Постановление о правилах проведения собраний кредиторов — Российская газета. Собрания кредиторов: порядок проведения и полномочия участников Собрание кредиторов при банкротстве

При проведении процедуры несостоятельности в целях защиты прав заинтересованных лиц создается коллегиальная комиссия - собрание кредиторов. При банкротстве осуществляет специальные функции и обладает полномочиями в соответствии с нормами стат. 12 Закона № 127-ФЗ от 26.10.02 г. (далее - Закон). Чем занимается этот орган? Что входит в компетенцию собрания кредиторов? Рассмотрим законодательные аспекты в этой статье.

Что такое собрание кредиторов в конкурсном производстве

Собрание кредиторов (СК) - орган, целью деятельности которого является урегулирование взаимоотношений должника с кредиторами. Участие в комиссии принимают как уполномоченные органы, так и те кредиторы, которые уже включены в реестр на день осуществления мероприятия (п. 1 стат. 12 Закона). Участвовать в СК без права на голосование вправе представители следующих категорий лиц:

    Сотрудников фирмы-должника.

    Участников или учредителей компании-должника.

    Владельцев активов должника-УП.

    СРО, членством в которой обладает уполномоченный управляющий (арбитражный).

    Надзорных органов, имеющих право выступать на заседаниях.

Участвовать в СК с правом на голосование могут те конкурсные кредиторы либо уполномоченные органы, требования которых содержатся в соответствующем реестре и обеспечены имущественным залогом фирмы-должника. Точные стадии обозначены в стат. 12 . Исключение представляют залогодержатели-кредиторы, не имеющие права голоса.

В компетенцию СК входит решение нижеперечисленных вопросов (п. 2 стат. 12):

    Принятие решения о необходимости введения санации, внешнего управления, а также об изменении сроков выполнения указанных этапов путем предоставления ходатайства в судебные органы.

    Утверждение и последующее изменение (при необходимости) плана действий при внешнем управлении.

    Утверждение мероприятий в рамках плана финансовой санации должника и принятие оптимального графика погашения обязательств.

    Утверждение доптребований при выборе кандидатур управляющего (конкурсного, административного, внешнего).

    Одобрение кандидатуры управляющего или СРО при утверждении соответствующей должности.

    Одобрение величины вознаграждения (дополнительного) и порядка расчетов с арбитражным управляющим.

    Утверждение повышения фиксированного размера выплат арбитражному управляющему.

    Утверждение реестродержателя из списка аккредитованных СРО.

    Рассмотрение целесообразности подписания мирового соглашения.

    Подача в судебные органы ходатайства о признании фирмы-должника неплатежеспособным (банкротом) и начале процедуры конкурсного производства.

    Рассмотрение вопроса регулирования деятельности кредиторского комитета, включая состав его членов, возможность досрочного прекращения их деятельности.

    Рассмотрение вопросов компетенции кредиторского комитета, включая утверждение кандидатуры представителя СК.

Порядок проведения собрания кредиторов

Регулярная организация и проведение собрания кредиторов осуществляются по инициативе управляющего (п. 1 стат. 12). Кроме указанного лица собрание кредиторов созывается по инициативе (п. 1 стат. 14):

    Кредиторского комитета.

    Конкурсных кредиторов либо уполномоченных органов - только при условии, что величина их требований равна более 10 % от совокупного объема кредиторских требований, входящих в реестр.

    1/3 участников от совокупного количества членов СК.

Место проведения собрания кредиторов совпадает с адресом нахождения фирмы-должника либо его управленческих органов (п. 4 стат. 14). Если же указанное действие совершить невозможно по каким-либо причинам, точное место созыва СК устанавливается управляющим с учетом интересов всех участников. При составлении требования о проведении СК обозначается повестка дня, круг вопросов которой не может быть изменен по желанию арбитражного управляющего (п. 2 стат. 14).

Периодичность проведения собрания кредиторов

Периодичность проведения собрания кредиторов в конкурсном производстве устанавливается по решению управляющего, равно как и место, а также точная дата (п. 4 стат. 14). При этом в соответствии с нормами п. 1 стат. 72 Закона первый созыв должен состояться не позже, чем за 10 дн. до завершения стадии наблюдения. Согласно п. 3 стат. 14 СК осуществляется в 3-недельный срок от момента получения управляющим соответствующего требования членов собрания.

Уведомление о проведении собрания кредиторов

Письменное ознакомление с материалами к собранию кредиторов, а точнее порядок его проведения, устанавливается в сообщении о проведении СК (п. 3 стат. 13 Закона). При этом возможность изучения имеющихся документов должна предоставляться минимально в 5-дневный срок до дня проведения собрания. В обязательном порядке в обязанности управляющего входит рассылка уведомлений о предстоящем СК, то есть направление всем заинтересованным лицам, включая кредиторов, уполномоченных органов и иных лиц, соответствующего сообщения.

Срок для почтовой рассылки такого уведомления составляет минимально 14 дн. до дня созыва собрания. При оповещении иным способом сообщения должны отправляться не позже 5 дн. до даты проведения СК (п. 1 стат. 13 Закона). Если же число уполномоченных органов и кредиторов составляет более 500, уведомление подлежит публичному размещению (п. 2 стат. 13). Если хотя бы один из заинтересованных участников не был уведомлен в законодательном порядке, все решения по вопросам текущей повестки дня СК могут быть обжалованы и признаны недействительными (п. 4 стат. 15). Документ составляется в произвольной форме с указанием всех необходимых сведений.

Уведомление о собрании кредиторов - образец посмотреть .

Макарова Елена, юрист группы по реструктуризации и банкротству юридической фирмы Magisters.

Первое собрание кредиторов является важнейшим элементом дела о банкротстве, ведь на нем зачастую определяется дальнейшая судьба должника. В связи с этим необходимо четко представлять и понимать все тонкости данного процесса.

Первое собрание кредиторов проводится в процедуре наблюдения и созывается по общему правилу временным управляющим, который определяет дату его проведения, уведомляет лиц, имеющих право на участие в нем, и осуществляет иные организационные действия по его подготовке и проведению. Однако в случае, если по каким-либо причинам арбитражный управляющий не провел первое собрание кредиторов, любой из кредиторов (группа кредиторов), чьи требования составляют более 10% от внесенных в реестр требований, может организовать и провести первое собрание кредиторов <1>. Исходя из п. 3 ст. 14 Закона о банкротстве, такой кредитор (группа кредиторов) вправе сделать это только по истечении трех недель после получения арбитражным управляющим требования о проведении первого собрания кредиторов.

<1> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31.05.2005 N А38-4884-11/10-2005(А38-4884-11/133-2004).

Одним из ключевых вопросов первого собрания кредиторов является определение периода, в течение которого оно должно быть проведено. Несмотря на то, что данный вопрос имеет большое значение, в Законе однозначно не указано, начиная с какого момента такое собрание можно проводить. Есть лишь указание на то, что первое собрание кредиторов должно быть проведено не позднее чем за 10 дней до даты окончания наблюдения (абз. 2 п. 1 ст. 72 Закона о банкротстве <2>).

<2> Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ.

На практике указанная норма часто являлась основанием для различных злоупотреблений и мошеннических схем. Например , первое собрание кредиторов проводилось до того, как требования всех заявившихся кредиторов были установлены судом. Таким образом, так как на момент проведения первого собрания требования некоторых кредиторов еще не были внесены в реестр, они не обладали правом на участие в нем. Из-за такой уловки отдельные кредиторы (требования которых были внесены в реестр первыми) получали контроль над последующим процессом банкротства. В качестве другого примера можно привести обратную ситуацию, когда лицо подавало заявление о включении необоснованных требований в реестр и до момента рассмотрения его заявления в суде проводилось первое собрание кредиторов, в котором данное лицо участвовало как выявленный кредитор. В результате нарушалась расстановка сил и принималось решение, выгодное для должника или одного из кредиторов, которое при правильном соотношении сил могло бы быть не принято.

Для того чтобы выявить критерий, на основании которого можно было бы определить дату проведения первого собрания кредиторов, необходимо обратиться к ст. 72 Закона о банкротстве. Нужно учитывать два ее положения:

  • для участия в первом собрании кредиторов арбитражный управляющий уведомляет всех выявленных конкурсных кредиторов и уполномоченные органы;
  • участниками первого собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых были предъявлены в порядке и в сроки, которые предусмотрены законом, и внесены в реестр требований кредиторов.

Анализ судебной практики показывает, что данная статья применяется по-разному. Часто можно встретить дела, когда суд принимает во внимание только один из вышеперечисленных критериев. Так, некоторые суды указывают, что о проведении первого собрания кредиторов необходимо уведомлять всех выявленных кредиторов, независимо от включения их требований в реестр (следовательно, в первом собрании кредиторов могли участвовать лица, чьи требования еще не были установлены) <3>. В других случаях суды указывают, что для участия в первом собрании кредиторов необходимо, чтобы требования лица были включены в реестр требований кредиторов <4>. Позиция третьих - первое собрание кредиторов может считаться легитимным, даже если в нем не принимал участие кредитор, требования которого еще не были рассмотрены судом, если его участие не могло повлиять на результаты голосования на первом собрании кредиторов <5>.

<3> Постановление ФАС Поволжского округа от 30.03.2004 N А06-1301Б-18К/03.
<4> Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.06.2003 N А58-7540/02-Ф02-1819-С2.
<5> Рекомендации научно-консультативного совета при ФАС Уральского округа от 5 - 6 апреля 2006 г. N 2/2006 (п. 26).

Поэтому чрезвычайно важно учитывать оба положения ст. 72 в системном толковании со ст. 71 Закона о банкротстве. Из данных норм следует, что первое собрание кредиторов может быть созвано и проведено только после того, как все установленные судом требования, заявленные в срок не позднее 30 календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения, внесены в реестр требований кредиторов <6>.

<6> Постановление ФАС Поволжского округа от 22.02.2007 N А12-911/05-С48; Постановление ФАС Поволжского округа от 20.12.2005 N А06-217(544-4/05/Ж)-4/05.

Что касается проведения первого собрания кредиторов менее чем за 10 дней до окончания наблюдения, то данное нарушение носит скорее дисциплинарный характер и не является основанием для признания решения первого собрания кредиторов недействительным. На это также указывает судебная практика <7>.

<7> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.11.2005 N А79-1602/2005.

Переходя к анализу состава участников первого собрания кредиторов, следует отметить, что среди них можно выделить две группы.

К первой группе можно отнести лиц, наделенных полным объемом прав на участие (в том числе правом выступать по вопросам повестки собрания, принимать участие в голосовании, обжаловать решение первого собрания кредиторов). К ним относятся конкурсные кредиторы (в том числе залоговые кредиторы) и уполномоченные органы.

Здесь также хотелось бы затронуть вопрос о признании недействительным решения собрания кредиторов в связи с ненадлежащим уведомлением кредитора, размер требований которого незначителен. Отсутствие такого лица зачастую признается судебной практикой основанием для признания решений собрания кредиторов недействительными <8>. Однако полагаем, что это не совсем верно. Участие такого лица едва ли может повлиять на результат проведения первого собрания кредиторов. В связи с этим наиболее правильной является позиция, согласно которой решение первого собрания кредиторов может быть признано недействительным по заявлению кредитора при условии, что его участие (но не только голосование) могло повлиять на результаты голосования на данном собрании. При этом оценку степени влияния такого кредитора на результат голосования суд должен проводить индивидуально в каждом конкретном случае.

<8> Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.05.2005 N Ф04-2466/2005(10730-А46-21); Постановление ФАС СЗО от 07.06.2007 N А05-6106/2006; Постановление ФАС МО от 11.05.2004 N КГ-А41/2588-04.

Ко второй группе относятся лица с ограниченными правами на участие (самое главное ограничение заключается в том, что у них отсутствует право голоса на собрании кредиторов). При этом Закон N 296-ФЗ <9> несколько изменил перечень таких лиц: кроме руководителя должника, представителя учредителей (участников) должника или представителя собственника должника - унитарного предприятия, представителя работников должника, к ним добавлен новый участник - представитель органа по контролю (надзору); кроме этого, в общих положениях об участниках собрания кредиторов (ст. 12 Закона о банкротстве) к таким лицам добавлен представитель саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий.

<9> Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 30.12.2008 N 296-ФЗ.

Согласно п. 3 ст. 72 Закона о банкротстве, отсутствие указанных лиц не является основанием для признания первого собрания кредиторов недействительным. В связи с этим часто встречаются случаи недобросовестного поведения арбитражных управляющих, когда указанные лица просто не уведомляются о первом собрании кредиторов. Судебная практика сложилась таким образом, что указанные действия арбитражных управляющих являются основанием только для привлечения их к административной ответственности, но не для признания собрания кредиторов недействительным <10> (хотя есть, конечно, и исключения <11>).

<10> Постановление ФАС Поволжского округа от 09.09.2008 N А12-4730/08-С30; Постановление Девятого ААС от 07.07.2008 N 09АП-7395/2008-АК; Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20.12.2007 N А43-22241/2007-18-134; Постановление ФАС Поволжского округа от 22.01.2004 N А57-891Б/02-32; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2007 N 09АП-13318/2007-ГК.
<11> Постановление Восточно-Сибирского округа от 19.02.2004 N А10-5824/02-Ф02-359/04-С2.

Полагаем, что судебная практика подлежит корректировке, так как данный вопрос необходимо решать на основании обстоятельств конкретного дела. Положение Закона о том, что отсутствие указанных лиц не является основанием для признания первого собрания кредиторов недействительным, должно применяться только для ситуаций, когда данные лица были надлежаще уведомлены, но не явились на собрание кредиторов. В случае неуведомления или ненадлежащего уведомления указанных лиц вопрос о признании собрания кредиторов недействительным должен решаться с учетом обстоятельств конкретного дела, по аналогии с вопросом о признании недействительным первого собрания кредиторов, проведенного в отсутствие конкурсного кредитора - миноритария. В обоих случаях участие данных лиц по общему правилу не может повлиять на исход первого собрания кредиторов. Исключением является ситуация, когда позиция, которая могла быть высказана лицами с ограниченными правами на участие при их присутствии на собрании, повлияла бы на решение кредиторов со значительными по размеру требованиями. Поэтому в случае выявления такого факта решение первого собрания кредиторов может быть признано недействительным.

Основной вопрос, подлежащий разрешению на первом собрании кредиторов, конечно, касается дальнейшей судьбы должника: кредиторы принимают решение о целесообразности введения той или иной процедуры банкротства. Кроме этого, на первом собрании кредиторов решаются вопросы об образовании комитета кредиторов, об объеме полномочий, которыми данный орган наделяется, и иные вопросы, связанные с его формированием. Решение по указанным вопросам должно быть принято большинством голосов от общего числа конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых внесены в реестр на дату проведения собрания кредиторов (п. 2 ст. 15 Закона о банкротстве).

К иным вопросам (для принятия которых необходимо большинство голосов от числа присутствующих на собрании конкурсных кредиторов и уполномоченных лиц) можно отнести вопросы, касающиеся кандидатуры арбитражного управляющего, установления размера и порядка выплаты ему вознаграждения, заключения мирового соглашения, выбора реестродержателя, и некоторые другие.

В случае продолжения дела о банкротстве важнейшим вопросом становится определение кандидатуры арбитражного управляющего. Анализируя данную проблему, нельзя не отметить, что при внесении изменений в Закон о банкротстве законодатель оставил без внимания соответствующую статью. В результате получилось, что только в процедуре наблюдения кредиторы не могут предлагать кандидатуру арбитражного управляющего напрямую, а должны в своем решении лишь указать на саморегулируемую организацию, которая обязана будет представить в суд эту кандидатуру.

Интересным является вопрос о том, какими полномочиями обладает суд при рассмотрении решения первого собрания кредиторов. Насколько он может вмешаться в сферу компетенции собрания кредиторов и принять решение вопреки воле первого собрания кредиторов?

Анализ ст. 75 Закона о банкротстве дает основания говорить, что:

  • только решение первого собрания кредиторов о введении финансового оздоровления является обязательным для суда (при этом данное решение должно соответствовать требованиям п. 1 ст. 74 Закона о банкротстве, в противном случае оно не может быть утверждено <12>);
<12> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.10.2008 N А28-122/2007-70/3.
  • решения о введении внешнего управления или конкурсного производства могут быть пересмотрены судом;
  • в случае если первое собрание кредиторов не приняло решение о введении какой-либо процедуры, применяемой в деле о банкротстве, а семимесячный срок для рассмотрения дела в заседании арбитражного суда истек, суд может ввести любую из возможных процедур: финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство (при наличии оснований для введения соответствующей процедуры).

Важно отметить, что свобода действий суда в принятии своего решения по вопросу о введении соответствующей процедуры строго ограничена и указанный выше перечень является исчерпывающим.

Наиболее интересным является положение о введении финансового оздоровления независимо от того, каким было решение первого собрания кредиторов. В соответствии с п. 3 ст. 75 Закона о банкротстве суд может ввести финансовое оздоровление, если учредитель (участник) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченный государственный орган, третье лицо (третьи лица) представили в суд следующие документы:

  • ходатайство о введении финансового оздоровления;
  • график погашения задолженности, по которому погашение задолженности должно быть начато не позднее чем через месяц после вынесения определения о введении финансового оздоровления и осуществляться ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты его начала;
  • банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности на сумму, превышающую размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов, не менее чем на 20%.

Здесь можно отметить еще одну особенность введения процедуры финансового оздоровления судом вопреки воле кредиторов. В случае если в ходе указанной процедуры должник нарушает сроки удовлетворения требований кредиторов, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, может вынести определение о прекращении финансового оздоровления и о введении процедуры, ранее принятой первым собранием кредиторов (п. 6 ст. 87 Закона о банкротстве).

Стоит отметить, что в литературе положения ст. 74 Закона о банкротстве часто критикуются как необоснованно ограничивающие права кредиторов <13> и как один из примеров применения судейского усмотрения, которое совершенно не обосновано в банкротном процессе <14>.

<13> Кораев К.Б. Правовой статус конкурсных кредиторов при проведении внешнего управления // Юрист. 2008. N 5.
<14> Химичев В.А. Осуществление и защита гражданских прав при несостоятельности (банкротстве). М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 163.

Однако такая критика выглядит неубедительной, и ей могут быть противопоставлены следующие аргументы.

Во-первых, следует учитывать, что основной задачей процедуры банкротства является максимальное удовлетворение требований кредиторов на принципах пропорциональности и очередности. Если данная задача может быть достигнута путем восстановления платежеспособности в ходе финансового оздоровления, то очевидна необходимость введения указанной процедуры. В противном случае (особенно в случае перехода сразу или после внешнего управления в конкурсное производство) требования всех кредиторов не будут удовлетворены и задача института банкротства не будет выполнена.

Во-вторых, норма п. 3 ст. 75 Закона о банкротстве направлена также на воспрепятствование злоупотреблению со стороны кредиторов (в случае если есть реальная возможность восстановления платежеспособности должника, но собрание кредиторов, несмотря на это, приняло решение о введении конкурсного производства).

Также следует отметить, что введение финансового оздоровления является не обязанностью, а именно правом суда и должно быть основано на имеющихся в деле материалах, с учетом всех обстоятельств дела. Арбитражный суд оценивает реальное положение должника, его платежеспособность с учетом того, обеспечивает ли принятое им решение защиту интересов всех участников банкротного процесса (а не только кредиторов) и публичных интересов.

Процедура банкротства набирает популярность и применяется с 2015 года не только к юридическим, но и к физическим лицам. Обязательной частью этого процесса признаются собрания кредиторов. Алгоритм осуществления данных мероприятий регламентируется Федеральным законом “О банкротстве” от 26 октября 2002 года. Внесенные в закон изменения и дополнения действуют с 1 января 2017 г.

Первое собрание кредиторов.

Обозначенному мероприятию предшествует процедура временного наблюдения, когда временный управляющий подготавливает список претензий всех заимодателей, знакомится с актуальным положением дел, анализирует финансовое состояние банкрота. Он же назначает дату этого мероприятия.

Задача первого созыва кредиторов - определение следующих ключевых моментов:

  • Избрание арбитражного управляющего квалифицированным большинством голосов кредиторов.
  • Обозначение стратегии дальнейших действий. Путем голосования решается основное направление следующего этапа процедуры: конкурсное производство, внешнее управление, мировое соглашение или восстановление платежеспособности.
  • Учреждение комитета кредиторов. Происходит по согласованному заключению всех участников, обладающих правом голоса. Однако может выступить обязательной мерой, если число заимодателей превышает 50 человек.

При условии предварительного ходатайства возможно рассмотрение дополнительных вопросов по существу дела.


Чтобы стать участником мероприятия, важно заявить о своих претензиях к должнику не позднее календарного месяца с момента опубликования информации об открытии процедуры банкротства. В РФ подобные данные размещаются в газете ”Коммерсантъ”.

Тем, кто пропустил период подачи претензий по уважительной причине, суд может предоставить дополнительное время.

Проведение мероприятия

Основные положения относительно процессуальной части проведения собрания кредиторов закреплены в Постановлении Правительства РФ N56 от 6 февраля 2004 года.

Время проведения заключено в строгих пределах с 8.00 до 20.00 в будние дни.

Круг вопросов, очерченный в целях рассмотрения участниками созыва:

  • Алгоритм дальнейшей процедуры банкротства.
  • Реструктуризация долгов.
  • Возможности финансового оздоровления предприятия-банкрота либо стратегия внешнего управления.
  • Возможность выплаты гонорара арбитражному управляющему и его размер.
  • Вероятность мирового договора.
  • Вердикт о начале конкурсного производства.

Повестка собрания намечается заранее. Решение кредиторами принимается путем голосования, причем число голосов каждого из заимодателей прямо пропорционально отношению его претензий к общему объему требований. Иными словами, большим количеством голосов обладает тот, кому должны большую сумму. При этом важно условие, согласно которому штрафы, пени и т.п. игнорируются при учете голосов.

В ходе мероприятия ведется протокол. Впоследствии один из экземпляров в пятидневный срок отправляется в арбитражный суд. В случае самостоятельного проведения необходим еще один экземпляр для предоставления арбитражному управляющему. Протокол в обязательном порядке отражает:

  • Данные о банкроте: адрес прописки и фактического проживания, ФИО либо наименование для юрлица, реквизиты и т.п.
  • Указание на арбитражный суд, разбирающий дело.
  • Информацию о мероприятии: время и адрес проведения, причины, повестка, факт уведомления участников.
  • Перечень участников и общее количество голосов.
  • Данные выступавших на заседании.
  • Прошения о рассмотрении дополнительных обстоятельств.
  • Процесс голосования и принятые вердикты.

Кроме того, протокол сопровождается копиями реестра, бюллетеней, правоустанавливающих и иных документов, использованных в ходе заседания.

По общепринятой схеме заседания назначаются по месту фактического проживания должника, однако по инициативе арбитражного управляющего место может быть изменено.

Участники собрания кредиторов

Законодательством определен круг лиц, допущенных на подобные собрания:

Конкурсные кредиторы и иные организации с правом голоса, упомянутые в перечне требований на момент проведения собрания. К конкурсным относят кредиторов по денежным обязательствам.

Заинтересованные представители со стороны должника - это могут быть работники, учредители, руководители и т.д. Участвовать в голосовании не могут. Присутствие самого банкрота не обязательно.

Права участников

Основным правом, реализуемым на мероприятиях такого рода, выступает право голоса. Как упоминалось выше, им обладают конкурсные кредиторы, фигурирующие в реестре требований, в соответствии с размером своих претензий.

Остальные участники уполномочены вносить предложения и обсуждать актуальные вопросы, но на принятие решения повлиять не могут.

Всех участников закон наделяет правом обжалования вынесенных решений в суде.

Уведомление о собрании

Каждому, имеющему право на участие в мероприятии, в обязательном порядке предварительно направляется официальное уведомление о его назначении с указанием времени и места, а также ключевых моментов и регламента.

Со всеми актуальными материалами дела участники вправе ознакомиться заранее не более чем за пять дней до начала заседания.

Уведомление может быть отправлено почтой за две недели до мероприятия либо иным способом в пятидневный срок.

В случаях, когда кредиторов насчитывается более пятисот, и при невыполнимости предыдущего условия, сведения о собрании публикуются в официальном печатном издании.

Кредитор, не получивший уведомление своевременно и доказавший, что в этом отсутствует его собственная вина, имеет право требовать отмены решений, принятых без его участия. Конечно, при этом учитывается процент его претензий и последствия, вызванные данным фактом.

Ответственный за рассылку уведомлений - инициатор мероприятия, в большинстве случаев это арбитражный управляющий. Информация о собрании заносится в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве за две недели до начала мероприятия.

Заочное проведение

Законодательство предусматривает проведение собрания без личного участия кредиторов, путем электронного голосования. Используются специальные каналы связи, операторы которой гарантируют конфиденциальность сведений и своевременность поступления новой информации. Протокол собрания скрепляется подписью управляющего либо иного лица, организовавшего мероприятие.

Уведомления и иные документы, предоставляемые участникам, должны включать ссылку на сайт, где содержится информация о собрании. Срок рассылки уведомлений увеличивается и составляет 30 дней до собрания.

На практике такая форма проведения собраний почти не применяется. Чаще используется способ рассылки бюллетеней участникам, которые они заполняют и далее в установленные сроки передают управляющему.

Сроки проведения

Первое собрание проводится в период, не превышающий 10 дней до завершения процедуры наблюдения.

Дальнейшие подобные мероприятия назначаются арбитражным управляющим, как правило, раз в три месяца. При необходимости внеочередного собрания кредиторы направляют требование о его проведении, на которое арбитражный управляющий должен отреагировать в течение трех недель. Если этого не происходит, кредиторы вправе самостоятельно провести собрание.

Отложение собрания кредиторов

Собрание может быть отложено по решению арбитражного суда, в ведении которого находится дело. Причиной такой меры обычно является наличие в суде требований кредиторов, еще не рассмотренных.

Однако существует условие, при котором возможна данная мера: требования по таким ходатайствам должны быть достаточно значительными, чтобы повлиять на ход собрания.

Признание собрания недействительным

Решения, принятые на собрании кредиторов, могут быть обжалованы, а само собрание признано недействительным, если:

  • В ходе процедуры было допущено ущемление прав и законных интересов участников мероприятия и третьих лиц.
  • В мероприятии приняли участие кредиторы, чьи требования составили менее половины от общего числа.
  • Кредитор, чьи претензии достигают не менее 10% от общего числа требований, не был уведомлен о проведении собрания и смог доказать этот факт.

К лицам, уполномоченным обжаловать решения собрания, относятся представители должника, а также те, чьи требования еще не фигурируют в реестре, но приняты к рассмотрению судом.

Важно помнить, что судом может быть пересмотрено любое решение, принятое кредиторами, в особенности касающееся вопросов конкурсного производства или внешнего управления.

Банкротство - дело достаточно многогранное и неоднозначное, и в целях увеличения шансов на успех целесообразно обратиться за квалифицированной юридической помощью.

Во время банкротства должника, его кредиторы теряют право действовать самостоятельно (через представителя) и отдельно друг от друга выдвигать к нему требования о выполнении обязательств. Создаётся коллегиальная структура - собрание кредиторов, наделённое полномочиями защищать их интересы во взаимоотношениях с должником на время проведения банкротства. Без его участия не принимаются многие важные решения.

Какова компетенция собрания кредиторов, периодичность созыва и правила работы?

Полномочия и состав

Участвующие в собрании условно делятся на 2 группы: обладающие правом голоса и не имеющие полномочия голосовать.

К первой группе относятся конкурсные кредиторы и уполномоченные органы (далее вместе - голосующие участники), чьи требования к должнику вошли в реестр требований кредиторов (далее по тексту - реестр) по состоянию на день проведения их собрания.

Конкурсными называются кредиторы, предъявляющие к должнику требования по исполнению денежных обязательств, кроме;

  • голосующих уполномоченных органов;
  • учредителей либо участников задолжавшего юридического лица по обязательствам, обусловленным этим участием;
  • граждан, ожидающих от должника присужденных выплат за нанесение физического и (или) морального вреда и компенсации сверх его возмещения; а также перечислений по авторским договорам.

К уполномоченным органам относятся органы исполнительной власти Российской Федерации, субъектов РФ и органы местного самоуправления, являющиеся представителями требований соответственно России, её регионов и муниципальных образований по денежным обязательствам (а в части федеральных органов - ещё и по перечислению обязательных платежей).

  • сотрудников и учредителей должника (участников, собственников имущества);
  • контрольно-надзорного органа;
  • саморегулируемой организации (далее - СРО), в состав которой входит арбитражный управляющий.

Указанные лица обладают полномочиями выступать при обсуждении вопросов, выносимых на собрание.

Общие положения деятельности собрания кредиторов в конкурсном производстве

Исключительные предметы ведения:

Процедура созыва

Подготовка и проведение собрания кредиторов - прерогатива арбитражного управляющего (часть технических функций может быть передана реестродержателю).

Кроме управляющего требование о проведении собрания кредиторов может выдвинуть комитет кредиторов; голосующие участники, задолженность перед которыми составляет не менее 10% от всей суммы обязательств должника, содержащихся в реестре; треть от количества голосующих участников.

Требование должно включать в себя вопросы, предлагаемые к обсуждению на собрании. При этом если заседание созывается по ходатайству комитета кредиторов или голосующих участников, арбитражный управляющий не может изменять формулировку вопросов повестки, а само заседание собирается в течение трёх недель с момента получения управляющим этого требования. В противном случае проводить заседание может кто-либо из ходатайствующих.

Уведомление о проведении собрания

Оно направляется всем участникам почтовой связью не позднее двух недель до даты заседания, иным образом - не позднее пяти рабочих дней. Если число голосующих участников превышает 500, либо отсутствует возможность выявить нужные сведения для их личного уведомления, то уведомлением считается публикация сообщения о предстоящем собрании кредиторов.

В уведомление должна быть включена следующая информация:

  1. Наименование, адрес, место нахождения должника.
  2. Когда и где состоится собрание . При этом кредиторам, представителям уполномоченных органов и иным заинтересованным лицам не должно быть создано препятствий для участия в заседании.
  3. Повестка и порядок регистрации участников.
  4. Правила их ознакомления с информационными материалами , причём лицо, ответственное за подготовку заседания, должно обеспечить возможность этого ознакомления не позднее пяти рабочих дней до собрания.

Сообщение о предстоящем заседании включается в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее по тексту - реестр информации о банкротстве) минимум за 2 недели до его проведения.

Подведение итогов собрания

Заседание кредиторов (кроме повторного) является правомочным в случае присутствия голосующих участников, имеющих более половины голосов всех участников, включённых в реестр.

Количество голосов рассчитывается пропорционально финансовым требованиями кредиторов к должнику. Неустойки, проценты за просроченные платежи, подлежащие возмещению убытки, иные санкции при подсчёте голосов не учитываются. Если в деле о банкротстве присутствует только один голосующий участник, то решения он принимает единолично.

Решения собрания кредиторов отменяются судом, если:

  • затрагивают права и интересы участников дела о банкротстве и (или) третьих лиц;
  • при вынесении решений нарушена компетенция собрания.

Порядок ведения протокола заседания

Он утверждается в двух экземплярах с приложениями, из которых один передаётся в суд не позднее 5 дней с момента проведения заседания. Если собрание вёл не арбитражный управляющий, а лицо, требовавшее его проведения, готовится три экземпляра протокола: для суда, для управляющего и для хранения у председательствующего на собрании.

В комплект приложений к протоколу входят копии:

  • реестра;
  • бюллетеней для голосования участников;
  • документов, свидетельствующих об их полномочиях;
  • информационных материалов, направляемых ранее на ознакомление и (или) утверждение;
  • документов, доказывающих надлежащее уведомление голосующих участников о дате и месте заседания;
  • других материалов.

Оригиналы перечисленных документов хранятся у арбитражного управляющего или реестродержателя до завершения дела о банкротстве (если соответствующим законом не предусмотрено иное). То есть, он же . Протокол или сообщение о признании собрания несостоявшимся вносится в реестр информации о банкротстве в течение 3-5 рабочих дней в зависимости от статуса председателя собрания (управляющий или лицо, которое требовало его проведения).

Подготовка и проведение собрания кредиторов - прерогатива арбитражного управляющего.

Первое заседание собрания кредиторов

Отличия процедуры от повторного и последующих заседаний

Первое собрание кредиторов не созывается, если в реестре содержатся только требования сотрудников должника об оплате труда и перечислению выходных пособий, и эти требования не удовлетворены.

В этом случае решение об открытии той или иной процедуры банкротства принимает арбитражный суд. Он также имеет право это сделать, если собрание не определило процедуру банкротства по итогам первого заседания (либо обязать кредиторов выбрать её не позднее 7 месяцев от даты поступления документов о признании должника банкротом).

Перечень вопросов

Первое собрание кредиторов вправе рассматривать следующие, только ему присущие вопросы:

  • представление в суд ходатайства о применении одной из процедур банкротства;
  • утверждение программы финансового оздоровления, графика сокращения задолженности;
  • создание комитета кредиторов, определение его персонального состава и круга полномочий;
  • формирование дополнительного списка требований к претендентам на должность управляющих (кроме временного);
  • выбор кандидатуры или СРО, из членов которой назначается управляющий;
  • выбор реестродержателя из состава аккредитованных СРО арбитражных управляющих;
  • подписание мирового соглашения;
  • другие.

В каких случаях вводится и кому выгодна мера? Читайте тематическую публикацию.
Каков порядок удовлетворения требований кредиторов . Очерёдность погашения задолженностей устанавливается законом, а не пожеланием займодателей.

Особенности повторного и последующих собраний кредиторов

Если результатом проведения первого собрания кредиторов стал факт признания его неправомочным из-за отсутствия необходимого числа голосов, созывается повторное собрание. На нём должны присутствовать голосующие участники, имеющие 30 процентов от общего числа голосов лиц, чьи требования указаны в реестре. При этом все участники (в том числе отсутствующие) должны были быть проинформированы о предстоящем собрании надлежащим образом. вы найдёте в нашей прошлой статье.

Решения на повторном заседании принимаются большинством голосов присутствующих путём заполнения бюллетеней (управляющий перед этим обязан ознакомить участников заседания с правилами их заполнения).

Решения на повторном заседании принимаются большинством голосов.

Периодичность следующих заседаний собрания кредиторов законодательством не определена. Его проведение может быть инициировано на разных этапах банкротства для решения задач, относящихся к его компетенции, и осуществления необходимых действий.

В частности:

  • при проведении финансового оздоровления оно вправе решить освободить арбитражного управляющего от выполнения его обязанностей (направить в суд соответствующее ходатайство);
  • на стадии внешнего управления согласовывает заключение внешним управляющим крупной сделки или операции, в которой есть заинтересованность, а также принимает решение по итогам рассмотрения отчёта управляющего;
  • в последней процедуре банкротства собрание кредиторов участвует в процедуре оценки имущества; имеет право заслушать отчёт об управлении финансами должника, утвердить условия, порядок и сроки продажи его имущества и др.

Как не должно проходить собрание кредиторов? Смотрите видео:

Таким образом, собранию кредиторов в процессе банкротства придаётся серьёзное значение. Оно влияет на решения арбитражного суда и, соответственно, на положение должника и вероятность удовлетворения требований кредиторов. Активная позиция в его работе, подкреплённая помощью квалифицированных юристов и их представлением интересов в судебном производстве, позволяет кредитору и должнику выйти из проблемной ситуации с наименьшими потерями.