров и сотрудничество в научно-технической области.
Особое внимание уделяется расширению правовой базы, обеспечивающей возможности реального сотрудничества с органами полиции зарубежных стран в конкретных вопросах. К уже существовавшим и неплохо, надо сказать, «работавшим» соглашениям о сотрудничестве с МВД Германии, Венгрии, Австрии, Франции, Кипра добавились новые. МВД России были подписаны соглашения с соответствующими ведомствами Польши, Румынии, Турции, Китая, Монголии. В целом МВД России на сегодняшний день имеет 12 двусторонних соглашений о сотрудничестве с полицейскими органами зарубежных государств. В процессе разработки также находятся соглашения с Индией, северными странами.
В настоящее время для интеграции России в мировой процесс борьбы с преступностью сделано уже немало. Активно работает Национальное бюро Интерпола, которое ведет оперативный обмен информацией более чем с 80 государствами. Можно привести немало примеров высокой результативности международного сотрудничества в проведении оперативно-розыскных и других мероприятий.
Вместе с тем сегодня ощущается немало пробелов в деятельности как российских правоохранительных органов, так и наших партнеров за рубежом. В частности, отсутствует оперативность в предоставлении необходимой информации, что зачастую не позволяет предупреждать совершение преступлений.
Активизация международного сотрудничества России в правоохранительной сфере потребует в перспективе и принятия некоторых новых законов (например, по оказанию правовой помощи, экстрадиции, передаче осужденных, продолжению расследования, начатого на территории другого государства).
63. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
Все цивилизованные государства стараются координировать свои действия в борьбе с преступностью. Они заключают договоры по международному сотрудничеству о борьбе с отдельными видами международных преступных деяний и правовой помощи по уголовным делам. Осуществляют совместные действия по предотвращению и пресечению преступлений и привлечению виновных к ответственности. Развитие международного сотрудничества прошло за последние годы довольно большой путь. Вначале использовались самые простые формы сотрудничества – договоры о выдаче лица, которое совершило преступление. Потом возникла необходимость обмениваться информацией. Затем возникла необходимость обмениваться опытом. В последнее время большое значение в отношениях между государствами занимает вопрос об оказании профессионально-технической помощи. Многие страны нуждаются в оснащении своих правоохранительных органов новейшими техническими средствами, необходимыми для борьбы с преступностью.
Объем и характер сотрудничества в этой сфере свидетельствуют о том, что в международном праве появилось новое направление – международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью.
Значительную роль в сфере борьбы с международной преступностью занимают совместные действия правоохранительных органов различных государств. Без этого сотрудничества борьба с отдельными видами международных преступлений будет неэффективной.
Сотрудничество государств развивается на трех уровнях. Прежде всего это сотрудничество на двустороннем уровне, которое известно уже достаточно давно. Сейчас тем не менее данное сотрудничество не утратило своего значения, более того, оно играет огромную роль в сфере борьбы с организованной преступностью. Двустороннее сотрудничество хорошо тем, что оно позволяет учесть все нюансы интересов заинтересованных сторон и более внимательно подойти к решению каждой насущной проблемы. Наибольшее распространение получило двустороннее содействие по уголовным делам, выдаче преступников, передача осужденных лиц для исполнения отбывания наказания в ту страну, гражданами которых они являются.
Сотрудничество государств осуществляется также и на региональном уровне. Здесь огромную роль сыграли такие региональные организации, как ОАЕ, ОАГ, ЛАГ и др.
Кроме того, колоссальная работа по этому поводу проводится в Совете Безопасности Европы. На основе этого сотрудничества принимаются конвенции: 1)о выдаче преступников;
2) о признании приговоров по уголовным делам;
3) об «отмытых» доходах, полученных преступным путем;
5) о содействии в области правонарушений в отношении исторических и культурных ценностей.
В процессе сотрудничества между государствами выявилась одна важная деталь, а именно – что двусторонними и региональными соглашениями нельзя ограничиваться, так как отдельные виды преступлений затрагивают интересы всех стран мира. А потому учитывание этой детали создало предпосылки для выхода сотрудничества на общемировой уровень – начался процесс многосторонних договоренностей.
Из книги История Русской мафии 1988-1994. Большая стрелка автора Карышев Валерий Из книги История Русской мафии 1995-2003. Большая крыша автора Карышев ВалерийУказ по борьбе с организованной преступностью В этом году выходит пресловутый указ президента: в связи с борьбой с организованной преступностью государство ввело специальный указ, который давал широкие права работникам милиции. Например, они получали право
Из книги Международное публичное право: учебное пособие (учебник, лекции) автора Шевчук Денис АлександровичТема 9. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью Проблема применения права в процессе международного сотрудничества по уголовным делам актуальна в связи с разрастанием международной и национальной уголовной преступности. Процессуальная характеристика
Из книги Прокуратура и прокурорский надзор автора Ахетова О С46. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью Координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью – это вид деятельности прокуратуры по необходимому ориентированию должностных лиц правоохранительных
Из книги Международное право автора Вирко Н А29. Понятие и источники права международной безопасности Право международной безопасности – это совокупность правовых норм и принципов, регулирующих военно-политические отношения между государствами и другими субъектами международного права.Право международной
Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестенСТАТЬЯ 8. Координация деятельности по борьбе с преступностью 1. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по
Из книги Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестенСтатья 8. Координация деятельности по борьбе с преступностью 1. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по
Из книги Шпаргалка по международному праву автора Лукин Е Е57. ПОНЯТИЕ ПРАВА МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Вторая мировая война и затем появление оружия массового поражения выявили новые реальности современного мира и потребовали от человечества осознания этих реальностей и выработки новых концепций безопасности. Оружие
Из книги Обвиняется терроризм автора Устинов Владимир ВасильевичРычаги борьбы с терроризмом Как говорил М. Салтыков-Щедрин, в России обилие дурных законов компенсируется необязательностью их исполнения. Иными словами, с уверенностью можно утверждать, что даже самые лучшие законы при неэффективности их исполнения бессильны в борьбе
Из книги Необходимое руководство для Агентов Чрезвычайных Комиссий автора Крылов В В Из книги Криминология. Избранные лекции автора Антонян Юрий Миранович5. Криминологическое прогнозирование и планирование мер борьбы с преступностью Криминологическое прогнозирование заключается в попытках выяснить, каково будет состояние преступности в будущее время. Различают два вида криминологического прогнозирования:
Из книги Прокурорский надзор. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич84. Формы координации деятельности по борьбе с преступностью Значение координации деятельности по борьбе с преступностью заключается в устранении параллелизма и несогласованности в работе правоохранительных органов, а основная цель этой деятельности – охрана
Из книги Криминология. Шпаргалки автора Орлова Мария Владимировна1. Понятие криминологии как учебной дисциплины Криминология как учебная дисциплина занимается изучением преступлений, их причин, видов их взаимосвязи с различными явлениями и процессами, а также результативностью принимаемых мер в борьбе с преступностью.Криминология
Из книги Криминология. Шпаргалка автора Гришина И. Г.1. Понятие и содержание криминологии как учебной дисциплины Криминология - учебная дисциплина, изучающая преступления, их причины, виды взаимосвязи с различными явлениями и процессами, а также результативность принимаемых мер по борьбе с преступностью. Криминология
Из книги Избранные труды автора Беляев Николай Александрович§ 4. Основные направления и задачи борьбы с преступностью Советская уголовно-правовая политика призвана определять конечные цели, к достижению которых стремится Коммунистическая партия Советского Союза в области борьбы с преступностью в конкретных исторических
Из книги автора§ 1. Место уголовного наказания в борьбе с преступностью Наиболее острой мерой государственного принуждения, которая применяется Советским государством, является уголовное наказание.Правильно уяснить место и оценить роль наказания в борьбе с преступностью можно
При подходе к ϶ᴛᴏй теме сразу же возникает вопрос, правомерно ли говорить о международной борьбе с преступностью в то время, когда преступления совершаются на территории определенного государства и подпадают под юрисдикцию ϶ᴛᴏго государства. В самом деле, борьба с преступностью в каком-либо государстве не будет международной в буквальном смысле ϶ᴛᴏго слова. Действует юрисдикция данного государства, компетенция его правоохранительных органов. Точно так же под юрисдикцию государства подпадают преступления, совершенные вне его территории, например в открытом море на морских судах, плавающих под флагом ϶ᴛᴏго государства.
С учетом того, что во всех случаях в отношении преступления действует принцип юрисдикции того или иного государства, под международной борьбой с преступностью подразумевается сотрудничество государств в борьбе с определенными видами преступлений, совершенных индивидами.
Развитие сотрудничества государств в ϶ᴛᴏй области прошло длительный путь. Вначале использовались самые простые формы, например достижение договоренности о выдаче лица, совершившего преступление, либо о каких-либо других действиях, связанных с тем или иным преступлением. Затем возникла необходимость обмениваться информацией, причем объем ϶ᴛᴏй информации постоянно расширялся. В случае если раньше она касалась отдельных преступников и преступлений, то постепенно она наполняется новым содержанием, затрагивает практически все сферы борьбы с преступностью, включая статистику и научные данные о причинах, тенденциях, прогнозах преступности и т. п.
На определенном этапе возникает необходимость обмениваться опытом. В ходе развития научно-технического прогресса сотрудничество в ϶ᴛᴏй сфере также видоизменяется и играет все более существенную роль в отношениях между государствами. То же самое происходит и с оказанием правовой помощи по уголовным делам, включая розыск преступников, вручение документов, допрос свидетелей, сбор вещественных доказательств и другие следственные действия.
В последнее время заметное место в отношениях между государствами занимает вопрос об оказании профессионально-технической помощи. Многие государства испытывают острую нужду в оснащении ϲʙᴏих правоохранительных органов новейшими техническими средствами, необходимыми для борьбы с преступностью. К примеру, для обнаружения взрывчатых веществ в багаже авиапассажиров требуется весьма сложная и дорогостоящая аппаратура, обзавестись кᴏᴛᴏᴩой в состоянии далеко не все государства.
Особое значение имеют совместные действия или их координация, без чего правоохранительные органы различных государств не могут успешно бороться с отдельными видами преступлений и прежде всего с организованной преступностью. Хотя борьба с преступностью международного характера остается задачей первостепенной важности, все больше внимания уделяется проблеме предупреждения преступности, обращения с правонарушителями, функционирования пенитенциарной системы и т. п.
Сотрудничество государств развивается на трех уровнях. Прежде всего ϶ᴛᴏ сотрудничество на двустороннем уровне, кᴏᴛᴏᴩое уходит ϲʙᴏими корнями в далекое прошлое. В настоящее время оно не только не утратило ϲʙᴏего значения, но играет постоянно возрастающую роль. Двусторонние соглашения позволяют более полно учесть характер отношений между двумя государствами, их интересы по каждой конкретной проблеме. Наибольшее распространение получили двусторонние соглашения по таким вопросам, как оказание правовой помощи по уголовным делам, выдача преступников, передача осужденных лиц для отбывания наказания в стране, гражданами кᴏᴛᴏᴩой они будут.
В договорной практике России насчитывается несколько десятков таких соглашений. В основном ϶ᴛᴏ договоры о правовой помощи по гражданским и уголовным делам. В части, касающейся уголовной сферы, в данных соглашениях регулируется порядок взаимодействия судебно-следственных органов двух стран при осуществлении уголовного преследования лиц, находящихся за пределами того государства, где ими совершены преступления. Важно знать, что большинство данных договоров было заключено Советским Союзом, и они перешли к России как государству - продолжателю СССР. Но ряд соглашений подписан уже Россией: с Китаем, Азербайджаном, Кыргызстаном, Литвой. Межгосударственные и межправительственные двусторонние договорытрадиционно сопровождаются межведомственными, в кᴏᴛᴏᴩых конкретизируется сотрудничество отдельных ведомств, например МВД, Таможенного комитета, более детально определяются их задачи, порядок решения вопросов, входящих в их компетенцию.
Помимо двустороннего сотрудничество государств осуществляется также на региональном уровне, что обусловлено совпадением интересов и характером отношений стран определенного региона. В его осуществлении существенную роль играют такие региональные организации, как ОАГ, ЛАГ, ОАЕ и др. В 1971 году 14 государств - членов ОАГ подповествовали в Не стоит забывать, что вашингтоне Конвенцию о предупреждении актов терроризма и наказании за их совершение.
Важно знать, что большая работа в
϶ᴛᴏм отношении проводится в Совете Европы. О высоком уровне сотрудничества в
европейском регионе свидетельствуют конвенции: о выдаче преступников; о
правовой помощи по уголовным делам; о признании приговоров по уголовным делам;
о передаче судопроизводства по уголовным делам; о правонарушениях в отношении
культурных ценностей; об "отмывании", выявлении, изъятии и конфискации
доходов от преступной деятельности. Материал опубликован на http://сайт
Представляет интерес Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению ϲʙᴏбоды, для отбывания наказания в государстве, гражданами кᴏᴛᴏᴩого они будут. Стоит заметить, что она была подписана в 1978 году в Берлине в основном странами Центральной и Восточной Европы и будет в настоящее время действующей.
Быстро развивается сотрудничество в ϶ᴛᴏй области и в рамках СНГ. Его актуальность особенно очевидна как в связи с ростом преступности в странах СНГ, так и по причине открытости границ, что лишает государства возможности успешно бороться с преступностью в одиночку. В августе 1992 года все государства - члены СНГ, а также Грузия подповествовали Соглашение о взаимоотношениях министерств внутренних дел в сфере обмена информацией. В январе 1993 года в Минске страны Содружества (кроме Азербайджана) подповествовали Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Многие статьи ϶ᴛᴏй Конвенции посвящены оказанию правовой помощи по уголовным делам. Стоит заметить, что они регламентируют сотрудничество по таким вопросам, как выдача преступников, осуществление уголовного преследования, рассмотрение дел, подсудных судам двух или нескольких государств, передача предметов, использованных при совершении преступления, обмен информацией об обвинительных приговорах и о судимости и т. п.
В ходе развития сотрудничества между государствами довольно быстро обнаружилось, что нельзя ограничиться двусторонними и региональными соглашениями. Стало ясно, что некᴏᴛᴏᴩые виды преступлений затрагивают интересы всего мирового сообщества, что создало предпосылки для выхода сотрудничества государств в данной области на универсальный уровень.
Начался процесс заключения многосторонних договоров, и если во времена Лиги Наций в них участвовали десятки государств, то в период деятельности ООН их количество превысило сотню.
Они заключают договоры по международному сотрудничеству о борьбе с отдельными видами международных преступных деяний и правовой помощи по уголовным делам. Осуществляют совместные действия по предотвращению и пресечению преступлений и привлечению виновных к ответственности. Развитие международного сотрудничества прошло за последние годы довольно большой путь. Вначале использовались самые простые формы сотрудничества – договоры о выдаче лица, которое совершило преступление. Потом возникла необходимость обмениваться информацией. Затем возникла необходимость обмениваться опытом. В последнее время большое значение в отношениях между государствами занимает вопрос об оказании профессионально-технической помощи. Многие страны нуждаются в оснащении своих правоохранительных органов новейшими техническими средствами, необходимыми для борьбы с преступностью.
Объем и характер сотрудничества в этой сфере свидетельствуют о том, что в международном праве появилось новое направление – международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью.
Значительную роль в сфере борьбы с международной преступностью занимают совместные действия правоохранительных органов различных государств. Без этого сотрудничества борьба с отдельными видами международных преступлений будет неэффективной.
Сотрудничество государств развивается на трех уровнях. Прежде всего это сотрудничество на двустороннем уровне, которое известно уже достаточно давно. Сейчас тем не менее данное сотрудничество не утратило своего значения, более того, оно играет огромную роль в сфере борьбы с организованной преступностью. Двустороннее сотрудничество хорошо тем, что оно позволяет учесть все нюансы интересов заинтересованных сторон и более внимательно подойти к решению каждой насущной проблемы. Наибольшее распространение получило двустороннее содействие по уголовным делам, выдаче преступников, передача осужденных лиц для исполнения отбывания наказания в ту страну, гражданами которых они являются.
Сотрудничество государств осуществляется также и на региональном уровне. Здесь огромную роль сыграли такие региональные организации, как ОАЕ, ОАГ, ЛАГ и др.
Кроме того, колоссальная работа по этому поводу проводится в Совете Безопасности Европы. На основе этого сотрудничества принимаются конвенции:
- о выдаче преступников;
- о признании приговоров по уголовным делам;
- об «отмытых» доходах , полученных преступным путем;
- о правовой помощи по различным категориям дел;
- о содействии в области правонарушений в отношении исторических и культурных ценностей.
В процессе сотрудничества между государствами выявилась одна важная деталь , а именно – что двусторонними и региональными соглашениями нельзя ограничиваться, так как отдельные виды преступлений затрагивают интересы всех стран мира. А потому учитывание этой детали создало предпосылки для выхода сотрудничества на общемировой уровень – начался процесс многосторонних договоренностей.
n1.doc
Глава 17Международная борьба с преступностью
1. Понятие международной борьбы с преступностью
Преступления на территории тех или иных государств подпадают под юрисдикцию этих государств, и ими занимаются их правоохранительные органы. Однако преступная деятельность часто переходит границы государств, и появляется необходимость совместной борьбы государств с преступностью. Возникает также потребность в международном обмене опытом борьбы с преступностью. С этой целью стали заключаться сначала двусторонние, а потом многосторонние соглашения в этой области, созываться международные конгрессы и конференции, создаваться международные организации.
Однако определяющим фактором является то, что принцип юрисдикции государства в отношении преступлений оставался незыблемым и международная борьба с преступностью сводилась к решению вопросов разграничения юрисдикции государств в случае коллизий, например через оказание правовой помощи по уголовным делам, включая розыск преступников, вручение документов, сбор вещественных доказательств, допрос свидетелей и другие следственные действия, выдачу преступников, передачу осужденных лиц для отбывания наказания в стране, гражданами которой они являются, и т.д.
Со временем стала расширяться и деятельность по обмену информацией и опытом по борьбе с преступностью. Если раньше она сводилась к передаче сведений об отдельных правонарушителях или преступных группах, то постепенно, особенно с ростом технических возможностей, в такие обмены включаются все направления борьбы с преступностью: составление всеобъемлющих картотек и баз данных, научные разработки о причинах, тенденциях, прогнозах преступности и ее предотвращении.
Расширилось и сотрудничество по оказанию технической помощи, направленной на усиление эффективности борьбы с преступностью, включая поставки совершенной аппаратуры и предоставление экспертных услуг.
Новый импульс международному сотрудничеству в этой области придали возникновение организованной преступности и особенно ее интернационализация. Эти факторы явились одной из глобальных новых угроз, для преодоления которых нужны усилия всего международного сообщества.
Традиционно международному праву были известны отдельные ситуации, когда любое государство могло осуществлять юрисдикцию в отношении некоторых преступлений, например пиратства. Но такие ситуации были исключением.
В начале XX века стала проявляться тенденция к выделению преступлений международного характера, в отношении которых трудно установить территориальную юрисдикцию каких-то определенных государств. Так, Первая Международная конференция по унификации уголовного законодательства в Варшаве в 1927 году отнесла к таким преступлениям следующие деликты: пиратство, подделку металлических денег и государственных ценных бумаг, торговлю рабами, торговлю женщинами или детьми, умышленное употребление всякого рода средств, способных породить общественную опасность, торговлю наркотиками, торговлю порнографической литературой. К такого рода опасным преступлениям международного характера относятся и акты международного терроризма.
Эти преступления наносят значительный ущерб международным отношениям и в конечном счете касаются всех государств. Против них международное сообщество принимает меры, в том числе путем выработки и реализации универсальных, региональных и двусторонних конвенций.
Наибольшую же опасность для международного сообщества представляют совершаемые самими государствами международные преступления, посягающие на международный мир и безопасность. К ним относятся преступление агрессии, преступления геноцида и апартеида, преступления против человечности и военные преступления.
Борьба с такими преступлениями является первоочередной задачей всего международного сообщества, прежде всего ООН и ее главного органа в области поддержания международного мира и безопасности – Совета Безопасности с использованием всех его полномочий. Юрисдикция же в отношении конкретных лиц, виновных в этих преступлениях, является в принципе универсальной, а не национальной и может осуществляться не только национальными, но и международными судами.
Таким образом, следует различать три группы делинквентов по современному международному праву: государства, совершающие международные преступления; конкретные исполнители таких преступлений, действующие от имени государства; отдельные лица или группы лиц, совершающие уголовные преступления международного характера не от имени государства.
2. Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера и его основные международно-правовые формы
Четкое определение международных преступлений позволяет отличать их от преступлений международного характера. Последние не имеют определенной связи с преступной деятельностью того или иного государства, однако одновременно представляют опасность для международного и национального правопорядка. Они посягают на плодотворное сотрудничество государств в области экономики, предпринимательской деятельности, культуры, прав и свобод человека и представляют существенную опасность для многих стран мира.
Можно сказать, что по своей юридической сути преступления международного характера являются общеуголовными, но они отягощены «иностранным элементом». К таким преступлениям, в частности, относятся: фальшивомонетничество, незаконные операции с наркотическими и психотропными веществами, рабство и работорговля, торговля женщинами и детьми, распространение порнографии, пиратство (морской разбой), преступления, совершенные на борту воздушного судна, международный терроризм и др. Эти преступления стали более усложненными, а применение новых научно-технических средств при их совершении сделало их более опасными.
Новые обстоятельства, определяющие сущность преступлений международного характера, предопределили необходимость проведения более активной политики государств в направлении повышения эффективности их сотрудничества.
Определенные усилия в борьбе с общеуголовными преступлениями в современных условиях предпринимаются странами во внутригосударственной сфере с учетом своих правовых систем и оперативно-разыскных возможностей. Однако практика показывает, что с некоторыми видами преступлений международного характера необходима борьба не только в национальном масштабе, но и в рамках международного сотрудничества.
Сотрудничество в области борьбы с преступлениями международного характера охватывает такую категорию общеуголовных преступлений, которые, во-первых, совершаются в большинстве своем на территории нескольких государств или на территории, не подпадающей под юрисдикцию какого-либо одного государства; во-вторых, отягощены иностранным элементом; в-третьих, борьба с такими преступлениями не может быть эффективной без использования международно-правовых средств. Такое сотрудничество в практическом плане осуществляется, например, путем оказания помощи в розыске скрывающегося на чужой территории преступника, выдаче его заинтересованному государству и получении необходимых материалов по уголовному делу. Кроме того, рамки сотрудничества расширяются за счет обмена информацией, изучения проблем преступности и борьбы с ней, оказания практической помощи отдельным государствам в решении проблемы преступлений международного характера.
Борьба с преступностью ведется во всемирном масштабе путем заключения международных соглашений на межгосударственной основе, с использованием международных и региональных организаций, а также на двусторонней основе.
Таким образом, международные соглашения по борьбе с преступлениями международного характера могут быть:
многосторонними международно-правовыми соглашениями по регламентации определенных отраслей или институтов международного права, в которых содержатся правовые нормы, касающиеся определенных преступлений международного характера. К примеру, в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года в соответствующем разделе определены права и обязанности государств по борьбе с пиратством, перевозкой рабов и др.;
многосторонними международно-правовыми соглашениями по борьбе с отдельными видами преступлений международного характера. Например, Женевская конвенция о борьбе с подделкой денежных знаков 1929 года, Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года и др.;
региональными международно-правовыми соглашениями по борьбе с преступлениями международного характера;
двусторонними международно-правовыми соглашениями о борьбе с некоторыми видами преступлений международного характера. Например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Исламской Республики Пакистан о сотрудничестве в борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ и злоупотребления ими 1995 года;
двусторонними международно-правовыми соглашениями об оказании правовой помощи и выдаче преступников и др.
В Организации Объединенных Наций – на сессиях Генеральной Ассамблеи, в рамках деятельности Экономического и Социального Совета и в иных формах сотрудничества – рассматриваются самые различные аспекты предотвращения и пресечения преступлений, представляющих международную общественную опасность. Под эгидой ООН осуществлена разработка целого ряда международных конвенций о преступлениях международного характера. Указанные
Международно-правовые документы реализуются в ходе практической деятельности государств. Кроме того, на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН регулярно принимаются резолюции, содержащие рекомендации, касающиеся координации деятельности государств в борьбе с конкретными видами преступлений международного характера.
Одним из первых актов Организации Объединенных Наций по борьбе с преступностью была резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 1 декабря 1950 г., в соответствии с которой ООН приняла на себя функции, которые ранее выполнялись Международной уголовной и пенитенциарной комиссией (МУПК). Таким образом, в рамках ООН при Экономическом и Социальном Совете формировались специализированные органы (специальные корреспонденты отдела ООН по социальным делам, международные конгрессы и др.), в задачу которых входила организация борьбы с преступлениями международного характера.
3. Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями
Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в соответствии с резолюцией 415 (V) Генеральной Ассамблеи ООН от 1 декабря 1950 г. созываются каждые пять лет. Это международный универсальный форум, на котором государства и другие участники подводят итоги деятельности и определяют перспективы и новые направления сотрудничества в области международной борьбы с преступностью. С 1955 года было проведено девять конгрессов. СССР участвовал в работе конгрессов, начиная со второго.
Деятельность Конгресса регламентируется резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН и ЭКОСОС, правилами процедуры Конгресса, а также соответствующими решениями самого Конгресса.
Конгресс тесно сотрудничает с функциональными органами ЭКОСОС. В 1950 году Генеральная Ассамблея ООН приняла решение об учреждении Комитета по предупреждению преступности и борьбе с ней (в составе 15 экспертов). Именно с этим Комитетом Конгресс осуществлял тесное сотрудничество вплоть до 18 декабря 1991 г., когда Комитет был преобразован в Комиссию по предупреждению преступности и уголовному правосудию в качестве новой функциональной комиссии ЭКОСОС, состоящей из 40 государств-членов, избираемых на три года. Создание Комиссии было предусмотрено в Декларации принципов и Программе действий Программы ООН по предупреждению преступности, принятых Генеральной Ассамблеей ООН в 1991 году.
Раздел Е «Структура и управление» Программы действии предусматривает, что Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию отбирает четко сформулированные темы для конгрессов, с тем чтобы обеспечить проведение целенаправленного обсуждения. В этом же разделе Программы сформулированы функции Конгресса. Он определяется как консультативный орган Программы и служит для:
обмена мнениями между государствами, межправительственными и неправительственными органами и отдельными экспертами,
обмена опытом в области исследований права и разработки программ;
выявления новых тенденций и проблем в области предупреждения преступности и уголовного правосудия;
представления рекомендаций и замечаний Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию по отдельным вопросам, передаваемым конгрессам Комиссией;
представления предложений для рассмотрения Комиссией в связи с возможными темами для включения в программу работы.
I Конгресс прошел в Женеве в 1955 году. Его участники приняли Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, одобренные ЭКОСОС в 1955 году и включенные в Пакт о гражданских и политических правах 1966 года. В 1984 году Правила были дополнены Процедурами эффективного выполнения Минимальных правил обращения с заключенными.
На II Конгрессе в Лондоне в 1960 году были обсуждены следующие вопросы: меры по предупреждению преступности среди несовершеннолетних, труд заключенных, условное досрочное освобождение и помощь лицам, отбывшим наказание. Были приняты рекомендации по профилактике конкретных преступлений в развивающихся странах. В них подчеркивалась необходимость постоянного изучения государствами динамики и структуры преступности.
На III Конгрессе в Стокгольме в 1965 году обсуждались вопросы взаимосвязи преступности как явления с экономическим, политическим, социальным и культурным развитием государства. Участники Конгресса приняли рекомендации в отношении борьбы с рецидивизмом.
Программа IV Конгресса, состоявшегося в Киото в 1970 году, была посвящена общей теме преступности и развития. Конгресс одобрил Декларацию по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, которая призывала все государства предпринять эффективные меры для координации усилий в области предупреждения преступности, рекомендовала ООН и другим международным организациям развивать сотрудничество в данной сфере.
V Конгресс в Женеве в 1975 году обсудил широкий круг вопросов, касающихся предупреждения преступности и борьбы с ней. На основе принятой Конгрессом Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания в 1984 году Генеральная Ассамблея ООН приняла одноименную Конвенцию. Конгресс положил начало обсуждению Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятого на очередной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1979 году.
На VI Конгрессе в Каракасе в 1980 году была принята Каракасская декларация, позднее поддержанная Генеральной Ассамблеей ООН в резолюции 35/171 1980 года, которая еще раз подтвердила незыблемость принципа уважения прав и свобод человека и гражданина при отправлении правосудия в отношении правонарушителей, призвала государства – участники Конгресса продолжить поиск новых методов и подходов борьбы с международной преступностью.
VII Конгресс в Милане в 1985 году принял более 30 документов рекомендательного характера, в частности Миланский план действий по укреплению международного сотрудничества в борьбе с преступностью; Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка; Стандартные минимальные правила ООН отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила).
Среди документов, принятых VIII Конгрессом, прошедшим в Гаване в 1990 году, более 50 были направлены на унификацию международных договоров в сфере борьбы с преступностью. Среди них – Типовой договор о выдаче; Типовой договор о взаимной помощи в области уголовного правосудия; Типовой договор о передаче уголовного судопроизводства; Типовой договор о предупреждении преступлений, связанных с посягательством на культурное наследие народов в форме движимых ценностей; Основные принципы, касающиеся роли юристов.
Местом проведения IX Конгресса в 1995 году стал Каир. На нем присутствовали представители более 140 государств. Конгресс принял рекомендации в отношении четырех основных вопросов повестки дня:
международное сотрудничество и практическая техническая помощь в укреплении законности;
меры по борьбе с транснациональной и организованной преступностью и роль уголовного права в охране окружающей среды;
системы уголовного правосудия и полиции;
стратегия в области предупреждения преступности.
4. Борьба с рабством, работорговлей и иными формами торговли людьми
Рабство было первой из проблем в области прав человека, вызвавшей серьезную международную обеспокоенность.
Впервые вопрос о запрещении рабства рассматривался на Венском конгрессе в 1815 году, на котором была принята Декларация об отмене торговли рабами. Ее положения по существу не предусматривали запрещения рабства в целом, а лишь запрещали торговлю и перевозку невольников.
К концу XX столетия практика, сходная с рабством, по-прежнему представляет собой серьезную и насущную проблему.
Сегодня под понятие «рабство» подпадает целый ряд нарушений прав человека. Помимо рабства в его традиционном понимании и работорговли эти злоупотребления охватывают торговлю детьми, детскую проституцию, детскую порнографию, эксплуатацию детского труда, нанесение половых увечий девочкам, использование детей в вооруженных конфликтах, торговлю людьми, эксплуатацию проституции и др.
Практика, сходная с рабством, может быть скрытой, что затрудняет получение четкой картины о масштабах современного рабства, а также выявление такой практики, наказание за нее или искоренение. Эта проблема усугубляется тем, что жертвами злоупотреблений, сходных с рабством, как правило, являются выходцы из беднейших и наиболее уязвимых групп.
Однако есть достаточно свидетельств, указывающих на то, что практика, сходная с рабством, является широко распространенной, например эксплуатация детского труда. Незаконный наём, тайная перевозка и эксплуатация женщин в качестве проституток, а также организованная проституция детей обоего пола в ряде стран подтверждаются множеством документов.
Выражаемая на международном уровне обеспокоенность по поводу рабства и стремление к его преодолению лежат в основе многих договоров, конвенций и деклараций XIX и XX столетий. Первой из трех современных конвенций, непосредственно касающихся этого вопроса, является Конвенция относительно рабства 1926 года, разработанная Лигой Наций, хотя в ней нет категорического запрещения рабства. Имеется лишь предложение государствам-участникам «постепенно» и в возможно короткий срок добиваться ликвидации рабства. Конвенция 1926 года запрещает работорговлю и содержит обязательства государств-участников пресекать торговлю людьми в любых формах. В ней рабство определяется как «состояние или положение человека, над которым осуществляются атрибуты права собственности или некоторые из них» (ст. 1, п. 1). Относительно работорговли в соответствии с п. 2 ст. 1 сказано: «Торговля невольниками включает всякий акт захвата, приобретения или уступки человека с целью продажи его в рабство; всякий акт приобретения невольника с целью продажи его или обмена; всякий акт уступки путем продажи или обмена невольника, приобретенного с целью продажи или обмена, равно как и вообще всякий акт торговли или перевозки невольников».
В Конвенции впервые обращено внимание на опасность принудительного или обязательного труда, который может привести к созданию положения, аналогичного рабству (ст. 5). Государства взяли на себя обязательства использовать такой труд только в общественных целях и «постепенно» его исключать в качестве каторжных или исправительных работ. Конвенцию подписали 38 государств, в том числе Советский Союз. По решению Генеральной Ассамблеи в 1953 году Организация Объединенных Наций официально стала преемником Лиги Наций в деле применения Конвенции о борьбе с рабством.
В 1950 году в Нью-Йорке подписывается Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами. Данный международно-правовой документ объединил в себе другие международные соглашения, принимавшиеся начиная с 1904 года. Он свидетельствует также в пользу того, что в современном международном праве утвердилась обычная норма, запрещающая торговлю людьми вне зависимости от ее целей.
В 1956 году Женевская конференция представителей 43 государств приняла Дополнительную конвенцию об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством. Этот международно-правовой документ направлен на интенсификацию национальных, равно как и международных, усилий к упразднению рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством.
Последние в Конвенции квалифицируются как:
А) долговая кабала, то есть такое положение или состояние вследствие заклада должником в обеспечение долга своего личного труда (или зависимого от него лица), если надлежаще определяемая ценность выполняемой работы не засчитывается в погашение долга или в тех случаях, когда продолжительность этой работы не ограничена и характер ее не определен; б) крепостное состояние, когда пользователь землей, принадлежащей другому лицу, не может изменить свое состояние, связанное с землепользованием; в) любой институт или обычай, в силу которых: женщину выдают замуж (или намерены выдать) ее родители, опекун, семья или любое другое лицо (или группа лиц) без права отказа с ее стороны за вознаграждение деньгами или натурой; муж женщины, его семья или его клан имеют право передать ее другому лицу за вознаграждение или иным способом; женщина после смерти мужа по наследству передается другому лицу; г) любой институт или обычай, в соответствии с которыми ребенок или подросток моложе 18 лет передается одним или обоими своими родителями или своим опекуном другому лицу за определенное вознаграждение или без него с целью эксплуатации этого подростка или ребенка или его труда. В соответствии с нормами Конвенции 1956 года подлежат наказанию лица, способствующие обращению другого лица в рабство, лица, занимающиеся перевозкой рабов, калечением, клеймением других людей, чтобы закрепить их в рабстве, склонением других людей к отдаче себя в рабство (ст. 5, 6). В то же время в Конвенции 1956 года нет правовой нормы, требующей упразднения рабства в кратчайшие сроки.
Существуют и другие средства защиты от злоупотреблений правами человека, которые подпадают под широкое определение рабства. В частности, такая защита предусматривается во Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Международных пактах 1966 года, в Конвенции о правах ребенка 1989 года. Комитеты, созданные в рамках каждого Пакта и Конвенции, организуют контроль за их осуществлением государствами-участниками.
Конвенция о правах ребенка заслуживает особого упоминания как одно из наиболее эффективных средств борьбы с практикой, сходной с рабством, принимая во внимание число детей, являющихся ее жертвами. Эта Конвенция обеспечивает защиту детей от опасности сексуальной, экономической и других форм эксплуатации, включая их продажу, незаконное переправление и вовлечение в вооруженные конфликты.
Органом Организации Объединенных Наций, получающим информацию от государств относительно тех шагов, которые они предпринимают для реализации положений трех конвенций, касающихся рабства, является Рабочая группа по современным формам рабства. Она же несет общую ответственность за изучение рабства во всех ее аспектах. В состав Рабочей группы входят пять независимых экспертов, избираемых на основе справедливого географического представительства из числа членов Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств. Эта группа ежегодно проводит заседания и представляет доклад Подкомиссии.
В усилиях по ликвидации современных форм рабства принимает активное участие целый ряд международных организаций, имеющих свои собственные области деятельности и сотрудничающих с Рабочей группой.
Так, Международная организация труда приняла две конвенции, в соответствии с которыми от ратифицировавших их государств требуется упразднить принудительный или обязательный труд и не прибегать к какой-либо его форме. Конвенция № 29 1930 года запрещает принудительный труд в большинстве его форм, а Конвенция № 105 1957 года запрещает его использовать для нужд экономического развития. Каждая из этих Конвенций была ратифицирована более чем 100 государствами.
Рабство и практика, сходная с рабством, являются предметом многих совещаний и докладов, реализуемых под эгидой ЮНЕСКО. К примеру, эта международная организация периодически организует экспертные совещания относительно состояния выполнения Конвенций о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами и о влиянии вооруженных конфликтов на детей. Цель этих мероприятий заключается в том, чтобы внести предложения, направленные на более эффективное выполнение положений указанных Конвенций.
Рассматриваемыми вопросами занимаются также Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО), Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) и др.
Важный вклад в деятельность Рабочей группы вносят международные неправительственные организации. Они информируют Рабочую группу о ходе их сессий, о ситуациях, наблюдаемых во многих частях мира, о своей работе и делятся накопленным опытом в деле ликвидации практики, осужденной в Конвенциях, касающихся рабства. Неправительственные организации участвуют в таких областях деятельности, как реабилитация детей, оказавшихся вовлеченными в вооруженный конфликт; организация кампаний за ликвидацию детской преступности; разработка программ помощи для детей, находящихся под угрозой сексуальной эксплуатации, и др.
5. Борьба с международным терроризмом
Во внутреннем праве многих государств террористические акты относятся к категории особо опасных государственных преступлений. Среди них, например, убийства государственных и общественных деятелей или представителей власти, совершенные в связи с исполнением ими своих функций, захват заложников, некоторые формы бандитизма.
Другая категория терроризма – это преступные акты с иностранным элементом, ведущие к бессмысленной гибели людей различных стран, нарушающие дипломатическую деятельность государств и их представителей, нормальный ход международных контактов и встреч, транспортные связи между государствами.
Еще в 1934 году Лига Наций по предложению Франции, озабоченной тогда убийством на ее территории короля Югославии и собственного министра иностранных дел, предприняла шаги для разработки Международной конвенции по предотвращению и наказанию актов терроризма. Конвенция была подписана в 1937 году в Женеве. Государства-участники обязались рассматривать в качестве преступных акты терроризма, включая заговор, подстрекательство и соучастие в подобных актах, а в некоторых случаях – обеспечивать выдачу лиц, виновных в этих преступлениях.
Международное сотрудничество в борьбе с терроризмом активизировалось после Второй мировой войны. 14 декабря 1973 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов. Подобные преступления, «угрожая безопасности этих лиц, создают серьезную угрозу поддержанию нормальных международных отношений». В ст. 2 Конвенции говорится, что каждое государство-участник предусматривает соответствующие наказания за такие преступления, а в ст. 3 подчеркивается, что оно принимает необходимые меры для установления своей судебной юрисдикции над преступниками.
17 декабря 1979 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Международную конвенцию о борьбе с захватом заложников. Статья 2 Конвенции постановляет, что каждое государство-участник предусматривает соответствующие наказания за такие акты, а в ст. 5 говорится о мерах по установлению юрисдикции государств в отношении данного преступления.
Международное сообщество разработало и приняло ряд конвенций по обеспечению безопасности воздушного транспорта и предотвращению террористических актов на нем (Токийская конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, 1963 г., Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г., Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г. и др.). В Риме в 1988 году была принята Конвенция о борьбе с незаконными актами, -направленными против безопасности морского судоходства, а в Вене в 1980 году– Конвенция о физической защите ядерного материала.
Существуют договорные акты по борьбе с терроризмом и на региональном уровне. Так, Советом Европы еще в 1977 году была принята Европейская конвенция по борьбе с терроризмом.
Развивается сотрудничество по борьбе с терроризмом и на двустороннем уровне. Обязательства о взаимодействии в борьбе с международным терроризмом содержатся в заключенных Россией в 1992 году межгосударственных договорах с Францией и Великобританией о принципах взаимоотношений, а также в заключенных бывшим СССР в 1990 году Договоре о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве с ФРГ, Договоре о дружбе и сотрудничестве с Италией. Россия является стороной заключенных в 70-х годах СССР двусторонних межправительственных соглашений о сотрудничестве в предотвращении угона гражданских воздушных судов с Афганистаном, Ираном и Финляндией. В 1991 году был подписан двусторонний Меморандум о взаимопонимании с правительством США о сотрудничестве в области гражданской авиации, который предусматривает взаимодействие в кризисных ситуациях, вызванных акциями террористов на гражданских авиалиниях между двумя странами. В 1997 году был подписан межправительственный Меморандум о борьбе с терроризмом между Россией и Турцией. Двусторонние соглашения в области борьбы с терроризмом, в том числе и на межведомственном уровне, были также заключены, например, между Италией и Турцией, Францией и Испанией, Францией и Венесуэлой, США и Италией.
Основная цель соглашений по борьбе с терроризмом – это осуждение и признание противоправности терроризма во всех его проявлениях, независимо от мотивов совершения террористических актов.
Акты международного терроризма осуществляются, как правило, лицами или группами лиц, не находящимися в официальной связи с какими-либо государствами. Однако, поскольку они затрагивают интересы многих государств и часто возникает конфликт национальных юрисдикции, государства должны сотрудничать в предотвращении и пресечении таких преступлений, прежде всего оказывая друг другу помощь уголовно-процессуальными действиями. Имеется в виду, например, выдача виновных. Основная же ответственность за борьбу с этими преступлениями лежит на самих государствах, которые на национальном уровне и в пределах своей юрисдикции должны принимать меры по их пресечению и предупреждению.
В основе обязательств по договорам о борьбе с терроризмом лежит принцип aut dedere, aut judicare (либо выдай, либо накажи), что призвано обеспечить неотвратимость наказания виновных.
Принятая в 1994 году Генеральной Ассамблеей ООН Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма провозгласила, что государства обязаны, в частности:
воздерживаться от организации террористической деятельности, подстрекательства к ней, содействия ее осуществлению, финансирования, поощрения или проявления терпимости к ней;
обеспечивать задержание и судебное преследование или выдачу лиц, совершивших террористические акты, согласно соответствующим положениям их национального права;
стремиться к заключению специальных соглашений с этой целью на двусторонней, региональной и многосторонней основе и разработать типовые соглашения о сотрудничестве;
сотрудничать друг с другом в обмене соответствующей информацией относительно предотвращения терроризма и борьбы с ним;
оперативно предпринимать все необходимые меры к претворению в жизнь существующих международных конвенций по этому вопросу, включая приведение своего внутреннего законодательства в соответствие с этими конвенциями.
Наиболее же опасной формой терроризма является государственный терроризм, то есть использование потенциала государства, и прежде всего его вооруженных сил, в террористических целях, действия, предпринимаемые на государственном уровне с целью подрыва суверенитета и независимости других государств, а также воспрепятствования осуществлению права народов на самоопределение.
Однако после принятия в 1984 году Генеральной Ассамблеей ООН резолюции 39/159, осудившей такую политику и практику в качестве метода ведения дел с другими государствами и народами, концепция государственного терроризма не получила развития.
В Определении агрессии 1974 года такие действия государства, в частности засылка вооруженных банд, групп или наемников, которые применяют вооруженную силу против другого государства отнесены к актам агрессии.
Специальному комитету ООН по международному терроризму, созданному в 1972 году, не удалось выработать общеприемлемого определения международного терроризма. Объясняется это прежде всего различием взглядов на методы борьбы национально-освободительных движений, попытками обвинить именно их в терроризме. Показательно и название пункта повестки дня Генеральной Ассамблеи ООН, который рассматривался в течение многих лет: «Меры по предотвращению международного терроризма, который угрожает жизни невинных людей, или приводит к их гибели, или ставит под угрозу основные свободы, и изучение коренных причин тех форм терроризма и актов насилия, которые проистекают из нищеты, безысходности, бед и отчаяния и побуждают некоторых людей жертвовать человеческими жизнями, включая и свои собственные, в стремлении добиться радикальных перемен». К таким причинам Специальным комитетом по международному терроризму отнесены, в частности, противоречащие Уставу ООН применение силы, агрессия, нарушение политической независимости, суверенитета и территориальной целостности государств, расизм, политика геноцида, фашизм и неофашизм, политическая, социальная и экономическая несправедливость, нарушение прав человека, бедность, голод, нищета, страдания и др. Генеральная Ассамблея ООН неоднократно (в резолюциях 42/159 от 1 декабря 1987 г., 44/29 от 4 декабря 1989 г., 46/51 от 9 декабря 1991 г.) обращалась с призывом к государствам и органам ООН содействовать постепенной ликвидации коренных причин международного терроризма, уделяя при этом «особое внимание всем ситуациям, включая колониализм, расизм и ситуации, связанные с массовыми и грубыми нарушениями прав человека и основных свобод, а также ситуации, сложившиеся в результате иностранного господства и оккупации, которые могут вызвать международный терроризм и поставить под угрозу международный мир и безопасность».
На 51-й сессии в 1996 году Генеральная Ассамблея ООН утвердила декларацию, дополняющую Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма 1994 года и постановила учредить Специальный комитет для последовательного решения задач выработки концепции по борьбе с бомбовым терроризмом, конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма и рассмотрения способов дальнейшего совершенствования всеобъемлющей правовой системы конвенций, касающихся международного терроризма.