Преступность как сложное социальное явление имеет типичные закономерности, тенденции и формы развития в различных регионах не только одного государства, но различных стран. Поэтому международное сотрудничество правоохранительных органов имеет важное значение.
Международная преступность представляет собой негативное социальное явление, которое складывается из всей совокупности противоправных действий юридических и физических лиц. Сегодня она приобретает особую опасность для международного правопорядка. Объектом особого внимания многих государств все чаще становятся наиболее опасные виды преступлений, как терроризм, контрабанда, наркобизнес и появление транснациональных преступных сообществ.
Современное международное уголовное право также объединяет нормы, определяющие состав преступлений, организацию международных уголовных судов, процесс, сотрудничество государств в области уголовного правосудия.
Субъектами международного сотрудничества государств по борьбе с преступностью являются государства, международные межправительственные и межведомственные организации.
Исходя из принципов международного права, на государствах в данной среде лежат следующие обязанности:
Признать уголовно-наказуемым противоправное деяние;
Оказать помощь в розыске и задержании преступников;
Оказать помощь в розыске и возвращении похищенных ценностей;
Предать суду или выдать обвиняемых лиц;
Оказать помощь в производстве следственных действий на своей территории и др.;
Государства делегируют часть своей компетенции национальным органам и ведомствам для организации межгосударственного сотрудничества. (Например, Интерпол). Объем передаваемой компетенции определяется договорной основой.
Следует также сказать, что сотрудничество в борьбе с преступностью строится на принципе приоритета личности в обществе, на общечеловеческих ценностях, что жизнь, здоровье и благополучие человека – главная задача государства реализация этого подхода поможет реализоваться главному принципу – неотвратимости наказаний. Этому также будет способствовать практическая реализация принципов международного права: сотрудничество государств, добровольное выполнение международных обязательств, уважение прав человека и личных свобод.
Международное сотрудничество в борьбе с преступностью осуществляется в двух основных формах:
1. В рамках международных органов и организаций /институционный механизм/
2. Путем заключения специальных соглашений /договорно-правовой или конвенционный механизм/
Борьба с преступлениями международного характера изначально осуществляется с использованием многосторонних международно-правовых форм. Осуществляя сотрудничество на основе международных конвенций, государства решают непосредственные задачи.
Во-первых , международной конвенцией определяется особая международная и национальная общественная опасность подобных деяний, которые посягает на международный и национальный правопорядок.
Во-вторых , происходит согласование квалификации преступных деяний. И таким образом определяется объект и объективная сторона преступлений подобного рода.
В-третьих , положения конвенций содержат определение и объекта преступлений.
В-четвертых , положения конвенций содержат непосредственные обязательства государств по координации мер борьбы по предотвращению и пресечение преступлений международного характера.
В-пятых , конвенции содержат нормы по установлению юрисдикции государств над преступлениями и преступниками. И, наконец, конвенции содержат нормы об оказании государствами широкой правовой помощи по уголовным делам, возникшим в связи с совершением преступлений международного характера.
Существует целый комплекс межгосударственных соглашений:
1. Универсальные многосторонние договоры по регламентации отдельных отраслей или институтов международного права, в которых содержатся и нормы ответственности за определенные международные правонарушения /например, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г./
2. Многосторонние соглашения по борьбе с отдельными видами международных преступлений, где фиксируется в общей форме обязанность государств применять наказание. Определение уголовных санкций, осуждение отдельных преступников за конкретное преступление осуществляется уголовным законодательством государств-участников этих соглашений /Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г./
3. Региональные многосторонние соглашения по вопросам борьбы с преступностью.
4. Решения ООН и других межправительственных международных организаций.
5. Многочисленные двусторонние соглашения государств по борьбе с отдельными международными уголовными преступлениями, оказанию правовой помощи, выдаче преступников и т.д.
В договорной практике России насчитывается несколько десятков таких соглашений. В основном это договоры о правовой помощи по гражданским и уголовным делам.
В последнее время активно ведется налаживание двустороннего сотрудничества по борьбе с наркоманией. Следует отметить заключение Россией сети "рамочных" межправительственных соглашений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и злоупотребления ими: 1988 г. - с Великобританией, 1989 г. - США, Италией, Канадой, Францией и ФРГ, 1990 г. - с Испанией, Аргентиной и Турцией, 1991 г. - с Грецией и Мексикой.
Приоритет в правовом обеспечении борьбы с преступностью следует отдать двусторонним соглашениям и договорам. Это обуславливается тем, что меняющаяся обстановка в криминальной сфере требует быстрых изменений законодательной базы. Двум государствам можно быстрее прийти к соглашению. Если рассмотреть географию отдельных международных преступлений, можно увидеть необязательность заключения универсальных договоров.
Основные усилия по борьбе с преступностью в международном масштабе взяли на себя ООН, Интерпол и другие международные организации.
Организация Объединенных Наций создана в октябре 1945 г. По Уставу на нее возложена ответственность за международное сотрудничество между государствами по всем актуальным проблемам. Непосредственно вопросами сотрудничества стран в борьбе с преступностью занимается один из органов ООН - Экономическийи Социальный Союз (ЭКОСОС), в структуре которого в 1950 г. был учрежден Комитет экспертов по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. В 1971 г. он был преобразован в Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней, в 1993 г. - в Комиссию по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Комиссия (комитет) представляет ЭКОСОС рекомендации и предложения, направленные на более эффективную борьбу с преступностью и гуманное обращение с правонарушителями. Генеральная Ассамблея ООН возложила на этот орган функцию подготовки один раз в 5 лет конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Конгрессы ООН играют основную роль в выработке международных правил, стандартов и рекомендаций по предупреждению преступности и уголовному правосудию. К настоящему времени было проведено 9 конгрессов. При Экономическом и Социальном Совете ООН функционирует Общественно-научная неправительственная организация первой категории - Международная академия информатизации.
В числе субъектов работы по международному сотрудничеству в борьбе с преступностью необходимо выделить неправительственные организации : Международная ассоциация уголовного права (МАУП), Международное криминологическое общество (МКО), Международное общество социальной защиты (МОСЗ) и Международный уголовный и пенитенциарный фонд (МУПФ).
Международная ассоциация уголовного права основана в 1924 г. Она изучает преступность, ее причины и средства борьбы с ней, занимается сравнительными уголовно-правовыми исследованиями, организует проведение международных конгрессов по проблемам головного права, консультирует ООН, ЮНЕСКО и другие международные организации.
Международное криминологическое общество основано в 1934 г. и непосредственно занимается обеспечением сотрудничества в борьбе с преступностью. Оно объединяет Национальные институты и специалистов по криминологии. МКО имеет консультативный статус ОКОСОС, ООН и ЮНЕСКО. МКО изучает причины преступности на международном уровне, организует криминологические конгрессы, семинары, коллоквиумы, публикует их материалы, оказывает содействие национальным криминологическим институтам, учреждает и назначает стипендии и премии для стимулирования криминологической науки. Аналогичную работу по своему профилю проводят МОСЗ и МУПФ.
Особое место в международном сотрудничестве занимаетМеждународная организация уголовной полиции (Интерпол), Интерпо́л (Interpol - сокращённое название (с 1956 года) Международнойорганизации уголовной полиции (фр. Organisation Internationale de Police Criminelle, OIPC , англ. International Criminal Police Organization, ICPO ) - международная организация, основной задачей которой является объединение усилий национальных правоохранительных органов стран-участниц в области борьбы с общеуголовной преступностью.
Интерпол не осуществляет никаких вмешательств в деятельность политического, военного, религиозного и расового характера (статья 3 Устава). Организация была создана в 1923 г. в Вене сначала как международная комиссия уголовной полиции. В настоящее время членами Интерпола являются около 190 стран, в том числе и Россия. Интерпол - вторая в мире международная межправительственная организация по количеству стран-членов после ООН. 77-я сессия Генеральной Ассамблеи Интерпола состоялась в России в Санкт-Петербурге 7-10 октября 2008 года.
Интерпол в каждой из стран-участниц имеет национальные центральные бюро (НЦБ). Основная его работа заключается в организации сотрудничества по конкретным уголовным делам путем приема, анализа и передачи информации между собой. Каждое НЦБ поддерживает тесные связи со своими правоохранительными органами, а на международном уровне – с НЦБ других стран и с Генеральным секретариатом Интерпола. Основной задачей является координация усилий отдельных стран и проведение единой политики в области борьбы с общеуголовной преступностью. Среди других основных задач можно отметить координацию международного розыска, а также борьбу с: торговлей людьми, организованными преступными сообществами, контрабандой наркотиков, преступлениями в сфере экономики и высоких технологий, фальшивомонетничеством и подделкой ценных бумаг, и детской порнографией. В последнее время большое внимание уделяется общественной безопасности и борьбе с терроризмом.
Интерпол в России: В 1991 году в структуре центрального аппарата МВД СССР на правах управления было создано Национальное Центральное Бюро Интерпола - орган, осуществляющий непосредственное взаимодействие правоохранительных и других государственных органов СССР с полицией зарубежных стран и Генеральным секретариатом Интерпола. Российская Федерация является правопреемницей СССР, который был принят в Интерпол 27 сентября 1990 года на сессии Генеральной ассамблеи в Оттаве.
Основные направления деятельности Международной уголовной полиции:
Уголовная регистрация. Организуется Генеральным секретариатом по специальной методике в целях идентификации преступников и преступлений существует два вида регистрации: общая /объект - сведения о международных преступниках и преступлениях; специальная /фиксирует отпечатки пальцев и фотоснимки преступников/.
По каждому виду уголовной регистрации ведутся картотеки:
Алфавитная картотека всех известных: международных преступников и лиц, подозреваемых в преступной деятельности;
Картотека словесного портрета преступников, где изложены сведения о внешности преступников по 177 показателям;
Картотека документов и названий;
Картотека преступлений и способов их совершения;
Дактилоскопическая картотека десятипальцевой регистрации;
Картотека учета лиц по чертам внешности с использованием фотоизображений или рисованных деталей лица и рисунки по видам преступных "профессий" /гостиничный вор, фальшивомонетчик и т.д./
2. Международный розыск преступников, подозреваемых в совершении международных преступлений; лиц, пропавших без вести; похищенных ценностей и других объектов преступного посягательства.
В случае успеха при розыске преступника, его задерживают и водворяют под стражу, после чего производятся переговоры о выдаче его /экстрадиции/ государству, на территории которого совершено преступление или гражданином которого он является.
n1.doc
Глава 17Международная борьба с преступностью
1. Понятие международной борьбы с преступностью
Преступления на территории тех или иных государств подпадают под юрисдикцию этих государств, и ими занимаются их правоохранительные органы. Однако преступная деятельность часто переходит границы государств, и появляется необходимость совместной борьбы государств с преступностью. Возникает также потребность в международном обмене опытом борьбы с преступностью. С этой целью стали заключаться сначала двусторонние, а потом многосторонние соглашения в этой области, созываться международные конгрессы и конференции, создаваться международные организации.
Однако определяющим фактором является то, что принцип юрисдикции государства в отношении преступлений оставался незыблемым и международная борьба с преступностью сводилась к решению вопросов разграничения юрисдикции государств в случае коллизий, например через оказание правовой помощи по уголовным делам, включая розыск преступников, вручение документов, сбор вещественных доказательств, допрос свидетелей и другие следственные действия, выдачу преступников, передачу осужденных лиц для отбывания наказания в стране, гражданами которой они являются, и т.д.
Со временем стала расширяться и деятельность по обмену информацией и опытом по борьбе с преступностью. Если раньше она сводилась к передаче сведений об отдельных правонарушителях или преступных группах, то постепенно, особенно с ростом технических возможностей, в такие обмены включаются все направления борьбы с преступностью: составление всеобъемлющих картотек и баз данных, научные разработки о причинах, тенденциях, прогнозах преступности и ее предотвращении.
Расширилось и сотрудничество по оказанию технической помощи, направленной на усиление эффективности борьбы с преступностью, включая поставки совершенной аппаратуры и предоставление экспертных услуг.
Новый импульс международному сотрудничеству в этой области придали возникновение организованной преступности и особенно ее интернационализация. Эти факторы явились одной из глобальных новых угроз, для преодоления которых нужны усилия всего международного сообщества.
Традиционно международному праву были известны отдельные ситуации, когда любое государство могло осуществлять юрисдикцию в отношении некоторых преступлений, например пиратства. Но такие ситуации были исключением.
В начале XX века стала проявляться тенденция к выделению преступлений международного характера, в отношении которых трудно установить территориальную юрисдикцию каких-то определенных государств. Так, Первая Международная конференция по унификации уголовного законодательства в Варшаве в 1927 году отнесла к таким преступлениям следующие деликты: пиратство, подделку металлических денег и государственных ценных бумаг, торговлю рабами, торговлю женщинами или детьми, умышленное употребление всякого рода средств, способных породить общественную опасность, торговлю наркотиками, торговлю порнографической литературой. К такого рода опасным преступлениям международного характера относятся и акты международного терроризма.
Эти преступления наносят значительный ущерб международным отношениям и в конечном счете касаются всех государств. Против них международное сообщество принимает меры, в том числе путем выработки и реализации универсальных, региональных и двусторонних конвенций.
Наибольшую же опасность для международного сообщества представляют совершаемые самими государствами международные преступления, посягающие на международный мир и безопасность. К ним относятся преступление агрессии, преступления геноцида и апартеида, преступления против человечности и военные преступления.
Борьба с такими преступлениями является первоочередной задачей всего международного сообщества, прежде всего ООН и ее главного органа в области поддержания международного мира и безопасности – Совета Безопасности с использованием всех его полномочий. Юрисдикция же в отношении конкретных лиц, виновных в этих преступлениях, является в принципе универсальной, а не национальной и может осуществляться не только национальными, но и международными судами.
Таким образом, следует различать три группы делинквентов по современному международному праву: государства, совершающие международные преступления; конкретные исполнители таких преступлений, действующие от имени государства; отдельные лица или группы лиц, совершающие уголовные преступления международного характера не от имени государства.
2. Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера и его основные международно-правовые формы
Четкое определение международных преступлений позволяет отличать их от преступлений международного характера. Последние не имеют определенной связи с преступной деятельностью того или иного государства, однако одновременно представляют опасность для международного и национального правопорядка. Они посягают на плодотворное сотрудничество государств в области экономики, предпринимательской деятельности, культуры, прав и свобод человека и представляют существенную опасность для многих стран мира.
Можно сказать, что по своей юридической сути преступления международного характера являются общеуголовными, но они отягощены «иностранным элементом». К таким преступлениям, в частности, относятся: фальшивомонетничество, незаконные операции с наркотическими и психотропными веществами, рабство и работорговля, торговля женщинами и детьми, распространение порнографии, пиратство (морской разбой), преступления, совершенные на борту воздушного судна, международный терроризм и др. Эти преступления стали более усложненными, а применение новых научно-технических средств при их совершении сделало их более опасными.
Новые обстоятельства, определяющие сущность преступлений международного характера, предопределили необходимость проведения более активной политики государств в направлении повышения эффективности их сотрудничества.
Определенные усилия в борьбе с общеуголовными преступлениями в современных условиях предпринимаются странами во внутригосударственной сфере с учетом своих правовых систем и оперативно-разыскных возможностей. Однако практика показывает, что с некоторыми видами преступлений международного характера необходима борьба не только в национальном масштабе, но и в рамках международного сотрудничества.
Сотрудничество в области борьбы с преступлениями международного характера охватывает такую категорию общеуголовных преступлений, которые, во-первых, совершаются в большинстве своем на территории нескольких государств или на территории, не подпадающей под юрисдикцию какого-либо одного государства; во-вторых, отягощены иностранным элементом; в-третьих, борьба с такими преступлениями не может быть эффективной без использования международно-правовых средств. Такое сотрудничество в практическом плане осуществляется, например, путем оказания помощи в розыске скрывающегося на чужой территории преступника, выдаче его заинтересованному государству и получении необходимых материалов по уголовному делу. Кроме того, рамки сотрудничества расширяются за счет обмена информацией, изучения проблем преступности и борьбы с ней, оказания практической помощи отдельным государствам в решении проблемы преступлений международного характера.
Борьба с преступностью ведется во всемирном масштабе путем заключения международных соглашений на межгосударственной основе, с использованием международных и региональных организаций, а также на двусторонней основе.
Таким образом, международные соглашения по борьбе с преступлениями международного характера могут быть:
многосторонними международно-правовыми соглашениями по регламентации определенных отраслей или институтов международного права, в которых содержатся правовые нормы, касающиеся определенных преступлений международного характера. К примеру, в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года в соответствующем разделе определены права и обязанности государств по борьбе с пиратством, перевозкой рабов и др.;
многосторонними международно-правовыми соглашениями по борьбе с отдельными видами преступлений международного характера. Например, Женевская конвенция о борьбе с подделкой денежных знаков 1929 года, Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года и др.;
региональными международно-правовыми соглашениями по борьбе с преступлениями международного характера;
двусторонними международно-правовыми соглашениями о борьбе с некоторыми видами преступлений международного характера. Например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Исламской Республики Пакистан о сотрудничестве в борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ и злоупотребления ими 1995 года;
двусторонними международно-правовыми соглашениями об оказании правовой помощи и выдаче преступников и др.
В Организации Объединенных Наций – на сессиях Генеральной Ассамблеи, в рамках деятельности Экономического и Социального Совета и в иных формах сотрудничества – рассматриваются самые различные аспекты предотвращения и пресечения преступлений, представляющих международную общественную опасность. Под эгидой ООН осуществлена разработка целого ряда международных конвенций о преступлениях международного характера. Указанные
Международно-правовые документы реализуются в ходе практической деятельности государств. Кроме того, на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН регулярно принимаются резолюции, содержащие рекомендации, касающиеся координации деятельности государств в борьбе с конкретными видами преступлений международного характера.
Одним из первых актов Организации Объединенных Наций по борьбе с преступностью была резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 1 декабря 1950 г., в соответствии с которой ООН приняла на себя функции, которые ранее выполнялись Международной уголовной и пенитенциарной комиссией (МУПК). Таким образом, в рамках ООН при Экономическом и Социальном Совете формировались специализированные органы (специальные корреспонденты отдела ООН по социальным делам, международные конгрессы и др.), в задачу которых входила организация борьбы с преступлениями международного характера.
3. Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями
Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в соответствии с резолюцией 415 (V) Генеральной Ассамблеи ООН от 1 декабря 1950 г. созываются каждые пять лет. Это международный универсальный форум, на котором государства и другие участники подводят итоги деятельности и определяют перспективы и новые направления сотрудничества в области международной борьбы с преступностью. С 1955 года было проведено девять конгрессов. СССР участвовал в работе конгрессов, начиная со второго.
Деятельность Конгресса регламентируется резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН и ЭКОСОС, правилами процедуры Конгресса, а также соответствующими решениями самого Конгресса.
Конгресс тесно сотрудничает с функциональными органами ЭКОСОС. В 1950 году Генеральная Ассамблея ООН приняла решение об учреждении Комитета по предупреждению преступности и борьбе с ней (в составе 15 экспертов). Именно с этим Комитетом Конгресс осуществлял тесное сотрудничество вплоть до 18 декабря 1991 г., когда Комитет был преобразован в Комиссию по предупреждению преступности и уголовному правосудию в качестве новой функциональной комиссии ЭКОСОС, состоящей из 40 государств-членов, избираемых на три года. Создание Комиссии было предусмотрено в Декларации принципов и Программе действий Программы ООН по предупреждению преступности, принятых Генеральной Ассамблеей ООН в 1991 году.
Раздел Е «Структура и управление» Программы действии предусматривает, что Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию отбирает четко сформулированные темы для конгрессов, с тем чтобы обеспечить проведение целенаправленного обсуждения. В этом же разделе Программы сформулированы функции Конгресса. Он определяется как консультативный орган Программы и служит для:
обмена мнениями между государствами, межправительственными и неправительственными органами и отдельными экспертами,
обмена опытом в области исследований права и разработки программ;
выявления новых тенденций и проблем в области предупреждения преступности и уголовного правосудия;
представления рекомендаций и замечаний Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию по отдельным вопросам, передаваемым конгрессам Комиссией;
представления предложений для рассмотрения Комиссией в связи с возможными темами для включения в программу работы.
I Конгресс прошел в Женеве в 1955 году. Его участники приняли Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, одобренные ЭКОСОС в 1955 году и включенные в Пакт о гражданских и политических правах 1966 года. В 1984 году Правила были дополнены Процедурами эффективного выполнения Минимальных правил обращения с заключенными.
На II Конгрессе в Лондоне в 1960 году были обсуждены следующие вопросы: меры по предупреждению преступности среди несовершеннолетних, труд заключенных, условное досрочное освобождение и помощь лицам, отбывшим наказание. Были приняты рекомендации по профилактике конкретных преступлений в развивающихся странах. В них подчеркивалась необходимость постоянного изучения государствами динамики и структуры преступности.
На III Конгрессе в Стокгольме в 1965 году обсуждались вопросы взаимосвязи преступности как явления с экономическим, политическим, социальным и культурным развитием государства. Участники Конгресса приняли рекомендации в отношении борьбы с рецидивизмом.
Программа IV Конгресса, состоявшегося в Киото в 1970 году, была посвящена общей теме преступности и развития. Конгресс одобрил Декларацию по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, которая призывала все государства предпринять эффективные меры для координации усилий в области предупреждения преступности, рекомендовала ООН и другим международным организациям развивать сотрудничество в данной сфере.
V Конгресс в Женеве в 1975 году обсудил широкий круг вопросов, касающихся предупреждения преступности и борьбы с ней. На основе принятой Конгрессом Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания в 1984 году Генеральная Ассамблея ООН приняла одноименную Конвенцию. Конгресс положил начало обсуждению Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятого на очередной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1979 году.
На VI Конгрессе в Каракасе в 1980 году была принята Каракасская декларация, позднее поддержанная Генеральной Ассамблеей ООН в резолюции 35/171 1980 года, которая еще раз подтвердила незыблемость принципа уважения прав и свобод человека и гражданина при отправлении правосудия в отношении правонарушителей, призвала государства – участники Конгресса продолжить поиск новых методов и подходов борьбы с международной преступностью.
VII Конгресс в Милане в 1985 году принял более 30 документов рекомендательного характера, в частности Миланский план действий по укреплению международного сотрудничества в борьбе с преступностью; Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка; Стандартные минимальные правила ООН отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила).
Среди документов, принятых VIII Конгрессом, прошедшим в Гаване в 1990 году, более 50 были направлены на унификацию международных договоров в сфере борьбы с преступностью. Среди них – Типовой договор о выдаче; Типовой договор о взаимной помощи в области уголовного правосудия; Типовой договор о передаче уголовного судопроизводства; Типовой договор о предупреждении преступлений, связанных с посягательством на культурное наследие народов в форме движимых ценностей; Основные принципы, касающиеся роли юристов.
Местом проведения IX Конгресса в 1995 году стал Каир. На нем присутствовали представители более 140 государств. Конгресс принял рекомендации в отношении четырех основных вопросов повестки дня:
международное сотрудничество и практическая техническая помощь в укреплении законности;
меры по борьбе с транснациональной и организованной преступностью и роль уголовного права в охране окружающей среды;
системы уголовного правосудия и полиции;
стратегия в области предупреждения преступности.
4. Борьба с рабством, работорговлей и иными формами торговли людьми
Рабство было первой из проблем в области прав человека, вызвавшей серьезную международную обеспокоенность.
Впервые вопрос о запрещении рабства рассматривался на Венском конгрессе в 1815 году, на котором была принята Декларация об отмене торговли рабами. Ее положения по существу не предусматривали запрещения рабства в целом, а лишь запрещали торговлю и перевозку невольников.
К концу XX столетия практика, сходная с рабством, по-прежнему представляет собой серьезную и насущную проблему.
Сегодня под понятие «рабство» подпадает целый ряд нарушений прав человека. Помимо рабства в его традиционном понимании и работорговли эти злоупотребления охватывают торговлю детьми, детскую проституцию, детскую порнографию, эксплуатацию детского труда, нанесение половых увечий девочкам, использование детей в вооруженных конфликтах, торговлю людьми, эксплуатацию проституции и др.
Практика, сходная с рабством, может быть скрытой, что затрудняет получение четкой картины о масштабах современного рабства, а также выявление такой практики, наказание за нее или искоренение. Эта проблема усугубляется тем, что жертвами злоупотреблений, сходных с рабством, как правило, являются выходцы из беднейших и наиболее уязвимых групп.
Однако есть достаточно свидетельств, указывающих на то, что практика, сходная с рабством, является широко распространенной, например эксплуатация детского труда. Незаконный наём, тайная перевозка и эксплуатация женщин в качестве проституток, а также организованная проституция детей обоего пола в ряде стран подтверждаются множеством документов.
Выражаемая на международном уровне обеспокоенность по поводу рабства и стремление к его преодолению лежат в основе многих договоров, конвенций и деклараций XIX и XX столетий. Первой из трех современных конвенций, непосредственно касающихся этого вопроса, является Конвенция относительно рабства 1926 года, разработанная Лигой Наций, хотя в ней нет категорического запрещения рабства. Имеется лишь предложение государствам-участникам «постепенно» и в возможно короткий срок добиваться ликвидации рабства. Конвенция 1926 года запрещает работорговлю и содержит обязательства государств-участников пресекать торговлю людьми в любых формах. В ней рабство определяется как «состояние или положение человека, над которым осуществляются атрибуты права собственности или некоторые из них» (ст. 1, п. 1). Относительно работорговли в соответствии с п. 2 ст. 1 сказано: «Торговля невольниками включает всякий акт захвата, приобретения или уступки человека с целью продажи его в рабство; всякий акт приобретения невольника с целью продажи его или обмена; всякий акт уступки путем продажи или обмена невольника, приобретенного с целью продажи или обмена, равно как и вообще всякий акт торговли или перевозки невольников».
В Конвенции впервые обращено внимание на опасность принудительного или обязательного труда, который может привести к созданию положения, аналогичного рабству (ст. 5). Государства взяли на себя обязательства использовать такой труд только в общественных целях и «постепенно» его исключать в качестве каторжных или исправительных работ. Конвенцию подписали 38 государств, в том числе Советский Союз. По решению Генеральной Ассамблеи в 1953 году Организация Объединенных Наций официально стала преемником Лиги Наций в деле применения Конвенции о борьбе с рабством.
В 1950 году в Нью-Йорке подписывается Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами. Данный международно-правовой документ объединил в себе другие международные соглашения, принимавшиеся начиная с 1904 года. Он свидетельствует также в пользу того, что в современном международном праве утвердилась обычная норма, запрещающая торговлю людьми вне зависимости от ее целей.
В 1956 году Женевская конференция представителей 43 государств приняла Дополнительную конвенцию об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством. Этот международно-правовой документ направлен на интенсификацию национальных, равно как и международных, усилий к упразднению рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством.
Последние в Конвенции квалифицируются как:
А) долговая кабала, то есть такое положение или состояние вследствие заклада должником в обеспечение долга своего личного труда (или зависимого от него лица), если надлежаще определяемая ценность выполняемой работы не засчитывается в погашение долга или в тех случаях, когда продолжительность этой работы не ограничена и характер ее не определен; б) крепостное состояние, когда пользователь землей, принадлежащей другому лицу, не может изменить свое состояние, связанное с землепользованием; в) любой институт или обычай, в силу которых: женщину выдают замуж (или намерены выдать) ее родители, опекун, семья или любое другое лицо (или группа лиц) без права отказа с ее стороны за вознаграждение деньгами или натурой; муж женщины, его семья или его клан имеют право передать ее другому лицу за вознаграждение или иным способом; женщина после смерти мужа по наследству передается другому лицу; г) любой институт или обычай, в соответствии с которыми ребенок или подросток моложе 18 лет передается одним или обоими своими родителями или своим опекуном другому лицу за определенное вознаграждение или без него с целью эксплуатации этого подростка или ребенка или его труда. В соответствии с нормами Конвенции 1956 года подлежат наказанию лица, способствующие обращению другого лица в рабство, лица, занимающиеся перевозкой рабов, калечением, клеймением других людей, чтобы закрепить их в рабстве, склонением других людей к отдаче себя в рабство (ст. 5, 6). В то же время в Конвенции 1956 года нет правовой нормы, требующей упразднения рабства в кратчайшие сроки.
Существуют и другие средства защиты от злоупотреблений правами человека, которые подпадают под широкое определение рабства. В частности, такая защита предусматривается во Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Международных пактах 1966 года, в Конвенции о правах ребенка 1989 года. Комитеты, созданные в рамках каждого Пакта и Конвенции, организуют контроль за их осуществлением государствами-участниками.
Конвенция о правах ребенка заслуживает особого упоминания как одно из наиболее эффективных средств борьбы с практикой, сходной с рабством, принимая во внимание число детей, являющихся ее жертвами. Эта Конвенция обеспечивает защиту детей от опасности сексуальной, экономической и других форм эксплуатации, включая их продажу, незаконное переправление и вовлечение в вооруженные конфликты.
Органом Организации Объединенных Наций, получающим информацию от государств относительно тех шагов, которые они предпринимают для реализации положений трех конвенций, касающихся рабства, является Рабочая группа по современным формам рабства. Она же несет общую ответственность за изучение рабства во всех ее аспектах. В состав Рабочей группы входят пять независимых экспертов, избираемых на основе справедливого географического представительства из числа членов Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств. Эта группа ежегодно проводит заседания и представляет доклад Подкомиссии.
В усилиях по ликвидации современных форм рабства принимает активное участие целый ряд международных организаций, имеющих свои собственные области деятельности и сотрудничающих с Рабочей группой.
Так, Международная организация труда приняла две конвенции, в соответствии с которыми от ратифицировавших их государств требуется упразднить принудительный или обязательный труд и не прибегать к какой-либо его форме. Конвенция № 29 1930 года запрещает принудительный труд в большинстве его форм, а Конвенция № 105 1957 года запрещает его использовать для нужд экономического развития. Каждая из этих Конвенций была ратифицирована более чем 100 государствами.
Рабство и практика, сходная с рабством, являются предметом многих совещаний и докладов, реализуемых под эгидой ЮНЕСКО. К примеру, эта международная организация периодически организует экспертные совещания относительно состояния выполнения Конвенций о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами и о влиянии вооруженных конфликтов на детей. Цель этих мероприятий заключается в том, чтобы внести предложения, направленные на более эффективное выполнение положений указанных Конвенций.
Рассматриваемыми вопросами занимаются также Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО), Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) и др.
Важный вклад в деятельность Рабочей группы вносят международные неправительственные организации. Они информируют Рабочую группу о ходе их сессий, о ситуациях, наблюдаемых во многих частях мира, о своей работе и делятся накопленным опытом в деле ликвидации практики, осужденной в Конвенциях, касающихся рабства. Неправительственные организации участвуют в таких областях деятельности, как реабилитация детей, оказавшихся вовлеченными в вооруженный конфликт; организация кампаний за ликвидацию детской преступности; разработка программ помощи для детей, находящихся под угрозой сексуальной эксплуатации, и др.
5. Борьба с международным терроризмом
Во внутреннем праве многих государств террористические акты относятся к категории особо опасных государственных преступлений. Среди них, например, убийства государственных и общественных деятелей или представителей власти, совершенные в связи с исполнением ими своих функций, захват заложников, некоторые формы бандитизма.
Другая категория терроризма – это преступные акты с иностранным элементом, ведущие к бессмысленной гибели людей различных стран, нарушающие дипломатическую деятельность государств и их представителей, нормальный ход международных контактов и встреч, транспортные связи между государствами.
Еще в 1934 году Лига Наций по предложению Франции, озабоченной тогда убийством на ее территории короля Югославии и собственного министра иностранных дел, предприняла шаги для разработки Международной конвенции по предотвращению и наказанию актов терроризма. Конвенция была подписана в 1937 году в Женеве. Государства-участники обязались рассматривать в качестве преступных акты терроризма, включая заговор, подстрекательство и соучастие в подобных актах, а в некоторых случаях – обеспечивать выдачу лиц, виновных в этих преступлениях.
Международное сотрудничество в борьбе с терроризмом активизировалось после Второй мировой войны. 14 декабря 1973 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов. Подобные преступления, «угрожая безопасности этих лиц, создают серьезную угрозу поддержанию нормальных международных отношений». В ст. 2 Конвенции говорится, что каждое государство-участник предусматривает соответствующие наказания за такие преступления, а в ст. 3 подчеркивается, что оно принимает необходимые меры для установления своей судебной юрисдикции над преступниками.
17 декабря 1979 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Международную конвенцию о борьбе с захватом заложников. Статья 2 Конвенции постановляет, что каждое государство-участник предусматривает соответствующие наказания за такие акты, а в ст. 5 говорится о мерах по установлению юрисдикции государств в отношении данного преступления.
Международное сообщество разработало и приняло ряд конвенций по обеспечению безопасности воздушного транспорта и предотвращению террористических актов на нем (Токийская конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, 1963 г., Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г., Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г. и др.). В Риме в 1988 году была принята Конвенция о борьбе с незаконными актами, -направленными против безопасности морского судоходства, а в Вене в 1980 году– Конвенция о физической защите ядерного материала.
Существуют договорные акты по борьбе с терроризмом и на региональном уровне. Так, Советом Европы еще в 1977 году была принята Европейская конвенция по борьбе с терроризмом.
Развивается сотрудничество по борьбе с терроризмом и на двустороннем уровне. Обязательства о взаимодействии в борьбе с международным терроризмом содержатся в заключенных Россией в 1992 году межгосударственных договорах с Францией и Великобританией о принципах взаимоотношений, а также в заключенных бывшим СССР в 1990 году Договоре о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве с ФРГ, Договоре о дружбе и сотрудничестве с Италией. Россия является стороной заключенных в 70-х годах СССР двусторонних межправительственных соглашений о сотрудничестве в предотвращении угона гражданских воздушных судов с Афганистаном, Ираном и Финляндией. В 1991 году был подписан двусторонний Меморандум о взаимопонимании с правительством США о сотрудничестве в области гражданской авиации, который предусматривает взаимодействие в кризисных ситуациях, вызванных акциями террористов на гражданских авиалиниях между двумя странами. В 1997 году был подписан межправительственный Меморандум о борьбе с терроризмом между Россией и Турцией. Двусторонние соглашения в области борьбы с терроризмом, в том числе и на межведомственном уровне, были также заключены, например, между Италией и Турцией, Францией и Испанией, Францией и Венесуэлой, США и Италией.
Основная цель соглашений по борьбе с терроризмом – это осуждение и признание противоправности терроризма во всех его проявлениях, независимо от мотивов совершения террористических актов.
Акты международного терроризма осуществляются, как правило, лицами или группами лиц, не находящимися в официальной связи с какими-либо государствами. Однако, поскольку они затрагивают интересы многих государств и часто возникает конфликт национальных юрисдикции, государства должны сотрудничать в предотвращении и пресечении таких преступлений, прежде всего оказывая друг другу помощь уголовно-процессуальными действиями. Имеется в виду, например, выдача виновных. Основная же ответственность за борьбу с этими преступлениями лежит на самих государствах, которые на национальном уровне и в пределах своей юрисдикции должны принимать меры по их пресечению и предупреждению.
В основе обязательств по договорам о борьбе с терроризмом лежит принцип aut dedere, aut judicare (либо выдай, либо накажи), что призвано обеспечить неотвратимость наказания виновных.
Принятая в 1994 году Генеральной Ассамблеей ООН Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма провозгласила, что государства обязаны, в частности:
воздерживаться от организации террористической деятельности, подстрекательства к ней, содействия ее осуществлению, финансирования, поощрения или проявления терпимости к ней;
обеспечивать задержание и судебное преследование или выдачу лиц, совершивших террористические акты, согласно соответствующим положениям их национального права;
стремиться к заключению специальных соглашений с этой целью на двусторонней, региональной и многосторонней основе и разработать типовые соглашения о сотрудничестве;
сотрудничать друг с другом в обмене соответствующей информацией относительно предотвращения терроризма и борьбы с ним;
оперативно предпринимать все необходимые меры к претворению в жизнь существующих международных конвенций по этому вопросу, включая приведение своего внутреннего законодательства в соответствие с этими конвенциями.
Наиболее же опасной формой терроризма является государственный терроризм, то есть использование потенциала государства, и прежде всего его вооруженных сил, в террористических целях, действия, предпринимаемые на государственном уровне с целью подрыва суверенитета и независимости других государств, а также воспрепятствования осуществлению права народов на самоопределение.
Однако после принятия в 1984 году Генеральной Ассамблеей ООН резолюции 39/159, осудившей такую политику и практику в качестве метода ведения дел с другими государствами и народами, концепция государственного терроризма не получила развития.
В Определении агрессии 1974 года такие действия государства, в частности засылка вооруженных банд, групп или наемников, которые применяют вооруженную силу против другого государства отнесены к актам агрессии.
Специальному комитету ООН по международному терроризму, созданному в 1972 году, не удалось выработать общеприемлемого определения международного терроризма. Объясняется это прежде всего различием взглядов на методы борьбы национально-освободительных движений, попытками обвинить именно их в терроризме. Показательно и название пункта повестки дня Генеральной Ассамблеи ООН, который рассматривался в течение многих лет: «Меры по предотвращению международного терроризма, который угрожает жизни невинных людей, или приводит к их гибели, или ставит под угрозу основные свободы, и изучение коренных причин тех форм терроризма и актов насилия, которые проистекают из нищеты, безысходности, бед и отчаяния и побуждают некоторых людей жертвовать человеческими жизнями, включая и свои собственные, в стремлении добиться радикальных перемен». К таким причинам Специальным комитетом по международному терроризму отнесены, в частности, противоречащие Уставу ООН применение силы, агрессия, нарушение политической независимости, суверенитета и территориальной целостности государств, расизм, политика геноцида, фашизм и неофашизм, политическая, социальная и экономическая несправедливость, нарушение прав человека, бедность, голод, нищета, страдания и др. Генеральная Ассамблея ООН неоднократно (в резолюциях 42/159 от 1 декабря 1987 г., 44/29 от 4 декабря 1989 г., 46/51 от 9 декабря 1991 г.) обращалась с призывом к государствам и органам ООН содействовать постепенной ликвидации коренных причин международного терроризма, уделяя при этом «особое внимание всем ситуациям, включая колониализм, расизм и ситуации, связанные с массовыми и грубыми нарушениями прав человека и основных свобод, а также ситуации, сложившиеся в результате иностранного господства и оккупации, которые могут вызвать международный терроризм и поставить под угрозу международный мир и безопасность».
На 51-й сессии в 1996 году Генеральная Ассамблея ООН утвердила декларацию, дополняющую Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма 1994 года и постановила учредить Специальный комитет для последовательного решения задач выработки концепции по борьбе с бомбовым терроризмом, конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма и рассмотрения способов дальнейшего совершенствования всеобъемлющей правовой системы конвенций, касающихся международного терроризма.
Международная борьба с преступностью осуществляется в следующих направлениях:
1. Признание международной опасности определенных уголовных преступлений и принятие государствами обязательств о наказании и выдаче лиц, совершивших такие преступления, независимо от того, на какой территории преступление произошло, против кого оно было направлено и гражданином какого государства оно было совершено.
Международные преступления можно разделить на два вида:
Первый вид - международные преступления общего характера, делится на три группы:
Первая группа - к ней относятся преступления против мира (планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны в нарушение международных договоров или заверений, участие в любом плане или заговоре, направленном к осуществлению любого из такого рода действий.)
Вторая группа - к ней относятся военные преступления, под которыми понимаются серьезные нарушения законов и обычаев войны (убийства, истязания или угон гражданского населения оккупированных территорий для принудительных работ, истязание военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников;
разграбление общественной или частной собственности; бесцельное разрушение городов и деревень, разорение, не оправданное военной необходимостью; биологические эксперименты; принуждение военнопленного или гражданского лица служить в вооруженных силах неприятеля; взятие гражданских лиц в качестве заложников;
лишение военнопленного или гражданского лица прав на нормальное существование; захват, разрушение или умышленное уничтожение культовых, бытовых, благотворительных, учебных, художественных и научных учреждений, исторических памятников, художественных и научных ценностей.)
Третья группа - к ней относятся преступления против человечности (убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости в отношении гражданского населения или преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам, пытки, заключение в тюрьму, изнасилование, терроризм.) Характерной чертой данной группы составляет то, что преступление рассматривается в качестве преступления против человечности, если они совершены с целью осуществления или в связи с преступлениями против мира или военными преступлениями.
Второй вид преступлений - конвенционные преступления, их составы предусмотрены отдельными международными договорами.
Нормы о конвенционных преступлениях подлежат имплементации государствами, ратифицировавшими конвенции, в то время как наказание за международные преступления общего характера не зависит от того признает ли то или иное государство их в качестве преступления. При внесении приговора по первому виду преступлений международные суды руководствуются нормами МП, национальные суды могут руководствоваться как нормами МП, гак и нормами внутреннего права. При вынесении приговора по второму виду преступлений национальные суды основывают приговор на нормах национального права.
Ко второму виду преступлений можно отнести:
Пиратство
Рабство и работорговля
Торговля людьми и детьми
Проституция третьими лицами
Подделка и сбыт денежных знаков и ценных бумаг
Незаконная торговля наркотиками
Незаконный захват воздушного судна
Нарушение правил международных полетов
Нарушение законодательства о континентальном шельфе
Изготовление и распространение порнографических изделий
Умышленные разрывы и повреждения подводных кабелей
Незаконный ввоз, вывоз и передача прав собственности на культурные ценности
Незаконное пользование эмблемами Красного Креста и Красного Полумесяца
Терроризм
Захват заложников
2. Оказание помощи в деле розыска скрывающихся на чужой территории преступников и передача их заинтересованному государству для суда и осуществления наказания
3. Оказание помощи в деле получения необходимых материалов по уголовному делу (выполнение различных следственных поручений других государств по собиранию и фиксации доказательств)
4. Совместное изучение государствами проблем преступности и мер по борьбе с нею (созыв и проведение международных конгрессов, создание соответствующих международных организаций).
5. Оказание практической помощи отдельным государствам в разрешении проблем преступности, изучении их (осуществляется лавным образом ООН путем направления соответствующих экспертов)
6. Обмен информацией о приговорах, вынесенных гражданам другой стороны и по иным вопросам.
7. Исполнение приговоров (социальная реабилитация сужденного наиболее перспективна в его стране - для этого целесообразно заключение двусторонних соглашений о передаче иностранных заключенных).
Роль международных организаций по борьбе с преступностью В 1923 г. была создана международная организация уголовной полиции - ИНТЕРПОЛ, целью которой является оказание содействия полицейским властям государств в борьбе с преступностью, внешний устав Интерпола утвержден в 1956 г. СССР присоединилась к Интерполу с 1990 г.
Интерпол состоит из: Генеральной Ассамблеи из представителей)лицейских властей государств-участников; Исполнительного комитета, который избирается ассамблеей; Генерального секретариата. Штаб-квартира расположена в Лионе. Осуществляет боту путем учреждения в государствах - участниках Национальных игральных бюро. Целями Интерпола являются:
Обеспечение широкого взаимодействия всех органов уголовной полиции в рамках национального законодательства и в духе всеобщей декларации прав человека
Создание и развитие учреждений, которые могут способствовать предупреждению уголовной преступности и борьбе с ней.
Интерпол осуществляет свою деятельность на основе принципов вмешательства во внутренние дела государств, уважения законодательства государств и МП, недопустимости вмешательства в деятельность политического, военного, религиозного или расового характера.
Интерпол прежде всего осуществляет преследование по уголовным преступлениям. Политические преступления, преступления против мира, человечности и военные преступления не являются предметом его интересов.
Основными направлениями деятельности Интерпола являются:
Обеспечение взаимодействия органов внутренних дел государств борьбе с преступностью;
Собирание и систематизация уголовно-розыскной иной криминалистической информации;
Участие в международном розыске;
Информирование национальных полицейских;
- борьба с преступлениями против личности и собственности;
Борьба с организованной преступностью и терроризмом;
Борьба с незаконным оборотом наркотиков, оружия, драгоценных металлов и камней;
Борьба с торговлей людьми, проституцией;
Борьба с преступлениями сексуального характера и в отношении несовершеннолетних;
Борьба с мошенничеством и фальшивомонетничеством;
Борьба с преступлениями в сфере экономики и кредитно-финансовой деятельности. "Д Понятие и решение вопроса экстрадиции.
Экстрадиция - передача одним государством другому лица, преследуемого за совершение уголовного или международного преступления на территории одного государства и путающегося укрыться на территории другого.
Существуют следующие моменты экстрадиции:
1. Выдача возможно только при условии, что деяние считается преступным как на территории запрашивающего, так и на территории запрашиваемого государств (принцип двойной криминальности). При этом, выданное лицо не может быть привлечено к ответственности в большей мере, чем это предусмотрено в законодательстве выдавшего государства;
2. Не подлежат выдаче лица, преследуемые по политическим основаниям (при этом совершение акта терроризма по политическим мотивом не может служить основанием для невыдачи);
3. К выданному смертная казнь не может быть применена;
4. Обязательная выдача имеет место только при наличии двустороннего договора о выдаче;
5. Собственные граждане, как правило, не выдаются;
6. Не подлежат выдаче граждане, пользующиеся иммунитетом (признанные главы государств, дипломатические представители)
7. Выдаче подлежат только лица, совершившие тяжкие преступления;
8. Выданный преступник, может быть, судим только за то преступление, за которое состоялась выдача;
9. В выдаче может быть отказано, если по закону выдающего государства приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения срока давности или на ином законном основании. Это правило не распространяется к лицам, совершившим международные преступления;
10. В выдаче может быть отказано, если на территории государства, которому предъявлено требование о выдаче, по данному преступлению был вынесен приговор о прекращении производства по делу, вступивший в законную силу, либо, если лицо совершило преступление на территории выдающего государства.
11. Выдачи преступника может требовать государство, гражданином которого является преступник, государство, на территории которого совершено преступление, государство, пострадавшее от преступления.
12.В случае отказа в выдаче, запрашивающее государство вправе потребовать привлечения преступника к ответственности на территории запрашиваемого государства по законам запрашивающего, . Выдавшее государство должно быть проинформировано о.результатах судебного разбирательства.
Выдавшее государство должно быть проинформировано о.результатах судебного разбирательства.
Лекция 18: Международно-правовое регулирование экономического сотрудничества
Понятие и субъекты международного экономического права
Международное экономическое право - совокупность принципов и норм МП, регулирующих отношения его субъектов в области экономического сотрудничества.
Целями международного экономического права являются:
Содействие экономическому прогрессу всех народов;
Создание условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных взаимоотношений между народами;
Повышение уровня жизни, полной занятости населения в условиях экономического и социального прогресса.
На международные экономические отношения распространяются общие принципы МП. Однако существуют специальные международно-правовые принципы международных экономических отношений:
Право государств свободно определять свою внешнеэкономическую политику
Нормативное содержание данного принципа включает в себя:
право государства регулировать свою внешнюю торговлю с помощью таможенных пошлин (тарифное регулирование и паратаможенное регулирование).
принцип свободы торговли - свобода ввоза-вывоза товаров без какого бы то ни было ограничения;
принцип контингентирования (квотирования) импорта и экспорта товаров - право ограничения ввоза или вывоза товаров в течение определенного периода времени определенным количеством:
принцип запретительно-разрешительного ввоза-вывоза товаров (система лицензирования);
право установления государственной монополии внешней торговли отдельными товарами.
Принцип недискриминации в международных экономически? отношениях. Данный принцип является производным от принцип суверенного равенства государств.
Принцип всеучастия - означает полное и эффективное участие государств в разрешении мировых экономических проблем в общи» интересах на основе равенства.
Принцип суверенитета государств над своими природными ресурсами и всей экономической деятельностью.
Принцип преференциального режима для развивающихся стран (создание режима таможенных льгот для развивающихся стран)
Принцип международной социальной справедливости
Принцип свободного доступа к морю для стран, не имеющих к нему выхода.
Государство вправе установить режимы внешнеторгового регулирования:
а. национальный режим - одинаково распространяется как на иностранцев, так и на граждан, участвующих во внешнеторговом обороте;
Ь. специальный режим - иностранцам предоставляются права, специально оговоренные в международном договоре;
с. режим наибольшего благоприятствования нации - режим, предоставляемый одним государством другому или его гражданам, не менее благоприятный чем режим, предоставляемый другим нациям или их гражданам.
d. Преференциальный режим - особенно благоприятные условия предоставляются государствам одного экономического объединения или соседним странам, а также в обязательном порядке - развивающимся странам.
Международное экономическое право включает в себя следующие под отрасли: торговое право; финансовое право;
инвестиционное право; право предоставления технологий. При этом, следует отграничивать предмет международного экономического права от международного частного права. Под последним большинством авторов понимается внутреннее право государств, осложненное так называемым иностранным элементом.
Международное экономическое право включает в себя следующие под отрасли: международное торговое право;
Международное финансовое право; международное инвестиционное право: международное право предоставления технологий.
Международная преступность представляет собой совокупность всех преступных деяний, совершенных в определенный период в государствах.
Под международнойборьбой с преступностью понимается сотрудничество государств в борьбе с определенными видами преступлений, совершенных индивидами. При этом различают два основных вида сотрудничества государств в борьбе с международной преступностью: заключение международных договоров по различным аспектам этой деятельности и участие государств в международных организациях, специализирующихся на борьбе с преступностью.
Международная организация уголовной полиции (Интерпол ) была создана в 1919 г., но в современном виде действует с 1956 г., когда был принят новый Устав. В 1982 г. Интерпол получил статус международной межправительственной организации. Его членами являются более 170 государств, и по численности он уступает только ООН.
В соответствии с Уставом Интерпола каждая страна может уполномочить выступать в качестве члена Интерпола любой полицейский орган, функции которого совпадают со сферой деятельности этой организации.
Целями Интерпола объявлены:
1) обеспечение широкого взаимодействия всех национальных органов уголовной полиции;
2) развитие учреждений по предупреждению преступности и борьбе с ней.
Интерполу не разрешается осуществлять какую-либо деятельность политического, военного, религиозного или расового характера.
Основные направления деятельности Интерпола следующие.
1. Уголовная регистрация. Объект регистрации - сведения о "международных" преступниках и преступлениях, носящих международный характер.
2. Международный розыск. Основной вид розыска по каналам Интерпола - это розыск преступников. Однако в задачи Интерпола входит и розыск лиц, пропавших без вести, похищенного имущества (автомобилей, произведений искусства и т.д.).
3. Розыск подозреваемых для наблюдения за ними и контроля за их перемещениями.
4. Розыск лиц, пропавших без вести.
5. Розыск похищенных предметов (транспортных средств, произведений искусства, оружия и др.).
33.Виды и формы борьбы с международным терроризмом.
Терроризм - политика, основанная на систематическом применении террора. Синонимами слова «террор» (лат. terror - страх, ужас) являются слова «насилие», «запугивание», «устрашение».
В праве России терроризм определяется как идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и/или иными формами противоправных насильственных действий. В конце 1960-х годов появилась специфическая форма терроризма - международный.
Виды терроризма
По характеру субъекта террористической деятельности, терроризм делится на:
- Неорганизованный или индивидуальный (терроризм одиночек) - в этом случае теракт (реже, ряд терактов) совершает один-два человека, за которыми не стоит какая-либо организация;
- Организованный, коллективный - террористическая деятельность планируется и реализуется некой организацией. Организованный терроризм - наиболее распространённый в современном мире.
По своим целям терроризм делится на:
- Националистический - преследует сепаратистские или национально-освободительные цели;
- Религиозный - может быть связан с борьбой приверженцев религии между собой (индуисты и мусульмане, мусульмане и христиане) и внутри одной веры (католики-протестанты, сунниты-шииты), и преследует цель подорвать светскую власть и утвердить власть религиозную;
- Идеологически заданный, социальный - преследует цель коренного или частичного изменения экономической или политической системы страны, привлечения внимания общества к какой-либо острой проблеме.
Иногда этот вид терроризма называют революционным. Примером идеологически заданного терроризма служат анархистский, эсеровский, фашистский, европейский «левый», и др.
Это деление терроризма условно и сходства можно найти во всех его видах.
Террор - применение силы или угроза её применения сильнейшей стороной по отношению к слабейшей (обычный терроризм - наоборот). Примеры: практика массовых публичных казней палачами революционного правительства Франции в 1792 году; «красный террор», сталинские репрессии.
Безлидерный терроризм - террористические акты, совершаемые малыми независимыми группами (тайными ячейками) или отдельными людьми. При этом террористическая организация может быть пирамидальной, но ее сторонники действуют независимо.
Правительства и терроризм
Правительства противодействуют терроризму, чтобы поддерживать стабильную политическую ситуацию. Однако правительство страны может также заниматься специфическим видом терроризма - государственным терроризмом: поддержкой террористических группировок в других странах, арестами, пытками и убийствами членов национальных меньшинств,оппозиции
Запугиванием населения в целях поддержки правящего режима.
Борьба с терроризмом
Специалисты, исследующие проблему терроризма, выделяют две возможные стратегии борьбы с терроризмом - «прогрессивную» и «консервативную»:
«Прогрессивная» стратегия подразумевает частичные уступки требованиям террористов - выплату выкупа, территориальные и моральные уступки (например, признание ценностей, поддерживаемых террористами, признание лидеров террористов равноправными партнёрами по переговорам и т. д.). В определённой степени такой позиции до недавнего времени придерживалась Россия.
«Консервативная» стратегия означает безоговорочное уничтожение террористов и их сторонников, а также поощрение лиц, идущих на сотрудничество с «демократическими» государствами в их борьбе с террором, отказ от каких бы то ни было переговоров с террористами, отказ от заключения перемирий.
34. Международное гуманитарное право: понятие, принципы, источники. Понятие жертв войны. Комбатанты и некомбатанты. Женевские конвенции о защите жертв войны 1949г.
Международное гуманитарное право (право войны, право вооруженных конфликтов) - совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих защиту жертв войны, а также ограничивающих методы и средства ведения войны.
Международное право вооружённых конфликтов кодифицировано в
- Гаагских Конвенциях,
- Женевских Конвенциях о защите жертв войны 1949 г. и
- Дополнительных Протоколах к ним 1977 г.,
- резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН.
Отдельные ограничения, установленные международным гуманитарным правом, распространяются и на вооружённые конфликты немеждународного (внутреннего) характера.
Международное гуманитарное право, именуемое в некоторых нормативных правовых актах как «право вооруженных (военных) конфликтов» или «право войны», представляет собой применяемую в период военных конфликтов систему правовых принципов и норм, содержащихся в международных договорах (соглашениях, конвенциях, протоколах) или являющихся следствием установившихся обычаев ведения военных действий.
Цель международного гуманитарного права
- облегчить, насколько возможно, бедствия и лишения, приносимые военными действиями, как их непосредственным участникам, так и лицам, непосредственно не принимающим в них участие, а также защитить объекты, не имеющие военного значения.
Предмет регулирования данной отрасли права включает межгосударственные отношения, возникающие по поводу
:
- начала и окончания войны или вооруженного конфликта;
- нейтралитета государств, не участвующих в войне (вооруженном конфликте);
- ограничения воюющих в выборе способов (методов) и средств ведения боевых действий;
- защиты жертв войны и культурных ценностей во время войны (вооруженного конфликта); условий военной оккупации; ответственности государств и физических лиц за нарушение норм международного гуманитарного права.
Основными принципами международного гуманитарного права являются:
- принципы гуманизма;
- недопустимости дискриминации жертв войны;
- международно-правовой ответственности государств и уголовной ответственности физических лиц за нарушение норм права;
- ограничения воюющих в выборе способов и средств ведения боевых действий;
- разграничения военных и гражданских объектов;
- защиты законных прав участников военных действий и неотъемлемых прав гражданских лиц;
- ненападения на гражданское население.
Основными источниками международного гуманитарного права, которые реализуют данные принципы в виде конкретных положений, требований и норм, являются: - Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 г.; - Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г.; - Женевский протокол о запрещении применения на войне удушающих, ядовитых или подобных газов и бактериологического оружия 1925 г.; - Гаагская конвенция о защите культурных ценностей 1954 г.; - Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия и об их уничтожении 1972 г.; - Конвенция о запрещении разработки, производства и применения химического оружия 1993 г.; В настоящее время Российская Федерация является участником практически всех международных договоров в области международного гуманитарного права. Положения и нормы международного гуманитарного права базируются на едином понимании всеми государствами и их гражданами, прежде всего из состава вооруженных сил, сущности и содержания основных субъектов, объектов и процессов, которые являются неотъемлемыми составными частями такого сложного социального явления, как война или вооруженный конфликт.
К основным субъектам международного гуманитарного права относятся законные участники военного конфликта: «комбатант» (воюющий), «некомбатант», а также «лицо, находящееся под защитой» , статус которых определен Женевскими конвенциями и дополнительными протоколами к ним.
Комбатанты (воюющие) - лица из состава вооруженных сил стороны, находящейся в международном вооруженном конфликте (за исключением военно-медицинского и военно-духовного персонала). Комбатантами в ряде случаев могут признаваться партизаны, лица, входящие в добровольческие отряды, ополчение и движение Сопротивления, а также некоторые другие категории лиц. Они имеют право принимать непосредственное участие в боевых действиях и в случае захвата противником получать статус военнопленного. Комбатанты обязаны соблюдать в своих действиях нормы международного гуманитарного права и отличать себя от гражданского населения, по крайней мере, открытым ношением оружия в ходе боя или на виду у противника перед вступлением в бой.
Некомбатантами признаются лица, не входящие в состав вооруженных сил воюющих государств, а также хотя и входящие в состав действующей армии (в качестве обслуживающего персонала), но не принимающие непосредственного участия в сражении с оружием в руках. Они имеют специальный правовой статус в случае задержания их неприятелем.
Одним из важнейших направлений международного гуманитарного права является международно- правовая защита жертв вооруженных конфликтов. К важнейшим правовым актам в данной сфере относятся Женевские конвенции 1949 года о защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним, касающиеся защиты жертв вооруженных конфликтов.
К жертвам военного конфликта международное гуманитарное право относит пропавших без вести, умерших (погибших). Принцип защиты жертв войны обязывает воюющих охранять интересы названных лиц, обращаться с ними при всех обстоятельствах гуманно и предоставлять им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход. Между ними не должно проводиться никакого различия независимо от цвета кожи, исповедания, религии, пола, национального и социального происхождения, политических и других убеждений. При этом следует учитывать, что жертвы вооруженных конфликтов пользуются уважением и находятся под защитой международного гуманитарного права, если они воздерживаются от любых враждебных действий по отношению к вооруженным силам. Международное гуманитарное право обязывает воюющих принимать все возможные меры к тому, чтобы разыскивать и подбирать раненых и больных, ограждать их от ограбления и дурного обращения. При этом воюющие стороны могут обращаться к местным жителям с просьбой подбирать и ухаживать за ранеными и больными под их контролем, предоставляя, изъяснившим желание выполнять такую работу необходимую помощь и льготы.
Похожая информация.
Они заключают договоры по международному сотрудничеству о борьбе с отдельными видами международных преступных деяний и правовой помощи по уголовным делам. Осуществляют совместные действия по предотвращению и пресечению преступлений и привлечению виновных к ответственности. Развитие международного сотрудничества прошло за последние годы довольно большой путь. Вначале использовались самые простые формы сотрудничества – договоры о выдаче лица, которое совершило преступление. Потом возникла необходимость обмениваться информацией. Затем возникла необходимость обмениваться опытом. В последнее время большое значение в отношениях между государствами занимает вопрос об оказании профессионально-технической помощи. Многие страны нуждаются в оснащении своих правоохранительных органов новейшими техническими средствами, необходимыми для борьбы с преступностью.
Объем и характер сотрудничества в этой сфере свидетельствуют о том, что в международном праве появилось новое направление – международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью.
Значительную роль в сфере борьбы с международной преступностью занимают совместные действия правоохранительных органов различных государств. Без этого сотрудничества борьба с отдельными видами международных преступлений будет неэффективной.
Сотрудничество государств развивается на трех уровнях. Прежде всего это сотрудничество на двустороннем уровне, которое известно уже достаточно давно. Сейчас тем не менее данное сотрудничество не утратило своего значения, более того, оно играет огромную роль в сфере борьбы с организованной преступностью. Двустороннее сотрудничество хорошо тем, что оно позволяет учесть все нюансы интересов заинтересованных сторон и более внимательно подойти к решению каждой насущной проблемы. Наибольшее распространение получило двустороннее содействие по уголовным делам, выдаче преступников, передача осужденных лиц для исполнения отбывания наказания в ту страну, гражданами которых они являются.
Сотрудничество государств осуществляется также и на региональном уровне. Здесь огромную роль сыграли такие региональные организации, как ОАЕ, ОАГ, ЛАГ и др.
Кроме того, колоссальная работа по этому поводу проводится в Совете Безопасности Европы. На основе этого сотрудничества принимаются конвенции:
- о выдаче преступников;
- о признании приговоров по уголовным делам;
- об «отмытых» доходах , полученных преступным путем;
- о правовой помощи по различным категориям дел;
- о содействии в области правонарушений в отношении исторических и культурных ценностей.
В процессе сотрудничества между государствами выявилась одна важная деталь , а именно – что двусторонними и региональными соглашениями нельзя ограничиваться, так как отдельные виды преступлений затрагивают интересы всех стран мира. А потому учитывание этой детали создало предпосылки для выхода сотрудничества на общемировой уровень – начался процесс многосторонних договоренностей.