Гонения на христиан в I-IV веках: правда и вымысел. Гонения на христиан со стороны римских императоров в первые три века

Государство стояло на пороге социально-экономического кризиса. Раньше все внутренние трудности решались за счет более слабых соседей. Чтобы эксплуатировать труд других людей, нужно было захватывать пленных и превращать их в подневольных рабочих. Теперь же античное общество стало единым, а для захвата варварских территорий не хватало средств. Ситуация грозила застоем в производстве товаров. Рабовладельческий строй накладывал ограничение на дальнейшее развитие хозяйств, но собственники были не готовы отказаться от использования подневольного труда. Повысить производительность рабов было уже невозможно, распадались крупные землевладельческие хозяйства.

Все слои общества чувствовали безысходность, они чувствовали себя растерянными перед лицом таких глобальных трудностей. Люди стали искать поддержку в религии.

Безусловно, государство пыталось помочь своим гражданам. Правители стремились создать культ собственной личности, но сама искусственность этой веры и ее явная политическая направленность обрекали их усилия на провал. Изживавшей себя языческой веры также было недостаточно.

Хотелось бы отметить во введении (о гонении христиан в Римской империи будет рассказано далее), что христианство принесло с собой веру в сверхчеловека, который разделил бы с народом все его страдания. Однако впереди у религии были долгие три века тяжелой борьбы, которая завершилась для христианства не просто признанием его как дозволенной религии, а как официальной веры Римской империи.


Причины гонений христиан

Исследователи выделяют разные причины гонений на христиан в Римской империи. Чаще всего говорят о несовместимости мировоззрения христианства и традиций, принятых в римском обществе. Христиан считали оскорбителями величества и последователями запрещенной религии. Неприемлемыми казались собрания, проходившие тайно и после захода солнца, священные книги, в которых, по мнению римлян, были записаны секреты исцелений и изгнания демонов, некоторые обряды.

Православный историк В. В. Болотов выдвигает собственную версию, отмечая, что в Римской империи церковь всегда подчинялась императору, а сама религия была лишь частью государственного строя. Болотов приходит к выводу, что различие в постулатах христианской и языческой религии стало причиной их противоборства, но поскольку язычество не обладало организованной церковью, христианство нашло себе противника в лице целой Империи.

Какими видели христиан римские граждане?

Во многом причина непростого положения христиан в Римской империи крылась в предвзятом отношении к ним римских граждан. Враждебно настроены были все жители империи: от низших слоев до государственной элиты. Огромную роль в формировании взглядов на христиан в Римской империи сыграли разного рода предрассудки и клевета.

Чтобы понять всю глубину непонимания между христианами и римлянами, следует обратиться к трактату «Октавий» раннехристианского апологета, Минуция Феликса. В нем собеседник автора Цецилий повторяет традиционные обвинения в сторону христианства: противоречивость веры, отсутствие моральных устоев и угроза культуре Рима. Цецилий называет «двойным безумием» веру в перерождение души, а самих христиан – «немыми в обществе, говорливыми в своих убежищах».


Становление христианства

В первое время после смерти Иисуса Христа на территории государства почти не было христиан. Удивительно, но сама суть Римской империи помогла религии быстро распространиться. Хорошее качество дорог и строгое социальное разделение привели к тому, что уже во II веке почти в каждом римском городе была своя христианская община. Это было не случайно объединение, а настоящий союз: его участники помогали друг другу словом и делом, из общих денежных средств можно было получить пособие. Чаще всего первые христиане Римской империи собирались на молитву в тайных местах, например, пещерах и катакомбах. Вскоре оформились и традиционные символы христианства: лоза винограда, рыба, скрещенная монограмма из первых букв имени Христа.

Периодизация

Гонения на христиан в Римской империи продолжались с начала первого тысячелетия до издания Миланского эдикта в 313 году. В христианской традиции их принято исчислять десятью, основываясь на трактате ритора Лактанция «О смертях гонителей». Однако следует отметить, что такое деление условно: специально организованных гонений было меньше десяти, а количество случайных намного превышает десять.

Гонения христиан при Нероне

Преследований, которые проходили под руководством этого императора, поражают сознание своей неизмеримой жестокостью. Христиан зашивали в шкуры диких зверей и отдавали на растерзание собакам, одевали в пропитанную смолой одежду и поджигали, чтобы «неверные» освещали пиры Нерона. Но подобная безжалостность лишь укрепляла дух единства христиан.


Мученики Павел и Петр

12 июля (29 июня) христиане всего мира празднуют день Петра и Павла. День памяти святых апостолов, принявших смерть от руки Нерон, отмечался еще в Римской империи.

Павел и Петр занимались чтением проповедей, и хотя они всегда трудились вдали друг от друга, им было суждено умереть вместе. Император сильно недолюбливал «апостола язычников», и его ненависть стала лишь сильнее, когда он узнал, что во время своего первого ареста Павел обратил в свое веру многих придворных. В следующий раз Нерон усилил стражу. Правитель страстно желал убить Павла при первой же возможности, но на суде речь первоверховного апостола так сильно поразила его, что он решил отсрочить казнь.

Апостол Павел был гражданином Рима, поэтому его не подвергали пыткам. Казнь состоялась тайно. Император боялся, что своей мужественностью и непоколебимостью он обратит в христианство тех, кто это увидит. Однако даже сами палачи внимательно слушали слова Павла и были поражены стойкостью его духа.

В Священном Предании сказано, что апостол Петр вместе с Симоном Волхвом, который также был известен умением воскрешать мертвых, был приглашен женщиной на погребение ее сына. Чтобы раскрыть обман Симона, которого многие в городе считали Богом, Петр возвратил юношу к жизни.

Гнев Нерона обратился на Петра после того, как он обратил в христианство двух жен императора. Правитель приказал казнить первоверховного апостола. По просьбам верующих Петр решился покинуть Рим, чтобы избежать наказания, но ему явилось видение Господа, входившего во врата города. Ученик спросил Христа, куда тот направляется. «В Рим, чтобы вновь быть распятым», - последовал ответ, и Петр вернулся.

Поскольку апостол не был римским гражданином, его подвергли бичеванию и распяли на кресте. Перед смертью он вспомнил о своих грехах и посчитал себя недостойным принять ту же смерть, что и Господь его. По просьбе Петра палачи пригвоздили его вниз головой.


Гонения христиан при Домициане

При императоре Домициане был издан указ, согласно которому ни один христианин, представший перед судом, не будет помилован, если не отречется от своей веры. Порою его ненависть доходила до полного безрассудства: христиан обвиняли в случавшихся в стране пожарах, болезнях, землетрясениях. Государство платило деньги тем, кто готов был свидетельствовать против христиан в суде. Клевета и ложь сильно усугубили и без того непростое положение христиан в Римской империи. Гонения продолжались.

Гонения при Адриане

Во времена правления императора Адриана погибло около десяти тысяч христиан. От его руки погибла вся семья отважного римского военачальника, чистосердечного христианина, Евстахия, который отказался приносить жертву идолам в честь победы.

Братья Фаусин и Йовит с таким смиренным терпением переносили пытки, что язычник Калосериус изумленно сказал: «Как же велик христианский Бог!». Он был тотчас арестован и также предан пыткам.

Гонения при Марке Аврелии Антонине

Известный философ античности Марк Аврелий также был широко известен своей безжалостностью. По его инициативе было начато четвертое преследование христиан в Римской империи.

Ученик апостола Иоанна Поликарп, узнав, что его пришли арестовать римские солдаты, попытался скрыться, однако был вскоре найден. Епископ накормил своих пленителей и попросил их дать ему помолиться. Его усердие так поразило воинов, что они попросили у него прощения. Поликарпа приговорили к сожжению на торговой площади, прежде предложив ему отказаться от своей веры. Но Поликарп ответил: «Как могу я предать Моего Царя, никогда не изменявшего мне?». Подожженный хворост вспыхнул, но пламя не коснулось его тела. Тогда палач проткнул епископа мечом.

При императоре Марке Аврелии принял смерть и диакон из Вены Санктус. Его подвергли пыткам, положив на голое тело раскаленные пластины из меди, которые прожгли его плоть до костей.


Гонения при Септимии Севере

В первое десятилетие своего правления Септимий терпимо относился к последователям христианства и не боялся держать их при дворе. Но в 202 г., после Парфянского похода, он ужесточил религиозную политику Римского государства. В его жизнеописании сказано, что он запретил принятие христианской веры под угрозой страшных наказаний, хотя и позволял исповедовать христианскую религию в Римской империи тем, кто уже был обращен. Многие из жертв жестокого императора занимали высокое социальное положение, что сильно потрясло общество.

Именно к этому времени относится жертва Фелицитаты и Перпетуи, христианских мучениц. «Страсти святых Перпетуи, Фелицитаты и с ними пострадавших» - один из самых ранних документов подобного рода в истории христианства.

Перпетуя была молодой девушкой с грудным ребенком, происходила из знатной семьи. Фелицитата служила ей и на момент ареста была беременна. Вместе с ними в заключение попали Сатурнин и Секундул, а также раб Ревокат. Все они готовились принять христианство, что было запрещено законом того времени. Они были помещены под стражу, и вскоре к ним присоединился их наставник Сатур, не пожелавший скрываться.

В «Страстях» сказано, что Перпетуя тяжело переживала первые дни заключения, тревожась о свое младенце, но дьяконам удалось подкупить стражей и передать ей ребенка. После этого темница стала для нее подобна дворцу. Ее отец, язычник, и римский прокуратор пытались уговорить Перпетую отречься от Христа, но девушка была непреклонна.

Смерть забрала Секундула, когда он находился под стражей. Фелицитата боялась, что закон не позволит ей отдать душу во славу Христа, поскольку римское право запрещало казнить беременных. Но за несколько дней до казни она родила дочь, которую передали свободной христианке.

Заключенные вновь объявили себя христианами и были приговорены к смерти - растерзанию дикими животными; но звери не смогли убить их. Тогда мученики поприветствовали друг друга братским поцелуем и были обезглавлены.


Гонения при Максимине Фракийце

При императоре Марке Клодии Максимине жизнь христиан в Римской империи находилась под постоянной угрозой. В это время устраивались массовые казни, нередко в одной могиле приходилось хоронить до полусотни человек.

Римский епископ Понтиан за проповедь был сослан на рудники Сардинии, что в то время приравнивалось к смертному приговору. Его преемник Антер был убит через 40 дней после смерти Понтиана за оскорбление правительства.

Несмотря на то, что Максимин преследовал в основном священнослужителей, стоявших во главе Церкви, это не помешало ему казнить римского сенатора Паммача, его семью и еще 42 христиан. Их головы были вывешены на городских воротах для устрашения.


Гонения христиан при Деции

Не менее тяжелым временем для христианства стало правление императора Деция. Мотивы, подтолкнувшие его к такой жестокости, до сих пор остаются неясными. В некоторых источниках говорится, что причиной нового гонения на христиан в Римской империи (кратко о событиях тех времен речь идет в статье) стала ненависть по отношению к его предшественнику, христианскому императору Филиппу. По другим данным Децию Траяну не нравилось, что распространившееся по государству христианство затмило языческих богов.

Какими бы ни были истоки восьмого гонения на христиан, оно считается одним из самых жестоким. К прежним проблемам христиан в Римской империи прибавились новые: императором были изданы два эдикта, первый из которых был направлен против верховных священнослужителей, а второй приказывал проводить жертвоприношения на территории всей империи.

Новое законодательство должно было выполнить два дела сразу. Каждый римский гражданин был обязан пройти через языческий ритуал. Так любой человек, находившийся под подозрением, мог доказать, что обвинения в его сторону совершенно беспричинны. С помощью этой хитрости Деций не только обнаруживал христиан, которых тотчас приговаривали к смертной казни, но и пытался заставить их отказаться от своей веры.

Молодой человек Петр, известный своим умом и красотой, должен был принести жертву римской богине плотской любви Венере. Юноша отказался, заявив, что он удивлен, как можно поклоняться женщине, о беспутстве и низости которой говорится в самих римских писаниях. За это Петра растянули на дробильном колесе и пытали, а затем, когда у него не осталось ни единой целой кости, обезглавили.

Правитель Сицилии Квантин захотел заполучить девушку по имени Агафа, но она отказала ему. Тогда, воспользовавшись своей властью, он отдал ее в публичный дом. Однако Агафа, будучи истинной христианкой, осталась верна своим принципам. Разгневанный Квантин приказал пытать ее, хлестать кнутом, а затем положить на раскаленные угли вперемешку со стеклом. Агафа вынесла с достоинством все выпавшие на ее долю жестокости и позже умерла в тюрьме от ран.


Гонения христиан при Валериане

Первые годы правления императора были временем спокойствия для христиан в Римской империи. Некоторые даже считали, что Валериан настроен очень дружелюбно по отношению к ним. Но в 257 г. его мнение резко поменялось. Возможно, причина кроется во влиянии его друга Макрина, недолюбливавшего христианскую религию.

Сначала Публий Валериан приказал всем клерикалам принести жертву римским богам, за неповиновение их отправляли в ссылки. Правитель считал, что, действуя умеренно, он добьется большего результата в антихристианской политике, чем применением жестоких мер. Он надеялся, что христианские епископы отрекутся от своей веры, и вслед за ними это сделает и их паства.

В Золотой легенде, собрании христианских легенд и описаний жития святых, рассказывается, что императорские солдаты отрубили голову Стефану I прямо во время мессы, которую Папа Римский служил для своей пасты. По преданию его кровь еще долго не стиралась с папского трона. Его преемник, Папа Римский Сикст II, был казнен уже после выхода второго приказа, 6 августа 259 года, вместе с шестью своими диаконами.

Вскоре оказалось, что подобная политика неэффективна, и Валериан издает новый эдикт. Духовные лица подвергались казни за непослушание, знатных граждан и их семьи лишали имущества, а в случае неповиновения убивали.

Такой была судьба и двух прекрасных девушек, Руфины и Секунды. Они и их молодые люди были христианами. Когда начались гонения христиан в Римской империи, юноши побоялись потерять свое богатство и отреклись от веры. Они попытались уговорить и своих возлюбленных, но девушки оказались непреклонны. Их бывшие половинки не преминули написать на них донос, Руфина и Секунда были арестованы, а затем обезглавлены.


Гонения Диоклетиана и Галерия

Самое тяжелое испытание выпало на долю христиан Римской империи при Диоклетиане и его восточном соправителе Галерии. Последнее преследование затем получило название «Великого гонения».

Император стремился возродить угасавшую языческую религию. Реализацию своего замысла он начал в 303 году в восточной части страны. Рано утром солдаты ворвались в главную церковь христиан и сожгли все книги. Диоклетиан и его приемный сын Галерий пожелали лично видеть начало конца христианской веры, и содеянного показалось им мало. Здание было уничтожено до основания.

Следующим шагом стало издание указа, согласно которому христиане Никомедии должны были быть арестованы, а места их священнослужений – сожжены. Галерию хотелось больше крови, и он приказал поджечь дворец отца, обвинив во всем христиан. Пламя преследования охватило всю страну. В то время империя была разделена на две части – Галлию и Британию. В Британии, которая находилась во власти Констанция, второй указ не выполнялся.

В течение десяти лет христиане подвергались пыткам, обвинялись в несчастьях государства, болезнях, пожарах. В огне умирали целые семьи, многим на шею вешали камни и топили в море. Затем правители многих римских земель обратились к императору с просьбой остановиться, но было уже поздно. Христиан изувечили, многих лишили глаз, носа, ушей.

Миланский эдикт и его значение

Прекращение преследований датируется 313 г. нашей эры. Это важное изменение в положении христиан связано с созданием Миланского эдикта императорами Константином и Лицинием.

Этот документ стал продолжением Никомидийского эдикта, который был лишь шагом на пути к прекращению гонений на христиан в Римской империи. «Эдикт терпимости» был издан Галерием в 311 году. Хотя его и считают виновным в начале «Великого гонения», он все же признал, что преследования потерпели неудачу. Христианство не исчезло, а наоборот укрепило свои позиции.

Документ условно легализовал исповедование христианской религии на территории страны, но при этом христиане должны были молиться об императоре и Риме, они не получали обратно свои церкви и храмы.

Миланский эдикт лишал язычество роли государственной религии. Христианам была возвращена их собственность, которую они утратили в результате преследований. Закончился 300-летний период гонений христиан в Римской империи.


Страшные пытки во времена гонений христиан

Истории о том, как пытали христиан в Римской империи, вошли в жития многих святых. Хотя римская правовая система отдавала предпочтение приговору к распятию или съедению львами, в христианской истории можно встретить и более изощренные методы пыток.

Например, Святой Лаврентий посвятил свою жизнь заботе о нищих и надзору за имуществом церкви. Однажды римский префект захотел изъять денежные средства, которые хранил Лаврентий. Дьякон попросил три дня на сборы, и за это время раздал все бедным. Разгневанный римлянин приказал жестоко покарать непокорного священника. Над раскаленными углями была помещена металлическая решетка, на которую положили Лаврентия. Его тело медленно обугливалось, плоть шипела, но извинений перфект так и не дождался. Вместо этого он услышал следующие слова: «Вы испекли меня с одной стороны, так переверните же на другую и съешьте мое тело!».

Римский император Деций ненавидел христиан за их отказ поклоняться ему как божеству. Узнав, что его лучшие солдаты в тайне приняли христианскую веру, он попытался подкупить их и уговорить вернуться. В ответ солдаты покинули город и укрылись в пещере. Деций приказал замуровать убежище, и все семеро умерли от обезвоживания и голода.

Цецилия Римская с ранних лет исповедовала христианство. Родители выдали ее замуж за язычника, но девушка не стала сопротивляться, а лишь молилась о помощи Господа. Она смогла отговорить мужа от плотской любви и привела его в христианство. Они вместе помогали бедным по всему Риму. Префект Турций Алмахий приказал Цецилии и Валериану принести жертву языческим богам, и в ответ на отказ приговорил их к казни. Римское правосудие должно было свершить вдали от города. По дороге молодая пара смогла обратить в христианство нескольких солдат и их начальника Максима, который пригласил христиан домой и вместе со своей семьей принял веру. На следующий день, после казни Валериана, Максим рассказал, что видел восхождение души умершего к небесам, за что был забит насмерть плетьми. Несколько дней Цецилию держали в ванне с крутым кипятком, но дева-мученица выжила. Когда палач попытался отрубить ей голову, ему удалось нанести лишь смертельные раны. Святая Цецилия еще несколько дней оставалась жива, продолжая обращать людей к Господу.

Но одна из самых ужасных судеб выпала на долю Святого Виктора Мавра. Он тайно проповедовал в Милане, когда его пленили и, привязав к лошади, протащили по улицам. Толпа требовала отречения, но проповедник сохранил верность религии. За отказ его распяли, а затем бросили в тюрьму. Виктор обратил в христианство нескольких охранников, за что их вскоре казнил император Максимилиан. Самому проповеднику приказали принести жертву римскому богу. Вместо этого он с яростью набросился на алтарь. Непокоренный, он был брошен в каменную мельницу и измолот.


Гонение христиан в Римской империи. Заключение

В 379 году власть над государством перешла в руки императора Феодосия I, последнего правителя единой Римской империи. Было прекращено действие Миланского эдикта, согласно которому страна должна была хранить нейтралитет по отношению к религии. Это событие было как заключение в гонение христиан в Римской империи. 27 февраля 380 года Феодосий Великий провозгласил христианство единственной допустимой для римских граждан религией.

Так закончилось гонение христиан в Римской империи. 15 листов текста не может вместить всей важной информации о тех временах. Однако саму суть тех событий мы попытались изложить максимально доступно и подробно.

1700 лет назад император Константин Великий издал Миланский эдикт, благодаря которому христианство перестало быть гонимым и впоследствии приобрело статус господствующей веры Римской империи. Миланский эдикт как юридический памятник — это важнейшая веха в истории развития идей религиозной свободы и свободы совести: в нем подчеркивалось право человека исповедовать ту религию, которую он полагает для себя истинной.

Гонения на христиан в Римской империи


Ещё во время своего земного служения сам Господь предсказывал Своим ученикам грядущие гонения, когда их «будут отдавать в судилища и в синагогах будут бить» и «поведут к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками» (Мф. 10:17-18 ), а Его последователи воспроизведут и самый образ Его Страданий («Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься» - Мк. 10:39 ; Мф. 20:23 ; ср.: Мк. 14:24 и Мф. 26:28 ).

Уже с середины 30-х гг. I века открывается список христианских мучеников: около 35 года толпой «ревнителей о законе» был забит камнями диакон первомученик Стефан (Деян. 6:8-15; Деян. 7:1-60 ). Во время непродолжительного правления иудейского царя Ирода Агриппы (40-44) был убит апостол Иаков Зеведеев , брат апостола Иоанна Богослова; др. ученик Христа, апостол Петр, был подвергнут аресту и чудом избежал казни (Деян 12:1-3 ). Около 62 года, был побит камнями руководитель христианской общины в Иерусалиме апостол Иаков, брат Господень по плоти.

В течение первых трех веков своего существования Церковь практически пребывала вне закона и все последователи Христа являлись потенциальными мучениками. В условиях существования императорского культа христиане были преступниками и по отношению к римской власти, и по отношению к римской языческой религии. Христианин для язычника был "враг" в самом широком смысле этого слова. Императоры, правители и законодатели видели в христианах заговорщиков и мятежников, колеблющих все основы жизни государственной и общественной.

Римское правительство сначала не знало христиан: оно считало их иудейскою сектою. В этом качестве христиане пользовались терпимостью и в то же время были так же презираемы, как иудеи.

Традиционно гонения на первых христиан относят к правлению императоров Нерона, Домициана, Траяна, Марка Аврелия, Септимия Севера, Максимина Фракийца, Деция, Валериана, Аврелиана и Диоклетиана.


Генрих Семирадский. Светочи христианства (Факелы Нерона). 1882

Первое настоящее гонение на христиан было при императоре Нероне (64). Он сжег ради своего удовольствия более половины Рима, а обвинил в поджоге последователей Христа - тогда произошло известное бесчеловечное истребление христиан в Риме. Их распинали на крестах, отдавали на съеденье диким зверям, зашивали в мешки, которые обливали смолой и зажигали во время народных гуляний. С тех пор христиане почувствовали полное отвращение к Римскому государству. Нерон в глазах христиан был антихристом, а Римская империя - царством демонов. Жертвами гонений при Нероне стали первоверховные апостолы Петр и Павел - Пётр был распят на кресте вниз головой, а Павел усечён мечом.


Генрих Семирадский. Христианская Дирцея в цирке Нерона. 1898

Второе гонение относят к императору Домициану (81-96) , при котором было несколько казней в Риме. В 96 году он сослал апостола Иоанна Богослова на остров Патмос .

Впервые Римское государство начало действовать против христиан как против определенного общества, подозрительного в политическом отношении, при императоре Траяне (98-117) . В его время, христиан не разыскивали, но если кто был обвинен судебной властью в принадлежности к христианству (это должно было доказываться отказом в жертвоприношении языческим богам) , то его казнили. При Траяне потерпели, в числе многих христиан, св. Климент, еп. Римский, св. Игнатий Богоносец , и Симеон, еп. Иерусалимский , 120-летний старец, сын Клеопы, преемник по кафедре апостола Иакова.


Но эти преследования христиан могли казаться незначительными сравнительно с тем, что испытали христиане в последние годы правления Марка Аврелия (161-180) . Марк Аврелий презирал христиан. Если до него гонения на Церковь были фактически незаконными и спровоцированными (христиан преследовали, как уголовников, приписывая, например, поджог Рима или организацию тайных сообществ) , то в 177 году он запретил христианство законом. Он предписал разыскивать христиан и определил пытать и мучить их, чтобы отвратить от суеверия и упорства; остававшиеся твердыми подвергались смертной казни. Христиан изгоняли из домов, бичевали, побивали камнями, катали по земле, бросали в тюрьмы, лишали погребения. Гонение одновременно распространилось в различных частях империи: в Галлии, Греции, на Востоке. При нем приняли мученическую смерть в Риме св. Иустин Философ и его ученики. Особенно сильны были гонения в Смирне, где был замучен св. Поликарп, еп. Смирнский , и в галльских городах Лионе и Вене. Так, по свидетельству современников, по улицам Лиона кучами лежали тела мучеников, которые потом сжигали и пепел бросали в Рону.

Преемник Марка Аврелия, Коммод (180-192) , восстановил более милостивое для христиан законодательство Траяна.

Септимий Север (193-211) сначала был сравнительно благосклонен к христианам, но в 202 году он издал указ, запрещающий обращение в иудаизм или христианство, и с этого года вспыхнули жестокие гонения в различных частях империи; с особенною силою они свирепствовали в Египте и в Африке. При нем, в числе других, был обезглавлен Леонид, отец знаменитого Оригена , в Лионе был замучен св. Ириней , тамошний епископ, брошена в кипящую смолу девица Потамиена. В карфагенской области гонения были сильнее, чем в других местах. Здесь Фивия Перпетуя , молодая женщина благородного происхождения, была брошена в цирк на растерзание зверями и добита мечом гладиатора .

В короткое царствование Максимина (235-238) были жестокие преследования христиан во многих провинциях. Он издал эдикт о преследовании христиан, в особенности, пастырей Церкви. Но гонение разразилось лишь в Понте и Каппадокии.

При преемниках Максимина и особенно при Филиппе Аравитянине (244-249) христиане пользовались такою снисходительностью, что последнего даже считали самого тайным христианином.

Со вступлением на престол Деция (249-251) разразилось над христианами такое гонение, которое по систематичности и жестокости превосходило все предшествовавшие, даже гонение Марка Аврелия. Деций решил восстановить почитание традиционных святынь и возродить древние культы. Наибольшую опасность в этом представляли христиане, общины которых распространились почти по всей империи, а церковь стала приобретать чёткую структуру. Христиане отказывались приносить жертвы и поклоняться языческим богам. Это следовало немедленно прекратить. Деций решил полностью истребить христиан. Он издал специальный указ, согласно которому каждый житель империи должен был публично, в присутствии местных властей и специальной комиссии, принести жертву и отведать жертвенного мяса, после чего получить специальный документ, удостоверявший этот акт. Отказавшиеся от жертвоприношений подвергались наказанию, которым могла быть даже смертная казнь. Число казненных было чрезвычайно велико. Церковь украсилась многими славными мучениками; но много было и отпадших, особенно потому, что предшествовавший долгий период спокойствия усыпил у некоторых героизм мученичества.


При Валериане (253-260) вновь вспыхнули преследования на христиан. Эдиктом 257 года он приказал ссылать в заточение священнослужителей, и запретил христианам созывать собрания. В 258 году последовал второй эдикт, повелевавший казнить священнослужителей, христиан высших классов обезглавливать мечом, знатных женщин ссылать в заточение, придворных, лишив прав и имений, отправлять на работы в царские поместья. Началось жестокое избиение христиан. В числе пострадавших были римский епископ Сикст II с четырьмя диаконами, св. Киприан, еп. Карфагенский , принявший мученический венец на глазах паствы.

Сын Валериана Галлиен (260-268) прекратил гонение . Он двумя эдиктами объявил христиан свободными от преследований, возвратил им конфискованное имущество, молитвенные дома, кладбища и пр. Таким образом, христиане обрели право на имущество и около 40 лет пользовались религиозною свободой - до эдикта, изданного в 303 году императором Диоклетианом.

Диоклетиан (284-305) в продолжение почти 20 первых лет своего правления не преследовал христиан, хотя лично был привержен к традиционному язычеству (он поклонялся олимпийским богам); некоторые христиане занимали даже видные места в войске и в правительстве, а его жена и дочь сочувствовали церкви. Но в конце правления под влиянием зятя Галерия издал четыре эдикта. В 303 году был издан эдикт, в котором предписывалось христианские собрания запретить, церкви разрушить, священные книги отобрать и сжечь, христиан лишить всех должностей и прав. Гонение началось с того, что разрушили великолепный храм никомидийских христиан. Вскоре после этого случился пожар в императорском дворце. В этом обвинили христиан. В 304 году последовал самый страшный из всех эдиктов, согласно которому все христиане поголовно осуждались на пытки и мучения с целью принудить их к отречению от веры. Все христиане под страхом смерти были обязаны совершить жертвоприношения. Начались самые страшные гонения, которые до тех пор испытали христиане. От применения этого эдикта по всей империи пострадало множество верующих.


Среди наиболее известных и почитаемых мучеников времени гонения императора Диоклетиана: Маркеллин, папа Римский , с дружиной, Маркелл, папа Римский , с дружиной, вмц. Анастасия Узорешительница , вмч. Георгий Победоносец , мученики Андрей Стратилат, Иоанн Воин, Косма и Дамиан Бессребреники , вмч. Пантелеимон Никомидийский .


Великое гонение на христиан (303—313) , начавшееся при императоре Диоклетиане и продолжившееся его наследниками, было последним и самым суровым преследованием христиан в Римской империи. Свирепость мучителей доходила до такой степени, что изувеченных лечили, чтобы снова мучить; мучили иногда от десяти до ста человек в день, без различия пола и возраста. Гонение распространилось в разных областях империи, кроме Галлии, Британии и Испании, где управлял благосклонный к христианам Констанций Хлор (отец будущего императора Константина).

В 305 году Диоклетиан отказался от правления в пользу своего зятя Галерия , который люто ненавидел христиан и требовал полного их истребления. Став августом-императором, продолжал преследования с той же жестокостью.


Число мучеников, пострадавших при императоре Галерии, чрезвычайно велико. Из них широко известны вмч. Димитрий Солунский, Кир и Иоанн бессребреники, вмц. Екатерина Александрийская, вмч. Феодор Тирон ; многочисленные дружины святых, такие как 156 Тирских мучеников во главе с епископами Пелием и Нилом и др. Но, незадолго до своей смерти, пораженный тяжкой и неизлечимой болезнью, Галерий убедился, что никакая человеческая сила не может уничтожить христианства. Поэтому в 311 году он издал эдикт о прекращении гонений и требовал от христиан молитв за империю и императора. Однако толерантный эдикт 311 года еще не обеспечивал христианам безопасности и свободы от преследования. И раньше не редко бывало, что, после временного затишья, гонение возгоралось с новою силою.

Соправителем Галерия был Максимин Даза , ярый враг христиан. Максимин, управлявший азиатским Востоком (Египет, Сирия и Палестина), даже после смерти Галерия продолжал преследовать христиан. Преследование на Востоке активно продолжалось до 313 года, когда по требованию Константина Великого Максимин Даза был вынужден его прекратить.

Таким образом, история Церкви первых трех веков стала историей мучеников.

Миланский эдикт 313 года

Главнейшим виновником существенной перемены в жизни Церкви явился император Константин Великий , издавший Миланский эдикт (313). При нём Церковь из гонимой становится не только терпимой (311), но и покровительственной, привилегированной и равноправной с другими религиями (313), а при сыновьях его, например, при Констанции, и при последующих императорах, например, при Феодосии I и II, — даже господствующею.

Миланский эдикт - знаменитый документ, даровавший свободу вероисповедания христианам и возвращавший им все конфискованные церкви и церковное имущество. Был составлен императорами Константином и Ликинием в 313 году.

Миланский эдикт явился важным шагом на пути превращения христианства в официальную религию империи. Этот эдикт был продолжением Никомедийского эдикта от 311 года, выпущенного императором Галерием. Однако, если Никомедийский эдикт легализовал христианство и разрешал отправление обрядов при условии, что христиане будут молиться о благополучии республики и императора, Миланский эдикт пошёл ещё дальше.

В соответствии с этим эдиктом все религии уравнивались в правах, таким образом, традиционное римское язычество теряло роль официальной религии. Эдикт особенно выделяет христиан и предусматривает возвращение христианам и христианским общинам всей собственности, которая была у них отнята во время гонений. Эдикт также предусматривает компенсацию из казны тем, кто вступил во владение собственностью, ранее принадлежавшей христианам и был вынужден вернуть эту собственность прежним владельцам.

Прекращение гонений и признание свободы культа было начальным этапом коренного изменения в положении Христианской Церкви. Император, не принимая сам христианства, склонялся, однако, к христианству и в числе ближайших людей держал епископов. Отсюда целый ряд льгот для представителей христианских общин, членов клира и даже для храмовых зданий. Он предпринимает целый ряд мер в пользу Церкви: делает Церкви щедрые денежные и земельные пожертвования, освобождает клириков от общественных обязанностей с тем, «чтобы они служили Богу со всей ревностью, поскольку это принесет много пользы и делам общественным», делает воскресенье выходным днем, уничтожает мучительную и позорную казнь на кресте, принимает меры против выбрасывания родившихся детей и т.д. А в 323 году появился указ запрещающий принуждать христиан к участию в языческих празднествах. Таким образом, христианские общины и их представители заняли совершенно новое положение в государстве. Христианство стало привилегированной религией.

Под личным руководством императора Константина в Константинополе (ныне Стамбул) был построен символ утверждения христианской веры - Собор Святой Софии Премудрости Бо-жией (с 324 по 337 гг). Храм этот, впоследствии много раз пе-рестраивавшийся, до наших дней сохранил не только следы архитектурного и религиоз-ного величия, но и составил славу императо-ру Константину Великому, первому христиан-скому императору.


Что же повлияло на такое обращение римского императора-язычника? Для ответа на этот вопрос придется вернуться немного назад, ко времени правления императора Диоклетиана.

«Сим победиши!»

В 285 году император Диоклетиан разделил империю на четыре части для удобства управления территорией и утвердил новую систему управления империей, согласно которой у власти находились не один, а сразу четыре правителя (тетрархия) , двое из которых назывались августами (старшими императорами), а двое других цезарями (младшими). Предполагалось, что спустя 20 лет правления августы отрекутся от власти в пользу цезарей, которые, в свою очередь, также должны были назначить себе преемников. В том же году Диоклетиан выбрал себе в соправители Максимиана Геркулия , при этом отдав ему в управление западную часть империи, а себе оставив восток. В 293 году августы выбрали себе преемников. Одним из них и стал отец Константина, Констанций Хлор , бывший тогда префектом Галлии, место другого занял Галерий, ставший впоследствии одним из жесточайших гонителей христиан.


Римская империя периода тетрархии

В 305 году, спустя 20 лет после установления тетрархии, оба августа (Диоклетиан и Максимиан) подали в отставку и Констанций Хлор с Галерием стали полноправными правителями империи (первый на западе, а второй на востоке). К этому моменту Констанций был уже очень слаб здоровьем и его соправитель надеялся на его скорую смерть. Его сын Константин, находился в этот момент, практически на правах заложника у Галерия, в столице восточной империи Никомедии. Галерий не желал отпускать Константина к отцу, так как боялся, что воины объявят его августом (императором). Но Константину чудом удалось сбежать из плена и добраться к смертному одру своего отца, после смерти которого в 306 году армия провозгласила Константина своим императором. Волей-неволей Галерию пришлось смириться с этим.

Период тетрархии

Запад Римской империи

Восток Римской империи

август - Максимиан Геркул

август - Диоклетиан

цезарь - Констанций Хлор

цезарь - Галерий

с 305 года

август - Констанций Хлор

август - Галерий

цезарь - Север, затем Максенций

цезарь - Максимин Даза

с 312 года

с 313 года

август - Константин
единовластное правление

август - Ликиний
единовластное правление

В 306 году в Риме случилось восстание, в ходе которого Максенций , сын отрёкшегося Максимиана Геркулия, пришёл к власти. Император Галерий пытался подавить восстание, однако ничего не смог сделать. В 308 году он объявил августом Запада Ликиния . В этом же году цезарь Максимин Даза объявил себя августом, и Галерию пришлось присвоить Константину такой же титул (так как до этого они оба были цезарями). Таким образом в 308 году империя оказалась под властью сразу 5 полноправных правителей, каждый из которых не подчинялся другому.

Укрепившись в Риме, узурпатор Максенций предался жестокости и распутству. Порочный и праздный, он задавливал народ непосильными налогами, доходы от которых тратил на пышные празднества и грандиозные строительства. Однако он обладал большим войском, состоящим из гвардии преторианцев, а также мавров и италиков. К 312 году его власть выродилась в жестокую тиранию.

После смерти в 311 году главного императора-августа Галерия, Максимин Даза сближается с Максенцием, а у Константина завязывается дружба с Ликинием. Столкновение между правителями становится неизбежно. Мотивы для него на первых порах могли быть только политические. Максенций уже задумывал поход против Константина, но весной 312 года Константин первым двинул свои войска против Максенция, чтобы освободить город Рим от тирана и покончить с двоевластием. Задуманный по политическим соображениям, поход вскоре принимает религиозный характер. По тем или иным расчетам, Константин мог взять в поход против Максенция только 25 000 войска, четвертую приблизительно часть всей своей армии. Между тем у Максенция, сидевшего в Риме, было войска в несколько раз больше — 170 000 пехоты и 18 000 конницы. По человеческим соображениям, задуманный при таком соотношении сил и положении полководцев поход казался страшною авантюрою, прямо безумием. Тем более, если к этому прибавить значение Рима в глазах язычников и уже одержанные Максенцием победы, например, над Ликинием.

Константин по природе был религиозен. Он постоянно размышлял о Боге и во всех своих начинаниях искал помощи Божьей. Но языческие боги уже отказали ему в своем благоволении через принесенные им жертвы. Оставался один христианский Бог. Он начал призывать Его, просить и умолять. К этому-то времени и относится чудесное видение Константина. Царь получил удивительнейшее послание от Бога — знамение. По словам самого Константина, к нему во сне явился Христос, который повелел начертать на щитах и знамёнах своего войска небесное знамение Божье, а на следующий день Константин увидел в небе видение креста, который представлял подобие буквы X, пересеченной вертикальной линией, верхний конец которой был изогнут, в виде Р: Р.Х. , и услышал голос, говорящий: «Сим победиши!» .


Это зрелище объяло ужасом, как его самого, так и все войско, которое следовало за ним и продолжало созерцать явившееся чудо.

Хоругвь - знамя Христово, знамя Церкви. Хоругви введены святым равноапостольным Константином Великим, который заменил на воинских знаменах орла крестом, а изображение императора монограммой Христа. Эта воинская хоругвь, известная первоначально под именем лабарума , сделалась потом достоянием Церкви как знамя победы ее над диаволом, лютым врагом ее, и смертью.

Битва произошла 28 октября 312 г. на Мильвийском мосту . Когда войска Константина стояли уже у самого города Рима, войска Максенция обратились в бегство, а сам он, поддавшись страху, бросился к разрушенному мосту и утонул в Тибре. Поражение Максенция, вопреки всем стратегическим соображениям, казалось невероятным. Слышали ли язычники рассказ о чудесных знамениях Константина, но только и они рассказывали о чуде победы над Максенцием.

Битва на Мильвийском мосту в 312 году н.э.

Через несколько лет, в 315 году, сенат воздвиг в честь Константина арку, ибо он "внушением Божества и величием Духа освободил государство от тирана". На самом людном месте города воздвигли ему статую, с спасительным знамением креста в правой руке.

Через год, после победы над Максенцием, Константин и вступивший с ним в соглашение Ликиний сошлись в Милане и, обсудив положение дел в Империи, издали интереснейший документ, который называется Миланским эдиктом.

Значение Миланского эдикта в истории христианства невозможно переоценить. Впервые после почти 300 лет гонений христиане получили право на легальное существование и открытое исповедание своей веры. Если раньше они были изгоями общества, то теперь они могли участвовать в общественной жизни, занимать государственные посты. Церковь получила право на приобретение недвижимости, строительство храмов, благотворительную и просветительскую деятельность. Изменение положения Церкви было столь радикальным, что Церковь навсегда сохранила благодарную память о Константине, провозгласив его святым и равноапостольным.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Гонения христиан в Римской империи - Причины и мотивы трехвековых Гонения христиан в Римской империи на христиан со стороны Римской империи сложны и разнообразны. С точки зрения римского государства, христиане были оскорбители величества (majestatis rei), отступники от государственных божеств (άθεοι, sacrilegi), последователи запрещенной законом магии (magi, malefici), и недозволенной законом религии (religio nova, peregrina et illicita). е обвинялись в оскорблении величества как потому, что они для своего богослужения собирались тайно и ночью, составляя недозволенные собрания (участие в "collegium illicitum" или в "coetus nocturni" приравнивалось к бунту), так и потому, что они отказывались чтить императорские изображения возлияниями и курениями. Отступничество от государственных божеств (sacrilegium) также считалось одною из форм оскорбления величества. Чудесные исцеления и существовавший в первобытной Церкви институт заклинателей язычники считали делом запрещенной законом магии. Они думали, что Иисус оставил своим последователям магические книги, в которых изложен секрет изгнания демонов и исцелений. Поэтому свящ. книги христиан были предметом тщательных розысков со стороны языческих властей, особенно во время Гонения христиан в Римской империи а. Магические сочинения и сами волшебники законом были присуждаемы к сожжению, а соучастники преступления были распинаемы или умирали в цирке. Что касается до religiones peregrinae, то они были запрещены уже законами XII таблиц: по законам империи за принадлежность к чуждой религии люди высшего сословия подлежали изгнанию, а низшего - смертной казни. являлось притом полным отрицанием всего языческого строя: религии, государства, быта, нравов, общественной и семейной жизни. н для язычника был "враг" в самом широком смысле этого слова: hostis publicus deorum, imperatorum, legum, morum, naturae totius inimicus etc. ы, правители и законодатели видели в христианах заговорщиков и мятежников, колеблющих все основы жизни государственной и общественной. Жрецы и прочие служители языческой религии естественно должны были враждовать против христиан и возбуждать вражду к ним. Люди образованные, не верующие в древних богов, но почитающие науку, искусство, всю греко-римскую культуру, видели в распространении христианства - этого, с их точки зрения, дикого восточного суеверия - великую опасность для цивилизации. Необразованная чернь, слепо привязанная к идолам, языческим праздникам и обрядам, с фанатизмом преследовала "безбожников". При таком настроении языческого общества о христианах могли распространяться самые нелепые слухи, находить веру и возбуждать новую вражду к христианам. Все языческое общество с особенным усердием помогало выполнению кары закона над теми, которых оно считало врагами общества и даже обвиняло в ненависти ко всему человеческому роду.

Принято с древних времен считать десять Гонения христиан в Римской империи на христиан, именно со стороны императоров: Нерона, а, Траяна, М. , С. Севера, а, Деция, Вале p иана, а и Диоклетиана. Такой счет - искусственный, основанный на числе казней египетских или рогов, воюющих против агнца в е (Апок. 17, 12). Он не соответствует фактам и плохо объясняет события. Общих, повсеместных систематических Гонения христиан в Римской империи было меньше десяти, а частных, местных и случайных - несравненно больше. Гонения христиан в Римской империи не имели одинаковой свирепости всегда и во всех местах. Самые преступления, взводимые на христиан, напр. sacrilegium, могли быть наказываемы строже или мягче, по усмотрению судьи. Лучшие императоры, как Траян, М. Аврелий, Деций и Диоклетиан, преследовали христиан, потому что для них важно было охранение основ государственной и общественной жизни. Недостойные императоры, как Коммод, и , были снисходительны к христианам, конечно, не по сочувствию, а по совершенному нерадению о делах государственных. Часто само общество начинало против христиан и побуждало к этому правителей. Это особенно проявлялось во время общественных бедствий. В Северной Африке составилась пословица: "нет дождя, следовательно, виноваты христиане". Как только случалось наводнение, засуха или эпидемия, фанатическая толпа кричала: "сhri stianos ad leones"! В гонениях, которых принадлежала императорам, иногда на первом плане были мотивы политические - непочтение к императорам и противогосударственные стремления, иногда мотивы чисто религиозные - отрицание богов и принадлежность к недозволенной религии. Впрочем, политика и религия никогда не могли быть разъединены вполне, потому что религия рассматривалась в Риме как дело государственное.

Римское сначала не знало христиан: оно считало их иудейскою сектою. В этом качестве христиане пользовались ю и в то же время были так же презираемы, как иудеи. Первым Гонения христиан в Римской империи считается предпринятое Нероном (64); но оно не было собственно преследованием за веру и, кажется, не распространялось за пределы Рима. Тиран хотел за пожар Рима, в котором народное мнение обвиняло его самого, наказать тех, которые в глазах народа были способны на постыдное дело. Вследствие этого произошло известное бесчеловечное истребление христиан в Риме. С тех пор христиане почувствовали полное отвращение к Римскому государству, что видно из апокалиптического описания великого а, жены, опьяненной кровью мучеников. Нерон в глазах христиан был антихристом, который еще раз явится для борьбы против народа Божия, а - царством демонов, которое в скором времени уничтожится совершенно с пришествием Христа и основанием благодатного царства Мессии. При Нероне в Риме пострадали, по древнецерковному преданию, апостолы Павел и Петр. Второе гонение относят к импер. Домициану (81-96); но оно не было систематическим и повсеместным. Было несколько казней в Риме, по малоизвестным причинам; из ы представлены были в Рим родственники Христа по плоти, потомки Давида, в невинности которых, впрочем, убедился сам император и дозволил им возвратиться беспрепятственно на родину. - Впервые Римское государство начало действовать против христиан как против определенного общества, подозрительного в политическом отношении, при импер. Траяне (98-117), который на запрос Плиния Младшего, правителя Вифинии, указал, как должны власти поступать с христианами. По донесению Плиния, за христианами не было замечено никаких преступлений политических, кроме разве суеверия грубого и упорства непобедимого (не хотели перед императорскими изображениями делать возлияний и курений). Ввиду этого император определил не разыскивать христиан и не принимать против них анонимных доносов; но, если их будут обвинять законным образом и по расследовании они окажутся упорными в своем суеверии, подвергать их смертной казни. Этого определения относительно христиан держались и ближайшие преемники Траяна. Но число христиан быстро умножалось, и уже в некоторых местах начинали пустеть языческие храмы. Многочисленное и везде распространенное тайное общество Христа не могло уже более быть терпимо со стороны правительства, как иудейская секта: оно являлось, в его глазах, опасным не только для государственной религии, но и для гражданского порядка. Несправедливо приписывают импер. Адриану (117-138) и у Пию (138-160) эдикты, благосклонные христианам. При них оставалось во всей силе постановление Траяна. Но преследования их времени могли казаться незначительными сравнительно с тем, что испытали христиане в последние годы правления М. Аврелия (161-180). М. Аврелий презирал христиан, как философ-стоик, и ненавидел их, как правитель, заботящийся о благосостоянии государства. Поэтому он предписал разыскивать христиан и определил пытать и мучить их, чтобы отвратить от суеверия и упорства; остававшиеся твердыми подвергались смертной казни. Гонение одновременно свирепствовало в различных частях империи: в Галлии, Греции, на Востоке. Мы имеем обстоятельные сведения о преследовании христиан в это время в галльских городах Лионе и Вьене. При М. Аврелии в Риме пострадал св. Иустин философ, апологет христианства, в Лионе - Пофин, 90-летний старец, епископ; твердостью в перенесении мучений и героическою смертью прославились девица Блондина и 15-летний юноша Понтик. По улицам Лиона кучами лежали тела мучеников, которые потом сожгли и пепел бросили в Рону. Преемник М. Аврелия, Коммод (180-192), восстановил более милостивое для христиан Траяна. С. Север до 202 г. был сравнительно благосклонен к христианам, но с этого года вспыхнули жестокие гонения в различных частях империи; с особенною силою они свирепствовали в Египте и в Африке; здесь особенным героизмом мученичества прославились две молодые женщины, Перепетуя и . Религиозный имп. Гелиогабала (218-222) и Ал. Севера (222-235) побуждал их благосклонно относиться к христианам. В короткое царствование Максимина (235-238) и нерасположение императора, и фанатизм черни, возбужденной против христиан разными бедствиями, были причиною жестоких преследований во многих провинциях. При преемниках Максимина и особенно при Филиппе Аравитянине (244-249) христиане пользовались такою снисходительностью, что последнего даже считали самого христианином. Со вступлением на престол Деция (249-251) разразилось над христианами такое гонение, которое по систематичности и жестокости превосходило все предшествовавшие, даже гонение М. Аврелия. Император, заботясь о старой религии и о сохранении всех древних государственных порядков, сам руководил гонением; провинциальным начальникам были даны обстоятельные на этот счет инструкции. Было обращено серьезное внимание на то, чтобы никто из христиан не укрылся от розысков; число казненных было чрезвычайно велико. украсилась многими славными мучениками; но много было и отпадших, особенно потому, что предшествовавший долгий период спокойствия усыпил у некоторых героизм мученичества. При е (253-260), в начале правления снисходительном к христианам, им пришлось вновь вытерпеть жестокое преследование. Чтобы расстроить общество, правительство обращало теперь особенное внимание на христиан из привилегированных сословий и прежде всего на предстоятелей и руководителей христианского общества, епископов. В е пострадал еп. , в Риме папа Сикст II и диакон его , герой между мучениками. Сын (260-268) прекратил гонение, и христиане около 40 лет пользовались религиозною свободой - до эдикта, изданного в 303 г. императором Диоклетианом. Диоклетиан (284-305) сначала не предпринимал ничего против христиан; некоторые христиане занимали даже видные места в войске и в правительстве. Перемену в настроении императора некоторые приписывали соправителю его Галерию (см.). При съезде их в и был издан эдикт, в котором предписывалось христианские собрания запретить, церкви разрушить, священные книги отобрать и сжечь, христиан лишить всех должностей и прав. Гонение началось с того, что разрушили великолепный храм никомидийских христиан. Вскоре после этого случился пожар в императорском дворце. В этом обвинили христиан; явился второй эдикт, гонение запылало с особенною силою в разных областях империи, кроме Галлии, и и Испании, где управлял благосклонный к христианам . В 305 г., когда Диоклетиан отказался от правления, соправителем Галерия сделался Максимин, ярый враг христиан. Страдания христиан и многочисленные примеры мученичества нашли красноречивого описателя в Евсевии, еписк. ском. В 311 г., незадолго перед смертью, прекратил гонение и требовал от христиан молитв за империю и императора. Максимин, управлявший азиатским м, и после смерти Галерия продолжал преследовать христиан. Мало-помалу, однако, крепло убеждение в невозможности достигнуть уничтожения христианства. За первым эдиктом веротерпимости, изданным при Галерии, последовали в 312 и 313 гг. второй и третий эдикты в том же духе, изданные м вместе с Лицинием. По Миланскому эдикту 313 г. христиане получили полную свободу в исповедании своей веры; им были возвращены их храмы и все конфискованные прежде имущества. Со времен христианство пользовалось правами и ми господствующей религии в Римской империи, за м кратковременной языческой реакции при императоре Юлиане (361-363).

Литература: Le Blant, "Les bases juridiques des poursuites dirigées contre les martyrs" (в "Comptes rendus de l"academ. des inscript.", П., 1868); Keim, "Rom u. d. Christenthum" (1881); Aubé, "Hist. des perséc. de l"église" (некоторые статьи отсюда были переведены в "Православном обозрении" и в "Страннике"); Uhlhorn, "Der Kampf des Christenthums mit dem Heidenthum" (1886); Бердников, "Государственное положение религии в Римской империи" (1881, Казань); , "Отношение Римского государства к религии до Константина Великого" (Киев, 1876); А. , "Эпоха гонений на христиан и проч." (Москва, 1885).

Почему Римская империя преследовала (до определенного момента) христиан?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Св. апостол Павел говорит: все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь (2Тим.3:12-13). Таков удел всех, для кого Евангелие является руководством к жизни. Гонениями здесь названы не только преследования со стороны антихристианской власти, но и искушения, скорби и печали, которым подвергаются люди благочестивые. Обращаясь к Своим ученикам Спаситель сказал: Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин.15:19).

Гонение на последователей Иисуса Христа начались с первых дней христианства. Начало положили слепые вожди иудейского народа, но позже на первенствующую Церковь обрушилась вся мощь Римского государства. Исследователи указывают главные причины преследований со стороны Рима: государственные, религиозные и нравственные.

1.Языческая идея государства предполагала всю полноту права власти распоряжаться общественной жизнью граждан, включая также и религиозную жизнь. Религия была частью государственного строя. Все римские императоры, начиная от Августа, имели титул Pontifex maximus (верховный жрец). Христианство признавало права государства во всех сферах жизни, кроме области веры. Это с афористической лаконичностью Иисус Христос сказал искушавшим Его: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф.22:21). В сознании римлян высшей ценностью было государство. Христианство же провозгласило высшим благом Царствие Небесное. Римские власти считали существование христиан несовместимым с принципами универсального господства государственного начала во всех сферах жизни.

2. Религиозная политика римской власти отличалось терпимостью. Покоряя всё новые народы, Рим сохранял их культы и даже защищал их законодательно. Это было нетрудно в отношении язычества. Но даже официальная религия Израиля пользовалась покровительством. Такая политика Рима была направлена на достижение стабильности и прочности обширной империи. Согласно римскому праву все культы и верования покоренных народов были religiones licitae (дозволенные религии). Только христианству не нашлось места в этой религиозно-правовой системе. Оно оказалось вне закона. Положение усугублялось борьбой иудаизма с новозаветной религией. Римские власти, преследуя «незаконную» религию, как бы защищали права узаконенной им религии иудеев.

Римское государство преследовало христиан не только в силу вышеуказанных причин. Сам характер христианства с проповедью поклонения Богу в духе и истине (Ин.4:23) был глубоко чужд религии римлян. У христиан не было ни жертвоприношений, ни традиционных форм культа. Все это представлялось римской власти непонятным, неестественным и опасным. Это отношение нарастало по мере изумительных успехов христианства во всем Средиземноморье. Христиане были даже при императорском дворе. Св. апостол заканчивает Послание: Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома (Фил.4:22). Видные представители языческого мира в лице христианства не могли не почувствовать смертельную опасность, грозившую язычеству, потерявшему к этому времени жизненную силу.

3. Новозаветня религия во всей её нравственной чистоте и возвышенности явилась укором и обличением римского общества, которое находилось в состоянии нравственного упадка. Честь, долг, доблесть, личное достоинство, мужество оставались традиционными понятиями, на которых воспитывался римлянин. Но желание удовольствий, себялюбие, расслабленность, распущенность, корыстолюбие уже давно изнутри источили нравственный организм. Супружеская неверность, частые разводы, блуд были распространены в обществе: от членов императорской семьи до простого римлянина, жившего на Авентинском холме. В эту эпоху люди часто прибегали к самоубийству. Вскрывали вены или принимали яд. Для всех больных обществ характерно распространение любостяжания и блуда. Корыстолюбие овладевает сознанием независимо от состояния. Богатый или бедный, высокопоставленный или подчиненный, знатный или безвестный – все были заражены этим недугом. Не так жили христиане. Нравственным законом для них было Слово Божие: Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное. А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым (Еф.5:1-3).

Гонения шли волнообразно. Исследователи насчитывают десять периодов: 64 г. (Нерон), 95-96 гг. (Домициан), 98-117 гг. (Траян), 177 г. (Марк Аврелий), 202 -211 гг. (Септимий Север), 250-252 гг. (Декий и Галл), 257-259 гг. (Валериан), 270-275 гг. (Аврелиан), 303-311 гг. (Диоклетиан), 311-313 гг. (Максимиан). Миланский эдикт (313г.) св. равноапостольного Константина Великого дал христианам мир и знаменовал победу.

Гонения христиан в Римской империи - Причины и мотивы трехвековых Г. на христиан со стороны Римской империи сложны и разнообразны. С точки зрения римского государства, христиане были оскорбители величества (majestatis rei), отступники от государственных божеств (άθεοι, sacrilegi), последователи запрещенной законом магии (magi, malefici), исповедники недозволенной законом религии (religio nova, peregrina et illicita). Христиане обвинялись в оскорблении величества как потому, что они для своего богослужения собирались тайно и ночью, составляя недозволенные собрания (участие в "collegium illicitum" или в "coetus nocturni" приравнивалось к бунту), так и потому, что они отказывались чтить императорские изображения возлияниями и курениями. Отступничество от государственных божеств (sacrilegium) также считалось одною из форм оскорбления величества. Чудесные исцеления и существовавший в первобытной Церкви институт заклинателей язычники считали делом запрещенной законом магии. Они думали, что Иисус оставил своим последователям магические книги, в которых изложен секрет изгнания демонов и исцелений. Поэтому свящ. книги христиан были предметом тщательных розысков со стороны языческих властей, особенно во время Г. Диоклетиана. Магические сочинения и сами волшебники законом были присуждаемы к сожжению, а соучастники преступления были распинаемы или умирали в цирке. Что касается до religiones peregrinae, то они были запрещены уже законами XII таблиц: по законам империи за принадлежность к чуждой религии люди высшего сословия подлежали изгнанию, а низшего - смертной казни. Христианство являлось притом полным отрицанием всего языческого строя: религии, государства, быта, нравов, общественной и семейной жизни. Христианин для язычника был "враг" в самом широком смысле этого слова: hostis publicus deorum, imperatorum, legum, morum, naturae totius inimicus etc. Императоры, правители и законодатели видели в христианах заговорщиков и мятежников, колеблющих все основы жизни государственной и общественной. Жрецы и прочие служители языческой религии естественно должны были враждовать против христиан и возбуждать вражду к ним. Люди образованные, не верующие в древних богов, но почитающие науку, искусство, всю греко-римскую культуру, видели в распространении христианства - этого, с их точки зрения, дикого восточного суеверия - великую опасность для цивилизации. Необразованная чернь, слепо привязанная к идолам, языческим праздникам и обрядам, с фанатизмом преследовала "безбожников". При таком настроении языческого общества о христианах могли распространяться самые нелепые слухи, находить веру и возбуждать новую вражду к христианам. Все языческое общество с особенным усердием помогало выполнению кары закона над теми, которых оно считало врагами общества и даже обвиняло в ненависти ко всему человеческому роду.

Принято с древних времен считать десять Г. на христиан, именно со стороны императоров: Нерона, Домициана, Траяна, М. Аврелия , С. Севера, Максимина, Деция, Вале p иана, Аврелиана и Диоклетиана. Такой счет - искусственный, основанный на числе казней египетских или рогов, воюющих против агнца в Апокалипсисе (Апок. 17, 12). Он не соответствует фактам и плохо объясняет события. Общих, повсеместных систематических Г. было меньше десяти, а частных, местных и случайных - несравненно больше. Г. не имели одинаковой свирепости всегда и во всех местах. Самые преступления, взводимые на христиан, напр. sacrilegium, могли быть наказываемы строже или мягче, по усмотрению судьи. Лучшие императоры, как Траян, М. Аврелий, Деций и Диоклетиан, преследовали христиан, потому что для них важно было охранение основ государственной и общественной жизни. Недостойные императоры, как Коммод , Каракалла и Гелиогабал , были снисходительны к христианам, конечно, не по сочувствию, а по совершенному нерадению о делах государственных. Часто само общество начинало преследование против христиан и побуждало к этому правителей. Это особенно проявлялось во время общественных бедствий. В Северной Африке составилась пословица: "нет дождя, следовательно, виноваты христиане". Как только случалось наводнение, засуха или эпидемия, фанатическая толпа кричала: "сhri stianos ad leones"! В гонениях, инициатива которых принадлежала императорам, иногда на первом плане были мотивы политические - непочтение к императорам и противогосударственные стремления, иногда мотивы чисто религиозные - отрицание богов и принадлежность к недозволенной религии. Впрочем, политика и религия никогда не могли быть разъединены вполне, потому что религия рассматривалась в Риме как дело государственное.

Римское правительство сначала не знало христиан: оно считало их иудейскою сектою. В этом качестве христиане пользовались терпимостью и в то же время были так же презираемы, как иудеи. Первым Г. считается предпринятое Нероном (64); но оно не было собственно преследованием за веру и, кажется, не распространялось за пределы Рима . Тиран хотел за пожар Рима, в котором народное мнение обвиняло его самого, наказать тех, которые в глазах народа были способны на постыдное дело. Вследствие этого произошло известное бесчеловечное истребление христиан в Риме. С тех пор христиане почувствовали полное отвращение к Римскому государству, что видно из апокалиптического описания великого Вавилона, жены, опьяненной кровью мучеников. Нерон в глазах христиан был антихристом, который еще раз явится для борьбы против народа Божия, а Римская империя - царством демонов, которое в скором времени уничтожится совершенно с пришествием Христа и основанием благодатного царства Мессии. При Нероне в Риме пострадали, по древнецерковному преданию, апостолы Павел и Петр. Второе гонение относят к импер. Домициану (81-96); но оно не было систематическим и повсеместным. Было несколько казней в Риме, по малоизвестным причинам; из Палестины представлены были в Рим родственники Христа по плоти, потомки Давида, в невинности которых, впрочем, убедился сам император и дозволил им возвратиться беспрепятственно на родину. - Впервые Римское государство начало действовать против христиан как против определенного общества, подозрительного в политическом отношении, при импер. Траяне (98-117), который на запрос Плиния Младшего, правителя Вифинии, указал, как должны власти поступать с христианами. По донесению Плиния, за христианами не было замечено никаких преступлений политических, кроме разве суеверия грубого и упорства непобедимого (не хотели перед императорскими изображениями делать возлияний и курений). Ввиду этого император определил не разыскивать христиан и не принимать против них анонимных доносов; но, если их будут обвинять законным образом и по расследовании они окажутся упорными в своем суеверии, подвергать их смертной казни. Этого определения относительно христиан держались и ближайшие преемники Траяна. Но число христиан быстро умножалось, и уже в некоторых местах начинали пустеть языческие храмы. Многочисленное и везде распространенное тайное общество Христа не могло уже более быть терпимо со стороны правительства, как иудейская секта: оно являлось, в его глазах, опасным не только для государственной религии, но и для гражданского порядка. Несправедливо приписывают импер. Адриану (117-138) и Антонину Пию (138-160) эдикты, благосклонные христианам. При них оставалось во всей силе постановление Траяна. Но преследования их времени могли казаться незначительными сравнительно с тем, что испытали христиане в последние годы правления М. Аврелия (161-180). М. Аврелий презирал христиан, как философ-стоик, и ненавидел их, как правитель, заботящийся о благосостоянии государства. Поэтому он предписал разыскивать христиан и определил пытать и мучить их, чтобы отвратить от суеверия и упорства; остававшиеся твердыми подвергались смертной казни. Гонение одновременно свирепствовало в различных частях империи: в Галлии, Греции, на Востоке. Мы имеем обстоятельные сведения о преследовании христиан в это время в галльских городах Лионе и Вьене. При М. Аврелии в Риме пострадал св. Иустин философ, апологет христианства, в Лионе - Пофин, 90-летний старец, епископ; твердостью в перенесении мучений и героическою смертью прославились девица Блондина и 15-летний юноша Понтик. По улицам Лиона кучами лежали тела мучеников, которые потом сожгли и пепел бросили в Рону . Преемник М. Аврелия, Коммод (180-192), восстановил более милостивое для христиан законодательство Траяна. С. Север до 202 г. был сравнительно благосклонен к христианам, но с этого года вспыхнули жестокие гонения в различных частях империи; с особенною силою они свирепствовали в Египте и в Африке; здесь особенным героизмом мученичества прославились две молодые женщины, Перепетуя и Фелицитата . Религиозный синкретизм имп. Гелиогабала (218-222) и Ал. Севера (222-235) побуждал их благосклонно относиться к христианам. В короткое царствование Максимина (235-238) и нерасположение императора, и фанатизм черни, возбужденной против христиан разными бедствиями, были причиною жестоких преследований во многих провинциях. При преемниках Максимина и особенно при Филиппе Аравитянине (244-249) христиане пользовались такою снисходительностью, что последнего даже считали самого христианином. Со вступлением на престол Деция (249-251) разразилось над христианами такое гонение, которое по систематичности и жестокости превосходило все предшествовавшие, даже гонение М. Аврелия. Император, заботясь о старой религии и о сохранении всех древних государственных порядков, сам руководил гонением; провинциальным начальникам были даны обстоятельные на этот счет инструкции. Было обращено серьезное внимание на то, чтобы никто из христиан не укрылся от розысков; число казненных было чрезвычайно велико. Церковь украсилась многими славными мучениками; но много было и отпадших, особенно потому, что предшествовавший долгий период спокойствия усыпил у некоторых героизм мученичества. При Валериане (253-260), в начале правления снисходительном к христианам, им пришлось вновь вытерпеть жестокое преследование. Чтобы расстроить христианское общество, правительство обращало теперь особенное внимание на христиан из привилегированных сословий и прежде всего на предстоятелей и руководителей христианского общества, епископов. В Карфагене пострадал еп. Киприан, в Риме папа Сикст II и диакон его Лаврентий, герой между мучениками. Сын Валериана Галлиен (260-268) прекратил гонение, и христиане около 40 лет пользовались религиозною свободой - до эдикта, изданного в 303 г. императором Диоклетианом. Диоклетиан (284-305) сначала не предпринимал ничего против христиан; некоторые христиане занимали даже видные места в войске и в правительстве. Перемену в настроении императора некоторые приписывали соправителю его Галерию (см.). При съезде их в Никомидии был издан эдикт, в котором предписывалось христианские собрания запретить, церкви разрушить, священные книги отобрать и сжечь, христиан лишить всех должностей и прав. Гонение началось с того, что разрушили великолепный храм никомидийских христиан. Вскоре после этого случился пожар в императорском дворце. В этом обвинили христиан; явился второй эдикт, гонение запылало с особенною силою в разных областях империи, кроме Галлии, Британии и Испании, где управлял благосклонный к христианам Констанций Хлор . В 305 г., когда Диоклетиан отказался от правления, соправителем Галерия сделался Максимин, ярый враг христиан. Страдания христиан и многочисленные примеры мученичества нашли красноречивого описателя в Евсевии, еписк. Кесарийском. В 311 г., незадолго перед смертью, Галерий прекратил гонение и требовал от христиан молитв за империю и императора. Максимин, управлявший азиатским Востоком, и после смерти Галерия продолжал преследовать христиан. Мало-помалу, однако, крепло убеждение в невозможности достигнуть уничтожения христианства. За первым эдиктом веротерпимости, изданным при Галерии, последовали в 312 и 313 гг. второй и третий эдикты в том же духе, изданные Константином вместе с Лицинием. По Миланскому эдикту 313 г. христиане получили полную свободу в исповедании своей веры; им были возвращены их храмы и все конфискованные прежде имущества. Со времен Константина христианство пользовалось правами и привилегиями господствующей религии в Римской империи, за исключением кратковременной языческой реакции при императоре Юлиане (361-363).

Литература: Le Blant, "Les bases juridiques des poursuites dirigées contre les martyrs" (в "Comptes rendus de l"academ. des inscript.", П., 1868); Keim, "Rom u. d. Christenthum" (1881); Aubé, "Hist. des perséc. de l"église" (некоторые статьи отсюда были переведены в "Православном обозрении" и в "Страннике"); Uhlhorn, "Der Kampf des Christenthums mit dem Heidenthum" (1886); Бердников, "Государственное положение религии в Римской империи" (1881, Казань); Лашкарев, "Отношение Римского государства к религии до Константина Великого" (Киев , 1876); А. Лебедев, "Эпоха гонений на христиан и проч." (Москва, 1885).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Гонения христиан в Римской империи" в других словарях:

    ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ - преследование раннехрист. Церкви в I IV вв. как «незаконного» сообщества, организованное Римским гос вом. Г. периодически возобновлялись и прекращались по различным причинам. История взаимоотношений между Римской империей и христ. общинами на ее… … Православная энциклопедия

    В Римской империи. Причины и мотивы трехвековых Г. на христиан со стороны Римской империи сложны и разнообразны. С точки зрения римского государства, христиане были оскорбители величества (majestatis rei), отступники от государственных божеств… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Гонения на христиан в Риме и Римской империи - – гонений всех считают 10, распределенных на 3 группы: 1 я груп.: при импер. Нероне (54 68 г.) и Домициане (81 96 г.) было 2 гонения: 1) Нерон поджег Рим в угоду своей жестокой мании величия и вину взвел на христиан. В числе мучеников Нерона … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Христианство Портал:Христианство Библия Ветхий Завет · Новый Завет Апокрифы … Википедия

    Для улучшения этой статьи желательно?: Викифицировать статью. Проставить интервики в рамках проекта Интервики. Проверить достоверность указанной в статье информации … Википедия