Первое собрание кредиторов при банкротстве. Как проходит собрание кредиторов при банкротстве? После чего проводят первое собрание кредиторов

    Как правильно управлять финансами своего бизнеса, если вы не специалист в области финансового анализа - Финансовый анализ

    Финансовый менеджмент - финансовые отношения между суъектами, управление финасами на разных уровнях, управление портфелем ценных бумаг, приемы управления движением финансовых ресурсов - вот далеко не полный перечень предмета "Финансовый менеджмент "

    Поговорим о том, что же такое коучинг ? Одни считают, что это буржуйский брэнд, другие что прорыв с современном бизнессе. Коучинг - это свод правил для удачного ведения бизнесса, а также умение правильно распоряжаться этими правилами

IV. ПЕРВОЕ СОБРАНИЕ КРЕДИТОРОВ

(п. 1 ст. 72)

собранием кредиторов;

управляющего.

в деле о банкротстве;

правовая форма;

приложены:

проводился;

оно подготовлено;

своих прав.

Проведение собрания

кредиторов.

органов. (п. 2 ст. 15)

Это решения по вопросам:

его членов;

управляющего);

ходатайством в арбитражный суд (должно содержать

кредиторов.

в нем кредитора.

кредиторов;

временным управляющим;

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕСТОВ.

банкротстве должника.

управляющих.

Контрольные вопросы Да Нет

кредиторов?

представителей?

включены в повестку?

кредиторов?

собрании кредиторов?

принятие собранием решений?

кредиторов в арбитражный суд?

такой жалобы.

2. Принятие решения о дальнейшем ходе процесса о

банкротстве должника:

РЕЗУЛЬТАТ ТЕСТА

Контрольные вопросы Да Нет

платежеспособности должника?

3. Выбор саморегулируемой организации арбитражных

управляющих:

управляющих.

Контрольные вопросы Да Нет

к арбитражному управляющему?

арбитражных управляющих?

законодательства?

управляющий.

Первое собрание кредиторов можно назвать поворотным моментом

в процессе банкротства, поскольку на нем кредиторы

принимают решение о дальнейшем ходе процесса: может быть

избрана реабилитационная (финансовое оздоровление либо

внешнее управление) либо ликвидационная процедура (конкурсное

производство). Собранием также может быть принято

решение о заключении мирового соглашения.

Если целью кредитора является исключительно взыскание

долгов и ему безразлична судьба предприятия должника, то такому

кредитору необходимо настаивать на скорейшем переходе к

конкурсному производству, поскольку применение к должнику

процедур финансового оздоровления и внешнего управления

лишь отодвинет момент удовлетворения его требований. Кроме

того, практика показывает, что реабилитационные процедуры

крайне редко завершаются восстановлением платёжеспособности

должника, представляя собой лишь способ выиграть время перед

началом конкурсного производства.

и юридическое лицо в прежнем виде и его целью является недопущение

признания должника банкротом (например, предприятие-

должник встроено в технологическую цепочку предприятиякредитора

либо должник является ключевым поставщиком кредитора),

то на первом собрании такому кредитору необходимо настаивать

на введении в отношении должника процедур финансового

оздоровления либо внешнего управления, для того чтобы, по

возможности, восстановить его платежеспособность и не допустить

открытия конкурсного производства. Другим вариантом,

приемлемым как для должника, так и для кредиторов, может стать

заключение мирового соглашения.

Подготовка к участию в первом собрании кредиторов

Дату проведения первого собрания кредиторов определяет

временный управляющий. Первое собрание кредиторов должно

состояться не позднее, чем за десять дней до даты окончания наблюдения.

(п. 1 ст. 72)

Временный управляющий должен уведомить кредитора о проведении

первого собрания кредиторов надлежащим образом

направить сообщение о проведении собрания по почте не позднее

чем за четырнадцать дней до даты его проведения или иным способом

обеспечить получение такого сообщения не менее чем за

пять дней до даты проведения собрания кредиторов (п. 1 ст.13).

Уведомление временного управляющего о проведении первого

собрания кредиторов должно содержать (п. 3 ст. 13):

Наименование, место нахождения должника и его адрес;

Дату, время и место проведения собрания кредиторов;

Повестку собрания кредиторов;

Порядок ознакомления с материалами, подлежащими рассмотрению

собранием кредиторов;

Порядок регистрации участников собрания.

Необходимо обратить внимание, что в случае ненадлежащего

уведомления хотя бы одного из кредиторов или уполномоченных

органов, имеющих право на участие в первом собрании кредиторов

недействительным и вынести определение о проведении повторного

собрания с той же повесткой дня.

По получении от временного управляющего уведомления о

первом собрании, кредитору желательно заранее ознакомиться с

представляемыми собранию материалами: реестром требований

кредиторов, отчетом временного управляющего и прилагаемыми

к нему документами. Отсутствие в уведомлении о первом собрании

кредиторов времени и места предварительного ознакомления

с предлагаемыми для рассмотрения материалами может служить

причиной признания первого собрания кредиторов недействительным.

Особенно внимательно при подготовке к участию в первом собрании

кредиторов нужно ознакомиться с отчетом временного

управляющего.

Отчет временного управляющего о проведении процедуры наблюдения

должен быть составлен по типовой форме, утвержденной

Министерством юстиции Российской Федерации12, подписан арбитражным управляющим и представлен вместе с прилагаемыми

документами в сброшюрованном виде.

В отчете временного управляющего должны быть указаны:

Дата и место составления отчета;

Фамилия, имя и отчество арбитражного управляющего;

Наименование арбитражного суда, в производстве которого находится

дело о банкротстве, номер дела, определение о введении процедуры

наблюдения и об утверждении временного управляющего;

Сведения о наличии и сроке действия договора о страховании

ответственности арбитражного управляющего и наличии договора

о дополнительном страховании ответственности арбитражного

управляющего на случай причинения убытков лицам, участвующим

в деле о банкротстве;

Полное наименование и адрес должника, его организационно-

правовая форма;

Сведения о лицах, привлеченных арбитражным управляющим

для обеспечения своей деятельности, и источниках выплаты

денежного вознаграждения указанным лицам;

Информация о жалобах на действия (бездействие) арбитражного

управляющего и результатах их рассмотрения;

Данные об арбитражном управляющем, о саморегулируемой

организации арбитражных управляющих, членом которой он является,

и должнике в соответствии с типовыми формами, утвержденными

Министерством юстиции Российской Федерации.

Отчет временного управляющего должен содержать сведения:

О мерах, принятых для обеспечения сохранности имущества

должника и выявления кредиторов должника;

О предъявлении в суды от имени временного управляющего

исковых заявлений и ходатайств и сведения о результатах их рассмотрения;

Иные сведения о выполнении временным управляющим своих

обязанностей и реализации им своих прав.

К отчету временного управляющего обязательно должны быть

приложены:

Документ, содержащий анализ финансово-хозяйственной деятельности

должника, и материалов, на основании которых он

проводился;

Заключение о наличии признаков преднамеренного и (или)

фиктивного банкротства и документов, на основании которых

оно подготовлено;

Реестр требований кредиторов на дату составления отчета;

Копии документов о надлежащем уведомлении кредиторов о

введении в отношении должника процедуры наблюдения;

Иные документы, свидетельствующих о выполнении временным

управляющим своих обязанностей и реализации им

своих прав.

В процессе подготовки к первому собранию кредиторов после

ознакомления с представленными временным управляющим материалами

кредитору необходимо заранее выработать стратегию

поведения на собрании, определив желательный для него путь, по

которому должна пойти процедура банкротства, и подготовить соответствующие

предложения по вопросам повестки собрания.

В случае когда кредиторов и уполномоченных органов пятьдесят

и более следует заранее подготовить предложения по количественному

и качественному составу избираемого комитета кредиторов

(ст.17), а в случае меньшего числа кредиторов – заранее

решить вопрос о необходимости избрания комитета кредиторов.

Проведение собрания

В первом собрании кредиторов принимают участие с правом

требования внесены в реестр требований кредиторов (п. 2 ст.72).

При этом конкурсный кредитор, уполномоченный орган обладают

размеру их требований к общей сумме требований по денежным

обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в

реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания

кредиторов. Закон определяет также состав участников первого

собрания кредиторов, принимающих участие в нем без права

учредителей (участников) должника или представитель собственника

имущества должника – унитарного предприятия и

представитель работников должника. Их отсутствие не является

основанием для признания первого собрания кредиторов недействительным

(п. 3 ст.72). Арбитражный управляющий, проводящий

собрание кредиторов, также не обладает правом голоса.

Первое собрание кредиторов правомочно в случае если на нем

присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы,

включенные в реестр требований кредиторов и обладающие

требований кредиторов (п. 4 ст. 12).

кредиторов и уполномоченных органов недостаточно для

проведения собрания временным управляющим созывается повторное

первое собрание кредиторов. Таким образом, если кредитор

либо уполномоченный орган обладает более чем половиной

включенных в реестр требований кредиторов, отсутствие его

представителя на первом собрании кредиторов приведет к необходимости

повторного созыва первого собрания кредиторов.

Повторно созванное первое собрание кредиторов правомочно в

случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и

уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов

и обладающие более чем тридцатью процентами голосов от

органов, включенных в реестр требований кредиторов, при условии,

что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные

кредиторы и уполномоченные органы были надлежащим

образом уведомлены. (п. 4 ст. 12).

Необходимо заметить, что в процедуре наблюдения возможно

только лишь одно собрание кредиторов – это первое собрание

кредиторов.

Принятие решений первым собранием кредиторов

В соответствии с п. 1 ст. 15 решения собрания кредиторов по

органов, присутствующих на собрании кредиторов.

Однако, решение по ряду вопросов, относящихся к компетенции

первого собрания кредиторов, принимается большинством

органов. (п. 2 ст. 15)

Это решения по вопросам:

об образовании комитета кредиторов, определении количественного

состава и полномочий комитета кредиторов, избрании

его членов;

о введении финансового оздоровления и об обращении с соответствующим

ходатайством в арбитражный суд (должно содержать

предложение о сроке финансового оздоровления, утвержденные

план финансового оздоровления и график погашения задолженности,

управляющего);

об утверждении графика погашения задолженности;

о введении внешнего управления и об обращении с соответствующим

ходатайством в арбитражный суд (должно содержать

предложение о сроке внешнего управления, может содержать требования

к кандидатуре внешнего управляющего);

об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании

должника банкротом и об открытии конкурсного производства

и требования к кандидатуре конкурсного управляющего);

о выборе саморегулируемой организации, из членов которой

арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего;

о заключении мирового соглашения (если в его заключении

участвуют третьи лица, являющиеся заинтересованными лицами

по отношению к должнику, арбитражному управляющему, конкурсному

кредитору, мировое соглашение должно содержать указание

на наличие и характер заинтересованности).

Временный управляющий может включить в повестку первого

собрания кредиторов и другие вопросы, такие как определение

размера вознаграждения и источников вознаграждения арбитражному

управляющему, вопрос о порядке распределения судебных

расходов, об увеличении размера вознаграждения временному управляющему,

о выборе представителя собрания кредиторов. Первое

собрание кредиторов также заслушивает и обсуждает отчет

временного управляющего о проведении процедуры наблюдения.

Время регистрации участников собрания кредиторов указывается

в уведомлении о собрании. Кредиторам необходимо прибыть

в место проведения собрания к указанному времени регистрации.

При регистрации участников собрания должны быть зафиксированы

фамилия, имя, отчество представителя кредитора

или уполномоченного органа; наличие, дата выдачи и номер доверенности

(либо иного документа) на представление интересов

кредитора или уполномоченного органа на первом собрании кредиторов;

кредиторов.

Для целей участия в первом собрании кредиторов представителю

кредитора или уполномоченного органа необходимо иметь:

документ, удостоверяющий личность – паспорт;

для руководителей организаций-кредиторов – приказ (решение

органов управления) о назначении на должность руководителя;

доверенность на представление интересов кредитора на собрании

кредиторов, оформленную в установленном порядке (для

лиц, не являющихся руководителями).

бюллетеней, копии которых представляются в арбитражный

суд вместе с протоколом собрания.

Кредитору необходимо проверить точность формулировки вопроса,

в нем кредитора.

В соответствии с п. 7 ст. 12 протокол собрания кредиторов составляется

в двух экземплярах, один из которых направляется в

арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты проведения

собрания кредиторов. Поэтому кредитор не может требовать

от временного управляющего направления ему подлинного экземпляра

протокола собрания. Однако, в соответствии с указанной

статьей, арбитражный управляющий обязан обеспечить доступ

к копиям протокола собрания кредиторов и прилагаемых к

нему документов лицам, участвующим в деле о банкротстве.

К протоколу собрания кредиторов прилагаются:

реестр требований кредиторов на дату проведения собрания

кредиторов;

журнал регистрации участников первого собрания кредиторов;

временным управляющим;

копии документов, подтверждающих полномочия участников

собрания, надлежащим образом заверенных временным управляющим;

копии документов, являющихся доказательствами, свидетельствующими

о надлежащем уведомлении конкурсных кредиторов и

уполномоченных органов о дате и месте проведения собрания кредиторов,

заверенных временным управляющим;

иные документы по усмотрению арбитражного управляющего.

бюллетеней протокол собрания может не подписываться участниками

первого собрания кредиторов. В этом случае достаточно

подписи временного управляющего и секретаря собрания.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ КРЕДИТОРОВ

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕСТОВ.

1. Созыв и проведение первого собрания кредиторов.

2. Принятие решения о дальнейшем ходе процесса о

банкротстве должника.

3. Выбор саморегулируемой организации арбитражных

управляющих.

1. Созыв и проведение первого собрания кредиторов:

Целью теста является проверка соблюдения временным

управляющим требований Закона и сопутствующих нормативных

актов РФ при исполнении им своих обязанностей по созыву и

проведению первого собрания кредиторов.

Контрольные вопросы Да Нет

1 Своевременно ли направлены уведомления кредиторам и

уполномоченному органу о проведении первого собрания

кредиторов?

необходимые сведения, предусмотренные п.3 ст.13 Закона?

3 Обеспечена ли кредиторам возможность ознакомления с

материалами, подлежащими рассмотрению собранием?

4 Не препятствуют ли дата, время и место проведения первого

собрания кредиторов участию в нем кредиторов или их

представителей?

5 Все ли вопросы, отнесенные к компетенции первого собрания,

включены в повестку?

6 Произведена ли регистрация участников собрания

кредиторов?

собрании кредиторов?

8 Исключена ли возможность присутствия на собрании

кредиторов лиц, чье участие в первом собрании не

предусмотрено ст.72 Закона, которые могли бы повлиять на

принятие собранием решений?

9 Обеспечил ли временный управляющий доступ кредиторам к

копиям протокола первого собрания кредиторов и

прилагаемых к нему документов?

10 Своевременно ли направлены материалы первого собрания

кредиторов в арбитражный суд?

Если среди ответов на вопросы есть хотя бы один отрицательный, кредитор вправе

направить в арбитражный суд жалобу на действия временного управляющего,

предварительно проанализировав обоснованность и целесообразность для себя подачи

такой жалобы.

2. Принятие решения о дальнейшем ходе процесса о

банкротстве должника:

Цель теста – проверить есть ли у собрания кредиторов

возможность принять обоснованное решение о выборе

дальнейшей процедуры банкротства.

РЕЗУЛЬТАТ ТЕСТА

Контрольные вопросы Да Нет

1 Позволяют ли представленные временным управляющим

материалы сделать вывод о возможности восстановления

платежеспособности должника?

2 Существует ли возможность восстановления

платежеспособности должника (ответ дается по результатам

анализа финансово-хозяйственной деятельности должника,

представленного временным управляющим)?

3 Представлено ли первому собранию кредиторов ходатайство о

введении финансового оздоровления?

4 Соблюдены ли сроки представления ходатайства о введении

финансового оздоровления временному управляющему и в

арбитражный суд в соответствии с п. 2 ст.76 Закона?

5 В случае подачи ходатайства о введении финансового

оздоровления учредителями (участниками) должника или

собственником имущества должника – унитарного

предприятия соответствует ли решение об обращении к

первому собранию кредиторов о введении финансового

оздоровления требованиям ст.77 Закона?

6 В случае подачи ходатайства о введении финансового

оздоровления третьими лицами, удовлетворяют ли в полном

объеме прилагаемые документы требованиям ст.78 Закона?

7 В случае подачи ходатайства о введении финансового

оздоровления оцениваете ли вы прилагаемый план

финансового оздоровления как эффективный и выполнимый?

8 Достаточна ли стоимость принадлежащего должнику

имущества для покрытия судебных расходов и расходов на

выплату вознаграждения арбитражным управляющим?

9 Определен ли источник покрытия судебных расходов при

недостаточности имущества должника?

Если ответы на вопросы 1 и 3 отрицательные – собранием кредиторов не может

быть принято объективное решение о дальнейшей процедуре банкротства в

отношении должника. Ответы на дальнейшие вопросы теста бессмысленны.

Если ответы на вопросы 3-7 положительные, принимается решение о введении

финансового оздоровления и об обращении с соответствующим ходатайством в

арбитражный суд. Это решение может быть принято даже в том случае, когда ответы

на вопросы 1 и 2 отрицательные.

В случае положительного ответа на вопрос 1:

3. Выбор саморегулируемой организации арбитражных

управляющих:

Целью теста – помочь кредитору выбрать конкретную

саморегулируемую организацию, которая должна

представить в арбитражный суд кандидатуры арбитражных

управляющих.

Ответ на вопрос 1 дается по результатам соответствующего теста.

Если ответы на вопросы 2,8,9 положительные, а ответ на вопрос 3

отрицательный – принимается решение о введении внешнего управления и об

обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд. При этом следует

заметить, что при отрицательном ответе на вопрос 8 кредиторы, проголосовавшие за

введение внешнего управления несут солидарную ответственность по покрытию

судебных расходов в случае невозможности их покрытия за счет определенного

собранием кредиторов источника.

Если ответ на вопрос 2 отрицательный – принимается решение о признании

должника банкротом, открытии конкурсного производства и об обращении с

соответствующим ходатайством в арбитражный суд.

Контрольные вопросы Да Нет

1 Выполнены ли временным управляющим все возлагаемые на

него обязанности и использованы все возможности при

проведении процедуры наблюдения?

2 Соответствует ли временный управляющий требованиям,

определенным первым собранием кредиторов, предъявляемым

к арбитражному управляющему?

3 Согласен ли временный управляющий проводить следующую

процедуру банкротства в отношении должника?

4 Включена ли саморегулируемая организация в единый

государственный реестр саморегулируемых организаций

арбитражных управляющих?

5 Зарегистрирована ли саморегулируемая организация в

арбитражном суде, в котором рассматривается дело?

6 Имеется ли информация о нарушении членами

саморегулируемой организации действующего

законодательства?

Если ответы на вопросы 1 – 3 положительные – наиболее рациональным будет

предложить саморегулируемую организацию, членом которой является временный

управляющий.

Если хотя бы один ответ на вопросы 1 – 3 отрицательный или имеются какиелибо

другие причины, кредитор может предложить саморегулируемую организацию,

в отношении которой даются положительные ответы на вопросы 4, 5 и, желательно,

отрицательный ответ на вопрос 6.

Все права защищены. Материалы этого сайта могут быть использованы только со ссылкой на данный сайт

Собрание кредиторов при банкротстве юридического лица является важным мероприятием, в компетенцию участников которого входит принятие стратегических решений, направленных на реализацию процедуры банкротства и сопутствующее ему осуществление расчетов с лицами, перед которыми должник имеет материальные обязательства. В этой статье читатель найдет информацию о том, кто может быть участником собрания кредиторов, в каком порядке оно проводится, каковы различия между конкурсными и иными кредиторами должника.

Участники собрания кредиторов

Собрание кредиторов при банкротстве представляет собой встречу лиц, в отношении которых у должника имеются долговые обязательства. Каждый кредитор, присутствующий на мероприятии, защищает на нем свои имущественные интересы, стремясь добиться погашения имеющегося долга из средств, полученных от продажи имущества субъекта, признаваемого банкротом. Организация такого собрания и реализация контроля за его исполнением выполняется арбитражным управляющим.

Согласно п. 1 ст. 12 закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127, участниками собрания с правом голоса могут быть:

  1. Конкурсные кредиторы.
  2. Уполномоченные организации, требования которых входят в созданный реестр требований.

Также в мероприятии могут участвовать следующие субъекты (при этом право голоса им не предоставляется):

  • представители лиц, работодателем которых являлся должник;
  • представители основателей компании-должника или владельца ее имущества (если должник имеет статус унитарного предприятия);
  • представитель саморегулируемой организации, в состав которой входит арбитражный управляющий, ведущий дело о банкротстве;
  • представители контролирующих органов.

Все эти лица могут не только присутствовать на собрании, но и участвовать в ходе обсуждения вопросов, представленных на повестке дня, высказывая свое мнение.

Конкурсный кредитор в деле о банкротстве

Согласно ст. 2 ФЗ № 127, конкурсный кредитор — это лицо, обладающее документальными доказательствами факта наличия перед ним задолженности у лица, приобретающего статус банкрота, и своевременно подавшее управляющему арбитражным процессом заявление о включении его в реестр кредиторов. Предъявить требования к должнику, в соответствии с п. 1 ст. 71 ФЗ № 127, необходимо в течение 30 дней с момента публикации сообщения о том, что в его отношении была начата процедура наблюдения.

Не знаете свои права?

Не могут являться конкурсными кредиторами:

  1. Уполномоченные предприятия.
  2. Граждане, в отношении которых у должника имеются обязательства по возмещению ущерба, нанесенного здоровью/жизни, или выплате вознаграждения за использование результатов интеллектуальной деятельности.
  3. Основатели предприятия-должника.

Основным различием между конкурсным и обычным кредитором является то, что последний не может влиять на ход арбитражного процесса, т. к. имеет право лишь участвовать в нем. Конкурсный же кредитор имеет право голоса, которым он может воспользоваться при коллективном решении поставленных перед собранием вопросов. Объем голосов, предоставляемый тому или иному участнику собрания, согласно п. 3 ст. 12 ФЗ № 127, напрямую зависит от размера имеющихся у него финансовых претензий: чем больший долг сформировался у должника перед определенным членом собрания, тем больший вес приобретет его мнение в ходе голосования. Законодатель особо отмечает, что при расчете суммы задолженности, используемой для исчисления количества голосов, оценивается лишь размер основного долга, штрафы, пени и неустойки, начисляемые за несвоевременное исполнение должником своих обязательств, не учитываются.

Права кредиторов в деле о банкротстве

Права кредиторов при банкротствеопределены положениями ФЗ № 127, который указанным лицам дает правомочия:

  • на формирование заявления о признании должника банкротом и подачу его в уполномоченные органы (п. 1 ст. 7);
  • участие в собрании кредиторов предприятия (п. 1 ст. 12);
  • обжалование действий управляющего в ходе арбитражного процесса (п. 1 ст. 20.4);
  • создание ходатайств о проведении экспертизы о наличии обстоятельств, характерных для преднамеренного или фиктивного банкротства (п. 2 ст. 34);
  • возражение против требований, заявленных другими кредиторами (п. 2 ст. 71).

Стоит отметить, что вышеперечисленными правами обладают только кредиторы, которые имеют статус конкурсных.

Порядок уведомления участников собрания кредиторов

Положения п. 1 ст. 13 ФЗ № 127 устанавливают обязанность арбитражного управляющего по рассылке официальных уведомлений всем лицам, которые по законодательству могут участвовать в общих собраниях. Уведомить участников можно одним из следующих способов:

  1. Посредством почтового отправления, направленного в адрес участника не позднее чем за 2 недели до дня проведения собрания.
  2. Лично сообщив участнику информацию о предстоящем собрании не позднее чем за 5 дней до дня его проведения.
  3. Если управляющий арбитражным процессом не располагает информацией о местонахождении лица, который может участвовать в собрании, или число потенциальных участников превышает 500, вместо персональной рассылки уведомлений он обязан разместить сообщение о предстоящем мероприятии в открытом источнике, указав в нем информацию о дате и месте его проведения.

Отсутствие уведомления хотя бы одного участника собрания (вне зависимости от количества имеющихся у него голосов), в соответствии с п. 4 ст. 15 ФЗ № 127, может стать основанием для признания всех решений, принятых в ходе рассмотрения входящих в повестку дня вопросов, недействительными.

Порядок проведения собрания кредиторов

Порядок проведения собрания кредиторов при банкротстве регламентирован положениями постановления Правительства РФ «Об общих правилах…» от 06.02.2004 № 56, которые предусматривают следующие этапы:

  1. Подготовка к проведению собрания. Сюда входит сбор материалов, подлежащих рассмотрению его участниками, составление списка участников, формирование повестки дня. На повестку дня при этом, как правило, выносятся следующие вопросы:
    • составление общего плана действий, направленных на реализацию процедуры банкротства;
    • способы осуществления финансового оздоровления должника;
    • возможность реструктуризации имеющейся задолженности;
    • размер вознаграждения, выплачиваемого арбитражному управляющему;
    • возможность и условия заключения мирового соглашения;
    • необходимость реализации процедуры конкурсного производства и пр.
  2. Организация проведения:
    • рассылка уведомлений потенциальным участникам,
    • предоставление им собранных материалов.
  3. Выполнение регистрации участников.
  4. Непосредственно проведение собрания:
    • доведение до сведения участников информации о количестве зарегистрированных лиц;
    • обсуждение повестки дня;
    • проведение голосования;
    • закрытие собрания.
  5. Составление протокола собрания.

Сроки проведения собрания кредиторов

Участники собрания обладают правом на обращение к управляющему с требованием о проведении внеочередного собрания, которое он должен организовать в течение 3 недель с момента его получения. В том случае, если управляющий, несмотря на наличие такого обращения, не провел собрания, участники могут собраться самостоятельно и провести мероприятие без его участия.

Обязательным условием для проведения такого собрания, в соответствии с положениями ст. 14 ФЗ № 127, является выступление с соответствующей инициативой:

  • кредиторов или уполномоченных организаций, число которых составляет не менее трети от общего числа участников;
  • потенциальных участников, право требования которых составляет не менее 10% от общего объема заявленных к должнику требований.

Таким образом, собрание кредиторов проводится с целью решения вопросов, которые могут оказаться существенными в ходе реализации процедуры банкротства (выбор арбитражного управляющего, утверждение плана осуществления дальнейшей деятельности предприятия, определение размера вознаграждения, выплачиваемого арбитражному управляющему и пр.). Участниками собрания, обладающими правом голоса, могут стать только конкурсные кредиторы или уполномоченные организации, если их требования были включены в составленный в ходе арбитражного процесса реестр.

Макарова Елена, юрист группы по реструктуризации и банкротству юридической фирмы Magisters.

Первое собрание кредиторов является важнейшим элементом дела о банкротстве, ведь на нем зачастую определяется дальнейшая судьба должника. В связи с этим необходимо четко представлять и понимать все тонкости данного процесса.

Первое собрание кредиторов проводится в процедуре наблюдения и созывается по общему правилу временным управляющим, который определяет дату его проведения, уведомляет лиц, имеющих право на участие в нем, и осуществляет иные организационные действия по его подготовке и проведению. Однако в случае, если по каким-либо причинам арбитражный управляющий не провел первое собрание кредиторов, любой из кредиторов (группа кредиторов), чьи требования составляют более 10% от внесенных в реестр требований, может организовать и провести первое собрание кредиторов <1>. Исходя из п. 3 ст. 14 Закона о банкротстве, такой кредитор (группа кредиторов) вправе сделать это только по истечении трех недель после получения арбитражным управляющим требования о проведении первого собрания кредиторов.

<1> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31.05.2005 N А38-4884-11/10-2005(А38-4884-11/133-2004).

Одним из ключевых вопросов первого собрания кредиторов является определение периода, в течение которого оно должно быть проведено. Несмотря на то, что данный вопрос имеет большое значение, в Законе однозначно не указано, начиная с какого момента такое собрание можно проводить. Есть лишь указание на то, что первое собрание кредиторов должно быть проведено не позднее чем за 10 дней до даты окончания наблюдения (абз. 2 п. 1 ст. 72 Закона о банкротстве <2>).

<2> Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ.

На практике указанная норма часто являлась основанием для различных злоупотреблений и мошеннических схем. Например , первое собрание кредиторов проводилось до того, как требования всех заявившихся кредиторов были установлены судом. Таким образом, так как на момент проведения первого собрания требования некоторых кредиторов еще не были внесены в реестр, они не обладали правом на участие в нем. Из-за такой уловки отдельные кредиторы (требования которых были внесены в реестр первыми) получали контроль над последующим процессом банкротства. В качестве другого примера можно привести обратную ситуацию, когда лицо подавало заявление о включении необоснованных требований в реестр и до момента рассмотрения его заявления в суде проводилось первое собрание кредиторов, в котором данное лицо участвовало как выявленный кредитор. В результате нарушалась расстановка сил и принималось решение, выгодное для должника или одного из кредиторов, которое при правильном соотношении сил могло бы быть не принято.

Для того чтобы выявить критерий, на основании которого можно было бы определить дату проведения первого собрания кредиторов, необходимо обратиться к ст. 72 Закона о банкротстве. Нужно учитывать два ее положения:

  • для участия в первом собрании кредиторов арбитражный управляющий уведомляет всех выявленных конкурсных кредиторов и уполномоченные органы;
  • участниками первого собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых были предъявлены в порядке и в сроки, которые предусмотрены законом, и внесены в реестр требований кредиторов.

Анализ судебной практики показывает, что данная статья применяется по-разному. Часто можно встретить дела, когда суд принимает во внимание только один из вышеперечисленных критериев. Так, некоторые суды указывают, что о проведении первого собрания кредиторов необходимо уведомлять всех выявленных кредиторов, независимо от включения их требований в реестр (следовательно, в первом собрании кредиторов могли участвовать лица, чьи требования еще не были установлены) <3>. В других случаях суды указывают, что для участия в первом собрании кредиторов необходимо, чтобы требования лица были включены в реестр требований кредиторов <4>. Позиция третьих - первое собрание кредиторов может считаться легитимным, даже если в нем не принимал участие кредитор, требования которого еще не были рассмотрены судом, если его участие не могло повлиять на результаты голосования на первом собрании кредиторов <5>.

<3> Постановление ФАС Поволжского округа от 30.03.2004 N А06-1301Б-18К/03.
<4> Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.06.2003 N А58-7540/02-Ф02-1819-С2.
<5> Рекомендации научно-консультативного совета при ФАС Уральского округа от 5 - 6 апреля 2006 г. N 2/2006 (п. 26).

Поэтому чрезвычайно важно учитывать оба положения ст. 72 в системном толковании со ст. 71 Закона о банкротстве. Из данных норм следует, что первое собрание кредиторов может быть созвано и проведено только после того, как все установленные судом требования, заявленные в срок не позднее 30 календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения, внесены в реестр требований кредиторов <6>.

<6> Постановление ФАС Поволжского округа от 22.02.2007 N А12-911/05-С48; Постановление ФАС Поволжского округа от 20.12.2005 N А06-217(544-4/05/Ж)-4/05.

Что касается проведения первого собрания кредиторов менее чем за 10 дней до окончания наблюдения, то данное нарушение носит скорее дисциплинарный характер и не является основанием для признания решения первого собрания кредиторов недействительным. На это также указывает судебная практика <7>.

<7> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.11.2005 N А79-1602/2005.

Переходя к анализу состава участников первого собрания кредиторов, следует отметить, что среди них можно выделить две группы.

К первой группе можно отнести лиц, наделенных полным объемом прав на участие (в том числе правом выступать по вопросам повестки собрания, принимать участие в голосовании, обжаловать решение первого собрания кредиторов). К ним относятся конкурсные кредиторы (в том числе залоговые кредиторы) и уполномоченные органы.

Здесь также хотелось бы затронуть вопрос о признании недействительным решения собрания кредиторов в связи с ненадлежащим уведомлением кредитора, размер требований которого незначителен. Отсутствие такого лица зачастую признается судебной практикой основанием для признания решений собрания кредиторов недействительными <8>. Однако полагаем, что это не совсем верно. Участие такого лица едва ли может повлиять на результат проведения первого собрания кредиторов. В связи с этим наиболее правильной является позиция, согласно которой решение первого собрания кредиторов может быть признано недействительным по заявлению кредитора при условии, что его участие (но не только голосование) могло повлиять на результаты голосования на данном собрании. При этом оценку степени влияния такого кредитора на результат голосования суд должен проводить индивидуально в каждом конкретном случае.

<8> Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.05.2005 N Ф04-2466/2005(10730-А46-21); Постановление ФАС СЗО от 07.06.2007 N А05-6106/2006; Постановление ФАС МО от 11.05.2004 N КГ-А41/2588-04.

Ко второй группе относятся лица с ограниченными правами на участие (самое главное ограничение заключается в том, что у них отсутствует право голоса на собрании кредиторов). При этом Закон N 296-ФЗ <9> несколько изменил перечень таких лиц: кроме руководителя должника, представителя учредителей (участников) должника или представителя собственника должника - унитарного предприятия, представителя работников должника, к ним добавлен новый участник - представитель органа по контролю (надзору); кроме этого, в общих положениях об участниках собрания кредиторов (ст. 12 Закона о банкротстве) к таким лицам добавлен представитель саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий.

<9> Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 30.12.2008 N 296-ФЗ.

Согласно п. 3 ст. 72 Закона о банкротстве, отсутствие указанных лиц не является основанием для признания первого собрания кредиторов недействительным. В связи с этим часто встречаются случаи недобросовестного поведения арбитражных управляющих, когда указанные лица просто не уведомляются о первом собрании кредиторов. Судебная практика сложилась таким образом, что указанные действия арбитражных управляющих являются основанием только для привлечения их к административной ответственности, но не для признания собрания кредиторов недействительным <10> (хотя есть, конечно, и исключения <11>).

<10> Постановление ФАС Поволжского округа от 09.09.2008 N А12-4730/08-С30; Постановление Девятого ААС от 07.07.2008 N 09АП-7395/2008-АК; Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20.12.2007 N А43-22241/2007-18-134; Постановление ФАС Поволжского округа от 22.01.2004 N А57-891Б/02-32; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2007 N 09АП-13318/2007-ГК.
<11> Постановление Восточно-Сибирского округа от 19.02.2004 N А10-5824/02-Ф02-359/04-С2.

Полагаем, что судебная практика подлежит корректировке, так как данный вопрос необходимо решать на основании обстоятельств конкретного дела. Положение Закона о том, что отсутствие указанных лиц не является основанием для признания первого собрания кредиторов недействительным, должно применяться только для ситуаций, когда данные лица были надлежаще уведомлены, но не явились на собрание кредиторов. В случае неуведомления или ненадлежащего уведомления указанных лиц вопрос о признании собрания кредиторов недействительным должен решаться с учетом обстоятельств конкретного дела, по аналогии с вопросом о признании недействительным первого собрания кредиторов, проведенного в отсутствие конкурсного кредитора - миноритария. В обоих случаях участие данных лиц по общему правилу не может повлиять на исход первого собрания кредиторов. Исключением является ситуация, когда позиция, которая могла быть высказана лицами с ограниченными правами на участие при их присутствии на собрании, повлияла бы на решение кредиторов со значительными по размеру требованиями. Поэтому в случае выявления такого факта решение первого собрания кредиторов может быть признано недействительным.

Основной вопрос, подлежащий разрешению на первом собрании кредиторов, конечно, касается дальнейшей судьбы должника: кредиторы принимают решение о целесообразности введения той или иной процедуры банкротства. Кроме этого, на первом собрании кредиторов решаются вопросы об образовании комитета кредиторов, об объеме полномочий, которыми данный орган наделяется, и иные вопросы, связанные с его формированием. Решение по указанным вопросам должно быть принято большинством голосов от общего числа конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых внесены в реестр на дату проведения собрания кредиторов (п. 2 ст. 15 Закона о банкротстве).

К иным вопросам (для принятия которых необходимо большинство голосов от числа присутствующих на собрании конкурсных кредиторов и уполномоченных лиц) можно отнести вопросы, касающиеся кандидатуры арбитражного управляющего, установления размера и порядка выплаты ему вознаграждения, заключения мирового соглашения, выбора реестродержателя, и некоторые другие.

В случае продолжения дела о банкротстве важнейшим вопросом становится определение кандидатуры арбитражного управляющего. Анализируя данную проблему, нельзя не отметить, что при внесении изменений в Закон о банкротстве законодатель оставил без внимания соответствующую статью. В результате получилось, что только в процедуре наблюдения кредиторы не могут предлагать кандидатуру арбитражного управляющего напрямую, а должны в своем решении лишь указать на саморегулируемую организацию, которая обязана будет представить в суд эту кандидатуру.

Интересным является вопрос о том, какими полномочиями обладает суд при рассмотрении решения первого собрания кредиторов. Насколько он может вмешаться в сферу компетенции собрания кредиторов и принять решение вопреки воле первого собрания кредиторов?

Анализ ст. 75 Закона о банкротстве дает основания говорить, что:

  • только решение первого собрания кредиторов о введении финансового оздоровления является обязательным для суда (при этом данное решение должно соответствовать требованиям п. 1 ст. 74 Закона о банкротстве, в противном случае оно не может быть утверждено <12>);
<12> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.10.2008 N А28-122/2007-70/3.
  • решения о введении внешнего управления или конкурсного производства могут быть пересмотрены судом;
  • в случае если первое собрание кредиторов не приняло решение о введении какой-либо процедуры, применяемой в деле о банкротстве, а семимесячный срок для рассмотрения дела в заседании арбитражного суда истек, суд может ввести любую из возможных процедур: финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство (при наличии оснований для введения соответствующей процедуры).

Важно отметить, что свобода действий суда в принятии своего решения по вопросу о введении соответствующей процедуры строго ограничена и указанный выше перечень является исчерпывающим.

Наиболее интересным является положение о введении финансового оздоровления независимо от того, каким было решение первого собрания кредиторов. В соответствии с п. 3 ст. 75 Закона о банкротстве суд может ввести финансовое оздоровление, если учредитель (участник) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченный государственный орган, третье лицо (третьи лица) представили в суд следующие документы:

  • ходатайство о введении финансового оздоровления;
  • график погашения задолженности, по которому погашение задолженности должно быть начато не позднее чем через месяц после вынесения определения о введении финансового оздоровления и осуществляться ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты его начала;
  • банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности на сумму, превышающую размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов, не менее чем на 20%.

Здесь можно отметить еще одну особенность введения процедуры финансового оздоровления судом вопреки воле кредиторов. В случае если в ходе указанной процедуры должник нарушает сроки удовлетворения требований кредиторов, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, может вынести определение о прекращении финансового оздоровления и о введении процедуры, ранее принятой первым собранием кредиторов (п. 6 ст. 87 Закона о банкротстве).

Стоит отметить, что в литературе положения ст. 74 Закона о банкротстве часто критикуются как необоснованно ограничивающие права кредиторов <13> и как один из примеров применения судейского усмотрения, которое совершенно не обосновано в банкротном процессе <14>.

<13> Кораев К.Б. Правовой статус конкурсных кредиторов при проведении внешнего управления // Юрист. 2008. N 5.
<14> Химичев В.А. Осуществление и защита гражданских прав при несостоятельности (банкротстве). М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 163.

Однако такая критика выглядит неубедительной, и ей могут быть противопоставлены следующие аргументы.

Во-первых, следует учитывать, что основной задачей процедуры банкротства является максимальное удовлетворение требований кредиторов на принципах пропорциональности и очередности. Если данная задача может быть достигнута путем восстановления платежеспособности в ходе финансового оздоровления, то очевидна необходимость введения указанной процедуры. В противном случае (особенно в случае перехода сразу или после внешнего управления в конкурсное производство) требования всех кредиторов не будут удовлетворены и задача института банкротства не будет выполнена.

Во-вторых, норма п. 3 ст. 75 Закона о банкротстве направлена также на воспрепятствование злоупотреблению со стороны кредиторов (в случае если есть реальная возможность восстановления платежеспособности должника, но собрание кредиторов, несмотря на это, приняло решение о введении конкурсного производства).

Также следует отметить, что введение финансового оздоровления является не обязанностью, а именно правом суда и должно быть основано на имеющихся в деле материалах, с учетом всех обстоятельств дела. Арбитражный суд оценивает реальное положение должника, его платежеспособность с учетом того, обеспечивает ли принятое им решение защиту интересов всех участников банкротного процесса (а не только кредиторов) и публичных интересов.

Для участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Свои требования кредиторы направляют одновременно в арбитражный суд, должнику и временному управляющему. При наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность требований и наличие оснований для включения указанных требований в реестр требований кредиторов.

В определении арбитражного суда о включении требований в реестр требований кредиторов указываются размер и очередность удовлетворения таких требований. Определение направляется должнику, временному управляющему и кредиторам. Однако определение может быть обжаловано.

Возражения относительно требований кредиторов могут быть предъявлены в арбитражный суд в течение 15 календарных дней со дня истечения срока для предъявления требований кредиторов должником, временным управляющим, кредиторами, предъявившими требования к должнику, представителем учредителей должника или представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия.

При наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность требований и наличие оснований для включения указанных требований в реестр требований кредиторов. В определении арбитражного суда о включении требований в реестр требований кредиторов указываются размер и очередность удовлетворения таких требований.

Определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов вступает в силу немедленно и может быть обжаловано. Определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов направляется арбитражным судом должнику, арбитражному управляющему, кредитору, предъявившему требования, и реестродержателю.

Требования кредиторов, предъявленные по истечении предусмотренного срока для предъявления требований, подлежат рассмотрению арбитражным судом после введения процедуры, следующей за процедурой наблюдения.

В рамках процедуры наблюдения проводится созыв первого собрания кредиторов. Временный управляющий определяет дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех выявленных конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, представителя работников должника и иных лиц, имеющих право на участие в первом собрании кредиторов. Первое собрание кредиторов должно состояться не позднее чем за 10 дней до даты проведения арбитражного суда. Голоса, принадлежащие каждому кредитору при голосовании, определяются пропорционально размеру принадлежащего ему права требований к должнику.

Участники первого собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых предъявлены в установленные сроки и в установленном порядке.

В первом собрании кредиторов принимают участие без права голоса руководитель должника, представитель учредителей должника или представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, представитель работников должника и представитель органа по контролю (надзору). Отсутствие указанных лиц не является основанием для признания первого собрания кредиторов недействительным.

К компетенции первого собрания кредиторов относятся:

  • ? принятие решения о введении финансового оздоровления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;
  • ? принятие решения о введении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;
  • ? принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • ? образование комитета кредиторов, определение количественного состава и полномочий комитета кредиторов, избрание членов комитета кредиторов;
  • ? определение дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;
  • ? определение кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий;
  • ? выбор реестродержателя из числа реестродержателей, аккредитованных саморегулируемой организацией;
  • ? решение иных предусмотренных Законом «О несостоятельности (банкротстве)» вопросов.

Собрание кредиторов, принявшее решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении финансового оздоровления, внешнего управления или о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, формулирует требования к арбитражному управляющему и направляет запрос в саморегулирующую организацию о представлении кандидатур таких управляющих.

Временный управляющий по окончании наблюдения обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника, протокол первого собрания кредиторов и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, в том числе обоснование целесообразности введения последующих процедур банкротства.

При окончании процедуры наблюдения арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов принимает решение:

  • ? о введении финансового оздоровления, которое содержит срок финансового оздоровления, план финансового оздоровления (сведения о лицах, предоставивших обеспечение, размере и способах такого обеспечения) и график погашения задолженности, а также может утвердить административного управляющего; это происходит, если есть достаточные основания полагать, что должник обеспечит погашение своих обязательств в соответствии с представленным графиком погашения задолженности;
  • ? введении внешнего управления, которое содержит срок внешнего управления, а также может утвердить внешнего управляющего; это происходит, когда нет оснований для введения финансового оздоровления, но есть достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена;
  • ? признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, которое содержит срок конкурсного производства, а также может утвердить конкурсного управляющего; это происходит при наличии признаков банкротства, установленных Федеральным законом, и при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления и внешнего управления;
  • ? утверждении мирового соглашения.

С даты введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.

При проведении процедуры несостоятельности в целях защиты прав заинтересованных лиц создается коллегиальная комиссия - собрание кредиторов. При банкротстве осуществляет специальные функции и обладает полномочиями в соответствии с нормами стат. 12 Закона № 127-ФЗ от 26.10.02 г. (далее - Закон). Чем занимается этот орган? Что входит в компетенцию собрания кредиторов? Рассмотрим законодательные аспекты в этой статье.

Что такое собрание кредиторов в конкурсном производстве

Собрание кредиторов (СК) - орган, целью деятельности которого является урегулирование взаимоотношений должника с кредиторами. Участие в комиссии принимают как уполномоченные органы, так и те кредиторы, которые уже включены в реестр на день осуществления мероприятия (п. 1 стат. 12 Закона). Участвовать в СК без права на голосование вправе представители следующих категорий лиц:

    Сотрудников фирмы-должника.

    Участников или учредителей компании-должника.

    Владельцев активов должника-УП.

    СРО, членством в которой обладает уполномоченный управляющий (арбитражный).

    Надзорных органов, имеющих право выступать на заседаниях.

Участвовать в СК с правом на голосование могут те конкурсные кредиторы либо уполномоченные органы, требования которых содержатся в соответствующем реестре и обеспечены имущественным залогом фирмы-должника. Точные стадии обозначены в стат. 12 . Исключение представляют залогодержатели-кредиторы, не имеющие права голоса.

В компетенцию СК входит решение нижеперечисленных вопросов (п. 2 стат. 12):

    Принятие решения о необходимости введения санации, внешнего управления, а также об изменении сроков выполнения указанных этапов путем предоставления ходатайства в судебные органы.

    Утверждение и последующее изменение (при необходимости) плана действий при внешнем управлении.

    Утверждение мероприятий в рамках плана финансовой санации должника и принятие оптимального графика погашения обязательств.

    Утверждение доптребований при выборе кандидатур управляющего (конкурсного, административного, внешнего).

    Одобрение кандидатуры управляющего или СРО при утверждении соответствующей должности.

    Одобрение величины вознаграждения (дополнительного) и порядка расчетов с арбитражным управляющим.

    Утверждение повышения фиксированного размера выплат арбитражному управляющему.

    Утверждение реестродержателя из списка аккредитованных СРО.

    Рассмотрение целесообразности подписания мирового соглашения.

    Подача в судебные органы ходатайства о признании фирмы-должника неплатежеспособным (банкротом) и начале процедуры конкурсного производства.

    Рассмотрение вопроса регулирования деятельности кредиторского комитета, включая состав его членов, возможность досрочного прекращения их деятельности.

    Рассмотрение вопросов компетенции кредиторского комитета, включая утверждение кандидатуры представителя СК.

Порядок проведения собрания кредиторов

Регулярная организация и проведение собрания кредиторов осуществляются по инициативе управляющего (п. 1 стат. 12). Кроме указанного лица собрание кредиторов созывается по инициативе (п. 1 стат. 14):

    Кредиторского комитета.

    Конкурсных кредиторов либо уполномоченных органов - только при условии, что величина их требований равна более 10 % от совокупного объема кредиторских требований, входящих в реестр.

    1/3 участников от совокупного количества членов СК.

Место проведения собрания кредиторов совпадает с адресом нахождения фирмы-должника либо его управленческих органов (п. 4 стат. 14). Если же указанное действие совершить невозможно по каким-либо причинам, точное место созыва СК устанавливается управляющим с учетом интересов всех участников. При составлении требования о проведении СК обозначается повестка дня, круг вопросов которой не может быть изменен по желанию арбитражного управляющего (п. 2 стат. 14).

Периодичность проведения собрания кредиторов

Периодичность проведения собрания кредиторов в конкурсном производстве устанавливается по решению управляющего, равно как и место, а также точная дата (п. 4 стат. 14). При этом в соответствии с нормами п. 1 стат. 72 Закона первый созыв должен состояться не позже, чем за 10 дн. до завершения стадии наблюдения. Согласно п. 3 стат. 14 СК осуществляется в 3-недельный срок от момента получения управляющим соответствующего требования членов собрания.

Уведомление о проведении собрания кредиторов

Письменное ознакомление с материалами к собранию кредиторов, а точнее порядок его проведения, устанавливается в сообщении о проведении СК (п. 3 стат. 13 Закона). При этом возможность изучения имеющихся документов должна предоставляться минимально в 5-дневный срок до дня проведения собрания. В обязательном порядке в обязанности управляющего входит рассылка уведомлений о предстоящем СК, то есть направление всем заинтересованным лицам, включая кредиторов, уполномоченных органов и иных лиц, соответствующего сообщения.

Срок для почтовой рассылки такого уведомления составляет минимально 14 дн. до дня созыва собрания. При оповещении иным способом сообщения должны отправляться не позже 5 дн. до даты проведения СК (п. 1 стат. 13 Закона). Если же число уполномоченных органов и кредиторов составляет более 500, уведомление подлежит публичному размещению (п. 2 стат. 13). Если хотя бы один из заинтересованных участников не был уведомлен в законодательном порядке, все решения по вопросам текущей повестки дня СК могут быть обжалованы и признаны недействительными (п. 4 стат. 15). Документ составляется в произвольной форме с указанием всех необходимых сведений.

Уведомление о собрании кредиторов - образец посмотреть .