Лицам не являющимся государственными. Бюджетный кредит юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями. II. Подготовка проекта решения

1. Положения комментируемой статьи распространяются на отношения, возникающие при использовании бюджетных средств в качестве заемных средств юридическими лицами, не являющимися государственными и муниципальными унитарными предприятиями. Также данная статья применяется при предоставлении указанным лицам налогового кредита, в том числе налогового инвестиционного кредита, рассрочки и отсрочки по уплате налогов и сборов, с учетом положений гл. 9 НК РФ.

Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством РФ с учетом положений БК РФ и иных нормативных актов. Такой договор является разновидностью договора займа, который регулируется гл. 42 ГК. РФ.

Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности и возвратности. Не допускается предоставление бюджетных кредитов на условиях безвозмездности. Если в договоре о предоставлении кредита не указан размер процентов, подлежащих уплате за пользование бюджетными средствами в качестве заемных, то заемщик обязан уплатить их исходя из размера ставки рефинансирования, существующей на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части. При отсутствии иного соглашения проценты выплачиваются ежемесячно до дня возврата суммы займа (см. ст. 809 ГК РФ).

Заемщик обязан возвратить в соответствующий бюджет полученную сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором. Установленный в договоре предоставления бюджетного кредита срок возврата заемных средств должен соответствовать лимитам, указанным при утверждении бюджета на соответствующий финансовый год. Сумма бюджетного кредита может быть возвращена досрочно с согласия заимодавца. Если иное не предусмотрено договором займа, сумма займа считается возвращенной в момент передачи ее заимодавцу или зачисления соответствующих денежных средств на его банковский счет (см. ст. 810 ГК РФ).

При утверждении бюджета на очередной финансовый год указываются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, лимиты их предоставления на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года, а также ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов. Так, в соответствии со ст. 4 Закона о федеральном бюджете на 2003 г., в 2003 г. предельный размер ассигнований федерального бюджета на предоставление кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам, а также на инвестиции за пределами территории Российской Федерации установлен в сумме до 27217,0 млн рублей, эквивалентной 800,5 млн долларов США.

2. Бюджетные кредиты предоставляются только при наличии следующих условий:

1) предоставление заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита;

2) получатель бюджетного кредита не имеет просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе;

3) проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита финансовым органом или по его поручению уполномоченным органом.

Уполномоченные органы имеют право на проверку получателя бюджетного кредита в любое время действия кредита. Уполномоченные органы проводят также проверку целевого использования бюджетного кредита.

3. В качестве способов обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита в соответствии с п. 3 комментируемой статьи могут быть использованы только банковская гарантия, поручительство, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев.

Размер предоставляемого обеспечения должен быть не менее 100% предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

В силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате (см. ст. 368-379 ГК РФ).

По договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части (см. ст. 361-367 ГК РФ).

В силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя), за изъятиями, установленными законом. Залогодержатель имеет право получить на тех же началах удовлетворение из страхового возмещения за утрату или повреждение заложенного имущества независимо от того, в чью пользу оно застраховано, если только утрата или повреждение не произошли по причинам, за которые залогодержатель отвечает (см. ст. 334-358 ГК РФ).

Особенности залога недвижимого имущества устанавливаются Законом об ипотеке, а особенности залога морских судов - КТМ РФ.

Приказом Минфина России утверждены Правила принятия в залог эмиссионных ценных бумаг в обеспечение возврата средств федерального бюджета, предоставляемых на возвратной основе.

Оценка имущества, предоставленного в обеспечение получения бюджетного кредита, осуществляется в соответствии с Законом об оценочной деятельности. В соответствии с ним оценочную деятельность в РФ могут осуществлять только физические и юридические лица, имеющие специальную лицензию. Лицензирование оценочной деятельности осуществляется Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в соответствии с постановлением Правительства РФ о лицензировании оценочной деятельности.

При неспособности заемщика обеспечить исполнение обязательств по бюджетному кредиту бюджетный кредит не предоставляется. При невыполнении заемщиком предусмотренных договором предоставления бюджетного кредита обязанностей по обеспечению возврата суммы кредита, а также при утрате обеспечения или ухудшении его условий по обстоятельствам, за которые заимодавец не отвечает, заимодавец вправе потребовать от заемщика досрочного возврата суммы бюджетного кредита и уплаты причитающихся процентов.

4. От имени Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования договоры предоставления бюджетных кредитов заключают государственные органы или органы местного самоуправления, уполномоченные на это федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ, нормативными актами муниципальных образований.

Заемщиками при предоставлении бюджетных кредитов могут выступать юридические лица, не являющиеся государственными или муниципальными унитарными предприятиями. Законом (решением) о бюджете могут быть установлены ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов.

5. Пункт 10 комментируемой статьи устанавливает последствия нарушения порядка предоставления бюджетных кредитов финансовыми органами, а также принятия в обеспечение имущества низкой ликвидности. Названный пункт признает такое деяние нарушением бюджетного законодательства РФ и основанием для привлечения к ответственности должностных лиц, допустивших выдачу бюджетных кредитов с нарушением установленного порядка.

Ответственность за данное бюджетное правонарушение устанавливается ст. 298 БК РФ.

6. Возврат предоставленных юридическим лицам бюджетных средств, а также плата за пользование ими приравниваются к обязательным платежам в бюджет. Данное положение, установленное п. 11 комментируемой статьи, предполагает, что:

1) при ликвидации заемщика, если его средств недостаточно для удовлетворения требований всех кредиторов, требования бюджета соответствующего уровня по взысканию суммы бюджетного кредита и процентов за пользование им удовлетворяются в четвертую очередь;

2) при недостаточности денежных средств на счете получателя бюджетного кредита для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по платежным документам, предусматривающим платежи во исполнение обязательств по возврату бюджетного кредита и оплате пользования, производится наряду со списанием средств по платежным документам, предусматривающим иные обязательные платежи в бюджеты всех уровней, а также перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, отнесенных ст. 855 ГК РФ к первой и второй очереди (см. постановление Конституционного Суда РФ N 21-П).

Название документа:
Номер документа: 545
Вид документа:
Принявший орган:
Статус: Недействующий
Опубликован:
Дата принятия: 14 февраля 2014
Дата начала действия: 14 февраля 2014
Дата окончания действия: 21 декабря 2018
Дата редакции: 16 мая 2017

Об утверждении Порядка предоставления бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства...

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ХАБАРОВСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Порядка предоставления бюджетных инвестиций юридическим лицам,
не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными
или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства
за счет средств муниципального бюджета городского округа «Город Хабаровск»

__________________________
Утратило силу с 21 декабря 2018 года на основании
Постановления Администрации города Хабаровска
от 19 декабря 2018 года N 4451
__________________________


Документ с изменениями, внесенными:

________________________________


В соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом N 39-ФЗ от 25.02.1999 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Уставом городского округа «Город Хабаровск » администрация города

постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Порядок предоставления бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства за счет средств муниципального бюджета городского округа «Город Хабаровск».

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Вице-Мэра города, первого заместителя Мэра города по экономическим вопросам Лебеду В.Ф.

И.о. Мэра города
С.А. Чернышов

Приложение. Порядок предоставления бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства за счет средст

Приложение

УТВЕРЖДЕН
постановлением
администрации города Хабаровска
от 17 февраля 2014 года N 545

ПОРЯДОК
предоставления бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными
или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями,
в объекты капитального строительства за счет средств муниципального бюджета
городского округа «Город Хабаровск»

1. Настоящий Порядок устанавливает механизм принятия решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями (далее - юридическое лицо), в объекты капитального строительства за счет средств муниципального бюджета городского округа «Город Хабаровск» на реализацию инвестиционных проектов по капитальному строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов и (или) приобретению объектов недвижимого имущества (далее соответственно - решение, бюджетные инвестиции).

2. Инициатором рассмотрения инвестиционного проекта на предмет возможности предоставления бюджетных инвестиций юридическому лицу выступает структурное подразделение администрации города Хабаровска, ответственное за реализацию инвестиционного проекта (далее - структурное подразделение). Рассмотрение инвестиционного проекта с целью принятия решения о предоставлении бюджетных инвестиций производится на заседании Инвестиционного совета администрации города Хабаровска.

3. Структурное подразделение, вносящее на рассмотрение инвестиционный проект, готовит по нему аналитическое исследование на предмет соответствия содержащихся в проекте данных результатам расчета оценки эффективности инвестиционных проектов, произведенного согласно порядку установленному распоряжением администрации города Хабаровска от 10.07.2012 N 197-р «Об утверждении порядка формирования и мониторинга реализации перечня адресных инвестиционных проектов и порядка проведения оценки инвестиционных проектов на предмет использования средств бюджета городского округа «Город Хабаровск», направляемых на капитальные вложения».
По результатам исследования составляется мотивированное заключение о достоверности представленных данных по инвестиционному проекту. Инвестиционный проект вместе с заключением направляется на имя председателя инвестиционного Совета администрации города Хабаровска для принятия решения о предоставлении бюджетных инвестиций на заседании инвестиционного Совета. (Пункт в редакции, введенной в действие с 19 мая 2017 года Постановлением Администрации города Хабаровска от 16 мая 2017 года N 1552 .

4. Общий (предельный) объем бюджетных инвестиций, предоставляемых на реализацию инвестиционного проекта, не может быть установлен выше 90 процентов и ниже 5 процентов сметной стоимости объекта капитального строительства (при наличии утвержденной проектной документации) или предполагаемой предельной стоимости объекта капитального строительства и (или) стоимости приобретения объекта недвижимого имущества согласно паспорту инвестиционного проекта (в ценах соответствующих лет реализации инвестиционного проекта).

5. Предоставление бюджетных инвестиций осуществляется при условии, что эти инвестиции не могут быть направлены юридическим лицом на расходы, связанные с:
а) разработкой проектной документации на объекты капитального строительства и проведение инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации;
б) приобретением земельных участков под строительство;
в) проведением технологического и ценового аудита инвестиционных проектов по строительству (реконструкции, техническому перевооружению) объектов капитального строительства в установленных законодательством Российской Федерации случаях;
г) проведением государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации;
д) проведением проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета.

6. Итоги рассмотрения инвестиционных проектов оформляются протоколом заседания инвестиционного совета, который в течение месяца утверждается постановлением администрации города Хабаровска, на основании которого структурное подразделение обеспечивает подготовку и согласование в порядке, установленном Регламентом администрации города, постановления администрации города о предоставлении бюджетных инвестиций из бюджета городского округа «Город Хабаровск» юридическому лицу.

7. Бюджетные инвестиции, планируемые к предоставлению, утверждаются решением Хабаровской городской Думы о бюджете городского округа «Город Хабаровск» с учетом положений постановления администрации города о предоставлении бюджетных инвестиций.

8. После вступления в силу решения о бюджете городского округа «Город Хабаровск» структурное подразделение не позднее трех месяцев оформляет Договор о предоставлении бюджетных инвестиций, который должен содержать следующие положения:
а) цель предоставления бюджетных инвестиций, включая сведения в отношении каждого объекта капитального строительства и (или) объекта недвижимого имущества, его наименование, мощность, сроки строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) и (или) приобретения, сметную стоимость (предполагаемую (предельную) стоимость) и (или) стоимость приобретения, в том числе объем предоставляемых бюджетных инвестиций, который должен соответствовать объему бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций, предусмотренных Перечнем адресных инвестиционных проектов;
б) условия предоставления бюджетных инвестиций, в том числе обязательство юридического лица вложить в реализацию инвестиционного проекта по строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объекта капитального строительства и (или) приобретению объекта недвижимого имущества инвестиции в форме собственных и (или) заемных средств юридического лица по годам реализации инвестиционного проекта (в ценах соответствующих лет реализации);
в) порядок и сроки предоставления отчетности об использовании бюджетных инвестиций по форме согласно приложению N 3 ;
г) право главного распорядителя и уполномоченных органов муниципального финансового контроля на проведение проверок соблюдения юридическим лицом условий, целей и порядка предоставления бюджетных инвестиций;
д) условие об определении юридическим лицом поставщика (подрядчика, исполнителя) и об исполнении гражданско-правовых договоров, заключенных им в целях реализации инвестиционного проекта по строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства и (или) приобретению объектов недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
е) обязанность юридического лица разработать проектную документацию и провести инженерные изыскания, выполняемые для подготовки проектной документации, а также провести государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий (если проведение такой экспертизы в соответствии с законодательством российской Федерации является обязательным) без использования на эти цели бюджетных инвестиций;
ж) обязанность юридического лица провести проверку достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) которых финансируется с привлечением средств бюджета городского округа «Город Хабаровск»;
з) ответственность юридического лица за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств по Договору;
и) порядок возврата юридическим лицом неиспользованных средств бюджетных инвестиций в бюджет городского округа «Город Хабаровск».
Договор подписывается сторонами в течение трех рабочих дней. От имени администрации города Хабаровска Договор подписывает Вице-Мэр города.
Отсутствие оформленного в установленном порядке Договора служит основанием для непредоставления бюджетных инвестиций.

9. Главный распорядитель бюджетных средств в соответствии с решением Хабаровской городской Думы и заключенным Договором осуществляет предоставление бюджетные инвестиций юридическому лицу.

9.1. Главный распорядитель бюджетных средств обязан:

9.1.1. Перечислять с лицевого счета главного распорядителя на лицевой счет юридического лица, открытый в установленном порядке в органах Федерального казначейства, денежные средства в виде бюджетных инвестиций в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в бюджете городского округа «Город Хабаровск» на текущий финансовый год в установленном порядке.

9.1.2. Перечисление бюджетных инвестиций носит целевой характер и осуществляется на основании предоставленного юридическим лицом отчета по форме утвержденной приложением N 3 к Порядку формирования и мониторинга реализации перечня адресных инвестиционных проектов, утвержденному распоряжением администрации города Хабаровска от 10.07.2012 N 197-р .

9.1.3. Осуществлять контроль за фактически выполненным объемом работ, объемом перечисленных бюджетных инвестиций и целевым использованием субсидий.

9.2. Юридическое лицо обязано:

9.2.1. Представлять главному распорядителю бюджетных средств не позднее 15-го числа текущего месяца предварительный расчет бюджетных инвестиций на следующий месяц.

9.2.2. Ежемесячно в срок до 7-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет главному распорядителю отчет о выполненных работах по форме утвержденной приложением N 3 к Порядку формирования и мониторинга реализации перечня адресных инвестиционных проектов, утвержденному распоряжением администрации города Хабаровска от 10.07.2012 N 197-р с приложением документов, подтверждающих фактическое выполнение работ (счета-фактуры, платежные поручения, унифицированные формы N КС-2 , КС-3 , «Справка о стоимости выполненных работ и затрат»).

9.2.3. Осуществлять ведение бюджетного учета, составлять и представлять главному распорядителю бухгалтерскую (финансовую) отчетность в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации для получателей бюджетных средств.

10. В случае нарушения условий, установленных при предоставлении бюджетных инвестиций юридическому лицу, главный распорядитель бюджетных средств (структурное подразделение) не позднее чем в десятидневный срок со дня обнаружения нарушений направляет получателю инвестиций уведомление о возврате бюджетных инвестиций в полном объеме. Юридическое лицо в десятидневный срок со дня получения уведомления производит возврат денежных средств в бюджет городского округа «Город Хабаровск» по платежным реквизитам, указанным в уведомлении о возврате бюджетных инвестиций.
В случае невозврата средств бюджетных инвестиций взыскание средств производится в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Юридическое лицо проверяется органом муниципального финансового контроля в части достоверности финансовых, учетных и отчетных данных, предоставляемых для соблюдения условий и порядка получения бюджетных инвестиций и целевого использования средств бюджетных инвестиций.

11. Общий контроль за ходом реализации инвестиционного проекта в соответствии с условиями Договора возлагается на структурное подразделение администрации города, отвечающее за реализацию проекта.

12. После завершения строительства объекта производится оформление в муниципальную собственность эквивалентной части уставного (складочного) капитала юридического лица, которому предоставлялись бюджетные инвестиции на реализацию инвестиционного проекта, в порядке, определенном действующим законодательством.

Текст документа сверен по:
Официальная рассылка

Об утверждении Порядка предоставления бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства за счет средств муниципального бюджета городского округа «Город Хабаровск» (Утратило силу с 21 декабря 2018 года на основании Постановления Администрации города Хабаровска от 19 декабря 2018 года N 4451)

Название документа: Об утверждении Порядка предоставления бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства за счет средств муниципального бюджета городского округа «Город Хабаровск» (Утратило силу с 21 декабря 2018 года на основании Постановления Администрации города Хабаровска от 19 декабря 2018 года N 4451)
Номер документа: 545
Вид документа: Постановление Администрации города Хабаровска
Принявший орган: Администрация города Хабаровска
Статус: Недействующий
Опубликован: Хабаровские вести, N 26, 24.02.2014
Дата принятия: 14 февраля 2014
Дата начала действия: 14 февраля 2014
Дата окончания действия: 21 декабря 2018
Дата редакции: 16 мая 2017


1. Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Оформление доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Бюджетные инвестиции юридическим лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, включаются в проект бюджета только при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, а также при наличии проекта договора между Правительством Российской Федерации, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления и указанным юридическим лицом об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.
3. Проекты договоров, указанные в пункте 2 настоящей статьи, оформляются в течение двух месяцев после вступления в силу закона о бюджете.
Отсутствие оформленных в установленном порядке договоров служит основанием для блокировки предусмотренных на соответствующие бюджетные инвестиции расходов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
4. Созданные с привлечением бюджетных средств объекты производственного и непроизводственного назначения в эквивалентной части уставных (складочных) капиталов и имущества передаются в управление соответствующим органам управления государственным или муниципальным имуществом.


1. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется участием Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Приведенное положение предполагает, что бюджетные инвестиции могут быть осуществлены только в отношении коммандитных товариществ и открытых акционерных обществ, поскольку участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, а также производственных кооперативов РФ, ее субъекты и муниципальные образования быть не могут (см. п. 1 ст. 7 Закона о производственных кооперативах, п. 1 ст. 69 ГК РФ, ст. 7 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, п. 4 ст. 7 Закона об акционерных обществах). Не могут быть произведены бюджетные инвестиции также и в некоммерческие организации, поскольку внесение имущественного взноса в имущество большинства некоммерческих организаций не порождает никаких прав (вещного или имущественного характера) у лица, внесшего такой взнос (см. п. 2 ст. 48 ГК РФ).
Если бюджетные инвестиции осуществляются в коммандитное товарищество, то РФ, ее субъект или муниципальное образование приобретают права вкладчика (коммандитиста) и участвуют в этом качестве при заключении или перезаключении учредительного договора.
Если бюджетные инвестиции осуществляются в открытое акционерное общество, то РФ, ее субъектам или муниципальным образованиям в порядке первоначального размещения должны быть переданы акции такого общества на сумму, эквивалентную произведенным инвестициям, в соответствии с Законом об акционерных обществах. Переданными акциями от имени Российской Федерации осуществляет управление Минимущество России, а от имени субъектов РФ и муниципальных образований - специально уполномоченные органы исполнительной власти или местного самоуправления.
При предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, специально уполномоченными органами исполнительной власти или местного самоуправления заключается договор об участии РФ, субъекта РФ или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций. Такой договор может иметь характер договора купли-продажи, если он предусматривает переход права собственности, либо договора простого товарищества, если он определяет условия совместной деятельности сторон.
Проекты указанных договоров оформляются в течение 2 месяцев после вступления в силу Закона о бюджете. В противном случае отсутствие оформленных в установленном порядке договоров послужит основанием для блокировки предусмотренных на соответствующие бюджетные инвестиции расходов в порядке, предусмотренном ст. 73 и 231 БК РФ.
2. Бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, включаются в проект бюджета только при наличии следующей документации:
а) технико-экономического обоснования инвестиционного проекта;
б) проектно-сметной документации;
в) плана передачи земли и сооружений;
г) проекта договора между Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления и указанным юридическим лицом об участии РФ, субъекта РФ или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.
3. В соответствии с п. 4 комментируемой статьи объекты производственного и непроизводственного назначения, созданные с привлечением бюджетных средств, в эквивалентной части уставных (складочных) капиталов и имущества передаются в управление соответствующим органам управления государственным или муниципальным имуществом.

Статья 76. Бюджетный кредит юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями. 1. Бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, бюджетным учреждением, на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом положений настоящего Кодекса и иных нормативных актов, только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита.

2. Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности.
3. Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100 процентов предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.
4. Оценка имущества, предоставленного в обеспечение получения бюджетного кредита, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Налоговые кредиты могут предоставляться юридическому лицу только в форме бюджетного кредита в порядке, определенном настоящей статьей.
6. Уполномоченные в соответствии с федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и нормативными актами муниципальных образований государственные органы, органы местного самоуправления и бюджетные учреждения представляют соответственно Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации, муниципальное образование в договоре о предоставлении бюджетного кредита.
7. Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита финансовым органом или по его поручению уполномоченным органом. Уполномоченные органы имеют право на проверку получателя бюджетного кредита в любое время действия кредита. Уполномоченные органы проводят также проверку целевого использования бюджетного кредита.
8. Средства бюджетного кредита перечисляются заемщику на его бюджетный счет в кредитной организации. Осуществление операций и платежей за счет средств бюджетного кредита осуществляется заемщиком самостоятельно в соответствии с целями бюджетного кредита в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и гражданским законодательством Российской Федерации.
9. При утверждении бюджета на очередной финансовый год указываются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок их предоставления, лимиты предоставления бюджетных кредитов на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года, а также ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов.
10. При неспособности заемщика обеспечить исполнение обязательств по бюджетному кредиту способами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, бюджетный кредит не предоставляется.
11. К отчету об исполнении бюджета прилагается отчет о предоставлении и погашении бюджетных кредитов.
12. Нарушение установленного порядка предоставления бюджетных кредитов финансовыми органами, а также принятие в обеспечение имущества низкой ликвидности являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и основанием для привлечения к ответственности должностных лиц, допустивших выдачу бюджетных кредитов с нарушением установленного порядка.
13. Возврат предоставленных юридическим лицам бюджетных средств, а также плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет.
14. Бюджетный кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе.

Определение понятию "бюджетные инвестиции" дает ст. 6 БК РФ: "бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного или муниципального имущества".

БК РФ предусматривает возможность осуществления инвестиций в двух формах:

1. Бюджетные инвестиции в объекты государственной или муниципальной собственности (инвестиции в основные средства ГУП и МУП, государственных (муниципальных) предприятий) - и в этой части действует общий универсальных подход, выработанный в рамках бюджетной реформы о том, что объем бюджетных ассигнований должен соответствовать расходным обязательствам публично-правового образования.

Основанием для включения бюджетных ассигнований для осуществления бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности в закон или решение о бюджете должны служить федеральные или иного уровня долгосрочные целевые программы или же иные нормативно-правовые акты (решения (нормативно-правовые акты) высших органов исполнительной власти), то есть должно иметь место принятие публичным субъектом расх обязательств в этой части.

Важной новеллой (обращение Президента к Федеральному собранию) стал переход к осуществлению бюджетных инвестиций из федерального, регионального или местного бюджетов исключительно в те объекты, которые относятся, соответственно, к собственности федерации, субъекта федерации или муниципального образования. Это позволяет повысить эффективность расходования средств при усилении ответственности.

Если же необходима поддержка федерации в строительстве объектов регионального или местного значения, то соответствующие средства должны передаваться в нижестоящие бюджеты в форме субсидий (а не субвенций, ибо субвенции выделяются в нижестоящий бюджет только вместе с передачей полномочий (возложение полномочий и полное финансирование его реализации)). Субсидии передаются в соответствие с долгосрочными целевыми программами.

Если же необходима федеральная поддержка строительства объектов местного значения, субсидии предоставляются через бюджет субъектов федерации (субсидии для целей субсидирования местных бюджетов).

Ст. 79 БК РФ дифференцирует порядок реализации и отражения в федеральном бюджете инвестиционных проектов в зависимости от их сметной стоимости. Так, например, при стоимости более 1,5 млрд. рублей решение по их отбору принимает непосредственно Правительство РФ; если же менее, решение может принимать главный распорядитель средств бюджета.

Это было бюджетные инв в объекты кап строит в форме кап строительства, в результате чего увеличивается стоимость основных средств, то есть государственного имущества.


2. Бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями или предприятиями (ст. 80 БК РФ).

Они влекут возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии ГК РФ.

По действующему ГК РФ это означает возможность приобретать акции (другого природе не известно). Речь идет, прежде всего, об участии государства и МО в АО и приобретении в сумме, эквивалентной вложениям, акций АО.

Такие бюджетные инвестиции устанавливаются в законе о бюджете путем включения в текст закона статьи, указывающей юридическое лицо, объемы и цели выделения бюджетных ассигнований на цели бюджетного инвестирования. В течение трех месяцев должен быть оформлен соответствующий гражданско-правовой договор о приобретении акций. При отсутствии такого договора, бюджетные инвестиции не предоставляются (см. ст. 11 ФЗ "О бюджете РФ на 2011 год").

Основным документом для планирования, утверждения и осуществления бюджетных инвестиций на федеральном уровне должна стать федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП). Порядок ведения ФАИП определяется Правительством РФ (постановление №716 от 13.09.2010); ФАИП должна содержать развернутые данные по каждому объекту на весь срок строительства или реконструкции; общую стоимость проекта с разбивкой по годам. Это должно повысить обоснованность и прозрачность планирования бюджетных инвестиций. В ФАИПе на сегодня подлежат распределению предусмотренные федеральным бюджетом ассигнования на осуществление капитальных вложений, в том числе, и бюджетные инвестиции, которые предоставляются юридическим лицам, не являющими государственными (муниципальными) учреждениями или предприятиями. Не включены в ФАИП только инвестиции за счет средств Инвестиционного фонда РФ или на приобретение такого оборудования для учреждения, которое не включено в смету стройки.

Постановление Правительства №590: правила проведения проверки проекта на предмет эффективности использования бюджетных средств, направленных на капитальные вложения (проверка соответствия инвестиционного проекта неким качественным (наличие четко сформулированной цели; комплексность инвестирования; отсутствие замещающей продукции; отстувие необходимости строительства в целях замещения функций государственных органов) и количественным критериям и минимальному значению общей интегральной оценке эффективности проекта).

В составе расходов федерального бюджета законом о бюджете предусмотрено создание Инвестиционного фонда РФ (ст. 179.2 БК РФ). Инвестиционный фонд - это часть средств федерального бюджета, которая подлежит использованию в целях реализации проектов, основанных на принципах государственно-частного партнерства (в том числе в рамках концессионных соглашений). Порядок формирования и использования фонда определяет Правительство РФ.

Фонд - это обособление определенной части расходов федерального бюджета, а не самостоятельный фонд. Впервые фонд был создан в 2006 году. Сейчас в РФ это один из главных механизмов ГЧП, который должен за счет федерального государственного участия сделать привлекательными для частных инвесторов общегосударственные проекты, которые находятся на грани окупаемости.

Речь идет о проектах не только общегосударственного характера, но и о проектах регионального и межрегионального характера.

Ассигнования из Инвестиционного фонда РФ осуществляются в следующих формах:

· бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, включая финансирование разработки проектной документации; финансирование на проведение конкурсов на заключение концессионных соглашений; финансирование работ по подготовке территории строительства, включая выкуп земельных участков;

· субсидии на соответствующие цели субъектам РФ;

· инвестиции в уставных капиталы АО, в том числе путем участия государства в их учреждении;

· к слову, это и субсидии государственной компании "Российские Автодороги".

Изначально из этого фонда получали поддержку только проекты федерального значения; доля частных инвесторов должна быть не менее 25%; стоимость проекта не менее 5 млрд. рублей с периодом реализации не более 5 лет. На сегодняшний день средства фонда используются для поддержки региональных и межрегиональных проектов, если доля частных инвесторов составит более 50% при стоимости проекта в 500 млн. рублей (развитие коммунальной, транспортной инфраструктуры). Примеры: Орловский тоннель под Невой, западный скоростной диаметр.

Функции по предоставлению такой поддержки за счет средств фонда выполняет МинРегионРазвития. Проекты отбираются в рамках публичной процедуры, установленной актами Правительства (постановление №134 от 01.03.2008).

В расходной части бюджетов, за исключением государственных внебюджетных фондов предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и местных администраций. При этом запрещается создание резервных фондов законодательных представительных органов и депутатов (это нарушает принцип разделения властей).

Резервные фонды органов исполнительной власти формируются для осуществления непредвиденных расходов, в том числе мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий и т. д. Средства расходуются по решению соответствующего органа или администрации (предусмотрен еще и резервный фонд Президента).

Установление новых расходных обязательств или увелечение объемов расходных обязательств должно сопровождаться указанием на источник их финансирования и порядок их исполнения. Ассигнования могут выделяться только с начала финансового года или после внесения изменений в закон о бюджете.