Игровая программа ко Дню Конституции РФ. Интеллектуальная игра, посвященная дню конституции рф Командная игра ко дню конституции

Разработка пригодится как учителю истории, так и классному руководителю интересно провести прздник, посвященный Дню Конституции.


«Игра да-нет»

Игра «Да! Нет!»

Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!». Максимальное количество баллов 10, если всё правильно. За каждую ошибку минус балл.

– Россия – наша страна?

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

– Можно ли человека обращать в рабство?

– Можно ли относиться к человеку жестоко?

– Защищён ли человек законом?

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

– Может ли человек владеть имуществом?

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?

– Можно ли запретить свободный выбор труда?

– Защищает ли закон материнство и младенчество?

Просмотр содержимого документа
«Путевой лист»

Путевой лист

Станция

Баллы

«Да! Нет!»

"Конституционные термины"

«Чайнворд»

«Сказка ложь, да в ней намек…»

«Анаграммы»

«Знаешь ли ты государственные праздники?»

«Собери пословицу о родной стороне»

« Логические цепочки»

Просмотр содержимого документа
«Списки команд для участия в интеллектуально»

Списки команд для участия в интеллектуально-станционной игре ко Дню Конституции.

«Патриоты» «Знатоки Конституции» «Законопослушники»

Неплюхина Екатерина Усова Дарья Кухарева Ксения

Сорокин Кирилл Пославская Юлия Ненашева Яна

Калачикова Ирина Канаев Дмитрий Данильчев Иван

Халикулова Наталья Гурова Дарья Романова Анастасия

Кирин Никита Гришин Максим Симонова Анастасия

Просмотр содержимого документа
«Чайнворд 2»

Чайнворд

Просмотр содержимого документа
«Чайнворд»

Чайнворд

Найди и прочитай слова, которые имеют отношение к нашему государству . Из оставшихся букв составь слово.

(флаг, герб, гимн, президент, конституция, орел, столица). Из оставшихся букв составь слово (Россия)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» С.МУТНЫЙ МАТЕРИК
«ШÖР ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНÖЙ ШКОЛА» МУНИЦИПАЛЬНÖЙ БЮДЖЕТНÖЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНÖЙ ВЕЛÖДАН I Н МУТНÖЙ МАТЕРИК СИКТ
Творческая работа

Интеллектуальная игра

«Конституция Российской Федерации»

Исполнитель:

Канева Галина Сергеевна

учитель русского языка и литературы, истории и обществознания
169729, РК, г.Усинск, с.Мутный Материк, ул.Лесная, д.37,

Тел.88214434-360

Мутный Материк

Интеллектуальная игра «Конституция РФ»

Цель: формирование гражданской компетентности учащихся.

1.Воспитывать уважение и гордость к основному закону страны-Конституции РФ, к законам страны, понимание необходимости их соблюдения.

2.Воспитывать любовь к Родине, патриотизм, чувство ответственности за свою страну.

3. Расширение кругозора

3.Способствовать формированию уважительного и ответственного отношения к символам РФ и РК (Республики Коми).

4. Способствовать формированию умения- полученные на уроках права, обществознания знания, применять на практике, в конкретных ситуациях.
5. Развить познавательную активность учащихся, работать над развитием речи с помощью новых слов и выражений. Развивать интерес к истории России.

Форма проведения: игра-конкурс.

Оборудование: Конституция РФ, карточки с вопросами, секундомер, компьютер, мультимедиа проектор, экран.

Ход занятия:

1.Сначала звучит гимн РФ.

2. Учитель: Сегодня наш классный час посвящен Конституции. 12 декабря Россия отмечает День Конституции - Основного закона государства, имеющего высшую юридическую силу и являющегося фундаментом законодательства.
В этот день в 1993 году по результатам всенародного голосования была принята Конституция Российской Федерации, по которой страна живет и сегодня.

Каждый гражданин должен знать конституцию и уметь применять её в жизни. Наша игра поможет вам в этом. Класс делится на две группы. Во время игры работает жюри- учителя. В конце игры мы посмотрим презентацию учащегося 11 класса Канева Степана. Презентация посвящена символам Государственности РФ и РК.

Команды сформированы, выбраны капитаны команд. Итак, мы начинаем нашу игру.

1-й тайм «Разминка». Я буду задавать вопросы по очереди командам, команды должны дать правильный ответ, если команда не даёт ответа, то право ответить имеет другая команда. Итак, начинаем. За каждый правильный ответ-1 балл.

1.Сколько конституций принято в нашей стране? (5)

2.Когда принята первая конституция? (1918г.)

4. Что означает слово «конституция»?

5.Полное название нашей страны? ((В статье 1 Конституции записано: «Российская Федерация – Россия)

6. Что означает слово «федерация»? («Федерация» в переводе с латинского обозначает «договор, союз»).

7. Какие символы государства вы знаете? (Основные символы государства – это государственный герб, государственный флаг и государственный гимн. Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины.

– Отношение к символам, не только гимну, но и к гербу, и флагу – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.

8.Как называется верхняя палата парламента? (Совет Федерации).

9. Как называется нижняя палата парламента? (Государственная Дума).

10.Какая форма правления в РФ? (Президентская Республика).

11. Кто является Верховным Главнокомандующим? (Президент).

12.На сколько лет избирается президент? (6).

13.Сколько лет надо прожить на территории РФ, чтобы баллотироваться в президенты? (10)

14. Почему Конституция называется основным законом государства? (обладает высшей юридической силой).

2 тайм «Вставьте пропущенное слово» (Командам выдаются листочки, в которых написаны фразы с пропущенными словами. Команды должны вставить пропущенные слова и дать листочки жюри для подведения итогов). На выполнение задания даётся 5 минут.

1). Какое слово пропущено во фразах:

1. Главная цель Конституции РФ - соблюдение и защита…и …человека. (прав и свобод).

2. Судьи Конституционного Суда утверждаются…(Советом Федерации).

3. Федеральное Собрание - …орган (законодательный).

4. Какой государственный орган РФ разрабатывает государственный бюджет и обеспечивает его исполнение? (правительство).

5. В состав РФ входит…республик. Сколько? (21)

2). Какое слово пропущено во фразах:

1. Конституция 1993 года провозгласила Россию социальным государством. Это предполагает… (обеспечение достойной жизни граждан).

2. Из скольких судей состоит Конституционный Суд? (19)

3.Согласно Конституции РФ… определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Кто? (президент).

4. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является….(народ).

5. С какого момента своей жизни человек обладает гражданством? (с рождения).

3 тайм «Конкурс капитанов». Представьте, что капитан вашей команды – кандидат в президенты России. Составьте его предвыборную программу. На выполнение задания даётся 6 минут.(приложение 1)

4. тайм «Конкурс «Анаграммы». Команды получают листы с анаграммами (слова с перепутанными буквами). Задание командам – необходимо за максимально короткое время переставить буквы так, чтобы получилось слово. Команда, которая быстрее всех выполнит задание, получит 10 баллов.

Ранжгидан (гражданин)

Зоакн (закон)

Дентизрпе (президент)

Вессоть (совесть)

Женуваие (уважение)

Иткиолпа (политика)

Втосоещб (общество)

Яартип (партия)

Ьелриатзби (избиратель)

Орыбвы (выборы)

5 тайм «Мои права и обязанности»

Конституция - это основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан. Всем известно, что знать Конституцию должны все граждане страны. Каждый член команды должен назвать какое право он имеет. Условие: не повторяться. (Как команды выполнили задание, ведущий:

Ребята, посмотрите на таблицу, какие права и обязанности граждан нашей страны. Совпали ли ваши высказывания?)


Права и свободы граждан

Обязанности граждан

Право на жизнь

Обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к животному и растительному миру.

Право на защиту своей чести и доброго имени

Обязанность защищать Родину

Право на свободу и личную неприкосновенность

Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы, у и свободы других лиц, нести иные установленные законом обязанности. уважать права и свободы других лиц, нести иные установленные законом обязанности.

Право на жилище и его неприкосновенность

Обязанность платить законно установленные налоги и сборы.

Право на свободу передвижения и места жительства

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры и природы.

Свобода совести, свобода вероисповеданий

Граждане РФ в соответствии с федеральным законом участвуют в осуществлении правосудия в качестве народных или присяжных заседателей.

Свобода мысли и слова

Право избирать и быть избранным

Право на труд

Право на отдых

Право на получение социальной помощи

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Право на образование

Право на получение юридической помощи

Свобода информации

Свобода творчества

6 тайм "Конституционные термины".
По подсказкам определить о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь:
1 термин: (конституция)
- русские крестьяне считали, что так зовут жену Наполеона Бонапарта,
-одно из значений - построение;
-в биологии - индивидуальные физиологические и анатомические особенности;
-на латинском - установление;
-в политике - основной закон государства;
2 термин: (государство)
-имеет свою структуру;
-имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;
-появилось в глубокой древности;
-из-за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме;
-оно различается по форме правления, по способу осуществления власти
3 термин (республика)
-возникла в Древней Греции;
-на латыни - общественное дело;
-ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;
-это форма правления;
-бывает парламентской и президентской;
4 термин (налог)
- устанавливает государство;
западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный срок;
-при Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;
-идёт на содержание госструктур, армию, образование;
- по статье 57 Конституции каждый обязан их платить.

А теперь мы посмотрим презентацию Канева Степана Захаровича.

7.Рефлексия. Подведение итогов. Участники игры дают оценку игре: что понравилось, что нового узнали.

Приложение 1.

Капитан 1 команды: « Программа коренных преобразований. Мой жизненный принцип: «Реальные дела – конкретные цели». Это значит – не обещать, а конкретно делать всё искренне, от чистого сердца, ради людей».

1.Снизить цены на товары первой необходимости (сахар, крупы, сыр, яйца).

2.Создание новых рабочих мест, наполнение местного бюджета, устойчивое развитие села.

3.Повышение размера помощи многодетным семьям и семьям с детьми.

4.Справедливые тарифы на жилищно – коммунальные услуги.

5.Особое внимание уделять на развитие спорта.

6.Забота о здоровье граждан, медицинские лекарства должны быть бесплатными для пенсионеров.

Капитан 2 команды: «Если я буду президентом, то твёрдо и последовательно буду проводить в жизнь свою программу.


  1. Проведение твёрдой аграрной политики, оказывать большую помощь развитию сельского хозяйства.

  2. Построить новый детский сад в нашем селе.

  3. Построить новое административное здание в нашем селе.

  4. Открыть круглосуточное стационарное лечение в нашем селе.

  5. При администрации сельского совета иметь общественную инспекцию охраны природы.

Правовая игра "Конституция - основной закон государства"

Эпиграф: Россия без каждого из нас обойтись может,

Но никто из нас без нее не может обойтись.
И.С.Тургенев

Закон есть высшее проявление человеческой мудрости,

использующее опыт людей на благо общества. С. Джонсон

Цель: формирование представления о важности соблюдения законов государства;

Задачи: развитие гражданско-правового образования учащихся; формирование активной гражданской позиции и правового сознания; приобретение навыков правовой культуры; развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности, развитие умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли.

Подготовка:

Подготовить и провести олимпиаду по Конституции РФ;

Раздать классам вопросы и задания для подготовки к игре (за неделю до игры)

Оформить помещение: столы для команд и жюри, статьи документов на отдельных листах, гонг, мультимедийный аппарат для презентации.

Ход мероприятия:

1) Представление команд и жюри. 4 группы.

2) Вступительное слово учителя.

В этом году наша страна отмечает 20-тилетие принятия Конституции. Конституция - это основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.

Главные вопросы содержания конституции– это вопросы о власти, формах собственности, положении личности, устройстве государства. Конституционные нормы являются основополагающими для деятельности государственных органов, политических партий и иных общественных объединений, должностных лиц, граждан данной страны и пребывающих на ее территории иностранцев. Сегодня мыв игровой форме повторим некоторые положения Конституции РФ.

3) Конкурсы:

1. Блиц - вопросы по Конституции РФ

Что такое референдум? (Всенародное обсуждение, голосование)

Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)

Носитель суверенитета и единственный источник власти в России? (Народ)

Кто несёт ответственность за образование ребёнка? (Родители)

Можно ли не находясь в России но, являясь её гражданином, участвовать в выборах? (Да, обратившись в представительство или посольство РФ)

Может ли быть лишенным гражданства человек, изменивший Родине? (Нет, гражданин РФ не может быть лишен гражданства.)

С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права. (С 18 лет)

Кто занимает пост Председателя Правительства? (Д.А. Медведев)

Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил Р. Ф. ?(Президент)

Форма правления в России? (Республика)

Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции? (до 18 лет.)

Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия)

Назовите основные символы государства. (Герб, гимн, флаг.)

Кто из граждан РФ обладает большими правами? (Никто, все граждане равны в правах.)

Какие условия необходимы для того, чтобы Вас выбрали президентом России? (гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет)

2. Конкурс: "Управление Российской Федерацией"

Команды получают задание составить схему управления РФ из готовых составляющих таблицы. (Совет Федерации, Президент, Федеральное Собрание, Государственная Дума, Правительство РФ, Верховный Суд, Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд)

3. Конкурс: "В жизни всё случается"

Команды получают задания с ситуациями, после прочтения и обсуждения которых, отвечают на поставленный вопрос.

1-я ситуация: Жители одного маленького городка были потрясены известием о жестоком преступлении: кто-то убил маленькую девочку. Подозрение пало на одного из жителей. Дальше случилось следующее: разъярённая толпа заживо сожгла "выявленного" ею "преступника" на площади городка. (ст. 45, 46-право каждого на судебную защиту) Статья 45

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Статья 46

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

2-я ситуация: Администрация отказывается принимать в 10 класс ученика, ссылаясь на его низкую успеваемость и плохое поведение. Вправе ли она это сделать (ст. 43 Конституции) Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

3-я ситуация: Пожилой гражданин хочет прописать в свою квартиру внучку, а чиновники, отсылая его из одного кабинета в другой, отказывают. Статья 35

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

4-ситуация: Молодой человек снял на камеру праздник и выложил в социальной сети. Не все снимки были удачными. Статья 23

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Статья 24

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

4 конкурс. «Анаграммы»

Задание: участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.

Команда №1.

Команда №2.

Команда №3.

Команда №4.

к о р ё н б е

м я с ь е

а р а н с т

к у н т е м о д

к о н з а

и п о к а л и т

з и н ь ж и

д и л и е т о р

С Т У К О П О П

В Е Н К Я И Ц О Н

Я Д П О Р О К

В О Р А П

Ю З О С

С О Д Р О П К Т О

Л О К А Ш

С Т О Н С И Т О В О Д

Д Е М И Н А Ц И

Д О Р А С Т Ь

Д Ы Х О Т

Р О З А В И Н А Б Е О

Д У Г О С

Л О В Ч Е К Е

В О С О Л

Г Р И Н Н А Д А Ж

Ц Е Т О

Ж Б А Р У Д

Ф О Р Н И Ц И М А Я

К О Л Ь Ш И К Н

Ш Ы Л А М

Ц И К Л А Р А Д Е Я

Е Б Р А Н И С О

Б О С Т В О Щ Е

П Р А П У Г

К Е У Н О П

Н Е М Е Н И

Б О З А Т А

5. Конкурс: "Право от А до Я""

Определите, какие статьи Конституции были нарушены в перечисленных ситуациях, и куда нужно обратиться, чтобы защитить права:

Хулиганы отобрали мобильный телефон у ребёнка;

Учитель на уроке оскорбил ученика;

Неизвестные угнали автомобиль;

Сотрудник милиции отказался взять и зарегистрировать заявление о совершенном преступлении;

В поликлинике отказались оказывать больному помощь, ссылаясь на отсутствие медицинского полюса;

Вас покусала собака соседа;

Руководитель предприятия уволил сотрудника без объяснения причин;

Гражданин был невинно осужден;

Находящееся рядом с вашим домом предприятие загрязняет окружающую среду.

6. Конкурс "Конституционные термины".

По подсказкам определить о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь. Команде даётся 5 подсказок, ответ с1-й - 5 баллов, со 2-й- 4 балла и т. д. Итак:

1 термин: (конституция)

Русские солдаты считали, что так зовут жену Константина, когда шли на Сенатскую площадь

Одно из значений - построение;

В биологии - индивидуальные физиологические и анатомические особенности;

На латинском - установление;

В политике - основной закон государства;

2 термин: (государство)

Имеет свою структуру;

Имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;

Появилось в глубокой древности;

Из-за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме;

Оно различается по форме правления, по способу осуществления власти

3 термин (республика)

Возникла в Древней Греции;

На латыни - общественное дело;

Ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;

Это форма правления;

Бывает парламентской и президентской;

4 термин (налог)

Устанавливает государство;

В западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный срок;

При Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;

Идёт на содержание госструктур, армию, образование;

По статье 57 Конституции каждый обязан их платить.

7. Конкурс капитанов «Один за всех»

Распределите права, записанные в Конституции РФ по группам.

Ответы: 1 ИК 2 ЖЗ 3 ДЕ 4 АБ 5 ВГ

8. Игра «Да! Нет!»

Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна?– Да!

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? – Да!

– Можно ли человека обращать в рабство?– Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко?– Нет!

– Защищён ли человек законом?– Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?– Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?– Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?– Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?– Да!

– Может ли человек владеть имуществом?– Да!

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?– Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда?– Нет!

– Защищает ли закон материнство и младенчество?– Да

9. Конкурс «Отгадай сказку».

1. В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)

2. В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. («Гуси -Лебеди»)

3. В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».

4. В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».

5. В какой сказке главная героиня,воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».

6. Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? Ответ: «Право на свободу передвижения».

7. Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища.

8. Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.

9. Какое право нарушил Буратино, схватив Шушеру за хвост? Ответ: право на личную неприкосновенность.

10. Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.

11. Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь.

12. Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ: правом на образование.

13. В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

14. Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)

15. Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный)

16. Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)

10. Подведение итогов игры.

Сегодня мы провели правовую игру, ситуации из которой возможно встретят вас в жизни. Каждый человек должен знать свои права и права других, чтобы жить в этом мире в согласии. Главная цель нашего общества - создание правового государства. Путь этот не прост и не лёгок. Мы с вами стоим вначале его. И от того, как знаем и соблюдаем Основной Закон государства, зависит будущее.

11. Рефлексия.

Пока жюри подводит итоги правовой игры, прошу вас дать свою оценку сегодняшнему мероприятию. Поднимите руки те, кто приобрел новые правовые знания на сегодняшнем уроке. А теперь те, кто вспомнил то, что уже знал из курса 6 и 7 классов. А теперь те, кому понравилась изучение правовых норм в форме игры.

Рочева Елена Анатольевна

МБОУ «Овгортская ОШИС (п) ОО» филиал д. Ямгорт

Учитель начальных классов

Познавательно – игровая программа

«Поле чудес», посвященная Дню Конституции

Цели:

    Познакомить с Конституцией РФ;

    Расширить знания детей о символах нашего государства, о правах и обязанностях его граждан;

    Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Отечеству.

Оборудование и реквизит:

    Конституция России и Конституция ЯНАО;

    Рисунок или макет флага России;

    Изображение герба России;

    Запись Гимна РФ;

    Портрет президента России;

    Сообщения учащихся;

    Выставка рисунков «Моя Родина»;

    Призы игрокам.

В игре - 4тура, чтобы участие могли принять побольше желающих; остальных ожидает игра для зрителей. В финале играют 4 человека. На протяжении игры строится коллаж.

Ход мероприятия

    Вступительная часть.

Звучит песня «С чего начинается Родина» (Музыка В. Баснера, слова М. Матусовского).

Ведущий. Родина – это дом, в котором мы живем, и русская березка, и крик кукушки, и бескрайние просторы. Это место, где ты родился и вырос. А сейчас обратите внимание на выставку рисунков «Моя Родина».

Наша Родина – это Россия, страна, в которой мы родились, живем, учимся. Наша страна очень большая и красивая. И 12 декабря она отмечает праздник. Я думаю, многие знают, какой праздник? (День Конституции – вывешивается плакат).

Да, Россия отмечает День Конституции, и мы начинаем наше мероприятие, посвященное данному празднику.

    Основная часть – игра «Поле чудес».

Задание 1 тура

Назовите один из государственных символов России. (герб)

Ведущий показывает рисунок герба России (вывешивается рисунок).

Где его мы можем увидеть? На каких предметах? (Ответы детей)

Сообщение 1 уч-ка:

На фоне красного цвета изображен золотой двуглавый орел. Правой лапой орел сжимает скипетр; левой – державу. Над головами орла три короны. Скипетр-это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и ее независимость от других государств.

На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это – святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить черного змея – воплощение зла. Георгий Победоносец – покровитель Москвы.

Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Задание зрителям

Ведущий. В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование…». Право – это правила, по которым живут люди (вывешивается плакат).

Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.

– Какие же права есть у вас, школьников? (Право на учебу, право на отдых между уроками, право на каникулы, право на занятия в кружках и секциях – ответившим жетон).

Задание 2 тура

Один из государственных символов России. (гимн)

Звучит гимн России (музыка А. Александрова, слова С. Михалкова).

Сообщение 2 уч-ка:

Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых случаях: во время национальных праздников, подъема государственного флага, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны, люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Каждое утро в нашей стране начинается с исполнения Государственного гимна, который звучит по радио. В нем выражены любовь к родине, гордость ее историей, надежды на будущее (вывешивается плакат).

Задание 3 тура

Кто является главой нашего государства?(президент)

Показ портрета президента России (вывешивается портрет).

Задание зрителям

Ведущий. Ребята, скажите, а человек только правами обладает?

Правильно, в Конституции записаны, не только права, но и обязанности (вывешивается плакат).

– Какие же обязанности у школьника? (Обязанности: уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников); культурно вести себя в классе, школе и за их пределами; ходить опрятным; выполнять устав школы - ответившим жетон .)

Какая наша главная обязанность?

Соблюдать законы, для этого и существует Конституция. Человек живет в обществе и должен соблюдать свои права и обязанности.

Задание 4 тура

Как называется основной документ, удостоверяющий личность гражданина нашей страны? (паспорт - вывешивается плакат)

Показ паспорта РФ.

Задание зрителям

Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость – сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло.

1) В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок».)

2) Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга.)

3) Назовите сказку, в которой добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить ее на части, но не сумевшим это сделать. В итоге – богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба»)

4) Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. («Волк и семеро козлят»)

5) В какой сказке Чуковского гнусное насекомое занимается шантажом, приказывая: «Принесите-ка мне, звери, ваших детушек, я сегодня их за ужином скушаю»? («Тараканище») - ответившим жетон.

Задание финала

Как называется главный закон нашего государства? (Конституция)

Ведущий показывает издания Конституции РФ и ЯНАО (в центр коллажа ставится надпись Конституция).

Сообщение 3 уч-ка:

Конституция – это главный закон государства. 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция РФ. Она определяет принципы устройства государства, органы его управления, обязанности и права рядовых граждан.

Задание зрителям

Ведущий . Ребята, вы уже знаете, что все люди – взрослые и дети – имеют различные права: на жизнь, учебу, работу, отдых и др.

Для детей эти права изображены на знаках – разрешающих или запрещающих (они похожи на дорожные знаки). Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается» .

Я буду говорить о каком-то праве, а вы – находить соответствующий ему знак и отвечать: «Разрешается или запрещается» - ответившим жетон .

Посмотри на этот знак:

Человек поднял флаг.

Слушать мнение ребенка

Разрешается.

Ведущий. Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых я вам говорила.

Задание суперигры

Он вступает в дело и осуществляет правосудие, если нарушаются законы, Конституция. (Суд – вывешивается карточка с надписью под надпись Конституция)

Задание зрителям

Конкурс «Пантомима».

Прошу подойти ко мне самых артистичных ребят. Вам надо изобразить мимикой и жестами для своей команды то право, которое будет написано на карточке. А зрители должны это право угадать.

Право на свободу передвижения;

Право иметь имущество;

Право на труд.

3.Заключительная часть.

Ведущий. Вот и подходит к концу наше занятие, посвященное Дню Конституции. Давайте подведем итог.

– Итак, где же записаны права и обязанности граждан России? (В основном законе России – Конституции.)

– Зачем нужна Конституция? (Ответы детей.)

– Ребята, я очень надеюсь, что все о чем мы говорили сегодня, вы запомнили и правильно поняли.

Награждение победителя игры.

Награждение победителя в игре со зрителями.

Использованная литература:

1. Газета «Педсовет» №8, 2003.

2. Газета «Педсовет» №3, 2009.

3. Дни наук в начальной школе: Сценарии предметных праздников и внеклассных мероприятий, посвященных школьным наукам/авт.-сост. Г.И. Василенко и др.- Волгоград: Учитель, 2006.

4. Изучаем свои права. 1-4 классы: внеклассные мероприятия в картинках, театрализациях, инсценировках/авт.-сост. Е.А. Гальцова.- Волгоград: Учитель, 2007.

5. Научно-практический журнал «Завуч начальной школы» №7, 2008.

Главная цель государства - не создать рай на земле,
а не допустить ада.

Цели: формирование представления о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско-правового образования учащихся; формирование активной гражданской позиции и правового сознания; приобретение навыков правовой культуры; развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности, развитие умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли.

Подготовка:

  • подготовить и провести олимпиаду по Конституции РФ;
  • раздать классам вопросы и задания для подготовки к игре (за неделю до игры)
  • оформить актовый зал: столы для команд и жюри, статьи документов на отдельных листах, гонг, мультимедийный аппарат для презентации.

Ход мероприятия

1. Представление команд и жюри.

2. Разминка: блиц - вопросы по Конституции РФ

На основе, каких международных документов создана Конституция?

Что такое референдум? (Всенародное обсуждение)

Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)

Носитель суверенитета и единственный источник власти в России? (Народ)

Кто несёт ответственность за образование ребёнка? (Родители)

Можно ли не находясь в России но, являясь её гражданином, участвовать в выборах? (Да, обратившись в представительство или посольство РФ)

Может ли быть лишенным гражданства человек, изменивший Родине? (Нет, гражданин РФ не может быть лишен гражданства.)

С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права. (С 18 лет)

3. Конкурс: "Управление Российской Федерацией"

Команды получают задание составить схему управления РФ из готовых составляющих таблицы. (Совет Федерации, Президент, Федеральное Собрание, Государственная Дума, Правительство РФ, Верховный Суд, Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд)

4. Конкурс: "В жизни всё случается:"

Команды получают задания с ситуациями, после прочтения и обсуждения которых, отвечают на поставленный вопрос.

1-я ситуация: Жители одного маленького городка были потрясены известием о жестоком преступлении: кто-то убил маленькую девочку. Подозрение пало на одного из жителей. Дальше случилось следующее: разъярённая толпа заживо сожгла "выявленного" ею "преступника" на площади городка. (ст. 45, 46-право каждого на судебную защиту)

2-я ситуация: У вас день рождения и большая шумная компания. Соседка по дому просит сделать музыку тише и не шуметь, так как уже вечер. Как же быть: поговорить с друзьями или не обращать внимания на старушку, ведь вы имеете право на досуг и культурную жизнь? (Нарушается право других на отдых-ст. 37)

3-я ситуация: Администрация отказывается принимать в 10 класс ученика, ссылаясь на его низкую успеваемость и плохое поведение. Вправе ли она это сделать (ст. 43 Конституции)

4-я ситуация: Пожилой гражданин хочет прописать в свою квартиру внучку, а чиновники, отсылая его из одного кабинета в другой, отказывают.

5-ситуация: Молодая семья, снимающая квартиру, при её уборке обнаружила камеру, на которую хозяин жилплощади, снимал всё, происходящее в помещении.

5. Конкурс для болельщиков.

Раздаются напечатанные слова, значения которых называют болельщики, заработанные баллы могут отдать любой команде:

Право- система обязательных норм, регулирующих поведение людей, за выполнением которых следит государство;

Мораль-совокупность представлений людей о добре и зле;

Федерация;

Демократия- власть народа;

Амнистия- частичное или полное освобождение от наказания;

Кодекс - единый закон, в котором определены нормы, регулирующие определённую область правовых отношений;

Свидетель-очевидец преступления;

Адвокат-защитник;

Преступление- особо тяжкое противоправное действие;

Закон - нормативно-правовой акт, содержащий обязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый государством;

Гражданин - лицо, состоящее в устойчивой правовой связи с государством;

Импичмент - особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц государства, когда роль судебных органов играют палаты парламента;

Суверенитет-независимость.

6. Конкурс: "Право от А до Я""

Определите, какие статьи Конституции были нарушены в перечисленных ситуациях, и куда нужно обратиться, чтобы защитить права:

Хулиганы отобрали мобильный телефон у ребёнка;

Учитель на уроке оскорбил ученика;

Неизвестные угнали автомобиль;

Сотрудник милиции отказался взять и зарегистрировать заявление о совершенном преступлении;

В поликлинике отказались оказывать больному помощь, ссылаясь на отсутствие медицинского полюса;

Вас покусала собака соседа;

Руководитель предприятия уволил сотрудника без объяснения причин;

Гражданин был невинно осужден;

Находящееся рядом с вашим домом предприятие загрязняет окружающую среду.

7. Конкурс "Конституционные термины".

По подсказкам определить о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь. Команде даётся 5 подсказок, ответ с1-й - 5 баллов, со 2-й- 4 балла и т. д.

1 термин: (конституция)

Русские крестьяне считали, что так зовут жену Наполеона Бонапарта,

Одно из значений - построение;

В биологии - индивидуальные физиологические и анатомические особенности;

На латинском - установление;

В политике - основной закон государства;

2 термин: (государство)

Имеет свою структуру;

Имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;

Появилось в глубокой древности;

Из-за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме;

Оно различается по форме правления, по способу осуществления власти

3 термин (республика)

Возникла в Древней Греции;

На латыни - общественное дело;

Ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;

Это форма правления;

Бывает парламентской и президентской;

4 термин (налог)

Устанавливает государство;

В западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный срок;

При Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;

По статье 57 Конституции каждый обязан их платить.

8. Домашнее задание. (Художественный конкурс): Команды предлагают на суд зрителей и жюри плакат, нарисованный в процессе подготовки к игре, причем команда противника должна угадать, какая статья Конституции отражена на рисунке. (Например: ст. 44-свобода литературного, художественного: творчества)

9. Конкурс капитанов.

После 1917 года было принято в общей сложности 8 конституций и РСФСР, и СССР, и России. В какие годы это произошло? (1918-РСФСР,1924-СССР,1925-РСФСР,1936-СССР,1937-РСФСР,1977-СССР,1978-РСФСР)

Кто занимает пост Председателя Правительства? (В. В. Путин)

Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил Р. Ф. ?(Президент)

Форма правления в России? (Республика)

Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции?

(до 18 лет.)

Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия)

Назовите основные символы государства. (Герб, гимн, флаг.)

Кто из граждан РФ обладает большими правами? (Никто, все граждане равны в правах.)

Какие условия необходимы для того, чтобы Вас выбрали президентом России?

Что означает "свобода совести"?

10 Конкурс "Сказка сказке рознь:"

Ведущий: Все мы хорошо знаем сказки и мифы, но если проанализировать их с позиции соблюдения конституционных прав героев выявляется нечто неожиданное. Вам нужно определить, какая статья Конституции была нарушена в приведённой сказке, или каким конституционным правом воспользовались её герои:

Хоттабыч на тысячу лет заточен в кувшин;

"Посадил дед репку"

Старый и противный Черномор принуждает Людмилу к замужеству;

Ткачиха с поварихой с сватьей бабой Бабарихой дали ложную информацию царю Салтану о его жене;

Царь Салтан приказал сбросить в море жену с младенцем;

Зевс приковал к скале Прометея, печень которого ежедневно клюёт орёл;

Львёнок и черепаха, лёжа на солнышке, поют песню;

Кот в сапогах съел людоеда, превратившегося в маленькую мышку, и передал всё его имущество своему хозяину;

Баба Яга для перемещений в пространстве использует летательный аппарат, который, скорее всего ею и изобретён;

Медведь не пускает Машеньку к дедушке и бабушке.

11. Итоговое выставление оценок жюри.

12. Ведущий:

Сегодня мы провели правовую игру, ситуации из которой возможно встретят вас в жизни. Каждый человек должен знать свои права и права других, чтобы жить в этом мире в согласии. Главная цель нашего общества - создание правового государства. Путь этот не прост и не лёгок. Мы с вами стоим вначале его. И от того, как знаем и соблюдаем Основной Закон государства, зависит будущее.

13. Рефлексия.

Прошу вас оценить нашу с вами работу, для этого нужно прикрепить на магнитную доску красный или синий жетон (красный - узнал новое, и было интересно, синий - время потерял зря).