Крымская аэс сегодня. Крымская аэс - самая дорогая в мире атомная электростанция. «В Крыму все делалось медленно»

[:RU]Свой рассказ про Крым я начну с недостроенной атомной электростанции, которая находится недалеко от города Керчь. Именно эта АЭС могла сыграть важную роль в жизни всего полуострова Крым и стать дешевым источником энергии для будущих производств, которые планировали разместить на полуострове. Увы, сейчас АЭС стала всего лишь неплохим источником металла, причем, скорее всего, уже для иностранных производителей.

Случайным образом я встретил человека принимавшего активное участие в строительстве станции. Я забыл спросить его имя, настолько был интересен его рассказ, но успел сделать его фотопортрет.

Крымская АЭС

«Как после войны, а такая красота была», - за время нашей беседы пожилой мужчина произнес эту фразу несколько раз. Крым планировали превратить в рай для туристов, а местных жителей обеспечить работой на новых производствах. От города Керчь планировали пустить троллейбусы аж до самого Севастополя (сейчас таких курсируют между Ялтой и ближайшими поселками). Для осуществления всех этих планов необходимо было достаточное количество электроэнергии. В 1975 году начали строить АЭС, предварительно подготовив город спутник Щёлкино.

Крымская АЭС

Кстати, строительство было завершено, успели завести даже реактор, а в здании установили полярный кран для монтажа тяжеловесного оборудования. Запуск станции запланировали на 1989 год, но… Катастрофа 1986 года на Чернобыльской АЭС оставила свой отпечаток. Только отпечаток этот наложился не столько на атомную энергетику, сколько на и так уже подорванную экономическую ситуацию в стране. Тут огромное «спасибо» надо сказать Михаилу Сергеевичу, который получил Нобелевскую премию за развал страны и сейчас припеваючи живет за кордоном.

Крымская АЭС

Далее история самой дорогой АЭС в мире пошла по наклонной. С 1995 года по 1999 на территории АЭС проходили фестиваль «Республика КаZантип». Затем Восточно-Крымская энергетическая компания начала распродавать оборудование электростанции. Непонятно только почему компания звалась «Энергетическая компания».

Назвались бы честно - «Компания по сбыту металла оставленного Советским союзом». Остатки АЭС переданы Совету министров Крыма и вроде бы должны распродаваться с целью вложения денег в город Щёлкино. Но таблички с надписью «частная собственность» заставляют задуматься, нужно ли частнику вкладывать деньги в город Щёлкино?

Также, при строительстве использовался и уникальный башенный кран, один из самых больших в мире, с грузоподъемностью 240 т. Простоял он до середины 2000-х, после чего продан на металлолом. На фото это самый высокий кран. Кстати, обратите внимание, машинный блок, пристроенный к реакторному блоку построен в конструкциях, однако в настоящее время он полностью уничтожен.

А это уже настоящий парогенератор: На крымской АЭС их не успели поставить, также как и реактор. Их привезли и положили на травку.

Так они там пролежал до 2005 года, когда пришли двое людей с автогеном и превратили реактор в металлолом за несколько дней.

В 2005-м году реактор был распилен автогеном, затем вывезен на чермет. Из залов управления все оборудование также вывозилось и сдавалось на чермет. Такое ощущение, что через пару лет от станции не останется вообще ничего.

У станции есть практически полный близнец - заброшенная недостроенная АЭС Штендаль в 100 км западнее Берлина в Германии, возводившаяся по этому же советскому проекту с 1982 по 1990-й годы. К моменту остановки строительства, готовность первого энергоблока составляла 85%. Единственное её существенное отличие от Крымской АЭС - использование для охлаждения градирен, а не водохранилища.
Место, куда должен был быть установлен реактор.

В настоящее время данный тип реакторов является самым распространённым в своей серии - 31 действующий реактор (из 54-х ВВЭР), что составляет 7,1% от общего количества эксплуатирующихся в мире энергетических реакторов всех типов.
Вход в гермозону - гермодвери уже давно нет.

Если туда кто-то соберется поехать, обязательно возьмите фонарик и смотрите под ноги, в полу очень много сквозных технических отверстий.

Технические отверстия для кабелей и коммуникаций. Ранее здесь стояло оборудование.

Для демонтажа используется кран, а ранее, для строительства, был установлен другой кран - полярный. Он был одним из самых высоких кранов в мире с грузоподъемностью 240т, по высоте он был практически в 2 раза выше крана на фото. Кран был разобран и продан для использования.

В начале 2005 года Представительство Фонда имущества Крыма реализовало реакторное отделение Крымской АЭС за 1,1 млн грн ($207,000) юридическому лицу, название которого не разглашается. Сейчас на станции непрерывно ведутся работы по демонтажу и вывозу частей блока на чермет.

Крымская АЭС была занесена в Книгу рекордов Гиннеса как самый дорогой в мире атомный реактор.

C 1995 по 1999 год в турбинном отделении проводились дискотеки фестиваля «Республика KaZaнтип». Реклама гласила: «Атомная вечеринка в реакторе».

В качестве пруда-охладителя планировалось использовать Акташское водохранилище, на берегу которого и построена станция.

На станции должно было быть установлено 2 реактора ВВЭР-1000 с номинальной мощностью 1000 МВт каждый.

Железнодорожный шлюз, предназначеный в первую очередь для замены ядерного топлива на АЭС.

Смотрим наверх из шлюза. Виден большой кран, который когда-то умел двигаться по кругу и поднимать всё вплоть до самого реактора.

Место под реактор, который сюда так и не был завезен.

Некий мобильный трансформатор, судя по всему.

Яма реактора.

Вид наверх. Виден кран и стены из нержавейки

Один из нескольких котлов непонятного предназначения, скорее всего часть системы охлаждения реактора.

Опять же нержавейка

Брызгальные бассейны.

Крымская АЭС

Крымская АЭС

Крымская АЭС

Крымская АЭС

Крымская АЭС

Крымская АЭС

Крымская АЭС

В силу энергетических проблем в Крыму, после присоединения его к России, вопрос «Будет ли достроена ?» звучит регулярно. Мы решили рассмотреть всю проблематику по данной ситуации и оценить необходимость строительства АЭС в Крыму.

Крымская АЭС будет достроена

Статьи с заголовком, подтверждающим желание Росатома достроить единственную атомную электростанцию в Крыму в районе города Щелкино после присоединения республики к России, возникали практически в каждом издании. Однако на деле ситуация с возобновлением строительства АЭС не так проста.

Начнем с истории Крымской АЭС. Если вкратце, то станция должна была стать основным поставщиком электроэнергии для растущей промышленность советского Крыма еще пару десятилетий назад. Первый кирпич при строительстве АЭС в Крыму был заложен в 1975 году. Однако, стала одним из ключевых факторов остановки строительства почти готовой Крымской АЭС – первый энергоблок был готов на 80%, второй на 18%. Возобновления постройки станции с тех пор так и не было начато.

Крымская АЭС. Наши дни. Фото

Территория Крымской АЭС использовалась несколько лет для проведения музыкального фестиваля Казантип, отметилась в съемках фильма «Обитаемый остров». А местные предприниматели водят экскурсии по территории заброшенной Крымской атомной электростанции.

Информацию о том, что Крымская АЭС будет достроена, была получена от Валерия Чалого – заместителя генерального директора Украинского центра экономических и политических исследований имени Разумкова. Такой вопрос, по его словам, поднимался между Росатомом и правительством Крыма. При этом Чалый отмечает, что строительство атомной электростанции в Крыму скажется негативно в первую очередь на рекреационных перспективах полуострова.

Крымская АЭС не будет достроена

Представители Росатома в дальнейшем информацию о возобновлении строительства АЭС в Крыму, полученные СМИ от Валерия Чалого, опровергли.

По их мнению, строительство Крымской АЭС нецелесообразно, гораздо логичнее развивать в регионе тепловую энергетику, а также альтернативных источники энергии – солнечные батареи, ветряную энергетику.

Во-первых, площадка, подготовленная под Крымскую АЭС в 1970ых годах, не соответствует нормам постройки современных атомных электростанций. Потому логичнее возводить станцию в новом месте, а не возобновлять строительство Крымской АЭС. Тем более, что и изначально место постройки с точки зрения безопасности было выбрано не самым удачным.

Заброшенная Крымская АЭС. Фото

Во-вторых, в силу проблематики нынешних отношений между Россией и Украиной, обеспечение Крыма электроэнергией подвержено большим рискам, так как основной поставщик на текущий момент не сам регион, а Украина. Поставки электроэнергии из России до сих пор наладить не удалось. В силу необходимости решить этот вопрос в короткие сроки – строительство АЭС не самая лучшая идея – при средней длительности постройки в 5 лет.

В-третьих, как уже было сказано выше, строительство атомной электростанции в Крыму отрицательно скажется на его рекреационной составляющей, ввиду экологических рисков.

Строительство АЭС в Крыму. Текущая ситуация. 2015 год

По информации правительства Крыма в регионе было начато строительство девяти электростанций и атомных среди них нет. По большей части это мобильные паро-газовые электростанции. Также в ближайшие 3-5 лет планирует возвести в Крыму дополнительно две тепловые электростанции, что должно закрыть все потребности региона в электроэнергии. Планов по строительству новой атомной электростанции или возобновлению строительства Крымской АЭС в Щелкино в правительстве Крыма нет.

Во время одной из своих очередных поездок я решил посетить недостроенную Крымскую АЭС, расположенную недалеко от Щелкино. Вообще я любитель нестандартных решений, к тому же сам работаю на атомной электростанции. Поэтому мне было очень интересно посмотреть объект, который мог стать одним из самых значимых в Крыму.

Расположение, история

Находится так и не ставший значимым для всего полуострова, а может и целой страны, объект Крымская АЭС в непосредственной близости от поселка Щелкино и местной достопримечательности – . Разработка очень дорогого в те времена проекта началась еще в далеком 1968 году. Само строительство развернули спустя семь лет – в 1975. Уже в восемьдесят четвертом году объект считался «ударной стройкой».

И на то были веские причины, ведь его проектная мощность должна была занимать место между Балаковской и Хмельницкой атомными станциями. Расчет проводился на 2 ГВт. Именно в те времена Щелкино называли «городом-спутником», к сожалению, сегодня он имеет вид обычного поселка.

На строительном объекте впервые задействовали в процессе мостовой агрегат кругового действия, так называемый «Полярный кран». Тут же использовали первую в советском союзе солнечную станцию СЭС-5. Через одиннадцать лет объект был готов на 80 процентов, но произошла трагедия на Чернобыльской АЭС (1986 год). Все работы временно остановили, а через три года стройку вообще закрыли.

Существуют разные мнения, почему так произошло, одна из версий именно авария в Чернобыле. По другой версии были серьезные проблемы с вводом объекта. Спорить на эту тему можно очень долго, но это все бесполезно. Факт остается фактом – строительство так и не окончили. А объект решили продать, но и тут что-то пошло не так.

Чем привлекает туристов недостроенная АЭС

Интересно это место молодежи, в первую очередь турбинное отделение. Именно в нем основатели «Республика Казантип» на протяжении трех лет, с 1996 по 1999, проводили свои знаменитые вечеринки с громким названием «Атомная вечеринка в реакторе». После недостроенную станцию стали эксплуатировать разные экстрим клубы. Они предлагали всем любителям острых ощущений прыжки с небольшой высоты (бейсджампинг).

Кстати, если вы смотрели фильм Федора Бондарчука «Обитаемый остров», то сразу увидите знакомые пейзажи. Ведь многие кадры он снимал именно тут. И Бондарчук не единственный, увидеть силуэт так и вошедшего в эксплуатацию энергоблока можно и других фильмах.

К тому же прогулки здесь абсолютно безопасны для здоровья человека, так как сырье, хоть и довезли до Щелкино , разместить на станции так и не успели. Сегодня тут полным ходом идет утилизация конструкций. Министерство энергетики России планирует создать на месте недостроенной Крымской АЭС целый индустриальный парк. Так что вполне возможно, что эти края станут настоящей . Недостроенная АЭС больше по душе любителям угрюмых, мрачных пейзажей. Мне как работнику, такой же точно АЭС, было интересно. Вход бесплатный.

Как добраться (доехать) до Крымской АЭС

Проще всего сюда попасть на собственном автомобиле. Точные координаты и карта внизу страницы . Едите в сторону поселка Щелкино, от села Семеновка, садового общества «Вишня-96» держите путь к Акташскому озеру (водохранилищу). Его берег и является конечной точкой пути. Кстати, если нет своего транспорта без проблем можно .

Фото

Точное место на карте, GPS координаты: 45°23’30.0″N 35°48’12.0″E (45.391673, 35.803341)

Вот о таком, не совсем обычном месте я хотел сегодня написать. Если вы желаете лично увидеть остатки так и возведенной атомной станции на Крымском полуострове, рекомендую не терять зря времени. Тщательно подготовиться к поездке и подыскать место проживания. Тем более что жилье в Крыму сегодня есть возможность забронировать онлайн не только быстро, но и выгодно. Тем самым, обеспечив себе интересный, полезный и комфортный отдых.

Крымская АЭС - недостроенная атомная электростанция, расположенная вблизи города Щёлкино на берегу соленого Акташского водохранилища, ее водоема - охладителя

Станция построена по тому же плану, что и ныне действующие Хмельницкая АЭС (Украина), Волгодонской АЭС (Россия) и АЭС Темелин (Чехия). Практически достроенная АЭС была заброшена после аварии на Чернобыльской АЭС (готовность первого энергоблока составляла 80 %, второго - 18 %). Первые проектные расчеты проводились в 1968 году. Строительство стартовало в 1975 году. Планировалось обеспечивать электроэнергией весь Крымский полуостров, а также заложить базу для дальнейшего развития промышленности Крыма - металлургической, машиностроительной, химической. Проектная мощность 2000 МВт (2 энергоблока) с возможностью дальнейшего увеличения до 4000 МВт: базовый проект предполагает расположение на площадке станции 4 энергоблоков с реакторами типа ВВЭР-1000/320.

После создания города-спутника Щёлкино, насыпи водохранилища и бытовых хозяйств, с 1982 года началась стройка самой станции. От керченской ветки железной дороги была протянута отдельная линия, и в самые жаркие дни строительства сюда приходило по два эшелона материалов в сутки. На фото поселок Щелкино:


В целом стройка шла без сильных отклонений от графика с предполагаемым пуском первого реактора в 1989 году. Пошатнувшаяся экономическая ситуация в стране, попутно с трагедией в Чернобыле , привели к тому, что к 1987 году проект сначала приостановили, а в 1989 - окончательно отказались от запуска станции. К этому времени на строительство АЭС было уже выделено 500 млн советских рублей в эквиваленте 1984 года. На складах хранилось материалов еще на 250 млн. рублей. Станцию стали постепенно растаскивать на черный и цветной металлолом. Свидетели рассказывают, что в начале 90-х годов проводились исследования, целью которых являлось обосновать с геологической точки зрения закрытие Крымской АЭС. Тем не менее, и это было лишь простым поводом - к концу 80-х годов ситуация в экономике СССР стала плохой настолько, что были закрыты практически все масштабные стройки во всех сферах

После остановки строительства Крымская АЭС быстро пришла в упадок, почти все разобрано и вывезено. Вот события, которые стоит отметить:

  • C 1995 по 1999 год в машзале (турбинном отделении) проходили дискотеки знаменитого фестиваля электронной музыки Kazantip
  • В сентябре 2003 Фонд имущества продал уникальный датский кран «Kroll», привезенный для установки ядерного реактора, за 310 тысяч гривен при стартовой цене в 440 тысяч гривен. До его продажи огромный кран использовался для бейсджампинга. Прыгали с нижней (80 метров) и верхней (120 метров) стрел крана. Аналогичный кран «Kroll» был задействован на строительстве 4-го энергоблока Хмельницкой АЭС в городе Нетешин, ранее такие же краны помогали строить корпуса Запорожской АЭС и Южно-Украинской АЭС



  • В 2004 году Кабмин Украины передал Крымскую АЭС из ведения Министерства топлива и энергетики Совету министров АРК. Затем, Совмин Крыма должен был продать полученное имущество АЭС, а деньги должны были быть потрачены на решение социальных и экономических проблем Ленинского района Крыма, в особенности г. Щёлкино
  • Оставшиеся части Крымской АЭС должны были распродаваться постепенно: реакторное отделение, блочная насосная станция, мастерские, охладитель на Акташском водохранилище, плотина Акташского водохранилища, подводящий канал, масло-дизельное хозяйство станции, дизель-генераторная станция. Также известно, что в начале 2005 года Представительство Фонда имущества Крыма продало реакторное отделение Крымской АЭС за 1,1 млн грн ($207,000) юридическому лицу, название которого не афишируется.
  • Есть свидетельство , что реактор ВВЭР-1000, так и не заложенный в предназначенное для него помещение, был разрезан на металлолом в 2005 году.
  • АЭС снималась во многих фильмах, среди которых самым известным стал снятый здесь в 2007 году «Обитаемый остров» Фёдора Бондарчука (на фото сцена из фильма)


  • Топливо на станцию не завозилось, поэтому радиационной опасности она не представляет.

Интересные факты об АЭС:

  • Крымская АЭС была включена в Книгу рекордов Гиннеса как самая дорогая в мире атомная электростанция. Причиной является то, что в отличие от остановленных в это же время однотипных ей Татарской АЭС и Башкирской АЭС, она на момент остановки строительства имела самую высокую степень готовности к запуску
  • Рядом была построена солнечная электростанция. По большому счету, эта станция была лишь экспериментальной: ее мощность 5 МВт. При эксплуатации этой станции всплыло на поверхность множество трудностей. Одна из них - система наведения отражателей практически полностью (95 %) потребляла энергию, вырабатываемую станцией. Также возникали трудности с мытьём зеркал. Вскоре эта станция прекратила своё существование и также была разворована. Возле неё на восточной стороне берега Акташского водохранилища находится также экспериментальная ветровая электростанция ЮжЭнерго, включающая 15 ветроагрегатов мощностью по 100 кВт каждая. Рядом с ней находятся 8 старых экспериментальных ветряков Восточно-Крымской Ветроэлектростанции, установленных еще в советское время и в данный момент не работающих
  • Малоизвестный факт: у станции есть практически идентичный близнец - заброшенная недостроенная АЭС Штендаль в 100 км западнее Берлина в Германии, возводившаяся по этому же советскому проекту с 1982 по 1990-й годы. К моменту полной остановки строительства, готовность её первого энергоблока составляла 85%. Единственное её ключевое отличие от Крымской АЭС - использование в качестве охладительной системы градирен, а не водохранилища. В настоящее время АЭС Штендаль уже почти полностью демонтирована. На этой территории сейчас работает целлюлозно-бумажная фабрика, градирни были разобраны в 1994 и 1999 годах. С использованием экскаваторов и тяжелой строительной техники практически завершен разбор реакторных цехов.

Что же представляет из себя мертвая станция в настоящее время? Несколько фото с сайта shelkino.com



Инженерный блок АЭС с рухнувшем внешним переходом к реактору


Люк над транспортным входом, через который должны были поднимать контейнеры с ураном

Система охлаждения реактора, вернее то, что от нее осталось


Главный пульт управления реактором Крымской АЭС

Внутренности станции нещадно вырезают изрядно обнищавшие местные жители


На куполе АЭС. Пресноводное озеро Акташ от которого прорыты охладительные каналы


6 отстойников для воды


Система подачи воды на АЭС


Кран грузоподъемностью 300 тонн

Здесь живут люди и даже на лошадях катают


Хорошо это, или плохо, что в Крыму нет АЭС, трудно судить. Все мы помним Чернобыльскую катастрофу и ее последствия, и наверное все же к лучшему, что АЭС на полуострове построить так и не удалось. А Щелкино тем временем не превратилось очередной город призрак благодаря удачному расположению возле моря. Каждое лето толпы отдыхающих приезжают сюда, и штурмуют останки великой советской стройки, которые тают на глазах – настолько быстро пилят здесь металлолом.

Для тех, кто стремился попасть в Гермозону станции было опубликовано несколько напутствий от организаторов фестиваля КаZантип (90-е годы)

    • 1. Не делайте этого никогда.
    • 2. Понимаем, что вы вряд ли последуете первому совету, поэтому:
    • а) хорошенько зашнуруйте свой Martens, или что вы там обуваете в очень плохую погоду, возьмите теплые, не очень дорогие вам вещи;
    • б) зарядите новые батарейки в ваш фонарь;
    • в) возьмите с собой еще несколько сумасшедших, не более пяти человек, а также питание и воду на пару дней.
    • 3. Непременно найдите опытного сталкера среди местных жителей – вероятно, он знает множество способов проникнуть в гермозону, не сломав себе позвоночник.
    • Многие боятся радиации. Ее там нет. Но вы имеете все шансы не вернуться домой, поэтому, отправляясь в это путешествие, попрощайтесь с близкими и родственниками.
    • Так как станцию все-таки чуть не достроили, постоянно смотрите под ноги – много незакрытых проемов.
    • Не беритесь за провода – часть из них до сих пор под током.
    • Лазать по многочисленным лестницам и держаться за перила тоже не рекомендуется, потому что многие конструкции здесь временны. Но в целом гермозона довольно надежна, поскольку спроектирована выдержать прямое падение вражеского самолета. В этом смысле вы в полнейшей безопасности.


Рассказ Андрея Манчука (Газета по Киевски) о походе в Гермозону:

“ Получив скромную мзду, сторожа выдают нам большой фонарь с резервными батарейками и открывают одну из дверей в огромное здание энергоблока, которое известно в народе под названием "реактор". Строго говоря, реакторной начинки здесь давно нет – все отослали обратно в Россию еще в конце восьмидесятых. Однако весь прочий антураж гермозоны остался на месте – хотя за минувшие годы разного рода дельцы выдрали из руин АЭС тысячи тонн ценного металла и кабелей. К счастью для любителей индустриальных гигантов, монолитные реакторные конструкции, сделанные из сверхпрочных сплавов, не порезать никаким автогеном. Охранять их нет надобности – сторожа, как правило, следят, чтобы сюда не лазила приезжая молодежь. Ведь это грозит несчастными случаями и очень часто – с крайне печальным исходом. Впрочем, эти функции обычно выполняют сторожевые собаки.

В десятиэтажном здании энергоблока непроглядная темнота. Луч фонаря постоянно выхватывает глубокие провалы в полу под ногами. Блуждая по бесконечным коридорам, где еще лежат остатки какой-то сложной аппаратуры, мы подходим к гермозоне – сердцу АЭС. Она являет собой огромный цельнометаллический цилиндр, который должен был защищать от излучения даже при аварии на реакторе. Чтобы забраться внутрь, мы пролазим через две огромных круглых двери – охранники оценивают их вес в семь тонн – и по лестницам взбираемся туда, где предполагалось разместить промплощадку реактора. Внутренности энергоблока имеют совершенно неповторимый вид – что-то подобное можно увидеть разве что в компьютерной игрушке "Half Life". Купол над гермозоной так и не опустили, и потому ночью вы можете лицезреть великолепную картину южного звездного неба в круглом кратере атомного вулкана. Путешествуя здесь с местным жителем-атомщиком – несостоявшимся работником АЭС – вы можете узнать, где должна была находиться активная зона реактора, куда опускались бы урановые стержни, и какой уровень гамма-излучения должен был быть там, где сегодня свободно расхаживают люди. Тот, кто бывал на ЧАЭС и понимает, какие адские силы заключены в таких объектах, по достоинству оценит этот рассказ.

Забравшись на крышу энергоблока, мы насладились приазовским пейзажем, зимующими здесь лебедями, останками экспериментальных Солнечной и Ветровой электростанций, а также нефтедобывающей платформой "Сиваш", находящейся в двух милях от берега – сюда можно было сплавать, зафрахтовав за полтинник рыбацкую лодку или…пограничный катер. Везде нанесены "кислотные" граффити – в 1995–1999-х годах здесь устраивался легендарный рэйв-фестиваль "КаZантип", который прославил эти края на весь бывший СССР. “

> Заброшенная Атомная Электростанция в Крыму

Этот заброшенный объект занесен в Книгу Рекордов Гиннеса как самый дорогой атомный реактор в мире. Который так и остался не построенным.

Крымскую АЭС начали строить в 1975-м году и она должна была обеспечивать электроэнергией весь Крым. В 1984-м ее даже объявляли Всесоюзной комсомольской стройкой. В самый разгар строительства в день осваивалось по два (!!!) эшелона стройматериалов.
Но в 1987-м году в этих местах поселился известный пушной зверек. Причины две – катастрофа на Чернобыльской АЭС и неблагоприятная экономическая ситуация в СССР. Готовность станции на тот момент составляла почти 80%…
Более подробную информацию я дам в конце поста, после снимков. А пока смотрите что происходит с одним из самых больших недостроев СССР сегодня

2. Подъезжаем к станции. Административный корпус и наблюдательная вышка

3. Повсюду битый кирпич и крошки бетона. На заднем плане – первый энергоблок и инженерный корпус

4. Инженерный корпус станции. Спутниковые тарелки намекают что здесь есть люди

5. И вот перед нами первый энергоблок. Здесь же уникальный гигантский кран. Только он уже не строит станцию а разваливает ее.
Здесь хочу немного остановиться. Дело в том что во время строительства в реакторное здание первого энергоблока уже был установлен уникальный полярный кран – датский Kroll K-10000. С помощью этого крана должны были осуществлять дальнейшие подъёмно-транспортные и строительно-монтажные операции внутри реакторного отделения. Это был самый высокий в Европе кран. В 2003-м году Фонд Госимущества продал его за … 310 тысяч гривен при стартовой цене в 440. Даже сданный на металлолом он бы стоил дороже.
До его демонтажа высотный кран использовался для бейсджампинга. Прыжки осуществлялись с нижней (80 м) и верхней (120 м) стрел крана.
Сегодня здесь установлен подобный кран, но меньших размеров для демонтажа станции. Его размеры вы можете оценить на фоне стоящей “девятки”.

6. И вот то, для чего сегодня нужна эта станция… Мощная техника, выглядящая игрушечной на фоне бетонного монстра выкрашивает его тело, добывая оттуда металлическую арматуру. Сюда мы еще вернемся, а пока сходим в помещение реактора.

7. Входим в энергоблок. Масштабы и толщина стен с затворами впечатляет

8. Транспортный коридор энергоблока

9. Вход в реакторную зону. Металл толщиной с руку.

10. Туда, внутрь реактора идут толстые кабеля и слышны звуки резки. Там вовсю вырезают металл

11. Торцом стоят пульты управления реактором

12. А там был сам реактор… Смотрим на него с нижнего коридора. Видны торцы труб охлаждения

13. Найденный здесь болт. Явно не из детского конструктора. Удивило почти полное отсутствие коррозии за столько лет – только окисленная поверхность

14. Вернемся к крану.

15. Кабина

16. Катки. Под каждой парой – узкоколейка

17. Трубы нарезают словно колбасу. Только не на стол, а на металл

18. Одну из труб приспособили под бытовку

19. Техники много. Она востребована

20. А вот это старье здесь стоит явно давно

21. Баллоны здесь – как сменные батарейки в пульте телевизора

22. Разрушенный внешний переход из инженерного корпуса в энергоблок

23. То, что остается после работы “металлистов”

24. Ударно строили, ударно ломают

25. Чем-то напоминает дымоходы печей в сожженных фашистами белорусских деревнях

26.

27.

28. Панорама площадки под инженерным корпусом. Здесь вырезано все

29. Панорама площадки резки металла

Немного информации из Википедии:
К моменту остановки постройки станции, на строительство АЭС было затрачено 500 млн советских рублей в ценах 1984 года. На складах оставалось материалов ориентировочно еще на 250 млн. рублей. Станцию начали медленно растаскивать на черный и цветной металлолом. Есть свидетельство, что в начале 90-х годов проводились изыскания, целью которых было «подогнать» дополнительное геологическое обоснование под закрытие Крымской АЭС. Впрочем, и это было лишь формальным поводом - к концу 80-х годов ситуация в экономике СССР усугубилась настолько, что были свернуты практически все крупные стройки, как в энергетике, так и в промышленности, транспорте, градостроительстве.
C 1995 по 1999 год в турбинном отделении проводились дискотеки фестиваля «Республика KaZaнтип».
В 1998-2000 годах созданное на базе АЭС дочернее предприятие «Восточно-Крымская энергетическая компания» реализовало имущества станции на 2,204 млн гривен. К 1 февраля 2003 года на балансе ДП «Восточно-Крымская энергетическая компания» остался только спецкорпус, блок мастерских, реакторное отделение и масло-дизельное хозяйство.

В 2004 году Кабинет министров Украины передал Крымскую АЭС из ведения Министерства топлива и энергетики Совету министров Крыма. Далее, Совмин Крыма должен был продать полученное имущество АЭС, а деньги должны были пойти на решение социальных и экономических проблем Ленинского района Крыма, и в частности г. Щёлкино.
После этого должны были распродаваться оставшиеся части Крымской АЭС: реакторное отделение, блочная насосная станция, корпус мастерских, охладитель на Акташском водохранилище, плотина Акташского водохранилища, подводящий канал с водоприёмным резервуаром, масло-дизельное хозяйство станции, дизель-генераторная станция. Далее, известно, что в начале 2005 года Представительство Фонда имущества Крыма реализовало реакторное отделение Крымской АЭС за 1,1 млн грн ($207,000) юридическому лицу, название которого не разглашается.
Существует свидетельство, что реактор ВВЭР-1000, так и не установленный в подготовленное для него помещение, был разрезан на лом в 2005 году
АЭС снималась во множестве фильмов, из которых самым известным стал снимавшийся там в 2007 году «Обитаемый остров» Ф. Бондарчука
Ядерное топливо сюда не завозилось, поэтому радиационной опасности АЭС не представляет.

Малоизвестный факт: у станции есть практически полный близнец - заброшенная недостроенная АЭС Штендаль в 100 км западнее Берлина в Германии, возводившаяся по этому же советскому проекту с 1982 по 1990-й годы. К моменту остановки строительства, готовность первого энергоблока составляла 85%. Единственное её существенное отличие от Крымской АЭС - использование для охлаждения градирен, а не водохранилища. В настоящее время АЭС Штендаль (2010 год) уже почти полностью разобрана. На территории бывшей станции теперь работает целлюлозно-бумажная фабрика, градирни демонтированы в 1994 и 1999 годах. С помощью экскаваторов и тяжелой строительной техники завершается разбор реакторных цехов.