Что такое нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона? Расположение транспортных средств на проезжей части Двухполосная дорога с двухсторонним движением

НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "РУССКАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ШКОЛА"

"ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ "


«Расположение транспортных средств на проезжей части»

Урок № 9

В начале урока про правило «Трёх Д» .

Человек – существо общественное. Он существует внутри общества, вместе с обществом и является его составной частью – одним из многих индивидуумов. Само общество является величайшим творением человечества. В обществе жить проще и безопаснее. Общество обладает огромным множеством и иных привлекательных качеств. Но чтобы жизнь в обществе была комфортной для каждого его индивидуума, - должны действовать и соблюдаться общие для всего сообщества законы и правила. Члены общества сами между собой договариваются о правилах поведения внутри сообщества. Выработанные правила облекаются в своды законов, обязательных для исполнения. За неисполнение правил и законов предусматриваются наказания, целью которых является не сколько принуждение отдельных индивидуумов жить по правилам, сколько сохранение стабильности и устойчивости общества, обеспечение членам общества относительно комфортного и безопасного существования и сосуществования.
Добровольное и осознанное соблюдение индивидуумом законов и правил общества является показателем его гражданской зрелости и залогом стабильности общества, в котором данный индивидуумом проживает.
Чтобы знать, что можно, как можно, а что нельзя и почему – правила и законы следует изучать знать и понимать.

Права и обязанности участников дорожного движения описываются Правилами дорожного движения.
Почему водитель должен двигаться на зелёный сигнал светофора, а на красный стоять? Почему не наоборот?
- Потому, что члены сообщества условились действовать именно так.
Зачем эти договорённости?
- Чтобы был порядок. Альтернативой порядку является беспорядок и хаос. В хаосе и без правил тоже можно жить. Но менее комфортно и безопасно. Вам когда-нибудь приходилось быть участником дорожного движения, например, в Каире? Неважно, в качестве кого – водителя, пассажира или пешехода. Если приходилось, то, вероятно, Вы прочувствовали разницу в организации дорожного движения в столице Египта – г. Каир и столице РФ – г. Москва равно, как и любом другом городе нашей страны, равно как и в организации обществ названных государств. Впрочем, в приведённом примере, разница очевидна не сколько в организации дорожного движения, сколько в соблюдении индивидуумами правил и надзоре над их соблюдением. Пренебрежение всех членов сообщества всеми правилами сведёт на нет любые организационные мероприятия.

В нашем обществе имеется немало индивидуумов от чьих действий, так или иначе, страдает организация дорожного движения в частности и общества в целом. Можно выделить три типа таких индивидуумов:

Первый.
Индивидуумы, которые не соблюдают установленных правил потому, что не знают их или знают, но не в полном объёме. Такие люди опасны для окружающих своими неправомерными и, зачастую плохо предсказуемыми действиями и поступками, притом, что по своей сути и менталитету, они могут быть вполне законопослушными гражданами;

Второй.
Индивидуумы, которые игнорируют правила осознано, которые, по тем или иным причинам, ставят себя выше Правил, а, следовательно, и выше Общества, в котором они проживают и благами которого пользуются. Причины (мотивы), по которым данные члены общества игнорируют правила – для нас, законопослушного большинства – вторичны. Независимо от своей мотивации такие люди представляют чрезвычайную опасность, как окружающим, так и обществу.
Именно этих индивидуумов в народе язвительно обзывают «королями дорог». Именно они грубо нарушают скоростной режим, устраивают гонки на городских магистралях, «играют в шашечки», выезжают на разделительную и встречную полосу, не уступают дорогу машинам скорой помощи и пожарным, объезжают «пробки» по обочинам и тротуарам, ставят машину на стоянку по принципу – «моя машина – где хочу, там и ставлю», не забывая при этом прикрывать номера своих мерседесов и БМВ бумажками, чтобы не оштрафовали, сгоняют Вас с полосы движения, за слишком медленную, по их мнению, езду, «подрезают», препятствуют обгону и так далее, и тому подобное. Диагноз такому поведению можно «ставить» разный, но большинство определений будут относиться к категории – непечатных. Причиной же данного «поведения» является безнаказанность – она, только она, и ничего более, кроме неё.
Именно к этим «лицам» относится и применяется «народное», неписанное и непреложное правило «трёх Д» (Д ай Д орогуД ураку).

Третий.
Индивидуумы, которые знают правила, умеют ими пользоваться и ни при каких обстоятельствах их не игнорируют, а если нарушают, то по ошибке или невнимательности и, разве что иногда - осознано, предприняв необходимые меры предосторожности. К этой категории нарушителей, в той или иной степени, относимся все мы.

Темой нашего урока является раздел 9 ПДД «Расположение транспортных средств на проезжей части».

Проезжую часть дорог делят на полосы движения, нанося на дорожное покрытие линии разметки – сплошные или прерывистые (пунктирные). Деление проезжей части на полосы позволяет оптимально располагать на ней транспортные средства, тем самым, повышать пропускную способность дорог и обеспечивать необходимый безопасный боковой интервал . Ширина полос многополосных дорог в РФ, в зависимости от категории дорог, может быть в пределах от 3,00 до 3,75 метров, ширина полосы движения однополосной дороги должна быть не менее 4,50 метров. В исключительных случаях (например, при проведении ремонтных работ) ширина полосы может быть уменьшена до 2,75 метров.
(Пункт 9.7 ПДД) – «Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении» .
Наезжать на сплошную линию разметки и пересекать её запрещается.
«…При интенсивном движении, когда все полосы заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия…»
(Пункт 9.1 ПДД) – «Количество полос движения безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8,
а если их нет, то самими водителями с учётом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двухсторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъём, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств)» .

При движении по дороге, выезде на дорогу, съезде с дороги, при выполнении манёвров Правила регламентируют водителям транспортных средств занимать на дороге определённое положение. Ваше положение на проезжей части дороги будет определяться предпринимаемыми действиями (например, поворот направо, налево, разворот и пр.), скоростью движения (если ТС не может развивать скорость более 40 км/ч, то должно двигаться по крайней правой полосе) и рядом факторов, например, категорией дороги – (скоростная трасса, или обычная), местоположением дороги – (в населённом пункте или вне него), числом полос, видом транспортного средства, которым Вы управляете (мотоцикл, легковой автомобиль, грузовой автомобиль или др.).

На дорогах вне населённых пунктов

Правила запрещают занимать левые полосы дороги при свободных правых. Выезжать на полосы, расположенные слева от Вас, Вы можете для опережения транспортных средств, движущихся по Вашей полосе со скоростью меньшей, чем Ваша. После опережения, если правая от Вас полоса будет свободна, Вы должны перестроиться на неё. Если на Вашей половине дороги все полосы окажутся свободными, либо впереди Вас не будет машин, движущихся со скоростью меньшей, чем Ваша машина и будет отсутствовать необходимость опережения этих транспортных средств – Вы должны двигаться по крайней правой полосе.

На дорогах населённых пунктов ,

обозначенных знаками 5.23.1, 5.23.2 и 5.24.1, 5.24.2, разрешается занимать любую полосу движения.
Однако если дорога в данном направлении имеет три полосы и более , занимать крайнюю левую полосу разрешается, если заняты все другие полосы (т.е. – при интенсивном движении, когда дорога загружена), а также для поворота налево и разворота.
Грузовикам массой более 2,5 тонн , в данном случае, на крайнюю левую полосу разрешается выезжать только для поворота налево или разворота.

На дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3,

а также на дорогах, где разрешено движение со скоростью больше 80 км/час, независимо от того, пролегают эти дороги в населённом пункте или вне его «…водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых…» - то есть, действуют правила, сформулированные немногим выше по тексту - для дорог вне населённых пунктов .
Грузовым автомобилям массой более 3,5 тонн на дорогах, обозначенных знаками 5.1 или 5.3, запрещается движение далее второй полосы.
Теперь процитируем пункт 9.4 Правил. Прочтите его полностью. С учётом пояснений, сделанных выше, он должен быть Вам полностью понятен.
(Пункт 9.4 ПДД) – "Вне населённых пунктов, а также в населённых пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3 или, где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.
В населённых пунктах с учётом требований пунктов 9.5, 16.1 и 24.2 Правил, водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения.
При интенсивном движении, когда все полосы заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.
Однако на любых дорогах, имеющих в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешённой максимальной массой более 2,5 т – только для поворота налево и разворота.
Выезд на левую полосу дорог с односторонним движением для остановки и стоянки осуществляется в соответствии с пунктом 12.1 Правил".

На любых дорогах

(Пункт 9.5 ПДД) «транспортные средства, скорость движения которых не должна превышать 40 км/ч или которые по техническим причинам не могут развивать такую скорость, должны двигаться по крайней правой полосе, кроме случаев объезда, обгона, или перестроения перед поворотом налево, разворотом или остановкой в разрешённых случаях на левой стороне дороги» .

Некоторая часть дорог с двухсторонним движением имеют три полосы движения.
Движение по таким дорогам может быть организовано двумя способами.
Первый способ. Среднюю полосу попеременно отдают для движения в одном из направлений.


То есть, при движении по такой дороге, Вы некоторое время будете пользоваться двумя полосами движения, а транспорт, движущийся во встречном направлении, одной полосой. Но, через какое-то время у Вас «отберут» вторую полосу и «отдадут» её встречному направлению. Число имеющихся в Вашем расположении полос будет регламентироваться знаком 5.15.7.

Второй способ
. Средней полосой разрешают использовать для движения в обоих направлениях. Движение по таким дорогам регламентируется пунктом 9.3 Правил.

(Пункт 9.3 ПДД)
« На дорогах с двухсторонним движением, имеющих ТРИ полосы,

обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота . Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается».
Перед выездом на среднюю полосу для обгона, опережения или объезда препятствия водитель должен убедиться, что данный манёвр будет безопасным и, что на эту полосу не выехало транспортное средство со встречного направления. После выполнения манёвра водитель должен незамедлительно вернуться на крайнюю правую полосу. При выезде на такую дорогу с перекрёстка водитель должен повернуть на крайнюю правую полосу. Аналогичное требование действует при выезде с перекрёстка на дорогу с реверсивным движением.
(Пункт 9.8 ПДД) «При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу. Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам.


На дорогах с реверсивным движением

средняя полоса (или две средних полосы) может использоваться для движения в двух направлениях. В отличие от предыдущего случая, движение по реверсивной полосе регулируется светофором.
Выезжать на реверсивную полосу разрешается только при наличии зелёного сигнала светофора (светится зелёная стрелка, указывающая на реверсивную полосу). Реверсивная полоса отделяется от других полос проезжей части разметкой 1.9.

На дорогах с трамвайными путями ,

расположенными посередине проезжей части на одном уровне с ней, разрешается пользоваться трамвайными путями попутного направления.
(Пункт 9.6 ПДД) «Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учётом требований пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрёстком установлены знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекрёсток запрещается».



На рисунке слева: Дорога с трамвайными путями посередине на одном уровне с проезжей частью. Разрешается пользоваться путями попутного направления. Не должно создаваться помех для движения трамвая. Запрещается выезжать на трамвайные пути встречного направления.
На рисунке справа: Дорога с трамвайными путями посередине на одном уровне с проезжей частью. Так как перед перекрёстком установлены знаки 5.15.2 запрещается движение через перекрёсток по трамвайным путям.

(Пункт 8.5 ПДД) «Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекрёсток, где организовано круговое движение».
То есть:
- Перед поворотом направо водитель занимает крайнее правое положение на полосе, предназначенной для поворота направо. Выполняя поворот направо «…транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части». Получается, что при повороте направо от правого края правой полосы дороги, с которой Вы сворачиваете, Вы должны попасть на правый край правой полосы дороги, на которую Вы поворачиваете. После поворота можете перестраиваться на другие полосы. Фраза «по возможности », означает, что если такой возможности нет, можно двигаться и по другой траектории, но только - если Вам действительно что-то очень мешает выполнить указанное выше требование (например, припаркованный или сломанный автомобиль);
- При повороте налево водитель занимает крайнее левое положение на полосе, предназначенной для поворота налево. С пересечения проезжих частей водитель может выехать на любую полосу своего направления, сколько бы их (полос) ни было.
- Разворот осуществляется только с крайней левой полосы. Водитель может выехать на любую полосу своего направления.
«Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения…» .

(Пункт 9.2 ПДД) « На дорогах с двухсторонним движением, имеющих четыре или более полосы,

запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрёстках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой».
В качестве разметки, разделяющей потоки противоположного направления на дорогах, имеющих четыре или более полосы, применяется двойная сплошная линия (разметка 1.3).
Но даже, если по каким-либо причинам проезжая часть таких дорог не имеет разметки выезжать на полосу, предназначенную для встречного движения, всё равно запрещается.

Знаки 6.3.1 и 6.3.2, указывают места для разворота вне перекрёстка. Следует запомнить, что указанные знаки запрещают поворот налево. В местах разворота будет использоваться разметка 1.11. Пересекать такую линию разметки разрешается только со стороны прерывистой линии.

При движении в транспортном потоке «Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения» (Пункт 9.10 ПДД).
Правила не конкретизируют, какой интервал и какую дистанцию должен поддерживать водитель. Но очевидно, что чем выше скорость, тем большей должна быть величина и дистанции и интервала.
При скорости движения 90 км/ч машина за одну секунду проходит 25 метров . Время реакции водителя на событие (например, на начало торможения впереди идущего автомобиля), составляет не менее одной секунды . В реальности оно (время), как правило, больше – от 1 до 2,5 сек. – так как многое зависит от степени собранности/расслабленности водителя, видимости дороги, отвлекающих и других факторов. На сухом асфальте тормозной путь среднестатистического легкового автомобиля, движущегося с указанной скоростью с полной нагрузкой, лежит в пределах от 35 до 45 метров. Минимальный остановочный путь транспортного средства при названных параметрах будет равен 60 метрам (Остановочный путь = путь, пройденный автомобилем за время реакции водителя (25 м.) + тормозной путь (35 м.)) . Если захотите, можете самостоятельно посчитать – какой дистанции в метрах Вы должны придерживаться, чтобы гарантированно не въехать «в зад», резко затормозившей впереди Вас машины. Впрочем, практического толку от таких расчётов – мало. Находясь за рулём, невозможно постоянно «калькулировать» все, обозначенные выше, величины, ещё и с учётом «осложняющих факторов» таких, как коэффициент сцепления шин с дорогой, состояние дороги, состояние шин и тормозов, погодные условия, поведение других участников дорожного движения и т.п. В реальных условиях Вам придётся полагаться исключительно на собственное восприятие пространственно-временного континуума в промежутке от – увидел, до – остановился, с учётом всех переменных и осложняющих коэффициентов. Впрочем, – всё приходит с опытом и поддаётся тренировке. На начальном этапе Вашего становления водителем не будет страшно, если дистанция будет великовата. А на то, что на это, оставленное Вами «про запас», безопасное пространство будут «посягать» другие водители, – не злитесь и не обращайте внимания. Пусть перестраиваются. Просто вновь увеличьте дистанцию до безопасной.

Согласно пункту 9.9 ПДД
- «Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 – 24.4, 24.7, 25.2 Правил)…» . Указанные исключения касаются правил постановки транспортного средства на стоянку на тротуар (п. 12.1 Правил), правил движения велосипедистов (п.п. 24.2 – 24.4), мопедов (п. 24.7) и гужевых повозок (п. 25.2);
-
Запрещается «…движение механических транспортных средств по велосипедным дорожкам и велопешеходным дорожкам…»;
-
Допускается подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и иным предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров и пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда и при условиях обеспечения безопасности движения;
- Допускаетсядвижение по разделительным полосам, обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам машин дорожно-эксплутационных и коммунальных служб.

Машины дорожно-эксплутационных и коммунальных служб могут производить уборку или ремонт проезжей части, тротуаров и обочин, выполнять на дороге иную работу. Правила позволяют им отступать от требований некоторой части дорожных знаков и разметки, а также пунктов 9.4 – 9.8 и 16.1 Правил. Следует относиться к этим машинам с подобающим уважением и надлежащей настороженностью. С уважением - потому, что они выполняют на дороге общественно полезную работу. С настороженностью – по этой же причине. Даже простейшие операции по уборке проезжей части отвлекают много внимания от дорожного движения, как такового.
Машины дорожно-эксплутационных и коммунальных служб оборудуются маячками жёлтого или оранжевого цвета. Никаких преимуществ перед другими участниками дорожного движения наличие маячков не даёт. Включаются они исключительно для обозначения транспортного средства. Также, при выполнении работ, для дополнительного обозначения транспортного средства может включаться аварийная сигнализация. Сзади транспортного средства, как правило, крепят знак 4.2.1 или 4.2.2, указывающий водителям с какой стороны данное транспортное средство следует объезжать.

Правила объезда элементов дорожных сооружений регламентируется пунктом 9.12 ПДД. «На дорогах с двухсторонним движением при отсутствии разделительной полосы островки безопасности, тумбы и элементы дорожных сооружений (опоры мостов, путепроводов и тому подобное), находящиеся на середине проезжей части , водитель должен объезжать справа, если знаки и разметка не предписывают иное» .

И последнее в этом уроке.
(Пункт 9.11 ПДД) «Вне населённых пунктов на дорогах с двухсторонним движением, имеющих две полосы (т.е. по одной, в каждом направлении), водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства (состава транспортных средств) длиной более 7 м должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу. Это требование не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне.
Процитированный пункт правил касается, по большей части, большегрузных автомобилей, тракторов и самоходных машин.

А если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

Когда разметка на дороге отсутствует, или же, если она не видна (снег, лед и т.д.), водители должны самостоятельно определять количество полос движения и их ширину.

9.1 (1). На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой , или разметкой , прерывистая линия которой расположена слева.

9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

Если проезжая часть имеет четыре полосы и более, между встречными потоками транспортных средств должна быть нанесена двойная сплошная линия разметки 1.3 или сделана разделительная полоса. При отсутствии разметки или если она не видна, водитель должен сам определить количество полос на дороге, руководствуясь п.9.1, в случае, если их больше трех, выезжать за середину дороги нельзя.

9.3. На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки ), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.

На рассматриваемых дорогах крайние полосы предназначены только для движения в одном направлении. Встречный транспорт на них не допускается, несмотря на то, что они выделены прерывистой линией разметки .

Использовать среднюю полосу для постоянного движения нельзя, так как на нее разрешено выезжать водителям, движущимся в противоположных направлениях. На среднюю полосу разрешено въезжать только с определенной целью: для обгона, объезда, поворота налево, разворота.

9.4. Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком или или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.

В населенных пунктах с учетом требований настоящего пункта и пунктов 9.5, и Правил водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения. При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.

Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5т – только для поворота налево или разворота. Выезд на левую полосу дорог с односторонним движением для остановки и стоянки осуществляется в соответствии с пунктом Правил.

Данный пункт ПДД обязывает водителей в указанных в нем ситуациях вне населенного пункта двигаться по возможности правее, т.е. если правая полоса свободна, то следует двигаться только по ней, не занимая левые полосы.

Левые полосы должны быть свободны для возможности совершения разворота и левого поворота транспортных средств, а также для пропуска автомобилей оперативных служб, двигающихся с повышенной скоростью.

9.5. Транспортные средства, скорость движения которых не должна превышать 40 км/ч или которые по техническим причинам не могут развивать такую скорость, должны двигаться по крайней правой полосе, кроме случаев объезда, обгона или перестроения перед поворотом налево разворотом или остановкой в разрешенных случаях на левой стороне дороги.

Требование данного пункта обязательно для выполнения независимо от того, что является причиной движения транспортных средств со скоростью, не превышающей 40км/ч (особенности конструкции, техническое состояние или особые свойства перевозимого груза).

9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.

Езда по линиям разметки дезорганизует движение, так как другие водители могут решить, что вы собираетесь перестроиться в другой ряд. Наезд на линию продольной разметки в непогоду, например во время дождя, опасен еще и тем, что при разных коэффициентах сцепления покрытия и материала разметки (краска, пластические материалы) возможен занос автомобиля.

9.8. При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу. Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам.

Въезжая (поворачивая) на дорогу с реверсивным движением, следует занять крайнюю правую полосу независимо от того в какую сторону на перекрестке (влево иди вправо) осуществляется поворот .

9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 — 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

Водитель специального транспорта, находясь в вышеуказанных разрешенных случаях на тротуаре, обочине или пешеходной дорожке, обязан помнить, что преимущество в движении в этой ситуации принадлежит пешеходам.

9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

В ПДД под дистанцией между автомобилями понимается расстояние между ТС, движущимися друг за другом по одной полосе. Правила не указывают точную величину безопасной дистанции, так как она зависит от технического состояния автомобиля, состояния дорожного покрытия, погодных условий и т. д. При движении в необходимо прогнозировать возможное экстренное торможение движущегося впереди транспорта и обращать внимание на тех, кто движется сзади.

Условно принято считать, что водитель при движении должен держать дистанцию (в метрах), равную не меньше половины значения скорости (в км/ч). Т.е. при скорости движения 60км/ч. считается безопасной дистанция около 30м, при 90км/ч. — около 45м и т.д.

Поскольку глазомер у всех людей разный, чтобы не путаться в метрах, дистанцию удобнее измерять в секундах. Почему так лучше и как это осуществить, есть ответ в статье .

9.11. Вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства (состава транспортных средств) длиной более 7м должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу. Это требование не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне.

Водители тихоходных и длинных ТС обязаны внимательно следить за дорожной обстановкой не только впереди и со стороны своих бортов, но и сзади, чтобы своевременно дать возможность обгоняющим вернуться на свою полосу движения.

При движении тихоходных и длинных ТС в организованной транспортной колонне и при высокой интенсивности движения, их водители могут не соблюдать требования данного пункта Правил, поскольку в этих условиях обгоны невозможны.

9.12. На дорогах с двусторонним движением при отсутствии разделительной полосы островки безопасности, тумбы и элементы дорожных сооружений (опоры мостов, путепроводов и тому подобное), находящиеся на середине проезжей части, водитель должен объезжать справа, если знаки и разметка не предписывают иное.

Это требование ввели с целью предотвратить выезд ТС, выполняющих объезд препятствия, на сторону встречного движения. Объезжать указанные элементы дорожных сооружений слева разрешено только тогда, когда это предписывают дорожные знаки ( «Объезд препятствия слева» или «Объезд препятствия справа или слева») или соответствующая разметка.

, 5.15.7 , 5.15.8 , а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними.

При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9 ), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота.

Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.

Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или знаком 5.3 или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.

В населенных пунктах с учетом требований настоящего пункта и пунктов пдд 9.5 , пдд 16.1 и пдд 24.2 Правил водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения. При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.

Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т — только для поворота налево или разворота. Выезд на левую полосу дорог с односторонним движением для остановки и стоянки осуществляется в соответствии с пунктом 12.1 Правил .

Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил . При этом не должно создаваться помех трамваю.

Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или знаки 5.15.2 , движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу. Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам.

Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам , тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами пдд 12.1 , пдд 24.2 , пдд 24.3 , пдд 24.4 , пдд 24.7 , пдд 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов.

Запрещается движение

ПДД Знаки Разметка Допуск ТС

9. Расположение транспортных средств на проезжей части

Пункт ПДД: 9.1 9.1.1 9.2 9.3 9.4 9.5 9.6 9.7 9.8 9.9 9.10 9.11 9.12

9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1 , 5.15.2 , 5.15.7 , 5.15.8 , а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

9.1.1 На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1 , 1.3 или разметкой 1.11 , прерывистая линия которой расположена слева.

9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

9.3. На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.

9.4. Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3 или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.

В населенных пунктах с учетом требований настоящего пункта и пунктов 9.5 , 16.1 и 24.2 Правил водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения. При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.

Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т - только для поворота налево или разворота. Выезд на левую полосу дорог с односторонним движением для остановки и стоянки осуществляется в соответствии с пунктом 12.1 Правил.

9.5. Транспортные средства, скорость движения которых не должна превышать 40 км/ч или которые по техническим причинам не могут развивать такую скорость, должны двигаться по крайней правой полосе, кроме случаев объезда, обгона или перестроения перед поворотом налево, разворотом или остановкой в разрешенных случаях на левой стороне дороги.

9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2 , движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.

9.8. При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу. Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам.

9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1 , 24.2 - 24.4 , 24.7 , Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

9.11. Вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства (состава транспортных средств) длиной более 7 м должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу. Это требование не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне.

9.12. На дорогах с двусторонним движением при отсутствии разделительной полосы островки безопасности, тумбы и элементы дорожных сооружений (опоры мостов, путепроводов и тому подобное), находящиеся на середине проезжей части, водитель должен объезжать справа, если знаки и разметка не предписывают иное.

Полностью описывают правила, детали расположения транспортного средства на дороге, в том числе и неправильное расположение автомобиля на проезжей части. Штраф за нарушение варьируется от тысячи до пяти тысяч рублей.

Основной элемент дороги

В ПДД проезжая часть определяется как элемент дорожного полотна, предназначенный для передвижения безрельсовых ТС.

Для упорядочения движения и достижения наибольшей его безопасности проезжую часть делят на полосы, применяя для этого специальные разметочные линии. Расположение транспортного средства на проезжей части дороги, подчеркивают, должно соответствовать этому условию. Автомобилю на разметку наезжать нельзя. Исключения составляют прерывистая осевая линия (если предполагается перестроение) и сплошная (в случае необходимости парковки на обочине).

Большая часть автолюбителей даже не догадываются, что нарушают ПДД, передвигаясь по разметке. Потому как ТС должно располагаться в пределах полосы, а водитель должен соблюдать необходимые интервалы и безопасную дистанцию.

Идеальной считается ситуация, когда соблюдаются следующие условия:

  • ТС не совершают перестроений (этот маневр считается потенциально опасным);
  • все двигаются, строго соблюдая полосность;
  • никто не стремится выехать в зону для встречного потока (это чревато лобовым ударом или по касательной);
  • левая (или крайняя) полоса свободна (для служб оперативного реагирования).

Дорожное полотно без обозначений

Численность полос для движения транспортного потока устанавливается, согласно ПДД, разметочной линией и/или знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8. Причем двухколесным механическим ТС разрешено движение по одной выделенной полосе в два ряда.

В случае отсутствия необходимых знаков и/или разметочных линий расположение транспортного средства на проезжей части устанавливают сами водители, одновременно учитывая ширину всей проезжей части и интервалов для безопасных маневров и габариты ТС.

Как правило, ширина дорожного полотна в населенных пунктах находится в границах 2,75-4 метра, вне границ поселения - 3-3,75 метра.

На дороге без осевых разметок с движением в обе стороны за встречную принимается левая половина дороги, причем карманы, места остановок пассажирского транспорта и другие расширения проезжей части не считаются.

Из вышесказанного понятно, что посередине транспортное средство передвигаться не может.

Многополосная проезжая часть

Осевая разметочная линия в этом случае всегда двойная сплошная, поэтому абсолютно все маневры должны совершаться в границах своей полосы.

Если дорога с потоком в обе стороны имеет четыре полосы и/или более, выезжать в зону встречного потока запрещено, поскольку это чревато аварийной ситуацией. Такая дорога предписывает автолюбителям осуществлять развороты и/или повороты налево исключительно в местах, предназначенных для этих маневров или на перекрестках. При наличии адекватно нанесенной разметки расположение транспортных средств на проезжей части (ПДД, гл. 9) у автолюбителей не вызывает затруднений. Если дорожное полотно не размечено, автолюбитель должен быть максимально сконцентрированным, чтобы не нарушить ПДД.

ТС, находясь на размеченной дороге, обязаны двигаться строго по занятой полосе. На линии разметки запрещено наезжать (исключение составляют перестроение или другой маневр). Как считают специалисты, это может ввести в заблуждение рядом следующих автолюбителей (им может показаться, что начинается перестроение).

Отдельно в ПДД расписано передвижение грузовых ТС весом более 2,5 тонн за границами населенных пунктов. Если для ТС, имеющих меньший вес, рекомендовано расположение транспортного средства на проезжей части как можно правее, то для тяжелых грузовиков под категорическим запретом находится левая крайняя полоса. Естественно, что поворот налево относится к исключению, как и разворот.

Трехполосное дорожное полотно

Предопределено оно тоже для движения транспортного потока в обе стороны. Дорожная разметка делит проезжую часть на три полосы. Средняя может принимать оба потока, но исключительно для объезда препятствий, опережения, разворота и/или поворота налево. С левой стороны трехполосного дорожного полотна категорически запрещено находиться ТС встречного движения.

В границах населенных пунктов правила снова уповают на принцип «разрешено все, что не запрещено» и указывают, что двигаться автолюбителям можно по любой подходящей для него полосе.

Исключение составляют дороги с тремя полосами. Та, что находится посередине, предназначена только для реверсивного движения. Она выделяется разметкой 1.9.

Трехполосная дорога с прерывистой сплошной

Нечасто встречающийся, но присутствующий на наших дорогах вариант трехполосного движения, при котором каждая полоса размечена прерывистой линией. В этом случае расположение транспортных средств на проезжей части (ПДД это подчеркивают) на средней полосе разрешено автолюбителям, следующим в обоих направлениях. Но они должны учитывать, что, выезжая на среднюю полосу движения, совершают разрешенный выезд на встречку. Поэтому оценка ситуации на дороге должна быть особенно тщательной.

Категорически запрещают правила выезжать ТС в зону встречного движения (крайнюю левую полосу) трехполосной дороги с прерывистой разметкой. Проступок карается изъятием водительского удостоверения сроком от четырех месяцев до шести.

Как обстоит на подобной проезжей части дело с разворотом? Запретить его может специальный знак, ПДД или разметка. Если она прерывистая, знаков нет, правила дают запрет только на обгон или объезд внезапного препятствия, то разворот и левый поворот возможны. Совершить его можно со средней полосы, с правой или с обочины. Перед этими маневрами необходимо убедиться в их безопасности.

Двухполосная проезжая часть

Стороны движения на такой дороге размечают сплошной осевой линией. Поэтому в случае какого-либо препятствия создается затор (сплошную пересекать нельзя). По принятым изменениям в законе в этой ситуации водителям нужно дожидаться инспектора, который даст добро на объезд через сплошную разметочную линию возникшего препятствия.

По этой и некоторым другим причинам двухполосные дороги размечают прерывистой линией.

Интересный нюанс есть в ПДД, касающийся двухполосной дроги. В частности, в правилах не указано, что на такой проезжей части разрешено выезжать в зону встречного движения. Также не сказано, что это запрещено. А у нас в стране, что не запрещено, то, естественно, разрешено. Поэтому нарушение расположения транспортного средства на проезжей части с двухполосным движением доказать достаточно трудно.

На дорогах с большим количеством полос ситуация иная.

Движение по выделенным полосам

При наличии в одном направлении нескольких полос движения, в местах с разрешенным скоростным режимом свыше 80 км/ч правила расположения транспортных средств на проезжей части указывают, что двигаться они должны, прижимаясь к правой стороне дороги. При пустой правой полосе занимать левую категорически запрещено. Она может быть использована только для различных маневров.

В населенных пунктах, где есть ограничения скорости, автомобили имеют право двигаться по удобной для них полосе.

Смена полосы движения

ПДД не запрещают перестроение, но только не в случае интенсивного движения. Например, если заняты все полосы для удовлетворения собственных амбиций запрещено. Исключением может быть только необходимость припарковаться, развернуться, обогнуть препятствие или повернуть.

Нужно отметить, что препятствие - это неподвижный объект на проезжей части, который не позволяет продолжить движение по полосе.

Трамвайные пути

Расположение транспортного средства на проезжей части для трамваев возможно при соблюдении следующих условий:

  • рельсы расположены попутно с направлением автотранспорта;
  • все полосы для безрельсового транспорта заняты;
  • рельсы должны быть одного уровня с дорожным полотном и расположены слева.

Использовать (как дополнительную полосу движения) можно для совершения разворота (поворота налево), объезда или движения. Причем развороты и повороты (правила обязывают) должны начинаться именно с трамвайных путей, если иное не дорожного движения. Главное, что расположение транспортных средств на проезжей части с трамвайными путями не должно создавать для движения электротранспорта помех.

ПДД запрещают любое движение по путям для электротранспорта, если перед перекрестком будут знаки 5.15.1, 5.15.2.

Дорога с реверсивным движением

Двигаться по ней нужно в крайней левой полосе. И только для перестроения водитель имеет право выехать на реверсивную полосу. Перед этим он должен убедиться, что движение в необходимую сторону разрешено.

Дистанция и интервал

Расположение транспортного средства на проезжей части предполагает соблюдение дистанции (это некоторое расстояние между автомобилями, двигающимися в одном направлении) и интервала (расстояние между бортами транспортных средств, идущих как в попутном, так и во встречном направлении).

Двигаясь в потоке, водитель должен соблюдать дистанцию, гарантирующую в случае экстренного торможения безопасность сближения с идущими впереди автомобилями. С той же целью необходимо соблюдать интервал.

Чем больше скорость транспортного средства, тем длиннее должна быть дистанция. Это же условие должно соблюдаться на скользких или заснеженных дорогах.

ПДД не дают четких рекомендаций насчет интервала или дистанции. Негласно считается, что безопасная дистанция - половина скорости. То есть при скорости 100 км/ч идеальная дистанция составит 50 метров (при условии стандартного дорожного покрытия и нормальных климатических условиях).

Неправильное расположение транспортного средства на проезжей части

Оно всегда предполагает наложение штрафа. Сегодня он составляет 1500 рублей.

Тихоходный транспорт, технически не способный развивать скорость свыше 30 км/ч, а также ТС, имеющие обязаны (согласно ПДД) давать возможность проехать или совершить обгон (опережение) следующим за ним автомобилям. Несоблюдение этого требования тоже облагается штрафом (1500 рублей).

Движение ТС по тротуарам, дорожкам пешеходным или велосипедным так же предполагает штраф. Расположение транспортных средств на проезжей части, причем на встречной ее полосе, для объезда препятствия карается штрафом от тысячи рублей до полутора.

Выезд на рельсы встречного направления, равно как и в зону встречного движения, карается денежным взысканием, составляющим пять тысяч рублей, или изъятием удостоверения водителя на срок от четырех месяцев до шести (кроме вышеописанного случая). Повторное нарушение, зафиксированное любым из средств автоматической фото- или видеосъемки, повлечет за собой наложение штрафа 5000 рублей. Если нарушение засвидетельствовал инспектор, то права управления транспортным средством лишат на год.