Международное сотрудничество государств в борьбе с преступностью. Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. Международное публичное право - файл n1.doc

Учрежден новый консультативный орган – Совещание министров внутренних дел независимых государств, участие в котором принимают руководители органов внутренних дел практически всех республик, входивших в состав Союза ССР. Именно на таких Совещаниях были приняты многосторонние, принципиально важные документы: соглашения о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в борьбе с преступностью, о сотрудничестве в области обеспечения материально-техническими средствами и специальной техникой, об обмене информацией, о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Важнейшим шагом к созданию общего правового пространства стало подписание 22 января 1993 г. в Минске главами государств – членов СНГ Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Сегодня подписанные документы необходимо наполнить конкретным практическим содержанием, обеспечить четкую работу созданных правовых механизмов.

Некоторые проблемы требуют решения на межправительственном уровне. Так, в настоящее время разрабатывается совместная программа борьбы с организованной преступностью. Утверждать ее будет совет глав правительств стран Содружества. Совещание министров внутренних дел рассмотрит порядок провоза огнестрельного оружия , конвоирования и этапирования задержанных и осужденных и др.

Развивается международное сотрудничество российских органов внутренних дел с партнерами из дальнего зарубежья по основным направлениям. К ним относятся:

  • договорно-правовая сфера;
  • борьба с организованной, в том числе экономической, преступностью, наркобизнесом, с контрабандой и фальшивомонетничеством;
  • подготовка кадров и сотрудничество в научно-технической области.

Особое внимание уделяется расширению правовой базы, обеспечивающей возможности реального сотрудничества с органами полиции зарубежных стран в конкретных вопросах. К уже существовавшим и неплохо, надо сказать, «работавшим» соглашениям о сотрудничестве с МВД Германии, Венгрии, Австрии, Франции, Кипра добавились новые. МВД России были подписаны соглашения с соответствующими ведомствами Польши, Румынии, Турции, Китая, Монголии. В целом МВД России на сегодняшний день имеет 12 двусторонних соглашений о сотрудничестве с полицейскими органами зарубежных государств. В процессе разработки также находятся соглашения с Индией, северными странами.

В настоящее время для интеграции России в мировой процесс борьбы с преступностью сделано уже немало. Активно работает Национальное бюро Интерпола, которое ведет оперативный обмен информацией более чем с 80 государствами. Можно привести немало примеров высокой результативности международного сотрудничества в проведении оперативно-розыскных и других мероприятий.

Вместе с тем сегодня ощущается немало пробелов в деятельности как российских правоохранительных органов, так и наших партнеров за рубежом. В частности, отсутствует оперативность в предоставлении необходимой информации, что зачастую не позволяет предупреждать совершение преступлений.

Активизация международного сотрудничества России в правоохранительной сфере потребует в перспективе и принятия некоторых новых законов (например, по оказанию правовой помощи, экстрадиции, передаче осужденных, продолжению расследования, начатого на территории другого государства).

63. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Все цивилизованные государства стараются координировать свои действия в борьбе с преступностью. Они заключают договоры по международному сотрудничеству о борьбе с отдельными видами международных преступных деяний и правовой помощи по уголовным делам. Осуществляют совместные действия по предотвращению и пресечению преступлений и привлечению виновных к ответственности. Развитие международного сотрудничества прошло за последние годы довольно большой путь. Вначале использовались самые простые формы сотрудничества – договоры о выдаче лица, которое совершило преступление. Потом возникла необходимость обмениваться информацией. Затем возникла необходимость обмениваться опытом. В последнее время большое значение в отношениях между государствами занимает вопрос об оказании профессионально-технической помощи. Многие страны нуждаются в оснащении своих правоохранительных органов новейшими техническими средствами, необходимыми для борьбы с преступностью.

Объем и характер сотрудничества в этой сфере свидетельствуют о том, что в международном праве появилось новое направление – международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью.

Значительную роль в сфере борьбы с международной преступностью занимают совместные действия правоохранительных органов различных государств. Без этого сотрудничества борьба с отдельными видами международных преступлений будет неэффективной.

Сотрудничество государств развивается на трех уровнях. Прежде всего это сотрудничество на двустороннем уровне, которое известно уже достаточно давно. Сейчас тем не менее данное сотрудничество не утратило своего значения, более того, оно играет огромную роль в сфере борьбы с организованной преступностью. Двустороннее сотрудничество хорошо тем, что оно позволяет учесть все нюансы интересов заинтересованных сторон и более внимательно подойти к решению каждой насущной проблемы. Наибольшее распространение получило двустороннее содействие по уголовным делам, выдаче преступников, передача осужденных лиц для исполнения отбывания наказания в ту страну, гражданами которых они являются.

Сотрудничество государств осуществляется также и на региональном уровне. Здесь огромную роль сыграли такие региональные организации, как ОАЕ, ОАГ, ЛАГ и др.

Кроме того, колоссальная работа по этому поводу проводится в Совете Безопасности Европы. На основе этого сотрудничества принимаются конвенции: 1)о выдаче преступников;

2) о признании приговоров по уголовным делам;

3) об «отмытых» доходах, полученных преступным путем;

5) о содействии в области правонарушений в отношении исторических и культурных ценностей.

В процессе сотрудничества между государствами выявилась одна важная деталь, а именно – что двусторонними и региональными соглашениями нельзя ограничиваться, так как отдельные виды преступлений затрагивают интересы всех стран мира. А потому учитывание этой детали создало предпосылки для выхода сотрудничества на общемировой уровень – начался процесс многосторонних договоренностей.

Из книги История Русской мафии 1988-1994. Большая стрелка автора Карышев Валерий

Из книги История Русской мафии 1995-2003. Большая крыша автора Карышев Валерий

Указ по борьбе с организованной преступностью В этом году выходит пресловутый указ президента: в связи с борьбой с организованной преступностью государство ввело специальный указ, который давал широкие права работникам милиции. Например, они получали право

Из книги Международное публичное право: учебное пособие (учебник, лекции) автора Шевчук Денис Александрович

Тема 9. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью Проблема применения права в процессе международного сотрудничества по уголовным делам актуальна в связи с разрастанием международной и национальной уголовной преступности. Процессуальная характеристика

Из книги Прокуратура и прокурорский надзор автора Ахетова О С

46. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью Координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью – это вид деятельности прокуратуры по необходимому ориентированию должностных лиц правоохранительных

Из книги Международное право автора Вирко Н А

29. Понятие и источники права международной безопасности Право международной безопасности – это совокупность правовых норм и принципов, регулирующих военно-политические отношения между государствами и другими субъектами международного права.Право международной

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 8. Координация деятельности по борьбе с преступностью 1. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по

Из книги Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 8. Координация деятельности по борьбе с преступностью 1. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по

Из книги Шпаргалка по международному праву автора Лукин Е Е

57. ПОНЯТИЕ ПРАВА МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Вторая мировая война и затем появление оружия массового поражения выявили новые реальности современного мира и потребовали от человечества осознания этих реальностей и выработки новых концепций безопасности. Оружие

Из книги Обвиняется терроризм автора Устинов Владимир Васильевич

Рычаги борьбы с терроризмом Как говорил М. Салтыков-Щедрин, в России обилие дурных законов компенсируется необязательностью их исполнения. Иными словами, с уверенностью можно утверждать, что даже самые лучшие законы при неэффективности их исполнения бессильны в борьбе

Из книги Необходимое руководство для Агентов Чрезвычайных Комиссий автора Крылов В В

Из книги Криминология. Избранные лекции автора Антонян Юрий Миранович

5. Криминологическое прогнозирование и планирование мер борьбы с преступностью Криминологическое прогнозирование заключается в попытках выяснить, каково будет состояние преступности в будущее время. Различают два вида криминологического прогнозирования:

Из книги Прокурорский надзор. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

84. Формы координации деятельности по борьбе с преступностью Значение координации деятельности по борьбе с преступностью заключается в устранении параллелизма и несогласованности в работе правоохранительных органов, а основная цель этой деятельности – охрана

Из книги Криминология. Шпаргалки автора Орлова Мария Владимировна

1. Понятие криминологии как учебной дисциплины Криминология как учебная дисциплина занимается изучением преступлений, их причин, видов их взаимосвязи с различными явлениями и процессами, а также результативностью принимаемых мер в борьбе с преступностью.Криминология

Из книги Криминология. Шпаргалка автора Гришина И. Г.

1. Понятие и содержание криминологии как учебной дисциплины Криминология - учебная дисциплина, изучающая преступления, их причины, виды взаимосвязи с различными явлениями и процессами, а также результативность принимаемых мер по борьбе с преступностью. Криминология

Из книги Избранные труды автора Беляев Николай Александрович

§ 4. Основные направления и задачи борьбы с преступностью Советская уголовно-правовая политика призвана определять конечные цели, к достижению которых стремится Коммунистическая партия Советского Союза в области борьбы с преступностью в конкретных исторических

Из книги автора

§ 1. Место уголовного наказания в борьбе с преступностью Наиболее острой мерой государственного принуждения, которая применяется Советским государством, является уголовное наказание.Правильно уяснить место и оценить роль наказания в борьбе с преступностью можно

При подходе к ϶ᴛᴏй теме сразу же возникает вопрос, правомерно ли говорить о международной борьбе с преступностью в то время, когда преступления совершаются на территории определенного государства и подпадают под юрисдикцию ϶ᴛᴏго государства. В самом деле, борьба с преступностью в каком-либо государстве не будет международной в буквальном смысле ϶ᴛᴏго слова. Действует юрисдикция данного государства, компетенция его правоохранительных органов. Точно так же под юрисдикцию государства подпадают преступления, совершенные вне его территории, например в открытом море на морских судах, плавающих под флагом ϶ᴛᴏго государства.

С учетом того, что во всех случаях в отношении преступления действует принцип юрисдикции того или иного государства, под международной борьбой с преступностью подразумевается сотрудничество государств в борьбе с определенными видами преступлений, совершенных индивидами.

Развитие сотрудничества государств в ϶ᴛᴏй области прошло длительный путь. Вначале использовались самые простые формы, например достижение договоренности о выдаче лица, совершившего преступление, либо о каких-либо других действиях, связанных с тем или иным преступлением. Затем возникла необходимость обмениваться информацией, причем объем ϶ᴛᴏй информации постоянно расширялся. В случае если раньше она касалась отдельных преступников и преступлений, то постепенно она наполняется новым содержанием, затрагивает практически все сферы борьбы с преступностью, включая статистику и научные данные о причинах, тенденциях, прогнозах преступности и т. п.

На определенном этапе возникает необходимость обмениваться опытом. В ходе развития научно-технического прогресса сотрудничество в ϶ᴛᴏй сфере также видоизменяется и играет все более существенную роль в отношениях между государствами. То же самое происходит и с оказанием правовой помощи по уголовным делам, включая розыск преступников, вручение документов, допрос свидетелей, сбор вещественных доказательств и другие следственные действия.

В последнее время заметное место в отношениях между государствами занимает вопрос об оказании профессионально-технической помощи. Многие государства испытывают острую нужду в оснащении ϲʙᴏих правоохранительных органов новейшими техническими средствами, необходимыми для борьбы с преступностью. К примеру, для обнаружения взрывчатых веществ в багаже авиапассажиров требуется весьма сложная и дорогостоящая аппаратура, обзавестись кᴏᴛᴏᴩой в состоянии далеко не все государства.

Особое значение имеют совместные действия или их координация, без чего правоохранительные органы различных государств не могут успешно бороться с отдельными видами преступлений и прежде всего с организованной преступностью. Хотя борьба с преступностью международного характера остается задачей первостепенной важности, все больше внимания уделяется проблеме предупреждения преступности, обращения с правонарушителями, функционирования пенитенциарной системы и т. п.

Сотрудничество государств развивается на трех уровнях. Прежде всего ϶ᴛᴏ сотрудничество на двустороннем уровне, кᴏᴛᴏᴩое уходит ϲʙᴏими корнями в далекое прошлое. В настоящее время оно не только не утратило ϲʙᴏего значения, но играет постоянно возрастающую роль. Двусторонние соглашения позволяют более полно учесть характер отношений между двумя государствами, их интересы по каждой конкретной проблеме. Наибольшее распространение получили двусторонние соглашения по таким вопросам, как оказание правовой помощи по уголовным делам, выдача преступников, передача осужденных лиц для отбывания наказания в стране, гражданами кᴏᴛᴏᴩой они будут.

В договорной практике России насчитывается несколько десятков таких соглашений. В основном ϶ᴛᴏ договоры о правовой помощи по гражданским и уголовным делам. В части, касающейся уголовной сферы, в данных соглашениях регулируется порядок взаимодействия судебно-следственных органов двух стран при осуществлении уголовного преследования лиц, находящихся за пределами того государства, где ими совершены преступления. Важно знать, что большинство данных договоров было заключено Советским Союзом, и они перешли к России как государству - продолжателю СССР. Но ряд соглашений подписан уже Россией: с Китаем, Азербайджаном, Кыргызстаном, Литвой. Межгосударственные и межправительственные двусторонние договорытрадиционно сопровождаются межведомственными, в кᴏᴛᴏᴩых конкретизируется сотрудничество отдельных ведомств, например МВД, Таможенного комитета, более детально определяются их задачи, порядок решения вопросов, входящих в их компетенцию.

Помимо двустороннего сотрудничество государств осуществляется также на региональном уровне, что обусловлено совпадением интересов и характером отношений стран определенного региона. В его осуществлении существенную роль играют такие региональные организации, как ОАГ, ЛАГ, ОАЕ и др. В 1971 году 14 государств - членов ОАГ подповествовали в Не стоит забывать, что вашингтоне Конвенцию о предупреждении актов терроризма и наказании за их совершение.

Важно знать, что большая работа в ϶ᴛᴏм отношении проводится в Совете Европы. О высоком уровне сотрудничества в европейском регионе свидетельствуют конвенции: о выдаче преступников; о правовой помощи по уголовным делам; о признании приговоров по уголовным делам; о передаче судопроизводства по уголовным делам; о правонарушениях в отношении культурных ценностей; об "отмывании", выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности. Материал опубликован на http://сайт

Представляет интерес Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению ϲʙᴏбоды, для отбывания наказания в государстве, гражданами кᴏᴛᴏᴩого они будут. Стоит заметить, что она была подписана в 1978 году в Берлине в основном странами Центральной и Восточной Европы и будет в настоящее время действующей.

Быстро развивается сотрудничество в ϶ᴛᴏй области и в рамках СНГ. Его актуальность особенно очевидна как в связи с ростом преступности в странах СНГ, так и по причине открытости границ, что лишает государства возможности успешно бороться с преступностью в одиночку. В августе 1992 года все государства - члены СНГ, а также Грузия подповествовали Соглашение о взаимоотношениях министерств внутренних дел в сфере обмена информацией. В январе 1993 года в Минске страны Содружества (кроме Азербайджана) подповествовали Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Многие статьи ϶ᴛᴏй Конвенции посвящены оказанию правовой помощи по уголовным делам. Стоит заметить, что они регламентируют сотрудничество по таким вопросам, как выдача преступников, осуществление уголовного преследования, рассмотрение дел, подсудных судам двух или нескольких государств, передача предметов, использованных при совершении преступления, обмен информацией об обвинительных приговорах и о судимости и т. п.

В ходе развития сотрудничества между государствами довольно быстро обнаружилось, что нельзя ограничиться двусторонними и региональными соглашениями. Стало ясно, что некᴏᴛᴏᴩые виды преступлений затрагивают интересы всего мирового сообщества, что создало предпосылки для выхода сотрудничества государств в данной области на универсальный уровень.

Начался процесс заключения многосторонних договоров, и если во времена Лиги Наций в них участвовали десятки государств, то в период деятельности ООН их количество превысило сотню.

Они заключают договоры по международному сотрудничеству о борьбе с отдельными видами международных преступных деяний и правовой помощи по уголовным делам. Осуществляют совместные действия по предотвращению и пресечению преступлений и привлечению виновных к ответственности. Развитие международного сотрудничества прошло за последние годы довольно большой путь. Вначале использовались самые простые формы сотрудничества – договоры о выдаче лица, которое совершило преступление. Потом возникла необходимость обмениваться информацией. Затем возникла необходимость обмениваться опытом. В последнее время большое значение в отношениях между государствами занимает вопрос об оказании профессионально-технической помощи. Многие страны нуждаются в оснащении своих правоохранительных органов новейшими техническими средствами, необходимыми для борьбы с преступностью.

Объем и характер сотрудничества в этой сфере свидетельствуют о том, что в международном праве появилось новое направление – международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью.

Значительную роль в сфере борьбы с международной преступностью занимают совместные действия правоохранительных органов различных государств. Без этого сотрудничества борьба с отдельными видами международных преступлений будет неэффективной.

Сотрудничество государств развивается на трех уровнях. Прежде всего это сотрудничество на двустороннем уровне, которое известно уже достаточно давно. Сейчас тем не менее данное сотрудничество не утратило своего значения, более того, оно играет огромную роль в сфере борьбы с организованной преступностью. Двустороннее сотрудничество хорошо тем, что оно позволяет учесть все нюансы интересов заинтересованных сторон и более внимательно подойти к решению каждой насущной проблемы. Наибольшее распространение получило двустороннее содействие по уголовным делам, выдаче преступников, передача осужденных лиц для исполнения отбывания наказания в ту страну, гражданами которых они являются.

Сотрудничество государств осуществляется также и на региональном уровне. Здесь огромную роль сыграли такие региональные организации, как ОАЕ, ОАГ, ЛАГ и др.

Кроме того, колоссальная работа по этому поводу проводится в Совете Безопасности Европы. На основе этого сотрудничества принимаются конвенции:

  1. о выдаче преступников;
  2. о признании приговоров по уголовным делам;
  3. об «отмытых» доходах , полученных преступным путем;
  4. о правовой помощи по различным категориям дел;
  5. о содействии в области правонарушений в отношении исторических и культурных ценностей.

В процессе сотрудничества между государствами выявилась одна важная деталь , а именно – что двусторонними и региональными соглашениями нельзя ограничиваться, так как отдельные виды преступлений затрагивают интересы всех стран мира. А потому учитывание этой детали создало предпосылки для выхода сотрудничества на общемировой уровень – начался процесс многосторонних договоренностей.

  • Колосов Ю.М., Кузнецов В.И. Международное право (Документ)
  • Лекции - Международное публичное право (МПП) (Лекция)
  • Петренко А.В. Международное право. Шпаргалки (Документ)
  • Звеков В.П. Международное частное право (Документ)
  • Авраменко И.М. Международное морское право (Документ)
  • Шкаредёнок И.А. Международное частное право. Схемы (Документ)
  • Кондратьева Е.А. Объекты интеллектуальных прав и их правовой режим (Документ)
  • n1.doc

    Глава 17
    Международная борьба с преступностью

    1. Понятие международной борьбы с преступностью

    Преступления на территории тех или иных государств подпадают под юрисдикцию этих государств, и ими занимаются их правоохра­нительные органы. Однако преступная деятельность часто переходит границы государств, и появляется необходимость совместной борьбы государств с преступностью. Возникает также потребность в меж­дународном обмене опытом борьбы с преступностью. С этой целью стали заключаться сначала двусторонние, а потом многосторонние соглашения в этой области, созываться международные конгрессы и конференции, создаваться международные организации.

    Однако определяющим фактором является то, что принцип юрис­дикции государства в отношении преступлений оставался незыбле­мым и международная борьба с преступностью сводилась к решению вопросов разграничения юрисдикции государств в случае коллизий, например через оказание правовой помощи по уголовным делам, включая розыск преступников, вручение документов, сбор вещест­венных доказательств, допрос свидетелей и другие следственные действия, выдачу преступников, передачу осужденных лиц для отбы­вания наказания в стране, гражданами которой они являются, и т.д.

    Со временем стала расширяться и деятельность по обмену инфор­мацией и опытом по борьбе с преступностью. Если раньше она сво­дилась к передаче сведений об отдельных правонарушителях или преступных группах, то постепенно, особенно с ростом технических возможностей, в такие обмены включаются все направления борьбы с преступностью: составление всеобъемлющих картотек и баз дан­ных, научные разработки о причинах, тенденциях, прогнозах преступности и ее предотвращении.

    Расширилось и сотрудничество по оказанию технической помо­щи, направленной на усиление эффективности борьбы с преступ­ностью, включая поставки совершенной аппаратуры и предоставле­ние экспертных услуг.

    Новый импульс международному сотрудничеству в этой области придали возникновение организованной преступности и особенно ее интернационализация. Эти факторы явились одной из глобальных новых угроз, для преодоления которых нужны усилия всего между­народного сообщества.

    Традиционно международному праву были известны отдельные ситуации, когда любое государство могло осуществлять юрисдикцию в отношении некоторых преступлений, например пиратства. Но та­кие ситуации были исключением.

    В начале XX века стала проявляться тенденция к выделению преступлений международного характера, в отношении которых трудно установить территориальную юрисдикцию каких-то опреде­ленных государств. Так, Первая Международная конференция по унификации уголовного законодательства в Варшаве в 1927 году отнесла к таким преступлениям следующие деликты: пиратство, под­делку металлических денег и государственных ценных бумаг, торговлю рабами, торговлю женщинами или детьми, умышленное употреб­ление всякого рода средств, способных породить общественную опасность, торговлю наркотиками, торговлю порнографической ли­тературой. К такого рода опасным преступлениям международного характера относятся и акты международного терроризма.

    Эти преступления наносят значительный ущерб международным отношениям и в конечном счете касаются всех государств. Против них международное сообщество принимает меры, в том числе путем выработки и реализации универсальных, региональных и двусторон­них конвенций.

    Наибольшую же опасность для международного сообщества пред­ставляют совершаемые самими государствами международные пре­ступления, посягающие на международный мир и безопасность. К ним относятся преступление агрессии, преступления геноцида и апар­теида, преступления против человечности и военные преступления.

    Борьба с такими преступлениями является первоочередной за­дачей всего международного сообщества, прежде всего ООН и ее главного органа в области поддержания международного мира и без­опасности – Совета Безопасности с использованием всех его пол­номочий. Юрисдикция же в отношении конкретных лиц, виновных в этих преступлениях, является в принципе универсальной, а не на­циональной и может осуществляться не только национальными, но и международными судами.

    Таким образом, следует различать три группы делинквентов по современному международному праву: государства, совершающие международные преступления; конкретные исполнители таких пре­ступлений, действующие от имени государства; отдельные лица или группы лиц, совершающие уголовные преступления международного характера не от имени государства.

    2. Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера и его основные международно-правовые формы

    Четкое определение международных преступлений позволяет от­личать их от преступлений международного характера. Последние не имеют определенной связи с преступной деятельностью того или иного государства, однако одновременно представляют опасность для международного и национального правопорядка. Они посягают на плодотворное сотрудничество государств в области экономики, пред­принимательской деятельности, культуры, прав и свобод человека и представляют существенную опасность для многих стран мира.

    Можно сказать, что по своей юридической сути преступления международного характера являются общеуголовными, но они отяго­щены «иностранным элементом». К таким преступлениям, в част­ности, относятся: фальшивомонетничество, незаконные операции с наркотическими и психотропными веществами, рабство и работор­говля, торговля женщинами и детьми, распространение порногра­фии, пиратство (морской разбой), преступления, совершенные на борту воздушного судна, международный терроризм и др. Эти пре­ступления стали более усложненными, а применение новых научно-технических средств при их совершении сделало их более опасными.

    Новые обстоятельства, определяющие сущность преступлений международного характера, предопределили необходимость прове­дения более активной политики государств в направлении повыше­ния эффективности их сотрудничества.

    Определенные усилия в борьбе с общеуголовными преступления­ми в современных условиях предпринимаются странами во внутри­государственной сфере с учетом своих правовых систем и оперативно-разыскных возможностей. Однако практика показывает, что с некоторыми видами преступлений международного характера необ­ходима борьба не только в национальном масштабе, но и в рамках международного сотрудничества.

    Сотрудничество в области борьбы с преступлениями международ­ного характера охватывает такую категорию общеуголовных пре­ступлений, которые, во-первых, совершаются в большинстве своем на территории нескольких государств или на территории, не подпа­дающей под юрисдикцию какого-либо одного государства; во-вто­рых, отягощены иностранным элементом; в-третьих, борьба с такими преступлениями не может быть эффективной без использования международно-правовых средств. Такое сотрудничество в практичес­ком плане осуществляется, например, путем оказания помощи в ро­зыске скрывающегося на чужой территории преступника, выдаче его заинтересованному государству и получении необходимых материа­лов по уголовному делу. Кроме того, рамки сотрудничества расширяются за счет обмена информацией, изучения проблем преступ­ности и борьбы с ней, оказания практической помощи отдельным государствам в решении проблемы преступлений международного ха­рактера.

    Борьба с преступностью ведется во всемирном масштабе путем за­ключения международных соглашений на межгосударственной осно­ве, с использованием международных и региональных организаций, а также на двусторонней основе.

    Таким образом, международные соглашения по борьбе с преступ­лениями международного характера могут быть:


    1. многосторонними международно-правовыми соглашениями по регламентации определенных отраслей или институтов международ­ного права, в которых содержатся правовые нормы, касающиеся определенных преступлений международного характера. К примеру, в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года в соответствующем разделе определены права и обязанности государств по борьбе с пиратством, перевозкой рабов и др.;

    2. многосторонними международно-правовыми соглашениями по борьбе с отдельными видами преступлений международного харак­тера. Например, Женевская конвенция о борьбе с подделкой денеж­ных знаков 1929 года, Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года и др.;

    3. региональными международно-правовыми соглашениями по борьбе с преступлениями международного характера;

    4. двусторонними международно-правовыми соглашениями о борьбе с некоторыми видами преступлений международного харак­тера. Например, Соглашение между Правительством РФ и Прави­тельством Исламской Республики Пакистан о сотрудничестве в борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психо­тропных веществ и злоупотребления ими 1995 года;

    5. двусторонними международно-правовыми соглашениями об оказании правовой помощи и выдаче преступников и др.
    Важным моментом в определении направления сотрудничества является координация деятельности государств в борьбе с преступ­лениями международного характера. Она осуществляется под эгидой ряда международных организаций универсального и регионального характера.

    В Организации Объединенных Наций – на сессиях Генераль­ной Ассамблеи, в рамках деятельности Экономического и Социаль­ного Совета и в иных формах сотрудничества – рассматриваются самые различные аспекты предотвращения и пресечения преступле­ний, представляющих международную общественную опасность. Под эгидой ООН осуществлена разработка целого ряда международных конвенций о преступлениях международного характера. Указанные

    Международно-правовые документы реализуются в ходе практичес­кой деятельности государств. Кроме того, на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН регулярно принимаются резолюции, содержащие рекомендации, касающиеся координации деятельности государств в борьбе с конкретными видами преступлений международного ха­рактера.

    Одним из первых актов Организации Объединенных Наций по борьбе с преступностью была резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 1 декабря 1950 г., в соответствии с которой ООН приняла на себя функции, которые ранее выполнялись Международной уго­ловной и пенитенциарной комиссией (МУПК). Таким образом, в рам­ках ООН при Экономическом и Социальном Совете формировались специализированные органы (специальные корреспонденты отдела ООН по социальным делам, международные конгрессы и др.), в зада­чу которых входила организация борьбы с преступлениями между­народного характера.

    3. Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями

    Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в соответствии с резолюцией 415 (V) Гене­ральной Ассамблеи ООН от 1 декабря 1950 г. созываются каждые пять лет. Это международный универсальный форум, на котором государства и другие участники подводят итоги деятельности и опре­деляют перспективы и новые направления сотрудничества в области международной борьбы с преступностью. С 1955 года было проведе­но девять конгрессов. СССР участвовал в работе конгрессов, начиная со второго.

    Деятельность Конгресса регламентируется резолюциями Гене­ральной Ассамблеи ООН и ЭКОСОС, правилами процедуры Кон­гресса, а также соответствующими решениями самого Конгресса.

    Конгресс тесно сотрудничает с функциональными органами ЭКОСОС. В 1950 году Генеральная Ассамблея ООН приняла реше­ние об учреждении Комитета по предупреждению преступности и борьбе с ней (в составе 15 экспертов). Именно с этим Комитетом Конгресс осуществлял тесное сотрудничество вплоть до 18 декабря 1991 г., когда Комитет был преобразован в Комиссию по предупреж­дению преступности и уголовному правосудию в качестве новой функциональной комиссии ЭКОСОС, состоящей из 40 государств-членов, избираемых на три года. Создание Комиссии было преду­смотрено в Декларации принципов и Программе действий Програм­мы ООН по предупреждению преступности, принятых Генеральной Ассамблеей ООН в 1991 году.

    Раздел Е «Структура и управление» Программы действии преду­сматривает, что Комиссия по предупреждению преступности и уго­ловному правосудию отбирает четко сформулированные темы для конгрессов, с тем чтобы обеспечить проведение целенаправленного обсуждения. В этом же разделе Программы сформулированы функ­ции Конгресса. Он определяется как консультативный орган Про­граммы и служит для:


    1. обмена мнениями между государствами, межправительствен­ными и неправительственными органами и отдельными экспертами,

    2. обмена опытом в области исследований права и разработки программ;

    3. выявления новых тенденций и проблем в области предупреж­дения преступности и уголовного правосудия;

    4. представления рекомендаций и замечаний Комиссии по преду­преждению преступности и уголовному правосудию по отдельным вопросам, передаваемым конгрессам Комиссией;

    5. представления предложений для рассмотрения Комиссией в связи с возможными темами для включения в программу работы.
    Деятельность Конгресса заканчивается принятием итогового до­кумента – доклада Конгресса. Этот объемный документ, составля­ющий несколько сот страниц, подготавливается генеральным до­кладчиком. Он содержит основную информацию о проведении Конгресса: повестку дня, тексты докладов, резолюции и рекоменда­ции, принятые Конгрессом. Доклад принимается и одобряется боль­шинством в 2 / 3 голосов присутствующих и принимающих участие в голосовании представителей государств. Решения и рекомендации, принятые Конгрессом, носят рекомендательный характер, но имеют большое значение для укрепления и расширения международного со­трудничества государств в борьбе с уголовной преступностью, содей­ствуют обмену опытом борьбы с конкретными видами уголовных пре­ступлений, способствуют разработке новых международных соглашений и их унификации в этой сфере.

    I Конгресс прошел в Женеве в 1955 году. Его участники приняли Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, одобренные ЭКОСОС в 1955 году и включенные в Пакт о граждан­ских и политических правах 1966 года. В 1984 году Правила были дополнены Процедурами эффективного выполнения Минимальных правил обращения с заключенными.

    На II Конгрессе в Лондоне в 1960 году были обсуждены следую­щие вопросы: меры по предупреждению преступности среди несовер­шеннолетних, труд заключенных, условное досрочное освобождение и помощь лицам, отбывшим наказание. Были приняты рекомендации по профилактике конкретных преступлений в развивающихся стра­нах. В них подчеркивалась необходимость постоянного изучения государствами динамики и структуры преступности.

    На III Конгрессе в Стокгольме в 1965 году обсуждались вопросы взаимосвязи преступности как явления с экономическим, политичес­ким, социальным и культурным развитием государства. Участники Конгресса приняли рекомендации в отношении борьбы с рециди­визмом.

    Программа IV Конгресса, состоявшегося в Киото в 1970 году, бы­ла посвящена общей теме преступности и развития. Конгресс одоб­рил Декларацию по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, которая призывала все государства предпринять эффективные меры для координации усилий в области предупреж­дения преступности, рекомендовала ООН и другим международным организациям развивать сотрудничество в данной сфере.

    V Конгресс в Женеве в 1975 году обсудил широкий круг вопросов, касающихся предупреждения преступности и борьбы с ней. На осно­ве принятой Конгрессом Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания в 1984 году Генеральная Ассамблея ООН приняла одноименную Конвенцию. Конгресс положил начало обсуж­дению Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию право­порядка, принятого на очередной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1979 году.

    На VI Конгрессе в Каракасе в 1980 году была принята Каракас­ская декларация, позднее поддержанная Генеральной Ассамблеей ООН в резолюции 35/171 1980 года, которая еще раз подтвердила не­зыблемость принципа уважения прав и свобод человека и гражданина при отправлении правосудия в отношении правонарушителей, при­звала государства – участники Конгресса продолжить поиск новых методов и подходов борьбы с международной преступностью.

    VII Конгресс в Милане в 1985 году принял более 30 документов рекомендательного характера, в частности Миланский план действий по укреплению международного сотрудничества в борьбе с преступ­ностью; Руководящие принципы в области предупреждения преступ­ности и уголовного правосудия в контексте развития и нового меж­дународного экономического порядка; Стандартные минимальные правила ООН отправления правосудия в отношении несовершенно­летних (Пекинские правила).

    Среди документов, принятых VIII Конгрессом, прошедшим в Га­ване в 1990 году, более 50 были направлены на унификацию между­народных договоров в сфере борьбы с преступностью. Среди них – Типовой договор о выдаче; Типовой договор о взаимной помощи в области уголовного правосудия; Типовой договор о передаче уголов­ного судопроизводства; Типовой договор о предупреждении преступ­лений, связанных с посягательством на культурное наследие народов в форме движимых ценностей; Основные принципы, касающиеся роли юристов.

    Местом проведения IX Конгресса в 1995 году стал Каир. На нем присутствовали представители более 140 государств. Конгресс при­нял рекомендации в отношении четырех основных вопросов повест­ки дня:


    1. международное сотрудничество и практическая техническая помощь в укреплении законности;

    2. меры по борьбе с транснациональной и организованной пре­ступностью и роль уголовного права в охране окружающей среды;

    3. системы уголовного правосудия и полиции;

    4. стратегия в области предупреждения преступности.
    Были затронуты и другие вопросы: международное сотрудниче­ство и практическая помощь в укреплении законности (разработка типовых документов ООН); международно-правовые документы, в том числе конвенция или конвенции о борьбе с организованной транснациональной преступностью и др.

    4. Борьба с рабством, работорговлей и иными формами торговли людьми

    Рабство было первой из проблем в области прав человека, вы­звавшей серьезную международную обеспокоенность.

    Впервые вопрос о запрещении рабства рассматривался на Венс­ком конгрессе в 1815 году, на котором была принята Декларация об отмене торговли рабами. Ее положения по существу не предусмат­ривали запрещения рабства в целом, а лишь запрещали торговлю и перевозку невольников.

    К концу XX столетия практика, сходная с рабством, по-прежнему представляет собой серьезную и насущную проблему.

    Сегодня под понятие «рабство» подпадает целый ряд нарушений прав человека. Помимо рабства в его традиционном понимании и работорговли эти злоупотребления охватывают торговлю детьми, детскую проституцию, детскую порнографию, эксплуатацию детско­го труда, нанесение половых увечий девочкам, использование детей в вооруженных конфликтах, торговлю людьми, эксплуатацию про­ституции и др.

    Практика, сходная с рабством, может быть скрытой, что затруд­няет получение четкой картины о масштабах современного рабства, а также выявление такой практики, наказание за нее или искорене­ние. Эта проблема усугубляется тем, что жертвами злоупотреблений, сходных с рабством, как правило, являются выходцы из беднейших и наиболее уязвимых групп.

    Однако есть достаточно свидетельств, указывающих на то, что практика, сходная с рабством, является широко распространенной, например эксплуатация детского труда. Незаконный наём, тайная перевозка и эксплуатация женщин в качестве проституток, а также организованная проституция детей обоего пола в ряде стран под­тверждаются множеством документов.

    Выражаемая на международном уровне обеспокоенность по пово­ду рабства и стремление к его преодолению лежат в основе многих договоров, конвенций и деклараций XIX и XX столетий. Первой из трех современных конвенций, непосредственно касающихся этого вопроса, является Конвенция относительно рабства 1926 года, разра­ботанная Лигой Наций, хотя в ней нет категорического запреще­ния рабства. Имеется лишь предложение государствам-участникам «постепенно» и в возможно короткий срок добиваться ликвидации рабства. Конвенция 1926 года запрещает работорговлю и содержит обязательства государств-участников пресекать торговлю людьми в любых формах. В ней рабство определяется как «состояние или по­ложение человека, над которым осуществляются атрибуты права соб­ственности или некоторые из них» (ст. 1, п. 1). Относительно рабо­торговли в соответствии с п. 2 ст. 1 сказано: «Торговля невольниками включает всякий акт захвата, приобретения или уступки человека с целью продажи его в рабство; всякий акт приобретения невольника с целью продажи его или обмена; всякий акт уступки путем продажи или обмена невольника, приобретенного с целью продажи или обмена, равно как и вообще всякий акт торговли или перевозки невольников».

    В Конвенции впервые обращено внимание на опасность прину­дительного или обязательного труда, который может привести к созданию положения, аналогичного рабству (ст. 5). Государства взя­ли на себя обязательства использовать такой труд только в обще­ственных целях и «постепенно» его исключать в качестве каторжных или исправительных работ. Конвенцию подписали 38 государств, в том числе Советский Союз. По решению Генеральной Ассамблеи в 1953 году Организация Объединенных Наций официально стала пре­емником Лиги Наций в деле применения Конвенции о борьбе с рабством.

    В 1950 году в Нью-Йорке подписывается Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами. Данный международно-правовой документ объединил в себе другие международные соглашения, принимавшиеся начиная с 1904 года. Он свидетельствует также в пользу того, что в современном между­народном праве утвердилась обычная норма, запрещающая торговлю людьми вне зависимости от ее целей.

    В 1956 году Женевская конференция представителей 43 госу­дарств приняла Дополнительную конвенцию об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством. Этот меж­дународно-правовой документ направлен на интенсификацию нацио­нальных, равно как и международных, усилий к упразднению рабст­ва, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством.

    Последние в Конвенции квалифицируются как:

    А) долговая кабала, то есть такое положение или состояние вследствие заклада должником в обеспечение долга своего личного труда (или зависимого от него лица), если надлежаще определяемая ценность выполняемой работы не засчитывается в погашение долга или в тех случаях, когда продолжительность этой работы не ограни­чена и характер ее не определен; б) крепостное состояние, когда пользователь землей, принадлежащей другому лицу, не может изме­нить свое состояние, связанное с землепользованием; в) любой ин­ститут или обычай, в силу которых: женщину выдают замуж (или на­мерены выдать) ее родители, опекун, семья или любое другое лицо (или группа лиц) без права отказа с ее стороны за вознаграждение деньгами или натурой; муж женщины, его семья или его клан имеют право передать ее другому лицу за вознаграждение или иным спо­собом; женщина после смерти мужа по наследству передается дру­гому лицу; г) любой институт или обычай, в соответствии с которыми ребенок или подросток моложе 18 лет передается одним или обоими своими родителями или своим опекуном другому лицу за опреде­ленное вознаграждение или без него с целью эксплуатации этого подростка или ребенка или его труда. В соответствии с нормами Конвенции 1956 года подлежат наказанию лица, способствующие об­ращению другого лица в рабство, лица, занимающиеся перевозкой рабов, калечением, клеймением других людей, чтобы закрепить их в рабстве, склонением других людей к отдаче себя в рабство (ст. 5, 6). В то же время в Конвенции 1956 года нет правовой нормы, требую­щей упразднения рабства в кратчайшие сроки.

    Существуют и другие средства защиты от злоупотреблений права­ми человека, которые подпадают под широкое определение рабства. В частности, такая защита предусматривается во Всеобщей деклара­ции прав человека 1948 года, Международных пактах 1966 года, в Конвенции о правах ребенка 1989 года. Комитеты, созданные в рам­ках каждого Пакта и Конвенции, организуют контроль за их осущест­влением государствами-участниками.

    Конвенция о правах ребенка заслуживает особого упоминания как одно из наиболее эффективных средств борьбы с практикой, сходной с рабством, принимая во внимание число детей, являющихся ее жерт­вами. Эта Конвенция обеспечивает защиту детей от опасности сек­суальной, экономической и других форм эксплуатации, включая их продажу, незаконное переправление и вовлечение в вооруженные конфликты.

    Органом Организации Объединенных Наций, получающим ин­формацию от государств относительно тех шагов, которые они пред­принимают для реализации положений трех конвенций, касающихся рабства, является Рабочая группа по современным формам рабства. Она же несет общую ответственность за изучение рабства во всех ее аспектах. В состав Рабочей группы входят пять независимых экспер­тов, избираемых на основе справедливого географического предста­вительства из числа членов Подкомиссии по предупреждению дис­криминации и защите меньшинств. Эта группа ежегодно проводит заседания и представляет доклад Подкомиссии.

    В усилиях по ликвидации современных форм рабства принимает активное участие целый ряд международных организаций, имеющих свои собственные области деятельности и сотрудничающих с Рабо­чей группой.

    Так, Международная организация труда приняла две конвенции, в соответствии с которыми от ратифицировавших их государств тре­буется упразднить принудительный или обязательный труд и не при­бегать к какой-либо его форме. Конвенция № 29 1930 года запрещает принудительный труд в большинстве его форм, а Конвенция № 105 1957 года запрещает его использовать для нужд экономического раз­вития. Каждая из этих Конвенций была ратифицирована более чем 100 государствами.

    Рабство и практика, сходная с рабством, являются предметом мно­гих совещаний и докладов, реализуемых под эгидой ЮНЕСКО. К при­меру, эта международная организация периодически организует экс­пертные совещания относительно состояния выполнения Конвенций о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими ли­цами и о влиянии вооруженных конфликтов на детей. Цель этих меро­приятий заключается в том, чтобы внести предложения, направленные на более эффективное выполнение положений указанных Конвенций.

    Рассматриваемыми вопросами занимаются также Всемирная орга­низация здравоохранения (ВОЗ), Продовольственная и сельскохозяй­ственная организация (ФАО), Детский фонд Организации Объеди­ненных Наций (ЮНИСЕФ) и др.

    Важный вклад в деятельность Рабочей группы вносят междуна­родные неправительственные организации. Они информируют Рабо­чую группу о ходе их сессий, о ситуациях, наблюдаемых во многих частях мира, о своей работе и делятся накопленным опытом в деле ликвидации практики, осужденной в Конвенциях, касающихся раб­ства. Неправительственные организации участвуют в таких областях деятельности, как реабилитация детей, оказавшихся вовлеченными в вооруженный конфликт; организация кампаний за ликвидацию детской преступности; разработка программ помощи для детей, находящихся под угрозой сексуальной эксплуатации, и др.

    5. Борьба с международным терроризмом

    Во внутреннем праве многих государств террористические акты относятся к категории особо опасных государственных преступлений. Среди них, например, убийства государственных и обществен­ных деятелей или представителей власти, совершенные в связи с ис­полнением ими своих функций, захват заложников, некоторые фор­мы бандитизма.

    Другая категория терроризма – это преступные акты с иностран­ным элементом, ведущие к бессмысленной гибели людей различных стран, нарушающие дипломатическую деятельность государств и их представителей, нормальный ход международных контактов и встреч, транспортные связи между государствами.

    Еще в 1934 году Лига Наций по предложению Франции, озабо­ченной тогда убийством на ее территории короля Югославии и соб­ственного министра иностранных дел, предприняла шаги для разра­ботки Международной конвенции по предотвращению и наказанию актов терроризма. Конвенция была подписана в 1937 году в Женеве. Государства-участники обязались рассматривать в качестве преступ­ных акты терроризма, включая заговор, подстрекательство и соучас­тие в подобных актах, а в некоторых случаях – обеспечивать выдачу лиц, виновных в этих преступлениях.

    Международное сотрудничество в борьбе с терроризмом акти­визировалось после Второй мировой войны. 14 декабря 1973 г. Ге­неральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся междуна­родной защитой, в том числе дипломатических агентов. Подобные преступления, «угрожая безопасности этих лиц, создают серьезную угрозу поддержанию нормальных международных отношений». В ст. 2 Конвенции говорится, что каждое государство-участник пре­дусматривает соответствующие наказания за такие преступления, а в ст. 3 подчеркивается, что оно принимает необходимые меры для установления своей судебной юрисдикции над преступниками.

    17 декабря 1979 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Между­народную конвенцию о борьбе с захватом заложников. Статья 2 Кон­венции постановляет, что каждое государство-участник предусмат­ривает соответствующие наказания за такие акты, а в ст. 5 говорится о мерах по установлению юрисдикции государств в отношении дан­ного преступления.

    Международное сообщество разработало и приняло ряд конвен­ций по обеспечению безопасности воздушного транспорта и предот­вращению террористических актов на нем (Токийская конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воз­душных судов, 1963 г., Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г., Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности граж­данской авиации, 1971 г. и др.). В Риме в 1988 году была принята Конвенция о борьбе с незаконными актами, -направленными против безопасности морского судоходства, а в Вене в 1980 году– Конвен­ция о физической защите ядерного материала.

    Существуют договорные акты по борьбе с терроризмом и на ре­гиональном уровне. Так, Советом Европы еще в 1977 году была при­нята Европейская конвенция по борьбе с терроризмом.

    Развивается сотрудничество по борьбе с терроризмом и на дву­стороннем уровне. Обязательства о взаимодействии в борьбе с между­народным терроризмом содержатся в заключенных Россией в 1992 году межгосударственных договорах с Францией и Великобританией о принципах взаимоотношений, а также в заключенных бывшим СССР в 1990 году Договоре о добрососедстве, партнерстве и сотруд­ничестве с ФРГ, Договоре о дружбе и сотрудничестве с Италией. Россия является стороной заключенных в 70-х годах СССР двусто­ронних межправительственных соглашений о сотрудничестве в пред­отвращении угона гражданских воздушных судов с Афганистаном, Ираном и Финляндией. В 1991 году был подписан двусторонний Меморандум о взаимопонимании с правительством США о сотрудни­честве в области гражданской авиации, который предусматривает взаимодействие в кризисных ситуациях, вызванных акциями террорис­тов на гражданских авиалиниях между двумя странами. В 1997 году был подписан межправительственный Меморандум о борьбе с терро­ризмом между Россией и Турцией. Двусторонние соглашения в облас­ти борьбы с терроризмом, в том числе и на межведомственном уров­не, были также заключены, например, между Италией и Турцией, Францией и Испанией, Францией и Венесуэлой, США и Италией.

    Основная цель соглашений по борьбе с терроризмом – это осуж­дение и признание противоправности терроризма во всех его прояв­лениях, независимо от мотивов совершения террористических актов.

    Акты международного терроризма осуществляются, как правило, лицами или группами лиц, не находящимися в официальной связи с какими-либо государствами. Однако, поскольку они затрагивают интересы многих государств и часто возникает конфликт националь­ных юрисдикции, государства должны сотрудничать в предотвраще­нии и пресечении таких преступлений, прежде всего оказывая друг другу помощь уголовно-процессуальными действиями. Имеется в виду, например, выдача виновных. Основная же ответственность за борьбу с этими преступлениями лежит на самих государствах, кото­рые на национальном уровне и в пределах своей юрисдикции должны принимать меры по их пресечению и предупреждению.

    В основе обязательств по договорам о борьбе с терроризмом лежит принцип aut dedere, aut judicare (либо выдай, либо накажи), что при­звано обеспечить неотвратимость наказания виновных.

    Принятая в 1994 году Генеральной Ассамблеей ООН Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма провозгласила, что государства обязаны, в частности:


    1. воздерживаться от организации террористической деятельнос­ти, подстрекательства к ней, содействия ее осуществлению, финан­сирования, поощрения или проявления терпимости к ней;

    2. обеспечивать задержание и судебное преследование или выда­чу лиц, совершивших террористические акты, согласно соответствую­щим положениям их национального права;

    3. стремиться к заключению специальных соглашений с этой целью на двусторонней, региональной и многосторонней основе и разработать типовые соглашения о сотрудничестве;

    4. сотрудничать друг с другом в обмене соответствующей инфор­мацией относительно предотвращения терроризма и борьбы с ним;

    5. оперативно предпринимать все необходимые меры к претво­рению в жизнь существующих международных конвенций по этому вопросу, включая приведение своего внутреннего законодательства в соответствие с этими конвенциями.
    Когда к преступным актам терроризма имеет отношение само го­сударство, с точки зрения современного международного права они приобретают особенно опасный характер. Поддержка со стороны го­сударств действий террористических групп и отдельных террористов осуждается в ряде деклараций и резолюций ООН.

    Наиболее же опасной формой терроризма является государствен­ный терроризм, то есть использование потенциала государства, и прежде всего его вооруженных сил, в террористических целях, дейст­вия, предпринимаемые на государственном уровне с целью подрыва суверенитета и независимости других государств, а также воспрепят­ствования осуществлению права народов на самоопределение.

    Однако после принятия в 1984 году Генеральной Ассамблеей ООН резолюции 39/159, осудившей такую политику и практику в качестве метода ведения дел с другими государствами и народами, концепция государственного терроризма не получила развития.

    В Определении агрессии 1974 года такие действия государства, в частности засылка вооруженных банд, групп или наемников, кото­рые применяют вооруженную силу против другого государства отне­сены к актам агрессии.

    Специальному комитету ООН по международному терроризму, созданному в 1972 году, не удалось выработать общеприемлемого определения международного терроризма. Объясняется это прежде всего различием взглядов на методы борьбы национально-освободи­тельных движений, попытками обвинить именно их в терроризме. Показательно и название пункта повестки дня Генеральной Ассамб­леи ООН, который рассматривался в течение многих лет: «Меры по предотвращению международного терроризма, который угрожает жизни невинных людей, или приводит к их гибели, или ставит под угрозу основные свободы, и изучение коренных причин тех форм терроризма и актов насилия, которые проистекают из нищеты, безысходности, бед и отчаяния и побуждают некоторых людей жертвовать человеческими жизнями, включая и свои собственные, в стремлении добиться радикальных перемен». К таким причинам Специальным комитетом по международному терроризму отнесены, в частности, противоречащие Уставу ООН применение силы, агрессия, наруше­ние политической независимости, суверенитета и территориальной целостности государств, расизм, политика геноцида, фашизм и нео­фашизм, политическая, социальная и экономическая несправед­ливость, нарушение прав человека, бедность, голод, нищета, страда­ния и др. Генеральная Ассамблея ООН неоднократно (в резолюциях 42/159 от 1 декабря 1987 г., 44/29 от 4 декабря 1989 г., 46/51 от 9 декабря 1991 г.) обращалась с призывом к государствам и органам ООН содействовать постепенной ликвидации коренных причин меж­дународного терроризма, уделяя при этом «особое внимание всем си­туациям, включая колониализм, расизм и ситуации, связанные с мас­совыми и грубыми нарушениями прав человека и основных свобод, а также ситуации, сложившиеся в результате иностранного господ­ства и оккупации, которые могут вызвать международный терроризм и поставить под угрозу международный мир и безопасность».

    На 51-й сессии в 1996 году Генеральная Ассамблея ООН утвер­дила декларацию, дополняющую Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма 1994 года и постановила учредить Специальный комитет для последовательного решения задач выра­ботки концепции по борьбе с бомбовым терроризмом, конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма и рассмотрения способов даль­нейшего совершенствования всеобъемлющей правовой системы кон­венций, касающихся международного терроризма.