Принципы организации защиты от чрезвычайных ситуаций. Основные способы защиты населения. Техническая организация укрытий

Безопасность в чрезвычайных ситуациях Лекция 4

Защита населения в чрезвычайных ситуациях

Основные способы защиты от ЧС.

Основными способами защиты персонала объектов экономики и населения в условиях возникновения ЧС являются:

    укрытие людей в защитных сооружениях;

    эвакуация персонала объектов экономики и населения за пределы зоны ЧС;

    использование средств индивидуальной защиты.

Комплекс мероприятий защиты в ЧС ОЭ и населения

Комплекс мероприятий защиты объектов экономики и населения можно условно разделить на три группы:

    предупредительные мероприятия:

    предупреждение ЧС;

    планирование защиты персонала объектов экономики и населения от ЧС;

    обучение населения мерам защиты от ЧС;

    подготовка сил и средств для ликвидации последствий ЧС.

    защитные мероприятия;

    выявление и оценка обстановки в ЧС, в т.ч. путем радиационной, химической, инженерной и пожарной разведки;

    оповещение персонала объектов и населения об угрозе возникновения или возникновении ЧС;

    укрытие персонала ОЭ и населения в защитных сооружениях;

    эвакуация персонала ОЭ и населения;

    использование средств индивидуальной защиты;

    дозиметрический и химический контроль;

    медико-профилактические и лечебно-эвакуационные мероприятия;

    определение и соблюдение режимов радиационной и химической защиты персоналом ОЭ и населением;

    организация охраны общественного порядка в зоне ЧС и др.

    аварийно-восстановительные мероприятия:

    первоочередные работы в зоне ЧС по локализации отдельных очагов разрушений и повышенной опасности,

    по устранению аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных коммуникаций,

    созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения,

    а также работы по санитарной очистке и обеззараживанию территории

Защитные мероприятия.

Выявление и оценка обстановки

Важнейшими мероприятиями защиты являются выявление и оценка обстановки. По результатам оценки обстановки организуется оповещение персонала ОЭ и населения о ЧС, а также принимается решение председателем комиссии ГОЧС о порядке проведения защитных мероприятий.

Оповещение персонала объекта и населения о чрезвычайной ситуации

Население оповещается об угрозе возникновения ЧС природного или техногенного характера отделами ГОЧС с помощью средств массовой информации: радио, телевидения, а при наличии времени и печати.

Для того чтобы население вовремя включило радиоприемники и телевизоры, используется предупредительный сигнал «Внимание всем» (сирены, гудки предприятий, сигналы автомобилей)

При угрозе возникновения ЧС военного характера население предупреждается «об угрозе нападения». С этой целью СМИ передают соответствующие решения или постановления. Кроме того, по месту работы и жительства должностными лицами ГО даются объявления об угрозе нападения и правилах поведения. Предупреждение об угрозе нападения не означает начала военных действий.

Для оповещения персонала промышленного объекта и населения в ходе военных действий установлены следующие сигналы ГО: «Воздушная тревога», «Отбой воздушной тревоги», «Радиационная опасность», «Химическая тревога».

Сигнал «Воздушная тревога» подается по радио и телевидению всеми станциями после сигнала «Внимание всем». По этому сигналу необходимо отключить свет, газ, воду, погасить огонь в печах. Взять документы, СИЗ, деньги, запас продуктов, воды, необходимую одежду и укрыться в ближайшем защитном сооружении.

Укрытие персонала объектов экономики и населения в защитных сооружениях

Укрытие людей от воздействия поражающих факторов источников ЧС проводится в специальных защитных сооружениях, а также в помещениях производственных, общественных и жилых зданий, приспособленных для этих целей.

Эвакуация персонала объектов экономики и населения

Под эвакуацией понимают организованный вывод и вывоз персонала объектов экономики, членов их семьи и населения из зон ЧС или вероятной ЧС, а также жизнеобеспечение эвакуированных в районе размещения. Если укрытие людей в ЗС предполагает их защиту в зоне ЧС, то эвакуация проводится с целью вывода их из зоны воздействия поражающих факторов источников ЧС.

Использование средств индивидуальной защиты

Использование СИЗ органов дыхания и кожи предотвращает сверхнормативные воздействия на людей опасных и вредных аэрозолей, газов и паров, а также светового, теплового и ионизирующего излучения.

Дозиметрический и химический контроль

Дозиметрический и химический контроль (ДХК) проводится с целью оценки работоспособности личного состава формирований, рабочих и служащих и определения порядка их использования, объема медицинской помощи на этапе эвакуации, необходимости и объема санитарной обработки людей, а также дезактивации и дегазации техники, оборудования, транспорта, средств защиты, одежды, возможности использования продуктов питания и воды.

Медико-профилактические и лечебно-эвакуационные мероприятия

Профилактические медицинские мероприятия защиты населения при ЧС проводятся с целью предотвращения или снижения тяжести поражений, ущерба для жизни и здоровья людей в результате воздействия опасных и вредных факторов стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также для обеспечения эпидемического благополучия в районах ЧС и в местах дислокации эвакуированных.

Определение и соблюдение режимов защиты персоналом объектов и населением

В условиях радиоактивного, химического и биологического заражения невозможно бесконечно долго находиться в защитных сооружениях или в надетых средствах защиты. В целях исключения массового поражения населения и для обеспечения функционирования объектов и жизнедеятельности населения предусматриваются различные режимы радиационной, химической и биологической защиты.

Под режимом радиационной защиты понимается порядок действий людей и применения средств и способов защиты в зоне радиоактивного заражения с целью возможного уменьшения воздействия ионизирующего излучения на людей. Режим радиационной защиты определяет последовательность и продолжительность использования защитных сооружений, время пребывания в жилых, производственных помещениях и на открытой местности, а также регламентирует пользование средствами индивидуальной защиты, применение противорадиационных препаратов и контроля облучения.

Под режимом химической защиты понимается порядок работы и действий в зонах химического заражения и применения способов и средств защиты, исключающих поражение людей ОХВ и ОВ.

По сигналу оповещения о возникновении аварии на химически опасном объекте персонал ОЭ и население надевают средства защиты органов дыхания и в последующем действуют в соответствии с указаниями отдела ГОЧС.

    при применении противником ОВ типа ви-экс персонал объектов немедленно использует СИЗ, прекращает работу в зараженных цехах и укрывается в убежищах до проведения мероприятий, исключающих поражение после выхода людей к рабочим местам;

    при применении противником зарина или аварии с ОХВ персонал ОЭ немедленно использует противогазы и продолжает производственную деятельность до особой команды. Для отдыха и приема пищи используются убежища.

При применении биологического оружия для защиты персонала ОЭ и населения применяется режим карантина или обсервации.

Организация охраны общественного порядка в зоне ЧС

Для обеспечения охраны общественного порядка в зонах ЧС организуется комендантская служба. Она осуществляет: регулирование движения на маршрутах выдвижения сил ГО и эвакуации; эвакуацию населения и материальных ценностей; контроль за соблюдением объектами экономики, формированиями и населением установленных режимов действий; воспрещение доступа населения в район стихийных бедствий, аварий и катастроф; недопущения вывоза продукции и имущества из зон заражения РВ, ОВ (ОХВ) и БС без специального на то разрешения; охрану личного имущества граждан в квартирах; охрану наиболее важных дорожных сооружений, переправ и других объектов; недопущение нарушений правопорядка.

Укрытие людей в защитных сооружениях.

Защитное сооружение – это инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате аварий или катастроф на потенциально опасных объектах (ПОО) либо опасных природных явлений в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения (ССП).

Защитные сооружения для защиты людей: убежища, противорадиационные укрытия, простейшие укрытия.

Убежища

Убежища – это защитные сооружения, в которых в течении определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от ССП, поражающих факторов и воздействий ОВ, ОХВ, РВ и БС.

Убежища классифицируются:

По степени защиты

    1 класса, Кзащ>5000, ∆Рф до 500кПа

    2 класса, Кзащ>3000, ∆Рф до 300кПа

    3 класса, Кзащ >2000, ∆Рф до 200кПа

    4 класса, Кзащ>1000, ∆Рф до 100кПа

По вместимости

    Большие – более 2000 человек

    Средние – 600-2000 человек

    Малые – 150-600 человек

По месту положения

    встроенные

    отдельно стоящие

    приспособленные

По времени воздействия

    возводимые заблаговременно

    быстровозводимые

Требования к убежищам

Убежища должны:

    температура воздуха от +27 до +32

    относительная влажность не более 90%

Убежища в городах, населенных пунктах и на промышленных объектах имеют, как правило, двойное назначение: в мирное время они используются как складские помещения, гаражи, кафе, столовые, кинотеатры и т.д., а в военное – по прямому назначению.

Перевод таких помещений на режим укрытий в ЧС должен осуществляться в минимально короткие сроки (не более 12 часов). Убежища, расположенные поблизости от РОО и ХОО, используются только по прямому назначению.

Техническое оборудование и система жизнеобеспечения убежищ

Помещения убежищ подразделяются на основные и вспомогательные. К основным помещения относятся: помещения для укрываемых, пункты управления, медпункты. К вспомогательным относятся: фильтровентиляционные помещения, санузлы, защищенные дизельные электростанции, электрощитовая, помещение для хранения продовольствия, станция перекачки, баллонная, тамбуры.

Помещение, предназначенное для размещения укрываемых, рассчитывается на определенное количество людей. На одного человека предусматривается не менее 1,5 м 3 внутреннего объема.

Помещение для пункта управления предприятия предусматривается в одном из убежищ с наибольшей работающей сменой не менее 600 человек.

Система воздухоснабжения, как правило, работает по двум режимам: чистой вентиляции и фильтровентиляции. Если убежище расположено в пожароопасном районе или в районе возможной загазованности опасными химическими веществами, дополнительно предусматривают режим регенерации внутреннего воздуха и создание подпора.

В режиме чистой вентиляции наружный воздух очищается только от пыли.

При режиме фильтровентиляции воздух дополнительно пропускают через фильтры-поглотители, где он очищается от ОВ и бактериальных средств.

Система воздухоснабжения включает в себя воздухозаборные устройства, противопыльные фильтры, фильтры-поглотители, вентиляторы, разводящую сеть, воздухо-регулирующие и защитные устройства, а также при необходимости средства регенерации, теплоемкие фильтры, фильтр для очистки воздуха от окиси углерода.

Противорадиационные укрытия

Противорадиационное укрытие (ПРУ) – защитное сооружение, предназначенное для укрытия населения от поражающего воздействия ИИ и для обеспечения его жизнедеятельности в период нахождения в нем.

Требования:

    наружные ограждающие конструкции зданий должны обеспечивать необходимую кратность ослабления ИИ;

    проемы и отверстия должны быть подготовлены для заделки их при вводе помещения в режим укрытия;

    помещения должны располагаться вблизи мест пребывания большинства укрываемых.

Простейшие укрытия

Простейшие укрытия предназначаются для массового укрытия людей от поражающих факторов источников ЧС. Это защитные сооружения открытого типа. К ним относятся открытые и перекрытые щели, котлованные и насыпные укрытия.

Эвакуация и рассредоточение персонала объектов экономики и населения

Эвакуация – комплекс мероприятий по организованному выводу и вывозу персонала объектов и населения из зон ЧС или вероятной ЧС, а также жизнеобеспечение эвакуированных в районе размещения.

Рассредоточение – комплекс мероприятий по организованному вывозу из городов в загородную зону персонала объектов экономики, продолжающих свою деятельность в особых условиях, и населения.

В зависимости от масштаба ЧС эвакуация из зон бедствия может быть:

    локальной – проводится в случае, если зона возможного поражения ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов;

    местной – проводится в случае, если в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных и крупнейших городов, сельские районы.

В зависимости от ожидаемых масштабов поражения в зоне ЧС, достоверности прогноза возникновения опасности, природно-климатических особенностей и хозяйственного освоения опасных районов, технологических режимов работы предприятий, попавших в зону ЧС и других факторов, эвакуация может быть частичной или общей.

В зависимости от наличия времени после получения сигнала оповещения, степени опасности и длительности воздействия поражающих факторов выбирается вариант эвакуационных мероприятий:

    внутренняя эвакуация – перемещение производственного персонала из здания в здание, с нижних этажей на верхние или, наоборот, укрытие его в защитных сооружениях;

    внешняя – вывод персонала за пределы объекта;

    комбинированный метод – укрытие персонала на нижних этажах с последующим выводом его за пределы объекта.

Эвакуация и рассредоточение людей планируется и проводится по следующим принципам:

    производственному – вывоз персонала ОЭ с членами семей по предприятиям силами и средствами ОЭ;

    территориальному – силами и средствами администрации города.

Способы эвакуации:

    пешим порядком;

    на транспорте;

    комбинированный вывод.Защита населения в чрезвычайных ситуациях природного, биологического, социального характера. Защита населения в чрезвычайных ситуациях . Основные принципы и способы защиты . Защитные...

  • РЕФЕРАТ По дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Тема «Особенности организации защиты детей в чрезвычайных ситуациях»

    Автореферат диссертации

    Выполнять основные приемы и способы защиты детей при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях . ... и К» 2001г. Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера». – М.,1994. ...

Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1. Мероприятия, направленные на предупреждение ЧС, а также на минимизацию размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
2. Планирование и осуществление мероприятий в данной области проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС.
3. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.
4. Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась ЧС. При недостаточности вышеуказанных сил и средств привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
5. Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС федерального и регионального характера.

Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Президент России:
1) определяет в соответствии со статьей 80 Конституции РФ и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от ЧС;
2) вносит на рассмотрение Совета Безопасности РФ и принимает с учетом его предложений решения по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС, а также по вопросам преодоления их последствий;
3) вводит при ЧС в соответствии со статьями 56 и 88 Конституции РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение;
4) принимает решение о привлечении при необходимости к ликвидации ЧС Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований.


Федеральное Собрание РФ:
1) обеспечивает единообразие в законодательном регулировании в области защиты населения и территорий от ЧС;
2) утверждает бюджетные ассигнования на финансирование деятельности и мероприятий в указанной области;
3) проводит парламентские слушания по вопросам защиты населения и территорий от ЧС.


Правительство РФ:
1) издает постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечивает их исполнение;
2) организует проведение научных исследований в области защиты населения и территорий от ЧС;
3) организует разработку и обеспечивает выполнение специальных федеральных программ в области защиты населения и территорий от ЧС федерального характера;
4) определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от ЧС, осуществляет руководство единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);
5) обеспечивает создание федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС федерального характера, а также определяет порядок использования указанных резервов;
6) устанавливает и контролирует процесс производства, режим хранения, условия перевозки и порядок использования радиоактивных и других особо опасных веществ, соблюдение при этом необходимых мер безопасности;
7) устанавливает классификацию ЧС и полномочия исполнительных органов государственной власти по их ликвидации;
8) определяет порядок привлечения Войск гражданской обороны РФ к ликвидации ЧС;
9) определяет порядок сбора информации в данной области, порядок обмена указанной информацией между исполнительными органами государственной власти, а также органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС;
10) определяет порядок предоставления участков для установки и (или) установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.


Органы государственной власти субъектов РФ принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от ЧС межмуниципального и регионального характера.


В целом, функции органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера аналогичны. Однако, компетенция органов государственной власти РФ значительно шире, чем у органов местного самоуправления и их полномочия в указанной области распространяются на предупреждение и ликвидацию ЧС межмуниципального и регионального характера. Поэтому, если мы говорим о функциях именно органов государственной власти субъектов РФ, то после слов "чрезвычайные ситуации" следует добавлять "межмуниципального и регионального характера".


К основным функциям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС можно отнести:
1) осуществление подготовки и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от ЧС, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;
2) принятие решения о проведении эвакуационных мероприятий в ЧС и организация их проведения;
3) осуществление в установленном порядке сбора и обмена информацией в данной области, обеспечение своевременного оповещения и информирования населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;
4) осуществление финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС;
5) создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
6) организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также поддержание общественного порядка при их проведении;
7) содействие устойчивому функционированию организаций в ЧС;
8) содействие МЧС РФ, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о ЧС и подготовки населения в области защиты от ЧС.


При недостаточности собственных сил и средств органы местного самоуправления и органы государственной власти РФ и соответственно обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов РФ и Правительству РФ.

В качестве одной из основных мер защиты населения при чрезвычайных ситуациях явля­ется обучение населения способам, мерам и средствам защиты.

Подготовке в области защиты от ЧС подлежат: население, занятое в сферах производства и обслуживания; учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования; руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления предприятий, учреждений и организаций независимо от их организацион­но-правовой формы и специалисты в области защиты от чрезвычайных ситуаций; работни­ки федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъек­тов РФ, органов местного самоуправления предприятий, учреждений и организаций в со­ставе сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС; население, незанятое в сферах производства и обслуживания.

Основными задачами подготовки в области защиты от ЧС являются: обучение всех групп населения правилам поведения и основным способам защиты от ЧС, приемам оказания пер­вой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования средствами коллективной и индивидуальной защиты; обучение (переподготовка) руководителей всех уровней управ­ления к действиям по защите населения от чрезвычайных ситуаций; выработка у руководи­телей и специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнитель­ной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций навыков по подготовке и управлению силами и средствами, входящими в еди­ную государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС; практическое усвоение работниками в составе сил единой государственной системы предупреждения и ликвида­ции ЧС своих обязанностей при действиях в ЧС.

Защита населения в чрезвычайных ситуациях представляет собой комплекс мероприя­тий, проводимых с целью не допустить поражения людей или максимально снизить степень воздействия поражающих факторов.

Важнейшими принципами защиты населения в ЧС являются накопление средств инди­видуальной защиты человека от опасных и вредных факторов и поддержание их в готовно­сти для использования, подготовка мероприятий по эвакуации населения из опасных зон и использованию средств коллективной защиты населения (защитных сооружений).

К основным способам защиты населения в чрезвычайных ситуациях относятся: укрытие населения в защитных сооружениях (средства коллективной защиты); использование средств индивидуальной и медицинской защиты; рассредоточение и эвакуация населения из опас­ной зоны.

Классификация и краткая характеристика средств коллективной защиты населения

К средствам коллективной защиты населения относятся защитные сооружения: убежища, противорадиационные укрытия, простейшие укрытия.

Убежища - это защитные сооружения герметического типа, защищающие от всех пора­жающих факторов ЧС мирного и военного времени. В убежище укрывающиеся люди не ис­пользуют средств индивидуальной защиты кожи и органов дыхания.

Противорадиационные укрытия - это сооружения, защищающие людей от ионизирую­щего излучения, заражения радиоактивными веществами, аэрозолей биологических средств.

Укрытия простейшего типа - это щели, траншеи, землянки. На их возведение не требу­ется много времени, но они могут эффективно защищать людей от определенных факторов ЧС.

Защитные сооружения классифицируются: по назначению, месту расположения, по вре­мени возведения, по защитным свойствам и по вместимости.

По назначению различают защитные сооружения общего назначения (для защиты населе­ния в городах и сельской местности) и специального назначения - для размещения органов управления, систем оповещения и связи, лечебных учреждений.

По месту расположения различают встроенные и отдельно стоящие. Встроенные со­оружения располагаются в подвальных и цокольных этажах зданий. Они имеют большое распространение, их строительство экономически более целесообразно. Отдельно стоящие защитные сооружения располагаются вне зданий. По времени возведения различают возво­димые заблаговременно, которые представляют собой капитальные сооружения из долго­вечных несгораемых материалов, и быстро возводимые, сооружаемые в особый период при угрозе чрезвычайной ситуации с применением подручных материалов.

По защитным свойствам убежища делятся на 5 классов. Защитные свойства определяют­ся способностью убежища, его ограждающих конструкций выдержать определенную вели­чину избыточного давления ударной волны.

По вместимости различают убежища малой вместимости (до 600 чел.), средней вмести­мости (600-2000 чел.) и большой вместимости (более 2000 чел.).

Защитные сооруже­ния могут выполнить свое прямое предназначение только в случае, если: убежища обеспечи­вают надежную защиту от всех поражающих факторов ЧС; ограждающие конструкции имеют необходимые термические сопротивления для защиты от высоких температур; убежища обо­рудованы для пребывания в них людей не менее двух суток; убежища обеспечивают расчет­ную кратность ослабления ионизирующего излучения; убежища обеспечены санитарно-техническими устройствами для длительного пребывания в них людей.

Средства индивидуальной защиты (СИЗ) предназначены для защиты кожи и органов ды­хания от попадания радиоактивных веществ, отравляющих веществ и биологических средств. В соответствии с этим средства индивидуальной защиты делятся по назначению на сред­ства защиты органов дыхания, средства защиты кожи и медицинские средства защиты. В зависимости от принципа защиты все СИЗ делятся на изолирующие - полностью изолиру­ющие человека от факторов окружающей среды, и фильтрующие - очищающие воздух от вредных примесей. По способу изготовления все СИЗ делятся на промышленные (изготов­ленные заранее) и подручные (изготовляемые самим населением из подручных средств). Кроме того, различают СИЗ табельные - предназначенные для определенных формирова­ний, и нетабельные - предназначенные для обеспечения формирований и населения в до­полнение к табельным или вместо них.

Подготовка эвакуационных мероприятий включает: разработку планов эвакуации, созда­ние и подготовку необходимых эвакуационных органов, подготовку транспорта для вывоза эвакуируемого населения, подготовку маршрутов эвакуации и безопасных районов для раз­мещения эвакуируемого населения, материальных и культурных ценностей в загородной зоне. Рассредоточению подлежат рабочие и служащие предприятий с непрерывным процес­сом производства и стратегически важных объектов. Эвакуации подлежат рабочие и служа­щие объектов, прекративших работы или переместившихся в эвакозону, а также население, не занятое в сфере производства и обслуживания. Эвакуационные мероприятия проводятся только по распоряжению правительства. Мероприятия по защите населения регламентиро­ваны государственным стандартом Р.22.3.03-94 «Безопасность в ЧС. Защита населения».

Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и орга­низаций независимо от их организационно-правовой формы, органов местного самоуправ­ления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям.

К ликвидации ЧС могут привлекаться вооруженные силы РФ, войска гражданской обо­роны РФ, другие войска и воинские формирования.

Завершенной ликвидация чрезвычайной ситуации считается по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Спасательные работы в очагах поражения включают: разведку очага поражения, локали­зацию и тушение пожаров, спасение людей из горящих зданий, розыск и извлечение из зава­лов пострадавших, оказание пострадавшим медицинской помощи, эвакуацию пораженных в медицинские учреждения, эвакуацию населения из зон возможного катастрофического воз­действия, санитарную обработку людей, обеззараживание транспорта, технических сис­тем, зданий, сооружений и промышленных объектов, неотложные аварийно-восстанови­ тельные работы на промышленных объектах.

Для своевременного и успешного проведения спасательных работ необходимо проведе­ние целого ряда неотложных мероприятий: устройство проездов в завалах и на загрязнен­ных участках; оборудование временных путей движения транспорта (так называемых колон­ных путей); локализация аварий на сетях коммунально-энергетических систем; восстанов­ление отдельных поврежденных участков энергетических и водопроводных сетей и соору­жений; укрепление и обрушение конструкций зданий и сооружений, препятствующих безо­пасному проведению спасательных работ.

В качестве спасательных сил используют обученные спасательные формирования, а так­же вновь сформированные подразделения из числа работников промышленного объекта (под­разделений гражданской обороны объекта). Спасательные формирования могут быть под­чинены руководству объекта или администрации района, города, области.

В качестве технических средств используют как объектовую технику, так и спецтехнику, находящуюся в распоряжении спасательных формирований.

Особое место в организации и ведении спасательных работ занимает поиск и освобожде­ние из-под завалов пострадавших. Их поиск начинается с уцелевших подвальных помеще­ний, уличных подземных переходов, у наружных оконных и лестничных приямков, около­стенных пространств нижних этажей зданий. Далее обследуется весь участок спасательных работ. Люди могут находиться также в полостях завала, которые образуются в результате не­полного обрушения крупных элементов и конструкций зданий. Такие полости чаще всего могут возникать между сохранившимися стенками зданий и неплотно лежащими балками или плитами перекрытий, под лестничными маршами.

Спасение людей, попавших в завалы, начинают с тщательного осмотра завала. При этом устраняют условия, способствующие обрушению отдельных конструкций и пытаются уста­новить связь с попавшими в завалы. Подходы к людям, находящимся в завале, следует вести как можно быстрее, избегая трудоемких работ и используя полости в завалах, сохранившиеся помещения, коридоры и проходы. Использование для разборки завалов тяжелой техники резко ускоряет процесс, но может нанести непоправимый вред пострадавшим.

Значительная часть работ в очаге поражения приходится на локализацию и ликвидацию пожаров. Эти работы производят формирования пожаротушения системы гражданской обо­роны, штатные пожарные части промышленных объектов, пожарные части территориаль­ного подчинения во взаимодействии со спасательными формированиями. В первую оче­редь тушат и локализуют пожары там, где находятся люди. Одновременно с тушением пожа­ров эвакуируют людей.

При отыскивании и эвакуации из горящего здания людей следует иметь в виду, что: пожар в здании распространяется преимущественно по лифтовым шахтам, лестничным клеткам, вентиляционным коробам; сильное пламя в оконных проемах свидетельствует о полном раз­витии пожара при большом количестве сгораемых материалов; целые оконные проемы в горящем здании свидетельствуют о том, что в этом помещении нет людей или они не в состоянии добраться до окон; сильное задымление без пламени - признак быстрого распро­странения огня скрытыми путями и по конструкциям; если при этом дым густой и темный, то это означает горение при недостатке кислорода.














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели занятия:

  • Дать учащимся общее представление об организации мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
  • Привить культуру безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
  • Материально-техническое обеспечение и используемая литература.

    1. Ю.Л. Воробьев. Москва, Издательская фирма “КРУК”, 2002 год.
    2. Алексеев В.С., Иванюков М.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Издательство: “Дашков и К”, 2008 год.
    3. Петров С.В., Макашев В.А. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них: ЭНАС, Москва, 2008 год, интернет-ресурсы.

    Ход занятия

    1. Вступительная часть - 5 мин.

    Проверяю наличие учащихся, их готовность к занятиям.

    Довожу тему занятия, ее цель, учебные вопросы.

    2. Основная часть – 35 мин.

    Излагаю учащимся основные вопросы темы занятия:

    Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера сегодня стали почти нормой нашей повседневной жизни. Причин тому множество, но мы рассмотрим не причины, а основные способы и средства защиты от этих чрезвычайных ситуаций.

    3. Оповещение населения о чрезвычайной ситуации.

    Одним из главных мероприятий по защите населения является его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности.Оповестить население означает своевременно предупредить его о надвигающейся опасности, создавшейся обстановке а также проинформировать о порядке поведения в этих условиях. В системе РСЧС порядок оповещения населения предусматривает сначала, при любом характере опасности, включение электрических сирен, прерывистый (завывающий) звук которых означает единый сигнал опасности “Внимание всем!”. Услышав этот сигнал, люди должны немедленно включить радиоточки, радиоприемники, телевизоры и прослушать информационные сообщения о характере и масштабах угрозы, рекомендации по дальнейшим действиям. Необходимо неоднократное повторение передаваемых сигналов и информации по всем средствам оповещения. Чтобы повысить эффективность подготовки населения к самостоятельным действиям в чрезвычайной ситуации, необходимо заблаговременно выпускать и распостранять специальные памятки, содержащие информацию о порядке действий, номерах телефонов дежурных служб, характеристиках потенциально опасных веществ, адресах убежищ и укрытий и т.д..

    4. Эвакуация.

    Под эвакуацией понимается вынужденное перемещение людей и материальных ценностей в безопасные места (районы). Виды эвакуации могут классифицироваться по разным признакам:

    • По видам опасности (заражения химического, радиационного, биологического характера).
    • По способам эвакуации (различными видами транспорта, пешим порядком, комбинированным способом).
    • По удаленности (локальная, местная, региональная, государственная)
    • По временным показателям (временная, среднесрочная, продолжительная).

    В зависимости от сроков проведения выделяются упреждающая (заблаговременная) и экстренная (безотлагательная) эвакуация, а в зависимости от охвата населения эвакомероприятиями она может быть общей или частичной.

    Эвакуация проводится, как правило, по территориально-производственному принципу. Важно иметь в виду, что во время эвакуации жизнь заставляет решать острые вопросы, над которыми следует подумать заранее. Это управление массами эвакуируемых людей, организация охраны жилищ и имущества, эвакуация домашних животных, обеспечение эвакуируемых жильем и питанием.

    5. Укрытие.

    Под укрытием понимается занятие и использование населением специальных или приспособленных средств защиты. Многократно подтверждено теоретически и на практике, что укрытие людей в защитных сооружениях является одним из наиболее эффективных способов обеспечения безопасности населения. Самым надежным защитным сооружением на сегодня является убежище, которое может обеспечить укрытие наибольшего количества людей в течение длительного времени. Кроме этого успешно могут применяться противорадиационные укрытия и простейшие укрытия.

    6. Использование индивидуальных средств защиты.

    По предназначению средства индивидуальной защиты подразделяются на средства индивидуальной защиты органов дыхания и средства индивидуальной защиты кожи.

    К средствам защиты органов дыхания относятся: противогазы (фильтрующие, изолирующие, шланговые), респираторы, ватно-марлевые повязки, самоспасатели.

    К средствам защиты кожи относятся различные изделия, дополняющие или заменяющие обычную одежду или обувь человека, изготовляемые из специальных материалов и обеспечивающие защиту кожных покровов человека от отравляющих веществ, радиоактивной пыли, биологических средств и аварийно химически опасных веществ. Они подразделяются на классы по принципу действия (изолирующие и фильтрующие), назначению (общевойсковые и специальные) и принципу использования (постоянного ношения, периодического ношения, многократного использования).

    При возникновении чрезвычайных ситуаций очень важной представляется задача обеспечения населения необходимым количеством средств индивидуальной защиты.

    7. Поисково-спасательные работы.

    Поисково-спасательные работы проводятся с целью розыска пораженных, извлечения их из под завалов, из разрушенных зданий и защитных сооружений для оказания им первой медицинской и первой доврачебной помощи и эвакуации их из очагов поражения в лечебные учреждения. Поисково-спасательные работы предусматривают разведку маршрутов движения и участков (объектов) работ, расчистку проходов (проездов) в завалах, локализацию и тушение пожаров, розыск и спасение пострадавших, вскрытие заваленных защитных сооружений и извлечение пострадавших, подачу воздуха в заваленные защитные сооружения, вывод (вывоз) населения из опасных мест в безопасные районы, проведение санитарной обработки людей. Для механизации работ используется техника: землеройные, дорожные и грузоподъемные машины и механизмы, механизированный инструмент, пожарные машины, электростанции, автомобили общего и специального назначения. Поисково-спасательные работы проводятся непрерывно днем и ночью до полного завершения.

    8. Аварийно-восстановительные работы.

    Аварийно-восстановительные работы проводятся с целью ограничения масштабов, локализации или ликвидации возникающих при этом чрезвычайных ситуаций. Они должны обеспечивать блокирование, локализацию или нейтрализацию источников опасности, снижение интенсивности, ограничение распостранения и устранение действия на людей поражающих факторов в зоне бедствия, аварии или катастрофы до уровней, позволяющих эффективно применить другие мероприятия защиты. Выполнение работ организуется органами исполнительной власти на местах, постоянно действующими территориальными комиссиями по чрезвычайным ситуациям. При необходимости к проведению указанных работ могут привлекаться союзы, ассоциации спасательных формирований, добровольные общества спасателей.

    9. Медицинская помощь.

    Медицинские мероприятия по защите населения представляют собой комплекс организационных, лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение или ослабление поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций на людей, оказание пострадавшим медицинской помощи, а также на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в районах чрезвычайных ситуаций и в местах размещения эвакуированного населения. К табельным медицинским средствам индивидуальной защиты относятся:

    Аптечка индивидуальная АИ-2;

    Индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8, ИПП-10, ИПП-11);

    Пакет перевязочный медицинский (ППМ);

    Профилактический антидот П-10М.

    В системе этапного лечения пораженных в чрезвычайной ситуации различают следующие виды медицинской помощи: первая медицинская помощь, доврачебная помощь, первая врачебная помощь, квалифицированная и специализированная.

    10. Гуманитарная помощь.

    Гуманитарная помощь представляет собой мероприятия, осуществляемые в целях облегчения тягот и лишений населения, особенно в условиях, когда местные ресурсы не позволяют наладить его обеспечение жизненно необходимыми средствами выживания в чрезвычайных ситуациях. Гуманитарная помощь оказывается на добровольных началах и не должна преследовать иных выгод и целей, кроме гуманных побуждений и желания помочь пострадавшим. В зависимости от источников гуманитарная помощь может быть внутренней и международной. Содержание гуманитарной помощи в основном совпадает с направлениями первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения. Среди этих направлений помощь продуктами питания, в том числе детского, предметами первой необходимости, одеждой, развертывание временных жилищ, энергоисточников и др. Международная помощь может оказываться, кроме того, в форме действий в зоне бедствия на гуманитарной основе зарубежных спасательных и медицинских формирований, развертывания средств защиты населения, проведения мероприятий по психологической реабилитации населения и др.

    11. Поддержание правопорядка.

    Поддержание правопорядка является важной составляющей защиты населения в чрезвычайных ситуациях, так как в экстремальных ситуациях для людей характерна паника и непредсказуемые действия, ведущие к дополнительным жертвам. Задачи поддержания правопорядка возлагаются как на правоохранительные органы, так и на специальные формирования, создаваемые для этих целей структурами ГОЧС. В особых случаях для поддержания правопорядка могут применяться Вооруженные силы.

    12. Обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций.

    Подготовка населения определяется Федеральным законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” и реализуется по шести основным направлениям:

    Подготовка руководителей и специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ;

    Подготовка руководителей и специалистов органов местного управления;

    Подготовка руководителей и специалистов предприятий, организаций и учреждений;

    Подготовка работников предприятий, организаций и учреждений, входящих в состав аварийно-спасательных формирований и специализированных формирований постоянной готовности;

    Подготовка населения, занятого в сферах производства и обслуживания;

    Подготовка населения, не занятого в сферах производства и обслуживания.

    Особое внимание при обучении населения обращается на его моральную и психологическую подготовку к умелым и решительным действиям в экстремальных ситуациях, умение прогнозировать возможные чрезвычайные ситуации, характерные для мест их проживания, оценивать возможные масштабы и последствия от них, а так же воспитание ответственности за свою личную подготовку и подготовку семьи к защите от чрезвычайных ситуаций.

    13. Предупреждение чрезвычайных ситуаций.

    Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это целый комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска, сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь. Оно проводится по следующим направлениям:

    Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

    Рациональное размещение производительных сил на территории страны;

    Повышение технологической безопасности производственных процессов;

    Разработка и осуществление необходимых инженерно-технических мероприятий;

    Подготовка населения и объектов экономики к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;

    Лицензирование деятельности опасных производственных объектов;

    Государственный надзор и контроль;

    Информирование населения о потенциальных угрозах на территории проживания;

    Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

    14. Заключительная часть - 5 мин.

    Подвожу итог занятия, отмечаю лучших, объявляю оценки.

    Мероприятия по защите населения в ЧС мирного и военного времени осуществляют на основе использования следующих основных принципов защиты:

    Рассредоточение и эвакуация людей из очагов и зон возможного поражения (заражения);

    Временное укрытие населения в коллективных средствах защиты;

    Использование индивидуальных средств защиты;

    Использование медицинских средств защиты. Планируют мероприятия по защите населения органы управления

    ГО и ЧС на основе прогнозирования и анализа обстановки, которая может сложиться в результате аварий, стихийных бедствий и катастроф в населенных пунктах и на объектах экономики.

    Для защиты населения проводят следующие мероприятия:

    Прогноз возможных ЧС и последствий их возникновения для населения;

    Непрерывное наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды;

    Оповещение (предупреждение) населения об угрозе возникновения и факте ЧС;

    Эвакуация людей из опасных зон и районов;

    Инженерная, медицинская, радиационная и химическая защита;

    Применение специальных режимов защиты населения на загрязненной (зараженной) территории;

    Оперативное и достоверное информирование населения о состоянии его защиты от ЧС, принятых мерах по обеспечению безопасности, прогнозируемых и возникших ЧС, порядке действий;

    Подготовка к действиям в ЧС населения, руководителей всех уровней, персонала предприятий, организаций и учреждений, а также органов управления и сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС;

    Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в районах ЧС и очагах поражения;

    Обеспечение защиты от поражающих факторов ЧС продовольствия и воды;

    Создание финансовых и материальных ресурсов на случай возникновения ЧС.

    Важнейшее значение в предупреждении населения о возникновении ЧС играет своевременное оповещение. В экстремальной ситуации время - главный фактор, терять который нельзя. В настоящее время в целях обеспечения своевременного и надежного оповещения населения в ЧС мирного времени и в условиях войны установлен сигнал «Внимание всем!». Он подается с помощью сирен, производственных гудков и других сигнальных средств. Услышав его, нужно немедленно включить телевизор, радиоприемник, репродуктор радиотрансляционной сети и прослушать экстренное сообщение комиссии по предупреждению и порядку действий в ЧС, в котором до сведения населения будет доведена информация об обстановке и действиях в этих условиях.

    Оповещение населения о возникновении ЧС должно отвечать следующим основным требованиям:

    Быть своевременным, чтобы дать населению время для подготовки к защите;

    Исключать возникновение паники, способствовать четкому и организованному проведению мероприятий;

    Проводиться только тогда, когда характер опасности достоверно установлен;

    Касаться только той части населения, которая может подвергнуться воздействию поражающих факторов в данной ЧС;

    Осуществляться централизованно (вышестоящими органами исполнительной власти или комиссиями по ЧС всех уровней).

    Для защиты населения можно использовать заблаговременное перемещение людей в безопасную зону, за пределы предполагаемого очага поражения (эвакуация и рассредоточение), и различные средства защиты.

    ЭВАКУАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ

    При угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий одной из основных мер по экстренной защите населения от поражающих факторов ЧС является эвакуация из районов, в которых существует опасность для жизни и здоровья людей.

    Эвакуация населения - комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон прогнозируемых или возникших ЧС и его временному размещению в безопасных районах, заранее подготовленных для первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемых. В зависимости от времени и сроков проведения эвакуация может быть упреждающей (заблаговременной) или экстренной (безотлагательной).

    Упреждающая эвакуация проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия. Основанием для принятия данной меры защиты населения служит краткосрочный прогноз возникновения аварии или бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течение этого срока.

    Экстренная эвакуация населения осуществляется в случае возникновения ЧС - при малом времени упреждения или в условиях воздействия на людей поражающих факторов ЧС.

    В зависимости от характера ЧС и численности населения, подлежащего перемещению из опасной зоны, эвакуация может быть локальной, местной и региональной.

    Локальная эвакуация проводится тогда, когда зона возможного воздействия поражающих факторов ЧС ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов; при этом численность эвакуируемого населения не превышает несколько тысяч человек. Эвакуированных в данном случае размещают обычно в непострадавших районах города или ближайших населенных пунктах.

    Местная эвакуация проводится, когда в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы с численностью населения от нескольких тысяч до десятков тысяч человек. Эвакуируют население обычно на ближайшие безопасные территории региона.

    Региональная эвакуация проводится при условии распространения поражающих факторов на площади, охватывающие территории одного или нескольких регионов с высокой плотностью населения, включающие крупные города. При этом население из зоны ЧС может быть эвакуировано на значительные расстояния от мест постоянного проживания. В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, различают общую и частичную эвакуацию. Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) из зоны ЧС всех категорий населения, частичная - нетрудоспособного населения, детей дошкольного и школьного возраста.

    Медико-санитарное обеспечение эвакуации населения. Значение медико-санитарного обеспечения при проведении эвакуационных мероприятий определяется тем, что, во-первых, необычные для повседневной жизнедеятельности населения условия могут привести к увеличению заболеваемости; во-вторых, резко ухудшаются санитарно-гигиенические условия жизни и быта населения; в-третьих, нарушается действующая система медико-санитарного обеспечения.

    Медицинские мероприятия при эвакуации следует организовывать и проводить дифференцированно по отношению к следующим контингентам:

    Население, эвакуируемое из района ЧС;

    Больные, эвакуируемые вместе с лечебными учреждениями, в которых они находятся на лечении;

    Нетранспортабельные больные;

    Рабочие и служащие предприятий, находящихся в районе ЧС и продолжающих производственную деятельность.

    Подготовку к медико-санитарному обеспечению эвакуируемого населения осуществляют заблаговременно. Ее организуют по территориально-производственному принципу. Подготовка включает:

    Планирование медико-санитарного обеспечения эвакуации и подготовку соответствующих (необходимых) сил и средств здравоохранения;

    Организацию своевременного оказания медицинской помощи эвакуируемому населению на сборных эвакуационных пунктах, пунктах посадки, в пути следования, на промежуточных пунктах эвакуации, в пунктах высадки, на приемных эвакуационных пунктах и в местах расселения населения в загородной зоне;

    Проведение санитарно-профилактических мероприятий, направленных на охрану здоровья эвакуируемого населения,

    предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний.

    Непосредственное руководство медико-санитарным обеспечением осуществляют соответствующие руководители органов управления здравоохранением и службой медицины катастроф административно-территориальных образований в тесном взаимодействии со штабами по делам ГО и ЧС.

    На период проведения эвакуационных мероприятий на маршрутах эвакуации разворачивают медицинские пункты с круглосуточным дежурством на них медицинских работников. Медицинские пункты разворачивают в лечебно-профилактических учреждениях по заданию соответствующих органов управления по делам ГО и ЧС.

    Задачи медицинского пункта:

    Оказание неотложной медицинской помощи заболевшим;

    Направление в лечебные учреждения лиц, нуждающихся в госпитализации;

    Выявление и кратковременная изоляция инфекционных больных;

    Проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

    В местах размещения медико-санитарное обеспечение населения осуществляют исходя из следующих расчетов: в военное время на участке с населением 2500 человек, в мирное время на 600 человек - 1 врач и 2 средних медицинских работника; в поликлинике в военное время на 100 больных - 1 врач и 2 средних медицинских работника, в мирное время на 50-60 больных - 1 врач и 1 медицинская сестра.

    Эвакуации подлежат не только здоровые люди, но и амбулаторные больные. Особое внимание должно быть обращено на детей, стариков, беременных и на другие категории населения, требующие медицинского наблюдения.

    Большое значение для повышения эффективности защиты людей имеют мероприятия, в выполнении которых активное участие принимает служба медицины катастроф:

    Обучение населения и спасателей правилам защиты от опасностей, вызванных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями, в том числе способам оказания первой помощи и мерам профилактики инфекционных заболеваний;

    Морально-психологическая подготовка населения и спасателей с целью формирования психологической устойчивости и готовности к активным действиям при ликвидации последствий ЧС, предупреждения паники, нередко усугубляющей последствия ЧС;

    Использование защитных сооружений (убежищ, противорадиационных укрытий, приспосабливаемых помещений) как средств коллективной защиты населения, в том числе и для развертывания и обеспечения работы медицинских учреждений в условиях радиоактивного или химического загрязнения территории и др.;

    Использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи от загрязнения радиоактивными, химическими веществами, бактериальными средствами;

    Соблюдение соответствующих режимов противорадиационной и противохимической защиты, правил поведения;

    Проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при проживании (пребывании) на территории, загрязненной радиоактивными и химическими веществами, или в очагах инфекционных заболеваний, представляющих опасность заражения населения и спасателей при ликвидации последствий ЧС;

    Проведение мероприятий медицинской защиты - составной части медико-санитарного обеспечения населения и личного состава, участвующего в ликвидации последствий ЧС.


    Похожая информация.