Право на имущество казенного учреждения. Право оперативного управления. Распоряжение учреждением имуществом без согласия собственника

1. Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

2. Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

3. Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.

4. Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

5. Бюджетное учреждение осуществляет в порядке , определенном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме.

6. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

Финансовое обеспечение осуществления бюджетными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке , установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

7. Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются:

1) Правительством Российской Федерации в отношении федеральных бюджетных учреждений;

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации;

3) местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.

8. Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке , установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом).

9. Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Земельный участок, необходимый для выполнения бюджетным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, культурные ценности, природные ресурсы (за исключением земельных участков), ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, закрепляются за бюджетным учреждением на условиях и в порядке, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Право оперативного управления бюджетного учреждения на объекты культурного наследия религиозного назначения, в том числе ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, переданные в безвозмездное пользование религиозным организациям (а также при передаче таких объектов в безвозмездное пользование религиозным организациям), прекращается по основаниям, предусмотренным федеральным законом.

10. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено пунктами 13 и настоящей статьи или абзацем третьим пункта 3 статьи 27 настоящего Федерального закона.

11. Для целей настоящего Федерального закона под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается Правительством Российской Федерации. Виды такого имущества могут определяться:

1) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, в отношении федеральных бюджетных учреждений , находящихся в ведении этих органов или в ведении федеральных служб и агентств, подведомственных этим органам, федеральными органами государственной власти (государственными органами), руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в их ведении;

Для целей настоящего Федерального закона крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Крупная сделка, совершенная с нарушением требований абзаца первого настоящего пункта, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.

Руководитель бюджетного учреждения несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных бюджетному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением требований абзаца первого настоящего пункта, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.

14. Бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В процессе осуществления реформы государственных и муниципальных учреждений изменяется правовой режим пользования и распоряжения их имуществом.

В процессе осуществления реформы государственных и муниципальных учреждений изменяется правовой режим пользования и распоряжения их имуществом.

У всех трех типов учреждений - казенных, бюджетных и автономных - имущество закрепляется на праве оперативного управления, а собственником имущества остается учредитель, т. е. соответствующее публично-правовое образование. В соответствии с новой редакцией ст. 296 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет,пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом,распоряжается этим имуществом с согласия его собственника. При этом собственник имущества сохраняет право изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.

Не следует считать, что имущество, приобретенное учреждением за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, становится собственностью самого учреждения. Понятие “собственность учреждения” вообще не предусмотрено действующим законодательством. Таким образом, все имущество, даже приобретенное учреждением за счет заработанных средств, фактически не является его собственностью, принадлежит учредителю (полномочия собственника будет осуществлять соответствующий уполномоченный в сфере имущественных отношений департамент, комитет и т. п.), а за учреждением закрепляется на праве оперативного управления. В случае ликвидации учреждения все имущество поступит учредителю.

Однако единое для всех учреждений вещное право оперативного управления для различных типов учреждений приобретает разное содержание. Статья 298 ГК РФ закрепляет, что автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Казенное учреждение вообще не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

Таким образом, право оперативного управления приобретает по отношению к государственным и муниципальным учреждениям очень широкую трактовку - от ограничения прав по распоряжению имуществом казенного учреждения до значительной самостоятельности в этой сфере автономного учреждения, при этом оставаясь единым вещным правом оперативного управления.

За бюджетным или автономным учреждением учредителем -собственником имущества закрепляется недвижимое и особо ценное движимое имущество , без которого осуществление основной деятельности учреждения невозможно. Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 “О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества” устанавливает рамки, в соответствии с которыми учреждения различных уровней должны наделяться соответствующим имуществом.

Виды особо ценного движимого имущества автономных или бюджетных учреждений муниципальных образований должны определяться в порядке, установленном местной администрацией в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и муниципальных бюджетных учреждений.

Следует обратить внимание не некоторую некорректность термина “виды имущества”, использованного в данном нормативном акте. В соответствии с гражданским законодательством имущество делится на движимое и недвижимое, следовательно, движимое имущество не может классифицироваться по различным видам.

Перечни особо ценного движимого имущества муниципальных автономных учреждений определяются в порядке, установленном местной администрацией в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности. Перечни особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений определяются соответствующими органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя.

В указанном нормативном акте установлены рамочные критерии определения особо ценного движимого имущества автономных или бюджетных учреждений. Так, на муниципальном уровне в состав такого имущества подлежит включению:

  • движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 тыс. до 200 тыс. руб. либо органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих муниципальных автономных и бюджетных учреждений, в интервале, установленном нормативным правовым актом местной администрации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
  • иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду особо ценного движимого имущества.

Ведение перечня особо ценного движимого имущества осуществляется бюджетным или автономным учреждением на основании сведений бухгалтерского учета муниципальных учреждений о полном наименовании объекта, отнесенного в установленном порядке к особо ценному движимому имуществу, его балансовой стоимости и об инвентарном (учетном) номере (при его наличии).

В качестве образца для составления муниципального акта, регулирующего порядок определения видов особо ценного движимого имущества автономного или бюджетного учреждения, можно использовать соответствующий модельный акт, размещенный на сайте Минфина России.

Фактически возникает различный правовой режим для имущества, закрепленного за бюджетным или автономным учреждением для осуществления им своей основной деятельности, и для имущества, приобретенного учреждением самостоятельно, которым оно вправе распоряжаться самостоятельно либо с согласия учредителя (крупные сделки, внесение средств в уставные капиталы иных юридических лиц и т. п.).

При этом различается также режим ответственности за счет имущества учреждений различных типов. Так, казенное учреждение отвечает по своим обязательствам не всем своим имуществом, а только находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенного автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств.

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом - как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества автономного или бюджетного учреждения не несет ответственность по обязательствам учреждения (ст. 120 ГК РФ).

Средства и имущество казенного учреждения защищены от взыскания принципом иммунитета бюджета. Если средств учреждения на лицевых счетах недостаточно, то к субсидиарной ответственности будет привлечен собственник имущества. Автономное и бюджетное учреждения отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, однако по долгам автономного учреждения взыскание не может быть обращено на недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за ним учредителем или приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

Ответственность бюджетного или автономного учреждения может вытекать из отношений, как складывающихся в ходе осуществления приносящей доход деятельности, так и вытекающих из основной деятельности учреждения. В результате вред может возмещаться за счет имущества, приобретенного учреждением самостоятельно, что повлечет затруднения при осуществлении учреждением своей дальнейшей деятельности и даже невыполнение задания собственника.

Если по отношению к казенным учреждениям собственник несет обязанность содержания их имущества в полном объеме, в случае с автономным или бюджетным учреждением он обязан финансово обеспечивать только содержание закрепленного за ними имущества. Финансовое обеспечение содержания остального имущества, в т. ч. приобретенного за счет средств, полученных учреждением от приносящей доход деятельности, осуществляется за счет самого бюджетного или автономного учреждения.

В результате при принятии решения об изменении типа учреждения следует рассчитать бремя содержания имущества учреждения, которое будет распределено между учредителем и самим учреждением.

Порлностью статью можно прочитать в мартовском номере журнала "Практика муниципального управления"

Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 295 ГК РФ. Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении

    Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
    Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

    Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
    Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Статья 296 ГК РФ. Право оперативного управления

    Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

    Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Статья 297 ГК РФ. Распоряжение имуществом казенного предприятия

    Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.
    Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

    Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.

Статья 298 ГК РФ. Распоряжение имуществом учреждения

    Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.
    Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.

    Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
    Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

    Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
    Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

    Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Статья 299 ГК РФ. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления

    Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

    Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

    Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Статья 300 ГК РФ. Сохранение прав на имущество при переходе предприятия или учреждения к другому собственнику

    При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

    При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Болдырев Владимир Анатольевич, профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин Омской академии МВД России, доктор юридических наук.

Приводятся основные точки зрения относительно места самостоятельного распоряжения имуществом учреждения в системе субъективных прав. Делается вывод, что самостоятельное распоряжение имуществом осуществляется в рамках субъективного права оперативного управления. В основу данного заключения положено толкование нормы закона о приобретении права оперативного управления, а также аргумент практического характера - необходимость регистрации прав на недвижимое имущество без усложнения процедуры проверкой источников доходов, на которые приобретается соответствующее имущество.

Ключевые слова: учреждение, самостоятельное распоряжение, оперативное управление, хозяйственное ведение, вещное право, собственность.

Independent disposition of property of the institution

Boldy"rev Vladimir Anatol"evich, professor, Chair of Civil-Law Disciplines, Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russian, doctor of juridical sciences.

Provides the basic points of view regarding the place of self-disposal of the property of institutions in the system of subjective rights. It is concluded that the independent disposal of property is conducted in the framework of the subjective right of operational management. Based on this conclusion, it is the interpretation of norms of the law on the acquisition of right of operational management, as well as the argument of a practical nature, the necessity of registration of rights to immovable property without complicating the procedure verification of the sources of income that is purchased for the relevant property.

Key words: institution, independent disposal, operational management, economic management, property law, property.

Имущество, находящееся во владении учреждения и приобретенное за счет средств от приносящей доход деятельности, подчиняется особому правовому режиму, исключающему для собственника возможность изымать его и фактически не ограничивающему возможность распоряжаться им самостоятельно.

Данная правовая категория возникла в условиях отечественной действительности на пике развития учения о механизме свободного рынка. Ее появление стало следствием необходимости найти разумный компромисс между существованием государственного сектора экономики, обслуживающего общественные интересы и дающего работу большинству населения, и необходимостью регулирования отношений на основе рыночных механизмов, предполагающих свободу и оперативность принятия экономических решений, в том числе решений о распоряжении имуществом хозяйствующего субъекта.

Законодатель говорит о самостоятельном распоряжении "средствами" (несомненно, денежными средствами), полученными от приносящей доход деятельности, характеризуя правовое положение частных, бюджетных и автономных учреждений (ст. 298 ГК РФ). Доходы, полученные казенным учреждением от приносящей доход деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (п. 4 ст. 298 ГК РФ), следовательно, говорить о самостоятельном распоряжении ими нельзя вообще. Относительно средств, полученных бюджетным или автономным учреждением от деятельности, приносящей доход, необходимо заметить, что они находятся в более свободном распоряжении, чем средства, полученные от собственника, во всяком случае, по направлениям использования таких средств законодатель не ставит жестких границ. Вместе с тем Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" <1>, а для бюджетных учреждений еще и Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <2>, установлен ряд процедурных особенностей заключения соответствующих договоров.

<1> СЗ РФ. 2011. N 30 (ч. 1). Ст. 4571.
<2> СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1652.

Распоряжение иным (кроме денежных средств) имуществом государственными и муниципальными учреждениями, когда оно приобретено от приносящей доход деятельности, подчиняется разным правилам для бюджетных и автономных учреждений. Анализ незначительно отличающихся по содержанию норм ст. 298 ГК РФ о распоряжении имуществом с согласия собственника дает основания утверждать, что автономные учреждения распоряжаются любым имуществом, приобретенным за счет средств от приносящей доходы деятельности, самостоятельно, а бюджетные, если речь идет о недвижимости, приобретенной за счет доходов от разрешенной деятельности, - только с согласия собственника. Наблюдается близость правового положения частного и автономного учреждений, которые не стеснены в самостоятельном распоряжении имуществом, приобретенным за счет средств от приносящей доход деятельности (п. 1 ст. 298 ГК РФ).

Можно ли говорить о праве самостоятельного распоряжения как о праве оперативного управления с наиболее полным содержанием правомочий, или это некое отдельное, самостоятельное "право самостоятельного распоряжения"? В практической плоскости вопрос можно поставить так: может ли орган, регистрирующий право на недвижимое имущество, записать в реестре и свидетельстве о праве: "вид права: право самостоятельного распоряжения"?

Арбитражное правосудие не дает оснований для рассмотрения права самостоятельного распоряжения как отдельного титула: к примеру, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа сделал вывод о ст. 298 ГК РФ, что ее "норма не предусматривает нового вида вещного права - права самостоятельного распоряжения, а лишь позволяет приобретать имущество и учитывать его на отдельном балансе" <3>. Что точно - если имущество поступает "в самостоятельное распоряжение" учреждения, говорить о появлении права собственности недопустимо.

<3> Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 марта 2007 г. N Ф04-1000/2007 (32022-А70-24) по делу N А70-6931/8-2006 [Электр. ресурс] // СПС "КонсультантПлюс".

Пленумом ВАС РФ в акте толкования закона используется категория "право самостоятельного распоряжения имуществом", при этом специально подчеркивается, что речь не идет о праве собственности <4>. Вопрос о том, является ли самостоятельное распоряжение владельческим титулом, или это разновидность оперативного управления, остался без прямого ответа органа, компетентного давать разъяснения по вопросам арбитражного правоприменения. По всей видимости, в данном случае можно говорить о "квалифицированном молчании" толкователя закона.

<4> Пункт 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" // Вестник ВАС РФ. 2006. N 8.

Как нам видится, Пленум ВАС РФ исходил из понимания права самостоятельного распоряжения доходами (имуществом) учреждения как разновидности права оперативного управления. В абз. 4 п. 2 Постановления от 22 июня 2006 г. N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" <5> им было указано, что установление нормами бюджетного законодательства особого (на лицевых счетах казначейства) порядка учета доходов, полученных от приносящей доход деятельности, не изменяет закрепленный ГК РФ объем прав учреждения относительно данных доходов и приобретенного на них имущества.

<5> Вестник ВАС РФ. 2006. N 8.

В юридической литературе к проблеме места самостоятельного распоряжения в системе субъективных прав имеются разные подходы.

Некоторые специалисты, например З.А. Ахметьянова <6>, М.В. Токмовцева <7>, В. Царев <8>, Л.В. Щенникова <9>, говорят об особом титуле - "праве самостоятельного распоряжения". И.В. Ершова <10> и Ю.Г. Лескова <11> даже предлагают озаглавить главу 19 ГК РФ "Право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право самостоятельного распоряжения". На самостоятельный характер данного права указывает Н.Н. Аверченко, называя его "правом учреждения на самостоятельное распоряжение доходами, полученными от не запрещенной учредительными документами коммерческой деятельности, а также имуществом, приобретенным на эти доходы" <12>.

<6>
<7>
<8>
<9>
<10>
<11>
<12> Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Под ред. А.П. Сергеева. М.: ТК Велби, 2008. Т. 1. С. 603.

Вместе с тем В. Царев обращает внимание на проблему практического характера, вытекающую из отношения к самостоятельному распоряжению как к отдельному виду субъективных прав: "В случае, когда в самостоятельное распоряжение учреждения поступает объект недвижимости, данное право подлежит государственной регистрации как соответствующее право на недвижимое имущество. Однако на сегодняшний день ни ГК РФ (п. 1 ст. 131), ни другие законодательные акты не содержат соответствующего указания на необходимость осуществления государственной регистрации права самостоятельного распоряжения недвижимым имуществом учреждения" <13>.

<13> Царев В. Указ. соч. С. 112.

К.П. Кряжевских отождествляет право самостоятельного распоряжения, принадлежащее учреждениям, с субъективным правом унитарного предприятия - хозяйственным ведением <14>.

<14> Кряжевских К.П. Право оперативного управления и право хозяйственного ведения по российскому гражданскому праву: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 8.

Анализируя различные точки зрения на названное правовое явление, Б.М. Гонгало отмечает отсутствие четкости в формулировке ст. 298 ГК РФ о распоряжении имуществом учреждения <15>. Е.А. Суханов считает, что "такое имущество принадлежит учреждению на самостоятельном вещном праве, не являющемся правом оперативного управления" <16>, при этом автор не дает какого-либо наименования такому праву. Близкую позицию занимает В.В. Ровный, и он указывает: "...некое право на самостоятельное распоряжение доходами от собственной доходной (предпринимательской)... не является ни правом собственности, ни правом хозяйственного ведения, ни правом оперативного управления" <17>.

КонсультантПлюс: примечание.

<15>
<16>
<17> Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Под ред. А.П. Сергеева. Т. 1. С. 195 - 196.

Д.В. Петров отмечает: "Право самостоятельного распоряжения некоторым имуществом учреждения является правомочием в рамках права оперативного управления" <18>. Е.Н. Семенова, считая, что правомочие самостоятельного распоряжения осуществляется в рамках права оперативного управления, предлагает учитывать соответствующее имущество на едином балансе, но с выделением счетов <19>. А.Я. Сугак считает, что "право самостоятельного распоряжения доходами от предпринимательской деятельности учреждений является вариантом права оперативного управления" <20>. Аналогичную по своей сути позицию занимает Р.А. Юнусов <21>.

<18>
<19>
<20>
<21> Юнусов Р.А. Право оперативного управления имуществом юридических лиц в современных условиях: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 10.

Д.В. Сараев предлагает исключить упоминание о праве самостоятельного распоряжения из законодательства вообще и распространить на соответствующее имущество режим оперативного управления <22>. Впрочем, следует заметить, что законодатель и сегодня говорит о "самостоятельном распоряжении" имуществом, а не о "праве самостоятельного распоряжения".

<22> Сараев Д.В. Право оперативного управления имуществом публичных учреждений - юридических лиц (по гражданскому законодательству Российской Федерации): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 8.

Ю.Н. Андреев считает необходимым ограничиться выводом отрицательного характера, согласно которому "сомнительно будет считать государственное (муниципальное) учреждение собственником имущества, полученного в результате деятельности, прописанной в п. 3 ст. 298 ГК" <23>, а также указанием на то, что "законодатель еще не нашел границы гармоничного сосуществования права оперативного управления и права самостоятельного распоряжения имуществом" <24>. Впрочем, нельзя не согласиться с автором, которому "одна из причин появления у учреждений права самостоятельного распоряжения доходами и имуществом в рамках п. 2 ст. 298 ГК видится в неудовлетворительном финансировании учредителем (публично-правовым образованием) целевой (публичной) деятельности созданного им учреждения" <25>.

<23>
<24> Андреев Ю.Н. Указ. соч. С. 193.
<25> Там же. С. 192.

Влияние здесь наблюдается следующее: руководитель недофинансируемого учреждения получает (в виде стимула к рациональному использованию имущества и иного "коммерческого потенциала" учреждения) расширение компетенции по распоряжению частью имущества учреждения.

Зависимость такова: практика недофинансирования учреждений со стороны собственников является причиной допущения возможности осуществлять приносящую доход деятельность, а самостоятельное распоряжение имуществом служит стимулом к экономической эффективности и увеличению числа случаев реализации права на занятие деятельностью, приносящей доход.

Если говорить о радикальной новации кодифицированного гражданского законодательства и при этом исходить из необходимости сохранения самостоятельного распоряжения как такового (что далеко не бесспорно), вряд ли можно предполагать, что "самостоятельное распоряжение" может стать наименованием титула. Объяснение этому простое: распоряжение - это одно из правомочий в составе права собственности. Понятно, что в составе права собственности оно является "самостоятельным".

В соответствии с п. 2 ст. 299 ГК РФ плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, полученное учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление учреждения в порядке, установленном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности. Следовательно, наименование права, возникшего на доходы, - "право оперативного управления".

Конечно, то имущественное право, которое возникает у частных, автономных и бюджетных учреждений на вещи, приобретенные в результате приносящей доход деятельности, отличается по своему содержанию от права оперативного управления на имущество, полученное от собственника и приобретенное за счет средств финансирования. Другое дело, что придумывать название такому праву, перегружая и без того изобилующие терминами нормативные правовые акты, не следует. Такое право необходимо также называть правом оперативного управления. Действительно, даже право собственности может быть ограничено чьими-то вещными или обязательственными правами, а может быть вообще "голым", например при аресте имущества с его изъятием у собственника.

Отдельный учет той или иной части имущества юридического лица, в том числе имущества, приобретенного учреждением от приносящей доход деятельности, не требует параллельного терминологического обособления при определении этой части имущества. Более того, такое обособление является лишним по причинам доказательственного, процедурного характера.

Если предположить, что существует отдельное "право самостоятельного распоряжения имуществом" учреждения, то следует признать, что применительно к недвижимости его придется регистрировать, делая соответствующую запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Тогда органу, производящему регистрацию, придется давать оценку финансовой деятельности организации, подавшей документы с целью регистрации права, определять источники, за счет которых это имущество приобретено. Такой финансовый анализ - процедура не только сложная, но и выходящая за рамки функций регистрирующего органа. Это обстоятельство является веским практическим аргументом в пользу рассмотрения права самостоятельного распоряжения имуществом учреждения как права оперативного управления, с ремаркой теоретического характера: "особого рода".

ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреев Ю.Н. Участие государства в гражданско-правовых отношениях. СПб.: Юридический центр "Пресс", 2005. С. 194.
  2. Ахметьянова З.А. Вещное право: Учебник. М.: Статут, 2011. С. 211.

КонсультантПлюс: примечание.

Монография Б.М. Гонгало "Учение об обеспечении обязательств. Вопросы теории и практики" включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2004.

  1. Гонгало Б.М. Учение об обеспечении обязательств. М.: Статут, 2002. С. 142.
  2. Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Под ред. А.П. Сергеева. М.: ТК Велби, 2008. Т. 1. С. 603.
  3. Ершова И.В. Правовой режим государственного имущества в хозяйственном обороте: теоретические основы и пути совершенствования: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2001. С. 12.
  4. Кряжевских К.П. Право оперативного управления и право хозяйственного ведения по российскому гражданскому праву: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 8.
  5. Лескова Ю.Г. Правовое положение учреждений по российскому законодательству: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Белгород, 2007. С. 6.
  6. Петров Д.В. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления в системе вещных прав: Дис. ... канд. юрид. наук. С. 13.
  7. Сараев Д.В. Право оперативного управления имуществом публичных учреждений - юридических лиц (по гражданскому законодательству Российской Федерации): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 8.
  8. Семенова Е.Н. Право оперативного управления в условиях рыночной экономики: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 14 - 15.
  9. Сугак А.Я. Правовой режим имущества, закрепленного на праве оперативного управления и праве хозяйственного ведения за юридическими лицами: на примере г. Москвы: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 11.
  10. Суханов Е.А. Об ответственности государства по гражданско-правовым обязательствам // Вестник ВАС РФ. 2001. N 3. С. 123.
  11. Токмовцева М.В. Высшее учебное заведение как субъект отношений в сфере предпринимательства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 22.
  12. Царев В. Право самостоятельного распоряжения доходами и имуществом учреждений // Хозяйство и право. 2009. N 7. С. 111.
  13. Щенникова Л.В. Вещное право: Учеб. пособие. М.: Юрист, 2006. С. 114.
  14. Юнусов Р.А. Право оперативного управления имуществом юридических лиц в современных условиях: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 10.

Раздел III
Имущество Казённого учреждения

19. Имущество Казённого учреждения принадлежит ему на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Казённое учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несёт собственник его имущества.

Казённое учреждение имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, лицевой счёт в департаменте финансов администрации муниципального образования город Краснодар по бюджетным средствам, печать со своим полным наименованием (в случаях, предусмотренных законодательством, - печать с изображением Государственного герба Российской Федерации).

Казённое учреждение имеет (не имеет):

представительства

20. Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за Казённым учреждением, возникает у Казённого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Казённое учреждение обеспечивает осуществление государственной регистрации права оперативного управления на недвижимое имущество и сделок с ним в случаях и порядке, предусмотренных законом.

21. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении Казённого учреждения, а также имущество, приобретённое Казённым учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление Казённого учреждения в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

22. Право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у Казённого учреждения по решению собственника.

23. Казённое учреждение в отношении имущества, находящегося у него на праве оперативного управления, обеспечивает его бухгалтерский учёт, инвентаризацию, сохранность и несёт бремя расходов на его содержание.

24. Казённое учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

25. Казённое учреждение владеет, пользуется имуществом, принадлежащим ему на праве оперативного управления, в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

26. Казённое учреждение не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц.

27. Земельный участок, необходимый для выполнения Казённым учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с действующим законодательством.

28. Права Казённого учреждения на объекты интеллектуальной собственности регулируются законодательством Российской Федерации.

29. Контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества, закреплённого за Казённым учреждением на праве оперативного управления, осуществляет департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар и орган администрации муниципального образования город Краснодар, в ведении которого находится Казённое учреждение, в соответствии с действующим законодательством.