Дорога с реверсивным движением: что это такое, ПДД. Что такое реверсивное движение

Реверсивное движение на дороге - это, прежде всего, один из легальных способов уменьшить количество потраченного времени в заторах и пробках с помощью реверсивного светофора . Таким образом, при реверсивном движении водителям предоставляется возможность двигаться по одному и тому же участку дороги - полосе движения в разных направлениях, к примеру, в час пик. Чаще всего реверсивные дорожные полосы можно встретить в городах с большой загруженностью дорог, а, следовательно, с большим количеством населения, поскольку именно они являются единственным надежным спасением от пробок.

Кроме пробок и заторов в час пик еще одной причиной для использования реверсивного движения является систематический ремонт дорожного покрытия, существенно затрудняющий движение автомобилей в одну из сторон. С помощью образования таких реверсивных полос становится возможным проводить его без ущерба по времени для автолюбителей. Реверсивное движение по сравнению с движением по обычной дорожной полосе обладает одним немаловажным преимуществом: пропускная способность дорожной полосы существенно увеличивается, то есть большее количество машин может преодолеть больший участок дороги за меньшее время.

Как бы не хотелось снизить затраты на время при прохождении определенного участка пути, на дороге с реверсивным движением не редкостью являются случаи возникновения дорожно-транспортных происшествий, причин этого обстоятельства достаточно много. Ввиду того, что правила вождения на реверсивной полосе отлично знает не каждый автомобилист, возникают опасные ситуации, которые создают угрозу безопасности не только для жизни и здоровья самого нарушителя, но и для других участников дорожного движения.

В связи с описанными выше обстоятельствами водителю, попавшему на реверсивную полосу, нужно быть предельно внимательным не только к своим действиям, но и к действиям других лиц. Особенную осторожность и осмотрительность следует проявлять, поворачивая направо или налево, а также во время смены реверсивной полосы на обычную. Указанные маневры чаще других действий на дороге создают угрозу ДТП, ввиду невнимательности водителей. К примеру, перестроение на полосу с реверсивным движением возможно только в зоне видимости светофора, при работающем разрешающем сигнале.

Реверсивное движение всегда имеет определенную организацию в пределах дорожного полотна. К примеру, устанавливается определенный дорожный знак, который может означать начало реверсивной полосы, а также ее окончание. Другими словами с помощью дорожных знаков ограничиваются пределы реверсивного движения на дороге, для того, чтобы автолюбители могли ориентироваться какие правила действуют на определенном участке дороги.

Определенной особенностью реверсивного движения является также дорожная разметка, которая чаще всего обозначается с помощью прерывистой двойной линии, разрыв которой должен составлять третью часть от самой полосы.

Чаще всего реверсивная полоса располагается в центре дороги, поэтому если в пределах видимости не наблюдается дорожных знаков или работающего реверсивного светофора, то выезжать на такую дорожную полосу крайне опасно, поскольку не известно в какую сторону в данный момент времени разрешено движение.

Итак, что касается реверсивного светофора, то он имеет определенную конфигурацию, согласно которой зеленая стрелка вниз разрешает движения, а буква «Х» красного - цвета наоборот запрещает. В некоторых разновидностях реверсивных светофоров предусмотрен также желтый сигнал, представляющий собой стрелку, указывающую одновременно вверх и вниз. При работе этого сигнала светофора у водителя появляется правовая возможность перестроиться на ближайшую дорожную полосу.

​Поскольку реверсивное движения относится к одному из правовых видов движения на дорожном полотне, необходимо учитывать что как и везде, за нарушение установленных законодательство РФ правил предусмотрена административная ответственность. Кодекс РФ об административных правонарушениях в качестве основного вида ответственности предусматривает административный штраф, размер которого варьируется в зависимости от вида правонарушения и в пределах от 500 до 5 000 рублей. Такое неприятное последствие нарушения как штраф не смертельно, но все таки неприятно. Кроме того в случае злостного рецидива возможно наступление такого последствия как лишение водительских прав на определенный срок. Хочется отметить, что такой вид административного наказания уже не кажется таким несущественным.

Поскольку реверсивные полосы были созданы, чтобы облегчить автолюбителем жизнь на трассе, необходимо соблюдать правила движения на таких участках дороги, чтобы не рисковать своим кошельком и жизнью, наслаждаясь при этом удобством и простотой реверсивного движения.

Примечателен и тот факт, что впервые реверсивное движение появилось в странах Европы, где и получило большое распространение и завоевало свою популярность. Однако для России оно еще является новинкой, которую необходимо моделировать и конструировать с учетом особенности национального менталитета, а также установленных правил дорожного движения. Поскольку в России не приходится говорить о толерантности и уважении на дороге, то и реверсивное движения не было воспринято россиянами «на ура». Количество дорожно-транспортных происшествий на реверсивных полосах не меняется с течением времени, что указывает на не полную разработанность этого вопроса.

Как адаптировать реверсивное движение для России?

Прежде всего, следует отметить, что отрегулировать алгоритм использования россиянами реверсивных полос по правилам не представляется возможным с помощью одного действия. Требуется масштабный комплекс мероприятий, который необходимо осуществить по всей стране одновременно. Только в этом случае получится снизить уровень аварийности на полосах с реверсивным движением, а значит, стать ближе еще на шаг к толерантному и уважительному поведению россиян на дорогах.

Кроме того, при обучении начинающих водителей необходимо акцентировать их внимание на движении по реверсивным полосам, поскольку в скором времени реверсивное движение плотно войдет в нашу жизнь и знание правил поможет спасти жизни многих людей. Число населения неуклонно растет, в связи, с чем необходимость в создании полос реверсивного движения ощущается все более остро. Не зная правил движения и не проявляя должной внимательности и концентрации за рулем, человек не сможет в полном объеме обеспечить себе и другим безопасность на дороге. Поскольку, не смотря на все сложность в организации реверсивных полос, установлено, что их использование позволяет увеличить скорость передвижения в среднем на 10 км/ч. При чем увеличение транспортных средств, использующих для передвижения именно реверсивные полосы на сегодняшний день не установлено.

В уже который раз, говорю вам здравствуйте, товарищи автолюбители! Все мы с вами гордимся отечественным автомобилестроением, ведь правда? Но мало кто задумывается каким образом такое количество автомобилей разводить на проезжей части. Плюс к этому добавьте еще сумасшедший тираж иномарок, некоторые из которых, кстати тоже производятся на территории России. Жители городов миллионников и в частности столицы понимают, о чем я. Жуткие пробки и заторы в таких населенных пунктах стали обычным делом, смешно, но иногда пешком можно добраться домой значительно быстрее, нежели на «железном коне».

В такой ситуации даже безукоризненные ПДД требуют некоторых дополнений, и они нужно сказать происходят! Так, современные ученики автошкол уже по умолчанию узнают, что такое реверсивное движение. Для тех же, кто забыл, как выглядят аудитории в этих заведениях о таком нововведении сегодня постараюсь рассказать я!

Реверсивное движение – что это и кто его придумал?

В правилах, имеется довольно размытое определение, как понять его? Попытаюсь объяснить вам, что такое реверсивное движение на дороге простым и понятным языком. От себя добавлю – буквально все ПДД, представлены в сухом стиле, растолковать нам их, обязанность инструктора. Самостоятельно сделать то же, многим не под силу.

Так и с темой нашего разговора, простое, написано на тяжелом для восприятия языке. Хотя на самом деле все не так уж сложно: правила этого подпункта действительны только тогда, когда автомобиль выезжает на необычный ряд проезжей части, который и называется реверсивным. Тут нужно понимать, что центр широкой автострады это и есть реверсивная полоса движения.

Главное, уясните раз и навсегда: на дороге такого типа движение может изменяться на противоположное, отсюда следует, что уровень возникновения ДТП на реверсивной полосе значительно возрастает, будьте предельно внимательны и сконцентрированы. Но как ни крути, это на сегодняшний день единственный способ увеличить пропускную способность конкретного участка дороги и поэтому, закрывая глаза на риски, ГИБДД внедряет такую систему. Конечно же, в арсенале инспекторов есть масса способов предотвратить аварию, о них поговорим чуть позже. Ваш покорный слуга успел побывать и в Европе, и в США, так вот, там реверсивное движение уже давным-давно используется практически в каждом населенном пункте, наконец-то и до нас дошел прогресс, а то иногда эти пробки реально вставляют палки в колеса.

Как себя вести на такой дороге?

Для того чтобы понять, когда попадает на тот самый участок, нужно просто на всего, обращать внимание на знаки. Начало дороги с реверсивным движением, а также выезд с нее помечается соответствующим дорожным знаком (на фото), будьте предельно внимательны! На участках, где реверсивное движение начинается с перекрестка, вы должны еще больше сосредоточиться, особенно если предстоит повернуть направо и соответственно перестроиться в крайний правый ряд. Поворот налево, когда интересующий ряд от нас располагается по правую руку, маневр осуществляется по старой схеме: поворачиваем и прижимаемся максимально вправо.

Обратите внимание: перестроение на реверсивную полосу допускается исключительно при разрешающем сигнале светофора. В случае загорания запрещающего движение сигнала, вы обязаны покинуть полосу как можно быстрее ведь откуда вам знать, возможно, машины идут уже вам навстречу. Когда же светофор указывает вам сменить полосу, сделать это нужно также побыстрее.

Разметка проезжей части

Разметка в нашей ситуации, явление достаточно редкое, но в практике встречающееся. Жители столицы точно представляют себе, как она выглядит, если нет сейчас объясню. Двойная прерывистая линия, основная часть которой, в три раза больше разрыва называется разметкой реверсивного движения. Правила, идентифицируют ее числом 1.9.

А вот дорожный знак, обозначающий наличие на проезжей части разметки такого типа авторы ПДД придумать забыли, отсюда проблемы с ее видимостью зимой. В случае, когда размеченный ряд есть на трассе, а светофоров нет, выезжать на нее строго запрещается.

Регулирующие светофоры

Светофоры реверсивного движения также предусмотрены правилами дорожного движения и в отличие от разметки, встречаются довольно часто. От них можно ждать всего три сигнала:

  1. Красный крестик – въезд запрещен.
  2. Зеленая стрелка вниз – движение разрешено.
  3. Желтая диагонально направленная в правую или левую сторону стрелка – требование переместиться на соседний ряд.

Не путайте реверсивные светофоры с обычными! В отличие от последних, первые актуальны исключительно для той полосы, над которой, он установлен. При неисправности светофора, въезд на такой ряд запрещен!

Дорожные знаки

Знак реверсивного движения в ПДД обозначается, как число 5.8, он означает, что впереди располагается аналогичная полоса. При ее завершении вас ждет точно такой же знак, только с красной черточкой (5.9), он говорит о завершении этого участка дороги. Если стрелка на знаке находятся не в вертикальном положении, а горизонтальном, то скорее всего он установлен на перекрестке, означает он то же – впереди дорого с реверсивным движением. В правилах, его можно найти под числом 5.10.

Штрафы

С передвижением реверсивного участка дороги у водителя дела обстоят практически так же, как и с обычным, нарушил – штрафы! Итак, за что к вам может иметь претензии инспектор ГИБДД и сколько он может попросить, разумеется по закону.

  • 500 рублей – придется отдать если при выезде с подобного участка дороги вы и ваш автомобиль не перестроились в крайний правый ряд (ст. 12. 15. КоАП).
  • 1000 рублей – с такой суммой придется расстаться при выезде на реверсивную полосу не соблюдая знаки светофора и правила проезда подобных участков.
  • 5000 рублей – естественно, самый крупный штраф за выезд на полосу при горящем запрещающем сигнале, характеризующееся, как выезд на встречную полосу.

Многие спрашивают движение на мостах с реверсивным движением, это миф или реальность? Конечно же, реальность, во многих городах России уж точно. Что значит ехать по центральной полосе на мосту, наглядно покажет видео, где обычные люди, расскажут, как оно. Я же на этом ставлю жирную точку. Будьте аккуратны и до свидания!

Постоянные заторы – весьма серьезная современная проблема. Мегаполисы XXI века просто задыхаются от пробок на дорогах. Причины этого явления кроются в значительном росте количества транспорта у населения. При этом проезжие части дорог в исторических центрах современных городов расширить физически невозможно.

Ширины проезжей части дорог и количества полос на ней просто не хватает для нормального функционирования городского транспортного хозяйства. В итоге – заторы и пробки, потерянное время и испорченное настроение, угнетенное состояние и падение производительности труда. А это уже государственная проблема!

Кстати, подобное безобразие — это явление не только российское. Поэтому «правдолюбцы» – оппозиционеры могут не бесноваться в очередной критике российской действительности. Существует общемировой «пробочный» коллапс. Не только «северная столица» и Москва, но и Токио и Рим, Нью-Йорк и Лондон, Мадрид и Пекин не смогли избежать подобной же участи. Пробки и заторы – печать современной эпохи!

Что такое реверсивное движение?

Если невозможно расширить проезжую часть физически (увеличив количество полос движения), то можно это сделать логически и логистически. Смысл такой организации состоит в следующем: на проезжей части выделяется одна или несколько полос, которым придается особый статус.

По полосе реверсивного движения, выделенной преимущественно посредине проезжей части, можно будет поочередно двигаться в обоих направлениях – то как , то как по «попутке». Просто в нужный момент часть полос одного направления необходимо «за ненадобностью» временно передавать для движения автотранспорта в обратном направлении (и наоборот). А можно поступить и совсем радикально: выделить постоянные дороги реверсивного движения только для такого режима работы.

В этих условиях даже самое «заторное» направление получает дополнительные возможности для движения, что обязательно приведет к ликвидации ненавистных пробок. Подобная организация дорожного хозяйства и называется реверсивным движением (от reverse – обратный).

В городском цикле реверсивное движение это представляется реальным способом решения проблемы утренних и вечерних заторов («часов пик»), ибо все они подчинены принципам так называемой «маятниковой миграции». Ведь утром все едут в «сити» (или «даун таун») — районы расположения офисных центров, промышленных предприятий, различных организаций и учреждений («на работу»), а вечером – в спальные районы города («домой»). И это повторяющееся изо дня в день движение можно спрогнозировать, чтобы вовремя «отдать» столь необходимые сейчас дополнительные полосы наиболее актуальному направлению. И тем самым разгрузить улицы от пробок.

Организация дорожного реверса

Реверсивное движение организуется тремя основными способами:

1. С помощью специального – реверсивного светофора


Светофор реверсивного движения предоставляет право движения по полосе и висит как правило над каждой реверсивной полосой. Если на светофоре горит красный крест, то двигаться по полосе нельзя, так как она предназначена для встречного движения. Соответственно, зеленая стрелка разрешает движение, а желтая предупреждает, что скоро на светофоре загорится красный запрещающий сигнал и водитель должен заблаговременно покинуть реверсную полосу.

2. С помощью знаков реверсивного движения

Дорожные знаки 5.8 и 5.9 реверсивного движения

Начало дороги с реверсивным движением всегда обозначается знаком 5.8, который так и называется «Реверсивное движение», а ее конец знаком 5.9 «Конец реверсивного движения». Направления движения по полосам дополнительно организуется с помощью различных вариаций дорожного знака 5.15.7 «Направление движения по полосам» и табличек семейства 8.5.1-8.5.7, обозначающих период действия знака реверсивного движения.

3. Дорожная разметка

Наряду со знаками о начале реверсивной полосы предупреждает и «двойная прерывистая» линия 1.9, которая используется только в сочетание со знаками и реверсивными светофорами и никогда не используется самостоятельно.

Правила движения по реверсивным полосам

Реверсивное движение, организованное с помощью специальных светофоров

Рассмотрим, как правильно двигаться по полосе реверсивного движения, организованной с помощью светофоров. Это способ организации реверсивного движения является самым эффективным и потому – наиболее массовым и предпочтительным. Его очень часто применяют в городском цикле. А все потому, что режим движения здесь можно менять ситуативно и мгновенно (путем переключения сигналов светофора). Такая организация движения должна включать в себя (как минимум!) три элемента: реверсивные светофоры, дорожные знаки и горизонтальную разметку.

На начало и конец такой дороги будут указывать:

  • во-первых, уже упомянутые дорожные знаки 5.8 и 5.9, информирующие водителя о въезде на дорогу с полосами для реверсивного движения или выезде с нее (соответственно);

  • во-вторых, дорожная разметка 1.9, которая наносится либо с обеих сторон от реверсивной полосы,

Дорожная разметка 1.9 с обеих сторон реверсивной полосы

  • либо только с левой ее стороны.

Дорожная разметка 1.9 с левой стороны реверсивной полосы

Запутаться в том, является ли полоса реверсивной, не получится, ибо над каждой такой полосой обязательно размещается реверсивный светофор, который и будет регламентировать движение по ней. Реверсивные светофоры через некоторые расстояния повторяются, что позволяет создать динамику смены его сигналов и, следовательно, максимально быстро менять режим движения по таким полосам в случае необходимости.

Важнейшая роль на такой дороге будет принадлежать именно светофору, сигналы которого укажут водителю на 4 основных сценария развития событий. Проанализируем их сущность.

Сценарий №1: «зеленая стрелочка»

Включенный сигнал реверсивного светофора в виде зеленой стрелки, расположенный над конкретной полосой, указывает водителю на то, что ему разрешается занимать эту полосу для дальнейшего движения.

Следовательно, водитель может перестроиться на реверсивную полосу и, тем самым, продолжить движение уже по ней. А может и воздержаться от выезда на нее. Это – дело самого водителя!

Сценарий №2: «красный крестик»

Данный сигнал реверсивного светофора является запрещающим. Выезд на полосу реверсивного движения категорически запрещен. И он однозначно требует от водителя воздержаться от перестроения на реверсивную полосу. Или же немедленно покинуть ее и перестроиться правее (если он ранее двигался по ней).

Дальнейшее движение по реверсивной полосе исключено, ибо она отныне будет использоваться для реверса – движения во встречном направлении.

Сценарий №3: «желтая стрелочка» (при ее наличии в поле светофора)

Подобный сигнал реверсивного светофора информирует водителя о том, что ему рекомендуется приготовиться к перестроению на правую (нереверсивную) полосу и желательно уже начать такое перестроение.

Просто следующие светофоры, установленные над этой же полосой через некоторое расстояние, будет иметь в своем поле «красный крестик» и, значит, запрещать дальнейшее движение по полосе. Поэтому водителю-то и предлагается уже заранее начать готовиться к такой перспективе развития событий.

Сценарий №4: все сигналы светофора выключены

Несмотря на, казалось бы, бездействие реверсивного светофора, такой режим требует от водителя максимальной внимательности и осторожности. Важно запомнить главное: если светофоры внезапно отключились или изначально не работали, то водитель должен отказаться от выезда на полосы, у которых разметка 1.9 («двойная прерывистая») расположена справа (это так называемые «абсолютно реверсивные полосы»)

или же немедленно покинуть такие полосы.

Полосы же, у которых «двойная прерывистая» расположена только слева, допустимо занимать для движения в попутном направлении.

При таком сценарии полосы, не являющиеся «абсолютно реверсивными», как бы «возвращаются» водителям для организации классического – «нереверсивного» движения.

Таким образом, реверсивное движение, организованное с помощью специальных светофоров, подчиняется действию сигналов светофора. При этом дорожные знаки 5.8 и 5.9, а также разметка 1.9 указывают на границы такого участка дороги.

Реверсивное движение, организованное с помощью дорожных знаков

Данное реверсивное движение является «обоюдоострым» по своей сути. Уже изначально – при формировании самой дороги – реализовывалась мысль дорогоустроителей о том, что здесь центральная полоса будет «ничейной».

Однако для более четкой и безопасной организации перемещения транспорта на участке применяются самые различные вариации знака «Направление движения по полосам» (5.15.7). Они сочетаются с большим семейством табличек 8.5.1-8.5.7, которые обозначают период действия знаков. И очень часто такой способ регулирования движения применяется вне населенных пунктов — на старых советских «трехполосках», где плотность движения высока.

Что означает дорожная ситуация, представленная на рисунке? В зависимости от времени суток, движение по второй полосе осуществляется в «нужных» направлениях. Исторически так сложилось, что, к примеру, попутное направление дороги весьма популярно с 12 до 24 часов, а встречное — с 0 до 12 часов. Установление подобного режима с помощью дорожных знаков положительно отразится на пропускной способности этого участка.

Кстати, действовать такой режим организации движения будет до ближайшего перекрестка. А при необходимости его возобновления установленные ранее сочетания знаков должны будут продублироваться.

Штраф за нарушение правил при реверсивном движение

  1. Выезд на реверсивную полосу при запрещающем сигнале светофора трактуется как выезд на полосу встречного движения и наказывается административным штрафом в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортным средствам на срок от четырех до шести месяцев согласно статье 12.15 ч.4 КоАП РФ.
  2. Объезд препятствия с выездом на встречную - штраф 1000-1500 рублей.
  3. Неправильный въезд на перекрестке, неправильный разворот на дороге с реверсивным движением — штраф 500 рублей, согласно статье 12.15 ч. 1 КоАП. Поворачивая на дороге с реверсивным движением водитель доложен занять крайнюю полосу

Реальные преимущества реверсивного движения

Подведем общий итог.

Реверсивное движение – это особый способ регулирования на участках дорог с недостаточным количеством полос для . Смысл его заключается в попеременном использовании некоторых полос движения как во встречном, так и в попутном направлении.

Режим реверсивности может быть организован и динамически (с помощью светофоров, знаков и горизонтальной разметки), и статически (только посредством знаков).

Реверсивное движение позволят вполне цивилизованно уйти от негативного влияния маятниковой миграции и обеспечить нормальное функционирование дорожно-транспортного хозяйства в условиях урбанизации.

Реверсивное движение, как и остальные типы автомобильного перемещения, знаков и правил, призвано облегчить жизнь автомобилистам. Но поскольку в странах СНГ оно встречается не так часто, водители не всегда знают, как себя правильно вести, забывая о малоиспользуемых правилах. Так что это такое – реверсивное движение?

Английское слово реверс обозначает наличие обратной стороны. Именно это обозначение и заложено в смысл реверсивного движения, то есть – такого, которое на одной полосе может меняться на противоположное в зависимости от определенного времени.

Пример помощи дороги с реверсивным движением: часто можно наблюдать реверсивное движение на мосту при проведении ремонтно-восстановительных работ. В таких случаях одно направление передвижения закрывают, оставляя соседние полосы для перемещения в обоих направлениях. Движение регулируют соответствующие знаки приоритетности.

Также, по утрам люди из пригородов ездят в областной центр на работу, а вечером – обратно. Соответственно, в разное время суток на данной трассе будет разная загруженность полос в ту или иную стону. При помощи «обратки» удается избежать заторов.

Данный тип перемещения необходим в таких случаях:

  • Чтобы облегчить вождение на особо загруженных дорожных артериях;
  • Во избежание пробок в случае проведения ремонтных дорожных работ.

Поскольку особый тип перемещения был разработан с целью создания более комфортных условий для вождения, его обеспечение также требует присутствия определенных факторов:

  • Наличие не менее трех полос следования в одном направлении;
  • Примерная разность временных автомобильных потоков составляет около 500 единиц в час.

В противном случае теряется целесообразность устройства данного типа движения.

Способы организации реверсивного движения

Регулирование движения в реверсионном ряду осуществляется при помощи специальных дорожных обозначений: знаков, светофоров и дорожной разметки.

Дорожная разметка

Внешний вид разметки типа 1.9 отличается от привычного дорожного разделения – прерывистые двойные линии с пробелами, короче прокрашенной части в три раза.

При наличии разметки заезжать на полосу, отделенную ею, можно только в случае, если имеются другие опознавательные знаки и светофоры. Съезжать с нее можно в любой момент, принимая в правую полосу, и нужно – если впереди горит красный сигнал светофора.

При отсутствии светофоров и знаков, заезжать на реверсивный путь запрещено. Кроме того, не рекомендуется пользоваться данным рядом в случае ограниченной видимости разметки ввиду погодных условий (снег, туман, гололед) или если линии плохо видны, затерты.

Сигналы светофора

Обязательным условием перемещения по «обратному» пути является наличие специального цвето-светового обозначителя. Правила реверсивного светофора разрешают установку двухцветного (зеленый и красный) или трехцветного (зеленый, желтый и красный) сигнализатора, каждый цвет которых обозначает:

  • Зеленый – заезд и пользование реверсивной полосой разрешено;
  • Желтый – вскоре движение по реверсивной полосе начнется в обратном направлении, необходимо покинуть ее как можно скорее. Заезд в «обратный» ряд запрещен;
  • Красный – использование реверсивного ряда запрещено – опасность встречного движения.

Внимание! Знаки светофора имеют дополнительные обозначения. Так, красный цвет имеет форму запрещающего крестика, зеленый представлен в форме попутной стрелки, а желтый – в виде стрелы, указывающей полосу, на которую нужно перестроиться при появлении данного сигнала.

Специальные знаки

Знаки реверсивного движения имеют следующую классификацию:

  • 5.8 – вертикальная стрела белого цвета о двух концах, расположенная в центре синего квадрата;
  • 5.9 – повторение знака 5.9, но с перечеркивающей красной полосой;
  • 5.10 – похож на 5.9, но расположение стрелки меняется на горизонтальное.

Первый знак говорит о начале реверсивного движения и разрешает перемещение по «обратному» ряду. Знак 5.9 противоположен ему – он ставится в конце пути и предписывает перестроение на другие полосы попутного направления.

Последний обозначитель устанавливается перед перекрестком, который реверсивная полоса пересекает. Иногда его дополняют таблицей с письменными рекомендациями по пересечению или следованию в реверсивном направлении.

Штраф за нарушение при реверсивном движении

Любые несоответствия передвижения правилам чреваты наложением штрафа. Его размер, а также дополнительные меры наказания зависят от степени серьезности нарушения:

  • 500 российских рублей – отсутствие перестроения в крайнюю правую попутную полосу при завершении реверсивного движения;
  • 1000 российских рублей – пренебрежение правилами, определяющими правильный заезд на реверсивный путь, в соответствии с цвето-световыми сигналами;
  • 5000 российских рублей – выезд на полосу при запрещающем знаке светофора или полном отсутствии каких-либо знаков.

Внимание! В случае повторного совершения последнего правонарушения, водительские права конфискуют на срок около 12 месяцев, поскольку данное действие может расцениваться, как выезд на полосу встречного движения. Дело в том, что при отключенном светофоре с одной стороны, с другой может гореть разрешающий перемещение сигнал.

Остальные правонарушения влекут наказания, соответствующие действующему законодательству.

Правила дорожного движения для реверсивных участков

Несмотря на то, что данный тип передвижения был разработан с целью улучшения качества и скорости перемещения, именно при его наличии случается множество аварий. Причина кроется в незнании оповещающих знаков, разметки и правил.

Прежде всего, это касается перестроения, входа и выхода из реверсивной полосы – попасть и уйти с нее можно только в пределах видимости знаков, обозначающих начало или конец полосы движения в обратном направлении.

Особое внимание уделяют выполнению разворота из такого ряда. Поскольку в правилах дорожного движения запрет на выполнение данного действия не прописан, некоторые считают, что разворачиваться можно. Однако в правилах четко указано, что пересечение полосы возможно только вправо, соответственно – поворот налево и разворот запрещены. Выполнение их возможно только на перекресте в соответствии со стандартными правилами:

  • На перекресте выезд на полосу реверсивного движения или съезд с нее может осуществляться с любого попутного направления. Но в случае поворота в левую сторону со стороны обратного движения, окончить маневр необходимо только в крайней правой полосе.
  • При смене зеленого цвета на желтый или при появлении красного необходимо как можно быстрее перестроиться в другой ряд попутного направления.
  • Останавливаться в ряду категорически запрещено – в случае необходимости следует предварительно принять вправо.

Преимущества и недостатки реверсивных полос

Опыт внедрения движения в разные стороны давно с успехом используется по всему Миру. В то же время, на постсоветском пространстве редко встретишь больше 2-3 подобных участков на всю транспортную систему государства. Именно поэтому пользователи не всегда понимают преимущества передвижения по трассам с реверсивным движением.

Преимущества:

  • Экономия времени, потраченного на дорогу, составляет около 20-40%;
  • В среднем, на участке с реверсивным передвижением скорость автомобильного потока на 10 километров в час выше, чем на аналогичной стандартной трассе.

Кроме того, свободный ряд позволяет строительной технике и службам оперативного реагирования беспрепятственно добраться до нужного места, в случае необходимости. К сожалению, редкость подобных участков в странах СНГ можно объяснить неоспоримыми минусами. Прежде всего, это – высокая стоимость оборудования и ухода за территорией «обратного» движения.

Внимание! Можно смело говорить о повышении уровня аварийности именно на реверсивных участках. Увеличение количества ДТП свидетельствует о неопытности водителей, многие из которых впервые сталкиваются с подобным типом передвижения, и их необразованности после изучения правил дорожного движения.

Принятие соответствующих мер пресечения нарушений позволит убедиться в положительных сторонах использования реверса и распространить его на все проблемные участки дорог по государству.

В видеоролике доступно и понятно рассказывается о правилах реверсивного движения: