Безопасность техногенная. Окружающая среда и техногенная безопасность Техногенная безопасность на предприятии

Техногенная безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов людей, объектов экономики от воздействий и последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Основными причинами возникновения крупных техногенных аварий и катастроф в России являются:

  • - недопустимо высокий уровень износа основных производственных фондов в энергетике, на транспорте и в промышленности, включая производства повышенного риска;
  • - низкое качество установленного оборудования, строительно-монтажных и ремонтных работ, низкий уровень эксплуатации энергетических объектов;
  • - нерациональное размещение производительных сил, приведшее к концентрации производств повышенного риска на небольших площадях вблизи от крупных населенных пунктов.

Наметившееся в последние годы уменьшение количества возникающих аварий и катастроф и их последствий в значительной мере связано с принятием соответствующих мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

К этим мерам следует отнести:

  • - внедрение экономических механизмов, стимулирующих принятие мер по предупреждению аварий и катастроф;
  • - улучшение взаимодействия ведомственных и межведомственных надзорных органов;
  • - комплекс организационно-технических мероприятий по развитию системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
  • - совершенствование организационной структуры и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), в том числе ее территориальных и функциональных подсистем, деятельности органов управления РСЧС и более эффективное взаимодействие их с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Вместе с тем, сделанные прогнозные оценки с учетом современного социально-экономического состояния страны, прогрессирующего износа основных производственных фондов на фоне начавшегося определенного роста промышленного производства, показывают, что в период до 2010 года среднегодовое суммарное количество относительно крупных аварий и катастроф может сохраниться еще на достаточно высоком уровне.

Расчеты показывают, что меры, направленные на снижение вероятности таких аварий и катастроф, связаны с очень большими затратами. Поэтому в промышленно развитых странах, в том числе и России, перешли от принципа обеспечения абсолютной безопасности к принципу достижения такого уровня риска, какой только возможен с учетом социальных и экономических факторов, к так называемому принципу приемлемого риска.

Вместе с тем, экономическое состояние России существенно ограничивает возможности установления достаточно низких показателей приемлемого риска. Сегодня показатели рисков возникновения тяжелых аварий и катастроф на потенциально опасных объектах в России на 1-2 порядка выше показателей рисков, достигнутых в мировой практике в последние годы.

В связи с этим главной задачей улучшения обеспечения техногенной безопасности в России на сегодняшний день является, прежде всего, возможное снижение вероятности возникновения аварийных ситуаций в техногенной сфере и ущерба от них.

Существенное влияние на снижение вероятности возникновения крупномасштабных катастроф должно оказать внедрение государственной системы нормирования безопасности (ГСНБ) сложных технических систем, которая содержит общие требования запретительного, предписывающего и разрешительного характера, обязательные для выполнения и находящиеся под государственным контролем. В основе этой системы обязательно наличие следующих нормативных документов:

  • - перечней потенциально-опасных объектов;
  • - методик оценки опасности объектов и последствий возможных катастроф;
  • - требований к безопасности объектов, а также региональных программ обеспечения безопасности и др.

Взаимосвязанная система условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность, сформулирована в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» . Закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов. Он направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий аварий в случае их возникновения. В нем оговорены предельные количества опасных веществ, наличие которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательного декларирования промышленной безопасности объекта. Законом, в частности, предписывается лицензирование ряда видов деятельности, связанных с обеспечением безопасности, разработка декларации промышленной безопасности и страхование риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта. Сфера влияния указанного федерального закона распространяется на производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются и уничтожаются определенные виды опасных веществ.

Кроме того, вопросы обеспечения пожарной, радиационной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений регулируются специальными федеральными законами:

«О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ, который определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности, регулирует отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями;

«Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ, который определяет правовую основу и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии, в том числе направлен на защиту здоровья и жизни людей, охрану окружающей среды;

«О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ, который определяет правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности, принципы и мероприятия по обеспечению безопасности, устанавливает гигиенические нормативы (допустимые дозы облучения) на территории Российской Федерации и ответственность за невыполнение или за нарушение требований к обеспечению радиационной безопасности;

«О безопасности гидротехнических сооружений» от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ, который регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений в период от начала их проектирования до ликвидации гидротехнических сооружений и другими.

Вместе с тем, следует отметить, что проблемы ресурса и безопасности сложных систем на сегодня окончательно не отработаны и являются предметом дальнейших исследований, как в нашей стране, так и за рубежом.

Как правило, создание системы безопасности сложной технической системы реализуется по следующему алгоритму: производится оценка вероятности и возможного ущерба от аварии, оценивается приемлемый уровень риска, осуществляется построение с помощью инженерных и организационных мер системы защиты от чрезмерной опасности.

Таким образом, проблема сводится к решению технической задачи, оперирующей понятиями предприятия или отрасли, хотя представление о техногенной сфере, как особом созданном человеком мире, требует междисциплинарного, неклассического подхода. Такому подходу созвучна концепция техносферной безопасности, согласно которой безопасность необходимо рассматривать не как свойство объекта (качество, надежность), за которое отвечает то или иное ведомство, а как всестороннюю взаимную защищенность человека, окружающей среды и биосферы от вредных воздействий техногенной сферы вообще и защищенность последней от человека и окружающей среды.

Проблему техногенной безопасности необходимо рассматривать не только как научно-техническую, а скорее как социально-экономическую и социально-психологическую проблему. При этом необходимо исходить из того, что безопасность пользуется приоритетом в вопросах сохранения жизни и здоровья личности, нормального функционирования и развития общества, среды обитания и жизнедеятельности перед любыми другими интересами и целями в сфере личной и общественной деятельности и общечеловеческих ценностей.

Существует и несколько иной взгляд на проблемы обеспечения безопасности. Традиционно, анализируя причины сложившейся ситуации в области обеспечения безопасности, специалисты разных отраслей ссылаются на целый ряд объективных факторов: сложные природные условия, износ основных производственных фондов, катастрофическое состояние городских инфраструктур и транспорта, недостатки нормативной правовой базы, недостаток финансирования и т.д. Однако в результате такого анализа, как правило, не дается ответ на вопрос «почему сложившаяся ситуация воспроизводится»?

Вместе с тем, вывод напрашивается следующий: однотипные аварии и катастрофы воспроизводятся и повторяются из-за того, что не анализируется имеемый опыт и не используется в последующей деятельности.

Примером может служить положение дел на химически опасных объектах. На большинстве из них имеются автоматические или автоматизированные системы, обеспечивающие возможность в той или иной степени осуществлять обнаружение аварийной ситуации. Однако уровень технического совершенства этих систем имеет существенный разброс, многие из них морально и физически устарели, поскольку более 57% их находятся в эксплуатации более 20 лет.

Контроль и обнаружение аварийных ситуаций только путем постоянного или периодического наблюдения за показаниями соответствующих приборов, выбросами, проливами и другими явлениями и факторами, специально выделенными для этих целей должностными лицами, не могут обеспечить необходимую безопасность, особенно учитывая тот факт, что в последние годы мелкие аварии на производстве стали практически нормой жизни. Так, в химической и нефтехимической отраслях промышленности России ежегодно происходит около 1500 аварий, связанных с утечками взрывоопасных и вредных продуктов из технологических систем, возгораниями, взрывами, сбросами загрязняющих веществ в водоемы.

В Японии один из принципов, положенных в основу системы промышленной безопасности, состоит в том, что между крупными и мелкими авариями существует лишь тонкая грань: до тех пор, пока не покончено с мелкими авариями, не исключена возможность и крупных. Поэтому после каждой новой аварии должен проводиться анализ содержания деятельности по обеспечению безопасности.

Методологически он включает в себя следующие этапы:

  • - инвентаризация существующих «знаний об опасностях» и их пересмотр после каждого нового негативного явления;
  • - разработка (на основе наличных знаний) особых превентивных мер, «вживляемых» в подведомственную деятельность средствами управления;
  • - анализ причин каждого фактически имевшего место нового негативного явления (т.е. анализ «связки» из наличных знаний, принимавшихся мер и негативных последствий);
  • - принятие новых мер (в новых социальных, политических или производственных ситуациях) на основе новых знаний.

Необходимо отметить, что нынешняя ситуация в России такова, что большинство параметров развития экономики и общества находятся в критической области. С теоретической точки зрения это означает, что набор главных, ключевых переменных, характеризующих безопасность человека, быстро меняется со временем. Природные и техногенные катастрофы оказываются гораздо более тесно связанными с социальными бедствиями, чем при стабильном общественном развитии. Отсюда следует неэффективность большинства традиционных методов управления безопасностью, используемых в условиях системного кризиса.

В настоящее время в России на основе накопленного опыта создается теория безопасности и риска. Она формируется именно сейчас потому, что с одной стороны, человечеством осознается угроза, которую несут аварии, катастрофы и стихийные бедствия, а с другой стороны, - развитие точных наук достигло необходимого уровня для содержательного анализа этой области.

Однако мало знать закономерности развития катастрофических процессов, предсказывать кризисы, создавать механизмы предупреждения бедствий. Надо добиваться, чтобы эти меры были понятны людям, востребованы ими, перешли бы в повседневную жизнь, находя свое отражение в политике, производстве, психологии человека.

Техногенная деятельность человека рассматривается как гигантская система преобразования, объектом преобразования которой является планета Земля. Если под средой обитания человека понимать окружающую его природную среду и системы, созданные самим человеком, то в географической оболочке Земли необходимо учитывать техносферу. Задачи оптимизации природопользования и охраны окружающей среды невозможно разрешить без учета техногенной безопасности техносферы.

Существует два подхода в рассмотрении категории «техногенная безопасность»:

а) в системе «человек – производство – среда обитания»;

б) в системе «общество – техносфера – природная среда».

Техногенная безопасность (ТБ) – совокупность свойств технических средств (оборудования, технологий, процессов) противостоять совместному воздействию всех факторов, приводящих к ухудшению состояния здоровья, травмам или гибели персонала, а также вредному воздействию на природную среду.

Существуют два пути обеспечения ТБ.

Во-первых, это предотвращение нарушений нормальных режимов работы, защита от вредного воздействия эксплуатационных нагрузок предотвращение отказов и сбоев в работе операторов.

Во-вторых, предотвращение опасного развития уже возникших нарушений нормальных режимов функционирования, исключение случаев перерастания таких нарушений в аварийные и катастрофические ситуации для человека и природной среды.

При глобальном подходе сфера техногенных опасностей разделяется на три показателя техногенных рисков или три типа:

1) угроза жизни и здоровью вследствие аварий, вплоть до глобальной катастрофы;

2) угроза жизни и здоровью вследствие деформации составляющих компонент биосферы;

3) угроза жизни и здоровью людей из-за недостатка природных ресурсов, вплоть до глобального их исчерпания.

Источником материальных, а также значительной части энергетических ресурсов является литосфера. Она одновременно и объект воздействия для таких ведущих отраслей как химическая, нефтехимическая и нефтеперерабатывающая, горно-металлургическая и топливно-энергетическая отрасли мирового хозяйства. Эти же отрасли являются и основными «вредителями» окружающей среды в промышленно развитых регионах. Главное здесь: минимизация получения отходов; утилизация и реутилизация отходов, выбросов, сбросов, т.е. обеспечение замкнутого по материалам и энергии производства; утилизация отходов, которые уже накоплены; изоляция и безопасное хранение токсичных и радиоактивных отходов. Государственное регулирование и управление техногенной безопасностью, техногенное программирование. Техногенная безопасность должна быть органически встроена в социально-экономическую систему государства.

Основные проблемы с обеспечением безопасности техносферы возникают при эксплуатации, так называемых критических систем, к которым относятся энергетические системы (особенно атомные), транспортные системы, системы связи, военно-технические системы, финансовые системы, медицинская и биологическая промышленность, экологически опасные производства, системы управления государством, в особенности силовыми структурами, и ряд других.

Критериями безопасности техносферы являются ограничения, вводимые на концентрации веществ, и потоки энергий в жизненном пространстве (предельно допустимые концентрации и уровни – ПДК и ПДУ).

В тех случаях, когда потоки масс и/или энергий от источника негативного воздействия в среду обитания могут нарастать стремительно и достигать чрезмерно высоких значений (например, при чрезвычайных техногенных ситуациях), в качестве критерия безопасности принимают допустимую вероятность (риск) возникновения травмирующего воздействия в зоне пребывания человека.

Обязанность по обеспечению техногенной безопасности (то есть отсутствия риска возникновения аварий и/или катастроф на потенциально опасных объектах, а также у субъектов хозяйствования, которые могут создать реальную угрозу их возникновения) возложена ч. 2 ст. 51 Кодекса гражданской защиты на руководителя предприятия.

При этом подобная деятельность признается составной частью деятельности соответствующих должностных лиц и работников предприятий, учреждений, организаций. Следовательно, такое требование должно быть закреплено в соответствующих уставах либо положениях как ключевых документах предприятия, учреждения, организации.

Кроме того, в зависимости от опасности, которую потенциально представляет конкретное предприятие либо объект, руководитель предприятия должен утверждать соответствующие внутренние нормативные документы и создавать подразделения гражданской защиты либо назначать ответственные лица по вопросам гражданской защиты.

Ключевым показателем в данном случае является категория по гражданской защите. Она определяется на основании ст. 54 Кодекса в соответствии с Порядком отнесения объектов национальной экономики к категории по гражданской обороне (гражданской защите), утвержденному постановлением КМУ № 227 от 02.03.2010, который имеет статус информации с ограниченным доступом (гриф "для служебного пользования"). Кроме того, учитывается и численность людей, постоянно пребывающих на территории (в здании и помещениях) субъекта хозяйствования.

Согласно ч. 2 ст. 20 Кодекса создание подразделения по вопросам гражданской защиты обязательно для субъектов хозяйствования, отнесенных к соответствующим категориям по гражданской защите, при численности работающих более 3 тысяч человек. Таким образом, отдельные службы создаются только на очень крупных предприятиях, имеющих важное значение для экономики и обороны государства, а также предприятиях, создающих опасность радиоактивного или химического загрязнения либо катастрофического затопления.

Назначение специального должностного лица по вопросам гражданской защиты обязательно для:

1) субъектов хозяйствования с общей численностью работающих от 200 до 3000 человек;

2) субъектов хозяйствования, отнесенных ко второй категории по гражданской защите, если для них не обязательно создание службы гражданской защиты;

3) учреждений здравоохранения с общей численностью работающих и лиц, пребывающих на лечении, от 200 до 3000 человек;

4) учебных заведений с дневной формой обучения при численности учащихся 500 и более человек.

Остальным субъектам хозяйствования достаточно назначения уполномоченного лица (не должностного) по вопросам гражданской защиты за счет штатной численности работников.

Именно на указанных лиц (службы) и возлагается осуществление всех необходимых мер обеспечения техногенной безопасности. Перечень таких мер определяется ответственными лицами и руководством предприятия с учетом требований ст. 52 Кодекса, в зависимости от категории по гражданской защите, рода потенциальной опасности, количества работающих, рода деятельности предприятия и т. п. При этом необходимо соблюдать нормы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, нормы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, нормы охраны окружающей природной среды, нормы экологической, пожарной и промышленной безопасности, нормы охраны труда, нормы строительства, а также соответствующие национальные стандарты.

Обязанность по обеспечению техногенной безопасности законодательством возлагается непосредственно на руководителя предприятия, учреждения, организации.

Кроме того, предприятия, работающие с объектами повышенной опасности, согласно ст. 53 Кодекса обязаны установить автоматические системы выявления угроз возникновения чрезвычайных ситуаций и/или оповещения об их возникновении.

На объектах повышенной опасности обязательно наличие системы раннего выявления угроз и оповещения персонала и населения, попадающего в зону возможного поражения. В свою очередь, на объектах с массовым пребыванием людей обязательно наличие объектовых систем оповещения о чрезвычайных ситуациях.

Требования к таким системам разрабатываются и утверждаются МВД как органом, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере гражданской защиты. Проверки соблюдения предприятием требований по обеспечению техногенной безопасности осуществляются ГСЧС.

Виды ноосферной безопасности

Безопасность - это система регулируемых общественных отношений по поводу реализации и защиты основных прав и свобод, жизненно важных потребностей и интересов личности, общества и государства; обеспечения стабильно устойчивого функционирования и развития социально-экономической и общественно-политической структур, государственного устройства, институтов власти и управления, достижения мира и согласия.

Систематизация общих вопросов безопасности проводится в рамках Государственной научно-технической программы «Безопасность населения и народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф» (ГНТП «Безопасность»). Направления этой программы фактически определяют составляющие компоненты ноосферной безопасности: технологический, экологический, информационной, экономический, энергетический, социально-гуманитараный.

Экологическая безопасность

Экологическая безопасность - совокупность состояний, процессов и действий, обеспечивающая экологический баланс в окружающей среде и не приводящая к жизненно важным ущербам (или угрозам таких ущербов), наносимым природной среде и человеку. Это также процесс обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества, природы, государства и всего человечества от реальных или потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду.

Объектами экологической безопасности являются права, материальные и духовные потребности личности, природные ресурсы и природная среда или материальная основа государственного и общественного развития.

Политика экологической безопасности - целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, юридических и физических лиц по обеспечению экологической безопасности.

Система экологической безопасности - совокупность законодательных, медицинских и биологических мероприятий, направленных на поддержание равновесия между биосферой и антропогенными нагрузками, а также естественными внешними нагрузками. Экологическая безопасность достигается системой мероприятий (прогнозирование, планирование, заблаговременная подготовка и осуществление комплекса профилактических мер), обеспечивающих минимальный уровень неблагоприятных воздействий природы и технологических процессов ее освоения на жизнедеятельность и здоровье людей при сохранении достаточных темпов развития промышленности, коммуникаций, сельского хозяйства.

Методы обеспечения экологической безопасности:

1) Методы контроля качества окружающей среды:

Методы измерений - строго количественные, результат которых выражается конкретным числовым параметром (физические, химические, оптические и другие).

Биологические методы - качественные (результат выражается словесно, например, в терминах «много - мало», «часто - редко» и др.) или частично количественные.

2) Методы моделирования и прогноза, в том числе методы системного анализа, системной динамики, информатики и др.

3) Комбинированные методы, например, эколого-токсикологические методы, включающие различные группы методов (физико-химических, биологических, токсикологических и др.).

4) Методы управления качеством окружающей среды.

В настоящее время существуют две основные концепции развития региона с позиции возникших экологических проблем: техногенная (ресурсная) и биосферная.

Согласно первой концепции, решение экологических проблем заключается в оценках загрязнения окружающей среды, разработке нормирования допустимого загрязнения различных сред, создании очистных систем и ресурсосберегающих технологий. В рамках этой концепции сформировалось современное направление конкретной природоохранной деятельности; как системы локальных очисток среды от загрязнения и нормирования показателей качества окружающей среды по узкому (несколько десятков) набору показателей, а также внедрения ресурсосберегающих технологий.

Вторая концепция главным направлением определяет установление области устойчивости любой экосистемы, что позволит найти допустимую величину возмущения - нагрузки на экосистему, определить пороги устойчивости конкретных экосистем.

Технологическая безопасность

Технологическая безопасность - обеспечение устойчивости высоких технологий при осложнениях, возникающих в связи с неблагоприятными тенденциями или конкретными событиями в государстве.

Одним из ведущих принципов обеспечения промышленной безопасности является предупреждение инцидентов путем осуществления превентивных действий направленных на недопущение и/или ограничение негативных последствий техногенных аварий и катастроф. Среди этих действий, вероятно, важнейшими выступают экспертиза промышленной безопасности производственных объектов и прогнозирование развития реализовавшихся инцидентов. В основе указанных действий лежат сбор, анализ и синтез объективной информации о текущем состоянии промышленной безопасности на конкретном производственном объекте, административном районе, регионе. Многочисленность разноименных факторов, предметная интегрированность, размытость информации и нормативных характер принимаемых решений в области проблем промышленной безопасности диктуют необходимость выработки единообразных подходов к созданию методологического инструментария специалистов в области безопасности техногенной деятельности человека.

С учетом анализа фундаментальных и прикладных проблем безопасности техногенной среды, направлений и перспектив развития ведущих отраслей машиностроения прочность, ресурс и безопасность машин и конструкций становятся одними из актуальных направлений технического развития по мере роста рабочих параметров высокорисковых объектов и общего повышения потенциальной опасности сложных систем "человек - машина - среда". Постановка указанных проблем связана с комплексным анализом безопасности техногенной сферы и перспективами развития машиностроения.

При анализе безопасности техногенной сферы следует серийность соответствующих потенциально опасных объектов. Наиболее тяжелые аварийные ситуации возникают на уникальных объектах - единичных и многосерийных. Число однотипных атомных энергетических реакторов составляет 1 - 10 при их общем числе в эксплуатации 450 - 500, число однотипных ракетно-космических систем обычно составляет от 3 - 5 до 50 - 80. Среднесерийные потенциально опасные объекты исчисляются сотнями и тысячами, а крупносерийные - десятками и сотнями тысяч (автомобили, сельскохозяйственные машины, станки). В соответствии с изложенным интегральные экономические риски, определяемые произведением единичных рисков на число объектов, оказываются сопоставимыми как для глобальных, так и для объектовых катастроф. Ущербы от единичных катастроф глобального и объектового масштаба отличаются на 8 - 10 порядков, риски на 4 - 6 порядков, а интегральные ущербы на 1 - 3 порядка.

Важным мероприятием по обеспечению безопасности технологических процессов является проведение профилактических испытаний как при первичном освидетельствовании производственного оборудования и средств защиты, так и в процессе их эксплуатации с целью выявления их соответствия требованиям безопасности (по прочности, надежности, а для средств защиты по защитным свойствам).

Надежность работы оборудования является одним из важных показателей безопасности производств. Этот показатель необходимо всегда учитывать при выборе (разработке нового) стандартного оборудования, при построений технологических систем или отдельных установок потенциально опасных производств. Существуют различные критерии оценки надежности оборудования - долговечность, ремонтопригодность и т. д. С точки зрения безопасности процесса интерес представляет оценка надежности оборудования по времени безотказного выполнения заданных функций, нарушения которых могут быть причиной возникновения аварийной ситуации.

Для обеспечения высокого уровня безопасности технологических процессов и благоприятных условий труда на производстве необходимо использовать все методы и средства, включая технические, организационные, правовые и экономические.

Нежелание работников на производстве руководствоваться действующими требованиями безопасности технологических процессов, не использование средств индивидуальной защиты и т.п. может сформировать необоснованный риск, как правило, приводящий к травмам и формирующий предпосылки аварий на производстве.

Технологическая безопасность как объект системы безопасности техногенной сферы в настоящее время стала важной составной частью безопасности оборонного комплекса не только в военное, но и в мирное время. Военно-техническое сотрудничество гражданского и военного промышленного производства вытекает из "Концепции национальной безопасности Российской Федерации" как на стадии создания образцов военной техники новых и новейших поколений с использованием научно-технических достижений в гражданском секторе, так и на стадии конверсии военного производства и военной техники.

Для мирового сообщества фактически назрела прямая необходимость унифицированного формирования науки, техники, технологий, экономики, культуры и философии безопасности техногенной сферы. Ее отличительной особенностью становятся единые принципы, критерии, нормы и законы анализа, регулирования, обеспечения и повышения безопасности.

Таким образом, все мероприятия по обеспечению безопасности технологических систем должны базироваться на строго научном подходе и быть направлены на разработку новых безопасных технологий и радикальное устранение многочисленных источников аварий и катастроф на существующих химико-технологических объектах.

Известно, что человек и окружающая его окружающую среду гармонично взаимодействуют и развиваются лишь при условии, когда интенсивности потоков вещества (Р), энергии (Е) и информации (И) находятся в пределах, оптимальных (комфортных) для человека и окружающей среды.

В условиях производства интенсивность потоков Р, Е, И может существенно отклоняться от оптимальных и допустимых значений, при которых обычно происходит жизнедеятельность человека. В условиях чрезвычайных ситуаций она становится неконтролируемой и приобретает величин, угрожающих жизни и здоровью человека. Такой негативное влияние интенсивности потоков Р, Е, И в антропосфере происходит со стороны элементов техносферы - части антропосферы, в корне преобразована человеком в инженерно-технические сооружения: города, заводы и фабрики, карьеры и шахты, дороги, плотины, водохранилища и т.

Безопасность человека в техносфере часто рассматривают, анализируя систему Л-М-С ("Человек - Машина - Среда"), в которой буквой М обозначают элементы (объекты) техносферы.

Техносфера в целом, как и большинство ее элементов (объектов) представляет собой замкнутую систему. Никакой самоорганизации и саморегулирования в таких системах не происходит. Если они будут предоставлены сами себе, то направляться в состояния равновесия (второй закон термодинамики). При этом накопленные в техносфере (на объекте) вещество, энергия, информация рассеиваются, равномерно распыляясь в пространстве.

Подавляющее большинство объектов техносферы безаварийно функционирует только при условии постоянного поддержания на должном уровне изолирующей способности технологического оборудования и наличия надежного физической защиты (оболочек, инженерных сооружений и конструкций, санитарно-защитных зон и т.п.), которые предотвращают рассеиванию вредных веществ и энергии.

Нарушение однородности системы Л-М-С сопровождается созданием на грани элемента М больших градиентов вещества, энергии, информации (градиент [от лат. Gradiens или gradientis - шагающий] - мера возрастания или убывания в пространстве какой физической величины на единицу длины).

Рис. 1.1. Участок неоднородности в системе Л-М-С

Участки системы Л-М-С, на которых наблюдаются большие градиенты вещества, энергии, информации, являются участками самой потенциальной опасности, где наиболее ярко может проявить себя отрицательное свойство живой и неживой материи способностью нанести вред самой материи: человеку, материальным ценностям, окружающей среде.

Потенциальная опасность объектов техносферы вызвана наличием в ее структуре потенциально опасных объектов (ПОО), на которых возможно неконтролируемое высвобождение вредных химических веществ или взрывное высвобождение энергии.

По данным Государственной службы Украины по вопросам труда в 2014 году в стране функционировало 9424 ПНО, в перечень которых входят промышленные предприятия, шахты, карьеры, магистральные газопроводы, нефтепроводы, продуктопроводы, гидротехнические сооружения, узловые железнодорожные станции, мосты, тоннели, накапливаемые и полигоны промышленных отходов, места хранения опасных веществ.

При таких условиях особенно актуальным становится проблема обеспечения техногенной безопасности. Под термином " техногенная безопасность " понимают состояние защищенности населения, территории, объектов от негативных последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Техногенными объектами называют объекты, деятельность которых может спровоцировать возникновение чрезвычайной ситуации техногенного характера.

Большинство существующих техногенных объектов в их современном виде не могут дальше обеспечивать не только устойчивое развитие экономики, но и собственно безопасное функционирование.

NON Mult, SED MULTUM

В 1976 году на заводе швейцарско-итальянской компании JCMESA, расположенном в городе Севезо (Италия), произошла крупномасштабная технологическая авария, во время которой произошел выброс диоксина. В результате аварии сильное отравление получили 2000 человек, почувствовали ухудшение своего физического состояния несколько тысяч человек. Площадь загрязненной территории составила 18 км2.

В 1984 году на химическом предприятии американской компании Union Carbide India Ltd, расположенном в городе Бхопал (Индия), в результате выброса метализоцианиту погибло более 2500 человек, а около 100 000 стали инвалидами.

В апреле 1986 года в Украине произошло Чернобыльская катастрофа , которая имела тяжелые трансграничные последствия как для населения, так и для окружающей среды многих стран, прежде всего Украины, Беларуси и России.

В 2000 году в городе Бая-Маре (Румыния) произошла авария на ХОО, во время которой в реки Тиса и Дунай было сброшено более 100 тыс. М3 воды, загрязненной цианидами. Авария имела серьезные трансграничные последствия.

В 2000 году на пиротехнической фабрике компании Fireworks, расположенной в городе Энсхеде (Нидерланды) произошла серия взрывов, вызванная нарушением правил хранения и производства пиротехники и взрывчатых веществ.

В 2001 году произошел взрыв на заводе по производству минеральных удобрений в городе Тулузе (Франция), который продемонстрировал опасность хранения нитрата аммония и удобрений на его основе, а также соответствующего сырья, забракованной в производственном процессе.

11 марта 2011 в результате самого мощного в истории Японии землетрясения и последовавшего за ним цунами, произошла крупная радиационная авария на АЭС Фукусима-1. Финансовые убытки, включая расходы на ликвидацию последствий, расходы на дезактивацию и компенсации, оцениваются в 100 млрд. Долларов.

Эти техногенные аварии были резонансными как в научной, технической, технологической, управленческой, так и в правовой, социальной и философских сферах. Человечество навсегда отбросило концепцию "абсолютной безопасности" или "нулевого риска" относительно промышленных объектов. Если до этого в промышленности делался упор на развитие служб и видов обеспечения "поставарийных ситуации" и доминирующим был принцип гражданской обороны "своевременно реагировать и ликвидировать", то теперь основное внимание было перенесено на обеспечение превентивности (лат. Praeventivus - мера ), то есть предотвращению проявления техногенных опасностей.

Была выдвинута концепция " приемлемого техногенного риска », на основе которой в ведущих странах Европы, в СЕЛА, Канаде и Японии началось интенсивное развитие науки о техногенной безопасности. Концептуализация превентивной политики по техногенной безопасности открывает пути к формированию и реализации новой модели защиты персонала, населения и территорий от угроз техногенного характера.

Опасности техногенного характера составляют не только потенциальную , но и реальную угрозу человечеству, проявляя себя в виде промышленных аварий и катастроф.

NON Mult, SED MULTUM

Частота глобальных техногенных катастроф, по данным российских исследователей, составляет 0,02 ... 0,03 в год, техногенных катастроф наииональногомасштабу - 0,05 ... 0,1 в год, регионального масштаба - 0,5 ... 1, 0 в год, мисиевого масштаба -

1 ... 20 в год, объектный - 10 ... 500 в год. По их оценкам, суммарные убытки от последствий техногенных катастроф в России ежегодно составляют около 8 ... 12 млрд. Долларов.

В Украине статистическая отчетность обнародует ежегодные убытки от чрезвычайных ситуаций на порядок меньше - в пределах 15 ... 30 млн. Долларов. Однако хронические техногенные аварии в системах жизнеобеспечения е или не самой препятствием на пути внедрения в Украине и других постсоветских странах европейских стандартов жизни.

Преодоление разрушительной для общества тенденции роста техногенных угроз возможно только за счет формирования эффективной государственной превентивной политики в области техногенной безопасности. Ее основным лозунгом должно быть - "Работать на опережение!". Важным элементом такой политики в отношении техногенных угроз является, в частности, создание законодательной и нормативно-правовой базы, которая бы спряла действенным мерам по предотвращению проявлений техногенных опасностей.