Что нужно делать попал дтп. Что делать в случае ДТП: порядок действий участников аварии и советы юриста. Если виновник аварии скрылся

Попал в ДТП, что делать?

Независимо от ситуации каждому водителю необходимо:

  • остановиться и заглушить двигатель, вынуть ключи из зажигания;
  • поставить ручной тормоз;
  • включить «аварийку»;
  • выставить аварийный треугольник, согласно месту аварии: если в городской черте, то на расстоянии 15 м от машины; если за пределами города, то на расстоянии 30 м;
  • оценить аварийную ситуацию в целом;
  • понять, есть ли пострадавшие лица в своей машине и в другой — участнице ДТП.

Разновидностью дорожно-транспортного происшествия является , подробнее о котором можно узнать на нашем сайте.

Что делать при ДТП без пострадавших? Такой исход аварии самый благоприятный для всех, и алгоритм действий самый простой. Всем участникам нужно:

  • оставить автомашины на месте аварии и не передвигать их;
  • сделать фото- видеосъёмку ДТП со всех сторон;
  • решить, есть ли у сторон разногласия по оценке сложившейся ситуации;
  • решить, каким образом они будут оформлять ДТП.

При отсутствии спорных вопросов, можно сделать самостоятельное оформление. Если одна сторона против Европротокола, то следует вызвать наряд дорожной полиции.

В аварии пострадали люди

Если есть пострадавшие люди, необходимо срочно сообщить в Службу Спасения (МЧС) о ДТП, его месте, количестве потерпевших и характере их ранений. Оказывать первую медицинскую помощь можно лишь в случае, если вы точно знаете основные принципы медицинских мероприятий и уверены, что они не принесут вред потерпевшему.

Так, например, при рваной ране на ноге необходимо оценить, с каким кровотечением вы имеете дело: артериальным или венозным. От этого зависит, что нужно сделать: использовать жгут выше артериального кровотечения или накладывать давящую повязку в случае венозного ранения.

Если вы не уверены в своих медицинских знаниях, не нужно предпринимать никаких мер. Дожидайтесь приезда скорой помощи или, в крайнем случае, отправьте пострадавшего на попутной машине в стационар.

Вызов сотрудников ГИБДД с мобильных операторов

Уже 5-й год в нашей стране работает «Система – 112», которая предназначена для экстренного вызова служб спасения: пожарной, медицинской, МВД, газовой службы, МЧС. Также единый номер 112 используется в случае ДТП. С мобильного телефона достаточно набрать три цифры 112, что бы сообщить о случившейся дорожной аварии, кроме того, существует .

Правила самостоятельного оформления аварии

С середины 2018 года произошло два существенных изменения в области упрощённого оформления ДТП:

  1. Сумма возмещения возросла в два раза и теперь составляет 100000 рублей. Для Москвы, Санкт-Петербурга, а также их областей сумма возмещения при условии отсутствия разногласия сторон варьируется от 100000 до 400000 рублей.
  2. При условии, что у участников ДТП есть разногласия в оценке произошедшей аварии, появилась возможность оформить Европротокол. Это можно сделать, если хотя бы на одном из автомобилей ДТП установлена система Эра-Глонасс.

Условия использования Европротокола

Участники дорожной аварии могут самостоятельно в 2019 году оформить ДТП по упрощённой системе, если:

  • их двое;
  • пострадали только автомобили;
  • нет пострадавших граждан;
  • оба участника имеют полисы ОСАГО;
  • они пришли к соглашению в оценке произошедшего столкновения, определения виновника и стоимости ущерба в пределах 100000 рублей.

Водителям надо знать, что такого юридического документа как Европротокол официально не существует, есть «Извещение о дорожно-транспортном происшествии». В том случае, если соблюдены все вышеизложенные условия, и участники аварии решили обойтись без вызова экипажа ДПС, они могут оформить происшествие по упрощённой системе с помощью «Извещения о ДТП». Оно будет являться так называемым Европротоколом.

Правила заполнения Европротокола

При заполнении бланка нужно писать разборчивым почерком, желательно синей шариковой ручкой. Помните, что помарки, исправления, зачёркивания не допускаются. И самое главное условие: должны быть заполнены все графы, а в случае, если по данному пункту нет информации, нужно поставить прочерк. По окончании процедуры заполнения, каждая из сторон должна подписать документ и забрать себе по одному экземпляру.

На что обратить внимание при составлении Европротокола?

Для того чтобы страховые компании приняли Европротокол как полноценный документ, необходимо его внимательно заполнить, подробно описав:

  • место аварии с указание улиц, пересечения улиц, номера дороги, домов или любых известных координат;
  • количество повреждённых транспортных средств (один или два);
  • список свидетелей с указанием телефонов и адресов (с их согласия);
  • обстоятельства аварии с зарисованной схемой столкновения;
  • доказательную базу (фото-видеосъёмку, наличие регистратора и пр.);
  • личные данные и данные по каждому автомобилю.

Обязательно нужно поставить слово «нет» в графах о пострадавших и раненых лицах, о медицинском освидетельствовании, об ущербе другим ТС и об оформлении документа без участия ГИБДД. Также документ нужно датировать, подписать и проставить время аварии.

Как уже было сказано выше, нет такого официального документа, как Европротокол. Есть « ». Этот документ был введён в обращение граждан три года назад для облегчения процесса оформления дорожных происшествий и разгрузки сотрудников Госавтоинспекции.

Извещение заполняется при любой дорожной аварии, не зависимо от количества пострадавших автомобилей, наличия или отсутствия раненых граждан, при вызове аварийного комиссара, самостоятельного оформления или в присутствии сотрудников ГИБДД. Только в том случае, если участники ДТП решили урегулировать последствия столкновения по договорённости сторон, без обращения в страховую компанию, извещение можно не заполнять. Достаточно будет рукописного соглашения.

В том случае, если соблюдены условия для упрощённого метода оформления аварийного происшествия, извещение о ДТП приравнивается к так называемому Европротоколу и принимается страховщиком для выплаты страхового возмещения.

Правила оформления извещения

Извещение может быть заполнено самостоятельно, аварийным комиссаром или сотрудником ГИБДД. Важно заполнить все имеющиеся графы разборчивым почерком, без исправлений и помарок. Необходимо указать подробности и обстоятельства аварии, точное месторасположение ДТП, правильно зарисовать схему, проставить дату, время столкновения и поставить подписи сторон. От правильного и чёткого заполнения зависит решение компании-страховщика о возмещении пострадавшей стороне.

Что делать, если бланка не оказалось?

Извещение о ДТП – это документ строгой отчётности с индивидуальным номером. Каждый автовладелец получает этот самокопирующийся бланк при покупке страховки ОСАГО. Если в нужное время формуляра не оказалось ни в одной из столкнувшихся машин, всю информацию можно изложить на чистом листе бумаги. Затем обратиться в свою страховую компанию с просьбой выдать вам бланк и перенести всю информацию в него. При этом возникнет необходимость получить подпись другого участника ДТП.

Так часто случается, что после ДТП водителям трудно оценить последствия аварии. Мешает общее нервное состояние, конфликтные моменты провоцируют стресс. Неверная оценка обстоятельств аварии может привести к тому, что пострадавшая сторона не получит выплаты по страховке. Поэтому участникам ДТП нужен квалифицированный помощник, который объективно оценит ситуацию, поможет с заполнением документов, подскажет порядок дальнейших действий. оказывает всестороннюю помощь в случае ДТП.

Если есть пострадавшие лица или стоимость повреждений предположительно выше 100000 рублей, то необходимо вызвать ГИБДД, а в других случаях, вызов аварийного комиссара может быть очень полезным и своевременным.

Что делать после оформления ДТП?

Если ДТП было оформлено самостоятельно, по евростандарту, то каждой из сторон нужно оповестить свою страховую компанию о случившемся страховом случае. Это можно сделать при личном визите в офис страховщика или его представителя или с помощью заказного письма с описью вложения и уведомлением о вручении.

Если ДТП было оформлено при помощи Госавтоинспекции, то пострадавшей стороне необходимо получить справку о ДТП и обращаться за получением возмещения. Виновник аварии не обязан уведомлять свою страховую компанию.

В какую страховую компанию обратиться?

По правилам страхования ОСАГО за возмещением может обращаться только пострадавшая сторона. Если у виновника ДТП, помимо ОСАГО, есть полис КАСКО, то он тоже вправе обратиться в свою страховую компанию за получением компенсации.

Если в ДТП столкнулись два транспортных средства, нет пострадавших и оба участника застрахованы по «автогражданке», то пострадавшая сторона обращается по методу прямого возмещения ущерба в свою страховую компанию. В остальных случаях, обращение происходит в страховую компанию виновника или ко всем страховщикам в равных долях.

Сроки обращения за страховой выплатой

Самостоятельно оформленное Извещение о ДТП, оно же Европротокол, должно быть отправлено страховщикам в течение 5 дней с момента подписания.

А на подачу документации для выплат по страховому случаю в страховую организацию отводится 15 рабочих дней с момента ДТП.

Если виновник аварии скрылся с места ДТП

Согласно настоящему законодательству, пострадавшее лицо может получить страховую выплату по ОСАГО только в том случае, если предъявлен полис виновника. Если виновник скрылся с места происшествия, то необходимо произвести ряд мероприятий:

  • соблюсти все правила ПДД по аварийной остановке;
  • вызвать ГИБДД;
  • собрать свидетельские показания, фото- видеоматериалы, зафиксировать следы ДТП и причинённый ущерб;
  • сообщить в свою страховую компанию о страховом случае, письменно написать объяснительную записку по поводу скрывшегося виновника;
  • приложить все усилия для официального и самостоятельного поиска.

В случае травм и гибели людей, в результате автомобильного столкновения и скрывшегося виновника, выплаты осуществляет РСА.

Официальный поиск скрывшегося виновника и срок административной давности за покинутое место аварии составляет всего 3 месяца, если нет пострадавших, раненых и погибших лиц.

У виновника аварии нет страховки – что делать?

Многие водители спрашивают: «В случае ДТП ?» Действительно, шанс попасть в дорожную аварию по вине водителя, у которого нет ОСАГО, очень высокий. Более 1/3 всех водителей не утруждают себя покупкой страховой защиты, считая, что штраф за езду без ОСАГО небольшой и по карману. Однако они мало задумываются, что будет, если они станут виновными в ДТП.

В случае, когда у виновной стороны ДТП нет «автогражданки» урегулировать вопрос компенсации причинённого ущерба можно тремя способами:

  1. На месте аварии виновник признает свою вину и добровольно соглашается компенсировать ущерб за свой счёт. Пишет расписку в простой письменной форме, подробно излагая обстоятельства столкновения, и письменно выражает своё согласие с будущей компенсацией. Размер и сроки выплаты оговариваются на месте и фиксируются в расписке.
  2. На месте аварии виновник не признает свою вину. Последующими действиями потерпевшей стороны будут:
  • вызов ГИБДД и оформление ДТП;
  • обращение к независимому оценщику для составления отчёта о независимой экспертизе;
  • составление досудебной претензии и отправление документа со всеми приложениями по адресу виновника ДТП.
  1. Если досудебная претензия не дала результатов, пострадавшая сторона вправе обратиться в суд с исковым заявлением.

Заключение

При ДТП что делать? Как вызвать ГИДББ? Стоит ли контактировать с другими участниками ДТП? Куда обращаться? У того человека, который только, что попал в дорожное происшествие возникает масса вопросов. Самое главное, это не паниковать и соблюсти правила дорожного движения по поводу аварийной остановки. Алгоритм действий зависит от количества пострадавших автомобилей и наличия или отсутствия раненых людей. Если участники ДТП понимают, что ущерб пострадавшей стороны предположительно больше 100000 рублей, или есть пострадавшие, нужно вызывать ГИБДД. Единый номер 112 работает в круглосуточном режиме и легко набирается с мобильного телефона. В случае незначительного ущерба и очевидной вины одной из сторон, можно оформить ДТП по простой схеме с помощью аварийного комиссара или самостоятельно по Европротоколу.

7 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Садясь за руль автомобиля, не многие из нас задумываются о подстерегающих опасностях на дороге. Покупка авто не дает полных прав для передвижения на нем, потому как, прежде нужно получить права и оформить страховку.

ДТП по сути — неприятное событие, которое занимает много времени, нервов, а иногда и денег. Сложно сориентироваться сразу при ситуации, когда автомобиль попал в ДТП, что делать дальше и куда обращаться. В данной статье рассмотрен алгоритм действий: что делать если попал в ДТП.

Авария может возникнуть по многим причинам: по собственной вине или вашего оппонента; из-за неисправностей автомобиля или плохого самочувствия; из-за плохого обзора на дороге или непогоды. Какие бы эмоции ни бушевали в вашей душе в момент аварии, важно не рубить сгоряча. Возможно, отчасти вина лежит на ваших плечах, поэтому нужно думать о главном: безопасности пассажиров в собственном и соседнем авто и возможном возмещении ущерба.

Что нужно сделать при аварии в первую очередь:

  1. Остановить авто, проверить бак на наличие утечки топлива. Включить аварийку и установить аварийный знак. В населенном пункте знак устанавливается на расстоянии 15 м от авто, за городом 30 метров.
  2. Следует проверить есть ли пострадавшие, если нужна медицинская помощь, то нужно вызвать скорую помощь. Если по каким-то причинам скорая не может добраться до места происшествия или у пострадавшего серьезные травмы, разрешается самостоятельно транспортировать человека (покинув место происшествия).
  3. Об аварии нужно сообщить в ГИБДД и в страховую компанию. Диспетчер соберет все необходимые данные и попросит ожидать инспекторов. Страховщик также может направить на место события аварийных комиссаров для составления схемы ДТП.


С момента происшествия до приезда гаишников может пройти несколько часов. Юристы советуют не терять время, а заняться следующим:

  1. Участники аварии должны обменяться контактными данными, и номерами страховых полисов.
  2. Необходимо собрать максимум сведений о ДТП, нужно проверить видео на регистраторе, опросить очевидцев, взять их контактные данные. Сфотографировать место происшествия, тормозной путь, осколки, положение машин.
  3. До приезда инспекторов нужно заполнить графы бланка извещения (выдается страховой компанией). Обычно извещение заполняется водителями совместно, но при видимых разногласиях разрешается заполнить бланк по отдельности, при этом нужно известить об этом страховщика.

Все эти процедуры можно ускорить. Ведь когда попал в мелкое ДТП и автомобилисты не имеют существенных претензий, можно оплатить мелкий ремонт и обойтись без вызова ГИБДД. Однако, юристы не рекомендуют этого делать, потому как уже завтра к вам может явиться пострадавший в аварии, показать видео с регистратора и вновь вымогать деньги. В таких случаях нужно писать расписку о том, что владельцы автомобилей претензий друг к другу не имеют.

Существует другой вариант, но его должны предварительно одобрить сотрудники ГИБДД по телефону. Нужно заполнить извещение, нарисовать схему ДТП самостоятельно и сфотографировать место происшествия. После нужно двигаться до ближайшего поста ДПС.

При мелких повреждениях можно заполнить извещение и европротокол. В этом случае сотрудники ГИБДД вообще не вызываются, протокол предоставляется сразу в страховую компанию.

Важно! Составление европротокола разрешается при наличии ущерба не более чем на 25 000 рублей (с 1 августа 2014 выплаты 50 000). Если документ заполнен неправильно, то возмещение ущерба не последует.

По прибытию на место ДТП сотрудники ГИБДД заполняют перечень необходимых документов. Участники аварии могут давать комментарии и требовать зафиксировать любую важную информацию. Аварийный комиссар страховой компании имеет полное право знакомиться с документами и защищать интересы своего клиента.

Если в результате аварии пострадало только имущество, заполняются такие документы:

Дополнительно документируются сведения очевидцев и участников ДТП.

Важно! На случай если административная ответственность не установлена, то составляется отказ от возбуждения дела. В таком случае протокол не составляется.

Если в аварии есть пострадавшие, то составляются такие документы:

  • протокол осмотра ТС;
  • схема ДТП;
  • справка медицинского освидетельствования пострадавшего (выдается врачами скорой помощи);
  • акт медицинского освидетельствования на наличие алкогольного или наркотического опьянения участников ДТП (делается в контрольном пункте);
  • справка о ДТП;
  • к протоколу прилагаются записи о сведениях пострадавших и свидетелей.


Протокол должен содержать верные данные, водители обязаны ознакомиться с документом и подписать его. При необходимости участники имеют право добавить свои замечания в письменном виде.

Важно! Нельзя подписывать протокол, содержащий пустые строки. Нужно удостовериться, что все замечания зафиксированы.

В протоколе должны быть верно отражены данные о техническом состоянии транспортных средств, перечень повреждений, а также полные контактные данные участников ДТП и свидетелей.

В схеме ДТП должны содержаться полные данные о состоянии дорожного покрытия, дорожной разметки, расположении ближайших светофоров и т. д.

Вина действующих лиц может зависеть от нескольких факторов:

  • технической исправности авто;
  • состояния дорожного покрытия, присутствия выбоин;
  • наличия дорожной разметки, предупреждающих знаков;
  • погодных условий: гололед, дождь, туман и т. д.

Перечисленные факторы могут смягчить наказание, подобные сведения в протоколе могут быть предоставлены в суде. В случае если виновник аварии находился под наркотическим или алкогольным опьянением, это может быть весомым аргументом для лишения прав.

Попал в ДТП порядок действий в страховой

В случае попадания человека в ДТП, порядок действий ОСАГО практически не отличается от действий с полисом КАСКО. Существенным отличием этих полисов является то, что ОСАГО покрывает ущерб третьим лицам, а КАСКО подразумевает также ремонт вашего авто.

Пострадавшая сторона обращается для возмещения ущерба в страховую компанию виновника ДТП. Пострадавший должен обеспечить полный доступ сотрудникам страховой компании для экспертизы ТС. Экспертиза может проводиться как представителями страховой компании, так и независимыми экспертами. В течение 5 дней страховая компания должна провести осмотр машины.

Выплата ущерба должна осуществляться в течение 20 календарных дней от даты подачи заявления. Если в выплате ущерба отказано или же вы не согласны с размером, то необходимо подавать исковое заявление в суд, но при этом нужно сделать независимую экспертизу неисправности ТС.

Документы, которые нужно предъявить страховщику:

  • заявление по форме;
  • заполненный бланк извещения о ДТП;
  • справка о ДТП;
  • технический паспорт ТС;
  • водительское удостоверение;
  • копия доверенности на право вождения ТС;
  • экспертиза оценки ущерба ТС;
  • чеки и реквизиты об эвакуации на трале и хранении ТС;
  • протокол об отказе заведения дела административного происшествия.

При должном заполнении всех документов и правильном порядке действий, ущерб уплачивается в полной мере. В противном случае ущерб придется возмещать через суд.
И напоследок предлагаем посмотреть видео и узнать, что делать при попадании в аварию.

Количество автомобилей на дорогах увеличивается и влечет рост числа аварий. Каждый водитель должен быть готов к такому инциденту и знать, что делать, если попал в ДТП. Любое дорожное происшествие – стресс, однако нужно постараться выполнить хотя бы основные важные действия.

После столкновения водитель должен остановить машину, заглушить двигатель и выставить знаки. В населенном пункте он ставится за 15 м., за его пределами – за 30.

  1. Автомобиль двигать нежелательно до приезда ГИБДД. Если он создает затор, препятствует движению согласно ПДД, его можно передвинуть. Но предварительно нужно составить схему, подписанную всеми участниками ДТП.
  2. После остановки авто следует выяснить, есть ли пострадавшие и нужна ли кому-либо медицинская помощь. Если был совершен наезд на человека, перемещать его не нужно. При отсутствии знаний о том, как оказывать неотложную помощь, голову пострадавшего рекомендуется зафиксировать в поднятом положении, подложив под нее валик, сумку. Перевозка, изменение положения тела может усугубить его состояние. Если ДТП произошло в городе, рекомендуется дождаться приезда экстренных служб. Если авария случилась за его пределами, следует действовать по ситуации, предварительно позвонив по номеру 112.
  3. После оказания помощи пострадавшим следует вызывать на место аварии ГИБДД. Если виновник предлагает договориться без оформления, принимать это предложение нужно осторожно. Никогда не нужно соглашаться на такой вариант, если в результате аварии пострадали люди. В остальных случаях правила допускают без вызова дорожных служб.

Для этого нужно:

  • составить схему. Ее подписывают оба водителя;
  • записать свидетелей, которые слышали признание вины второго водителя или его согласие на восстановление либо видевших передачу денег;
  • согласовать стоимость ущерба и сроки выплаты денег.

Брать водительское удостоверение в залог бессмысленно, поскольку водитель может заявить о его утрате и получить новый документ. В этом случае без свидетелей доказать его вину затруднительно.

  1. Поиск свидетелей и очевидцев. Нужен, когда отсутствует видеорегистратор или из записи нельзя сделать однозначного вывода о виновном лице. Фиксировать имена и контакты людей, видевших, как происходило столкновение, рекомендуется сразу. Иначе они разойдутся и разъедутся. Как правило, свидетелями становятся другие водители, пешеходы, ожидавшие сигнала для перехода, проходившие мимо.

Легче всего зафиксировать автовладельцев – достаточно записать номер автомобиля. Если речь идет о водителе городского транспорта, то потребуется номер маршрута и транспортного средства.

При отсутствии свидетелей дать пояснения смогут пассажиры, находившиеся в машине в момент ДТП.

  1. Возможно, потребуются услуги эвакуатора. Вызывать его следует уже после фиксации происшествия.
  2. Если водитель попал в аварию, он может вызвать аварийного комиссара. Обычно выезды специалистов практикуются при покупке КАСКО.

Действия после приезда сотрудников ГИБДД

Информацию о ДТП нужно давать правдивую. В любом случае на основании экспертного исследования и свидетельских показаний будет установлен истинный виновник, поэтому запутывать и вводить в заблуждение сотрудников ГИБДД не нужно.

Рекомендуется оказать посильную помощь в восстановлении всех деталей произошедшего. Сотрудники дорожной службы производят необходимые замеры, фиксируют следы торможения, место их нахождения, длину и рисуют схему ДТП с привязкой к местности. Схему нужно проверить, правильно ли на ней отражено положение авто, направление его движения. Если показания водителей расходятся, то указывается два варианта.

Поэтому от водителя требуется рассказать о ходе его движения, предпринятых действиях, указать на важные обстоятельства происшествия.

Итогом выезда инспекторов является оформление справки о ДТП, схемы и протокола об административном правонарушении. Если имеются пострадавшие, то дополнительно проводится осмотр автомобиля, акт и справка освидетельствования. С содержанием каждого из этих документов нужно внимательно ознакомиться, если есть дополнения или замечания, попросить их внести. Только после этого можно ставить свою подпись. Подпись не предполагает согласия с написанным, но свидетельствует о том, что водитель ознакомлен с содержанием. Если же он несогласен, это вносится в документ. Особенно важно при оформлении протокола.

Осмотр места и составление документов занимает около двух часов. Дальнейшее оформление происходит в отделе ГИБДД.

Оформление материалов

Для этой процедуры попавшие в аварию водители приглашаются в ГИБДД. Там от каждого потребуется составить письменные объяснения. Они должны быть максимально подробными. Можно ссылаться на пункты ПДД и указать на нарушение со стороны другого водителя, к примеру, в маневрировании, неправильном перестроении.

В объяснения можно вписать данные о свидетелях или очевидцах, которые могут подтвердить изложенную позицию.

После оформления всех схем и подписания документов водители получают назад водительские права или временное удостоверение (срок действия 30 дней). Тому автовладельцу, которые признан виновным, выдается копия протокола.

После составления протокола в течение 10 дней комиссия рассматривает материалы дела и выносит свое решение. Если водитель считает, что его вины в произошедшем нет, то ему нужно позаботиться о доказательствах. Также допускается составить заявление о повторном рассмотрении. На его основании будет проведена дополнительная проверка.

Возмещение ущерба

Ответственность водителей должна быть застрахована. Если автомобиль попадает в ДТП, водитель должен оповестить страховую компанию. Она организует осмотр автомобиля и определяет стоимость восстановительного ремонта.

По полисам, купленным до 28 апреля 2017, возможна выплата денежной компенсации. Для всех остальных будет организован ремонт. В отдельных случаях, когда у виновника , возмещать причиненный ущерб он будет из собственного бюджета.

Если в аварии пострадали люди, и им требуется лечение, то суд может обязать виновного водителя компенсировать причиненный ущерб. Кроме того, страховая компания не возмещает моральный ущерб.

Если водитель попал в ДТП и знает, что делать, он не создает паники и разрешает вопросы в порядке их важности. Ни разу не попадавшим в аварию водителям бывает сложно собраться, однако сделать это необходимо. Особенно если есть пострадавшие.

Действия водителя на месте дорожно-транспортного происшествия.

Водителю предлагается примерный перечень действий на месте аварии, составленный по принципу неотложности.

  1. Остановить транспортное средство
    Распространенная ошибка - водитель, поддавшись уговорам не создавать "пробку", освободить проезд под мостом или отъехать в сторону с трамвайных путей, "из жалости" убирает автомобиль с места аварии. Водитель не подозревает, что своими руками уничтожил доказательства и сделал практически невозможным установление вины, а значит, не сможет взыскать деньги за поврежденный автомобиль.
  2. Записать свидетелей
    Свидетели - это люди, своими глазами видевшие ДТП (очевидцы) или присутствующие при разговоре водителей, когда виновник признавал свою вину, предлагал деньги.
    Лучшие свидетели дорожно-транспортного происшествия -это водители. Спешите записывать государственные номера и марки автомобилей, оказавшихся рядом с местом ДТП в соседнем ряду, либо на перекрестке. Найти водителя по данным автомашины будет несложно. Следующая категория - это водители общественного транспорта: трамваев, автобусов, троллейбусов, - достаточно запомнить маршрут и бортовой номер. При указании водителей оперативных автомобилей (скорая медицинская помощь, инкассация, милиция, такси) обращайте внимание на бортовые и государственные номера.
    Столкновение происходит за несколько секунд, и найти человека, видевшего саму аварию, а не стоящие автомобили, крайне сложно. Поэтому спешите записать таких очевидцев, они ждать не будут, разойдутся и разъедутся.
    Если водителей записать не удалось, то пригодятся и другие свидетели, пусть даже они ваши родственники, знакомые, дети. Степень заинтересованности в исходе дела определит следователь.
    Как же поступить, если свидетелей не оказалось или не удалось записать на месте происшествия? Не отчаивайтесь, свидетели всегда есть, нужно только их найти. Подайте в газету или в "бегущую строку" платное объявление.
    Образец: "Очевидцев столкновения 29 марта на перекрестке Малышева-Луначарского просьба позвонить водителю по телефону 00-11-22".
    Показания таких очевидцев принимаются в ходе рассмотрения дела в ГИБДД и оцениваются наравне с показаниями других участников.
  3. Оказать помощь пострадавшему
    Если Вы не владеете навыками оказания первой помощи, то достаточно подложить под голову сбитого пешехода сумку, валик из свернутой одежды, т.е. зафиксировать голову в поднятом положении.
    Не оставляйте пострадавшего одного, используйте для вызова "скорой помощи" пассажиров, водителей встречных, попутных автомашин.
    Часто водители, руководствуясь чувством сострадания, спешат усадить пострадавшего в свою автомашину и доставить в больницу. Такие действия имеют крайне негативные последствия. Во-первых, в нарушение п. 2.5 Правил дорожного движения место происшествия не сохраняется, следы уничтожаются. Во-вторых, только в экстренных случаях допускается транспортировать пострадавшего вне "скорой помощи". При этом используется попутный транспорт, а не автомашина участника ДТП. И самое главное, только бригада "скорой помощи" владеет информацией, в какую больницу доставить пострадавшего.
  4. Вызовите на место ДТП ГИБДД
    Это сделать несложно, речь же пойдет о тех случаях, когда виновник предлагает Вам Госинспекцию не вызывать, а разобраться самим. Идеальный вариант, скажете Вы, быстро и без посредников разрешить конфликт. Возможно. Однако, не забудьте подстраховаться на случай, если Ваш "компаньон" передумает восстанавливать Вам автомобиль.
    Не договаривайтесь между собой "самостоятельно", без вызова ГИБДД, если при ДТП пострадали люди. В этом случае может иметь место не простое возмещение ущерба, а вероятность возбуждения уголовного дела. Не становитесь преступником.
    Согласно Правилам дорожного движения, все дорожно-транспортные происшествия без исключения должны быть зарегистрированы в Госинспекции. Без такой регистрации Вы лишаете себя возможности, во-первых, обратиться в страховую компанию для получения страховки, во-вторых, становится крайне сложным взыскание ущерба в народном суде, в-третьих, Вы из добропорядочного гражданина превращаетесь в правонарушителя, ведь за уезд с места происшествия предусмотрено наказание в виде крупного штрафа или лишения права управления автомашиной на срок от 2 до 3 лет, независимо от виновности в ДТП.
    Если Вы все-таки решили разобраться без ГИБДД, то:
    • обязательно составьте схему места столкновения, попросите второго водителя подписать ее;
    • на месте обговорите стоимость ущерба и срок ее выплаты;
    • запишите свидетелей, слышавших, как второй водитель признавал вину и соглашался восстановить автомашину;
    • берите задаток при свидетелях - это лучшее доказательство признания вины вторым водителем, ведь если водитель передал Вам деньги, значит, он признал себя виновным, - это будет очевидно и инспектору ГИБДД, и судье;
    • бессмысленно брать у виновника в залог водительское удостоверение, т.к. виновному легче заявить в ГИБДД об утере документов, заплатить штраф и получить новое удостоверение, чем выплачивать Вам стоимость возмещения ущерба.
  5. Участие в осмотре места происшествия
    Вместе с сотрудниками Госинспекции примите самое активное участие в осмотре места аварии.
    • укажите на проезжей части место столкновения автомашин, встаньте на него - этим Вы поможете инспекторам произвести необходимые замеры;
    • сообщите сотрудникам ГИБДД, что Вы записали свидетелей, но не отдавайте листок с фамилиями и адресами этих свидетелей. Надейтесь только на себя и исключите всякую вероятность утери ценных сведений;
    • обратите внимание бригады Госинспекции на следы торможения, длина и месторасположение которых позволит впоследствии установить вину в происшествии;
    • если на месте ДТП у Вас изъяли документы, не выдав взамен ничего, не огорчайтесь, документы вернут после Вашего визита в ГИБДД. Уточните лишь, по какому адресу находится Госинспекция;
    • срок приезда в ГИБДД после дорожно-транспортного происшествия - 2 часа;
    • до приезда сотрудников ГИБДД постарайтесь не употреблять спиртсодержащие успокоительные лекарства. Это связано с тем, что все водители-участники ДТП проходят медицинское освидетельствование у нарколога.
  6. Вызов технической помощи
    В городе существует служба технической помощи, эвакуации автомобилей. Эта организация транспортирует поврежденные автомашины с места ДТП на место парковки.
    Впрочем, достаточно дозвониться до Госинспекции и сказать, что требуется техпомощь.

Рассмотрение дорожно-транспортного происшествия.

  1. Визита в ГИБДД не избежать
    После ДТП водителю рекомендуется в максимально короткий срок прибыть в ГИБДД для оформления материала. В предыдущей главе упоминалось, что это связано с медицинским освидетельствованием. Действительно, Правила дорожного движения обязывают водителя в подобных случаях проходить медосви-детельствование. Это обязанность водителя, но как быть, когда за такие услуги медицинские работники требуют денежной оплаты? Платить не надо, напишите в объяснении, что от прохождения медицинского осмотра не отказывались, но оплачивать подобного рода услуги не в состоянии.
    Театр начинается с вешалки, а Госинспекция - с дежурной части. Именно работники дежурной части выезжают по Вашему звонку на место аварии, производят необходимые замеры участка дороги и оформляют материалы происшествия, чертят красивые схемограммы, составляют протоколы. Работа эта кропотливая и занимает значительное время: от 30 минут до 3 часов. Используйте предоставленное время рационально: успокойте по телефону родственников, позвоните адвокату, сходите покурить в конце концов.
    Итак, Вам предстоит рассказать в Госинспекции о своем дорожном происшествии. Лучший способ это сделать - письменно заполнить объяснение. У Вас достаточно времени, чтобы успокоиться и сосредоточиться. Начните рассказ по порядку: как разворачивались события непосредственно перед аварией.
    Как правило, водитель замыкается на доказывании собственной невиновности, не решаясь "обвинять" второго участника происшествия. Такая скромность часто вредит делу. Вы - водитель, специалист в своей области, изучивший Правила дорожного движения, сдавший экзамены в ГИБДД и каждый день сталкивающийся на дороге с экстремальными ситуациями. Поверьте, Ваше мнение не последнее в этом деле. Обязательно укажите, в чем Вы видите нарушение Правил со стороны второго водителя, сошлитесь на раздел, пункт Правил дорожного движения. Это может быть: маневрирование, неверный выбор скорости движения, нарушение правил обгона, и т.д. Однако, не концентрируйте излишнего, внимания на скорости второго водителя, если не имеете подтверждения своих слов. Точно определить скорость можно тремя способами: специальным прибором (барьер); по спидометру, но для этого нужно находится в машине рядом с водителем; по следам торможения путем математических расчетов. Определение скорости "на глаз" - дело неблагодарное и не будет иметь силы доказательства.
    Не забудьте вписать в объяснение фамилии и адреса свидетелей происшествия. Будет просто замечательно, если Вы в качестве наглядной демонстрации схематично зарисуете, как произошло столкновение, с указанием стрелочками направления движения и маневры автомобилей.
  2. Подписание документов
    НЕ СПЕШИТЕ ПОДПИСЫВАТЬ СЕБЕ ПРИГОВОР.
    Многие водители воспринимают ознакомление и подписание документов как простую формальность. Между тем. на основании подписанных документов, возможно, будет установлена Ваша вина. Давайте посмотрим, что за документы оформляются в Госинспекции.
    Протокол осмотра транспортного средства составляется на каждый автомобиль и содержит сведения обо всех видимых механических повреждениях. Прочитайте повнимательней о перечисленных повреждениях. Все ли указано?
    Схема места дорожно-транспортного происшествия - самое важное доказательство. Обратите внимание, на чьей полосе зафиксировано место столкновения, какова ширина проезжей части и сколько метров от вашего автомобиля до правой обочины. В ситуациях, когда водители называют разные места столкновения, на схеме зарисуют тоже два места. Однако, изворотливому водителю, обманывающему сотрудников Госинспекции, рано радоваться. Ведь только на истинном месте столкновения от удара осыпается грязь, преломляются следы торможения, волочения транспортного средства.
    Протокол осмотра места происшествия - здесь словами записываются сведения, зарисованные на схеме, и дополнительно фиксируется состояние проезжей части, погодные условия, освещенность и видимость в направлении движения и многое другое.
    В случае несогласия потребуйте внести изменения в документы. Лишь убедившись в достоверности всех сведений, можете со спокойной душой поставить "свой автограф".
    Раз документы подписаны, никто теперь не имеет права вносить какие-либо изменения, приписки, дорисовки.
  3. Административный протокол
    Мало кто из нас не знает или не слышал что такое протокол об административном нарушении. В нем указаны нарушенный пункт Правил дорожного движения, статья кодекса и время проведения административной комиссии, куда нарушителю следует явиться. Виновному водителю всегда предлагается подписать протокол. Вместо этого взволнованный водитель произносит бранную речь и наотрез отказывается от подписи.
    Осудить такой поступок может лишь человек, никогда не попадавший в подобную ситуацию. И все же жест такой скорее психологический и связан с незнанием дела. Отказ от подписи протокола не снимет с Вас вины, так как Ваша подпись лишь означает, что вы внимательно ознакомились с протоколом. Логичнее взять протокол в руки и вписать, что с виной в ДТП не согласен. Свои возражения можно изложить письменно и приобщить к протоколу. Сам протокол не является предметом обжалования, однако, до разбора правонарушения Вы можете предоставить новые доказательства своей невиновности и настаивать на проведении дополнительной проверки.
  4. Не забывайте забрать документы
    Как правило, в день дорожно-транспортного происшествия после подписания схем и протоколов, водителям возвращают все документы на автомашину, водительские удостоверения или временное разрешение на право управления транспортным средством. Водителю, которому повезло меньше и который признан виновным, обязательно выдается копия административного протокола, а вместо водительского удостоверения -временное разрешение.
    Временное разрешение - это документ-аналог водительского удостоверения. Имеет единую форму и действителен на всей территории России. Выдается на 30 суток, и никто не вправе уменьшить срок действия даже на один день. Временное разрешение теряет свою силу после вынесения решения административной комиссии о лишении права управления или при возвращении водителю удостоверения.
  5. Административная комиссия
    Виновник происшествия в течение 10 дней после составления протокола приглашается на административную комиссию. Если Вы не согласны с предъявляемым Вам обвинением, то подготовьте заявление о повторном рассмотрении дела. В заявлении дайте свою оценку происшедшему с указанием причин несогласия. В соответствии с законодательством Ваше заявление примут, организуют по делу о дорожно-транспортном происшествии дополнительную проверку и в десятидневный срок подготовят ответ о ходе или результатах проверки. В течение всего времени проведения проверки Вы сможете продолжать пользоваться своей автомашиной по временному разрешению.
    Если Вы все же чувствуете свою вину в происшествии, принесите на административную комиссию ходатайство трудового коллектива, соседей с места жительства, своей семьи о применении к Вам минимального наказания, что обосновывается тяжелым материальным положением или производственной необходимостью.
  6. Оценка ущерба, причиненного транспортному средству
    Наибольшие разногласия между водителями обычно возникают в оценке суммы ущерба, причиненного автомобилю. Выход один - обратиться к независимым экспертам, умеющим с использованием прейскурантов цен, грамотно и непредвзято, в присутствии обеих сторон, подсчитать точную сумму ущерба. Заключение об ущербе потребуется в дальнейшем в ГИБДД и в суде. Для обращения в независимое автоэкспертное бюро достаточно иметь при себе свидетельство о регистрации транспортного средства и сведения о втором водителе: фамилию, имя, отчество, место жительства. В бюро Вам подскажут текст телеграммы с уведомлением о вызове на оценку второго водителя. В течение трех дней с момента осмотра автомашины оценочный акт будет готов.
    Для автомобилей, эксплуатация которых невозможна из-за повреждений, предусмотрен выезд эксперта на место парковки.
    • Оба водителя заинтересованы в том, чтобы принять участие в оценке, чтобы учли все повреждения, но и не насчитали лишнего.
    • Второй водитель приглашается на оценку телеграммой с уведомлением, которую направляют по месту прописки.
    • Оценка производится в присутствии обоих водителей или представителей владельцев автомашин. В случаях уклонения второй стороны оценка все равно состоится, достаточно предъявить уведомление от телеграммы.
    • Стоимость услуг эксперта включается в общую сумму ущерба и взыскивается с виновного водителя.
  7. Добровольное возмещение ущерба
    Речь пойдет о той стадии, когда в ГИБДД установили вину и теперь предстоит рассчитаться за поврежденную автомашину и ущерб здоровью.
    • Узнайте, кому принадлежит автомобиль
      Если автомашина записана на предприятие, государственное учреждение, войсковую часть и тому подобное, то деньги в счет погашения ущерба следует передавать не водителю, а представителю организации, с обязательным составлением расписки о возмещении ущерба и отсутствии претензий.
    • Как правильно подсчитать ущерб
      Ущерб автомашине уже подсчитан в экспертном бюро. Моральный вред учитывается только при обращении в суд. Остается оценить вред, нанесенный здоровью и неполученный заработок.
    • Выясните вопрос о страховке
      Мы живем в стране, где большинство населения малоимущее. Кто оплатит ущерб, если виновник не имеет ни гроша за душой? Вопрос риторический. Если автомобиль или здоровье человека застрахованы, то ущерб возместит страховая компания. Страхование - едва ли не единственный способ защитить себя на случай ДТП, угона автомашины.
    • Оплата лечения пострадавшему
      Во-первых, узнайте, имеет ли больной полис медицинского страхования. Для обладателей полисов стационарное лечение бесплатное, больному лишь предлагается приобрести ряд лекарственных препаратов с более эффективным действием, чем имеющиеся в больнице. В то же время пациент нуждается в усиленном питании и расходует на соки, фрукты, калорийную пищу немалые деньги. При отсутствии полиса всю стоимость лечения, включая койко-место и трехразовое питание больному придется оплатить.
      Амбулаторное лечение, т.е. лечение в поликлинике с ведением амбулаторной карты во многом оплачивается за счет больного, физиотерапевтические процедуры, инъекции, лечебный массаж, УЗИ внутренних органов, не говоря уже о лекарственных препаратах, - платные. Сюда же отнесем поездки на такси в поликлинику, ведь у пострадавших, как правило, повреждены ноги, и на общественном транспорте они добраться не смогут.
    • Рекомендуется навестить пострадавшего в больнице
      Нередко у водителя перед посещением больницы появляются сомнения. Не даст ли он повод пострадавшему сесть себе на шею. Безусловно, требуется определенное мужество, чтобы встретиться глазами с искалеченным человеком. В результате поездка откладывается, а больной человек, зачастую прикованный к постели, видя полное безразличие к своей судьбе, ожесточается и начинает винить во всех своих бедах водителя. Практика показывает, что при проявлении элементарного внимания и минимальной материальной помощи в виде лекарств, продуктов, пострадавший не претендует на деньги водителя. Страхи оказаться "вечным спонсором" беспочвенны. В конце концов, вы сами решаете, в каком объеме оказать помощь изувеченному человеку.
    • Посещение больницы начните с разговора с лечащим врачом
      Узнайте точный диагноз, поинтересуйтесь примерным сроком лечения, навещают ли больного родственники, не требуются ли дополнительно какие-либо лекарства. При покупке медикаментов передайте их лично лечащему врачу, впоследствии врач всегда подтвердит Вашу помощь в лечении. Прихватите в палату к больному фруктов, соков. Не пытайтесь в разговоре с пострадавшим выяснить, кто виноват в происшедшем. Вину установят в ГИБДД. Ценны Ваша человечность и внимание к незнакомому человеку, попавшему в беду, и, конечно, помощь лекарствами и витаминами.
    • Сохраняйте товарные чеки при покупке лекарств
  8. Виновник рассчитываться не спешит
    • Сила логики
      Далеко не всегда виновник ДТП желает возместить ущерб. Вам придется прибегнуть к элементарной логике и убедить оппонента, что платить все равно придется. Во-первых, Вы не успокоитесь и обратитесь в суд. Дело беспроигрышное, да и закон на Вашей стороне. Во-вторых, все судебные издержки, включая проведение оценки транспортного средства, а также услуги адвокатов виновнику придется дополнительно оплатить. В-третьих, в суде Вы будете вынуждены требовать возместить моральный вред, и сумма будет большой. В-четвертых, для оплаты ущерба на автомашину, гараж, садовый домик, а, возможно, и квартиру, суд наложит арест с последующей продажей, что вряд ли устроит виновника. И наконец, не жалко ли ему тратить столько времени и нервов на походы в суд, если все равно дело он проиграет и платить придется.
      Проявите дипломатичность в определении суммы ущерба. Учитывайте материальное положение и реальные возможности виновника. Может быть, интереснее получить только 70% суммы ущерба, но сразу, чем пытаться через суд вытягивать с неимущего всю сумму, потратить год, да так своего и не получить. Хочется напомнить, что в первую очередь виновник обязан возместить издержки суда, а лишь потом Ваш ущерб. Одним словом, не жалейте времени на убеждение, внесудебный порядок возмещения ущерба - это идеальный вариант.
    • Если без суда не обойтись
      Раз по-хорошему договориться не получилось, придется идти в народный суд. Судиться - дело хлопотное и обычному человеку без помощи юристов-профессионалов не обойтись. Вообще консультация юриста не повредит и при рассмотрении дела в ГИБДД. А уж при подаче иска в суд, при возбуждении против Вас уголовного дела обратиться к юристу сам бог велел.
      Дела по дорожно-транспортным происшествиям имеют особую специфику и требуют хороших знаний устройства автомашины, Правил дорожного движения, обладания навыками вождения, умения назначить автотехническую экспертизу и многого другого. Только опытные юристы, специализирующиеся на делах по ДТП, могут оказать водителю эффективную помощь.
      • Исковое заявление подается в суд по месту жительства ответчика.
      • Обращаться в суд нужно после вынесения решения по делу в ГИБДД.
      • Не теряйте надежды и продолжайте уговоры виновника добровольно выплатить стоимость ущерба.

Ответственность при дорожно-транспортных происшествиях.

Для водителя, ставшего виновником ДТП, предусмотрено несколько видов ответственности: уголовная - в виде лишения свободы; административная - штраф, лишение права управления автомашиной; гражданско-правовая - имущественное (денежное) возмещение ущерба. Все зависит от тяжести последствий.

  1. ДТП с повреждением автомобилей
    Наступает административная ответственность перед государством в лице Государственной инспекции безопасности дорожного движения - штраф; гражданско-правовая ответственность перед пострадавшим - восстановление поврежденного автомобиля.
  2. ДТП с причинением вреда здоровью людей
    Это случаи, когда пассажиру, пешеходу или водителю причиняются какие-либо телесные повреждения. Вид ответственности зависит от сроков продолжительности лечения пострадавших. Так, административная ответственность в виде штрафа или лишения права управления автомашиной на срок от 3 до б месяцев наступает, если срок общего лечения не превысил 21 дня. Говоря юридическим языком, здоровью пострадавшего причинен легкий вред. Лечение может быть стационарным с помещением в больницу или амбулаторным в поликлинике по месту жительства, но обязательно с ведением медицинских документов: истории болезни, амбулаторной карты. Если пострадавший в больницу не обращался, а лечился дома народными средствами, то ему будет проблематично доказать сроки своего лечения, тем более настаивать на возбуждении уголовного дела.
    При лечении более 21 дня или явных признаках увечий (потеря органа, обезображивание лица и т.д.) наступает уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до двух лет, а при наступлении смерти пострадавшего - лишение свободы до 5 лет. И в том и в другом случае водитель остается обязан оказать материальную помощь в восстановлении пошатнувшегося здоровья пострадавшего. Ущерб здоровью определяется в денежном эквиваленте и состоит из следующих компонентов:
    • стоимости стационарного лечения;
    • стоимости амбулаторного и восстановительного лечения: физиопроцедуры, инъекции, сбор анализов, лечебный массаж, наложение гипса, пользование костылями, УЗИ, рентген, снимки, лекарственные препараты и т.д.;
    • наем автомашины для поездок в поликлинику;
    • стоимость косметических операций: при травмах головы и лица на первом этапе лечения восстанавливают костную структуру черепа, последующие этапы кожной (косметической) пластики платные и очень дорогостоящие;
    • услуги нянечки или сиделки: при переломах костей таза, позвоночника, ног пострадавший не в состоянии самостоятельно передвигаться и нуждается в дополнительном уходе.
    Кроме того, если дело дошло до суда, то пострадавший вправе потребовать возместить потерянный заработок и моральный вред. При этом под моральным вредом понимаются все физические и нравственные страдания больного человека и его родственников, связанные с получением травмы.
    В дополнение к сказанному отмечу, если уголовная и административная ответственность наступает только при наличии вины водителя, то гражданско-правовая ответственность по восстановлению здоровья пострадавшего применяется и к невиновным в ДТП водителям. Дело в том, что транспортное средство создает повышенную опасность для людей, и если Вам под колеса попал неосторожный пешеход, а Вашей вины нет, закон все равно обязывает Вас оплатить его лечение (статья 1079 Гражданского Кодекса РФ).

Отдельные виды дорожно-транспортных происшествий.
На примере нескольких типичных дорожно-транспортных происшествий хочется показать, как в несложных ситуациях из-за неграмотных действий водителя обстоятельства столкновения искажаются, и невиновный превращается в виновного.

  1. Простая ситуация:
    Наезд автомобиля ГАЗ-31029 на остановившуюся автомашину ВАЗ-2101. Вина очевидна, водитель а/м ГАЗ неверно выбрал скорость или не соблюдал безопасной дистанции. Но стоит водителю автомобиля ГАЗ слукавить, заявив, что "Жигули" двигались задним ходом, как все переворачивается с ног на голову. Законопослушному водителю расстраиваться не надо, достаточно сохранить место происшествия, следы столкновения, ни в коем случае не убирать автомобиль и вызвать ГИБДД. Наличие следов торможения любой из автомашин, расположение осколков стекол, осыпавшейся грязи и степень механических повреждений позволят установить виновного водителя. В свою очередь, если пострадавший водитель все-таки умудрился сдвинуть свою автомашину в сторону, позволил проезжающему транспорту закатать следы столкновения, определить вину будет невозможно.
  2. Лобовое столкновение
    Очевидный факт: кто выехал на встречную полосу, тот виновен в происшествии. Остается сохранить место столкновения и дождаться приезда ГИБДД. Для выяснения вопроса: кто заехал на встречную полосу? - требуется замерить ширину проезжей части. Вместе с сотрудниками ГИБДД примите самое активное участие в проведении замеров. Десять сантиметров могут решить вопрос о виновности той или иной стороны. Прямо на месте ДТП составляется черновик схемы с указанием всех расстояний на проезжей части. Внимательно ознакомьтесь с черновиком, второй возможности перемерить дорогу у Вас не будет. Бывают случаи, когда водитель не выезжал на встречную полосу, но по невнимательности подписал схему, где его автомашина изображена на встречной полосе. В таких случаях моряки говорят - сушите весла. Водитель не глядя подписал себе приговор и ни свидетели, ни повторный выезд на место аварии не помогут. Да и что замерять на дороге, с которой давно убрали автомашины? Что скажут свидетели, когда сам водитель замерял расстояние до места столкновения, подписал схему, а теперь идет на попятную?
    В качестве совета: в зимнее время замеряется фактическая ширина проезжей части, а не расстояние до поребриков. Это логично, летом проезжая часть 10 метров, а зимой всего 7. Для движения используется накатанная часть дороги, ее и стоит замерять, оставив в покое сугробы у бордюров.
  3. Маневрирование
    Водитель автомобиля "ГАЗель", двигаясь по дороге с двусторонним движением, имеющим четыре полосы, намеревается повернуть налево в дворовый проезд. Он заблаговременно занял крайнее левое положение на проезжей части, включил указать поворота и приступил к выполнению маневра. В это время в попутном направлении по встречной полосе с явным превышением скорости следовала автомашина "Москвич". Происходит столкновение. Каково же было удивление водителя автомашины "ГАЗель", когда его признали виновным в ДТП. "Позвольте, - возражал он. - Я не нарушал правил, а вот водитель "Москвича", напротив, мало того что ехал по встречной полосе, что на данной дороге недопустимо (п. 9.2 ПДД), так еще и скорость превысил. Почему же было принято такое решение?" Оба водителя виновны. Водитель "ГАЗели" виновен в столкновении, в ДТП, так как именно он согласно п. 8.1 Правил дорожного движения обязан обеспечить полную безопасность своего маневра. Водитель "Москвича" безусловно тоже нарушил Правила дорожного движения, за что был наказан административным штрафом, но его нарушения не находятся в причинной связи с дорожно-транспортным происшествием. Иными словами, причиной столкновения послужило маневрирование, а не движение в прямом направлении, пусть и по встречной полосе с превышением допустимой скорости.
    Недопонимание водителями, что не все нарушения Правил дорожного движения являются причиной столкновения, приводят к большому разочарованию и денежным потерям.
    Еще один пример. На неравнозначном перекрестке произошло столкновение двух автомобилей. Один из водителей, тот, кто ехал по главной дороге, был пьян. Второй же водитель был абсолютно трезв, правда, выехал с второстепенной дороги. Кто же из них прав? В данном дорожно-транспортном происшествии виновен трезвый водитель, так как он не уступил дорогу. Вины же пьяного водителя в ДТП нет. В результате трезвый водитель будет восстанавливать обе машины, а второго (пьяного) накажут только за управление в нетрезвом состоянии.
  4. Проезд перекрестков
    Зачастую при столкновениях на перекрестках водителям тяжело доказать, кто выехал на зеленый сигнал светофора. Смена сигнала - дело нескольких секунд. Но именно горящий сигнал светофора позволит установить вину. В этой ситуации ваше спасение в свидетелях. Только они смогут подтвердить, кто из водителей выехал на зеленый свет. Раз уж вам довелось стать участником столкновения на регулируемом перекрестке, то бросайте все, спешите записывать свидетелей. Если нет добровольцев, запишите номера и марки соседних автомобилей.
    • Не отпускайте пассажиров своей автомашины, пока не запишете их фамилии и адреса.
    • Не забывайте про субъективный момент.
      Желательно, чтобы Вы первый добрались до телефона и вызвали ГИБДД. Этот факт имеет психологическое значение, так как служит подтверждением Вашей уверенности в своей правоте, во-вторых, Вы лишаете другого водителя повода дойти до телефона, а значит, он не сможет вызвать на место аварии своих знакомых и представить их в роли свидетелей.
      Существуют такие варианты столкновений на перекрестках, когда Правилами как бы предопределен исход дела. Речь идет о столкновении, где один водитель заканчивает проезд перекрестка, а второй только начинает движение в поперечном направлении. В лучшем положении всегда находится водитель, заканчивающий проезд перекрестка. Ему достаточно доказать, что он проехал стойку светофора на разрешающий зеленый, а в ряде случаев и желтый сигнал светофора. Водителю, начинающему движение, мало сказать, что выехал на зеленый свет. Потребуется доказать, что вторая автомашина выехала на перекресток, когда горел красный свет. Доказать подобный факт очень сложно, потому велика вероятность в конечном итоге оказаться виновным. Принципиальное значение будет иметь расстояние, пройденное обоими автомобилями, и скорость движения от стойки светофора до места столкновения.
  5. Наезд на пешехода
    Несколько аксиом. Дорога - рабочее место водителя. Движение пешеходов по проезжей части Правилами дорожного движения запрещено, допускается пересекать проезжую часть строго в установленных местах и под прямым углом к краю тротуара. В остальных случаях пешеход сам обеспечивает безопасность своего перехода. В то же время пешеходы, полностью пренебрегая личной безопасностью, выходят на проезжую часть в самых неподходящих местах. При этом они становятся нарушителями Правил и, попадая под автомашину, сами виновны в происшедшем.
    Несмотря на явную вину пешеходов при совершении ДТП всегда рассматривается вопрос, не нарушал ли водитель Правил. Своевременно ли затормозил, т.е. выполнил три требования п. 10.1 Правил дорожного движения. В абсолютном большинстве случаев, пешеходы так внезапно появляются на проезжей части, что не дают водителю никакой возможности избежать наезда. И только когда водитель прозевал момент выхода пешехода на дорогу и не успел вовремя нажать на тормоза, наступает ответственность вплоть до возбуждения уголовного дела. Хочется еще затронуть вот какую тему. Вы наверняка слышали истории про водителей, сбивших пешеходов, и из жалости соглашающихся довезти пострадавших до дому. Как правило, пешеходы по своей невнимательности попадают под колеса, водители же оставляют свой телефон, называют имя и со спокойной совестью уезжают. Не чувствуя за собой никакой вины и не предвидя проблем, водитель вскоре забывает о случившемся. Вместе с тем, пострадавший первые часы находится в шоковом состоянии и не понимает, что требуется медицинская помощь. На практике встречались случаи, когда люди со сломанными ногами самостоятельно доходили до дома. В итоге пострадавший обращается в больницу, а врачи, действуя по инструкции, сообщают о происшествии в Госинспекцию. Водитель выступает в роли злодея, уехавшего с места происшествия и не сообщившего в ГИБДД, что рассматривается как серьезное правонарушение, за которое судья может лишить права управления до трех лет, назначить исправительные работы, вынести внушительный штраф (статья 165 КоАП РФ).
    Не становитесь без вины виноватым
    Выясните на месте ДТП, имеет ли к Вам пешеход какие-либо претензии, возьмите расписку, а если все-таки отвезли его домой, то поспешите сообщить о происшествии в Госинспекцию.