Программа противодействия коррупции на годы. Поручения правительства, данные в целях обеспечения исполнения поручений президента россии

Национальный план противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы: мероприятия в отношении юридических лиц (Тишин А.П.)

Дата размещения статьи: 21.07.2014

Весной 2014 г. был утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы, который, как и прочие документы антикоррупционной направленности, содержит мероприятия, адресованные хозяйствующим субъектам. Предлагаем в настоящей статье сделать обзор поручений Президента РФ органам государственной власти, затрагивающих интересы юридических лиц.
В каких целях разработан Национальный план по противодействию коррупции на 2014 - 2015 годы? Какие мероприятия антикоррупционной направленности, предусмотренные на данный период, касаются юридических лиц? Какие мероприятия антикоррупционной направленности в отношении юридических лиц предусмотрены действующим законодательством?

Общая характеристика Национального плана противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ Указом Президента РФ от 11.04.2014 N 226 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы (далее - Национальный план).
Руководителям федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов поручено, руководствуясь Национальной стратегией противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента РФ от 13.04.2010 N 460 (далее - Национальная стратегия) и Национальным планом, обеспечить внесение в планы по противодействию коррупции соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов изменений, направленных на достижение конкретных результатов, а также контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных планами. Срок - до 01.07.2014.

Обратите внимание! Указ Президента РФ от 11.04.2014 N 226 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы" вступил в силу с 19.04.2014.

Помимо прочих указаний, Президент РФ рекомендовал Общественной палате, Торгово-промышленной палате, Общероссийской общественной организации "Ассоциация юристов России", политическим партиям, саморегулируемым организациям, общественным организациям, объединяющим промышленников и предпринимателей, продолжить работу по формированию в обществе нетерпимого отношения к коррупционному поведению.
Национальный план содержит различные мероприятия антикоррупционной направленности. В частности, мероприятия Национального плана направлены на решение таких основных задач, как:
- совершенствование организационных основ противодействия коррупции в субъектах РФ;
- обеспечение исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции в соответствии с пп. "б" п. 6 Национальной стратегии;
- активизация антикоррупционного просвещения граждан;
- реализация требований ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), касающихся обязанности организаций принимать меры по предупреждению коррупции, и ст. 19.28 КоАП РФ, предусматривающих ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.
В целях решения названных задач организации исполнения Федерального закона N 273-ФЗ и реализации Национальной стратегии Национальный план содержит различные поручения органам государственной власти. В их числе Правительство РФ, Генеральная прокуратура, МВД, МИД, Минюст, федеральные органы исполнительной власти, государственные органы субъектов РФ, Банк России, ПФР, ФСС, ФФОМС и др. Таким образом, в практической реализации поставленных задач по борьбе с коррупцией будут задействованы практически все государственные органы как федеральной власти, так и субъектов РФ.

Основные положения Национального плана, касающиеся хозяйствующих субъектов

Так, совместно Правительству РФ и Президиуму Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции в пределах своей компетенции поручается разработать и представить в установленном порядке проекты нормативных правовых актов РФ, направленных на совершенствование организационных основ противодействия коррупции в субъектах РФ.
Правительству РФ дано поручение осуществить анализ коррупционных рисков в сфере жилищно-коммунального хозяйства, потребительского рынка, строительства, а также при реализации крупных инфраструктурных проектов и обеспечить внедрение комплекса мер, направленных на снижение уровня коррупции в данных сферах.
Кроме того, Правительство РФ должно внести предложения:
- о расширении круга юридических лиц, информация о бенефициарных владельцах которых должна быть раскрыта;
- о создании нормативной правовой основы деятельности граждан и организаций по продвижению интересов социальной группы или индивида в государственных и муниципальных органах в целях принятия наиболее благоприятного для данной социальной группы или данного индивида решения (лоббизма), включая подготовку предложений о нормативном закреплении за соответствующим федеральным органом исполнительной власти функции разработки и реализации мер по последовательному введению в практику института лоббизма и о соответствующем кадровом усилении этого направления работы;
- о нормативном закреплении за соответствующим федеральным органом исполнительной власти функции разработки, внедрения и консультативно-методического обеспечения мер по предупреждению коррупции в организациях (ст. 13.3 Федерального закона N 273-ФЗ) и контроля за реализацией этих мер, а также о соответствующем кадровом усилении этого направления работы;
- о совершенствовании координации и регламентации взаимодействия контрольно-надзорных органов РФ в ходе планирования и осуществления своей деятельности, в том числе при проведении совместных проверок, а также обмена информационными ресурсами и представления единой отчетности о полученных результатах в целях повышения эффективности противодействия коррупции.

К сведению. С 14 мая 2014 г. действует Программа по антикоррупционному просвещению на 2014 - 2016 годы, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 14.05.2014 N 816-р. Программа включает в себя разработку и совершенствование правовой базы в целях создания условий для повышения уровня правосознания граждан и популяризации антикоррупционных стандартов поведения, основанных на знаниях общих прав и обязанностей, а также принятие организационно-управленческих решений по обеспечению условий для повышения уровня правосознания граждан и популяризации антикоррупционных стандартов поведения, основанных на знаниях общих прав и обязанностей.

Также Правительству РФ поручено обеспечить на базе федерального государственного научно-исследовательского учреждения "Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ" проведение научных междисциплинарных исследований на основе законодательства РФ и практики его применения по вопросам:
- административной ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения;
- освобождения юридического лица от административной ответственности, предусмотренной ст. 19.28 КоАП РФ, в случае оказания органом управления юридического лица содействия в выявлении факта правонарушения;
- формирования системы мер имущественной ответственности за коррупционные правонарушения;
- формирования в целях противодействия коррупции системы запретов, ограничений и обязанностей;
- создания правовых, организационных и этических основ организации и тактики проведения проверок соблюдения установленных в целях противодействия коррупции запретов и ограничений;
- организации и тактики защиты лиц, сообщающих о фактах коррупции.
Правительству РФ совместно с Генеральной прокуратурой, Торгово-промышленной палатой, Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства "Опора России", Общероссийской общественной организацией "Российский союз промышленников и предпринимателей", Общероссийской общественной организацией "Деловая Россия", Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей поручено организовать мониторинг выполнения организациями обязанности принимать меры по противодействию коррупции.
Помимо названного, Правительству РФ требуется принять меры по обеспечению эффективной деятельности рабочей группы по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти при Президиуме Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции, уделяя особое внимание вопросам реализации Антикоррупционной хартии российского бизнеса.
Согласно Национальному плану Генеральной прокуратуре поручается совместно со Следственным комитетом и другими правоохранительными органами принять меры по активизации работы по выявлению и пресечению фактов дачи незаконных вознаграждений от имени юридических лиц (ст. 19.28 КоАП РФ).
МВД совместно со Следственным комитетом и с заинтересованными федеральными государственными органами поручено разработать меры по совершенствованию взаимодействия в сфере борьбы с налоговыми преступлениями.
Кроме того, МВД совместно с Федеральной службой безопасности, Федеральной службой судебных приставов и Федеральной таможенной службой должно подготовить предложения о практической реализации задачи оперативно-разыскной деятельности по установлению имущества, на которое судами может быть наложен арест или применены конфискационные санкции за совершение преступлений коррупционной направленности.
В целях профилактики преступлений коррупционной направленности и борьбы с ними в системе жилищно-коммунального хозяйства Минстрою совместно с МВД и Следственным комитетом необходимо провести в 2014 г. в системе жилищно-коммунального хозяйства комплекс просветительских и воспитательных мер по разъяснению ответственности за преступления коррупционной направленности. В соответствии с Национальным планом Генеральная прокуратура должна провести проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции в системе жилищно-коммунального хозяйства.
Следственному комитету и МВД поручается провести в 2015 г. комплекс следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий по выявлению и пресечению коррупционных преступлений в системе жилищно-коммунального хозяйства.
Общероссийской общественной организации "Российский союз промышленников и предпринимателей", Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", Торгово-промышленной палате рекомендуется разработать и осуществить комплекс мер по реализации требований ст. 13.3 Федерального закона N 273-ФЗ, предусматривающих принятие в этих организациях мер по противодействию коррупции, и регулярно проводить занятия по антикоррупционной тематике с руководителями и сотрудниками организаций.

Нормы в отношении юридических лиц, предусмотренные действующим законодательством

Напомним, что еще в 2012 г. в Федеральный закон N 273-ФЗ была введена ст. 13.3 "Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции". В соответствии с данной статьей все организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:
- определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
- сотрудничество организации с правоохранительными органами;
- разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
- принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
- предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
- недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Согласно ст. 14 Федерального закона N 273-ФЗ, в случае если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством РФ.
Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.
Во исполнение пп. "б" п. 25 Указа Президента РФ от 02.04.2013 N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" и в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" Минтруд 08.11.2013 утвердил Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции. Целью данных рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.

Национальным планом определены основные направления государственной политики в области противодействия коррупции. В частности, к ним относятся совершенствование организационных основ противодействия коррупции в субъектах РФ, обеспечение исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции в соответствии с пп. "б" п. 6 Национальной стратегии, активизация антикоррупционного просвещения граждан, а также реализация требований ст. 13.3 Федерального закона N 273-ФЗ, касающихся обязанности организаций принимать меры по предупреждению коррупции, и ст. 19.28 КоАП РФ, предусматривающих ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.

Противодействия коррупции на 2014-2015 годы.

Значительная часть перечисленных в Плане пунктов являются продолжением мер из предыдущих Национальных планов, а их исполнителями назначены все ветви федеральной и региональной власти.

Кроме того, в документе есть ряд нововведений:

1.В России будет создана автоматизированная система мониторинга деклараций.

До сих пор должностные лица и депутаты подают свои декларации в бумажном виде. Уже несколько лет говорится о модернизации этой процедуры, и нацплан говорит о создании специальных электронных баз данных, которые будут аккумулировать все сведения. О раскрытии сведений из этих программ в Национальном плане не говорится

2.Банку России поручено наладить систему сбора информации о том, есть ли у госслужащих высших категорий иностранные счета или вложения в финансовые инструменты

3.Одним из приоритетов становится общее и профессиональное антикоррупционное просвещение. В Российской академии народного хозяйства и государственной службы будут открыты специальные курсы для преподавателей - специалистов по противодействию коррупции. Вузам, которые готовят бакалавров по специальности "Государственное и муниципальное управление", предписано включить в программу специальный антикоррупционный курс

4.Правительству и Президиуму Совета по противодействию коррупции поручено разработать законопроект по защите заявителей о коррупции от действий тех, о чьих правонарушениях они сообщают

5.Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ назначен официальным и монопольным НИИ по теме противодействия коррупции. Специалистам Института предстоит провести научные исследования законодательства и правоприменительной практики по многим вопросам, включая правовую природу коррупционных преступлений и бездействия, административную ответственность юридических лиц за коррупцию, организацию защиты заявителей о коррупции, исполнение Россией международного законодательства с учетом национальных особенностей.

6."Профессионалам средств массовой информации и представителей других профессий, связанных с обеспечением общественных интересов" в Плане рекомендуется "разработать порядок предания гласности сведений о доходах и расходах членов этих объединений, деятельность которых вызывает общественный интерес" и разместить эти сведения на сайтах

7,Отдельным пунктом в Плане упоминаются Крым и Севастополь, на которые должны распространяться антикоррупционные меры

Утвержденный президентом Путиным Национальный план является уже четвертым подобным документом. Первый План противодействия коррупции был утвержден президентом Медведевым в июле 2008 года и был рассчитан на 2008 и 2009 годы. За ним следовали Национальные планы 2010-2011 и 2012-2013 .

Комментарий Антона Поминова, директора по исследованиям Центра "ТИ-Р"

То, что нацплан приняли - это плюс. В нем описаны действительно важные вещи, такие как меры по защите заявителей, конфликту интересов, создание единой базы данных деклараций доходов, расходов и имущества должностных лиц. Меры по повышению квалификации должностных лиц - это действительно приоритет. Сложно требовать от них исполнения требований, которых они не понимают.

Тем не менее, меня смущает, что вся эта конструкция, по замыслу авторов, должна заработать сама со себе - предполагается, что есть некая внутренняя мотивация у сотрудников всех упомянутых учреждений закрывать собственные коррупционные возможности.

Больше всех в том, чтобы Россия стала страной, где коррупция не является серьезной проблемой, заинтересованы даже не должностные лица, а граждане и бизнес. Тем не менее, в Национальном плане они упоминаются вскользь и скорее в виде ряда институционализированных объединений, призванных представлять интересы граждан и бизнеса. Современным методам гражданского активизма и контроля в нем места не отводится.

Осмелюсь предположить, что основной риск, связанный с принятым документом, состоит в том, что он будет исполняться формально: тренинги будут сводиться к зачитыванию статистики и должностных инструкций, доклады будут носить правоохранительный уклон, комиссии по этике и конфликту интересов будут состоять из сотрудников отдела кадров, а бизнес-объединения примут очередную хартию, но продолжат работать по существующим правилам.

Пути снижения этого риска очевидны: необходимы сигналы от власти о готовности к реальным реформам. Причем не только в сфере противодействия коррупции, но в том, что касается построения системы честного и порядочного публичного администрирования в широком смысле. Сюда входит и независимость судов, и поощрение, а не давление на гражданских активистов и общественные организации, которые указывают власти на ее ошибки. Сложно говорить о доверии к власти как граждан, так и бизнеса, в условиях, когда граждане не могут обеспечить реальную представительность в органах власти всех уровней, а бизнес чувствует зависимость от администрации и не может отстоять свои права в состязательном судебном процессе.

Дмитрий Медведев дал поручения в обеспечение реализации Указа Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 года №226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014–2015 годы» (резолюция от 5 мая 2014 года №ДМ-П17-3229):

1. По пункту 2 Указа Президента Российской Федерации:

Минэкономразвития России (А.В.Улюкаеву), Министру Российской Федерации М.А.Абызову и федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, обеспечить:

Внесение в планы по противодействию коррупции федеральных органов исполнительной власти изменений, направленных на достижение конкретных результатов.

Контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных планами, совместно с Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации.

2. По пункту 1 Национального плана противодействия коррупции:

1) По подпункту «а» пункта 1 Национального плана противодействия коррупции:

Минтруду России (М.А.Топилину), Минрегиону России (И.Н.Слюняеву) и Минюсту России (А.В.Коновалову) разработать и представить в установленном порядке:

Проекты нормативных правовых актов Российской Федерации, направленных на совершенствование организационных основ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации;

Проект типового положения о комиссиях по координации работы по противодействию коррупции в субъектах Российской Федерации;

Проект типового положения о подразделениях органов государственной власти субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

2) По подпункту «б» пункта 1 Национального плана противодействия коррупции:

Минтруду России (М.А.Топилину) совместно с заинтересованными федеральными государственными органами обеспечить в централизованном порядке повышение квалификации федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции, по образовательной программе, согласованной с Администрацией Президента Российской Федерации.

3. По пункту 2 Национального плана противодействия коррупции:

1) По подпункту «а» пункта 2 Национального плана противодействия коррупции:

Минэкономразвития России (А.В.Улюкаеву), Минпромторгу России (Д.В.Мантурову), Минстрою России (М.А.Меню), МВД России (В.А.Колокольцеву), Минтруду России (М.А.Топилину), Минтрансу России (М.Ю.Соколову), Минэнерго России (А.В.Новаку), Министру Российской Федерации М.А.Абызову и Роспотребнадзору (А.Ю.Поповой) совместно с Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации осуществить анализ коррупционных рисков в сфере жилищно-коммунального хозяйства, потребительского рынка, строительства, а также при реализации крупных инфраструктурных проектов и обеспечить внедрение комплекса мер, направленных на снижение уровня коррупции в данных сферах.

2) По подпункту «б» пункта 2 Национального плана противодействия коррупции:

Минтруду России (М.А.Топилину) и Министру Российской Федерации М.А.Абызову совместно с заинтересованными федеральными государственными органами принять меры по недопущению конфликта интересов сотрудников и работников государственных корпораций (компаний) и организаций, созданных для обеспечения деятельности федеральных государственных органов. Доклад о принятых мерах юридической ответственности за непринятие мер по недопущению возможности возникновения конфликта интересов или урегулированию конфликта интересов представить до 1 июня 2015 года.

3) По подпункту «в» пункта 2 Национального плана противодействия коррупции и абзацу второму подпункта «ш» пункта 2 Национального плана противодействия коррупции:

Минтруду России (М.А.Топилину) и Минкомсвязи России (Н.А.Никифорову) совместно с федеральными государственными органами организовать внедрение в деятельность подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений компьютерных программ, разработанных на базе специального программного обеспечения «Справки БК» и «Справки ГС», в целях осуществления:

Мониторинга и автоматизированного анализа сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, претендующими на замещение должностей, включённых в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, и лицами, замещающими указанные должности, с использованием баз данных о доходах, недвижимом имуществе (в том числе за рубежом), транспортных средствах, счетах, кредитах, ценных бумагах;

Сбора, систематизации и рассмотрения обращений граждан о даче согласия на замещение в организации должности на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) или на выполнение в данной организации работы (оказание данной организации услуг) на условиях трудового договора, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего.

Минфину России (А.Г.Силуанову) обеспечить финансирование мероприятий, предусмотренных подпунктом «в» пункта 2 Национального плана противодействия коррупции.

4) По подпункту «г» пункта 2 Национального плана противодействия коррупции:

а) По абзацу второму подпункта «г» пункта 2 Национального плана противодействия коррупции:

Минэкономразвития России (А.В.Улюкаеву), Минэнерго России (А.В.Новаку), Минтрансу России (М.Ю.Соколову), Минпромторгу России (Д.В.Мантурову), Минсельхозу России (Н.В.Фёдорову), Минфину России (А.Г.Силуанову), Министру Российской Федерации М.А.Абызову, Росфинмониторингу (Ю.А.Чиханчину), ФАС России (И.Ю.Артемьеву) и Банку России (Э.С.Набиуллиной) внести предложения о расширении круга юридических лиц, информация о бенефициарных владельцах которых должна быть раскрыта.

б) По абзацу третьему подпункта «г» пункта 2 Национального плана противодействия коррупции:

Минэкономразвития России (А.В.Улюкаеву), Минрегиону России (И.Н.Слюняеву), Минфину России (А.Г.Силуанову), Минюсту России (А.В.Коновалову) и Министру Российской Федерации М.А.Абызову совместно с Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации внести предложения о создании нормативной правовой основы деятельности граждан и организаций по продвижению интересов социальной группы или индивида в государственных и муниципальных органах в целях принятия наиболее благоприятного для данной социальной группы или данного индивида решения (лоббизма), включая подготовку предложений о нормативном закреплении за соответствующим федеральным органом исполнительной власти функции разработки и реализации мер по последовательному введению в практику института лоббизма и о соответствующем кадровом усилении этого направления работы.

в) По абзацу четвёртому подпункта «г» пункта 2 Национального плана противодействия коррупции:

Минтруду России (М.А.Топилину) и Минфину России (А.Г.Силуанову) внести предложения о нормативном закреплении за соответствующим федеральным органом исполнительной власти функции разработки, внедрения и консультативно-методического обеспечения мер по предупреждению коррупции в организациях ( Федерального закона «О противодействии коррупции») и контроля за реализацией этих мер, а также о соответствующем кадровом усилении этого направления работы.

г) По абзацу пятому подпункта «г» пункта 2 Национального плана противодействия коррупции:

Министру Российской Федерации М.А.Абызову и Минэкономразвития России (А.В.Улюкаеву) совместно с контрольно-надзорными органами Российской Федерации и Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации внести предложения о совершенствовании координации и регламентации взаимодействия контрольно-надзорных органов Российской Федерации в ходе планирования и осуществления своей деятельности, в том числе при проведении совместных проверок, а также обмена информационными ресурсами и представления единой отчётности о полученных результатах в целях повышения эффективности противодействия коррупции.

5) По подпункту «д» пункта 2 Национального плана противодействия коррупции и подпунктам «а» и «б» пункта 17 Национального плана противодействия коррупции:

Минюсту России (А.В.Коновалову), Минтруду России (М.А.Топилину), Минобрнауки России (Д.В.Ливанову), Минэкономразвития России (А.В.Улюкаеву), Минкомсвязи России (Н.А.Никифорову), Минкультуры России (В.Р.Мединскому), Минстрою России (М.А.Меню), МВД России (В.А.Колокольцеву), МИД России (С.В.Лаврову), Министру Российской Федерации М.А.Абызову, ФСБ России (А.В.Бортникову) и Роспечати (М.В.Сеславинскому) совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации и Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации представить до 1 февраля 2015 года доклад о ходе реализации программы по антикоррупционному просвещению граждан.

В целях профилактики преступлений коррупционной направленности и борьбы с ними в системе жилищно-коммунального хозяйства, а также в сфере высшего и профессионального образования:

Провести в 2014 году в системе жилищно-коммунального хозяйства комплекс просветительских и воспитательных мер по разъяснению ответственности за преступления коррупционной направленности;

Обеспечить проведение в 2014 году в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования комплекса просветительских и воспитательных мер по разъяснению ответственности за взяточничество и посредничество во взяточничестве.

6) По подпункту «е» и абзацу второму подпункта «ш» пункта 2 Национального плана противодействия коррупции:

Минюсту России (А.В.Коновалову), Минтруду России (М.А.Топилину), Минэкономразвития России (А.В.Улюкаеву), МИД России (С.В.Лаврову) и МВД России (В.А.Колокольцеву) обеспечить на базе федерального государственного научно-исследовательского учреждения «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации» проведение научных междисциплинарных исследований на основе законодательства Российской Федерации и практики его применения по вопросам:

Правовой природы нарушения запретов и ограничений, неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, и о мерах юридической ответственности, применяемых в случае такого нарушения (неисполнения);

Административной ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения;

Освобождения юридического лица от административной ответственности, предусмотренной статьёй 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае оказания органом управления юридического лица содействия в выявлении факта правонарушения;

Формирования системы мер имущественной ответственности за коррупционные правонарушения;

Формирования в целях противодействия коррупции системы запретов, ограничений и обязанностей;

Создания правовых, организационных и этических основ организации и тактики проведения проверок соблюдения установленных в целях противодействия коррупции запретов и ограничений;

Организации и тактики защиты лиц, сообщающих о фактах коррупции;

Создания теоретических основ реализации в Российской Федерации рекомендаций международных антикоррупционных организаций с учётом особенностей правовой системы Российской Федерации.

Минфину России (А.Г.Силуанову) обеспечить финансирование мероприятий, предусмотренных подпунктом «е» пункта 2 Национального плана противодействия коррупции.

7) По подпункту «ж» пункта 2 Национального плана противодействия коррупции и абзацу второму подпункта «ш» пункта 2 Национального плана противодействия коррупции:

Минюсту России (А.В.Коновалову) и Минтруду России (М.А.Топилину) обеспечить:

Разработку практических рекомендаций по применению законодательства Российской Федерации, обеспечивающего отчуждение объектов гражданских прав и иных преимуществ, полученных взяткодателем или иным лицом в результате дачи взятки. Доклад о результатах исполнения представить до 1 октября 2014 года;

Разработку предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях в части, определяющей пределы его действия, в целях обеспечения применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во всех случаях совершения за пределами Российской Федерации административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.28 Кодекса и затрагивающего интересы Российской Федерации.

Минфину обеспечить финансирование мероприятий, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 2 Национального плана противодействия коррупции.

8) По подпункту «з» Национального плана противодействия коррупции:

а) По абзацу второму подпункта «з» пункта 2 Национального плана противодействия коррупции:

Минюсту России (А.В.Коновалову), Минэкономразвития России (А.В.Улюкаеву), МВД России (В.А.Колокольцеву), Минтруду России (М.А.Топилину), Минфину России (А.Г.Силуанову), Министру Российской Федерации М.А.Абызову, Росфинмониторингу (Ю.А.Чиханчину), ФСБ России (А.В.Бортникову), ФТС России (А.Ю.Бельянинову) и ФСКН России (В.П.Иванову) продолжить работу по практическому применению мер, направленных на снижение экономической заинтересованности в совершении коррупционных правонарушений, с учётом сложившейся правоприменительной практики.

б) По абзацу третьему подпункта «з» пункта 2 Национального плана противодействия коррупции и абзацу третьему подпункта «ш» пункта 2 Национального плана противодействия коррупции:

Минюсту России (А.В.Коновалову) и МИД России (С.В.Лаврову) продолжить работу по подготовке к проведению в Российской Федерации в 2015 году шестой сессии Конференции государств – участников Конвенции ООН против коррупции.

Минфину России (А.Г.Силуанову) обеспечить финансирование проведения в Российской Федерации в 2015 году шестой сессии Конференции государств – участников Конвенции ООН против коррупции.

9) По подпункту «и» пункта 2 Национального плана противодействия коррупции:

Минтруду России (М.А.Топилину) совместно с заинтересованными федеральными государственными органами обеспечить реализацию Федерального закона от 6 декабря 2011 года №395-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе», провести мониторинг осуществления федеральными органами государственной власти ротации федеральных государственных служащих.

10) По подпункту «к» пункта 2 Национального плана противодействия коррупции:

а) по абзацу второму подпункта «к» пункта 2 Национального плана противодействия коррупции:

Минэкономразвития России (А.В.Улюкаеву), Минфину России (А.Г.Силуанову), ФАС России (И.Ю.Артемьеву), Рособоронзаказу (А.В.Потапову) рассмотреть вопросы о наделении органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля правом выносить предписания о приостановке осуществления закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

б) По абзацу третьему подпункта «к» пункта 2 Национального плана противодействия коррупции:

Минфину России (А.Г.Силуанову), Минэкономразвития России (А.В.Улюкаеву), МВД России (В.А.Колокольцеву), Министру Российской Федерации М.А.Абызову и Росфинмониторингу (Ю.А.Чиханчину) с участием заинтересованных правоохранительных и иных государственных органов рассмотреть вопросы о внесении изменений в Федеральный закон от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» в части, касающейся наделения аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов обязанностью информировать правоохранительные и иные государственные органы о ставших им известными случаях коррупционных правонарушений, в том числе о случаях подкупа иностранных должностных лиц или о признаках таких случаев либо о риске возникновения таких случаев.

11) По подпункту «л» пункта 2 Национального плана противодействия коррупции:

Минфину России (А.Г.Силуанову), Минэкономразвития России (А.В.Улюкаеву), МИД России (С.В.Лаврову) и Росфинмониторингу (Ю.А.Чиханчину) совместно с Банком России разработать механизм получения в зарубежных кредитно-финансовых учреждениях, государственных и иных органах и организациях информации о наличии у соответствующих российских должностных лиц денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и о владении и (или) пользовании ими иностранными финансовыми инструментами, в том числе посредством заключения соглашений об обмене информацией между уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации и компетентными органами иностранных государств.

12) По подпункту «м» пункта 2 Национального плана противодействия коррупции:

Минэкономразвития России (А.В.Улюкаеву), Минфину России (А.Г.Силуанову) и Министру Российской Федерации М.А.Абызову совместно с Банком России, Счётной палатой Российской Федерации и Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации обеспечить мониторинг реализации крупных проектов с государственным участием, в том числе инфраструктурных проектов, финансируемых в рамках федеральных целевых программ и за счёт средств Фонда национального благосостояния.

13) По подпункту «н» пункта 2 Национального плана противодействия коррупции:

Минобрнауки России (Д.В.Ливанову) и Минтруду России (М.А.Топилину) обеспечить ежегодное проведение на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» учебно-методических семинаров продолжительностью до пяти дней для преподавателей образовательных учреждений, осуществляющих реализацию образовательных программ по антикоррупционной тематике, по программе, согласованной с Администрацией Президента Российской Федерации.

14) По подпункту «о» пункта 2 Национального плана противодействия коррупции:

Минобрнауки России (Д.В.Ливанову) и Минтруду России (М.А.Топилину) обеспечить разработку и внедрение в образовательных организациях:

Учебного цикла на тему «Противодействие коррупции» в структуре основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»;

Типовых дополнительных профессиональных программ по вопросам противодействия коррупции.

15) По подпункту «п» пункта 2 Национального плана противодействия коррупции:

а) По абзацу второму подпункта «п» пункта 2 Национального плана противодействия коррупции:

Минтруду России (М.А.Топилину), Минюсту России (А.В.Коновалову), МВД России (В.А.Колокольцеву), Минобороны России (С.К.Шойгу) и Министру Российской Федерации М.А.Абызову подготовить и представить в установленном порядке предложения по совершенствованию Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих.

б) По абзацу третьему подпункта «п» пункта 2 Национального плана противодействия коррупции:

Минтруду России (М.А.Топилину), Минюсту России (А.В.Коновалову) и МВД России (В.А.Колокольцеву) совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации подготовить и представить в установленном порядке проект нормативного правового акта о совершенствовании юридического и организационного обеспечения защиты лиц, сообщающих о фактах коррупции, от преследования и ущемления их прав и законных интересов со стороны должностных лиц, действия которых обжалуются.

16) По подпунктам «р» и «с» пункта 2 Национального плана противодействия коррупции:

Минтруду России (М.А.Топилину) совместно с федеральными государственными органами определить до 1 октября 2014 года перечень нормативных правовых актов, которые необходимо разработать в целях противодействия коррупции:

Государственным органам – для организаций, созданных в целях выполнения задач, поставленных перед этими органами;

Организациям, созданным в целях выполнения задач, поставленных перед государственными органами.

Обеспечить до 1 августа 2015 года принятие государственными органами и организациями, указанными в подпункте «р» настоящего пункта, необходимых нормативных правовых актов.

В части определения перечней нормативных правовых актов, предусмотренных подпунктом «р».

В части принятия нормативных правовых актов, предусмотренных подпунктом «с».

17) По подпункту «т» пункта 2 Национального плана противодействия коррупции:

Минтруду России (М.А.Топилину), Министру Российской Федерации М.А.Абызову и федеральным государственным органам совместно с Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации:

а) По абзацу второму подпункта «т» пункта 2 Национального плана противодействия коррупции:

Минтруду России (М.А.Топилину), Министру Российской Федерации М.А.Абызову и федеральным государственным органам совместно с Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации организовать мониторинг исполнения установленного порядка сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, о сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении в доход соответствующего бюджета средств, вырученных от его реализации, предусмотрев ежегодно, до 15 февраля, представление доклада о результатах данного мониторинга.

б) По абзацу третьему подпункта «т» пункта 2 Национального плана противодействия коррупции:

Минтруду России (М.А.Топилину), Министру Российской Федерации М.А.Абызову и федеральным государственным органам совместно с Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации организовать изучение практики представления руководителями государственных корпораций (компаний) и организаций, созданных для обеспечения деятельности федеральных государственных органов, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также размещения указанных сведений на официальных сайтах таких корпораций (компаний) и организаций.

18) По подпункту «у» пункта 2 Национального плана противодействия коррупции:

Минэкономразвития России (А.В.Улюкаеву) и Минтруду России (М.А.Топилину) совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России», Общероссийской общественной организацией «Российский союз промышленников и предпринимателей», Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия», Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей организовать мониторинг выполнения организациями обязанности принимать меры по противодействию коррупции.

19) По подпункту «ф» пункта 2 Национального плана противодействия коррупции:

Минфину России (А.Г.Силуанову), Минэкономразвития России (А.В.Улюкаеву) и Минюсту России (А.В.Коновалову) совместно с Банком России и профильными комитетами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации внести предложения о способах снятия неопределённости в нормативном определении понятий «иностранные финансовые инструменты» и «доверительное управление имуществом, которое предусматривает инвестирование в иностранные финансовые инструменты».

20) По подпункту «х» пункта 2 Национального плана противодействия коррупции и абзацу второму подпункта «ш» пункта 2 Национального плана противодействия коррупции:

Минэкономразвития России (А.В.Улюкаеву) и Министру Российской Федерации М.А.Абызову совместно с Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации продолжить проведение среди всех социальных слоёв населения в различных регионах страны социологических исследований, которые позволили бы оценить уровень коррупции в Российской Федерации и эффективность принимаемых антикоррупционных мер. Доклад о результатах исполнения представлять ежегодно до 15 февраля.

Минфину России (А.Г.Силуанову) обеспечить финансирование мероприятий, предусмотренных подпунктом «х» пункта 2 Национального плана противодействия коррупции:

21) По подпункту «ц» пункта 2 Национального плана противодействия коррупции:

Минэкономразвития России (А.В.Улюкаеву) и Министру Российской Федерации М.А.Абызову совместно с Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации и Общероссийской общественной организацией «Российский союз промышленников и предпринимателей» принять меры по обеспечению эффективной деятельности рабочей группы по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти при президиуме Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, уделяя особое внимание вопросам реализации Антикоррупционной хартии российского бизнеса.

22) По подпункту «ч» пункта 2 Национального плана противодействия коррупции:

МИД России (С.В.Лаврову) Минфину России (А.Г.Силуанову) обеспечить осуществление сотрудничества с Международной антикоррупционной академией.

23) По подпункту «ш» пункта 2 Национального плана противодействия коррупции:

по абзацу четвёртому подпункта «ш» пункта 2 Национального плана противодействия коррупции:

Минфину России (А.Г.Силуанову) и МИД России (С.В.Лаврову) обеспечить финансирование участия Российской Федерации в программной деятельности Управления ООН по наркотикам и преступности в части, касающейся противодействия коррупции.

4. По пункту 5 Национального плана противодействия коррупции и подпункту «б» пункта 6 Национального плана противодействия коррупции:

Минтруду России (М.А.Топилину) и Министру Российской Федерации М.А.Абызову:

а) активизировать работу по формированию у служащих и работников государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, фондов, государственных корпораций (компаний) и организаций отрицательного отношения к коррупции, привлекать для этого общественные объединения, уставными задачами которых является участие в противодействии коррупции, и другие институты гражданского общества, каждый установленный факт коррупции в соответствующем органе и организации предавать гласности;

б) обеспечить:

В необходимых случаях участие специалистов в международных антикоррупционных мероприятиях;

Контроль за выполнением служащими и работниками государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, фондов, государственных корпораций (компаний) и организаций обязанности сообщать в случаях, установленных федеральными законами, о получении ими подарка в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей;

Осуществление комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по соблюдению служащими и работниками государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, фондов, государственных корпораций (компаний) и организаций ограничений и запретов, а также по исполнению ими обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;

Проведение мероприятий по формированию у служащих и работников государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, фондов, государственных корпораций (компаний) и организаций негативного отношения к дарению подарков этим служащим и работникам в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей;

в) по каждому случаю несоблюдения ограничений, запретов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, нарушения ограничений, касающихся получения подарков и порядка сдачи подарков, осуществлять проверку в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и применять соответствующие меры ответственности;

г) с учётом положений международных актов в области противодействия коррупции о криминализации обещания дачи взятки или получения взятки и предложения дачи взятки или получения взятки и опыта иностранных государств разработать и осуществить комплекс организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению служащими и работниками государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, фондов, государственных корпораций (компаний) и организаций поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.

Руководителям федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, подведомственных Правительству Российской Федерации, руководителям Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний) до 1 марта 2015 года представить доклад о результатах исполнения подпунктов «б» – «г» пункта 5 настоящего Национального плана в уполномоченный Правительством Российской Федерации орган исполнительной власти для подготовки проекта сводного доклада.

Представить в Правительство Российской Федерации соответствующие предложения и проекты докладов Президенту Российской Федерации (президиуму Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции).