Конституционное судопроизводство: понятие, принципы, особенности. Конституционный суд РФ

В общем виде конституционные принципы правосудия можно рассматривать как закрепленные Конституцией Российской Федерации или вытекающие из ее норм основополагающие правовые идеи, определяющие организацию и деятельность государственных органов, осуществляющих судебную власть. Эти идеи определяют построение судов, их демократизм.

Решая при осуществлении правосудия вопрос о пределах действия того или иного принципа правосудия, необходимо опираться, во-первых, на предписания ч. 1 ст. 15 Конституции, содержащей категорические правила о том, что: а) Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу; б) ее нормы имеют прямое действие на всей территории России; в) законы и другие правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России.

К системе конституционных принципов есть основание отнести принципы: законности; осуществления правосудия только судом; независимости судей; осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом; обеспечения прав граждан на обращение в суд за защитой своих интересов; презумпции невиновности; состязательности и равноправия сторон; гласности разбирательства дела в суде; охраны чести и достоинства личности;

Действие принципов правосудия проявляется по-разному в различных видах правосудия, осуществляемого в рамках конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. При этом, если в первых трех случаях принципы правосудия действуют в судебных заседаниях, то в четвертом случае (уголовное судопроизводство) принципы действуют не только в судебном разбирательстве, но и на этапах, предшествующих судебному разбирательству, - на дознании и предварительном следствии, хотя степень их действия на разных этапах судопроизводства различна.

Организация судов в Российской Федерации строится на основе закрепленной в Конституции РФ и федеральных конституционных законах системы принципов, представляющей совокупность связанных между собой конструктивных элементов. Эта совокупность основных правил организации и деятельности судов отражает определенные объективные внутрисистемные закономерности функционирования органов судебной власти как целостного образования.

Принцип законности

Законность - универсальный правовой принцип, который нашел свое нормативное воплощение в многочисленных статьях действующей Конституции Российской Федерации.

Общие предпосылки законности содержатся уже в ч. 1 ст. 1 Конституции, объявляющей Россию демократическим федеративным правовым государством. Часть 2 ст. 4 категорически устанавливает верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории России. Универсальный характер общеправового принципа законности подтверждает ст. 15 Конституции РФ. В Конституции немало других статей, содержащих требования законности или направленных на их обеспечение. Часть из них относится к правосудию.

Деятельность правоохранительных органов, направленная на обеспечение правосудия, регулируется указами Президента, постановлениями Правительства РФ, другими нормативными актами, принятыми в пределах компетенции Российской Федерации и соответственно ее субъектов (ст. 71, 72 Конституции РФ). Указанные нормативные акты принимаются в обеспечение реального действия законов. Поэтому требование их исполнения и соблюдения вписывается в рамки принципа законности.

Правосудие осуществляется в рамках судопроизводства. Поэтому достижение целей правосудия обусловлено четким регулированием общественных отношений процессуальными законами, на которых построено гражданское, административное, арбитражное и уголовное судопроизводство.

Принцип законности в правосудии и судопроизводстве направлен на неуклонное исполнение и соблюдение законов всеми участниками общественных отношений, на обеспечение такого поведения граждан и деятельности государственных органов, которые соответствуют требованиям норм права. В процессуальных кодексах тщательно регламентировано производство всех допустимых законом процессуальных действий и процессуальных решений. При этом участники должны точно соблюдать требования не только процессуального, но и материального (уголовного, гражданского, административного) законов. Требования точного соблюдения и исполнения законов при производстве, в частности, предварительного расследования или в суде адресуется нормами УПК не только субъектам, осуществляющим производство по делу (судье, следователю, прокурору), но и вовлеченным в сферу уголовного судопроизводства гражданам, их защитникам и представителям, экспертам, специалистам и др.

Принцип осуществления правосудия только судом

Правосудие по уголовным, гражданским, административным делам в соответствии с Конституцией Российской Федерации может осуществлять только суд (ст. 118). Применительно к правосудию по уголовным делам Конституция устанавливает, что лицо может быть признано виновным лишь приговором суда (ст. 49). Статья 8 УПК, находящаяся в соответствии с приведенными конституционными положениями устанавливает, что только суд в своем приговоре может признать лицо виновным в совершении преступления и подвергнуть уголовному наказанию. В отношении ключевого положения суда, его исключительной роли в осуществлении правосудия по гражданским делам положения ст. 118 Конституции РФ конкретизируются в соответствующих нормах ГПК и АПК России.

Конституция не только четко определяет исключительные полномочия суда в осуществлении правосудия, но и устанавливает порядок назначения судей федеральных судов первого и второго звена - Президентом России, а судей высшего звена по его представлению - Советом Федерации Российской Федерации (п. «е» ст. 83, п. «ж» ст. 102). Необходимо к тому же принять во внимание установление Конституцией РФ правила о несменяемости и неприкосновенности судей (ст. 121, 122). Эти и другие положения свидетельствуют о том, что Конституция не только провозгласила самостоятельность судебной власти (ст. 10), Концепция судебной реформы в Российской Федерации. - М., 1992. С.7. но и, как никогда прежде, на высшем законодательном уровне предусмотрела правовые обеспечения независимости судей.

Суду предоставлены исключительные полномочия по осуществлению правосудия потому, что ни один другой государственный орган не обладает такими возможностями, как суд, для принятия решения на основе непосредственного, всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела в условиях гласного и устного судебного разбирательства при обеспечении состязательности и равноправия сторон.

Суд обосновывает свой приговор лишь доказательствами, рассмотренными в судебном разбирательстве (ст. 301 УПК). Таким образом, в своих выводах суд не только не связан мнениями следователя, проводившего предварительное расследование, или прокурора, утвердившего обвинительное заключение и осуществляющего уголовное преследование в судебном разбирательстве, но не связан и доказательствами, собранными на предварительном следствии и представленными суду. В результате судебного разбирательства суд может вынести обвинительный или оправдательный приговор. Обвинительный приговор суд не обязательно выносит по тому обвинению, которое сформулировано в обвинительном заключении. Во-первых, это обвинение суд может изменить до судебного разбирательства. Во-вторых, хотя судебное разбирательство производится лишь по тому обвинению, по которому назначено слушание дела, суд вправе изменить обвинение, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту (ст. 254 УПК).

Приведенные положения показывают, почему суду и только суду закон предоставил право признавать лицо виновным и подвергать уголовному наказанию, т. е. осуществлять правосудие.

Принцип независимости судей

Независимость судей - важнейший принцип правосудия. Не случайно поэтому он получил отражение в законах о судах (ст. 12 Закона о судоустройстве; ст. 6 Закона об арбитражном суде; ст. 5, 13 Закона о Конституционном Суде), Законе о статусе судей (ст. 1, 9, 10). Особо необходимо отметить ст. 120 Конституции РФ, в которой выражена суть принципа независимости судей: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону».

Значение данного принципа правосудия состоит в создании для судей таких условий осуществления их деятельности, при которых они могли бы рассматривать дела и принимать по ним решения на основе Конституции и других федеральных законов, руководствуясь исключительно своим внутренним убеждением. Такая обстановка может быть обеспеченной, если суд огражден от какого-либо воздействия, давления на него со стороны. Только в этом случае может быть реальной самостоятельность судебной власти при осуществлении правосудия, о которой со всей определенностью упоминает ст. 10 Конституции РФ.

Независимость - это исключение любого воздействия на судей со стороны других лиц и организаций при рассмотрении судом конкретных дел. При рассмотрении дел суд не связан мнением участников процесса. В каждом случае, принимая решение, суд руководствуется законом, правосознанием, своим внутренним убеждением, основанным на рассмотрении всех обстоятельств дела в совокупности.

В числе средств обеспечения независимости судей Закон о статусе судей указывает: а) наличие особой процедуры осуществления правосудия; б) установление под угрозой ответственности запрета на вмешательство кого бы то ни было в деятельность по осуществлению правосудия; в) установление порядка приостановления и прекращения полномочий судьи; г) право судьи на отставку; д) неприкосновенность судьи; е) систему органов судейского сообщества; ж) предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу; з) наличие особой защиты государством не только судьи, но и членов его семьи, а также имущества.

Закрепление в законе принципа независимости судей служит осуществлению судами законности, объективному и беспристрастному выполнению задач правосудия.

Принцип состязательности и равноправия сторон

Конституцией Российской Федерации провозглашен принцип состязательности судопроизводства при осуществлении правосудия (ч. 3 ст. 123). Сущность этого принципа состоит в том, что при осуществлении правосудия по уголовным делам судебное разбирательство построено таким образом, что функцию обвинения осуществляет одна сторона (прокурор, общественный обвинитель, потерпевший), функцию защиты - другая сторона (защитник, подсудимый, законный представитель подсудимого). Соответственно в гражданском процессе противоборствующие стороны представляют гражданский истец, его представитель, а также гражданский ответчик (представитель гражданского ответчика). Знаменательно, что стороны при состязательном порядке судопроизводства равноправны, что подчеркивается в ч. 3 ст. 123 Конституции РФ. Функция же разрешения дела (уголовного, гражданского) принадлежит суду.

Необходимо иметь в виду, что конституционное положение о равноправии сторон при осуществлении правосудия имеет чисто процессуальный аспект. Сто-роны не вообще равноправны, а имеют равные процессуальные права при отстаивании перед судом своих позиций. Они имеют одинаковую возможность использовать допустимые процессуальные средства обоснования своих позиций: по обвинению (уголовному преследованию) и защите; по поддержанию гражданского иска и возражений против него. Суд при состязательном построении судебного разбирательства обязан обеспечить сторонам условия для реализации их процессуальных прав, он следит за законностью действий сторон, своими действиями способствует установлению истины по делу.

Идея состязательности и равноправия сторон четко выражена в ст. 6 Закона об арбитражных судах (1995 г.), в ст. 7 АПК РФ. Нашел этот принцип отражение и в действующих ГПК и УПК России.

Наиболее ярко регулирование принципа состязательности представлено в нормах десятого раздела УПК (ст. 426, 428, 429, 430 и др.), которыми предусмотрено, что при осуществлении правосудия судом присяжных обеспечивается не только процессуальное равенство сторон (при предварительном слушании дела и в судебном разбирательстве), но и обязательное участие защитника и государственного обвинителя. Законодатель установил, что в случае полного или частичного отказа прокурора от обвинения на предварительном слушании судья прекращает дело полностью или в соответствующей части. Отказ прокурора от обвинения в стадии судебного разбирательства при отсутствии возражений со стороны потерпевшего влечет прекращение дела полностью или в соот-ветствующей части (ч. 2 ст. 430 УПК).

Приведенные и некоторые другие положения десятого раздела УПК свидетельствуют о том, что в суде присяжных принцип состязательности действует в большей степени, чем при общем порядке рассмотрения дела в суде первой инстанции. Но из этого не вытекает, что состязательность в уголовном процессе Российской Федерации появилась лишь в 1993 г., с введением суда присяжных. Проблемы судебного права. // Подред. В.М. Савицкого. - М., 1993. С. 164-168. Такую позицию нельзя признать правильной, так как и при общем порядке судопроизводства принцип состязательности действовал и действует, включая в себя: равные права сторон по представлению суду доказательств, участию в исследовании доказательств, заявлению ходатайств и отводов, отстаиванию своих позиций.Для реализации этих возможностей субъекты уголовного процесса наделены широкими процессуальными правами при установлении категорического запрета перелагать обязанность доказывания на обвиняемого (ч. 2 ст. 20 УПК). При этом функции сторон четко отделены от функции суда, разрешающего дело.

Принцип гласности разбирательства дела в суде

Конституцией Российской Федерации установлено: «Разбирательство дела во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом» (ч. 1 ст. 123). Заметим, что, во-первых, принцип гласности устанавливается для всех судов, т. е. и общих, и военных, и арбитражных, причем при рассмотрении как уголовных, так и гражданских дел. Во-вторых, принцип гласности Конституция рассматривает в качестве правила, а закрытое судебное разбирательство - как изъятие из этого правила, причем только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Базируясь на положениях Конституции РФ, АПК РФ не ограничился провозглашением принципа гласности разбирательства дел, но и конкре-тизировал конституционные нормы применительно к арбитражному процессу. В ст. 9 АПК установлено, что разбирательство дел в арбитражном суде открытое. Слушание же дела в закрытом заседании предусмотрено: а) в случаях, предусмотренных федеральным законом о государственной тайне; б) при удовлетворении судом ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой и иной тайны; в) в других случаях, предусмотренных федеральным законом. Савицкий В.М. Государственное обвинение в суде. - М., 1971. С. 99-115.

В свою очередь законодатель допустил возможность слушания дела в закрытом судебном разбирательстве по мотивированному определению суда или постановлению судьи: а) по делам о преступлениях лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста; б) по делам о половых преступлениях; в) по другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц.

Гласность судебного разбирательства - один из показателей демократизма судопроизводства. Такой порядок обеспечивает гражданам право присутствовать в зале судебного заседания, следить за ходом производства по делу, распространять сведения об увиденном и услышанном в судебном заседании в средствах массовой информации или другим доступным им способом. Тем самым осуществляется одна из форм контроля народа за деятельностью судебной власти.

При рассмотрении уголовных дел в силу принципа гласности все процессуальные действия в судебном разбирательстве совершаются «при открытых дверях», за исключением совещания судей при постановлении приговора или вынесении некоторых определений (ст. 261 и 302 УПК). В судебном заседании вправе присутствовать все желающие, кроме лиц в возрасте до 16 лет, не являющихся участниками процесса - обвиняемыми, потерпевшими, свидетелями (ст. 262 УПК).

Принцип гласности тесно связан с другими принципами правосудия и судопроизводства. С одной стороны, гласность является важнейшим средством реализации таких принципов правосудия, как состязательность и равноправие сторон, обеспечение обвиняемому (подсудимому) права на защиту. С другой стороны, гласность не может быть реализована вне действия таких принципов правосудия и судопроизводства, как устность, непосредственность, обеспечение пользования родным языком при осуществлении правосудия.

Осуществление принципа гласности обеспечивает воспитательное значение судопроизводства, повышение авторитета судебной власти и правосудия, соблюдение действующих законов.

Гласность правосудия имеет много общего с гласностью в обществе вообще. Но гласности судопроизводств присуща специфическая особенность - она представляет собой нормативное установление, несоблюдение которого представляет собой грубейшее нарушение закона.

Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. В части второй указанной статьи приведенное положение раскрыто и конкретизировано. Его сущность состоит в том, что равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения в религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, других обстоятельств.

Принцип равенства граждан перед законом и судом сочетается с положением о едином суде и единстве права. Положение о едином суде означает, что в государстве нет судов, предоставляющих привилегии определенным лицам либо основанных на дискриминации. Установленная Конституцией и законодательством о судоустройстве судебная система является единой: для всех граждан имеются одни и те же суды. Положение о единстве права также представляет собой одно из требований подлинного демократизма. Оно означает единство законодательства, применение единой системы права в правосудии.

Установленное ст. 19 Конституции России положение о равенстве всех перед законом и судом базируется на рекомендациях, содержащихся в ст. 7 и 8 Всеобщей декларации прав человека. Статья 8 названной декларации оказала влияние на формулировку не только ст. 19, но и ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту своих прав и свобод. Сопоставляя содержание ст. 19 и ст. 46 Конституции, нетрудно заметить между ними связь, так как первая из этих статей провозглашает равенство, а вторая представляет собой важнейшее правовое средство обеспечения того, что устанавливает первая.

Принцип осуществления правосудия на началах равенства перед законом и судом действует при осуществлении правосудия не только по уголовным делам, но и по гражданским делам в общих и арбитражных судах.

Принцип обеспечения каждому права на обращение в суд за защитой своих интересов

Гарантируя каждому судебную защиту прав и свобод, Конституция Российской Федерации (ст. 46) тем самым подтвердила на высшем законодательном уровне приверженность России общепризнанным международно-правовым стандартам прав человека и гражданина. Развивая установленное ею общее положение о признании общепризнанных принципов и норм международного права (ч.4 ст. 15), См. постановление Конституционного Суда РФ от я марта 1996 г., вынесенное в связи с рассмотрением жалоб Р.И. Мухаметшина и А.В. Барбаша (Российская газета. 1996. №52. 19 марта). Конституция формулирует четкое правовое положение: решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 2 ст. 46).

В ст. 19 УПК, в частности, указанный принцип представлен в следующем виде: «Действия и решения суда, прокурора, следователя и лица, производящего дознание, могут быть обжалованы в установленном настоящим Кодексом порядке заинтересованными гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями». Из приведенного положения видно, что закон не ограничивает круг субъектов права на жалобу только участниками процесса. Число субъектов права на жалобу значительно больше. В этом ст. 19 УПК не противоречит положениям ст. 46 Конституции РФ, на столь высоком уровне обеспечивающей право каждого на жалобу. И все-таки необходимо отметить, что особую заботу законодателя составляет обеспечение в УПК права на обжалование действий и решений лиц, ведущих производство по уголовному делу, именно участниками процесса. Поэтому в числе процессуальных прав участников процесса УПК обязательно указывает это право (ст. 46, 51, 52, 53, 54, 55), а рядом с перечислением субъективных процессуальных прав участников процесса в законе обращено внимание на обязанность государственных органов не только разъяснить указанные права, но обеспечить возможность их осуществления.

Несмотря на введение в УПК правил об обжаловании в суд процессуальных решений, принятых на предварительном следствии и дознании, Конституционный Суд Российской Федерации признал, что отдельные уголовно-процессуальные нормы применяются без учета действия конституционной нормы (ст. 46) о праве на обжалование в суд действий и решений должностных лиц, ответственных за ведение уголовного дела. Имеются в виду решения Конституционного Суда: а) по вопросу признания права гражданина на обжалование в суд постановлений органов расследования о прекращении уголовного дела; б) в отношении признания не соответствующими ст. 46 Конституции РФ положений ст. 220 УПК, ограничивающей круг лиц, имеющих право на судебное обжалование по-становлений о применении на предварительном следствии и дознании меры пресечения в виде заключения под стражу, только лицами, содержащимися под стражей. Такое право было признано и за лицами, в отношении которых вынесены такие постановления, хотя и не приведены в исполнение. Тем самым решение Конституционного Суда, ориентирующего суды на применение ст. 46

Конституции, способствовало расширению круга лиц, имеющих право в рассматриваемых случаях на жалобу. Такое решение целиком соответствует ч. 1 ст. 15 Конституции РФ, установившей прямое действие и высшую юридическую силу конституционных нормданном случае - норм, содержащихся в ст. 46).

Реализация принципа обжалования действий и решений государственных органов направлена на обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Но, обращая внимание суда на допущенные нарушения закона, субъекты права на жалобу способствуют обеспечению законности и установлению истины по делу.

Принцип презумпции невиновности

Принцип презумпции невиновности достаточно четко и полно представлен в ч.1 ст. 49 Конституции РФ, в соответствии с которой «каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда». ВВС РФ. 1992. № 25. Ст. 1389. Нельзя сказать, что презумпция невиновности до 1993 г. не была присуща российскому правосудию и уголовному судопроизводству. Она признавалась наукой, судебной практикой. См.: постановление Конституционного Суда РФ от 13 ноября 1995 г. (Российская га-зета. 1995. № 230. 28 ноября). Положения, вытекающие из принципа невиновности, нашли воплощение во многих статьях действующего УПК. В частности, в УПК установлено: «Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом» (ст. 14). С презумпцией невиновности связаны и многие другие положения и требования закона, в том числе:

а) обеспечение обвиняемому и подозреваемому права на защиту (ст. 16 УПК);

б) установление правила, согласно которому признание обвиняемым своей вины может быть положено в основу обвинения лишь при подтверждении признания совокупностью имеющихся доказательств по делу (ч. 2 ст. 77 УПК);

Презумпция невиновности опровержима: предположение о невиновности действует до тех пор, пока на основе достаточных, достоверных и объективных доказательств в предусмотренном законом порядке не будет установлена приговором суда виновность лица в совершении преступления.

Конституция РФ предусматривает два положения, вытекающих из пре-зумпции невиновности:

а) обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (ч. 2 ст. 49 Кон-ституции);

б) неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняе-мого (ч. 3 ст. 49 Конституции).

Оба положения распространяются на предварительное расследование (следствие, дознание), на прокурора, суд первой и вышестоящих инстанций.

Принцип охраны чести и достоинства личности

Именно в Конституции получила полное нормативное воплощение идея охраны чести и достоинства личности (ст. 21, 23, 24). Во-первых, Конституция установила, что достоинство личности охраняется го-сударством, при этом в ст. 21 специально подчеркнуто: «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому и унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию». Во-вторых, на конституционном уровне сформулировано соответствующее международным стандартам положение о праве каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей жизни и доброго имени. Конституция не ограничилась констатацией права каждого человека на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и телеграфных сообщений. Она подчеркнула, что ограничение этого права допускается только на основании судебного решения (ст. 23). В-третьих, Конституцией установлено, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст. 24).

Необходимо подчеркнуть, что перечисленные конституционные положения имеют отношение к судопроизводству и осуществлению правосудия по уголовным делам и гражданским делам, входят в предмет деятельности судебной власти. Но их значение выходит за пределы судопроизводства и деятельности суда.

Действующий УПК также наделяет следователя правом при проведении следственных действий предупреждать участвующих в них лиц о недопустимости без его согласия разглашения данных предварительного следствия. УПК возлагает на следователя обязанность принимать меры, чтобы не получили оглашения выявленные при обыске и выемке обстоятельства интимной жизни лиц, в помещениях, принадлежащих которым, были проведены соответствующие действия.

3. Организационно-правовые формы конституционного судопро­изводства.

1. Предмет рассмотрения и другие особенности конституционного судопроизводства

Осуществление конституционного контроля специальными судебными органами обусловливает существование адекватного ему, самостоятельного вида судопроизводства. Конфликты в процессе реализации норм конституционного права требуют специфических процессуальных форм разрешения. Судопроиз­водство в конституционном суде не может не иметь общей родо­вой основы с другими видами судопроизводства (отсюда общ­ность основных принципов судопроизводства), которая, однако, не исключает, а предполагает существование ряда особенностей, касающихся предмета рассмотрения в конституционном судо­производстве, его участников, характера проведения в нем экс­пертизы и др.

Конституционный суд решает вопросы права с позиций кон­ституции как основного закона государства, принципов и норм, содержащихся в ней. В ходе конституционного судопроизводства конституционный суд воздерживается от установления фактиче­ских обстоятельств дела, что является предметом рассмотрения судов общей юрисдикции или других компетентных государст­венных органов.


Участники конституционного судопроизводства. Исходя из предмета рассмотрения в конституционном судопроизводстве определяется и круг его участников - стороны и их представи­тели, эксперты, свидетели, переводчики.

Сторонами в конституционном судопроизводстве являются:

а) заявители - органы или лица, объединения граждан, напра­вившие в конституционный суд обращение (запрос, жалобу, иск и т.д.); б) органы, должностные лица и т.д., издавшие акты, кон­ституционность которых подлежит проверке; в) государственные органы, должностные лица, компетенция которых оспаривается либо действия и решения которых проверяются на соответствие конституционным требованиям. Определение стороны в каждом конкретном случае зависит от категории дела, рассматриваемого конституционным судом.



Стороны в конституционном судопроизводстве могут иметь своих представителей, которые действуют от имени стороны в ее отсутствие или совместно с ней в судебном заседании. Различа­ют представителей сторон по должности и по найму (доверенности). Представителями сторон по должности могут выступать: руководитель органа, подписавший обращение в кон­ституционный суд, руководитель органа, издавшего оспаривае­мый акт или участвующего в споре о компетенции, должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт, любой депутат (член) парламента из числа обратившихся с запросом в конституцион­ный суд - по их поручению. Представителями сторон по найму (доверенности) могут быть адвокаты или другие лица, указанные в законе, полномочия которых подтверждаются соответствую­щими документами. В некоторых странах допуск лиц (адвокатов и др.), представляющих интересы сторон, ограничен определенны­ми требованиями - квалификационными, количественными и др.

Сторона-заявитель вправе изменить основание или предмет обращения, отказаться от обращения частично или полностью. Заявитель, как правило, может отозвать обращение на любой стадии рассмотрения дела.

Стороны или их представители обязаны явиться в заседание по вызову конституционного суда, дать объяснения и ответить на вопросы. Неявка стороны или ее представителей не препят­ствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда сто­рона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием и под­тверждает уважительную причину своего отсутствия.

Некоторые из участников конституционного судопроизвод­ства, именуемые так же, как в других видах судопроизводства,


играют в процессе иную, чем в судах общей юрисдикции, роль. Так, свидетели в конституционном судопроизводстве призваны. скорее, свидетельствовать не о фактических обстоятельствах де­ла, а о самой правоприменительной практике, которая может проверяться на конституционность непосредственно или опо­средованно (через уяснение смысла закона). Свидетели могут дать сведения о процедуре принятия оспариваемого акта, если он проверяется на конституционность по этому основанию.

По ряду категорий дел, разрешение которых входит в компе­тенцию конституционного суда, роль свидетелей может быть более существенной и активной (рассмотрение вопросов референдума, выборов, при изучении обстоятельств, послуживших конституци­онным основанием для импичмента главы государства, и др.).

Свидетелями могут быть лица, располагающие сведениями или материалами о фактических обстоятельствах дела, необхо­димость исследования которых отнесена к ведению конституци­онного суда. Свидетель обязан сообщить конституционному суду обстоятельства, касающиеся существа рассматриваемого дела, которые известны ему лично, и ответить на дополнительные во­просы судей и сторон.

Существенно отличается экспертиза в конституционном су­допроизводстве от судебной экспертизы в гражданском, арбит­ражном и уголовном процессах. Экспертиза в конституционном суде проводится, прежде всего, по вопросам права, в то время как в судах общей юрисдикции она проводится с целью исполь­зования специальных знаний в различных областях науки, кроме правовой.

Вопросы, по которым эксперт дает заключение, определяют­ся конституционным судом, в частности судьей-докладчиком. Заключение эксперта в письменном виде предоставляется судь­ям и сторонам. Эксперт вправе с разрешения конституционного суда знакомиться с материалами дела, задавать вопросы сторо­нам и свидетелям, а также заявлять ходатайства о предоставле­нии ему дополнительных материалов.

Выводы эксперта не являются обязательными для конститу­ционного суда, который в их оценке исходит из собственных убеждений, основанных на всестороннем рассмотрении всех об­стоятельств дела, руководствуясь исключительно конституцией.

К участникам конституционного судопроизводства относятся и переводчики, обеспечивающие в случае необходимости пере­вод для участников процесса, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство.


Неявка без уважительных причин, отказ выполнять свои обя­занности или осуществление заведомо ложного перевода влекут предусмотренную законом юридическую ответственность.

Участники процесса в Конституционном Суде Российской Фе­дерации. Таковыми считаются стороны, их представители, свиде­тели, эксперты, переводчики (статья 52 Федерального конститу­ционного закона "О Конституционном Суде Российской Феде­рации").

Согласно статье 53 названного Закона сторонами в консти­туционном судопроизводстве являются:

1) заявители - органы или лица, направившие в Конститу­ционный Суд Российской Федерации обращение;

2) органы или должностные лица, издавшие либо подписав­шие акт, конституционность которого подлежит проверке;

3) государственные органы, компетенция которых оспарива­ется.

Представителями сторон по должности могут выступать: ру­ководитель органа, подписавший обращение в Конституцион­ный Суд Российской Федерации, руководитель органа, издав­шего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетен­ции, должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт, любой член (депутат) Совета Федерации или депутат Государственной Думы из числа обратившихся с запросом. Представителями сто­рон могут быть также адвокаты или лица, имеющие ученую сте­пень по юридической специальности, полномочия которых под­тверждаются соответствующими документами. Каждая из сторон может иметь не более трех представителей, включая представи­теля по должности.

Конституционный Суд Российской Федерации строго при­держивается правил относительно представительства сторон в конституционном судопроизводстве. В частности, не признаются представителями заместители руководителей органов, являю­щихся стороной в процессе, без соответствующих полномочий, лица, имеющие доверенность на введение дела, но не обладаю­щие ученой степенью по юридической специальности, близкие родственники (дочь, сын) стороны-заявителя без надлежаще оформленной доверенности (в подобных случаях они допуска­лись в качестве свидетелей).

Стороны или их представители обязаны явиться по вызову Конституционного Суда Российской Федерации, дать объясне­ния и ответить на вопросы. Неявка стороны или ее представите­ля в заседание Конституционного Суда Российской Федерации


не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием и подтверждает уважительную причину своего отсутствия.

Стороны являются активными участниками конституцион­ного судопроизводства. Практически по любому ходатайству и действию Конституционный Суд выявляет мнение сторон и их п редставителе и.

Участниками процесса в Конституционном Суде Российской Федерации выступают свидетели и эксперты (статьи 63 и 64 Закона).

При необходимости исследования фактических обстоя­тельств, установление которых отнесено к компетенции Консти­туционного Суда Российской Федерации, в заседание могут быть вызваны в качестве свидетелей лица, располагающие све­дениями или материалами о таких обстоятельствах. Свидетель обязан сообщить Конституционному Суду Российской Федера­ции обстоятельства, касающиеся существа рассматриваемого де­ла, которые известны ему лично, и ответить на дополнительные вопросы судей Конституционного Суда Российской Федерации и сторон. При необходимости он может пользоваться письмен­ными заметками, а также документами и другими материалами.

В заседание Конституционного Суда Российской Федерации может быть вызвано в качестве эксперта лицо, обладающее спе­циальными познаниями по вопросам, касающимся рассматри­ваемого дела. Вопросы, по которым экспертом должно быть да­но заключение, определяются судьей-докладчиком либо Консти­туционным Судом Российской Федерации.

Эксперт перед выступлением приводится к присяге и предупреж­дается об ответственности за дачу заведомо ложных заключений.

Эксперт вправе с разрешения Конституционного Суда Рос­сийской Федерации знакомиться с материалами дела, задавать вопросы сторонам и свидетелям, а также заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов.

После изложения заключения эксперт обязан ответить на дополнительные вопросы судей Конституционного Суда Рос­сийской Федерации и сторон.

В качестве экспертов обычно назначаются специалисты-юристы по сложным дискуссионным и новым правовым про­блемам, возникающим в условиях перехода к рыночным отно­шениям (налоговое, таможенное законодательство).

Экспертом в конституционном судопроизводстве может быть лицо, обладающее специальными познаниями в вопросах, не


касающихся проблем права. Так, по "чеченскому делу" в качест­ве эксперта был привлечен специалист по политической этно­графии и общественной (национальной) психологии, сообщив­ший Конституционному Суду Российской Федерации объектив­ные сведения о менталитете чеченского народа, его националь­ных чертах, психологии и т.д.

Практика Конституционного Суда Российской Федерации показала, что для полноты уяснения обстоятельств рассматри­ваемого дела полезным является заслушивание специалистов, представителей заинтересованных государственных органов, ве­домств, не являющихся сторонами по данному делу, которые высказывают свою правовую позицию, сообщают дополнитель­ные сведения, что способствует достижению полноты и объек­тивности подхода в оценке Конституционным Судом обстоя­тельств дела. Как правило, участие специалистов - представите­лей заинтересованных государственных органов и ведомств - ограничивается их выступлением в процессе. Таким образом, практика подсказала необходимость расширения круга участни­ков конституционного судопроизводства.

Участниками конституционного судопроизводства являются переводчики, назначаемые Конституционным Судом для обес­печения права участников конституционного судопроизводства пользоваться родным языком. Статья 33 Федерального консти­туционного закона " О Конституционном Суде Российской Фе­дерации" предусматривает, что участникам процесса, не вла­деющим русским языком, обеспечивается право пользоваться услугами переводчика. Регламент Конституционного Суда Рос­сийской Федерации устанавливает, что Конституционный Суд обеспечивает участие переводчика в конституционном судопро­изводстве по ходатайству сторон или их представителей либо по собственной инициативе.

Переводчик обязан явиться по вызову Конституционного Суда или судьи-докладчика и выполнить полно и точно пору­ченный ему перевод.

2. Принципы конституционного судопроизводства

Принципы конституционного судопроизводства - этоос­новные идеи, воплощенные в нормах и институтах судебного конституционного процесса, которые определяют природу, сущ-


Принципы конституционного судопроизводства нормативно закрепляются в конституциях и законах о конституционных су­дах. К их числу следует отнести независимость судей и конститу­ционного суда, коллегиальность, гласность, устность разбиратель­ства, язык судопроизводства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон, полноту и всесторон­ность разбирательства. Указанные принципы совпадают с прин­ципами гражданского, административного и уголовного судо­производства. Однако по своему содержанию они отличаются определенными особенностями.

Принципы конституционного судопроизводства налагают особые, повышенные обязанности и обязательства прежде всего на самих судей, на конституционный суд в целом, ибо его ре­шения являются обязательными и обжалованию не подлежат. Действие принципов конституционного судопроизводства для сторон и других участников процесса предоставляет определен­ные возможности и права, а также обязанности по их соблюде­нию.

Независимость судей и конституционного суда. Существует прямая и обратная связь между независимостью судей в консти­туционном судопроизводстве и независимостью конституцион­ного суда. Независимость конституционного суда гарантирует независимость конституционных судей, а независимость судей гарантирует независимость суда в целом как коллегиального органа.

Судьи конституционного суда независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только конституцией и законом (законами) о конституционном суде, общепризнанными принципами и нормами международного права, собственным правосознанием, личным внутренним убеждением.

Конституционные судьи независимы от внешней среды, от тех, кто их выдвигал в качестве кандидатов на должность судьи, и тех, кто их избирал (назначал), независимы от председателя и других должностных лиц конституционного суда.

Конституционные судьи должны быть внутренне независи­мы. Их аргументация, голосование "за" или "против" должны выражать соответствующую конституции правовую позицию, свободную от политических пристрастий, от всякой конъюнкту­ры и привходящих обстоятельств. Такая позиция предопределя­


ется компетентностью судьи, его профессионализмом, а также личными качествами, позволяющими противостоять какому-либо открытому или скрытому на него воздействию.

Принцип независимости судей Конституционного Суда Российской федерации. Этот принцип закреплен в статье 29 и косвенно - в ряде других статей Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Судьи Конституционного Суда Российской Федерации неза­висимы и руководствуются при осуществлении своих полномо­чий только Конституцией Российской Федерации и Федераль­ным конституционным законом "О Конституционном Суде Рос­сийской Федерации".

В своей деятельности судьи Конституционного Суда Россий­ской Федерации выступают в личном качестве и не представля­ют каких бы то ни было государственных и общественных орга­нов, политических партий и движений, государственных, обще­ственных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образо­ваний, наций, социальных групп.

Решения и другие акты Конституционного Суда Российской Федерации выражают соответствующую Конституции Россий­ской Федерации правовую позицию судей, свободную от поли­тических пристрастий.

Судьи Конституционного Суда Российской Федерации при­нимают решения в условиях, исключающих постороннее воздей­ствие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, при­нятым к предварительному изучению либо рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации.

Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Консти­туционного Суда Российской Федерации не допускается и вле­чет за собой предусмотренную законом ответственность.

Коллегиальность. Конституционный суд есть коллегиальный орган и принятие им решений происходит коллегиально. Орга­низационные формы коллегиального разрешения дел в консти­туционном судопроизводстве могут быть различны (пленарные заседания суда, заседания коллегий - сенатов, палат, секций). На определенных этапах конституционного судопроизводства, в частности при первичном рассмотрении обращений заявителей, количественный состав коллегий (секций, групп) может быть небольшим, однако в случае расхождения судей во мнениях ре­шение вопроса передается на рассмотрение более крупного


структурного подразделения или даже на пленарное заседание, в котором участвуют все члены конституционного суда.

Коллегиальность в Конституционном Суде Российской Федера­ции. Принцип коллегиальности закреплен в статье 30 Федераль­ного конституционного закона "О Конституционном Суде Рос­сийской Федерации". В ряде других его статей также содержатся положения, раскрывающие условия и механизм реализации принципа коллегиальности в конституционном судопроизводст­ве. Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом Российской Федерации коллегиально. Решение принимается только теми судьями, ко­торые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.

Конституционный Суд Российской Федерации правомочен принимать решения в пленарных заседаниях при наличии не ме­нее двух третей от общего числа- судей, а в заседании палаты - при наличии не менее трех четвертей ее состава. При определе­нии кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены.

Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации", определяет, какие действия Председатель Конституционного Суда может совершать само­стоятельно, а какие - лишь по решению Конституционного Су­да и от его имени.

Гласность. Рассмотрение дел в заседаниях конституционных судов проводится открыто (в том числе при отсутствии устного разбирательства в ряде конституционных судов).

Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных законом. Конституционный суд назначает за­крытое заседание в случаях, когда это необходимо для сохране­ния охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности гра­ждан, защиты общественной нравственности.

На закрытом заседании присутствуют судьи конституцион­ного суда, стороны и их представители. Возможность присутст­вия других участников процесса и сотрудников аппарата консти­туционного суда, непосредственно обеспечивающих нормальный ход заседания, определяется председательствующим по согласо­ванию с судьями.

Закон о Конституционном Суде Армении предусматривает, что по соображениям защиты общественной нравственности, общественного строя, государственной безопасности, личной жизни сторон или в интересах рассмотрения дела участие пред­


ставителей средств массовой информации и общественных пред­ставителей в заседаниях либо в их части может быть запрещено по решению Конституционного Суда большинством голосов от общего числа его членов.

Дела в закрытых заседаниях рассматриваются с соблюдением общих правил конституционного судопроизводства.

Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых засе­даниях, провозглашаются публично.

В некоторых странах существует практика закрытого рас­смотрения дел определенной категории на основе представлен­ных документов, без заслушивания сторон и других участников процессов. Иными словами, ограничение гласности зависит и от того, в какой мере действует принцип устности конституцион­ного судопроизводства.

Гласность в Конституционном Суде Российской Федерации. Принцип гласности закреплен в статье 31 Федерального консти­туционного закона "О Конституционном Суде Российской Фе­дерации". В ряде его статей также содержатся положения, рас­крывающие реализацию принципа гласности в конституцион­ном судопроизводстве (исключая проведение организационных, рабочих совещаний Конституционного Суда Российской Феде­рации, а также заседаний по предварительному рассмотрению обращений и решению вопроса о принятии их к производству). Повестка дня заседаний Конституционного Суда объявляется заранее, в том числе в средствах массовой информации.

Согласно статье 31 Закона рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации проводится от­крыто. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в пре­дусмотренных Законом случаях. Решения, принятые как в откры­тых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.

Устность разбирательства. В ряде государств судопроизвод­ство в конституционных судах ведется в письменной форме (Бельгия, Венгрия, Испания, Корея и др.).

Процедура рассмотрения дел в Арбитражном Суде Бельгии осуществляется в основном в письменной форме. Если на пред­варительном этапе обращение в Суд принимается, то об этом сообщает "Monitor Beige". Суд направляет сторонам специаль­ные извещения. Письменное изложение позиций каждой из сто­рон и необходимые документы должны быть направлены в Суд в течение 45 дней. Третьи стороны, интересы которых затрагива­ются при рассмотрении объявленного конкретного дела, также могут представить изложение своей позиции. Сторонам, напра-


вившим письменное изложение своей позиции, даются еще 30 дней на письменный ответ на аргументы других сторон. Сто­роны имеют доступ ко всем документам по делу и к протоколам рассмотрения дела. Суд обладает правом начать собственное расследование обстоятельств дела с целью получения дополни­тельной информации. Черновой вариант решения Суда состав­ляется на французском, фламандском, а часто и на немецком языках. Совещание судей является закрытым, особые мнения судей не разглашаются, решение принимается большинством голосов. Если при рассмотрении дела полным составом Суда голоса делятся поровну, голос председательствующего является решающим. Решение публикуется на всех трех языках в "Monitor Beige", а также отдельным изданием.

В Арбитражном Суде Бельгии могут проводиться и открытые слушания, на которых судья-докладчик комментирует суть дела и затрагиваемые положения законов. Второй судья-докладчик, представляющий другую лингвистическую группу, может подго­товить дополнительный доклад. Стороны, представившие пись­менное изложение своих позиций, могут выступать на слушани-. ях как лично, так и через своих адвокатов.

Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда Рес­публики Корея происходит как в письменной форме, так и уст­но. Дела о проверке конституционности законов и конституци­онные жалобы граждан на нарушение их основных прав рас­сматриваются, как правило, только путем исследования доку­ментов. При необходимости Суд может заслушать заявления сторон, заинтересованных лиц, свидетелей. Дела об отрешении от должности высших должностных лиц, о роспуске политиче­ских партий и споры о компетенции рассматриваются в пись­менной форме (путем исследования документов) и в устном раз­бирательстве.

Устность разбирательства в Конституционном Суде Российской Федерации. Федеральный конституционный закон "О Конститу­ционном Суде Российской Федерации" в статье 32 закрепляет принцип устности судебного разбирательства: разбирательство в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации происходит устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд Российской Федерации заслушивает объяснения сторон. показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся доку­менты.

В заседании Конституционного Суда Российской Федерации могут не оглашаться документы, которые были представлены


для ознакомления судьям и сторонам либо содержание которых излагалось в заседании по данному делу.

С предложением, поступившим в Государственную Думу в порядке за­конодательной инициативы, исключить из статьи 32 часть вторую, разре­шающую не оглашать в заседании Суда документы, которые были представ­лены для ознакомления судьям и сторонам либо содержание которых изла­галось в заседании по данному делу, вряд ли можно согласиться. Это поло­жение Закона имеет целью несколько упростить и ускорить рассмотрение дел с учетом того, что всем участникам процесса содержание таких доку­ментов известно и без оглашения. При этом следует учитывать, что доку­ментами по смыслу данного Закона являются документы, представленные сторонами, и документы Суда, но ни в коем случае не подготовительные ма­териалы по делу, разрабатываемые в аппарате Суда.

Язык конституционного судопроизводства. Производство в конституционных судах ведется на государственном языке (на государственных языках). Участникам процесса, не владеющим государственным языком, обеспечивается право давать объясне­ния на родном языке и пользоваться услугами переводчика. Ус­луги переводчика предоставляются конституционными судами и оплачиваются в установленном законом порядке.

В Республике Молдова конституционное судопроизводство осуществляется на молдавском языке. Лицам, не владеющим языком, на котором ведется производство, гарантируется право пользоваться услугами переводчика. Документы конституцион­ного судопроизводства представляются в Конституционный Суд и вручаются сторонам и в соответствии с решением Конститу­ционного Суда другим лицам в порядке, установленном законом о функционировании языков на территории Республики Молдова.

Решения конституционных судов провозглашаются и офици­ально публикуются также на государственном языке (на государ­ственных языках).

Язык судопроизводства в Конституционном Суде Российской Федерации. Согласно статье 33 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" про­изводство в Конституционном Суде Российской Федерации ве­дется на русском языке. Участникам процесса, не владеющим государственным языком, обеспечивается право давать объясне­ния на родном языке и пользоваться услугами переводчика. Официальная публикация решений Конституционного Суда Российской Федерации осуществляется на русском языке, в субъектах Российской Федерации решения федерального Кон­ституционного Суда могут быть опубликованы на государствен­ных языках республик-субъектов Российской Федерации.


Непрерывность судебного заседания. Этот принцип конститу­ционного судопроизводства обеспечивает объективность рас­смотрения дела. Однако действие этого принципа не исключает возможность объявления перерыва в заседании либо отложения рассмотрения дела. Реализация принципа непрерывности зави­сит от организационных форм осуществления конституционного судопроизводства. Так, конституционный суд до принятия ре­шения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании, не может рассматривать в пленуме другие дела. Однако палаты конституционного суда могут проводить свои заседания одно­временно с разрешением дела в пленарном заседании.

Непрерывность судебного заседания в Конституционном Суде Российской Федерации. В соответствии со статьей 34 Федераль­ного конституционного закона "О Конституционном Суде Рос­сийской Федерации" заседание Конституционного Суда Россий­ской Федерации по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходи­мого для подготовки участников процесса к дальнейшему разби­рательству, а также для устранения обстоятельств, препятствую­щих нормальному ходу заседания.

Конституционный Суд до принятия решения по делу, рассмат­риваемому в пленарном заседании, или до отложения его слушания не может рассматривать в пленарном заседании другие дела.

Палата Конституционного Суда Российской Федерации до принятия решения по рассматриваемому делу или до отложения его слушания не может рассматривать другие дела, отнесенные Федеральным конституционным законом к компетенции палаты.

До принятия решения по делу, рассматриваемому в пленар­ном заседании Конституционного Суда Российской Федерации, возможно рассмотрение других дел в заседаниях палат. До выне­сения решения по делу, рассматриваемому в заседании палаты, возможно рассмотрение других дел в пленарном заседании.

Состязательность и равноправие сторон. Стороны пользуются равными правами по отстаиванию своей позиции на основе со­стязательности в заседаниях конституционных судов.

Сторона-заявитель самостоятельно представляет доказатель­ства, на которых основано обращение. В равной мере сторона-ответчик может реагировать на представленные доказательства, давать им оценку и т.п. Стороны вправе пользоваться услугами адвокатов.

Стороны в заседаниях Конституционного Суда Республики Корея всегда представлены своими адвокатами. В случае, если


стороной является орган государственной власти, ее представи­телем выступает министр юстиции.

Состязательность и равноправие сторон в Конституционном Су­де Российской Федерации. Принцип состязательности и равно­правия сторон закреплен в статье 35 Федерального конституци­онного закона "О Конституционном Суде Российской Федера­ции".

Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в засе­дании Конституционного Суда Российской Федерации.

Согласно части третьей статьи 53 Федерального конституци­онного закона "О Конституционном Суде Российской Федера-1даи" стороны обладают равными процессуальными правами. Стороны и их представители вправе знакомиться с материалами Дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим Здастникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отво­де судьи. Сторона может представлять на обращение другой сто-Йоны письменные отзывы, которые подлежат приобщению к ритериалам дела.

^(Рассмотренные принципы конституционного судопроизвод-|Ьва нашли непосредственное закрепление в Федеральном кон-црпуционном законе "О Конституционном Суде Российской ||^едерации". Полагаем, что существуют и принципы, которые |влтекают из природы судебного конституционного процесса, Цкугя текстуально они не получили законодательного закрепле­ния. К ним можно отнести принцип полноты и всесторонности разбирательства, а также принцип процессуальной экономии. р,. Полнота и всесторонность разбирательства. Подготовка к раз­бирательству и само разбирательство направлены на полноту и ЦЮесторонность рассмотрения дела, определяемого компетенцией Цйонституционного суда. Полнота и всесторонность изучения ма-рериалов дела обеспечивают объективность итогового решения. р Все принципы конституционного судопроизводства направ­лены на обеспечение полноты и всесторонности разбирательст-||а, на вынесение объективного решения в полном соответствии ic требованиями конституции и закона (законов) о конституци-<Вном правосудии. Принцип состязательности в конституцион-Вом судопроизводстве не означает исключения какой-либо ини-ЗДитивы конституционного суда и судей по реализации принци-Иа полноты и всесторонности разбирательства дела.

Принцип процессуальной экономии допускает соединение дел в дном производстве по обоашениям, касающимся одного и того


же предмета (например, статья 48 закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"), ориентирует на разбирательство в разумные сроки, не допуская волокиты, на что нацеливает Ев­ропейская Конвенция о защите основных прав и свобод, подпи­сать и ратифицировать которую обязалась в течение года Рос­сийская Федерация со дня ее приема в Совет Европы.

3. Организационно-правовые формы конституционного судопроизводства

Организационно-правовые формы конституционного судо­производства зависят, прежде всего, от структуры конституци­онного суда: действует ли он в качестве единой судебной кол­легии либо наряду с этим - и в качестве специальных коллегий (палат, советов, секций и др.), т.е. рассматривает ли он дела в пленарных заседаниях или заседаниях коллегий. При этом юри­дическая сила решений конституционного суда, принятых в коллегиях и в пленарном заседании, одинакова.

Однако в компетенции пленума конституционного.суда и его коллегий, в их организации и проведении есть различия. К при­меру, в пленарном заседании председательствует, как правило, председатель конституционного суда либо его заместитель (при отсутствии или по поручению председателя), в коллегиях при отсутствии должности председателя коллегии председательству­ют заместители председателя или судьи, входящие в состав кол­легии, в порядке, определяемом самой коллегией.

Пленарные заседания конституционного суда созываются председателем конституционного суда, а заседания коллегий - председательствующим в коллегии*.

1 Более подробно об этом см. тему 6.


Стадии конституционного

судопроизводства

и общие правила рассмотрения

дел в конституционном суде

Принципами конституционного судопроизводства являются как общие конституционные принципы осуществления правосудия в Российской Федерации, так и принципы непосредственно конституционного судопроизводства, сформулированные в четвертой главе Закона о Конституционном Суде. Рассмотрим эти принципы.

Независимость. Судьи Конституционного Суда независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией Российской Федерации и Законом о Конституционном Суде.

В своей деятельности судья выступает в личном качестве и не представляет каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп.

Коллегиальность. Рассмотрение дел и вопросов, принятие решений осуществляется Конституционным Судом коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании. Закон устанавливает, что в пленарных заседаниях Конституционный Суд правомочен принимать решения при наличии не менее двух третей от общего числа судей, а в заседаниях палаты - не менее трех четвертей ее состава. При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены.

Гласность. Рассмотрение дел в суде проводится открыто. Закон допускает проведение закрытых заседаний только в случаях, предусмотренных Законом о Конституционном Суде. Согласно ст. 55 Закона закрытые заседания проводятся, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности.

Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.

Устность разбирательства. Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации происходит только устно. В ходе рассмотрения дел в суде заслушиваются объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашаются имеющиеся документы.

Непрерывность судебного заседания. Заседания Конституционного Суда по каждому делу происходит непрерывно. До принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании, или до отложения его слушания Конституционный Суд не может рассматривать в пленарном заседании другие дела. Это же правило действует и в отношении дел, рассматриваемых палатой. До принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании, возможно рассмотрение других дел в заседаниях палат, а до вынесения решения по делу, рассматриваемому в заседании палаты, возможно рассмотрение других дел в пленарном заседании.

Состязательность и равноправие сторон как принцип означают, что стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседаниях Конституционного Суда.

Обращение в Конституционный Суд. В Законе установлены поводы и основания к рассмотрению дел в суде, что является обязательным условием для самой возможности рассмотрения дела. Поводом к рассмотрению дела является обращение в Конституционный Суд в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям Закона о Конституционном Суде. К числу таких требований относятся: наличие надлежащего субъекта обращения, соответствие обращения компетенции суда и т. д.

Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Предварительное рассмотрение обращений. После поступления и регистрации обращения оно рассматривается в предварительном порядке секретариатом Конституционного Суда. В случаях, если обращение: явно не подведомственно Конституционному Суду; по форме не отвечает требованиям закона; исходит от ненадлежащего органа или лица; не оплачено государственной пошлиной, - секретариат уведомляет заявителя о несоответствии обращения требованиям закона. Заявитель вправе потребовать принятия решения по этому вопросу Конституционным Судом.

После устранения недостатков заявитель вправе вновь направить обращение в Конституционный Суд.

Общие правила рассмотрения дел. Созыв пленарных заседаний осуществляется Председателем Конституционного Суда, а заседаний палат - председательствующим в палате. В пленарных заседаниях и в заседаниях палат применяется единый порядок рассмотрения вопросов. Решение о назначении дел к слушанию в пленарном заседании или в заседании палат принимается Конституционным Судом в пленарном заседании не позднее чем через месяц после принятия обращения к рассмотрению. В решении указывается очередность слушания дел.

Рассмотрение каждого дела образует предмет особого заседания. Конституционный Суд может соединить в одном производстве дела по обращениям, касающимся одного и того же предмета.

Судья-докладчик назначается Конституционным Судом для подготовки. дела к слушанию, составлению проекта решения, а также изложения материалов в заседании. В его полномочия входят истребование необходимых документов и материалов, поручение производства проверок, исследований, экспертиз, использование консультаций специалистов, направление запросов. Судья-докладчик вместе с председательствующим определяет круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дает распоряжения об оповещении о месте и времени заседания, о направлении участникам процесса необходимых материалов.

Участниками процесса в Конституционном Суде являются стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики.

Сторонами в конституционном судопроизводстве являются: заявители - органы или лица, направившие обращение; органы или должностные лица, издавшие или подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке; государственные органы, компетенция которых оспаривается.

Стороны обладают равными процессуальными правами, установленными в законе, и равными обязанностями в процессе. Неявка стороны или представителя в заседание не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием и подтверждает уважительную причину своего отсутствия.

Решения Конституционного Суда. Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Конституционным Судом в закрытом совещании, в котором участвуют только судьи, рассматривающие данное дело. В ходе этого совещания судья вправе излагать свою позицию, просить других судей уточнить их позиции. Число и продолжительность выступлений на совещании не могут быть ограничены. Судьи и другие лица (например, обеспечивающие протоколирование), присутствующие на закрытом совещании, не вправе разглашать содержание дискуссии и результаты голосования.

Решения Конституционным Судом могут быть приняты как в пленарном заседании, так и в заседаниях палаты в виде постановления, заключения и определения.

Постановление - это итоговое решение Конституционного Суда по существу любого из вопросов, перечисленных в пп. 1, 2, 3 и 4 части первой ст. 3 Закона о Конституционном Суде (дела о соответствии Конституции, споры о компетенции, по жалобам на нарушение прав и свобод, по толкованию Конституции Российской Федерации).

Заключение - это итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Определения - все иные решения Конституционного Суда, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства.

Решения Конституционного Суда принимаются открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство судей, участвовавших в голосовании (если иное не предусмотрено Законом). Решение о толковании Конституции Российской Федерации принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей. Судья не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от него.

Судья, не согласный с решением Конституционного Суда, вправе письменно изложить свое особое мнение. Оно приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с решением Конституционного Суда Российской Федерации.

Решение Конституционного Суда провозглашается в полном объеме в открытом заседании Конституционного Суда немедленно после его подписания. Постановления и заключения Конституционного Суда подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

КС представляет собой одну из ветвей судебной власти и осуществляет свои функции в установленных законом формах конституционного судопроизводства, которые являются разновидностью процесса с использованием отдельных элементов судебной процедуры.

Своеобразие конституционного судопроизводства не может не влиять на перечень и содержание его принципов. Среди приведенного перечня нет таких общепризнанных принципов правосудия , как законность , презумпция невиновности и участие представителей населения в правосудии.

Законность в конституционном судопроизводстве обеспечивается тем фактором, что КС руководствуется единственным законодательным актом – Конституцией РФ, что по определению исключает какое-либо отступление от акта высшей юридической силы.

Отсутствие принципа невиновности связано с тем, что КС не осуществляет правосудие по конкретным уголовным и гражданским делам, и в конституционном судопроизводстве нет обвиняемых, подсудимых, истцов и ответчиков.

Коллегиальность конституционного судопроизводства отличается от коллегиальности правосудия. Представители населения не привлекаются к рассмотрению дел, так как их разрешение требует глубоких юридических знаний и высокого профессионализма.

Суды конституционного судопроизводства в мире существуют уже более восьми десятилетий. В РФ они появились лишь в 1990 году, когда в декабре был организован съезд народных депутатов. С того момента была заложена система конституционной юстиции, развивающаяся и по сей день. Конституционное судопроизводство в РФ представлено судами в разных регионах, республиках, включая Свердловский уставный суд. Своеобразное наименование получил конституционный суд в РФ в Осетии-Алании - тут был создан комитет, ответственный за конституционный надзор.

Общая информация

Конституционный суд РФ - такой институт, необходимый любому современному правовому государству, который предполагает разделение власти. Основная идея, ради которой создается такой суд, - обеспечение справедливости и законности в обществе.

Невозможно представить, чтобы стадии конституционного судопроизводства соблюдались в тоталитарном государстве. Конечно, там могут создать инстанции с подобным названием, но без соблюдения сути. В прежние времена органы конституционного судопроизводства были лишь в тех странах, где устанавливалось правление единой партии при условии разграничения разных видов власти. Наибольшие перспективы для конституционного судопроизводства обеспечены общедемократическими правовыми ценностями.

Как и зачем?

Для чего в принципе создается суд такой инстанции? Основная идея - защитить Конституцию и гражданские права, обеспечить неприкосновенность закона и наказание тех, кто его нарушил.

Создание судов этой инстанции - свидетельство роста страны и правового обогащения социума. Это делает сильнее власть судов и дает дополнительные гарантии защищенности прав юридическим, физическим лицам, простым гражданам страны. Понятие конституционного судопроизводства при его воплощении в реальную инстанцию создает мощный фундамент для государственности РФ, когда Конституция становится действительно работающим правовым документом.

Новые законы и правила

В РФ принципы конституционного судопроизводства пересматривались несколько раз. Сперва был принят закон в 1993 году, годом позже - еще один. Эти два нормативных акта обеспечили статус Конституции, деятельность призванных защищать ее судов.

Реально сделать это стало лишь в 1995-м, когда Совет Федерации утвердил некоторые проекты, дополнившие, изменившие действующие законы. Важные правовые основы были установлены седьмой главой Конституции, посвященной судебной власти. В ней были фактически заложены принципы конституционного судопроизводства. Этот документ акцентирует внимание на том, что Конституционный суд - это один из элементов действующей судебной системы, но представляет собой нечто большее, нежели простой суд. На него возложены полномочия обеспечения баланса власти, соблюдения Конституции, поэтому это высший уровень в иерархии власти, находящийся на одной горизонтали с президентом, исполнительными, законодательными органами.

Возможности и права

Особенности конституционного судопроизводства обусловлены его обособленным положением. Речь идет о том, что лишь этот суд в некоторой степени близок к компетенции президента, правительства и ФС, так как его компетенции, как и этих высших органов, прописаны прямо в Конституции.

Уже в Конституции декларировано, что этот вид суда имеет специальные полномочия. Здесь же описаны юридические последствия принятых судом постановлений, их правовая сила. Специальный статус конституционного судопроизводства устанавливается для ситуации, когда президент приносит присягу: судьи этого суда обязательно присутствуют в этой торжественной ситуации.

Статус, полномочия

Конституционное судопроизводство исключительно важно для государственной власти, поскольку гарантирует: власть поступает в соответствии с действующими нормами. ФЗ, посвященный конституционным судам, описывает нормы, принципы работы этого органа. Здесь внимание уделено разным аспектам: процессуальным, организационным, материальным.

Свойственные судам этой инстанции полномочия прописаны в Конституции, ФЗ, специальных договорах. Закон регламентирует, что судопроизводство в этой инстанции самостоятельное, обладающее теми же свойствами, что и другие виды судебных инстанций - арбитраж, гражданские суды, уголовное делопроизводство.

Суды, правила и нормы

Основные правила, подчиняющие себе конституционное судопроизводство, прописаны в Конституции и соответствующем федеральном законе. Существует понятие «регламентация», связанное со следующей проблемой: Конституционный суд должен быть самостоятельной инстанцией, но деятельность его (по идее) должна регламентироваться действующим законодательством. Особенно сложен вопрос регламентации применительно к внутренней деятельности этого судебного органа. Для решения проблемы был введен регламент, полностью структурировавший и описавший внутреннюю деятельность суда.

Почему нельзя связывать Конституционный суд жесткими нормативами закона? Ответ прост: такова специфика работы судебной инстанции. То есть этот суд рассматривает довольно специфические дела, и невозможно предсказать все те ситуации, которые возникают в ходе рабочего процесса. Поэтому нельзя заранее назвать жесткие рамки деятельности, иначе инстанция перестанет быть эффективной.

Регламент: особенности

О Регламенте написано в ФЗ, посвященном Конституционному суду. В четвертой части третьей статьи декларировано право на специальный регламент, конкретизирующий особенности внутренней деятельности инстанции, а предмет Регламента четко описан в 28-й статье.

С точки зрения права как науки особенность Регламента в том, что принимается он непосредственно судом, а не органом законодательной власти, а возможно, это только благодаря полномочиям, делегированным через ФЗ и Конституцию. Регламент является нормативно-правовым актом, обязательным к исполнению для всех без исключения участников (например, адвокат в конституционном судопроизводстве обязан соблюдать его в той же степени, как судья).

Конституционное судопроизводство: виды

Все виды ведения дел в Конституционном суде зафиксированы в ФЗ, регламентирующем деятельность инстанции. Всего выделено семь видов деятельности, связанных с семью типами изучаемых спорных ситуаций:

  • соответствие нормативно-правовых актов, договоров, заключенных на государственном уровне, действующим нормам Конституции;
  • соответствие заключенных уполномоченными должностными лицами договоров от лица государства с другими государствами нормативам Конституции;
  • споры о компетенции;
  • нарушение прав, свобод, декларированных Конституцией;
  • инициированная другими судебными инстанциями проверка законов на соответствие Конституции;
  • толкование глав действующей Конституции;
  • выдвижение обвинения в измене президенту (а также иные подобные тяжкие преступления).

Суд: что, как и о чем

Конституционный суд представляет собой такой судебный орган, который обладает независимостью, самостоятельностью, а власть реализует через делопроизводство. Основная цель такого суда - защита основ действующего строя, граждан, их прав и свобод, обеспечиваемых Конституцией. При этом суд работает таким образом, чтобы гарантировать - Конституция управляет обществом.

Конституционный суд представляет собой самую высокую позицию в иерархии судебной системы нашей страны. Это последняя инстанция, куда можно обратиться, и она активизируется, когда прочая властная, судебная система не справляется с возникшим конфликтом. Решения этой инстанции призваны декларировать конституционное поле. Работа судей базируется на уже известной информации, но при недостатке прецедентов судьи проводят аналитическую, исследовательскую работу, научную (в области юриспруденции), позволяющую вынести справедливое определение, соответствующее духу Конституции РФ. Всего судей 19, среди них - доктора юридических наук, заслуженные научные работники и кандидаты наук.

Законы и нормативы

Проверить закон на соответствие конституционным нормам - не самая простая задача. Справиться с этим могут только действительно высококвалифицированные специалисты, ориентирующиеся в юридических тонкостях. Именно по этой причине в Конституции было уделено внимание созданию специальной инстанции, ответственной за этот вопрос и работающей коллегиально.

Конституционный суд должен работать независимо, совместно с коллегией, придерживаясь установленного в судебном делопроизводстве языка, всесторонне изучая аспекты дела. Разбирательство должно быть устным, а ведение дела - в обязательном порядке гласным. Судебные заседания Конституционного суда устанавливаются законом: непрерывные, состязательные, дающие сторонам равные права.

Судопроизводство: принципиальный подход

Судопроизводство в Конституционном суде - один из видов практикуемого в нашем государстве производства дела в судах. Во второй части 118-й статьи Конституции прямо указано на необходимость конституционного делопроизводства в стране наравне с прочими. Принципы деятельности таких судов в общих чертах повторяют принципы других видов судебного делопроизводства. Это означает, что судьи должны соблюдать независимость и беспристрастность, обеспечивать сторонам возможность состязаться в равных условиях, а само дело должно быть доступным для общественности.

Судопроизводство: независимость

По справедливости этот принцип всегда упоминают первым. Дело в том, что судьи должны в принятии решений следовать нормативам Конституции и ФЗ, посвященного этому типу судов. Судьи работают сами по себе, то есть не представляют инстанции, органы, организации, фирмы или сообщества. Они не могут отстаивать интересы некоторой группы лиц - религиозной, политической силы, территориального объединения. Судьи не могут с пристрастием относиться к некоторой нации, группе людей, объединенных другим признаком.

Принимая решение, судьи должны обеспечить максимальную защищённость от любого внешнего влияния и изъявлять свою волю свободно. Недопустимо указывать судьям (и они не могут просить такие указания), законом запрещено вмешиваться в деятельность суда. Нарушение этого правила влечет ответственность по закону.

Судопроизводство: коллегиальность

Этот принцип регламентирует, что рассмотрение любой ситуации и вынесение по ней решения должно исходить от коллегии, при этом в формировании итогового заключения могут принимать участие лишь те лица, которые до этого были задействованы в рассмотрении конфликтной ситуации. Суд вправе принимать решения в рамках пленарного заседания. Условие - 2/3 от общего числа судей. Если организовано заседание палаты, тогда для вынесения решения необходимо присутствие 3/4 коллектива судей. Рассчитывая кворум, не учитывают отстранённых от дела лиц, а также тех, чьи полномочия на время прекращены.

Аспект коллегиальности регламентирован 72-й статьей ФЗ, где указано, что путь вынесения итогов по рассматриваемому делу - открытое голосование. Судей опрашивают каждого по очереди с упоминанием имени. Председатель по списку очередности - последний. Принятым будет такое решение, за которое проголосовала большая часть участников. Впрочем, иной подход возможен, если это указано в законе, то есть рассматривается специальный случай. Есть вероятность, что голоса поделятся ровно пополам. Тогда считается, что решение - в пользу рассматриваемого закона, норматива. А вот если рассматривается толкование Конституции, тогда решение будет принято, если в пользу него высказываются 2/3 участников или больше. По закону недопустимо воздержаться от выражения своего мнения, уклониться.

Судопроизводство: гласность

Это принцип общий для судопроизводства в стране в целом. Касаемо Конституционного суда он выражается в открытости организуемых заседаний. Исключение - ситуации, прямо указанные в ФЗ. Например, из 54-й статьи следует, что все те, кто присутствует на мероприятии, могут фиксировать происходящее, находясь на своем месте. Правда, не любыми методами: чтобы снимать видео, фотографии, транслировать происходящее на радио или телевидение, нужно получить разрешение.

В некоторых случаях суд может назначить закрытое заседание. Это происходит, когда важно соблюсти тайну, чтобы участники были в безопасности. Также могут выбрать закрытым заседание, если посчитают, что происходящее на нем может нанести ущерб общественной нравственности. В этом случае на мероприятии могут находиться лишь судьи, стороны, представители. Председатель согласует с судьями разрешение на нахождение в зале суда сотрудников секретариата, иных участвующих в процессе лиц. Впрочем, дела, рассматриваемые за закрытыми дверьми, решаются с учетом всех тех же правил делопроизводства, как и при открытом заседании.

Прочие аспекты

Устность предполагает, что все разбирательство происходит в ходе переговоров вслух. Стороны объясняются, эксперты и свидетели дают показания, располагающие документацией по делу лица оглашают ее содержание, а судьи слушают. Документация, выданная судьям для ознакомления, а также та, чье содержание оглашалось ранее, к изложению необязательна.

Непрерывность означает, что каждое заседание - это цельное мероприятие, приостанавливаемое лишь на небольшой отдых и временные промежутки, отведенные сторонам для подготовки к выступлению. Также допустимо делать перерывы, чтобы устранить обстоятельства, не позволяющие нормально вести заседание.