Что делать при дтп если. Что нужно делать водителю если он попал в дтп, если виновник скрылся, и в других ситуациях

. Даже если он очень аккуратный водитель, он не может быть застрахован на 100 %, что непопадет в ДТП. Всегда есть процент риска, что ему разобьет автомашину какой-нибудь «лихач».

Как показала практика, даже страхование автомашины не освобождает водителя от вызова в ГАИ или Суд. Все,кто хоть раз попадал в ДТП, знают, сколько нервов и времени тратиться на посещения дознавателей или судебных заседаний.

Что делать, если вы попали в ДТП?

Если вы скроетесь с места происшествия – то попадете под статью Кодекса про Административные правонарушения - ст.122-2 (штраф 136 – 170 грн., или лишение прав от 1 до 3 лет); а в случае ДТП с телесными повреждениями под статьи Уголовного кодекса - ст.136 (ограничение свободы до 5 лет, арест до 6 месяцев,лишение свободы до 5 лет).

А главное - даже если не Вы виновны в ДТП, то доказать это будет уже раз в 10 сложнее.

Сразу после ДТП действуйте согласно п. 2.10 Правил дорожного движения:

Остановитесь и не трогайте с места автомобиль и не перемещайте предметы, связанные с ДТП. Запомните: Убирая автомобиль с дороги или иные предметы – вы уничтожаете доказательства! В результате чего в последствии невозможно будет установить «кто прав, кто виноват».

Включите аварийную световую сигнализацию и выставьте на расстоянии неменее 20 м. (вне населенного пункта - 40 м.).

Если есть пострадавшие, вызовите «Скорую помощь» или отправьте пострадавших на попутном транспорте.

Только в экстренном случае при невозможности этого, доставьте пострадавшего на своём транспорте в ближайшую больницу (где следует сообщить свою фамилию, предъявить Ваши документы), а затем вернитесь на место происшествия. Но до этого следует в присутствии свидетелей зафиксировать положение транспортного средства и следы ДТП с помощью фотосъемки, краски, мела, подручных предметов.

Важнейшее дело – СВИДЕТЕЛИ - записать фамилии/адреса/номера машин очевидцев. Свидетелями ДТП также являются все лица, находившиеся в этот момент в Вашем автомобиле (родственники, знакомые и т.д.). Свидетели могут написать свои объяснения, которые приобщаются к административномупротоколу.

Вызвать представителей ГАИ.

До приезда работников ГАИ не поддавайтесь угрозам и уговорам разобраться самим, особенно если при ДТП пострадали люди,обязательно вызовите работников ГАИ для фиксации факта и полученных повреждений.

Зафиксировать факт аварии следует в любом случае, брать у виновника в залог документы / деньги чревато обвинениями в Ваш адрес в вымогательстве или виновник в последствии заявит об их утере ит.п.



По возможности еще до приезда ГАИ запишите все повреждения и обстоятельства аварии (место аварии,дорожное покрытие, освещенность, видимость знаков, свидетели). Потом этот лист, подписанный Вами,можно будет попросить приложить к протоколу.

Если есть возможность – сделайте несколько фотографий с места происшествия.

Не употребляйте спиртосодержащие успокоительные лекарства.

Если Вы всё-таки решили разобраться без вызова ГАИ

Составьте схему ДТП. Подписать её должны оба водителя.

Обговорите стоимость ущерба и порядок её выплаты.

Возьмите обязательство (расписку) в письменном виде и желательно при свидетелях относительно суммы и сроков возмещения ущерба.

После всего, необходимо приехать в ближайший пост ГАИ и заявить о ДТП.

После приезда работников ГАИ

Не спешите признавать свою вину! Вполне может оказаться, что вина обоюдна, виноваты дорожные службы или автосервис, в котором Вам ремонтировали автомобиль.

При составлении протокола и схемы ДТП убедитесь, что все важные обстоятельства (место столкновения,следы торможения, осыпи стекла, грязи, обзорность, погодные условия, наличие дорожных знаков) иповреждения зафиксированы. Настаивайте на фиксации в протоколе максимума деталей происшествия.

Внимательно читайте все, что подписываете (протокол/схемы). При несогласии – вносите свои замечания либо вообще отказывайтесь подписывать. Никогда не подписывайте пустой или недописанный протокол! Если инспектор не реагирует на Ваши замечания, предупредите его, а затем запишите свое мнение об этом в протокол.

Зафиксируйте данные противоположной стороны (ФИО, адрес, название фирмы), чтобы знать, к кому предъявлять претензии.

В итоге



Инспектор ГАИ берёт объяснения у водителей и составляется протокол осмотра места ДТП – в нём должно быть зафиксировано максимум информации о дорожной обстановке;

схема места ДТП – проверьте, правильность расположения автомобилей, и указано ли место столкновения. Если есть расхождения по поводу места столкновения, на схеме должны быть отраженые оба. Необязательно, но может быть проведено освидетельствование на состояние опьянения. Далее материалы по ДТП направляются к дознавателю. Фактически ГАИ не устанавливает виновника ДТП. ГАИ отражает нарушения ПДД, а собственно вину в ДТП устанавливает суд. Если Вы слабо разбираетесь в юридических вопросах, дело сложное, или связано со средними или тяжкими телесными повреждениями, то обязательно обратитесь к юристу (адвокату).

Возмещение ущерба



Как узнать кто виноват в ДТП?

1. Определение виновности в дорожно-транспортном происшествим во многом зависит от соответствия действий участников ДТП правилам и от технических возможностей водителя предотвратить происшествие.

2. Сохраните следы дорожно-транспортного происшествия до того как приедут сотрудники ГАИ. Оставьте машину на месте аварии. Опросите очевидцев происшествия, возьмите их телефоны и адреса. В будущем они смогут выступать вашими свидетелями в суде.

3. Составьте справку об аварии. Требуйте, чтобы сотрудник ГАИ внес отметки всех повреждений вашего автомобиля. Чем больше повреждений укажете, тем больше шансов получить компенсацию за материальный ущерб в полном объеме.

4. Обязательно составьте схему ДТП. Помните, что замеры делаются от неподвижных объектов до места дорожно-транспортного происшествия (перекрестков, углов домов, светофоров, остановок и т.д.).Пройдите освидетельствование на содержание в крови алкоголя.

5. На основании этих данных группа разбора в течение 10 дней вынесет постановление о нарушениях правил дорожного движения водителями. Окончательное решение о виновности в ДТП принимает суд. ПИск в суд подает водитель, участвовавший в ДТП.

6. Документы для судебной автотехнической экспертизы и для производства других видов расследований:

1. Протокол освидетельствования;

2. Определение суда о назначении экспертизы при возбуждении дела;

3. Вещественные доказательства;

4. При необходимости - справка из метеослужбы;

5. Справка о состоянии дороги в момент, когда произошло ДТП;

6. Если потребуется - справка о времени работы фаз светофора;

7. Протоколы допросов свидетелей.

Кто определяет виновность в ДТП?



Практически каждый автомобилист хотя бы раз за время своей автомобильной биографии попадает в ДТП и сталкивается с таким понятием, как автотехническая экспертиза. Причин для ее проведения может быть великое множество. В некоторых случаях требуется установления скорости автомобиля до момента столкновения, в иных необходимо измерить тормозной путь ТС, определить остановочный путь.

Определяются с помощью автоэкспертизы и различные временные факторы, восстанавливается точная картина взаимного расположения транспортных средств на дороге в момент совершения ДТП. Она способна подтвердить или опровергнуть факт соблюдения водителями правил дорожного движения и установить, возможно ли было предотвратить столкновение. Многим водителям автоэкспертиза помогает выявить побочные причины, которые могли спровоцировать ДТП.

Исследуются все найденные на место происшествия следы, определяется взаимное расположение участников ДТП, а также их положение относительно границ проезжей части и нанесенной на нее разметки.

Автоэкспертиза установит место наезда на возможные объекты, ставшие причиной совершения столкновения, выявит факты, которые сообщат о состоянии движения, либо покоя автомобиля, определит повреждения частей ТС и многое другое. Иногда требуется почерковедческая экспертиза подписи, оставленной на документах для выявления возможного мошенничества или злого умысла.

Запрос на автотехническую экспертизу может дать суд, прокуратура, следственные органы, которые занимаются расследованием уголовных, либо гражданских дел, а также административных правонарушений. Осуществляется она и по частным запросам физических или юридических лиц.

Иногда ситуация складывается так, что может потребоваться следственный эксперимент. Он проводится обычно, если факты толкуются двояко, есть разночтения. При необходимости проведения дополнительного расследования обстоятельств происшествия, назначенный эксперт выезжает на место ДТП с целью получить дополнительные факты, которые повлияют на принятие однозначного решения.

Те выводы, которые делает эксперт в результате своих исследований, оформляются специальным актом по установленной форме. Помимо первичной экспертизы в отдельных случаях требуются дополнительные или повторные исследования. Если вы обращаетесь к независимому эксперту, то вам может потребоваться квалифицированный анализ предыдущих экспертиз и консультация по поводу соответствия сделанных ранее выводов.

Подписывайтесь на наши ленты в

Основной особенностью ДТП является его внезапность. Поэтому алгоритм действий в этой ситуаций должен быть продуман заранее. Тогда, в первые минуты после аварии, водитель наделает меньше ошибок, соответственно, в случае если его вина будет доказана, последствия будут не столь плачевыми.

Большинство водителей ТС, допускают распространённую ошибку – начинают выяснять, кто виноват и кому сколько причитается. В результате: затаптываются колёсные следы ТС; бескровные травмы пассажиров, как сотрясение мозга или сильный испуг как-то упускаются из вида, а это тоже вред здоровью; свидетели происшествия, как правило, разбегаются за несколько минут, а кто будет давать показания сотрудникам ГИБДД?

Чтобы минимизировать негативные последствия ДТП желательно придерживаться следующей последовательности действий:

  1. Остановить ТС.
  2. Оценить степень нанесения вреда пассажирам своего авто.
  3. Узнать в каком состоянии сбитый пешеход или экипаж другого ТС.
  4. Постараться придержать до появления сотрудников ГИБДД, хотя бы одного свидетеля. На практике, это действие самое сложное.
  5. Вызов на место происшествия сотрудников ГИБДД и агента страховой компании для подтверждения наличия страхового случая и определения степени ущерба при ДТП.

Ни в коем случае не следует убегать или уезжать с места происшествия! При самых неблагоприятных последствиях – смерти, максимальная мера наказания – 5 лет лишения свободы в колонии-поселении, так как дорожно-транспортного происшествия относится к деяниям, совершённым по неосторожности.

  1. Трассеологическая экспертиза – фиксация всех следов происшествия.
  2. Экспертиза на наличия в крови алкоголя и или других наркотических препаратов.
  3. Отображения в протоколе всех нюансов происшествия.

В противном случае, добиться будет крайне затруднительно. Далее, в зависимости от последствий, вызванных столкновением события могут развиваться по следующим сценариям.

Если обошлось без смертей или без средней тяжести или тяжких телесных повреждений и участникам происшествия удалось определиться с размером компенсации и какая сторона будет заявлять о выплате страховки – инцидент исчерпан.

Ежели участники ДТП не в состоянии достигнуть соглашения по вышеуказанным аспектам или ДТП повлекло смерть хотя бы одного участника или причинения средней тяжести, или тяжких телесных повреждений составляется протокол о предварительной оценке причинённого ущерба, в котором фиксируются все обстоятельства происшествия.

2. Очевидцы ДТП

Почему очевидцы разбегаются с места дорожно-транспортного происшествия? Законодательство РФ ставит свидетелей ДТП в довольно-таки щекотливое положение. С одной стороны уголовная ответственность за дачу ложных показаний, а с другой – ненадлежащее обеспечение безопасности свидетеля.

Участники аварии, чиновник на внедорожнике и дачник на 412-ом «Москвиче». Первый – виновник аварии. Сказать правду – преследование со стороны чиновника, соврать – возможное 2-летнее заключение. Как быть? Правда, законодатель дал право не свидетельствовать против супруга и .

Свидетель-инвалид может давать показание только в рамках воспринимаемой им информации – незрячий может описывать звуковую картину происшествия, а, имеющий проблемы со слухом – визуальную.

3. Вызов скорой помощи пострадавшим

Если авария произошла в городе или райцентре, то с вызовом скорой проблем не возникает. А если ДТП произошло вдали от населённого пункта? В этом случае, у виновника аварии появляется чудесная возможность уменьшить степень своей вины, если его автомобиль на ходу и виновник успеет вовремя доставить пострадавшего в ближайшую больницу.

Если кто-то из водителей ТС имеет медицинское образование, и он не успевает оказать первую помощь из-за отсутствия необходимых перевязочных материалов – ему могут инкриминировать несвоевременное оказание медицинской помощи, соответственно, срок отбывания наказания может быть либо увеличен, либо заменён с колонии-поселения на колонию общего режима.

Если смерть наступила мгновенно – скорую помощь вызывать не нужно, медэкспертиза всё равно будет проводиться в рамках уголовного процесса.

Если авария произошла вдали от населённого пункта, ни один из участников ДТП никогда не оказывал первую помощь, а пострадавший имеет множественные переломы, не может самостоятельно подняться без наличия визуальных повреждений или не находится без сознания, ни в коем случае нельзя переворачивать пострадавшего. Это может только усугубить его состояние. Нужно попытаться остановить кровотечение и дождаться приезда скорой помощи.

4. Вызов сотрудников ДПС

Внимание! Любое ДТП это, как минимум, административное правонарушение. Следовательно, вызов сотрудников ДПС обойдётся от 500 рублей. Однако даже если ни у кого нет телесных повреждений, но ТС нуждается в ремонте, то вызов сотрудников ДПС необходим, хотя бы, для официального подтверждения страхового случая, иначе, ремонтироваться придётся за свои кровные.

Сотрудники ДПС (ГИБДД):

  1. Составляют протокол о происшествии.
  2. Составляют схему происшествия.
  3. В случае телесных повреждений или смерти, передают материалы о ДТП в следственные органы.
  4. Готовят материалы о ДТП для возбуждения уголовного дела.
  5. Выдают справку о ДТП для страховой компании.

Способы возмещения убытков

Основные способы возмещения убытков при дорожно-транспортном происшествии, условно, можно разделить на страховые и не страховые. Страховые – обязательная страховка «ОСАГО» и добровольная – «каско». Не страховые – по решению суда на удовлетворения самостоятельного иска или иска в рамках уголовного производства.

1. ОСАГО

ОСАГО – обязательная страховка, которая выплачивается третьим лицам, в случае, если застрахованное лицо является виновником ДТП.

Стоимость страхового полиса зависит от:

  1. Регина проживания. Москва самый дорогой.
  2. Владельца. Юридическое лицо дороже, чем физическое.
  3. Возраста. Самый дешёвый – 25-30 лет.
  4. Класса авто. Легковой дешевле, чем грузовой.
  5. Мощности двигателя – чем меньше, тем дешевле.
  6. Статус, получение на данное ТС – в первый раз дороже, чем в последующие. Существует 13 классов осаго. Последующий класс снижает коэффициент, на который умножается общая стоимость полиса. Для первого класса – 2,45; для 13 – 0,5.
  7. Пробег – чем больше, тем дороже.

Максимальная выплата для застрахованных до 01.10.2014 составляет 120000 руб на одного потерпевшего; 160000 руб. на нескольких потерпевших. Для застрахованных с 01.10.2014 – 400000 руб. Стоимость полиса – от 3432 до 4118 руб.

Если страховая компания, в которой оформлялся полис ОСАГО, признаётся банкротом, то выплаты производятся – Российской страховой ассоциацией.

  1. В случае обоюдной вины страховые выплаты по ОСАГО распределяются по 50% на каждого виновника, то есть, по 200000 руб.
  2. Если ущерб от ДТП не превышает 50000 руб, Страховку можно получить без привлечения дорожной полиции.

2. Каско

Каско – это добровольный вид страховки своего ТС. В отличие от ОСАГО, в каждой страховой компании стоимость полиса разная. Существенные критерии: регион, количество водителей, стаж водителя, модель ТС.

Стоимость полиса колеблется от 3,5% до 33% от стоимости автомобиля. Платёж одноразовый. В случае банкротства, выплаты взыскиваются только в судебном порядке.

Порядок возмещения убытков:

  1. Если обошлось без жертв и сумма ущерба не превышает 50000 – страховые выплаты ОСАГО проводятся без участия ДПС. В таком случае, достаточно осмотра места происшествия страховым агентом или подачи нотариально заверенной схемы ДТП.
  2. Во всех остальных случаях, страховая выплата по ОСАГО – невозможна без оформления в ДПС.
  3. Если сумма ущерба превышает установленные лимиты ОСАГО – 400000 рублей на ремонт ТС лечение и реабилитацию и 500000 рублей в случае смерти, то пострадавший может обратиться в суд с исковым заявлением.
  4. Пострадавший, также может обратиться с исковым заявлением о возмещении морального ущерба.

Действия при ДТП с мопедом

На транспортные средства, объёмом двигателя до 50 м3 права не требуются. К ним относятся скутеры и мопеды.

При ДТП с мопедом следует учитывать такие особенности.

  1. Хотя законодатель устанавливает минимальный возраст на право вождения мопеда, скутера 16 лет, часто случаются случаи когда «за рулём» лицо, не достигшее данного возраста, соответственно – недееспособное. В этом случае убытки взыскиваются только с родителей и только в рамках искового производства.
  2. Мало кто на мопед, скутер, соответственно, получить компенсацию, можно только путём подачи искового заявления в гражданский суд.
  3. Из-за несоразмерности транспортных средств, во время таких аварий, водитель мопеда, скутера, как правило, получает средние и тяжкие телесные повреждения, не исключая и летальный исход.

А вот, если виновник столкновения автомобиль, его ответственность ничем не отличается.

Ущерб, причинённый данным ТС, как правило, незначительный. Подумайте, стоит ли из-за разбитой фары затевать длительную судебную тяжбу?

Документы, необходимые для оформления страховки

  1. Подписана всеми участниками схема ДТП.
  2. Справка о ДТП.
  3. Извещение о ДТП.
  4. В случае вреда здоровью – выписка из эпикриза.
  5. В случае необходимости – свидетельство о смерти.

Действия после оформления ДТП

После оформления ДТП, желательно в течение 24 часа отнести, указанный в страховом полисе ОСАГО или КАСКО, пакет документов. Страховая выплата производится в течение 14-21 день со следующего дня после регистрации пакета документов.


Если ДТП повлекло смерть или тяжкие телесные повреждения – не будьте пассивны! Если вы возьмёте часть или все расходы на лечение или организацию похорон, то это зачтётся в суде. Да и человеческий аспект, также немаловажен!

Сравнение цен в Росгосстрахе с другими популярными компаниями (Мосгаз, АльфаСтрахование, ВТБ Страхование)

Согласно закону «об ОСАГО» Стоимость страхового полиса «ОСАГО» одинакова во всех страховых компаниях. На практике, Страховые компании имеют возможность действовать в рамках коридора базовой ставки – 3432-4118 руб.

Что касается КАСКО, то каждая компания старается не разглашать данные о страховых полисах, во избежание оттока клиентов. Следовательно, чтобы сравнить цены на КАСКО или узнать точную стоимость ОСАГО вам необходимо ввести реальные данные про ваш автомобиль, ФИО, адрес электронной почты, часто, паспортные данные в онлайн-калькулятор каждой из страховых компаний и получить расчёт на почту.

Есть ещё другой вариант – прийти в офис компании, но, в этом случае вы потратите время не только на дорогу, но и на вежливое выслушивание потока всевозможных спецпредложений от менеджеров.

Также можно воспользоваться любым онлайн-калькулятором, не требующим персональных данных. В этом случае вы сможете узнать приблизительную стоимость КАСКО и точну стоимость ОСАГО перед покупкой автомобиля.

При оформлении ДТП нужно учитывать все тонкости отечественного страхового законодательства, иначе придётся возмещать ущерб из своего кармана. Этого легко избежать при соблюдении ряда простых рекомендаций. Итак, что следует предпринять, чтобы не пришлось самостоятельно оплачивать ремонт машины пострадавшего?

Оставайтесь на месте ДТП

Можно покинуть место происшествия без оформления документов, но только когда есть пострадавшие, которым требуется экстренная медицинская помощь. Если состояние травмированного человека не позволяет дождаться медиков, следует самостоятельно доставить его в больницу любым доступным способом, а затем вернуться на место аварии.

Факт перевозки пострадавшего в больницу должен быть подтвержден документально. Для этого нужно взять соответствующую справку в медицинском учреждении.

Если в процессе транспортировки пришлось прибегнуть к услугам такси, в дополнение к справке от медиков следует приложить документы, подтверждающие оплату поездки.

В остальных случаях оставление места происшествия будет расцениваться как нарушение ПДД. Конечно же, это не повод для отказа в возмещении ущерба, так что потерпевший всё равно получит страховое возмещение. Однако впоследствии страховщик непременно предъявит виновнику аварии регрессное требование.

Свяжитесь со страховщиком

При оформлении дорожного происшествия в соответствии с условиями «Европротокола» необходимо незамедлительно связаться со своей страховой компанией. При этом следует узнать, как именно можно направить страховщику заполненное извещение о ДТП. По закону на передачу этого документа отводится пять рабочих дней (кроме выходных праздников).

При нарушении упомянутого условия страховая компания получает право на взыскание с виновника аварии всей суммы возмещения, выплаченного пострадавшему. Если не удается дозвониться до менеджеров или они избегают контакта, следует переслать извещение заказным письмом (с уведомлением и описью вложений).

Не ремонтируйте автомобиль

Страховая компания вправе осмотреть не только машину пострадавшего, но и транспорт виновника дорожного происшествия. При этом менеджеры обязаны организовать осмотр в течение пятнадцати дней с момента аварии (кроме выходных праздников). Если отремонтировать машину раньше, страховщик получает право на регресс.

В некоторых случаях страховая компания может счесть осмотр автомобиля виновника аварии напрасной тратой времени. При этом не стоит полагаться на устные заверения менеджеров. Ремонтировать машину раньше упомянутого срока можно только после получения письменного разрешения от страховой компании.

Возьмите у потерпевшего расписку

Порой столкновение автомобилей обходится без видимых повреждения каких-либо деталей. Как правило, после такого события водители предпочитают просто разъехаться. При этом всегда есть риск, что другой водитель вернется на место аварии и вызовет сотрудников ГИБДД. Если машина второго участника аварии получила скрытые повреждения, подобная ситуация может обернуться серьёзными проблемами со страховой компанией.

Чтобы гарантированно обезопаситься от возможного регресса, следует получить расписку об отсутствии имущественных претензий вследствие дорожного происшествия.

При этом в документе должна быть указана следующую информацию:

Также нужно указать сведения обо всех участниках инцидента. При возникновении разногласий между водителями такой документ поможет доказать, что действия виновника аварии были согласованы с пострадавшим.

Кроме того, расписка понадобится при оформлении происшествия по «Европротоколу». В такой ситуации максимальная выплата составляет пятьдесят тысяч рублей, а весь ущерб сверх этой суммы возмещает водитель-виновник. Как известно, всегда есть риск ошибки при оценке размера ущерба на месте аварии.

Соответственно, в такой расписке должна быть фраза «не имею финансовых претензий к виновнику ДТП в части, превышающей пятьдесят тысяч рублей». Наличии этого документа позволит без опасений оформить происшествие в рамках «Европротокола».

Контактируйте с потерпевшим

Если стоимость ремонта превысит размер максимальной выплаты по ОСАГО , недостающую сумму оплачивает виновник аварии (если у него нет полиса ДСАГО). При малейших сомнениях относительно итоговой стоимости ремонта машины пострадавшего нужно непременно поддерживать с ним связь.

Это позволит заблаговременно узнать о необходимости дополнительных затрат. Естественно, расходы потерпевшего должны быть подтверждены заключением независимого эксперта. В любом случае стоит перепроверить заключение экспертизы на предмет ошибок.

Иногда для завышения размера ущерба оценщики включают в отчёт лишние детали или используют прочие хитрости. Конечно же, можно оспорить такое заключение в судебном порядке, что позволит уменьшить расходы на компенсацию ущерба сверх максимальной выплаты по договору ОСАГО.

Только правда

Последний совет вряд ли поможет виновнику ДТП, но нельзя его не коснуться, ведь это одно из оснований для регресса. Речь о достоверности сведений при оформлении электронного полиса ОСАГО. Если автовладелец при заключении договора через Интернет указал в анкете заведомо ложные сведения, которые привели к занижению платежа, то страховая компания вправе предъявить регресс.

Например, некий гражданин застраховался по ОСАГО через сайт страховщика. При этом он занизил мощность двигателя своего автомобиля. Некоторое время спустя гражданин спровоцировал дорожную аварию. В такой ситуации его страховая компания оплатит восстановление транспорта пострадавших, а затем потребует у виновника ДТП компенсации понесённых расходов.

Чтобы избежать подобной ситуации, нужно тщательно проверить достоверность сведений в полисе и заявлении ещё на стадии оформления страховки.

От попадания в аварию не застрахован никто из водителей, однако далеко не все знают, что делать при ДТП. Казалось бы, все просто: согласно ПДД нужно оставаться на месте, выставить знак аварийной остановки и вызвать сотрудников ГИБДД для оформления. При этом абсолютно не важно, где именно произошло столкновение: на парковке, стоянке, проезжей части. На практике же этого обычно бывает недостаточно.

Водитель должен знать, что делать в случае ДТП, чтобы максимально смягчить свою вину, если он является виновником, как следует общаться с инспекторами ДПС, каким образом документируется происшествие, как получить страховое возмещение, и что следует предпринять, чтобы не стать без вины виноватым.

Какие проблемы подстерегают водителей

Зачастую главным врагом водителя становится его юридическая неграмотность. Нередки случаи, когда он, не зная, что делать при ДТП, целиком полагается на добросовестность инспектора. Выражается это в том, что в составлении документов сам водитель участия не принимает и подписывает их, даже не удосужившись как следует ознакомиться и разобраться, все ли правильно указал сотрудник полиции.

В результате такой беспечности пострадавший водитель может превратиться в виновника, и доказать обратное будет очень проблематично даже заручившись поддержкой грамотных адвокатов.

Чтобы не создавать себе лишних неприятностей, водитель должен более или менее четко представлять себе, что делать после ДТП. Это поможет выйти из неприятной ситуации с наименьшими потерями.

Что делать, если произошло ДТП

Обозначить место аварии и зафиксировать ее обстоятельства

Первое, что нужно сделать водителю, если он попал в дорожно-транспортное происшествие (не важно мелкое или более серьезное) включить «аварийку» и обозначить место аварии знаком аварийной остановки. В противном случае прибывший на место происшествия инспектор выпишет штраф на тысячу рублей за неисполнение требований ч.1 ст.12.27 КоАП РФ, независимо от того, является ли водитель виновником или пострадавшим.

После этого можно вызывать инспекторов. Страховщиков тоже не мешало бы оповестить о том, что вы попали в аварию. Контактные данные страховые агенты, как правило, прикладывают к документам ОСАГО (КАСКО).

Ни в коем случае нельзя уезжать с места аварии и перемешать автомобиль, даже если ДТП мелкое. Если водитель скрылся, он либо лишится прав на срок от одного до полутора лет, либо будет арестован на срок до 15 суток, независимо от наличия вины. Кроме того, если водитель скрылся, на него гораздо проще «повесить» вину.

  1. следы торможения;
  2. разброс обломков и т.п.

Если есть возможность, нужно сфотографировать место аварии с разных ракурсов, причем на фотографиях должны быть видны другие объекты, к которым можно привязать место происшествия:

  • здание;
  • рекламный щит;
  • светофор или иные конструкции.

Также следует сфотографировать дорожное полотно, чтобы зафиксировать дорожные условия, такие как качество покрытия, наличие разметки, ям, снега или льда, луж и т.д.


Найти свидетелей

Часто участники аварии дают прямо противоположные показания, каждый хочет выставить себя пострадавшим, и инспектор не сможет однозначно назвать виновника. В такой ситуации, как правило, назначается экспертиза, которая может дать и ошибочный результат.

Прояснить картину происшествия может свидетель, поэтому водителю следует попросить хотя бы номера телефонов у людей, находящихся поблизости. Свидетелями могут быть, в том числе, и собственные пассажиры водителя-участника аварии. Кроме того, у водителей проезжающих мимо автомобилей, оборудованных видеорегистраторами, могут оказаться записи того, что случилось.

Вызвать сотрудников автоинспекции

Второй участник аварии вполне может предложить решить дело на месте, и обойтись без оформления, ссылаясь на то, что придется долго ждать и бегать по разным инстанциям. Соглашаться на такое предложение или нет – личное дело каждого, но нужно помнить, что авария может быть всего лишь спектаклем с целью наживы, и после того как вы покинете место происшествия, виновник немедленно вызовет инспекторов и заявит что попал в аварии по вашей вине.

Если происшествие мелкое и вы решили разъехаться с миром, то необходимо взять расписку о том, что водитель не имеет к вам никаких претензий.

Мошенники могут обставить дело так, будто бы виновником аварии является водитель, которого они пытаются «развести». Как правило, разыгрывается мелкое ДТП с небольшими повреждениями, ремонт которых обойдется в несколько тысяч рублей. Водителю-жертве «великодушно» предлагают расплатиться на месте, чтобы не потерять скидку на полис ОСАГО и избежать лишней волокиты. Про подобного рода автомобильные подставы мы писали в одной из публикаций.

Если авария не подставная, виновник также может предложить обойтись без полиции и предложить возместить ущерб, оставив в качестве залога документы. Соглашаться на это не нужно, поскольку, скорее всего, следующим его шагом будет поход в полицию с заявлением об утере или краже документов. Взамен он получит новые и заявит, что в ДТП не попадал.


Если в аварии пострадал человек, водители должны оказать ему доврачебную помощь. В ситуации, когда оказать пострадавшему помощь на месте невозможно, водитель вправе нарушить требование КоАП и отвезти его на личной машине в ближайшее медицинское учреждение, при этом водителя нельзя будет обвинить в том, что он скрылся с места аварии.

Однако прежде, чем ехать с пострадавшим в больницу, нужно зафиксировать картину ДТП, чтобы прибывшие сотрудники ДПС смогли правильно разобраться в обстоятельствах. После доставки раненого в медучреждение, водитель должен как можно быстрее вернуться на место происшествия.

Тщательно изучить составленные документы

Прибывший на место аварии инспектор составляет схему ДТП и протокол, а также берет письменные объяснения с водителей об обстоятельствах происшествия (или пишет объяснение сам со слов водителя), и выписывает справку о ДТП. Все эти документы необходимо внимательно прочитать.

В них могут содержаться разного рода ошибки и неточности, способные в дальнейшем повлиять на исход судебного разбирательства со страховой компанией (а таковое, скорее всего, предстоит, т.к. страховщики крайне неохотно выплачивают полагающиеся компенсации).

Сохранять спокойствие

Попавший в ДТП водитель обычно испытывает стресс. Если не удается совладать с собой и сохранить ясность мышления, водитель имеет право отказаться от дачи показаний на месте и сделать это позже в кабинете инспектора. При этом можно пригласить с собой юриста или представителя, который возьмет на себя обязанность по отстаиванию интересов нанимателя.

Что делать при ДТП, если второй участник скрылся

Такие ситуации далеко не редкость, особенно если виновник аварии находится в состоянии опьянения. Важно помнить, что если виновник скрылся с места происшествия, пострадавший обязан соблюдать требования ПДД и дождаться прибытия инспектора.

В противном случае не с кого будет требовать возмещения ущерба, к тому же остается вероятность того, что виновник, протрезвев, сам обратится в ГИБДД и заявит, что он сам является жертвой аварии, и пострадавший автоматически становится виновником.

Случается и так, что участник аварии покидает место ДТП, не зная, что таковое случилось. Чаще всего подобное случается, если произошло мелкое ДТП на стоянке, когда при маневрировании виновник случайно задевает чужую машину, не замечает этого и уезжает.

Хозяину «притертого» на парковке авто нужно заявить об этом в ГИБДД, даже если повреждения незначительные. Этим он обезопасит себя от возможного развития событий, когда виновник обнаружит повреждения на своей машине и заявит, что это его автомобиль кто-то задел на стоянке и скрылся.

Кто оплатит ремонт

Закон требует, чтобы у каждого водителя был действующий полис ОСАГО. В случае аварии потерпевшему возмещает ущерб страховая компания. Если же полиса ОСАГО у виновника нет, или он в него не вписан, пострадавший будет вынужден требовать возмещения через суд. Кроме того, в суд придется обращаться, если выплата по ОСАГО не покроет всех расходов.

При наличии полиса КАСКО владельцу машины страховая компания обязана покрыть ущерб, независимо от того, виновен он в аварии или является пострадавшим. В некоторых ситуациях, если в аварии виноваты оба водителя, и у одного из них помимо ОСАГО есть еще и полис КАСКО, последнему предпочтительнее взять вину на себя, в этом случае страховщики выплатят компенсацию и ему, и второму участнику ДТП.

Однако рассчитывать на страховку можно лишь в том случае, если происшествие надлежащим образом оформлено, а участники не были пьяны.

Что делать при ДТП с мопедом

Часто возникают проблемы, если произошло столкновение с мопедом. Виной тому отсутствие ответственности у владельцев данного вида транспорта. Скутер с мотором объемом до 50 «кубиков» не нуждается в регистрации, на него до сих пор не требуются водительские права и страховка, а водитель приравнивается к пешеходу.

ПДД требуют, чтобы водитель мопеда был не моложе шестнадцати лет и управлял им, будучи трезвым, но на практике это далеко не всегда соблюдается, а наказания за нарушение, по большому счету, не грозит.

Водитель автомобиля в случае ДТП с мопедом должен выполнить те же действия, как и при любой другой аварии. Разница лишь в том, каким образом предстоит получать компенсацию причиненного вреда. Если виновником будет признан водитель скутера, требовать возмещения ущерба придется через суд. Если же виноват автомобилист, водитель мопеда получит компенсацию по ОСАГО от страховой компании виновника.

ДТП с животными

Нередки случаи наезда автомобилей на собак. Что делать виновнику ДТП в такой ситуации? По закону ДТП с животными, независимо от того, погибнут они или нет, не является поводом для привлечения водителя к уголовной ответственности. Собаки, как и прочие животные, являются имуществом, и если водитель виновен, он обязан возместить материальный ущерб в сумме, требующейся на лечение пострадавшим животным, либо в размере полной стоимости в случае гибели. Эти расходы также покрываются полисом ОСАГО.

Однако владельцы собак обязаны водить их по улицам таким образом, чтобы не допустить выбегания на проезжую часть. Если водитель сможет доказать, что ДТП с животными случилось не по его вине, хозяин сбитой собаки обязан будет возместить затраты на ремонт поврежденной машины из своего кармана. Добиваться выплаты автомобилисту придется в судебном порядке.

Что делать после оформления ДТП

После того, как все процедуры по оформлению аварии пройдены и документально оформлены, участникам происшествия нужно отправляться в ГАИ. Там с них будут взяты показания и вынесено решение (в том случае, если между пострадавшим и виновником нет разногласий).

Действия водителя на месте дорожно-транспортного происшествия.

Водителю предлагается примерный перечень действий на месте аварии, составленный по принципу неотложности.

  1. Остановить транспортное средство
    Распространенная ошибка - водитель, поддавшись уговорам не создавать "пробку", освободить проезд под мостом или отъехать в сторону с трамвайных путей, "из жалости" убирает автомобиль с места аварии. Водитель не подозревает, что своими руками уничтожил доказательства и сделал практически невозможным установление вины, а значит, не сможет взыскать деньги за поврежденный автомобиль.
  2. Записать свидетелей
    Свидетели - это люди, своими глазами видевшие ДТП (очевидцы) или присутствующие при разговоре водителей, когда виновник признавал свою вину, предлагал деньги.
    Лучшие свидетели дорожно-транспортного происшествия -это водители. Спешите записывать государственные номера и марки автомобилей, оказавшихся рядом с местом ДТП в соседнем ряду, либо на перекрестке. Найти водителя по данным автомашины будет несложно. Следующая категория - это водители общественного транспорта: трамваев, автобусов, троллейбусов, - достаточно запомнить маршрут и бортовой номер. При указании водителей оперативных автомобилей (скорая медицинская помощь, инкассация, милиция, такси) обращайте внимание на бортовые и государственные номера.
    Столкновение происходит за несколько секунд, и найти человека, видевшего саму аварию, а не стоящие автомобили, крайне сложно. Поэтому спешите записать таких очевидцев, они ждать не будут, разойдутся и разъедутся.
    Если водителей записать не удалось, то пригодятся и другие свидетели, пусть даже они ваши родственники, знакомые, дети. Степень заинтересованности в исходе дела определит следователь.
    Как же поступить, если свидетелей не оказалось или не удалось записать на месте происшествия? Не отчаивайтесь, свидетели всегда есть, нужно только их найти. Подайте в газету или в "бегущую строку" платное объявление.
    Образец: "Очевидцев столкновения 29 марта на перекрестке Малышева-Луначарского просьба позвонить водителю по телефону 00-11-22".
    Показания таких очевидцев принимаются в ходе рассмотрения дела в ГИБДД и оцениваются наравне с показаниями других участников.
  3. Оказать помощь пострадавшему
    Если Вы не владеете навыками оказания первой помощи, то достаточно подложить под голову сбитого пешехода сумку, валик из свернутой одежды, т.е. зафиксировать голову в поднятом положении.
    Не оставляйте пострадавшего одного, используйте для вызова "скорой помощи" пассажиров, водителей встречных, попутных автомашин.
    Часто водители, руководствуясь чувством сострадания, спешат усадить пострадавшего в свою автомашину и доставить в больницу. Такие действия имеют крайне негативные последствия. Во-первых, в нарушение п. 2.5 Правил дорожного движения место происшествия не сохраняется, следы уничтожаются. Во-вторых, только в экстренных случаях допускается транспортировать пострадавшего вне "скорой помощи". При этом используется попутный транспорт, а не автомашина участника ДТП. И самое главное, только бригада "скорой помощи" владеет информацией, в какую больницу доставить пострадавшего.
  4. Вызовите на место ДТП ГИБДД
    Это сделать несложно, речь же пойдет о тех случаях, когда виновник предлагает Вам Госинспекцию не вызывать, а разобраться самим. Идеальный вариант, скажете Вы, быстро и без посредников разрешить конфликт. Возможно. Однако, не забудьте подстраховаться на случай, если Ваш "компаньон" передумает восстанавливать Вам автомобиль.
    Не договаривайтесь между собой "самостоятельно", без вызова ГИБДД, если при ДТП пострадали люди. В этом случае может иметь место не простое возмещение ущерба, а вероятность возбуждения уголовного дела. Не становитесь преступником.
    Согласно Правилам дорожного движения, все дорожно-транспортные происшествия без исключения должны быть зарегистрированы в Госинспекции. Без такой регистрации Вы лишаете себя возможности, во-первых, обратиться в страховую компанию для получения страховки, во-вторых, становится крайне сложным взыскание ущерба в народном суде, в-третьих, Вы из добропорядочного гражданина превращаетесь в правонарушителя, ведь за уезд с места происшествия предусмотрено наказание в виде крупного штрафа или лишения права управления автомашиной на срок от 2 до 3 лет, независимо от виновности в ДТП.
    Если Вы все-таки решили разобраться без ГИБДД, то:
    • обязательно составьте схему места столкновения, попросите второго водителя подписать ее;
    • на месте обговорите стоимость ущерба и срок ее выплаты;
    • запишите свидетелей, слышавших, как второй водитель признавал вину и соглашался восстановить автомашину;
    • берите задаток при свидетелях - это лучшее доказательство признания вины вторым водителем, ведь если водитель передал Вам деньги, значит, он признал себя виновным, - это будет очевидно и инспектору ГИБДД, и судье;
    • бессмысленно брать у виновника в залог водительское удостоверение, т.к. виновному легче заявить в ГИБДД об утере документов, заплатить штраф и получить новое удостоверение, чем выплачивать Вам стоимость возмещения ущерба.
  5. Участие в осмотре места происшествия
    Вместе с сотрудниками Госинспекции примите самое активное участие в осмотре места аварии.
    • укажите на проезжей части место столкновения автомашин, встаньте на него - этим Вы поможете инспекторам произвести необходимые замеры;
    • сообщите сотрудникам ГИБДД, что Вы записали свидетелей, но не отдавайте листок с фамилиями и адресами этих свидетелей. Надейтесь только на себя и исключите всякую вероятность утери ценных сведений;
    • обратите внимание бригады Госинспекции на следы торможения, длина и месторасположение которых позволит впоследствии установить вину в происшествии;
    • если на месте ДТП у Вас изъяли документы, не выдав взамен ничего, не огорчайтесь, документы вернут после Вашего визита в ГИБДД. Уточните лишь, по какому адресу находится Госинспекция;
    • срок приезда в ГИБДД после дорожно-транспортного происшествия - 2 часа;
    • до приезда сотрудников ГИБДД постарайтесь не употреблять спиртсодержащие успокоительные лекарства. Это связано с тем, что все водители-участники ДТП проходят медицинское освидетельствование у нарколога.
  6. Вызов технической помощи
    В городе существует служба технической помощи, эвакуации автомобилей. Эта организация транспортирует поврежденные автомашины с места ДТП на место парковки.
    Впрочем, достаточно дозвониться до Госинспекции и сказать, что требуется техпомощь.

Рассмотрение дорожно-транспортного происшествия.

  1. Визита в ГИБДД не избежать
    После ДТП водителю рекомендуется в максимально короткий срок прибыть в ГИБДД для оформления материала. В предыдущей главе упоминалось, что это связано с медицинским освидетельствованием. Действительно, Правила дорожного движения обязывают водителя в подобных случаях проходить медосви-детельствование. Это обязанность водителя, но как быть, когда за такие услуги медицинские работники требуют денежной оплаты? Платить не надо, напишите в объяснении, что от прохождения медицинского осмотра не отказывались, но оплачивать подобного рода услуги не в состоянии.
    Театр начинается с вешалки, а Госинспекция - с дежурной части. Именно работники дежурной части выезжают по Вашему звонку на место аварии, производят необходимые замеры участка дороги и оформляют материалы происшествия, чертят красивые схемограммы, составляют протоколы. Работа эта кропотливая и занимает значительное время: от 30 минут до 3 часов. Используйте предоставленное время рационально: успокойте по телефону родственников, позвоните адвокату, сходите покурить в конце концов.
    Итак, Вам предстоит рассказать в Госинспекции о своем дорожном происшествии. Лучший способ это сделать - письменно заполнить объяснение. У Вас достаточно времени, чтобы успокоиться и сосредоточиться. Начните рассказ по порядку: как разворачивались события непосредственно перед аварией.
    Как правило, водитель замыкается на доказывании собственной невиновности, не решаясь "обвинять" второго участника происшествия. Такая скромность часто вредит делу. Вы - водитель, специалист в своей области, изучивший Правила дорожного движения, сдавший экзамены в ГИБДД и каждый день сталкивающийся на дороге с экстремальными ситуациями. Поверьте, Ваше мнение не последнее в этом деле. Обязательно укажите, в чем Вы видите нарушение Правил со стороны второго водителя, сошлитесь на раздел, пункт Правил дорожного движения. Это может быть: маневрирование, неверный выбор скорости движения, нарушение правил обгона, и т.д. Однако, не концентрируйте излишнего, внимания на скорости второго водителя, если не имеете подтверждения своих слов. Точно определить скорость можно тремя способами: специальным прибором (барьер); по спидометру, но для этого нужно находится в машине рядом с водителем; по следам торможения путем математических расчетов. Определение скорости "на глаз" - дело неблагодарное и не будет иметь силы доказательства.
    Не забудьте вписать в объяснение фамилии и адреса свидетелей происшествия. Будет просто замечательно, если Вы в качестве наглядной демонстрации схематично зарисуете, как произошло столкновение, с указанием стрелочками направления движения и маневры автомобилей.
  2. Подписание документов
    НЕ СПЕШИТЕ ПОДПИСЫВАТЬ СЕБЕ ПРИГОВОР.
    Многие водители воспринимают ознакомление и подписание документов как простую формальность. Между тем. на основании подписанных документов, возможно, будет установлена Ваша вина. Давайте посмотрим, что за документы оформляются в Госинспекции.
    Протокол осмотра транспортного средства составляется на каждый автомобиль и содержит сведения обо всех видимых механических повреждениях. Прочитайте повнимательней о перечисленных повреждениях. Все ли указано?
    Схема места дорожно-транспортного происшествия - самое важное доказательство. Обратите внимание, на чьей полосе зафиксировано место столкновения, какова ширина проезжей части и сколько метров от вашего автомобиля до правой обочины. В ситуациях, когда водители называют разные места столкновения, на схеме зарисуют тоже два места. Однако, изворотливому водителю, обманывающему сотрудников Госинспекции, рано радоваться. Ведь только на истинном месте столкновения от удара осыпается грязь, преломляются следы торможения, волочения транспортного средства.
    Протокол осмотра места происшествия - здесь словами записываются сведения, зарисованные на схеме, и дополнительно фиксируется состояние проезжей части, погодные условия, освещенность и видимость в направлении движения и многое другое.
    В случае несогласия потребуйте внести изменения в документы. Лишь убедившись в достоверности всех сведений, можете со спокойной душой поставить "свой автограф".
    Раз документы подписаны, никто теперь не имеет права вносить какие-либо изменения, приписки, дорисовки.
  3. Административный протокол
    Мало кто из нас не знает или не слышал что такое протокол об административном нарушении. В нем указаны нарушенный пункт Правил дорожного движения, статья кодекса и время проведения административной комиссии, куда нарушителю следует явиться. Виновному водителю всегда предлагается подписать протокол. Вместо этого взволнованный водитель произносит бранную речь и наотрез отказывается от подписи.
    Осудить такой поступок может лишь человек, никогда не попадавший в подобную ситуацию. И все же жест такой скорее психологический и связан с незнанием дела. Отказ от подписи протокола не снимет с Вас вины, так как Ваша подпись лишь означает, что вы внимательно ознакомились с протоколом. Логичнее взять протокол в руки и вписать, что с виной в ДТП не согласен. Свои возражения можно изложить письменно и приобщить к протоколу. Сам протокол не является предметом обжалования, однако, до разбора правонарушения Вы можете предоставить новые доказательства своей невиновности и настаивать на проведении дополнительной проверки.
  4. Не забывайте забрать документы
    Как правило, в день дорожно-транспортного происшествия после подписания схем и протоколов, водителям возвращают все документы на автомашину, водительские удостоверения или временное разрешение на право управления транспортным средством. Водителю, которому повезло меньше и который признан виновным, обязательно выдается копия административного протокола, а вместо водительского удостоверения -временное разрешение.
    Временное разрешение - это документ-аналог водительского удостоверения. Имеет единую форму и действителен на всей территории России. Выдается на 30 суток, и никто не вправе уменьшить срок действия даже на один день. Временное разрешение теряет свою силу после вынесения решения административной комиссии о лишении права управления или при возвращении водителю удостоверения.
  5. Административная комиссия
    Виновник происшествия в течение 10 дней после составления протокола приглашается на административную комиссию. Если Вы не согласны с предъявляемым Вам обвинением, то подготовьте заявление о повторном рассмотрении дела. В заявлении дайте свою оценку происшедшему с указанием причин несогласия. В соответствии с законодательством Ваше заявление примут, организуют по делу о дорожно-транспортном происшествии дополнительную проверку и в десятидневный срок подготовят ответ о ходе или результатах проверки. В течение всего времени проведения проверки Вы сможете продолжать пользоваться своей автомашиной по временному разрешению.
    Если Вы все же чувствуете свою вину в происшествии, принесите на административную комиссию ходатайство трудового коллектива, соседей с места жительства, своей семьи о применении к Вам минимального наказания, что обосновывается тяжелым материальным положением или производственной необходимостью.
  6. Оценка ущерба, причиненного транспортному средству
    Наибольшие разногласия между водителями обычно возникают в оценке суммы ущерба, причиненного автомобилю. Выход один - обратиться к независимым экспертам, умеющим с использованием прейскурантов цен, грамотно и непредвзято, в присутствии обеих сторон, подсчитать точную сумму ущерба. Заключение об ущербе потребуется в дальнейшем в ГИБДД и в суде. Для обращения в независимое автоэкспертное бюро достаточно иметь при себе свидетельство о регистрации транспортного средства и сведения о втором водителе: фамилию, имя, отчество, место жительства. В бюро Вам подскажут текст телеграммы с уведомлением о вызове на оценку второго водителя. В течение трех дней с момента осмотра автомашины оценочный акт будет готов.
    Для автомобилей, эксплуатация которых невозможна из-за повреждений, предусмотрен выезд эксперта на место парковки.
    • Оба водителя заинтересованы в том, чтобы принять участие в оценке, чтобы учли все повреждения, но и не насчитали лишнего.
    • Второй водитель приглашается на оценку телеграммой с уведомлением, которую направляют по месту прописки.
    • Оценка производится в присутствии обоих водителей или представителей владельцев автомашин. В случаях уклонения второй стороны оценка все равно состоится, достаточно предъявить уведомление от телеграммы.
    • Стоимость услуг эксперта включается в общую сумму ущерба и взыскивается с виновного водителя.
  7. Добровольное возмещение ущерба
    Речь пойдет о той стадии, когда в ГИБДД установили вину и теперь предстоит рассчитаться за поврежденную автомашину и ущерб здоровью.
    • Узнайте, кому принадлежит автомобиль
      Если автомашина записана на предприятие, государственное учреждение, войсковую часть и тому подобное, то деньги в счет погашения ущерба следует передавать не водителю, а представителю организации, с обязательным составлением расписки о возмещении ущерба и отсутствии претензий.
    • Как правильно подсчитать ущерб
      Ущерб автомашине уже подсчитан в экспертном бюро. Моральный вред учитывается только при обращении в суд. Остается оценить вред, нанесенный здоровью и неполученный заработок.
    • Выясните вопрос о страховке
      Мы живем в стране, где большинство населения малоимущее. Кто оплатит ущерб, если виновник не имеет ни гроша за душой? Вопрос риторический. Если автомобиль или здоровье человека застрахованы, то ущерб возместит страховая компания. Страхование - едва ли не единственный способ защитить себя на случай ДТП, угона автомашины.
    • Оплата лечения пострадавшему
      Во-первых, узнайте, имеет ли больной полис медицинского страхования. Для обладателей полисов стационарное лечение бесплатное, больному лишь предлагается приобрести ряд лекарственных препаратов с более эффективным действием, чем имеющиеся в больнице. В то же время пациент нуждается в усиленном питании и расходует на соки, фрукты, калорийную пищу немалые деньги. При отсутствии полиса всю стоимость лечения, включая койко-место и трехразовое питание больному придется оплатить.
      Амбулаторное лечение, т.е. лечение в поликлинике с ведением амбулаторной карты во многом оплачивается за счет больного, физиотерапевтические процедуры, инъекции, лечебный массаж, УЗИ внутренних органов, не говоря уже о лекарственных препаратах, - платные. Сюда же отнесем поездки на такси в поликлинику, ведь у пострадавших, как правило, повреждены ноги, и на общественном транспорте они добраться не смогут.
    • Рекомендуется навестить пострадавшего в больнице
      Нередко у водителя перед посещением больницы появляются сомнения. Не даст ли он повод пострадавшему сесть себе на шею. Безусловно, требуется определенное мужество, чтобы встретиться глазами с искалеченным человеком. В результате поездка откладывается, а больной человек, зачастую прикованный к постели, видя полное безразличие к своей судьбе, ожесточается и начинает винить во всех своих бедах водителя. Практика показывает, что при проявлении элементарного внимания и минимальной материальной помощи в виде лекарств, продуктов, пострадавший не претендует на деньги водителя. Страхи оказаться "вечным спонсором" беспочвенны. В конце концов, вы сами решаете, в каком объеме оказать помощь изувеченному человеку.
    • Посещение больницы начните с разговора с лечащим врачом
      Узнайте точный диагноз, поинтересуйтесь примерным сроком лечения, навещают ли больного родственники, не требуются ли дополнительно какие-либо лекарства. При покупке медикаментов передайте их лично лечащему врачу, впоследствии врач всегда подтвердит Вашу помощь в лечении. Прихватите в палату к больному фруктов, соков. Не пытайтесь в разговоре с пострадавшим выяснить, кто виноват в происшедшем. Вину установят в ГИБДД. Ценны Ваша человечность и внимание к незнакомому человеку, попавшему в беду, и, конечно, помощь лекарствами и витаминами.
    • Сохраняйте товарные чеки при покупке лекарств
  8. Виновник рассчитываться не спешит
    • Сила логики
      Далеко не всегда виновник ДТП желает возместить ущерб. Вам придется прибегнуть к элементарной логике и убедить оппонента, что платить все равно придется. Во-первых, Вы не успокоитесь и обратитесь в суд. Дело беспроигрышное, да и закон на Вашей стороне. Во-вторых, все судебные издержки, включая проведение оценки транспортного средства, а также услуги адвокатов виновнику придется дополнительно оплатить. В-третьих, в суде Вы будете вынуждены требовать возместить моральный вред, и сумма будет большой. В-четвертых, для оплаты ущерба на автомашину, гараж, садовый домик, а, возможно, и квартиру, суд наложит арест с последующей продажей, что вряд ли устроит виновника. И наконец, не жалко ли ему тратить столько времени и нервов на походы в суд, если все равно дело он проиграет и платить придется.
      Проявите дипломатичность в определении суммы ущерба. Учитывайте материальное положение и реальные возможности виновника. Может быть, интереснее получить только 70% суммы ущерба, но сразу, чем пытаться через суд вытягивать с неимущего всю сумму, потратить год, да так своего и не получить. Хочется напомнить, что в первую очередь виновник обязан возместить издержки суда, а лишь потом Ваш ущерб. Одним словом, не жалейте времени на убеждение, внесудебный порядок возмещения ущерба - это идеальный вариант.
    • Если без суда не обойтись
      Раз по-хорошему договориться не получилось, придется идти в народный суд. Судиться - дело хлопотное и обычному человеку без помощи юристов-профессионалов не обойтись. Вообще консультация юриста не повредит и при рассмотрении дела в ГИБДД. А уж при подаче иска в суд, при возбуждении против Вас уголовного дела обратиться к юристу сам бог велел.
      Дела по дорожно-транспортным происшествиям имеют особую специфику и требуют хороших знаний устройства автомашины, Правил дорожного движения, обладания навыками вождения, умения назначить автотехническую экспертизу и многого другого. Только опытные юристы, специализирующиеся на делах по ДТП, могут оказать водителю эффективную помощь.
      • Исковое заявление подается в суд по месту жительства ответчика.
      • Обращаться в суд нужно после вынесения решения по делу в ГИБДД.
      • Не теряйте надежды и продолжайте уговоры виновника добровольно выплатить стоимость ущерба.

Ответственность при дорожно-транспортных происшествиях.

Для водителя, ставшего виновником ДТП, предусмотрено несколько видов ответственности: уголовная - в виде лишения свободы; административная - штраф, лишение права управления автомашиной; гражданско-правовая - имущественное (денежное) возмещение ущерба. Все зависит от тяжести последствий.

  1. ДТП с повреждением автомобилей
    Наступает административная ответственность перед государством в лице Государственной инспекции безопасности дорожного движения - штраф; гражданско-правовая ответственность перед пострадавшим - восстановление поврежденного автомобиля.
  2. ДТП с причинением вреда здоровью людей
    Это случаи, когда пассажиру, пешеходу или водителю причиняются какие-либо телесные повреждения. Вид ответственности зависит от сроков продолжительности лечения пострадавших. Так, административная ответственность в виде штрафа или лишения права управления автомашиной на срок от 3 до б месяцев наступает, если срок общего лечения не превысил 21 дня. Говоря юридическим языком, здоровью пострадавшего причинен легкий вред. Лечение может быть стационарным с помещением в больницу или амбулаторным в поликлинике по месту жительства, но обязательно с ведением медицинских документов: истории болезни, амбулаторной карты. Если пострадавший в больницу не обращался, а лечился дома народными средствами, то ему будет проблематично доказать сроки своего лечения, тем более настаивать на возбуждении уголовного дела.
    При лечении более 21 дня или явных признаках увечий (потеря органа, обезображивание лица и т.д.) наступает уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до двух лет, а при наступлении смерти пострадавшего - лишение свободы до 5 лет. И в том и в другом случае водитель остается обязан оказать материальную помощь в восстановлении пошатнувшегося здоровья пострадавшего. Ущерб здоровью определяется в денежном эквиваленте и состоит из следующих компонентов:
    • стоимости стационарного лечения;
    • стоимости амбулаторного и восстановительного лечения: физиопроцедуры, инъекции, сбор анализов, лечебный массаж, наложение гипса, пользование костылями, УЗИ, рентген, снимки, лекарственные препараты и т.д.;
    • наем автомашины для поездок в поликлинику;
    • стоимость косметических операций: при травмах головы и лица на первом этапе лечения восстанавливают костную структуру черепа, последующие этапы кожной (косметической) пластики платные и очень дорогостоящие;
    • услуги нянечки или сиделки: при переломах костей таза, позвоночника, ног пострадавший не в состоянии самостоятельно передвигаться и нуждается в дополнительном уходе.
    Кроме того, если дело дошло до суда, то пострадавший вправе потребовать возместить потерянный заработок и моральный вред. При этом под моральным вредом понимаются все физические и нравственные страдания больного человека и его родственников, связанные с получением травмы.
    В дополнение к сказанному отмечу, если уголовная и административная ответственность наступает только при наличии вины водителя, то гражданско-правовая ответственность по восстановлению здоровья пострадавшего применяется и к невиновным в ДТП водителям. Дело в том, что транспортное средство создает повышенную опасность для людей, и если Вам под колеса попал неосторожный пешеход, а Вашей вины нет, закон все равно обязывает Вас оплатить его лечение (статья 1079 Гражданского Кодекса РФ).

Отдельные виды дорожно-транспортных происшествий.
На примере нескольких типичных дорожно-транспортных происшествий хочется показать, как в несложных ситуациях из-за неграмотных действий водителя обстоятельства столкновения искажаются, и невиновный превращается в виновного.

  1. Простая ситуация:
    Наезд автомобиля ГАЗ-31029 на остановившуюся автомашину ВАЗ-2101. Вина очевидна, водитель а/м ГАЗ неверно выбрал скорость или не соблюдал безопасной дистанции. Но стоит водителю автомобиля ГАЗ слукавить, заявив, что "Жигули" двигались задним ходом, как все переворачивается с ног на голову. Законопослушному водителю расстраиваться не надо, достаточно сохранить место происшествия, следы столкновения, ни в коем случае не убирать автомобиль и вызвать ГИБДД. Наличие следов торможения любой из автомашин, расположение осколков стекол, осыпавшейся грязи и степень механических повреждений позволят установить виновного водителя. В свою очередь, если пострадавший водитель все-таки умудрился сдвинуть свою автомашину в сторону, позволил проезжающему транспорту закатать следы столкновения, определить вину будет невозможно.
  2. Лобовое столкновение
    Очевидный факт: кто выехал на встречную полосу, тот виновен в происшествии. Остается сохранить место столкновения и дождаться приезда ГИБДД. Для выяснения вопроса: кто заехал на встречную полосу? - требуется замерить ширину проезжей части. Вместе с сотрудниками ГИБДД примите самое активное участие в проведении замеров. Десять сантиметров могут решить вопрос о виновности той или иной стороны. Прямо на месте ДТП составляется черновик схемы с указанием всех расстояний на проезжей части. Внимательно ознакомьтесь с черновиком, второй возможности перемерить дорогу у Вас не будет. Бывают случаи, когда водитель не выезжал на встречную полосу, но по невнимательности подписал схему, где его автомашина изображена на встречной полосе. В таких случаях моряки говорят - сушите весла. Водитель не глядя подписал себе приговор и ни свидетели, ни повторный выезд на место аварии не помогут. Да и что замерять на дороге, с которой давно убрали автомашины? Что скажут свидетели, когда сам водитель замерял расстояние до места столкновения, подписал схему, а теперь идет на попятную?
    В качестве совета: в зимнее время замеряется фактическая ширина проезжей части, а не расстояние до поребриков. Это логично, летом проезжая часть 10 метров, а зимой всего 7. Для движения используется накатанная часть дороги, ее и стоит замерять, оставив в покое сугробы у бордюров.
  3. Маневрирование
    Водитель автомобиля "ГАЗель", двигаясь по дороге с двусторонним движением, имеющим четыре полосы, намеревается повернуть налево в дворовый проезд. Он заблаговременно занял крайнее левое положение на проезжей части, включил указать поворота и приступил к выполнению маневра. В это время в попутном направлении по встречной полосе с явным превышением скорости следовала автомашина "Москвич". Происходит столкновение. Каково же было удивление водителя автомашины "ГАЗель", когда его признали виновным в ДТП. "Позвольте, - возражал он. - Я не нарушал правил, а вот водитель "Москвича", напротив, мало того что ехал по встречной полосе, что на данной дороге недопустимо (п. 9.2 ПДД), так еще и скорость превысил. Почему же было принято такое решение?" Оба водителя виновны. Водитель "ГАЗели" виновен в столкновении, в ДТП, так как именно он согласно п. 8.1 Правил дорожного движения обязан обеспечить полную безопасность своего маневра. Водитель "Москвича" безусловно тоже нарушил Правила дорожного движения, за что был наказан административным штрафом, но его нарушения не находятся в причинной связи с дорожно-транспортным происшествием. Иными словами, причиной столкновения послужило маневрирование, а не движение в прямом направлении, пусть и по встречной полосе с превышением допустимой скорости.
    Недопонимание водителями, что не все нарушения Правил дорожного движения являются причиной столкновения, приводят к большому разочарованию и денежным потерям.
    Еще один пример. На неравнозначном перекрестке произошло столкновение двух автомобилей. Один из водителей, тот, кто ехал по главной дороге, был пьян. Второй же водитель был абсолютно трезв, правда, выехал с второстепенной дороги. Кто же из них прав? В данном дорожно-транспортном происшествии виновен трезвый водитель, так как он не уступил дорогу. Вины же пьяного водителя в ДТП нет. В результате трезвый водитель будет восстанавливать обе машины, а второго (пьяного) накажут только за управление в нетрезвом состоянии.
  4. Проезд перекрестков
    Зачастую при столкновениях на перекрестках водителям тяжело доказать, кто выехал на зеленый сигнал светофора. Смена сигнала - дело нескольких секунд. Но именно горящий сигнал светофора позволит установить вину. В этой ситуации ваше спасение в свидетелях. Только они смогут подтвердить, кто из водителей выехал на зеленый свет. Раз уж вам довелось стать участником столкновения на регулируемом перекрестке, то бросайте все, спешите записывать свидетелей. Если нет добровольцев, запишите номера и марки соседних автомобилей.
    • Не отпускайте пассажиров своей автомашины, пока не запишете их фамилии и адреса.
    • Не забывайте про субъективный момент.
      Желательно, чтобы Вы первый добрались до телефона и вызвали ГИБДД. Этот факт имеет психологическое значение, так как служит подтверждением Вашей уверенности в своей правоте, во-вторых, Вы лишаете другого водителя повода дойти до телефона, а значит, он не сможет вызвать на место аварии своих знакомых и представить их в роли свидетелей.
      Существуют такие варианты столкновений на перекрестках, когда Правилами как бы предопределен исход дела. Речь идет о столкновении, где один водитель заканчивает проезд перекрестка, а второй только начинает движение в поперечном направлении. В лучшем положении всегда находится водитель, заканчивающий проезд перекрестка. Ему достаточно доказать, что он проехал стойку светофора на разрешающий зеленый, а в ряде случаев и желтый сигнал светофора. Водителю, начинающему движение, мало сказать, что выехал на зеленый свет. Потребуется доказать, что вторая автомашина выехала на перекресток, когда горел красный свет. Доказать подобный факт очень сложно, потому велика вероятность в конечном итоге оказаться виновным. Принципиальное значение будет иметь расстояние, пройденное обоими автомобилями, и скорость движения от стойки светофора до места столкновения.
  5. Наезд на пешехода
    Несколько аксиом. Дорога - рабочее место водителя. Движение пешеходов по проезжей части Правилами дорожного движения запрещено, допускается пересекать проезжую часть строго в установленных местах и под прямым углом к краю тротуара. В остальных случаях пешеход сам обеспечивает безопасность своего перехода. В то же время пешеходы, полностью пренебрегая личной безопасностью, выходят на проезжую часть в самых неподходящих местах. При этом они становятся нарушителями Правил и, попадая под автомашину, сами виновны в происшедшем.
    Несмотря на явную вину пешеходов при совершении ДТП всегда рассматривается вопрос, не нарушал ли водитель Правил. Своевременно ли затормозил, т.е. выполнил три требования п. 10.1 Правил дорожного движения. В абсолютном большинстве случаев, пешеходы так внезапно появляются на проезжей части, что не дают водителю никакой возможности избежать наезда. И только когда водитель прозевал момент выхода пешехода на дорогу и не успел вовремя нажать на тормоза, наступает ответственность вплоть до возбуждения уголовного дела. Хочется еще затронуть вот какую тему. Вы наверняка слышали истории про водителей, сбивших пешеходов, и из жалости соглашающихся довезти пострадавших до дому. Как правило, пешеходы по своей невнимательности попадают под колеса, водители же оставляют свой телефон, называют имя и со спокойной совестью уезжают. Не чувствуя за собой никакой вины и не предвидя проблем, водитель вскоре забывает о случившемся. Вместе с тем, пострадавший первые часы находится в шоковом состоянии и не понимает, что требуется медицинская помощь. На практике встречались случаи, когда люди со сломанными ногами самостоятельно доходили до дома. В итоге пострадавший обращается в больницу, а врачи, действуя по инструкции, сообщают о происшествии в Госинспекцию. Водитель выступает в роли злодея, уехавшего с места происшествия и не сообщившего в ГИБДД, что рассматривается как серьезное правонарушение, за которое судья может лишить права управления до трех лет, назначить исправительные работы, вынести внушительный штраф (статья 165 КоАП РФ).
    Не становитесь без вины виноватым
    Выясните на месте ДТП, имеет ли к Вам пешеход какие-либо претензии, возьмите расписку, а если все-таки отвезли его домой, то поспешите сообщить о происшествии в Госинспекцию.