Реверсивное движение: узнаём что это, чтобы не нарушать ПДД. Что такое реверсивное движение

Дороги, имеющие полосы или участки с реверсивным движением, в российских городах встречаются не часто. По сути, это новинка для российских водителей. Участки с элементами реверсивного движения встречаются на дорогах больших городов: Москвы, Петербурга. О том, что значит реверсивное движение по , и какой штраф ждет за выезд на полосу реверсивного движения и разворот на ней, расскажем вам сегодня.

Особенности и правила

Итак, что означает реверсивное движение? Цель создания на дорогах участков с реверсивными направлениями движения заключается в той особенности, что они позволяют разгрузить магистрали с особенно интенсивным движением.

Так, в утренние часы направление движения транспорта в основной массе направлено в центр города, а вечером люди наоборот едут в спальные городские районы, а также за город.

Именно в этих ситуациях и помогает разгрузить дорогу реверсивное движение, избавляя дорогу от пробок. Так, по реверсивной полосе, в обратном движении, проехать можно без пробок. Разрешен проезд по реверсивной полосе может быть в определенные часы дня.

Давайте погорим про правила выделения полос для реверсивного движения.

О том, что такое реверсивное движение на дороге, расскажет на примере это видео:

Как выделяют полосы

Выделяют полосы такого движения посредством элементов , в частности, реверсивные полосы, выделяют разметкой с маркировкой 1,9 – это прерывистая прерывистая линия. Направления движения по реверсивной полосе можно определить по сигналам светофора, а также дорожным знакам.

Таким образом, разметка отделяет реверсивные полосы от прочих полос движения, дорожные знаки обозначают начало и завершение такой полосы, а светофор указывает на направление движения и предупреждает о необходимости перестроиться. Для обозначения начала пути с реверсивным движением используется дорожный знак с маркировкой 5.8, если выезд на такой участок предусмотрен с прилегающих дорог, устанавливается знак – 5.10, а завершает реверсивную полосу знак 5,9.

Значения реверсивных светофоров помогают водителю определиться с выбором полосы, исходя из направления ее движения. Светофоры имеют обозначения в виде стрелок и крестиков. Водителю следует следить именно за изменениями стрелки. Так, она может менять направление и цветовое обозначение. Так же, как и в привычном светофоре, зеленый разрешает, а желтый предупреждает о необходимости в дальнейшем перестроиться. После желтого зажигается красный сигнал.

Применительно к реверсивному движению действуют следующие сигналы светофора:

  • Горящая над полосой зеленая стрелка реверсивного светофора разрешает движение по этой полосе;
  • Загоревшаяся желтая стрелка, направленная вправо или влево, и предупреждает о необходимости перестроиться на указываемую полосу;
  • Крест, горящий красным запрещает въезжать на указанную полосу.

Водителям пригодится и данное видео, рассказывающее о нюансах,связанных с реверсивным движением:

Сложности в этом вопросе

К нарушениям правил проезда реверсивных участков на дорогах могут привести невнимательность или банальное незнание разметки, сигналов реверсивного светофора. При движении по самим реверсивным полосам проблем, как правило, не возникает.

Сложности у водителя может вызвать выезд на такую полосу с примыкающей дороги.

  • Если водитель не намерен начинать движения по данной полосе, он может просто проехать перекресток.
  • Если необходимость движения присутствует, например, при повороте налево или вправо, то первоначально нужно убедиться в том, что светофоры горят разрешающими движение сигналами и в нужном направлении.

Нарушения и штрафы за реверсивное движение

Так, именно выезд с примыкающей территории при невнимательности водителя является наиболее частым нарушением.

  • Так, на полосы реверсивного направления карается 500 рублями штрафа.
  • Наезд на разметку реверсивного движения также предполагает финансовое наказание в 500 руб.
  • Если разметку пересечь, и выехать на

В уже который раз, говорю вам здравствуйте, товарищи автолюбители! Все мы с вами гордимся отечественным автомобилестроением, ведь правда? Но мало кто задумывается каким образом такое количество автомобилей разводить на проезжей части. Плюс к этому добавьте еще сумасшедший тираж иномарок, некоторые из которых, кстати тоже производятся на территории России. Жители городов миллионников и в частности столицы понимают, о чем я. Жуткие пробки и заторы в таких населенных пунктах стали обычным делом, смешно, но иногда пешком можно добраться домой значительно быстрее, нежели на «железном коне».

В такой ситуации даже безукоризненные ПДД требуют некоторых дополнений, и они нужно сказать происходят! Так, современные ученики автошкол уже по умолчанию узнают, что такое реверсивное движение. Для тех же, кто забыл, как выглядят аудитории в этих заведениях о таком нововведении сегодня постараюсь рассказать я!

Реверсивное движение – что это и кто его придумал?

В правилах, имеется довольно размытое определение, как понять его? Попытаюсь объяснить вам, что такое реверсивное движение на дороге простым и понятным языком. От себя добавлю – буквально все ПДД, представлены в сухом стиле, растолковать нам их, обязанность инструктора. Самостоятельно сделать то же, многим не под силу.

Так и с темой нашего разговора, простое, написано на тяжелом для восприятия языке. Хотя на самом деле все не так уж сложно: правила этого подпункта действительны только тогда, когда автомобиль выезжает на необычный ряд проезжей части, который и называется реверсивным. Тут нужно понимать, что центр широкой автострады это и есть реверсивная полоса движения.

Главное, уясните раз и навсегда: на дороге такого типа движение может изменяться на противоположное, отсюда следует, что уровень возникновения ДТП на реверсивной полосе значительно возрастает, будьте предельно внимательны и сконцентрированы. Но как ни крути, это на сегодняшний день единственный способ увеличить пропускную способность конкретного участка дороги и поэтому, закрывая глаза на риски, ГИБДД внедряет такую систему. Конечно же, в арсенале инспекторов есть масса способов предотвратить аварию, о них поговорим чуть позже. Ваш покорный слуга успел побывать и в Европе, и в США, так вот, там реверсивное движение уже давным-давно используется практически в каждом населенном пункте, наконец-то и до нас дошел прогресс, а то иногда эти пробки реально вставляют палки в колеса.

Как себя вести на такой дороге?

Для того чтобы понять, когда попадает на тот самый участок, нужно просто на всего, обращать внимание на знаки. Начало дороги с реверсивным движением, а также выезд с нее помечается соответствующим дорожным знаком (на фото), будьте предельно внимательны! На участках, где реверсивное движение начинается с перекрестка, вы должны еще больше сосредоточиться, особенно если предстоит повернуть направо и соответственно перестроиться в крайний правый ряд. Поворот налево, когда интересующий ряд от нас располагается по правую руку, маневр осуществляется по старой схеме: поворачиваем и прижимаемся максимально вправо.

Обратите внимание: перестроение на реверсивную полосу допускается исключительно при разрешающем сигнале светофора. В случае загорания запрещающего движение сигнала, вы обязаны покинуть полосу как можно быстрее ведь откуда вам знать, возможно, машины идут уже вам навстречу. Когда же светофор указывает вам сменить полосу, сделать это нужно также побыстрее.

Разметка проезжей части

Разметка в нашей ситуации, явление достаточно редкое, но в практике встречающееся. Жители столицы точно представляют себе, как она выглядит, если нет сейчас объясню. Двойная прерывистая линия, основная часть которой, в три раза больше разрыва называется разметкой реверсивного движения. Правила, идентифицируют ее числом 1.9.

А вот дорожный знак, обозначающий наличие на проезжей части разметки такого типа авторы ПДД придумать забыли, отсюда проблемы с ее видимостью зимой. В случае, когда размеченный ряд есть на трассе, а светофоров нет, выезжать на нее строго запрещается.

Регулирующие светофоры

Светофоры реверсивного движения также предусмотрены правилами дорожного движения и в отличие от разметки, встречаются довольно часто. От них можно ждать всего три сигнала:

  1. Красный крестик – въезд запрещен.
  2. Зеленая стрелка вниз – движение разрешено.
  3. Желтая диагонально направленная в правую или левую сторону стрелка – требование переместиться на соседний ряд.

Не путайте реверсивные светофоры с обычными! В отличие от последних, первые актуальны исключительно для той полосы, над которой, он установлен. При неисправности светофора, въезд на такой ряд запрещен!

Дорожные знаки

Знак реверсивного движения в ПДД обозначается, как число 5.8, он означает, что впереди располагается аналогичная полоса. При ее завершении вас ждет точно такой же знак, только с красной черточкой (5.9), он говорит о завершении этого участка дороги. Если стрелка на знаке находятся не в вертикальном положении, а горизонтальном, то скорее всего он установлен на перекрестке, означает он то же – впереди дорого с реверсивным движением. В правилах, его можно найти под числом 5.10.

Штрафы

С передвижением реверсивного участка дороги у водителя дела обстоят практически так же, как и с обычным, нарушил – штрафы! Итак, за что к вам может иметь претензии инспектор ГИБДД и сколько он может попросить, разумеется по закону.

  • 500 рублей – придется отдать если при выезде с подобного участка дороги вы и ваш автомобиль не перестроились в крайний правый ряд (ст. 12. 15. КоАП).
  • 1000 рублей – с такой суммой придется расстаться при выезде на реверсивную полосу не соблюдая знаки светофора и правила проезда подобных участков.
  • 5000 рублей – естественно, самый крупный штраф за выезд на полосу при горящем запрещающем сигнале, характеризующееся, как выезд на встречную полосу.

Многие спрашивают движение на мостах с реверсивным движением, это миф или реальность? Конечно же, реальность, во многих городах России уж точно. Что значит ехать по центральной полосе на мосту, наглядно покажет видео, где обычные люди, расскажут, как оно. Я же на этом ставлю жирную точку. Будьте аккуратны и до свидания!

Реверсивное движение, как и остальные типы автомобильного перемещения, знаков и правил, призвано облегчить жизнь автомобилистам. Но поскольку в странах СНГ оно встречается не так часто, водители не всегда знают, как себя правильно вести, забывая о малоиспользуемых правилах. Так что это такое – реверсивное движение?

Английское слово реверс обозначает наличие обратной стороны. Именно это обозначение и заложено в смысл реверсивного движения, то есть – такого, которое на одной полосе может меняться на противоположное в зависимости от определенного времени.

Пример помощи дороги с реверсивным движением: часто можно наблюдать реверсивное движение на мосту при проведении ремонтно-восстановительных работ. В таких случаях одно направление передвижения закрывают, оставляя соседние полосы для перемещения в обоих направлениях. Движение регулируют соответствующие знаки приоритетности.

Также, по утрам люди из пригородов ездят в областной центр на работу, а вечером – обратно. Соответственно, в разное время суток на данной трассе будет разная загруженность полос в ту или иную стону. При помощи «обратки» удается избежать заторов.

Данный тип перемещения необходим в таких случаях:

  • Чтобы облегчить вождение на особо загруженных дорожных артериях;
  • Во избежание пробок в случае проведения ремонтных дорожных работ.

Поскольку особый тип перемещения был разработан с целью создания более комфортных условий для вождения, его обеспечение также требует присутствия определенных факторов:

  • Наличие не менее трех полос следования в одном направлении;
  • Примерная разность временных автомобильных потоков составляет около 500 единиц в час.

В противном случае теряется целесообразность устройства данного типа движения.

Способы организации реверсивного движения

Регулирование движения в реверсионном ряду осуществляется при помощи специальных дорожных обозначений: знаков, светофоров и дорожной разметки.

Дорожная разметка

Внешний вид разметки типа 1.9 отличается от привычного дорожного разделения – прерывистые двойные линии с пробелами, короче прокрашенной части в три раза.

При наличии разметки заезжать на полосу, отделенную ею, можно только в случае, если имеются другие опознавательные знаки и светофоры. Съезжать с нее можно в любой момент, принимая в правую полосу, и нужно – если впереди горит красный сигнал светофора.

При отсутствии светофоров и знаков, заезжать на реверсивный путь запрещено. Кроме того, не рекомендуется пользоваться данным рядом в случае ограниченной видимости разметки ввиду погодных условий (снег, туман, гололед) или если линии плохо видны, затерты.

Сигналы светофора

Обязательным условием перемещения по «обратному» пути является наличие специального цвето-светового обозначителя. Правила реверсивного светофора разрешают установку двухцветного (зеленый и красный) или трехцветного (зеленый, желтый и красный) сигнализатора, каждый цвет которых обозначает:

  • Зеленый – заезд и пользование реверсивной полосой разрешено;
  • Желтый – вскоре движение по реверсивной полосе начнется в обратном направлении, необходимо покинуть ее как можно скорее. Заезд в «обратный» ряд запрещен;
  • Красный – использование реверсивного ряда запрещено – опасность встречного движения.

Внимание! Знаки светофора имеют дополнительные обозначения. Так, красный цвет имеет форму запрещающего крестика, зеленый представлен в форме попутной стрелки, а желтый – в виде стрелы, указывающей полосу, на которую нужно перестроиться при появлении данного сигнала.

Специальные знаки

Знаки реверсивного движения имеют следующую классификацию:

  • 5.8 – вертикальная стрела белого цвета о двух концах, расположенная в центре синего квадрата;
  • 5.9 – повторение знака 5.9, но с перечеркивающей красной полосой;
  • 5.10 – похож на 5.9, но расположение стрелки меняется на горизонтальное.

Первый знак говорит о начале реверсивного движения и разрешает перемещение по «обратному» ряду. Знак 5.9 противоположен ему – он ставится в конце пути и предписывает перестроение на другие полосы попутного направления.

Последний обозначитель устанавливается перед перекрестком, который реверсивная полоса пересекает. Иногда его дополняют таблицей с письменными рекомендациями по пересечению или следованию в реверсивном направлении.

Штраф за нарушение при реверсивном движении

Любые несоответствия передвижения правилам чреваты наложением штрафа. Его размер, а также дополнительные меры наказания зависят от степени серьезности нарушения:

  • 500 российских рублей – отсутствие перестроения в крайнюю правую попутную полосу при завершении реверсивного движения;
  • 1000 российских рублей – пренебрежение правилами, определяющими правильный заезд на реверсивный путь, в соответствии с цвето-световыми сигналами;
  • 5000 российских рублей – выезд на полосу при запрещающем знаке светофора или полном отсутствии каких-либо знаков.

Внимание! В случае повторного совершения последнего правонарушения, водительские права конфискуют на срок около 12 месяцев, поскольку данное действие может расцениваться, как выезд на полосу встречного движения. Дело в том, что при отключенном светофоре с одной стороны, с другой может гореть разрешающий перемещение сигнал.

Остальные правонарушения влекут наказания, соответствующие действующему законодательству.

Правила дорожного движения для реверсивных участков

Несмотря на то, что данный тип передвижения был разработан с целью улучшения качества и скорости перемещения, именно при его наличии случается множество аварий. Причина кроется в незнании оповещающих знаков, разметки и правил.

Прежде всего, это касается перестроения, входа и выхода из реверсивной полосы – попасть и уйти с нее можно только в пределах видимости знаков, обозначающих начало или конец полосы движения в обратном направлении.

Особое внимание уделяют выполнению разворота из такого ряда. Поскольку в правилах дорожного движения запрет на выполнение данного действия не прописан, некоторые считают, что разворачиваться можно. Однако в правилах четко указано, что пересечение полосы возможно только вправо, соответственно – поворот налево и разворот запрещены. Выполнение их возможно только на перекресте в соответствии со стандартными правилами:

  • На перекресте выезд на полосу реверсивного движения или съезд с нее может осуществляться с любого попутного направления. Но в случае поворота в левую сторону со стороны обратного движения, окончить маневр необходимо только в крайней правой полосе.
  • При смене зеленого цвета на желтый или при появлении красного необходимо как можно быстрее перестроиться в другой ряд попутного направления.
  • Останавливаться в ряду категорически запрещено – в случае необходимости следует предварительно принять вправо.

Преимущества и недостатки реверсивных полос

Опыт внедрения движения в разные стороны давно с успехом используется по всему Миру. В то же время, на постсоветском пространстве редко встретишь больше 2-3 подобных участков на всю транспортную систему государства. Именно поэтому пользователи не всегда понимают преимущества передвижения по трассам с реверсивным движением.

Преимущества:

  • Экономия времени, потраченного на дорогу, составляет около 20-40%;
  • В среднем, на участке с реверсивным передвижением скорость автомобильного потока на 10 километров в час выше, чем на аналогичной стандартной трассе.

Кроме того, свободный ряд позволяет строительной технике и службам оперативного реагирования беспрепятственно добраться до нужного места, в случае необходимости. К сожалению, редкость подобных участков в странах СНГ можно объяснить неоспоримыми минусами. Прежде всего, это – высокая стоимость оборудования и ухода за территорией «обратного» движения.

Внимание! Можно смело говорить о повышении уровня аварийности именно на реверсивных участках. Увеличение количества ДТП свидетельствует о неопытности водителей, многие из которых впервые сталкиваются с подобным типом передвижения, и их необразованности после изучения правил дорожного движения.

Принятие соответствующих мер пресечения нарушений позволит убедиться в положительных сторонах использования реверса и распространить его на все проблемные участки дорог по государству.

В видеоролике доступно и понятно рассказывается о правилах реверсивного движения:

Реверсивное движение - новаторское решение, которое в России появилось сравнительно недавно, используется оно только в Москве и нескольких других крупных городах-миллионниках. Этот тип движения способствует возможной разгрузке наиболее оживлённых трасс. Ежедневно по утрам огромный поток машин направляется в «сердце» города, в вечернее время, наоборот, - весь транспорт движется к спальным районам. Пробки на дорогах появляются именно в это время, причём соседние полосы при этом «простаивают», в обратном направлении передвижение осуществляется без видимых проблем. Если изменить на некоторое время направление движения транспорта, автовладельцы смогут сэкономить время. Именно эту процедуру выполняют дороги с реверсом движения, прекрасно зарекомендовавшие себя в крупных городах ближнего зарубежья. Для осуществления необходимо обращать внимание на специальный знак реверсивного движения.

Реверсивное движение разгружает оживлённые дороги

Особенности

Реверсивную дорогу от обыкновенной можно отличить благодаря дорожной разметке. На асфальт наносится двойная линия с разрывом типа 1,9, её характерная черта - разрыв, уменьшённый втрое относительно основной части. Каждый автолюбитель , так как именно она является единственным свидетелем реверсивного перемещения. Характерный знак реверсивного движения предупреждает водителей лишь в двух точках такого дорожного отрезка - первой и последней.

Разметка является пограничной чертой, разделяющей передвижение транспортных средств в разных направлениях. Однако, в зимнее время при сильных снегопадах могут появляться проблемы из-за заснеженности полос. Помощь водителю в такой сложной ситуации могут оказать только специальные знаки и светофоры.

Специализированные знаки

Въезд на дорогу, на которой в различное время суток осуществляется реверсивное движение, оснащён несколькими :

  • 5.8 - означает начало полосы;
  • 5.9 - характеризует окончание движения;
  • 5.10 - свидетельствует о начале реверсивной полосы, если въезжающий транспорт следует с прилегающей улицы.

Кроме того, правильное направление для езды, разделённой по полосам, производится соответственно знаку 5.15.7. Пояснительные таблицы 8.5.1–8.5.7 помогут узнать временной промежуток, когда действуют знаки.

Реверсивные светофоры

Однако, специализированных значков не всегда бывает достаточно, далеко не все водители обращают на них внимание. Помочь автовладельцу в определении нужного направления, осуществляющегося сейчас по полосе с реверсом, может светофор реверсивного движения.

Он может включать два–три поля, на каждом из которых может гореть:

  • стрелка зелёного цвета, разрешающая перемещение;
  • красный крест, который запрещает въезд;
  • стрелка жёлтого цвета, обозначающая нижний угол как необходимость перестроится на другую полосу. Этот элемент указывает на то, что спустя несколько минут по другой полосе будет производиться передвижение транспорта в противоположную сторону.

Даже если водитель впервые едет по незнакомому городу, и не знает что значит реверсивное движение, сориентироваться ему поможет не только разметка, но и . Особенное внимание стоит уделить светофорам, устанавливаемым непосредственно вверху над дорогой. Перекрёстки оснащены продублированными значками, помогающими понять, что движение по реверсивной полосе продолжается.

Правила передвижения

Главное - не паниковать и чётко следовать всем знакам и светофорам, всегда указывающим на возможность или запрет езды по определённому участку дороги.

Трудности, особенно у водителей-новичков, появляются при въезде на дорогу с реверсивным движением с других прилегающих улиц. В этом случае следует руководствоваться ПДД, в которых сказано, что во время поворота налево или направо автовладелец должен ехать по крайней правой полосе. Свернуть на полосу с реверсом можно будет только тогда, когда движение на ней будет разрешено. Заезжать при любом повороте на центральную полосу, осуществляющую обратное движение, строго запрещено.

Если нет необходимости пользоваться дорогой с обратным движением, преодолеть специализированное пересечение можно так, как это делается на обычном классическом перекрёстке.

Предусмотрен ли штраф?

Стоит помнить, что несоблюдение ПДД, в том числе и на участке с реверсом, влечёт неминуемый штраф. Естественно, размер выплаты будет определён сотрудниками ДПС по «тяжести» совершённого нарушения. Горе-автовладельцу, не перестроившемуся с дороги с «обраткой» в правый ряд, придётся заплатить порядка 500 рублей. Эта сумма обусловлена ст. 12.15 КоАП.

Более «тяжёлым» для кошелька автовладельца нарушением является выезд на дорогу с реверсом, который произошёл во время отключения или несрабатывания светофора. Владельца машины имеют право оштрафовать на 5000 рублей. Идентичная повторившаяся второй раз ситуация может вылиться в конфискацию водительских прав на целый год. Строгое взыскание оправдано тем, что неработающий с одной стороны светофор может быть включён с противоположной. Это считается равным опасному выезду «на встречку».

Каждый автолюбитель должен знать, что неправильный выезд на полосу с реверсом, который противоречит сигналу светофора, обойдётся в 1000 рублей. Именно эта мера наказания появилась в ст. 12.12 ч.1 КоАП в начале 2016 года.

А как в России?

Этот тип движения имеет множество существенных недоработок, связано это со спецификой , а также с менталитетом наших автовладельцев. Невнимательность большинства автовладельцев повышает уровень аварийности. Несмотря на то что реверсивные полосы появляются в городах постепенно, это по-прежнему вызывает отрицательное мнение и множество дискуссий со стороны автовладельцев.

Однако, стоит знать, что дороги с реверсивным движением увеличивают пропускную способность, машины могут передвигаться в потоке со скоростью, превышающей обычную на 10 км/ч. Кроме того, появление специализированных полос способствует уменьшению финансовых затрат и снижению уровня аварийности. Достигается это за счёт концентрации внимания автовладельцев, которые соблюдают установленные государственными органами правила.

Заключение

Появление реверсивных полос целесообразно на отрезках дороги, где транспортный поток в разных направлениях имеет неодинаковую интенсивность. Чаще всего пробки образуются в час пик, на участках, где производится ремонт дорожного покрытия или в месте происшествия ДТП. В крупных городах зачастую полосы с реверсом расположены при выезде из населённого пункта, ввиду того, что на выходных большой поток транспорта направляется за город. Стоит отметить, что в Европе и Северной Америке реверсивное регулирование применяется повсюду.