Основные методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Общие сведения о мониторинге и прогнозировании чс. Источники повышенной опасности

Прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций

Прогнозирование техногенных ЧС - опережающее отражение вероятности появления и развития техногенных ЧС и их последствий на основе оценки риска возникновения пожаров, взрывов, аварий, катастроф.

Прогнозирование техногенных ЧС основано на оценке технического состояния оборудования, техники, оценке человеческого фактора и факторов окружающей среды.

Известно, что технологическое оборудование имеет свой «жизненный цикл». Он обычно начинается с установки, наладки, иногда доработки технологического оборудования на предприятии. Люди, которые его будут обслуживать, как правило, нуждаются в обучении. С началом эксплуатации этого оборудования вероятность аварий значительна как по вине обслуживающего персонала, не имеющего опыта эксплуатации, так и из-за несовершенства самого оборудования. На этом этапе обычно на оборудовании устраняются недостатки, а обслуживающий персонал приобретает опыт его эксплуатации. Очевидно, что в средине «жизненного цикла» величина риска аварий и катастроф минимальна. В дальнейшем, по мере износа оборудования, величина риска в конце «жизненного цикла» растет.

Для более точного прогнозирования величины риска и возможных причин ЧС используют методику прогнозирования, суть которой рассмотрим на примере того же технологического оборудования на предприятии. Она заключается в следующем. Прежде всего, выявляются источники опасности, оборудование, которое может вызвать опасные состояния, и исключают из анализа маловероятные случаи. Обычно источниками опасности являются источники энергии, процессы и условия эксплуатации оборудования.

Источники энергии, представляющие опасность: топливо, взрывчатые вещества, заряженные конденсаторы, емкости под давлением, пружинные механизмы, подвесные устройства, газогенераторы, аккумуляторные батареи, приводные устройства, катапультированные предметы, нагревательные приборы, вращающиеся механизмы, электрические генераторы, статические электрические заряды, насосы, вентиляторы, воздуходувки и др.

Процессы и условия, представляющие опасность: разгон, коррозия, нагрев, охлаждение, давление, влажность, радиация, загрязнения, химическая диссоциация, химическое замещение, механические удары, окисление, утечки, электрический пробой, пожары, взрывы и др.

Прогнозирование ЧС экологического характера обычно проводят учреждения Министерства здравоохранения, Министерство сельского хозяйства и продовольствия и др.

Экологическое прогнозирование - это научное предвидение возможного состояния природных экологических систем, определяемого естественными и антропогенными экологическими факторами.

Чрезвычайные ситуации экологического характера выявляются и прогнозируются при проведении мониторинга окружающей среды государственными структурами. Для получения исходной информации, необходимой для оценки состояния природной среды, используют различные методики исследований.

С помощью приборов обычно измеряют физические и химические параметры среды: величины и спектр шумов, температуру, характеристики электромагнитных полей, характеристики радиоактивного загрязнения среды, характеристики геофизических явлений, концентрации химических загрязнений воздуха, воды, почвы и др. Для прогнозирования ЧС экологического характера измерения отдельных параметров приборами недостаточно. Поэтому для прогнозирования, уточнения прогнозов широко используются и биоиндикаторы.

В Республике Беларусь законодательно установлены допустимые нормы большинства экологических загрязнений, в частности, для химических загрязнений установлены предельно допустимые концентрации (ПДК) и предельно допустимые выбросы (ПДВ) вредных веществ отдельными хозяйственными объектами.

| План проведения занятий на учебный год | Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций

Основы безопасности жизнедеятельности
9 класс

Урок 16
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций




В общей системе мер противодействия чрезвычайным ситуациям первенство отдается комплексу мероприятий, направленных на снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций и смягчение их последствий. Это можно обеспечить, если будет действовать определенная система наблюдения за состоянием и развитием различных природных, техногенных процессов и явлений а также опережающее предвидение либо определение вероятности возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.

Такая система, направленная на наблюдение и предвидение, составляет общее понятие «мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций».

Запомните!

Под мониторингом понимается система постоянного наблюдения за явлениями, процессами, происходящими в природе и техносфере, для предвидения нарастающих угроз для человека и среды его обитания.

Общей целью мониторинга опасных явлений и процессов в природе и техносфере является повышение точности и достоверности прогноза чрезвычайных ситуаций на основе объединения интеллектуальных, информационных и технологических возможностей различных ведомств и организаций, занимающихся вопросами мониторинга отдельных видов опасностей.

Данные мониторинга служат основой для прогнозирования. В общем случае прогнозирование - это творческий исследовательский интерес, в результате которого получают данные о будущем состоянии какого-либо объекта явления, процесса.

Запомните!

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций - это опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем.

Прогнозирование включает в себя ряд элементов. Один из них - информация об объекте прогнозирования (природном явлении), раскрывающая его поведение в прошлом и настоящем, а также закономерности этого поведения.

В основе всех методов, способов и методик прогнозирования лежит эвристический или математический подход.

Суть эвристического подхода состоит в оценке мнений специалистов-экспертов. Он находит применение для прогнозирования процессов, формализовать которые нельзя.

Математический подход заключается в использовании имеющихся данных о некоторых характеристиках прогнозируемого объекта, их обработке математическими методами, получении зависимости, связывающей указанные характеристики со временем, и вычислении с помощью найденной зависимости характеристик объекта (техногенного процесса) в данный момент времени.

Прогнозирование в большинстве случаев является основой предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В режиме повседневной деятельности прогнозируется вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций - факт возникновения чрезвычайного события, его место, время и интенсивность, возможные масштабы и другие характеристики предстоящего происшествия.

При возникновении чрезвычайной ситуации прогнозируется ход развития обстановки, эффективность тех или иных намеченных мер по ликвидации чрезвычайной ситуации, необходимый состав сил и средств. Наиболее важным из всех этих прогнозов является прогноз вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций. Его результаты могут быть в основном эффективно использованы для предотвращения чрезвычайных ситуаций (особенно в техногенной сфере, а также для защиты от некоторых природных бедствий), заблаговременного снижения возможных потерь и ущерба, обеспечения готовности к ним, определения оптимальных превентивных мер.

Для прогнозирования возникновения техногенной чрезвычайной ситуации мониторинг организуется на конкретных объектах экономики. Так, например, на химически опасных объектах важно контролировать параметры, обеспечивающие хранение ядовитых веществ при заданных давлении и температуре, надежности технологических устройств (трубопроводов, задвижек, насосов, клапанов, приводов, датчиков резервуаров, теплоизоляции, компрессоров), а также устойчивость конструкций объектов к воздействию проектных нагрузок.

В прогнозировании опасных природных процессов используются два подхода.

Первый подход основан на изучении предвестников конкретных катастрофических природных явлений и анализе информации, полученной от сетей мониторинга.

Второй подход опирается на математические расчеты на основе имеющихся статистических данных.

В 1997 г. в МЧС России была развернута территориально распределенная система приема и анализа авиационно-космической информации. Система предназначена для оперативного выявления природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, мониторинга потенциально опасных территорий и объектов, обеспечения информацией органов управления федерального и территориального уровней РСЧС.

С помощью данной системы территория страны контролируется для выявления предвестников чрезвычайных ситуаций, оценки динамики их развития и определения масштабов распространения.

По данным МЧС России, практически во всех субъектах РФ созданы территориальные центры мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, 62 из которых уже в 2004 г. функционировали на штатной основе.

Благодаря этому в течение 2005-2006 гг. на основе прогнозных данных были разработаны и реализованы меры по безаварийному пропуску паводковых вод, подготовке к пожароопасному сезону, что позволило предотвратить целый ряд чрезвычайных ситуаций.

Вопросы

1. С какой целью создана система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и какие мероприятия она в себя включает?

2. Как осуществляется мониторинг на отдельных объектах экономики для прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера?

3. Какие основные подходы используются для прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного характера?

4. Какая система и с какой целью была создана МЧС России для оперативного выявления природных и техногенных чрезвычайных ситуаций?

5. Почему прогноз вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций является наиболее важным?

Задание

Объясните, какую роль, по вашему мнению, оказывают мониторинг и прогнозирование ЧС для смягчения их последствий.

И т.п.), которые являются источниками чрезвычайных ситуаций, а также динамики развития ситуаций, определения их масштабов с целью решение задач по предупреждению и организации ликвидации бедствия.

Деятельность по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является многоплановой. Она осуществляется многими организациями (учреждениями) с использованием многих методов и средств. Так, например, мониторинг и прогноз событий гидрометеорологического характера осуществляется учреждениями Госкомгидромета , который кроме того ведет мониторинг состояния и загрязнения атмосферы, воды и почвы.

Сейсмические наблюдения и прогноз землетрясений в стране осуществляется системой сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений, в которую входят учреждения и системы наблюдения Национальной академии наук, МЧС, Минобороны и Госстроя.

Важную роль в деле мониторинга играет Минэкологии, которое осуществляет общее руководство государственной системы экологического мониторинга.

Министерство здравоохранения через территориальные органы санитарно-эпидемиологического надзора организует и осуществляет социально-гигиенический мониторинг и прогнозирование в этой сфере.

Мониторинг состояния техногенных объектов и прогноз аварийности осуществляют Госгортехнадзор, Госатомрегулирование, а также надзорные органы в составе министерств и ведомств, в том числе и МЧС.

Следует подчеркнуть, что качество мониторинга и прогноз чрезвычайных ситуаций главным образом влияет на эффективность деятельности в области уменьшения рисков их возникновения и масштабов.

Методическое руководство и координация деятельности системы мониторинга и прогнозирования ЧС на государственном уровне осуществляется МЧС, в частности управлением прогнозирования, которое в перспективе должно быть превращенным в Службу прогнозирования.

Прогноз рисков ЧС на территории страны в целом осуществляет МЧС во взаимодействии с другими центральными органами исполнительной власти.

Как показывает многолетний опыт, без учета данных мониторинга и прогнозирования ЧС невозможно планировать развитие территорий, принимать решения на строительство промышленных и социальных объектов, разрабатывать программы и планы по предупреждению и ликвидации возможных ЧС.

От эффективности и качества проведения мониторинга и прогнозирования зависит эффективность и качество программ, планов и принятия решений по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.


В основу мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций и уменьшению возможных потерь и ущерба от них возложены конкретные превентивные меры научного инженерно-технического и технологического характера, которые осуществляются по видам природных и техногенных опасностей и угроз. Значительная часть этих мероприятий осуществляется в рамках инженерного, радиационной, химической, медицинской, медико-биологического и противопожарной защиты населения и территорий от ЧС.

Предотвращения большинства опасных природных явлений связано со значительными трудностями по причине невозможности сопоставить их мощность с возможностями людей.

Однако, существует целый ряд опасных природных явлений и процессов, негативное развитие которых можно остановить целенаправленной деятельностью людей. К ним можно отнести меры по предупреждению градобития, предотвращениювосхождения лавин, заблаговременному срабатыванию селевых озер и тех, которые образовались вследствие завалов русел горных рек, а также другие случаи, когда систематическое снижение накопленного потенциала опасных природных явлений является эффективным.

Превентивные меры по снижению возможных потерь и убытков, уменьшения масштабов ЧС также являются многочисленными и многоплановыми и осуществляются по ряду направлений.

Одним из направлений снижения масштабов ЧС является строительство и использование защитных сооружений различного назначения. К ним следует отнести гидротехнические защитные сооружения, которые защищают водоемы и водотоки от распространения радиационного и химического загрязнения, а также сооружения, защищающие сушу и гидросферу от других поверхностных загрязнений. Гидротехнические сооружения (плотины, шлюзы, дамбы и т.д.) используются для защиты от наводнения. К этим мерам следует отнести также и берегоукрепительные работы. Для уменьшения убытков от оползней, селей, лавин применяются защитные инженерные сооружения на коммуникациях и в населенных пунктах горной местности.

Другим направлением уменьшения масштабов ЧС являются меры по повышению физической устойчивости объектов к воздействию повреждающего фактора в случае аварий, природных и техногенных катастроф .

Указанные направления превентивных мер могут быть объединены в одно - инженерная защита территорий и населения от повреждающего воздействия стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф.

Важным направлением превентивных мер, способствующих уменьшению масштабов ЧС (особенно в части потерь) является создание и использование систем своевременного оповещения населения, персонала объектов и органов управления, которое позволяет принять своевременные меры по защите населения.

К организационным мероприятиям этого направления следует отнести: охрану труда и соблюдение правил безопасности, содержание в готовности убежищ и укрытий, санитарно-эпидемические и ветеринарно-противоэпизоотические мероприятия, заблаговременное отселение или эвакуация населения из опасных зон, обучение населения, содержание в готовности органов управления и сил к ликвидации последствий ЧС.

Планирование мер осуществляется в рамках планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС, которые разрабатываются на всех уровнях системы гражданской защиты. К этим планам входят мероприятия инженерно-технического, технологического характера, организационные и экономические меры. Практические меры, которые требуют значительных финансовых и материальных затрат, решаются в рамках национальных, государственных и территориальных целевых программ по предотвращению ЧС.

Конкретные мероприятия по предотвращению ЧС реализуются при подготовке объектов и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях ЧС. Эта подготовка осуществляется путем проведения уже проведенных отдельных мероприятий.

Территория города, с учётом преимущественно функционального назначения, делится на пригодную для проживания, производственную и ландшафтно-рекреационную.

Кроме того, выделяются зоны возможного опасного землетрясения, возможного катастрофического затопления, возможных опасных геологических явлений, радиоактивного загрязнения, химического заражения, пограничная зона, зона возможных разрушений в результате вооруженного конфликта, возможного образования завалов, внегородская зона, для которых также разрабатываются и проводятся мероприятия по предотвращению ЧС.

Следует заметить, что с целью обеспечения безопасности населения особенное внимание уделяется размещению потенциально опасных объектов и пригодных для проживания территорий.

В районах, которые поддаются влиянию землетрясений, наводнения, селей, оползней, обвалов должно быть предусмотрено местное зонирование территорий. В зонах с наибольшей степенью риска размещаются парки, сады, открытые спортивные площадки и другие свободные от застройки площади и элементы инфраструктуры.

В сейсмических районах целесообразно расчленять планировочную структуру городов и рассредоточенное размещение объектов экономики, особенно пожаро- и взрывоопасных объектов. Для городов, расположенных в районах с сейсмической опасностью 7-9 баллов, как правило, должны применяться двухсекционные жилые дома, высотой не более как 4-этажей, а также малоэтажная застройка с приусадебными участками.

При планировании населенных пунктов необходимо обеспечить снижение пожарной опасности застройки и улучшения санитарно-гигиенических условий проживания населения.

При планировании строительства и реконструкции городских и сельских поселений должна быть предусмотрена единая система транспорта, которая бы обеспечивала удобные, быстрые и безопасные транспортные связки. Аэродромы следует размещать на таком расстоянии от населенных территорий, которое бы обеспечивало безопасность полетов и допустимые уровни авиационного шума и электромагнитных излучений.

Сооружения морских и речных портов размещаются за пределами населенных территорий. Железные дороги отделяются от жилищной застройки санитарно-защитной зоной с учетом пожаро - и взрывоопасных грузов, а также допустимых уровней шумов и вибрации.

Жилищные районы необходимо размещать с наветренной стороны относительно производственных предприятий, которые являются источниками загрязнения атмосферного воздуха, а также имеют повышенную пожарную опасность. Составы, в которых хранятся ядохимикаты, боеприпасы, удобрения, взрыво- и пожароопасные составы и производства, очистные сооружения, размещаются с подветренной стороны относительно населенных территорий.

Территории городских и сельских поселений, курортные зоны и места массового отдыха размещаются выше по течению рек и водоемов относительно выпусков производственных и хозяйственно-бытовых вод.

Проекты поселений должны предусматривать создание по берегам водохранилищ водоохранных зон. В водоохранных зонах запрещается размещение полигонов для твёрдых, бытовых и промышленных отходов, складов нефтепродуктов и минеральных удобрений, а также жилых домов и баз отдыха.

Размещение складов государственных материальных резервов, складов и перевалочных баз нефти и нефтепродуктов, складов взрывчатых материалов и базисных складов химически опасных веществ осуществляется рассредоточено за пределами территорий городов и их земельных зон в отделенных складских районах пригородной зоны с соблюдением санитарных и противопожарных норм. Полигоны для утилизации, обеззараживания и захоронения твердых бытовых и токсичных промышленных отходов размещаются на безопасном расстоянии от населенных пунктов.

Большое значение для предотвращения ЧС имеют инженерно-технические мероприятия. Они планируются и осуществляются в районах геологических процессов. Инженерная защита от одного или от нескольких опасных геологических процессов планируется и осуществляется независимо от ведомственной принадлежности территории, которая защищается, и объектов в рамках единой системы мероприятий относительно предотвращения чрезвычайных ситуаций.

Назначение мониторинга и прогнозирования - наблюде­ние, контроль и предвидение опасных явлений природы, про­цессов техносферы, внешних дестабилизирующих факторов (вооруженных конфликтов, террористических актов и т.п.).

Мониторинг и прогнозирование позволяют выявить источ­ники чрезвычайных ситуаций, проследить динамику их раз­вития, определить масштабы, а также решить задачу преду­преждения и организовать ликвидацию последствий стихий­ных бедствий.

Важную роль в деле мониторинга и прогнозирования чрез­вычайных ситуаций выполняет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которое осущест­вляет общее руководство государственной системой экологи­ческого мониторинга и занимается координацией деятельности в области наблюдений за состоянием окружающей при­родной среды.

Министерство природных ресурсов и экологии осуществляет мониторинг источников антропогенного воздействия на природную среду; наземной флоры и фауны, в том числе чесов; водной среды в местах водозабора и сброса сточных вод.

Мониторинг опасных геологических процессов включает в себя три подсистемы контроля: контроль экзогенных (т.е. про­исходящих на поверхности Земли или в верхней части зем­ной коры) геологических процессов; контроль эндогенных (т.е. протекающих в недрах Земли) геологических процессов и контроль подземных вод.

Мuнucmepcmвoздравоохранения и социального развития Российской Федерации через территориальные органы санитарно-эпидемиологического надзора организует и осу­ществляет социально-гигиенический мониторинг и прогно­зирует обстановку в этой области.

Надзор за состоянием техногенных объектов и прогнози­рование аварийности осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и Либеральная служба по экономическому, технологическо­му и атомному надзору (Ростехнадзор). Надзорные органы имеются в составе федеральных органов исполнительной власти и в составе органов исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации. На крупных предприятиях и в организациях функционируют по промышленной безопас­ности.



Основными задачами прогнозирования чрезвычайных си­туаций являются:

Выявление вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций (опасных природных явлений, техногенных аварий, экологических бедствий, эпидемий и т.п.);

Выявление возможных масштабов чрезвычайных ситу­аций и определение размеров зон бедствия;

Выявление краткосрочных и длительных последствий при возникновении чрезвычайных ситуаций, определе­ние временных интервалов;

Оценка требующихся сил и средств для ликвидации про­гнозируемых чрезвычайных ситуаций.

Вопросы, связанные с содержанием информации, поряд­ком ее получения, а также вопросы оплаты на федеральном и территориальном уровнях определяются соответствующи­ми нормативными правовыми актами в рамках РСЧС и ее территориальных подсистем.

Под выявлением обстановки понимается сбор и обработка исходных данных о чрезвычайных ситуациях, определение размеров зон бедствия и нанесение их на карту (план).

Прогнозная оценка обстановки включает в себя определение влияния поражающих факторов источников чрезвы­чайных ситуаций на работу объектов экономики и жизнедеятельность населения. Однако она не носит исключительно описательный характер. В прогноз всегда закладываются ва­рианты действия сил быстрого реагирования и сил по ликви­дации последствий чрезвычайных ситуаций. Выполнение на­меченных задач обеспечивает впоследствии минимальные по­тери или вообще исключает потери.

Выявление чрезвычайных ситуаций и оценка обстановки осуществляется в три этапа:

1) заблаговременное выявление по прогнозу и оценка об­становки по возможным параметрам ЧС с учетом преоблада­ющих среднегодовых метеоусловий;

2) выявление и оценка обстановки после ЧС;

3) выявление и оценка фактической обстановки по данным разведки.

Полученные данные необходимы для уточнения ранее при­нятых решений по защите населения и проведение работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Вопросы для самоконтроля

1. Каково назначение мониторинга и прогнозирования чрезвычай­ных ситуаций?

2. Укажите роль Министерства природных ресурсов России при проведении мониторинга и прогнозирования чрезвычайных си­туаций.

3. Какие органы осуществляют социально-гигиенический мони­торинг и прогнозирование обстановки в этой области?

4. Какими органами осуществляется мониторинг состояния тех­ногенных объектов и прогноз их аварийности?

5. Назовите основные задачи прогнозирования чрезвычайных си­туаций.

6. Назовите этапы выявления и оценки обстановки при чрезвы­чайных ситуациях.

3.6. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени

Оповещение - это предупреждение о возможном на­падении противника или чрезвычайной ситуации.

В результате чрезмерной концентрации промышленности и отдельных регионах, усложнения технологических процес­сов, использования значительного числа опасных веществ различного происхождения, износа оборудования и прочих факторов наблюдается рост количества аварий и катастроф, и влекущих за собой большое число человеческих жертв, воз­растает материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций. Все это вынуждает повысить оперативность и надежность управ­ления процессами предупреждения и ликвидации послед­ствий ЧС.

Для оперативного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях как мирного, так и военного времени структуры гражданской обороны и МЧС должны быть обеспечены самы­ми современными средствами связи. Это позволяет заранее предупреждать население, органы власти, предприятия, ор­ганизации, учреждения и учебные заведения о возникнове­нии чрезвычайных ситуаций и, следовательно, адекватно реа­гировать на них. Нельзя забывать, что главная задача в лю­бой чрезвычайной ситуации - в максимальной степени со­кратить потери в людях и материальных ценностях.

Оповестить население - значит предупредить его о надви­гающемся наводнении, землетрясении или о другом стихий­ном бедствии. В условиях военного времени населению сообщается о возможных поражающих факторах при применении оружия массового уничтожения.

Для оповещения используются все средства проводной, радио- и телевизионной связи. Время здесь - главный фак­тор. В экстремальных ситуациях терять его никак нельзя. Часто именно время решает судьбу людей.

В России широко распространена радиотрансляционная сеть. Подавляющее большинство предприятий, объектов сель­ского хозяйства, учебных заведений имеют свои радиоузлы. Это дополняется не менее мощной системой федеральных, республиканских, краевых и областных телевизионных цен­тров и ретрансляторов. К этой же системе относится развитая сеть электрических сирен, расположенных на крышах зданий в городах и в цехах на производстве. Совокупность средств связи создает благоприятные условия для оповещения насе­ления о возникновении чрезвычайных ситуаций и дает воз­можность быстро проинформировать людей о случившемся, объяснить правила поведения в конкретно сложившихся условиях экстремального характера.

По фильмам военных лет вам известно, что завывания си­рен и прерывистые гудки предприятий означали воздушную тревогу. В наши дни это сигнал «Внимание всем!». Услышав вой сирен, надо немедленно включить телевизор или радио­приемник и по местным каналам слушать сообщение органов власти или штаба по делам гражданской обороны и чрезвы­чайным ситуациям.

На весь период ликвидации последствий стихийных бед­ствий (аварий) радиоприемники (лучше всего на батарейках, так как электрические (кабельные) сети могут быть повреж­дены) необходимо держать постоянно включенными. Мест­ные радиотрансляционные узлы переводятся на круглосуточ­ную работу.

На каждый случай чрезвычайных ситуаций местные ор­ганы власти совместно со штабами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям заранее заготавливают варианты текстовых сообщений, учитывающие специфиче­ские условия бедствия. (Напомним вам, что вероятные сти­хийные бедствия, аварии и катастрофы прогнозируются.)

К примеру, произошла авария на промышленном объекте. Воз­можен такой вариант текста: «Внимание! Говорит штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города (области). Граждане! Произошла авария на хлопчатобумажном комбинате с выбросом хлора - сильнодействующего ядовитого вещества. Обла­ко зараженного воздуха распространяется в юго-западном направ­лении. В зону химического заражения попадают... улицы. Населе­нию, проживающему на этих улицах, из помещений не выходить. Следует закрыть окна и двери, произвести герметизацию квартир. В подвалах и нижних этажах укрываться категорически запреща­ется, так как хлор тяжелее воздуха в 2,5 раза и заходит во все ни­зинные места. Населению, проживающему на улицах... следует не­медленно покинуть жилые дома, предприятия и учреждения и вы­водить в районы.... Прежде чем выйти на улицу, наденьте ватно- марлевые повязки, предварительно смочив их водой или 2%-ным раствором питьевой соды. Сообщите об этой информации соседям. В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями». Тикая информация с учетом того, что она будет повторена несколь­ко раз, рассчитана примерно на пять минут.

Отсутствие информации или ее недостаток способствует возникновению слухов, а слухи - это среда для возникновения панических настроений. Доказано, что паника может принести значительно больше негативных последствий, чем само стихийное бедствие или авария. Очень важно, чтобы ин­формация, данная населению, была правильно понята и из нее сделаны разумные выводы.

При возникновении воздушной, химической или радиаци­онной опасности сначала звучат сирены (сигнал «Внимание всем!»), а затем следует информация.

Например: «Внимание! Говорит штаб по делам гражданской обо­роны и чрезвычайным ситуациям. Граждане! Воздушная тревога!» Далее очень коротко диктор напоминает, что надо сделать дома, что мзять с собой, где укрыться.

Принятая и действующая ныне система оповещения име­ет существенные преимущества. Во-первых, вой сирен дает возможность привлечь внимание всего населения города или района. Во-вторых, благодаря средствам связи (теле- и ради­отрансляционная сеть) каждый может получить точную ин­формацию о происшедшем событии, услышать напоминание о правилах поведения в конкретных условиях. И наконец, в-третьих, современную систему оповещения можно приме­нять как в мирное время - при стихийных бедствиях и ава­риях, так и в военное время.

Чтобы оперативно оповещать население об авариях на атомных электростанциях, химических предприятиях, ги­дроузлах и других объектах, где особенно велика опасность катастроф, в настоящее время создаются так называемые локальные системы оповещения. С их помощью можно свое­временно оповещать не только рабочих и служащих этих объ­ектов, но и руководителей предприятий, учреждений, орга­низаций, учебных заведений, находящихся вблизи, а также население, попадающее в зоны возможного заражения, раз­рушения, катастрофического затопления. Границы таких зон, естественно, определяются заранее. В самостоятельную си­стему оповещения объединяются все предприятия, учрежде­ния и населенные пункты. Вместе с тем локальные системы, хотя и самостоятельны, являются частью территориальной (республиканской, краевой, областной) системы централизо­ванного оповещения.

Главное преимущество локальных систем - их оператив­ность, которая так необходима в условиях аварий и катастроф. В критической ситуации дежурный диспетчер сам принимает решение и немедленно подает сигнал. Первоначально он вклю­чает сирены промышленного объекта и близлежащего жилого массива, звук которых означает «Внимание всем!». Затем сле­дует речевая информация, поясняющая порядок действий на­селения в создавшейся обстановке. Локальная система должна включаться очень быстро, чтобы информация об угрозе дошла до граждан раньше, чем, скажем, дойдет зараженный воздух, и чтобы осталось время для выполнения мер защиты.

Кроме технической стороны дела здесь есть и другая - че­ловеческая. От компетентности и ответственности дежурного персонала потенциально опасных объектов зависит очень мно­гое. Быстро, почти мгновенно оценить обстановку и немед­ленно включить систему оповещения - вот главное требова­ние к тем, кто несет дежурство на диспетчерском пункте.

Ответственность за организацию оповещения несут началь­ники штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям всех рангов, а непосредственное обеспечение и поддержание связи в исправном состоянии осуществляют на­чальники областных, городских и районных узлов связи. Они отвечают за техническое состояние аппаратуры, кабельных и воздушных линий, организуют аварийно-восстановительные и ремонтные работы на сооружениях и коммуникациях. Для выполнения этих задач в их распоряжении находятся спе­циализированные формирования.

Вопросы для самоконтроля

1. Что означает термин «оповещение»?

2. Для каких целей организуется оповещение населения?

3. Какие технические средства используются для оповещения на­селения?

4. Каков порядок оповещения населения о чрезвычайных ситуа­циях?

5. Что необходимо сделать, услышав завывание сирен и прерыви­стые гудки предприятий?

6. Что должна содержать речевая информация о чрезвычайных ситуациях?

7. Где создаются локальные системы оповещения и в чем их пре­имущества?

8.На кого возложена ответственность за организацию оповеще­ния и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени?

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ

Контрольная работа

По Гражданской Обороне

на тему:

Прогнозирование обстановки при возникновении ЧС природного характера.

Выполнил:

студент 3 курса 2 группы ТФ

специальности 050104.65

Безопасность жизнедеятельности

Лодягин Павел Евгеньевич

Введение…………………………………………………………………………3

1.Определение ЧС………………………………………………………………4

2.Основные виды ЧС природного характера………………………………….4

3.Природные ЧС и прогнозирование. ………………………………………….6

4.Понятие об обстановке и прогнозировании при угрозе и возникновении ЧС…………………………………………………………………………………9

5.Мониторинг и прогнозирование ЧС…………………………………………13

Список литературы……………………………………………………………..20

Введение.

Природные катастрофы страшны своей внезапностью и большой разрушительной силой, за короткий промежуток времени они способны унести множество человеческих жизней, опустошить территорию, разрушить дома, коммуникации, уничтожить имущество, вывести из нормального процесса жизнедеятельности целые регионы. Однако такие определения природных процессов как «катастрофичность» и «стихийность» во многом относительны, т.к. характеризуют больше не сами процессы, а их восприятие людьми. Для прогнозирования стихийных бедствий и эффективной ликвидации их последствий необходимы глубокие и обширные знания об их генезисе, причинах возникновения, характере и механизме их проявления. Своевременный и точный прогноз - главное условие успешной и эффективной защиты от природных чрезвычайных ситуаций, то есть является частью процесса управления риском. Но следует отметить, что не менее важно и планирование действий ликвидаторов чрезвычайных ситуаций, развитие планов реагирования при возможном проявлении тех или иных стихийных процессов. Только таким образом может быть достигнут эффект минимизации ущерба от стихийных бедствий. Управление риском - это системный подход, используемый при принятии политических решений, при осуществлении процедур и практических мероприятий по предупреждению или уменьшению бедствий, представляющих опасность для населения, экономики, приносящих вред окружающей среде. При этом анализ риска является частью этого системного подхода и представляет собой систематическое использование имеющейся информации для выявления опасностей и оценки риска для отдельных групп населения и природной среды. Анализ риска направлен на выявление опасностей и оценку степени риска. Понятие риск всегда включает два элемента: частоту, с которой происходит то или иное опасное событие, и последствия этого опасного события. То есть применение понятия риска позволяет переводить опасность в разряд измеряемых величин. Использование доступной информации, научно обоснованных прогнозов оценки опасности стихийных бедствий помогают надежнее оценить риск. Эффективность оценки риска зависит от многих факторов. В первую очередь от правильности выбранной методики, точности ее расчетов, а также от уровня технологического оснащения при практическом применении методик, имеется в виду: наличие базы данных, длительность и пространственно-временной охват наблюдений за природными процессами, способы осуществления мониторинга окружающей среды. Важно и решение организационных вопросов: привлечение квалифицированных и компетентных специалистов, занимающихся оценкой риска, выбор объекта для анализа, финансирование, согласованные действия всех заинтересованных структур. Высокой эффективностью могут обладать прогнозы, основанные на анализе природных факторов с моделированием перспективы развития ситуации.

1. Определение ЧС.

ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, а также значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности. ЧС классифицируются по характеру источника и по масштабам.

ЧС природного характера можно подразделить на:

геологические (землетрясения, извержения вулканов, оползни, сели, снежные ла-

метеорологические (ураганы, бури, снежные бури, смерчи);

гидрологические (цунами, наводнения заторы, зажоры, нагоны);

природные пожары (лесные, торфяные, степные);

массовые заболевания (эпидемии, эпизоотии (животных), эпифитотии (расте-

2. Основные виды ЧС природного характера.

Рассмотрим отдельные характеристики наиболее часто встречающихся ЧС природного характера и их последствий.

Землетрясения – это подземные толчки и колебания земной поверхности, вызванные в основном геофизическими причинами под действием тектонических сил

Наводнения – это значительное затопление местности в результате подъема уровня воды в реке, озере, водохранилище, вызываемого притоком воды в периоды снеготаяния или ливней, ветровых нагонов воды, при заторах льда на реках, прорыве плотин и ограждающих дамб, завалах рек при землетрясениях, горных обвалах или селевых потоках.

Оползни – это скользяще смещение масс горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести.

Сель (селевый поток) – бурый грязевой или грязекаменный поток, состоящий из смеси воды и обломков горных пород, внезапно возникающий в бассейнах небольших

горных рек.

Снежные лавины также относятся к оползням и возникают также, как и другие оползневые смещения. Силы сцепления снега переходят определенную границу и силы гравитации вызывают скольжение снежных масс по склону

Ураганы, тайфуны, штормы, бури, смерчи эти явления природы представляют собой чрезвычайно быстрые перемещения воздушных масс, зачастую имеющие катастрофические последствия.

Ураган – это ветер большой разрушительной силы и значительной продолжитель ности, скорость которого примерно равна 32 м/с и более (12 баллов по шкале Бофорта).

Буря – это ветер, скорость которого меньше скорости урагана и может достигать 15-20 м/с. Сильную бурю иногда называют штормом.

Шторм при движении воздушных масс над поверхностью моря (океана) вызывает сильное волнение.

Смерч (торнадо) вихревое движение воздуха, возникающее в грозовом облаке, а затем распространяющееся в виде черного рукава к земле.

Метели, бураны, пурга, вьюга, снежные заносы характеризуются перемещением огромных масс снега с большой скоростью (50-100 км/ч) в течение от нескольких часов до нескольких суток.

Ландшафтные пожары имеют причинами возникновения неосторожное обраще ние с огнем, нарушение правил пожарной безопасности, удары молний, а также самовоз горание торфа и сухой растительности. В целом, по статистике, до 90% пожаров возникает по вине человека и только 8-10% - от молний.

Лесные пожары по интенсивности горения подразделяются на слабые, средние и сильные, а по характеру горения на низовые и верховые, беглые и устойчивые.

Лесные низовые пожары характеризуются горением лесной подстилки, надпочвенного покрова и подлеска без захвата крон деревьевЛесные верховые пожары развиваются, как правило, из низовых и характеризуются горением крон деревьев. При устойчивом верховом пожаре огнем охватываются не только кроны, но и стволы деревьев. Пламя охватывает весь лес от почвенного покрова и до вершин деревьев и распространяется со скоростью 5-8 км/ч.

Подземные пожары возникают иногда, как продолжение лесных. Заглубление пожара начинается у стволов деревьев и распространяется со скоростью от нескольких сантиметров до нескольких метров в сутки.

Торфяные пожары могут возникать и самостоятельно, без связи с лесными. Опасность их состоит в том, что после горения в земле остаются пустоты, в которые могут проваливаться люди, животные, техника.

Таким образом, лесные и торфяные пожары – опасные стихийные бедствия, в результате которых уничтожаются материальные ценности, возможна гибель людей и животных.

Помимо поражающих факторов – высокой температуры, пламени, способных вызвать возгорания в населенных пунктах, на сельскохозяйственных объектах и т.п., задымления больших районов, пожары вызывают тяжелые психологические последствия у людей.

Степные (полевые) пожары возникают на открытой местности при наличии сухой травы или созревших хлебов. Они носят сезонный характер и чаше бывают летом, реже –весной и практически отсутствуют зимой.

3. Природные ЧС и прогнозирование.

Население и территория Земли с многочисленными объектами хозяйства подвержены негативным воздействиям более 50 опасных природных и техногенных процессов.

В зависимости от конкретных природно-климатических условий и гелиофизических факторов каждого года (или ряда лет) повышается риск одних из них и снижается риск других.

В последние годы наметилась тенденция уменьшения числа стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций природного характера. Это вызвано как естественно-природными, так и социально-экономическими причинами, заключающимися в поступательном развитии экономики в последние 3 года и увеличении расходов на текущие и капитальные защитные мероприятия.

С точки зрения возможности проведения превентивных мероприятий опасные природные процессы, как источник чрезвычайных ситуаций, могут прогнозироваться с очень небольшой заблаговременностью.

В последние годы в связи с общими тенденциями изменения климата отмечается потепление почти на всей территории и повышается опасность засух и пожаров в лесных массивах.

Прогнозируется увеличение частоты неблагоприятных краткосрочных явлений (внеурочных периодов аномально теплой погоды и заморозков, сильных ветров и снегопадов и т.п.). Ожидается уменьшение повторяемости особо опасных ливневых и длительных дождей, и других особо опасных явлений, связанных с увлажнением. Отмечаемое в последние годы уменьшение периода изменений погоды - 3-4 дня против обычных 6-7 дней - вызовет определенные трудности в прогнозировании стихийных гидрометеорологических явлений, что скажется на степени оперативности оповещения о них и, в большей степени, на возможность прогнозирования их последствий.

По-прежнему, особенно актуальным остается вопрос изменений локального климата и локальных погодных условий применительно к городским поселениям, в особенности, к крупным городским агломерациям, где независимые от естественных погодных условий факторы трансформируют метеорологические процессы до совершенно непредсказуемых проявлений.

Наводнения, паводковая обстановка

К регионам, которым наводнения наносят наибольший ущерб, относятся области с широкими устьями рек. Научно обоснованный прогноз гидрологического режима рек выполняется Белгидрометом в конце зимы на основании оценки сформировавшихся запасов снега.

Можно ожидать снижение риска весенних наводнений при более низкой водностью рек.

Затопления от наводнений заторного типа, которые мало зависят от уровня водности года, следует ожидать в апреле-мае. Тревогу вызывает неудовлетворительное техническое состояние подпорных гидротехнических сооружений как крупных, так и мелких водохранилищ.

Ситуацию может осложнить обстоятельство, когда гидротехнические сооружения малых и средних водохранилищ могут оказаться бесхозными, что создает в случае интенсивного таяния снега весной или продолжительных дождей летом и осенью повышенную угрозу их прорыва.

Ветры, дожди, град

Прогноз сильных ветров и интенсивности дождей имеет кратковременную заблаговременность (от нескольких суток до нескольких часов). Сильные ветры со скоростью свыше 20 м/сек и ливневые осадки могут наблюдаться на территории практически всех областей.

При сохраняющейся тенденции наибольшее количество сильных ветров следует ожидать в период с мая по август.

Наиболее возможно возникновение смерчей в центральных районах, причем чаще всего они наблюдаются в июне-июле. В последние годы наблюдается уменьшение числа смерчей, что предположительно связано с ростом повторяемости западной формы циркуляции атмосферы.

В 2003 году возможно уменьшится количество опасных ливневых длительных дождей в целом по Республике.

Максимум повторяемости града (4-5 раз в год), который наносит наибольший ушерб сельскохозяйственным посевам и населенным пунктам.

Количество чрезвычайных ситуаций, вызванных сильными ветрами, дождями и градом, в основном, сохраниться на прежнем уровне, либо будет увеличиваться за счет проявления плохо прогнозируемых локальных метеопроцессов на фоне значительного износа объектов коммунального хозяйства и социальной сферы.

Эрозия берегов

В виду сворачивания в последние годы берегоукрепительных работ и износа существующих берегозащитных сооружений серьезно возросла угроза крупномасштабных обрушений объектов экономики и жизнеобеспечения, расположенных в непосредственной близости от разрушающихся берегов рек и водохранилищ. Особую тревогу вызывает вероятность разрушения канализационных коллекторов с последующим сбросом больших объемов загрязненных вод в речные системы.

Карстовые процессы.

Карстовые процессы. Повышенная опасность возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных активизацией карстовых процессов, характерна для урбанизированных территорий, испытывающих техногенное подтопление.

Опасность проявления карстовых процессов высока в крупных городах, причем их активизация вызывается, как правило, несоблюдением норм строительства и эксплуатации городских подземных коммуникаций, а также нерациональной подземной разработкой полезных ископаемых.

Природные пожары

Методы долгосрочного прогнозирования до настоящего времени не получили практического подтверждения. Как показывает мировой опыт реальное прогнозирование возникновения и развития пожарной обстановки возможно только с заблаговременностью не более 5 дней, но достоверность даже таких краткосрочных прогнозов не превышает 50%.

Какая-либо достоверная оценка пожароопасного сезона может быть дана не ранее марта на основании данных Белгидромета об основных составляющих водного баланса на начало снеготаяния, сроках снеготаяния и предположительного метеорологического прогноза температурного и осадочного режимов.

Однако на территории областей есть традиционно опасные регионы, пожарный сезон в которых каждый год бывает напряженным. Как обычно сложная пожарная обстановка ожидается преимущественно в южных районах.

Основные весенние пожары пройдут как обычно в апреле-мае. С точки зрения вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций наибольшую опасность могут представлять летне-осенние пожары. Основной причиной возгораний остается в основном антропогенный фактор - порядка 90%, в северо-западных районах страны - антропогенный фактор - 60% и грозовые разряды - до 40%.

Достаточно высока вероятность развития торфяных пожаров, чему также способствует свертывание профилактических мероприятий на объектах торфодобывающей отрасли.

4. Понятие об обстановке и прогнозировании при угрозе и возникновении ЧС.

Оперативная обстановка – это совокупность факторов и условий сложившихся к определенному времени на ОХД или территории при угрозе и возникновении ЧС и негативно влияющая на жизнедеятельность территории, угрожающая жизни и здоровью населения.

Основными из них являются:

параметры и масштабы ЧС;

сведения о размещении населения и ОХД;

состояние системы защиты населения и территорий в ЧС;

результаты воздействия ЧС на территорию, население, ОХД; силы и средства противодействия;

физико-географические, гидрографические и метеорологические условия;

экономическое положение и санитарно-эпидемиологическое состояние территорий;

характеристика городов, районов, населенных пунктов и ОХД, как элементов среды обитания;

время, предоставленное для подготовки и выполнения задач реагирования.

По масштабам обстановка может быть простой, умеренной, сложной и катастрофической, а в зависимости от среды распространения опасного фактора –атмосферной, гидросферной и биосферной.

Выявление обстановки может осуществляться несколькими способами, основными из которых являются разведка и прогнозирование.

Целью прогнозирования масштабов и динамики развития ЧС является установление (определение) и нанесение на рабочую карту (план, схему) с определенной степенью достоверности местоположение размеров зон возможных разрушений, затоплений, пожаров, радиационного и химического заражения, а также определение количественных показателей, возможных последствий ЧС, необходимых для оценки обстановки и принятия тех или иных решений реагирования.

Для достаточно точного прогнозирования возможной обстановки в районе ЧС необходимо учитывать большое количество различных показателей, что требует значительного времени. С целью оптимизации этого процесса по каждому виду обстановки устанавливается минимальное число показателей, которое позволяет спрогнозировать возможные масштабы и последствия ЧС без заметного ущерба для их точности и достоверности.

Количественные показатели, характеризующие возможную обстановку в районе ЧС определяют математическими расчетами по соответствующим для каждого вида обстановки методиками. Их цель- по минимальным исходным данным о параметрах ЧС, характеристике жилой, промышленной застройки и условий возникновения в короткие сроки рассчитать основные величины, характеризующие инженерную, химическую, пожарную, медицинскую и другие виды обстановки.

Основное требование к расчетам – простота и возможность достаточно быстрого определения наиболее важных количественных показателей.

Методика расчетов может быть значительно упрощена за счет использования компьютерной техники, а также за счет сведения сложных формульных математических зависимостей в специальные таблицы, графики, номограммы и т. п.

Эффективность прогнозирования возможной обстановки определяется наличием необходимой информации – исходных данных. Точность прогноза, степень его приближения к реальной обстановке во многом зависит от достоверности и полноты исходных данных. Частью таких достоверных данных органы управления будут располагать заблаговременно до возникновения ЧС. Например, характеристика жилой и промышленной застройки, степень защищенности населения и т. п. В то же время достоверных данных об источнике ЧС – количество, тип, вид, о времени и месте возникновения ЧС, метеоусловиях до возникновения ЧС, практически знать невозможно.

В этой связи, возникает необходимость при прогнозировании возможной обстановки до возникновения ЧС использовать в качестве исходных данных как известные фактические данные, так и вероятностные оценки и средне – статистические данные. С возникновением ЧС органы управления будут располагать фактическими данными о месте и времени возникновения ЧС, типе и количестве источника опасности, а также реальными метеоданными. Это дает возможность прогнозировать обстановку более точно, чем до возникновения ЧС.

Однако прогнозирование, как способ получения первичной информации об обстановке дает только приближенные характеристики масштабов и последствий ЧС. При прогнозировании определяется не конкретное местоположение зон разрушений, пожаров, заражения, затопления и т. д. , районы (зоны, территории), в пределах которых возможно влияние опасного фактора. Вместе с тем следует подчеркнуть, что прогнозирование обладает, как минимум, двумя неоспоримыми достоинствами. Во–первых, дает возможность с достаточной степенью достоверности выявить возможную обстановку, которая может возникнуть в случае катастрофы, или стихийного бедствия и заблаговременно спланировать и организовать подготовку мероприятий по противодействию ЧС. Во – вторых, позволяет достаточно быстро получить данные об обстановке при возникновении ЧС и обеспечить своевременное принятие экстренных мер.

Для принятия окончательного решения на противодействие ЧС органы управления должны располагать данными о фактической обстановке в районе ЧС и дать их только может разведка. Поэтому данные прогнозирования обстановки должны обязательно уточняться всеми видами разведки. Выявление, сбор и передача данных о фактической обстановке в районе ЧС займет у разведки определенное время, а для принятия экстренных мер по защите населения, локализации источника ЧС, снижению потерь ущерба необходимо знать эти данные практически немедленно. Вместе с тем, знание даже ограниченного количества исходных данных о ЧС, дает возможность методом прогнозирования достаточно быстро предопределить возможную обстановку, близкую к фактической, оценить ее и принять первичные решения по противодействию.

Таким образом и прогнозирование и разведка решают одну задачу – выявление масштабов ЧС. Отличие состоит в степени достоверности данных: прогнозирование с достаточной степенью точности дает приближенные к фактическим данные об обстановке, а разведка – фактические данные. Чем полнее и с большей точностью будет осуществлено прогнозирование, тем целесообразнее будут принятые решения, раньше начнутся работы по противодействию, меньше будет потерь и утрат.

Из сказанного выше следует, что выяснение обстановки при угрозе или возникновении ЧС осуществляется, как правило, в три этапа, при этом, каждый этап имеет свое назначение.

Первый этап – долгосрочное (оперативное) прогнозирование, осуществляемое до возникновения ЧС, при деятельности ЕГС в повседневном режиме и режиме повышенной готовности.

На этом этапе по результатам прогнозирования и последующей оценки обстановки определяется степень потенциальной опасности и возможное влияние природных аномалий на жизнедеятельность территорий, разрабатываются мероприятия по предупреждению ЧС, снижению возможного ущерба, защите населения и территорий, обеспечению их жизнедеятельности, определяется состав, эшелонирование, размещение сил и средств реагирования, разрабатываются вопросы материально – технического и финансового обеспечения действий сил по ликвидации ЧС и другие вопросы – т. е. заблаговременное прогнозирование ложится в основу разработки планов действий по ликвидации ЧС, целевых программ по предупреждению ЧС, устойчивости функционирования ОХД и т. д.

Второй этап – аварийное прогнозирование, которое осуществляется непосредственно после возникновения ЧС и основывается на конкретных данных. На этом этапе по результатам прогнозирования и последующей оценки обстановки в короткие сроки уточняются (плановые или определяются основные экстренные меры по защите и спасению людей, локализации источника ЧС (зоны ЧС), организации управления силами и средствами. Аварийное прогнозирование, таким образом, является основой эффективного реагирования на ЧС.

Третий этап – непрерывное уточнение принятых решений по данным разведки. Анализ потенциальных источников опасности на территории Донецкой области определяет необходимость прогнозирования возможной обстановки по следующим видам ЧС:

прогнозирование пожарной обстановки при возникновении массовых пожаров природного происхождения;

прогнозирование гидродинамической обстановки при наводнения, паводках, разрушениях плотин и т. д.;

прогнозирование обстановки при снежных заносах и обледенениях;

прогнозирование обстановки при ураганах, смерчах и бурях;

прогнозирование эпидемиологической обстановки при возникновении эпидемий, эпизоотий, эпифитотий.

Особое место занимает прогнозирование возможной медицинской обстановки, которая осуществляется по каждому виду обстановки, при любой ЧС, по соответствующим методикам.

5. Мониторинг и прогнозирование ЧС.

Сущность и назначение мониторинга и прогнозирования ЧС - в наблюдении, контроле и предвидении опасных процессов и явлений природы и техносферы, являющихся источниками чрезвычайных ситуаций, динамики развития чрезвычайных ситуаций, определения их масштабов в целях предупреждения и организации ликвидации бедствий.

Деятельность по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций осуществляется многими организациями (учреждениями), при этом используются различные методы и средства. Например, мониторинг и прогноз событий гидрометеорологического характера осуществляется учреждениями и организациями Росгидромета, который, кроме того, организует и ведет мониторинг состояния и загрязнения атмосферы, воды и почвы.

Сейсмические наблюдения и прогноз землетрясений в стране осуществляются федеральной системой сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений, в которую, входят учреждения и наблюдательные сети Российской академии наук, МЧС России, Минобороны России, Госстроя России и др.

Важную роль в деле мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций выполняет Минприроды России, которое осуществляет общее руководство государственной системой экологического мониторинга, а также координацию деятельности в области наблюдений за состоянием окружающей природной среды. Это министерство и его учреждения организуют и ведут:

мониторинг источников антропогенного воздействия на природную среду;

мониторинг животного и растительного мира, наземной флоры и фауны, включая леса;

мониторинг водной среды водохозяйственных систем в местах водозабора и сброса сточных вод;

мониторинг и прогнозирование опасных геологических процессов, включающий три подсистемы контроля: экзогенных и эндогенных геологических процессов и подземных вод.

Минздрав России через территориальные органы санитарно-эпидемиологического надзора организует и осуществляет социально-гигиенический мониторинг и прогнозирование обстановки в этой области.

Мониторинг состояния техногенных объектов и прогноз аварийности организуют и осуществляют федеральные надзоры - Госгортехнадзор России и Госатомнадзор России, а также надзорные органы в составе федеральных органов исполнительной власти. Надзорные органы имеются также в составе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а на предприятиях и в организациях - подразделения по промышленной безопасности предприятий и организаций.

Существуют и другие виды мониторинга и прогноза, осуществляемые по разным видам объектов, явлений и процессов, контролируемым ингредиентам и параметрам по различным видам опасностей.

Качество мониторинга и прогноза чрезвычайных ситуаций определяющим образом влияет на эффективность снижения рисков их возникновения и масштабов.

Важность этого направления в деле защиты населения и территорий от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций нашла свое отражение в распоряжении Президента Российской Федерации от 23 марта 2000 г. № 86-рп, определившем необходимость и порядок создания в стране системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций является функциональной информационно-аналитической подсистемой РСЧС. Она объединяет усилия функциональных и территориальных подсистем РСЧС в части вопросов мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их социально-экономических последствий.

В основе структурного построения системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций лежат принципы структурной организации министерств и ведомств, входящих в РСЧС, в соответствии с которыми вертикаль управления имеет три уровня: федеральный, региональный и территориальный.

Методическое руководство и координация деятельности системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (СМП ЧС) на федеральном уровне осуществляется Всероссийским центром мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС России (Центр “Антистихия”), в федеральных округах и субъектах Российской Федерации - региональными и территориальными центрами мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - региональными и территориальными центрами мониторинга).

Основными задачами региональных и территориальных центров мониторинга являются:

сбор, анализ и представление в соответствующие органы государственной власти информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций и причинах их возникновения в регионе, на территории;

прогнозирование чрезвычайных ситуаций и их масштабов;

организационно-методическое руководство, координация деятельности и контроль функционирования соответствующих звеньев

(элементов) регионального и территориального уровня системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

организация и проведение контрольных лабораторных анализов химико-радиологического и микробиологического состояния объектов окружающей среды, продуктов питания, пищевого, фуражного сырья и воды, представляющих потенциальную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций;

создание и развитие банка данных о чрезвычайных ситуациях, геоинформационной системы;

организация информационного обмена, координация деятельности и контроль функционирования территориальных центров мониторинга.

В целом система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций представляет собой целый ряд межведомственных, ведомственных и территориальных систем (подсистем, звеньев, учреждений и т.п.), к которым можно отнести:

Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС России; региональные и территориальные центры мониторинга чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в составе соответствующих органов управления ГОЧС;

Сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации;

Единую государственную систему экологического мониторинга;

Cпециальные центры и учреждения, подведомственные исполнительным органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.Все отношения и взаимосвязи приведенных выше систем (подсистем) в рамках РСЧС определены соответствующими нормативно-правовыми актами.

Техническую основу мониторинга составляют наземные и авиационно-космические средства соответствующих министерств, ведомств, территориальных органов власти и организаций (предприятий) в соответствии со сферами их ответственности.

При этом главной составляющей являются наземные средства Сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации, ее основных звеньев, подведомственных Росгидромету, Минсельхозу России, Минздраву России и МПР России, а также средства контроля и диагностики состояния потенциально опасных объектов экономики, являющихся основными источниками чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Космические средства мониторинга предназначаются, в основном, для выявления и уточнения обстановки, связанной с лесными пожарами, наводнениями и другими крупномасштабными, опасными природными явлениями и процессами с незначительной динамикой.

Авиационные средства используются для тех же целей, что и космические, а также для получения данных о состоянии радиационной обстановки, обстановки в зонах широкомасштабных разрушений, о состоянии магистральных трубопроводов и другой обстановки (дорожной, снежной, ледовой и т.п.). Они имеют более широкие возможности, по сравнению с космическими средствами, как по составу объектов наблюдения, так и по оперативности и поэтому находятся на оснащении целого ряда соответствующих мониторинговых подразделений с учетом сфер ответственности последних.

Общий порядок функционирования системы мониторинга и прогнозирования определяется Положением о системе мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным приказом МЧС России от 12 ноября 2001 г. № 483, а ее отдельных звеньев и элементов - положениями, утвержденными соответствующими федеральными министерствами, ведомствами, региональными и территориальными органами управления ГОЧС.

В зависимости от складывающейся обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций функционирует в режиме повседневной деятельности, режиме повышенной готовности или режиме чрезвычайной ситуации.

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций включает в себя достаточно широкий круг задач (объектов или предметов), состав которых обусловлен целями и задачами управленческого характера.

Наиболее значимыми и остро необходимыми задачами (объектами или предметами) прогнозирования являются:

вероятности возникновения каждого из источников чрезвычайных ситуаций (опасных природных явлений, техногенных аварий, экологических бедствий, эпидемий, эпизоотий и т.п.) и, соответственно, масштабов чрезвычайных ситуаций, размеров их зон;

возможные длительные последствия при возникновении чрезвычайных ситуаций определенных типов, масштабов, временных интервалов или их определенных совокупностей;

потребности сил и средств для ликвидации прогнозируемых чрезвычайных ситуаций.

Для решения задач прогнозирования используются соответствующие методики.

В целом результаты мониторинга и прогнозирования являются исходной основой для разработки долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целевых программ, планов, а также для принятия соответствующих решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В последние годы активно внедряются методы планирования мероприятий по данной проблеме на основе прогнозирования и анализа рисков чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами анализа и прогнозирования рисков чрезвычайных ситуаций являются:

Выявление и идентификация возможных источников чрезвычайных ситуаций природного характера на соответствующей территории;

оценка вероятности (частоты) возникновения стихийных бедствий, природных катастроф (источников чрезвычайных ситуаций);

прогнозирование возможных последствий воздействия поражающих факторов, источников чрезвычайных ситуаций на население и территории.

На первом этапе анализу подвергаются источники чрезвычайных ситуаций, в результате возникновения и развития которых:

существенно нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей на соответствующей территории;

возможны человеческие жертвы или ущерб здоровью большого количества людей;

возможны значительные материальные потери;

возможен ущерб окружающей среде.

При выявлении источников чрезвычайных ситуаций наибольшее внимание уделяется потенциально опасным объектам, оценке их технического состояния и угрозы для населения, проживающего вблизи от них, а также объектам, находящимся в зонах возможных неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов.

На следующем этапе проводится оценка вероятности возникновения стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф и величины возможного ущерба от них, которые и характеризуют риск соответствующих чрезвычайных ситуаций.

Прогноз вероятности возникновения аварий на объектах экономики и их возможных последствий осуществляется руководителями и специалистами этих объектов.

Прогноз рисков чрезвычайных ситуаций, вызываемых стихийными бедствиями, авариями, природными и техногенными катастрофами, возможными на территориях субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляется соответствующими территориальными звеньями (центрами) СМП ЧС.

Прогноз рисков чрезвычайных ситуаций на территории страны в целом осуществляется МЧС России во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти.

Без учета данных мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций нельзя планировать развитие территорий, принимать решения на строительство промышленных и социальных объектов, разрабатывать программы и планы по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций.

От эффективности и качества проведения мониторинга и прогнозирования во многом зависит эффективность и качество разрабатываемых программ, планов и принятия решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами федеральных и территориальных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, участвующих в организации мониторинга окружающей среды, неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов и прогнозировании чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, являются:

создание, постоянное совершенствование и развитие на всех уровнях соответствующих систем (подсистем, комплексов) мониторинга окружающей среды и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

оснащение организаций и учреждений, осуществляющих мониторинг окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций, современными техническими средствами для решения возложенных на них задач;

координация работ учреждений и организаций на местном, территориальном и федеральном уровнях по сбору и обмену информацией о результатах наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды;

координация работ отраслевых и территориальных органов надзора по сбору и обмену информацией о результатах наблюдения и контроля за обстановкой на потенциально опасных объектах;

создание информационно-коммуникационных систем для решения задач мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

создание информационной базы об источниках и масштабах чрезвычайных ситуаций;

совершенствование нормативной правовой базы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

определение органов, уполномоченных координировать работу учреждений и организаций, решающих задачи мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

обеспечение с установленной периодичностью (в экстренных случаях немедленно) представления данных мониторинга окружающей среды и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, соответствующих анализов роста опасностей и предложений по их снижению;

своевременное рассмотрение представляемых данных мониторинга окружающей среды и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, принятие необходимых мер по снижению опасностей, предотвращению чрезвычайных ситуаций, уменьшению их возможных масштабов, защите населения и территорий в случае их возникновения.

Список литературы.

1. Вахтин А.К. Меры безопасности при ликвидации последствий стихийных бедствий и производственных аварий. - М.: Энергоатомиздат, 1984. - 288с.

2. Гринин А.С., Новиков В.Н. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие. - М.: ФАИР - ПРЕСС, 200. - 336с.

3. . Безопасность жизнедеятельности_Гриценко В.С_Уч. пос_МЭСИ, 2004, -244с.

4. Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности. СПб.: Лань, 2001. - 448с.

5. ГОСТ Р 22.1.07 - 99. Мониторинг и прогнозирование опасных метеорологических явлений и процессов. Общие требования. - М.: Госстандарт, 1999. - 11с.

6. Чрезвычайные ситуации и защита от них.

Сост. А.Бондаренко. Москва, 1998 г.

7. Мешков Н. Основы безопасности жизни. 1998 г.

8,Учебник «Гражданская оборона» - В.Г.Атаманюк, Л.Г.Ширшев, Н.И.Акимов.

9.«Безопасность жизнедеятельности» - С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.Ф. Козьяков, Л.Л.Морозова, В.С. Спиридонов, В.П.Сивков, Д.М. Якубович. Высшая школа, М. 2000.