Льготы депутатам местного самоуправления. Администрация муниципального образования восточное городское поселение омутнинского района кировской области Привилегии народных избранников

ГОРОДА МОСКВЫ

О статусе депутата муниципального Собрания внутригородского
муниципального образования в городе Москве

(с изменениями на 19 декабря 2007 года)

Утратил силу с 26 декабря 2009 года на основании
закона города Москвы от 25 ноября 2009 года N 9
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
(Тверская, 13, N 38-39, 30.03.2006);
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 1, 09.01.2008).
____________________________________________________________________

Настоящий Закон определяет правовое положение депутата муниципального Собрания внутригородского муниципального образования в городе Москве, устанавливает основные гарантии депутатской деятельности.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Депутат муниципального Собрания внутригородского муниципального образования

1. Депутат муниципального Собрания внутригородского муниципального образования в городе Москве (далее - депутат) - лицо, избранное населением муниципального образования в городе Москве (далее - муниципальное образование) в муниципальное Собрание на выборах на основе всеобщего прямого и равного избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами, законами города Москвы, уставом муниципального образования.

2. Депутат осуществляет свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе в соответствии с уставом муниципального образования могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности муниципального Собрания (часть в редакции, введенной в действие с 10 апреля 2006 года Законом Москвы от 15 марта 2006 года N 13 .

3. Депутат не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Московской городской Думы, депутатом законодательного (представительного) органа иного субъекта Российской Федерации, депутатом, выборным должностным лицом органа местного самоуправления в ином муниципальном образовании, а также замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, государственные должности государственной службы и муниципальные должности муниципальной службы.

Статья 2. Правовые основы статуса депутата

Статус депутата устанавливается в соответствии с , федеральными законами, Уставом города Москвы , настоящим Законом, иными законами города Москвы, уставом муниципального образования.

Статья 3. Срок полномочий депутата

1. Срок полномочий депутата устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.

2. Изменение установленного срока полномочий депутата в течение текущего срока полномочий не допускается.

3. Срок полномочий депутата начинается со дня его избрания и прекращается со дня начала работы муниципального Собрания нового созыва, за исключением случаев, предусмотренных в статье 4 настоящего Закона.

Статья 4. Досрочное прекращение полномочий депутата

1. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случаях:

1) письменного заявления о сложении своих полномочий;

2) смерти;

3) признания судом безвестно отсутствующим или объявления его умершим;

4) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;

6) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

7) отзыва избирателями;

8) досрочного прекращения полномочий муниципального Собрания;

9) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

10) иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

2. Досрочное прекращение полномочий депутата по основаниям, предусмотренным пунктами 1-7, 9 части 1 настоящей статьи оформляется решением избирательной комиссии муниципального образования, в котором определяется день прекращения полномочий депутата.

3. Полномочия депутата в случае, предусмотренном пунктом 8 части 1 настоящей статьи, прекращаются со дня досрочного прекращения полномочий муниципального Собрания.
(Статья в редакции, введенной в действие с 20 января 2008 года Законом Москвы от 19 декабря 2007 года N 50

Статья 5. Удостоверение и нагрудный знак депутата

1. Депутат имеет удостоверение об избрании депутатом муниципального Собрания, подтверждающее его личность и полномочия, которыми он пользуется в течение срока своих полномочий.

2. Удостоверение выдается депутату комиссией, проводившей выборы, в порядке, предусмотренном Законом города Москвы "Избирательный кодекс города Москвы" .

3. Депутат может иметь нагрудный знак депутата муниципального Собрания. Положение о нагрудном знаке депутата утверждается муниципальным Собранием.

Статья 6. Формы деятельности депутата

1. Депутат осуществляет свою деятельность в следующих формах:

1) участие в заседаниях муниципального Собрания;

2) участие в работе комиссий муниципального Собрания;

3) обращение к должностным лицам органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководителям организаций независимо от их организационно-правовой формы, общественным объединениям по вопросам, отнесенным законами города Москвы к предметам ведения муниципальных образований;

4) внесение депутатского запроса;

5) участие в разработке проектов правовых актов муниципального образования, принимаемых муниципальным Собранием;

6) участие в разработке проектов законов города Москвы, вносимых муниципальным Собранием в Московскую городскую Думу в порядке законодательной инициативы;

7) встречи с избирателями, работа с их обращениями, информирование избирателей о своей деятельности и деятельности органов местного самоуправления;

8) участие в организации и проведении местных референдумов, публичных слушаний, собраний, конференций и опросов граждан;

9) участие в организации территориального общественного самоуправления.

2. Депутат может осуществлять свою деятельность и в других формах, предусмотренных уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами, законами города Москвы.

Глава 2. Права и обязанности депутата муниципального Собрания

Статья 7. Участие депутата в заседаниях муниципального Собрания

1. Депутат лично участвует в заседаниях муниципального Собрания.

2. Депутат своевременно информируется о времени и месте проведения заседаний муниципального Собрания, о вопросах, вносимых на рассмотрение, а также получает все необходимые материалы по данным вопросам.

3. Депутат имеет право:

1) избирать и быть избранным в комиссии и на соответствующие должности в муниципальном Собрании;

2) высказывать мнение по вопросам формирования создаваемых муниципальным Собранием органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых или назначаемых муниципальным Собранием;

3) предлагать вопросы для рассмотрения муниципальным Собранием;

4) вносить проекты правовых актов муниципального Собрания для рассмотрения на его заседаниях;

5) вносить предложения и замечания по повестке дня, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов, поправки к проектам решений и другим актам муниципального Собрания;

6) вносить предложения о заслушивании на заседании муниципального Собрания внеочередного отчета или информации любого органа или должностного лица, подотчетного или подконтрольного муниципальному Собранию;

7) участвовать в прениях в установленном порядке;

8) оглашать на заседаниях муниципального Собрания обращения граждан, имеющие, по его мнению, общественное значение.

Статья 8. Участие депутата в работе комиссий муниципального Собрания

1. Депутат принимает личное участие в работе постоянных и временных комиссий муниципального Собрания, членом которых он является, вносит предложения, участвует в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений.

2. Депутат может принимать участие в работе комиссий, членом которых он не является, вносить предложения, участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений с правом совещательного голоса.

Статья 9. Право депутата на прием в первоочередном порядке

По вопросам своей деятельности депутат на территории соответствующего муниципального образования пользуется правом приема в первоочередном порядке должностными лицами территориальных органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления, руководителями организаций независимо от их организационно-правовой формы, руководителями органов управления общественных объединений.

Статья 10. Право депутата на получение и распространение информации

1. Депутат имеет право на получение от органов государственной власти города Москвы, органов местного самоуправления, находящихся на территории соответствующего муниципального образования, организаций независимо от их организационно-правовой формы, общественных объединений, соответствующих должностных лиц и руководителей информации по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, не являющейся государственной или иной охраняемой законом тайной.

2. Информация, на распространение которой федеральными законами установлены ограничения, предоставляется депутату по письменному обращению в порядке, установленном федеральными законами. Информация, отнесенная в соответствии с федеральными законами к государственной тайне, предоставляется депутату при наличии у него соответствующего допуска.

Статья 11. Рассмотрение обращений депутатов

1. Депутат вправе устно или письменно обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовой формы, общественные объединения, к соответствующим должностным лицам и руководителям по вопросам депутатской деятельности.

2. Органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовой формы, общественные объединения, их должностные лица и руководители, к которым депутат обратился по вопросам депутатской деятельности, обязаны дать депутату ответ на его обращение или предоставить запрашиваемые им документы или сведения в 15-дневный срок со дня получения обращения, если оно не требует дополнительного изучения или проверки.

3. В случае необходимости проведения в связи с обращением депутата дополнительной проверки или дополнительного изучения вопросов, изложенных в обращении депутата, должностные лица и руководители, указанные в части 2 настоящей статьи, должны сообщить об этом депутату в 15-дневный срок со дня получения обращения депутата. Окончательный ответ на обращение депутата в письменной форме направляется не позднее чем через 30 дней со дня его получения или в иной согласованный с инициатором обращения срок (часть в редакции, введенной в действие с 10 апреля 2006 года Законом Москвы от 15 марта 2006 года N 13 .

4. Депутат имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в обращении вопросов.

Статья 12. Депутатский запрос

1. Депутат или группа депутатов имеют право обращаться с депутатским запросом к органам государственной власти города Москвы, органам местного самоуправления, в организации независимо от их организационно-правовой формы, общественные объединения по вопросам, входящим в компетенцию муниципального Собрания, и вопросам местного значения своей депутатской деятельности (часть в редакции, введенной в действие с 10 апреля 2006 года Законом Москвы от 15 марта 2006 года N 13 .

2. Депутатский запрос представляется на заседании муниципального Собрания в письменной форме. Оформление депутатского запроса производится в соответствии с регламентом муниципального Собрания. Орган или должностное лицо, к которому обращен депутатский запрос, дает ответ на него в устной форме (на заседании муниципального Собрания) или в письменной форме в 15-дневный срок со дня получения депутатского запроса. Депутатский запрос, не содержащий сведений о дате преставления депутатского запроса на заседании муниципального Собрания, рассматривается в порядке, установленном статьей 11 настоящего Закона (часть в редакции, введенной в действие с 10 апреля 2006 года Законом Москвы от 15 марта 2006 года N 13 .

3. Депутатский запрос и ответ на него оглашаются председательствующим или должностным лицом, к которому обращен депутатский запрос, на заседании муниципального Собрания.

Статья 13. Обязанности депутата

1. Депутат обязан:

1) руководствоваться Конституцией Российской Федерации , федеральными законами, Уставом города Москвы , законами города Москвы, уставом муниципального образования, иными нормативными правовыми актами муниципального образования;

2) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

3) регулярно, не реже 1 раза в месяц, вести прием избирателей;

4) своевременно рассматривать обращения граждан, организаций независимо от организационно-правовой формы, общественных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления и давать на них ответы в пределах своей компетенции;

5) отчитываться перед избирателями непосредственно на встречах, а также информировать их о своей работе через средства массовой информации не реже одного раза в год;

6) соблюдать ограничения, связанные с осуществлением полномочий депутата;

7) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, ставшие ему известными в связи с осуществлением полномочий депутата.

2. Депутат выполняет иные обязанности, возложенные на него федеральными законами, законами города Москвы, уставом муниципального образования и иными правовыми актами муниципального образования.

Глава 3. Основные гарантии депутатской деятельности

Статья 14. Гарантии депутату при осуществлении им своих полномочий

1. Расходы на обеспечение деятельности муниципального Собрания предусматриваются отдельной строкой в местном бюджете.

2. Привлечение депутата муниципального Собрания к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, производится в соответствии с федеральными законами. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается Прокурором города Москвы.

3. Гарантии прав депутатов муниципального Собрания при задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов муниципального Собрания, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами.

Статья 15. Социальные гарантии депутата

Депутату предоставляется право бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта, в том числе автобусом от города Москвы до города Зеленограда и от города Зеленограда до города Москвы, кроме такси. Порядок реализации депутатом права бесплатного проезда устанавливается муниципальным Собранием.

Статья 15.1. Оплата труда депутата, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе

1. Размеры и условия оплаты труда депутата устанавливаются муниципальным Собранием самостоятельно.

2. В случае если в муниципальном образовании уровень расчетной бюджетной обеспеченности является основанием для предоставления дотаций, оплата труда депутата осуществляется в виде ежемесячного денежного вознаграждения и устанавливается в размере, не превышающем 70 процентов ежемесячного денежного вознаграждения Руководителя муниципального образования.
(Статья дополнительно включена с 10 апреля 2006 года Законом Москвы от 15 марта 2006 года N 13)

Статья 16. Ограничения, связанные с осуществлением полномочий депутата

1. Депутат не вправе:

1) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов, иные вознаграждения), связанные с осуществлением полномочий депутата;

2) принимать в пределах осуществляемых полномочий решения, обеспечивающие преимущества отдельным политическим партиям, избирательным объединениям, а также отдельным кандидатам на выборах в органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления (пункт в редакции, введенной в действие с 10 апреля 2006 года Законом Москвы от 15 марта 2006 года N 13 ;

3) оказывать предпочтение в процессе реализации своих полномочий, в том числе при предоставлении финансовых льгот и гарантий за счет средств бюджета муниципального образования, отдельным лицам и организациям, в уставном (складочном) капитале которых депутат имеет в собственности доли (пакеты акций) или участником либо членом которых он является;

4) выезжать в командировки, связанные с осуществлением полномочий депутата, за счет физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на основе соглашений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти города Москвы, органов местного самоуправления с зарубежными партнерами;

5) заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности, если осуществляет свои полномочия на постоянной основе (пункт дополнительно включен с 10 апреля 2006 года Законом Москвы от 15 марта 2006 года N 13).

2. Вознаграждение в виде подарка стоимостью более пяти минимальных размеров оплаты труда, полученное депутатом от юридических и физических лиц на официальных мероприятиях, связанных с осуществлением депутатом своих полномочий, за исключением случаев награждения депутата в установленном порядке ценным подарком, подлежит передаче в собственность муниципального образования.

3. Иные ограничения, связанные с осуществлением полномочий депутата, могут устанавливаться федеральными законами, законами города Москвы.

Глава 4. Заключительные положения

Статья 17. Ответственность за нарушение законодательства о статусе депутата

Нарушение федеральных законов и настоящего Закона влечет ответственность в соответствии с законодательством.

Статья 18. Вступление настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
ЗАО "Кодекс"

  • 9. Устав муниципального образования: понятие, признаки, структура.
  • 10. Теории местного самоуправления
  • 11. Реформа самоуправления земств и городов в 19 - начале 20 в.В.
  • 12. Основы организации местной власти в период с 1917 до конца 90-х хх века.
  • 13.Местное самоуправление: понятие, содержание, аспекты, система.
  • 14 .Местное самоуправление в системе Конституционного строя. Децентрализация.
  • 15. Местное самоуправление как форма осуществления публичной власти. Позиции кс рф.
  • 16.Принципы местного самоуправления
  • 17. Муниципально-правовые отношения: понятие, особенности, виды.
  • 18. Функции местного самоуправления.
  • 18.Муниципально-территориальное устройство: понятие, элементы, соотношение с адм-территориальным устройством.
  • 20.Муниципальное образование: понятие, виды, уровни.
  • 21.Преобразование муниципальных образований (виды, порядок).
  • 22.Городское, сельское поселение как мо.
  • 23.Муниципальный район как мо.
  • 24. Городской округ как муниципальное образование.
  • 25.Особенности организации мсу в зато
  • 26. Компетенция муниципальных образований: понятия, структура.
  • 27.Вопросы местного значения: общая характеристика, виды. Символика мо.
  • 28.Наделение омс отдельными государственными полномочиями: понятие, процедура.
  • 29.Компетенция органов местного самоуправления: понятие, содержание.
  • 30. Социально-значимые и общественно-полезные работы: понятие, порядок осуществления.
  • 31.Органы местного самоуправления: понятие, система, структура.
  • 32.Представительный орган муниципального образования: понятие, структура, состав.
  • 33.Правовой статус депутата. Депутатский мандат: понятие, виды, содержание, особенности.
  • 34.Глава мо. Полномочия и акты главы мо.
  • 35.Местная администрация в структуре омс: понятие, структура, полномочия.
  • 36.Муниципальная служба: понятие, признаки, принципы, виды.
  • 37. Ответственность органов и должностных лиц мс: понятие, виды.
  • Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством
  • 38. Муниципальные выборы: понятие, виды.
  • 40.Местный референдум.
  • 41. Территориальное общественное самоуправление
  • 42. Публичные слушания
  • 42.Финансово-экономическая основа местного самоуправления.
  • 44. Местный бюджет: понятие, структура, виды.
  • 88.Бюджетный процесс в мо.
  • Тема 1 57
  • Тема 1 Муниципальное право – отрасль российского права. Понятие муниципального права.
  • Особенности муниципально-правовых норм.
  • Тема 3. Местное самоуправление (общие положения).
  • Общественное самоуправление
  • Территориальное с/у
  • 4) Принцип соответствия материально-финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочием.
  • Тема 4. Территориальные основы местного самоуправления.
  • Тема 5. Органы местного самоуправления. Общая характеристика. Понятие органов местного самоуправления
  • Тема 6. Местные представительные органы.
  • Тема 7. Глава муниципального образования и исполнительно-распорядительные органы местной администрации.
  • Тема 8. Муниципальная служба
  • Понятие, признаки, принципы муниципальной службы.
  • Муниципальная должность: понятие, виды.
  • Муниципальные служащие: понятие, классификация.
  • Муниципальные служащие: правовой статус.
  • Прохождение муниципальной службы.
  • Тема 10. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления.
  • Местные референдумы.
  • Муниципальные выборы.
  • Территориальное общественное самоуправление (тос).
  • Раздел: экономические основы местного самоуправления.
  • Тема 2. Финансовые основы.
  • Тема №3. Бюджетный процесс.
  • 1. Понятие бюджетного процесса.
  • Тема № 4. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц и гарантии местного самоуправления.
  • 1) Татарстанское дело
  • 2) Пкс от 31 июля 1995 г. N 10-п по делу о проверке конституционности указа
  • Президента рф от 30 ноября 1994 г. N 2137 "о мероприятиях по восстановлению
  • Постановление кс рф от 31.10.1995 n 12-п "по делу о толковании статьи 136 конституции рф"
  • 5) Постановление кс рф от 28 ноября 1995 г. N 15-п по делу о толковании части 2 статьи 137 конституции рф
  • 6) Пкс от 18 января 1996 г. N 2-п по делу о проверке конституционности ряда положений устава (основного закона) алтайского края
  • 8) Постановление кс рф от 22.04.1996 n 10-п
  • 9) Пкс от 14 июля 1997 г. N 12-п по делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 конституции рф положения о вхождении автономного округа в состав края, области
  • 11) Постановление кс рф от 11.12.98г. По делу о толковании положений ч. 4 статьи 111 Конституции рф
  • 12) Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21.10.1999 № 13-п
  • 14.Пост. Кс рф от 4 апреля 2002 г. №8-п. («1»).
  • 16) Постановление Пленума Верховного Суда рф от 10 октября 2003 г. О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров рф.
  • 19.Пост. Кс рф от 3 марта 2004 г. №5-п. («1»).
  • 20. Пост. Кс рф №16-п от 16 ноября 2004 г
  • Особое мнение судьи кс рф в.Г. Ярославцева
  • Особое мнение судьи кс рф а.Л. Кононова
  • 29)Постановление Конституционного Суда рф от 10 октября 2013 г. N 20-п"
  • 30)Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2013 г. N 27-п город Санкт-Петербург
  • 31)Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2014 г. N 6-п г.
  • 33.Правовой статус депутата. Депутатский мандат: понятие, виды, содержание, особенности.

    Депутат - лицо, избранное жителями соответствующего избирательного округа в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

    Правовой статус депутата представляет место депутата в системе общественных отношений, урегулированное нормами права и в качестве структурных элементов включает в себя права и обязанности, гарантии и ответственность. Сам правовой статус депутата является составной частью правовой модели депутатской деятельности.

    Характер связи депутатов с избирателями определяется природой депутатского мандата, которым наделаются депутаты в результате выборов и который выступает юридической основой осуществления функций представительной власти на местном уровне как вида публичной власти.

    Мандат - должность в представительном органе с соответствующими правами и обязанностями; - синоним «статуса депутата»; - один из элементов статуса депутата, обозначающий опосредованный правом характер взаимоотношений депутата с избирателями, обусловленный фактом уполномачивания депутата избирателями на осуществление воли народа в представительном органе.

    Депутатский мандат является средством, связующим депутатов и граждан в рамках конституционного принципа народовластия. Депутатский мандат выступает как итог взаимодействия граждан и депутатов, облекаемого в форму конституционно-правового отношения. В данном отношении праву граждан быть представленными в органах власти противостоит обязанность депутатов обеспечивать полноценную реализацию данного права путем осуществления властных полномочий, исходно принадлежащих первичному субъекту публичной власти. Данная обязанность депутата появляется у депутата в результате его избрания в ходе выборов или иной правонаделительной процедуры.

    Еще одним элементом депутатского мандата является та или иная модель взаимоотношений депутата и граждан после избрания депутата.

    В зависимости от того кто является носителем мандата и сложившейся модели взаимоотношений депутата и избирателей можно выделить:

    I. Индивидуальный депутатский мандат:

    1) Императивный мандат - уполномоченный избирателями.

    Структура:

    Наказы избирателей

    Отчет депутата перед избирателями

    Возможность отзыва депутата избирателями.

    2) Свободный мандат Структура:

    Нет первых двух элементов, характерных для императивного мандата.

    3) Реализуется в полупредстаивтельном режиме, основой которого является полусвободный или смешанный депутатский мандат.

    Структура: - нет отчетов -нет наказов -информирование -возможность отзыва

    II. Совокупность мандатов (депутатские группы, мандат депутатского корпуса).

    Основания возникновения и прекращения статуса депутата. Сроки полномочий.

    Срок полномочий депутата устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет. Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

    Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10% депутатов.

    Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае:

    1) смерти;

    2) отставки по собственному желанию;

    3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

    4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

    5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

    6) выезда за пределы РФ на постоянное место жительства;

    7) прекращения гражданства РФ

    8) отзыв; Основание – решение конкретного депутата, противоречащее уставу, законодательству; действия, бездействия обоснованные и подтвержденные в судебном порядке. Алтайское дело – отзыв должен производиться по решению большинства зарегистрированных избирателей.

    9) досрочного прекращения полномочий соответствующего ОМС;

    9.1) призыва на военную службу;

    Права и обязанности депутата представительного органа.

    Самое важное – нормотворческая инициатива.

    Права и обязанности, виды:

    1. В представительном органе

    а) на реализуемые в заседаниях представительного органа:

    Организационные

    Контрольные

    Учредительные

    б) в деятельности постоянных комиссий;

    в) в деятельности депутатских объединений;

    2. В избирательном округе по отношению к избирателям.

    Рассмотрение обращений

    Решение вопросов содержащихся в обращении

    Ведение приема граждан,

    Проведение встреч с избирателями

    Изучение общественного мнения

    Права и обязанности депутатов в представительном органе, группы:

    Индивидуальные

    Коллективные

    Общеколлегиальные (в процессе заседания представительного органа)

    В избирательном округе и по отношению к избирателям права и обязанности определяются характером мандата.

    Участие в работе представительного органа:

      участие в заседании представительного органа;

      обеспечение выполнения решений представительного органа;

      участие в работе комитетов (комиссий) представительного органа;

      участие в выполнении поручений представительного органа;

      участие в депутатских слушаниях – обсуждение законопроектов

      участие в работе депутатских объединений и депутатских групп;

      обращение с депутатским запросом.

    Депутат обязан:

      соблюдать правила служебной этики

      отчитываться перед избирателями не реже двух раз в год

      выполнять поручения представительного органа, поручения комитета, комиссии, членом которых он является

    Депутат не вправе: не могут одновременно исполнять полномочия депутата иного муниципального образования. Не вправе заниматься предпринимательской, быть членом коммерческой организации а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.

    Гарантии депутатской деятельности.

    Гарантии - это условия и средства, обеспечивающие эффективное осуществление депутатами своих прав и обязанностей.

    1) Общие гарантии - это те условия, которые имеются в государстве и на основании которых депутат осуществляет свою деятельность. - политические, экономические гарантии, правовые гарантии.

    2) Специальные гарантии - это установленные законодательством меры возможного и должного поведения, соответствующих субъектов права по обеспечению депутатской деятельности:

    А) Организационные гарантии, которые связаны с обязанностью органов и ДЛ обеспечивать, создавать условия для реализации депутатами их прав и обязанностей (освобождение депутатов от трудовой деятельности по месту работы; освобождение от призыва на военную службу; предоставление служебного помещения, средств связи и техники; принятие депутата должностным лицом в первоочередном порядке и рассмотрения его обращения; обеспечение депутата необходимой информацией; оказание безвозмездной помощи по правовым вопросам; повышение квалификации за счет бюджет; наличие помощников;)

    Б) Социально-экономические гарантии (гарантии трудовых прав; право на ежегодный отпуск; обязательное страхование жизни; льготы связанные с пенсионным обеспечением; ежемесячное денежное вознаграждение; возмещение расходов депутатов; право на бесплатный проезд на всех видах транспорта, кроме такси в пределах муниципального образования; медицинское обслуживание)

    В) Юридические гарантии. Депутатская неприкосновенность:

    депутатский индемнитет - невозможность привлечения к ответственности за его выступления;

    депутатский иммунитет - запрещение преследования депутата за все действия, совершенные им при исполнении депутатских обязанностей. Порядок привлечения к уголовной ответственности устанавливается УПК

    "

    Гарантии прав депутатов представляют собой условия для законного и беспрепятственного осуществления ими своих полномочий. К таким гарантиям федеральное законодательство относит неприкосновенность и недопустимость преследования этих лиц за высказанное мнение, позицию и иные действия, соответствующие их статусу.

    Депутат местного самоуправления пользуется иммунитетом только на территории соответствующего муниципального образования. Вне пределах этой территории иммунитет не действует, и к ним применяются указанные меры на общих основаниях.

    Конституционный суд РФ определил, что неприкосновенность не означает освобождение депутата от ответственности за правонарушение, совершенное не в связи с осуществлением депутатской деятельности. Очевидно, что расширительное толкование неприкосновенности в таких случаях способно привести к искажению публично-правового характера иммунитета депутата и превращению в личную привилегию.

    Закон 2003 года не регламентирует с достаточной степенью детализации порядок обеспечения гарантий депутатов, других выборных должностных лиц при привлечении их к уголовной или административной ответственности и содержит отсылку к федеральному законодательству, регламентирующему уголовно-процессуальную деятельность, производство по делам об административных правонарушениях, оперативно розыскную деятельность. В частности, в соответствии со ст. 488 УПК РФ решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата либо привлечение его в качестве обвиняемого принимается прокурором субъекта РФ. Без его согласия в отношении депутата местного самоуправления не могут быть избранны предусмотренные УПК РФ меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, а так же не может быть применена такая предусмотренная КоАП РФ мера административного наказания, как арест.

    Депутаты не могут быть подвергнуты обыску (в том числе и личному) по месту работы или жительства без санкции прокурора субъекта РФ. При этом не имеет значения, является ли местом работы депутата орган местного самоуправления или иная организация. Основания для производства обыска предусмотрены в ст. 182 и 184 УПК РФ. Согласно ч. 3 ст. 184 УПК РФ обыск в жилище производится на основании судебного решения.

    Депутату, выборному должностному лицу обеспечивается возможность беспрепятственного пользования правовыми актами, принятыми органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования, а также документами и информационно-справочными материалами, поступающими в официальном порядке в указанные органы.

    Запрашиваемая депутатом, выборным должностным лицом информация, в отношении которой установлены ограничения на ее распространение, в соответствии с действующим законодательством подлежит предоставлению по письменному запросу депутата, выборного должностного лица. Лицо, предоставляющее указанную информацию, обязано довести до сведения запрашивающего лица нормы, регламентирующие порядок использования соответствующих документов и сведений.

    Информация, отнесенная согласно действующему законодательству к государственной тайне, предоставляется при наличии у депутата, выборного должностного лица соответствующего допуска.

    Отказ в предоставлении соответствующей информации подлежит оформлению в письменном виде.

    При обращении в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, расположенные на территории муниципального образования организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, соответствующие должностные лица обеспечивают депутата, выборное должностное лицо консультациями специалистов по вопросам, связанным с их деятельностью. Прудников А.С., Еремян В.В. Муниципальное право России: Курс лекций - М.: Книжный мир,2005. - 243 с.

    Время осуществления депутатом, работающим на профессиональной постоянной основе, своих полномочий в органах местного самоуправления засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления их на работу или на службу в течение трех месяцев после прекращения полномочий.

    Депутатам, работающим на профессиональной постоянной основе, по окончании срока их полномочий, а также в случае упразднения соответствующего муниципального образования, роспуска (самороспуска) представительного органа местного самоуправления, в случаях досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица предоставляется в соответствии с действующим законодательством прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) в той же или с его согласия другой организации.

    Депутат в течение срока своих полномочий не может быть по инициативе работодателя уволен с работы на предприятии, в учреждении или иной организации (за исключением их полной ликвидации), переведен на другую работу или исключен из учебного заведения без согласия представительного органа местного самоуправления.

    Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены дополнительные гарантии трудовых прав депутата, выборного должностного лица местного самоуправления.

    Гарантии трудовых прав депутата из числа военнослужащих и других категорий граждан, порядок прохождения службы которых определяется уставами и положениями, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Депутатам обеспечиваются необходимые условия для проведения встреч с избирателями и отчетов перед ними.

    Соответствующий орган местного самоуправления обеспечивает извещение граждан о дате, месте и времени проведения встреч депутата, выборного должностного лица с избирателями, оказывает иную помощь в осуществлении ими своих полномочий. По решению представительного органа местного самоуправления и за счет средств местного бюджета депутату, выборному должностному лицу может быть безвозмездно предоставлено помещение для встреч с избирателями, а в необходимых случаях - транспортное средство.

    Депутат обладает неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий. Деятельность депутатов является публично-правовой, при этом они действуют не от своего имени, а от имени избирателей, представляя их интересы и интересы муниципального образования.

    Они не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие их статусу не только в период пребывания на соответствующей выборной должности, но и по истечении срока их полномочий. ФЗ № 131 « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года.

    Указанные гарантии неприкосновенности не распространяются на случаи, когда депутатом, выборным должностным лицом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом. В этих случаях они несут ответственность на общих основаниях.

    В федеральном законодательстве установлены ограничения, связанные со статусом депутатов, работающих в представительном органе на постоянной основе. Они не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.

    Депутат вправе иметь помощников для содействия в осуществлении своих полномочий.

    Помощники депутата выполняют его поручения во взаимоотношениях с избирателями, органами государственной власти и органами местного самоуправления, организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, оказывают депутату организационно-техническую, юридическую и иную помощь в осуществлении депутатских полномочий.

    Количество помощников, их права, обязанности и условия труда определяются представительным органом местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.

    Помощники депутата работают, как правило, на общественных началах.

    По решению представительного органа местного самоуправления помощникам депутата может выплачиваться заработная плата за счет средств местного бюджета в размере, определенном депутатом в пределах установленного для каждого депутата фонда оплаты труда помощников. Костюков А.Н. Муниципальное право России: Учебник для ВУЗов, - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007.-687 с.

    Глава 2. Основы статуса депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления

    Статья 5. Срок полномочий депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления

    1. Срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправления составляет четыре года. Установленный срок не может быть изменен в течение текущего срока полномочий, за исключением случаев, предусмотренных статьей 21 настоящего Закона.

    2. Полномочия депутата представительного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы представительного органа местного самоуправления нового созыва.

    3. Полномочия главы муниципального образования, его заместителя начинаются со дня их избрания на указанную должность депутатами представительного органа местного самоуправления и прекращаются с момента избрания в установленном законодательством Республики Адыгея порядке нового главы муниципального образования, его заместителя, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления, указанных в статье 21 настоящего Закона.

    Статья 6. Удостоверение и нагрудный знак депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления

    1. Депутат представительного органа местного самоуправления имеет удостоверение, подтверждающее его депутатские полномочия, и нагрудный знак.

    2. Депутату представительного органа местного самоуправления в результате избрания выборным должностным лицом местного самоуправления выдается удостоверение, подтверждающее его полномочия как главы муниципального образования либо его заместителя.

    3. Удостоверение является документом, дающим право депутату представительного органа и выборному должностному лицу местного самоуправления при осуществлении ими своих полномочий посещать органы государственной власти Республики Адыгея и территориальные отделения федеральных органов государственной власти, местные органы государственной власти и органы местного самоуправления Республики Адыгея, в разрешительном порядке присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, посещать организации, независимо от их организационно - правовых форм, общественные объединения, осуществляющие деятельность на территории Республики Адыгея, а также в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, посещать воинские части, расположенные на территории муниципального образования.

    4. Положение об удостоверении и нагрудном знаке депутата представительного органа и удостоверении выборного должностного лица местного самоуправления, их образцы и описание утверждаются Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея.

    Статья 7. Права депутата представительного органа местного самоуправления

    1. Депутат представительного органа местного самоуправления пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым представительным органом местного самоуправления, а также комиссией, членом которой он является.

    2. Депутат представительного органа местного самоуправления имеет право:

    1) избирать и быть избранным выборным должностным лицом местного самоуправления;
    2) участвовать в обсуждении кандидатур выборных должностных лиц, членов избирательных комиссий, назначаемых или предлагаемых к назначению представительным органом местного самоуправления, а также персонального состава структурных подразделений органов местного самоуправления;
    3) вносить любые вопросы в пределах своей компетенции на рассмотрение представительного органа местного самоуправления;
    4) вносить проекты правовых актов для рассмотрения на заседаниях представительного органа местного самоуправления;
    5) вносить предложения и замечания по повестке дня, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов, поправки к проектам решений, другим актам представительного органа местного самоуправления;
    6) участвовать в рассмотрении в органах местного самоуправления любых вопросов, затрагивающих интересы населения муниципального образования;
    7) вносить предложения о заслушивании внеочередного отчета выборного должностного лица местного самоуправления на заседании представительного органа местного самоуправления либо информации иных должностных лиц органов местного самоуправления;
    8) участвовать в прениях, задавать вопросы докладчикам и председательствующему на заседании, требовать на них ответа и давать им оценку, выступать с обоснованием своих предложений, а также по мотивам голосования, давать справки;
    9) вносить на рассмотрение представительного органа местного самоуправления обращения граждан, имеющих, по мнению депутата представительного органа местного самоуправления, общественное значение;
    10) проводить собрания избирателей округа, встречи с трудовыми коллективами организаций и членами общественных объединений, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования;
    11) обращаться с депутатским запросом, депутатским обращением по вопросам своей деятельности, а также по заявлениям и жалобам граждан к должностным лицам органов государственной власти Республики Адыгея, территориальных отделений федеральных органов государственной власти, местных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Адыгея, руководителям общественных объединений, действующих на территории Республики Адыгея, организаций, независимо от их организационно - правовых форм, а также к лицам командного состава воинских частей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования;
    12) требовать включения в протокол заседания представительного органа местного самоуправления текста своего выступления, не оглашенного в связи с прекращением прений;
    13) осуществлять иные полномочия, установленные настоящим Законом и уставом муниципального образования.

    3. Порядок реализации депутатом представительного органа местного самоуправления прав, указанных в настоящей статье, устанавливается регламентом представительного органа местного самоуправления и уставом муниципального образования.

    Статья 8. Право депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления на правотворческую инициативу

    1. Депутат представительного органа и выборное должностное лицо местного самоуправления имеют право на правотворческую инициативу, которая осуществляется в форме внесения в представительный орган местного самоуправления:

    1) проектов правовых актов и поправок к ним;
    2) предложений о разработке и принятии правовых актов органов местного самоуправления.

    2. Порядок осуществления правотворческой инициативы определяется уставом муниципального образования.

    Статья 9. Право депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления на первоочередной прием должностными лицами

    По вопросам осуществления своих полномочий депутат представительного органа и выборное должностное лицо местного самоуправления пользуются правом первоочередного приема должностными лицами органов государственной власти Республики Адыгея, территориальных отделений федеральных органов государственной власти, местных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Адыгея, руководителями организаций, независимо от их организационно - правовых форм, общественных объединений, осуществляющих деятельность на территории Республики Адыгея, а также лицами командного состава воинских частей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования.

    Статья 10. Право депутата представительного органа местного самоуправления требовать устранения нарушения закона и соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан

    1. При нарушении должностными лицами органов государственной власти Республики Адыгея территориальных отделений федеральных органов государственной власти, местных органов государственности власти и органов местного самоуправления Республики Адыгея, руководителями организаций, независимо от их организационно -правовых форм, общественных объединений, осуществляющих деятельность на территории Республики Адыгея, а также лицами командного состава воинских частей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования, законодательства Российской Федерации и Республики Адыгея депутат представительного органа местного самоуправления вправе потребовать от них устранения нарушений закона, соблюдения прав и законных интересов граждан.

    2. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, к которым обращено требование депутата представительного органа местного самоуправления, обязаны принять меры по устранению нарушения закона, соблюдению прав и законных интересов граждан с последующим информированием об этом депутата представительного органа местного самоуправления.

    Статья 11. Право депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления на получение и распространение информации

    1. Депутат представительного органа и выборное должностное лицо местного самоуправления имеют право на обеспечение в установленном порядке документами, принятыми органами местного самоуправления, а также документами, информационными и справочными материалами, официально распространяемыми органами государственной власти Республики Адыгея, территориальными отделениями федеральных органов государственной власти, местными органами государственной власти Республики Адыгея, общественными объединениями и организациями.

    2. При обращении депутата представительного органа или выборного должностного лица местного самоуправления к должностным лицам органов государственной власти Республики Адыгея, территориальных отделений федеральных органов государственной власти, местных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Адыгея руководителям общественных объединений, организаций по вопросам, связанным с осуществлением депутатской деятельности, соответствующие должностные лица обеспечивают депутата представительного органа или выборное должностное лицо местного самоуправления консультациями специалистов, представляют им необходимую информацию и документацию, не являющуюся государственной или коммерческой тайной.

    3. Депутат представительного органа и выборное должностное лицо местного самоуправления имеет преимущественное право выступать по вопросам своей депутатской деятельности или деятельности, связанной с исполнением полномочий выборного должностного лица, в средствах массовой информации, финансируемых из бюджета муниципального образования. Редакции средств массовой информации, учрежденных органом местного самоуправления, а также иных средств массовой информации, действующих на территории муниципального образования и финансируемых из бюджета муниципального образования, обязаны по письменному обращению депутата представительного органа или выборного должностного лица местного самоуправления предоставить им возможность выступления по вопросам своей деятельности бесплатно.

    4. Материалы, представленные депутатом представительного органа местного самоуправления, в том числе по поручению представительного органа местного самоуправления либо его комиссией, выборным должностным лицом местного самоуправления, подлежат опубликованию в средствах массовой информации, финансируемых из бюджета муниципального образования, не позднее десяти дней после обращения к ним либо в иной срок, согласованный с депутатом представительного органа или выборным должностным лицом местного самоуправления.

    5. Редактирование материалов без согласия депутата представительного органа либо выборного должностного лица местного самоуправления недопустимо. Редакции средств массовой информации несут ответственность, установленную законодательством, за искажение содержания публикации.

    6. Информация, на распространение которой законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея установлены ограничения, предоставляется депутату представительного органа и выборному должностному лицу местного самоуправления по его письменному запросу в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея. Лицо, предоставляющее указанную информацию, обязано довести до сведения депутата представительного органа либо выборного должностного лица местного самоуправления порядок использования соответствующей информации.

    Статья 12. Ограничения деятельности депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления при осуществлении своих полномочий

    1. Депутат представительного органа либо выборное должностное лицо местного самоуправления не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Российской Федерации, Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, городского, районного Собрания представителей или иного представительного органа местного самоуправления Республики Адыгея, занимать государственные должности, государственные должности государственной службы и муниципальные должности муниципальной службы в органах представительной, исполнительной и судебной власти.

    2. Депутат представительного органа местного самоуправления независимо от порядка осуществления полномочий не вправе:

    1) получать от организаций, независимо от их организационно -правовых форм, и физических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением ими своих полномочий, кроме как в порядке, установленном законодательством о труде;
    2) выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности представительного органа местного самоуправления, депутатом которого он является, с представительными органами местного самоуправления других муниципальных образований, а также с органами государственной власти Республики Адыгея, местными органами государственной власти Республики Адыгея, международными и иностранными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея, а также международными договорами;
    3) получать гонорары за выступления и публикацию материалов, подготовка которых входит в обязанности депутата представительного органа или выборного должностного лица местного самоуправления;
    4) использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий депутата представительного органа либо выборного должностного лица местного самоуправления, средства материально -технического, финансового и информационного обеспечения их деятельности, а также другое имущество муниципального образования и служебную информацию.

    3. Выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе:

    1) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
    2) заниматься другой оплачиваемой или дающей доход деятельностью, кроме научной, преподавательской и творческой деятельности;
    3) участвовать в коммерческой рекламе товаров и услуг, распространяемой через средства массовой информации либо в иной публичной форме;
    4) участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно - правовой формы, в том числе входить в состав органов управления коммерческими организациями, использующими средства бюджета муниципального образования, если в порядке, установленном федеральными законами, законами Республики Адыгея, правовыми актами органов местного самоуправления, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией.

    4. Гражданин, являющийся выборным должностным лицом органа местного самоуправления, обязан передать в доверительное управление на время нахождения на выборной муниципальной должности находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами Республики Адыгея.

    5. Выборное должностное лицо местного самоуправления обязано ежегодно в установленном порядке представлять сведения о полученных и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а также о являющемся объектом налогообложения имуществе, принадлежащем ему на праве собственности.

    Статья 13. Формы депутатской деятельности

    1. Основными формами деятельности депутата представительного органа местного самоуправления являются:

    1) участие в работе соответствующего представительного органа местного самоуправления;
    2) участие в работе постоянных комиссий, временных, согласительных комиссий, депутатских групп, создаваемых в соответствии с регламентом представительного органа местного самоуправления и уставом муниципального образования;
    3) направление обращений и запросов к должностным лицам органов государственной власти Республики Адыгея, территориальных отделений федеральных органов государственной власти, местных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Адыгея, руководителям организаций, общественных объединений, а также к лицам командного состава воинских частей;
    4) внесение предложений о направлении запросов Совета депутатов лицам, указанным в пункте 3 части 1 настоящей статьи;
    5) участие в разработке проектов и принятии правовых актов, издаваемых представительным органом местного самоуправления в соответствии с его компетенцией, а также содействие населению в реализации права на правотворческую инициативу по вопросам местного значения;
    6) непосредственное обращение с избирателями, работа с их обращениями и наказами, информирование избирателей о своей деятельности и деятельности органов местного самоуправления на собраниях избирателей, сходах граждан, а также через средства массовой информации;
    7) осуществление контроля за выполнением нормативных правовых актов, принятых органами местного самоуправления;
    8) участие в осуществлении представительских и иных функций от имени избирателей, населения муниципального образования и представительного органа местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

    2. Деятельность депутата представительного органа местного самоуправления может осуществляться и в иных формах, предусмотренных уставом муниципального образования.

    Статья 14. Депутатский запрос

    1. Депутат либо группа депутатов представительного органа местного самоуправления по заявлением или жалобам граждан, связанным с нарушением их прав и законных интересов, вправе в пределах своей компетенции направить в письменной форме запрос к должностным лицам органов государственной власти Республики Адыгея, территориальных отделений федеральных органов государственной власти, местных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Адыгея, руководителям общественных объединений, осуществляющих деятельность на территории Республики Адыгея, организаций, независимо от их организационно - правовых форм, а также к лицам командного состава воинских частей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования, по вопросам, входящим в компетенцию соответствующих органов, организаций, объединений и их должностных лиц.

    2. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, к которым направлен депутатский запрос, обязаны дать на него ответ в письменной форме непосредственно инициатору (инициаторам) запроса в срок не более пятнадцати дней со дня его получения. При этом ответ должен быть подписан лицом, к которому направлен депутатский запрос.

    3. В случае необходимости проведения дополнительной проверки или дополнительного изучения каких-либо вопросов, связанных с запросом депутата (группы депутатов) представительного органа местного самоуправления, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, обязаны проинформировать об этом депутата (депутатов) в трехдневный срок со дня получения депутатского запроса и согласовать с ним (ними) иной срок представления ответа.

    Статья 15. Депутатское обращение

    1. Депутат либо группа депутатов представительного органа местного самоуправления вправе в пределах своей компетенции обращаться в письменной форме по вопросам депутатской деятельности к лицам, указанным в части 1 статьи 14 настоящего Закона, с просьбой оказать содействие, принять меры по вопросу, указанному в обращении, либо предоставить информацию, разъяснения, консультации по вопросам, изложенным в депутатском обращении.

    2. Депутатское обращение должно быть рассмотрено лицами, к которым направлено депутатское обращение. Указанные лица обязаны дать на него ответ в письменной форме непосредственно инициатору (инициаторам) обращения в срок не более тридцати дней со дня его получения. При этом ответ должен быть подписан лицом, к которому направлено депутатское обращение.

    1. Представительный орган местного самоуправления вправе по вопросам в пределах своей компетенции направить в письменной форме запрос к должностным лицам органов государственной власти Республики Адыгея, территориальных отделений федеральных органов государственной власти, местных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Адыгея, руководителям общественных объединений, осуществляющих деятельность на территории Республики Адыгея, организаций, независимо от их организационно - правовых форм, а также к лицам командного состава воинских частей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования, по вопросам, входящим в компетенцию соответствующих органов, организаций, объединений и их должностных лиц.

    2. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, к которым направлен запрос Совета депутатов, обязаны дать на него ответ в письменной форме в срок не более пятнадцати дней со дня его получения. При этом ответ должен быть подписан лицом, к которому направлен запрос Совета депутатов.

    Статья 17. Депутатская этика

    Правила депутатской этики и ответственность за их несоблюдение устанавливаются представительным органом местного самоуправления.

    Статья 18. Обязанности депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления

    1. Депутат представительного органа и выборное должностное лицо местного самоуправления обязаны:

    1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, Конституцию Республики Адыгея, законодательство Российской Федерации и Республики Адыгея, регламент представительного органа местного самоуправления и устав муниципального образования;
    2) информировать своих избирателей и население муниципального образования о своей деятельности и отчитываться перед ними в соответствии с уставом муниципального образования и настоящим Законом;
    3) принимать меры по обеспечению прав, свобод, законных интересов своих избирателей и населения муниципального образования, рассматривать поступившие от них предложения, заявления, жалобы, способствовать в пределах своих полномочий правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов и информировать о принятых мерах;
    4) участвовать в работе представительного органа местного самоуправления и комиссий, членом которых он является;
    депутат представительного органа местного самоуправления должен быть своевременно проинформирован о времени созыва, месте проведения заседания представительного органа местного самоуправления;
    5) соблюдать иные положения, установленные уставом муниципального образования и настоящим Законом.

    2. Депутат представительного органа и выборное должностное лицо местного самоуправления обязаны соблюдать установленные в представительном органе местного самоуправления правила внутреннего распорядка, порядок работы со служебной информацией и документами.

    Статья 19. Отчет депутата представительного органа местного самоуправления перед избирателями

    1. Депутат представительного органа местного самоуправления обязан отчитываться перед избирателями округа о своей работе, о ходе выполнения предвыборной программы и наказов избирателей.

    2. Периодичность отчета депутата представительного органа местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования, но не реже одного раза в два года.

    3. Органы местного самоуправления обеспечивают опубликование отчетов депутатов представительного органа местного самоуправления.

    Статья 20. Отчет главы муниципального образования и его заместителя

    1. Глава муниципального образования и его заместитель обязаны отчитываться перед представительным органом местного самоуправления и населением муниципального образования о своей работе в порядке, установленном уставом муниципального образования.

    2. Периодичность отчета главы муниципального образования и его заместителя устанавливается уставом муниципального образования, но не реже одного раза в два года.

    3. Органы местного самоуправления обеспечивают опубликование отчетов главы муниципального образования и его заместителя.

    Статья 21. Основания досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления

    1. Прекращение полномочий депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления осуществляется в связи с истечением срока полномочий, указанного в статье 5 настоящего Закона, а также может осуществляться досрочно.

    2. Полномочия депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случаях:

    1) представления письменного заявления о добровольном сложении своих полномочий;
    2) утраты гражданства Российской Федерации и Республики Адыгея;
    3) выезда на постоянное место жительства за пределы границ соответствующего муниципального образования, а в городах республиканского значения - за пределы города;
    4) отзыва депутата представительного органа местного самоуправления;
    5) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом представительного органа либо выборным должностным лицом местного самоуправления;
    6) признания гражданина, являющегося депутатом представительного органа или выборным должностным лицом местного самоуправления, решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, умершим, безвестно отсутствующим;
    7) смерти депутата представительного органа или выборного должностного лица местного самоуправления;
    8) избрания или назначения на должность, занятие которой в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея несовместимо со статусом депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления;
    9) неисполнения депутатом представительного органа и выборным должностным лицом местного самоуправления положений статьи 12 настоящего Закона;
    10) самороспуска представительного органа местного самоуправления по решению этого органа (длительное бездействие, невозможность проведения кворумных заседаний и т. п.) или упразднения муниципального образования.

    3. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно также в случае его переизбрания представительным органом местного самоуправления.

    4. Порядок и процедура досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами Республики Адыгея.

    5. Досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления оформляется решением соответствующего представительного органа местного самоуправления, принятым в соответствии с настоящим Законом и уставом муниципального образования.

    6. Гражданин, чьи полномочия как депутата представительного органа или выборного должностного лица местного самоуправления прекращены досрочно, не может быть ограничен в пассивном избирательном праве, за исключением случаев прекращения полномочий в соответствии с пунктами 2, 5, 6 и 7 части 2 настоящей статьи.

    7. Досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления с нарушением порядка и процедуры досрочного прекращения их полномочий, установленных уставом муниципального образования и законами Республики Адыгея, а также по основаниям, не предусмотренным настоящим Законом, не допускается.

    Статья 22. Отзыв депутата представительного органа местного самоуправления

    Порядок отзыва депутата представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с законом Республики Адыгея об отзыве депутата представительного органа местного самоуправления.

    Статья 23. Гарантии прав депутата представительного органа местного самоуправления при осуществлении своих полномочий

    1. Депутату представительного органа местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий, защита его прав, чести и достоинства.

    2. Органы местного самоуправления обеспечивают депутату представительного органа местного самоуправления необходимые условия для проведения в избирательном округе личных приемов и встреч с избирателями округа. По просьбе депутата представительного органа местного самоуправления органы местного самоуправления выделяют помещение, оборудованное мебелью и, по возможности, средствами связи, извещают граждан о времени и месте проведения встреч, направляют по приглашению депутата для участия во встречах своих представителей, оказывают другую помощь.

    3. Встречи с работниками организаций и их структурных подразделений, расположенных на территории соответствующего избирательного округа, депутат представительного органа местного самоуправления проводит по согласованию с руководителями этих организаций.

    4. Для работы в комиссиях и участия в заседаниях представительного органа местного самоуправления администрация организации освобождает депутата представительного органа местного самоуправления, осуществляющего свои полномочия без отрыва от основной деятельности, от выполнения производственных или служебных обязанностей на основании официального уведомления о вызове его на заседание представительного органа местного самоуправления, а для работы в избирательном округе - на основании письменного уведомления депутата представительного органа местного самоуправления. При этом требование каких-либо других документов не допускается.

    5. Депутат представительного органа местного самоуправления в период осуществления своих полномочий, а также в течение года после их окончания не может быть уволен с работы по инициативе администрации организации, независимо от ее организационно -правовой формы (за исключением случаев ликвидации организации), переведен в порядке дисциплинарного взыскания на другую работу, исключен из учебного заведения в период осуществления своих полномочий без согласия соответствующего представительного органа местного самоуправления.

    6. Депутат представительного органа местного самоуправления в связи с осуществлением своих полномочий имеет право по предъявлению удостоверения пользоваться средствами связи, находящимися в пользовании соответствующих органов местного самоуправления. Оплата услуг связи, предоставляемых депутату представительного органа местного самоуправления, производится из бюджета муниципального образования. Порядок оплаты услуг связи устанавливается правовыми актами органа местного самоуправления.

    7. Депутат представительного органа местного самоуправления для поездок при осуществлении депутатской деятельности на территории муниципального образования может использовать служебный автотранспорт. Порядок предоставления служебного автотранспорта определяется представительным органом местного самоуправления и устанавливается уставом муниципального образования.

    8. Депутат представительного органа местного самоуправления на территории соответствующего города, района пользуется правом бесплатного проезда на всех видах пассажирского транспорта городского и внутрирайонного сообщения (за исключением такси). Проезд депутата на указанных видах транспорта осуществляется по удостоверению депутата представительного органа местного самоуправления установленного образца.

    Статья 24. Неприкосновенность депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления

    1. Депутат представительного органа и выборное должностное лицо местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны, за исключением случаев задержания на месте преступления, подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия Прокурора Республики Адыгея.

    2. Депутат представительного органа и выборное должностное лицо местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть привлечены к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, без согласия представительного органа местного самоуправления.

    3. Депутат представительного органа и выборное должностное лицо местного самоуправления также не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанные мнения, позицию, выраженную при голосовании и другие действия, соответствующие статусу депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда со стороны депутата представительного органа, выборного должностного лица местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея.

    Статья 25. Социальные гарантии деятельности депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления

    1. Депутатам представительного органа и выборным должностным лицам местного самоуправления гарантируются обязательное страхование на случай смерти, причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением ими своих полномочий, при этом размер страховой суммы устанавливается представительным органом местного самоуправления и выплачивается из средств бюджета муниципального образования.

    2. Депутатам представительного органа местного самоуправления гарантируется обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период замещения ими должности выборного должностного лица местного самоуправления.

    3. Выборное должностное лицо местного самоуправления имеет право на получение пенсии по возрасту или за выслугу лет, назначенной в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея. В случае смерти, связанной с исполнением выборным должностным лицом должностных обязанностей, в том числе наступившей после окончания срока его полномочий, члены семьи умершего имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца, условия, порядок назначения и выплаты которой определяются законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея.

    4. Выборное должностное лицо местного самоуправления в связи с выходом на пенсию имеет право на ежемесячную доплату к государственной пенсии. Ежемесячная доплата к государственной пенсии устанавливается за счет средств бюджета муниципального образования в соответствии с Законом Республики Адыгея.

    5. Период осуществления полномочий депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления приравнивается к стажу муниципальной службы и засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея о муниципальной службе.

    6. Период осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу в течение трех месяцев после прекращения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления.

    7. Выборному должностному лицу местного самоуправления после окончания срока его полномочий, досрочного прекращения полномочий в соответствии с пунктами 1, 3, 10, 11 части 2 статьи 21 настоящего Закона предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) по прежнему месту работы или, с его согласия, в другой организации. В случае непредоставления работы выборному должностному лицу местного самоуправления выплачивается денежное содержание по ранее занимаемой должности на период его трудоустройства, но не более шести месяцев, за счет средств бюджета муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования.

    8. Уставом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея могут устанавливаться дополнительные социальные гарантии депутатам представительного органа и выборным должностным лицам местного самоуправления.

    Статья 26. Отпуск выборного должностного лица местного самоуправления

    1. Выборному должностному лицу местного самоуправления устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее тридцати календарных дней.

    2. Выборному должностному лицу местного самоуправления сверх ежегодного оплачиваемого отпуска по решению представительного органа местного самоуправления может предоставляться дополнительный оплачиваемый отпуск за счет средств бюджета муниципального образования, но не более пятнадцати календарных дней.

    3. Порядок предоставления выборному должностному лицу местного самоуправления дополнительного оплачиваемого отпуска устанавливается уставом муниципального образования.

    Статья 27. Материально - финансовое обеспечение деятельности депутатов представительного органа и выборных должностных лиц местного самоуправления при осуществлении ими своих полномочий

    1. Депутату представительного органа местного самоуправления ежемесячно возмещаются за счет средств бюджета муниципального образования расходы, связанные с его деятельностью, в порядке и размерах, установленных представительным органом местного самоуправления, но не менее одного минимального размера оплаты труда.

    2. Депутату представительного органа местного самоуправления, освобожденному по месту основной работы от выполнения производственных или служебных обязанностей на время осуществления депутатской деятельности в представительном органе местного самоуправления, а также на время его работы с избирателями в избирательном округе, сохраняется средний заработок по основному месту работы.

    3. Выборному должностному лицу местного самоуправления устанавливается денежное вознаграждение, размер и порядок выплаты которого определяется представительным органом местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Адыгея за счет средств бюджета муниципального образования.

    4. Дополнительное материально - финансовое обеспечение деятельности депутатов представительного органа и выборных должностных лиц местного самоуправления при осуществлении ими своих полномочий устанавливается представительным органом местного самоуправления за счет средств бюджета муниципального образования.

    Статья 28. Ответственность за нарушение законодательства о статусе депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления

    1. Неуважение к депутату представительного органа или выборному должностному лицу местного самоуправления, выразившееся в совершении кем бы то ни было действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к представительному органу местного самоуправления, влечет за собой ответственность, предусмотренную административным законодательством.

    2. Неисполнение лицами, указанными в пункте 11 статьи 7 настоящего Закона, положений настоящего Закона либо создание депутату представительного органа или выборному должностному лицу местного самоуправления препятствий в осуществлении ими своих полномочий (в том числе предоставление им заведомо ложной информации или несоблюдение установленных сроков и порядка предоставления информации), а также иные нарушения настоящего Закона влекут за собой уголовную, административную или иную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея.

    3. Неправомерное воздействие на депутата представительного органа или выборное должностное лицо местного самоуправления, членов их семей, выраженное в виде насилия или угрозы применения насилия, оказанное в целях прекращения их деятельности в качестве депутата представительного органа или выборного должностного лица местного самоуправления, а также в целях изменения характера деятельности, влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.