Административная юрисдикция: понятие, признаки, виды производств. Административная юрисдикция Административное задержание вправе осуществлять

Юрисдикция - это круг полномочий специального органа по осуществлению оценки определенных фактов, разрешению споров и применению санкций, предусмотренных на законодательном уровне. Основным источником в области государственного управления считается специфический спор, который возникает между сторонами. Эти стороны (субъекты административной юрисдикции) требуют урегулирования конфликта при помощи административных правовых норм. Указанные споры возникают только в случаях, когда у одной стороны создается представление о том, что ее интересы и права нарушаются. Обычно в данном случае инициатива исходит от стороны, которая испытывает на себе воздействие властных полномочий.

Административная юрисдикция предусматривает соответствующее производство. Основанием к его началу служит обращение сторон возникших отношений в уполномоченный орган. основываются на индивидуальных делах, которые рассматриваются в судебном порядке.

Административная юрисдикция представляет собой деятельность, установленную законодательными положениями. Эта деятельность осуществляется уполномоченными органами и их должностными лицами. Административная юрисдикция предусматривает разрешение индивидуальных административных дел и применение соответствующих санкций.

Законодательные нормы формируют рамки указанной деятельности. Административно-процессуальные положения, кроме того, служат правоохранительным целям, обеспечивая в сферах госуправления стабильный порядок, осуществляя защиту административно-правового характера. Таким образом, деятельность указанной отрасли включает в себя не только защиту, но и реализацию

Административная юрисдикция обладает исключительным правом, выражающимся в функциях исполнительных органов, чья деятельность осуществляется не столько в судебных, сколько в административных рамках.

При целостном рассмотрении предмета необходимо учесть неодинаковость распространения полноты полномочий. Так, не все исполнительные органы абсолютно уполномочены вести административно-юрисдикционную деятельность. Как правило, их функции связаны с реализацией власти дисциплинарного характера, разрешением гражданских жалоб. При этом правомочия по разрешению дел по применению воздействия закрепляются не за всеми субъектами, имеющими свое или подведомственность.

Предметом рассматриваемых полномочий считается комплекс социальных отношений, которые складываются по ходу разрешения возникающих конфликтов.

Метод, присущий административной юрисдикции, определяется в соответствии с ее предметом. При этом предмет характеризует непосредственно возникающие отношения. Метод же характеризует в данной отрасли волевую сторону, присущую регулятивным свойствам.

Для метода административной юрисдикции характерны некоторые признаки. В частности, к этим признакам относят:

  1. участников.
  2. Факты, инициировавшие спор.
  3. Характер обязанностей и прав.
  4. Защищенность прав участников - субъектов конфликта.

В основе указанного метода лежит анализ и изучение главных закономерностей и свойств рассматриваемой деятельности государства, формирующихся в ее рамках общественных отношений, правовых норм, обеспечивающих регулирование указанных отношений.

Административно-правовой метод наделен рядом особенностей. Конфликты, которые возникают, разрешаются в соответствующем порядке. При этом применяются административные нормы. Кроме того, разрешение ситуации может осуществлять сам участник, вышестоящее лицо. В крайнем случае, административные споры решаются в судебном порядке.

Административная юрисдикция проявляется в рассмотрении и разрешении полномочными исполнительными органами спорных вопросов применения материальных правовых норм. Административная юрисдикция осуществляется, как правило, во внесудебном порядке. Принудительными мерами являются административные либо дисциплинарные взыскания. В своем состязательном выражении административная юрисдикция может осуществляться и в судебном порядке (применение административных взысканий).

Административно-правовой спор- спор возникающий между участниками управленческих отношений в связи со сложившимся у одной стороны этих отношений представлением о том, что ее права и законные интересы нарушаются либо ущемляются действиями второй стороны. Одной из сторон административно-правового спора всегда является тот или иной исполнительный орган (должностное лицо), чьи действия или решения служат предметом конкретного спора. Для административной юрисдикции важнейшим условием разрешения спора о праве административном является обязательная правовая оценка поведения участников спора.

Правовое регулирование административно-процессуальной деятельности наиболее полно осуществлено в отношении производства по делам об административных правонарушениях (КоАП). При характеристике административно-юрисдикционного производства необходимо учесть следующее. Помимо его основного предмета, т.е. административно-правовых споров, имеются достаточные основания для того, чтобы отнести к нему ряд иных действий, осуществляемых исполнительными органами.

Дело в том, что в соответствии с действующим законодательством исполнительные органы (должностные лица), уполномоченные на деятельность правоохранительного характера, в большом масштабе применяют меры административного принуждения, не являющиеся мерами административной или дисциплинарной ответственности. При этом в центре внимания также индивидуальное административное дело, которое нельзя отнести к чисто процедурным, поскольку для них характерно отсутствие применения принудительных средств. Их специфика – отсутствие спора, но по результатам применения соответствующих предупредительных или пресекательных мер возможно его возникновение. Например, принудительное медицинское освидетельствование бесспорно; но лицо, подвергнутое ему, вправе обжаловать подобное действие, что повлечет за собой административно-правовой спор.

Применение такого рода принудительных мер – прерогатива исполнительных органов (должностных лиц).

Таким образом, административная юрисдикция фактически включает в свое содержание процессуальную деятельность по разрешению административно-правовых споров и по применению административно-принудительных мер, не носящих характер административных взысканий.

6. Административное задержание. Под административным задержанием понимается принудительное, как правило, кратковременное ограничение свободы физического лица, совершившего административное правонарушение (ст. 27.3 КоАП).

Срок административного задержания лица включает время фактического нахождения в качестве задержанного с момента доставления для составления протокола и до момента освобождения, не должен превышать три часа. Внутренних дел (милиции), его заместителем на срок, необходимый для рассмотрения дела судьей, который не может превышать двух суток.

При вынесении постановления о назначении административного наказания за нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций судья вправе обязать нарушителя, не являющегося жителем данной местности, покинуть ее. Во исполнение данного предписания судьи эти нарушители могут быть задержаны органами внутренних дел на срок, необходимый для их удаления, но не более 48 часов.

Законодательством некоторым органам исполнительной власти за ряд правонарушений предоставлено право административного задержания на более длительные сроки (например, на срок до 10 суток могут быть задержаны лица, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, до 30 суток - граждане, задержанные в пунктах пропуска через Государственную границу РФ без документов, удостоверяющих личность и гражданство).

В соответствии с Федеральным конституционным законом "О военном положении" от 30 января 2002 г. на территории, на которой введено военное положение, задержание граждан допускается на срок до 30 суток.

Вместе с тем ст. 22 Конституции РФ допускает арест, заключение под стражу и содержание под стражей только по судебному решению. До судебного решения лицо может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

Об административном задержании составляется протокол, который подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае если задержанный отказывается подписать протокол, об этом делается соответствующая запись.

Административное задержание вправе осуществлять:

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) - при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции).

2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел РФ.

3) должностные лица военной автомобильной инспекции - при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований.

4) военнослужащие пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) - при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

6) должностные лица таможенных органов - при выявлении нарушений таможенных правил;

7) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы - при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса.

8) должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ - при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.63 настоящего Кодекса рассматривают эти органы.

9) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, - при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса;

10) судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов - при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 17.3, 17.8, 17.9, 17.14 и 17.15 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда).

7. Административное правонарушение: понятие, признаки.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. (КоАП) в ст. 2.1. определяет: Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Суть понятия административного правонарушения заключается в том, что оно посягает на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления. Общественная вредность и опасность – основной объективный признак правонарушения отграничивающее его от правомерного поведения.

Для правонарушения характерны следующие признаки:

♦ всегда сопряжено с посягательством на приоритеты и ценности общества и государства, ущемляет частные и общественные права и интересы.

♦ является вызовом обществу, пренебрежение тем, что ценно для общества, посягает на условия существования, как общества в целом, так и отдельно взятого гражданина.

♦ как противоправное деяние по своей природе общественно вредно типичностью и распространенностью, имеет массовое проявление.

♦ дезорганизует нормальный ритм жизнедеятельности общества и государства, нарушает порядок государственного управления в обществе.

♦ причиняет вред обществу независимо от осознания данного обстоятельства законодателем. Одновременно с этим противоправное деяние находится в зависимости от законодателя и от него зависит придание правонарушению официальной огласки или его замалчиванию (нецензурная брань).

8.Административное правонарушение: юридический состав.

Для характеристики административных правонарушений важное значение имеет его юридический состав. Это совокупность элементов юридического характера, позволяющая осмыслить его внутреннюю структуру. В качестве таких элементов выступают: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объект административного правонарушения – это то, на что оно посягает, какие общественные отношения оно нарушает. Общий объект определен ст. 1 и 10 КоАП. Главный вывод из ее содержания состоит в том, что таковым объектом являются общественные отношения в сфере государственного управления, охраняемые мерами административной ответственности. Следовательно, объектом административного правонарушения является любое общественное отношение, охраняемое мерами административной ответственности.

Есть и конкретные объекты административных правонарушений. Ст. 166 предусматривает ответственность за нарушение порядка организации и проведения митингов, уличных шествий и т.п.

Это и есть конкретный объект данного правонарушения.

Объективная сторона – противоправное деяние, т.е. действие или бездействие, направленное на объект административного правонарушения, его характер, а также условия его совершения (или не совершения).

Большинство административных правонарушений выражается в действиях. Примером административно наказуемого бездействия можно назвать оставление должностным лицом без рассмотрения частного определения суда (ст. 165 3 КоАП). Ст. 85 КоАП говорит о нарушениях правил охоты без надлежащего разрешения или в запрещенных местах, либо в запрещенные сроки, запрещенными орудиями или способами. Учитывается также неоднократность правонарушения. Статья 88 КоАП предусматривает административную ответственность должностных лиц за неоднократное нарушение правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ в промышленности. Объективная сторона, учитывает повторность совершения правонарушения одним и тем же лицом в течение года.

Субъект – это физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение. Кроме того, выделяются специальные субъекты – должностные лица, военнослужащие, иностранные граждане.

Гражданин РФ может нести ответственность за совершенное им административное правонарушение по достижении к моменту его совершения 16-летнего возраста.

При совершении правонарушения в возрасте от 16 до 18 лет с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о личности к лицу могут быть применены меры по защите прав несовершеннолетних. За правонарушения, совершенные лицами, не достигшими 16-летнего возраста, к административной ответственности могут привлекаться родители и лица, их замещающие, как не обеспечившие их должного поведения.

Юридические лица – государственные и негосударственные, коммерческие и некоммерческие организации. Установлено, что наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности виновное физическое лицо, равно как привлечение к ответственности физического лица не освобождает от ответственности юридическое лицо.

В качестве специальных субъектов должностные лица указываются в соответствующих статьях КоАП. Специально для них предусмотрены, например, следующие составы административных правонарушений: бесхозяйственное использование земель (ст. 50); незаконная выдача лицензии на осуществление деятельности на континентальном шельфе РФ (ст. 56 1); нарушение правил китобойного промысла (ст. 86); выпуск на линию транспортных средств, имеющих неисправности (ст. 123); прием на работу без паспорта (ст. 181)и др.

Военнослужащие и приравненные к ним лица (например, работники органов внутренних дел) несут ответственность за совершенные ими административные правонарушения по дисциплинарным уставам.

Но они могут нести административную ответственность и на общих основаниях за нарушения санитарного законодательства, правил безопасности дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, правил охоты, рыболовства, охраны рыбных запасов. Установлены определенные ограничения и в подобных случаях. К ним не могут применяться некоторые административные взыскания (например, административный арест), а к лицам, проходящим военную службу по призыву, не может применяться административный штраф.

Иностранные граждане (и лица без гражданства) – субъекты административной ответственности на общих основаниях, кроме пользующихся дипломатическим иммунитетом.

Субъективная сторона правонарушения выражается в совершении административного правонарушения умышленно (ст. 11 КоАП) или по неосторожности (ст. 12 КоАП). Имеется в виду та или иная форма виновности.

ЛЕКЦИЯ 10. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ

Виды индивидуальных административных дел и виды административных производств

Виды индивидуальных административных дел:

Дела об административных правонарушениях;

Дела о дисциплинарных проступках;

Дела об обращениях граждан;

Дела о приеме в гражданство РФ;

Дела о возмещении в административном порядке материаль­ного ущерба, причиненного государству, предприятию, учреж­дению, организации;

Дела по исполнению постановлений о наложении админист­ративных взысканий;

Дела, связанные с административным надзором;

Арбитражные дела о спорах в сфере управления и др.

Индивидуальные административные дела объединяются в отдельные виды административных производств:

производство по делам об административных правонаруше­ниях;

дисциплинарное производство;

производство по делам об обращениях граждан;

производство по делам о приеме в гражданство РФ; производство о возмещении в административном материального ущерба, причиненного государству, предприятию, учреждению, организации;

производство по исполнению постановлений о наложении административных наказаний;

производство, связанное с административным надзором;

арбитражное производство о спорах в сфере управления и другие производства.

Одной из сторон административно-процессуальных отношений всегда является судья, орган или уполномоченное должностное лицо, осуществляющие полномочия государственно-властного характера; второй стороной является физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение.

Административная юрисдикция - установленная админи­стративным законодательством деятельность судей, органов, должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об ад­министративных правонарушениях, а также правовое рассмот­рение и разрешение управленческих споров уполномоченными органами, должностными лицами, а в необходимых случаях вос­становление нарушенных прав и применение в административ­но-процессуальном порядке юридических санкций к виновным.

Административная юрисдикция - это, по существу, подведом­ственность рассмотрения дел об административных правонару­шениях, а также рассмотрение и разрешение управленческих споров, в необходимых случаях восстановление нарушенного права и применение к виновным юридических санкций уполно­моченными на то органами в порядке, определенном законода­тельством.

Особое значение имеет административная юрисдикция при реализации правоохранительной деятельности, так как без юрисдикционных полномочий, имеющих государственно-властный характер, исполнительные органы и их должностные лица не в состоянии эффективно осуществлять правоохранительные функции; судебная же юрисдикция в реализации правосудия является основной при осуществлении всех видов судопроизводства.



Оба этих аспекта административного процесса дополняют друг друга. Они имеют сходные черты: 1) в основном внесудебный характер разрешения дел; 2) индивидуальность решения дел; 3) регламентация, как правило, одним нормативно-правовым актом.

Основные черты (признаки) административно-юрисдикционной деятельности

1. Юрисдикционная деятельность, по существу, в своей основе содержит рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях и индивидуальных дел об админист­ративно-правовых спорах в объеме и порядке, определенных административно-процессуальными нормами и административ­ными процедурами.

2. Сторонами административно-правового спора могут быть и органы исполнительной власти.

3. В основе административно-правовых споров, как правило, лежит правовое разрешение уполномоченным органом, должно­стным лицом индивидуально-конкретных споров, которые по своей природе имеют субъективный характер, т.е. одна из сто­рон пытается восстановить или защитить свое субъективное или так называемое мнимое право или ущемленный интерес. В этом случае уполномоченный орган, должностное лицо квалифициру­ют (дают правовую оценку) правовой спор и принимают обяза­тельное для исполнения решение.

4. Правила и порядок рассмотрения и разрешения админис­тративно-правовых, процедурных споров и дел об администра­тивных правонарушениях регламентированы административно-процессуальными нормами.

5. Нормы административного права не только регулируют управленческие отношения, но и создают основу для особых административно-правовых отношений, имеющих на определен­ной стадии отношения равенства сторон, которые потом пере­ходят в стадию неравенства, например заключение админист­ративного договора о контрактной службе.

6. В определенной мере административная юрисдикция как система представляет собой взаимосвязанную и взаимозависи­мую совокупность видов административных производств, обла­дающих некоторой целостностью порядка и последовательнос­ти осуществления стадий производства.

7. Административная юрисдикция (подведомственность) име­ет свои специфические особенности по видам уполномоченных субъектов, ее осуществляющих. В КоАП РФ перечислен 61 субъект, уполномоченный осуществлять функции административной юрисдикции.

Юрисдикционная деятельность, кроме того, осуществляет широкий диапазон правоохранительных функций в различных отраслях права (финансовых, жилищных, земельных, водных трудовых и др.).

Соколов Е.С. Административная юрисдикция: понятие, сущность и содержание / Е.С. Соколов, Ю.П. Высоцкая // Международный журнал гуманитарных и естественных наук – 2017. – №8. – С. 70-

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ: ПОНЯТИЕ,

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

Е.С. Соколов, магистр ант

Ю.П. Высоцкая , магистр ант

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

(Россия, г . Калининград )

Аннотация . В настоящей статье представлены актуальные для науки администр а тивного права вопросы административной юрисдикции. Основное внимание уделено пр о блеме сущности и плюрализма мнений среди отечественных авторов относительно о п ределения административной юрисдикции. Также анализируется содержание (формы) административной юрисдикции по законодательству Российской Федерации. В резул ь тате проведенной работы выделено наиболее актуальное определение понятия «админ и стративная юрисдикция», раскрыты ее сущность и содержание (путем перечисления входящих в нее форм административных производств).

Ключевые слова: административное право, административный деликт, производство по делам об административных правонарушениях, административная юрисдикция, пр а вовое государство, юрисдикционные производства.

Правовое государство является идеал ь ной конструкцией, которая заключается в том, что высшую ценность составляют права и свободы человека и гражданина, признаваемые, соблюдаемые и защища е мые государственным образованием. С о гласно ст. 1 основного закона нашей стр а ны – Конституции Российской Федерации (принятой всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.0 2.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ): Российская Фед е рация (Россия) есть демократическое ф е деративное правовое государство с ре с публиканской формой правления.

Для правового государства характерно четкое регулирование при помощи юрид и ческих норм формирования и порядка, в котором осуществляет свою деятельность «административная ветвь государственной власти». В этом плане административное законодательство и постоянный процесс его совершенствования будет являться о с новным фактором построения правового государства и рычагом развития общес т венных отношений. В объективной реал ь ности нередки случаи нарушений прав и свобод. Подобного рода деяния теорией права именуются как правонарушения. В качестве вида правонарушений выделяют административные правонарушения, кот о рые согласно действующему законод а тельству – Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 95-ФЗ (ред. от 07.03.2017) (далее – КоАП РФ) определяются как пр о тивоправные, виновные действия (безде й ствие) физического или юридического л и ца, за которые законом установлена соо т ветствующая ответственность.

Эффективность защиты общественных отношений ставится в прямую завис и мость от деятельности государства по пр о тиводействию нарушению законов. С да н ной целью государство устанавливает о т ветственность за совершение подобных деяний, создает систему органов админ и стративной юрисдикции (субъектов адм и нистративной юрисдикции). Весомый вклад в данный процесс был внесен КоАП РФ, который был принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года и введен в действие 1 июля 2002. Новый КоАП РФ впервые предоставил субъектам Росси й ской Федерации возможность устанавл и вать региональных субъектов администр а тивной юрисдикции.

Несмотря на то, что административная юрисдикция и ее субъекты являются акт у альными объектами исследований, по п о воду определения данного понятия не ко н чаются распри и споры между исследов а телями. Начало этого процесса следует о т носить послереволюционному периоду (советский период). С начала прошлого века идет нескончаемая дискуссия между учеными. Многие советские ученые и с следовали данное понятие, примером т а ких исследований могут послужить труды: Шергина А.П., Манохина В.М., Застро ж ной О.К., Козлов а Ю.М., Коренева А.П., Лазарева В.В. Труды советской школы принесли не только положительные р е зультаты в вопросе сущности администр а тивной юрисдикции, но и активно повли я ли на правоприменительную практику. Кобзарь-Фролова М.Н. подмечает, что в отличие от фундаментального характера работ советской школы современные и с следователи рассматривая проблемы а д министративной юрисдикции, наибольшее внимание уделяют вопросам администр а тивной ответственности, администрати в ной деликтности , конфликтам отношений (Д.Н. Бахрах , И.И. Веремеенко , И.А. Галаган, А.Е. Лунев, М.В. Костенников , Л.Л. Попов, Б.В. Россинский , М.Я. Саввин , М.С. Студеникина , А.П. Шергин, О.М. Якуба и другие) .

Понятие административной юрисди к ции не имеет определения в действующем законодательстве. Данный факт и вызыв а ет плюрализм мнений в данном аспекте, который опосредуется сложностью иссл е дуемого объекта. Кобзарь-Фролова М.Н. отмечает, что отчасти эту ситуацию во з можно объяснить тем обстоятельством, что административная юрисдикция, как и гражданское и уголовное судопроизводс т во, не формирует правовых норм, а осущ е ствляет их применение в конкретных с и туациях .

Современные исследователи также по-разному рассматривают явление админ и стративную юрисдикцию. Так, В.В. Денисенко понимает под администр а тивной юрисдикцией подведомственность и компетенцию по осуществлению прав о применительной, государственно -властной, квазисудебной деятельности по рассмотрению и разрешению юридических споров и дел об административных прав о нарушениях, осуществляемая государс т венными органами и органами местного самоуправления, включающая в себя юрисдикционные производства . В качестве данных производств автором н а зываются: производство по делам об а д министративных правонарушениях (при наличии административного правонар у шения); производство по жалобам (выд е ляется на основании принятия федерал ь ного закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) « О порядке рассмотрения о б ращений граждан Российской Федер а ции » ); согласительное производство (да н ное производство стало возможно выд е лить по причине принятия Конституции РФ, в ст. 85 которой закреплена возмо ж ность применения согласительных проц е дур Президентом Российской Федерации).

Точку зрения Денисенко В.В. подде р живают Позднышов А.Н. и Миха й лов А.А., которые рассматривают а дмин и стративную юрисдикцию как подведомс т венность и компетенцию по осуществл е нию, а также само осуществление прав о применительной, правоохранительной г о сударственно-властной, квазисудебной деятельности по рассмотрению и разреш е нию юридических споров (конфликтов) и дел об административных правонаруш е ниях государственными органами и орг а нами местного самоуправления . Предполагается, что такая дефиниция не вполне соответствует содержанию данного понятия. Авторами не учтено, что ра с смотрение дел об административных пр а вонарушениях возможно не только кваз и судебными органами, но и судьями. Такой вывод следует из содержания глав 22 и 23 КоАП РФ. Далее Денисенко В.В., Поз д нышов А.Н. и Михайлов А.А. игнорируют тот факт, что количество производств а д министративно-юрисдикционной деятел ь ности указанных в его исследовании не ограничивается производствами, име ю щими ограничительный (принудительный характер).

В данном контексте следует учитывать мнение Пановой И.В., которая включает в содержание административной юрисди к ции, помимо ранее названных, следующие виды производств: исполнительное (де я тельность по исполнению актов с прим е нением мер принуждения); администр а тивно-процессуальное (деятельность по применению мер административно-процессуального принуждения, не явля ю щихся мерами ответственности); дисци п линарное .

Головко В.В. же предлагает понимать административную юрисдикцию в ее ш и роком смысле как установленную законом или иными нормативными правовыми а к тами совокупность полномочий соответс т вующих государственных или муниц и пальных органов регулировать общес т венные отношения, оценивать действия лица или иного субъекта с точки зрения их правомерности, разрешать правовые сп о ры и рассматривать дела об администр а тивных правонарушениях, совершать иные юридически значимые действия, в том числе и позитивного регулятивного хара к тера . Автор также предлагает д о полнить производства, названные ранее, включая в их состав: нормотворческое производство; правонаделительное прои з водство (регистрационное, разрешител ь ное и тому подобное); производство по возмещению причиненного ущерба .

В свою очередь, Минашкин А.В. утве р ждает, что данным понятием следует сч и тать особого рода деятельность органов исполнительной власти и иных уполном о ченных органов по рассмотрению админ и стративных дел, споров и коллизий, а та к же, в случае необходимости, по примен е нию соответствующих юридических сан к ций . Поддерживая Минашк и на А.В., Салищева Н.Г. определяла адм и нистративную юрисдикцию как устано в ленную законодательными актами де я тельность органов государственного управления и должностных лиц по разр е шению индивидуальных администрати в ных дел и применению соответствующих юридических санкций в администрати в ном порядке .

Дополняя предыдущих авторов, Д.Н. Бахрах отмечает, что она (админис т ративная юрисдикция) чаще всего опред е ляется как юрисдикционная деятельность административных органов на основе а д министративно-процессуальных норм .

Некоторые авторы (Р.Э. Байтеряков , Д.В. Карпухин, М.В. Комиссарова) н а стаивают на том, что административную юрисдикцию следует рассматривать как часть исполнительно-распорядительной деятельности исполнительных органов публичной власти, подзаконного, прав о применительного, правоохранительного характера, осуществляемую в рамках т а ких законодательно закрепленных адм и нистративно-ю рисдикционных прои з водств, как:

а) разбирательство споров;

б) применение мер административного принуждения;

в) деятельность по исполнению гос у дарственного принуждения, и выполня ю щая функции охранительную, воспит а тельную, регулятивную .

Таким образом, стоит понимать под а д министративной юрисдикцией устано в ленную законодательством государства совокупность полномочий , соответству ю щих государственных или муниципальных органов регулировать общественные о т ношения, оценивать действия лица или иного субъекта с точки зрения их прав о мерности, разрешать правовые споры и рассматривать дела об административных правонарушениях, совершать иные юр и дически значимые действия, в том числе и позитивного регулятивного характера. В качестве содержания (форм) администр а тивной юрисдикции можно выделить : производство по делам об администрати в ных правонарушениях; производство по жалобам; согласительное производство; исполнительное производство; админис т ративно-процессуальное производство; дисциплинарное производство; норм о творческое производство; правонадел и тельное производство; производство по возмещению причиненного ущерба.

Библиографический список

1. Кобзарь-Фролова, М.Н. К вопросу о понятии и сущности административной юри с дикции / М.Н. Кобзарь-Фролова // Администр ативное и муниципальное право. – 2013. – № 2. – С. 138- 142 .

2. Денисенко, В.В. Административная юрисдикция органов внутренних дел: учебник. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. – 172 с .

3. Позднышов , А.Н. Административная юрисдикция: учебное пособие / А.Н. Позднышов , А.А. Михайл ов – М.: ИМЦ ГУК МВД, 2003. – 137 с . .

4. Панова, И.В. Административ но-процессуальное право России. – М.: Проспект, 2012. – 357 с .

5. Головко, В.В . О понятии и содержании административно-юрисдикционной деятел ь ности органов внутренних дел (полиции) // Административное право и пр оцесс. – 2015. – №12. – С. 4- 13 .

6. Минашкин , А.В. О совершенствовании административного и административного процессуальног о законодательства в Украине // Журнал российского права. – 2001. – № 5. – С. 150 — 153 .

7. Салищева , Н.Г. Гражданин и адми нистративная юрисдикция в СССР. – М.: Юрид . лит ., 1970. – 126 с.

8 . Бахрах , Д.Н. Нужна спе циализация судей, а не судов // Российск ая юстиция. – 2003. – №2. – С. 10- 15 .

9. Административная юрисдикция в фина нсовой сфере: монография / Р.Э. Байтеряков , Д.В. Карпухин, М.В. Ко миссарова и др. / под ред. М . А . Лапиной . – М .: Палеотип , 2015. – 271 с .

ADMINISTRATIVE JURISDICTION: CONCEPT, ESSENCE AND CONTENT

E.S. Sokolov , graduate student

Ju.P . Vysotckaia , graduate student

Immanuel Kant Baltic federal university

(Russia, Kaliningrad)

Abstract. In this article, issues of administrative jurisdiction relevant to the science of admi n istrative law are being investigated. The main attention is paid to the problem of the essence and pluralism of opinions among domestic authors regarding the definition of administrative juri s diction. The content (form) of administrative jurisdiction under the legislation of the Russian Federation is also analyzed. As a result of the work, the most current definition of the term «a d ministrative jurisdiction» is highlighted, its essence and content are revealed (by listing the forms of administrative production included in it).

Keywords: administrative law, administrative delict , proceedings on administrative offenses, administrative jurisdiction, rule of law, jurisdictional proceedings.

2. Производство по жалобам.

1. Понятие и основные черты административной юрисдикции.

Административная юрисдикция может пониматься в широком и узком смысле.

В узком смысле слова административная юрисдикция - это административно-процессуальная деятельность уполномоченных исполнительных органов (должностных лиц), осуществляемая во внесудебном порядке с целью рассмотрения и разрешения возникающих в сфере реализации исполнительной власти административно-правовых споров, правовой оценки поведения их участников и издания по поводу спора юрисдикционного акта, а также применения к виновной стороне в необходимых случаях мер юридической ответственности.

Действующим административным правом закреплен порядок разрешения индивидуальных дел, в основе которых лежит конкретный спор о праве. Два момента при этом необходимо особо подчеркнуть. Это - защита прав и законных интересов граждан - участников административно-правового спора и возможность применения в результате разрешения конкретного спора мер административной или дисциплинарной ответственности.

Наиболее выраженными вариантами административно-юрисдикционных производств являются: производство по делам об административных правонарушениях; дисциплинарное производство; производство по жалобам.

В широком смысле слова административно-юрисдикционное производство не сводиться исключительно к порядку рассмотрения и разрешения спорных ситуаций. Речь идет о специальных полномочиях по применению не ответственности, а иных мер административного принуждения: административно-предупредительных и административно-пресекательных.

Их применение не является формой юридической реакции на административно-правовые споры. Тем не менее они являются административно-принудительными средствами, равно как и применение, например, мер административной ответственности. Их специфика состоит лишь в отсутствии административно-правового спора.

Подобного рода дела далеко не во всех случаях должным образом процессуально оформлены. Но их разрешение является прямой обязанностью соответствующих исполнительных органов (должностных лиц), причем в своем подавляющем большинстве подобные индивидуальные дела возникают по инициативе именно этих органов и лиц. Такого рода действия, прямо затрагивающие законные интересы не только физических, но и юридических лиц, нуждаются в соответствующей процессуальной регламентации.

В практике реализации исполнительной власти непосредственное административное принуждение (без применения мер ответственности) используется достаточно широким кругом исполнительных органов (должностных лиц). В частности, их используют практически все контрольно-надзорные органы (должностные лица), относящиеся к аппарату исполнительной власти.

Процессуальное оформление применения подобных мер принудительного характера осуществляется на различном юридическом уровне. Например, оно имеет место в ряде законодательных актов: антимонопольном, о стандартизации, об экологической экспертизе, в Таможенном кодексе и т. п. Правительством РФ утвержден ряд правил, например: о порядке проведения государственной экологической экспертизы; о государственном ветеринарном надзоре; государственном земельном контроле. Процессуальные нормы такого рода содержатся также в положениях о контрольно-надзорных органах.

Процессуальное регулирование применения административно- предупредительных мер и мер пресечения осуществляется также специальными ведомственными правилами (например, Правила проведения обязательного медицинского освидетельствования; Правила рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства; Порядок проведения государственного контроля и надзора за соблю­дением обязательных требований государственных стандартов; Порядок выдачи предписаний при проведении этого контроля; Инструкция о порядке изъятия должностными лицами Федеральной налоговой службы документов, свидетельствующих о сокрытии доходов).

Равнозначны с ними и процессуальные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях, как-то: доставление; административное задержание физического лица; привод; личный досмотр и досмотр вещей; досмотр транспортных средств; изъятие документов и вещей; отстранение от управления транспортными средствами и медицинское освидетельствование на состояние опьянения и т. п.

Таким образом, сопоставление основных признаков административной юрисдикции с анализом юридических свойств, присущих мерам административного принуждения, дает возможность определить административную юрисдикцию шире, а именно в качестве административно-процессуальной деятельности, осуществляемой во внесудебном либо судебном порядке с целью рассмотрения и разрешения административно-правовых споров и применения мер административного принуждения.

2. Производство по жалобам.

Жалобы всегда связаны с мнением лица о том, что его права или законные интересы нарушены действиями или правовыми актами должностных лиц исполнительных органов. Для установления правомерности либо необоснованности такого рода акций граждан, а также в интересах зашиты их субъективных прав и предусматривается специальное производство. Его предметом является прямо выраженный спор о праве административном.

Конституция РФ предусматривает судебное обжалование решений и действий (или бездействия) исполнительных органов и должностных лиц (ч. 2 ст. 46). Но существует и административный порядок обжалования этих же действий и решений.

Общие правила административного производства по жалобам следующие. Жалобы подаются в исполнительный орган (должностному лицу), к непосредственному ведению которого относится разрешение поставленного гражданином вопроса об оспаривании правомерности действий или решений подчиненного ему (нижестоящего) должностного лица или органа. Запрещается направлять жалобы для разрешения тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы. В некоторых случаях предусматривается обжалование по команде, т. е. через то должностное лицо, чьи действия обжалуются; последний обязан передать ее в вышестоящую инстанцию со своими объяснениями (например, это установлено для военнослужащих). Если жалоба поступила в орган, не компетентный разрешить ее, он обязан в пятидневный срок направить ее компетентному органу с уведомлением об этом гражданина.

Для рассмотрения жалобы установлен месячный срок со дня ее поступления. Если жалоба не требует дополнительной проверки, она должна быть разрешена безотлагательно, но не позднее 15 дней. Для некоторых категорий граждан установлены более короткие сроки разрешения их жалоб (например, жалобы военнослужащих разрешаются в семидневный срок).

Жалоба подлежит проверке, т. е. требуется расследование, изучение содержащихся в ней сведений. При необходимости в дополнительной проверке ее рассмотрение может быть в порядке исключения продлено до двух месяцев. В подобных случаях для проверки изложенных в жалобе фактов может назначаться ответственный работник, который истребует все необходимые для вынесения объективного решения материалы. Решение по жалобе должно быть мотивированным и своевременно сообщаться гражданину.

Если гражданин не согласен с решением по жалобе, т. е. она не удовлетворена, он вправе обжаловать это решение в вышестоящий исполнительный орган или в суд.

Решение по жалобе в пользу заявителя, по общему правилу, влечет за собой отмену или изменение обжалованного действия (решения), а также ответственность должностного лица, чьи действия были признаны в административном или судебном порядке неправомерным.

Нарушение порядка рассмотрения жалоб граждан влечет за собой дисциплинарную ответственность должностных лиц.

3. Дисциплинарное производство.

Здесь суть заключена в применении к лицам, совершившим правонарушение в виде дисциплинарного проступка, предусмотренных нормами права дисциплинарных взысканий. В отношении государственных служащих речь идет о совершении ими служебных проступков (неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по должности).

Дисциплинарное взыскание может быть наложено, как правило, в порядке служебного подчинения, т. е. руководителем, обладающим в отношении подчиненных работников дисциплинарной властью. Налицо, следовательно, специальный субъект применения этой власти.

Производство по наложению дисциплинарных взысканий на служащих регламентировано многими нормативными правовыми актами, что предопределено наличием различных форм государственно-служебных отношений. Кроме того, на государственных служащих распространяются в соответствующих случаях нормы трудового законодательства и правила внутреннего трудового распорядка.

Порядок дисциплинарного производства в обобщенном виде следующий. Взыскание применяется непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске. Днем обнаружения проступка является день, когда должностному лицу, налагающему взыскание, стало об этом известно.

Государственный служащий, совершивший проступок, может быть временно (но не более чем на месяц) отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности.

До применения дисциплинарного взыскания с работника должно быть получено письменное объяснение, а также проводится служебная проверка (расследование) указанных в объяснениях сведений с вынесением заключения по результатам проверки.

Возможно также проведение ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности.

За каждый проступок может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

При наложении взыскания учитываются: характер проступка; обстоятельства, при которых он совершен; прежнее поведение служащего; соответствие степени вины и тяжести совершенного проступка. Не может быть наложено дисциплинарное взыскание за деяния, совершение которых наказуемо в ином порядке.

Дисциплинарное взыскание налагается прямым начальником в устной (замечание, выговор) или письменной форме. Приказ (распоряжение) или постановление о применении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется (сообщается) служащему, подвергнутому взысканию, под расписку.

Дисциплинарное взыскание считается снятым, если в течение года со дня его наложения служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию. Руководитель, применивший взыскание, может снять его досрочно по собственной инициативе, по ходатайству трудового коллектива при условии добросовестного поведения работника.

Приказ (решение) о наложении дисциплинарного взыскания может быть обжалован по команде (административный порядок) или в суд.

4. Задачи и правовые основы организации производства по делам об административных правонарушениях.

Административно-процессуальная деятельность по делам об административных правонарушениях в своих основах регламентируется в общефедеральном масштабе.

К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

а) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе мер по обеспечению производства по такого рода делам;

б) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

В Кодексе об административных правонарушениях закреплены правовые основы, т. е. те исходные позиции, которыми призваны руководствоваться соответствующие органы и должностные лица при рассмотрении конкретных дел. Выражаются они в следующем.

Прежде всего в этом смысле акцент сделан на задачах производства, каковыми являются:

а) своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела;

б) разрешение его в точном соответствии с законодательством;

в) обеспечение исполнения вынесенного постановления;

г) выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

Определены обстоятельства, которые исключают производство по делам об административных правонарушениях.

Установлено, что производство по делу не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

отсутствие события и состава административного правонарушения;

издание акта амнистии, если он устраняет применение административного наказания;

отмена закона, устанавливающего административную ответственность;

истечение к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении установленного законодательством срока давности привлечения к административной ответственности.

Названные обстоятельства относятся как к физическим, так и к юридическим лицам.

Кроме того, установлены обстоятельства, исключающие производство в отношении физических лиц, не достигших на момент совершения противоправных действий (бездействия) 16 лет или совершивших их в состоянии невменяемости или крайней необходимости. К таким обстоятельствам отнесена также смерть физического лица, в отношении которого ведется производство.

Производство ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Оно может вестись также на государственном языке республики, на территории которой находятся уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях органы и должностные лица. Лицу, не владеющему языком, на котором ведется производство, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном (или другом) языке, а также пользоваться услугами переводчика.

Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению.

Исключение составляют случаи, когда это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а также если того требуют интересы обеспечения безопасности участников производства, членов их семей, их близких, наконец - защиты чести и достоинства этих лиц. Решение о закрытом рассмотрении выносится органом (должностным лицом), рассматривающим дело.

Лица, участвующие в производстве, вправе заявить ходатайства, подлежащие обязательному и немедленному рассмотрению. Форма ходатайства письменная. Судья, орган (должностное лицо), в производстве которого находится дело, может отказать в удовлетворении ходатайства.

Для привлечения нарушителей к административной ответственности большое значение имеет определение круга государственных органов (должностных лиц), полномочных рассматривать и решать дела об административных правонарушениях.

В соответствии с действующим законодательством применять нормы права по одному и тому же делу об административном правонарушении могут несколько правоприменительных органов. Нередко дело передается от одного органа к другому, причем каждый из них совершает лишь те правоприменительные действия, которые отнесены к его компетенции.

Так, государственные инспекции и их должностные лица выявляют нарушения, задерживают нарушителей, составляют протоколы о правонарушениях; другие органы (должностные лица), уполномоченные законом, рассматривают эти дела; учреждения банка принимают штрафные суммы; судебные приставы исполняют постановления о назначении административных наказаний и т. д.

В КоАП устанавливается система органов, уполномоченных рас- сматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных действующим законодательством.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, рассматриваются в пределах установленных полномочий:

судьями (мировыми судьями);

федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами, либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

мировыми судьями;

комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Основным субъектом применения мер административной ответственности являются не суды как коллегиальные органы, а судьи (мировые судьи), реализующие свою компетенцию единолично. Компетенция судей определяется Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», а мировых судей - Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации».

Полномочия федеральных органов исполнительной власти по рассмотрению дел об административных правонарушениях определены законодательством Российской Федерации, прежде всего КоАП, а также положениями об указанных органах. В субъектах Российской Федерации полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях устанавливаются законами этих субъектов.

КоАП определены должностные лица, которые вправе рассматривать дела об административных правонарушениях – это:

руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, заместители;

иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные, инспекционные или контрольные функции.

Конкретный перечень должностных лиц, наделенных юрисдикционными полномочиями, устанавливается приказами руководителей федеральных органов исполнительной власти.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, от имени органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассматривают уполномоченные должностные лица данных органов.

Подведомственность дел об административных правонарушениях представляет собой закрепление в КоАП (глава 23), других законодательных актах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации компетенции по рассмотрению дел об административных правонарушениях между органами и должностными лицами, уполномоченными рассматривать такие дела.

При этом необходимо отметить, что в КоАП органы и должностные лица по характеру своих полномочий, касающихся административных правонарушений, подразделяются на две группы.

Органы и должностные лица, входящие в первую группу, полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

Органы и должностные лица, отнесенные ко второй группе, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, т. е. они фактически полномочны возбуждать производство по делам об административных правонарушениях.

Значительное количество административных правонарушений рассматривается судьями судов общей юрисдикции. Судьями рассматриваются самые серьезные дела об административных правонарушениях, влекущие возможность применения, в частности, таких административных наказаний, как административного выдворения, административного ареста, дисквалификаци.

Так, судьями рассматривается большинство административных правонарушений, посягающих на права граждан (глава 5 КоАП). Это, например, нарушение установленного законом порядка подсчета голосов (ст. 5.24); принуждение к участию или отказу от участия в забастовке (ст. 5.40) и ряд других.

В сфере посягательств на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (глава 6) судьям подведомственны такие правонарушения, как: потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (ст. 6.9); занятие проституцией (ст. 6.11) и др.

Судьями также рассматриваются административные правонарушения, содержащиеся и в других главах КоАП: административные правонарушения, посягающие на охрану собственности (глава 7), административные правонарушения в про­мышленности, строительстве и энергетике (глава 9), правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (глава 10), административные правонарушения на транспорте (глава 11), админи­стративные правонарушения в области связи и информации (глава 13), административные правонарушения в области предпринимательской деятельности (глава 14), а также в ряде других областей.

КоАП относит к подсудности судей дела о правонарушениях, влекущих за собой, как правило, такие административные наказания, которые правомочен назначать только судья (например, конфискацию орудия или предмета правонарушения или административный арест).

Говоря о компетенции судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях, необходимо отметить, что судьями районных судов рассматриваются дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, и др. На практике в подавляющем числе случаев дела рассматриваются мировыми судьями.

Кроме того, в соответствии с КоАП к полномочиям судей общей юрисдикции относится также рассмотрение дел об административных правонарушениях, которые могут рассматриваться ими в случаях передачи органом или должностным лицом, к которым поступило данное дело. Составы данных правонарушений определены в ч. 2 ст. 23.1 КоАП. В этих случаях одни и те же составы административных правонарушений относятся и к подсудности судей, и к подведомственности соответствующих органов или должностных лиц.

Передача такого дела на рассмотрение судье объясняется различным объемом административных наказаний, применяемых к правонарушителям - у судей он шире.

Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают:

дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетн ими;

дела о неисполнении родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних (ст. 5.35); о нарушении порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 5.36), а также других административных правонарушениях, по­сягающих на права несовершеннолетних.

Органы внутренних дел (полиция) в соответствии с КоАП рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 23.3. Полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях и назначению административных наказаний согласно КоАП наделены должностные лица органов внутренних дел:

начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений) полиции и их заместители;

начальники линейных управлений (отделов, отделений) полиции на транспорте, их заместители, начальники дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) полиции на транспорте, начальники линейных пунктов полиции;

должностные лица Государственной инспекции безопасности дорожного движения, участковые уполномоченные полиции.

Военные комиссары субъектов Российской Федерации, городов (без районного деления), административных округов, а также военные комиссары объединенных военных комиссариатов рассматривают, в частности, административные правонарушения в виде неисполнения военно-транспортных мобилизационных обязанностей (ст. 19.25), непредставления в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет (ст. 21.1); уклонения от медицинского обследования (ст. 21.6).

Кроме указанных органов, в соответствии с КоАП в пределах установленной компетенции дела об административных правонарушениях рассматривают органы и учреждения уголовно-исполнительной системы; налоговые органы; таможенные органы; органы экспортного контроля; пограничные органы, а также ряд других органов (всего их около восьмидесяти).