Статус и признаки государственных и муниципальных учреждений. Изменен правовой статус государственных (муниципальных) учреждений. Административно-правовой статус государственных и негосударственных предприятий и учреждений



Изменен правовой статус государственных (муниципальных) учреждений

[ КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера. Выпуск от 19 мая 2010 года ]

Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»

Рассмотрение и принятие Государственной думой РФ Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ вызвало широкий резонанс в средствах массовой информации, поскольку изменения затрагивают образовательную, медицинскую, научную, культурную и иные сферы. Как было заявлено в законопроекте, совершенствование правового положения бюджетных учреждений направлено на повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг при сохранении (либо снижении темпов роста) расходов бюджетов на их предоставление путем создания условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансового обеспечения. Однако положения нового Закона подверглись жесткой критике со стороны экспертов и депутатов. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ вносит изменения примерно в 40 законодательных актов, в том числе и в Налоговый кодекс РФ. Рассмотрим коротко суть поправок.

Все государственные и муниципальные учреждения будут делиться на три типа: автономные, бюджетные и казенные (абз. 2 п. 2 ст. 120 ГК РФ).

Статус казенного учреждения практически аналогичен статусу бюджетного учреждения, определенному действующим законодательством. Так, за казенным учреждением закреплено имущество на праве оперативного управления, распоряжаться которым учреждение вправе только с согласия собственника имущества. Учреждение отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам несет его собственник (п. 7 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ). Все доходы казенного учреждения, полученные от деятельности, должны перечисляться в соответствующий бюджет (п. 4 ст. 298 ГК РФ). Согласно ст. 31 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ перечень казенных учреждений будет ограничен. Данный статус будет присвоен различным военным органам, следственным изоляторам, исправительным учреждениям, психиатрическим больницам, учреждениям некоторых федеральных ведомств и др.

Правовое положение бюджетного учреждения изменится следующим образом. Учреждение будет владеть имуществом на праве оперативного управления и вправе будет распоряжаться им, за исключением особо ценного движимого и недвижимого имущества. Полученными от ведения деятельности доходами, а также приобретенным за счет этих средств имуществом бюджетное учреждение сможет распоряжаться самостоятельно (п. 3 ст. 298 ГК РФ), но заключать крупные сделки можно будет только с согласия учредителя (ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). По своим обязательствам бюджетное учреждение будет отвечать всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, кроме особо ценного. При этом собственник не несет субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения (соответствующее дополнение будет сделано в п. 2 ст. 120 ГК РФ). Бюджетные учреждения не вправе будут отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания, финансирование которого будет осуществляться в виде субсидий из соответствующего бюджета (новая ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Теперь остановимся на изменениях, внесенных в Налоговый кодекс РФ.

Если арендодателем будет казенное учреждение, то арендатор будет признаваться налоговым агентом по НДС (соответствующее дополнение внесено в п. 3 ст. 161 НК РФ). В этом случае при перечислении арендной платы арендатор должен будет удержать и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога, которую впоследствии сможет принять к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ).

На основании пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ в доходы бюджетных и автономных учреждений не будут включаться предоставленные им субсидии, а казенные учреждения не будут учитывать для целей налога на прибыль выделенные им бюджетные ассигнования. Кроме того, согласно новому пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ казенные учреждения не будут признавать доходами средства, полученные от оказания государственных или муниципальных услуг (выполнения работ). А в соответствии с новым п. 48.11 ст. 270 НК РФ затраты казенных учреждений, осуществленные в связи с исполнением государственных (муниципальных) функций, не будут включаться в расходы. С 2011 г. автономные учреждения, так же как и бюджетные, будут вправе уплачивать только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль (п. 3 ст. 286 НК РФ). Статья 321.1, регулирующая в настоящее время особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями, утратит силу.

Казенные, бюджетные и автономные учреждения не вправе будут переходить на уплату ЕСХН (пп. 4 п. 6 ст. 346.2 НК РФ). Следует отметить, что сейчас в отношении автономных учреждений ограничений на применение указанного спецрежима не установлено. Казенные и бюджетные учреждения не смогут применять УСН (пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ), но автономные учреждения вправе будут вести деятельность с применением данного спецрежима.

Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ вступит в силу с 1 января 2011 г. за исключением отдельных положений. С 1 января 2011 г. до 1 июля 2012 г. предусмотрен переходный период. В течение 2011 г. в уставы бюджетных и казенных учреждений должны быть внесены необходимые изменения.

Отличия предприятия от учреждения:

1)Цель создания

у предприятия- извлечения прибыли в процессе осущ-я матер производства(произв-во продукции, осуществление работ, оказание услуг)

учреждения: деятельность в основном осуществляемая в соц сфере по предоставлению услуг(медиц, образоват-х, юрид и др)

2) Объект и результат

У предприятия: объект воздействия- материальный продукт. Рез-т- мат продукт

Учреждения: объект и результат - общ отношения

Услуги учрежденческие- академия отличаются от услуг предприятия - парикмахерская

Предприятие - это хозяйственная организация, образованная для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

*В зависимости от видов собственности предприятия подразделяются на:

государственные;

муниципальные;

находящиеся в собственности общественных объединений, иностранных государств, юридических и физических лиц;

образованные на базе смешанных форм собственности.

*По значению и организационной форме государственные предприятия подразделяются на:

общефедеральные (в том числе казенные, унитарные и др.);

предприятия субъектов федерации.

* По характеру (виду) выпускаемой продукции и оказанию услуг, то есть по отраслевой специализации, предприятия подразделяются на:

промышленные (заводы, фабрики, шахты, комбинаты и др.);

сельскохозяйственные (кооперативы, объединения, фермерские хозяйства и др.);

строительные (строительно-монтажные управления, строительные кооперативы и др.);

транспортные (железнодорожные станции, вагоноремонтные заводы, депо, пароходства, аэропорты и др.);

предприятия связи (телеграфы, почтамты, узлы связи и др.);

предприятия торговли (универмаги, специализированные магазины, торговые базы и др.);

жилищно-коммунальные (ремонтно-эксплуатационные управления, предприятия по благоустройству, энергосети, газоснабжения и др.).

* Формы организации предприятий: товар-во, ТВ, кооперативы6 произв, коопер. Коопер: садоводческие, кредитные, строительные

ОО: открытые, закрытые

Зависимые, независимые

Предприятия могут объединяться в концерны, союзы, ассоциации и другие объединения на договорной основе.

Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся органы государственной власти (аппараты представительных органов, органы исполнительной власти, министерства, комитеты, управления, отделы и т.п., аппараты судебных органов, прокуратуры и др.).


*по форме собственности (государственные, муниципальные, частные, смешанные);

* в зависимости от правового режима имущество: хоз ведение(управление более широкое) и оперативное управление

*по масштабу и значению своей деятельности (общефедеральные, субъектов федерации, местные (муниципальные);

* учреждения по форме соб-ти: Госуд: федер, уровень субъектов, Муниципальные

* По характеру и сфере деятельности выделяются учреждения:

образования (школы и иные образовательные учреждения);

науки (академии наук, научно-исследовательские институты и др.);

культуры (театры, музеи, библиотеки и др.);

здравоохранения (больницы, поликлиники и др.);

социальной защиты (интернаты для престарелых, школы-интернаты и др.).

* делятся По Органы управления: коллегиальные, единаличные

*Учреждения: автономные, бюджетные

Предприятия и учреждения являются субъектами административного права. Они вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти и иными субъектами административного права в связи с осуществлением своих функций.

Административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений имеет свои особенности :

*они являются собственностью государства.

* Руководство осуществляют должностные лица, назначаемые компетентными государственными органами и обладающие государственно-властными полномочиями.

*Порядок образования и ликвидации предприятий и учреждений регламентируется законодательством. Они могут быть созданы по решению собственника или уполномоченного органа.

*Муниципальные предприятия и учреждения - основанные на собственности муниципальной, т.е. органов местного самоуправления.

*Учреждение не имеет управленческих функции, а орган занимается исключительно управлением


О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

гражданский правовой казенный автономный

Рассмотрены положения Федерального закона № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

The article considers the provisions of Federal Law «On introduction of changes into some legislative acts of the Russian Federation in connection with improvement of legal status of state (municipal) institutions» № 83-FZ.

Ключевые слова: сравнительная характеристика, тип государственных (муниципальных) учреждений, бюджетные учреждения, казенные учреждения, автономные учреждения, некоммерческие организации.

Key words: comparative characteristics, type of state (municipal) institutions, budgetary institutions, governmental institutions, autonomous institutions, non-commercial organizations.

Гражданский Кодекс Российской Федерации - это систематизированный единый законодательный акт, который определяет:

* правовое положение участников гражданского оборота;

* основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности);

* регулирующий договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников (физических и юридических лиц, а в некоторых случаях - государства и муниципальных образований).

В Российской Федерации и других странах, где отсутствуют торговые кодексы, Гражданский кодекс регулирует и отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. Основной источник гражданского права.

Новый ГК РФ содержит развернутую регламентацию всех важнейших отношений и институтов гражданского права, характерных для рыночной экономики, и называет в своих статьях около 30 основных федеральных законов в области гражданского права, которые подлежат разработке и изданию. Ряд таких законов уже принят: это Федеральные законы "Об акционерных обществах" (1995), "Об актах гражданского состояния" (1997), "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (1997), "Об обществах с ограниченной ответственностью" (1998), "О несостоятельности (банкротстве)" (1998), "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (1998), Воздушный кодекс (1997), Транспортный устав железных дорог (1998).

Представленная в ГК система институтов и норм частного права отражает также и специфику регулирования предпринимательских отношений и применения к ним общегражданских институтов и норм. В ГК названы основные законы в области предпринимательской деятельности, подлежащие принятию, некоторые из которых уже изданы. Это исключает необходимость в разработке специального Хозяйственного (Торгового) кодекса, что предлагалось некоторыми юристами и экономистами.

Гражданский кодекс Российской Федерации - это система наиболее принципиальных и важных правовых норм, регулирующая огромный пласт правоотношений, которые возникают в повседневной жизни каждого гражданина нашей страны. Современное гражданское законодательство создавалось в переломное время, когда рыночная экономика только начинала делать свои первые шаги, а о частной собственности еще не говорили так широко. В связи с этим многие принципиально важные идеи и особенности современного общества не были освещены на правовом уровне и сегодня они требуют детализации и уточнений.

Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации предполагает ряд изменений в гражданском законодательстве. Особенно актуальным является вопрос о правовом статусе учреждений. Ключевой проблемой здесь является то, что статус учреждений, помимо гражданского законодательства, регламентируется еще и многочисленными законами, которые нередко противоречат Гражданскому кодексу. Решение этой проблемы в Концепции видится в унификации норм содержащихся в отдельных законах, путем их включения в Гражданский кодекс. Эта идея пока не воплощена в жизнь и некоторыми теоретиками считается утопической. Связано это с тем, что в самой Концепции делается акцент на межотраслевом предназначении некоторых положений Гражданского кодекса. На практике это проявляется в реализации норм гражданского права совместно с нормами других отраслей права, отдельных законов, а иногда и в составе других «чужеродных» правовых норм. Полагаясь на межотраслевое предназначение Гражданского кодекса, унификацию норм, регламентирующих правовое положение учреждений, необходимо проводить другими способами.

С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Данный правовой акт внес кардинальные изменения в бюджетный сектор страны. Большая часть изменений коснулась бюджетных учреждений, в особенности их правового статуса. Прежде чем говорить об этих изменениях, следует вспомнить, что в соответствии с гражданским законодательством учреждение может быть частным, государственным или муниципальным. Государственные или муниципальные учреждения могут быть автономными и бюджетными, а с 1 января 2011 года еще и казенными.

Закон от 8 мая 2010 года изменил правовое положение существующих бюджетных учреждений, уточнил правовое положение автономных учреждений и создал новый тип учреждений - казенные учреждения. В форме учреждений в гражданский оборот вступают некоммерческие организации для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (в том числе в сфере образования, здравоохранения). Согласно ст. 31 Закона № 83-ФЗ на федеральном уровне в обязательном порядке казенными учреждениями должны стать учреждения силовых структур (ВС РФ, МВД, ФМС, ФТС, ФСБ и др.), а также психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.

Следует разъяснить первое направление изменений, которое касается бюджетных учреждений. С 1 января 2011 года бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная публичным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также иных сферах. Бюджетные учреждения по новому Закону являются совершенно новым типом учреждений, которые отвечают по своим обязательствам всем имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества. Собственник же имущества бюджетного учреждения по обязательствам учреждения ответственности не несет.

В настоящее время, помимо Бюджетного кодекса РФ, правовое положение бюджетных учреждений регламентируется Федеральным законом от 12 января 1996 № 7- ФЗ «О некоммерческих организациях» (в редакции Федерального закона № 83-ФЗ). Финансирование бюджетных учреждений по новому законодательству осуществляется в виде субсидий и за счет доходов самого учреждения. Тем самым данный вид учреждений перестает быть получателем бюджетных средств. При этом в период с 01.01.2011 по 01.07.2012 (переходный период) бюджетные учреждения остаются получателями бюджетных средств, в случаях, если последним не предоставляются субсидии. Бюджетное учреждение теперь вправе самостоятельно распоряжаться имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением особо ценного движимого и недвижимого имущества.

Федеральный закон также уточнил ряд принципиальных положений, касающихся автономных учреждений. Определение автономного учреждения содержится в Федеральном законе от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», который в большей степени и регламентирует правовое положение данного типа учреждений. Согласно данному закону автономное учреждение - это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.

Автономные учреждения, созданные в сферах, не предусмотренных Федеральным законом, подлежат реорганизации или ликвидации в течение одного года со дня официального опубликования Закона № 83-ФЗ, то есть до 12 мая 2011 года. Автономные учреждения, в отношении которых до 1 января 2012 года не будет принято решение о ликвидации, реорганизации или изменении их типа, автоматически обретают статус бюджетных учреждений. Органам государственной власти, органам местного самоуправления, осуществляющим функции и полномочия учредителей данного типа учреждений, до 1 февраля 2012 года необходимо обеспечить внесение в свои уставы изменений и открытие в установленном порядке лицевых счетов в органах Федерального казначейства, финансовых органах.

Что касается нового типа учреждений, то с 1 января 2011 года, путем изменения типа действующих федеральных государственных учреждений должны быть созданы федеральные казенные учреждения. Региональные и муниципальные казенные учреждения должны быть созданы в переходный период в соответствии с перечнями, утвержденными региональными и местными органами власти. Статус казенных учреждений, по сути, идентичен существующему правовому статусу бюджетных учреждений, с дополнительным ограничением в виде зачисления всех полученных учреждением средств от приносящей доходы деятельности в соответствующий бюджет.

Основным актом, регулирующий особенности правового положения казенных учреждений является Бюджетный кодекс в редакции Федерального закона № 83-ФЗ. Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы и на основании бюджетной сметы. В отличие от бюджетного учреждения, казенное - является получателем бюджетных средств. Для учета операций по исполнению бюджета открываются лицевые счета в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта Российской Федерации. Данное положение указывает на сходство казенных учреждений с автономными. Единственной общей чертой для всех типов учреждений остается то, что собственником их имущества являются Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование. Принципиальное отличие казенных учреждений заключается в отсутствие права отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. А доходы, которые получает учреждение от своей деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы. Главный распорядитель бюджетных средств отвечает от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.

При анализе изменившегося статуса учреждений следует обратить внимание на следующие моменты. Во-первых, казенное учреждение может быть создано не только для оказания услуг, выполнения работ, но и для исполнения государственных (муниципальных) функций. А вот бюджетное и автономное учреждения создаются исключительно с целью выполнения работ либо оказания услуг. Во-вторых, все вышеописанные типы учреждений создаются в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или местного самоуправления. И последнее, казенное учреждение может действовать в любых сферах, так как даже в его определении не упоминается о сферах, в которых оно может быть создано.

Таким образом, можно подвести промежуточные итоги. Несмотря на то, что еще не все положения и идеи Федерального закона от 8 мая 2010 года воплощены в жизнь, статус некоторых учреждений кардинально изменен уже сейчас. Более того появился новый тип учреждений - это казенные учреждения, статус которых также раскрыт в Законе № 83-ФЗ. После «переходного периода» правовой статус учреждений всех типов изменится окончательно в соответствии со всеми пунктами Закона № 83-ФЗ.

Новая классификация типов государственных и муниципальных учреждений, закрепленная в том числе и в ГК РФ, должна позволить более эффективно использовать бюджетные средства, понуждая учреждения оптимизировать свою деятельность, использовать инновационные методы работы, что в конечном счете должно привести к более широкому привлечению для финансирования деятельности учреждения внебюджетных средств.

Литература

Нормативно-правовые акты

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 06.04.2011) [Текст] // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3823.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 07.02.2011) [Текст] // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.

3. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ (ред. от 07.02.2011) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» [Текст] // Собрание законодательства РФ, 0.05.2010, № 19, ст. 2291.

4. Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ (ред. от 14.06.2011) «Об автономных учреждениях» [Текст] // Собрание законодательства РФ, 06.11.2006, № 45, ст. 4626.

5. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 04.06.2011) «О некоммерческих организациях» [Текст] // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 145.

Научная литература

6. Беляев, А Изменение правового статуса учреждений: деление на бюджетные и казенные [Текст]/ А. Беляев // Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение, 2010.- № 9.

7. Вавилова, А. А. Сравнительная характеристика казенного, бюджетного и автономного учреждений [Текст]/ А. А. Вавилова // Справочник руководителя образовательного учреждения, 2010.- № 9.

8. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) [Текст] // Вестник ВАС РФ, 2009.- № 11.

9. Осипцова, Ж. П. Правовое положение различных типов учреждений [Текст] Ж. П. Осипцова // Справочник руководителя дошкольного учреждения, 2010.- № 10.

10. Останин, А. А. Сравнительная характеристика типов государственных (муниципальных) учреждений по новому законодательству [Текст] / А. А. Останин // Конституционное и муниципальное право, 2011.- № 1.

11. Челышев, М. Ю. Вопросы межотраслевых связей гражданского права в Концепции развития гражданского законодательства и проекте Гражданского кодекса Российской Федерации [Текст]/ М. Ю. Челышев // Гражданское право, 2011.- № 1.

Подобные документы

    Характеристика основных отличий автономных, бюджетных и казенных учреждений. Процедура создания и управления учреждением. Исследование источников формирования его имущества. Особенности правового положения автономных, бюджетных и казенных учреждений.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2015

    Нормативные акты как источники гражданского права: Конституция, Гражданский кодекс, законы и подзаконные акты Российской Федерации. Нормы международного права. Обычаи делового оборота. Действие источников гражданского права Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 19.06.2010

    Значение и роль источников гражданского права. Имущественные и личные неимущественные отношения как составляющая предмета гражданско-правового регулирования. Гражданский кодекс и Конституция Российской Федерации как важнейшие источники гражданского права.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2015

    Понятие участников гражданского судопроизводства. Общие права и обязанности субъектов гражданского судопроизводства. Особенности правового статуса участников гражданского судопроизводства. Рассмотрение судами общей юрисдикции дел искового характера.

    контрольная работа , добавлен 28.02.2017

    Некоммерческие организации как юридические лиц: сущность, особенности, характеристика. Учреждение как разновидность некоммерческих организаций. Особенности правового положения автономных учреждений. Правовое положение государственных бюджетных учреждений.

    курсовая работа , добавлен 27.08.2012

    Особенности правового положения военных ВУЗов и правового режима имущества учреждений. Платные образовательные услуги. Имущество, принадлежащее учреждению на праве оперативного управления, приобретаемое за счёт доходов от разрешённой деятельности.

    учебное пособие , добавлен 09.04.2009

    Правовое положение Российской Федерации и муниципальных образований как субъектов гражданского права. Участие РФ и муниципальных образований в гражданских правоотношениях. Опосредованное и непосредственное участие государства в гражданском обороте.

    курсовая работа , добавлен 30.03.2015

    Создание и управление учреждением. Автономные, бюджетные и казенные учреждения и их характеристика. Деятельность учреждения и источники формирования его имущества. Признаки, понятие, содержание и особенности правового положения различных типов учреждений.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2014

    Предмет и принципы гражданского права, Гражданский кодекс Российской Федерации. Граждане (физические лица) и юридические лица, объекты гражданских прав. Понятие и характеристика сделки, исковой давности. Право собственности и обязательственное право.

    курс лекций , добавлен 20.05.2010

    Концепция правового государства. Формирование правового государства в Российской Федерации. Исторические предпосылки развития начал правовой государственности в России. Проблемы и перспективы становления правового государства в России.

ВВЕДЕНИЕ

Анализ правовой литературы показывает, что если раньше общие вопросы правового статуса юридических лиц освещались достаточно полно, то конкретные вопросы правового статуса того или иного юридического лица, в частности учреждений, не получили должной теоретической разработки. Не удивительно, так как в условиях планово-административной системы в этом не было практической надобности. Этим и обоснована актуальность изучения статуса учреждений.

В настоящее время учреждение является довольно распространенным субъектом гражданско-правовых отношений и включает в себя органы государственной власти и управления, медицинские учреждения, учреждения просвещения, вузы, учреждения культуры (музеи, картинные галереи), правоохранительные органы (суды, прокуратуры, арбитражные суды), учреждения в системе внутренних дел и т. п.

Центральное место в регулировании статуса учреждений занимает Гражданский кодекс РФ , Закон об автономных учреждениях , Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» .

Учреждение, как субъект гражданского права служило предметом исследования следующих ученых: Витрянский В.В., Суханов Е.А., Толстой О.К. и др.

Предметом данной курсовой работы являются общественные отношения, участниками которых являются учреждения. Объектом – совокупность правовых норм, регулирующих правовой статус учреждений.

Целью данной курсовой работы является исследование правового статуса учреждений. Задачи:

1) раскрыть понятие учреждения;

2) определить правовой режим имущества учреждения;

3) рассмотреть ответственность учреждения.

В процессе рассмотрения данной темы будут использованы следующие методы: анализа, синтеза, и сравнительно-правовой.


ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧРЕЖДЕНИЙ

1.1.Понятие и виды учреждений

Правовой регламентации такой организационно-правовой формы юридического лица, как учреждение посвящены ст.ст. 120, 296 и 298 ГК РФ.

Учреждением (как организационно-правовой формой юридических лиц) признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично, обладающая правом оперативного управления в отношении закрепленного за ней имущества и осуществляющая правомочия по владению, пользованию и распоряжению указанным имуществом лишь в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Это понятие, определяющее статус учреждения сходно со ст. 9 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Особенности правового положения отдельных видов учреждений определяются иными законами и правовыми актами. Таким образом, российский законодатель впервые определяет учреждение как самостоятельное юридическое лицо.

На первый взгляд, учреждения, являясь некоммерческими организациями, участвуют в гражданском обороте в значительно меньшей степени, чем коммерческие организации. Это обусловлено в первую очередь тем, что цель и деятельность учреждений лежат в непроизводственной, нематериальной сферах. Учреждения выступают в гражданском обороте лишь в той мере, в которой это необходимо для обеспечения их основной деятельности, которая нередко лежит вне сферы гражданского права.

Однако названные сферы обеспечивают стабильность протекания гражданского оборота, ведь именно в форме учреждения существуют практически все органы государственной власти, в том числе и те, которые осуществляют контроль за деятельностью других хозяйствующих субъектов. Порядок образования, отношения с собственником имущества, правовое положение имущества, порядок реорганизации и ликвидации учреждения и некоторые иные вопросы приобретают весьма важное значение в свете бурных экономических реформ в нашей стране.

Учреждение, как и некоммерческая организация, в случае получения доходов от разрешенной деятельности использует в полном объёме полученную прибыль исключительно только для достижения целей и задач, ради которых было создано.

Данный признак в полном объёме относится как к некоммерческим организациям в целом, так и к учреждениям в частности, он носит достаточно конкретный и универсальный характер. В противном бы случае учреждения являлись коммерческими организациями и потеряли бы свою значимость как самостоятельный вид некоммерческой организации.

В настоящее время учреждение является довольно распространенным субъектом гражданско-правовых отношений и включает в себя органы государственной власти и управления, медицинские учреждения, учреждения просвещения, вузы, учреждения культуры (музеи, картинные галереи), и т. п.

Кроме того, статья 41 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» , впервые определяет организационно-правовую форму органов местного самоуправления как учреждения.

На основе анализа всех разновидностей учреждений можно выделить несколько критериев классификации учреждений: в зависимости от формы собственности, лежащей в основе учреждения; в зависимости от выполняемых функций и целей деятельности; в зависимости от обладания правом вести самостоятельную деятельность, приносящую доход.

В последнее время получили распространение в последнее время частные учреждения. Значение деления учреждений на государственные и частные заключается в том, что государственные учреждения в своей деятельности должны преследовать общегосударственные интересы и расходовать выделяемые средства исключительно в пределах сметы, что и определяет специфику их деятельности, частные же учреждения освобождены от такого рода обязательств, их деятельность может осуществляться в различных направлениях, с целью выполнения различных задач, которые предусмотрены учредительными документами и не противоречат основному законодательству.

Закон об автономных учреждениях предусматривает создание нового типа государственного (муниципального) учреждения - автономного учреждения для оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации функций государства (муниципальных образований) в области науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. В связи с принятием Закона об автономных учреждениях внесены изменения в ГК РФ (в целях применения режима оперативного управления для автономного учреждения), Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и уточнены иные нормы законодательства.

В соответствии с Законом об автономных учреждениях такие учреждения действуют наряду с существующими государственными и муниципальными учреждениями. По сравнению с последними автономные учреждения наделяются большей самостоятельностью при осуществлении поставленных перед ними целей и задач в сфере социальных услуг, закрепленных в их уставе, в том числе в отношении имущества, переданного им на условиях оперативного управления.

Таким образом, в настоящее время наряду с частными учреждениями допускается существование государственных и муниципальных учреждений, которые, в свою очередь, делятся на бюджетные и автономные.

Автономное учреждение является некоммерческой организацией и создается Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. Такое учреждение осуществляет свои функции в качестве юридического лица, наделенного имущественными и личными неимущественными правами, и может быть истцом и ответчиком в суде, вправе открывать счета в кредитных организациях.

Автономное учреждение относится к юридическим лицам, обладающим специальной правоспособностью. В соответствии с Законом об автономных учреждениях основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых такое учреждение создано. Оно функционирует в соответствии с задачами, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

Учредитель дает автономному учреждению задания исходя из предусмотренной в его уставе основной деятельности. Но общие принципы формирования задания для автономных учреждений в законе не определены. Не предусматривается и обязанность учредителя ежегодно формировать автономному учреждению задание в объеме, необходимом для достижения целей его создания. Это может создать серьезные затруднения в деятельности таких учреждений.


По общему правилу для государственных (муниципальных) учреждений, являющихся некоммерческими организациями, исполнение заключаемых ими договоров не связано с осуществлением ими предпринимательской деятельности, поэтому одним из необходимых условий их ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств является наличие вины соответствующих учреждений. Ранее учреждения, стремившиеся освободиться от ответственности за неисполнение обязательств по оплате товаров, работ, услуг, нередко ссылались на недостаточное бюджетное финансирование их деятельности, в частности на невыделение им предусмотренных сметой денежных средств, как на обстоятельство, свидетельствующее об отсутствии их вины в нарушении обязательств . Такие доводы учреждений нередко принимались арбитражными судами в качестве основания для освобождения их от ответственности.

Подобной практике, отличавшейся явной несправедливостью по отношению к контрагентам учреждений и не учитывавшей незаконное бездействие собственника, по вине которого предусмотренные сметой денежные средства не доходили до учреждения, теперь положен конец. В Постановлении N 21 (п. 8) имеется разъяснение, согласно которому отсутствие у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота, поэтому недофинансирование учреждения со стороны собственника его имущества само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины учреждения, и, следовательно, основанием для освобождения его от ответственности на основании п. 1 ст. 401 ГК РФ.

Но все же главная особенность ответственности учреждений состоит в том, что они отвечают по своим обязательствам лишь находящимися в их распоряжении денежными средствами. Причем, как подчеркивается в Постановлении N 21 (п. 5), в данном случае речь идет о любых обязательствах учреждения, возникших из предусмотренных п. 1 ст. 8 ГК РФ оснований (в том числе вследствие причинения вреда другому лицу, неосновательного обогащения и т.п.), включая обязательства, возникшие при осуществлении учреждением деятельности, приносящей доход.

При недостаточности находящихся в распоряжении учреждения денежных средств его кредиторы не могут обратить взыскание на имущество учреждения (как на закрепленное за ним или приобретенное на средства, выделенные по смете, так и на то, что было куплено на доходы от предпринимательской деятельности), но они вправе привлечь к субсидиарной ответственности по долгам учреждения собственника его имущества.

При этом следует учитывать, что особенностью такой субсидиарной ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 120 ГК РФ (в изъятие из общих правил о субсидиарной ответственности, установленных ст. 399 ГК РФ), является то, что собственник имущества учреждения не может быть привлечен к ответственности без предъявления в суд искового требования к основному должнику - учреждению. Если же требование кредитора о взыскании задолженности учреждения предъявлено одновременно как учреждению, так и субсидиарному должнику - собственнику, арбитражные суды, удовлетворяя такое требование, должны указывать в резолютивной части решения на то, что взыскание суммы задолженности производится с учреждения (основного должника), а при недостаточности денежных средств, находящихся в распоряжении учреждения, - с собственника его имущества (субсидиарного должника).

При определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам государственного (муниципального) учреждения, арбитражным судам предложено исходить из того, что согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ такую ответственность несет непосредственный собственник имущества учреждения, т.е. соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. Поэтому, удовлетворяя требование о привлечении собственника к субсидиарной ответственности, арбитражные суды в резолютивной части решения должны указывать, что долг учреждения взыскивается с Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а не с органов государственной власти или местного самоуправления, выступающих от имени соответствующих публично-правовых образований.

Согласно другому разъяснению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ при удовлетворении исков, предъявленных кредиторами государственных (муниципальных) учреждений в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, недопустимо ограничение источников взыскания путем указания на взыскание только за счет средств соответствующего бюджета, поскольку такое ограничение противоречит ст. 126, 214, 215 ГК РФ. В данном случае должно действовать общее правило об ответственности публично-правового образования всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим казну.

Как известно, от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований должны выступать в суде органы государственной власти или органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В соответствии с п. 10 ст. 158 БК РФ по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств. При этом главный распорядитель средств федерального бюджета определяется как орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенным ведомственной классификацией расходов федерального бюджета. Главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета - это орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, которое вправе распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенным ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.

Вместе с тем Пленум ВАС РФ разъяснил, что указание истцом в исковом заявлении, предъявленном к публично-правовому образованию в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам созданного им учреждения, органа государственной власти или местного самоуправления, не являющегося соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, не должно служить препятствием для рассмотрения дела по существу. В подобном случае суд при подготовке дела к судебному разбирательству должен выяснить, какой орган как главный распорядитель бюджетных средств должен выступить в суде от имени публично-правового образования, и надлежащим образом известить его о времени и месте судебного разбирательства. Если же государственный (муниципальный) орган, являвшийся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений, утратил соответствующий статус (например, в связи с его ликвидацией), в качестве представителя публично-правового образования должен быть привлечен тот орган, который обладает необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такового - соответствующий финансовый орган публично-правового образования.

Между тем ситуация «раздвоения» имущественного режима невозможна для обычного юридического лица, все имущество которого составляет объект его права собственности и учитывается в едином бухгалтерском балансе (что вновь подтверждает искусственность конструкции юридического лица-несобственника и ее несоответствие условиям нормального рыночного оборота).

Однако государство последовательно способствовало тому, чтобы бюджетные учреждения выходили за рамки деятельности, соответствующей целям их создания, путем постоянного расширения их специальной правоспособности, фактически поощряя оказание ими разного рода платных услуг, сдачу в аренду полученного от учредителя недвижимого имущества и т. д. Такой подход позволял продолжать недофинансирование бюджетных учреждений, например, в части оплаты освещения, отопления, водоснабжения и т. п. Эти расходы учреждения были вынуждены покрывать из заработанных ими, а не полученных по смете денежных средств. Но и при их отсутствии субсидиарная ответственность собственника-учредителя (за счет средств соответствующего бюджета) все равно не наступала, ибо учреждение ссылалось на недостаток или отсутствие бюджетного финансирования как на отсутствие своей вины, что по сложившемуся в арбитражно-судебной практике толкованию ст. 401 ГК РФ освобождало его от ответственности за неуплату долга, а тем самым - и его учредителя от субсидиарной ответственности по таким долгам.

По мере получения и самостоятельного использования учреждениями все более значительных внебюджетных средств публичные собственники-учредители стали рассматривать их как важный дополнительный источник финансирования деятельности своих учреждений, который должен находиться под их полным контролем. Он был установлен нормами Бюджетного кодекса (БК) РФ 1998 г., согласно которым все доходы бюджетного учреждения, включая доходы от разрешенной ему предпринимательскои деятельности, должны отражаться в его единой смете доходов и расходов, причем последний вид доходов подлежит зачислению на единый лицевой счет учреждения в территориальном органе федерального казначейства. Тем самым учреждения были не только лишены права вкладывать свои доходы в коммерческие банки (и получать за счет этого соответствующие проценты, которые фактически стало использовать государство), но и было парализовано правило п. 2 ст. 298 ГК РФ об их раздельном учете, а следовательно, и право самостоятельно распоряжаться ими лишилось реального смысла.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 225, п. 4 ст. 226 и ст. 227 БК РФ денежные обязательства бюджетных учреждений не должны превышать объем, установленный в доведенных до них лимитах и утвержденных им сметах доходов и расходов. В противном случае орган, исполняющий соответствующий бюджет, может отказаться подтвердить эти обязательства, что повлечет не только отказ от их оплаты за счет бюджетных средств, но и фактическое исключение субсидиарной ответственности собственника-учредителя перед третьими лицами - контрагентами своего учреждения. Следовательно, контрагенты учреждений, по сути, обязаны при заключении договоров с учреждениями проверять, укладываются ли обязательства их договорных партнеров в соответствующий лимит и предусмотрены ли они сметой. В иной ситуации они рискуют не получить оплаты поставленных ими учреждению товаров, произведенных работ или оказанных услуг, поскольку все иное (кроме денежных средств) имущество учреждения забронировано от взыскания кредиторов. Данные правила рикошетом бьют и по самим учреждениям, ибо превращают их в крайне ненадежных участников имущественного оборота, с которыми становится просто опасно иметь дело.

Таким образом, к настоящему времени «с помощью» бюджетного законодательства как будто бы завершилась начатая в середине 1990-х годов тихая «эволюция» гражданско-правового статуса бюджетных учреждений. Теперь государственные и муниципальные учреждения обязаны самостоятельно платить по всем своим долгам (например, перед энергоснабжающими или ремонтными организациями) при отсутствии или недостатке выделенных для этого бюджетных средств, а предусмотренное Гражданским кодексом «право самостоятельного распоряжения» учреждений полученными внебюджетными доходами, как и субсидиарная ответственность их собственников, фактически парализованы бюджетным законодательством.

В результате налицо несомненная экономия бюджетных средств и освобождение бюджета от «излишних» расходов, а вместе с тем - весьма странный гражданско-правовой статус финансируемого собственником учреждения. С одной стороны, оно вынуждено самостоятельно зарабатывать средства на свое существование, оставаясь некоммерческой государственной (муниципальной) организацией, полностью подконтрольной учредителю-собственнику. С другой стороны, этот последний, по сути, устранен от имущественной ответственности по долгам своего учреждения, притом что имущество учреждения (кроме денежных средств) недоступно для взыскания кредиторов, а отсутствие (недостаток) у учреждения денежных средств фактически стало основанием для освобождения его от имущественной ответственности по своим обязательствам, что немыслимо для обычного юридического лица и превращает учреждение в крайне ненадежного с точки зрения платежеспособности контрагента. Такая юридическая конструкция неизбежно вызывает серьезные сомнения в самой целесообразности ее существования, ибо обычный участник гражданских правоотношений в нормальной ситуации вряд ли захочет иметь дело с подобным субъектом.

Изложенное позволяет оценить огромное значение рассматриваемых постановлений Пленума ВАС РФ, по существу возродившего к жизни фигуру бюджетного учреждения как относительно нормального участника гражданско-правовых отношений.

С этой точки зрения следует прежде всего отметить, что, согласно абз. 4 п. 2 Постановления N 21, п. 2 ст. 42 и п. 3 ст. 161 БК РФ определяют не содержание прав учреждений на доходы, а закрепляют лишь особенности их учета. Поэтому нормы бюджетного законодательства не изменяют закрепленный Гражданским кодексом объем прав учреждений относительно данных доходов и приобретенного за их счет имущества. Таким образом, высший судебный орган не только прямо подтвердил сохранение предусмотренного п. 2 ст. 298 ГК РФ «права самостоятельного распоряжения», но по сути указал, что попытки ограничения или иного истолкования содержания этого гражданского права бюджетным законодательством выходят за пределы компетенции последнего, установленной ст. 1 БК РФ.

Основываясь на этом положении, Пленум ВАС РФ дал четкие разъяснения относительно субсидиарной ответственности собственника (учредителя) по долгам созданного им учреждения как особого вида субсидиарной ответственности. Он указал, что принятие учреждением денежных обязательств с превышением утвержденной сметы расходов не является основанием для отказа в привлечении собственника к субсидиарной ответственности по таким обязательствам. Тем самым предусмотренные ст. 225-227 БК РФ правила об обязательном подтверждении собственником сметных расходов своего учреждения приобрели изначально свойственный им учетно-технический, а не юридический (и уж во всяком случае - не гражданско-правовой) характер.

Недофинансирование учреждения собственником более не может ни свидетельствовать об отсутствии вины учреждения в неисполнении соответствующих обязательств, ни, следовательно, являться основанием для освобождения его от ответственности, а его собственника - от субсидиарной ответственности по таким долгам учреждения. В этом вопросе Пленум ВАС РФ вполне обоснованно и вместе с тем кардинально изменил даже сложившуюся ранее судебно-арбитражную практику рассмотрения таких споров, что можно лишь всячески приветствовать.

Наконец, он вновь прямо указал на недопустимость ограничения объектов взыскания по обязательствам собственника-учредителя, в том числе и в порядке его субсидиарной ответственности по долгам своих учреждений, исключительно средствами соответствующего бюджета, поскольку публично-правовое образование в соответствии с законом отвечает по обязательствам всем имуществом своей казны, т.е. всем нераспределенным среди своих юридических лиц имуществом. Тем самым лишаются смысла попытки ограничения ответственности государства с помощью запрещения обращения взыскания на бюджетные средства, установленного бюджетным законодательством, а также неоднократно высказывавшиеся ранее на весьма авторитетном уровне опасения «разрушить бюджет» путем удовлетворения вполне обоснованно предъявленных к государству судебных исков.

Более того, по существу вновь разъяснено, что государство и другие публично-правовые образования в соответствии с общим правилом п. 1 ст. 124 ГК РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, т.е. прежде всего в имущественном обороте, выступает на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. Это касается и отношений имущественной (гражданско-правовой) ответственности по обязательствам, которые также не должны искажаться бюджетным законодательством, тем более выходящим за пределы установленной для него сферы действия.

Пленум ВАС РФ также разъяснил, что субсидиарная ответственность собственника распространяется и на долги его учреждения, возникшие в связи с осуществлением последним «приносящей доходы деятельности», а не только в связи с исполнением сметы бюджетных расходов. Это разъяснение основано на аутентичном толковании правила п. 2 ст. 120 ГК РФ, согласно которому собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по любым его обязательствам, в том числе и внебюджетным, т.е., по сути, за предоставленное им своему учреждению право (разрешение) осуществлять приносящую доходы деятельность. Поскольку по смыслу п. 2 ст. 298 ГК РФ наличие у учреждения такого права не является обязательным атрибутом его статуса, а целиком зависит от воли его собственника-учредителя, последний, очевидно, должен определенным образом контролировать осуществление такого права (в частности, соблюдение предусмотренных им границ такой деятельности) и соответственно нести субсидиарную ответственность по возникающим в связи с этим долгам учреждения.

Вместе с тем, согласно п. 3 Постановления N 21 взыскание по долгам учреждения не может быть обращено на любое его имущество (кроме денежных средств), в том числе и на имущество, полученное за счет доходов от приносящей доходы деятельности. Иначе говоря, объектом взыскания кредиторов по долгам учреждения являются только имеющиеся у последнего денежные средства, но в том числе и полученные им за счет внебюджетных источников (находящиеся на его едином лицевом счете в отделении казначейства). Все иное имущество учреждения, включая приобретенное за счет внебюджетных средств, забронировано от взыскания кредиторов.

Из этого можно сделать вывод о том, что Пленум ВАС РФ согласился с предусмотренным бюджетным законодательством объединением «бюджетного» и «внебюджетного» имущества учреждения, парализующим правило п. 2 ст. 298 ГК РФ об их самостоятельном раздельном бухгалтерском учете. Тем самым он по сути распространил на «внебюджетное» имущество учреждения режим права оперативного управления, хотя и в несколько расширенном варианте: если в соответствии с п. 1 ст. 298 ГК РФ учреждение вообще лишено права распоряжения «бюджетным» имуществом, то в отношении «внебюджетного» имущества за ним сохраняется предусмотренное п. 2 ст. 298 ГК РФ «право самостоятельного распоряжения», видимо, включающее и возможности его отчуждения по усмотрению учреждения. В свою очередь, оно представляет собой элемент (правомочие) имеющегося у учреждения права оперативного распоряжения своим имуществом (тем более, что, как уже отмечалось, такое правомочие совсем не обязательно имеется у каждого учреждения) .

Можно считать, что теоретическая дискуссия о характере предусмотренного п. 2 ст. 298 ГК РФ «права самостоятельного распоряжения» (является ли оно разновидностью права оперативного управления, права хозяйственного ведения или самостоятельным гражданским правом) разрешена путем признания этого права арбитражно-судебной практикой разновидностью права оперативного управления. Такой подход и ранее довольно убедительно обосновывался авторитетными представителями этой практики, в частности, В.В. Витрянским . Следует признать, что он соответствует смыслу норм, включенных в главу 19 ГК РФ (с учетом правила ст. 120 ГК РФ), не содержащую правил об иных правах, нежели хозяйственное ведение и оперативное управление. В любом случае необходимо признать, что рассмотренные постановления Пленума ВАС РФ внесли весьма серьезный вклад в развитие как гражданского законодательства, так и отечественной цивилистической доктрины.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учреждением (как организационно-правовой формой юридических лиц) признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично, обладающая правом оперативного управления в отношении закрепленного за ней имущества и осуществляющая правомочия по владению, пользованию и распоряжению указанным имуществом лишь в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Государственные и муниципальные учреждения, финансируемые собственником, в отечественном правопорядке составляют единственную разновидность некоммерческих организаций, не имеющих права собственности на свое имущество. Это - реликт прежней правовой системы (наряду с унитарными предприятиями, также не являющимися собственниками), в принципе немыслимый для обычных юридических лиц, ибо участники нормального гражданского (имущественного) оборота - собственники своего имущества, самостоятельно отвечающие им по своим долгам. Признание же таковыми учреждений юридически означало бы переход их имущества в частную собственность этих юридических лиц, т.е. его приватизацию, а также устранение государства (публично-правового образования) от выполнения некоторых его конституционных задач, что представляется несвоевременным.

Особенности правового статуса учреждений заключаются в правовом режиме имущества учреждения, ответственности учреждения по своим обязательствам.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1. Нормативно-правовые акты:

1.1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Российская газета 1993. 25 декабря.

1.2. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994. №51-ФЗ (в ред. ФЗ от 29.06.2009 № 132-ФЗ)// СЗ РФ. 1994.-№32.-Ст.3301.

1.3. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 07.05.2009 № 90-ФЗ)// СЗ РФ.- 2003.- N 40.- Ст. 3822.

1.4. «Об автономных учреждениях»: Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ (ред. от 18.10.2007 №230-ФЗ)// СЗ РФ.- 2006.- N 45.- Ст. 4626.

1.5. «О некоммерческих организациях»: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 03.06.2009 №107- ФЗ)// СЗ РФ.-1996.- N 3.- Ст. 145.

1.6. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 09.04.2009 №58- ФЗ)//СЗ РФ. – 1998. - № 31. – Ст. 3823.

1.7. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»: Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 01.07.2009N 144-ФЗ)// СЗ РФ.- 2005.- N 30 (ч. 1).- Ст. 3105.

2.Судебная практика:

2.1. «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации»: Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21// Вестник ВАС РФ.- 2006.- N 8.

2.2. «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации»: Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 //Вестник ВАС РФ.- 2006.- N 8.

2.3. «О применении к государственным (муниципальным) учреждениям пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и статьи 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации»: Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 24//Вестник ВАС РФ.- 2006.- N 8.

3.Специальная литература:

3.1. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй/ Под ред. О.Н. Садикова., 2006.

3.2. Толстой О.К. Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, O.K. Толстого. М., 2002. Т. 1. С. 489.

3.3. Суханов Е.А. О развитии гражданско-правового статуса государственных и муниципальных учреждений// Законодательство.-2006 - N 12.

3.4. Грудцына Л.Ю., Спектор А.А. Гражданское право России. – М.: Юстицинформ, 2007.

3.5. Витрянский В.В. Некоторые проблемы применения законоположений о правовом статусе государственных и муниципальных учреждений//Законодательство.- 2006.- N 12.

3.6. Новоселова Л.А. Ответственность автономных учреждений по своим обязательствам//Законодательство.- 2008.- N 3.

3.7. Гражданское право. Том I. Учебник / Под ред. Е.А. Суханова – М.: Издательство «БЕК», 2006.

3.8. Гамбаров Ю.С. Гражданское право.– М.: Зерцало, 2006.

3.9. Гражданское право России/Под ред. А. Г. Калпина, А. И. Масляева. – М.: Юристъ, 2005.

3.10. Беляев К.П. Некоммерческие организации в системе юридических лиц // Цивилистические записки: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 3. Москва; Екатеринбург, 2004.


Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 09.04.2009 №56- ФЗ)//Российская газета.- 1996.- N 23-27.

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 07.05.2009 № 90-ФЗ)// СЗ РФ.- 2003.- N 40.- Ст. 3822.

«Об автономных учреждениях»: Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ (ред. от 18.10.2007 №230-ФЗ)// СЗ РФ.- 2006.- N 45.- Ст. 4626.

«О некоммерческих организациях»: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 03.06.2009 №107- ФЗ)// СЗ РФ.-1996.- N 3.- Ст. 145.

Витрянский В.В. Некоторые проблемы применения законоположений о правовом статусе государственных и муниципальных учреждений//Законодательство.- 2006.- N 12.

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 09.04.2009 №58- ФЗ)//СЗ РФ. – 1998. - № 31. – Ст. 3823.

«О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации»: Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21// Вестник ВАС РФ.- 2006.- N 8.

«О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации»: Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 //Вестник ВАС РФ.- 2006.- N 8.

«О применении к государственным (муниципальным) учреждениям пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и статьи 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации»: Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 24//Вестник ВАС РФ.- 2006.- N 8.

«О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»: Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 01.07.2009N 144-ФЗ)// СЗ РФ.- 2005.- N 30 (ч. 1).- Ст. 3105.

Толстой О.К. Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, O.K. Толстого. М., 2002. Т. 1. С. 489.

1 января этого года вступил в силу Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее - Федеральный закон № 83-ФЗ), который внёс изменения в правовой статус бюджетных учреждений. Данный закон внёс изменения примерно в 40 законодательных актов, в том числе и в Налоговый кодекс РФ. Поправки направлены на совершенствование правового положения бюджетных учреждений. Теперь все государственные и муниципальные учреждения делятся на автономные, бюджетные и казённые (абз. 2 п. 2 ст. 120 ГК РФ).

Казённым учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счёт средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ). Начиная с 2011 года нормы бюджетного законодательства (в том числе п. 5 ст. 41 БК РФ) распространяются только на казённые учреждения.

Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п. 1 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

В переходный период с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года действует положение, при котором бюджетные учреждения ещё остаются получателями бюджетных средств, за исключением отдельных бюджетных учреждений, которым по решению главного распорядителя предоставляются субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием.

Пунктами 15, 16 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ установлены новые нормы санкционирования расходов. Расходы бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых будут являться субсидии на возмещение нормативных затрат, будут осуществляться без представления ими в финансовые органы документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.

Возможность создания учреждения в любых сферах будет действовать только в отношении бюджетного учреждения, для автономных учреждений перечень сфер будет носить закрытый характер.

Попробуем сравнить?

Рассмотрим сравнительные характеристики правового положения государственных (муниципальных) учреждений в рамках Федерального закона № 83-ФЗ.

Общие аспекты деятельности

Нормативный документ, регламентирующий особенности правового положения учреждений

Бюджетный кодекс

Федеральный закон
№ 7-ФЗ

Федеральный закон
№ 174-ФЗ

Учредители (собственники
имущества)

Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования

Органы управления

Органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя

Наблюдательный совет

Финансовое обеспечение

Осуществляется за счёт средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161 БК РФ)

Осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (п. 6 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ)

Осуществляется в виде субсидий из соответствующего
бюджета бюджетной
системы РФ (п. 4 ст. 4

Кассовое обслуживание

Через лицевые счета, открытые в органах Казначейства (финансовых органах) (п. 4 ст. 161 БК РФ)

Через лицевые счета, открытые в
органах Казначейства (финансовых
органах) (п. 8 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ)

Через счета в кредитных организациях или лицевые счета в
органах Казначейства (финансовых органах) (п. 3 ст. 2 Федерального закона № 174-ФЗ)

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в рамках Федерального закона № 94-ФЗ

Осуществляется в полном объёме (ст. 1 Федерального закона № 94-ФЗ)

Не осуществляется

Бухгалтерский учёт

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учёта, утверждённая Приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее - Инструкция № 162н)

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учёта, утверждённой Приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н

Инструкция по применению Плана счетов

бюджетного учёта, утверждённой Приказом

Минфина России от 23.12.2010 № 183н

На основании Приказа Минфина № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учёта для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» планируется разработка трёх инструкций по бухгалтерскому (бюджетному) учёту для каждого типа учреждений: КУ, БУ и АУ.

Имущественные права (ст. 298 ГК РФ)

Право на осуществление приносящей доход деятельности и использование таких доходов

КУ осуществляет приносящую доход деятельность только в случае, если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от
указанной деятельности,
поступают в соответствующий
бюджет бюджетной системы РФ (п. 3 ст. 161 БК РФ)

Вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретённое за счёт этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение БУ и АУ (п. 4 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ и п. 8 ст. 2 Федерального закона № 174-ФЗ)

Право распоряжения имуществом

Имущество закрепляется на
праве оперативного управления,
собственником которого является РФ, субъект РФ, муниципальное образование. КУ не вправе распоряжаться имуществом без согласия собственника

Имущество закрепляется на праве оперативного управления, собственником которого является РФ, субъект РФ, муниципальное образование. БУ не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закреплённым за ним собственником или приобретенным за счёт средств,
выделенных ему на это собственником. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, БУ вправе распоряжаться самостоятельно. Земельный участок,
необходимый для выполнения БУ своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 9 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ)

Имущество закрепляется на праве
оперативного управления, собственником которого является
РФ, субъект РФ, муниципальное
образование. АУ не вправе
распоряжаться недвижимым
имуществом и особо ценным
движимым имуществом, закреплённым за ним собственником или приобретённым за счёт средств,
выделенных ему на это собственником. Остальным имуществом, в том числе недвижимым, АУ вправе распоряжаться самостоятельно.
Земельный участок, необходимый для выполнения АУ своих уставных задач, предоставляется
ему на праве постоянного (бессрочного) пользования (п. п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона № 174-ФЗ)

Ответственность по обязательствам (п. 2 ст. 120 ГК РФ)

Субсидиарная
ответственность

Отвечает по своим обязательствам денежными
средствами, находящимися в его распоряжении. При
недостаточности указанных средств субсидиарную ответственность по обязательствам КУ несёт собственник его имущества
(аналогично ныне действующим
бюджетным учреждениям)


оперативного управления
имуществом. Как закреплённым за ним собственником имущества, так и приобретённым за счёт доходов, полученных от
приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого
имущества, закреплённого за
БУ собственником этого имущества или приобретённого
БУ за счёт выделенных собственником имущества
средств, а также недвижимого
имущества. При этом собственник имущества БУ не
несёт ответственность по обязательствам БУ (п. 10 ст. 9.2
Федерального закона № 7-ФЗ)

Отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве
оперативного управления
имуществом, за исключением
недвижимого и особо ценного
движимого имущества, закреплённого за АУ собственником этого имущества
или приобретённого АУ за счёт выделенных таким собственником
средств. Собственник имущества
автономного учреждения не
несёт ответственность по обязательствам АУ (п. 5 ст. 2
Федерального закона № 174-ФЗ)

Налоговый учёт

НДС (реализация
платных услуг, работ)

Исчисляется и уплачивается согласно гл. 21 НК РФ (с учётом льгот, установленных ст. 149 НК РФ)

НДС
(предоставление
в аренду
государственного
(муниципального)
имущества)

Если КУ является арендодателем (предоставляет в аренду федеральное
имущество, имущество субъектов РФ, муниципальное
имущество), налоговым агентом по НДС признаётся арендатор. В этом случае арендатор
должен исчислить и уплатить в бюджет соответствующую
сумму налога (п. 3 ст. 161 НК РФ)

Исчисляется и уплачивается согласно гл. 21 НК РФ

Налог на прибыль

В целях исчисления налога доходами не признаются
выделенные КУ бюджетные
ассигнования и средства КУ,
полученные от оказания им
государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от
исполнения ими иных
государственных (муниципальных) функций (пп. 14, 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ). Не включаются в налогооблагаемую базу расходы КУ, осуществлённые в
рамках исполнения государственных (муниципальных) функций (п. 48.11 ст. 270 НК РФ)

Исчисляется и уплачивается согласно гл. 25 НК РФ (за исключением доходов и расходов, не учитываемых при определении налоговой базы (ст. ст. 251, 270 НК РФ)), в том числе полученных (произведённых) в виде субсидий (пп. 14 п. 1 ст. 251, пп. 17 ст. 270 НК РФ)

Упрощённая система
налогообложения

Не применяется (ст. 346.12 НК РФ)

Применяется (гл. 26.2 НК РФ)

Налог на имущество

Исчисляется и уплачивается согласно гл. 30 НК РФ

Земельный налог