Эволюция понятия прав человека: поиск диалога. Эволюция конституционных прав и свобод человека и гражданина

В историческом развитии прав и свобод выделяются три поколения. Первое восходит к истокам конституционализма. В конституционных актах эпохи зарождения этого правового явления фиксировались, как правило, две группы прав и свобод, обусловленные дуализмом гражданского и политического общества. Это личные (т.е. гражданские) свободы и политические права. К личным правам относятся те, которых индивид приобретает благодаря факта своего рождения и обеспечивающих человеческое достоинство (право на жизнь, на имя, на физическую целостность личности, на неприкосновенность личности и жилища, свобода передвижения, свобода мысли и слова, свобода мировоззрения и вероисповедания, право на правосудие, обращения в государственные органы, процессуальные гарантии и т.п.). К личным правам можно отнести те права, которые выражают равноправие людей, т.е. запрещают в государственной политике и в общественной жизни дискриминацию или предпочтение по какому-либо признаку. Политические права обеспечивают в результате реализации возможности участвовать в управле. УНИ государством, в решении важнейших вопросов общественной жизни. К ним относятся избирательное право, свобода слова, свобода собраний и свобода печати. Эта группа прав формировалась с конца XVIII в до. Первой миро вой войнвої війни.

Ко второму поколению можно отнести социально-экономические права и свободы, гарантирующие интересы человека в обществе и государстве (право на собственность, право на труд, право на благоприятные условия труда, пр. Раво на отдых, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на освиту1, право на свободный выбор сферы деятельности), а также права социально-культурного характера. Последние обеспечивают возможные во лица пользоваться достижениями отечественной и мировой культуры для личного развития и творчества. Эта группа прав была зафиксирована в различных национальных и международных документах в течение XX. В. не во всех государствах мира она получила одинаковое значение. Наибольшее внимание ей уделяли власти стран тоталитарного социализма настоящее время продолжает развиваться. Следует отметить, что государства, которые присоединились к международных договоров и конвенций о правах человека, автоматически обязуются привести национальное законодательство в соответствие с мировыми стандартами. Эти стандарты выходят из положения, щ в национальное законодательство не может противоречить общечеловеческим ценностям, которые были официально закреплены. Однако фиксирования того или иного положения в статье конституции или законе не означает гарантию его соблюдениемримання.

К третьему поколению принадлежат права и свободы, обеспечивающие качество жизни. Имеются в виду право на благоприятную окружающую среду и свобода информации (возможность собирать, хранить и распространять и любым доступным способом любую информацию, не тайна). Эти права стали одним из правовых инструментов борьбы человечества с глобальными проблемами - экологической опасностью и информ атизациею жизни - в период перехода к постиндустриальному обществва.

наличии подход к правам и свободам человека предусматривает, что развитие законодательства не может вести к их сужению. Таким образом, правовые нормы, определяя конкретное содержание прав и свобод индивида, не дают й их исчерпывающего перечня. Предполагается, что объем прав и свобод может и должен расширяться. Из этого следует возможность изменения прав и свобод только в сторону их расширения, они неотчуждаемы и незыблемыми, их развитие основывается на принципе верховенства правава.

Главным принципом здесь является понимание свободы. Оно берет начало от определения ученых эпохи. Просвещения и окончательно формируется в период. Великой французской революции. Согласно этому определению под свободой понимается возможность каждого осуществлять беспрепятственное развитие личности, не нарушая прав, свобод и законных интересов других и выполняя предписанные законом обязателки.

Однако абсолютной свободы быть не может. С одной стороны, возможные ограничения прав и свобод, но только на основании закона, на время и только если это вызвано необходимостью защиты интересов общества в в целом. В каждом конкретном случае это может быть продиктовано, например, необходимостью сохранения общественного порядка, публичной нравственности и здоровья населения. Кроме того, неприемлемым считается злоупотребления правами, т.е. их использование для нанесения ущерба интересам других осисіб.

Утверждение идей прав человека - долгий и сложный процесс, который начался в древности и продолжается по сей день. По мере развития общества, у людей возникают новые потребности, а значит, появляется необходимость в новых правах. Исторический путь этих идей не был простым, а скорее тернистым. Признание даже тех прав человека, которые в настоящее время представляются нам само собой разумеющимися, например, право на свободу вероисповедания, требовало зачастую самопожертвования со стороны людей, не желавших мириться со своим бесправием.

Права человека - это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.

По сути дела, права человека появились на свет как второе издание базовых норм морали специально для государства, которое изначально позиционировалось вне морали и вне права. Современная аргументация естественности прав человека все еще опирается на "естественно-правовую" восторженность трехвековой давности. В рамках традиционной правозащитной парадигмы См. Что такое «защита прав человека» в условиях кризиса традиционных либерально-социалистических идеологий и политических практик, глобализации и сокращения прерогатив национального государства, появления новых, негосударственных угроз свободе и достоинству человека и т.д. Пермская гражданская палата URL:http://www.prpc.ru/ - 11.03.2010 права человека призваны противостоять произволу государственной власти. Для европейца права человека - это перевод "десяти заповедей", а для постсоветского пространства - "морального кодекса строителя коммунизма" с "человеческого языка" на "государственный".

Человек есть творец права. Прежде всего, следует понять то, что право - неотъемлемое качество человека и свойство его бытия. Изначально человек, появившись на Земле как вид и появляясь, каждый раз персонально, защищает свою жизнь, свободу (сначала инстинктивно, а потом осознанно), то есть реализует свое право на жизнь и свободу. Отсюда естественные, неотъемлемые права человека: на жизнь, свободу, собственность, равенство, счастье и так далее. Поэтому право обладает природной ценностью, или самоценностью.

В процессе общения людей, при реализации естественных потребностей, интересов и прав постепенно вырабатываются привычки, стереотипы, которые, с одной стороны, обеспечивают свободу действий, а с другой - ограничивают ее разумными с позиций социального большинства или социальной силы пределами. Устанавливается общепринятая мера, т.е. норма поведения. Человек осознает себя человеком в социальном смысле, а это и есть осознание своих прав и обязанностей по отношению к другому человеку. Человек уже с помощью права оценивает свои действия, поступки других людей в качестве правильных или неправильных, справедливых или несправедливых.

По мере развития общества естественно-правовые качества человека приобретают характер масштаба свобод, меры справедливости и равенства для всех людей. Алексеев С.С. Теория государства и право. Учебник для юридических вузов и факультетов. Глава 31. URL:http://www.lawbook.by.ru/theory/Alexeev/31.shtml - 18.03.2010

Само зарождение прав человека, по данным историков, произошло в V-IV веках до нашей эры в древних полисах, таких как Афины и Рим. Появление принципа гражданства было крупным шагом на пути движения к прогрессу и свободе. Неравномерность распределения прав человека между различными классовыми и сословными структурами, а то и полное лишение этих прав, например рабов, было неизбежным для тех этапов общественного развития.

Каждая новая ступень развития общества добавляла новые качества правам человека, распространяла их на более широкий круг субъектов. И происходило это не стихийно. Проблема прав человека всегда была и остается предметом острых классовых битв, ведущихся за обладание правами,

расширение и обогащение прав, фиксирующих положение человека в обществе.

Данный аспект культурного прогресса можно проследить на возрастании гуманного начала в морали, праве, религии, философии по мере

естественноисторического развития общества. Античный раб свободнее первобытного дикаря, средневековый крепостной свободнее античного раба, а наемный рабочий раннебуржуазного общества свободнее средневекового крепостного и так далее.

Исторически первооткрывателем в области прав человека и необходимости их защиты принципом разделения власти является буржуазная Англия. Ряд принятых законов выдвинули не только широкий набор прав человека, но и принципы свободы и формального равенства, ставшие основой универсальности прав человека, придавшие им подлинно демократическое звучание:

1. Петиция о праве 1628 года, относящаяся к периоду формирования буржуазного строя в Англии, возлагала определенные обязанности на короля, которые призваны были защищать подданных от произвола королевской администрации.

2. Дальнейшим шагом на пути обеспечения прав человека явился Habeas Corpus Act 1679 года См. Хабеас корпус - лат. «habeas corpus», буквально «ты должен иметь тело», содержательно -- «представь арестованного лично в суд» -- это существовавшее издревле, по некоторым данным, ещё до Великой хартии вольностей, понятие английского (а с XVII века -- и американского) права, которым гарантировалась личная свобода. - Википедия - URL:http://ru.wikipedia.org/ - 11.03.2010 , который ввел понятие "надлежащей процедуры", установил гарантии неприкосновенности личности, принцип презумпции невиновности и другие, важнейшие для защиты прав личности, положения. См. Полное название закона -- «Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями» (то есть вне пределов Англии) - там же.

3. Актом, закрепившим компромисс между упрочившейся буржуазией и правящей верхушкой землевладельцев, утверждением конституционной монархии, стал Билль о правах 1689 года. Билль внес неоценимый вклад в развитие прав человека, установив свободу слова, свободу выборов и прений в парламенте, право обращения подданных с петицией к королю.

4. Акт об устроении или о престолонаследии 1701 года учредил верховенство парламента в сфере законодательства, принцип несменяемости судей, запрет королевским министрам быть членами парламента. Эти нововведения стали возможными в связи с интенсивным развитием буржуазных отношений, усилением власти буржуазного сословия, требовавшего положить предел феодальному произволу и абсолютизму. См. Полное название -- «Акт о дальнейшем ограничении власти монарха и наилучшей охране прав и свобод подданных» Википедия - URL:http://ru.wikipedia.org/ - 11.03.2010

Разумеется, этими законодательными документами было положено начало борьбы за равноправие и, конечно же, этим не ограничено.

Дальнейшее развитие идеалов свободы и прав человека, воплощенное в исторических документах, произошло в США и воплощено в Декларации независимости 1776 года, провозгласившей: "Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых. В случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации власти, которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье". URL:http://www.istorik.ru /library/documents/ declaration_of_independence/text.htm - 11.03.2010

Декларация возвестила наступление новой эры, в которой социальный и правовой статус личности перестал жестко определяться фактором происхождения. Однако то, что при этом к числу "людей" не были отнесены чернокожие рабы, воспринималось творцами американской конституции как вынужденное и в целом временное исключение из принципа равенства, что, на мой взгляд, создало только иллюзию правового государства на территории Америки.

Соединенные Штаты стали первым государством в мировой истории, отказавшимися от принципов сословного неравенства. В самой Конституции США от 1787 года не содержится перечень естественных неотъемлемых прав человека, и поэтому в 1789 году были предложены 10 первых поправок к Конституции, составившие Билль о правах, ратифицированного в 1791 году с внесенными 15 поправками в разные годы с 1804 по 1971. URL:http://www.rau.su/observer/N18_93/18_07.HTM - 11.03.2010 В 1917 году президентом США Т.В. Вильсоном был провозглашен один из важнейших принципов устройства мира - право нации на самоопределение.

Еще одним важным документом, также оказавшим огромное влияние на формирование современной концепции прав человека, явилась французская Декларация прав человека и гражданина, принятая Национальным собранием 26 августа 1789 года. В ней говорилось, что "невежество, забвение прав человека или пренебрежение ими являются единственными причинами общественных бедствий и испорченности правительств". Декларация провозгласила, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. "Цель всякого политического союза - обеспечение естественных и неотчуждаемых прав человека. Этими правами являются свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению... Свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека имеет лишь те границы, которые обеспечивают другим членам общества возможность пользоваться такими же правами". Конституции зарубежных государств. Учебное пособие. М., 1999. с. 135. Духом вольнолюбия и непримиримости к попранию человеческого достоинства пронизаны все 17 статей Декларации. Однако осуществить эти гуманистические идеалы оказалось чрезвычайно трудно и до сих пор. Права человека. Учебное пособие. Под общ.ред. А.Д.Гусева и Я.С. Яскевич, Мн.: ТетраСистемс, 2002, с.88

Крупнейшей трагедией в истории человечества стала вторая мировая война, сопровождавшаяся массовым нарушением прав человека, в том числе важнейшего из них - права на жизнь. Миллионы людей были убиты за свои политические взгляды или религиозные убеждения, по расовому или национальному признаку - миллионы евреев замучены и сожжены в печах концлагерей Рейха.

Потребовались долгие годы, многочисленные жертвы и страдания людей, чтобы все народы мира, наконец, осознали общечеловеческую ценность естественных прав и свобод человека. Это привело к созданию после завершения Второй мировой войны Организации Объединенных Наций - важнейшей целью которой стала охрана прав человека.

ООН провозгласила идею прав человека универсальной, то есть общемировой ценностью и приняла в 1948 году Всеобщую декларацию прав человека, в которой в наиболее общей форме изложены основные права и свободы, принадлежащие людям независимо от их национальности, вероисповедания или гражданства. Историческое значение этого документа состоит в том, что идеи прав человека были объявлены достоянием всего человечества, а не только Евро-Атлантической цивилизации, в недрах которой они зародились и развивались до середины XX столетия. Дата принятия Всеобщей Декларации прав человека - 10 декабря установлен Организацией Объединенных Наций как всемирный день прав человека.

Декларация прав человека явилась первым в истории человечества документом, который провозгласил универсальный, всеобщий характер прав человека. Тем самым был совершен знаменательный переворот в сознании людей. Всемирно-историческое значение Декларации заключается, во-первых, в том, что она подвела итог длительной борьбы против угнетения, несправедливости, за уважение человеческого достоинства. В ней нашли отражение все важнейшие правовые акты, касающиеся прав человека, начиная с Великой Хартии Вольностей. Во-вторых, Декларация положила начало разработке основных международных норм и стандартов в области прав человека. В-третьих, она поставила задачу, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства в своих усилиях по обеспечению всеобщего и эффективного признания и соблюдения перечисленных в Декларации прав и свобод человека. В последние десятилетия ее главные принципы и идеи получили дальнейшее развитие в многочисленных пактах, конвенциях, декларациях ООН, Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и других международных организациях, обеспечивающих правовую защиту прав человека во всех сферах его жизнедеятельности. Права человека. Учебное пособие. Под общ.ред. А.Д.Гусева и Я.С. Яскевич, с.89

На протяжении 50-70-х годов прошлого века был принят ряд других международных документов, конкретизировавших отдельные группы прав и установивших механизмы их защиты. В числе этих документов следует, прежде всего, назвать Европейскую конвенцию по правам человека, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Эти документы сыграли большую роль в защите прав человека, однако, реалии послевоенного мира показали, что провозглашенные "универсальные" права зачастую не могли быть реализованы в отношении большие числа людей, которые фактически, были ограничены в своей правоспособности. К таким группам относились женщины, дети, представители отдельных расовых, национальных и религиозных групп. В рамках защиты прав человека подобных групп были приняты такие международные документы как "Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин" 1979, "Конвенция о правах ребенка" 1989, "Конвенция о защите национальных меньшинств" 1995 года.

Права человека, как отмечает В.В. Кокотов, возникли не только благодаря имеющейся потребности человека в реализации себя в государстве (например, возможности выбрать род своих занятий), но и как некий противовес созданного еще в IV - III тыс. до н.э. прототипа государственной машины 1 .

Известно, что первые раннеклассовые города-государства базировались на подчинении многих немногим, на подчинении слабых сильным 2 .

Почему же права человека как самостоятельная отрасль зародились намного позже права вообще? К содержанию прав человека и их распределению в обществе необходимо подходить конкретно-исторически. Современный "каталог" прав человека, зафиксированный в международно-правовых документах и конституциях правовых государств, - результат длительного исторического становления эталонов и стандартов, ставших впоследствии нормой современного мирового сообщества. Решающим этапом в развитии прав человека стали буржуазно-демократические революции XVII - XVIII вв., которые сформулировали не только широкий набор прав человека, но и принципы свободы и формального равенства. Именно с этого исторического витка, как отмечает А.К. Борисов, права человека начали оформляться в самостоятельную отрасль права и стали оказывать огромное влияние на характер государства, поскольку явились давно назревшими ограничителями его всевластия, способствовали установлению демократического взаимодействия между государственной властью и индивидом, который раньше не смел и тягаться с огромной государственной машиной и бюрократическим аппаратом, обслуживающим ее 1 . Более того, формирование правового государства было бы невозможным без утверждения в общественном сознании и практике прав и свобод человека. Этому предшествовал многовековой процесс поиска оптимальных форм взаимодействия как отдельного индивида с государственной властью, так и индивидов между собой.

Само зарождение идеи прав человека в V-VI вв. до н.э. в древних полисах (Афинах, Риме), появление принципа гражданства были крупным шагом на пути движения к свободе и прогрессу.

Первооткрывателем в области прав человека в их современном звучании стала Англия. В феодальный период в Англии отмечены попытки ограничить права монархии, соединить ее с сословным представительством, постепенно набирающим вес в обществе, определить для монарха правила, которым он должен следовать. Противостояние монарха, баронов и рыцарей завершилось принятием в 1215 г. Великой хартии вольностей. В ней содержатся статьи, направленные на обуздание произвола королевских чиновников, например в виде требования не назначать на должности судей, шерифов и констеблей лиц, не знающих законов либо не желающих их выполнять. Особое место занимает ст. 39 Великой хартии, предусматривающая возможность применения наказания к свободным не иначе как по законному приговору и по закону страны. Следующим шагом по законодательному признанию прав человека стал акт Хабеас корпус 1678 г., который ввел понятие "надлежащая процедура", установил гарантии неприкосновенности личности, принцип презумпции невиновности и другие важнейшие для защиты прав личности положения. Актом, закрепившим компромисс между буржуазией и правящей верхушкой землевладельцев и утвердившим конституционную монархию в Англии, стал Билль о правах 1689 г. Он отвел значительную роль парламенту, запретил монарху приостанавливать действия законов, взыскивать налоги и сборы в пользу короны без согласия на то членов парламента.

Дальнейшее развитие идеалов свободы и прав человека произошло в США. Трудно переоценить гуманистические идеи Декларации прав Вирджинии 1776 г., провозгласившей, что все люди по природе являются в равной степени свободными и независимыми и обладают определенными прирожденными правами, которых они не могут лишиться и лишить своих потомков 1 .

Идеи Декларации прав Вирджинии были развиты в Декларации независимости 1776 г., провозгласившей: "Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода, стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются государства, черпающие свои законные полномочия в согласии управляемых". Впоследствии, в 1789 г., были сделаны 10 первых поправок к Конституции, составившие Билль о правах, ратифицированный в 1791 г.

Идеи естественных неотчуждаемых прав человека, сформулированные в доктринах Жан-Жака Руссо, Гуго Гроция, Джона Локка, Шарля Монтескье, стали мощным фактором Великой французской революции, создавшей неоценимый по своей значимости акт - Декларацию прав человека и гражданина 1789 г.

Рассмотренный выше период характеризуется формирование первого поколения прав, естественных прав - права на жизнь, на свободу, право на справедливое судебное разбирательство.

Говоря о формировании прав человека второго поколения, т.е. социально-экономических и культурных прав, нужно отметить, что XIX в. стал только мощным толчком в этом процессе, который идет и по сей день. Нормативное выражение права на труд, свободный выбор работы, права на социальное обеспечение, на отдых и досуг, прав на защиту материнства и детства, на образование, на участие в культурной жизни общества и других во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) 1 и особенно в Международномпактеоб экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) 2 явилось огромным шагом вперед в развитии прав человека 3 .

В современном мире действуют международно-правовые документы, устанавливающие общепризнанные стандарты прав и свобод личности, определяющие ту планку, ниже которой государства не могут опускаться. Права и свободы человека перестали быть только внутренним делом государства, теперь это объект внимания всего международного сообщества.

Ключевым моментов в становлении прав человека и гражданина стал послевоенный период. Именно после Второй мировой войны приняты фундаментальные нормативные правовые акты в области прав человека.

Принятие таких международно-правовых актов, как Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакто гражданских и политических правах (1966 г.) 4 , Международныйпактоб экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), внесло коренные изменения правового положения личности. Человек стал субъектом международного права. Все государства, присоединившиеся к пактам, обязаны привести свое национальное законодательство в соответствие с требованиями пактов, которые имеют приоритет над внутренним законодательством стран-участниц.

Все международно-правовые акты определили универсальный набор прав и свобод, который способен обеспечить нормальную жизнедеятельность индивида. Этот каталог формировался в ходе тысячелетней борьбы за свободу и социальный прогресс, и в нем закреплены права человека первого и второго поколений.

После Второй мировой войны стало формироваться третье поколение прав человека. Их можно характеризовать как права человека и права народов. Особенность этих прав состоит в том, что они являются коллективными и могут осуществляться не отдельным человеком, а какой-то общностью. Например, право на здоровую окружающую среду принадлежит индивиду, а право народов на развитие или самоопределение является коллективным, человек принимает участие в реализации таких прав, но это связано не с его личным статусом, а с принадлежностью к какой-либо общности.

Таков был процесс зарождения прав человека. Когда же в России вслух заговорили о правах и свободах человека? Была ли это назревшая веками потребность в свободе или привнесенные в русскую жизнь веяния из-за границы?

Основные вехи, когда имелась реальная возможность изменения ситуации с правами человека в России, сводятся к следующим: неудавшиеся реформы начала царствования Александра I; преобразования Александра II, когда страна была близка к осуществлению конституционных преобразований, и их трагический финал - убийство императора; наконец, начало XX в., когда осуществление этих целей было как никогда реальным, если бы не революция 1917 г.

В советский период целые классы и слои общества были лишены не только политических, но и неотъемлемых гражданских прав - права на жизнь, личную неприкосновенность, собственность. Были отброшены гарантии неприкосновенности личности, принцип презумпции невиновности и многие другие. Следствием этого стало попрание в России общечеловеческих ценностей: принципа универсальности прав человека, всеобщего равенства, достоинства личности, справедливости, права на свободу, личный выбор и самоопределение, защиту от произвола властей. Положение с правами человека в России можно проследить по советским конституциям.

1. Конституция РСФСР 1918 г. 1 Ее основу составила Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа от 13 января 1918 г., принятая III Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов. В Декларации законодательно подтверждались завоевания трудящихся в первый период существования Советской власти и провозглашались основные принципы и задачи Советского государства. Были сформулированы основы национальной политики Советской власти и впервые законодательно закреплена одна из форм национально-государственного устройства - социалистическая федерация.

2. Конституция СССР 1924 г. 2 С образованием в декабре 1922 г. Союза ССР возникла необходимость в принятии общесоюзной Конституции, которая послужила бы законодательной основой для развития и укрепления единого союзного государства. Конституция СССР 1924 г. оформила добровольное объединение республик в единое государство. Основу ее составили Декларация об образовании Союза ССР и Договор об образовании Союза ССР. Декларация провозглашала принципы добровольности объединения, равноправия республик и их право свободного выхода из союза. Договор определял систему союзных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения с республиканскими управленческими структурами.

3. Конституция РСФСР 1925 г. 3 была принята 11 мая 1925 г. XII Всероссийским съездом Советов. В значительной мере новая Конституция продублировала первую республиканскую Конституцию 1918 г., хотя имела определенные новшества в структуре и содержании. В ст.1 Конституции РСФСР 1925 г. говорилось, что она исходит из названной Декларации трудящегося и эксплуатируемого народа от 13 января 1918 г. и из основных начал Конституции 1918 г. и имеет своей задачей гарантировать диктатуру пролетариата в целях подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и осуществления коммунизма.

4. Конституция СССР 1936 г. 1 была утверждена VIII Чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 г. Социальная основа государства декларировалась как союз рабочих и крестьян при сохранении диктатуры пролетариата.

Гражданам СССР гарантировались права на труд, отдых, образование, материальное обеспечение в старости. Труд объявлялся обязанностью каждого способного к нему гражданина по принципу: "Кто не работает, тот не ест". Провозглашалась свобода отправления религиозных культов и одновременно - свобода антирелигиозной пропаганды.

5. Конституция РСФСР 1937 г. 2 была утверждена 21 января 1937 г. Чрезвычайным XVII Всероссийским съездом Советов и имела ряд особенностей по сравнению с Конституцией СССР 1936 г. Конституционная система СССР и РСФСР, установленная в 1936 - 1937 гг., просуществовала почти 40 лет.

6. Конституция СССР 1977 г. 3 была принята в октябре 1977 г. на внеочередной сессии Верховного Совета СССР. Ее основой стала концепция "развитого социализма", характеристика которого содержалась в Преамбуле документа.

7. Конституция РСФСР 1978 г. 4 по своей структуре и содержанию соответствовала Конституции СССР 1977 г. Имело место принципиальное единство в закреплении основ общественного строя и политики, статуса личности, национально-государственного устройства, системы, принципов организации и деятельности государственных органов, символов республик.

Глубокие перемены общественного строя после 1985 г. в СССР и РСФСР, в особенности после провала августовского путча 1991 г., не могли не отразиться на содержании Конституции 1978 г. Она неоднократно и существенно менялась.

Конституционные поправки 1989 - 1992 гг. имели важнейшее значение для дальнейшего развития страны: были провозглашены отказ от социалистической модели общественного развития, монопольного положения КПСС в политической системе, признание идеологии плюрализма, концепции разделения властей.

Впервые Россия провозгласила права и свободы человека в Декларацииправ и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. 1 В 1993 г. эти права получили более глубокое развитие вКонституцииРоссийской Федерации 2 , которая весьма органично вписала в российскую правовую систему международно-правовые стандарты.

Однако главное условие действенности Конституции- соответствие ее норм объективным законам развития регулируемых отношений 3 . Конституция есть закон, "который принимает народ, для того чтобы определить условия передачи и осуществления власти и отношения между управляющими и управляемыми" 4 . Вместе с тем, по мнению судьи Конституционного Суда РФ В.О. Лучина,КонституцияРоссии, закрепившая волю ее создателей, а не большинства народа, несет в себе внутренние противоречия. "Она не обеспечивает единства интересов и целей основных участников конституционного процесса, а многие конституционные ценности остаются недоступными для значительной части граждан России" 5 . С мнением авторитетного профессионала трудно не согласиться. Реальность предполагает соответствие юридической конституции фактической, т.е. тем общественным отношениям, которые в действительности сложились между классами, нациями, народом и государством по поводу власти, суверенитета и свободы личности 1 . С распадом Союза ССР Россия вступила в новую фазу своего исторического развития, а переживаемый страной общий глубокий кризис породил массу до сих пор не разрешенных проблем, связанных с реальным осуществлением прав и свобод, о чем свидетельствует колоссальный рост преступности, прогрессирующие нарушения норм административного, земельного, гражданского, трудового, экологического и других отраслей российского законодательства.

В соответствии со ст.2Конституции РФ 1993 г. человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Исходя из изложенного, сделаем следующие выводы. Как теоретически, так и нормативно права человека имеют давнюю история. Однако их реализации проходила долго, а самое главное соблюдение прав человек до сих пор отсутствует.

Принято множество документов в области прав человека, но нет гарантий их соблюдения. Несмотря на такие как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических права, Международный пакт о социальных и экономических правах, права человека не соблюдаются. Нет гарантии даже праву на жизнь.

Поэтому на современном этапе следует ставить вопрос не о развитии и закреплении прав, а об их гарантиях.

Ключевые слова: ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА; ЭТАП; КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ; КОНСТИТУЦИЯ; HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS; STAGE; CONSTITUTIONALISM; CONSTITUTION.

Аннотация: В данной статье рассматриваются эволюционные изменения конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Концепция прав и свобод человека в современном виде — итог длительного исторического развития. Это развитие можно разделить на определенные этапы.

Первоначальный этап был ознаменован победой революций XVII-XVIII вв. (антифеодальных) и установлением демократического конституционного государства. Оно в свою очередь отказалось от абсолютизма и провозгласило свободу личности. На данном этапе конституциями и другими правовыми актами были закреплены свобода слова, неприкосновенность личности, право избирать и быть избранным и прочее.

Права человека, являются продуктом определенного типа социальных отношений. Главным стало установление высшего приоритета свободы и необходимость закрепить её в конкретном порядке — конституционно-правовом.

Огромное значение в истории получил закон, который был принят в 1679 году английским парламентом, под названием «Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточения за морями». Им был введен приказ «Хабеас корпус», означающий указание компетентным органам в тех случаях, когда нет основания для нахождения под стражей, необходимо освободить арестанта или отпустить его под залог вплоть до рассмотрения судом его дела. Также устанавливалось, что отныне любой арестованный человек при аресте имеет право требовать предстать перед судом, а суд в свою очередь должен решить вопрос о его непосредственном отправлении в место заключения или об его освобождении в двухдневный срок. Все демократические конституции и по сей день закрепляют данную гарантию в том или ином виде.

Второй этап наступил с возникновением тоталитарного государства в XX веке, отвергнувшего экономические и политические права, индивидуальную свободу, и провозгласило социалистические ценности, а вместе с ними и большой спектр социальных прав и свобод. Обстановка борьбы, которая возникла в мире этих двух систем, принудила западные страны также конституционно закрепить эти свободы и права.

Одновременно с этим в 60-х гг. в СССР и ряде стран Восточной Европы складывалось демократическое общественное мнение, формировалось диссидентское движение, которое требовало осуществления личных и политических прав, а также требовало отказаться от методов тоталитаризма.

В 1948 году Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций приняла ряд документов о правах человека. Самым важным документом был – Всеобщая декларация прав человека. Впервые в человеческой истории были сформулированы, определены и рекомендованы для принятия во всех странах мира основные свободы и права человека, рассматриваемые во всём мире как образцы и стандарты для соответствующих национальных юридических документов. Декларация объявляла всех людей свободными и равными в своих правах и достоинстве. Она провозгласила ряд прав человека, которые можно разделить на две группы: 1) гражданские и политические права; 2) социальные, культурные и экономические права.

Последний, третий этап охарактеризован крахом тоталитаризма в СССР и странах Восточной Европы и становлением в них демократической государственности. Высшей ценностью признаются права и свободы в их полном объеме, а их защита становится обязательством государства. В новых демократических государствах создаются конституционные суды, а также вводятся судебные гарантии для защиты прав и свобод человека. Практически всеми государствами мира признаётся международно-правовая защита прав человека, что приводит национальные правовые институты к единообразной системе. При давлении объединённого мирового общественного мнения, многие стран постепенно искореняют расизм, апартеид, ограничения свободы печати, избирательные цензы. В список прав и свобод дописываются права национальных меньшинств, права на благоприятную окружающую среду, права на информацию, и прочее.

В России путь становления и развития института прав и свобод человека и гражданина был долгим, сложным и противоречивым. Россия последней из европейских государств подписала указ об отмене крепостного права лишь в 1861 году. В конце XIX – начале ХХ вв. у России не было своих прочных буржуазно-демократических традиций в утверждении и развитии идей прав и свобод человека. В России были сторонники и представители естественно-правовой доктрины, но в политико-правовой системе государства либеральные ценности прав и свобод человека не отражались должным образом.

Зарождение конституционализма в нашей стране началось при принятии Конституции РСФСР в 1918 году. 2 декабря 1917 года опубликовали «Декларацию прав народов России», которая законодательно закрепила проводимую Советской властью национальную политику. Для укрепления власти пролетариата, правопорядка, успешного воплощения социальных идей необходимо было создать основной закон – Конституцию. 10 июля 1918 года на V Всероссийском съезде Советов утвердили первую советскую Конституцию. В основу Конституции (по предложению В. И. Ленина) была положена «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа».

Равные права признавались «за гражданами независимо от их национальной и расовой принадлежности», а «допущение каких – либо привилегий» или преимуществ на этом основании, а также какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия» объявлялось противоречащим основному закону страны. Новая Конституция создавала классовую, пролетарскую демократию — демократию для трудящихся. Необходимость Конституции 1918 года заключалась в создании правовой базы для дальнейшего законотворчества. Но самым существенным оказалось её воздействие также и на сферу политических и социальных преобразований в стране: была подвергнута пересмотру старая система общественных отношений, определив новые принципы и социальные ценности.

В 1924 году была принята новая Конституция СССР. По своему содержанию она отличалась от предшествующих и последующих Советских Конституций. Главное, что основное внимание она уделила конституционному закреплению образования СССР, прав Союза ССР и союзных республик, системе высших государственных органов СССР и всех союзных республик.

Конституция СССР 1936 года закрепила более полный перечень личных, социально-экономических и политических прав граждан. В ней провозглашались такие права граждан, как право на материальное обеспечение граждан в старости, в случае болезни, и потере трудоспособности, право на отдых, право на образование. Конституция закрепила социальное и политическое равноправие граждан, а также равноправие мужчин и женщин.

Впервые вопрос о разработке и принятии новой Конституции СССР был поднят Никитой Сергеевичем Хрущёвым на внеочередном XVII съезде КПСС. Это обосновывалось тем, что советское государство переросло из государства пролетариата в общенародное государство и 7 октября 1977 год Верховный Совет СССР единогласным решением утвердил Конституцию СССР.

Конституция СССР 1977 года отличалась от Конституции СССР 1936 года тем, что существенно расширяла свободы и права граждан. В ней впервые предусматривалось право граждан иметь возможность обжаловать действия любого должностного лица в суде. Равноправие граждан СССР теперь обеспечивалось во всех областях жизни: экономической, политической, социальной и культурной.

Вплоть до начала 90-х годов конституционные нормы о правах и обязанностях личности в условиях антидемократических режимов носили сугубо декларативный характер. Ситуация изменилась лишь к концу 80-х годов XX века, когда началась так называемая перестройка.

22 ноября 1991 года российский парламент принимает Декларацию прав и свобод человека и гражданина, повлекшая за собой передел и полное обновление раздела II Конституции Российской Федерации 1978 года «Государство и личность». Это позволило привести конституционное законодательство России в соответствие со стандартами прав и свобод человека общепризнанными международным сообществом.

Закрепленные в Конституции РФ 1993 года основы правового статуса личности отражают абсолютно новую концепцию прав человека, взаимоотношений человека и государства в сравнении с той, которая была в российских и союзных конституциях советского периода. Действующая Конституция России закрепляет свободы и права человека и гражданина в соответствии с международными стандартами и общепризнанными нормами.

Список литературы

  1. Багдасаров В. Ю. Права человека в Российской империи: Вопросы истории отечественной мысли / В. Ю. Багдасаров. - Ставрополь, 1996. — С. 8.
  2. Дорсен Н. Природа и пределы гражданских свобод в США // Права человека накануне XXI века. Российско-американский диалог. / Н. Дорсен. - М., 1994. — С. 273.
  3. Ковалев М. И. Генетика человека и его права. / М. И. Ковалев. - 1994. — С. 22.
  4. Козулин А. И. Об источниках прав человека. / А. И. Козулина. - 1994.- С. 144.
  5. В. А. Карташкин. Права человека и вооруженные конфликты: Учебник для высш. воен. учеб. заведений / В. А. Карташкин. - М.: 2001. — С. 5.
- 240.50 Кб

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Институт государственного управления

Кафедра конституционного и административного права

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Теория государства и права

на тему: "Эволюция прав человека"

1 курса заочной

формы обучения

группа ГУП-9

на базе высшего образования П.В. Клышпач

Руководитель

_________________ ______ _______

Введение

1. Возникновение права;

2. Права человека: сущность, понятия, классификация;

3. Идеи теории правового государства;

4. Права человека в истории и традициях Беларуси.

Заключение

Список использованных источников

Введение

О происхождении правовых норм Ф. Энгельс писал: «На известной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов, позаботиться о том, чтобы отдельный индивид подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом» .

Право сложилось намного позже других нормативных систем и главным образом на их основе. Оно стало более жестко и целенаправленно регулировать экономические и иные отношения. Равно как и вместо прежней общественной власти появилась публичная власть, уже не совпадающая с интересами всего общества и опирающаяся на особый аппарат, готовый за нарушение официально установленных и строго обязательных норм применить принуждение.

Появление социальных норм и сознательного нормативного регулирования связано с переходом от животной стадности людей к человеческому обществу, с процессом социализации отношений, с поведением человека как особого природно-биологического и общественного существа. Этот переход был длительным и постепенным, эволюция заняла несколько миллионов лет .

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА

Выделиться из мира животных и выжить в экстремальных условиях человек смог благодаря своей социальной природе. Под социальной личностью следует понимать индивида, усвоившего характерные для данного общества нормы и навыки поведения и нашедшего в соответствии с ними свое место в существующей системе общественных связей. Основной нормой поведения человека в тех условиях был обычай.

Обычаи регулировали отношения в первобытном обществе и передавались из поколения в поколение, закрепляя наиболее рациональные варианты поведения людей в социально значимых ситуациях. Они в равной степени выражали интересы всех членов сообщества, и в связи с коллективистским характером деятельности рода были приурочены не к отдельным лицам, а к определенным социальным группам. Личные интересы членов сообщества не принимались во внимание.

Зарождение обычаев вызывалось их практической необходимостью. Люди видели, что в известных жизненных ситуациях нужно следовать соответствующим вариантам поведения. В противном случае либо желаемый результат не будет достигнут, либо поступок вызовет негативные последствия для всего сообщества.

Обычаями регламентировались все сферы деятельности первобытного человека и действовали в комплексе с возникшими позднее нормами морали как представлениями о добре и зле, честном и бесчестном, а также религиозными догмами.

Обычаи зачастую облекались в форму религиозных обрядов и поддерживались не только силой общественного мнения, авторитетом старейшины, сложившейся привычкой, жизненной необходимостью, но и угрозой наказания свыше. Например, ритуалы подготовки, производства и окончания полевых работ.

Религиозные запреты, всевозможные табу были более эффективными средствами обеспечения желаемого поведения, нежели физическое наказание или общественное принуждение (угрожавшее иногда разрушить необходимое единство рода). С их помощью запрещалось кровосмешение, охранялись охотничьи угодья от необоснованного истребления и решались другие жизненно важные вопросы человеческого общежития.

Важное значение для социальной ориентации человека имели многочисленные мифы и сказания, обосновывающие образцы должного и запретного поведения.

Однако обычаи, нормы морали, а также религиозные заповеди не содержали четких дозволений, обязываний, ограничений и запретов, к тому же они выражали и защищали прежде всего коллективный интерес. Личность вне общества – ничто. В то же время переход к «производящей» экономике настолько повысил эффективность индивидуального труда, что преобразовалась вся система социальных отношений, изменилось само положение человека в обществе.

Осознанное восприятие своих потребностей и способность личным трудом удовлетворить их сделало индивида свободным. Однако эта свобода – свобода Робинзона, была довольно относительной. Жить в обществе и не зависеть от общества нельзя.

Специализируясь на выпуске конкретной продукции, человек мог удовлетворить свои возрастающие потребности, лишь обменивая ее на продукты труда и услуги других членов общества. Как это ни парадоксально, но для наиболее полного удовлетворения своих личных интересов человек вынужден идти на ограничение собственной воли. Столкновение интересов вызывает необходимость их согласования, достижения равнозначного компромисса. Жертвуя обществу свою неограниченную свободу, индивид приобретает свободу реальную и наиболее полную, получая возможность более полноценного и гармоничного развития.

Монопольная зависимость личности от общества потеряла былое значение. Наряду с ней возникла более динамичная, гибкая система зависимостей от других членов общества. Важен был взаимный, паритетный характер этих зависимостей.

Товаропроизводители, вступая в отношения обмена продуктами своего труда, находятся в равных условиях и должны считаться как с интересами друг друга, так и с интересами общества в целом. Интересы каждого собственника должны быть гарантированы от возможного произвола и обмана со стороны других лиц.

В роли подобного гаранта выступали и выступают органы, представляющие общество и наделенные для управления его жизнедеятельностью определенными властными полномочиями. Эту роль сначала выполняли вожди и другие властные органы первобытнообщинного строя, а впоследствии и церковь, и государство.

Обеспечивая компромисс интересов участвующих в обмене товарами субъектов, стороны наделялись определенным комплексом взаимно корреспондирующих прав и обязанностей, которые по мере повторяемости, типичности возникающих жизненных ситуаций и контроля за их развитием со стороны властных структур приобретают общеобязательные свойства. Рождается синтез индивидуальных и общественных интересов.

Подобно тому как продукт труда при обмене на другой продукт, выражая свою общественную стоимость, оформляется в виде товара и теряет индивидуальные качества, владелец этого товара в меновых отношениях с другим товаровладельцем теряет свои индивидуальные черты и становится юридически значимым субъектом, т.е. субъектом, обладающим комплексом общепризнанных прав и обязанностей по распоряжению имеющимся- у него товаром. Таким образом, индивид становится товаровладельцем и участником юридически значимого отношения лишь по воле своего контрагента.

Социальная природа обычаев, морали и религиозных норм мало отвечала специфике формирующихся отношений. Они не фиксировали ни должного паритета общественных и частных интересов, в котором так нуждалась нарождающаяся система социальных связей, ни четкого, детального закрепления прав и обязанностей.

Формированию права активно способствовало и имущественное расслоение общества. Представители нарождающегося класса имущих были крайне заинтересованы в создании таких социальных норм, которые бы не только защищали, но и выражали их частные интересы. Для этого, обеспечив себе экономическое господство, они постепенно ограничивали круг лиц, участвующих в выработке общеобязательных правил поведения. Благодаря своему положению в обществе им удалось добиться изменения бытовавшего ранее равноправия, получив, к примеру, льготную возможность материально откупиться за совершенное правонарушение.

По мере усиления публичной власти, роста численности формирующегося государственного аппарата и обособления его от общества основная масса населения устраняется от формирования содержания правовых предписаний. Это становится уделом избранных.

Баланс интересов, фиксирующихся в юридических нормах, перераспределяется в сторону лиц, осуществляющих экономическое и политическое господство в обществе. Создается иллюзия, что единственный автор и источник права – это государственная власть. Подобная иллюзия во многих странах со временем превратилась в реальность и по весьма прозаическим причинам активно поддерживалась и поддерживается как политическими деятелями, так и официальной юридической наукой.

Однако государство никогда не являлось и не является единственной правотворческой силой. Так, в правовых системах стран Востока Коран – не только источник религиозных догм, но и основной источник права. В большинстве стран Западной Европы достаточно продолжительное время, наряду с государством и автономно от него, правовые акты создавались представителями церкви.

В то же время право не может быть аморфным и противоречивым. В современных условиях государство, будучи единственным официальным представителем всего общества, призвано выявлять, координировать, защищать и закреплять в виде правовых предписаний обобщенную волю. Содержание этой воли должно отражать сбалансированный общественный интерес. В противном случае при противопоставлении воли государства и воли общества теряется объективно необходимый, справедливый, правовой паритет общественных, государственных и личных интересов, а право превращается в узаконенный произвол.

Итак, право как особая разновидность социальных норм весьма существенно отличается от социальных норм первобытнообщинного строя.

Если обычаи создавались всем обществом, то право формируется либо непосредственно государством, либо иными социальными организациями (общественными, кооперативными, церковными и т.п.) и под их контролем.

Если обычаи выражали общую волю и защищали общественный интерес, то право является выражением воли и баланса общественных, корпоративных и личных интересов членов общества.

Если обычаи носили в основном нефиксированную форму, то право получает свое внешнее выражение и закрепление в виде различного рода нормативных актов, прецедентов, договоров с нормативным содержанием, правовых обычаев.

Если обычаи охранялись от нарушений всем обществом, то право

обеспечивается специально созданным аппаратом принуждения, организационной и экономическо й мощью всего государства .

2. Права человека: сущность, понятие, классификация

В философии под сущностью любого явления понимается совокупность наиболее важных, решающих, устойчивых свойств и отношений, выражающих внутренние глубинные, необходимые связи и отношения, которыми определяются все другие свойства и признаки данного явления .

Выявление сущности основывается на исследовании социальных ценностей, идей, определяющих природу права. Поскольку право представляет собой сложное многогранное социальное явление, оно может исследоваться в различных аспектах, с различных точек зрения. Существующие в юридической науке подходы являются выражением исторически конкретных социальных проблем и одновременно вариантом их разрешения. Право в своей содержательной многосторонности может выражаться в различных идейных основаниях, например, как воля господствующего класса, как защищенный интерес, как справедливость, как мера свободы и т. д.

Права человека органично вплетены в социальную деятельность людей, их общественные отношения, способы бытия индивида. Они являются нормативной формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства, конфликто . По своему существу они нормативно формулируют те условия и способы жизнедеятельности людей, которые объективно необходимы для обеспечения нормального функционирования индивида, общества, государства. Эти нормативы основаны на принципах свободы, равенства, справедливости. Такие права, как право на жизнь, свободу, достоинство, неприкосновенность личности, свободу мнений, убеждений, автономию личной жизни, право на участие в политических процессах и другие, являются необходимыми условиями устроения жизни человека в цивилизованном обществе и должны быть безоговорочно признаны и охраняемы государством.

Идеологическое, доктринальное обоснование прав человека - учение о естественных, прирожденных правах человека, которые независимы от усмотрения и произвола государственной власти; цель последней - обеспечение прав, изначально данных природой или творцом. Господствовавшие до появления естественно-правовых идей этатистские (от франц. слова «Etat» - государство) воззрения ориентировали на подчинение индивида государству как верховной силе, наделенной правом распоряжаться судьбами людей по своему усмотрению. Естественно-правовая концепция акцентирует внимание на автономии личности, ее индивидуальности. Такой подход - революционный поворот в общественном сознании: индивид, ранее всецело подчиненный государству и зависимый от него, приобретает автономию, право на невмешательство государства в сферу свободы личности, очерченную правом, и получает гарантии государственной защиты в случае нарушения его прав и свобод. Ценность естественно-правового учения состояла в опоре на нравственные принципы и категории свободы, справедливости, человеческого достоинства и счастья.

Описание работы

О происхождении правовых норм Ф. Энгельс писал: «На известной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов, позаботиться о том, чтобы отдельный индивид подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом» .