Понятие, структура и виды предпринимательских отношений. Понятие, структура и виды предпринимательских правоотношений Субъекты предпринимательской деятельности хозяйственных правоотношений

Предствляют собой общественнные отношения, возникающие в сфере , а также тесно связанные с ними некоммерческие отношения, включая отношения по государственном регулированию рыночной экономики.

Эти отношения подразделяются на две группы:
  • Предпринимательские отношения (горизонтальные отношения, то есть отношения предприниматель — предприниматель).
  • Некоммерческие отношения (вертикальные отношения, то есть отношения предпрниматель — орган управления).

Вместе эти группы образуют хозяйственно-правовые отношения, единый хозяйственно-правовой оборот.

  • В основе горизонтальных (имущественных) отношений предпринимателей лежит юридическое равенство сторон. Права и обязанности как правило возникают из договора.
  • Во вторую группу входят отношения некоммерческого характера, например образование предприятия, лизенцизорование и т.д. В эту группу включены отношения по государственному регулированию рыночной экономики. Это отношения по поддержке конкуренции и ограничению монополистической деятельности, правового регулирования ценообразования и т.д.

Предпринимательская деятельность это самостоятельная деятельность осуществляемая на свой страх и риск, направленная на систематическое получение прибыли.

Особенности предпринимательских правоотношений

Особенность предпринимательских отношений по сравнению с гражданскими отношениями — их субъектный состав. По субъектному составу отношения, регулируемые ГК РФ включают граждан, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты РФ и муниципальные образования.

Хозяйствующий субъект — это лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность.

Понятие "Хозяйствующий субъект" шире понятия "предприниматель", так как некоммерческая организация (учебное заведение) не будучи предпринимателем может участвовать в хозяйственном обороте.

Объекты предпринимательских правоотношений

Объекты предпринимательских правоотношений — это то, на что направлены предпринимательские права и обязанности субъктов правоотношений.

К объектам предпринимательских прав относятся:
  • вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество
  • действия обязанных субъектов
  • собственная деятельность субъекта предпринимательского права
  • нематериальные блага, используемые при ведении предпринимательской деятельности (фирменное наименование).

Основания возникновения предпринимательских правоотношений

Основанием возникновения предпринимательских правоотношений служат юридические акты, т. е. предусмотренные нормами предпринимательского права действия или события, вызывающие изменение или прекращение у отдельно взятых юридических или физических лиц хозяйственных прав и обязанностей.

Если нормами предпринимательского права регулируется прежде всего предпринимательская деятельность, то правопорождающими фактами в предпринимательских правоотношениях являются преимущественно действия участников хозяйственных правоотношений. События выступают чаще всего в роли правоизменяющих и правопрекращающих обстоятельств.

Действия участников предпринимательских правоотношений подразделяются также на правомерные и неправомерные. Например, указания органа государства, данные с превышением компетенции, должны быть отнесены к числу неправомерных действий.

Виды предпринимательских правоотношений

Предпринимательские правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:

  • Абсолютные вещные правоотношения
  • Абсолютно-Относительные вещные правоотношения
  • Абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности
  • Относительные предпринимательские правоотношения
Абсолютные вещные правоотношения

Для вещного правоотношения характерно, что субъект в нем реализует право на имущество . Объектом правоотношения выступает вещь.

В предпринимательском праве регулируемые вещные отношения связаны с производством, обменом, распределением и производственным потреблением. Ввиду этого объектом вещных правоотношений выступает то, что участвует в этих воспроизводственных процессах. Предметы, служащие удовлетворению личных потребностей вне производства, не являются объектами хозяйственно-правовых вещных правоотношений.

Абсолютным вещным правом является .

Абсолютно относительные вещные правооотношения

К их числу относятся право хозяйственного ведения и оперативного управления.

Правоотношения такого рода складываются при предоставлении государственного и муниципального имущества предприятиям. Объем таких прав по владению, пользованию и распоряжению закрепленным имуществом определяется юридическим титулом.

Абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности

Для таких правоотношений характерно, что они складываются по поводу ведения собственной деятельности, которая выступает как объект правоотношения. Конструкция правовой связи такова, что у субъекта, ведущего хозяйствование по установленным законом правилам, нет конкретных обязанных лиц. Все другие субъекты обязаны считаться с возможностью вести предпринимательскую деятельность данным субъектом и не препятствовать ее реализации, а в соответствующих случаях — способствовать ей. Мера возможного поведения по осуществлению такой деятельностью очерчена законом. Если ее нормальное течение прерывается под влиянием третьих лиц или в результате нарушения установленного порядка ведения такой деятельности самим субъектом права, абсолютные отношения превращаются в относительные.

Неимущественные абсолютные хозяйственные правоотношения

Складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектами предпринимательства в своей деятельности, таких, как фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места нахождения товара, коммерческая тайна и др. Никто, кроме субъекта — носителя этих прав, без его разрешения не может воспользоваться этим правом. В ходе нормальной реализации неимущественных прав складывающиеся правоотношения являются абсолютными. При нарушении таких прав возникает конкретное обязательство по их защите от нарушителя и из неимущественного правоотношение трансформируется в имущественное. Потерпевший, защищая свои неимущественные права, может требовать возмещения убытков от нарушителя.

Относительные предпринимательские правоотношения

В их основе лежат относительные права, т. е. права, принадлежащие одному лицу по отношению к другому лицу. Относительные правоотношения являются обязательственными правоотношениями, т. е. правоотношениями, возникающими из договоров, из иных юридических законов, в силу которых возникают обязательственные правоотношения между конкретными лицами. Исполнение обязанности в обязательственном правоотношении лежит на должнике, т. е. на лице, обязанном совершить определенное действие или воздержаться от его совершения в пользу уполномоченного лица — кредитора.

Предпринимательские правоотношения – у регулированные нормами предпринимательского права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, тесно с ней связанной деятельности некоммерческого характера, внутрихозяйственные отношения, а также отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности.

Предпринимательскому правоотношению как одному из видов правоотношений присущи общие признаки, характерные для всех правоотношений: возникновение, изменение или прекращение только на основе правовых норм; связанность субъектов правоотношений взаимными правами и обязанностями; волевой характер; охрана со стороны государства; индивидуализированность субъектов, строгая определенность их взаимного поведения, персонификация прав и обязанностей.

Основанием возникновения, изменения и прекращения предпринимательских правоотношений являются юридические факты, в роли которых выступают действия и события. Основная роль принадлежит действиям субъектов предпринимательской деятельности. События выступают в качестве правоизменяющих или правопрекращающих обстоятельств.

Субъектами предпринимательских отношений выступают лица, непосредственно осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, которые в лице органов власти регулируют и контролируют эту деятельности.

Объектами предпринимательских правоотношений могут быть: вещи, деньги, иное имущество; действия обязанных субъектов; собственная деятельность субъектов предпринимательского права; неимущественные блага (фирменное наименование, товарный знак).

Виды предпринимательских правоотношений:

1. Абсолютные вещные правоотношения возникают на основе права собственности. Право собственности дает его субъекту возможности владения, пользования и распоряжения имуществом по своему усмотрению в соответствии с законом. Объектом правоотношения, по поводу которого оно возникает, является вещь.

2. Абсолютно-относительные вещные правоотношения складываются и реализуются при осуществлении права хозяйственного ведения, оперативного управления. Они являются абсолютно-относительными потому, что субъект, обладающий правом хозяйственного ведения или оперативного управления, реализует свои возможности в сфере предпринимательской деятельности вне взаимодействия с другими субъектами. Он владеет, пользуется и распоряжается имуществом «абсолютно» самостоятельно, не сообразуя своих возможностей ни с кем, кроме собственника, с которым он состоит в относительных правоотношениях. Правовые отношения такого вида возникают и реализуются субъектами предпринимательской деятельности, которые используют в качестве основы своей деятельности предоставленное им государственное или муниципальное имущество. Объем прав таких субъектов определяется соответствующим собственником и закрепляется в соответствующем законе или уставе.

3. Абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности. Они складываются по поводу ведения собственной деятельности, которая выступает в качестве объекта правоотношения. Такие правоотношения возникают по поводу ведения бухгалтерского и налогового учета, формирования статистической отчетности. Субъект предпринимательской деятельности самостоятельно определяет свои действия в соответствии с действующим законодательством. Если субъект нарушает установленные государством правовые нормы, то компетентные государственные органы вправе потребовать пресечения допущенных нарушений. Правоотношения в таком случае из абсолютных трансформируются в относительные.

Неимущественные предпринимательские правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектом предпринимательской деятельности (фирменного наименования, товарного знака). Никто, кроме субъекта – носителя этих прав, без его разрешения не может воспользоваться фирменным наименованием, товарным знаком и знаком обслуживания, менять наименование места происхождения товара и т.п.

Особую группу составляют обязательственные правоотношения. Характерным для них является то, что один субъект предпринимательской деятельности вправе требовать от другого субъекта совершения соответствующих действий. Обязанный субъект обязан их исполнить, то есть передать имущество, выполнить работы, оказать услуги.

Обязательственные правоотношения подразделяются на 4 разновидности: 1) хозяйственно-управленческие; 2) внутрихозяйственные; 3) территориально-хозяйственные; 4) оперативно-хозяйственные.

⇐ Предыдущая234567891011Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 1331 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

физические и юридические лица,

иные субъекты гражданского права, осуществляющие предпринимательскую деятельность или имеющие право ее осуществлять

(Ст. 1 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» в редакции

Источник: Право Белоруссии: Понятия, термины, определения

Хозяйствующие субъекты

российские и иностранные коммерческие организации и их объединения (союзы или ассоциации), некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также индивидуальные предприниматели.

Закон РСФСР от 22.03.91 N 948-I, ст.4; Федеральный закон от 25.05.95 N 83-ФЗ, ст.1

Источник: Словарь юридических понятий

ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ

гражданин, организация или группа л и ц (организаций), ведущие хозяйственную деятельность. При переходе к рыночной экономике такая деятельность, как правило, является предпринимательской, направленной на получение прибыли, и осуществляется индивидуальными или коллективными предпринимателями. К последним относятся предприятия, производственные кооперативы, другие коммерческие организации. Социально-культурные, научные и иные нехозяйственные организации могут вести необходимую для выполнения своих задач хозяйственную деятельность, в т.ч. направленную на получение прибыли. В этом случае они действуют как Х.с. Большинство Х.с. являются субъектами права и пользуются правами юридического лица. Их правосубъектность возникает после государственной регистрации, без которой осуществление предпринимательской деятельности запрещается (см.

4. Понятие, структура и виды предпринимательских правоотноше­ний.

Государственная регистрация юридических лиц). Коммерческие организации имеют общую правоспособность, т.е. могут осуществлять любую хозяйственную деятельность. Исключением являются государственные и муниципальные предприятия, обладающие специальной правоспособностью. Они вправе вести лишь такую деятельность, которая соответствует предмету и целям деятельности, установленным в уставе предприятия. Индивидуальные предприниматели могут осуществлять лишь те виды деятельности, которые указаны в свидетельстве о регистрации. Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется законом, могут осуществляться только на основании лицензии (ст. 49 ГК). Наиболее важным видом Х.с. являются предприятия. Их правовое положение определяется ГК и специальными законами. Согласно ст. 132 ГК предприятие - это объект права, но в гл. 4 ГК оно рассматривается как юридическое лицо. Обычно в законодательстве предприятие трактуется как Х.с. и субъект права, как участник отношений по горизонтали и вертикали. Первые являются частноправовыми и охватываются ГК. Вторые относятся к области публичного права и регулируются многочисленными некодифицирован- ными нормативными актами. Разрозненное правовое регулирование хозяйственных отношений по горизонтали и вертикали создает неудобства на практике и противоречит природе предприятия как единого субъекта права. Предприятия создаются в организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством. С этой точки зрения они делятся на две большие группы: унитарные предприятия и корпоративные предприятия. Унитарными являются предприятия, имущество которых не делится на доли участия. К ним относятся государственные и муниципальные предприятия. Корпоративные предприятия действуют в форме хозяйственных товариществ (полных товариществ, товариществ на вере) и хозяйственных обществ (обществ с ограниченной ответственностью, обществ с дополнительной ответственностью, акционерных обществ). В отношении предприятий отдельных организационно- правовых форм изданы или разрабатываются специальные законы (например, федеральные законы «Об акционерных обществах» 1995, «Об обществах с ограниченной ответственностью» 1998, разрабатывается закон о государственных и муниципальных предприятиях). Наряду с делением предприятий на унитарные и корпоративные выделяются их отдельные виды, имеющие характерные особенности: малые предприятия, предприятия-монополисты (Х.с, доминирующие на рынке), предприятия с иностранными инвестициями, предприятия железнодорожного транспорта, дочерние предприятия, зависимые предприятия (см. Зависимое хозяйственное общество). В отношении таких предприятий в законодательстве установлены специальные правила. Особым видом Х.с. являются производственные кооперативы, отличительная черта которых состоит в обязательности трудового участия их членов в деятельности кооператива. Х.с. являются, как правило, субъектами права и пользуются правами юридического лица. Однако среди них есть и такие, которые не являются субъектами права или признаются таковыми, но не пользуются правами юридического лица. К их числу относятся «группы лиц», правовое положение которых определяется в ст. 4 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в редакции Федерального закона от 6 мая 1998). Такая группа представляет собой совокупность юридических и физических лиц, связанных между собой определенными имущественными и организационными отношениями. Группа лиц не имеет прав юридического лица, но признается Х.с. и субъектом права в смысле антимонопольного законодательства. Имеются и Х. с, не являющиеся субъектами права, а представляющие собой хозяйственные образования, в интересах которых в правовых отношениях выступает основная или центральная компания.

Последняя является предприятием, действующим в качестве центра хозяйственной системы, составляет сводный баланс по системе в целом, ведет сводную бухгалтерскую отчетность. Подобное предприятие представляет собой холдинговая компания. Неправосубъектными хозяйственными системами являются и финансово-промышленные группы. Такая группа представляет собой производственно-хозяйственный комплекс, в состав которого входят как промышленные предприятия, так и кредитные организации. Своеобразным хозяйствующим субъектом является крестьянское (фермерское) хозяйство. Оно действует на базе имущества, принадлежащего его членам на праве совместной собственности. Однако в ГК предпринимателем и субъектом права признается не хозяйство в целом, а лишь его глава (ст. 23, 257). Лит.: Лаптев В.В. Предпринимательское право. Понятие и субъекты. М., 1997. Гл. 6-14; Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. М., 1994. Т. 1. Тема IV. В.В. Лаптев

Источник: Юридическая энциклопедия

Занятие 1.

1. Понятия и признаки субъектов предпринимательского права.

2. Виды и классификация субъектов предпринимательского права. Понятия и способы создания субъектов предпринимательского права.

3. Этапы регистрации субъектов хозяйственного права.

4. Ликвидация субъектов хозяйственного права.

Тестовые задания к Теме 2 (Занятие 1)

Контрольные вопросы:

Какое понятие является более широким?

а) хозяйственная деятельность;

б) коммерческая деятельность;

в) предпринимательская деятельность.

2. Может ли коммерческая деятельность не иметь своей целью получение прибыли?

б) может, только в исключительных случаях;

в) не может.

3. Допускается ли не предусмотренное законодательством вмешательство государственных органов в коммерческую деятельность?

а) допускается в любом случае;

б) допускается в случае экономического кризиса;

в) не допускается.

4. Может ли государство заниматься коммерческой деятельностью?

а) не может;

б) может без ограничений.

5. Какой вид ответственности несут члены полного товарищества?

а) долевую;

б) солидарную;

в) субсидиарную.

6. Занимаются ли управлением делами коммандисты (вкладчики) товарищества на вере?

б) да, по желанию;

Что представляет собой объединение граждан и юридических лиц с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников?

г) кооператив.

8. Имеют ли право физические лица заниматься коммерческой деятельностью без образования юридического лица?

б) имеют, но только граждане;

в) не имеют.

9. Требуется ли получение лицензии на некоторые виды деятельности в случае государственной регистрации индивидуального предпринимателя?

а) не требуется;

б) требуется.

10. В каком объеме несет ответственность индивидуальный предприниматель?

а) до 10 МРОТ;

б) до 100 МРОТ;

в) до 1000 МРОТ;

г) всем своим имуществом.

11. Может ли индивидуальный предприниматель быть подвергнут процедуре банкротства?

б) может, но только с его согласия;

в) не может.

12. От кого обособлено имущество юридического лица?

а) от других юридических лиц;

б) от государства;

в) от учредителей.

13. Чем является юридическое лицо?

а) субъектом права;

б) объектом права.

14. Чем является предприятие?

а) субъектом права;

б) объектом права.

15. Что представляет собой дачный кооператив?

а) производственный кооператив;

б) потребительский кооператив;

в) некоммерческое партнерство;

г) религиозная организация.

16. Кто может объединяться в религиозные организации?

а) только граждане;

б) только юридические лица;

в) и граждане, и юридические лица.

17. Является ли филиал юридического лица отдельным юридическим лицом?

а) является;

б) не является.

18. Является ли представительство юридического лица отдельным юридическим лицом?

а) является;

б) не является.

19. Может ли филиал юридического лица нести самостоятельную имущественную ответственность?

б) не может.

20. Как именуются расходы по сбору и обработке информации о контрагентах, проведению переговоров и оформлению договоров?

а) непредвиденные расходы;

б) транзакционные издержки;

в) упущенная выгода;

г) представительские расходы.

Занятие 2.

1.Правовое положение индивидуального предпринимателя.

2. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя.

3. Хозяйственные товарищества.

4. Хозяйственные общества

5. Кооперативы как субъекты предпринимательского права

4. Предприятие как основной субъект предпринимательского права. Организационно-правовые формы предприятий.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 162 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

Сборник заданий по дисциплине

" Предпринимательское право" (код — ХПМ)

Задание 1.

Вопрос 1. Сколько существует отличительных признаков предпринимательской деятельности?

2. 2;
3. 3;
4. 4;

Вопрос 2. Предпринимательское право включает в себя нормы … (дайте наиболее полный ответ):

1. гражданского, коммерческого, финансового права;

2. гражданского, коммерческого, финансового, административного права;

3. гражданского, коммерческого, финансового, уголовного права;

4. гражданского, коммерческого, финансового, административного, уголовного права;

5. гражданского, коммерческого, финансового, административного, международного права.

Вопрос 3. Какие правовые акты имеют преимущество перед внутренним российским законодательством?

1. акты субъектов Российской Федерации;

2. международные акты;

3. акты СССР;

4. акты субъектов РФ и акты СССР;

5. международные акты и акты СССР.

Вопрос 4. Какие структурные элементы включает в себя любая правовая система?

1. отрасли права, институты права;

2. институты права, нормы права;

3. отрасли права, нормы права;

4. отрасли права, институты права, нормы права;

5. отрасли права, институты права, нормы права, источники права.

Вопрос 5. В рамках какой системы права осуществляется регулирование потребления произведенного продукта?

1. в рамках системы трудового права;

2. в рамках системы гражданского права;

3. в рамках системы административного права;

4. в рамках системы финансового права;

5. в рамках системы уголовного права.

Задание 2.

Вопрос I. Кто выступает субъектами предпринимательского права в Российской Федерации (дайте наиболее полный ответ)?

1. граждане, юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность;

2. Российская Федерация, иностранные государства;

3. субъекты Российской Федерации, муниципальные образования;

4. граждане, юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность; Российская Федерация, иностранные
государства; субъекты Российской Федерации, муниципальные образования;

5. граждане, юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность; Российская Федерация; субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Вопрос 2. Кто осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав (дайте наиболее полный ответ)?

1. третейский суд;

2. арбитражный суд;

3. орган исполнительной власти и управления в административном порядке;

4. третейский суд и арбитражный суд;

5. третейский суд, арбитражный суд, орган исполнительной власти и управления в административном порядке.

Вопрос 3. Какой субъект предпринимательского права может в целях извлечения прибыли учредить юридическое лицо получать прибыль от его деятельности или заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица?

1. Российская Федерация;

3. муниципальные образования;

4. граждане;

5. юридические лица.

Вопрос 4. Кто являются основными участниками предпринимательских отношений?

1. Российская Федерация;

2. субъекты Российской Федерации;

3. муниципальные образования;

Тема 2. Понятие, структура и виды предпринимательских отношений

граждане;

5. юридические лица.

Вопрос 5. Перечислите основные отличительные признаки юридического лица (дайте наиболее полный ответ):

1. организационное единство; имущественная обособленность;

2. самостоятельная имущественная ответственность; вступление в хозяйственные отношения от своего имени;

3. организационное единство; самостоятельная имущественная ответственность;

4. вступление в хозяйственные отношения от своего имени; организационное единство;

5. организационное единство; имущественная обособленность; самостоятельная имущественная ответственность; вступление в хозяйственные отношения от своего имени.

Задание 3.

12Следующая ⇒

Классификация видов ПД

Классификация – распределение чего-либо на группы по каким-либо признакам, основаниям.

В зависимости от области осуществления предпринимательской деятельности

ПД осуществляемая в промышленности

b. ПД в кап.строительстве

c. ПД в культуре, наука, образования, здравоохранение

d. ПД в с/х

2. С точки зрения производственного цикла

a. Проектирование

b. Изготовление или производство продукции

c. Хранение

d. Транспортировка продукции

e. Реализация продукции и т.д.

f. Утилизация

h. Эксплуатация

Данная классификация имеет практическое значение, так как зависит от этого налогообложение

3. В зависимости от форм осуществления

a. Индивидуальная (ИП)

Вопрос №5. Предпринимательские правоотношения: понятие, классификация

Коллективная (юр.лица)

4. В зависимости от форм собственности

a. Муниципальная

b. Частная

c. Государственная

5. Правоотношения возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, их виды

Предпринимательские правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:

§ Абсолютные вещные правоотношения

§ Абсолютно-Относительные вещные правоотношения

§ Абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности

§ Относительные предпринимательские правоотношения

Абсолютные вещные правоотношения

Для вещного правоотношения характерно, что субъект в нем реализует право на имущество . Объектом правоотношения выступает вещь.

В предпринимательском праве регулируемые вещные отношения связаны с производством, обменом, распределением и производственным потреблением. Ввиду этого объектом вещных правоотношений выступает то, что участвует в этих воспроизводственных процессах. Предметы, служащие удовлетворению личных потребностей вне производства, не являются объектами хозяйственно-правовых вещных правоотношений.

Абсолютным вещным правом является право собственности .

Абсолютно относительные вещные правооотношения

К их числу относятся право хозяйственного ведения и оперативного управления.

Правоотношения такого рода складываются при предоставлении государственного и муниципального имущества предприятиям. Объем таких прав по владению, пользованию и распоряжению закрепленным имуществом определяется юридическим титулом.

Абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности

Для таких правоотношений характерно, что они складываются по поводу ведения собственной деятельности, которая выступает как объект правоотношения. Конструкция правовой связи такова, что у субъекта, ведущего хозяйствование по установленным законом правилам, нет конкретных обязанных лиц. Все другие субъекты обязаны считаться с возможностью вести предпринимательскую деятельность данным субъектом и не препятствовать ее реализации, а в соответствующих случаях - способствовать ей. Мера возможного поведения по осуществлению такой деятельностью очерчена законом. Если ее нормальное течение прерывается под влиянием третьих лиц или в результате нарушения установленного порядка ведения такой деятельности самим субъектом права, абсолютные отношения превращаются в относительные.

Неимущественные абсолютные хозяйственные правоотношения

Складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектами предпринимательства в своей деятельности, таких, как фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места нахождения товара, коммерческая тайна и др. Никто, кроме субъекта - носителя этих прав, без его разрешения не может воспользоваться этим правом. В ходе нормальной реализации неимущественных прав складывающиеся правоотношения являются абсолютными. При нарушении таких прав возникает конкретное обязательство по их защите от нарушителя и из неимущественного правоотношение трансформируется в имущественное. Потерпевший, защищая свои неимущественные права, может требовать возмещения убытков от нарушителя.

Предпринимательскую деятельность можно разделить по кругу ее субъектов на две большие категории:

  • 1) индивидуальное и коллективное предпринимательство граждан;
  • 2) предпринимательство юридических лиц.

К первой группе субъектов относятся граждане, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью, и коллективы граждан, осуществляющие предпринимательскую деятельность "под общей фирмой" на основании договора полного товарищества.

Вторая группа субъектов, которая может быть обозначена собирательным термином "предприятия", охватывает унитарные государственные и муниципальные предприятия, унаследованные от планово-распределительной экономики, и "рыночные" организационно-правовые формы -- коммандитное (смешанное) товарищество (или товарищество на вере), товарищество с ограниченной ответственностью, акционерное общество. Для этих организационно-правовых форм и полного товарищества может использоваться родовое понятие "торговое товарищество", традиционное для российского права, или "хозяйственные общества и товарищества".

Не упомянуты в нашем перечне организационно-правовых форм и так называемые объединения предприятий, т.е. концерны, ассоциации, консорциумы и тому подобные образования.

Объединения создаются в целях расширения возможностей участвующих в них предприятий в производственном, научно-техническом и социальном развитии. Из этого следует, что объединения лишь способствуют деятельности входящих в них предприятий, позволяя им координировать производственную, торговую и научно-техническую политику, но не ведут самостоятельной предпринимательской деятельности.

Все перечисленные нами субъекты предпринимательской деятельности выходят на рынок со своими товарами, работами и услугами, вступают в разнообразные правоотношения между собой, с потребителями и государством. Неудивительно, что наряду со специальными нормами, регулирующими правовое положение отдельных видов предпринимателей, законодательство содержит немало общих установлений.

Главное условие, предъявляемое законом к любому предпринимателю, -- государственная регистрация. Гражданский кодекс РФ запрещает предпринимательскую деятельность без регистрации.

Во-первых, по российскому праву любое юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Таким образом, незарегистрированное предприятие не может вступать ни в какие правоотношения.

Во-вторых, чтобы заниматься предпринимательской деятельностью, юридическое лицо должно быть зарегистрировано в качестве предприятия одной из организационно-правовых форм, указанных в Гражданском кодексе. Это означает, что некоммерческая организация может заниматься предпринимательской деятельностью, лишь будучи преобразована в предприятие и зарегистрирована в качестве такового.

Каковы же последствия осуществления предпринимательской деятельности без регистрации? В соответствии со ст. 34 Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности и ст. 4 Закона Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" все доходы от такой деятельности могут быть в судебном порядке взысканы в бюджет. Кроме того, гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без регистрации, может при определенных обстоятельствах понести и уголовную ответственность по ст. 1624 или ст. 1625 УК.

Кроме требования государственной регистрации, Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности содержит общие для всех предпринимателей положения об их правах, обязанностях и ответственности.

Основное право каждого предпринимателя -- свободно осуществлять не запрещенную законом деятельность. При этом всем предпринимателям гарантируется равное право доступа на рынок, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам. Для всех предпринимателей устанавливаются равные условия деятельности. Это положение представляет собой важнейший принцип рыночной экономики, в установлении которого заключается главное прогрессивное значение Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности.

Конечно, как и в любом другом государстве, из этого принципа допускаются отдельные исключения, диктуемые интересами общества в целом. Так, ст. 21 Закона содержит перечень видов деятельности, разрешенной исключительно государственным предприятиям (производство оружия, боеприпасов, наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ; посев, возделывание и сбыт культур, содержащих наркотические и ядовитые вещества; переработка руд драгоценных

металлов, радиоактивных и редкоземельных элементов; производство табачных изделий и др.). Некоторые виды деятельности могут осуществляться только по специальным лицензиям (страховая, биржевая, банковская, строительная деятельность, экспорт и импорт отдельных товаров, деятельность "юридических лиц в качестве финансового брокера, инвестиционного консультанта, инвестиционной компании, инвестиционного фонда, розничная торговля акцизными товарами и др.). Лицензируемые виды деятельности и порядок выдачи лицензий определяются специальными нормативными актами.

К важнейшим правам предпринимателя относится также право на судебную защиту в случае неправомерных действий других предпринимателей, граждан, государственных органов, общественных и иных организаций.

Среди обязанностей предпринимателя можно выделить следующие:

  • - полностью рассчитываться со всеми работниками независимо от собственного финансового состояния;
  • - осуществлять социальное, медицинское и иные виды обязательного страхования граждан, работающих по найму, обеспечивать им условия для трудовой деятельности в соответствии с законодательством, коллективным и индивидуальным трудовыми договорами;
  • - исправно платить предусмотренные законодательством налоги.

По общему правилу Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности, предприниматель, согласно законодательству Российской Федерации, несет ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств, нарушение прав собственности других субъектов, загрязнение окружающей среды, нарушение антимонопольного законодательства, несоблюдение безопасных условий труда, продажу недоброкачественной продукции.

Предпринимательское право Шевчук Денис Александрович

Тема 2 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

1. Понятие и классификация субъектов предпринимательского права

Юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность

Гражданский кодекс Российской Федерации ст. 48–64, 66-115,

Федеральный закон Российской Федерации от 12 мая 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Федеральный закон Российской Федерации от 15 ноября 1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации».

Федеральный закон Российской Федерации от 7 июля 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Федеральный закон Российской Федерации от 8 декабря 1995 г. «О некоммерческих организациях».

Объединения лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью

Гражданский кодекс Российской Федерации ст. 121–123.

Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 г. «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации».

Федеральных закон Российской Федерации от 27 октября 1995 г. «О финансово-промышленных группах».

Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 ноября 1992 г. № 1392.

Субъекты, имеющие особое правовое положение

Банки

Закон от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности в РСФСР (Банк России)» (с дополнениями и изменениями).

Закон от 7 декабря 1990 г. «О Центральном банке РСФСР (Банк России)» (с дополнениями и изменениями).

Биржи

Закон Российской Федерации от 20 февраля 1992 г. «О товарных биржах и биржевой торговле» (с дополнениями и изменениями).

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 1994 г. № 152 «Об утверждении Положения и Комиссии по товарным биржам при Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Положение о порядке лицензирования деятельности товарных бирж на территории российской Федерации. Положения о государственном комиссаре на товарной бирже».

Государство (Российская Федерация), субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления, как субъекты хозяйственного права

Конституция Российской Федерации принята 12 декабря 1993 г. ст. 1, 5,11,71,72,73,80,83,102,103,110,114,130–133.

Гражданский кодекс Российской Федерации ст.124–127.

Федеральный закон Российской Федерации от 12 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Необходимо различать понятие «субъект предпринимательского права» и «субъект предпринимательского правоотношения». Субъекты предпринимательского права определяются в нормах права общим «родовым» образом, как вообще граждане – предприниматели, коммерческие и некоммерческие юридические лица, государство, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления, учреждения и организации и т. д. Они могут в течение длительного времени не вступать ни с кем в предпринимательские «хозяйственные правоотношения.

Субъект же правоотношения всегда конкретен. Субъекты предпринимательских правоотношений – наделенные обязанностями и правами в сфере хозяйствования. Субъекты предпринимательского права могут быть субъектами предпринимательских (хозяйственных) правоотношений, если имеются три условия:

а) предпринимательско – правовая норма, предусматривающая права или/ и обязанности субъекта;

б) предпринимательская правоспособность и дееспособность субъекта;

в) основание возникновения, изменения прекращения правоотношения (юридический факт).

Нормативное определение субъекта предпринимательского права дано в статье 4 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках» – понятие «хозяйствующего объекта», а также в статьях 23 (предпринимательская деятельность гражданина) и 49 (правоспособность юридического лица) и 50 (коммерческие и некоммерческие организации) ГК РФ.

Классификацию субъектов предпринимательского права можно проводить по ряду признаков:

а) в зависимости от наличия или отсутствия юридического лица субъекты делятся на индивидуального предпринимателя без образования юридического лица (ст.23 ч.1 ГК РФ) и на коммерческие и некоммерческие организации (ст. 50 ГК РФ). К индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица относятся также и фермеры.

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя с момента госрегистрации его в этом качестве, а также создавать юридические лица самостоятельно с другими лицами.

Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Глава фермерского хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица (ст.257 ГК РФ), признается предпринимателем с момента госрегистрации хозяйства (ст.23 ч.1 ГК РФ).

К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила настоящего кодекса, регулирующие деятельность юридических лиц, являющимися коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения (ст.23 ч. 3 ГК РФ).

Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан банкротом по решению суда. С момента вынесения такого решения утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 25 ч. 1 ГК РФ).

Правила, установленные гражданским законодательством, применяются и к отношениям с участием:

Иностранных граждан и юридических лиц;

Лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законом.

б) по признаку происхождения собственности субъекты делятся на публичные (т. е. учрежденные государством, субъекты федерации) и частные (учрежденные гражданами и юридическими лицами частного права (ст. 212 ГК РФ);

в) по признаку происхождения капитала субъекты делятся на национальные, совместные и предприятия полностью принадлежащие иностранным инвесторам (см. ст. 12 Закона РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР». В настоящее время нет правового регулирования регистрации совместных предприятий и полностью иностранных предприятий.

г) по экономическим показателям субъекты делятся на малые, средние и крупные предприятия (см. ст.3 Федерального закона " О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»).

Малым признается хозяйственный субъект с числом рабочих не более 100 человек – закон «О поддержке малого предпринимательства» и в тоже время оборот этого субъекта не должен превышать 1000 минимальных оплат труда – положение о бухгалтерском учете малого предпринимательства;

д) по признаку основной деятельности различают действующих субъектов в сферах промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговые и т. д.

Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций и союзов, являющихся некоммерческими организациями (ст.121 ГК РФ).

В хозяйственной деятельности в противоречие Гражданскому кодексу РФ действуют два вида коммерческих объединений: холдинги, действующие на основе «Временного положения о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества», утвержденные Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 года, № 1392 (собрание актов Президента и Правительства РФ,1992 г., № 2284(С3,№ 1,3 января 1994года,№ 22) и финансово-промышленные группы (мертворожденные монстры «реформ»), действующие на основе Федерального закона РФ от 27 октября 1995 года " О финансово-промышленных группах».

Особое место среди субъектов предпринимательского права занимает государство (Российская Федерация), субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (ст.124–126 ГК РФ). О участии государства и его органов необходимо отметить следующее: во-первых, отсутствуют концепция и сами правила хозяйствования (хозяйственный или предпринимательский кодекс); во-вторых, не установлен и сам статус ни Правительства и центральных органов, ни субъектов Федерации, муниципальными образованиями обратная ситуация, закон «Об общих принципах местного самоуправления» есть, но повсеместно отсутствуют органы местного самоуправления.

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с гражданами и юридическими лицами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

Из книги Страхование автора Скачкова Ольга Александровна

Из книги Гражданский процесс автора Черникова Ольга Сергеевна

Из книги Шпаргалка по информационному праву автора Якубенко Нина Олеговна

Из книги Административное право автора Автор неизвестен

32. Страховые правоотношения Права страхователя. Страхователь имеет право:1) требовать услуги по страхованию, а страховщик, имеющий лицензию на требуемый вид страхования, не имеет права отказать;2) получить от страховщика информацию, касающуюся его финансовой

Из книги Уголовно-процессуальное право: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

ТЕМА 2. ГРАЖДАНСКИЕ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ 2.1. Понятие и структура гражданских процессуальных правоотношений Гражданские процессуальные правоотношения – система правоотношений, возникающих в ходе судопроизводства между судом и участниками

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

16. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ Информационные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в информационной сфере и регулируются информационно-правовыми нормами. Являясь разновидностью правовых отношений, они выражают все основные признаки правового

Из книги Предпринимательское право. Шпаргалки автора Антонов А. П.

Тема 3 Административные правоотношения Вопрос 1. Понятие и основные признаки административных правоотношенийАдминистративно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию и

Из книги Трудовое право автора Петренко Андрей Витальевич

Тема 7. Уголовно-процессуальные правоотношения Уголовно-процессуальное право регулирует осуществление уголовно-процессуальной деятельности в форме уголовно-процессуальных отношений, в которых субъекты наделены правами и обязанностями. Правоотношения могут быть

Из книги Избранные труды по общей теории права автора Магазинер Яков Миронович

Из книги автора

62. Предпринимательские обязательства и правоотношения Предпринимательское обязательство – это урегулированное гражданским законодательством отношение планово-стоимостного характера, в котором в целях достижения установленных планом и договором результатов один

Из книги автора

102. Предпринимательские строительные организации Предпринимательские строительные организации – самостоятельные хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении (собственности, владении, управлении) определенный объем материальных ценностей, необходимых для

Из книги автора

4. Трудовые правоотношения

Из книги автора

§ 1. Понятие правоотношения Мы видели (см.: глава V), что юридические факты, т. е. юридические действия и события, создают между людьми особого рода связи; эти связи и называются юридическими отношениями. Чем же эти отношения отличаются от других? – Всякое отношение

Из книги автора

§ 2. Движение правоотношения Установив понятие правоотношения, взятого в покое, рассмотрим его в движении, т. е. в тех изменениях, которым оно подтверждено: в его возникновении, изменении и прекращении.I. Возникновение правоотношения. Из множества правоотношений,

ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ

Тема 1 Понятие предпринимательского права РК

Цель: формирование знаний о предпринимательском праве Республики Казахстан как учебной дисциплине, его месте в системе правовых знаний.

План:

1 Понятие, предмет предпринимательского права РК

2 Методы правового регулирования предпринимательских отношений

3 Принципы, источники предпринимательского права РК

4 Понятие предпринимательства, принципы ее осуществления

1 Понятие, предмет предпринимательского права РК

Предпринимательское право РК – это комплексная учебная дисциплина, включающая в себя отдельные нормы и институты ряда отраслей национальной системы права (гражданского, финансового, трудового, земельного, банковского, налогового и других отраслей права). Предпринимательское право РК - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности.

Сложность и многообразие хозяйственных связей в условиях рыночной экономики требует от специалистов правовых знаний. Именно сейчас как никогда ощущается необходимость в кадрах, способных синтезировать экономические и правовые знания, что обусловливает значимость правовой подготовки специалистов различных профилей. Не сможет юрист решать экономические споры, не владея экономическими знаниями; не может менеджер по кадрам решать свои задачи не зная трудовое законодательство и так далее. Все это создает необходимость правовой подготовки абсолютно всех специалистов, претендующих на получение высшего профессионального образования.

Период формирования рыночной экономики в Казахстане был связан с созданием и дальнейшим систематическим совершенствованием нормативной правовой базы, направленной на регулирование предпринимательской деятельности, а также со становлением самой учебной дисциплины, которая в советский период носила название «хозяйственное право». Структурное построение учебного курса до сих пор является предметом споров между учеными-юристами.

Предметом предпринимательского права выступают предпринимательские отношения. Предпринимательскими называются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также иные тесно связанные с ними отношения. Предпринимательские отношения можно разделить на две группы: 1) собственно предпринимательские отношения (горизонтальные); 2) отношения, возникающие при государственном регулировании предпринимательской деятельности (вертикальные). В первом случае имеют место отношения между предпринимателями, например, при заключении хозяйственных сделок (поставка товара, аренда производственных объектов, договоры банковского обслуживания и др.); во втором случае – отношения между субъектами предпринимательской деятельности и государством в лице его компетентных органов и должностных лиц (возникают при государственной регистрации предпринимательства, лицензировании их деятельности, налогообложении, осуществлении проверок и др.).

2 Методы правового регулирования предпринимательских отношений.

Метод правового регулирования – система специфических способов, средств и приемов, посредством которых право воздействует на общественные отношения в нормативном порядке, устанавливая правила поведения их участников, предоставляя им права и наделяя их обязанностями. Иными словами, метод правового регулирования – это система тех средств и способов, при помощи которых государство добивается нужного поведения участников данных отношений. Что касается метода регулирования предпринимательских отношений, он характеризуется особенностью, свойственной предмету регулирования. Предпринимательские отношения могут быть объектом регламентации различных отраслей права (гражданского, трудового, административного и т.д.), в связи с чем говорить об узко рассматриваемых способах, средствах и приёмах невозможно. Общепринятые в теории права императивный и диспозитивный методы наиболее полно обеспечивают правовое регулирование этих отношений. Иными словами, в основе метода регулирования предпринимательских отношений лежат традиционные способы дозволения, предписания и запрета.

3 Принципы, источники предпринимательского права РК

Принципы предпринимательского права РК как его основополагающие начала распространяются на весь комплекс правовых норм, обеспечивающих регулирование хозяйственной деятельности. К ним относятся:

1) принцип целенаправленности воздействия на достижение обоюдных интересов в результате хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства;

2) принцип равноправия субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности, вида деятельности, объемов производства и других признаков;

3) принцип экономической свободы и поощрения предпринимательского поведения;

4) принцип поощрения добросовестной конкуренции и защиты от монополизма и недобросовестной конкуренции;

5) принцип комплексности государственного воздействия на предпринимательские отношения путем сочетания экономических, правовых, организационно-административных и политических механизмов, позволяющих направлять мотивацию деятельности предпринимателей на достижение общественно необходимых хозяйственных результатов.

6) принцип законности (лежит в основе построения правового государства и обязателен для всех без исключения). Источник права – это внешняя форма выражения права. Казахстанское право принадлежит к континентальной, или романо-германской правовой системе, следовательно, основным источником права является нормативный акт, устанавливающий, изменяющий либо отменяющий правовые нормы. Основными источниками предпринимательского права являются правовые нормы, регулирующие отношения в сфере предпринимательства. Речь идет о национальном законодательстве Республики Казахстан, международных договорах. Обычаи делового оборота служат дополнительным средством регулирования предпринимательских отношений и могут применяться, если в законодательстве нет прямого указания на характер регулирования отношений. Таким образом, источниками предпринимательского права являются: Конституция РК, кодексы, конституционные и обычные законы, указы Президента РК, постановления Правительства, приказы министерств (агентств, комитетов), акты местных органов государственного управления и самоуправления.

4 Понятие предпринимательства, принципы ее осуществления

Понятие предпринимательства и принципы ее осуществления определены ст.10 Гражданского кодекса РК. Предпринимательство - это инициативная деятельность граждан и юридических лиц, независимо от формы собственности, направленная на получение чистого дохода путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги), основанная на частной собственности (частное предпринимательство) либо на праве хозяйственного ведения государственного предприятия (государственное предпринимательство). Предпринимательская деятельность осуществляется от имени, за риск и под имущественную ответственность предпринимателя (ст.10 ГК РК).

Государство гарантирует свободу предпринимательской деятельности и обеспечивает ее защиту и поддержку. Принципы осуществления предпринимательства определяет ст.4 Закона РК «О частном предпринимательстве»: гарантия свободы частного предпринимательства и обеспечение его защиты и поддержки; равенство всех субъектов частного предпринимательства на осуществле­ние предпринимательской деятельности; гарантия неприкосновенности и защиты частной собственности (собствен­ности субъектов частного предпринимательства); приоритет развития малого предпринимательства в Республике Казахстан; участие субъектов частного предпринимательства в экспертизе проектов нормативных правовых актов, затрагивающих интересы частного предпринимательства (ст.4 ЗРК «О ЧП»).

Контрольные вопросы:

1 Что называется предпринимательским правом? Почему предпринимательское право не является отраслью права?

2 Дайте характеристику предпринимательских отношений.

3 Определите принципы и источники предпринимательского права.

4 Что признается предпринимательством?

Литература:

1 Сулейменов М.К и др. Право и предпринимательство в РК. - Алматы, 1994.

2 Сулейменов М.К., Басин Ю.Г. Комментарий к ГК РК. Кн.1-3.-Алматы, 2006.

Тема 2 Виды и формы предпринимательства в Республике Казахстан

Цель: формирование знаний о видах и формах предпринимательства по законодательству Республики Казахстан.

План:

1 Субъекты предпринимательских отношений

2 Виды и формы предпринимательства по законодательству РК

1 Субъекты предпринимательских отношений.

Субъектами правовых отношений в теории права признают участников этих отношений, наделенных определенными правами и обязанностями. Субъектами предпринимательских отношений признаются: 1) физические лица (граждане) без образования юридического лица, то есть индивидуальные предприниматели; 2) юридические лица; 3) административно-территориальные единицы (АТЕ); 4) государство.

Для осуществления индивидуального предпринимательства необходимо отвечать следующим требованиям: дееспособность (достижение 18 лет, возможность отвечать за свои действия); при осуществлении фермерской деятельности обязательно наличие гражданства РК. Индивидуальное предпринимательство начинается с лицензирования, если в этом есть необходимость, а именно, если вид деятельности, выбранный субъектом, подлежит лицензированию согласно требованиям Закона РК «О лицензировании» от 11 января 2007 года. Затем гражданин обязан пройти процедуру государственной регистрации ИП.

Юридическое лицо (ЮЛ) – это форма ведения коллективного бизнеса. Для этого необходимо провести целый ряд мероприятий по созданию ЮЛ. Можно выделить следующие этапы по созданию ЮЛ: подбор учредителей и заключение учредительного договора; разработка устава с определением вопросов имущественного характера (размеры и формы взносов, уставный капитал и др.); подготовка пакета документов для государственной регистрации ЮЛ. Конечно, немаловажно определиться с организационно-правовой формой ЮЛ, ведь от этого зависят размеры инвестиций.

Говоря об АТЕ и государстве как субъектах предпринимательской деятельности, следует отметить, что они являются абстрактными субъектами отношений, так как сами указанные субъекты никогда не смогут непосредственно участвовать в конкретных общественных отношениях в сфере предпринимательства. От их имени всегда выступают компетентные государственные органы или должностные лица, которые уполномочены представлять интересы государства. Применительно к предпринимательству речь пойдет о государственных предприятиях.

Таким образом, перечисленные субъекты - это участники предпринимательских отношений, которые определены законодательством РК.

2 Виды и формы предпринимательства по законодательству РК

В соответствии с нормами гражданского законодательства различают следующие виды и формы предпринимательства.

Виды предпринимательства: 1) частное; 2) государственное.

Частное предпринимательство может осуществляться в следующих формах: 1) индивидуальное предпринимательство физического лица без образования юридического лица; 2) путем создания негосударственного юридического лица (ст.ст.12, 19-21, 33-101 ГК РК). Конкретизация норм этих статей приводится в ЗРК «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 года, который регулирует общественные отношения, возникающие в свя­зи с осуществлением физическими и негосударственными юридическими лицами частного предпринимательства, определяет основные правовые, экономичес­кие и социальные условия и гарантии, обеспечивающие свободу частного пред­принимательства в Республике Казахстан.

Государственное предпринимательство осуществляется в форме создания государственного предприятия, ст.ст.102-104 ГК РК предусматривают возможность создания двух видов государственного предприятия: основанного на праве хозяйственного ведения; основанного на праве оперативного управления (казенного предприятия). Конкретизация положений о государственном предприятии приводится в ЗРК «О государственном предприятии» от 19 июня 1995 года с последующими поправками.

Все указанные формы ведения бизнеса будут рассмотрены подробно в следующих темах.

Контрольные вопросы:

1 Определите субъектов предпринимательских отношений.

2 Назовите виды и формы предпринимательства в РК.

Литература:

1 Конституция Республики Казахстан от 30.08.1995

2 Климкин С.И. «Правовые формы предпринимательства в Республике Казахстан». - Алматы, Юрид. литература, 1997.

3 Гражданский кодекс РК Общ.ч. от 27.12.94, Особ.ч., 01.07.99.

4 Закон РК «О частном предпринимательстве» от 31.01.2006

Тема 3 Индивидуальное предпринимательство

Цель: формирование знаний об индивидуальном предпринимательстве по законодательству Республики Казахстан

План:

1 Понятие индивидуального предпринимательства, его виды и формы

2 Государственная регистрация индивидуального предпринимательства

3 Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя

1 Понятие индивидуального предпринимательства, его виды и формы

Индивидуальное предпринимательство - инициативная деятельность физических лиц, направленная на получение дохода, основанная на собственности самих физических лиц и осуществляемая от имени физических лиц, за их риск и под их имущественную ответственность.

В соответствии со ст.7 Закона РК «О частном предпринимательстве» от 31.01.2006г. индивидуальное предпринимательство осуществляется в виде личного или совместного предпринимательства. Личное предпринимательство осуществляется одним физическим лицом самостоятельно на базе имущества, принадлежащего ему на праве собственности, а также в силу иного права, допускающего пользование и (или) распоряжение имуществом. При осуществлении личного предпринимательства физическим лицом, состоящим в браке, без упоминания другого супруга в качестве предпринимателя согласия этого супруга на осуществление предпринимательской деятельности не требуется. В случаях, когда для осуществления личного предпринимательства физическое лицо использует общее имущество супругов, необходимо согласие другого супруга на такое использование, если иное не предусмотрено законами или брачным договором либо иным соглашением между супругами.

Основными принципами государственного регулирования частного предпринимательства являются: 1) гарантия свободы частного предпринимательства и обеспечение его защиты и поддержки; 2) равенство всех субъектов частного предпринимательства на осуществление предпринимательской деятельности; 3) гарантия неприкосновенности и защиты частной собственности (собственности субъектов ЧП); 4) приоритет развития малого предпринимательства в Республике Казахстан; 5) участие субъектов частного предпринимательства в экспертизе проектов нормативных правовых актов, затрагивающих интересы частного предпринимательства.

2 Лицензирование и техническое регулирование как способы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Правовые основы лицензирования в Республике Казахстан определяет Закон РК «О лицензировании» от 11 января 2007 года.

Лицензирование - комплекс мероприятий, связанных с выдачей и переоформлением лицензий, осуществлением контроля лицензиаров за соблюдением лицензиатами соответствующих требований, приостановлением и возобновлением действия лицензий, лишением лицензий.

Введение лицензионного порядка по отдельным видам деятельности устанавливается в целях национальной безопасности, обеспечения правопорядка, защиты окружающей среды, собственности, жизни и здоровья граждан.

Лицензия - разрешение, выдаваемое соответствующим лицензиаром физическому или юридическому лицу на занятие отдельным видом деятельности. Лицензия является неотчуждаемой и не может быть передана лицензиатом другому физическому или юридическому лицу.

Правовые основы технического регулирования (стандартизации, сертификации) в Республике Казахстан определяет Закон РК «О техническом регулировании» от 09 ноября 2004 года, направленный на обеспечение безопасности продукции и процессов.

Сертификация - процедура, посредством которой орган по подтверждению соответствия письменно удостоверяет соответствие продукции, услуги установленным требованиям.

Стандартизация - деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения требований к продукции, услуге и процессам посредством установления положений для всеобщего, многократного и добровольного использования в отношении реально существующих и потенциальных задач.

Государственная система технического регулирования – это совокупность государственных органов, физических и юридических лиц, осуществляющих работы в области технического регулирования в пределах своей компетенции, а также нормативных правовых актов, стандартов.

Контрольные вопросы:

1 Какова цель государственного регулирования частного предпринимательства?

2 Назовите направления государственного регулирования ЧП?

Литература:

3 Закон РК «О частном предпринимательстве» от 31.01.2006

Тема 8 Государственная поддержка предпринимательской деятельности

Цель: формирование знаний об основных направлениях государственной поддержки предпринимательства.

План:

1 Понятие субъектов частного предпринимательства.

2 Понятие и основные направления государственной поддержки частного предпринимательства.

3 Основные направления государственной поддержки субъектов малого предпринимательства (СМП).

1 Понятие субъектов частного предпринимательства

Ст.6 ЗРК «О частном предпринимательстве» определяет, что юридическое лицо, являющееся субъектом частного предпринимательства , может быть создано только в организационно-правовой форме, предусмотренной гражданским законодательством Республики Казахстан.

Указанные ограничения не применяются к соглашениям (согласованным действиям) по: лицензионным договорам; договорам комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга); договорам, связанным с передачей технологий; договорам о кооперации в научно-исследовательской и опытно-конструкторской работах; иным договорам, связанным с передачей прав на объекты интеллектуальной собственности; договорам и действиям внутри одной группы лиц; долгосрочному инвестиционному или концессионному договору.

Доминирующим или монопольным положением признается положение субъекта рынка или нескольких субъектов рынка на соответствующем товарном рынке, дающее субъекту рынка или нескольким субъектам рынка возможность контролировать соответствующий товарный рынок, в том числе оказывать значительное влияние на общие условия обращения товара, а также положение субъекта рынка, доля которого на соответствующем товарном рынке составляет тридцать пять и более процентов и положение каждого из нескольких субъектов рынка, если в отношении их выполняются следующие условия:

1) совокупная доля не более чем трех субъектов рынка, которым принадлежат наибольшие доли на соответствующем товарном рынке, составляет пятьдесят и более процентов;

2) совокупная доля не более чем четырех субъектов рынка, которым принадлежат наибольшие доли на соответствующем товарном рынке, составляет семьдесят и более процентов.

Доминирующим (монопольным) не может быть признано положение субъекта рынка, доля которого на соответствующем товарном рынке не превышает 15 процентов.

Анализ товарного рынка производится на основании данных, представляемых государственными органами, субъектами рынка и их объединениями по формам, установленным антимонопольным органом. Границы товарного рынка определяют территорию, на которой потребители приобретают товар или взаимозаменяемый товар, если его приобретение нецелесообразно за пределами данной территории по экономическим, технологическим и другим причинам. Границы товарного рынка определяются с учетом доступности приобретения товаров по следующим критериям:

1) возможность приобретения товара на данной территории;

2) обоснованность и оправданность транспортных затрат относительно стоимости товара;

3) сохранение качества, надежности и других потребительских свойств товара при его транспортировке;

4) отсутствие ограничений (запретов) купли-продажи, ввоза и вывоза товаров;

5) наличие равных условий конкуренции на территории, в пределах которой осуществляются реализация, поставка товаров.

Запрещаются и признаются недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, антиконкурентные действия государственных органов, выразившиеся в принятии актов либо решений, письменных или устных указаний, заключении соглашений или совершении иных действий, которые привели или могут привести к ограничению или устранению конкуренции или ущемлению законных прав потребителей, за исключением случаев, когда такие действия предусмотрены законами Республики Казахстан.

Антиконкурентными действиями государственных органов в том числе признаются:

1) введение ограничений в отношении создания субъекта рынка в какой-либо сфере деятельности;

2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности субъекта рынка;

3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров, иных ограничений прав субъекта рынка на реализацию товаров;

4) указания субъекту рынка о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей либо о первоочередном приобретении товаров у определенных продавцов (поставщиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;

5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора субъектов рынка, которые предоставляют такие товары;

6) действия, направленные на повышение, снижение или поддержание цен;

7) действия, направленные на раздел товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов (поставщиков) или покупателей;

8) ограничение доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранение с него субъектов рынка;

9) предоставление отдельным субъектам рынка льгот или других преимуществ, которые ставят их в привилегированное положение относительно конкурентов, или создание неблагоприятных или дискриминационных условий деятельности по сравнению с конкурентами;

10) прямое или косвенное принуждение субъектов рынка к приоритетному заключению договоров, к первоочередной поставке товаров определенному кругу потребителей либо первоочередному приобретению товаров у определенных продавцов (поставщиков).

Экономической концентрацией признается:

1) реорганизация субъекта рынка путем слияния или присоединения;

2) приобретение лицом (группой лиц) голосующих акций (долей участия, паев) в уставном капитале субъекта рынка, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем двадцатью пятью процентами указанных акций (долей участия, паев), если до приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось акциями (долями участия, паями) данного субъекта рынка или распоряжалось двадцатью пятью или менее процентами голосующих акций (долей участия, паев) в уставном капитале указанного субъекта рынка;

3) получение в собственность, владение и пользование, в том числе в счет оплаты (передачи) уставного капитала, субъектом рынка (группой лиц) основных производственных средств и (или) нематериальных активов другого субъекта рынка, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки (взаимосвязанных сделок), превышает десять процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов субъекта рынка, отчуждающего или передающего имущество;

4) приобретение субъектом рынка прав (в том числе на основании договора о доверительном управлении, договора о совместной деятельности, договора поручения), позволяющих давать обязательные для исполнения указания другому субъекту рынка при ведении им предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа;

5) участие одних и тех же физических лиц в исполнительных органах, советах директоров, наблюдательных советах или других органах управления двух и более субъектов рынка при условии определения указанными физическими лицами в данных субъектах условия ведения их предпринимательской деятельности.

Экономической концентрацией не признается:

1) приобретение акций (долей участия, паев) субъекта рынка финансовыми организациями, если это приобретение осуществляется в целях их последующей перепродажи при условии, что указанная организация не принимает участия в голосовании в органах управления субъекта рынка;

2) назначение реабилитационного или конкурсного управляющего, временной администрации (временного администратора);

3) осуществление сделок внутри одной группы лиц.

4 Формы государственного регулирования монополистической деятельности.

К формам государственного регулирования монополистической деятельности относятся:

1) принудительное разделение или выделение субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение; в случае, когда доминирующее (монопольное) положение субъекта рынка не позволяет антимонопольному органу эффективно ограничивать негативные последствия такого положения, антимонопольный орган вправе обратиться в суд о его принудительном разделении или выделении из его состава одного или нескольких юридических лиц на базе структурных подразделений, если это ведет к развитию конкуренции;

2) введение фиксированной цены; вводится в случаях злоупотребления субъектами рынка доминирующим (монопольным) положением, выразившегося в установлении монопольно высоких (низких) цен, применении разных цен к равнозначным соглашениям с субъектами рынка, нарушении установленного НПА порядка ценообразования, а также совершении антиконкурентных соглашений (согласованных действий), касающихся установления (поддержания) согласованных цен, применении дискриминирующих цен к равнозначным договорам с другими субъектами; применяется в случае повторного совершения действий, указанных в пункте 1, в течение 1 года после наложения административного взыскания;

3) установление дополнительных обязательств субъектов рынка по предоставлению информации антимонопольному органу, при этом для контроля и мониторинга их деятельности субъектов рынка антимонопольным органом ведется Государственный реестр.

Субъекты рынка, включенные в Государственный реестр, обязаны предоставлять в антимонопольный орган:

1) финансовую отчетность в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности по итогам первого полугодия в срок до 1 августа текущего года, по итогам второго полугодия - в срок до 1 мая следующего года;

2) ежеквартальную информацию о продаже или передаче в доверительное управление десяти и более процентов своих голосующих акций (долей участия, паев) - в срок до 15 числа, следующего за отчетным;

3) ежеквартальную информацию по монопольным видам продукции, об объемах производства и реализации, отпускных ценах и уровне доходности реализуемых монопольных товаров по форме, определяемой антимонопольным органом, - в срок до 15 числа, следующего за отчетным.

Субъекты рынка, включенные в Реестр, обязаны уведомлять антимонопольный орган в письменном виде за 30 календарных дней о предстоящем повышении цен на товар (работы, услуги), по которому субъекты рынка включены в Реестр, и причинах их повышения с обязательным предоставлением обосновывающих материалов, подтверждающих причины повышения в порядке, определяемом антимонопольным органом. Антимонопольный орган вправе запросить дополнительную информацию о причинах повышения цены, которая должна быть предоставлена в течение 5 рабочих дней с даты получения субъектом рынка, включенным в Реестр, соответствующего запроса.

Субъекты рынка, их объединения и руководители, государственные органы, их должностные лица обязаны по требованию антимонопольного органа предоставлять достоверные документы, письменные и устные объяснения и иную информацию, в том числе составляющую коммерческую тайну, необходимые для осуществления антимонопольным органом его деятельности. Сведения, составляющие коммерческую тайну, полученные антимонопольным органом в ходе осуществления его деятельности, не подлежат разглашению, за исключением случаев, установленных законодательными актами РК. В настоящее время в Парламенте Республики Казахстан разработан и готовится к принятию проект нового Закона РК «О конкуренции».

Контрольные вопросы:

1 Что называется конкуренцией?

2 Определите права и обязанности антимонопольного органа.

3 Каковы формы госрегулирования монополистической деятельности?

Литература:

1 Сулейменов М.К., Басин Ю.Г. Комментарий к ГК РК. Кн.1-3.-Алматы, 2006.

2 Гражданский кодекс РК Общ.ч. от 27.12.94, Особ.ч., 01.07.99.

3 Закон РК «О конкуренции» от 25.12.08

Тема 10 Защита прав потребителей

Цель: формирование знаний о защите прав потребителей

План:

1 Общие положения о защите прав потребителей.

2 Права потребителей.

1 Общие положения о защите прав потребителей

Защита прав потребителей осуществляется по Закону РК «О защите прав потребителей» от 05 июня 1991 года, который закрепляет правовые, экономические и социальные основы, а также гарантии защиты прав потребителей. Данный закон имеет целью регулирование отношений между потребителем и продавцом или производителем работ и услуг, установление их прав и обязанностей, разрешение вопросов защиты прав потребителей и направлен на реализацию следующих задач: 1) признание приоритета законных интересов граждан перед интересами изготовителей и продавцов; 2) осуществление потребителями прав на информацию, качество продукции, обмен товара надлежащего качества, а также прав потребителей в случае продажи им товаров ненадлежащего качества; 3) защиту потребителя от опасностей для его жизни и здоровья; 4) расширение международного и межреспубликанского сотрудничества в области защиты интересов потребителей; 5) содействие созданию и деятельности независимых групп (обществ потребителей).

Потребитель - это гражданин, который покупает товар и пользуется работами и услугами в целях личного потребления или использования в частном хозяйстве. Продавец – этоюридическое лицо ( организация) или физическое лицо - ИП (гражданин), реализующие товары по договору купли - продажи. Изготовитель - это юридическое лицо ( организация) или физическое лицо - ИП (гражданин), производящие товар для реализации. Исполнитель - юридическое лицо ( организация) или физическое лицо – ИП (гражданин), выполняющие работы или оказывающие услуги.

2 Права потребителей

Права потребителей продукции определены ст.6 ЗРК «О защите прав потребителей». К ним относятся: гарантированный уровень потребления; свободное приобретение товаров, использование работ и услуг; надлежащее качество продукции; полную и достоверную информацию о продукции; безопасность продукции; обращение в суд и другие уполномоченные государством органы; объединение в общественные организации потребителей; возмещение причиненного ущерба.

В сфере торгового и иных видов обслуживания потребитель имеет право на свободное приобретение товаров народного потребления путем заключения договора розничной купли - продажи, по которому продавец обязуется передать другой стороне - потребителю, в собственность товары народного потребления надлежащего качества, предоставляет ему обусловленные договором услуги, обеспечивает высокое качество и культуру торгового обслуживания, а потребитель обязуется уплатить определенную денежную сумму.

Выставление во внутренних и внешних витринах торговых организаций товаров, оформленных ярлыком цен, предъявление посетителям меню организаций общественного питания признается предложением заключить договор розничной купли - продажи. Договоры розничной купли - продажи, исполняемые при его совершении, заключаются в устной форме независимо от стоимости товара. Договоры розничной купли - продажи, исполняемые не при их совершении (по предварительным заказам, при посылочной торговле, при продаже легковых автомобилей и в других случаях), заключаются в установленной для таких договоров письменной форме. Условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правами, установленными ГК РК, признаются недействительными. Если в результате применения условий договора потребителю был причинен ущерб, то этот ущерб должен быть возмещен производителем (продавцом) в полном объеме.

Потребитель и работник торговой организации имеют равные права на уважение их чести, достоинства, соблюдения нравственных и этических норм в процессе торгового обслуживания.

Потребитель имеет право на надлежащее качество приобретаемого товара, работы или оказываемой услуги за исключением случаев, когда он заранее проинформирован продавцом или производителем о недостатках и согласен с ними. Установление каких-либо прямых или косвенных ограничений прав потребителей не допускается.

Основой для определения надлежащего качества товаров, работ и услуг являются действующие нормативно - технические документы, а в случае отсутствия документальной основы - образцы изделия или предъявляемые законодательством требования к качеству для аналогичных товаров и услуг.

Реализация интересов потребителей в нормировании требований к качеству продукции обеспечивается правом участия обществ, союзов (федераций) потребителей в разработке государственных стандартов или других нормативно - технических документов.

Потребитель имеет право на проверку качества, комплектности, меры, веса и цены приобретенных товаров, демонстрацию их удобства, а также обучение безопасному и правильному их использованию. Продавец обязан в таких случаях предоставить ему контрольно - измерительные приборы, документы о цене товаров, а при необходимости - способствовать направлению их на экспертизу.

Потребитель имеет право на свободный выбор товаров и услуг. Продавец обязан оказывать всемерное содействие потребителю в свободном выборе товаров и услуг. Производителю, продавцу запрещается использовать преимущества своего положения в производственной либо коммерческой деятельности с целью заставить потребителя согласиться с ненадлежащим качеством товаров и услуг, ненужным ему ассортиментом продукции или отказаться от применения своих прав потребителя. Потребителю должно быть гарантировано предусмотренное для товара обслуживание после продажи отечественных, а также импортных товаров.

Убытки, причиненные потребителю в результате неисполнения изготовителем, либо торговой организацией своих обязанностей, подлежат возмещению в полном объеме.

Потребитель вправе обменять приобретенный им доброкачественный непродовольственный товар, если он по каким-либо причинам не удовлетворяет его потребностям или не обладает необходимыми свойствами. Обязательным условием обмена товара является сохранение его товарного вида, потребительских свойств, пломб или ярлыков, товарного или кассового чека или других документов, выданных потребителю продавцом вместе с проданным товаром.

Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о цене, потребительских свойствах интересующей его продукции, законных способах приобретения или принятых на местах формах ее распределения, гарантийных обязательствах и порядке предъявления претензий, а также способах и правилах использования продукции, ее хранения и безопасной утилизации. В отношении продуктов питания должна предоставляться информация о составе, калорийности, содержании вредных для здоровья веществ и сроках хранения.

В отношении услуг потребителю должна также предоставляться информация о правилах выполнения исполнителем работ и оказания услуг.

Потребитель имеет право на то, чтобы использование приобретенной продукции или ее хранение было безопасно для его жизни, здоровья и имущества в течение установленного срока службы или срока годности. Требования к продукции, обеспечивающие ее безопасность для жизни, здоровья и имущества граждан, а также окружающей среды, являются обязательными и должны устанавливаться в государственных стандартах.

В целях защиты своих прав и законных интересов граждане имеют право обращаться по собственной инициативе с претензией к производителю или продавцу продукции (работ и услуг) ненадлежащего качества, либо реализуемой по завышенным ценам. В случае отказа устранить нарушения и возместить причиненный ущерб в добровольном порядке потребитель имеет право обратиться с иском в суд. При этом цена иска значения не имеет.

Контрольные вопросы:

1 Кто признается потребителем?