Судебные взыскания с виновника дтп. Взыскание ущерба с виновника дтп

К сожалению, практически каждый автовладелец хоть раз в жизни становился участником дорожно-транспортного происшествия, и ни для кого не секрет, что возмещение ущерба – это удел страховых компаний. Однако, как показывается практика, далеко не всегда удается взыскать полную стоимость убытков со страховщиков.

В таких случаях разница в выплатах ложится на плечи виновника аварии, который, кстати, чаще всего отказывает пострадавшей стороне в выплате компенсации. Поэтому, каждый автолюбитель должен знать, как заставить виновника ДТП возместить ущерб законным путем.

При каких обстоятельствах можно истребовать возмещение ущерба с виновной в ДТП стороны?

Нередко страховые компании отказывают в выплате компенсации, перекладывая всю ответственность на виновную в ДТП сторону.

Взыскание материального и/или морального ущерба производится если:

  • водитель транспортного средства находился в состоянии алкогольного опьянения или же под действием наркотических или психотропных веществ;
  • правонарушитель по собственной инициативе покинул место совершения дорожно-транспортного происшествия;
  • виновник инцидента на дорожном полотне не имеет действующего страхового полиса;
  • владелец транспортного средства, который признан виноватой стороной в прецеденте, осуществлял управление автомобилем без водительского удостоверения;
  • на руках у виноватой стороны нет страховки ОСАГО;
  • аварийная ситуация на дорожном полотне произошла в период, который не предусмотрен страховкой;
  • страховая компания, которая реализовала полис, не имеет лицензию на ведение подобной деятельности;
  • факт совершения аварии не был зафиксирован сотрудниками Госавтоинспекции.

В данных ситуациях организация взыскания убытков с виновной стороны происходит со стороны страховых организаций, которые обязаны вовремя осуществить выплату компенсации пострадавшему во время дорожно-транспортного происшествия лицу.

И нет никакой разницы, находился ли виновник ДТП в состоянии алкогольного опьянения, или же у него на руках не было водительского удостоверения, потерпевший к нюансам подобного плана не имеет никакого отношения, поэтому страховая обязана компенсировать ему положенную сумму, которую она в дальнейшем сможет взыскать с причинителя вреда в виде регресса.

Если же на момент совершения ДТП автовладелец не имеет на руках полиса ОСАГО, но он есть в наличии (забыл дома, на работе и т.п.), то этот факт не есть основанием, чтобы отказать пострадавшей стороне в выплате компенсации.

Страховые выплаты производятся сразу же, как только устанавливается, что виновное в аварии лицо вписано в страховой полис ОСАГО.

В том случае, если инцидент на дорожном полотне не был зафиксирован сотрудниками ГИБДД, то страховщик должен выплатить компенсацию в размере 25 тысяч рублей. В ситуации, когда водитель оформляет ДТП согласно со всеми требованиями, то нанесенный ущерб выплачивается страховой организацией в размерах установленного лимита.

Когда же страховая компания не имеет лицензию на реализацию полисов, или же она была отозвана, выплата компенсации на причиненный вред ложится на плечи РСА (Российский Союз Автостраховщиков).

Взыскать причиненный ущерб с виновника аварийной ситуации на дороге можно, если:

  • размер страховых выплат не полностью покрывает расходы пострадавшей стороны на ремонт транспортного средства;
  • виновная в аварии сторона не имеет действующего страхового полиса ОСАГО.

К сожалению, ни один автовладелец не может быть в полной мере защищен от аварийной ситуации на дорожном полотне, виновной стороной которой нередко становится лицо, гражданская ответственность которого не застрахована.

Тогда возмещение компенсации в полном объеме ложится на плечи самого виновника ДТП. Если же ущерб настолько велик, что лимит страховой не может полностью покрыть расходы на ремонт ТС, то разницу из своего кошелька будет доплачивать водитель, ставший «зачинщиком» аварии.

Кто, кроме виновной в ДТП стороны, может еще возместить ущерб?

Иногда случается так, что возмещение убытков ложится не на самого виновника дорожно-транспортного происшествия. К примеру, причиной аварийной ситуации на дорожном полотне могут стать действия водителя, управляющего транспортным средством согласно договору найма, тогда как само ТС по всем документам является собственностью юридического лица.

В этом случае взыскание убытков за причиненный вред ложится уже на владельца данного автомобиля, то есть на юридическое лицо, в собственности которого находится этот транспорт.

Если же причинитель вреда управляет транспортным средством на основе доверенности, срок действия которой уже истек, то выплату компенсации за нанесенный ущерб можно требовать не только с самого водителя, действия которого привели к инциденту на дороге, но и еще с собственника данного автомобиля.

Иногда бывает так, что в ДТП принимает участие автомобиль, который стоял на месте (был припаркован у обочины, находился на стоянке и т.п.). В этом случае взыскание за причиненный вред ложится на плечи всех виновных водителей, которые нанесли ущерб стоящему на месте транспортному средству.

Получить компенсацию в данной ситуации можно только путем подачи искового заявления в суд, где будут вписаны все участники дорожно-транспортного происшествия, вне зависимости от степени вины каждого из них.

Истребование возмещения ущерба при ДТП через суд

Чтобы взыскать компенсацию за нанесенный вред во время аварийной ситуации на дорожном полотне, в первую очередь необходимо зафиксировать данный инцидент, вызвав на место правонарушения сотрудников Госавтоинспекции. После чего в ведомстве вам должны выдать справку образца 748 и копию об административном наказании по отношению к виновной в ДТП стороне.

Как правило, в подобных ситуациях, когда возникает необходимость истребования с виновника аварии компенсации за причиненный вред, обойтись без сторонней помощи крайне сложно, если вы сами не владеете навыками и опытом в решении подобных случаев.

Поэтому, есть смысл обратиться за квалифицированной помощью к автоюристу, который имеет ценный практический опыт в оказании содействия в возмещении убытков, полученных в результате ДТП. Как показывает практика, благодаря помощи опытного юриста, шансы на получение компенсации с виновника аварии значительно возрастают.

Прежде чем обратиться в судовые инстанции с целью подачи искового заявления о взыскании с виновной стороны убытков, необходимо провести независимую оценочную экспертизу для того, чтобы определить размер расходов, необходимых для восстановления транспортного средства после аварии.

Так, согласно действующему законодательству, если ущерб был нанесен автомобилю, который находится в эксплуатации менее пяти лет, то можно взыскать дополнительную компенсацию, связанную с утратой товарного вида транспортного средства.

Перед проведением экспертной оценки (за 3-5 дней) необходимо в обязательном порядке поставить в известность о данном мероприятии (место, время, дата) как страховую организацию, так и виновника инцидента на дорожном полотне. Как первые, так и второй, имеют полное право присутствовать во время оценочной экспертизы.

Исковое заявление подается в суд по месту прописки (жительства) виновной в аварии стороны. В том случае, если сумма компенсации, представленная в заявлении, не превышает 50 тысяч рублей, то рассмотрением этого дела будет заниматься мировой судья. Когда же размер истребованной выплаты превышает указанную цифру, то дело передается на рассмотрение в районную судовую инстанцию.

Иногда ответчик соглашается со своей виной, но у него нет возможности погасить указанную в исковом заявлении сумму, и даже исполнительный лист не обеспечит пострадавшей стороне гарантию выплаты компенсации в полном объеме.

Поэтому, прежде чем отправляться в суд, следует убедиться в платежеспособности виновного в аварии лица. Нередко в ходе судебных разбирательств принимается решение о частичном погашении компенсации.

В некоторых ситуациях судья может принять решение о реструктуризации компенсации, то есть он предлагает виновнику ДТП разделить всю сумму на несколько равных частей, которые необходимо вносить на счет потерпевшего каждый месяц. Срок реструктуризации может колебаться от одного до пяти лет, в зависимости от платежеспособности ответчика.

Обязанность уплаты материального ущерба возникает во многих случаях. ОСАГО и КАСКО – это не панацея. Поэтому автолюбители обязаны осознавать свою ответственность и предупреждать совершение ДТП. Иначе – скупой платит дважды.

Когда появляется обязанность

Сотни тысяч людей ежемесячно попадают в аварии. К счастью автолюбителей, с 2002 года действует система страхования, которая позволяет выйти из любой ситуации «сухим из воды». Страховщики гарантируют, что после фиксации страхового случая последует страховое возмещение.

Но что делать, если этих сумм не хватает для полного восстановления автомобиля? И каждый ли собственник поврежденного транспортного средства получит какие-то деньги из «кармана» страховщика?

Практика показывает, что далеко не каждый может рассчитывать на помощь страховщика. Все зависит от того, какие договора он заключил заблаговременно.

Различается материальный ущерб, подлежащий выплате по ОСАГО и КАСКО.

  • КАСКО предполагает полную компенсацию стоимости поломок и утерянного транспортного средства. При выборе данного вида страхования взыскание материального ущерба с виновника ДТП не требуется. При этом страховщика не волнует вопрос, кто виноват в аварии, а кто – потерпевший.
  • Программа обязательного страхования – ОСАГО – подразумевает выплаты «в пользу» потерпевшей стороны. Естественно, этой процедуре предшествуют изучение обстоятельств аварии, фиксация схемы дорожно-транспортного происшествия на бумаге, техническая оценка эеспертов. Компенсация выплачивается в пределах до 400 тысяч рублей. Если участников ДТП несколько человек, то эта сумма делится соразмерно величине повреждений авто. Вот в этих ситуациях и возникает необходимость взыскания дополнительного материального ущерба с виновника ДТП.

Что это такое и классификация понятия

Материальный ущерб состоит из имущественного вреда, который был нанесен в процессе ДТП, и компенсации за физические увечья, которые стали следствием ДТП.

Согласно договору ОСАГО в первом случае максимальная сумма составляет 400 тысяч, а при наступлении апогея второй ситуации (смерть) потерпевшим назначается компенсация в 500 тысяч рублей.

Но нельзя полностью надеяться на страховщиков. В некоторых случаях правомерен будет отказ. Тогда бремя ответственности переносится на виновника форс-мажорной ситуации.

Сюда входят следующие обстоятельства:

  • Если ущерб от ДТП превысил суммы в 400 и 500 тысяч работ. Эти страховые лимиты предусмотрены законом. Убытки свыше оплачиваются за счет виновника аварии.
  • Если авария случилась не на дороге, а в тех местах, где действие полиса страхования не распространяется. Например, — на стоянке, во дворе жилых домов, в местах, не предназначенных для передвижения на автомобиле.
  • Если при ДТП возникли значительные убыткитувозникли занчительные убытки для здоровья пострадавших людей. Речь идет не только о смерти, инвалидности. Виновное лицо обязано возместить все предполагаемые и фактические расходы родственников человека, который получил увечья.
  • Если виновник аварии вовремя не заключил договор обязательного страхования ОСАГО.

Важно! Настоящим виновником ДТП будет признано не то лицо, которое на момент совершения аварии управляло транспортным средством, а тот, кто является собственником автомобиля. Обязанность возмещения убытков в полной мере возлагается на него.

Таким образом, о компенсации убытков, наступивших в результате дорожно-транспортного происшествия, с виновного лица следует говорить тогда, когда страховая компания отказывает в выплате частичной или полной стоимости ущерба.

Взыскание материального ущерба с виновника ДТП организуется двумя способами: по взаимной договоренности или в судебном порядке. Для первого способа не требуется много времени. Главное – чтобы пострадавшая сторона не имела больше претензий. Об этом следует попросить оформить расписку.

При выборе второго способа нужно рассчитывать на долгий срок судебных тяжб. Как правило, нужно запастись терпением и нанять квалифицированного адвоката. Расходы на дополнительную независимую экспертизу, за услуги адвоката и на госпошлину будут также компенсированы за счет виновной стороны.

Видео: Дорожно-транспортное происшествие

Взыскание материального ущерба с виновника ДТП

Потерпевшая сторона не нужна молчать. В ее силе предъявить виновному лицу обоснованные претензии. Естественно, что они подтверждаются законодательно.

Основное правило: виновное лицо должно понимать, что автомобиль при неосторожном вождении и несоблюдении правил дорожного движения считается источником опасности, угрозы для здоровья людей. Почему только страховая компания должна отвечать за непростительные «промахи» на дорогах? Ведь они могут стоять жизни человека.

У потерпевшей стороны есть несколько схем законных действий:

  • Испробовать путь «мирных переговоров». Все устные договоренности рекомендуется перенести в письменную форму. Как итог – соглашение, удовлетворяющее и ту, и другую сторону.
  • Направить виновному в ДТП письменную претензию, или заявление . В ней (нем) должны быть указаны сроки, требования. Каждая просьба аргументируется формулировками из нормативных актов.
  • Подать судебный иск. Иск судье составляется самостоятельно или с помощью нанятого адвоката.

Важно! Пострадавшее лицо должно четко ограничивать взыскание убытков со страховой компании и компенсацию ущерба с виновной стороны. Эти два вида выплат могут производиться параллельно по результатам судебного решения по гражданскому иску.

Но двойная оплата одной и той же суммы будет расценена как мошенничество со стороны пострадавшего лица.

Порядок процедуры искового производства

В результате оформления ДТП образуется целый пакет документов типа:

  • Рапорт сотрудника ДПС;
  • Копии полисов участников ДТП, копии водительских прав, свидетельств о регистрации;
  • Схема аварии, где описаны расположения транспортных средств, разметка, состояние дорожного полотна;
  • Протокол об административном правонарушении;
  • Справка-расчет эксперта о повреждениях авто;
  • Справка о состоянии здоровья от лечащего врача;
  • Копии документов, подтверждающие расходы на лечение (погребение);

Эта информация в обязательном порядке приобщается к иску, как доказательства. Вдобавок, целесообразно провести еще одну оценку технического состояния автомобиля от независимого эксперта.

Также потерпевшей стороне не стоит отказываться от помощи свидетелей транспортного происшествия и кадров видеосъемки наружного наблюдения. Эти аргументы помогут доказать, что виновное лицо должно быть привлечено по всей строгости закона.

Ведь даже в уголовном судопроизводстве рассматриваются дела по ущербу, стоимость которого превысила 250 тысяч рублей.

На что имеет право потерпевшее лицо?

Судебная практика показывает, что пострадавшая сторона может выиграть процесс. Очень часто страховая компания рассчитывает компенсацию по ОСАГО, исходя из стоимости авто на текущий момент времени и учитывая амортизацию.

Этих сумм не хватает для ремонта и возмещения стоимости поврежденных деталей авто. А что говорить о затратах на дорогостоящие лекарственные препараты?

Поэтому «пострадавший» автовладелец в ходе судебных баталий может получить:

  • играть в компенсацию затрат на ремонт автомобиля;
  • компенсацию наковозмещение на лекарственные процедуры;
  • возмещениевозмещение морального ущерба;
  • компенсацию утраченной стоимости автомобиля.

Важно! Суммы утраченной стоимости подлежат возмещению, если автомобилю еще нет пяти лет с момента производства, а износ составляет менее 40 процентов.

Примеры из судебной практики

Пример № 1. Так как в аварии участвовало больше чем 2 транспортных средства, страховщик уплатил одному из пострадавших 240 тысяч.

Полная сумма ущерба, подтвержденная документально, -500 тысяч. Остающиеся 260 тысяч вынужден заплатить виновник аварии. Если у пострадавшего есть еще полис КАСКО, или ДСАГО, то страховая компания сама доплатит 260 тысяч. Но никто не гарантирует того, сто страховщик не обратиться в суд, чтобы «забрать» те же самые 260 тысяч у виновного в ДТП.

Способы возмещения ущерба и вреда

Способы компенсации напрямую зависят от материального благополучия должника. Когда выносится судебное решение, то оно предается на исполнение судебным приставам. Они отправляют запросы в банки, по месту работы виновника ДТП. Конечно, у ответчика всегда есть право самостоятельно перевести требуемые финансовые средства.

Взыскание ущерба в принудительном порядке организуется по плану:

  • отправляется запрос на место работы с должника с требованием выплачивать соразмерные взносы с зарплаты должника;
  • арестовывается имущество, которое находится в собственности;
  • блокируются расчетные счета, открытые на имя должника.

Важно! Бывший ответчик не признается виновником аварии до тех пор, пока решение суда не вступит в законную силу. У должника по суду есть 10 дней, чтобы обжаловать судейское решение.

Компенсация материального ущерба от виновника ДТП будет выплачена, если убытки превысили страховое возмещение по страховому случаю. Ущерб, причиненный здоровью человека, оплачивается виновником ДТП в полном заявленном объеме.

Взыскание ущерба с виновника ДТП чаще всего производится в судах, когда транспортное средство принадлежит какой-либо компании и за рулем находился ее работник.

У работодателей часто возникают вопросы относительно возмещения ущерба причиненного ДТП другим участникам ДТП. В частности:

— Должен ли работодатель возмещать ущерб участнику ДТП, если работник воспользовался автомобилем не для служебных целей?

Вправе ли участник аварии обратиться за возмещением не в страховую компанию, а напрямую к работодателю?

— Можно ли взыскать с работника полную сумму ущерба, если к административной ответственности его не привлекли?

В настоящее время практически ни одна организация не обходится без использования автомобиля, а если компания профессионально занимается перевозками, то у нее целый штат водителей. Но даже если в организации всего один автомобиль, на котором возят руководителя и при этом водитель нанят по гражданскому договору, это не означает, что компания застрахована от претензий третьих лиц. На практике использование работником транспорта компании часто оборачивается для работодателя дополнительными затратами. При этом неважно, был за рулем штатный водитель или работник, занимающий другую должность. Если работник попадет на машине компании в ДТП и будет признан виновным, то отвечать за последствия с большой долей вероятности придется работодателю. Это распространяется и на случаи, когда особо ценным или отличившимся сотрудникам машина предоставляется в пользование как бонус.

Именно работодателю как собственнику транспортного средства придется возмещать вред пострадавшей стороне. Если автомобиль был застрахован, то третье лицо все равно может обратиться за возмещением причиненного ущерба непосредственно в компанию. Еще большие сложности могут возникнуть при последующем взыскании причиненного ущерба с работника.

Договор о полной материальной ответственности не гарантирует взыскание ущерба полностью. Все будет зависеть от обоснованности заключения такого договора в каждом конкретном случае. Но, несмотря на все сложности, у работодателя есть возможность взыскать понесенные затраты в полном объеме. Для этого нужно доказать, что причинение ущерба связано с совершением административного проступка. Сделать это можно с помощью документов, которые составит инспектор ДПС.

Компанию могут обязать возместить вред, даже если управление автомобилем не связано с работой. Обычно в случае ДТП пострадавшая сторона обращается в страховую компанию, где застрахована ответственность виновника. Исключением является случай, когда ДТП произошло с участием автомобиля, собственником которого является организация, а виновным в ДТП признан ее работник. В такой ситуации третье лицо имеет право обратиться за возмещением вреда непосредственно в компанию, в которой работает сотрудник. Конечно, потерпевший может предъявить требование о взыскании и в страховую компанию, но закон предусматривает только право, а не обязанность стороны действовать по таким правилам (п. 1 ст. 13 ФЗ РФ от 25.04.2002 № 40-ФЗ).

Взыскание ущерба непосредственно с компании, в которой трудится виновный работник, возможно и тогда, когда страховка не покрывает ущерб полностью. Ответственность компании в подобных ситуациях подтверждается судебной практикой.

Нормы ГК РФ также предуматривают, что ответственность за причинение вреда при использовании средства повышенной опасности, которым является автомобиль, несет его владелец. При этом работник не признается владельцем транспортного средства, даже если он управлял им в силу исполнения должностных обязанностей. Более того, исполнение работником трудовых обязанностей вообще не является решающим обстоятельством при распределении ответственности за вред, причиненный в результате ДТП.

Ответить за действия работника придется и в случае, когда с ним заключен гражданско-правовой договор. Существует судебная практика, подтверждающая, что ответственность за причинение работником вреда может быть переложена на работодателя даже в том случае, если о трудовых отношениях речи не идет. Суды объясняют это тем, что применительно к правилам ст. 1068 ГК РФ работниками признаются граждане, выполняющие работу не только на основании трудового договора, но и договора гражданско-правового характера. При этом обязательным условием является выполнение той или иной работы именно по заданию компании или под ее контролем.

Если сумма причиненного работником ущерба не превышает его средний месячный заработок

и работник не возражает против взыскания, то ущерб взыскивается в бесспорном порядке на основании распоряжения работодателя (ст. 248 ТК РФ). Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления размера нанесенного ущерба. После истечения этого срока взыскать ущерб может только суд.

Таким образом, в случае причинения вреда сотрудником, оформленным по гражданскому договору и использовавшим служебный транспорт в нерабочее время, ответственность все равно будет нести работодатель.

Однако, некоторые суды считают, что работодатель будет отвечать перед третьими лицами только в том случае, если в момент совершения ДТП работник действовал по поручению организации. Причинение работником вреда именно при исполнении трудовых обязанностей считается обязательным условием для привлечения компании к ответственности. Исходя из этой позиции, можно сделать вывод, что работодатель не должен возмещать вред третьим лицам, если предоставление работнику права пользоваться автомобилем является дополнительным бонусом и не связано с исполнением трудовой функции. Доказательством того, что машина передавалась сотруднику именно в личное пользование, могут служить, например, соответствующий приказ руководителя, договор аренды транспортного средства или акт его приема-передачи. Нормы коллективного договора или отдельного локального акта также могут подтвердить тот факт, что машина была предоставлена в качестве дополнительной гарантии и не требуется работнику для непосредственного исполнения должностных обязанностей. При определенных обстоятельствах дополнительным доказательством того, что управление автомобилем не было связано с работой, является табель учета рабочего времени. С его помощью можно, например, подтвердить, что в момент совершения ДТП у работника был выходной, соответственно автомобиль использовался в личных целях. Избежать ответственности перед третьими лицами компания сможет и в том случае, если докажет, что работник завладел автомобилем незаконно. Например, если он угнал машину, то в отделении полиции можно получить копию постановления о возбуждении уголовного дела. Кроме того, компания не будет отвечать, если докажет, что ущерб возник вследствие непреодолимой силы или умысла самого потерпевшего.

Страховая выплата пострадавшему может быть взыскана с работодателя

Если транспортное средство, на котором работник попал в ДТП, было застраховано хотя бы по договору ОСАГО, то работодатель может вернуть часть понесенных затрат. В настоящее время страховая выплата составляет 120 тыс. руб. - для возмещения имущественного вреда одного потерпевшего и 160 тыс. руб. - для возмещения вреда, причиненного нескольким лицам. Вред, причиненный жизни или здоровью, оценивается также в 160 тыс. руб. Если пострадавшее лицо первоначально обратилось за возмещением ущерба к работодателю, то впоследствии работодатель имеет право в порядке регресса взыскать денежные средства со страховой компании в пределах указанных сумм. Но возможна и обратная ситуация, когда регрессное требование может быть предъявлено к самому работодателю.

При наличии определенных обстоятельств страховщик может потребовать у собственника транспортного средства компенсировать ему затраты, если первоначально пострадавшая в ДТП сторона обратилась за возмещением вреда в страховую компанию. Это возможно, если в момент совершения ДТП работник действовал умышленно, находился в состоянии опьянения или скрылся с места ДТП. Работодателю также придется заплатить из своего кармана, когда в ДТП виноваты родственники или знакомые сотрудника, которым он передал машину, если при этом они не имели водительского удостоверения или не были включены в страховку. Поводом для последующего взыскания с работодателя также является ситуация, когда на момент ДТП истек срок действия страховки или диагностической карты, подтверждающей исправное состояние автомобиля. При наступлении этих обстоятельств у страховой компании возникает право предъявить регрессное требование к причинившему вред лицу (ст. 14 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ). А поскольку в данном случае отвечает собственник транспортного средства, то именно работодатель будет обязан вернуть страховой компании сумму, подлежащую возмещению. Такая позиция подтверждается и судебной практикой.

Чтобы снизить риск подобных ситуаций, в должностной инструкции работника или отдельном локальном акте нужно как можно более подробно прописать порядок предоставления и пользования автомобилем компании. В частности, запретить работникам передавать управление третьим лицам. Кроме того, для сотрудников, которым машина предоставляется в качестве бонуса, можно установить обязанность своевременно сообщать работодателю о скором окончании страховки и необходимости пройти техосмотр. Работник должен понимать, что при несоблюдении установленных в локальном акте правил, он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

При причинении вреда здоровью или имуществу потерпевший может обратиться за возмещением ущерба к страховой компании, застраховавшей ответственность причинителя вреда. Но возможно обращение и непосредственно к причинителю вреда, а в случае причинения вреда работником, состоящим в трудовых отношениях - к его работодателю.

Если размер ущерба не превышает страховую сумму, то, скорее всего, потерпевший обратится за выплатой именно к страховщику. Если же требование о компенсации поступило к работодателю, то он может уведомить потерпевшего о том, что ответственность застрахована и за выплатой можно обращаться в страховую компанию.

Целесообразно оценить обоснованность заявленных сумм и перспективу судебного разбирательства в случае их оспаривания. Исходя из этого, можно либо пробовать оспорить размер компенсации, или произвести выплату в размере который не оспаривается за вычетом страховых сумм. В любом случае работодатель имеет полное право привлечь страховщика в качестве соответчика по делу.

При взыскании ущерба с работника суд учтет его материальное положение.

Если в суде будет установлено, что работник обязан возместить ущерб, суд может снизить размер сумм, подлежащих взысканию (ч. 1 ст. 250 ТК РФ) . При этом во внимание принимаются степень и форма вины, а также материальное положение работника.

Можно ли заключить договор о полной материальной ответственности с водителем

Заключение подобного договора с такой категорией работников признается судами незаконным, поскольку это не предусмотрено ТК РФ.

Обязательным условием наступления полной материальной ответственности является недостача вверенного работнику имущества (ст. 244 ТК РФ). При ДТП речь идет не о недостаче, а о порче имущества, соответственно, основания заключать договор о полной ответственности в данном случае отсутствуют.

Кроме того, такие договоры могут заключаться только с работниками, чьи должности включены в специальный Перечень (утв. постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85). А поскольку должность водителя в этом Перечне отсутствует, то и заключение указанного договора будет неправомерным. Даже если на момент совершения ДТП он будет заключен, суд не взыщет ущерб в полном объеме. Такая позиция поддерживается Рострудом (письмо от 19.10.2006 № 1746-6-1), а также судебной практикой (определение ВС РФ от 19.11.2009 № 18-В09-72). Как правило, размер материальной ответственности водителя ограничен его среднемесячным заработком. Поэтому, если в компании несколько водителей или организация располагает дорогим автопарком, то стоит задуматься о добровольном страховании.

Bзыскать ущерб от дтп полностью можно, если заведено административное или уголовное дело

На практике очень часто встречаются ситуации, когда ущерб, причиненный сотрудником работодателю и третьим лицам, значительно превышает сумму страхового возмещения. Но, несмотря на содержащиеся в законе ограничения по заключению договора о полной материальной ответственности, у компании все-таки есть возможность компенсировать свои затраты в полном объеме. Это можно сделать как в отношении водителей, так и работников других должностей, которым служебный автомобиль был предоставлен в качестве дополнительной гарантии. Такая возможность существует в случаях, описанных в ст. 243 ТК РФ. В частности, взыскать ущерб можно полностью, если работник действовал умышленно, причинил вред не во время исполнения своих обязанностей или находился в состоянии опьянения. Причинение ущерба в результате преступных действий или административного проступка также дает компании право взыскать ущерб в полном объеме.

Причинение ущерба связано с совершением административного проступка.

Совершение административного проступка является наиболее распространенным основанием для взыскания ущерба в полном объеме. Почти всегда дорожно-транспортное происшествие связано с нарушением ПДД, за многие из которых установлена административная ответственность. В п. 12 постановлении Пленума Верховного суда РФ от 16.11.2006 № 52 разъяснено, что работник может быть привлечен к полной материальной ответственности не только в случае, когда он подвергся административному наказанию, но и когда был от него освобожден. Освобождение от наказания возможно в силу малозначительности проступка, однако факт его совершения при этом все равно подтвержден, что дает компании право взыскать с работника причиненный вред в полном объеме. Административный проступок может быть подтвержден, в том числе, протоколом об административном правонарушении, постановлением инспектора ДПС о назначении административного наказания или об освобождении от такового, а также решением суда. Хуже дело обстоит, когда на место ДТП сотрудник не вызывал инспектора. Поскольку в этом случае документов, свидетельствующих о совершении административного проступка, не будет, то отсутствуют и основания для взыскания причиненного ущерба в полном объеме. Чтобы у работника не было соблазна решить со вторым участником вопрос на месте, компании имеет смысл установить обязанность вызывать в таких ситуациях ДПС. Сделать это можно, установив в локальном акте порядок предоставления и использования автомобилей компании. До сведения работника нужно довести, что несоблюдение этого положения может явиться основанием для применения дисциплинарного взыскания.

Причинение ущерба в результате преступления.

Если последствия ДТП образуют состав преступления, то это обстоятельство также дает компании возможность взыскать с работника ущерб в полном объеме. При этом обязательным условием является вступивший в законную силу обвинительный приговор суда. Прекращение уголовного дела на стадии предварительного расследования или в суде (например, в связи с истечением сроков давности или вследствие акта об амнистии), либо вынесение судом оправдательного приговора лишает компанию возможности привлечь сотрудника к полной материальной ответственности. Такого права компания лишится и в том случае, если в процессе судебного разбирательства работник примирится со вторым участником ДТП.

Доказательством вины работника послужат документы, оформленные сотрудником ДПС

ДТП не связано с исполнением сотрудником своих обязанностей. В отношении работников, которым автомобиль предоставляется как дополнительная гарантия, у компании есть отдельное основание для взыскания ущерба в полном объеме в случае их виновности в ДТП. Поскольку ущерб в этом случае причинен не при исполнении должностных обязанностей, то работодатель вправе использовать этот довод в свою пользу (п. 8 ст. 243 ТК РФ). Отсутствие у сотрудника необходимости пользоваться при исполнении работы транспортным средством может следовать из его трудового договора и должностной инструкции.

Таким образом, работодатель сможет взыскать ущерб полностью, только если докажет наличие предусмотренных законом обстоятельств. Во всех остальных случаях работник несет ответственность в пределах своего среднего месячного заработка (ст. 242 ТК РФ). Но даже наличие обстоятельств, предусмотренных ст. 243 ТК РФ, само по себе не гарантирует компании компенсацию ущерба в полном объеме. Кроме этих условий нужно помнить о соблюдении общих принципов привлечения работника к материальной ответственности. Крайне важным обстоятельством является наличие причинно-следственной связи между действиями работника и наступлением негативных последствий.

Вопрос: попал в ДТП, виновник не я. Ущерб машине причинен значительный, страховка скорее всего не покроет всего. Как правильно взыскать материальный ущерб?

Страховая система в РФ устроена так, что довольно часто потерпевшему при ДТП не удается уложиться в сумму страхового возмещения. Для него встает вопрос: как же получит недостающие деньги с виновника происшествия. В статье мы поясним, порядок взыскания материального ущерба.

В каких случаях надо требовать взыскания с виновника ДТП?

Требовать возмещения ущерба можно в следующих случаях:

  1. Сумма ущерба оказалась выше, чем объем выплат по страховке. Взысканию подлежит разница между реальными расходами и реальными выплатами.
  2. Число пострадавших в ДТП оказалось больше трех (частный случай ситуации, описанной в предыдущем пункте). Тех средств, которые выплатит страховая компания, на всех не хватит, несмотря на то, что лимит для таких ситуаций увеличенный. Поэтому каждому придется взыскивать разницу с виновника.
  3. У виновника ДТП отсутствует страховой полис (или он недействителен).
  4. ДТП произошло по вине дорожных служб или коммунальщиков (открытые люки, неогороженные ремонтные участки и т.п.).
  5. Если ущерб нанесен в тех, ситуациях, которые страховщики не считают страховыми случаями (помяли автомобиль на стоянке, упал снег с крыши и т.п.).
  6. Нанесен моральный вред либо упущена выгода.

Отметим, что некоторые ситуации можно разрешить в добровольном порядке, но гораздо чаще приходится обращаться в суд.

Претензии обычно предъявляются к лицу, из-за которого произошла авария. Однако если это лицо само стало жертвой обстоятельств, то иск можно подавать к непосредственному виновнику. Например, если встречную машину подтолкнул на вашу полосу другой автомобиль. Доказательная база в таких обстоятельствах должны выглядеть очень основательно.

Наконец в суд можно подавать иск и на страховую компанию, если она выплатила сумму, существенно меньшую, чем реальные убытки.

Существует два способа взыскания ущерба:

  • добровольный, когда возмещение виновник выплачивает без принуждения;
  • судебный, когда весь процесс взыскания проводится через судебные инстанции.

Разберем их по отдельности.

Добровольное возмещение ущерба

К виновнику происшествия надо обращаться, когда у вас на руках будут документы, свидетельствующие, что вам страховых выплат не хватило. А именно:

  • Весь пакет документов из ГИБДД (протоколы, акты, и проч.).
  • Заключение эксперта из независимой фирмы (обязательно с подобающей случаю лицензией) о сумме реального ущерба. Виновника ДТП о дате проведения такой экспертизы надо уведомить за 3 дня.
  • Документы из страховой компании об отказе в выплатах или о предоставлении суммы, меньшей, чем требуется для ремонта или восстановления автомобиля (Акт о страховом случае, заключение страхового эксперта, платежные документы о выдаче некоей суммы и т.п.).

После того, как у пострадавшего на руках будет весь пакет, можно составлять претензию к виновнику. В документе следует указать:

  • все обстоятельства произошедшего ДТП;
  • сумму реального ущерба;
  • сумму, которую выплатила страховая компания.

После изложения перечисленных сведений следует попросить погасить разницу в добровольном порядке. В заключение надо предупредить виновника аварии, что отказ от добровольного возмещения повлечет судебный иск.

К претензионному письму следует приложить копии имеющихся документов (только тех, которые имеют отношение к делу). Отправлять документ надо только по почте с уведомлением о вручении. Тем самым вы готовите почву для возможного рассмотрения в суде.

Для ответа получателю письма дается 7 дней с момента вручения почтового отправления.

Возмещение ущерба с помощью суда

Через суд можно возместить ущерб со следующих лиц:

  • со страховой компании;
  • с виновника аварии.

В связи с тем, что срок исковой давности составляет в российском законодательстве 3 года, советуем сначала «потягаться» со страховщиками, а затем, при неудаче – с виновником.

При ущербе ниже 50 тыс. руб. иск следует подавать в мировой суд, при большем размере возмещения – в федеральный суд. В обоих случаях претензия подается в судебные органы, расположение на территории регистрации ответчика.

Суд со страховой компанией

Иск в суд на страховую компанию можно подать, если есть уверенность, что специалисты этого цеха сознательно занизили сумму ущерба. Однако такие действия следует предпринимать, если разница уж очень велика, и вас есть эксперт, заключение которого будет достаточно аргументировано для положительного (для вас) решения суда. Не лишним будет и квалифицированный юрист.

В тексте иска можно не указывать все обстоятельства, а сосредоточить внимание судей на том, что сумма страхового возмещения существенно ниже, чем реальный ремонт. Основным документом, подтверждающим ваши доводы, должно стать заключение независимого эксперта. К иску следует приложить копии документов, имеющих прямое отношение к делу (договор со страховой компанией, их заключение и сумме возмещения, платежные документы о выданных суммах, ремонтные затраты и т.п.).

Суд с виновником происшествия

Иск для такого случая готовится более подробный, нежели для спора со страховщиками. В тексте надо отразить все обстоятельства произошедшего (кто признан виновным, сумма реального ущерба, сумма страхового возмещения, заключение экспертов и проч.).

Требуемые документы к такому иску:

  • Документы на автомобиль (копии).
  • Страховой полис.
  • Заключение эксперта о нарушениях в автомобиле.
  • Сметная стоимость ремонта и акт, в котором эта стоимость подтверждена.
  • Документ о том, что вы стали участником ДТП.
  • Постановление об административном правонарушении (копия).
  • Платежные документы, подтверждающие расходы (оплату эвакуатора, оплату услуг эксперта, платежи за запчасти и расходные материалы и т.п.).
  • Документ, подтверждающий сумму страховой выплаты.

Кроме того, к иску можно приложить и другие документы, способные помочь в споре. Дело в том, что со страховой компании можно взыскать только суммы, обозначенные в договоре. А они касаются лишь тех выплат, которые связаны с нарушением целостности автомобиля. Все сопутствующие расходы в расчет страховой суммы не берутся. С виновника аварии можно взыскать даже транспортировку на эвакуаторе.

Можно ли возместить ущерб без учета износа автомобиля?

Согласно закону об ОСАГО страховые выплаты, связанные с состоянием авто на момент ДТП, не зависят от того, каков износ данного транспортного средства . Иначе говоря, пострадавший должен получить всю сумму, потраченную им за ремонт независимо от того, какого года выпуска понадобившиеся запчасти.

Однако не все так просто. В Правилах ОСАГО владельцев транспортных средств есть один «хитрый» абзац. В нем написано, что при определении величины расходов на восстановление надо учитывать износ тех деталей и узлов, которые использовались при восстановлении . Именно это положение страховщики очень любят использовать для снижения уровня выплат.

В данных обстоятельствах следует, по идее, руководствоваться Законом, а не отраслевым нормативным актом, коими являются Правила ОСАГО. Поэтому, если страховая компания занизила выплаты именно по этой причине, решать спор придется в суде. В качестве дополнительного (или основного) аргумента можно привести еще и статью 15 ГК РФ, в которой указано, что реальным ущербом считаются расходы, которые понес потерпевший при ремонте повреждений. Новая деталь приобретается там или б/у значения не имеет; главное – сумма затрат.

Однако реальная судебная практика показывает, что потерпевшему не всегда удается выиграть суд. У другой стороны тоже есть веский аргумент: приобретение новых запчастей влечет модернизацию авто, а это в задачи страховой компании совсем не входит. Мол, потерпевший получает выгоду. Подтверждением данного тезиса является Решение ВС РФ № ГКПИ03-1266 от 25.11.2003 г. В нем сказано, что восстанавливать транспортное средство надо лишь до того состояния, которое было перед ДТП. Кто, правда, может судить о прежнем состоянии, остается неизвестным.